Казахстан какая вера: Религия Казахстана — какая самая популярная вера?

Содержание

Религия Казахстана — какая самая популярная вера?

Казахстан — светское государство, в котором власть не принимает участия в жизни церкви, а религиозные организации не берут на себя функции управления страной. О том, какие религии исповедуют этнические народы Казахстана, каков процент верующих в каждой из них и как казахстанцам удается мирно сосуществовать без религиозных разногласий, пойдет речь в статье.

Основные религии в Казахстане

Конституция республики закрепляет право каждого гражданина на свободу вероисповедания и признает ценность всех религий в Казахстане, как духовную составляющую культурного наследия. В казахстанских городах возведены и действуют православные храмы и мечети, синагоги и молельные дома.

По данным на 2019 г. по религиозной принадлежности население Казахстана делится в соотношении:

  • 70 % (большинство) — исповедуют суннитский ислам школы ханафитского мазхаба;
  • 20 % — причисляют себя к православным христианам;
  • 1,3 % — последователи католической церкви;
  • 2 % — относятся к протестантам;
  • 0,09 % — исповедуют буддизм;
  • 0,03 % — иудаизм.

В ходе социального опроса Министерства информации и общественного развития РК в 2020 г., в котором приняли участие около 16 тысяч жителей Казахстана, верующими себя назвали 67,4 % опрошенных. Из них 40,5 % признались, что посещают храмы только в праздники, лишь 26,9 % заявили, что регулярно соблюдают религиозные обряды.

Древнее тенгрианство

Степные кочевники Центральной Азии, предки казахов, поклонялись Тенгри — богу голубого неба и делили мироздание на три составляющие:

  • небо — обитель богов;
  • землю — место для людей;
  • подземелье — пристанище темных сил.

Последователи тенгрианства воспринимали человека и природу как единое целое, верили, что смерть всего лишь сон, а умерший однажды оживет, поэтому в могильные курганы складывали все вещи и оружие, которые могут понадобиться в новой жизни.

Старейшины и вожди племен советовались с шаманами, которые обращались к Тенгри о помощи, могли врачевать, предвидеть опасные явления природы и угрозы от внешних врагов. Шаманы приносили в жертву животных, обычно коней, мясо которых соплеменники делили между собой. С распространением ислама язычество сошло на нет, а шаманы потеряли влияние.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Ислам порицает шаманизм как грех, но казахи продолжают интересоваться шаманами и в XXI веке. Некоторые верят в их чудодейственные способности и обращаются к ним в сложных жизненных ситуациях.

Ислам

История ислама в Казахстане началась в VII–VIII вв., миссионеры-арабы занимались его распространением в течение нескольких столетий. Мусульманские омовения, посты, намазы по расписанию с трудом встраивались в быт кочевников. Первыми мусульманами стали жители Туркестана и южных территорий. К середине XV в. ислам стал основной религией Казахского Ханства, потеснив традиционное тенгрианство.

Значимый вклад в обращение тюркских народов в мусульманскую веру принадлежит мыслителю, проповеднику и поэту Ходже Ахмету Ясави (1103–1166 гг.). Мавзолей, возведенный в Туркестане после его смерти, до сих пор почитается мусульманами-паломниками.

В процессе завоевания Средней Азии Российской империей, ислам был утвержден государственной религией казахов. На 2022 г. в Казахстане насчитывается около 3700 мечетей. Главная — Хазрет-Султан. Среди этнических групп, проживающих в стране, ислам исповедуют казахи, узбеки, таджики, уйгуры, татары, башкиры, киргизы, дунгане.

Мусульманская религия — основная в современном Казахстане. От других мусульманских стран она отличается либерализмом. Верующие не преследуют инакомыслящих, не соблюдают строго нормы шариата и регулярность намазов. Хиджаб (накидка на голову и тело) не обязателен и надевается мусульманками по желанию.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Часть казахстанских общественных деятелей не приветствуют чрезмерную исламизацию общества, видя в ней угрозу светскости государства. Они считают, что подобная тенденция может привести к утрате самобытности тюркской культуры и размыванию национальной идентичности казахстанского народа.

Православное христианство

По одной из версий христианство в южную часть древнего Казахстана привнесли племена согдийцев в IV–V вв. , придя по торговым путям из Ирана. Христианские общины объединяли представителей тюркских народов наряду с зороастризмом и буддизмом.

После прихода в Центральную Азию арабов христианство было вытеснено исламом и возродилось только к XIX в. на северных территориях в ходе завоевания Сибири Российской империей. В русских городах-укреплениях Семипалатинске, Усть-Каменогорске и др., которые возводили для защиты от набегов монголов-кочевников, строили православные церкви. Первая была построена в 1890 г. в Перовске (Кызылорда).

Казаки Емельяна Пугачева укоренили старообрядческие традиции на западе Казахстане на берегах реки Урал. На юге вокруг русского военного укрепления в г. Верное (Алма-Ата) были основаны казачьи станицы и построен Вознесенский собор (1907 г.).

В современном Казахстане православные верующие — это в основном русские, украинцы и белорусы, с начала 1990-х гг. их количество постоянно сокращалось из-за оттока русскоязычного населения из страны. Сейчас во владении русской православной церкви находятся 9 монастырей и более 300 церквей.

Католичество

Учение этой ветви христианства на территории современного Казахстана начали распространять францисканские монахи-миссионеры в XIII в. Во времена Российской империи в XIX в. и в период Первой мировой войны территория Казахстана пополнялась католиками из числа переселенцев: офицеров царской армии, ссыльных, военнопленных, беженцев. Католический приход включал верующих немецкого, литовского, польского, австрийского происхождения.

После революции 1917 г. католическая церковь, как и православная, подверглась гонениям, многие священники были сосланы в лагеря. Церковь вновь открыла двери для прихожан после 1990-х гг. Католической веры придерживаются около 186 тысяч казахстанцев. Кроме римско-католической в Казахстане зарегистрирована греко-католическая община, ее храмы существуют в Караганде, Астане, Сатпаеве.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! В 1992 г. были установлены дипломатические и культурные связи со Святым Престолом в Ватикане, а в сентябре 2001 г. с целью поддержания миссионерской деятельности и культурных связей казахстанскую столицу посетил Папа Римский Иоанн Павел II.

Протестантизм

Протестанты отделились от католической церкви в первой половине XVI в., заявив о возвращении к истокам истинной апостольской христианской веры. Немцы-лютеране из числа солдат царской армии, которые участвовали в присоединении центральноазиатских территорий к Российской империи, стали первыми протестантами в Казахстане. Лютеранские кирхи были построены в Усть-Каменогорске, Павловске. В современной республике действуют религиозные общины нескольких ветвей протестантства: лютеран, баптистов, пресвитериан, методистов, пятидесятников.

Буддизм

Учение буддистов зародилось в Индии еще в I тысячелетии до нашей эры, его последователи проникли в центральноазиатский регион и Семиречье по Великому шелковому пути. Буддизм был распространен на западных землях и после прихода ислама частично сохранился в районе Туркестана. В современном Казахстане буддизм представлен тибетской и корейской направленностью учения, его исповедуют около 15 тыс. человек: калмыки и члены корейской диаспоры.

Иудаизм

Иудаизм присутствовал в древнем Хазарском Каганате в начале IX в. С распадом ханства хазары-иудеи расселились среди тюркских народов. В начале XIX в. в николаевскую царскую армию призывались рекруты-евреи, которых отсылали на обучение военному делу в казахстанские степи. Около ста солдат и их потомков основали в Алма-Ате первую общину и устроили синагогу в крестьянской избе. Сегодня в Казахстане около 5 тысяч верующих-иудеев, синагоги открыты в 5 крупных городах. В каждом из них есть раввин, школы, центры для изучения языка.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Первый президент республики Нурсултан Назарбаев дважды посетил Израиль с дружественным визитом. В декабре 1999 г. Алматы и Тель-Авив установили дружественные связи и стали городами-побратимами.

Другие религии

В Казахстане отмечена деятельность и других религиозных объединений, среди них:

  • церковь Иисуса Христа Святых последнего дня;
  • Свидетели Иеговы;
  • общество сознания Кришны;
  • ваххабизм;
  • исмаилизм;
  • Бразха Кумарис.

На территории Казахстана запрещена деятельность более двадцати псевдорелигиозных объединений. Правительство уважает свободу вероисповедания, но призывает граждан проверять информацию и доверять организациям из списка одобренных законом религиозных общин.

Атеизм

Атеизм в стране поддерживает коммунистическая партия Казахстана. В ее программе признается право граждан выбирать любую веру или не исповедовать никакой религии. При этом власти стараются найти компромисс и не допускать как дискриминации атеистов, так и оскорбления чувств верующих.

С момента обретения независимости в 1991 г. общее число верующих различных конфессий в республике увеличилось в шесть раз. В 2003 г. Казахстан принимал на своей территории представителей мировых религий. В Астану (Нур-Султан) съехались лидеры ислама, христианства, буддизма, иудаизма и др. С тех пор проведение подобных встреч стало традицией, оно направлено на укрепление культурных связей и поддержание неконфликтного сосуществования религий в современном мире.

основные мировые религии сегодня у казахов

Какая вера и религия в Казахстане?

Прочитав статью, вы узнаете весь религиозный спектр Казахстана, за 15-19 минут.

Благодаря своеобразному пути развития и формирования государства Казахстан сегодня имеет многонациональный состав населения, который формировался путем переселения людей из других регионов. Какая вера и официальная религия у казахов в Казахстане сегодня? Есть ли в стране православные церкви? Распространён ли шаманизм в стране? Предлагаем узнать ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в тысячелетнюю историю казахского народа.

Содержание статьи:
  1. Религиозная принадлежность населения Казахстана
    1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?
    2. Казахстан религия в процентах?
  2. История казахского народа
    1. История культуры и происхождение казахского народа
      1. Происхождение – история этногенеза казахского народа
      2. Средневековая история кратко
      3. Казахское ханство
      4. Казахи в составе Российской империи
      5. Казахи при Советском Союзе
      6. Современная история Казахстана
    2. Традиции и обычаи Казахстана
      1. Кара шанырак – особенная традиция
      2. Национальная одежда
      3. Главный праздник — Наурыз
    3. Национальный состав населения государства — статистика
    4. Верования казахов – история религии
      1. Какую религию исповедуют в Казахстане казахи?
      2. История проникновения ислама
      3. Когда казахи стали мусульманами?
    5. Роль религии в жизни казахов
    6. Известные представители народа
  3. Свобода вероисповедания
    1. Государственная религия Казахстана
  4. Основные религии и религиозные конфессии Казахстана
    1. Ислам в Казахстане – основная религия
      1. Сунниты
      2. Особенности ислама в Казахстане
      3. Мусульманские школы
      4. Публичное проявление веры
      5. Особая одежда для женщин
      6. Ханафитский мазхаб в Казахстане
      7. Появление и распространение ислама на территории Казахстана
    2. Христианство в Казахстане
      1. История появления
      2. Православие
      3. Католики в Казахстане
        1. Появление католицизма
        2. Католическая церковь Казахстана
      4. Протестантизм — история протестантской религии в Казахстане
      5. Буддизм
      6. Иудаизм
  5. Древние религии Казахстана
    1. Тенгрианство – древнейшая религия у казахов
    2. Шаманизм
  6. Другие вероисповедания
    1. Атеизм
    2. Секты и нетрадиционные религии
    3. Экстремизм
  7. Религия в современном Казахстане сегодня
    1. Современное состояние религии в Казахстане
    2. Отношение к религии парламентских партий Казахстана
  8. Мечеть Хазрет Султан в Астане
  9. Съезды мировых религий в Казахстане
  10. Видео о вере казахов

1.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

Казахстан сегодня представляет собой унитарную республику с президентской формой правления. Конституция определяет республику светским государством, но гарантирует полную свободу вероисповедания для населения.

Религия Казахстана кратко: согласно статистическим данным, в Казахстане функционирует 46 конфессий и доминаций, представляющие интересы многоэтничного народа. В настоящее время в республике насчитывается порядка 4200 религиозных общин и объединений, действуют около 3200 различных молитвенных домов, церквей и мечетей.

1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?

В ходе переписи населения в 2009 году жителям Казахстана задавался вопрос об отношении к религии. Процентное соотношение представителей преобладающих религий оказалось следующим: около 97% респондентов отнесли себя к той или иной вере, а 3% опрашиваемых отказались от ответа, либо заявили о своём атеизме.

1.2. Казахстан религия в процентах:

  • мусульмане — 70,19%;
  • христиане — 26,17%;
  • буддисты — 0,09%;
  • иудеи — 0,03%;
  • другие религии — 0,19%;
  • атеисты — 2,81%;
  • не дали ответа — 0,51%.

Исторически и культурно сложилось, что общество в республике ориентировано на две традиционные распространенные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов жителей Казахстана, среди которых казахи, узбеки, киргизы и другие, исповедуют суннитский ислам, азербайджанцы же придерживаются шиитского направления ислама. Последователи христианства в республике — это в основном русские, украинцы, белорусы.

2. История казахского народа

История народа Казахстана насчитывает порядка 1000 лет.

2.1 История культуры и происхождение казахского народа

В формировании народности казахов ключевую роль сыграли, прежде всего, арийцы, которые обитали в древности на территориях от Дуная до Байкала. Их курганы встречаются на территории современной России, Украины и по всему Казахстану.

2.1.1 Происхождение – история этногенеза казахского народа

Первым народом, населяющим территорию нынешнего Казахстана, были кочевые скотоводы эпохи бронзы. К первому веку до нашей эры в Средней Азии поселилось племя гуннов, которые создали первую империю кочевников в этом регионе. Это были типичные европеоиды андроновского типа, светловолосые и зеленоглазые, ставшие предками для сарматов, скифов, авар. После андроновцев у казахов осталось множество культурных обычаев — кочевой образ жизни, письменность, узоры на коврах, тамги. Во втором веке до нашей эры было создано государство Кангюй, ключевую роль в котором играли племенные союзы.

Это интересно! Сам термин «казах» произошёл от тюркского слова «казак», что означало — свободолюбивый, вольный, скиталец.

2.1.2 Средневековая история кратко

Тюркские народы стали доминировать в Средней Азии во времена монгольского нашествия. Это племя, вышедшее из евразийских степей, образовало крупнейшее государство протяжённостью от Жёлтого до Чёрного моря. Монгольские правители, купцы, воины смешивались с местным населением, привнося в генофонд местных народностей монгольские компоненты.

2.1.3 Казахское ханство

Зарождение казахского ханства у казахов приходится на середину 15 века, в это время Золотая Орда была почти разгромлена. Хан Касым окончательно консолидировал племена в нацию казахов, при нём численность народа достигла миллиона человек. Примерно в этот же период началась активная арабская экспансия Средней Азии и, как следствие, распространение исламской религии. В пользу учений Пророка регион сменил и культурные традиции — на смену тюркской письменности приходит арабская, используется арабский календарь, народ отмечает мусульманские праздники.

До 1715 года ханство росло и развивалось, пока после смерти хана Тауке оно не распалось на три территориально-хозяйственных объединения, получивших название жуза. Вскоре после этого разделения, над казахами нависла грозная опасность — появился жестокий и страшный народ джунгары из Джунгарского ханства.

СПРАВКА! Они не просто грабили население, но и стремились полностью истребить его.

Единственным спасением для казахов было — найти могущественного покровителя, в качестве которого выступила Россия.

2.1.4 Казахи в составе Российской империи

В 1726 году казахи отправляют представителей в Россию для того, чтобы просить покровительства. И только в 1731 году императрицей Анной Иоанновной была подписала жалованная грамота о присоединении Младшего жуза к России, что считается официальным вхождением Казахстана в состав Российской империи.

То время было для казахского народа эпохой слабой государственной власти и затянувшимися внутренними конфликтами. В конце 18 века на российско-казахской границе начинают воздвигать крепости, которые кладут начало расширению Российской империи вглубь казахских степей.

Со временем ханы решают присягнуть на верность России, тем самым признавая несомненную мощь империи.

2.1.5 Казахи при Советском Союзе

В 1936 году начинает своё существование Казахская АССР со столицей в Алма-Ате. При советской власти казахская экономика стала развиваться небывалыми темпами. Активно развивалась промышленность, осваивалась целина, был построен космодром Байконур. Но были и печальные периоды принудительной коллективизации, репрессий национальной интеллигенции, массового голода, которые пришлось пережить народу Казахстана в 20-х – 30-х годах 20 века. Около 450 тысяч казахов принимают участие в Великой Отечественной войне, около половины из них гибнут на полях сражений.

2.1.6 Современная история Казахстана

В декабре 1991 года была провозглашена полная независимость Республики Казахстан. На сегодняшний день государство Казахстан занимает 9 место в мире по территории. Государство граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией, поэтому правительство придерживается взвешенной и выдержанной внешней политики.

Сейчас в стране проживает более 18 миллионов человек, и эта цифра неуклонно растёт.

2.2 Традиции и обычаи Казахстана

Многие особенности традиций и обычаев казахского народа связаны с взаимоотношениями в семье и основываются на уважении к старшим. Глава рода семьи считается самым уважаемым человеком, и каждая семья приучает подрастающее поколение знать свой род до седьмого колена и дальше. Многие обычаи связаны с гостеприимством (дастархан, саркыт), а также с важными событиями в жизни народа — рождением ребёнка, свадьбой, похоронами.

2.2.1 Кара шанырак – особенная традиция

Это интересно: Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье остаётся в родительском доме жить вместе с родителями до их смерти. Это должно происходить независимо от его желания.

2.2.2 Национальная одежда

Важная часть национальной одежды казахов — халат из замши или шёлка, хлопка, шерсти, который носят и женщины, и мужчины. А популярный головной убор —тюбетейка. Казахские культура и традиции пестрят самобытными элементами: богато украшено все — от костюмов и юрты до орудий труда.

2.2.3 Главный праздник — Наурыз

Наурыз считается одним из главных праздников Казахстана, его празднование приходится на день весеннего равноденствия. В этот день люди наряжаются, ходят друг к другу в гости и угощаются праздничным блюдом наурыз-коже, которое традиционно готовится из семи ингредиентов — мяса, жира, воды, соли, муки, молока и злаков.

2.3 Национальный состав населения государства — статистика

В современном Казахстане проживает около 140 этносов, коренным из которых, несомненно, является казахский народ. Русскоязычное население представляет примерно треть населения и проживает в основном на северо-востоке страны. Крупные этносы статистически распределены в республике (от общего количества населения) следующим образом:

  • казахи — 65%;
  • русские — 21,8%;
  • узбеки — 3%;
  • украинцы — 1,8%;
  • уйгуры — 1,4%;
  • татары — 1,2%;
  • другие (молдаване, чуваши, болгары, греки, мордва и другие) — 5,8%.

2.4 Верования казахов – история религии


2.4.1 Какую религию исповедуют в Казахстане казахи?

Основная религия казахов — ислам, причём большинство людей приходятся последователями суннитов. На втором по популярности месте находится православие, а затем следует атеизм.

2.4.2 История проникновения ислама

Развитие мусульманской религии стало происходить в конце 6 века, благодаря арабам-миссионерам, следовавшим по Шёлковому пути. Распространение учения пророка Мухаммеда на территории Средней Азии проходило мирным просветительским путём, с помощью внедрения в законодательство духовных ценностей.

2.4.3 Когда казахи стали мусульманами?

В конце 10 столетия ислам был официально утвержден как государственная религия. В период советской власти, во время преследования любой религиозной деятельности, популярность ислама сошла на нет. По этой причине и сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.

2.5 Роль религии в жизни казахов

В жизни современных казахов религия демонстрирует свою востребованность даже в условиях современных реалий, в век рыночной экономики, компьютерных технологий и рационального мышления. И пусть намаз и обряды сегодня соблюдает лишь меньшинство коренных казахов, в стране считается важным воспитывать в подрастающем поколении следование исламскому вероисповедованию.

Исламская община страны включает в себя более двух тысяч религиозных объединений. Так как в стране укрепляется межконфессиональная толерантность.

ВАЖНО! Казахстан можно считать единственной страной в мире, где нет этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных вероисповедований.

2.6 Известные представители народа

Руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений — верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров. Деятельность организации основана на ханафитском мазхабе.

Абдулазиз Расулов — независимый религиозный наставник, феноменальный знаток и чтец Корана, в 80-е годы 20 века являлся целителем в Талдыкоргане. Позже он был официально утверждён имамом городской мечети.

3. Свобода вероисповедания

Поскольку сейчас в республике светское устройство, государство и религия в Казахстане отделены друг от друга и официальной национальной государственной религии не существует.

Закон о религии в Казахстане: каждый человек вправе исповедовать те религиозные убеждения, которые унаследовал от своих предков или к которым испытывает тяготение.

3.1 Государственная религия Казахстана

Основополагающим национальным вероисповедованием здесь является ислам суннитского толка. Второй по популярности среди населения религией является православное христианство. И хоть формально официальной религии в республике Казахстан нет, данный вопрос для каждого верующего является личным. Большинство граждан считают себя верующими, хоть и не вовлечены в деятельность религиозных организаций.

4. Основные религии и религиозные конфессии Казахстана

Сколько религия в Казахстане? В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести основных мировых религий.

Мировые религии, наиболее распространенные на территории Казахстана – это ислам и христианство. Следующие за ними виды мировых религий по распространению это иудаизм и буддизм. Также встречаются последователи католицизма, протестантизма и группы иных конфессий, таких как общество буддистов, бахаистов, Сознания Кришны.

4.1 Ислам в Казахстане – основная религия

Традиционная религия на территории Казахстана — ислам суннитского толка школы ханафитского мазхаба, одной из четырех основных правовых школ мусульман.

4.1.1 Сунниты

К образованию суннизма привел в 7 веке раскол государства. Это направление ислама не признает особенной духовной власти над другими верующими любого человека. Укоренение религии началось с юга страны и к концу 9 века широко распространилось по средней Азии на побережьях Сырдарьи и Семиречья. Суннитский ислам сегодня включает в себя четыре школы — мазхаба.

4.1.2 Особенности ислама в Казахстане

Сегодня традиционный ислам распространяется посредством областных филиалов Духовного Управления мусульман Казахстана (ДУМК). Для современного следования мусульманской религии характерна толерантность, признание свободы мнений, терпимость к инакомыслию. Отмечается отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в республике имеют скорее обрядовый или символический характер.

4.1.3 Мусульманские школы

Из религиозных учебных заведений в Казахстане были распространены:

  • мектеб — начальные школы;
  • медресе — высшие школы.

Многие мусульманские школы функционировали при мечетях, их посещали мальчики с 4-5-го летнего возраста. Учились там от 3-х до 12-ти лет. В мектебах обучали арифметике, арабскому языку, каллиграфии, чтению Корана. Для получения религиозного звания было необходимо отучиться в медресе.

СПРАВКА: В 2001 году в городе Алматы был открыт Университет исламской культуры «Нур-Мубарак», который подготавливает высококвалифицированных имамов, исламоведов и преподавателей арабского языка.

4.1.4 Публичное проявление веры

Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, например, учреждаются конкурсы религиозной грамотности. Ежегодно сотни мусульман-казахов совершают хадж в Мекку. И хоть большинство населения Казахстана, исповедующего ислам, считают себя верующими людьми, они не совершают регулярно намаз и не вовлечены в деятельность религиозных общин.

4.1.5 Особая одежда для женщин

В некоторых исламских странах женщинам полагается носить хиджаб или паранджу, скрывающие все части тела, кроме глаз. Хотя прямого указания на это, например на скрытие волос, в Коране нет.

Верховный муфтий Казахстана призвал решать вопрос о ношении религиозной одежды на местах, проявляя уважение к порядкам организации. К примеру, он советовал лично договариваться родителям со школой или иным образовательным учреждением.

4.1.6 Ханафитский мазхаб в Казахстане

Крупнейшую ханафитскую школу основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа и предложил методологию богословия, которая стала основой школы. Религиозная школа Абу Ханифы считается золотым ядром казахского мусульманства, её учения переплетены с повседневной жизнью казахов, так как глубоко лежат в их национальной сущности.

4.1.7 Появление и распространение ислама на территории Казахстана

Ислам стал появляться на территории Казахстана ещё во времена арабской экспансии Средней Азии. Арабы-миссионеры на протяжении 7 и 8 века убеждали население принять учение Пророка и подавали собственный пример благочестивой жизни.

4.2 Христианство в Казахстане


4.2.1 История появления

Появление христианства на территории Средней Азии историки связывают с племенами согдийцев, которые двигались по Великому шёлковому пути из Ирана. Во времена эпидемий они убеждали тюрок принять их веру и научили рисовать на лбу крест, как символ религии.

4.2.2 Православие

Христианство православного направления в Казахстане распространено среди славянских народов — русских, белорусов, украинцев и других. Сегодня православие является мощным религиозным течением в стране и подчиняется Московскому патриархату. На территории Казахстана расположено 9 монастырей и 230 приходов.

4.2.3 Католики в Казахстане

4.2.3.1 Появление католицизма

Католицизм, как одно из направлений христианства, попал в страну в советское время через репрессированных людей, среди которых было много немцев, поляков, аварцев и других. Эти люди, которые потеряли свой дом и гражданские права, усердно исповедовали религию своих предков и старались сохранить свою национальную культуру. Оплотом католической религии в Казахстане, стали поляки, насильственно переселённые в страну в 1939 году и немцы, попавшие туда в 1941 году.

4.2.3.2 Католическая церковь Казахстана

На сегодняшний день в стране действует три епархии Католической Церкви: в Астане, Алма-Ате и Атырау, а также несколько приходов греко-католиков.

4.2.4 Протестантизм — история протестантской религии в Казахстане

Данное вероисповедование стало распространяться по стране через солдат-лютеран и военнопленных во времена присоединения Казахстана к Российской империи. Сейчас в Казахстане присутствуют следующие протестантские конфессии:

  • лютеранство;
  • баптизм;
  • меннонитство.

4.2.5 Буддизм

Его исповедуют в основном калмыки и немногочисленная часть корейской диаспоры, это примерно 15 тысяч человек. В Казахстане буддизм представлен достаточно слабо, но имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм.

СПРАВКА! Стоит отметить, что в Казахстане множество представителей корейской общности принадлежат к различным католическим религиозным ответвлениям.

4.2.6 Иудаизм

В Казахстане представлена только ортодоксальная ветвь иудаизма, которая получила распространение с указом Николая первого о воинской повинности для евреев. Сейчас в стране имеется 5 действующих синагог.

5. Древние религии Казахстана

В древние времена среди казахского народа были распространены две основные религии: тенгрианство и шаманство.

5.1 Тенгрианство – древнейшая религия у казахов

Главное божество Тенгри ассоциировалось с небом, ему приписывалось управление силами природы, людьми и духами. Согласно этой религии, всё мироздание состояло из трёх частей. Мир неба принадлежал божествам, мир срединный — людям и мир подземный — тёмным силам. Культ Тенгри воспринимался как принятие себя как части природы, единения с ней.

5.2 Шаманизм

При помощи шаманских способностей древние казахи стремились предотвратить явления, опасные для общества. Шаманам приписывали способность пророчить, врачевать, контактировать с потусторонними силами, вызывать погодные изменения.

Справка: С распространением ислама к шаманам стали относиться настороженно, считая их связанными с дьяволом. В целом же представители ислама и шаманства существуют мирно.

6. Другие вероисповедания

6.1 Атеизм

На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.

6.2 Секты и нетрадиционные религии

В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:

  • Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
  • Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
  • Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.

6.3 Экстремизм

Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».

7. Религия в современном Казахстане сегодня

7.1 Современное состояние религии в Казахстане

В 2011 году Казахстан отметил двадцатилетие своей независимости. За эти годы произошёл настоящий ренессанс религии в культуре современного Казахстана, численность религиозных объединений возросла в 6 раз.

Сегодня страну наводнили различные религиозные миссии, ранее неизвестные никому. В борьбе за влияние на верующих они нередко теснят традиционные религии Казахстана, вызывая межконфессиональные противоречия. Однако сейчас, по-прежнему, доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане.

7.

2 Отношение к религии парламентских партий Казахстана

В парламенте страны состоят три политические партии и относятся к религии они таким образом:

  • правящая партия «Нур-Отан» не упоминает в своей доктрине ни одну религию;
  • оппозиционная Коммунистическая партия пропагандирует принципы атеизма;
  • демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии — ислам и христианство.

8. Мечеть Хазрет Султан в Астане (Нур-Султане)

Соборная мечеть Хазрет Султан в Астане является второй по размерам мечетью в Центральной Азии и входит в число уникальных культурных объектов страны. Её название означает «Святейший Султан», воздвигнута она в честь суфийского шейха Ходжи Ахмеда Ясави, которого почитает весь мусульманский мир. Архитектура мечети поражает изящной восточной красотой и необыкновенным узором казахского орнамента.

9. Съезды мировых религий в Казахстане

По инициативе президента Нурсултана Назарбаева в сентябре 2003 года в Астане был проведён первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, синтоизма, иудаизма, индуизма и буддизма. Проведение подобных съездов и форумов стало регулярным, традиционно они проходят в Астане и затрагивают темы обеспечения диалога и межконфессионального сотрудничества.

10. Видео о вере казахов

Религия в Казахстане — WorldAtlas

Православный собор в Алматы, Казахстан.

Казахстан, официально известный как Республика Казахстан, является крупнейшей страной в мире, не имеющей выхода к морю. Встречается в Средней Азии. Он занимает площадь около 1,1 миллиона квадратных миль, что делает его девятой по величине страной в мире с населением 18 миллионов человек. Ислам является высшей религией, составляющей до 70% населения, за ним следуют христианство и другие религии в меньшинстве.

Религиозные верования в Казахстане

Ислам — 70,2%

Ислам исповедуют до 70,2% всего населения страны. Исламы-сунниты являются доминирующей группой, но также можно найти мусульман-шиитов и ахмади. Ислам был принесён в страну в 8 годах арабами, пришедшими и поселившимися в Средней Азии. Казахи в стране приняли ислам благодаря миссионерской деятельности саманидских правителей. С тех пор поддержка ислама росла, и русские приложили усилия, чтобы он стал популярным даже в 1899 году.0009-й век. Хотя русские в конце концов начали кампании по ослаблению исламских верований, ислам выжил даже после распада Советского Союза. После обретения страной независимости было построено несколько мечетей и школ. Это обеспечило рост популярности ислама в стране.

Христианство — 26,3%

Христианство является второй по величине религией в Казахстане, его исповедуют 26,3% всего населения. Большинство христиан в Казахстане исповедуют православие и, в меньшей степени, католики. Большинство его членов принадлежат к этническим группам русских, украинцев и белорусов. В начале 19 го века казахстанская церковь входила в состав православной церкви в Туркестане, но в 1945 г. он был разделен на более мелкие епархии, где в Алма-Ате (Казахстан) был построен православный храм. Несколько других церквей и небольших групп были основаны и продолжают расти.

Римско-католическое христианство в Казахстане является частью вселенской католической церкви в Риме под руководством папы римского. 1,7% всего населения страны являются католиками. В 1960 году священниками и духовенством, депортированными в различные лагеря страны, были построены два католических храма. После падения коммунизма в 19С 91 года численность католиков в Казахстане начала уменьшаться.

Неверующие — 2,9%

Около 2,9% населения Казахстана не считают себя религиозными. К ним относятся атеисты, агностики и неаффилированные группы населения.

Другие религии — 0,1%

Некоторые из других религий, практикуемых в Казахстане, включают неоязычество, тенгрианство, шаманизм, анимизм и другие народные верования. Это традиционные или народные верования казахов, и 0,3% исповедуют их в повседневной жизни. Это включает в себя веру в духов и анимизм, когда они верят, что нечеловеческие объекты имеют духов, молятся и приносят жертвы умершим предкам. Они также практикуют шаманизм, когда консультируются со священниками, которые лечат магией, контролируют различные события и общаются с духами.

Безбожие, протестантское христианство, буддизм, индуизм, иудаизм, вера бахаи и другие верования

Все эти другие религии меньшинств в стране исповедуют до 3,1% всего населения страны. К ним относятся вера бахаи, в которой они верят в духовное единство всех людей, протестантская христианская вера и единство, иудаизм, индуизм, христианская наука, буддизм, свидетели Иеговы и лютеране.

Ранг Система убеждений Доля населения Казахстана
1 Ислам 9004 9 70,4%
2 Восточное православие 24,5%
3 Римско-католическое христианство 1,7%
4 Неоязычество, тенгрианство, шаманизм, анимизм и/или другие народные верования
0,3%

Ирре религии, протестантского христианства, буддизма, индуизма, иудаизма, веры бахаи и Другие убеждения 3,1%

Кеннет Кимутай тоже в обществе

В современном Казахстане сосуществуют разные религии

Казахстан – современное светское государство, поощряющее этническое и религиозное многообразие и толерантность. Корреспондент «Голоса Америки» Валерий Гергели сообщает из Казахстана, что в республике мирно сосуществуют ислам, русская и украинская православная, римско-католическая, иудейская и другие религии. Кэрол Пирсон из «Голоса Америки» рассказывает эту историю продюсеру Валери Гергели.

В Казахстане проживает более 100 этносов и более 40 конфессий. Этнические казахи в основном мусульмане-сунниты. Славянский народ страны традиционно исповедует православие. Есть много других общин, а также небольшая еврейская община.

Коммунизм выступал за подавление и, в конечном счете, за ликвидацию религиозных верований. Однако после распада СССР религиозные верования возродились в новых независимых государствах.

Собор Свято-Вознесенского храма в Алматы — главный русский православный храм Казахстана, отметивший в этом году свое 100-летие. Церковь объединяет местную и русскую архитектуру, так как в ее строительстве участвовали как казахи, так и русские.

Отец Александр, гражданин России, служит большой русской православной общине Казахстана. Он говорит, что Казахстан преодолел трудности советских времен, когда религии едва выживали. «Некоторые люди не подвержены влиянию религии. Они не верующие. Они не ходят в мечети и церкви. Но есть и другая часть населения, которая хотела бы вернуться к духовным ценностям, религии и культуре. У них могут быть отцы или деды влияют на них. Вот почему в храмы приходит все больше и больше молодых людей»

Отец Александр говорит, что у многих национальностей и религиозных групп в стране прекрасные отношения.

«Когда мы говорим о множественности религий, мы говорим о двух великих народах, казахах и русских. Эти два народа жили вместе 300 лет. Мы вместе жили, вместе работали и оба пережили трудные времена. Наши нас связывают духовные ценности. Сейчас отношения прекрасны. Если кто-то пытается посеять между нами раздор, мы объединяемся, чтобы защитить духовные ценности, которые мы взращивали столько лет».

Ислам в Казахстане принимался постепенно, с полным обращением в 19 веке. В ранний период Советского Союза государство обеспечивало некоторую стабильность существования ислама. Однако позже оно считало его консервативным и реакционным.

После распада Советского Союза многие мусульмане стали участвовать в духовной жизни, говорит заместитель имама Мухтара из Центральной мечети в Алматы. «Семьдесят пять процентов населения Казахстана исповедуют ислам. Я вижу все больше и больше людей, вовлеченных в религию. Около 80 процентов населения Алматы, крупнейшего города Казахстана, составляют молодые люди, которые тоже хотят быть верующими. счастливы, что религия влияет на умы молодых людей».

Однако за последние несколько лет помимо устоявшихся вероучений и верований возникли различные секты или отколовшиеся группы, что вызвало новые опасения по поводу безопасности религиозного экстремизма.

«После распада Советского Союза многие верования и вероисповедания ожили в различных уголках его бывшей территории, в том числе и в Казахстане. Мы не можем точно сказать, что экстремизм сюда не придет. Может. Вот почему мы должны делаем все возможное, чтобы предотвратить такого рода пропаганду и антирелигиозную деятельность, которая может исходить от некоторых небольших сект или групп», — говорит заместитель имама Мухтар.

Отец Александр, доп. «Секты очень опасны для любой страны, потому что они пытаются посеять раздор между людьми. Настраивать людей против религии очень опасно. Я вырос среди мусульман и знаю, что мир между этими двумя религиями очень важен».

В Казахстане есть небольшая еврейская община, которая хорошо организована, и в последнее время не поступало сообщений об антисемитизме. После распада Советского Союза эти общины открыто исповедуют свою религию в Казахстане, говорит Иуда Кубалкин, главный раввин Астаны. «Правительство дает нам полную свободу исповедовать нашу религию. У нас мало контактов с другими религиями. Обычно мы встречаемся на национальных мероприятиях. Но мы относимся друг к другу уважительно, и у нас очень хорошие человеческие контакты».

С момента обретения независимости Казахстан провел две международные конференции, в которых приняли участие светские и религиозные лидеры, чтобы привлечь внимание к свободе вероисповедания в Казахстане. Раввин Кубалкин говорит: «Тот факт, что здесь проводились эти съезды, и люди разных национальностей и религий смогли выразить свои взгляды и мечты, является образцовым. Это показывает, что если у нас есть воля, мы можем мирно жить вместе».

Многие представители молодого поколения, например, студент университета Серик Дуйсенбаев, считают свою религию своей культурой. «От всего сердца я верю, что есть всемогущий Бог, который сотворил все. Но я не молюсь пять раз в день, потому что знаю, что можно, а что нельзя. Я не беспокою, не граблю, не убиваю никому, я не пытаюсь лгать или обманывать».

24-летний Дуйсенбаев недавно работал переводчиком в израильской компании в Казахстане. Его начальник пригласил его посетить Израиль, где он получил Библию. «На обратном пути, когда я читал эту Библию в поезде, у меня возникла проблема с одной из казахских старух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *