Исламизация Киргизии становится необратимой / СНГ / Независимая газета
Сооронбай Жээнбеков в своих выступлениях может процитировать Коран. Фото с сайта www.president.kg
Президент Сооронбай Жээнбеков свое выступление на XI курултае (съезде) судей Киргизии начал с чтения хадиса (высказывания пророка Мухаммада) и отметил, что «самое главное – надо бояться закона и Всевышнего». Это не первое публичное обращение главы государства к исламу. Общественные деятели отмечают стремительный отход от прописанного в Конституции светского характера государства к исламскому. Киргизский политический обозреватель Денис Бердаков утверждает, что «президент пытается взять ислам под государственный контроль».
На съезде, который состоялся в государственной резиденции «Ала-Арча» 11 марта, был утвержден Кодекс чести судьи. Глава государства предостерег судей от необдуманных действий. Он напомнил высказывание пророка Мухаммада: «Суд бывает трех видов. Два в аду, один в раю. Если судья вынесет справедливое решение, то его место в раю. А те, кто выносит приговор, не разобравшись в деле или зная правду, выносят несправедливое решение, то их ожидает ад». От цитирования пророка президент снова перешел к хадису: «Не забывайте это. Все будете отвечать перед Богом».
Киргизский политик и общественный деятель Токтайым Уметалиева отметила, что исламизация страны началась не сегодня. Активная фаза пришлась на 2016–2017 годы, период конституционных изменений, когда прописывался закон о светском статусе государства. Против тогда выступили представители религиозных организаций, действующих в Киргизии, и политики, лоббирующие их интересы. «На членов конституционного совещания со стороны религиозных лидеров оказывалось сильнейшее давление, едва не перешедшее в столкновения. Заигрывание политических лидеров с представителями религиозных организаций привело сегодня к тому, что они получили политический окрас и являются инструментом влияния на политиков и государственную линию Киргизии», – сказала «НГ» Уметалиева.
Она не исключает, что в будущем парламенте, выборы которого намечены на 2020 год, большинство депутатских мест перейдет к приверженцам различных исламских организаций и течений. Причина, по ее мнению, столь быстрой исламизации страны кроется в социальной уязвимости населения, экономической деградации, популяризации медресе, где преподают муллы, получившие образование в Пакистане, Египте, Саудовской Аравии, отсутствии качественного светского образования и альтернативной идеологии.«В республике взят курс на целенаправленное построение государственного ислама», – сказал «НГ» киргизский политолог Денис Бердаков. Он считает, что президент Жээнбеков пытается ислам взять под контроль, дабы не получить политическую исламскую оппозицию. Пример Таджикистана показывает, что любая исламская партия будет противостоять власти.
Предыдущий президент Алмазбек Атамбаев в начале своей карьеры пытался «оседлать» процесс исламизации. И он тоже публично обращался к Корану. Но к 2014–2015 году понял, что тот политический ислам, который придет на смену культурному и социальному, «задавит» его. «Атамбаев – человек светской формации, русскоязычный, ментально чуждый исламистам. Он решил обратиться к альтернативной идеологии – сделал ставку на возрождение тенгрианства (культ Тенгри – религия древних киргизов, культ обожествленного неба, имеющий отчетливо прослеживаемые параллели с хуннским Ченли и китайским Тянь. – «НГ»). Но и здесь у него не сложилось», – пояснил в одной из статей религиовед из Уфы Артем Соловьев.
Сегодня Киргизия – полноценная исламская страна, с традициями, обрядами, исламским мировоззрением, хотя официально исламской республикой вряд ли станет. Как ранее «НГ» писала (см. номер от 01.10.17), ислам в стране играет все более весомую роль не только в обществе, но уже в политике и экономике. «Если на парламентских выборах 2015 года исламский фактор был значимым, но не определяющим, то к 2020 году ситуация может кардинально поменяться.
Политический ислам нарастает. Например, есть такой религиозный лидер, как экс-муфтий Киргизии Чубак ажы Жалилов, у которого насчитывается несколько сотен тысяч активных последователей. Это колоссальный электорат с учетом того, что для прохождения партии в парламент необходимо набрать всего 115 тыс. голосов, и 10 депутатских мест гарантировано. При этом Чубак не один такой имам в Киргизии. У многих религиозных деятелей имеется паства сопоставимого размера», – отметил Бердаков.Эксперт обратил внимание на то, что на выборах 2015 года религиозная паства в целом не поддержала те партии, которых лоббировали их духовные лидеры, – не было сильной связи ислама и политики. «Сейчас мы переходим к гораздо более жесткой смычке, потому что за пределами Бишкека, в регионах мечеть становится одним из главных социальных институтов. Это и религиозное образование, это и место сбора и общения людей. Возрастает количество и роль имамов. Они проводят все обрядовые ритуалы, начиная от рождения до похорон.
Эксперт не исключает, что на встрече с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась в начале февраля в Сочи, Сооронбай Жээнбеков обсуждал проблему исламизации Киргизии. Косвенным доказательством этого может служить то обстоятельство, что Путин во время визита в Казань на переговорах с экс-президентом, госсоветником республики Минтимером Шаймиевым обсуждал вопрос обучения имамов из Киргизии в Болгарской исламской академии в Татарстане.
Жээнбекову нужны те имамы, которые будут поддерживать светскость и государственность и пропагандировать ее. Проблема обострилась очень резко и продолжает обостряться – в частности, в пятничную молитву уже и многих госслужащих не бывает на работе, силовиков. Бишкек стал самым религиозным городом Центральной Азии, а Киргизия – самой религиозной страной. Киргизы невесело шутят о том, что мечетей у них больше, чем общеобразовательных школ. К этому стоит добавить 102 действующих медресе, 7 исламских институтов и 1 исламский университет. Женщины все чаще надевают традиционную мусульманскую одежду – хиджаб, а мужчины – пакистанские белые шальвары и длинную рубаху – камиз. Такого типа одежда у киргизов никогда не была в почете.
Древняя кыргызская религия без юридического статуса
Государство отказывается признать последователей тенгрианства в качестве религиозной группы.
www.iwpr.netby Timur Toktonaliev
Костюм Кубанычбека Тезекбаева сильно отличается от обычного стиля кыргызского национального костюма, который носят во время проведения традиционных праздников и прочих торжеств.
На нем рубашка-туника небесно-голубого цвета, символизирующего небесного бога Тенгри и узоры на ней выполнены в виде геометрических фигур. Слово, которое он использует приветствуя гостей – «Арбаныз» – это древнее приветствие.
Это внешние признаки его веры в тенгрианство – систему вероисповедания, предшествовавшую исламу в Центральной Азии. Вера в небесного бога Тенгри была присуща кочевым народам Центральной Азии и, как объясняет Тезекбаев, она направлена на то, чтобы жить «в гармонии с природой».
Будучи организованной религией, тенгрианство является современным возрождением, объединяющим элементы того, что такие как Тезекбаев считают истинной религией кыргызского народа.
Они много раз пытались заставить официальных лиц официально признать тенгрианство религией. Религиозные группы Кыргызстана должны зарегистрироваться для того, чтобы иметь право на осуществление законной деятельности. Последователи недавно собрали 5000 подписей в поддержку организации «Теңирчилик» (Тенгрианство) для получения признания. Но до сих пор эти попытки не привели к успеху.
Правительство считает, что тенгрианство не является полноценной религией. Некоторые участники данной кампании обвиняют государство в потворстве требованиям мусульманской общины в запрете признания, но оно отрицает это обвинение.
Суннитская ветвь ислама была внедрена в Центральную Азию арабскими миссионерами в восьмом веке, хотя на прочное установлении ее в качестве религии среди кыргызов ушло больше времени, и многие старые идеи оставались популярны в массовой культуре.
«Хотя большинство кыргызов сейчас говорят, что они мусульмане, они все равно тенгрианцы, потому что каждый из них соблюдает кыргызские традиции и обряды, которые прямо взаимосвязаны с тенгрианством, эти все обычаи пришли из тенгрианства», – говорит Тезекбаев.
Он утверждает, что отказ правительства признать религию нарушает право на свободу выражения и государственный закон о религии. Поэтому тенгрианство находится на положении бомжа «без никакой регистрации и документов», говорит он.
Власти же утверждают, что тенгрианство не может классифицироваться как официальная религия, и что, наоборот, это больше размытое духовно-философское движение. Они также выступают против устава группы, в котором указан Манас, герой национального эпоса, в качестве основополагающего принципа. По их словам, его нельзя сравнивать с основными фигурами ислама или христианства.
Тенгрианство не запрещено, в отличие от, скажем, экстремистских исламистских группировок, действующих в Кыргызстане. Но без официального статуса движение тенгрианства не может открывать банковские счета организации, набирать новых членов, проводить общественные мероприятия или строить молитвенные дома.
Анарбек Усупбаев, один из лидеров группы говорит, что это несправедливо, поскольку в других местах, в которых он был – Сибирь, Монголия и Турция – тенгрианцам разрешено проводить собрания.
По словам экспертов, правительство хорошо осведомлено о возможных трениях с мусульманским большинством.
По словам эксперта по религиозным вопросам Бакыта Мурзараимова: «Эти опасения у государства тоже есть, потому что если они сегодня легитимируют положение тенгрианцев, то завтра все исламисты восстанут и задавят правительство».
Индира Асланова, преподаватель теологии Кыргызско-Российского Славянского университета, согласна с этим и отмечает, что тенгрианцев часто обвиняют в жестком отношении к исламу. По ее словам, в этом нужно винить лидеров движения.
«Изначально отношение к исламу со стороны нынешних лидеров тенгрианства сложилась такой негативной, соответственно, и отношение к ним такое же получилось», – говорит она.
Попытки Тезекбаева убедить кыргызов отказаться от ислама прибавили ему проблем три года назад, когда государственная спецслужба возбудила против него иск за разжигание религиозной вражды. Его признали невиновным.
Со своей стороны Усупбаев отрицает, что тенгрианцы хотят создать препятствия или что они враждебно относятся к исламу.
«Мы просто говорим людям: «Храните свои кыргызские традиции», не надо головой погружаться в ислам. Мы не говорим ничего плохого про мусульман, пожалуйста, каждый имеет право придерживаться любой религии, которую он желает», – утверждает он.
Однако он выразил обеспокоенность тем, что растущее влияние ислама и появление фундаментальных направлений могут подорвать основы светского государства.
«Почему мы должны впускать сюда культуру арабов? – спрашивает он. – Почему наши дети должны быть бородатыми? Почему наши незамужние девочки, облачившись во все черное, словно вдовы, должны ходить в таком виде по улицам?» – спрашивает Усупбаев.
Орозбек Молдалиев, директор Государственной комиссии по делам религии, рассказал в интервью IWPR, что ничто не мешает тенгрианцам зарегистрироваться в качестве нерелигиозной группы, поскольку она не может квалифицироваться как религия.
Он добавил, что на самом деле было бы рациональнее зарегистрировать их в качестве религиозной группы, так как было бы легче следить за их деятельностью.
Молдалиев не склонен преувеличивать опасения относительно напряженности между мусульманами и тенгрианцами.
«Какие там могут быть противоречия? Если будут конфликты, то есть правоохранительные органы, есть закон. Чего тут Госкомрелигии бояться?» – говорит он.
Асан Саипов, пресс-секретарь Муфтията, центрального мусульманского органа Кыргызстана, говорит, что несмотря на то, что предки современных кыргызов верили в тенгри, они сейчас должны придерживаться ислама, так как он пришел на замену древней религии.
«Если сейчас тенгрианцам разрешить существование, уравнять в правах, они точно поделят нашу нацию, мы это должны четко понимать», – говорит Саипов.
В то же время, он отрицает, что мусульманские институты оказывают давление на правительственные органы с целью отклонения регистрации тенгрианцев в качестве религиозной структуры.
Тимур Токтоналиев – контрибьютор IWPR в Кыргызстане.
Государственный департамент США
Резюме
Конституция гарантирует свободу совести и религии и запрещает религиозным группам предпринимать действия, возбуждающие религиозную ненависть. Он устанавливает отделение религии от государства и запрещает преследование политических целей религиозными группами. Закон требует, чтобы все религиозные группы были зарегистрированы в правительстве, и запрещает деятельность незарегистрированных религиозных групп. В январе был пересмотрен закон о криминализации «экстремистских материалов»; новый закон требует, чтобы правоохранительные органы продемонстрировали намерение распространять экстремистские материалы для обвинения подозреваемого в совершении преступления. Власти сохранили запреты на деятельность 21 «религиозно ориентированной» группы, которую они считали экстремистской. Государственная комиссия по делам религий (ГКДР) предложила поправки в закон о религии, а государственные органы провели проверку их конституционности. Поправки включают запрет на прозелитизм по домам. После рассмотрения ГКДР представил поправки в парламент для рассмотрения и обсуждения. В марте Совет ООН по правам человека вынес решение, в котором установил, что требование закона о регистрации религиозных групп в местных советах для создания новых мест отправления культа является нарушением статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и конституция. Это решение перекликается с более ранним решением Верховного суда, признавшим эту практику неконституционной. Закон, однако, остался без изменений, поскольку к концу года парламент не принял поправки к Закону о религии, вводящие новые, конституционные принципы регистрации религиозных организаций. Свидетели Иеговы, приверженцы тенгрианства и Ахмадийская Мусульманская Община по-прежнему сталкивались с трудностями при регистрации в качестве официальных религиозных групп, а «Форум 18», международная неправительственная организация по свободе вероисповедания (НПО), сообщила, что даже зарегистрированным религиозным группам полиции и других государственных структур. По данным НПО, правительство не предоставляло религиозные материалы заключенным, осужденным за принадлежность к запрещенным религиозным группам.
По словам христианских активистов, немусульманские религиозные меньшинства по-прежнему сталкивались с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах. В марте Элдос Саттар уулы, христианин, подвергшийся нападению со стороны односельчан за свои религиозные убеждения, бежал из страны после непрекращающихся угроз в адрес него и его семьи. Его адвокату также угрожали из-за того, что она работала на Саттар уулы, и, по данным неправительственной организации, имели место репрессии против других христиан из его деревни. В январе неизвестные вандалы осквернили русское православное кладбище.
Посол и другие сотрудники посольства США встретились с правительственными чиновниками, чтобы обсудить ограничения в отношении групп религиозных меньшинств, предлагаемые поправки к закону о религии и насилие в отношении религиозных меньшинств. Сотрудники посольства регулярно встречались с религиозными лидерами, в том числе с представителями великого муфтията, а также с представителями НПО для обсуждения терпимости и уважения к религиозным группам. Обсуждаемые вопросы включали закон о терроризме и экстремизме, возможность регистрации независимых религиозных групп и права религиозных меньшинств 9. 0005
Раздел I. Религиозная демография
Правительство США оценивает общую численность населения в 5,9 миллиона человек (оценка на середину 2019 года). По оценкам правительства, примерно 90 процентов населения составляют мусульмане, подавляющее большинство из которых — сунниты. По оценкам правительства, шииты составляют менее 1 процента мусульманского населения. Существует также небольшая община ахмадийских мусульман, не отраженная в правительственных данных и насчитывающая, по оценкам международной организации, 1000 человек. По правительственным оценкам, около 7 процентов населения исповедуют христианство, из них около 40 процентов — православные. Евреи, буддисты, бахаи и неаффилированные группы вместе составляют примерно 3 процента населения. По оценкам приверженцев тенгрианства, местной религии, в стране насчитывается 50 000 последователей.
По данным Национального статистического комитета, этнические кыргызы составляют примерно 73 процента населения, а этнические узбеки – примерно 15 процентов. И этнические кыргызы, и этнические узбеки в основном мусульмане. Этнические русские в первую очередь являются приверженцами Русской православной церкви или одной из нескольких протестантских конфессий. Члены Русской православной церкви и других немусульманских религиозных групп живут в основном в крупных городах.
Раздел II. Статус соблюдения государством свободы вероисповедания
Правовая база
Конституция гарантирует свободу совести и религии; право исповедовать или не исповедовать религию индивидуально или совместно с другими лицами; и право на отказ от выражения своих религиозных взглядов. Он запрещает действия, возбуждающие религиозную ненависть.
Конституция устанавливает отделение религии от государства. Он запрещает создание религиозных политических партий и преследование политических целей религиозными группами. Конституция запрещает установление любой религии в качестве государственной или обязательной религии.
Закон гласит, что все религии и религиозные группы равны. Он запрещает «настойчивые попытки обращения последователей одной религии в другую» и «незаконную миссионерскую деятельность», определяемую как миссионерская деятельность групп, не зарегистрированных в ГКДР. Закон также запрещает участие несовершеннолетних в организованных религиозных группах, занимающихся прозелитизмом, без письменного согласия родителей.
Закон требует, чтобы все религиозные группы и религиозные школы регистрировались в ГКДР, который отвечает за надзор за выполнением положений закона о религии. Закон запрещает деятельность незарегистрированных религиозных групп. Группы, подающие заявку на регистрацию, должны представить форму заявки, устав организации, протокол организационного собрания и список членов-учредителей. Каждое собрание религиозной группы должно регистрироваться отдельно и иметь не менее 200 проживающих граждан-основателей. Иностранные религиозные организации обязаны ежегодно продлевать регистрацию в ГКДР. Закон также требует, чтобы религиозные группы регистрировались в местных советах для открытия новых мест отправления культа.
ГКДР законодательно уполномочен отказать в регистрации религиозной группы, если она не соответствует закону или считается угрозой национальной безопасности, социальной стабильности, межэтническому и межконфессиональному согласию, общественному порядку, здоровью или нравственности. ГКДР также может отказать в регистрации определенной религиозной группы или отложить ее, если сочтет, что предполагаемая деятельность группы не носит религиозного характера. Заявители, получившие отказ, могут в любое время подать повторную заявку или обратиться в суд. Закон запрещает незарегистрированным религиозным группам такие действия, как аренда помещений и проведение религиозных служб. Нарушения могут повлечь за собой административный штраф в размере 500 сомов (7 долларов США).
После того, как ГКДР одобрил регистрацию группы в качестве религиозной организации, группа должна зарегистрироваться в Министерстве юстиции, чтобы получить статус юридического лица, чтобы она могла владеть имуществом, открывать банковские счета и иным образом заниматься договорной деятельностью. Организация должна подать заявление в министерство, которое включает устав группы с административной структурой и списком членов правления и учредителей. Если религиозная группа занимается коммерческой деятельностью, она обязана платить налоги. По закону религиозные группы определяются как некоммерческие организации, освобожденные от налогов на свою религиозную деятельность.
Закон наделяет ГКДР правом запрещать религиозную группу в случаях, когда суды признают, что религиозная организация подрывает безопасность государства; предпринял действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; создание вооруженных сил или пропаганда войны или терроризма; причастен к посягательству на права граждан или воспрепятствованию обязательному обучению детей; принуждал членов передать свое имущество религиозной группе; или побуждало граждан отказываться от выполнения своих гражданских обязанностей и нарушать закон. Группа может обжаловать решение в суде.
Конституция запрещает религиозным группам «участие в организационной деятельности, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти». Осуждение за разжигание национальной, расовой или религиозной вражды может привести к лишению свободы на срок от трех до восьми лет, а осуждение за создание организации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, может привести к лишению свободы на срок от пяти до 10 лет. . Осуждение за убийство, совершенное на почве религиозной ненависти, наказывается пожизненным заключением.
Закон предписывает отдельные тюремные учреждения для заключенных, осужденных за терроризм и «экстремизм». Закон также позволяет лишать гражданства любого кыргызского гражданина, уличенного в обучении навыкам совершения террористических или экстремистских преступлений за пределами страны. Закон определяет «экстремистскую деятельность» как насильственное свержение конституционного строя; подрыв безопасности страны; насилие или подстрекательство к насилию на расовой, национальной или религиозной почве; пропаганда символики или атрибутики экстремистской организации; совершение массовых беспорядков или актов вандализма на почве идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды; разжигание ненависти или враждебность по отношению к какой-либо социальной группе.
Согласно закону, миссионерскую деятельность могут осуществлять только лица, представляющие зарегистрированные религиозные организации. Если иностранный миссионер представляет организацию, одобренную ГКДР, лицо должно подать заявление на получение визы в Министерство иностранных дел. Визы действительны на срок до одного года, и миссионеру разрешается работать в стране три года подряд. Все иностранные религиозные организации, в том числе миссионеры, должны действовать в рамках этих ограничений и ежегодно проходить перерегистрацию. Представители религиозных групп, действующие не в соответствии с законом, могут быть оштрафованы или депортированы. Нарушения закона могут повлечь за собой штраф в размере 1000 сомов (14 долларов США) и депортацию иностранных миссионеров.
Закон предусматривает право религиозных объединений производить, ввозить, вывозить и распространять религиозную литературу и материалы в установленном порядке, что может включать экспертизу государственной экспертизы. Закон не требует государственной экспертизы религиозных материалов (таких как литература и другие печатные, аудио- и видеоматериалы) и не определяет критерии для государственных религиоведов. Закон запрещает распространение религиозной литературы и материалов в общественных местах или при посещении отдельных домовладений, школ и других учреждений. Закон устанавливает штрафы в зависимости от характера нарушений. В январе президент Сооронбай Жээнбеков утвердил поправки к Уголовному кодексу, включая закон, регулирующий экстремистские материалы. Обновленный закон теперь требует, чтобы правоохранительные органы продемонстрировали намерение распространять экстремистские материалы для задержания подозреваемого. До внесения изменений в закон для ареста подозреваемых считалось достаточно простого обладания экстремистскими материалами.
Закон разрешает государственным школам предлагать курсы по религии, в которых обсуждаются история и характер религий, если предметом такого обучения не является религиозная доктрина и не пропагандируется какая-либо конкретная религия. Частные религиозные школы должны зарегистрироваться в ГКДР, чтобы работать как таковые.
Согласно закону, религия является основанием для отказа от военной службы и освобождения от нее по убеждениям. Лица, отказывающиеся от военной службы по соображениям совести, должны заплатить сбор в размере 18 000 сомов (260 долларов США), чтобы отказаться от военной службы. Мужчины, имеющие право на призыв в армию, должны уплатить сбор до достижения ими 27-летнего возраста. Неуплата по возрастному цензу требует от лица выполнения 108 часов общественных работ или уплаты штрафа в размере 25 000 сомов (360 долларов США). Если мужчины не могут служить по семейным обстоятельствам и не заплатили по возрасту, они должны заплатить 18 000 сомов (260 долларов США). Призывники, уклоняющиеся от военной службы и не подпадающие под освобождение, подлежат штрафу или лишению свободы на срок до двух лет. Обязательно служить в армии в течение 12 месяцев, хотя закон предусматривает альтернативные формы общественных работ. Религиозные группы не освобождаются от действия этого закона и должны платить за отказ от военной службы.
Страна является участником МПГПП.
Государственная практика
19 июня в Ат-Башинском районе Нарынской области сотрудниками ГКНБ и МВД задержаны шесть членов организации «Хизб ут-Тахрир».
Правительство сохранило запрет на 21 «религиозно ориентированную» группу, которую оно считало экстремистской, в том числе: «Аль-Каида», «Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Конгресс курдских народов», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Хизб ут- Тахрир (ХТ), Союз исламского джихада, Исламская партия Туркестана, Федерация семей за мир и объединение во всем мире (Церковь объединения), Такфир-джихадист, Джейш аль-Махди, Джунд аль-Хилафа, Ансарулла, Ат-Такфир Вал Хиджра, Акромия, ИГИЛ, Джабхат ан-Нусра, Катибат аль-Имам аль-Бухари, Джаннат Ошиклари, Джамаат ат-Таухид валь-Джихад и Якин Инкар. Власти также продолжали запрещать все материалы или деятельность, связанные с лидером чеченских исламистских боевиков А. А. Тихомиров (он же Саид Бурятский), деятельность и материалы которого Бишкекский районный суд признал экстремистскими в 2014 г.
Согласно открытым источникам, количество арестов за экстремизм значительно сократилось после внесения изменений в законы об экстремизме в январе: в течение года в прессе было сообщено о шести арестах по сравнению с 213 в предыдущем году. Официальной государственной статистики не было. Экстремистские инциденты включали членство в запрещенной «религиозно ориентированной» организации, распространение литературы, связанной с запрещенной организацией, а также прозелитизм от имени или финансирование запрещенной организации. ГКНБ сообщил, что за первые девять месяцев года 39Правительство изъяло 9 экстремистских материалов, но уголовные дела не были возбуждены в связи с изменениями в законе об экстремизме. Этнические узбеки заявили, что полиция преследовала их и преследовала их, как правило, в связи с хранением запрещенной религиозной литературы или поддержкой запрещенных организаций, что, по их словам, было основано на ложных показаниях или подброшенных уликах. Руководство двух христианских конфессий сообщило, что и ГКДР, и ГКНБ совершали необъявленные визиты в их места отправления культа под предлогом предотвращения экстремизма, в ходе которых они требовали от церквей предоставить свои финансовые отчеты и религиозные тексты.
Верховная Рада продолжила рассмотрение проекта поправок к закону о религии от 2018 года, представленного ГКДР. Пересмотренные поправки включают запрет на прозелитизм по домам и требование уведомлять правительство до начала религиозного образования за границей. ГКДР отменил предложенное изменение по увеличению числа членов, необходимых для регистрации в качестве религиозной организации (с 200 до 500 членов), что позволило зарегистрированным религиозным организациям создавать филиалы по всей стране независимо от количества приверженцев в населенном пункте. Свидетели Иеговы продолжают выражать озабоченность проектом поправок. ГКДР представил поправки в парламент в начале года, и в конце года они рассматривались во втором чтении перед парламентом. Как правило, предлагаемые законы проходят три чтения в парламенте перед дебатами и голосованием.
29 марта Комитет ООН по правам человека установил, что положение закона, требующее, чтобы религиозные группы регистрировались в местных советах для создания новых мест отправления культа, является нарушением статьи 18 МПГПП и Конституции. В 2014 году Верховный суд признал это положение неконституционным. Свидетели Иеговы отметили, что положение закона осталось в силе, заявив, что парламент не внес поправки в закон, чтобы отразить решение Верховного суда.
НПО, занимающиеся тюремной реформой и противодействием насильственному экстремизму, сообщали, что законы, предусматривающие отдельные учреждения для заключенных, осужденных за терроризм и экстремизм, часто плохо соблюдаются. НПО сообщили, что воинствующих экстремистов не отделяли от заключенных, отбывающих наказание за менее серьезные преступления, включая простое хранение экстремистских материалов, что, по их словам, могло привести к радикализации других групп населения в тюрьмах. НПО сообщали, что тюремным властям требовалась религиозная литература, кроме Корана или h adith (запись преданий или высказываний Пророка Мухаммеда) должен быть одобрен муфтиятом.
Религиозные группы продолжали сообщать, что процесс регистрации в ГКДР был громоздким и занимал от одного месяца до нескольких лет. Одна группа сообщила, что ГКДР не зарегистрировал ее после пяти лет попыток. Некоторые незарегистрированные группы продолжали сообщать о том, что они могут проводить регулярные религиозные службы без вмешательства правительства, особенно иностранные религиозные организации, которые были зарегистрированы в прошлом и подавали ежегодную заявку на перерегистрацию. ГКДР сообщил, что в течение года зарегистрировал одну протестантскую, восемь пресвитерианских, три пятидесятнических, три баптистских и четыре протестантских евангелических общины. ГКДР сообщил, что 2669мечети были юридически зарегистрированы в соответствии с законом, и около 300 мечетей не получили регистрацию из-за отсутствия документации.
По данным Форума 18, в период с конца 2018 года по июнь ГКДР зарегистрировало более 60 христианских церквей и организаций, большинство из которых протестантские. Власти зарегистрировали Общину Свидетелей Иеговы в Оше в начале года после 10 лет попыток регистрации. Однако «Форум 18» сообщил, что общины Свидетелей Иеговы в Нарынской, Джалал-Абадской и Баткенской областях по-прежнему не могут зарегистрироваться.
Согласно Новостям Форума 18, несмотря на успешную регистрацию некоторых религиозных организаций, регистрация «не устраняет многих препятствий для осуществления свободы религии и убеждений». Члены различных религиозных общин заявили, что они по-прежнему не могут проводить публичные собрания вне своего зарегистрированного адреса без разрешения, и что власти обычно не дают разрешения. Они также заявили, что религиозную литературу нельзя ввозить без государственной цензуры и что члены не могут публично делиться своими убеждениями.
Хотя правительство по-прежнему не включало Ахмадийскую Мусульманскую Общину в список запрещенных организаций, представитель этой группы подтвердил, что она до сих пор не прошла регистрацию. Первоначально община была зарегистрирована в 2002 году, но ГКДР отказывался одобрять ее перерегистрацию каждый год с 2012 года, в том числе снова в 2019 году. ГКДР также отказывается регистрировать тенгрианство как религию с 2013 года на том основании, что является философским движением, а не религией.
ГКДР продолжал заявлять, что, хотя закон не требует экспертизы религиозной литературы, его практика заключалась в проверке ввозимых религиозных материалов, представляемых на экспертизу религиозными организациями. По-прежнему не существовало специальной процедуры для найма или оценки экспертов, проводящих экспертизу религиозной литературы, которую группы хотели распространять в местах отправления культа. По словам ученых-религиоведов, ГКДР продолжало выбирать своих собственных сотрудников или религиоведов, с которыми агентство заключило договор в качестве экспертов. Адвокаты религиозных групп продолжали заявлять, что выбранные ГКДР эксперты были предвзяты в пользу прокуратуры и не являлись официальными экспертами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Государственная служба судебной экспертизы при поддержке ГКДР по религиозным вопросам проверила содержимое веб-сайтов, печатных материалов и других средств массовой информации на наличие экстремистского содержания.
Представители Свидетелей Иеговы заявили, что ГКДР и другие государственные организации продолжают использовать ложные применения закона для предотвращения создания новых общин. 28 августа ГКДР отклонил заявление Свидетелей Иеговы о регистрации религиозной организации в городе Кадамжай, мотивировав отказ статьей Жилищного кодекса, отметив, что в жилых домах запрещена промышленная или коммерческая деятельность. . Согласно письму ГКДР, поскольку Свидетели Иеговы пытались зарегистрировать свою религиозную организацию по месту жительства, ГКДР не смог одобрить их заявление. Свидетели Иеговы также сообщили, что ремонт построенного Зала Царства в поселке Советская Джалал-Абадской области был остановлен после того, как городские власти сформировали комиссию для расследования строительства. В комитете заявили, что Свидетели Иеговы занимаются прозелитизмом, а их община не прошла регистрацию в местном совете. В свете этих выводов комиссия, в состав которой входил представитель ГКДР в Джалал-Абадской области, потребовала от Свидетелей Иеговы прекратить всю религиозную деятельность, не одобренную местными жителями, во избежание угрозы религиозного конфликта. Хотя закон не требует проверки всей религиозной литературы и материалов, религиозные группы, в том числе Свидетели Иеговы, заявили, что ГКДР требует, чтобы они представили 100 процентов своих религиозных материалов для проверки.
По словам представителей религиозных групп, отказ либо служить, либо платить сбор за отказ от военной службы по-прежнему подвергал лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям, лишениям, поскольку военная служба оставалась обязательным условием для работы в правительстве и у многих частных работодателей.
В течение года ГКДР вновь провела форумы межконфессионального диалога во всех семи областях страны. В этих форумах участвовали мусульмане, русские православные, католики, протестанты и бахаисты, а также представители гражданского общества, местных органов власти и должностные лица Министерства внутренних дел и ГКНБ. Форумы были посвящены религиозной толерантности, сотрудничеству и взаимопониманию между представителями религиозных общин, а также между государством и религиозными организациями. Религиозные группы заявили, что в целом довольны межконфессиональными платформами, хотя конкретных результатов было мало.
Раздел III. Статус общественного уважения свободы вероисповедания
По словам христианских активистов, немусульманские религиозные меньшинства по-прежнему сталкивались с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах. Источники сообщили как минимум о пяти отдельных случаях, когда членам групп религиозных меньшинств было отказано в погребении на общественных кладбищах. В 2017 году ГКДР объявило о политике разделения общественных кладбищ по религиозному признаку, которая, по его словам, будет введена постановлением правительства. ГКДР заявило, что разработало эту политику в ответ на сообщения о том, что религиозные меньшинства продолжают сталкиваться с трудностями в организации захоронения своих умерших на общественных кладбищах; однако по состоянию на сентябрь эта политика не была реализована.
По данным активистов гражданского общества, случаи преследования религиозных меньшинств, как правило, происходили в небольших городах и селах, где преобладает кыргызское население. В 2018 году, по сообщению службы новостей Форума 18, Элдос Саттар уулы подвергся нападению за свои протестантские религиозные убеждения в селе Тамчи. После непрекращающихся угроз в адрес него, его адвоката и его семьи, включая угрозы во время допроса в полиции по поводу нападения, Саттар уулы бежал в Украину. В июле полиция сняла обвинения с предполагаемых нападавших, мотивируя это отъездом обвинителя из страны. После отъезда Саттар уулы из страны «Форум 18» заявил, что его адвокату угрожали судебным преследованием за разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти в отместку за то, что она представляла его интересы. По данным Форума 18, имели место репрессии против других христиан из села Саттар уулы, в том числе насилие в отношении других христиан.
11 января вандалы осквернили русское православное кладбище в селе Ананьево Иссык-Кульской области. По словам местных жителей, повреждено 89 надгробий. Властям не удалось установить подозреваемых.
Раздел IV. Политика и взаимодействие правительства США
Посол и другие сотрудники посольства регулярно встречались с государственными чиновниками, в том числе с главой и заместителем ГКДР, а также с высокопоставленными чиновниками великого муфтията, чтобы обсудить ограничения в отношении групп религиозных меньшинств, предлагаемые поправки к закону о религии и насилие в отношении религиозных меньшинств.
В июне в посольстве состоялся ифтар с участием великого муфтията, в состав которого вошли местные имамы и представители религии. Высокопоставленный сотрудник посольства также провел ифтар с участием религиозных экспертов и государственных чиновников. Во время обоих ифтаров представители посольства обсуждали толерантность, свободу вероисповедания и межрелигиозное взаимодействие.
Сотрудники посольства также продолжали взаимодействовать с представителями муфтията, лидерами религий меньшинств, НПО и представителями гражданского общества для обсуждения закона о терроризме и экстремизме, возможности регистрации независимых религиозных групп и прав религиозных меньшинств. Посол регулярно встречался с членами религиозных общин, в том числе с великим муфтием, представителями Свидетелей Иеговы, Баптистского и Евангельского союзов Кыргызстана, и обсуждал религиозную регистрацию, межрелигиозные отношения и религиозный экстремизм.
Кыргызстан Содержание Подавляющее большинство сегодняшних кыргызов – мусульмане-сунниты (см. Глоссарий), но ислам пришел поздно и довольно поверхностно к область. Кыргызские мусульмане обычно исповедуют свою религию особым образом. влияние прежних племенных обычаев. Практика ислама также отличается в северных и южных регионах страны. Кыргызстан остался светское государство после падения коммунизма, имевшее лишь поверхностное влияние на религиозную практику, когда Кыргызстан был советской республикой. Большая часть русского населения Кыргызстана атеисты или русские православный. узбеки, которых 12,9процентов населения, составляют в основном мусульмане-сунниты. Введение исламаИслам был введен кыргызским племенам между девятым и двенадцатого века. Наиболее интенсивное знакомство с исламом произошло в семнадцатого века, когда джунгары вытеснили кыргызов с Тянь-Шаня области в Ферганскую долину, население которой было полностью исламским. Однако по мере того, как опасность со стороны джунгар утихала, кыргызские отряды вернулись в свой прежний регион, влияние ислама стало слабее. Когда Куконское ханство завоевало территорию кыргызов в XVIII века кочевые киргизы оставались в стороне от официальной Исламские обычаи этого режима. К концу девятнадцатого века, однако большая часть кыргызского населения была обращена по крайней мере в поверхностное признание исламской практики. Племенная религияНаряду с исламом кыргызские племена исповедовали и тотемизм, признание духовного родства с тем или иным видом животных. Под эту систему верований, которая предшествовала их контакту с исламом, кыргызы племена использовали северных оленей, верблюдов, змей, сов и медведей в качестве объектов поклонение. Солнце, луна и звезды также играли важную религиозную роль. роль. Сильная зависимость кочевников от сил природы укрепляли такие связи и укрепляли веру в шаманизм (сила племенных целителей и магов с мистической связью с духом мира) и черной магии. Следы таких верований остаются в религиозная практика многих современных кыргызов. Говорят, что знание ислама и интерес к нему намного сильнее в юге, особенно вокруг Оша, чем дальше на север. Религиозная практика на севере сильнее смешан с анимизмом (верой в то, что каждый одушевленный и неодушевленный предмет содержит в себе дух) и шаманские практики, придавая богослужению сходство с сибирской религиозной практикой. Ислам и государствоРелигия не играла особенно большой роли в политике Кыргызстан, хотя более традиционные элементы общества настаивали на том, чтобы Мусульманское наследие страны признается в преамбуле к 1993 конституции. Этот документ предписывает светское государство, запрещая вмешательство какой-либо идеологии или религии в деятельность государства бизнес. Как и в других частях Центральной Азии, не выходцы из Центральной Азии были обеспокоены потенциалом фундаменталистского исламского революция, которая подражала бы Ирану и Афганистану, принося ислам непосредственно в выработку государственной политики, в ущерб неисламское население. |