происхождение народа, где и как живут, фото
Китайцы остаются самым многочисленным народом на планете. Они считаются одними из самых трудолюбивых в мире, коллективизированных и мудрых людей. Культура Китая включает традиции, сложный в глазах европейцев жизненный уклад, почитание старших, поклонение предкам. История китайского народа удивительна, а реалии современной жизни сильно отличаются от остального мира.
Название
Слово «Китай», которое на китайском звучит как «чжунго», означает «центр». В данном контексте подразумевается географическое положение. Ранее страна именовалось Чжунго — Срединное государство. Впервые это название появилось еще в 1045 году до н.э. Под центром понимали небольшую территорию, окружавшую столицу. До нас дошло и другое название — «Поднебесная». На китайском языке оно звучит как «тянься». В период правления династии Хань всех жителей называли ханьцами и считали, что они живут под небом.
На латинице страну записывают как China. Историки расходятся во мнении о том, кто первый стал употреблять это название. Наиболее популярной версией считается персидское происхождение — персы писали Chīn, указывая на правителей из династии Цынь. От персов слово перешло к римлянам, которые придумали слово Cina.
История
Китайскую цивилизацию принято считать одной из самых старых в мире. Согласно письменным источникам ее возраст не менее 3500 лет. Период до 221 года до н.э принято называть доимперским. Он является наиболее малоизученным — историкам известно немногое. Первая китайская династия называлась Ся, ей управлял император Юй. Правление Ся длилось довольно долго — с 20 по 18 века до н.э. Ся разделяли власть между духовенством и светскими правителями. Позднее полномочия светского правителя стали формальными. Ся приписывается создание первых календарей, которые на тысячу лет были забыты, а затем возвращены в обиход.
Доимперский период включает правление династий Шан и Чжоу. Историки полагают, что обе династии исповедовали тотемизм. Строй Шан был матриархальным. Чжоу являлись скотоводами, они пришли на смену Шан и оставались правителями до 3 века до н.э. Чжоу постоянно сталкивались с войнами и имели слабую централизованную власть, что привело к исчезновению династии. С наступлением императорского периода, продлившегося почти 2 тысячи лет, Китай превратился в одну из сильнейших стран мира.
Целостность Китай обрел с приходом к власти императора Цинь, который начал объединение разделенных царств. Он завоевал соседние территории, ему приписывают портрет сильного лидера с явными политическими амбициями. Именно его могилу охраняет терракотовая армия.
Значимый вклад в историю Китая внесла Тан — династия, правившая с 618 до 907 года н.э. Подход к управлению представителей Тан наглядно демонстрирует бурное развитие при поддержке со стороны государства культуры, торговли, прикладного искусства. Расцвет поэзии и философии приходится именно на период танской династии. Однако постепенно в стране начинаются междоусобицы, Тан приходит в упадок, монгольские завоеватели все чаще наступают и к 13 веку завоевывают значительные территории, основывая династию Юань. Китайцам удалось отбиться, но примерно в середине 17 века они вновь подверглись нападению — монголы воспользовались очередной междоусобицей, которая привела к уничтожению династии Мин. В результате права на престол остались за китайцами, но в 1911 году императорскому строю пришел конец. Синьхайская революция положила начало народной республике, именуемой в наши дни КНР. Коммунистическая партия находится у власти с 1949 года.
Характер
Многие представляют китайцев как мудрых и доброжелательных людей. В большинстве случаев это действительно так, однако важно понимать, что в зависимости от сферы деятельности люди в Китае могут быть очень разными. Известно, что в вопросах дипломатии китайцы считаются одними из самых хитроумных, зачастую проблемных переговорщиков. В общении с китайскими предпринимателями можно обнаружить церемониальность, подобную чайной церемонии. Китайцы не скупятся на дружелюбные выражения, комплименты, шутки — все для достижения конечной цели. История китайской дипломатии насчитывает не одну сотню лет. В военном деле китайцы достигли больших успехов, однако всегда уповали на дипломатию как на лучшее оружие. От природы китайцы являются любопытными людьми. Расспросить иностранца о жизни и даже самых простых мелочах — дело долга. Китайцы не стесняясь могут разглядывать туристов, активно обсуждая их внешний вид.
Большое любопытство связано с длительным периодом самоизоляции. Географическое положение такой жизни лишь способствовало, поэтому китайцам долго приходилось налаживать сообщение с представителями иных государств. До недавнего времени в истории страны был неприятный период, включавший оккупацию, войну среди гражданского населения, противостояние с Японией и революционные движения. Однако это не сделало народ агрессивным. Китайцы остаются застенчивыми, когда им делают комплименты, любознательными, а молодежь активно интересуется модными тенденциями на Западе.
Китайцы не считают себя амбициозным народом. У них принято, чтобы каждый занимал свое место. Чиновникам запрещено иметь бизнес, а предпринимателям — становиться чиновниками. Именно они говорят, что жить в эпоху перемен — сущее наказание. Когда приезжаешь в Китай, может показаться, что города в нем живут бурной жизнью, а люди все время куда-то спешат. В действительности такая хаотичность объясняется густонаселенностью. Сами китайцы — народ неспешный и любящий размеренную жизнь.
Особенности
В сравнении с особенностями европейского жизненного уклада Китай может показаться другой планетой. У китайцев не принято делать комплименты девушкам при первой встрече, особенно в плане внешности. Отношение к женщинам в принципе особое: жена главы семьи принимает гостей, но не участвует в застолье, а только ухаживает за всеми. Гости же не должны уделять хозяйке внимания больше, чем ее мужу. Постепенно в крупных городах обычай уходит в прошлое, что регламентируется Конституцией КНР. Женщина имеет равные права с мужчиной во всех отношениях. Пускай пока номинально.
Необычное отношение у китайцев к рукопожатиям. Подавать можно левую и правую руку — для них это не имеет значения. Сам процесс рукопожатия может проходить произвольно: китаец то покрутит руку, то потянет вниз или просто похлопает по запястью другой руки. Китайцам просто незнаком такой ритуал, хотя молодые люди уже успели его освоить. Некоторое время даже в государственных газетах публиковались правила рукопожатия. Вот еще ряд особенностей китайской жизни:
- В знак особого уважения китайцы хлопают друг друга по плечам, теребят за рукав или локоть. Раньше подобное проявление симпатии порицалось законом и строгими нравами. Сейчас настали другие времена, людям стало легче проявлять друг к другу дружелюбие и теплоту;
- Рассказывая о себе, китайцы указывают пальцем не в грудь, а на нос. Использовать пальцы для указания на других людей считается неприличным — так делают в спорах во время потасовок;
- Услышав обвинение, человек из Китая может улыбнуться. Это вовсе не означает насмешку, китайцы так сообщают о чувстве вины. В знак извинений человек демонстрирует открытую правую ладонь. Именно такой жест покажет прохожий, случайно толкнувший другого;
- Распространенной привычкой является вращение карандаша, ручки или маленьких шариков. Упражнение хорошо разрабатывает мышцы кисти, снимает нагрузку с закрепощенных суставов;
- Язык жестов в китайском обществе развит очень сильно. Если вы приложите большой палец к верхней фаланге мизинца, то покажете таким образом неодобрение. Сложив пальцы обеих рук, укажете на романтическую связь между двумя людьми. Во время праздников взрослые китайцы поздравляют друг друга жестом «сжатый кулак открытая ладонь». Его часто используют бойцы ушу в знак приветствия зрителям и уважения друг к другу;
- При употреблении риса пиалу держат одной рукой, а другой удерживают палочки. Это не только особенность, но обычай, берущий корни с древних времен. Чашка риса всегда символизировала благополучие, которое нужно крепко держать.
Традиции
- Палочки считаются в Китае более удобными и полезными в отличие от вилок. В процессе использования палочек задействуется ряд мышц, что позволяет поддерживать их в тонусе.
- Пользоваться ножами считается дурным тоном. Пищу предварительно нарезают на удобные кусочки.
- Накладывать блюдо отдельно принято из общей тарелки. Хозяин дома в знак особого уважения положит самый лучший кусок гостю.
- Поверх пиалы палочки не кладут — этот жест принят за дурной. Палочки надо класть рядом с тарелкой.
- Палочки для еды предназначены именно для употребления пищи. Жестикулировать столовыми приборами не стоит.
- Чай наливают в чашку не до краев, а вино, наоборот, не скупясь. Китайцы всегда пьют до дна, но стараются сохранять облик.
- Чокаться со старшими принято так, чтобы рюмка была чуть ниже.
- Во время курения пачку сигарет предлагают уже распечатанной.Если вы дадите китайцу прикурить, в знак благодарности он коснется вашей руки средним и указательным пальцем.
- Прощальный жест «до свидания» выглядит так: открытая ладонь покачивается взад-вперед, а не из стороны в сторону. Маятниковое движение указывает на отрицание.
- Нельзя подзывать детей или взрослых пальцем. Исключительно ладонью.
- Супы подаются после горячих блюд.
- Культура трапезы отличается в зависимости от регионов.
- Лишние деньги китайцы тратят в ресторане или покупают деликатесы.
- Серьезные вопросы решаются при застольях, это касается деловых задач тоже.
- В Китае принято пользоваться именными печатями, которые изготавливаются из камня.
- Китайцы живут скромно, так как по природе своей скромны. У большинства невысокий материальный достаток.
- Распространенным увлечением в Китае является разведение канареек, рыбок или цветов. Люди часто увлекаются спортом, каллиграфией, живописью.
- Работа ведется 6 дней в неделю. Отпуска бывают крайне редко.
- Перед деловой встречей китайцы обязательно интересуются биографией потенциальных партнеров, их семейной жизнью, достижениями, увлечениями.
Праздники
Традиционно невеста надевает на свадьбу красное платье. В последнее время цвет стал меняться на белый — более привычный европейцам. Влияние Запада прослеживается во многих аспектах жизни. Ранее же свадебное празднество представляло собой пышный обряд, что было связано с большими затратами. Браки в Китае очень прочны — средняя статистика по разводу не превышает 5%.
Похоронный обряд требует 3 раза поклониться фотографии умершего. В Китае часто прибегают к кремированию. В качестве траурного цвета избирается белый, китайцы надевают траурные повязки, нося их на рукавах.
Новый год отмечают с близкими и друзьями. Как и в европейских странах, праздник в первую очередь семейный. В Новый год нужно входить без долгов. Это тот редкий момент, когда можно получить отпуск на работе. Празднуется китайский Новый год с 20 января до 20 февраля. Конечно, отдыхать почти месяц не дадут, однако неделя на праздник будет.
Китайцы празднуют День Весны. В этот праздник принято расклеивать бумажные надписи прямо у входа в дом. В последнюю ночь перед праздником вся семья собирается и ужинает. Затем ожидают наступления Нового года. Праздник Весны считается одним из самых пышных в Китае — его сопровождают парады с танцами драконов, хороводы лодок и акробатические выступления.
Знаменитый Праздник китайских фонарей проходит в атмосфере таинств. Люди едят сладкие печенья и любуются красивыми фонарями, которые впервые появились еще в 1 веке нашей эры. Фонари продают на больших ярмарках. Там можно купить самые разные по форме и размерам сувениры. Китайские умельцы не скупятся проявлять фантазию, создавая удивительные образцы. На праздник обязательно устраивают яркие фейерверки.
Луна у китайцев имеет более важное значение, чем солнце. Почти все праздники отмечаются по Лунному календарю. Однако есть несколько дней, которые посвящаются только солнцу. Их называют Ханьши и Цинмин.
Праздники совпадают с русской Пасхой и часто выпадают на полнолуние. В Ханьши и Цинмин принято вспоминать усопших, дарить предкам жертвоприношения. Близкие собираются вместе и вспоминают родственников. Название Ханьши в буквальном смысле означает «холодная пища». Происхождение связано с легендой о подданном одного принца, являвшегося наместником престола при династии Цзинь. Однажды принц подвергся изгнанию и долгое время скитался. Верный оруженосец сопровождал господина, заботился о нем и кормил. В определенный момент еды не осталось, и оруженосец вырезал часть бедра, чтобы накормить принца. Господин оправился и смог вернуть право на престол, но совершенно позабыл о самом верном слуге. Оруженосец принял это за оскорбление и ушел в отшельники. Ставший правителем принц вспомнил о нем и просил вернуться на службу, но бывший оруженосец отказал государю. Принц оказался крайне жесток, повелел сжечь лес, где укрывался отшельник, привести его во дворец и наказать. Оруженосец остался непреклонен и предпочел погибнуть от огня, сгорев в лесу. Этот поступок впечатлил правителя, который повелел в память о проявленной стойкости каждую годовщину гибели оруженосца гасить пламя в очагах. Сходство с Пасхой в Ханьши проявляется в разукрашивании яиц, правда, обычай соблюдается не во всех районах страны.
Еда
Китайцы обожают сочетать разные вкусы. Они считают, что исключительно сладкая или соленая пища притупляет чувства, поэтому вкусы необходимо разнообразить. Комбинирование различных ингредиентов позволяет поварам создавать иногда необычные кулинарные шедевры, которые понравятся далеко не всем иностранцам. Испокон веков профессия повара в Китае совмещалась с профессией лекаря. Китайцы придают большое значение пище и напиткам, а народная медицина до сих пор главенствует над современной. Медикаментозному лечению народ предпочитает употребление чеснока, имбиря, лука и других даров природы. В Китае в огромном количестве используют соевый соус. В продукте содержится большое количество витаминов и макроэлементов. В связи с соленым привкусом нет необходимости использовать соль в чистом виде.
Конфуцианство проникло и в кулинарию. Следуя канонам, повара должны готовить пищу так, чтобы она не оказалась переваренной или недоваренной, обязательно добавлять в блюда специи, красиво сервировать и подавать. В среднем на каждое блюдо может приходиться 20 вариантов приготовления. В Китае повара применяют мгновенную тепловую обработку для сохранения полезных веществ и вкусовых качеств.
Китайская трапеза традиционно начинается с зеленого чая. Сперва следуют закуски или горячие блюда, непременно легко усваиваемые и практически без специй. Затем следуют супы и разнообразные кушанья в нечетном количестве. Внимание уделяется не только сервировке, но и цветовой гамме в целом. Завершают трапезу десертом и чаем.
Примечательно отношение китайских кулинарных критиков к пище. Они оценивают ее по большому ряду критериев: липкости, упругости, сочности и т.д. Чтобы добиться наивысших результатов, повар должен использовать разные специи. Среди них есть и весьма редкие, например, бадьян, мускат, экстракт бобов.
В отличие от европейцев, китайский народ не часто ест куриные яйца, заменяя их утиными и перепелиными. Молочная продукция тоже не очень широко распространена. Китайцы предпочитают сою и продукты на основе ее изготовления. Стандартного хлеба в широком понимании у китайцев нет. Он заменен на маньтоу — маленькие булочки, которые могут начиняться мясом или сладкой начинкой. Название маньтоу переводится как «голова варвара». С этими непримечательными кулинарными творениями связана легенда, согласно которой для успешного пересечения реки духам нужно было преподнести человеческую жертву. Однажды хитрый полководец сделал голову из теста, обманув духов.
О лапше легенд придумано немного, хотя она поистине легендарный продукт. Чаще нее в Китае едят разве что только рис. Любимыми десертами китайцев остаются фрукты, карамелизированные яблоки, желе из фикуса, сладкий черепаший суп, рисовые шарики. Среди напитков доминирует чай, для которого придумано более сотни рецептов и способов приготовления.
Национальный костюм
В Китае национальная одежда во все времена была яркой и пестрой. Постепенно сформировался традиционный облик костюмов для мужчин и женщин. Мужская одежда включала брюки и рубашку. Штаны мешкообразные скрывались за низким подолом, поскольку считались фактически нижним бельем. Под ними, однако, были еще одни штаны под названием «таоку». В зависимости от времени года они могли быть плотными или тонкими.
Китайские рубашки обрели популярность во всем мире. На родине их параметры регламентируются государством. В целом все они имеют короткую длину и носятся навыпуск. Впервые рубашки стали носить при династии Тан, отсюда название «танские». Цвета китайцы предпочитают спокойные, ближе к нейтральным. Часто одежда декорируется вышивками. Примечательно, что существует четкое разделение на повседневные и деловые наряды.
Женские национальные китайские костюмы чрезвычайно разнообразны. Для девушек из знатного рода при пошиве одежды использовали шелк, декорирование происходило с использованием золота, драгоценных камней, жемчуга. В традиционном виде китайский женский костюм подходит скорее для праздников, чем для повседневной носки.
Платье ципао, напротив, можно носить каждый день. Оно характеризуется облегающим кроем и разрезами вдоль боков. Родиной ципао считается Маньчжурия. Сегодня оно получило популярность далеко за пределами Китая. Звезды Голливуда, девушки из богатых семей, любительницы востоковедения — все стараются приобрести хотя бы одно такое платье. Шьется ципао из плотного натурального шелка, поэтому его можно носить довольно долго. Для всех китайских костюмов характерно использование воздушных петель, изысканных и одновременно простых форм.
Китайский народ показывает себя непревзойденным с разных сторон. Пройдя невзгоды, он сумел достичь больших высот. Древние времена не забыты китайцами, ведь они несут поистине великие достижения. Китайское искусство, изобретения, наука, театр, трудолюбие и единство — вот то немногое, чем восхищается весь мир.
travelask.ru
Китайцы — Википедия. Что такое Китайцы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Молодая китаянка в форме НОАК, 1972 годКита́йцы — общность людей, объединённых по некоему признаку. Существует несколько трактовок того, как определить причастность человека к китайцам.
Традиционная китайская одежда- Представление о китайской нации, принятое в КНР и Китайской Республике, включает все 56 групп, проживающих в Китае и официально признанных правительством, например, такие как монголы, маньчжуры, тибетцы, и другие установленные этнические группы, проживающие на территории современной КНР хотя бы с династии Цин (1644—1911). Оно также относится к китайцам за рубежом.
- Этническое представление: китайцами называют основную этническую группу, населяющую КНР — хань.
- Кроме национальности, в определение «китаистичности» входят: место проживания (географические факторы), происхождение (биологические причины), и родословная (исторические и родословные факторы).
Китайские термины
На путунхуа
- Китаец кит. трад. 中國人, упр. 中国人, пиньинь: zhōngguórén, палл.: чжунгожэнь : человек, проживающий в «Китае». Некоторые используют этот термин для того, чтобы обратиться к кому-либо из людей, которые хотят получить гражданство Китайской Народной Республики, независимо от этнической принадлежности. Другие используют его только для граждан Китайской Республики. Использование может зависеть от политических представлений статуса республики Китая.
- Китайский народ кит. трад. 華人, упр. 华人, пиньинь: huàrén, палл.: хуажэнь общий термин, относящийся к любой персоне китайского происхождения, включая тех, что в Китае и за рубежом. Однако, этот термин обычно больше используется в обращении к заграничному китайскому сообществу и иногда заграничным китайским меньшинствам.
- Китайцы, проживающие за границей кит. трад. 華僑, упр. 华侨, пиньинь: huàqiáo, палл.: хуацяо: относится к китайскому соотечественнику или гражданину, проживающему в зарубежной стране, у кого было китайское гражданство. Этот термин обычно больше использовался до 1949, когда Китай предоставлял гражданство многим китайцам за границей.
- Китайцы по крови кит. трад. 華裔, упр. 华裔, пиньинь: huàyì, палл.: хуаи: относится к людям китайского происхождения, живущим за рубежом, которые не получили гражданство Китайской Народной Республики.
- Малые народности Китая кит. трад. 少數民族, упр. 少数民族, пиньинь: shǎoshù-mínzú, палл.: шаошу-миньцзу: этот термин относится к 55 национальностям Китая: монголы, тибетцы, уйгуры и т. д.
Самый многочисленный народ КНР — ханьцы, которые составляют около 92 % населения, а все остальные условно относятся к малым народностям.
Жители Кантона
- кант. трад. 老華僑, упр. 老华侨, ютпхин: Lou5 waa4 kiu4, кант.-рус.: лоува:кхиу, пиньинь: lǎohuàqiáo
- использовалось международными кантонскими дикторами, чтобы обратиться к человеку, который жил за пределами Китая в течение длительного периода, обычно 10 или больше лет.
- кант. трад. 唐人, упр. 唐人, ютпхин: tong4 yan4, кант.-рус.: тхон янь, пиньинь: tángrén, палл.: танжэнь
- кант. трад. 土著, упр. 土着, ютпхин: tou2 jyu3, кант.-рус.: тхоучю, пиньинь: tǔzháo, палл.: тучжао
- буквальное значение «с почвы»; относится к китайцам этнических групп меньшинства.
См. также
Литература
- Гессе-Вартег Э. фон. Китай и китайцы: Жизнь, нравы и обычаи современного Китая. — СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1900. — 380 с.
Ссылки
wiki.sc
Китайская Википедия — это… Что такое Китайская Википедия?
Китайская Википедия 中文维基百科 | |
URL: | zh.wikipedia.org |
---|---|
Характер проекта: | Благотворительный |
Тип сайта: | Сетевая энциклопедия |
Регистрация: | Необязательная |
Язык: | Китайский |
Владелец: | Фонд Викимедиа |
Начало работы: | октябрь 2002 |
Число статей: | 613 063 |
Число страниц: | 2 749 355 |
Число правок: | 25 140 784 |
Зарегистрированных участников: | 1 347 849 |
Активных участников: | 7197 |
Администраторов: | 77 |
Глубина: | 111 |
Китайская Википедия (кит. упр. 中文维基百科, пиньинь: Zhōngwén Wéijībǎikē
По состоянию на 27 декабря 2012 года китайский раздел Википедии содержит 613 063 статьи. Зарегистрировано 1 347 849 участников, из них 7197 совершили какое-либо действие за последние 30 дней, а 77 участников имеют статус администратора. Общее число правок составляет 25 140 784.
История
Раздел был открыт в октябре 2002 года. Первое время китайская Википедия развивалась достаточно активно, по количеству статей немного опережая русскую Википедию. Но после длительных блокировок сильно отстала от русского раздела и занимает сейчас 11-ое место среди языковых разделов.
Проблема конвертации иероглифов
Первоначально существовало две китайские Википедии, так как многие иероглифы в континентальном Китае в своё время были упрощены и по написанию отличаются от тех, что используются в остальных китаеязычных регионах мира. Проблема была решена с помощью внесения изменений в движок вики, после чего стала возможна автоматическая конвертация между полными и упрощёнными формами по выбору пользователя, для этого рядом с вкладками наверху страницы («править», «история» и т. д.) были добавлены ещё три кнопки: «полные», «упрощённые», «изначальный вариант». После этого в китайской Википедии смогли принимать участие пользователи как из континентального Китая, так и из Тайваня, Гонконга и других китаеязычных сообществ и диаспор по всему миру.
Блокировка и частичное разблокирование Википедии в КНР
Однако вскоре китайская Википедия столкнулась с более серьёзными проблемами. Впервые доступ пользователей из КНР к серверам Викимедии был заблокирован между 2 и 21 июня 2004 года. Это связывают с 15 годовщиной событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года.
Второй раз доступ к Википедии из Китая был ограничен с 23 по 27 сентября 2004 года. Однако это ограничение не носило всеобъемлющего характера и затронуло не всех пользователей в Китае. Причины этой блокировки до сих пор не известны.
Третья блокировка была наложена 19 октября 2005 года. Блокировка затрагивала только пользователей из КНР, не включая Гонконг и Макао. При этом опытные пользователи ПК могли без труда обойти блокировку, используя прокси-сервер либо другие средства, однако, учитывая то, что большинство пользователей в КНР выходят в Интернет из интернет-кафе, эта блокировка оказала очень серьёзное негативное воздействие на рост китайской Википедии, и по показателям роста она стала серёзно отставать от Википедий на других языках, в частности, её смогла обойти русская Википедия.
Начиная с 10 октября 2006 года начали приходить сообщения о том, что пользователи в КНР могут напрямую заходить на все языковые версии Википедии за исключением китайской. В английской версии доступ к некоторым статьям был закрыт. Так, например, сообщалось, что открыт доступ к статье о площади Тяньаньмэнь, содержащей небольшой отрывок о событиях на площади Тяньаньмэнь 1989 г., однако статья о самих событиях была недоступна. В то же время доступ к Википедии на китайском языке остаётся закрытым.
10 ноября 2006 года китайский блоггер Andrew Lih сообщил о снятии блокировки. 16 ноября информационное агентство Рейтер подтвердило эту информацию: блокировка со всех языковых версий, включая китайскую, снята (за исключением статей на некоторые «чувствительные» темы, например 4 июня)[1]. За неделю после снятия блокировки количество новых статей подскочило на 75 %, а количество зарегистрированных пользователей в день возросло в три раза и по этому показателю китайская Википедия вышла на второе место после английской. В течение той же недели в китайской Википедии была создана 100-тысячная статья. Однако 17 ноября доступ и к английскому, и к китайскому разделам Википедии в КНР вновь оказался закрыт[2].
15 июня 2007 года запрет на доступ к Википедии в КНР был снят за исключением раздела Википедии на китайском языке, а также нескольких «неприятных» статей на английском. 25 июля 2007 года китайская Википедия также была разблокирована, но лишь на короткий период.
Количество заблокированных статей медленно растёт и теперь включает несколько страниц обсуждения.
Основная статья: Википедия:История китайскоязычного раздела
Достижение рубежей:
Состав участников
Разделы Википедии на других диалектах китайского языка
Статистика
По состоянию на 27 декабря 2012 года китайский раздел Википедии содержит 613 063 статьи.
Крупнейшие:
- См. также Китай/Википедии на китайском
Другие онлайн-энциклопедии
Основная статья: HudongКрупнейшей онлайн-энциклопедией в Китае и в мире является энциклопедия Худун (Hudong). Проект был основан в 2005 году. По данным на февраль 2012 года она содержала более 6 млн статей[4]. В настоящий момент по числу статей данный проект превосходит англоязычную Википедию.
20 апреля 2006 года ведущий китайский поисковик baidu.com заявил о запуске альтернативного проекта — «Байдупедии» (百度百科 — Байду байкэ). Уже через три недели она обогнала китайскую Википедию по числу статей. В настоящее время Байдупедия содержит более 4 500 000 статей. [5] Правки вносимые в Байдупедию становятся видны не сразу, а проходят через модераторов и, предположительно, цензоров. В ней нет статей о Фалуньгун или независимости Тайваня (англ.). В то же время, в Байдупедии есть статья о Википедии (кит.), в которой Википедия описывается в нейтрально-положительном ключе. Длительное время в ней содержалась информация о её блокировке в КНР, и даже давались ссылки на зеркала Википедии, по которым можно было зайти на её главную страницу. Через некоторое время ссылки на зеркала были убраны, была оставлена лишь ссылка на официальную главную страницу http://zh.wikipedia.org/ (кит.), по которой, однако, из Китая зайти в Википедию до снятия блокировки было нельзя.
Примечания
Ссылки
dal.academic.ru
Китай (страна) — Циклопедия
Карта Китая с обозначением основных регионов ВВС: Как Создавались Империи — КитайКитай (кит. трад. 中國, упр. 中国, пиньинь: Zhōngguó, палл.: Чжунго, «центральное государство», «срединное государство») — страна в Восточной Азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур в течение 4 тысяч лет. Гражданская война в Китае по окончании Второй мировой войны привела к фактическому разделению этого региона на два государства, которые продолжают использовать в своем названии слово «Китай». Это — Китайская Народная республика (КНР), которая занимает территорию материкового Китая, и Республика Китай, которая контролирует остров Тайвань и прилежащие к нему острова.
Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, а также одну из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остаётся существенным и по сегодняшний день. Китай — родина многих изобретений, которые изменили судьбу человечества. Среди них — Четыре великих изобретения: бумага, компас, порох и книгопечатание.
→ Китай (этимология)
На разных языках Китай имеет разные названия. В статье рассматриваются наиболее употребляемые.
[править] Центральное государство — «Чжунго»
Чжунго (中國/中国) — самоназвание Китая. Первый иероглиф «чжун» (中) обозначает «центр» или «середину». Второй знак «го» (國 или 国) толкуется как «страна» или «государство». Начиная с XIX века в западной и отечественной историографии это название Китая переводят как «Срединное государство» или «Срединная империя». Однако такой перевод не совсем верен, поскольку слово «чжунго» издавна обозначало центр Поднебесной — государства китайского императора, то есть собственно Китай. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».
Термин «чжунго» не используется в истории Китая постоянно. Он имел разнообразный культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи[1].
В период «Весны и Осени» (722—481 до н. э.) словом «чжунго» обозначались государственные образования, которые выводили свою политическую генеалогию от династии Западное Чжоу (1122—771 до н. э.) в долине реки Хуанхэ. Этим они противопоставляли себе государства Чу на реке Янцзы и Цинь на варварском Западе. Однако во время правления династии Хань (206 до н. э.—220) государства-изгои Чу и Цинь стали составляющими китайской империи, потому они были автоматически включены в «чжунго». Таким образом сложилось более широкое понятие «Центральной страны».
К началу 1 тысячелетия до н. э. значение слова «чжунго» эволюционировало в сторону расширения границы термина. Как пишет «Книга Песен», написанная около 1000 года до н. э., сначала им обозначались округа вокруг столицы или императорских владений. Со временем этим понятием стали именовать территории, подчинённые «центральной» власти. Как свидетельствуют «Исторические Записки» Сыма Цяня: «Восемь гор известны в империи. Три из них у варваров Ман и И. Пять — у «чжунго». Существовало также понимание «чжунго» как земель Северной китайской равнины. Так, «Хроники трёх королевств» (III век) противоставляют эти территории, называя их «центральными», краям в долине реки Янцзы — Ву и Юэ. В этом значении «чжунго» ассоциируются с этническими китайскими (хуа 华 или 華, ся 夏) землями.
Изменение значения термина произошло с началом вторжений северных кочевых племен в Китай, которые захватили «колыбель» китайской цивилизации и создали в равнине реки Хуанхэ собственные государства. Новые, этнично не-китайские династии Северного Китая начали называть свои владения «чжунго», а вражеские южные правительства этнических китайцев Южного Китая — «варварами». Соответственно, в середине 1 тысячелетия произошла трансформация термина «чжунго», и он перешёл из этнической плоскости в политическую. С этого времени понятие «Центральное государство» стало ассоциироваться больше с определённой географической и политико-цивилизационной общностью, чем с этнической группой.
Тем не менее, в средневековье «чжунго» не утратил окончательно своего этнического подконтекста. В период правления династии Тан китайские земли севера и юга были объединены, что способствовало распространению использования названия «чжунго» на южной территории. Дальнейший раскол Китая, в связи с набегами северных кочевников, закрепил название «центральной страны» за южно-китайскими землями именно благодаря тому, что они были традиционным местом нахождения этнической китайской власти.
В начале XX века термин «чжунго» был впервые использован в названии государства Республики Китай (中華民國, «Народное государство Чжунго»). С 1949 года Китайская Народная Республика (中华人民共和国) также вписала в своё официальное название это слово.
Современное название национальности «китаец» (中国人, чжунго жэнь) также содержит этот термин. Частое использование слова «чжунго» способствует формированию китаецентрического мировоззрения жителей Китая и постепенной «китаизации» национальных меньшинств КНР и Республики Китай.
[править] «China»
Латинское название Китая «China», которое перекочевало во многие европейские языки, вероятно, происходит от имени китайской династии Цинь (221—206 до н. э.). Скорее всего, китайские купцы, которые торговали на шёлковом пути и путешествовали в Римскую империю называли себя циньцами. Это название «Цинь» записывалось римлянами как «Cina», что со временем превратилось в «China».
[править] «Китай» и «Катай»
Карта «собственно Китая» начала XX века.Слово «Китай» по общераспространенной версии происходит от имени «Катай», которое, в свою очередь, возникло от названия не китайской, а прото-монгольской группы кочевых племён из Маньчжурии — киданов (китаев). В 907 году они захватили Северный Китай и основали в нём свою династию Ляо. Их место в XII—XIII веках заняли другие кочевники — чжурчжэни и монголы, однако этноним их предшественников закрепился как топоним Северного Китая. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме «Катай» («Cathay») попало в средневековую Западную Европу, вытеснив латинское «China». Отсюда оно перешло в большинство славянских языков, где превратилось в «Китай». На Западе «Катай» изредка употребляется как поэтическое название «Китая». Более простая версия происхождения слова «Китай» — древнерусское понятие, означающее «огороженное забором, стеной место», каковым, например, является и «Китай-город» в Москве. Древнерусское «Кий» — палка, жердь, «Тай» — укрывать, прятать. Логично предположить, что страна, огороженная Великой Стеной, на Руси называлась «Китаем».
Русы же взяли слово Китай — от татарского kytai из тюркского, kytan –означающий «срединный».
Термином «Китай» может также определяться:
- Китайская Народная Республика (КНР) — государство, которое контролирует материковый Китай, а также острова Гонконг и Макао;
- Республика Китай — государство, которое владеет Тайванем и прилежащими островами;
- «Собственно Китай» — историко-культурный регион, который занимает территорию современной КНР без Маньчжурии, Внутренней Монголии, Тибета и Уйгурского автономного округа Синьцзян. То есть, «этнический Китай»;
- «Великий Китай» — социально-экономический регион, который включает материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань.
Слово «китайский» или «китаец» означает принадлежность к Китаю как к универсальному образованию «чжунго» — «Центральному государству», а не к этнической группе. В этом понимании оно близко к значениям слов «советский» или «американский». Тем не менее, не следует забывать, что в Китае издавна существует господствующая этническая группа хань (титульная нация, которая составляет свыше 90 % населения КНР и Республики Китай), с которой преимущественно, как и с русскими СССР и англосаксами США, ассоциируется население страны. Эта этническая группа первоначально имела название китайцы, и со временем экстраполировала её на остальные этносы. Поэтому неразборчивое в этническом смысле использование названия «китайцы» для выходцев из современных КНР или Республики Китай только способствует ассимиляционной политике правительств этих стран в отношении этнично «не-китайских» народов.
[править] Серес (Σηρες)
Серес (Σηρες) — греческое название Китая, которое использовали греки и римляне древнего мира. Оно обозначает «шёлковый» или «страна шёлка». Вероятнее всего, происходит от китайского «си» (絲, 丝 — шёлк). От этого названия произошло латинское слово «serica» — «шёлк».
[править] «Sinae»
«Синэ» («Sinae») — другое название Южного Китая, которое использовали греки и римляне наряду с «Cina» («China»). В источниках используется «метрополис Синэ», однако учёные до сих пор не могут локализовать его. «Синэ» было изменено на латинские префиксы «Sino-» и «Sin-», которыми стали обозначать относящиеся к Китаю предметы и явления. В русском языке эти префиксы используются в словах «синология», «синолог» и других.
[править] Хина и «Кина»
Словом «Хина» («China») называют Китай в Центральной Европе, в частности в Германии и Польше (Chiny), а слово «Кина» используется преимущественно в Северной Европе, в частности в Швеции, а также в республиках бывшей Югославии и Греции. Они происходят от иного чтения «Cinа» («China»).
→ История Китая
Китай — одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии.
[править] Доисторический период
Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн — 250 тыс. лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были найдены останки так называемого синантропа, которые датируются 550—300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.
Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тысячелетием до н. э.
Современной историографии, первой династией Китая была Ся. Доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Однако большинство учёных мира считают эту династию мифической, а не реальной.
Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу, которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.
Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества. После дезинтеграции Китая в III—VI веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII—XIV века, время господства династий Тан и Сун, считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 года. Последней императорской династией стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была свергнута революцией в 1911 году.
Большинство китайских режимов были авторитарными и часто использовали жёсткие методы для обеспечения стабильности своей власти и лояльности населения. Так, во время господства маньчжурской династии Цин этнических китайцев-ханьцев заставляли носить долгую косу, как у маньжчуров, в знак верности новой династии.
В XVIII веке технологически мощный Китай проводил активную политику покорения народов Центральной Азии, которых китайцы издревле считали «варварами». Однако в XIX веке он сам стал жертвой «варваров Запада» — колониальной политики стран Западной Европы и США.
[править] Республиканский Китай
1 января 1912 года с падением династии Цин была создана Республика Китай (другое название Китайская Республика). Сунь Ятсен, лидер Национальной Партии Гоминьдан, был провозглашён первым президентом. Вскоре его сместил с этой должности бывший генерал цинских войск Юань Шикай, который провозгласил себя новым императором, однако его империя умерла вместе с ним.
После Юань Шикая Китай оказался де-факто раздробленным на ряд провинциальных правительств, хотя де-юре международная общественность признавала центральной только Пекинскую власть. В 1927 году партия Гоминьдан под командованием Чан Кайши смогла объединить страну. Столица была перенесена в город Нанкин. Поскольку националисты захватили власть и создали однопартийное правительство, в стране появилась мощная оппозиция — коммунисты. Продолжалась борьба между правительственными войсками и красными партизанами, которая ослабляла Китай и тормозила проведение демократических реформ.
Китайско-японская война 1937—1945 годов на некоторое время объединила националистов и коммунистов против общего врага. Но после капитуляции Японии в 1945 году, государственная сокровищница Республики оказалась пустой. Это стало причиной взаимных обвинений Гоминьдана и Компартии Китая, которые привели к гражданской войне. Победа коммунистов вынудила правительство Республики Китай перебраться на остров Тайвань, где она существует и сегодня.
[править] «Два Китая»
→ Два Китая
С победой в гражданской войне Коммунистическая партия Китая провозгласила себя правопреемницей Республики Китай и 1 октября 1949 года основала новое государство — Китайскую Народную Республику (КНР). Военные действия между КНР и Тайваньским правительством были приостановлены в 1950 году, но фактически обе стороны до сих пор остаются в состоянии войны.
В 1970-х годах Тайванская Республика Китай и материковая Китайская Народная Республика ступили на путь серьёзных реформ. В случае с Тайванем это были демократические преобразования, направленные на создание многопартийной системы и либерализацию экономики. КНР пошёл другим путём — усиление диктатуры Компартии, огосударствление экономики и реализация «культурной революции».
В 1978 годах правительство КНР начало курс на либерализацию экономики, однако оставило монополию власти в стране за коммунистами. Выступления студенчества в 1989 году на пекинской площади Тяньаньмэнь, которое требовало перемен в политике, были жёстко подавлены.
В 1997 году КНР вернул себе остров Гонконг от Великобритании и в 1999 году остров Макао от Португалии.
[править] Современность
Два государства — Китайская Народная Республика и Китайская Республика — настаивают на легитимности своей власти и утверждают, что именно они являются полноправными правителями «Китая». КНР — коммунистическое государство, в то время как Китайская республика — националистическое. Хотя в 1949 году международная общественность признала за Китайской Республикой право на владение материковым Китаем, с 1970-х годов большинство стран изменило внешнеполитическую ориентацию на КНР и перенесли свои представительства из Тайбэя в Пекин.
Хотя правительство Китайской Республики не отказалось от своих претензий на Китай, Тибет и Внутреннюю Монголию, оно все больше идентифицирует себя как правительство острова Тайвань. Политические круги Китайской Республики пребывают в постоянной диалектической борьбе относительно вопроса провозглашения независимости острова. КНР считает Тайвань неотъемлемой частью своего государства, а потому постоянно пытается вытеснить представителей Китайской Республики из разных международных организаций, усиливая его изоляцию.
На сегодня 23 государства, включая Ватикан, продолжают признавать Китайскую Республику официальным Китаем. В противовес этому, большинство правительств мира рассматривают КНР как законного представителя Китая.
[править] Историческое деление Китая
Административные единицы высшего уровня Китая изменялись в зависимости от правящей династии или правительства. К этим единицам относят, в первую очередь, края и провинции. Среди единиц нижнего уровня существовали префектуры, подпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. К современным административным единицам относят города уровня подпрефектуры, города уровня округа, населённые пункты и городские общины.
Большинство китайских династий размещали свою резиденцию в сердце Китая, его этнически китайской части — долине реки Хуанхэ. Эти династии расширяли свои владения за счёт иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии, Синьцзяна, Тибета, Вьетнама и Кореи. Хотя последняя манчьжурская династия Цин, наследниками которой считают себя КНР и Республика Китай, включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определённые древние границы — Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.
На север от Великой китайской стены находятся Внутренняя Монголия и Маньчжурия, исконные места проживания евразийских кочевников, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы, в которых существовали государства уйгуров и тибетцев. Сейчас там также ускоренными темпами проводится ассимиляция. Юг Китая был родиной многих народностей, малочисленность и раздробленность которых практически никогда не представляла угрозы для китайской власти.
К традиционному разделению Китая относят разделение на Южный и Северный Китай, граница между которыми проходит по реке Хуай и горам Циньлун.
[править] География и климат
Спутниковый снимок Китая Метеорологическая карта КитаяЛандшафты Китая разнообразны. Горы и плато преобладают на западе, а низменности — на востоке и юго-востоке. В результате этого, основные реки текут с запада на восток, включая большие реки Хуанхэ, Янцзы, Амур, а некоторые — на юг (реки Перлин, Меконг, Брахмапутра). Большинство рек Китая впадает в Тихий океан.
На востоке, вдоль побережья Жёлтого и Восточно-китайского морей находятся аллювиальные равнины, которые плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистую степь. Юг Китая покрыт холмами и невысокими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы. Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юньнань является частью так называемого субрегиона «Большой Меконг», в который входят Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам.
В западной части Китая на севере находится большая аллювиальная равнина, а на юге — известняковое плоскогорье, покрытое холмами средней величины. В этой части Китая расположены Гималаи, с самой высокой в мире горой Эверестом. Северо-запад покрыт пустынями, такими как Такла-Макан и пустыня Гоби, которые постоянно разрастаются. В течение тысячелетий горы провинции Юньнань служат природной границей, которая отделяет Китай от Бирмы, Лаоса и Вьетнама.
Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин, характеризуется очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай, умеренная. Для южной зоны, которая включает Гуанчжоу, характерен субтропический климат.
В связи с частыми засухами и несовершенным хозяйствованием часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, до Тайваня и Японии. Шторма иногда достигают Западного побережья США. Вода, эрозия грунтов и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.
[править] Демография
Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет свыше 1,5 миллиарда человек в 2012. Это одна пятая часть всего населения Земли. Хотя в КНР проживает более 100 этносов, коммунистическое правительство признает только 56. Наибольшей этнической группой Китая являются ханьцы (собственно китайцы) — 91,9 %. Она неоднородна и делится на ряд этнографических групп, большинство из которых — это бывшие самодостаточные этносы, ассимилированные китайцами-ханьцами.
Ассимиляция — древний метод правителей Китая, направленный на увеличение количества лояльных режиму подданных. Много не-китайских этносов северных степей или южных джунглей исчезли в «плавильном котле» китайской культуры. Как правило, начало импорта китайских технических и культурных ноу-хау этническим группам, которые стояли на более низком научном и социальном уровне, чем китайцы, ознаменовывало начало исчезновения самобытной культуры этих групп, с дальнейшим абсорбированием их представителей в ханьское общество.
Хотя сегодняшний термин «китаец» (中国人, чжунго жэнь, «человек Центрального государства») или «китайская нация» (中華民族/中华民族 чжунхуа минцзу, «народ Центрального государства») является политическим трансэтническим понятием, они имеют этнический подконтекст. Концепция «чжунго» — «Центральной державы» — была изобретена самими этническими китайцами. Её пропагандирование среди не-китайских обществ в виде надэтнической категории уменьшало сопротивление китаизации этих обществ и, соответственно, ускоряло ассимиляцию не-китайских этносов.
[править] Языки
Большинство языков Китая принадлежит к сино-тибетской языковой семье. На них разговаривают около 29 этносов. Существует также несколько основных и малых диалектов собственно китайского языка. Среди них наиболее используемыми являются Мандаринский (на нём разговаривают около 70 % населения), У (шанхайский), Юэ (кантонский), Мин, Сян, Ган и Хакка. К не-китайским языкам относятся языки чжуан (тайцев), монголов, тибетцев, уйгуров (тюрков), хмонг и корейцев. На этих языках разговаривают преимущественно этнические меньшинства.
«Путунхуа» — Мандаринский диалект, который принят за литературный язык, — официальный язык КНР и Республики Китай. Он происходит от диалектов Пекина, севера и юго-запада Китая. Мандаринский вариант китайского языка преподают в школах, используют в средствах массовой информации, литературы, органах власти. Не-китайские языки признаны официальными в некоторых автономных регионах, где компактно проживают этнические меньшинства.
«Разговорный китайский» или «байхуа» — письменный стандарт для мандаринского диалекта, который используется официально с XX века. До этого стандартом письменного языка был классический китайский язык «вэньянь», по образцу средневековой латыни. Этот язык является до сих пор обязательным для изучения в высшей школе.
Китайские языки основаны на иероглифической письменности, в то время как языки чжуан, тибетский, уйгурский и монгольский имеют собственные алфавиты.
[править] Религия
500 Будд в шанхайском храме ЛонгхуаБлагодаря «культурной революции» 62 % населения КНР (797.7 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство( в последнее время и католичество — более 50 млн ).
КНР — атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.
Республика Китай, согласно официальным данным китайского руководства, не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести. По некоторым данным, есть ограничения в религии для членов единственной в Китае партии — коммунистической партии чиновников. Также широко известны случаи запрета на якобы незаконные течения, например, Фалуньгун и радикальный ислам.
Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: «В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Campaign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ — это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.
Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием „культов“, которые способны стать „подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, „миролюбивых и безопасных“. В составе же „подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к „патриотическим“ религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода „угрозу национальной безопасности КНР“ верующие — христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными»[2].
[править] Культура
Каллиграфия Мифу (Династия Сун)События XIX—XX столетия вынудили китайцев задуматься над необходимостью отказа или сохранения собственной цивилизационной модели. Западники обещали Китаю «светлое будущее» при условии тотальной вестернизации и ставили в пример Японию. Политика насаждения демократии в традиционном китайском обществе потерпела поражение — частично из-за авторитарной «традиции» управления, а частично из-за внутренних и внешних войн.
Китайское общество сохраняло средневековые традиции до начала в КНР так называемой «культурной революции». Её целью было реформирование китайского села, пропаганда новых коммунистических ценностей, создание новой передовой китайской культуры, «не ограниченной конфуцианскими догматами». В результате «революции» многие культурные деятели были репрессированы, а большинство традиций — ликвидированы как «регрессивные практики» или «феодальные пережитки». Было проведено реформирование иероглифической письменности, что сделало недоступными для будущих поколений тексты произведений, которые писались их предшественниками. Однако с 1980-х годов «культурная революция» была прекращена, а коммунистическое правительство взяло курс на формирование «патриотично настроенной нации», начав реставрацию традиций.
На Тайване подобных культурных реформ не проводили, уважая традиции письменности и чиновничества. Значительная часть бюджета Республики Китай шла на подготовку специалистов в области культуры.
[править] Система письма
Китайская иероглифика насчитывает свыше 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела разные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания за 2 тысячелетия до н. э. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.
Книгопечатание развивалось со времени правления династии Сун. Академии учёных, которые занимались изданием и переписыванием классики, традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в учёных советах.
[править] Экзамены
Одной из основных черт традиционной китайской культуры были государственные экзамены. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Последние имели высокий социально-экономический статус. Люди гуманитарных занятий — писатели, философы, учёные — были людьми «первого сорта» в Китае. Государство их всецело поддерживало.
[править] Наука
Технологические открытия Китая были следующими:
cyclowiki.org
Почему Китай назвали Китаем, и какие еще есть названия у страны? :: SYL.ru
На нашей планете можно назвать несколько стран, которые являются продолжением самых древних цивилизаций, о которых что-либо известно современному человеку – это Египет, Индия, Китай. Они гораздо старше цивилизаций Средиземноморья. За свою почти 4 000-летнюю историю самая крупная страна Восточной Азии не один раз меняла свое название. Так почему Китай назвали Китаем? Надо сразу оговориться, что так его называют только русские. Экзоэтнонимами в русском языке являются термины «китайцы» и «немцы». Что это такое? Так называются имена и определения, не совпадающие с самоназванием самого народа. Для всего остального мира Китай — Чина, Хина или Чайна.
Два самых популярных самоназвания
Сами себя китайцы тоже не называют китайцами. А как же они именуют себя, и как китайцы называют Китай? Самоназвание китайцев — хань (95% населения). Так зовется самая большая народность, населявшая эту страну, которую сами жители в определенный период называли Чжунго или «Срединная империя». Эти два самоназвания страны и народа являются самыми известными в мире. Хань является титульной нацией, и название свое берет от династии Хань, на период правления которой приходится расцвет древнекитайской цивилизации. Династия Хань, взявшая свое название от реки Ханьшоу, протекающей в центральной части Китая, сменила династию Цинь, правителям которой удалось силой объединить разрозненные постоянно воюющие друг с другом царства. И все это: и объединение, и экономический расцвет — способствовало росту самосознания китайцев и возникновению ощущения себя единой нацией.
Сугубо русское название
Существует несколько вариантов, почему Китай назвали Китаем. Но самым правдоподобным и принятым большинством как основной является тот вариант, что связан с кочевниками кидани. Эти «жестокие рыцари степей» в X веке завоевали страну, граничащую с ними с юга. Но не всю ее территорию, а лишь северную часть, на которой установилось господство государства Ляо.
Это то ли монгольское, то ли тунгусо-маньчжурское племя соседи называли китаями, или каракитаями, или кидани. На разных языках их государство произносилось по-разному: китай, хитай, кэтай, хитан. Каким-то образом эти названия попали в русский язык. Это самое вразумительное объяснение, почему Китай назвали Китаем. Да и в русском языке это название появилось только после XVII века, а до того у нас эту страну называли Богдойским царством.Всевозможные варианты
Само слово «китай» в русском языке было довольно распространено. Например, широкое хождение имел термин «кита», имеющий ряд значений: и плетеная косичка, и часть обмундирования. При объяснении, почему Китай назвали Китаем, иногда проводят аналогии со Скифией. Одним словом, толкований и предположений много, но самым приемлемым, как отмечалось выше, является связанное с воинствующим племенем северных кочевников, кидани. Принятое во всем мире название этой страны, звучащее по-английски как China, тоже ведь не имеет ничего общего с самоназванием Китая, но предположительно происходит от термина «хинь».
Конфуцианство
Есть и другие названия этой страны, вызывающие вопросы. Например, почему Китай называют Поднебесной? Это тоже целая история, уходящая в глубокую древность, в конфуцианство. Что это такое?
Это разработанное в 6-м веке до нашей эры Конфуцием (551-479 до н.э.) этико-философское и социально-политическое учение, ставшее официальной религией Китая и легшее в основу устройства государства и общества. В неизменном виде оно играло основную роль в течение 2 000 лет.Ставленник небес
Чтобы понять, почему Китай называют Поднебесной, необходимо ознакомиться с основными постулатами конфуцианства. Главный из них: «Самым главным на земле человеком является китайский император».
Он правитель мира, посланник неба, а его двор, само собой, — центр мироздания. Храмом Неба является центральное святилище города. В нем в трудные или важные для страны моменты император непосредственно общался с Небом, дабы оно подсказало правильный выход из ситуации. По некоторым дошедшим до нашего дня документам, это было пышное многолюдное зрелище, длящееся до двух недель.Хранимая и управляемая самим Небом
«Поднебесная» — это представление китайцев об их месте, разумеется, первом и самом главном подо всем небом. Так думать в те времена было несложно, потому что жители этой страны о существовании огромного мира за Китайской стеной узнали только в связи с визитом в их страну легендарного Марко Поло в 1266 году. Как он открыл Китай для европейцев, так и китайцы узнали, что в мире есть цивилизации не менее древние, чем они: Средиземноморье, Индия, Египет. Да и то, об этом узнали не широкие массы, а избранные люди при дворе мандарина.
А до его прибытия средневековые китайцы считали, что их страна находится между небом и землей, причем небосвод покрывает только ту ее часть, на которой правит император, посланник Неба – вот почему Китай называют «Поднебесной страной» или Тянься. А как может по-другому называться страна, которой руководит непосредственно Небо? Поднебесной.Пышные названия
Но и это название не последнее. Китайцы видели себя тихим богобоязненным народом, живущим на территории, с одной стороны окруженной горам, с другой — морем, с третьей на них нападали воинственные и кровожадные кочевники. А они – посередине. Как называется такая страна? Естественно, «Срединным государством». На всем востоке любят витиеватую речь, многозначащие термины и названия. Поэтому некоторое время Китай называли «Страной, строящей социализм», или «Страной больших перспектив», или «Страной трудолюбивых людей» — и все эти неофициальные, но понятные каждому названия соответствовали истине. Но конечно же, нельзя обойти молчанием официальное название, которое получила страна после революции 1949 года. «Чжунхуа женьминь гунхего» или (буквальный перевод) «Срединная цветущая страна всеобщей гармонии народа». В этом названии Китайской народной республики были учтены все великие названия Китая прошлых лет.
Не счесть названий
Разумеется, эта крупнейшая и важнейшая страна Восточной Азии, радикально изменившая судьбы всего мира, подарив ему книгопечатание, бумагу, порох, компас и многое другое, на перечисление и описание чего может пойти не одна страница, за свою долгую историю не раз меняла самоназвание, и другие страны называли ее по-разному.
Можно привести следующие примеры. Сун и Тан – так называлась страна в честь мудрых правителей или высокой культуры, которой государство гордилось. Еще она называлась Цин. Что означает «чистая», Мин – светлая, Юань – главная. Иногда, в независимости от того, кто правил страной, ее называли кроме Срединной страны (Чжунго), Срединной цветущей (Чжунхуа), или Цветущей Ся (Ся — древнейшая династия Китая). От нее же произошло и старинное самоназвание китайцев – хуася. В этом слове частица «ся» уже нам знакома, а «хуа» переводится как «цветущий», «пышный», да попросту «великолепный». Как видим, жители страны испокон веков относились к себе с должным и вполне оправданным пиететом.Страна, открытая для европейцев заново
Эта уникальная страна со своим мировоззрением, отшлифованным веками, со своей мудростью, трудолюбием и послушанием представляется иногда другой планетой. Как называют Китай еще? На протяжении веков эта удивительная страна часто носила, как отмечалось выше, названия правящих династий. Кроме того, ее называли Серес. Это для дремучей средневековой Европы Марко Поло открыл Китай, а древние цивилизации Средиземноморья знали об этой стране как о конечном пункте шелкового пути. Термин «Великий шелковый путь» введен лишь в 1877 году немецким географом Рихтгофеном. Называясь по-другому, он был известен в глубокой древности, потом забыт и восстановлен в Средние века. Караванная дорога связывала Средиземноморье с Восточной Азией со II века до нашей эры. Этому способствовали завоевательные походы Александра Македонского. Известен год отправки первого каравана в Фергану — 121 до нашей эры. Везли в основном шелк из Китая, но и бронзовые зеркала пользовались большим спросом. Да мало чего везли караваны из Китая.
Другие названия
А еще как по-другому называли Китай? В глубокой древности, когда китайцы полагали, что они главные и почти единственные на земле, кроме кучки варваров, созданных Небом специально для того, чтобы раздражать их, а земля, как они справедливо полагали, окружена водой, они называли свою страну Сыхай, что означает «окруженная четырьмя морями», то есть с четырех сторон. Жители центральной и северной Европы называют страну Кина или Хина. В связи с таким многообразием названий страны, как называют жителей Китая?
Сами себя китайцы называли и чжунгожень – от названия Чжунго, то есть «жители Срединного царства». Называли они себя и по имени самой знаменитой и великой династии Китая — Хань – ханьцы или ханьжень. Обычно же название жителей является производным от названия их страны. Так, в России очень давно жителей Китая зовут китайцами. Сейчас эта загадочная, как весь Восток, страна становится самой значимой на планете. Поэтому, возможно, в очень скором времени, как они себя велят называть, так их и будут величать во всем мире.www.syl.ru