Кнр что это за страна: КНР | это… Что такое КНР?

Население Китая сокращается. Почему китайцы больше не хотят рожать детей и как это повлияет на противостояние с США?: Политика: Мир: Lenta.ru

Вторая по численности населения страна мира и крупнейший потребительский рынок планеты Китай впервые за 60 лет столкнулся с депопуляцией. Вслед за другими развитыми государствами КНР вступила в свой «серебряный век», когда число пожилых граждан неумолимо растет, а рождаемость падает. В свое время власти Китая в желании обуздать стремительный рост населения запретили гражданам иметь больше одного ребенка. Теперь они бьют тревогу и призывают китайцев обзаводиться большими семьями, чтобы избежать экономического спада, сохранить рыночный потенциал, трудовые ресурсы и другие преимущества Поднебесной, столь важные в противостоянии с США. Почему китайцы не спешат заводить детей, как власти страны стимулируют рождаемость и как демография способна изменить внутреннюю политику — в материале «Ленты.ру».

Истоки кризиса

В 2023 году Национальное бюро статистики Китая (НБС) объявило о первом с 1960-х годов сокращении населения страны. Страна потеряла 850 тысяч человек, а число рождений на одну женщину упало до 1,0-1,1, что существенно ниже официальных ожиданий. Согласно прогнозам ООН, население Китая к 2050 году может уменьшиться до 1,313 миллиарда, а к 2100 году снизиться до 800 миллионов.

Все это происходит на фоне роста продолжительности жизни, увеличения числа пожилых граждан и, следовательно, постепенного сокращения трудоспособного населения.

400

миллионов

человек в Китае будут старше 60 лет к 2035 году

Причиной демографического дисбаланса стала проводимая с 1979 года Коммунистической партией Китая (КПК) политика «одна семья — один ребенок».

Китайский балет «Красный женский отряд», 1970 год

Изображение: Buyenlarge / Getty Images

После окончания гражданской войны в 1949 году в КНР прошла форсированная индустриализация, сопровождавшаяся экономическим ростом и беби-бумом. Даже несмотря на социалистические эксперименты тогдашнего председателя партии Мао Цзедуна, закончившиеся гибелью десятков миллионов граждан, население страны с 1949 по 1980 год выросло с 540 до 969 миллионов человек. Однако непропорциональный развитию страны прирост числа граждан и неспособность Китая прокормить миллиардное население заставили правительство запретить китайцам иметь больше одного ребенка в семье.

Несколько поколений китайцев были вынуждены следовать строгим ограничениям, среди которых были штрафы на сумму от четырех до восьми средних годовых доходов, принудительные аборты и даже стерилизация женщин после рождения первенца

Политический курс КПК достиг целей и предотвратил рождение 400 миллионов человек, но привел к гендерному дисбалансу. Традиционное аграрное китайское общество многие века больше ценило рождение мальчиков. Возможность иметь только одного ребенка привело к абортам и убийству детей женского пола.

Сегодня мужское население Китая превышает женское более чем на 30 миллионов человек. Среди людей в возрасте 20-24 лет на каждые 100 женщин приходится 114,6 мужчины, в возрасте 15-19 лет — 118,4 мужчины, а в возрастной группе 10-14 лет — 119 мужчин.

20

миллионов

девочек исчезли из демографической пирамиды Китая с 1980 по 2010 год из-за предпочтения мальчиков

Китайские девушки на улице Пекина. 10 сентября 2014 года

Ограничение, совпавшее с ростом уровня благосостояния и образования населения, также заставило многих граждан иначе посмотреть на семью и сосредоточиться на качестве воспитания одного ребенка. Рост стоимости жизни и высокая конкуренция на рынке труда вынудили многие китайские пары вкладывать все ресурсы в будущего единственного кормильца и дважды подумать, прежде чем заводить детей.

В краткосрочной перспективе Китаю не стоит опасаться последствий политики планирования семьи, ведь сейчас стране более чем достаточно рабочей силы.

Однако в более отдаленном будущем КНР рискует потерять большую долю человеческого капитала: квалифицированных рабочих, предпринимателей и потребителей товаров и услуг, которые являются драйверами китайской экономики

По словам заместителя директора ИМЭМО РАН Александра Ломанова, власти страны понимают необходимость перемен. Однако для предотвращения возможных последствий демографического кризиса им требуется кардинальным образом изменить модель поведения общества и взять на себя больше социальных обязательств.

Для китайских властей это очень сложный и долгосрочный процесс совершенствования модели соцобеспечения и социальной поддержки населения

Александр Ломановдоктор исторических наук, профессор, заместитель директора ИМЭМО РАН

Путь к социальному государству

Еще в 2016 году КПК отменила программу «одна семья — один ребенок», позволив семьям заводить двоих детей, и пересмотрела правила, позволяющие компаниям увольнять сотрудников, у которых есть «лишние» дети. Однако этого оказалось недостаточно.

В 2020 году перепись населения показала, что количество новорожденных за год составило всего 12 миллионов человек по сравнению с 14,65 миллиона в 2019 году. Коэффициент рождаемости в Китае составил 1,3 ребенка на женщину, что ниже необходимого для стабильного воспроизводства населения уровня в 2,1.

Полученные данные заставили КПК вовсе отказаться от термина «планирование семьи», позволить заводить гражданам до троих детей и начать разрабатывать масштабные планы поддержки семей

Сотрудница фабрики работает на токарном станке. Хэфэй, провинция Аньхой, 1979 год

Фото: Nik Wheeler / Corbis / Getty Images

В рамках новой политики власти приняли решение ввести налоговые вычеты, сделать более доступными услуги по уходу за детьми и их образованию, а также увеличить отпуск по уходу за ребенком для женщин до 172 дней.

Кроме того, местные органы власти начали предоставлять финансовые субсидии для поощрения рождаемости. Например, в Шэньчжэне — одном из крупнейших городов Китая, где средняя зарплата составляет 7,1 тысячи юаней (1027 долларов), — семьи, в которых есть от одного до троих детей, имеют право на получение субсидий на общую сумму до 19 тысяч юаней (2,8 тысячи долларов). В них входят единовременные выплаты в размере 10 тысяч юаней (1,4 тысячи долларов) и дополнительные 3 тысячи юаней в год (433 доллара), пока ребенку не исполнится три года.

Материалы по теме:

КПК также пообещала защищать женщин от трудовой дискриминации, взяв на себя ответственность обязать компании соблюдать законы, которые запрещают работодателям на собеседовании задавать женщинам вопросы об их планах на семью и отдавать предпочтение кандидатам-мужчинам при приеме на работу.

Понимая уровень социальной нагрузки, которую испытывает поколение единственных детей в семье, готовящихся к появлению ребенка, а также вынужденных заботиться о пожилых родителях, правительство одобрило ряд финансовых стимулов для компаний, предоставляющих бытовые услуги и услуги ухода за пожилыми людьми и детьми.

67,3

%

молодых граждан назвали невозможность найти помощников по дому одной из самых весомых причин для отказа заводить больше одного ребенка

Жители города Фули, городской уезд Синпин, 2008 год

Фото: Tim Graham / Getty Images

Однако перемены не происходят в одночасье. Пока власти только встают на путь масштабных реформ, число китайских женщин детородного возраста уменьшается. В 2017 году их число сократилось примерно до 170 миллионов, и ожидается, что к 2030 году снизится до 110 миллионов.

Доктор исторических наук Александр Ломанов отмечает, что снятие ограничений на рождаемость не поможет восстановить позитивную динамику. По его мнению, государству необходимо внушить гражданам, что они не должны копить огромные суммы, чтобы справиться с воспитанием одного ребенка, и добиваться, чтобы расходы на детей и на старость не были такими обременительными для бюджета семьи: «За последние несколько десятилетий люди привыкли к тому, что на себя нужно обязательно копить деньги. Все прекрасно понимают, что в случае серьезной болезни нужно будет лечиться за деньги».

Хотя Китай — социалистическая страна, никаких бесплатных квартир, которые были когда-то в Советском Союзе, там нет. Поэтому люди понимают, что даже для единственного ребенка, особенно если это мальчик, обязательно нужно иметь круглую сумму

Александр Ломановдоктор исторических наук, профессор, заместитель директора ИМЭМО РАН

«Лежачее поколение»

Рядовые китайцы пока не оценили старания властей. Молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет из-за большой финансовой нагрузки, изнуряющего рабочего графика и непомерных цен на жилье откладывают рождение детей на более поздний срок.

90

%

молодых китайцев отказались заводить третьего ребенка, согласно опросу, проведенному среди 31 тысячи респондентов государственным информационным агентством «Синьхуа»

Пожилой китаец в центре Пекина. 12 июля 2012 года

Фото: David Gray / Reuters

В то время как КПК борется за увеличение числа граждан, думая о будущем сокращении рабочей силы, выпускники вузов сталкиваются с безработицей из-за переполненного рынка труда.

18,7

%

составил уровень безработицы в Китае среди граждан от 16 до 24 лет в августе 2022 года

Нехватка работы для выпускников нашла свое отражение в заработной плате, которую они получают. Из-за высокой конкуренции за рабочие места бывшие студенты занижают свои зарплатные ожидания.

Препятствуют получению более высокооплачиваемой работы в частном секторе и будущему росту благосостояния отсутствие трудового стажа и завышенные требования компаний. Высшее образование и дополнительные навыки уже не гарантируют лучшие карьерные перспективы в условиях раздутого кадрового резерва молодых специалистов.

В таких условиях молодые люди выбирают стратегию несопротивления и массово соглашаются на более низкооплачиваемую, но при этом стабильную работу на госслужбе, которая не требует переработок. В молодежной среде такое поведение получило название «тан пинг», что с китайского переводится как «лежать плашмя», спасаясь от бессмысленной конкуренции и находя баланс между личной жизнью и работой.

Массовость этого социального явления трудно оценить достоверно, однако все больше выпускников, соглашаясь на меньшую зарплату, отдаляют вместе с тем перспективу создания семьи. Свою лепту в это вносит и гендерный дисбаланс. Мужская часть населения, выбывающая из брачной гонки, понижает свои шансы найти невесту.

Поскольку невесты в цене, разговор между родителями молодых в преддверии свадьбы — это какое количество денег семья потратит на покупку квартиры для молодоженов, что является обязанностью семьи жениха

Александр Ломановдоктор исторических наук, профессор, заместитель директора ИМЭМО РАН

Жители Пекина в медицинских масках гуляют с детьми. 19 марта 2023 года

Фото: Andy Wong / AP

Однако и молодые девушки все чаще предпочитают раннему замужеству и рождению ребенка карьерные перспективы. Многие из них боятся выпасть из социальной жизни и значительно потерять в доходах, выбирая между тратами на себя, пожилых родителей и ребенка.

4

часа

в день в среднем тратит замужняя китайская женщина на домашние дела

Удовлетворение нужд одного ребенка дошкольного возраста обходится китайской семье в среднем в 27 тысяч юаней в год (3,9 тысячи долларов), что почти равно среднему годовому заработку одного из китайских родителей (5,5 тысячи долларов).

Однако конкуренция со сверстниками начинается буквально с пеленок. Из-за необходимости дать достойное будущее малышу китайские семьи вынуждены специально переезжать в крупные города, брать жилье в ипотеку, чтобы иметь возможность записать ребенка в престижную школу. Это необходимо, чтобы обеспечить ему более-менее равные конкурентные условия со сверстниками, которым повезло родиться в городе с хорошей школой и университетом.

Материалы по теме:

И тут молодые семьи сталкиваются еще с одной проблемой — цен на жилье. В Шэньчжэне стоимость квадратного метра жилья в 2021 году составляла около 61 тысячи юаней (8,8 тысячи долларов). В Шанхае квадратный метр обойдется в 40 тысяч юаней (5,7 тысячи долларов). Средняя стоимость квадратного метра в Пекине составляет около 47 тысяч юаней (6,7 тысячи долларов).

С учетом среднего значения заработной платы, а также других расходов, покупка собственной недвижимости ложится тяжким бременем на молодую семью, которая на две зарплаты должна прокормить себя, ребенка и пожилых родственников.

Женщина на кукурузном поле в китайской деревне. Январь 2012 года

Фото: David Gray / Reuters

Бьют по карману молодых и стареющие граждане, которые составляют пятую часть всего населения Китая. В связи с сокращением числа трудоспособных в КНР пенсионная система, формирующаяся на основе взносов наемных сотрудников и их работодателей, испытывает постоянно растущий дефицит. Без изменений в системе пенсионные расходы в стране увеличатся в пять раз — с 4 процентов ВВП в 2020 году до 20 процентов к 2100 году.

Сокращение же рабочей силы и, как следствие, рост ее стоимости также ведет к вытеснению низкорентабельного и трудоемкого производства из Китая в страны с избытком дешевой рабочей силы, такие как Вьетнам, Бангладеш и Индия.

Это, в свою очередь, скажется на замедлении темпов экономического роста Китая в ближайшие 20-30 лет и на способности страны конкурировать на мировой арене с США

В то же время китайским властям придется сосредоточить значимую часть ресурсов на создании «серебряной экономики», чтобы удовлетворить потребности растущего количества пожилых китайцев. Для этого нынешние продуктивные ресурсы молодых нужно перенаправлять на предоставление медицинских и социальных услуг, что требует значительных инвестиций.

При этом, несмотря на все трудности, описанные тренды пока не являются господствующими. По словам Александра Ломанова, китайское общество во многом сохраняет традиционные ценности и «стремление к тому, чтобы в семье было много детей».

На рынок труда по-прежнему выходит большое количество рабочей силы, поэтому на протяжении нынешнего и следующего десятилетия проблемой китайских властей будет занятость населения, а не отсутствие рабочих рук, пока предложение рабочих рук будет расти. Проблема сокращения выходящих на рынок труда возникнет только после того, как повзрослеют те, кто родился в 2020-е годы

Александр Ломановдоктор исторических наук, профессор, заместитель директора ИМЭМО РАН

Девушки на стеклянной смотровой площадке телебашни «Восточная жемчужина» с видом на реку Хуанпу в Шанхае. 29 августа 2020 года

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

***

В перспективе 10-15 лет Китаю не грозят последствия снижения уровня рождаемости, однако нежелание китайцев заводить детей может стать долгосрочным трендом, который продиктован не только факторами роста уровня благосостояния и образования. Основная его причина, возможно, лежит намного глубже, а именно в социальном неравенстве и усталости от несправедливой конкуренции молодого поколения, на которое рассчитывает КПК. Часть из них уже предпочитает самоустраниться из социальной гонки, ведь их навыки, вложенный в себя труд и средства не всегда окупаются. Вместо непомерных финансовых, моральных и физических затрат для создания семьи рожденные единственными детьми китайцы выбирают себя и жизнь без постоянного стресса.

Смогут ли китайские власти убедить граждан вновь создавать большие семьи, покажет время

Конец китайского чуда. Куда ведут Китай компартия и Си

  • Алексей Калмыков
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

В воскресенье Си открыл съезд компартии. Он утвердит третий пятилетний срок председателя и главнокомандующего

Китай вступает в новую пятилетку в худшей форме за все время китайского чуда, благодаря которому меньше чем за полвека нищая страна превратилась во вторую экономику мира, обошла Россию по уровню жизни и бросила вызов мировому лидеру — США.

В Китае тлеют сразу несколько кризисов, угрожающих стабильности коммунистического проекта. Все они созрели при Си Цзиньпине, который за 10 лет у руля партии консолидировал власть и начал перестройку в расчете укрепить влияние Китая в мире и превратить развивающуюся страну в развитую.

По пути возникли сложности. Китай разругался с Западом, а экономика ударила по тормозам. Ставка на железную руку и централизованное планирование завела Китай в вечный локдаун из-за ковида и обременила токсичным союзником в лице Владимира Путина.

Однако председатель Си уверен, что все идет по плану. Он полон решимости справиться с проблемами и не собирается сворачивать с намеченного пути. Для этого 69-летний Си остается во главе партии и страны на третий пятилетний срок, поправ китайскую традицию менять председателей не реже чем раз в десятилетие и провожать членов политбюро на пенсию не позже 68.

  • Си Цзиньпин против миллиардеров и актрис. Как закручивают гайки в Китае
  • О чем мечтает председатель Си

В воскресенье Си открыл многодневный съезд компартии краткой двухчасовой речью (на прошлом съезде она была в полтора раза длиннее). Он пообещал ничего не менять. Из речи неизменного председателя следует, что пять главных направлений Си останутся прежними:

  • «Нулевой ковид»: вечный локдаун для защиты жизней и экономики.
  • Заявка на мировое лидерство и главную альтернативу западной модели развития.
  • Развитие экономики и технологий — «главные приоритеты» наряду с безопасностью страны.
  • Перераспределение богатства среди китайцев ради «общего процветания».
  • «Воссоединение» с Тайванем. «Без сомнения будет реализовано», сказал Си.

Денег на это все у Китая все меньше. Когда Си пришел к власти 10 лет назад, Китай был самой динамичной страной на планете. В 2010 году он обошел Японию и стал второй экономикой мира, а за 12 лет между мировым финансовым кризисом 2008 года и пандемией ковида сумел удвоить национальное богатство, а в расчете на душу населения обойти Россию и другие развивающиеся страны.

Однако при Си рост замедлился до 6-8% в год, а в этом году коммунистическая партия поставила цель еще скромнее — 5,5%. Экономисты говорят, что выйдет не больше 3,0-3,5%.

Почему закончилась эпоха быстрого роста? И сможет ли Китай выйти из кризиса курсом Си Цзиньпина?

Главных проблем у Китая три: ковид, переходный возраст и трудности в мире.

Перманентный локдаун

Китай сделал ставку на «нулевой ковид», и поначалу это помогло ему первым в мире восстановить темпы роста экономики. Однако со временем выяснилось, что радовались рано.

Китай живет в перманентном локдауне вот уже третий год. При первых признаках новой волны людей запирают в домах целыми городами. Это подрывает потребление, торговлю, туризм. Экономика тормозит, а социальное недовольство растет.

Многие ждали от речи Си на съезде намеков на послабление карантинов, однако их не последовало.

  • Как политика «ноль-ковида» в Китае портит праздник с переизбранием Си Цзиньпина

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Очередь на ковидный тест в Шанхае 16 октября

В отсутствие эффективных вакцин и массового иммунитета от перенесенной болезни выпускать полтора миллиарда китайцев на волю рискованно. В США, например, где население в 4 раза меньше, а здравоохранение на голову выше, от ковида умерло более 1 млн человек.

Кризис на рынке жилья

Главный китайский кризис — на рынке недвижимости. Он только начинается и обещает Си головную боль еще на несколько лет.

Последние годы бурный рост цен и строительства вносил огромный вклад в общий рост китайской экономики — около 25%. Две трети всего богатства населения — это жилье.

Рост начался с того, что китайцам в 1990-х разрешили покупать квартиры, а продолжился благодаря урбанизации. Позже недвижимость стала главным объектом для инвестиций и спекуляций.

На рынке надулся пузырь, и два года назад власти решили сдуть его, чтобы вернуть цены на доступный уровень и перенаправить вложенные в пустые площади деньги на инвестиции в другие отрасли, а еще лучше — на потребление.

Они ужесточили условия кредитования застройщиков и допустили банкротство нескольких особо рискованных компаний. Цены начали снижаться, люди стали откладывать покупку жилья и отказываться платить по ипотеке за долгострои. Все это создало проблемы для банков.

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Новостройки в Пекине

Ставки очень высоки. Общая стоимость жилой недвижимости в Китае оценивается в 52 трлн долларов. Если китайские власти не справятся с этим кризисом, ситуация может выйти из-под контроля и закончиться спадом экономики, как это было в Японии в начале 1990-х и в США в 2008 году.

Пока о рецессии речи не идет, но и рынком жилья проблемы не ограничиваются.

Переходный возраст

Китай исчерпал потенциал догоняющего роста, и власти пытаются перевести его с рельс развивающейся экономики к развитой модели, основанной на потреблении. Однако путь от достатка к богатству длиннее и сложнее, чем от нищеты к достатку.

  • Китай уже не тот, и это плохие новости для всего мира. Почему?
  • «Новая эра»: Си Цзиньпин обещает Китаю современный социализм

Во-первых, мешает демография. Политика «одна семья один ребенок» сделала Китай стареющей страной. А среди молодежи рекордная безработица — почти 20%.

Во-вторых урбанизация и индустриализация как драйверы роста исчерпали себя.

Все, кто мог и хотел, давно перебрался из деревни в города, где проживает уже более 60% китайцев. Все, чего не хватало в промышленности, энергетике, инфраструктуре и недвижимости, уже построено. Накопленный за годы бедности дефицит предложения покрыт, а темп создания нового спроса намного медленнее.

Можно было бы компенсировать спад внутреннего спроса внешним, однако и тут неприятности.

Внешние проблемы

Пандемия резко притормозила глобализацию и подорвала позиции Китая как мировой фабрики товаров, самого большого потребительского рынка в мире, самого крупного импортера энергоресурсов и главной торговой державы мира.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Китайские порты страдают от ковидных ограничений

А после пандемии развитые экономики столкнулись с рекордной инфляцией, что заставило их положить конец десятилетию ультрамягкой кредитной политики. Свободных денег у населения и бизнеса все меньше, и они в первую очередь сокращают потребление товаров, главным поставщиком которых является как раз Китай.

А тут еще и война в Европе — на самом богатом мировом рынке в полмиллиарда человек.

  • Цена войны. Мир недосчитается $2,8 трлн из-за агрессии России против Украины
  • План разрыва с Россией. Как Европа готовится зимовать без российского газа

В феврале Путин отправил войска на завоевание Украины, за что Россия угодила под санкции. А еще раньше Кремль развязал газовую войну против Евросоюза.

Результатом стал энергетический кризис в мире, который оставил западным потребителям еще меньше денег на покупку китайских товаров.

Даже временная выгода от покупки российских энергоресурсов со скидкой не перекроет убытков.

Китаю нужны покупатели его продукции, а не дешевые энергоносители. Спрос на нефть в этом году там упадет на 3% — впервые с 1990 года, когда еще существовал СССР. Потребление газа серьезно вырастет только после 2030 года. А российский уголь обеспечивает лишь около 1% китайских потребностей.

Конфликт с Западом

Второе неприятное последствие путинской войны для Китая — обострение конфликта с Западом. Отношения и так напряжены из-за подавления свобод в Гонконге, репрессий против уйгуров и воинственной риторики в отношении Тайваня.

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Члены политбюро приходят и уходят. Си остается

Политика Си за последние годы прочно укрепила позиции Китая как стратегического противника Запада. Отказ осудить вторжение Путина в Украину испортил отношения окончательно.

США пока воздерживаются от вторичных санкций, поскольку Китай поддерживает Россию только дипломатически, но не вооружением и не деньгами. Однако администрация Джо Байдена не только не сняла введенные при Дональде Трампе торговые ограничения, но и ужесточила запреты на передачу технологий Китаю.

Страна, разбогатевшая на торговле и открытости, на сборке айфонов и теслы, постепенно переходит от сотрудничества к конфликту с Западом.

Чуду конец?

У Китая гигантские резервы роста. Даже если нынешние проблемы быстро не решатся, экономисты прочат Китаю рост на 4% в год. Такими темпами Китай догонит и перегонит США по размеру экономики только в середине следующего десятилетия.

А если все пойдет по плану и если Запад избежит рецессии, рост может превысить 5%. Тогда поставленная компартией цель удвоить экономику с 2020 по 2035 годы будет достигнута, подсчитали экономисты Bloomberg Economics.

Для этого придется не только быстро разобраться с ковидом и кризисом на рынке недвижимости, но и провести болезненные и затратные реформы: повысить пенсионный возраст, усилить социальную защиту населения, прекратить атаки на крупный частный бизнес.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Наладить отношения с Западом тоже не вредно. Китай пытается расширить собственную сферу влияния и активно инвестирует за рубежом. У него самая большая армия в мире, ядерное оружие и место в Совете Безопасности ООН.

Однако экономически тягаться с Западом ему еще сложно. ВВП Китая — около 20 трлн долларов, или примерно 20% мировой экономики. У США — 25%, а в целом у развитых стран — 60%.

У Си всего пять лет, чтобы дать ответы на все эти вопросы. Изменение конституции не обещает ему пожизненного правления. Через пять лет снова съезд и снова подковерная борьба, успех которой напрямую зависит от того, как будет развиваться страна.

«Политическая легитимность компартии зиждется на улучшении социально-экономической ситуации. Средний китаец почувствует на себе, что дела идут неважно, поэтому и стоит задача вернуть темпы роста, к которым Китай привык за последние десятилетия», — объясняет масштаб проблемы Коллин Кох из сингапурского исследовательского центра RSIS.

Си сделал ставку на укрепление авторитаризма, перераспределение богатства и конфликт с Западом. Сработает ли она, мы узнаем через пять лет. Если Си останется на четвертый срок, через 10 лет у Китая будет 80-летний правитель с 20 годами безраздельной власти за плечами.

Исторический эксперимент в самом разгаре.

Что такое политика США «одного Китая» и почему это важно?

11 января Рекс Тиллерсон, кандидат от избранного президента Дональда Трампа на пост государственного секретаря, подтвердил приверженность США Тайваню на основании Закона об отношениях с Тайванем (TRA) и Шести заверений на слушаниях в Сенате по утверждению кандидатуры. Он также указал, что ему ничего не известно о «каких-либо планах по изменению» политики США «одного Китая».

Q1: Какова политика США «Единый Китай»? Почему он существует?

A1: Когда в 1979 году Соединенные Штаты приняли решение о признании Китайской Народной Республики (КНР) и отказе от признания Китайской Республики (КР), Соединенные Штаты заявили, что правительство Китайской Народной Республики является единственное законное правительство Китая». Единственный, что означает, что КНР была и остается единственным Китаем, без учета Китайской республики как отдельного суверенного образования.

Соединенные Штаты, однако, не уступили требованиям Китая о признании суверенитета Китая над Тайванем (это название предпочитают Соединенные Штаты, поскольку они решили отказаться от признания Китайской Республики). Вместо этого Вашингтон признал позицию Китая, согласно которой Тайвань является частью Китая. По геополитическим причинам и Соединенные Штаты, и КНР были готовы добиться дипломатического признания, несмотря на их разногласия по этому вопросу. Когда Китай попытался изменить китайский текст по сравнению с оригинальным признать до признать , заместитель госсекретаря Уоррен Кристофер сказал на слушаниях в Сенате: «[Мы] считаем английский текст обязательным текстом. Мы считаем слово «признать» определяющим для США». В американо-китайском коммюнике от 17 августа 1982 года Соединенные Штаты пошли еще дальше, заявив, что они не намерены проводить политику «двух Китаев» или «один Китай, один Тайвань».

По сей день позиция США «одного Китая» остается неизменной: Соединенные Штаты признают КНР в качестве единственного законного правительства Китая, но признают только позицию Китая, согласно которой Тайвань является частью Китая. Таким образом, США поддерживают формальные отношения с КНР и имеют неофициальные отношения с Тайванем. Политика «одного Китая» впоследствии подтверждалась каждой новой новой администрацией США. Существование этого понимания позволило сохранить стабильность в Тайваньском проливе, позволяя как Тайваню, так и материковому Китаю осуществлять свои экстраординарные политические и социально-экономические преобразования в относительном мире.

Вопрос 2: Какова позиция США в отношении того, кто обладает суверенитетом над Тайванем?

A2: В Сан-Францисском мирном договоре 1951 года Япония отказалась от «всех прав, титулов и претензий на Формозу и Пескадорес». Ни Китайская Республика, ни Китайская Народная Республика не были участниками договора, и поэтому ни одна из них не была объявлена ​​бенефициаром отказа Японии.

В то время как личные записи президента Ричарда Никсона показывают, что он готов признать статус Тайваня определенным и частью Китая, последующие документы и заявления США показывают, что Соединенные Штаты не имеют никакой позиции по вопросу о суверенитете Тайваня.

Позиция США в отношении суверенитета над Тайванем остается неизменной и соответствует их «политике одного Китая»: обе стороны Тайваньского пролива должны взаимно и мирно согласиться на решение этого пока еще нерешенного вопроса. Соединенные Штаты не согласны с претензией Пекина на суверенитет над Тайванем, а также не согласны с Тайбэем в том, что Китайская республика является независимым суверенным государством.

Q3: Что такое Закон об отношениях с Тайванем и какую роль он играет в политике США в отношении Тайваня?

A3: После того, как администрация Джимми Картера признала КНР, Конгресс в 1979 году принял Закон об отношениях с Тайванем, чтобы защитить важные интересы США в области безопасности и торговли на Тайване. TRA обеспечил основу для продолжения отношений в отсутствие официальных дипломатических отношений. В нем также изложены обязательства США в отношении безопасности Тайваня и предоставлены полномочия Конгрессу контролировать различные аспекты политики США в отношении Тайваня. Закон требовал, чтобы президент незамедлительно информировал Конгресс о любой ожидаемой опасности для Тайваня и консультировался с Конгрессом для выработки надлежащего ответа. TRA также санкционировал продолжение коммерческих, культурных и других отношений между народом Соединенных Штатов и народом Тайваня. Каждый последующий Конгресс подтверждал TRA, чтобы гарантировать, что отсутствие дипломатических отношений не повлияет негативно на продолжающиеся прочные, существенные отношения между Соединенными Штатами и Тайванем.

TRA определяет Американский институт на Тайване как юридическое лицо, занимающееся отношениями США с островом; ясно дает понять, что решение США установить дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой основано на ожидании того, что будущее Тайваня будет определяться мирными средствами; считает любые попытки определить будущее Тайваня не мирными средствами, в том числе путем бойкота или эмбарго, угрозой миру и безопасности в западной части Тихого океана и вызывающими серьезную озабоченность Соединенных Штатов; требует, чтобы Соединенные Штаты предоставили Тайваню оборонительное оружие; и требует, чтобы Соединенные Штаты сохраняли способность противостоять любому применению силы или другим формам принуждения, которые могут поставить под угрозу безопасность или социальную или экономическую систему населения Тайваня.

TRA также недвусмысленно подтверждает, что сохранение и укрепление прав человека всех жителей Тайваня являются целями Соединенных Штатов. TRA дает Соединенным Штатам юридические средства для продолжения отношений с Тайванем в экономическом, культурном измерениях и в сфере безопасности. Вместо официальных обменов все программы, транзакции и отношения проводятся и осуществляются некоммерческой корпорацией по контракту с Государственным департаментом — Американским институтом на Тайване (AIT). AIT и его коллега, Тайбэйское экономическое и культурное представительство (TECRO), регулируют взаимодействие между Тайванем и Соединенными Штатами. Вместе эти две частные организации осуществляют неофициальные отношения между Соединенными Штатами и Тайванем, но ни одна из них не действует в официальном качестве посольства.

Q4: Что такое шесть гарантий?

A4: В третьем американо-китайском коммюнике, подписанном 17 августа 1982 г., США заявили, что «не стремятся проводить долгосрочную политику продажи оружия Тайваню»; «что его продажи вооружений Тайваню не превысят ни в качественном, ни в количественном отношении уровень поставок в последние годы с момента установления дипломатических отношений между США и Китаем»; и «что он намерен постепенно сокращать продажи оружия Тайваню, что со временем приведет к окончательному решению».

Обеспокоенный возможным влиянием коммюнике на Тайвань, президент Рональд Рейган поместил секретный меморандум в файлы Совета национальной безопасности, в котором говорилось, что готовность США сократить продажу оружия Тайваню обусловлена ​​неизменной приверженностью Китая мирному урегулированию конфликта. разницы между двумя сторонами пролива. В меморандуме подчеркивалось, что количество и качество поставляемого Тайваню оружия должно определяться угрозой, исходящей от КНР.

Рейган также сделал дополнительный шаг, попросив главу AIT Джеймса Лилли устно передать от имени президента шесть заверений относительно политики США в отношении Тайваня. Эти заверения заключаются в том, что Соединенные Штаты:

  • Не согласились установить дату прекращения продажи оружия Китайской Республике;
  • Не согласился провести предварительные консультации с КНР относительно продажи оружия Китайской Республике;
  • Не будет играть посредническую роль между КНР и Китайской Республикой;
  • Не будет пересматривать Закон об отношениях с Тайванем;
  • Не изменил своей позиции в отношении суверенитета над Тайванем; и
  • Не будет оказывать давление на Китайскую Республику, чтобы она вступила в переговоры с КНР.

В5: Почему Тайвань важен для США?

A5: Тайвань отменил военное положение в 1987 году и провел свои первые прямые демократические президентские выборы в 1996 году. В 2015 году он стал девятым по величине торговым партнером США, а объем двусторонней торговли между США и Тайванем достиг 66,6 млрд долларов. Таким образом, Тайвань является жизненно важным партнером Соединенных Штатов в Азии, сильным, процветающим, свободным и упорядоченным обществом с сильными институтами, которое служит образцом для региона.

Тайвань и Соединенные Штаты участвуют в совместных программах в рамках Глобальной программы обучения сотрудничеству, работая вместе над расширением своего и без того прочного сотрудничества для решения глобальных проблем в таких областях, как международная гуманитарная помощь, общественное здравоохранение, защита окружающей среды, энергетика, технологии, образование и региональное развитие.

В 2012 году две страны совместно запустили Партнерство лидеров тихоокеанских островов, а в 2014 году Соединенные Штаты присоединились в качестве партнера-учредителя инициированной Тайванем программы Международного экологического партнерства. Партнерство также подчеркивается недавними совместными усилиями Тайваня и Соединенных Штатов в ответ на насущные проблемы, начиная от эпидемий лихорадки Эбола и MERS и заканчивая гуманитарным кризисом с беженцами на Ближнем Востоке. Тайвань оказался жизненно важным партнером не только для Соединенных Штатов, но и для всего региона.

Правительство Тайваня привержено поддержанию мира и стабильности, которые в настоящее время существуют по обе стороны Тайваньского пролива, что является главным приоритетом США в регионе. Верность Соединенных Штатов своим давним обязательствам перед народом Тайваня по-прежнему важна для поддержания авторитета США во всей Восточной Азии.

Q6: Каковы обязательства США в отношении защиты Тайваня?

A6: Договор о взаимной обороне между США и Китайской Республикой вступил в силу 3 марта 1955, до 1 января 1980 г. Прекращение действия договора положило конец обязательству, согласно которому обе стороны должны были оказывать друг другу помощь и военную поддержку в случае нападения. Часть содержания договора была включена в Закон об отношениях с Тайванем. В TRA говорится, что любые попытки определить будущее Тайваня не мирными средствами, в том числе путем бойкота или эмбарго, представляют собой угрозу миру и безопасности в западной части Тихого океана и вызывают серьезную озабоченность у Соединенных Штатов. Он также устанавливает, что решение США установить дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой основано на ожидании, что будущее Тайваня будет определено мирным путем.

TRA изложил политику обеспечения Тайваня оружием оборонительного характера, но конкретные решения относительно продажи оружия оставлены на усмотрение президента, который обязан уведомить Конгресс о предстоящих продажах оружия. За последние 10 лет Соединенные Штаты одобрили поставки Тайваню оружия на сумму 23,7 миллиарда долларов. TRA также требует, чтобы Соединенные Штаты сохраняли способность противостоять любому применению силы или другим формам принуждения, которые могут поставить под угрозу безопасность или социальную или экономическую систему людей на Тайване.

В7: Почему Китай так боится независимости Тайваня?

A7: С возвращением Гонконга под контроль Китая в июле 1997 года Тайвань остается одной из немногих территорий, над которыми Пекин претендует на суверенитет, но не контролирует его. Китайцы на материке широко рассматривают его как последний пережиток века унижений, который начался с опиумных войн в середине девятнадцатого века. Сохраняющееся разделение материка и Тайваня также изображается как препятствие для возрождения Китая в качестве великой державы, что президент Си Цзиньпин назвал великим возрождением китайской нации. Легитимность Коммунистической партии Китая связана с ее обещанием добиться воссоединения Тайваня с родиной. На материке распространено мнение, что ни один китайский лидер не смог бы остаться у власти, если бы позволил Тайваню отделиться от КНР и быть признанным международным сообществом в качестве независимого суверенного государства.

Закон против отделения, принятый Пекином в 2005 году, устанавливает три условия, при которых Китай имеет право использовать «немирные средства и другие необходимые меры для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая: отделение от Китая; 2) происходят крупные инциденты, влекущие за собой выход Тайваня из состава Китая; или 3) возможности мирного воссоединения полностью исчерпаны.

Бонни С. Глейзер — старший советник по Азии и директор проекта China Power в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Майкл Дж. Грин — старший вице-президент по Азии и председатель Японии. в ЦСИС.

Критические вопросы — это , подготовленный Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

© 2017 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Фото: Улет Ифансасти/Getty Images


Теги
Азия , Китай , Оборона и безопасность , и геополитика и международная безопасность

Китай является развивающейся и развитой страной одновременно

Палата представителей США недавно единогласно проголосовала за то, чтобы Китай больше не считался «развивающейся страной». Основная мотивация состоит в том, чтобы отказать Китаю в преференциальном режиме, который он получает как развивающаяся страна в рамках Всемирной торговой организации, климатической системы ООН и других международных договоренностей. Действительно, от Африки до Латинской Америки и даже Европы Китай во многом берет на себя роль богатой мировой державы.

Палата представителей США недавно единогласно проголосовала за то, чтобы Китай больше не считался «развивающейся страной». Основная мотивация состоит в том, чтобы отказать Китаю в преференциальном режиме, который он получает как развивающаяся страна в рамках Всемирной торговой организации, климатической системы ООН и других международных договоренностей. Действительно, от Африки до Латинской Америки и даже Европы Китай во многом берет на себя роль богатой мировой державы.

И все же Китай продолжает проявлять многие черты развивающейся страны, в том числе в энергетике и других областях, особенно за пределами крупных городских центров, наиболее заметных для иностранцев. Правда о статусе Китая как развивающейся страны гораздо сложнее.

Китай превратился из страны с низким уровнем дохода в 1990-х годах во вторую по величине экономику мира со многими атрибутами богатой мировой державы, распространяющей свое экономическое и дипломатическое влияние за рубежом. Ранее в этом году президент Франции Эммануэль Макрон стал еще одним из европейских лидеров, посетивших Китай, стремясь установить более тесные деловые связи, а также надеясь побудить Пекин оказать влияние на Москву в отношении вторжения в Украину. Китай все больше проявляет себя в международных делах, с самым большим количеством зарубежных постов (превзойдя Соединенные Штаты) и неоднократной мобилизацией своих вооруженных сил (третье место после США и России) к беспокойству своих соседей и других. Действительно, Китай действует очень похоже на богатую мировую державу.

Но Китай также по-прежнему демонстрирует различные характеристики развивающейся страны, в том числе население более 200 миллионов человек, не имеющее доступа к чистым технологиям приготовления пищи; широко распространенное загрязнение; и рейтинг по индексу человеческого развития, который фокусируется на результатах в области здравоохранения и образования, занимает 79-е место из 191 страны (уступая, например, Шри-Ланке и Ирану). Даже ее постоянная сильная зависимость от угля, дешевого, но грязного топлива, возможно, является чертой развивающихся стран, которая контрастирует со значительно меньшими долями, достигнутыми странами с развитой экономикой, такими как страны Европейского Союза и Соединенные Штаты.

Ожидается, что Китай скоро перейдет из категории «средний доход» в категорию «высокий доход» в соответствии с системой классификации стран Всемирного банка, что, возможно, является частью рассуждений, лежащих в основе голосования в Палате представителей США, но это изменение не сотрет его развивающуюся страну немедленно. аспекты. Например, Международное энергетическое агентство (МЭА) подсчитало, что Китаю потребуется до 2030 года, чтобы обеспечить доступ к элементарной чистой кухне для всех. Более того, в долларовом выражении Китай по-прежнему далек от уровня доходов, которым пользуются развитые страны Организации экономического сотрудничества и развития ; в частности, его ВВП на душу населения в настоящее время вдвое меньше, чем в Португалии, и равен среднему доходу населения мира во всех развитых и развивающихся странах.

Точно так же, хотя в 2019 году только 2 процента населения Португалии жили ниже порога бедности в 6,85 доллара в день, соответствующий показатель для Китая был более чем в 10 раз выше и составлял 25 процентов. Достижение уровня Португалии и других развитых экономик потребует не только времени, но и постоянного успеха в поддержании устойчивого роста.

При оценке Китая важно признать, что он представляет собой уникальную ситуацию: страна, сочетающая черты развитой и развивающейся страны с глобальным влиянием. Это единственная в мире «гибридная сверхдержава».

Энергия — область, иллюстрирующая эту динамику. В соответствии с уровнем своего дохода Китай все еще находится на стадии развития, когда он полагается на увеличение потребления энергии для обеспечения дальнейшего экономического роста. МЭА прогнозирует, что Китаю, который уже является крупнейшим потребителем энергии в мире, к 2040 году необходимо будет закупать почти на 20% больше энергии. .

Обеспечение безопасности этих больших объемов энергии было и останется серьезной проблемой для лиц, принимающих решения в Пекине. Несмотря на его обширные внутренние ресурсы (такие как уголь, нефть и возобновляемые источники энергии), большую часть энергии Китая необходимо будет импортировать, что, в свою очередь, повлияет на его подход к Ближнему Востоку и другим экспортерам энергии, включая Россию. Недавние дипломатические усилия Пекина в отношении Саудовской Аравии и посредничество в сближении между Саудовской Аравией и Ираном, возможно, отражают его заинтересованность в повышении стабильности импорта нефти из региона.

Внутренняя бедность также повлияет на стратегии Китая. Несмотря на то, что он демонстрирует горизонт Шанхая и другие достижения (например, его высокоскоростную железнодорожную систему), бедность остается реальностью для миллионов китайских домохозяйств. В дополнение к 200 миллионам людей, не имеющих доступа к чистой кухне, многие другие полагаются на уголь для обогрева своих домов. Точно так же, в то время как Пекин имеет уровень ВВП на душу населения, напоминающий европейский, домохозяйства в беднейшем регионе Китая сталкиваются с уровнями, подобными Перу. Китаю удалось ликвидировать крайнюю бедность, от которой бремя большинства развивающихся стран, и теперь он является домом для растущего среднего класса, но многим семьям по-прежнему не хватает качественного уровня жизни, особенно в сельских районах. Решение этих вопросов потребует внимания и ресурсов Пекина.

Эту двойственность статуса гибридного развития Китая, возможно, можно увидеть в дескрипторе «почти равный», используемом национальным разведывательным сообществом США в своем ежегодном отчете об оценке угроз за 2021 год. Как в то время директор Национальной разведки Аврил Хейнс объяснила Конгрессу: «Хотя Китай представляет собой все более серьезную проблему для роли США в мировых делах, стоит отметить, что его экономическая, экологическая и демографическая уязвимость угрожают усложнить его способность управлять переход к доминирующей роли, к которой он стремится в предстоящие десятилетия». Некоторые из этих ограничений проистекают из его особенностей развивающейся страны.

Усилия Китая по поддержанию высоких темпов экономического роста столкнутся со значительными препятствиями и неопределенностями. Даже когда он вырвется из ловушки средних доходов в классификацию стран с высоким доходом, Пекин столкнется с тем, что можно назвать «трясиной после среднего дохода», а именно с преодолением препятствий, с которыми столкнулись бывшие страны со средним уровнем дохода, пытаясь достичь Уровень дохода на душу населения в размере 20 000 долларов США, которым пользуются даже менее богатые развитые страны. Немногие страны смогли это сделать — заметные исключения — Южная Корея и различные нефтегосударства.

Пекин запустил экономическую стратегию «двойной циркуляции», которая в значительной степени зависит от созревания внутренних рынков для обеспечения роста, но конструктивные отношения с развитой экономикой мира по-прежнему будут иметь жизненно важное значение для поддержания устойчивого экономического роста страны. В этом отношении Китай недостаточно богат, чтобы «действовать в одиночку» или только с Россией и т.  д. Примечательно, что экспортные доходы по-прежнему играют центральную роль в экономическом росте Китая, увеличившись за последнее десятилетие более чем вдвое и превысив 3,5 трлн долларов, при этом передовые экономики США, Японии, Германии и Южной Кореи лидируют как крупнейшие импортеры китайских товаров. Как я недавно писал в Washington Post письмо-мнение, цели Пекина в области роста по-прежнему лучше всего достигаются за счет поддерживающих «условий на международном уровне [которые позволяют ему] получать прибыль от мировой экономики».

Внутри страны для поддержания дальнейшего роста может потребоваться серьезная зависимость от частного сектора, что характерно для стран с развитой экономикой, но это контрастирует с этатистским подходом, который до сих пор применялся Пекином. Хотя Китай полагался на государственный сектор, чтобы вырваться из «ловушки среднего дохода», неясно, сможет ли этот подход помочь ему выбраться из «трясины после среднего дохода». Китай также неизбежно столкнется с неопределенной внутренней политической динамикой, поскольку более высокие доходы влияют на политические и социальные устремления, особенно молодого городского населения, выросшего в условиях определенного уровня достатка, который заметно отличается от контекста развивающихся стран с низким доходом, в котором политическое руководство Пекина достигло совершеннолетия. . Другой вопрос заключается в том, в какой степени неэкономические цели отвлекают или даже отвлекают от целей роста.

Китай также столкнется с проблемой изменения климата, новой и возникающей угрозой, с которой нынешняя когорта стран с развитой экономикой не сталкивалась на своем пути успешного развития. Повышение уровня моря для страны, в прибрежных провинциях которой проживают сотни миллионов человек, а также разрушения от более интенсивных засух, волн жары и наводнений представляют угрозу для роста Китая, которая, возможно, уже начала проявлять свой разрушительный потенциал. По-прежнему скромный уровень дохода на душу населения в Китае делает необходимые усилия по адаптации и устойчивости более сложными, чем в более богатых странах с развитой экономикой, особенно на уровне домохозяйств. Несмотря на то, что недавно Китай вернулся к углю для получения краткосрочных экономических выгод, несмотря на сопутствующие выбросы парниковых газов, это может в конечном итоге подорвать способность страны сохранять преимущества роста в долгосрочной перспективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *