Клиповое мышление путь к деградации: К чему приведет клиповое мышление

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — СМЕРТЬ РАЗУМУ! — Жизнь на DTF

Доброго времени суток, товарищи! Вот уже больше полувека коллективное сознание терроризирует страшное явление – «клиповое мышление». Ему приписывают многие беды подрастающего поколения, им пугают старшее, рисуя ужасающую угрозу интеллектуальному будущему человечества, и против него – как против прогресса — невозможно бороться. Так давайте же возьмем свои бритвы Оккама, заглянем в Око этого Ужаса и узнаем что за жесть тут творится!

2661 просмотров

Далее мы с вами посмотрим на найденные автором научные статьи по данной теме. К сожалению, их не так много, и они не отличаются особенным качеством. Поэтому в качестве «мальчиков для битья» мы возьмем две наиболее характерные и разберем их по косточкам до самых маленьких клипов. Но для начала нам нужны некоторые опорные точки…

1. Определения.

Самое страшное в научных диспутах — договориться об определениях. После этого обычно диспутировать уже не хочется.

1) Явление — это действия, процессы и свойства окружающего нас мира, которые не зависят от действий человека. Например, восход солнца от человека никак не зависит и неизбежен как хейт в комментах.

2) Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Важно понимать, что для исследований есть общепринятые правила оформления, правила постановки экспериментов (могут разниться от области исследования) и т. д. То есть, вряд ли получится видео «пробую разные маркеры на вкус» выдать за научную работу по изучению данной темы.

3) Мышление — в психологии высшая и наиболее сложная форма интеллектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей. Пример: если потрогать десять горячих сковородок, можно прийти к выводу что трогать любые горячие сковородки — больно.

С определениями пока все.

Если что-то еще нам понадобится, подберём по дороге, а сейчас…

2. Время приключений!

Итак, услышав про феномен «клипового мышления» и его ужасы, нормальный человек сразу же пойдет искать информацию. Требуется узнать, что это такое, как определить, что по этому поводу говорят ученые мужи и так далее – в общем, нам нужны исследования. Ключевые слова – «клиповое мышление», «научные исследования».

И вот на этом моменте мы остановимся. Абсолютно внезапно обнаруживается, что в свободном доступе находится всего десяток-другой статей на русском языке! Конечно, уже на этом моменте можно было бы закончить, но, товарищи, позвольте. Может феномен пока слишком новый и просто нет массива работ – квантовая физика тоже когда-то начиналась с пары-тройки исследований. Давайте дадим человечеству шанс.

Вы, наверное, заметили отсутствие определения «клипового мышления» и уж точно обратили внимание на строчку «на русском языке». Почему так, мы разберемся позже, честное авторское.

3. Первая жертва или методика-проявитель.

Первым результатом поисков стала статья на Киберленинке об исследовании 2016го года. Иркутский государственный университет выпустил работу с названием «Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента».

В ней авторы активно тестируют методику для выявления искомого феномена, которую сами создали (!) в прошлых исследованиях. В качестве характерных маркеров «клипового мышления» выбраны: преобладание визуальной обработки информации над семантической, высокая скорость обработки информации; снижение возможности обобщения и осмысления информации(!). Т. е. если испытуемый активнее смотрит видео, чем читает (или просто лучше воспринимает визуал), быстро информацию воспринимает, но фигово систематизирует и понимает – он «заражен». Окей, допустим, как же это выявить?

Для выявления т. н. «клипового мышления» исследователями была выбрана группа в 30(!) человек-тел студентов. На первом этапе их попросили написать в свободной форме (!) список наиболее значимых, по их мнению, событий с 1950го по 1990й годы в течении 7ми минут. На втором этапе испытуемым показали музыкальные клипы Pink Floyd «Another Brick in the Wall»; Scorpions «Wind of Change»; Michael Jackson «Earth Song» и попросили написать еще один список, с указанием событий из видео. Ну и последним этапом стал неограниченный по времени поиск информации по данному вопросу в интернете, а написать требовалось только обобщение «что вообще волновало людей того времени». Если вы не понимаете к чему это и что доказывает вообще, я сейчас объясню.

На каждом этапе исследователями фиксировалось количество «неправильных ответов» (не соответствующих временным рамкам, материалу клипов и «не соответствующих заданному вопросу») и среднее время. А, и, конечно же структурированность списков (!). На основе ентих данных исследователи выстроили графики и поставили выводы.

Из «высокой скорости посещения сайтов и перехода с одного на другой» (!) исследователи делают вывод: из-за клипового мышления студенты просто не могут заниматься одним сайтом дольше, а точность ответов падает. Более того, события, упомянутые в клипах, появлялись в финальном списке чаще именно после просмотра видеоматериалов. Ну и конечно же, окончательный вывод исследования весьма логичен – клиповое мышление есть, критериям из начала соответствует, методика выявления работает.

ИЛИ НЕТ?!

Да, мы здесь любим драму и плот-твисты.

3.5. Ну и в чем он не прав?

Вы, наверное, задаетесь вопросом: что этот автор себе позволяет(зачеркнуто) за восклицательные знаки? А у меня на него уже есть ответ! Это моменты, в котором возникают неудобные вопросы, с которыми мы сейчас разберемся.

«Которую сами создали» — вообще это не очень хороший знак. Самоссылки это весьма серьезный повод начать сомневаться и, можно сказать, в некотором роде дурной тон. Конечно, есть исключения — если тема исследования очень специфическая или новая, и других исследователей попросту нет; предмет ссылки настолько хорош что им пользуются все и себя не жалко похвалить. Само по себе это ничего не доказывает, но отметить стоит.

«Какая же классная штука! Как же хорош автор! Ооо да, офигенная статья, сделаю на нее побольше ссылок!»

«… Характерных маркеров «клипового мышления» выбраны: <…> преобладание <…> высокая <…> снижение» — если мы заглянем в наш мешочек определений, то с легкостью вспомним что определение «явления» должно включать в себя отличительные черты, по которым его невозможно спутать с чем-то еще. Однако указанные выше «маркеры» представляют собой относительные величины. То есть, уже на стадии определения мы имеем очень мутные и размытые границы — от чего измерять и как? Если условный отличник Петя может написать сочинение по Войне и Миру быстрее двоечника Васи, у него (Пети) клиповое мышление? А если Вася воспринимает кино лучше чем книги, получается, клиповое мышление уже у него? Или есть некая «норма» данных признаков, например, «если по ним выходит 4-2-2 тогда клиповое, а если меньше то нет»?…

«…Группа в 30 человек-тел» — если что, это про выборку.

То есть, количество испытуемых, которое будет неким «срезом» общества и покажет наличие/отсутствие предмета исследования, зависимость от каких-либо факторов… Вот только в исследовании нет ни слова о возрасте/поле/социальной группе/етс. То есть статистические данные авторам не нужны, только наличие/отсутствие искомого явления? Окей, допустим, по одному шагу за раз, пока что нам нужно методику проверить. Но 30 человек-тел? Это действительно выборка? Речь же не о специфическом предмете вроде «влияние урана-238 на трехруких старцев», где еще поди наскреби испытуемых, у нас тут проблема целого поколения! Почти поголовно! Даже если бы авторы вышли с выборкой на 100 человек-тел, в данной теме это все равно что читать доклад на Нобелевку голым. И никаких «повторных проверок» или «контрольных групп» — упаси нас Наука! Это все от мракобесов, у нормальных ученых все получается с первого раза.

Примерно так выглядят авторы исследования в глазах людей, профессионально занимающихся сбором статистик.

«…написать в свободной форме <…> (оценивалась) структурированность списков» — то есть, авторами предполагалось, что в «норме» человек должен был писать ответ строго по времени событий, значимости или еще как-то, а не просто что вспомнил то и написал? Учитывая, что новейшая история — и так достаточно сложный период, богатый и на события, и на даты, и на неоднозначность? Попробуйте провести эксперимент сами и попросить кого-то из своих знакомых назвать в свободной форме события 50-90х, если данная претензия к авторам вам кажется не убедительной. Очень маловероятно, что вы услышите их в хронологическом порядке или распределенными по значимости. Следовательно, либо авторами допущена ошибка, либо это наглая подмена понятий и попытка натянуть сову на склад глобусов.

Последнее фото той самой совы.

Про «высокую скорость перехода с одного сайта на другой» мы вообще скромно промолчим. Если что — полторы минуты (в среднем) потраченные на изучение сайта на тему «что волновало человечество в 50-90х годах» для авторов считаются высокой скоростью. За относительность понятия скорости мы уже говорили, не будем переворачивать Энштейна еще раз, давайте к итогам — нас еще второй пациент ждет!

Краткий вывод: критерии не специфические и мутные, выводы подтащены под них, экспериментальное подтверждение тупо не состоятельно, данные тоже.

3.5.5. Технические шоколадки.

К сожалению, не смотря на все навыки хакермена, автору не удалось найти оригинал исследования, о котором сейчас пойдет речь. Согласно статье о нем на портале Скиллбокс, работа подавалась на II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» и вошла в финальный сборник, найти который не удалось. Если кто-то найдет, несите в комментарии, будем смотреть оригинал, а пока…

4. Масштабы проблемы ужасают.

Итак, вторая работа научного сообщества, датированная 2021м годом. Приволжский исследовательский медицинский университет провел небольшое исследование, на этот раз на школьниках 8го, 9го и 10го класса в количестве 102х человек-тел. Выглядит даже солиднее первой работы, давайте смотреть!

Отобранным из Нижнего Новгорода рандомным школьникам в течении двух минут показывали текст басни (название не известно, но слов в ней 133), попросили ответить на 4 вопроса о содержании и заполнить анкетку. Ни содержание вопросов, ни анкета до наших дней не дожила по вышеописанным причинам, но результаты сохранились вместе с выводами. По сравнению с аналогичным исследованием 2015-16го года (аналогично не нашлось) скорость чтения выросла в 2 раза, а вот понимание текста упало: в 1.5-1.7 раз больше ошибок, в основном с извлечением информации, не сказанной прямым текстом. По выкладкам авторов их завалило 41.7% восьмиклассников, 37,8% девятиклассников и 22.9% десятого класса. Взаимосвязь между возрастом и процентом провала заметить ну_очень_сложно(!). Вероятнее всего она объясняется тем, что более «старые» дети менее подвержены коррозии «клипового мышления», но по данному вопросу в статье ничего не сказано.

Из анкет и расспросов испытуемых следует, что школьники в среднем проводят до 14ти часов в сутки за различными экранами. Спишем «средние 14 часов» на то, что это искажение пересказа, ибо вызывает серьезные сомнения, и посмотрим на корреляцию первых результатов (опроса) и вторых (анкеты) и выводы.

«Исследователи объясняют это электронной зависимостью из-за боязни пропустить что-то важное и интересное. Кроме того, они напоминают, что электромагнитные излучения действуют на эндокринные клетки головного мозга, усиливающие синтез дофамина ― гормона счастья. В результате дети попадают в дофаминовую зависимость, и, если порция получаемой информации оказывается недостаточной, может возникать неудовольствие и даже агрессия.» (здесь все под !!!!)

Вывод авторов: дети стали лучше читать с экранов, зависимы от них, хуже понимают прочитанное, и агрессивны, если информации не получено. Все это, как водится, не реклама, а доказательство существования и развития «клипового мышления». Причин не верить им нет, как по мне.

А ВОТ ФИГВАМ!

Ладно, второй раз вот-это-поворот вышел слабее, но сделайте вид что удивились, пожалуйста…

4. 5 И эти туда же.

«Взаимосвязь между возрастом и процентом провала заметить ну_очень_сложно» — при чтении исследования с разделением выборки по возрасту (разница в год между группами) всегда важно обращать внимание на то, есть ли зависимость между возрастом и результатами. Мы наблюдаем понижение процента «провала» с возрастом, но авторами этот факт игнорируется наглухо, нет даже слабой попытки соврать. Просто цифры и все, ноль выводов, авторы топают дальше. А вот мы на этом остановимся, но чуть позже.

Комментировать абзац про влияние ЭМИ на синтез гормонов — только портить. Как написали в комментариях под текстом на Ученых котах: рекомендуем авторам засунуть голову в рабочую микроволновку и посмотреть на результат.

Ну и контрольный выстрел в мышлительный аппарат – наличие или отсутствие самого явления «клипового мышления» авторами даже не ставится под вопрос. И (возможно это косяк рерайта Скиллбокс) определения с критериями для него тоже нет, есть только эксперимент, результаты и выводы: дети стремительно тупеют, не могут читать между строк и цифровые наркоманы.

К сожалению, более оригинальных проблем здесь не нашлось, но и данная очень характерна. Было бы очень классно увидеть все-таки оригинальную статью, наверняка там полно абсурдной херни(зачеркнуто) веселого, но увы, интернет нас подвел.

Краткий вывод: качество исследования сильно под сомнением, определения нет, критериев нет, неудобный момент замят.

5. Альтернативы! Требуют наши сердца!

Как мы увидели выше, нормальных, адекватных, сделанных правильно исследований нет. Конечно, мы рассмотрели не все исследования клипового мышления — иначе статья бы никогда не закончилась — но, уверяю вас, остальные мало отличаются от данных примеров и не в лучшую сторону. Каждое первое пытается подтянуть разбегающиеся в стороны факторы под расплывчатые определения, свести в кучу признаки, которые в ней слабо уживаются, а самое главное — наглухо игнорируют альтернативную версию. И сейчас мы с вами ее посмотрим!

Есть такой пример, широко известный в узких кругах под названием «аргумент Киплинга». Мало кто не слышал о феномене детей-маугли, которые, по тем или иным причинам, оказались отрезаны от цивилизации и социума, в результате чего развивались больше как наши далекие антропологические предки. Без общения, в холоде, голоде и буквальном выживании, так сказать.

«По всем признакам ты обезьяна. По всем, блин, кроме шерсти!»(с)

Так вот. Как несложно догадаться, у таких детей полностью или частично отсутствует речь, умение читать и писать – просто потому что их никто этому не учил. И именно этот «аргумент Киплинга» является классическим доказательством того, что в нашем мышлении не очень много дефолтных (изначальных) настроек, и даже речь (в современном, привычном нам виде), а тем более чтение, к ним не относятся. К чему это в теме про клиповое мышление? К тому, что если ребенка не учить читать длинные тексты, обсуждать и обрабатывать прочитанное (да даже просмотренное) то он – ВОТ ЭТО ПОВОРОТ – не будет уметь это делать.

Видеоинформацию (особенно короткую) действительно проще воспринимать чем лонг-риды с Cat_Cat, например. И, увы и ах, человек, как и любой живой организм на нашей планете, так эволюционно запрограммирован: тратить как можно меньше энергии на действие, а лучше не тратить вообще. И поэтому, между той же статьей в которую надо вникать и читать (условно) десять минут и видео про вкусы маркеров на две минуты… Ну, в общем, вы поняли.

Если стабильно выбирать второе вместо первого, навык чтения и понимания, естественным образом, развиваться не будет, а может и деграднуть. Итого, цепочка такова: куча «легкого и яркого» контента выглядит для мозга «вкуснее» (потому что не надо тратить время и энергию на обработку), контент потребляется в ущерб более сложному, навык потребления деградирует, ребенок «тупеет». Не кажется ли вам, товарищи, что данная версия подходит не менее четко?

Примерно так выглядит попытка объяснить «отупение» людей через клиповое мышление.

А раз у нас нет ни определения «клипового мышления», ни критериев-методов его выделения, ни, тем более, исследований и в целом пруфов… А был ли вообще мальчик? А если его нет, то откуда такое словосочетание появилось и вошло в массовое сознание? И почему о нем что-либо есть только в ру-сегменте интернетов?

6. Впереди планеты всей!

Просыпайся и вставай, товарищ! У нас есть целая тема для грантов!

Есть такая отрасль гуманитарных наук как футурология. Футурология — прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций, или предсказания будущих тенденций. В очень условном и с натяжкой варианте можно назвать «киберпанк» или «Тайна третьей планеты» продуктами футорологии. И началось все как раз с нее.

В 80м году прошлого века один человек в США выпустил книжку. Человек этот широко известен в узких кругах — Элвин Тоффлер, футуролог. В его книге «The Third Wave» затрагивалась очень важная тенденция, которая была заметна еще, собственно, в 60е годы. Чем дальше развивается человечество, тем большей базой знаний и информацией оно обладает и производит. Причем увеличение идет не просто в геометрической прогрессии, а скорее в геометрической прогрессии геометрической прогрессии – и это приводит к тому, что за пределами «активного познания»*, отдельный человек старается меньше воспринимать пассивно. Следовательно, для того, чтобы заставить человека употребить именно наш кусок информации (рекламу, фильм, книгу, пост, фотку жопы) необходимо сделать кусок ярким, запоминающимся и максимально коротким. Отсюда вырастает то, что Тоффлер назвал «клиповой культурой» — производители информации (особенно массового потребления) будут стараться сделать свой контент все более легким для усвоения. Кстати, не кажется ли вам что это очень коррелирует с нашей логической цепочкой?

*Под «активным познанием» подразумевается информация, которую человек ищет и потребляет сознательно, из своего желания. Например профессиональную литературу (или иные виды инфы), художественную которая ему интересна и тд. То есть активное познание подразумевает изначально поиск информации с некой целью, а не «что увидел то и потребил».

То есть, изначально понятия «клипового мышления» не существовало и не подразумевалось, была только клиповая культура. Она, конечно, подразумевала некие изменения в мышлении людей, но ничего прямого сказано не было.

Кстати, данный мифологический термин используется только на просторах СНГ, и это основная причина, по которой зарубежных исследований на ангельском языке нет. Как так-то?

А вот так. В 90х годах один не менее широко известный в узких кругах ученый муж, «изобрел» данный термин и начал активно его обсуждать. Сильно позже, в 2016м, он выпустил научно-популярную книгу «Клиповое сознание: клипы в науке, клипы в философии, клипы в политике, клипы в искусстве, клипы в образовании, неклиповое». Несмотря на отсутствие научных данных, исследований и прочих никому не нужных пруфов, книга в некотором роде поимела успех и породила сего ужасного монстро-кадавра – «клиповое мышление».

Определение термину, кстати, там было. Целое одно: «Клиповое мышление – это мышление, реагирующее на удар» (цитата). Если вы ничего не поняли, это нормально, так как, по мнению автора, «одна удачная метафора может быть ценнее многостраничного философского эссе» (тоже цитата, но не из книги). Полагаю, теперь стало понятнее, если нет – извините, вопросы к автору. Кстати, под страницей книги на лабиринте (не реклама) есть небольшой сборник цитат данного автора. Например, «Русская, а тем более советская интеллигенция это ошибка истории», а так же, идущая следом «Я – наследник Имперской мысли». Полагаю, лучше, чем сам автор, я сказать о нем не смогу.

Экспериментальное подтверждение наличию клипового мышления. Нет реакции на удар — нет и мышления.

Этот автор — Федор Гиренок. Тогда профессор, а ныне заведующий кафедрой философской антропологии МГУ. Свой пост и относительную известность он получил за работы о Русском космизме (космизм — своеобразная отрасль философии, ставящая на то что КОСМОС управляет всем и его энергии формируют ход событий. Космос, как вы понимаете, не в астрономическом смысле), «Метафизика пата» и «Картография дословности. Патология русского ума». И именно господин Гиренок ввел сомнительный термин «клиповое мышление» и породил устойчивый миф.

Ф.И. Гиренок. Страна должна знать своих прорывных ученых в лицо.

Почему устойчивый? Ну, тут, на самом деле, достаточно сложно сказать. В основном потому что общего смысла нет, и для каждого его значение индивидуальное, что позволяет дискутировать об этом феномене без последствий. Культуры искать источники информации вообще в мире мало, а искать научной инфы – еще меньше. Ну, и, конечно же, это попросту удобно. Можно не заниматься уроками с ребенком, да и вообще отдать его в руки ютубов-клипов-вк и пр. и др. и несть им числа – у родителя есть моральное оправдание. «Просто у него особенный тип мышления, с этим ничего не поделаешь».

Как говорил ныне покойный Карлин: «Ваш ребенок нихера не особенный». Просто им надо заниматься. Как и собой, кстати! А какую книгу ты прочитал и обсудил в последний раз, товарищ? И сколько на твоем счету отчитанных и осмысленных лонгридов?

7. Сделай выводы сам, не корми клиповое мышление!

Определения взяты из Disacademic

Первое исследование и второе исследование

Об авторе к. культуры (вики не ресурс, но для общего ознакомления пойдет)

Книга завкаф МГУ — https://www.labirint.ru/books/500431/

В подготовке материалов очень помогла статья с сайта пост-наука. Крайне рекомендуем, если хотите ознакомиться с темой шире.

Автор Владимир Юсим. Сообщество CatCat, CatScience и CatGeek.

Перегуд Е. В. Клиповое мышление и массовая деградация современного поколения

Клиповое мышление и массовая деградация современного поколения

«Clip» Mind and Common Degradation of Modern Generation

 

Перегуд Екатерина Валентиновна

Peregud Ekaterina Valentinovna

Преподаватель Прибрежненский аграрный колледж (филиал), г. Саки

[email protected]

 

Аннотация. Клиповое мышление – термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. XXI век благодаря современным технологиям формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь успеть, человек перестает углубляться в информацию и считывает для себя только поверхностные данные. 

Annotation. «Clip» mind is a term, defined in the last decades by scientists, that de scribes the way of accepting information, which is typical for representatives of a new generation. The twenty-first century due to its modern technologies forms extremely fast rate of life. Trying to catch everything, the person stops searching for information in details and reads only perfunctory data.

Ключевые слова: Клиповое мышление, информационное поле, восприятие, эмоциональность, ассоциативность, аналитический обзор.

Key words: «Clip» mind, information area, perception, emotionality, associativity, analytical review.

«В век информационного бума современные технологии облегчают нам жизнь, решая многие проблемы, но неужели нам нужно упрощать работу нашего мозга?», – на этот вопрос пытаются ответить многие психологи и социологи, исследуя и анализируя поведение современного поколения. Давайте вместе попытаемся ответить на него.

Совсем недавно в обиход вошел такой термин как «клиповое мышление». Это тип мышления, присущий современному человеку, воспитанному в рамках информационного сообщества. Клиповое мышление вполне разумно ассоциировать с желанием подрастающего поколения получать нескончаемый поток новостей, но небольшими порциями. Термин придумал Элвин Тоффлер, американский философ и социолог. Во многом это связано с его желанием показать, как возникло постиндустриальное общество. Предполагалось, что это особенность современного общества.

В XIX веке в США возник алгоритм журналистики, который получил название «перевёрнутая пирамида» [4], что преподносит информацию так, чтобы читатель с заголовка понял, о чём идёт речь в статье. Остальная масса и желающие вникнуть, читают лид – несколько строк, освещающие главные факты. Большинство же читают статью полностью. Чтец на самом деле может прерваться в любой момент и сразу же может возникнуть ощущение, что всё известно, хотя это может быть обманчиво.

            Какое слово вы ассоциируете со словом «клиповое»? Слово «clip» переводится  с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Главным требованием для «клипа» является визуальность, фрагментарность, игровой характер, ассоциативность [1].

            Печальным становится тот факт, что при клиповом сознании жизнь начинает напоминать видеоклип: человек воспринимает мир не как целое, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Ведь человек полностью «потерялся» в информационном поле, разучился мыслить и думать самостоятельно: «зачем, если можно спросить Google?». Клиповое сознание присуще по таким признакам:

– привычка потреблять большие объёмы отрывочной информации каждый день;

– снижается способность к анализу;

– высокая скорость поверхностного восприятия образов;

– отсутствие эмоциональности;

– слабое чувство сопереживания;

– ускоренная реакция и поспешные выводы;

– бездумное выкрикивание фраз из кинофильмов, запоминающихся мемов из социальных сетей;

– избирательная фрагментарность запоминания информации [2].

     Социологи и психологи считают, что клиповое мышление современного поколения – это проблема глобального масштаба. Современный ребенок, выполняя уроки, может общаться по «скайпу» с друзьями, отправлять смс в социальные сети, одновременно слушая музыку и смотря телевизор. Сегодня эти действия обобщаются в формулировку «многозадачности», хотя в 90-х годах это только бы ухудшило его внимание. Детям сложно делиться своими мыслями, т.к. зачастую они не знают что сказать, они не хотят читать и анализировать, писать сочинения и учить стихи наизусть. Подача информации от преподавателя к ученику всегда носила прямой устный характер, сейчас же требуется использовать способы нелинейной подачи информации. Юное поколение готово воспринимать информацию не устно, а с помощью визуализации, голосового и музыкального сопровождения. Ведь в повседневной жизни оно может просмотреть какую-либо тему в ярком и красочном видеофильме. Работа педагога в современных условиях должна претерпеть изменения, с опорой на особенности учащихся с новым типом мышления. Сегодня чтобы заинтересовать ребенка, нужно использовать уроки с образно-насыщенной составляющей:

  • красочная презентация;
  • картинки и фотографии по изучаемой теме;
  • запоминающиеся формулировки.

Развивать у детей понятийное мышление помогут:

  • диспуты по теме занятия;
  • специальные тренинги, которые помогут сконцентрировать внимание на решении какой-то одной задачи.

Родители также могут обеспечить для своих детей:

  • совместное времяпрепровождение;
  • интересоваться текущими делами;
  • побуждать ребенка излагать и высказывать мнение на разные темы [6].

На данном этапе не стоит оставаться в стороне, а можно начать с малого:

  1. Увеличивать количество заданий на нахождение связей между фактами/событиями/явлениями…
  2. Создавать на уроке атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  3. Поощрять самостоятельность в обучении, опираться на сотрудничество как на основную форму общения на уроке.
  4. Развивать творческое мышление учащихся путём постановки соответствующих целей во время урока, предоставляя возможность самостоятельного выбора задания и предлагая осуществить различные творческие проекты в контексте изучаемой темы.
  5. Совершенствовать способности к анализу, прогнозу, обобщению и критике с помощью специально организованных форм работы на уроке и вне урока, таких как: круглый стол, диспут, дебаты, рецензии, эссе и т.д.

Что происходит с мышлением людей, злоупотребляющих общением в социальных сетях? Эти пользователи видят на экранах мониторов информацию еще короче и фрагментарнее, чем по телевизору, на страницах газет, в интернет-статьях и книгах. Эта информация является разрозненной: SMS, фотографии с подписями в кино, видео клипы и т. д. В ответ по ту сторону экрана люди тоже не особо напрягаются: картинка, фотография, мем, смайл, песня, короткая фраза и так далее. Как мы можем научиться оценивать, понимать и сопереживать другому человеку в таком общении? Это невозможно! Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!» [3]. Клиповое сознание изживает так называемых «неудобных» переживаний – сказки и фильмы должны иметь счастливый конец, а вокруг должно происходить много больших и малых сенсаций!

Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, также присутствуют некоторые преимущества:

  • Мы научились обрабатывать большие объемы информации;
  • Мультимедийные средства помогают лучше запоминать информацию;
  • Возвращаются утраченные навыки письменной речи;
  • Emoji помогают детям распознавать и выражать эмоции;
  • Развитые способности обращения с компьютерной техникой;
  • Умеем ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве.

К немногим достоинствам клипового сознания специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, способность адаптироваться к условиям. Бедный словарный запас компенсируется способностью поглощать и обрабатывать большие потоки информации через символы, изображения и диаграммы. Вследствие чего у молодого поколения увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется. Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружена, стараясь выделить главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Необходимость в анализе и логике отпала. Мозг перестает заострять внимание человека на, казалось бы, важной информации и готов и следующей команде. Но готов ли наш мозг к такой смене событий? Полезна ли для организма и столь частая, но фрагментарная череда потока новостей?

В борьбе за разум социологи проводят многочисленные исследования и пришли к выводу, что противостоять клиповому мышлению можно несколькими методами:

– «Метод парадоксов»: преподаватель на занятиях преподносит не только единичную информацию, но и озвучивает два взаимоисключающих утверждения. Следовательно, ученики находят альтернативную точку зрения.

– Чтение классиков литературы: учит анализировать и вычленять главное.

– Чтение современных или актуальных философов: Николас Карр отмечает в статье «Google делает нас глупее?», что человек может осилить в основном две-три страницы текста, затем интерес попросту исчезает. Это говорит о раздробленности сознания [5]. Философские труды учат выстраивать логическую цепочку.

– Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения: нужно участвовать в круглых столах, создавать дискуссии на занятиях, так ученик будет вовлечен в процесс изучения темы и обязательно выскажет свою точку зрения.

– День отдыха от информации: просто посвятить день хобби или общению оффлайн.

Чтобы избежать феномена клипового мышления, разрабатываются тренинги и методики, посвященные концентрации внимания. Следует ежедневно тренировать память и анализировать даже самые очевидные факты. Причем самым простым методом остается чтение. Оно предлагает самостоятельно обрабатывать полученную информацию.

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? Если мы не развиваемся – то мы деградируем; все, что останавливается в развитии, начинает разрушаться. Без постоянного самосовершенствования, человечество, как вид, обречено на вымирание.

Да, на современном этапе многие люди предпочитают читать небольшие заголовки, где информация подается через картинки, избегая целостности и объема текста. Этот выбор лежит из-за потока информации, который диктует свои правила, ведь общество предпочитает только поверхностно быть в курсе событий, не вникая в её суть.

Сегодня можно с точностью сказать, что мы эволюционировали из дикарей цифровой эпохи в элиту XXI века. Но научимся ли мы адаптироваться в современном мире, не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать?

Библиографический список:

  1. Костенко А. Ф. Клиповое мышление – «плюсы» и «минусы». Научный альманах. 2015. № 12. С. 109-112.
  2. Пудалов А. Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011., Т.1., № 1., С. 36-42.
  3. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста/ К.Г.
  4. Alvin Toffler. The Third Wave. Bantam Books (1980), 384 p.
  5. https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml

Влияние клипового мышления на познавательные способности учащихся

Аннотация

В статье анализируется влияние клипового мышления на познавательные способности учащихся. Являясь явлением информационного общества, клиповое мышление существенно меняет восприятие информации учащимися. Под его влиянием снижается их способность работать с текстом, связанное с его целостным анализом, и укрепляются навыки работы с краткими текстовыми блоками в виде схем и видеопрезентаций. Клиповое мышление приводит к утрате навыков критического анализа полученной информации, что негативно сказывается на принятии решений. Под воздействием огромного потока самой разнообразной информации, которую пытается воспринять современная молодежь, переключаясь с одного приложения цифрового гаджета на другое, сознание становится мозаичным, выхватывая из окружающего мира отдельные ярчайшие фрагменты, не связанные с друг друга и конструируя на этой основе эклектичную картину мира, лишенную глубины и цельности. Таким образом, у современной молодежи формируется принцип экономии мышления, его ограниченности, заключающийся в том, что сначала совершается действие, а затем, при необходимости, его осмысление. Неумение четко, логично и связно сформулировать свою мыслить, понимать и излагать суть научного текста или проблемы, не прибегая к помощи гаджетов, негативно влияет на усвоение учащимися учебного материала. Выход из этой ситуации видится в сочетании достижений информационных технологий с традиционными методами работы с научным текстом, при которых гаджеты будут использоваться исключительно как вспомогательный источник научных знаний.

Ключевые слова: Клиповое мышлениеинформационное обществогаджетобольщениемозаичное сознаниеманипулирование сознанием

Введение

Актуальность исследования обусловлена ​​снижением познавательных способностей студентов в процессе обучения, что выражается в их неумении анализировать научный текст, четко формулировать свои мысли по изучаемой проблеме, делать обоснованные и логически последовательные выводы. выводы.

Клиповое мышление характеризуется фрагментарностью, быстротой и поверхностностью. Причина интеллектуальной регрессии во многом связана с цифровой зависимостью современной молодежи от гаджетов, формирующих новые когнитивные способности, ориентированные на восприятие и анализ большого количества мелких не связанных между собой информационных блоков. В результате этого у учащихся формируется клиповое мышление, а их сознание становится мозаичным, теряя целостность и, соответственно, способность к целостному восприятию поступающей информации.

Впервые феномен «клиповой культуры» и связанное с ней клиповое мышление исследует Э. Тоффлер. По его мнению, основными характеристиками этого феномена являются короткие модульные вспышки информации, рекламные обрывки новостей, не связанных друг с другом, которые не укладываются в наши прежние ментальные клетки (Toffler, 1980).

Вслед за Тоффлером проблемой клипового мышления начинают заниматься как европейские, так и российские исследователи самых разных направлений: от философов, психологов и педагогов до нейробиологов. Например, русский философ Гиренок (2014) характеризует такое мышление как некую способность человека реагировать «только на удар». Он называет клиповое мышление «мышлением, реагирующим только на удар». Канадский философ Маклюэн (McLuhan, 2005) обращает внимание на то, что активное использование информационных технологий и электронных средств коммуникации возвращает человечество в «дотекстовую эпоху», что приводит к нарушению линейной последовательности символов как основы культура.

Клиповое мышление как продукт клиповой культуры есть продукт массового общества и глобальной информатизации, как сопутствующего процесса массификации. По Калашниковой (2014), это один из адаптивных механизмов мозга, обеспечивающий максимальные адаптивные возможности человека по отношению к окружающей его среде.

Одной из причин появления клипового мышления у современной молодежи является обилие источников информации в цифровом гаджете. Вам нужно успеть прочитать все сообщения в мессенджерах и социальных сетях, посты на форумах и блогах, электронные письма и смс-сообщения, ответить на них, и все это нужно делать очень быстро, так как в процессе обработки будут поступать новые блоки информации этой информации. Таким образом, такой поток информации способствует снижению критического мышления, совершенно не оставляя времени ее адресату для глубокого анализа поступающей информации, а только для беглого просмотра.

Следует отметить, что информация, которую молодежь ежедневно потребляет в глобальной сети Интернет, не является серьезной, это очень поверхностные, легко воспринимаемые данные. По мнению Русских (2015), современная молодежь не способна читать серьезную информацию. Это продиктовано развлекательным характером цифровой индустрии. Даже при чтении научного текста с экрана смартфона студент будет постоянно отвлекаться на входящие сообщения и уведомления от различных приложений, переключаться между ними, что сильно замедлит его восприятие серьезной информации. Это показывает негативное влияние клипового мышления.

Постоянная быстрая смена различных информационных блоков перед глазами приводит к кратковременному запоминанию общих признаков полученной информации: ее объема, приложения, в котором находится этот блок, цветовой гаммы и общего информационного посыла (положительного или отрицательный). В современном сленге часто встречается выражение «слишком долго, не читал», после выложенного на форуме слишком длинного текстового блока (Янгуразова, 2015). Это означает, что посетители форума не будут, не могут и не хотят воспринимать ничего большого и серьезного, требующего вдумчивого прочтения и анализа (Семеновских, 2014).

Избирательный подход современной молодежи к чтению информации связан с небольшим размером экрана цифрового гаджета по сравнению с традиционной книгой. Исторически развитие цифровой связи началось с коротких текстовых сообщений с пейджеров и SMS-сообщений с мобильных телефонов, ограниченных 160 символами. С появлением современных широкоэкранных смартфонов текстовый блок тоже увеличился, но постоянная прокрутка текста вверх/вниз, увеличение и уменьшение масштаба, переключение между окнами, узкий угол обзора, значительно меньший по сравнению с книгой, затрудняет работу с крупным текстом. тоже крайне неудобно. По мнению Коваленко (2012), узость поля зрения затрудняет глубокое и точное восприятие текста. Причиной этого, на наш взгляд, является невозможность увидеть весь текст на маленьком экране (не важно, компьютер это или смартфон), как это происходит с бумагой.

В образовательной среде неумение установить причинно-следственную связь между событиями проявляется в том, что студент не может содержательно пересказать доклад или реферат, подготовленный к выступлению на практическом занятии, вынужден читать его с листа, при этом делая много лексических ошибок. Одна из современных тенденций неграмотного чтения текста у молодежи связана с пропуском или добавлением окончаний неизвестных и трудно читаемых научных понятий. Например, довольно часто слова «трактат», «скептицизм» и «критика» сокращаются студентами до «трактат», «скептицизм» и «критицизм», тогда как слово «экзистенциальный» почти всегда превращается в «экзистенциальный».

Сегодня на федеральном уровне рассматриваются инициативы, связанные с ограничением использования учащимися смартфонов и других гаджетов во время занятий (Баландина, 2018). Постоянное использование мобильных телефонов во время занятий приводит к отвлечению внимания от учебного процесса, снижению концентрации внимания и умственной деградации. Вместо того, чтобы сосредоточиться на поставленных преподавателем вопросах, ученики судорожно ищут ответы на них в поисковиках, часто не зная, где и что искать. Это способствует снижению их умственной активности, так как вместо развития логического мышления активизируется мелкая моторика пальцев, постукивающих по экрану мобильного устройства. В результате студенты совершенно не развиваются умственно, полагаясь на смартфон как на «волшебную палочку», которая всегда придет на помощь9.0005

Кратковременная память – неотъемлемый атрибут клипового мышления. Именно оно не дает мозгу перегружаться от избытка информации, поступающей в него со всех сторон. Но в образовательном плане этот эффект работает таким образом, что через какое-то время после ответа на вопрос или выступления с докладом учащийся не может повторить представленную информацию, так как его мозг ее уже отрезал и вычеркнул из памяти за ненадобностью. . При отсутствии сознательного запоминания заданного материала, подкрепленного конспектированием, составлением блок-схем, произнесением вслух и пересказом, информация, найденная в Интернете, даже в печатном виде, не будет способствовать повышению познавательных способностей учащегося. Эта информация будет существовать отдельно от его сознания, попадая туда в дозированном виде только на то время, пока она проговаривается при чтении отчета. По завершении ответа на вопрос информация будет удалена, чтобы освободить место для тысячи коротких сообщений различных интернет-приложений (Пронин, 2014). В качестве примера достаточно упомянуть, что один из новостных агрегаторов известного мессенджера публикует от двух до трех сотен новостей в день, от пары строк до нескольких экранов смартфонов. Нужно потратить много времени на пролистывание и ознакомление с такими новостями. Чтобы понять суть проблемы, достаточно задать вопрос: «А что, если школьник подписан на десяток таких новостных каналов…?».

Одной из негативных сторон феномена клипового мышления является снижение критического отношения к получаемой информации, что в лучшем случае ведет к самообману, а в худшем — к открытости суггестивному влиянию рекламно-маркетинговой гуру, мошенники, экстремисты и террористы. Согласно Докуке (2013), пользователи компьютеров с клиповым фрагментарным сознанием часто не способны критически оценивать те или иные сообщения и устанавливать причинно-следственную связь между событиями. Проблема экстремизма и терроризма очень актуальна в современном обществе, и для реализации своих преступных планов террористы часто ищут потенциальных пособников через Интернет.

Суггестивное воздействие на людей с клиповым мышлением чаще всего осуществляется посредством эмоционально-образного воздействия через различные графические изображения, видеоролики, презентации, рекламные ролики. Лишенное способности к критическому осмыслению, мозаичное сознание таких личностей с удовольствием впитывает эти материалы, невольно подвергаясь психологической переработке.

Сформировавшиеся паттерны асоциального поведения готовы актуализироваться в любой момент, ожидая определенного призыва к действию, который без колебаний произведут криминальные вербовщики.

Исходя из такой податливости мозаичного сознания к суггестивному воздействию, необходимо пересмотреть методику обучения студентов в высшей школе, максимально используя интерактивные методы восприятия информации в учебном процессе. По мнению Симаковой (2017), современная молодежь — это поколение Цукерберга, пришедшее на смену поколению Гутенберга, и поэтому они воспринимают информацию совершенно иначе, чем классический линейный способ работы с книгой. Нелинейность и «клипообразность» сознания современных студентов требует анализа старых и разработки новых методов информационного обеспечения их.

Постановка проблемы

Зависимость от цифровых гаджетов и злоупотребление ими при работе с научным текстом значительно снижает когнитивные способности учащихся. Проблема в том, что клиповое мышление студентов не способно воспринимать и анализировать научный материал ни с помощью мобильных устройств (смартфонов), ни традиционным способом (работа с книгой). Вместо осознания прочитанного текста и осмысленной его интерпретации учащиеся воспроизводят бессвязный набор запоминающихся фраз, при этом между фразами часто отсутствуют смысловые и логически обоснованные связи. В результате эффективность практических занятий значительно ниже, что сказывается на конечном результате освоения научной дисциплины.

Исследовательские вопросы

В предмет исследования входит постановка и выполнение следующих задач:

Цель исследования

Целью исследования является экспериментальное выявление познавательных и аналитических способностей студентов при работе с философскими текстами на практических занятиях с использованием современных информационных технологий.

Методы исследования

Исследование проведено на базе Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилов среди студентов второго курса негуманитарного направления высшего образования на одном из факультетов.

Суть научно-педагогического эксперимента в рамках аудиторных (практических) занятий заключается в работе с отрывком из трактата Платона «О государстве», «Миф о пещере» и его анализе.

Основными методами исследования являются эксперимент, наблюдение, сравнительный анализ результатов.

Для проведения исследований в рамках одной студенческой группы были сформированы три экспериментальные группы студентов по 20 человек в каждой для работы с научными текстами по философии. Студенты первой группы в работе с философскими текстами могли использовать только смартфоны и планшеты с выходом в интернет. Студенты второй группы работали с традиционными книгами, излагая их классическим способом. При анализе философского текста студенты третьей группы могли совмещать работу как с печатным носителем, так и с гаджетами

Научно-педагогический эксперимент проходил в два этапа. На первом подготовительном этапе учащимся в форме самостоятельной работы было предложено просмотреть видеоролики на Youtube-канале о философии Платона в рамках подготовки к практическому занятию дома. Студентам для просмотра и ознакомления были предоставлены материалы разного уровня сложности и продолжительности:

  • Философия – Платон (мультимедиа, 15 минут)

  • Политическая мифология Платона (академическая версия лекции, 15 минут)

  • Платон и его учение о государстве и законах (академическая лекция, 119 минут)

При просмотре материалов первая группа должна была изложить информацию в гаджете, вторая группа должна была сделать это на бумаге, раскрывая для себя суть философии Платона, третьей группе был предоставлен выбор.

На втором этапе (на следующий день) всем группам учащихся было предложено ознакомиться с отрывком из трактата Платона «О государстве», «Миф о пещере». В конце текста обеим группам было предложено ответить на ряд вопросов:

  • Какие два «мира» соединяет Платон в «Мифе о пещере»? Какой из двух «миров» легче для человека?

  • Какие проблемы поднял философ в мифе?

  • Какие смыслы вы можете выделить в мифе?

  • Какие символы использует Платон в мифе? Что они имеют в виду?

  • Почему попытка выхода из пещеры в финале привела к трагедии? Почему было сложно и рискованно выводить людей из пещеры?

  • Как вы думаете, какие идеи Платон вложил в миф?

  • О каких привычках говорит главнокомандующий в связи с предложением Сократа освободить узника?

Выводы

В результате эксперимента было выявлено следующее.

  • При просмотре учебных видеороликов и видеолекций студенты предпочитали смотреть первый видеоролик, аргументируя свою заинтересованность его привлекательностью (анимационная форма программы MS PowerPoint). Обилие цветовых схем, схем, небольших текстовых блоков, анимаций, стрелок направления способствовало хорошему усвоению излагаемого материала учащимися. Студенты, которые набросали изложение на бумаге, фактически перерисовав его, показали наилучшие результаты в подаче материала. Студенты, делающие заметки или фотографирующие слайды презентации с помощью смартфонов, немного уступали своим коллегам в скорости ответов, тратя время на прокрутку экрана в поисках нужной информации.

Второе видео – 15-минутную мини-лекцию – посмотрели только 2/3 всех студентов трех групп. Студенты, делая заметки на бумаге, признались, что сразу записывать было тяжело, приходилось останавливаться, включать повторы, чтобы дойти до сути рассказа и сделать пометку. Только лучшие студенты смогли конспектировать лекцию.

Около половины студентов начали смотреть видеолекцию, но никто не смог дослушать ее до конца, объясняя снижение интереса длительностью лекции и ее определенной монотонностью. Студенты также отметили, что такую ​​лекцию было трудно записывать, так как лектор не выделял смысловых моментов, не делал повторов сказанного (как привыкли студенты), а самостоятельно вычленить смысловые моменты в тексте оказалось сложно. длинная лекция.

Примерно такое же поведение студентов наблюдается при чтении классической лекции в аудитории, что заставляет наиболее активных преподавателей отказываться от академизма в обучении и применять мультимедийные методы работы в преподавании философии.

  • Студенты, анализировавшие философский текст исключительно с помощью цифровых гаджетов, не смогли четко структурировать свой ответ на поставленные вопросы. Они достаточно быстро нашли ответы на некоторые поставленные вопросы, но не смогли подтвердить свои знания текстом. При полном ответе часто запинались, пытаясь открыть нужное место на смартфоне, теряли логическую связь. Пытаясь передать своими словами иностранный текст, найденный в Интернете, они не смогли воспроизвести некоторые слова, не поняли их значения. Цифровые заметки, сделанные студентами, оказались довольно дефицитными из-за неудобства способа ввода текста на маленькой клавиатуре электронного устройства. Часто сборник представлял собой набор слов или гиперссылок на различные источники в Интернете. Таким образом, отвечая на вопросы, студенты первой группы были вынуждены постоянно обращаться к гаджету.

  • Результат студентов второй и третьей групп оказался несколько лучше, чему способствовали рукописный реферат научного текста и его заучивание в процессе написания. Тем не менее, отсутствие у современных студентов навыков работы с текстом традиционным способом сказалось на качестве подачи анализируемого материала. Многие из них лишь частично конспектировали материал, полагаясь на свою память, которая, в конце концов, их и подвела. Другие пытались пересказывать прочитанное от начала до конца, не делая мгновенных логических переходов от одного места к другому источнику. В целом рукописное резюме и работа с печатным текстом способствовали лучшему усвоению материала студентами.

Общей проблемой для учащихся всех трех групп были трудности в словесном воспроизведении и анализе изучаемого текста. Чаще всего звучали односложные ответы с незаконченными словосочетаниями-предложениями. Относительно развернутую и логически структурированную мысль могли сформулировать и артикулировать только сильные ученики. Большинство из них, в принципе, понимая суть текста, не могли правильно сформулировать свои мысли в устной форме, письменный язык был несколько лучше, но и он был беден по форме экспликации.

Заключение

В ходе исследования было выявлено, что проблема клипового мышления очень тесно связана с проблемой качества образовательного процесса, заявляя о себе через слабые познавательные способности современных студентов. Сегодня невозможно лишить школьников права пользоваться цифровыми гаджетами для подготовки к занятиям, но даже если это сделать, «обойма» их мышления и мозаичного сознания не позволит им полноценно работать с традиционной книгой. Сознание студентов, нацеленное на хаотичные информационные потоки, не может сосредоточиться на серьезном научном тексте, будь то в цифровой или печатной версии.

Первый день эксперимента, когда учащимся была представлена ​​информация в виде ролика для преодоления этой проблемы, подтвердил предположение о том, что использование современных информационно-мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет значительно повысить познавательные способности учащихся. Построение первого дня научно-педагогического эксперимента и его проведение студентами показали некоторые преимущества клипового мышления. Учитывая реалии сегодняшнего дня, можно утверждать, что сохранения только академической манеры и методов обучения недостаточно. Сочетание различных методов и приемов обучения, объединяющих традиционный подход к обучению с использованием информационных технологий (мультимедийная презентация — наиболее простой прием), может оказать благотворное влияние на развитие познавательных и аналитических способностей учащихся.

Таким образом, проблема клипового мышления учащихся может быть частично решена за счет сочетания традиционных и инновационных способов подачи информации.

Ссылки

  • Баландина А. (2018). Запрещенное подключение: отберут ли телефоны у школьников. https://www.gazeta.ru/social/2018/09/19/11975401.shtml
  • Докука, С.В. (2013). Клиповое мышление как феномен информационного общества. соц. науч. и современности, д. 2, 176.
  • Гиренок, Ф. И. (2014). Клип сознания. Академич. проект.
  • Калашникова Л. В. (2014). Клиповое мышление как формат подачи информации в процессе учебной деятельности. Ред., научн. и изд., 4, 68.
  • Коваленко В. Н. (2012). Особенности динамического чтения как способа извлечения информации из текста. Бык. Волгоградского Государственного Педаг. Универ, 4, 120.
  • Маклюэн, М. (2005). Галактика Гутенберга: создание типографского человека. Академич. Проект.
  • Пронин В.В. (2014). Клип думает о студенте на дистанционном обучении. Бык. Нижегородского ун-та. имени Н.И. Лобачевского, 2(2), 469.
  • Русских, Е. В. (2015). Современное молодежное чтение и электронные ресурсы как способ ознакомления с книгой. Бык. Брянского государственного университета, 3, 236.
  • Семеновских Т.В. (2014). Феномен «клипового мышления» в образовательной среде вуза. Интернет-журнал «Науковедение», 5(24). 134. https://elibrary.ru/download/elibrary_23039503_64961526.pdf
  • Симакова С.И. (2017). Клипизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ. Признак: пробл. область СМИ изд., 2(24), 112.
  • Тоффлер, А. (1980). Третья волна. Уильям Морроу и компания Inc.
  • Янгуразова М.К. (2015). Эристические аспекты содержания интернет-форумов. Поволжская науч. Бюлл., 2(42), 101.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.

Об этой статье

Похвала книгам | The Nature of Business

Все четыре книги: Future Fit, The Illusion of Separation , The Nature of Business и Regenerative Leadership были благословлены высокой похвалой и одобрением со стороны широкого круга людей в бизнесе и за его пределами. Вот пример некоторых из этих восхвалений:

Соответствие будущему:

 ‘Многие книги призывают к новому мышлению современных лидеров, но до Соответствие будущему ни одна из них не содержала таких мудрых, хорошо проработанных и практических подходы, помогающие руководителям решать очень сложные задачи. В этой увлекательной рабочей тетради Джайлз Хатчинс находится в авангарде синтезируя новую логику для бизнеса с естественными ритмами жизни и человеческим разумом, что произведет революцию в бизнесе. Future Fit — это книга, которую обязательно нужно прочитать каждому руководителю, который хочет продолжать добиваться успеха или выйти за рамки того, что в настоящее время кажется невозможным. Как опытный исполнительный директор я не могу рекомендовать эту мощную работу достаточно высоко». Д-р Линн Седжмор CBE, бывший исполнительный директор 157 Group, Центра передового опыта в области лидерства в Великобритании, вошедший в список Debretts 2015 как один из самых влиятельных людей Великобритании.

«Future Fit » — это шедевр синтеза, объединяющий возникающие нити мудрости других с собственными экстраординарными взглядами автора. Это необходимо прочитать любому бизнесу, который ищет ответ на глубокое внутреннее ощущение того, что им и их организации необходимо нечто иное, чтобы оставаться актуальными в 21 веке». Марк Дрюэлл, старший партнер The ForeSight Group, бывший генеральный директор Globally Responsible Leadership Initiative

«Future Fit » дальновиден и практичен. Он описывает будущее таким, каким оно может и должно быть, опираясь на обширные знания, редко встречающиеся в книгах по бизнесу. Он также делает большие абстрактные идеи более конкретными, предлагая примеры и советы. Эта книга поможет менеджерам ориентироваться в сложном мире для более устойчивого мира. Джайлз Хатчинс — один из самых дальновидных и дальновидных писателей в сфере бизнеса».0005

‘Мы наблюдаем зарождающуюся тенденцию к переходу от механистического взгляда на бизнес к органичной, живой организационной структуре, и Future Fit лежит в ее основе. Эта замечательная книга, наполненная практическими идеями, которые помогут активировать и ускорить преобразование, поможет вам осознать меняющуюся парадигму в авангарде будущего бизнеса. Прочтите это!» Норман Вулф, генеральный директор Quantum Leaders и автор The Living Organization

«Хатчинс предлагает спасительную радикальную операцию для человечества и делового мира. С захватывающим дух чутьем он разрушает иллюзии и формулирует смелое и изощренное видение организационного здравомыслия».

Future Fit похожа на энциклопедию анекдотов, практических упражнений, вопросов для размышления и примеров из реальной жизни, помещенных в очень воодушевляющем контексте, чтобы подготовить нас к грядущему времени… Эта книга привлекает и повышает ценность всех аспектов моя жизнь; теперь это будет моя первая точка отсчета для всех моих личных и профессиональных вмешательств». Даршита Гиллис, тренер, консультант, предприниматель и соучредитель Blu Dot

«Сокровищница подходов, методов, моделей и живых примеров способов создания регенеративной организации будущего» Питер Хокинс, профессор of Leadership, Henley Business School и автор книги Leadership Team Coaching и многих других книг

«Если вы один из сегодняшних лидеров, который чувствует тягу к формированию нашего формирующегося будущего для лучшего человечества, эта книга будет вашим путеводителем. Джина Хейден, соучредитель Глобального центра осознанного лидерства

Природа бизнеса:

путь к трансформационным изменениям… «Природа бизнеса» — это не только очень увлекательное чтиво, но и грозный спарринг-партнер. Обязательна к прочтению всем, кто занимается бизнесом будущего…. а мы не все? Мик Бреманс, председатель, Ecover

Для руководителей организаций «Природа бизнеса» представляет собой убедительное приглашение и всеобъемлющую карту пути не только к устойчивому развитию, но и к «прибыльности». Тщательно проработанный, с небольшими, но мощными примерами, разбросанными по всему тексту, он порождает идеи и идеи на каждом шагу. Для выживания нашего вида я больше всего надеюсь, что лидеры повсюду отправятся в путешествие, описанное Джайлзом в этой важной книге. Мишель Холлидей, руководитель Cambium Consulting и автор книги Humanity 4.0

Своевременная книга, меняющая парадигму, в которой рассказывается о том, как бизнес может процветать в предстоящие трудные времена, оставаясь при этом силой добра…. Это смелая книга, которую обязательно нужно прочитать тем, кто хочет добиться положительных изменений в бизнесе и за его пределами. Хантер Ловинс, президент компании Natural Capitalism Solutions и соавтор книги Natural Capitalism

В этой книге не только собраны современные передовые методы и анализ трансформационного бизнеса, но и сделан поиск решений. Джайлз на протяжении многих лет был новаторским мыслителем, основанным непосредственно на бизнесе, и эта книга демонстрирует это лидерство мысли; книга заставляет меня мыслить намного яснее и вдохновляет на трансформацию. Пол Друкман, генеральный директор Международного совета по интегрированной отчетности

В этой книге прекрасно отображен путь к преобразованиям для сегодняшних и будущих лидеров. Д-р Моника Винн, директор по бизнес-стратегии и устойчивому развитию, Центр социальных и устойчивых инноваций, Университет Виктории, Канада

  Просто лучшая новая книга по бизнесу и менеджменту за многие годы! Хейзел Хендерсон, президент Ethical Markets Media и автор Создание беспроигрышного мира

Иллюзия разделения:

«Сокровище книги, которой я буду широко делиться; блестяще написано, чтобы раскрыть правду о том, кто мы такие и что мы сделали как вид. Если однажды прибудет разумный инопланетянин, чтобы спросить: «Что случилось?», этот проницательный tour de force вполне может стать лучшим путеводителем, доступным сегодня». Крис Ласло, доктор философии, автор книги Процветающее предприятие: новый дух Бизнес

«Это мощная и своевременная работа, в которой ставится самый важный вопрос из всех… эволюционировали ли мы из Homo sapiens sapiens (настолько хорошо, что назвали себя дважды) в Homo Hubris — обезьяну, потерявшую свою природу». Тим Смит, KBE, основатель The Eden Project

  `Это хорошо изложенная книга на ужасно важную тему. Прочтите!» Мэри Миджли, почетный доктор наук, автор книги «». Вы — иллюзия?

‘Поскольку мир взывает к сдвигу в восприятии, который, как мы знаем, необходим, это позитивный ответ на глубоко укоренившийся кризис, с которым мы столкнулись… Как убедительно демонстрирует эта книга, наша задача состоит в том, чтобы сделать этот поворот возможным. Ее великолепие в том, что она объясняет, как». Ян Скелли, телеведущий и писатель, соавтор книги « Гармония  от Его Королевского Высочества принца Уэльского

‘Джайлз Хатчинс приглашает нас в удивительное tour de force , интеллектуальное путешествие по нашей жизни. С легкостью и невероятной ясностью он раскрывает одновременно и историю, и философию, и последствия того ужасного положения, в котором находится сейчас Земля… Насколько мне известно, никогда прежде выбор жизни, истинной жизни или пути деградации не предлагался нам с такой ясной невозмутимостью», — Роберт Сарделло, доктор философии, автор книги «: Любовь и душа: создание будущего». для Земли .

‘В этой замечательной книге Джайлз Хатчинс помогает нам понять культурные корни нынешнего кризиса и предлагает способы лидерства, которые могут помочь нам найти более плодотворные отношения с природой. Хорошо написанная, хорошо проработанная и полная понимания, эта книга откроет ваше сердце и разум для более глубокого понимания мира», — Стефан Хардинг, глава отдела целостной науки Колледжа Шумахера, автор книги « Живая Земля»

Регенеративная Лидерство

«Это книга, которую нужно прочитать в 2019 году. Я не мог оторваться от нее . ясность , вдохновение, синергия и мудрость этой книги захватывают дух», — доктор Линн Седжмор, CBE, бывший исполнительный директор 157 Group, Center for Excellence in Leadership

Мир быстро меняется, и организации не поспевают за темпами преобразований.

Эта книга предлагает лидерам ускорить необходимое возрождение , чтобы не просто догнать, а привести мир в 21 век». Кристиана Фигерес, Исполнительный секретарь РКИК ООН 2010-2016

«Эта книга полна мудрости и решимости! Книга, которая вдохновит лидеров проложить путь к практикам в гармонии с нашей внутренней природой и экосистемами, от которых мы зависим. Именно то, что нам нужно для успеха в 21 веке». Тим Флэннери, ученый и автор книги «Создатели погоды», здесь, на Земле

 

«Джайлз и Лора привносят свой богатый опыт и глубокую мудрость в создание эволюционный проект устойчивого будущего для бизнеса, людей и планеты»   Ричард Барретт, президент Академии Барретта по продвижению человеческих ценностей устойчивое будущее с видением, энергией и творчеством». Дэн Эсти, юрист-эколог и политический деятель, автор бестселлера «От зеленого к золоту»

«Обязательно к прочтению всем, кто хочет создать регенеративную организацию». Жан-Клод Пьер, генеральный директор Scott Bader

«В поисках вдохновения в мире природы принципы регенеративного лидерства обеспечивают основу для более вдохновенного пути вперед в бизнесе и жизни». Райан Геллерт, генеральный директор EMEA Patagonia

«Регенеративное лидерство Хатчинса и Сторма проливает яркий свет на одну из самых важных и наименее понятных способностей, необходимых любому и любому учреждению, стремящемуся работать регенеративно — понимать и жить в трех кратная динамика того, что в книге называется ДНК регенеративного лидерства». Памела Манг, соучредитель Regenesis и соавтор Регенеративная разработка и проектирование .

«Хатчинс и Сторм демонстрируют, что они явно находятся в авангарде новой парадигмы лидерства, которая отображает формирующуюся модель устойчивой организации в любом учреждении, которое хочет процветать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *