Специальный докладчик по Камбодже | OHCHR
Введение
Профессор Витит Мунтарбхорн (Таиланд) был назначен Специальным докладчиком по вопросу о положении в области прав человека в Камбодже в марте 2021 года. Он является профессором права и имеет большой опыт оказания безвозмездной юридической помощи в области прав человека от имени ООН. Г-н Витит занимал разные должности в системе ООН, в том числе Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми, Специального докладчика ООН по Корейской Народно-Демократической Республике, Независимого эксперта ООН по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, Председателя Комиссии ООН по расследованию событий в Кот-д’Ивуаре, а также входил в состав Комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике.
Г-н Витит является почетным профессором факультета права Университета Чулалонгкорна в Бангкоке. Он имеет степень магистра и бакалавра гражданского права Оксфордского университета и бакалавра европейского права Брюссельского свободного университета. Ему присвоен статус адвоката (Миддл Темпл, Лондон). В течение нескольких лет профессор Витит был одним из руководителей Рабочей группы правозащитного механизма АСЕАН. Он является автором многочисленных публикаций по международному праву, правам человека, международному гуманитарному праву, а также по вопросам права и развития. Г-н Витит является лауреатом ряда премий, в том числе Премии ЮНЕСКО за образование в области прав человека 2004 года. В 2018 году он удостоился звания рыцаря (KBE).
Мандат Специального докладчика
Мандат Специального докладчика вытекает из Парижских мирных соглашений (статья 17 Соглашения о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта и статья 3 Соглашения о суверенитете, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитете и национальном единстве Камбоджи).
В своей резолюции 42/37 Совет по правам человека постановил «продлить на два года мандат Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Камбодже и назначить Специального докладчика, который будет выполнять прежние обязанности Специального представителя Генерального секретаря, попросил Специального докладчика представить доклады об осуществлении его мандата Совету по правам человека на его сорок пятой и сорок восьмой сессиях, а также конструктивно взаимодействовать с правительством Камбоджи в целях дальнейшего улучшения положения в области прав человека в этой стране».
В отличие от странового отделения УВКПЧ, которое подчиняется Верховному комиссару ООН по правам человека и формально является подразделением Секретариата Организации Объединенных Наций, Специальный докладчик имеет статус независимого эксперта. При этом они имеют взаимодополняющие мандаты и тесно сотрудничают. Во время миссий в Камбоджу УВКПЧ оказывает Специальному докладчику и другим специальным процедурам Совета по правам человека услуги секретариата.
В рамках своего мандата Специальный докладчик будет изучать последствия COVID-19 с точки зрения прав человека; демократическое пространство и гражданские и политические права; экономические, социальные и культурные права; сдержки и противовесы, в том числе на основе создания независимого национального правозащитного учреждения и пространства для выявления уязвимостей с уделением особого внимания правам ключевых групп; распределение/охрану земельных и природных ресурсов; гражданское общество; вопросы привлечения к ответственности и возмещения ущерба; эффективное осуществление прав человека в качественном выражении; взаимодействие с государственным и негосударственным секторами и международным сообществом с целью эффективной интеграции прав человека в национальном и местном контексте.
Контактные данные
Информацию, касающуюся деятельности мандатария, можно направить по эл. почте: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА В КАМБОДЖЕ 1945–79 • Большая российская энциклопедия
Авторы: С. Л. Ташлыков
НАЦИОНА́ЛЬНО-ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ В КАМБО́ДЖЕ 1945–79, вооружённая борьба патриотич. сил камбоджийского народа против франц., амер., юж.-вьетн. интервентов и вооруж. сил их сторонников за независимость страны и установление демократич. строя. После окончания 2-й мировой войны Камбоджу оккупировали франц. войска. Борьбу с колонизаторами возглавила патриотич. орг-ция «Кхмер Иссарак». Благодаря гибкой политике короля Камбоджи Нородома Сианука удалось добиться некоторых уступок со стороны франц. колониальных властей. В 1947 страна стала автономным государством в рамках Франц. союза. В 1949 эта формулировка была изменена на «независимое государство», однако осн. власть по-прежнему оставалась в руках франц. администрации. В апр. 1950 произошло объединение демократич. сил под эгидой орг-ции «Кхмер Иссарак», руководство которой приступило к созданию Нар.-освободит. армии Кхмера (НОАК). К кон. 1952 её формирования контролировали бо́льшую часть страны. По приказу франц. ген.-губернатора Индокитая Французского королевская армия Камбоджи была направлена на борьбу с НОАК, однако воен. действия не велись, поскольку между правительством Сианука и освободит. силами поддерживались отношения «молчаливого нейтралитета». Франция, экспедиц. силы которой терпели поражение в др. странах Индокитая, в 1953 вынуждена была признать суверенитет Камбоджи и вывести свои войска с её территории. Женевские соглашения о восстановлении мира в Индокитае официально закрепили независимость Камбоджи. В 1955 в стране были проведены всеобщие выборы в Нац. собрание, на которых все мандаты получила созданная Сиануком партия Нар.-социалистич. общество. НОАК была расформирована, а часть её сил вошла в состав королевской армии.
Заняв пост главы государства, Сианук избрал политику нейтралитета, целью которой было сохранить независимость страны, избегая вовлечения её в блоки и союзы. Камбоджа отказалась от вступления в СЕАТО, закрепив свой нейтралитет спец. законом. С США был заключён договор об оказании воен. и экономич. помощи, установлены дипломатич. отношения с Таиландом, Юж. Вьетнамом, а также с СССР и др. социалистич. государствами, за исключением ДРВ. Вместе с тем к нач. 1960-х гг. участившиеся случаи вооруж. конфликтов на таиландском и юж.-вьетн. участках границы привели к разрыву дипломатич. отношений с этими странами. В 1963 после раскрытия заговора против режима Сианука, организованного ЦРУ, были прерваны дипломатич. отношения с США. Одновременно были установлены более тесные контакты с СССР. С этого времени камбоджийские вооруж. силы стали получать оружие, вооружение и воен. технику из СССР. Для обучения личного состава правительств. войск в Камбоджу были направлены сов. воен. советники и специалисты. Со стороны КНР также начала поступать экономич. и воен. помощь Камбодже. На её территорию получили доступ множество кит. советников, деятельность которых имела целью расширение своего влияния среди оппозиц. партий. Вследствие этой деятельности в Нар.-революц. партии Камбоджи (НРПК) произошёл раскол на 2 группировки. Первая – прокитайская группировка, возглавляемая Пол Потом, настаивала на немедленном переходе к борьбе против режима Сианука. Вторая группировка, в которую входили старые члены НРПК, имевшие связь с ДРВ и Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама, выступала против. Её руководство учитывало нейтралистский характер политики Сианука, который в условиях «Вьетнамской войны» не давал разрешения США на осуществление возд. бомбардировок и проведение наземных операций в районах Камбоджи, находившихся под контролем Нар. вооруж. сил освобождения Юж. Вьетнама (НВСО ЮВ). Результатом внутрипартийной борьбы стала победа сторонников Пол Пота, занявшего пост генерального секретаря партии, которая стала называться Коммунистич. партией Кампучии (КПК). Её руководство сформировало в вост. районах страны отряды т. н. Революц. армии, которые в 1968 развернули боевые действия против правительств. войск. В марте 1970 в результате гос. переворота, осуществлённого при поддержке США, к власти пришло проамериканское правительство ген. Лон Нола, взявшее курс на установление тесных отношений с США и их союзниками. Результатом этого стало вторжение в мае 70-тысячной группировки американо-южновьетнамских войск на территорию Камбоджи и развёртывание воен. действий в вост. районах страны с целью уничтожения баз НВСО ЮВ. После переворота сторонниками Сианука сформирован Нац. единый фронт Камбоджи (НЕФК), к которому примкнули представители нейтральных обществ. организаций и КПК, в т. ч. из группировки «Красные кхмеры». Формирование Армии нац. освобождения Камбоджи (АНОК) происходило на базе отрядов Революц. армии, что позволило Пол Поту расставить на ключевые посты своих командиров. Кроме этого, в неё вошли части правительств. войск, перешедших на сторону НЕФК. С мая 1970 вместе с юж.-вьетн. партизанами части АНОК приняли участие в отражении американо-южновьетнамской агрессии и боевых действиях против вооруж. сил ланноловского режима. В июне 1970 амер. войска, понёсшие потери (388 чел. убитыми и св. 1,5 тыс. ранеными), были выведены из Камбоджи, но оставшиеся там юж.-вьетн. войска (43 тыс. чел.) и армия Лон Нола при поддержке ВВС США продолжили воен. действия. Численность регулярных ланноловских войск была увеличена до 200 тыс. чел., они оснащались совр. амер. оружием и воен. техникой. К сер. 1971 численность АНОК достигла 30 тыс. чел. и продолжала расти. Руководители «Красных кхмеров» широко использовали лозунги НЕФК и имя Сианука для вовлечения камбоджийских крестьян в свои боевые части. Процесс роста АНОК проходил под контролем сторонников Пол Пота. Вооружение проводилось за счёт поставок через ДРВ сов. и кит. оружия и техники, помощь в освоении которых оказывали воен. специалисты этих стран. За период 1971–72 в ходе успешных воен. действий АНОК и частей НВСО ЮВ было освобождено до 80% территории страны. Согласно Парижским соглашениям 1973 юж.-вьетн. войска были выведены из Камбоджи. К этому времени АНОК практически стала армией группировки «Красные кхмеры», что позволило им после ухода юж.-вьетн. войск захватить контроль над всей освобождённой территорией. Одновременно проходили чистки в КПК и в армии, откуда удалялись коммунисты-интернационалисты, сторонники Сианука и нейтралисты, зачастую сопровождавшиеся физич. уничтожением сторонников НЕФК. 17.4.1975 части АНОК овладели столицей Камбоджи, Лон Нол и его окружение бежали в США. По новой конституции, обнародованной 5.1.1976, страна стала называться Демократич. Кампучией. К этому времени власть в стране была захвачена представителями «Красных кхмеров», которые приступили к т. н. строительству нового общества с чистого листа. За неполных 4 года из 9-миллионного населения страны погибло ок. 1,5 млн. чел., были уничтожены квалифицир. рабочие кадры и почти вся интеллигенция; развязана пограничная война против Вьетнама, совершались вооруж. нападения на территорию Таиланда. В сент. 1975 начались выступления населения против полпотовского режима. Борьбу возглавил созданный 2.12.1976 Единый фронт нац. спасения Кампучии (ЕФНСК), вооруж. формирования которого 7.1.1979 при поддержке вьетн. армии свергли правительство Пол Пота.
Камбоджа Сводка по экономике, политике и росту ВВП
Сводка по экономике, политике и росту ВВП Камбоджи — The Economist Intelligence UnitПоиск Поиск
- Мой EIU
- Страна
- Камбоджа
Коротко
EIU прогнозирует, что рост реального ВВП Камбоджи немного замедлится до 5% в 2023 году после 5,1% в 2022 году из-за замедления роста экспорта товаров на фоне сохраняющегося слабого спроса на западных рынках. Однако туризм восстановится сильнее после возвращения туристов из Китая после отмены этой страной своей политики нулевого коронавируса. Правящая Народная партия Камбоджи, получившая большинство мест на местных выборах в 2022 году, покажет хорошие результаты на всеобщих выборах, которые состоятся 23 июля, и продолжит доминировать. Мы ожидаем, что Хун Мане сменит своего отца Хун Сена на посту премьер-министра через некоторое время после всеобщих выборов.
Подробнее: Туризм Камбоджи выиграет от открытия Китая
Подробнее: Доминированию НПК еще не угрожает возрождение оппозиции
Подробнее: Камбоджа вносит поправки в конституцию, поскольку приближается политическая преемственность
Избранный анализ
Эконом | 4 апреля 2023 г.Открытие экономики Китая улучшило перспективы для некоторых стран, поскольку проблемы банковского сектора превратились в риск.
Подробнее Эконом | 23 марта 2023 г.Замедление спроса в США и ЕС представляет собой ключевой риск для экспорта Камбоджи, но диверсификация поддерживает долгосрочные перспективы.
Подробнее Риск | 6 марта 2023 г. Показатели операционного риска улучшились, а не ухудшились в период между третьим и четвертым кварталами 2022 г. больше стран9.0003 Подробнее Увидеть всеЭкономический рост
(%, если не указано иное) | |||
2022 | 2023 | 2024 | |
---|---|---|---|
ВВП США | 2.1 | 1,0 | 1,0 |
ВВП ОЭСР | 2,8 | 0,9 | 1,5 |
Мировой ВВП | 3. 1 | 2.1 | 2,4 |
Мировая торговля | 4,2 | 3,2 | |
Источник: The Economist Intelligence Unit |
Расходы на ВВП
(% реального изменения)
= 2023
= 2024
Личное потребление
Государственное потребление
Валовые инвестиции в основной капитал
Экспорт товаров и услуг
Импорт товаров и услуг
Источник: The Economist Intelligence Unit
Происхождение ВВП
(% реального изменения)
= 2023
= 2024
Сельское хозяйство
Промышленность
Услуги
Источник: The Economist Intelligence Unit
Камбоджа: страновой отчет о свободе в мире за 2020 г.
заголовок1 Обзор
В политической системе Камбоджи уже более трех десятилетий доминируют премьер-министр Хун Сен и Народная партия Камбоджи (НПК).
В то время как в прошлом в стране проводились полуконкурентные выборы, выборы 2018 года прошли в условиях жестких репрессий. С тех пор правительство Хун Сена продолжает оказывать давление на членов оппозиционной партии, независимые СМИ и демонстрантов с помощью запугиваний, политически мотивированных преследований и насилия.КЛ Гражданские свободы
Д Свобода слова и убеждений
Д1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 1.001 4.004 |
Правительство использует судебные иски, уголовные преследования, огромные налоговые счета, а иногда и насильственные нападения, чтобы запугать СМИ. Есть частные печатные и вещательные агентства, но многие из них принадлежат и управляются НПК.
С 2017 года правительство активно подавляет независимые СМИ. Независимая англоязычная газета
Китайские инвестиции также влияют на выпуск камбоджийской прессы. Проправительственный новостной сайт Fresh News распространял контент китайских государственных СМИ с момента получения внешних инвестиций в 2018 году. Правительство также сотрудничало с китайской инвестиционной группой при запуске NiceTV в том же году; эта телевизионная станция вещает из студии министерства внутренних дел и поддерживает тесные рабочие отношения с китайскими государственными СМИ.
В то время как проправительственные СМИ действуют свободно, иностранные СМИ действуют с более жесткими ограничениями или вообще вынуждены покинуть страну. Радио «Свободная Азия» (RFA), которое сообщало о насильственных выселениях и коррупции в стране, было вынуждено закрыть свое бюро в Пномпене в конце 2017 года. Вскоре после этого двое его журналистов, Уон Чхин и Йеанг Сотерин, были арестованы и обвинены в шпионаже. Суд над ними начался в июле 2019 года и продолжался на конец года в июне 2019 года., Рат Ротт Мони, президент Камбоджийской федерации профсоюзов строителей (CCWTUF), был признан виновным в подстрекательстве к дискриминации и приговорен к двум годам тюремного заключения; он сотрудничал с российской государственной телекомпанией RT в создании документального фильма о сексуальной эксплуатации детей в Камбодже.
Два сотрудника газеты Cambodia Daily , камбоджиец Аун Пхеап и канадец Зсомбор Питер, в конце года оставались под судом после того, как судебное разбирательство было отложено во время короткого рождественского заседания. Первоначально им было предъявлено обвинение в подстрекательстве к совершению уголовного преступления в 2017 году после того, как они написали о местных выборах, которые состоятся в мае того же года. Оба журналиста впоследствии бежали из страны; Pheap ищет убежища в Соединенных Штатах, в то время как Питер остался за пределами Камбоджи, опасаясь быть помещенным в предварительное заключение.
Д2 1,00–4,00 балла0–4 балла
Могут ли люди свободно исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 3.003 4.004 |
Большинство камбоджийцев являются буддистами тхеравады и могут свободно исповедовать свою религию, но социальная дискриминация религиозных и этнических меньшинств сохраняется.
Д3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 2.002 4.004 |
Учителя и студенты практикуют самоцензуру в отношении дискуссий о политике и истории Камбоджи. Критика премьер-министра и его семьи часто наказывается.
Д4 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 2. 002 4.004 |
Государство, как правило, не вмешивается в частные обсуждения людей, хотя открытая критика премьер-министра может привести к репрессиям. Однако в 2018 году Хун Сен и другие лидеры правительства предупредили перед выборами в нижнюю палату, что критика правительства будет сурово наказана.
Е Ассоциативные и организационные права
Е1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 1.001 4.004 |
Власти открыто враждебны свободе собраний. Несколько небольших оппозиционных партий, которые действительно участвовали в выборах в нижнюю палату 2018 года, провели мало или совсем не проводили мероприятий. Собрания ныне запрещенной крупной оппозиционной партии запрещены.
Демонстранты, отметившие третью годовщину убийства комментатора и активиста Кем Лея в июле 2019 годаподвергся аналогичному обращению, когда силы безопасности разогнали собрание на месте его смерти.
Трое демонстрантов были арестованы; двое из них подписали документы с обязательством не участвовать в «социальных волнениях», чтобы добиться их освобождения, а третьему было предъявлено обвинение в подстрекательстве к совершению уголовного преступления. Силовики также ввели ограничения на проведение собраний, посвященных годовщине смерти Кем Лея, в пяти провинциях и запугивали их участников, хотя мероприятия все же продолжались.Е2 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правами человека и деятельностью, связанной с управлением? | 1.001 4.004 |
Активисты и группы гражданского общества, выступающие за справедливость и права человека, сталкиваются с растущим преследованием со стороны государства. Известный активист Кем Лей был убит средь бела дня в 2016 году. В 2018 году трем активистам, принимавшим участие в планировании его похорон, были предъявлены обвинения в растрате, хотя позже обвинения с одного из них были сняты.
Активисты, вовлеченные в земельные споры, также сталкиваются с преследованиями, арестами и насилием со стороны правительства. Сум Моын, который представлял группу из 300 семей, вовлеченных в спор с сельскохозяйственной фирмой в северной провинции Прэахвихеар, был арестован вместе со своим сыном и еще 13 людьми в январе 2019 года. Моын, которого избили во время ареста, сбежал. , снова появившись в апреле и призывая к освобождению своего сына и 13 жителей деревни. Подсудимых обвинили в незаконной вырубке государственных лесных угодий, но они утверждают, что владеют землей, переданной государством в концессию компании. К июлю обвинения против четырех жителей деревни были сняты, а остальные десять были освобождены под залог. Суд над Моыном начался в октябре.
Е3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 1.001 4.004 |
В Камбодже есть небольшое количество независимых профсоюзов, и рабочие имеют право на забастовку, но многие из них подвергаются наказанию за это. Закон о профсоюзах 2016 года ввел такие ограничения, как чрезмерные требования к созданию профсоюзов.
Ф Верховенство закона
Ф1 1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 0,000 4.004 |
Судебная система страдает от коррупции и отсутствия независимости. Судьи помогли правительству выдвинуть обвинения против широкого круга оппозиционных политиков.
Ф2 1,00-4,00 балла0-4 балла
Преобладает ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 1. 001 4.004 |
В Камбодже плохо соблюдаются процессуальные права. Жестокое обращение со стороны сотрудников правоохранительных органов и судей остается чрезвычайно распространенным явлением. Ложные судебные процессы случаются часто, а элиты обычно пользуются безнаказанностью.
Ф3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 1.001 4.004 |
Камбоджийцы живут в условиях репрессий и страха. Пытки подозреваемых и заключенных часты. Силовиков регулярно обвиняют в применении чрезмерной силы к задержанным подозреваемым.
В результате работы Чрезвычайных палат судов Камбоджи (ЧПСК), созданных для суда над лидерами бывшего режима красных кхмеров, были вынесены обвинительные приговоры за преступления против человечности, убийства, пытки и религиозные преследования. В 2018 году трибунал признал Нуон Чеа и Кхиеу Самфана, двух выживших лидеров красных кхмеров, виновными в геноциде и преступлениях против человечности. Оба они получили пожизненное заключение; оба уже были приговорены к пожизненному заключению за прошлые судимости за преступления против человечности. Эти обвинительные приговоры стали первым случаем, когда преступления красных кхмеров были юридически определены как геноцид. Нуон Чеа умерла в августе 2019 года..
В то время как трое подсудимых остаются под юрисдикцией ЧПСК, орган разделился во мнениях относительно того, продолжать ли судебный процесс против одного, что привело к тупику. В декабре 2019 года трое камбоджийских судей трибунала проголосовали за прекращение дела против Ао Ана, которого обвиняли в надзоре за геноцидом мусульманского меньшинства чамов во время правления красных кхмеров. Два его международных судьи проголосовали за продолжение. Голосование ECCC, а также противодействие Хун Сена судебным процессам против оставшихся подсудимых поставили будущее трибунала под сомнение в конце года.
Ф4 1,00-4,00 балла0-4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? | 1. 001 4.004 |
Меньшинства, особенно вьетнамского происхождения, часто сталкиваются с правовой и социальной дискриминацией. Чиновники и лидеры оппозиции демонизировали меньшинства.
Правительство Камбоджи часто отказывается предоставить защиту беженцев горцам, бегущим из Вьетнама, где они сталкиваются с преследованиями со стороны вьетнамского правительства.
Хотя однополые отношения не криминализированы, представители ЛГБТ+ не имеют правовой защиты от дискриминации.
г Личная автономия и индивидуальные права
Г1 1,00-4,00 балла 0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? | 2.002 4.004 |
Конституция гарантирует право на свободу передвижения и передвижения, и правительство в целом соблюдает эти права на практике. Однако ограничения все же возникают, особенно когда правительство пытается помешать активистам путешествовать по стране.
Г2 1,00–4,00 балла 0–4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неоправданного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 1.001 4.004 |
Земельные и имущественные права регулярно нарушаются в угоду частным девелоперским проектам. За последние несколько лет сотни тысяч людей были насильственно выселены из своих домов практически без компенсации, чтобы освободить место для коммерческих плантаций, шахт, заводов и элитных жилых комплексов. Земельные споры — обычное дело, и силы безопасности реагируют на протесты силой.
Г3 1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? | 2.002 4.004 |
Правительство не часто подавляет личные социальные свободы, но женщины подвергаются широко распространенной социальной дискриминации.