В русском языке Киргизия или Киргизстан, не является ошибкой, также как и национальность киргиз, вместо кыргыз.
26 ноября 2018Случился у меня на днях спор с одним человеком! Листал страницу и наткнулся на пост-
«Когда мне русский друг говорит киргиз, я говорю рисский. Я не киргиз а «Кыргыз» и родина моя Кыргызская Республика!!!»… Причём считал до этого человека умным!!! А говорите национализма нет… Об этом пишет пользователь фейсбука Константин Афанасьев в свовем «фейсбуке».
А теперь объясню всем поклонникам правильных наименовний: Киргизия — это краткая форма Киргизкой Республики или Киргизстана. Во всех официальных документах России, Киргизия обозначается как «Киргизская Республика» или «Киргизстан», и это будет правильно на русском языке, на киргизском языке «Кыргызстан» или «Кыргыз Республикасы».
В Российской Федерации присутствует даже официальный документ по названию стран бывшего СССР.
Хотя на государственном киргизском языке официально называется «Кыргызстан», и во многих международных организациях, в том числе ООН именуется как «Kyrgyzstan» но произносится на английском всё равно как «Киэргистан» (ki(ə)rgiˈstän).
Но всё же в кириллической форме, на русском языке будет правильно произносится и писаться как «Киргизстан» или упрощенно «Киргизия». Изначально это название появилось с времен советского союза, когда республика несла название «Киргизская ССР», а на кирг. «Кыргыз ССР», упрощенная форма Киргизия. В киргизском языке практически не используется буква И, и заменяется на грубую Ы. Тоже самое с Китаем, по кирг. «Кытай». Но если выражаясь по-русски, произносить и писать через «И», то это не является ошибкой, а считается наоборот правильно.
Так что в русском языке Киргизия или Киргизстан, не является ошибкой, также как и национальность киргиз, вместо кыргыз.
Например Киргизия на китайском будет звучать как 吉尔吉斯斯坦 ( Jí’ěrjísī sītǎn ) джиерджизысытан.
На немецком Kirgisien (киргизиен).
на корейском 키르기스스탄 (kileugiseuseutan) килеугисэсэтан
на таджикском Қирғизистон (Qirƣiziston) киргизистон
на тайском คีร์กีสถาน ( Khīr̒kī s̄t̄hān) кхиркистан.
И наоборот- Немцы же не обижаются, что мы их так называем, хотя это совсем не их самоназвание! Так же как и англичан мы зовём англичанами, а не инглишменами)))
Или если бы мы говорили итальянцам говорить русские, а не руссо(не выговорят) или французам говорить русские, а не Русси. Да и Рашн английское не правильно произносится) Но некоторые не умные граждане Кыргызстана (Киргизии), обижаются, что их якобы это произношение оскорбляет! Причём заметьте-не то, что миллион кыргызов в Россию на заработки ездит и не полный произвол в своей стране, а «якобы» неверное произношение!!!
Поэтому моё мнение, что на таких лозунгах могут пиариться или тупые, или националисты, или пятая колонна!!! Последнее: в кыргызском языке русский звучит как орус и никто не возмущается, что не как русский пишется и произносится!!! Подумайте!!!
Автор: Константин Афанасьев
Поделитьсяновостью
Радио «Свобода»: Как правильно говорить — «Киргизия», «Киргизстан» или «Кыргызстан»?
25 ноября 2008, 19:59
Источник http://kg. … Комментарии
БИШКЕК (АКИpress) — «Ключевое слово» — передача о русском языкеРадио «Свобода», Россия25.11.2008 Лиля Пальвелева18 ноября в выпуске новостей Радио «Свобода» прозвучало такое сообщение: В Киргизии около 500 сторонников оппозиции собрались в городе Талас, чтобы обсудить возможность импичмента президента Курманбека Бакиева. Заседание так называемой Народной ассамблеи разрешено местными властями. В то же время, по словам лидеров оппозиции, в разных районах страны власти мешали участникам акции доехать до Таласа. Власти Киргизии отрицают это. Наша радиостанция здесь в меньшинстве. Журналисты других русскоязычных средств массовой информации сейчас предпочитают говорить уже не «Киргизия», а «Киргизстан» и даже «Кыргызстан». Ну а какой вариант прижился в самой стране? Об этом говорит сотрудник Киргизской службы Радио Свобода Муса Мураталиев: «Там между собой всегда кыргызами они себя называют. Само название кыргызов идет со II века до нашей эры. А в советское время называли киргизами — это, скорее всего, русификация.


Кыргызская Республика | Международный республиканский институт
IRI работал с ключевыми политическими деятелями и лицами, принимающими решения, на каждом этапе перехода Кыргызстана от советской республики к демократической стране, предлагая помощь с конституционными поправками, законодательством о политических партиях и законами, обеспечивающими всеобщее политическое участие. В своей работе с десятками местных политических партий IRI уделяет особое внимание наращиванию партийного потенциала, чтобы сделать их более восприимчивыми к потребностям избирателей и активными вне избирательных циклов, уделяя особое внимание проблемному подходу к защите интересов и проведению кампаний. Обучение IRI в стране опирается не только на прошлый опыт Кыргызстана, но и на опыт всего региона и нескольких стран мира.
IRI поддерживает местных выборных должностных лиц и кандидатов — совсем недавно, включая выборы в апреле 2021 года почти 75 процентов женщин-членов местных советов Кыргызстана. Результат был достигнут благодаря тому, что женщины-политики следовали указаниям IRI по проведению кампаний, прислушивались к потребностям избирателей и действовали в соответствии с ними, а также поддерживали связь посредством политических дебатов. Для дальнейшего продвижения политической интеграции IRI также работает над расширением прав и возможностей местной молодежи путем проведения тренингов и консультаций по наращиванию потенциала, которые помогают молодым людям подготовиться к политической роли. При поддержке IRI как женщины, так и молодежные активисты способствуют развитию на местном уровне, а наиболее важные вопросы, поднятые их сообществами, находят ответы если не на местном, то на национальном уровне правительства. Отвечая на потребности граждан, активисты добиваются признания своих имен среди своих будущих избирателей, что позволяет строить свою политическую базу. При этом IRI также связывает женщин и молодых кандидатов со своими субнациональными партнерами и сетями (такими как «Женская демократическая сеть» или «Женская демократическая сеть», а также с региональными молодежными ассоциациями), со средствами массовой информации и экспертами по проведению кампаний, которые обеспечивают масштаб охвата, заметность и эффективность работы кандидатов в местных сообществах.
IRI Кыргызстан основывает свою работу с политическими деятелями на наиболее актуальных данных, собранных и проанализированных местными исследовательскими фирмами, а также на данных, проверенных, проверенных и опубликованных в ходе внутреннего опроса и исследований IRI, статистической точности данных и экспертов по внешним связям. С 2015 года опросы IRI Кыргызстана информируют администрацию президента, депутатов Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) и политические партии. Кроме того, опросы охватили другие заинтересованные стороны, включая международные организации, группы гражданского общества, СМИ и научные круги. Данные опроса об общественном восприятии текущих событий в Кыргызстане с указанием опасений и ожиданий местного населения от своих политических представителей. Собранные и опубликованные данные приурочены к тому, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности избранных должностных лиц — до критических для Кыргызстана выборов или сразу после крупного события в стране. Таким образом, IRI пытается лучше информировать местных политических лидеров о требованиях населения и о поддержке или несогласии с текущим курсом развития правительства. Администрация и другие местные заинтересованные стороны считают такое сотрудничество на основе данных с национальным правительством наиболее ценным.
В то время как регион проходит еще одно испытание на стабильность с кризисами в Афганистане, Китае и России, а также с безудержным распространением COVID-19, Кыргызстан, несмотря на постоянные неудачи, остается на пути к демократическому управлению при поддержке IRI и ее технических экспертов.
Последние новости и ресурсы
Опрос IRI в Кыргызстане показывает обеспокоенность по поводу безработицы…
Бишкек, Кыргызстан – Новый опрос, проведенный Центром исследований в области исследований (CISR) Международного республиканского института (IRI) в Кыргызстане, вызывает обеспокоенность…
Наши специалисты
Up ArrowTopО Кыргызстане | Программа развития ООН
О Кыргызской Республике
Кыргызстан – не имеющая выхода к морю, в основном гористая страна в Центральной Азии, граничащая с Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Население, составляющее немногим более шести миллионов человек, состоит преимущественно из молодежи. Кыргызстан является страной с уровнем дохода ниже среднего, с валовым национальным доходом на душу населения в размере 1170 долларов США в 2015 году. Его индекс человеческого развития 0,655 классифицирует его как страну со средним уровнем человеческого развития. 2. С момента обретения независимости в 1991, Кыргызстан претерпел сложные социальные, экономические и политические изменения, в том числе два восстания в 2005 и 2010 годах, которые свергли авторитарные режимы.
С 2014 года Кыргызстан является страной с уровнем дохода ниже среднего, где среднегодовой рост внутреннего продукта составляет 4,8%. Уровень крайней бедности снизился с 5,3 процента в 2010 году до 1,2 процента в 2015 году. Усилия правительства по миростроительству за последние пять лет привели к повышению стабильности и доверия населения к институтам и уменьшению конфликтов. Сектор гражданского общества в Кыргызстане является одним из самых сильных в Центральной Азии и взаимодействует с правительством через многочисленные консультативные общественные советы. Несмотря на эти заметные результаты, Кыргызстан сталкивается с рядом проблем.
Эффективность, действенность, подотчетность и прозрачность институтов и процессов государственного сектора, подрываемые слабым надзором со стороны парламента и общества и ограниченными возможностями для прозрачной, инклюзивной реализации политики и предоставления услуг, остаются ключевыми областями для улучшения.

Уровень бедности остается высоким, на уровне 32,1% в 2015 году, и сконцентрирован в сельской местности, варьируя по регионам, но самый высокий уровень в Джалал-Абадской, Баткенской, Нарынской областях и городе Ош. Хотя денежные переводы помогли снизить уровень бедности в стране на 6-7 процентных пунктов, трудовая миграция и денежные переводы создали такие побочные эффекты, как отток человеческих ресурсов, зависимость от внешних факторов и разрушение семейной ткани. Ключевыми факторами, объясняющими высокий уровень бедности, являются: неустойчивый, слабый экономический рост; плохая инфраструктура; слабые институты; и неравный доступ к природным ресурсам. Доступ к основным общественным услугам, таким как электричество, отопление, чистая вода и санитария, в сельской местности остается неоптимальным. Сельские женщины и дети сталкиваются с еще большими проблемами и неблагоприятным положением. Рост городской бедности и сокращение крайней бедности имеют важные последствия для политики. Необходимо уделять больше внимания измерению хронической бедности и неравенства для надлежащего планирования и составления бюджета, а также неденежным измерениям бедности (доступ к образованию, здравоохранению, водоснабжению и другим коммунальным услугам), чтобы никто не был забыт. Наличие и дезагрегирование экономических, финансовых и социальных данных ограничено для реалистичной оценки инклюзивности роста.
Неравенство в доходах остается высоким: коэффициент Джини в 2015 году составил 41 процент. Безработица, составляющая 8,5 процента, сконцентрирована среди молодежи и женщин, а гендерный разрыв в рабочей силе увеличивается. Женщины составляют лишь 40 процентов экономически активного населения. В сельской местности гендерный разрыв в занятости больше, несмотря на несколько более высокий уровень занятости. Сельское хозяйство, подверженное изменению климата, остается основным работодателем в экономике (32 процента от общего числа занятых). Семьдесят процентов бедняков полностью зависят от сельского хозяйства. Малые и средние предприятия вносят 19процент занятости и 37 процентов валового внутреннего продукта из-за проблем в деловой среде, с обременительными правилами, включая правовые барьеры для участия женщин в рабочей силе; нехватка квалифицированной рабочей силы; недостаточный доступ к инфраструктуре (например, к надежному электроснабжению), финансам и надежным общественным услугам. В то время как присоединение к Евразийскому экономическому союзу в 2015 году улучшило доступ к большому рынку товаров, услуг и рабочей силы, дает преимущества, структурные реформы, направленные на повышение производительности и диверсификацию экономики, необходимы для использования всех преимуществ интеграции.
Кыргызстан особенно уязвим к изменению климата, последствия которого включают таяние ледников и повышенный риск выхода ледниковых озер, нарушения водного режима и стихийных бедствий. Экстремальные погодные и климатические явления и неустойчивое управление природными ресурсами вызывают более 20 видов опасных процессов, которые вызывают стихийные бедствия, делая социально-экономическую ситуацию еще более нестабильной и увеличивая давление на местные сообщества. Прямые экономические потери от стихийных бедствий оцениваются в 1-1,5 процента годового валового внутреннего продукта. Низкая устойчивость людей и сообществ, ограниченные политические и институциональные рамки, а также слабые возможности прогнозирования и реагирования препятствуют адекватному реагированию на изменение климата и стихийные бедствия. Руководство по ликвидации последствий стихийных бедствий опирается на структуру управления чрезвычайными ситуациями, которой недостаточно для общесистемного подхода к устранению рисков. Необходимо принять междисциплинарную парадигму «управления рисками».
Кыргызстан характеризуется высокой степенью концентрации биоразнообразия как на экосистемном, так и на видовом уровне. Однако эксплуатация природных ресурсов за последние 50 лет нанесла серьезный ущерб его экосистемам (лесам, пастбищам и пахотным землям). Сельская беднота, особенно женщины и дети, зависят от доступа к природным ресурсам, особенно к земле и воде, для получения устойчивых средств к существованию.