Казахстан казахи: Казахи | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

Казахи в России: исторический очерк | Соотечественники

Динамика казахстанско-российских отношений, проблемы и достижения в процессах интеграции на постсоветском пространстве настоятельно требуют осмысления исторического опыта взаимодействия наших народов и государств, анализа современного межэтнического и межкультурного диалога. В этом контексте история казахов в России представляет большой научный и практический интерес.

Казахстан — страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента.

Установление регулярных торговых и дипломатических связей между Казахстаном и Россией относится к ХVI в. После покорения Россией Казанского и Астраханского ханств границы Российского государства вплотную приблизились к казахским кочевьям. Во второй половине ХVI в. отмечен факт союза казахских ханов с Москвой в борьбе с “царем” Сибири Кучум-ханом. После того как Сибирь стала частью Российского государства в ХVI в., казахстанско-российская граница стала самой протяженной границей России с другими государствами.

В XVII–XVIII вв. джунгарские кочевые племена разворачивают широкомасштабную войну против казахского ханства. Для обретения гарантий собственной независимости и безопасности, казахские ханы стали искать военной защиты у Российской империи, которая в то время активно расширяла свои границы на восток.

В ХVIII в. на казахстанско-российском пограничье развивались интенсивные торговые отношения. Исследователь Оренбургского края П. Рычков отмечал, что казахи Малой орды ведут активную внешнюю торговлю с Россией через Оренбург и Троицкую крепость. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822–1824 гг. по существу ликвидировали ханство в Казахстане. Многие султаны тогда поступили на российскую службу.

Территориальная близость казахов к Поволжью, Уралу и Западной Сибири способствовала установлению тесного общения между казахами и населявшими Россию народами. Вместе с русскими крестьянами и рабочим Урала, татарами и башкирами казахи участвовали в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. С XVIII в. в северном и восточном Казахстане стали селиться русские казаки и крестьяне-переселенцы. Приток переселенцев усилился во второй половине XIX в. и особенно возрос в годы столыпинской реформы. Включение Казахстана в систему общероссийских экономических связей привело к возникновению на его территории промышленности, росту товарности хозяйства, появлению национальной буржуазии, развитию земледелия и оседлости, но одновременно увеличилось число обедневших казахов, потерявших землю и скот.

Во второй половине XIX в. казахи получили возможность поступать в средние и высшие учебные заведения России. Значительное количество казахов обучалось в Оренбургской гимназии и различных омских учебных заведениях. На училища Омска распространялись стипендиальные квоты для казахов-акмолинцев и казахов-семипалатинцев.

Ряд юношей-казахов обучался в Санкт-Петербургском университете. Силами казахских студентов Петербурга была создана организация “Землячество”, на собраниях которого обсуждались проблемы казахского народа. Казахи-студенты принимали участие в культурно-просветительской деятельности. В 1898 г. в Петербурге произошла встреча казахской интеллигенции, среди которой были и студенты, с Оренбургским и Уфимским муфтием. Значительная часть казахов обучалась и заканчивала Казанский университет. Во многом из среды студентов высших учебных заведений России формировалась казахская интеллигенция и политическая элита казахского общества.

Издавна значительная часть казахов переселялась в различные регионы России, образуя там компактные группы. Так, начиная с 30-х гг. XIX в., отдельные группы казахов стали переселяться на территорию Горного Алтая. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. К 1917 г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основным этническим массивом позволили казахам прочно закрепиться на новых местах. Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и лесных районах, а также в условиях активного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов. В Астраханском крае на левом берегу Волги сформировалась особая часть казахского народа — так называемая Букеевская орда, возникшая из отделившейся части Малого жуза.

Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2021 года составила 591 970 человек. Большая часть российских казахов проживает вдоль казахстанско-российской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской (143 717), Оренбургской (107 734), Омской (69 407) и Саратовской областях (64 065).

Известные казахи России
  • Жангир-Керей-хан — хан Внутренней (Бокеевской) орды, генерал-майор русской армии.
  • Губайдулла Джангиров — Министр (начальник) почт и связи Российской империи, князь. Родоначальник Российских войск связи.
  • Аман Тулеев — российский политический и государственный деятель, губернатор Кемеровской области.
  • Николай Майданов — полковник, смешанного немецко-казахского происхождения, один из четырёх человек, одновременно удостоенных званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации и единственный, кому оба звания были присвоены за подвиги на поле боя.
  • Серик Султангабиев — офицер, полковник внутренних войск МВД России. Герой Российской Федерации.
  • Тимур Бекмамбетов — кинорежиссёр, продюсер.
  • Наталья Аринбасарова — актриса. Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой кубок Вольпи»
  • Эльдор Уразбаев — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • Алтынай Асылмуратова — балерина Мариинского театра, художественный руководитель Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, народная артистка Российской Федерации.
  • Азамат Мусагалиев — комедийный актер («Интерны», «Однажды в России»), капитан команды КВН «Сборная Камызякского края».
  • Бари Алибасов — музыкант, музыкальный продюсер, заслуженный артист России.
  • Эрик Курмангалиев — российский оперный певец и актёр, первый контратенор в СССР.
  • Байгали Серкебаев — музыкант, продюсер, автор песен. Участник и один из основателей «A’Studio».
  • Тотан Кузембаев — российский архитектор 80-90 гг., проектировал г.Зеленоград МО, уроженец Чимкента.

Книга «Казахи в России». Том 1, 2

Русские в Казахстане: почему межнациональная рознь в республике – фейк

Многонациональный Казахстан

Казахстан является многонациональным государством. По данным последней переписи населения 2021 года в Казахстане помимо казахов, которые являются титульной нацией, проживают представители 130 других национальностей. При этом казахи составляют большую часть населения (70,4%), за ними следуют русские – 15,5%, а доля других этносов существенно ниже, несмотря на их число. По данным Бюро национальной статистики на начало 2022 г. в Казахстане проживало 3,4 млн русских, что составляет порядка 18% населения страны, а граждан славянских национальностей — порядка 19,5%.

В Казахстане, как и в любом другом государстве иногда вспыхивают конфликты между гражданами страны разной национальности, однако чаще всего речь идет о ссорах на социально-бытовой почве, где вопрос этноса не имеет значения. Тем не менее, в последние годы в социальных сетях все чаще стали появляться сообщения о якобы имеющем место притеснении русских в Казахстане. Политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов уверен, что если конфликты и есть, то они носят единичный характер и раздуваются до несоразмерных масштабов в СМИ с вполне конкретными целями.

«Те или иные виды социальной напряженности есть во всех странах, в том числе в российских регионах, вопрос только в количестве. Безусловно, любое событие негативного ряда максимально раздувается и окрашивается иноагентской западной прессой, но говорить о том, что такие события в Казахстане, как притеснение русскоязычных или борьба с русским языком, либо другие проявления розни, являются частью государственной стратегии или общественного большинства будет ложью. Однако господа из западных СМИ и прочих транслируют эту позицию именно так», — констатирует он.

На самом деле, как признает Асафов, есть определенные сложности, в том числе внутри казахстанского общества, но говорить о том, что они имеют некий серьезный массовый характер не приходится.

«Мы помним эпизод с патрулями на тему русского языка и ряд достаточно резких заявлений со стороны представителей казахстанской власти, но эти вопросы урегулированы, в том числе на высшем уровне, выводы сделаны, решения приняты, и сказать, что там процветает тотальная бытовая русофобия нельзя, хотя, конечно, отдельные эпизоды есть», — полагает эксперт.

Главный аналитик «РегБлок» Анна Авакимян, в свою очередь, полагает, что у слухов о якобы имеющей место розни могут быть и другие причины.

«Информационные вбросы про дискриминацию русскоязычных граждан в Казахстане появились на фоне принятых властями республики мер по ограничению притока релокантов из РФ в части режима нахождения в Казахстане и получения гражданства республики. Данные ограничения были введены республикой для фиксации и без того немалого притока россиян и постепенной их адаптации к казахстанскому обществу. Кроме того, Казахстан ни в коей мере не хотел бы испортить отношения с Россией, невольно отвлекая кадровые и финансовые ресурсы из РФ. В этой связи массирование слухов о межэтнических противоречиях, как ни странно, отвечает интересам РФ и Казахстана с учетом текущей обстановки», — рассуждает она.

При этом необходимо отметить, что у русских и казахов есть масса причин, исключающих рознь по национальным вопросам — выстроенные политические и экономические отношения между двумя государствами, множество межнациональных браков, союзов и родственных связей и, наконец, самая длинная в мире непрерывная сухопутная граница между странами (7 598,8 км).

«Разрушится страна разобщения, устоит страна объединения»

У казахов есть поговорка: Бірлігі жоқ ел тозар, бірлігі күшті ел озар (Разрушится страна разобщения, устоит страна объединения). Следуя этому принципу, русские и казахи не спешат ссориться и делать выводы, услышав очередное заявление о конфликте, а пытаются в нем разобраться – зачастую фактчекингом занимаются как раз иммигранты из России. Например, приехавший в Казахстан Михаил Будвинский для своего YouTube-канала снял серию интервью с жителями казахстанской столицы, чтобы выяснить истинное отношение казахов к русским.

В видео российского блогера казахи единодушны в своем мнении, причем сам Будвинский уверен, что не услышал бы другой позиции, даже если бы опрашивал жителей Астаны неделю или больше.

«Ко всем мы одинаково и хорошо относимся. У нас в Казахстане гостеприимство – это в первую очередь… Жилье вначале подорожало, сейчас снова все стало нормально. Во-вторых, у нас нет русофобии. Может и бывает где-то, но такие отдельные индивидуумы есть везде», — отметил житель Астаны, ставший собеседником блогера.

Другой казахстанец, к которому обратился блогер, также заметил, что сложные жизненные ситуации бывают в каждой стране.

«Если сюда приехал русский человек, надо к этому отнестись с добром, а не быть расистом, потому что все мы на одной планете живем. Земля круглая, надо друг другу помогать. Это же наши братья. У нас же огромная граница общая», – объяснил свою позицию молодой человек.

О доброжелательном и толерантном отношении, с которым жители Казахстана встречают приезжих, пишут и россияне в Telegram-каналах «Релокация в Казахстан», «Алмайти» и других.

Помимо впечатлений и мнений, можно обратиться к фактам. В Казахстане действует официальная политика трехъязычия. Официальным государственным языком является казахский, у русского языка равный статус в качестве языка межнационального общения, а английский считается языком успешной интеграции в мировую экономику. Следует признать, что в информационном поле Казахстана не раз появлялись сообщения о том, что якобы отдельные граждане страны и даже депутаты парламента призывали отказаться от русского языка и даже запустили петицию по поводу данного вопроса, однако действительности они не соответствуют.

Статус официального русского языка закреплен и Конституцией РК. И как отметил председатель ОЮЛ «Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций», экс-министр по ЧС Владимир Божко, выступая на расширенном заседании республиканского Совета Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению послания главы государства, недавно переизбранный президент Касым-Жомарт Токаев дал четкую позицию государства по вопросу изучения в школах казахского и русского языков.

«Этот призыв должен побудить граждан и систему образования РК к всемерному усилению работы по освоению языков. Негоже соглашаться с ситуацией, когда ученики за 10 лет в школе не овладевают казахским языком, а в аулах ребята теряют навыки общения на русском языке», – считает Божко.

Согласно данным Бюро по нацстатистике РК на начало 2021/2022 учебного года в стране насчитывалось более 7,5 тыс. школ, из них более 1,2 тыс. – русскоязычные и более 2,4 тыс. – со смешанным языком обучения.

«Нужно отметить, что доля русских в Казахстане в последние годы остается в стабильном коридоре и существенного изменения демографической ситуации не ожидается. Подобное стало возможным в первую очередь благодаря оптимальной языковой политике. Усиление позиций государственного языка является объективным процессом, однако популяризация казахского языка не означает автоматического отказа от использования русского языка. Сохраняется возможность обучения на русском для получения среднего и высшего образования», — комментирует ситуацию эксперт ИМЭП Лидия Пархомчик.

Власть, религия и общие ценности

Этнические русские есть и в высших эшелонах власти Казахстана. Такая практика сложилась еще со времен советского периода, когда в республиках СССР соблюдалось незыблемое правило: если руководитель имеет титульную национальность, то его заместитель в обязательном порядке должен быть русской национальности, и наоборот. Так происходит и сегодня. К примеру, главой правительства Казахстана является Алихан Смаилов, а его первым заместителем – Роман Скляр. Министерство по чрезвычайным ситуациям возглавляет Юрий Ильин.

Есть этнические русские и в парламенте РК, где также сохраняется правило паритета. Так, к примеру, председателем Сената парламента РК является Маулен Ашимбаев, а его заместителем – Ольга Перепечина, хватает этнических русских и среди депутатов. Есть основания полагать, что сохранение паритета в должностях и присутствие этнических русских будет и в обновленном Мажилисе парламента РК.

Присутствуют этнические русские и в органах власти на местных уровнях. К примеру, должность главы Зыряновского района ВКО занимает Анатолий Ракульцев, а аким Аккольского района Акмолинской области – Юрий Курушин, и это не единичные примеры.

Интересы русского населения Казахстана в общественном поле и диалоге с госорганами представляют несколько общественных объединений. Например, «Республиканское славянское движение Лад», которое действует с 26 сентября 1992 года, ведет культурно-просветительскую и политическую деятельность, участвует в выдвижении и поддержке кандидатов в депутаты парламента и местные органы управления. Организация насчитывает около 50 000 членов и имеет 24 филиала по стране.

Другая общественная организация «Русская община Казахстана» была создана для свободного и равноправного развития русского и других славянских этносов на территории Казахстана, сохранения своей культуры и самобытности. Есть и другие организации, к примеру Ассоциация учителей русских школ Казахстана, общественное объединение «Славянский культурный центр», «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» и так далее.

Что касается веры, то закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 11 января 2022 года сохраняет право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана. Также государством поддерживается межконфессиональное согласие, религиозная толерантность и уважение религиозных убеждений граждан.

«Астана заинтересована в релокации бизнеса в особенности промышленных предприятий, у которых возникли сложности с операционной деятельностью в России. Для того, чтобы учесть текущие реалии в ноябре прошлого года в стране была принята Концепции миграционной политики Казахстана на 2023-2027 гг.», — отмечает Лидия Пархомчик.

По словам эксперта, дополнительные меры мониторинга миграционных процессов не изменили того факта, что Казахстан остается привлекательным местом для трудовой миграции среди стран ЕАЭС и РФ, в частности. Нагнетание межнациональных противоречий остается контрпродуктивным по своей сути и противоречит стратегическим интересам РК, заключила она.

Таким образом, ни казахи, ни коренные русские, ни приехавшие в страну и намеревающиеся остаться в республике не заинтересованы в разного рода конфликтах или разжигании межнациональной и межконфессиональной розни. Однако не исключено, что проявление попыток внести раскол между казахами и русскими, попытки дестабилизации ситуации в Казахстане имеют общие истинные причины, которые, в конечном счете, кроются вовсе не в этнических, а скорее в геополитических факторах.

Казахстан и казахи | Encyclopedia.

com

Казахстан, евразийский регион, населенный казахами с середины 1400-х годов, включает в себя огромную полосу степей, простирающуюся почти на 3200 километров (2000 миль) от Нижней Волги и Каспийского моря на западе до Алтая. и горные хребты Тянь-Шаня на востоке и юго-востоке. В начале двадцать первого века Казахская республика служит мостом между российской Сибирью на севере и среднеазиатскими республиками Киргизией/Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменией/Туркменистаном на юге. На востоке он граничит с районом Китайской Народной Республики, известным как Синьцзян (Синьцзян) или Китайский Туркестан. Казахстан площадью около 2 71 500 квадратных километров (1 050 000 квадратных миль) почти вдвое превышает размер Аляски. Казахская ССР была крупнейшей республикой СССР после Российской Федерации и иногда называлась Советским Техасом. Климат резко континентальный, средняя температура января колеблется от -18 градусов по Цельсию (0 градусов по Фаренгейту) на севере до -3 градусов по Цельсию (27 градусов по Фаренгейту) на юге, а июля от 19 градусов по Фаренгейту. градусов по Цельсию (66 градусов по Фаренгейту) на севере до 28–30 градусов по Цельсию (83–86 градусов по Фаренгейту) на юге. Годовое количество осадков на севере составляет в среднем 300 миллиметров (11,7 дюйма), в горах — 1600 миллиметров (62 дюйма), а в пустынных районах — менее 100 миллиметров (3,9 дюйма). К счастью, этот регион имеет внутренний водосбор с рядом рек, включая Иртыш, Или, Чу и Сырдарью, которые впадают в Аральское море и озеро Балхаш. Это позволяет широкое орошение, которое сейчас угрожает Аральскому морю исчезновением.

Изначально населенный саками или скифами, к концу I в. до н.э. территорию Казахстана населяли кочевые тюркские и монгольские племена. Известные китайцам как усуни, они были предками более поздних казахов. Однако сначала эти племена сформировали череду свободных племенных конфедераций, известных как каганаты (позже ханства). Из них самым могущественным был тюргеш (или тюркский) шестого века н.э. Другие кочевые империи последовали за его распадом в 700-х годах, начиная с Караханидов, которые правили южным Казахстаном или Семиречьем с 9 в. 00-х до 1100-х годов. Их сменили каракитаи (Кара Хитай), которые уступили монголам в 1219–1221 гг. Впоследствии эти племена вошли в состав полуавтономной Белой Орды, которую учредил Орда, старший сын Чингисхана

старший сын хана Джучи, как составная часть более обширной монгольской Золотой Орды. Утвердившись между Горным Алтаем и рекой Сырдарьей, Белая Орда быстро овладела Семиречьем и Восточным Туркестаном. Но если его правители были потомками монгольской царской линии, то большая часть населения была этнически тюркской.

С распадом этой империи эти племена сначала оказались под властью ногайских татар, бывших Золотой Орды, а затем узбеков. К 1447 г. последние завоевали территорию между Сырдарьей и Иртышом, жители которой стали называться казахами-узбеками. И все же Белая Орда существовала, междоусобицы и борьба за власть были постоянными, и в 1465 году два ее князя, братья Джанибек (Джанибек) и Герей, повели ряд тюркских племен в миграцию на юго-восток, в Могольстан (Моголистан), который когда-то была частью владений второго сына Чингисхана Чагатая, а теперь уже независимого государства. Их приветствовал ее правитель и предоставил земли на реках Чу и Талас, где они образовали могущественное Казахское ханство. К концу 1400-х годов его власть распространилась на большую часть ранее контролируемых узбеками Дешт-и Кипчак, или Кыпчакская Степь. В течение следующих нескольких десятилетий большинство казахских племен, включая кипчаков, усуней, дулатов и найманов, на короткое время объединились под властью Касым-хана (1511–1518). Он расширил их власть на юг, дав своим подданным период относительного спокойствия. Затем после его смерти вновь возникли внутренние раздоры, и казахское государство начало распадаться, поскольку его составные части присоединялись к другим племенам, прибывшим из распадающейся Ногайской Орды. Слившись в 1600-х годах, они образовали три кочевые конфедерации, известные как «орды» или жузы (джузы): Улу (Большой, Большой или Старший) в Семиречье, Кишиу (Малый, Малый или Младший) между Аральским и Каспийским морями и Орта (Средний) в центральная степь. Но вместе взятые, теперь они представляли собой этнически самостоятельный народ, известный русским с конца 1500-х годов как киргизы-казахи, с социальной системой, основанной на семьях и кланах, которые продолжали влиять на казахскую политику в двадцать первом веке.

К середине 1600-х годов казахи снова оказались под давлением, на этот раз со стороны джунгарских (джунгарских) ориотов или калмыков, которые напали на запад из Монголии. Несмотря на то, что они были разделены, казахи поначалу с трудом могли противостоять захватчикам, и конфликт затянулся до 1700-х годов. Хотя затем казахи ненадолго объединились, чтобы одержать несколько крупных побед, угроза исчезла только после того, как маньчжуры решительно победили орио-калмыков в 1758 году. Тем временем казахи постепенно, но неуклонно дрейфовали на орбите имперской России. Следовательно, некоторые лидеры начали искать поддержки у русских в своей борьбе. Таким образом, ханы и другие вожди Малой Орды в 1731 г., Средней Орды в 1740 г. и части Большой Орды в 1742 г. согласились принять русский сюзеренитет. Но все было не так просто, и хотя российские ученые обычно рассматривают такие договоры как свидетельство «добровольного союза» казахов со своей империей, последующие казахские историки с этим не согласны. Они утверждают, что это была простая тактика в более крупной игре, направленной на противопоставление России маньчжурскому Китаю, утверждают, что у ханов не было необходимых полномочий, чтобы идти на такие уступки, и в качестве доказательства указывают на частые случаи сопротивления русским колонизаторам и восстания против них. . Учебник, появившийся в новой Республике Казахстан, утверждает, что царские власти даже поощряли орио-калмыцкие нападения как средство загнать казахов в руки русских. Так что, как и везде, история стала главным оружием в ожесточенных этнических и националистических дебатах современного Казахстана.

С 1730 по 1840 год управление Санкт-Петербургом осуществлялось через Оренбургского генерал-губернатора. По мере того, как российская экспансия на юг становилась все более организованной и эффективной, власти смогли отменить традиционные казахские

формы руководства. Они свергли хана Средней Орды в 1822 г., хана Малой Орды в 1824 г. и хана Большой Орды в 1848 г. Между тем они также создали новый Букей (Букей) или Внутренней Орды в 1812 г. Затем Букей, младший сын хана Малой Орды Нурали, получил разрешение переселить около 1600 шатров в земли между Уралом и Волгой, покинутые западными орио-калмыками, бежавшими в Китай. Эти казахи в конце концов поселились в Астраханской губернии, и к середине 1800-х годов у них было около 150 000 палаток. Между тем в это время Большая Орда имела около 100 000 шатров, Малая Орда — 800 000, а Средняя Орда — 406 000 шатров.

В середине 1800-х годов в Санкт-Петербурге были организованы Степные и Туркестанские генерал-губернаторства для управления казахами и среднеазиатами на юге. В конце 1800-х годов растущая волна русских и других славянских (в основном украинских) крестьянских иммигрантов хлынула в северные районы региона и начала селиться на казахских землях. Возникшее в результате недовольство казахов и других жителей Средней Азии выплеснулось во время великого восстания 1916 г. и вновь вспыхнуло во время междоусобиц между 1917 и 1920.

Во время этого конфликта алашордынская интеллигенция стремилась создать казахское государство по западному образцу. В конечном итоге многие поддержали коммунистов в создании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики (АССР) в составе Советской России в 1920 году. Преобразованная в Казахскую АССР в 1925 году, она стала составной республикой при Иосифе Сталине в 1936 году и осталась таковой. до декабря 1991 года. Но, несмотря на свою «демократическую» конституцию, в течение 1930-х годов Казахстан пережил ужасы коллективизации, насильственного заселения скотоводов-кочевников, вызванных этим голода и эпидемий, депортаций и расстрелов. Тем временем чистки коснулись казахской интеллигенции и политического руководства. В результате было зарегистрировано 2,2 миллиона казахстанских смертей (49% потерь), так что казахов в СССР в 1939 г. было меньше, чем в 1926 г. Столь же тревожным является то, что к концу десятилетия республика была наводнена депортированными из других мест, превращенными в основной элемент сталинского архипелага ГУЛАГ, а с 1949 г. полигон для испытаний ядерного оружия, а также.

Хотя новая советская казахская образованная элита медленно появлялась после 1938 г., их положению в их собственном номинальном государстве еще больше угрожал новый приток сотен тысяч иммигрантов из России, Украины и Германии во время сельскохозяйственной программы Никиты Хрущева на целинных землях в 1950-е годы. Смешанные результаты этих усилий, проблемы, вызванные ядерными испытаниями на территории республики, и тот факт, что к 1979 году казахи, как сообщается, численно превосходили русских (от 41% до 36%), еще больше разожгли их этническое недовольство. Они вылились в беспорядки, охватившие столицу Алма-Ату в декабре 1986 года, когда в декабре 1986 года Динмухаммеда Кунаева, этнического казаха, долгое время возглавлявшего республиканскую Коммунистическую партию, сменил русский. Но в апреле 1990 года Нурсултан Назарбаев, еще один этнический казах, занял пост руководителя партии. С распадом СССР в 19В 91 году он наметил курс на создание Республики Казахстан и вхождение ее в новое СНГ. Выйдя фактически пожизненным президентом на выборах 1995 и 1999 годов и опираясь на свою собственную семью и семью своей жены, а также элементы своего клана Большой Орды, он сохранил единство своего этнически, религиозно и культурно разнообразного государства, которое ожидает освоения запасов каспийской нефти как средства облегчения крайней бедности, от которой страдают многие его граждане, казахи и другие.

См. также: Центральная Азия; ислам; Кунаев Динмухаммед Ахмедович; национальная политика, советская; национальная политика, царская; назарбаев нурсултан абишевич

акинер ширин. (1986). Исламские народы Советского Союза, 2-е изд. Лондон: КПИ.

Бреммер, Ян, и Тарас, Рэй, ред. (1993). Нации и политика в государствах-преемниках Советского Союза. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Груссе, Рене. (1970). Империя Степей: История Средней Азии. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Университет Рутгерса.

Хилдингер, Эрик. (1997). Воины степи: военная история Средней Азии, 500 г. до н.э. – 1700 г. н.э. Нью-Йорк: Сарпедон.

Крадер, Лоуренс. (1963). Народы Средней Азии. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Олкотт, Марта Брилл. (1995). Казахи, 2-е изд. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Гуверовского института.

Олкотт, Марта Брилл. (2002). Казахстан: невыполненное обещание. Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир.

Виксман, Рональд. (1984). Народы СССР: Этнографический справочник. Лондон: Макмиллан.

Дэвид Р. Джонс

Как Казахстан стал более казахским

Азия | Демографический танец

Деньги на миграцию изменили лицо нации

| АЛМАТЫ

L АЙКЕ МОСТ самодержец Нурсултан Назарбаев, правивший Казахстаном три десятилетия, много думал о том, как лучше себя почтить. 81-летний мужчина ушел с поста президента в 2019 году.и взял на себя роль дергать за ниточки из-за кулис, но не раньше, чем гарантировать, что столица будет носить его имя. В начале января дни беспорядков и насилия вынудили Касым-Жомарта Токаева, его преемника на посту президента, пообещать широкомасштабные изменения режима, построенного Назарбаевым. Но одну часть наследия пожилого человека будет нелегко отменить: драматическую демографическую трансформацию страны, которую он организовал за десятилетия своего пребывания у власти.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь большим количеством аудио и подкастов на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Когда в 1991 году распался Советский Союз, Казахстан был единственной бывшей советской республикой, где люди, в честь которых она была названа, не составляли большинства. Этнические казахи составляли чуть менее 40% населения. русских было 37%. Остальные меньшинства составляли остальные. Все это было наследием Сталина. Его голод 1930-х годов унес жизни четверти населения страны, а этнические группы, которым он не доверял, он депортировал в Казахстан.

К моменту, когда Казахстан отмечал 30-летие своей независимости в конце 2021 года, новая перепись показала другую страну. Этнические казахи сейчас составляют 70% 19-миллионного населения. Этнических русских всего 18%. Этому сдвигу способствовала эмиграция из России и более низкая рождаемость среди славянских меньшинств. Но большую роль сыграла щедрая государственная программа, направленная на то, чтобы убедить казахов иностранного происхождения переехать в страну, в результате чего с момента обретения независимости в страну прибыло около миллиона человек.

Г-н Назарбаев запустил программу в 1990-х годах, поскольку считал демографический состав страны угрозой ее национальной безопасности. Сказать это открыто оттолкнуло бы как его этнических русских граждан, так и правительство России, с которой Казахстан имеет общую границу протяженностью 7600 км. Поэтому он предложил такие привилегии, как наличные деньги и щедрые кредиты на покупку домов и предприятий, чтобы заманить миллионы казахов, рассеянных за границей, «домой», где многие из них никогда прежде не ступали на ноги.

Казахи иностранного происхождения сейчас составляют 6% населения. Многие обосновались без проблем, особенно выходцы из других бывших советских республик. Другие боролись с культурой, языком и политикой, в том числе некоторые казахи китайского происхождения, ищущие убежища от антимусульманских репрессий в китайском регионе Синьцзян. Они обнаружили, что связи правительства с Китаем важнее этнической солидарности.

Подобно мигрантам по всему миру, они также столкнулись с враждебностью со стороны тех, кто уже находится в стране. Некоторые граждане возмущены льготами, которые предлагаются казахам иностранного происхождения. Чтобы развеять такие опасения, система теперь поощряет миграцию в специально отведенные регионы, в основном на север вдоль границы с Россией, где проживают большие группы этнических русских. Официальная цель — решить проблему нехватки рабочей силы. Но негласная цель состоит в том, чтобы сделать эти территории более казахскими в лингвистическом и культурном отношении.

Эта цель стала более актуальной для правительства Казахстана после того, как Владимир Путин, президент России, аннексировал Крым в 2014 году, используя предполагаемое угнетение русскоязычного населения в качестве предлога. Новое бряцание оружием со стороны России на границе с Украиной напомнило казахам о том, что некоторые российские националисты предъявляют территориальные претензии и к Казахстану. Многие были встревожены, когда в январе российские войска ненадолго встали на землю в Казахстане после того, как г-н Токаев попросил г-на Путина помочь восстановить порядок.

Казахизация отпугивает 30% казахстанцев от национальных меньшинств. Они были напуганы смертоносными нападениями в 2020 году на деревни, населенные дунганами, говорящими на китайском языке мусульманами китайского происхождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *