Когда был основан египет: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Какой была повседневная жизнь в Древнем Египте в Гизе?

«Общий план плато Гиза». Печатный рисунок из экспедиции Гарвардского университета и Бостонского музея изящных искусств. Просмотреть статью.

18 MIN READ

Древние египтяне жили в Египте и Судане с 5000 года до н.э. до примерно 300 года н.э.

Они жили в основном вдоль реки Нил, поскольку она была основным источником воды для питья и выращивания сельскохозяйственных культур. Остальные страны в целом представляют собой пустыню, довольно сухую, песчаную и каменистую.

Большинство людей занимались земледелием, и их основными культурами были пшеница и ячмень. У них также были сады и виноградники для выращивания винограда, инжира, фиников, орехов и оливок. Фермеры также выращивали овощи и арбузы.

Древние египтяне жили в Египте и Судане с 5000 г. до н.э. до примерно 300 г. н.э.

Они жили в основном вдоль реки Нил, потому что это был основной источник воды для питья и выращивания сельскохозяйственных культур. Остальные страны, как правило, представляют собой пустыню, довольно сухую, песчано-каменистую. Большинство людей были фермерами, и их основными культурами были пшеница и ячмень. У них также были сады и виноградники для выращивания винограда, инжира, фиников, орехов и оливок. Фермеры также выращивали овощи и арбузы.

Земледелие в Древнем Египте

Весной каждого года Нил надежно разливался и разливался на ширину до одной мили. Он отступал и оставлял после себя плодородный ил/почву. Затем крестьяне подготавливали почву с помощью плуга, который тянули два человека или два рогатых скота.

Затем они проходили по полю с мотыгой, похожей на кирку, чтобы разбить большие комки земли. После подготовки почвы женщины разбрасывали семена в борозды вручную из плетеных корзин. Затем стадо овец проходило по полю, чтобы закопать семена.

После посадки поля орошались с помощью арыков и каналов, иногда воду в канал набирали вручную, по одному ведру за раз. Они также занимались прополкой и защитой посевов от птиц и крыс.

Через три месяца они собирали зерно, иногда используя серп — ручной инструмент с изогнутым лезвием. Стебли растений использовались в качестве соломы для скота.

Семенные головки с зерном обмолачивали. Для этого скот перешагивал через головки зерна, чтобы отделить семена от верхушек стеблей и мякины. Затем фермер с помощью большого вилообразного инструмента подбрасывал зерно в воздух, и ветер сдувал мякину. Семена падали на землю и собирались. Затем зерно перемалывали, чтобы сделать муку для хлеба. Некоторые зерна также использовались для приготовления пива.

Пиво было безопаснее для здоровья, чем вода, которая могла быть и, вероятно, была заражена бактериями. Спирт в пиве убивал по крайней мере часть микробов, так же как дезинфицирующее средство для рук на основе спирта убивает микробы на коже. Египтяне также делали вино из винограда. Вино обычно употребляли представители высших классов, а пиво — простые люди.

Земледелие в Древнем Египте

Весной каждого года Нил надежно разливался и растекался на одну милю в ширину. Он отступит и оставит после себя плодородную грязь/почву. Затем фермеры готовили почву плугом, запряженным двумя мужчинами или двумя коровами. Затем они шли по полю с мотыгой, похожим на кирку инструментом, чтобы разбивать большие комья почвы. После того, как почва была подготовлена, женщины рассыпали семена по бороздам вручную из плетеных корзин. Затем стадо овец шло по полю, чтобы закопать семена. Поля орошали после посева с помощью канав и каналов, иногда заливая воду в канал вручную, по одному ведру за раз. Они также пропалывали и защищали посевы от птиц и крыс. Через три месяца они собирали зерно, иногда с помощью серпа, ручного инструмента с изогнутым лезвием. Стебли растений использовались в качестве соломы для домашнего скота. Семенные корзинки с зерном обмолачивали. При этом крупный рогатый скот ходил по колосьям, чтобы отделить семена от верхушек стеблей и мякины. Затем фермер использовал большой инструмент в форме вилки, чтобы подбрасывать зерно в воздух, и ветер сдувал мякину. Семя упадет на землю и будет собрано. Затем зерно перемалывали, чтобы сделать муку для хлеба. Некоторое количество зерна также использовалось для варки пива. Пиво было безопаснее пить, чем воду, которая могла быть и, вероятно, была заражена бактериями. Спирт в пиве убьет по крайней мере часть микробов, так же как дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе убивает микробы на коже. Египтяне также делали вино из винограда. Вино обычно потреблялось высшими классами, а пиво — простыми людьми.

Другие профессии древних египтян

В Древнем Египте было много других профессий.

Второй по распространенности профессией была «писец». Писцы были бюрократами, правительственными чиновниками, переписывали документы, а также занимались украшением гробниц иероглифами и историями. Их обучали в частных школах, поскольку государственной школьной системы не существовало. В целом, по оценкам, только 1-2% населения умели читать и писать.

Среди других профессий в Древнем Египте были солдаты, жрецы, личные слуги, ремесленники, художники, шахтеры в каменоломнях, вырезающие каменные блоки, и рудокопы в шахтах, ищущие золото и бирюзу. Среди ремесленников были скульпторы, мебельщики и мастера по изготовлению инструментов.

Строители в основном строили здания из высушенных на солнце глиняных кирпичей. С тех пор эти кирпичи разрушились. Строители также создавали каменные храмы с колоннами и стенами, а также каменные пирамиды. Многие из них сохранились на протяжении тысячелетий и стоят до сих пор.

В храмах и каменных подземных гробницах на стенах часто писали иероглифы и истории, многие из которых сохранились и многое рассказывают ученым о жизни, религии и истории Древнего Египта.

Были также пастухи крупного рогатого скота, коз и овец. Этот скот давал мясо, шерсть и молоко, а также использовался для жертвоприношений в храмах. Пастухи вели стада, а также защищали их от гиен и крокодилов.

Другие занятия древних египтян

В Древнем Египте было много других занятий.

Второй по распространенности профессией был «писец». Писцы были бюрократами, правительственными чиновниками, копировщиками документов, а также занимались украшением гробниц иероглифами и рассказами. Их обучали в частных школах, так как системы государственных школ не существовало. В целом считается, что только 1-2% населения умели читать и писать. Другими занятиями в Древнем Египте были солдаты, священники, личные слуги, мастера, художники, горняки в каменоломнях, вырубающие каменные блоки, и горняки в шахтах, ищущие золото и бирюзу. Среди мастеров были скульпторы, мебельщики и производители инструментов. Строители в основном строили здания из сырцовых кирпичей, высушенных на солнце. Эти кирпичи с тех пор испортились. Строители возводили также каменные храмы с колоннами и стенами, а также каменные пирамиды. Многие из них сохранились на протяжении тысячелетий и стоят до сих пор. На стенах храмов и высеченных из камня подземных гробниц часто были написаны иероглифы и истории, и многие из них сохранились и многому учат ученых о древнеегипетской жизни, религии и истории. Были также пастухи крупного рогатого скота, коз и овец. Скот производил мясо, шерсть и молоко, а также использовался для жертвоприношений в храмах. Пастухи вели стада, а также защищали их от гиен и крокодилов.

Болотники также работали вдоль реки. Они охотились, ловили рыбу и собирали папирус — болотную траву, вырастающую на 10-12 футов в высоту. Папирус использовался для изготовления бумаги и небольших лодок, а также для строительства домов. Болотники ловили рыбу, которой было много в Ниле, и ловили птиц в сети.

Деловые люди составляли небольшую часть населения. В Древнем Египте не было денег примерно до 300 года до н.э. (до н.э.), поэтому бизнес велся путем бартера, обмена предметов на другие предметы. Некоторые из деловых людей занимались международной торговлей, в которую входили медь и олово, высокие пиломатериалы и пряности. Египет был крупным экспортером зерна. Благодаря водам Нила и плодородной почве вдоль реки Египет мог выращивать больше продовольствия при меньших затратах рабочей силы, чем любая другая страна того времени.

Горное дело считалось худшим занятием, потому что работа была изнурительной, и работали они в пыльных, темных и опасных условиях. Рабочие в каменоломнях вырезали каменные блоки из горных пород, состоящих в основном из известняка и песчаника. Некоторые из этих камней весили до 60 тонн и использовались для строительства пирамид и других зданий.

Среднестатистический египтянин должен был работать, чтобы выжить, и он работал почти каждый день. Выходные дни обычно выпадали только на религиозные праздники, когда люди собирались, чтобы посмотреть на шествие идолов и поесть бесплатной еды, предоставляемой храмом.

Болотники также работали вдоль реки. Они охотились, ловили рыбу и собирали папирус, болотную траву, которая достигала 10-12 футов в высоту. Папирус использовался для изготовления бумаги и небольших лодок, а также для строительства домов. Болотники пронзали рыбу, которой было много в Ниле, и ловили птиц сетями. Деловые люди составляли небольшую часть населения. В Древнем Египте не было денег примерно до 300 г. до н.э. (до н.э.), поэтому бизнес велся путем обмена, обмена предметов на другие предметы. Некоторые из бизнесменов были вовлечены в международную торговлю, которая включала медь и олово, высокие пиломатериалы и специи. Египет был крупным экспортером зерна. Благодаря водам Нила и плодородной почве вдоль реки Египет смог выращивать больше пищи с меньшими затратами рабочей силы, чем любая другая страна того времени. Горное дело считалось худшим занятием, потому что работа была изнурительной, а работали они в пыльных, темных и опасных условиях. Рабочие в карьерах вырезают каменные блоки из горных пород, состоящих в основном из известняка и песчаника. Некоторые из этих камней весили до 60 тонн и использовались для строительства пирамид и других зданий. Среднему египтянину приходилось работать, чтобы выжить, и работали они почти каждый день. Выходные обычно были только на религиозные праздники, когда люди собирались, чтобы посмотреть на процессию идолов и полакомиться бесплатной едой, предоставленной храмом.

Что ели древние египтяне?

Еда в Древнем Египте не была «мясом и картошкой» для среднего человека. Это были «хлеб и пиво». Белок обычно поступает из рыбных или растительных источников. Мясо было довольно дорогим, поэтому его ели только в особых случаях. В них не было сахара, поэтому в качестве подсластителя использовался мед. Они использовали соль и специи. Соль использовалась для сохранения рыбы, которую также предохраняли от порчи маринованием и сушкой на солнце. Считалось, что египтяне изобрели пиво, приготовленное путем ферментации зерна. Также употреблялись яйца и молоко и, возможно, производился сыр.

Что ели древние египтяне?

Еда в Древнем Египте не была «мясом и картофелем» для обычного человека. Это был «хлеб и пиво». Белок обычно поступал из рыбы или растительных источников. Мясо было довольно дорогим, поэтому его ели только по особым случаям.

У них не было сахара, поэтому в качестве подсластителя использовался мед. Они использовали соль и специи. Соль использовалась для консервирования рыбы, которую также сохраняли от порчи путем соления и сушки на солнце.

Считается, что египтяне изобрели пиво, которое изготавливалось путем брожения зерна. Яйца и молоко также употреблялись в пищу, и, возможно, из них делали сыр.

Чем развлекались древние египтяне?

Отдых в Древнем Египте принимал разные формы. К ним относятся банкеты, охота и рыбалка. Они плыли по реке Нил и наслаждались музыкой и танцами. Игры включали настольные игры, игры с мячами и перетягивание каната. Они также занимались борьбой и жонглированием. Дети играли в куклы и имели механические игрушки с движущимися частями. Их дома были построены так, чтобы выдерживать экстремальные климатические условия. Погода может быть до 120 градусов по Фаренгейту (48 градусов по Цельсию) летним днем и до 30 градусов по Фаренгейту (около 2 градусов по Цельсию) зимней ночью. В домах обычно был открытый двор, крыльцо, поддерживаемое колоннами и покрытое крышей, а также отдельные комнаты для семьи. У них также может быть бассейн. К фермерским домам были добавлены силосы для зерна и конюшни для скота. В городах дома могут быть 3-4 этажа и расположены рядами.

Чем развлекались древние египтяне?

Отдых в Древнем Египте принимал различные формы. Они включали в себя банкеты, охоту и рыбалку. Они катались на лодках по реке Нил, наслаждались музыкой и танцами. Игры включали в себя настольные игры, игры с мячами и перетягивание каната. Они также занимались борьбой и жонглированием. Дети играли с куклами и механическими игрушками с подвижными частями.

Их дома были построены с учетом экстремальных климатических условий. Погода могла достигать 120 градусов по Фаренгейту (48 градусов C) летним днем и до 30 градусов по Фаренгейту (около 2 градусов C) зимней ночью.

Дома обычно имели открытый двор, крыльцо, поддерживаемое колоннами и покрытое крышей, а также отдельные комнаты для семьи. В них также мог быть бассейн. К фермерским домам пристраивались силосные башни для зерна и конюшни для скота. В городах дома могли быть высотой в 3-4 этажа и располагаться в ряд.

Религия в Древнем Египте

Ничто так не влияло на повседневную жизнь египтян, как их религия, которая значительно отличалась от того, что мы знаем сегодня.

Они поклонялись огромному количеству богов, возможно, более 1000, из которых они могли выбирать и выбирать.

Египтяне верили, что все, что происходит в их жизни или в окружающей среде, имеет сверхъестественную причину. Они верили в загробную жизнь как в реальное и определенное место назначения и считали, что эта загробная жизнь похожа на жизнь в этом мире.

Для достижения вечной жизни не требовалось совершать никаких хороших поступков, а просто не делать ничего плохого. Их религия гласила, что боги воссоздадут на стене гробницы все, что боги увидят, поэтому на стенах гробниц рисовали то, что больше всего нравилось людям. Они также верили в магию.

Фараон считался божественным или обладающим богоподобными свойствами. Фараон считался потомком бога, и они верили, что он бессмертен и будет жить после смерти.

Фараон служил защитником народа, и люди верили, что порядок и процветание общества зависят от их беспрекословного повиновения ему. Фараон обладал большей властью, чем любой другой монарх в истории, и считался владельцем всего Египта.

Религия в Древнем Египте

Ничто так не влияло на повседневную жизнь египтян, как их религия, которая значительно отличалась от всего, что мы знаем сегодня.

Они поклонялись огромному количеству богов, возможно, более 1000, из которых они могли выбирать. Египтяне верили, что все, что происходит в их жизни или в их окружении, имеет сверхъестественную причину. Они верили в загробную жизнь как в реальную и определенную цель и верили, что эта загробная жизнь подобна жизни в этом мире. Достижение вечной жизни не требовало совершения каких-либо добрых дел, но требовало просто не делать ничего плохого. Их религия говорила им, что боги воссоздадут все, что боги увидят на стене гробницы, поэтому стены гробницы были украшены изображениями того, что людям больше всего нравилось. Они также верили в магию. Фараон считался божественным или обладал богоподобными свойствами. Считалось, что фараон был потомком бога, и они верили, что он или она бессмертны и продолжат жить после смерти. Фараон служил людям защитником, и они считали, что порядок и процветание общества зависят от их беспрекословного подчинения ему. У фараона было больше власти, чем у любого другого монарха в истории, и он считался владельцем всего Египта.

Социальные классы

В Египте было три социальных класса. Там была королевская семья, такая как фараон и его большая семья. Были «свободные» люди, такие как правительственные чиновники, жрецы богов, солдаты и некоторые гражданские лица. К низшему классу относились крепостные и рабы. Крепостные принадлежали к земле и покупались и продавались вместе с землей. В какой-то момент в начале Древнего Египта почти все люди в стране были крепостными. Рабства изначально не существовало в Древнем Египте, но оно началось с захваченных в бою иноземных войск и с детей пленников. (Были ли пирамиды построены рабами? Нет, археологи считают, что пирамиды были построены египтянами в сезон, когда у них было время для работы над проектами после сбора урожая и до следующего посевного сезона. )

Социальные классы

В Египте существовало три социальных класса. Были царские особы, такие как фараон и его расширенная семья. Были «свободные» люди, такие как правительственные чиновники, жрецы богов, солдаты и некоторые гражданские лица.

К низшему классу относились крепостные и рабы. Крепостные принадлежали к земле и покупались и продавались вместе с землей. В какой-то момент в начале Древнего Египта почти все жители страны были крепостными. Изначально рабства в Древнем Египте не существовало, но оно появилось у иностранных войск, захваченных в бою, и у детей пленников.

(Были ли пирамиды построены рабами? Нет, археологи считают, что пирамиды были построены египтянами в сезон, когда у них было время работать над проектами после сбора урожая и до начала следующего сезона посадки).

Брались ли люди в Древнем Египте?

Брак в Древнем Египте не был религиозным вопросом. Он был основан на договоре между женихом и семьей невесты и предусматривал обмен подарками. Ожидалось, что мужчины и женщины вступят в брак и заведут детей. Женщины занимались домашним хозяйством и детьми. Они обычно перемалывали зерно в муку и пекли хлеб. Они также занимались ткачеством и шитьем одежды. Предполагалось, что браки будут длиться до самой смерти. Женщины считались равными по закону, но были гражданами второго сорта с точки зрения занятости вне дома. Статус женщин определялся их отношениями с отцом в юности и мужем в более позднем возрасте. Женщина редко становилась фараоном в Египте.

Женились ли люди в Древнем Египте?

Брак в Древнем Египте не был религиозным делом. Он основывался на договоре между женихом и семьей невесты и предполагал обмен подарками.

Мужчины и женщины должны были жениться и иметь детей. Женщины вели домашнее хозяйство и управляли детьми. Они обычно мололи зерно в муку и пекли хлеб. Они также занимались ткачеством и шитьем одежды.

Ожидалось, что брак продлится до самой смерти. Женщины считались равными по закону, но были гражданами второго сорта с точки зрения работы вне дома. Статус женщины определялся ее отношениями с отцом в молодости и с мужем в более зрелом возрасте. Женщина редко становилась фараоном в Египте.

Продолжайте исследовать

Древнеегипетская цивилизация считается передовой по сравнению со многими другими цивилизациями своего времени. Хередот, греческий историк в 5 веке до н.э. (до н.э.) спросил египетских жрецов, в чем залог величия Египта. «Египет — это дар Нила», — ответили они.

Продолжить знакомство с Египтом и исследовать плато Гиза можно, посетив осмотрев Великую пирамиду или некоторые из самых важных гробниц в Гизе.

Продолжайте исследовать

Древнеегипетская цивилизация считается развитой по сравнению со многими другими в свое время. Геродот, греческий историк V века до нашей эры (до н. э.), спросил египетских жрецов, в чем ключ к величию Египта. «Египет — это дар Нила», — говорили они. Продолжайте узнавать о Египте и исследовать плато Гизы, совершив поездку к Великой пирамиде или некоторым из самых важных гробниц в Гизе .

Читать онлайн «Древний Египет. Подъем и упадок», Тоби Уилкинсон – Литрес, страница 3

Дар Нила

Археологи и кабинетные ученые затратили много усилий, чтобы вновь открыть Нармера и доказать, что он был первым царем Древнего Египта. Но гордиться этим не стоит: они всего лишь подтвердили рассказ греческого историка Геродота, писавшего то же самое двадцать четыре столетия назад. «Отец истории» не сомневался, что «Менес» (другое имя Нармера) был основателем египетского государства. Это полезный урок – нам следует помнить, что древние были зачастую гораздо умнее, чем мы думаем. Геродот также сделал фундаментальное наблюдение о стране и ее цивилизации, которое остается истинным до сих пор: «Египет – это дар Нила». Протекая через Сахару, Нил позволяет жизни возникнуть там, где иначе она была бы невозможна. Долина Нила представляет собой «линейный оазис» – узкую зеленую полосу, зажатую с обеих сторон обширными пустынями, безводными и мертвыми. Развитие Древнего Египта можно проследить не только по захоронениям, наскальным рисункам и мегалитам, но также по характеру и особенностям реки.

Природа долины Нила всегда оказывала глубокое воздействие на ее обитателей. Река формирует не только физический пейзаж, но и представления египтян о самих себе и о своем месте в мире. Пейзаж повлиял на их быт и обычаи, с древнейших времен он запечатлелся в менталитете народа, обусловил выработку, из поколения в поколение, основополагающих философских принципов и религиозных верований. Символическая мощь Нила – это нить, проходящая сквозь всю цивилизацию фараонов, начиная от мифа о происхождении египтян.

Согласно древнейшему рассказу о том, как был создан мир, вначале не было ничего, кроме водного хаоса, воплощением которого считался бог Нун: «Великий бог, творящий самого себя – он есть вода, он – Нун, отец богов»[16][17]. В более поздней версии первичные воды описываются как нечто враждебное и устрашающее, беспредельное и бесформенное, воплощение потаенности и тьмы. Однако, будучи сами безжизненными, воды Нуна хранили потенциал жизни. Хаотичные, они обладали способностью создавать порядок. Эта вера в сосуществование противоположностей характерна для мышления древних египтян, и в основе ее лежит географическая действительность: контраст между сухой пустыней и плодородной долиной, и сама река, поскольку Нил способен и поддержать жизнь, и уничтожить ее. Этот парадокс заложен в его сезонном режиме.

До сооружения Асуанской плотины в начале XX века, а также Верхней плотины в 1960-е Нил ежегодно являл чудо[18]. Летние дожди на Эфиопском нагорье приводили к тому, что резко поднимался уровень воды в Голубом Ниле – одном из двух главных притоков, которые, сливаясь, образуют египетскую часть Нила. Излишек в виде мощного потока устремлялся вниз по течению. К началу августа на дальнем юге Египта уже становились заметны признаки разлива: рокот водяного вала и подъем уровня реки. Еще через несколько дней начиналось настоящее наводнение. С неукротимой силой Нил выходил из своих берегов, и его воды затопляли равнину. Объем воды был столь велик, что разлив захватывал целиком всю долину Нила.

Затем вся пахотная земля оказывалась под водой на несколько недель. Но помимо разрушительного буйства разлив приносил и надежду на новую жизнь: воду и плодородный ил, который оседал на полях. Когда разлив спадал, почва, увлажненная и удобренная, была готова к посеву. Именно этому ежегодному явлению Египет был обязан высокой продуктивностью своего земледелия – в тех случаях, когда Нил разливался достаточно, но не слишком сильно. Отклонения в любую сторону – «ниже» или «выше» – могли привести к катастрофе: всходы либо засыхали от недостатка влаги, либо сгнивали от избытка. К счастью, такое случалось редко, и урожаи обычно бывали обильными. Это обеспечивало излишек продуктов, превышающий норму выживания – а значит, и рост населения, и развитие сложной цивилизации.

По сути, география одарила Египет двойным преимуществом: помимо ежегодного чуда разлива даже форма речной долины благоприятствовала земледелию. В поперечном сечении долина Нила слегка выпуклая, уровень земли выше всего у самой реки (за счет накопления остатков прежних паводков), а низины расположены по краям заливного пространства. Благодаря этому долина особенно пригодна как для естественной ирригации водами разлива, так и для искусственной, поскольку вода сама собой скапливается – и долго остается – именно на тех полях, которые лежат далеко от берега реки и, соответственно, скорее пересыхают. Кроме того, длинная и узкая долина подразделяется на несколько природных бассейнов, размеры которых позволяют обрабатывать и засевать их силами местного населения. Этот фактор был особенно важен в период консолидации ранних царств, таких как Тинис, Нубт и Нехен.

Тот факт, что Египет не остался раздробленным на ряд соперничающих центров власти или воюющих между собой городов-государств, как случилось со многими соседними странами, а вместо этого был объединен при Нармере, также можно объяснить влиянием Нила. Река всегда служила транспортной артерией для всей страны. Жизнь в Египте полностью зависит от животворящих вод Нила и ныне – а в древние времена никакое сообщество в Долине не могло выжить на расстоянии нескольких часов ходу от реки. Вынужденная близость населения к Нилу позволяла господствующему классу осуществлять полный экономический и политический контроль над народом без особого труда.

Будучи основным географическим фактором страны, Нил также служил для всех египтян чем-то вроде грандиозной метафоры. Поэтому правители Египта отводили реке и ее ежегодному разливу ключевую роль в государственной идеологии, которую они разработали, чтобы оправдать свое господство в глазах населения. Политическую ценность религиозной доктрины можно отчетливо разглядеть, если мы обратимся к одному из самых ранних мифов о сотворении мира, разработанных в Иуну (греческий Гелиополис). Согласно этому рассказу, океан Нун отступил, открыв земляной холм, точно так же, как суша выступала из-под воды после паводка. Таким образом подчеркивался творящий потенциал, скрытый среди хаоса. «Первозданный холм» стал сценой для акта творения, а бог-демиург возник одновременно с холмом и сидел на нем. Имя его, Атум, означает одновременно и «цельность», и «небытие». В египетском искусстве Атума обычно изображали в двойной царской короне, поскольку он считался творцом не только Вселенной, но и политической системы Древнего Египта. Смысл этого отождествления ясен и однозначен: если Атум был и первым живым существом, и первым царем, тогда упорядоченность творения и порядок политический взаимозависимы и неразделимы. Сопротивление царю или его учреждениям приравнивалось к безбожию.

Несколько иная версия мифа повествует о том, как на возникшем холме вырос тростник, и бог неба в облике сокола слетел на него, поселился на земле и тем самым благословил ее. На всем протяжении истории фараонов каждый храм в Египте служил напоминанием об этом моменте творения: святилища старались располагать на возвышениях – «копиях» первозданного холма; творение как будто постоянно возобновлялось. Далее миф касается основных параметров бытия: разделение людей на мужчин и женщин; создание стихий воздуха и воды; противопоставление земли и неба; и, наконец, явление первой семьи богов, которым, как и водам Нун, породившим их, были свойственны признаки и порядка, и хаоса. Всего, вместе с Атумом и его прямыми потомками, упомянуто девять божеств – это число, три раза по три, в представлении древних египтян было символом исчерпывающей полноты.

История творения в ее древнеегипетской версии отличается философской сложностью и тонкостью обоснования царской власти – но наибольший интерес представляет то, как глубоко отразилось в коллективном сознании древних египтян уникальное сочетание противоположностей окружающей среды: размеренность и внезапность, надежность и угроза, и ежегодная надежда на возрождение и новую жизнь. Это раз и навсегда определило облик их цивилизации.

 

Обе страны

Нил был не только основой и вдохновителем древнеегипетской культуры; он также являлся и стержнем, скрепившим всю историю страны, свидетелем царских кортежей, перевозки обелисков, процессий богов, военных походов. Долина и дельта Нила – «Обе страны», по терминологии самих египтян, – были тем фоном, на котором происходили подъемы и падения Древнего Египта; географическое строение страны служит ключом к пониманию долгой и сложной истории Египта.

От древних времен до нас не дошла ни одна карта Египта, но, если бы такая была, нам бросилось бы в глаза существенное отличие от карт современных. Древние египтяне ориентировались относительно юга, поскольку именно с юга течет Нил, и с юга начинался паводок. В их понимании юг находился «наверху», а север – «внизу». Египтологи увековечили этот необычный взгляд на мир, обозначив южную часть страны как «Верхний Египет», а северную – как «Нижний Египет». В соответствии с этой ориентацией запад находился справа (в Древнем Египте эти слова были синонимами), восток – слева. Египет образно называли «Два Берега», ставя знак равенства между всей страной и долиной Нила. Другим, более расхожим, было название Кемет, «Черная Земля», относящееся к темной аллювиальной почве, источнику плодородия; с ней контрастировала Дешрет, «Красная Земля», то есть пустыня. Что касается Нила, у египтян не было нужды в особенном именовании: это была попросту Итеру, «Река». В их мире другой не было.

Хотя Нил и способствовал объединению, характер его течения отнюдь не однороден.

На своем пути от Тропической Африки к Средиземному морю он формирует самые различные ландшафты, которыми древние египтяне научились пользоваться. Они считали, что Река начинается от Первого порога, близ современного города Асуан, – узкого места с очень быстрым течением, которое образовано выходами твердых гранитных пород. Каждый год в начале разлива прибывающая вода, стиснутая здесь высокими берегами, громко ревела и бурлила. На этом основании древние египтяне верили, что поток возникает из глубокой подземной пещеры под Порогом. На усеянном валунами острове Абу (греческий Элефантина) посреди Нила они поклонялись силе природы в облике бога-барана Хнума, там же находился колодец, с помощью которого измеряли высоту подъема воды, чтобы заранее узнавать о приближении паводка[19].

Опасные быстрины и подводные камни делали Первый порог непроходимым для судов, но древние египтяне сумели извлечь пользу и из этого неудобства. Абу («слоновый [город]», названный так из-за его участия в торговле слоновой костью) стал южным пограничным форпостом Египта: ведь его было легко защищать, и с этого места можно было следить за подходами к реке со стороны юга.

Абу также был естественным отправным пунктом для караванов, направлявшихся через Куркур, Дункул и оазис Салима к тракту, известному теперь как Дарб эль-Арбайн («сорокадневная дорога»), который идет от Эль-Фашера в Дарфурской области Судана до Асьюта в Египте. Он и в древности также был главным торговым путем через Сахару в направлении с севера на юг.

Продолжающиеся археологические изыскания открывают всё новые факты о том, какую важную роль играли тогда пути через пустыню; очевидно, что контроль над этими проторенными дорогами был стратегически не менее важен, чем над судоходством по реке. Подъем Абу и других ранних городов обусловлен их расположением, благоприятным для путешествий обоих видов. На протяжении всей древнеегипетской истории Абу и область у Первого порога были преддверием Египта. Когда корабли, плывущие на север с завоеванных территорий, причаливали к острову Бига около Порога, их экипажи, наверное, ликовали: наконец-то они дома.

Севернее Абу Нил течет между утесами из твердого нубийского песчаника. Полоса пахотной земли предельно сужается по обе стороны реки – кое-где она составляет не более пары сотен ярдов. Соответственно, население этой части Верхнего Египта никогда не было многочисленным. Но здесь имеются другие природные преимущества, которыми древние египтяне не преминули воспользоваться. В частности, вади, расположенные по обоим берегам Нила, позволяют проникнуть глубоко в окружающие пустыни, тем самым обеспечивая доступ как к торговым путям, так и к месторождениям ценных полезных ископаемых – драгоценных камней, меди и золота. Эти факторы компенсировали нехватку сельскохозяйственных угодий и превратили южную часть долины Нила в важнейший экономический регион, что обусловило и его политическую важность на протяжении всей египетской истории, от доисторического Нехена до Аполлонополиса Магна (современный Эдфу) в римский период.

Резкая перемена в геологическом строении долины Нила происходит в Джебель эль-Силсила, в 40 милях к северу от Абу, где нубийский песчаник уступает место более мягкому египетскому известняку. Высокие песчаниковые утесы, возвышающиеся прямо над водой, служили четким ориентиром для судов, плывущих и вверх, и вниз по реке. Они же были удобным источником строительного материала – больших блоков песчаника, из которых строили огромные здания на более поздних этапах развития египетской цивилизации.

За Джебель эль-Силсила долина расширяется, пейзаж становится спокойнее, холмы, обрамляющие ее – ниже. Сельскохозяйственный потенциал этой области гораздо больше, а потому и население здесь многочисленнее, чем на дальнем юге. На этом основании возникли и неуклонно разрастались Фивы, крупнейший город Верхнего Египта на протяжении всей древней истории страны. Главные населенные пункты всегда располагались на восточном берегу Нила, где долина шире; крутые же обрывы западного берега, с пустыней, раскинувшейся у их подножий, представляли собой идеальное место для захоронений – удобное своей близостью к городу и всё же уединенное. Таким образом, Фивы были разделены, как географически, так и идеологически, на город живых (где всходило солнце) и город мертвых (где солнце закатывалось).

Полезна была также сеть дорог и троп, пересекавших пустыню за холмами западного берега. Тот, кто контролировал эти пути быстрого доступа в разные точки страны, получал серьезное стратегическое преимущество. Неудивительно, что они были предметом раздоров и играли решающую роль в напряженные моменты египетской истории. Кроме того, они позволяли Фивам регулировать доступ в Нубию с севера.

На небольшом расстоянии от Фив русло Нила изгибается на восток, образуя «излучину Кена», которая подводит реку максимально близко к Красному морю. Поэтому восточный берег был естественным пунктом отправления экспедиций в горы близ Красного моря – т. е. в золотые рудники и каменоломни, – и к самому морю. Фараоны часто посылали торговые экспедиции из портов на Красном море в отдаленную, сказочную страну Пунт (побережье Судана и Эритреи). При Птолемеях и римлянах Красное море открывало самый короткий морской путь в Индию, и в пустынях к востоку от излучины Кена кипела торговая и военная деятельность.

Севернее Кены долина Нила снова меняется, становится гораздо шире, изъеденные эрозией утесы здесь едва виднеются на горизонте.

Несмотря на то что северная часть Верхнего Египта наиболее развита в сельскохозяйственном отношении, она всегда оставалась «тихой заводью», поскольку была отчасти изолирована от центров политики. Единственным заметным исключением в доисторический период и при ранних династиях стал Тинис – возможно, потому, что он господствовал над самым коротким путем от Нила к оазисам. В более поздние периоды престиж Абджу как древнейшего царского некрополя придал ему важное религиозное значение, и он стал главным центром паломничества во всем Египте, причем этот статус остался за ним навсегда. Во время гражданской войны, последовавшей за падением Древнего царства, Абджу был главным призом, и его область неоднократно становилась ареной борьбы между соперничающими центрами на севере и юге Египта.

Ниже по течению долина Нила опять сужается вблизи от современного города Асьют. Название Асьют выводится из древнеегипетского топонима Саути, что значит «охранитель», и это логично, так как Асьют охраняет и подход с севера к верховьям реки в Верхнем Египте, и, с другой стороны, подходы с юга к столице и портам на Средиземном море.

Поэтому Асьют всегда был естественной «точкой перелома» территориальной целостности Египта: когда страна раскалывалась, как бывало в разные периоды, на северную и южную половины, граница всегда проходила по Асьюту. Город также охраняет границу Египта (Дарб эль-Арбайн), так что его стратегическое значение трудно переоценить.

Севернее Асьюта опять появляются обширные, пышные поля, придающие безмятежную и вневременную красоту этому отрезку долины, который иногда называют Средним Египтом. И здесь дороги через пустыню на западном берегу также обеспечивают удобный доступ к оазисам Сахары, а оттуда – к Судану. Однако наиболее примечательна в этом регионе не сама долина, но большая, плодородная низменность Файюм, которую питает рукав Нила, Бахр-Юсуф, отходящий от основного русла реки в Асьюте. В центре Файюма лежит обширный водоем Биркет-Карун, питающий земли Сахары. В древности вокруг него кишела всевозможная живность, зеленела пышная растительность и было возможно продуктивное земледелие.

С самого начала истории государства Файюм привлекал фараонов как место отдыха, здесь строились летние дворцы. В период Среднего царства, а особенно при Птолемеях, здесь проводились обширные работы по ирригации и осушению земель; в результате посреди Западной пустыни возник «второй Египет»[20].

Со стратегической точки зрения, наиболее важным для всего Египта является то место, где долина Нила резко расширяется и река разделяется на ряд рукавов, впадающих в Средиземное море. Этот регион, образующий связку между Верхним и Нижним Египтом, древние египтяне называли «равновесием Двух Земель»; после объединения он стал очевидным местом выбора для расположения столицы, поскольку отсюда можно управлять обеими частями страны. Здесь находился древний Мемфис, здесь стоит и современный Каир: верховья Дельты остаются административным средоточием Египта уже более пяти тысяч лет. Важность региона для фараонов подчеркивается присутствием пирамид, которые выстроились на краю пустыни к западу от Мемфиса на протяжении около 20 миль.

 

В вопросах идеологии и политики древние египтяне относились к Верхнему и Нижнему Египту одинаково; однако наши нынешние знания о Дельте гораздо скуднее, чем о долине Нила. Это объясняется в первую очередь тем, что за сотни лет регулярно накапливающийся ил похоронил многие древние руины, а физические и климатические условия здешней местности остаются неблагоприятными. Контраст с узкой, четко очерченной долиной разительный. Дельта представляет собой обширные пространства плоских, низменных земель, тянущихся до горизонта, с разбросанными кое-где пальмами. Опасные топи и запутанная сеть рукавов Нила, переплетенных с мелкими протоками, крайне затрудняют проникновение в эти места. Дельта предоставляет прекрасные возможности для выпаса скота и успешного земледелия, оставаясь, тем не менее, маргинальной территорией из-за постоянного риска затопления рекой либо морем. Древние египтяне, осознавая этот факт, прозвали Нижний Египет Та-Меху, «затопленная земля».

К тому же здесь у Египта был незащищенный северный фланг: западная часть Дельты не могла сдержать набеги ливийцев, а в восточную легко проникали племена из Палестины и других стран. В периоды слабости Египта окраины Дельты попадали под власть чужеземцев, а при крепком центральном правительстве там возводились крепости – база для военных походов против врагов Египта – и создавалась буферная приграничная зона. К концу эпохи фараонов значимость Дельты повысилась благодаря ее связям в Средиземноморье и близости к новым центрам власти древнего мира – прежде всего к Греции и Риму.

По мере приближения Нила к устью болота Нижнего Египта уступают место солоноватым лагунам вблизи от побережья и песчаным берегам Средиземного моря. Этот пейзаж неустойчив, он балансирует между сушей и морем и для древних египтян служил напоминанием о том, насколько хрупко равновесие их собственного существования. Окружающая среда как бы подчеркивала, что поддержание порядка зависит от равновесия противоположностей: плодородный чернозем и сухая красная земля; восток как царство живых и запад как царство мертвых; узкая долина Нила и широкая дельта; ежегодная борьба хаоса половодья с надежностью суши.

Если география Египта сформировала менталитет его обитателей, то завершили этот процесс ранние правители страны, которые сумели разработать и внушить народу идею, что единственным столпом, способным поддержать разнонаправленные силы в равновесии, является царь.

16. Примечание переводчика: в приводимой ниже библиографии мы сохранили названия источников без перевода, за исключением классических сочинений, существующих в русских переводах.

17. «Книга мертвых», глава 17, раздел 2.

18. К 1950-м годам на Ниле было построено несколько плотин. Наиболее высокая из них, ныне известная как Нижняя Асуанская, расположенная в районе первого Нильского порога, высотой 53 м и с емкостью водохранилища 5 млрд м куб., была построена британцами. Строительство ее дамбы по проекту сэра Уильяма Уилкокса началось в 1899 году и закончилось в 1902 году. В дальнейшем выяснилось, что высота плотины недостаточна, и ее дважды пришлось увеличивать – перед Первой мировой войной и в начале 1930-х годов. После египетской революции 1952 года началось проектирование следующей дамбы, в 6,5 км вверх по течению (в створе уже существующего водохранилища). Однако США и Англия отказались давать кредит на ее строительство, и в результате в 1958 году Египет принял помощь СССР, предоставившего для этого кредит и техническое содействие. Строительство Верхней (в отечественной литературе – Высотной) Асуанской плотины началось в 1960 году, торжественное открытие и ввод в эксплуатацию Асуанского гидроэнергетического комплекса состоялись в январе 1971 года. (Прим. ред.)

19. Всего на Ниле есть 20 порогов, из них 6 – самые крупные. Только один находится на территории Египта, остальные – в Судане. Эти пороги представляют собой не торчащие посреди русла камни, а скальные стены, тянущиеся по обоим берегам на многие километры (от полутора десятков до сотни), стиснутый ими поток делает водную преграду совершенно непреодолимой. Долина Нила в районе первых порогов очень узка: ширина ее здесь всего около километра – при ширине 20 километров в самом широком месте выше. Поэтому Первый порог служил и естественной границей, и наилучшей защитой Египта. (Прим. перев.)

20. Файюм – большой оазис, расположенный на 45 метров ниже уровня моря. На его территории находится город Эль-Файюм. В Древнем Египте он назывался Шедет, то есть «море». Основан около 4000 года до н. э., это самый древний город в нынешнем Египте. В додинастическую эпоху земля вокруг современного Эль-Файюма была заболочена. На территории оазиса расположено озеро Кару́н (на древнеегипетском Мер-ур, на греческом – Меридово озеро) площадью около 233 км2. Карун является остатком гораздо более крупного озера, располагавшегося на этом же месте, которое постепенно высыхало по причинам, до сих пор неизвестным. Ныне оно солено и непригодно для полива полей, но в период Древнего царства Меридово озеро было пресноводным и активно использовалось. Но уже в те времена уровень воды понизился настолько, что Аменемхет I (XII династия) провел ирригационно-дренажные работы, и вода поднялась до нынешнего уровня. В 1950-х годах была предпринята попытка восстановления озера, однако отвоевать у пустыни когда-то плодородные земли не удалось. Жизнь в Файюме поддерживается благодаря наличию Бахр-Юсуфа («канала Иосифа») – не рукава Нила, как пишет автор, а канала, который был вырыт по приказу фараона Аменемхета IV с использованием одного из малых рукавов Нила. В период Нового царства канал имел пять метров в глубину и две дамбы, регулировавшие водосток. Он высох вместе с Меридовым озером во времена Птолемеев – но был восстановлен арабами, которые считали, что его построил библейский патриарх Иосиф. (Прим. перев.)

Египетская цивилизация — Хронология



Период фараонов

Период фараонов охватывает более 3000 лет, начиная с того времени, когда цари впервые правили Египтом. Первая династия началась в 3000 г. до н.э. во времена правления короля Нармера. На протяжении веков власть фараонов возрастала и многократно уменьшалась до того, как Египет попал под власть Рима в Греко-римский период (332 г. до н.э. – 39 г. н.э.).5). Период фараонов закончился смерть последней Клеопатры при тридцать второй династии. Когда Римская империя была разделена на 395 г. н.э., Египет находился под контролем от Византии до арабского завоевание в 641 г. н.э.

История фараонов делится на династические периоды, начиная с Раннего периода и заканчивая греко-римским Период. Манефон, писец в четвертом веке до нашей эры был первым, кто сгруппировал царствование Египетские цари по династическим периодам.


ХРОНОЛОГИЯ ПЕРИОДОВ ФАРАОНОВ

Додинастический Период
до 3000 г. до н.э.
Ранний Период 3000-2575 гг. до н.э.
Первая и вторая династии
Старый Царство, 2575-2134 гг. до н.э.
От третьей до шестой династий
Первый Промежуточный период, 2134-2040 гг. до н.э.
Седьмая-десятая династии
Средний Царство, 2040-1640 гг. до н.э.
Одиннадцатая-тринадцатая династии \
Второй Промежуточный период, 1640-1550 гг. до н. э.
Четырнадцатая-семнадцатая династии
Новый Царство, 1550-1070 гг. до н.э.
Восемнадцатая-двадцатая династии
Третий Промежуточный период, 1070-712 гг. до н.э.
Двадцать первая-двадцать четвертая династии
Поздно Период 712-332 гг. до н.э.
Двадцать пятая-тридцатая династии
греко-римский Период, 332 г. до н.э. — 395 г. н.э.
Тридцать первая и тридцать вторая династии

ПОДРОБНАЯ ХРОНОЛОГИЯ
 

Хронология: Египет

Всемирная история Хронология: Древний Египет

Хронология Древний Египет

Цифровой Египет для университетов: хронология

Википедия: Египетская хронология


главное меню | цивилизация

Хронология Древнего Египта — Институт египетского искусства и археологии

Ресурсы

Примите меры

Главная Институт египетского искусства и археологии Ресурсы Хронология Древнего Египта

Знакомства с историей Египта

Даты в этом ресурсе отражают последнюю стипендию и используются с разрешения покойного доктора Уильяма Дж. Мурнейна. Для третьего тысячелетия даты намеренно закруглены, чтобы избежать обманчивого представления о точности. Все даты до 664 г. до н.э. следует рассматривать как приблизительное. Даты после 664 г. до н. э. можно взять из любая стандартная история, опубликованная за последние тридцать лет. На второе тысячелетие, даты точно следуют хронологии Рольфа Краусса и Детлефа Франке.

Кроме того, в датах используется B.C.E. (до нашей эры) и CE (нашей эры). Они заменяют ДО Н.Э. (до Христа) и н.э. (anno Domini) соответственно.


Краткая хронология Древнего Египта

Додинастический период (ок. 4300–3000 гг. до н. э.)

Накада I (амратский) (ок. 4300–3600 до н. э.)
Накада II (герзейский) (ок. 3600–3150 до н. э.)
Накада III (семенейский) (ок. 3150–3000 до н. э.)

Ранний династический период (ок.

3000–2675 гг. до н. э.) 1-я династия (ок. 3000–2800 до н. э.)
2-я династия (ок. 2800–2675 до н. э.)

Старое царство (ок. 2675–2130 до н. э.)

3-я династия (ок. 2675–2625 до н. э.)
4-я династия (ок. 2625–2500 до н. э.)
5-я династия (ок. 2500–2350 до н. э.)
6-я династия (ок. 2350–2710 до н. э.) 9007–128 династий 2170–2130 гг. до н. э.)

Первый промежуточный период (ок. 2130–1980 гг. до н. э.)

Династии 9-10 (ок. 2130–1970 гг. до н. э.)
11-я династия, часть I (ок. 2081–1980 гг. до н. э.)

Среднее царство (ок. 1980–1630 гг. до н. э.)

11-я династия, часть II (ок. 1980–1938 до н. э.)
12-я династия (ок. 1938–1759 до н. э.)
13-я династия (ок. 1759 — после 1630 до н. э.)
14-я династия (даты неизвестны, но одновременно с более поздней 13-й династией)

Второй промежуточный период (ок. 1630–1539/1523 гг. до н. э.)

15-я династия (ок. 1630–1523 гг. до н. э.)
16-я династия (даты неизвестны: второстепенные правители гиксосов, современники 15-й династии)
17-я династия (ок. 1630–1539 до н. э.)

НОВОЕ ЦАРСТВО (ок. 1539–1075 до н. э.)

18-я династия (ок. 1539–1292 до н. э.)
19-я династия (ок. 1292–1190 до н. э.)
20-я династия (ок. 1190–1075 до н. э.)

ТРЕТИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД (ок. 6,03 г. до н. э.) 21-я династия (ок. 1075–945 до н. э.)


22-я династия (ок. 945–712 до н. э.)
23-я династия (ок. 838–712 до н. э.)
24-я династия (ок. 727–712 до н. э.) 7 6 династия 902512 — 656 г. до н. э.)

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (ок. 664–332 гг. до н. э.)

26-я династия (ок. 664–525 до н. э.)
27-я династия (ок. 525–404 до н. э.)
28-я династия (ок. 404–399 до н. э.)
29-я династия (ок. 399–380 до н. э.)2 династия 30 — 343 г. до н. э.)
31-я династия (ок. 343–332 до н. э.)

МАКЕДОНСКИЙ ПЕРИОД (ок. 332–305 до н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *