ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА • Большая российская энциклопедия
ГЕРМА́НСКАЯ ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА, ГДР (Deutsche Demokratische Republik, DDR), государство в Центр. Европе в 1949–90, на территории совр. земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия Федеративной Республики Германия. Столица – Берлин (Восточный). Нас. ок. 17 млн. чел. (1989).
ГДР возникла 7.10.1949 на территории Советской зоны оккупации Германии как временное гос. образование в ответ на учреждение в мае 1949 на базе амер., брит. и франц. зон оккупации (см. Тризония) сепаратного зап.-герм. гос-ва – ФРГ (подробнее см. в статьях Германия, Берлинские кризисы, Германский вопрос 1945–90). В адм. отношении с 1949 она делилась на 5 земель, а с 1952 – на 14 округов. Вост. Берлин имел статус отд. адм.-терр. единицы.
В Президиуме Объединительного (Учредительного) съезда СЕПГ. Берлин. 21. 4.1946. Слева – В. Пик, справа – О. Гротеволь.
В политич. системе ГДР лидирующую роль играла Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в 1946 в результате слияния на территории Сов. зоны оккупации Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). В ГДР действовали также традиционные для Германии партии: Христианско-демократич. союз Германии, Либерально-демократич. партия Германии и вновь созданные Нац.-демократич. партия Германии и Демократич. крестьянская партия Германии. Все партии объединялись в Демократич. блок и заявляли о приверженности идеалам социализма. Партии и массовые организации (Объединение свободных нем. профсоюзов, Союз свободной нем. молодёжи и др.) входили в Нац. фронт ГДР.
Высшим законодат. органом ГДР была Нар. палата (400 деп., 1949–63, 1990; 500 деп. , 1964–89), избиравшаяся путём всеобщих прямых тайных выборов. Главой гос-ва в 1949–60 являлся президент (эту должность занимал сопредседатель СЕПГ В. Пик). После смерти В. Пика пост президента был упразднён, коллективным главой гос-ва стал избираемый Нар. палатой и подотчётный ей Гос. совет, возглавлявшийся председателем (председатели Гос. совета: В. Ульбрихт, 1960–73; В. Штоф, 1973–76; Э. Хонеккер, 1976–89; Э. Кренц, 1990). Высшим органом исполнит. власти был Совет министров, который также избирался Нар. палатой и был подотчётен ей (председатели Совета министров: О. Гротеволь, 1949–64; В. Штоф, 1964–73, 1976–89; Х. Зиндерман, 1973–76; Х. Модров, 1989–90). Нар. палата избирала пред. Нац. совета обороны, пред. и членов Верховного суда и генерального прокурора ГДР.
17 июня 1953 в Вост. Берлине.
Нормальное функционирование сильно пострадавшей от воен. действий экономики Вост. Германии, а затем ГДР с самого начала было осложнено выплатой репараций в пользу СССР и Польши. В нарушение решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 США, Великобритания и Франция сорвали репарац. поставки из своих зон, в результате чего практически вся тяжесть репараций легла на ГДР, изначально уступавшую в экономич. отношении ФРГ. На 31.12.1953 сумма репараций, выплаченных ФРГ, составляла 2,1 млрд. нем. марок, в то время как репарац. платежи ГДР за тот же период составили 99,1 млрд. нем. марок. Доля демонтажа пром. предприятий и отчислений из текущей продукции ГДР достигла в нач. 1950-х гг. критич. объёмов. Непомерный груз репараций, наряду с ошибками руководства СЕПГ во главе с В. Ульбрихтом, взявшим курс на «ускоренное построение социализма», привели к перенапряжению экономики республики и вызвали открытое недовольство населения, которое проявилось в ходе событий 17. 6.1953. Волнения, начавшиеся как забастовка восточноберлинских строит. рабочих против увеличения норм выработки, охватили б. ч. территории ГДР и приобрели характер антиправительственных выступлений. Поддержка СССР позволила властям ГДР выиграть время, перестроить свою политику и затем самостоятельно в короткий срок стабилизировать положение в республике. Был провозглашён «новый курс», одной из целей которого являлось улучшение условий жизни населения (в 1954 линия на преимущественное развитие тяжёлой пром-сти была тем не менее восстановлена). Чтобы укрепить экономику ГДР, СССР и Польша отказались от взимания с неё оставшейся части репараций на сумму 2,54 млрд. долл.
Оказывая поддержку правительству ГДР, руководство СССР, однако, проводило курс на восстановление единого герм. гос-ва. На Берлинском совещании министров иностранных дел четырёх держав 1954 оно вновь выступило с инициативой обеспечения единства Германии как миролюбивого, демократич. гос-ва, не участвующего в воен. союзах и блоках, и внесло предложение образовать врем. общегерманское правительство на основе договорённости между ГДР и ФРГ и возложить на него проведение свободных выборов. Созданное по результатам выборов общегерманское Нац. собрание должно было выработать конституцию объединённой Германии и сформировать правительство, правомочное заключить мирный договор. Однако предложение СССР не получило поддержки со стороны зап. держав, настаивавших на членстве объединённой Германии в НАТО.
Позиция правительств США, Великобритании и Франции в герм. вопросе и последовавшее в мае 1955 вступление ФРГ в НАТО, принципиально изменившее воен.-политич. ситуацию в Центр. Европе, стали причиной начавшегося пересмотра руководством СССР линии в вопросе объединения Германии. Существованию ГДР и размещённой на её территории Группы сов. войск в Германии стало придаваться значение центр. элемента в системе обеспечения безопасности СССР на европ. направлении. Социалистич. обществ. устройство стало рассматриваться как дополнит. гарантия от поглощения ГДР зап.-герм. гос-вом и развития союзнич. отношений с СССР. В авг. 1954 сов. оккупац. власти завершили процесс передачи ГДР гос. суверенитета, в сент. 1955 Сов. Союз подписал с ГДР фундам. договор об основах отношений. Параллельно проводилась всесторонняя интеграция ГДР в экономич. и политич. структуры содружества европ. социалистич. государств. В мае 1955 ГДР стала членом Орг-ции Варшавского договора.
Обстановка вокруг ГДР и внутр. ситуация в самой республике во 2-й пол. 1950-х гг. продолжали оставаться напряжёнными. На Западе активизировались круги, которые были готовы пойти на применение воен. силы в отношении ГДР с целью её присоединения к ФРГ. На междунар. арене правительство ФРГ с осени 1955 настойчиво проводило линию на изоляцию ГДР и выступало с претензией на единоличное представительство немцев (см. «Хальштейна доктрина»). Особенно опасная ситуация складывалась на территории Берлина. Зап. Берлин, находившийся под управлением оккупац. администраций США, Великобритании и Франции и не отделённый от ГДР гос. границей, фактически превратился в центр подрывной деятельности против неё как экономической, так и политической. Экономич. потери ГДР из-за открытой границы с Зап. Берлином в 1949–61 составили ок. 120 млрд. марок. Через Зап. Берлин за тот же период ГДР нелегально покинуло ок. 1,6 млн. чел. Это были в осн. квалифицированные рабочие, инженеры, врачи, обученный мед. персонал, учителя, профессора и др., уход которых серьёзно осложнял функционирование всего государственного механизма ГДР.
Стремясь укрепить безопасность ГДР и разрядить обстановку в Центр. Европе, СССР в нояб. 1958 выступил с инициативой предоставить Зап. Берлину статус демилитаризов. вольного города, т. е. превратить его в самостоят. политич. единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу. В янв. 1959 Сов. Союз представил проект мирного договора с Германией, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Однако предложения СССР вновь не получили поддержки со стороны США, Великобритании и Франции. 13.8.1961 по рекомендации Совещания секретарей коммунистич. и рабочих партий стран Варшавского договора (3–5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим гос. границы в отношении Зап. Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (см. Берлинская стена).
Парад боевых рабочих дружин в Вост. Берлине. Август 1961.
Сооружение Берлинской стены заставило правящие круги ФРГ пересмотреть свой курс как в герм. вопросе, так и в отношениях с социалистич. странами Европы. После авг. 1961 ГДР получила возможность относительно спокойного развития и внутр. консолидации. Укреплению положения ГДР способствовал её Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве с СССР (12.6.1964), в котором неприкосновенность границ ГДР объявлялась одним из осн. факторов европ. безопасности. К 1970 экономика ГДР по осн. показателям превзошла уровень пром. произ-ва Германии 1936, хотя численность её населения составляла лишь 1/4 населения быв. рейха. В 1968 была принята новая Конституция, которая определила ГДР как «социалистическое государство немецкой нации» и закрепила руководящую роль СЕПГ в гос-ве и обществе. В окт. 1974 в текст Конституции было внесено уточнение о наличии в ГДР «социалистической немецкой нации».
Приход к власти в ФРГ в 1969 правительства В. Брандта, вставшего на путь урегулирования отношений с социалистич. странами (см. «Новая восточная политика»), стимулировал потепление советско-западногерманских отношений. В мае 1971 на пост 1-го секретаря ЦК СЕПГ был избран Э. Хонеккер, который высказывался за нормализацию отношений ГДР с ФРГ и за проведение экономич. и социальных реформ в целях укрепления социализма в ГДР.
Флаг Германской Демократической Республики.
С нач. 1970-х гг. правительство ГДР начало развивать диалог с руководством ФРГ, что привело к подписанию в дек. 1972 договора об основах отношений между двумя государствами. Вслед за этим ГДР была признана зап. державами, а в сент. 1973 принята в ООН. Значит. успехов республика добилась в экономич. и социальной сферах. Среди стран – членов СЭВ её пром-сть и с. х-во достигли наивысших показателей продуктивности, а также самой высокой степени науч. -технич. развития в невоенном секторе; в ГДР был самый высокий среди социалистич. стран уровень потребления на душу населения. По показателям пром. развития в 1970-х гг. ГДР вышла на 10-е место в мире. Однако, несмотря на значит. прогресс, по уровню жизни к кон. 1980-х гг. ГДР всё же серьёзно отставала от ФРГ, что негативно отражалось на настроениях населения.
В условиях разрядки междунар. напряжённости в 1970–80-х гг. правящие круги ФРГ проводили в отношении ГДР политику «изменения через сближение», делая осн. акцент на расширение экономич., культурных и «человеческих контактов» с ГДР без признания её полноценным гос-вом. При установлении дипломатич. отношений ГДР и ФРГ обменялись не посольствами, как это принято в мировой практике, а постоянными представительствами с дипломатич. статусом. Граждане ГДР, попадая на зап.-герм. территорию, по-прежнему без всяких условий могли стать гражданами ФРГ, оказаться призванными на службу в бундесвер и пр. Для граждан ГДР, посещавших ФРГ, сохранялась выплата «приветственных денег», сумма которых к кон. 1980-х гг. составляла 100 марок ФРГ на каждого члена семьи, включая младенцев. Активную антисоциалистич. пропаганду и критику политики руководства ГДР вели радио и телевидение ФРГ, передачи которых принимались практически на всей территории ГДР. Политич. круги ФРГ поддерживали любые проявления оппозиционности у граждан ГДР и поощряли их бегство из республики.
В условиях острого идеологич. противоборства, в центре которого находилась проблема качества жизни и демократич. свобод, руководство ГДР пыталось регламентировать «человеческие контакты» между двумя государствами путём ограничения поездок граждан ГДР в ФРГ, осуществляло с помощью органов гос. безопасности («штази») усиленный контроль над настроениями населения, преследовало деятелей оппозиции. Всё это лишь усиливало нараставшую с нач. 1980-х гг. внутр. напряжённость в республике.
Берлин. Панорама Александерплац.
Перестройку в СССР большинство населения ГДР встретило с воодушевлением, в надежде на то, что она будет способствовать расширению демократич. свобод в ГДР и снятию ограничений на поездки в ФРГ. Однако руководство республики негативно отнеслось к процессам, разворачивавшимся в Сов. Союзе, рассматривая их как опасные для дела социализма, и отказалось встать на путь проведения реформ. К осени 1989 ситуация в ГДР стала критической. Началось бегство населения республики через открытую правительством Венгрии границу с Австрией и на территорию посольств ФРГ в вост.-европ. странах. В городах ГДР проходили массовые демонстрации протеста. Пытаясь стабилизировать обстановку, руководство СЕПГ 18.10.1989 объявило об освобождении Э. Хонеккера от всех занимаемых им должностей. Но и сменивший Хонеккера Э. Кренц не смог спасти положение. 9.11.1989 в условиях адм. неразберихи произошло восстановление свободного передвижения через границу ГДР с ФРГ и контрольно-пропускные пункты Берлинской стены. Кризис политич. системы перерос в кризис гос-ва. 1.12.1989 из Конституции ГДР был удалён пункт о руководящей роли СЕПГ. 7.12.1989 реальная власть в республике перешла к созданному по инициативе Евангелич. церкви Круглому столу, в котором поровну были представлены старые партии, массовые организации ГДР и новые неформальные политич. организации. На состоявшихся 18.3.1990 парламентских выборах СЕПГ, переименованная в Партию демократич. социализма, потерпела поражение. Квалифицир. большинство в Нар. палате получили сторонники вхождения ГДР в состав ФРГ. Решением нового парламента был упразднён Гос. совет ГДР, а его функции переданы Президиуму Нар. палаты. Главой коалиц. правительства был избран лидер христианских демократов ГДР Л. де Мезьер. Новое правительство ГДР объявило утратившими силу законы, закреплявшие социалистич. гос. устройство ГДР, вступило в переговоры с руководством ФРГ об условиях объединения двух государств и 18.5.1990 подписало с ним гос. договор о валютном, экономич. и социальном союзе. Параллельно велись переговоры правительств ФРГ и ГДР с СССР, США, Великобританией и Францией по проблемам, связанным с объединением Германии. Руководство СССР во главе с М. С. Горбачёвым практически с самого начала согласилось с ликвидацией ГДР и членством объединённой Германии в НАТО. По собств. инициативе оно поставило вопрос о выводе с территории ГДР сов. воинского контингента (с сер. 1989 он именовался Зап. группой войск) и обязалось осуществить этот вывод в сжатые сроки – в течение 4 лет.
1.7.1990 вступил в действие гос. договор о союзе ГДР с ФРГ. На территории ГДР начало действовать зап.-герм. экономич. право, а платёжным средством стала марка ФРГ. 31.8.1990 правительства двух герм. государств подписали договор об объединении. 12.9.1990 в Москве представители шести государств (ФРГ и ГДР, а также СССР, США, Великобритании и Франции) поставили свои подписи под «Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии», в соответствии с которым державы – победительницы во 2-й мировой войне заявили о прекращении «своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом» и предоставили объединённой Германии «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами». 3.10.1990 договор об объединении ГДР и ФРГ вступил в силу, западноберлинская полиция взяла под охрану правительств. учреждения ГДР в Вост. Берлине. ГДР как гос-во прекратила своё существование. Плебисцита по этому вопросу ни в ГДР, ни в ФРГ не проводилось.
Географическое положение и административное устройство Германии
Германия — государство, расположенное в Западной Европе. Ее соседями являются девять стран: на севере — Дания, на западе — Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция, на юге — Австрия и Швейцария, на востоке Польша и Чехия.
В современных границах Германия образовалась в 1990 г. путем слияния Федеративной Республики Германия (ФРГ), созданной в 1949 г. на основе объединения американской, английской и французской зон оккупации, и территории Германской Демократической республики (ГДР), созданной в том же году на территории советской зоны оккупации, а также Западного Берлина. На их месте были образованы 5 новых земель.
История Германии сложна и противоречива. Она познала как взлеты, так и падения. На протяжении многих веков на ее территории существовало множество мелких германских государств, часто враждовавших между собой и с соседними народами. Как единое государство Германия начала складываться в 1830-е гг. Первым крупным объединением стал Германский таможенный союз, соединивший в 1834 г. все основные германские государства, кроме Австрии. В 1866 г. был провозглашен Северо-германский союз, руководящей силой которого стала Пруссия. После франко-германской войны 1870 г. Германия приобрела Эльзас и Лотарингию и в 1871 г. была провозглашена Германская империя со столицей в Берлине.
Однако имперский период продолжался недолго, до 1918 г. В результате поражения в Первой мировой войне, развязанной Германией в 1914 г. против стран Антанты, костяк которых составляли Франция, Великобритания и Россия, она была вынуждена подписать мир, впоследствии получившим название Версальский мир. Согласно Версальскому договору Германия потеряла 67,3 тыс. км2 территории (Франция возвратила Эльзас и Лотарингию, ряд земель отошел Польше и Чехии, африканские и тихоокеанские колонии, выгодные зарубежные концессии получили Франция и Великобритания). Германия обязана была выплатить репарации в сумме 20 млрд марок. Рейнская промышленная зона провозглашалась демилитаризованной, т. е. там не должны были сооружаться укрепления и находиться германские войска, кроме полицейских формирований. Ей запрещалось иметь вооруженные силы численностью более 100 тыс. чел., создавать авиацию и подводный флот, строить крупные корабли, танки и тяжелые бронемашины.
Оказавшись в политической и экономической изоляции, Германия стала налаживать всестороннее сотрудничество с Советской Россией. Видя это, западные державы предприняли все усилия для его ослабления, в том числе путем оказания ей экономической помощи. Уже в конце 1920-х гг. германская промышленность преодолела кризис и страна стала превращаться в экономически мощную державу. В начале 1930-х гг. в стране произошли и важные внутриполитические изменения. К власти пришли реваншистски настроенные силы во главе с Гитлером.
Экономическое развитие и политическая поддержка народа придали уверенности новому германскому руководству, которое в одностороннем порядке денонсировало ограничения Версальского мира. Страна встала на путь военной экономики, господства милитаризма и реваншизма. Была воссоздана германская империя — Третий рейх. В конце 1930-х гг. Германия оккупировала значительную часть Европы, а после нападения на Польшу 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, которая продолжалась до 9 мая 1945 г. Она, как и Первая мировая война, закончилась для Германии поражением. Исключительная роль в этой победе принадлежит СССР, вступившему в Великую Отечественную войну 22 июня 1941 г. и армии которого сокрушили мощь германской военной машины. Германия была вынуждена подписать акт о безоговорочной капитуляции.
Итогом этой войны стала потеря Германией значительных территорий, населенных немцами и обладавших значительным экономическим потенциалам. Это Восточная Померания, Восточная Пруссия, земли к востоку от р. Одер, Судецкая область и некоторые другие. Все немецкое население, а это более 9 млн чел. было насильственно выселено. Страна была разделена на две части — ФРГ и ГДР, раздельное существование которых закончилось в 1990 г.
Ныне ФРГ — парламентская республика. По территориально-политическому устройству — федерация, состоящая из 16 федеральных земель, каждая из которых имеет свою конституцию, парламент и правительство. Высшая законодательная власть в стране принадлежит бундестагу (палата депутатов) и бундесрату (палата земель). Всей полнотой исполнительной власти наделено федеральное правительство во главе с канцлером. Есть и президент, но он выполняет лишь представительские функции.
Объединение Германии – AP Central
Введение
Объединение Германии после окончания холодной войны в 1990 году казалось таким естественным следствием окончания холодной войны и краха советской власти в Восточной Европе, что легко забыть о том, что у Германии как единой нации был довольно короткий период жизни. состояние. Германия объединилась совсем недавно, в 1871 году, когда Вильгельм I стал лидером Германской империи после франко-прусской войны. Ни в коей мере не было неизбежным, что более 100 независимых германских княжеств, королевств, вольных городов и архиепископств объединились под руководством Пруссии в единое современное национальное политическое образование. Хотя жители государств, вошедших в состав Германской империи, в значительной степени имели общие языковые (немецкие) и религиозные (протестантские) связи, в границах новой империи оказались миллионы людей, которые не отождествляли себя ни с немецким языком, ни с немецкой культурой (французы, датчане и поляки) ни с господствующей религией (католики и евреи). Более того, создание Германской империи потребовало, чтобы различные политические и социально-экономические интересы были либо подавлены, либо включены в более широкую национальную структуру. И, наконец, «создателям» Германии пришлось бороться с иностранными державами, особенно с Россией, Францией и Австрийской империей, каждая из которых могла многое выиграть и потерять с появлением новой центральноевропейской державы, что потребовало использования обеих сторон. умелая дипломатия и военная агрессия. Многочисленные вызовы объединению Германии означали, что, как заметил один выдающийся историк Германии, создание Германии было лишь немногим менее трудным, чем создание немцев.
Цели
- Учащиеся смогут объяснить источники немецкого национализма, включая культурные, интеллектуальные, религиозные, политические и социальные, и описать напряженность между национализмом как культурным или языковым «сходством», например, «немец», и национализмом как определяется лояльностью национальному политическому институту, например, «Германии».
- Студенты проанализируют создание Германской империи, построенной «сверху» прусским руководством через политические институты, экономические интересы, дипломатию и войну, и последствия этого для политических, религиозных и националистических противников объединения Германии.
- Студенты изучат кооптацию традиционных политических фракций, таких как либералы и консерваторы, немецкими объединителями и появление новых политических групп, таких как различные партии национальных меньшинств, включая Католическую партию центра и социал-демократов, в результате объединения.
I. «Дух» немецкого национализма: Рихард Вагнер и цикл опер «Ринг»
Рихард Вагнер (1813–1883 гг.
- Искусство и революция
A.
Festspielhaus в БайройтеВагнер лично руководил проектированием и строительством театра, расположенного в небольшой баварской деревне Байройт, Festspielhaus , который открылся в 1870 году и где впервые были поставлены оперы цикла «Кольцо». Баварский король Людвиг II, который был одним из последних немецких князей, согласившихся присоединиться к Германской империи, где доминировала Пруссия, предоставил большую часть средств на его строительство.
Убежденный, что опера и музыка развивают дух национализма, Вагнер отказался от традиционной конструкции театров, в которых дворяне и богатые сидели в ложах лицом друг к другу, а не на сцене. Вместо этого он создал план рассадки, согласно которому все места были обращены прямо к сцене.
Сравнение двух типов театров можно продемонстрировать, показав традиционный план этажа Венской оперы и сравнив его с вагнеровским Festspielhaus 9. 0026 .
B. Кольцо Нибелунга или Цикл опер «Кольцо»
Хотя сегодня исполняются четыре части опер Цикла Кольца: Das Rheingold (Золото Рейна), Die Walkur (Валькирии), Sigfried и Götterdammerung (Сумерки богов). как отдельные произведения, Вагнер сочинил их как часть единого произведения и настоял на том, чтобы они исполнялись в последующие вечера. Оперы основаны на древнем немецком мифе, и Вагнер надеялся, что пересказ этого мифа в современной оперной форме укрепит дух немецкого национализма.
Первая часть, Das Rheingold , начинается с трех рейнских дев, охраняющих золото Рейна, а последняя часть, Götterdammerung , завершается теми же рейнскими девами. Таким образом, Вагнер подчеркивает, что немецкая идентичность связана с географическими границами, в данном случае с рекой Рейн.
Увертюра к Das Rheingold готовит сцену для публики. В театре полная темнота, играет длинная протяжная ми-бемоль. Медленно музыка строится на ми-бемоль, по мере того как медленно включается свет в декорациях, на которых изображены три рейнские девы, плавающие в реке. Вагнер надеялся, что к тому времени, когда увертюра достигнет своего крещендо, музыка должным образом «объединит» публику. Музыкальные ученые также утверждали, что устойчивая ми-бемоль не только представляет глубины реки Рейн, но, поскольку Вагнер был социальным дарвинистом, эта нота представляет собой само творение; музыка «развивается» из одной простой ноты, и поэтому замысел Вагнера состоял в том, чтобы сама Германия, несмотря на ее новизну, была органическим образованием, существовавшим в духе задолго до того, как она была создана политически. Для обсуждения тональных элементов
- Музыка рощи
Деятельность и назначение
Сыграйте увертюру к Das Rhinegold , которая длится примерно 5 минут. Попросите студентов закрыть глаза и представить, что они сидят в затемненном Festspielhaus в 1876 году, в ночь премьеры оперы. По мере того, как музыка нарастает, покажите изображение начальной сцены. Для письменного задания попросите студентов написать рецензию на статью, включая комментарии о ее политической коннотации для газеты, связанной с одной из основных немецких политических групп (см. раздел IV).
II. Объединение Германии до 1870 г.
Экономический успех, политическая неудача и дипломатическая напряженность характеризовали идею единой Германии в период после наполеоновских войн. Прусские купцы при поддержке прусской короны в 1834 году учредили таможенный и профсоюзный союз, известный как Zollverein . Zollverein освободил торговлю между большинством немецких государств, за исключением Австрии. Таким образом, промышленники и торговцы привнесли либеральную политику в немецкий национализм. Во время революции 1848 года либералы собрались во Франкфуртском собрании и разработали конституцию, основанную на идеалах Французской революции 1789 года. . Собрание предложило разделить власть в рамках конституционной монархии и предложило корону объединенной Германии Фридриху Вильгельму IV Прусскому. Революция 1848 года принесла Пруссии некоторые либеральные реформы, такие как способность парламента препятствовать определенным формам налогообложения. Однако насквозь консервативное прусское руководство отвергло Франкфуртскую конституцию, отдав предпочтение реформам и объединению, направленным сверху. Сопротивление Австрии попыткам объединения Германии под руководством Пруссии еще больше препятствовало объединению. Один из главных вопросов, касающихся объединения Германии, был сосредоточен на этом прусско-австрийском соперничестве, которое было как дипломатическим, так и культурным. Сторонники
А. Бисмарк и немецкий консерватизм
Любая история об объединении Германии должна включать Отто фон Бисмарка (1815–1899 гг.).8). Бисмарк, член прусского класса юнкеров , консервативное дворянство, служившее прусскому государству в качестве офицеров в армии или правительственных бюрократов, был полностью предан прусской короне, Богу и объединению Германии. Он отверг либеральную политику и конституционализм в пользу объединения «сверху» с помощью военной силы и дипломатических интриг. Политика Бисмарка, особенно наращивание прусской армии, привела к конфликту с нижней палатой прусского парламента, в которой преобладали либералы, которая сопротивлялась его предложениям оплачивать увеличение военных расходов новыми налогами до тех пор, пока Бисмарк и корона не договорились о прочном конституционном реформа. Ответом Бисмарка нижней палате была его знаменитая речь «железом и кровью». Это считается основой политики Бисмарка
Письменное задание
Сравнивая и противопоставляя взгляды Вагнера на национализм в «Искусстве и революции» с речью Бисмарка в прусской Нижней палате, каковы сильные и слабые стороны каждого взгляда? Почему культурно-мифический национализм Вагнера уступил политике Бисмарка Реалполитик ?
III. Войны за объединение Германии
Путь Бисмарка к объединению пролегал через дипломатию и войну. В 1864 году Бисмарк сфабриковал обвинения против датского правительства в его обращении с немцами, проживающими в датской провинции Шлезвиг-Гольштейн. Поражение Пруссией Дании и аннексия земли Шлезвиг-Гольштейн поставили Пруссию на путь столкновения с Австрией за господство в Центральной Европе. После поражения Австрийской империи в 1866 году немецкие государства объединились с Пруссией, за заметным исключением католической Баварии, сформировав Северогерманскую Конфедерацию. В своих первых двух войнах Бисмарк уравновешивал опасения России и Франции по поводу растущей мощи Пруссии. В первом случае Бисмарк манипулировал давним недоверием России к Австрии, чтобы заключить союз. Во Франции Бисмарк извлек выгоду из неудачной кампании императора Наполеона III в Мексике, которая отвлекла французов от европейских дел. Однако это было лишь временным явлением, и франко-прусская война началась в 1870 году. Поражение французов в битве при Седане и аннексия Эльзас-Лотарингии привели Баварию к Германской Конфедерации, а Вильгельм I стал первым монархом Германской империи.
IV. Германия После 1870 г.
Новая империя функционировала в основном как федерация с Пруссией в качестве доминирующего государства. Король Пруссии как император и Бисмарк как канцлер имели полную власть над иностранными делами и армией. В то время как Бисмарк предоставил некоторые либеральные уступки, такие как всеобщее избирательное право для мужчин, конституция Империи гарантировала прусскому и аристократическому господствующее положение в законодательном органе. Члены верхней палаты парламента, Bundesrat , назначались князьями отдельных германских государств и, следовательно, подчинялись монархам. Нижняя палата, Рейхстаг , был избран всенародно, но не мог принять закон и мог только наложить вето на бюджет, чего они обычно не хотели делать. Пруссия, разумеется, получила наибольшее количество мест в обеих палатах.
В политическом плане консервативный порядок пытался ограничить влияние либеральной политики, делая незначительные уступки либералам. Однако в 1876 г. была образована Немецкая социал-демократическая партия (СДПГ) — марксистская партия рабочих. Сначала Бисмарк объявил СДПГ вне закона, но недовольство объединением в городах Германии, где рабочие иногда рассматривали немецкое государство как инструмент капитализма, доказало, что социализм должен был стать значительной силой в немецкой политике после объединения. К 1914 марта СДПГ, насчитывавшая 3 миллиона членов, сделала ее крупнейшей партией в Германии.
Бисмарк также столкнулся с проблемами религиозных меньшинств в Германии, особенно католиков и евреев. Католики составляли почти 40 процентов населения объединенной Германии, причем большинство из них были сосредоточены вдоль реки Рейн и в Баварии. Хотя многие католики симпатизировали консервативной политике, Бисмарк рассматривал католицизм с его предполагаемой лояльностью римскому понтифику как потенциальную слабость немецкого государства. Его Kulturkampf , или «борьба за цивилизацию», была атакой на власть католической церкви в Германии. В ответ католики организовались в Партию католического центра, которая была в выгодном положении, чтобы добиться уступок от либералов и консерваторов (и, в конечном итоге, социалистов), пытающихся создать политические коалиции. Немецкие политики также преследовали евреев как нелояльных аутсайдеров, хотя большая часть еврейского населения Германии голосовала за основных либеральных или консервативных политиков, предпочитающих ассимиляцию в политической системе, а не объединение в отдельную политическую партию.
Наконец, Германия не была полностью немецкой. Войны за объединение привели к аннексии больших групп населения, не говорящих по-немецки, таких как датчане в Шлезвиге и французы в Эльзас-Лотарингии. Кроме того, большая часть Польши была частью Пруссии с восемнадцатого века. По большей части эти польскоязычные католики не ассимилировались с немецкой культурой, и Бисмарк часто жестоко обращался с поляками, в конечном итоге изгнав большое количество поляков и польских евреев в 1885 году.0025 Рейхстаг , как и французские и датские члены, организовали свой собственный избирательный блок, чтобы протестовать против политики Германии в отношении национальных меньшинств. В речи перед прусским парламентом Бисмарк заявил, что интересы Германии в Польше требуют столь жестких мер.
Деятельность
Разделите учащихся на следующие группы и обсудите «польский вопрос». Группы могут перекрываться, например, католики также могут быть поляками, немцами или французами и т. д. Дальнейшая сложность может быть создана путем идентификации одних как романтических националистов вагнеровского стиля, а других — как бисмарковцев реалполитик националисты.
Религиозный
Протестант
Католик
Еврей
Политическая
Консервативный
Либеральный
Социалистический
Национальный
Немецкий
Немецкий
Польский
Французский
Датский
Социальный
Аристократ
Городской средний класс
Сельский фермер
В.
ЗаключениеОбъединение Германии коренным образом изменило хрупкий «баланс сил», установленный Венским конгрессом, с созданием крупного, богатого и могущественного национального государства в Центральной Европе. Более того, это полезный пример более широкой концепции «национализма» как исторического агента. В то время как некоторые, такие как Вагнер, рассматривали нацию как органическую и естественную сущность, объединяющую народы с похожим языковым и культурным наследием, другие рассматривали нацию как политический институт, который должен быть создан политической властью. Часто эти два взгляда на государственность совпадали. Однако неоднородное население Центральной Европы означало, что создать какой-либо «естественный» тип Германии было бы практически невозможно. В результате Германия после объединения была вынуждена изменить и приспособить свою политическую ситуацию, чтобы приспособить к ней несогласные политические взгляды и национальные и религиозные меньшинства. Иногда, как в случае с немецкими католиками, это был относительно безобидный процесс; случай с Польшей, однако, показывает другую сторону объединения Германии.
Дополнительные ресурсы
Эпплгейт, Селия. Нация провинциалов: немецкая идея Heimat . Беркли: University of California Press, 1990.
Широкое исследование проблемы создания немецкой национальной идентичности за пределами Пруссии.
Блэкборн, Дэвид. Долгий девятнадцатый век: история Германии, 1780-1918 гг. . Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998.
Обзор истории Германии девятнадцатого века, включая объединение и связанные с ним религиозные, региональные и этнические трения.
Харви, Дэвид Аллен. Строительный класс и национальность в Эльзасе , 1830-1945 гг. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001.
Демонстрирует влияние объединения Германии на этнически французский регион Эльзас.
Кюне, Томас. «Воображаемые регионы: построение традиционной, демократической и других идентичностей». В Джеймсе Реталлаке, изд., Саксония в истории Германии: культура, общество и политика, 1830-1933 . Анн-Арбор: University of Michigan Press, 2000.
Это эссе и другие в этом сборнике посвящены Саксонии, демонстрируя, как взаимодействовали многочисленные группы негерманских этнических групп в эпоху объединения.
Смит, Гельмут Вальзер, изд. Протестанты, католики и евреи в Германии, 1800-1914 гг. . Оксфорд и Нью-Йорк: Берг, 1991.
. ———. Немецкий национализм и религиозный конфликт: культура, идеология и политика, 1870-1914 гг. . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1995.
Смит фокусируется на объединении Германии и религии.
Немецкий Бундестаг — Немецкое движение за объединение и свободу (1800
В конце 18 века по всей Европе возникли политические движения, посвященные стремлению к национальному объединению на основе свободы. В Германии это развитие началось относительно поздно. Политические условия в Священная Римская империя, известная в Германии как «Священная Римская империя германской нации», все еще полностью определялась традиционными структурами авторитарного государства, характерными для последней части эпохи абсолютизма. из нескольких кварталов на немецких территориях потребовалось много времени, чтобы появились какие-либо заметные признаки событий, которые могли бы серьезно бросить вызов существующему порядку.0005
Только во время наполеоновских завоеваний в начале 19 века старый режим был подорван, и начался комплексный процесс политической модернизации. Реформы в государствах оккупированной Францией Рейнской Конфедерации и новое осознание очевидной неполноценности старого порядка вызвали реформистские усилия в других германских государствах, особенно в Пруссии. В то же время сопротивление французской оккупации способствовало формированию немецкого националистического движения, которое не только стремилось к освобождению оккупированных французами территорий, но и пропагандировало требования национального объединения и политического самоопределения.
Новый политический порядок, установленный на Венском конгрессе
После победы над Наполеоном Венский конгресс собирался с сентября 1814 по июнь 1815 года, чтобы перекроить политическую карту Европы. Переговоры во многом характеризовались попытками восстановить дореволюционный порядок. В то время как целью внешней политики было восстановление баланса сил между государствами Европы, внутренней целью было восстановление монархического принципа, предпочтительно без уступок либеральной и демократической идеологии. Вместо национального государства, к которому стремились многие, немецкие князья создали Германскую Конфедерацию, включавшую 37 княжеств и четыре вольных города. Единственным федеральным органом была Ассамблея Конфедерации во Франкфурте-на-Майне, в которой председательствовала Австрия и которая позже была переименована в Немецкий Бундестаг или Федеральный Сейм Германии. Хотя возможности для конструктивных действий у Германской Конфедерации были ограничены из-за громоздкости ее институциональных структур, она на протяжении длительного периода времени зарекомендовала себя как эффективный инструмент подавления активистов оппозиции.
Начало парламентской жизни в Германии
Федеральный закон — документ об учреждении Германской Конфедерации — предписывал принятие конституций в отдельных землях, но применение соответствующей статьи оставляло желать лучшего. В то время как ряд центральных и северных германских земель в конце концов приняли конституции, Пруссия и Австрия отказались от введения конституций на своих суверенных территориях до 1848 года. Только в землях южной Германии конституции были приняты с самого начала; они установили форму представительства, основанную на владениях королевства, и предоставили ограниченные гражданские свободы и права на участие. Представительные собрания, которые были созданы в этом контексте, дали оппозиционному движению новые возможности для формирования событий и положили начало росту парламентской демократии в Германии. Эти собрания, известные как ландтаги, обычно состояли из двух камер. В первую палату входили представители правящих домов и высшей знати, а также сановники от политики, церкви и общества, назначаемые монархом. Места во второй палате закреплялись за определенными социальными группами на основе фиксированных квот, и члены, представляющие эти группы, часто избирались косвенно посредством стратифицированной классовой системы избирательного права. Хотя законы и меры по повышению налогов подлежали одобрению ландтажа, у этих собраний было мало возможностей для конструктивных действий. Соответственно, несмотря на некоторые либеральные реформы, существенные изменения неизменно срывались из-за того, что монархи настаивали на своем праве действовать как единственные представители народа.
Брожение и репрессии в период Формарца
Несмотря на восстановление монархического порядка, либеральные и националистические идеи все еще распространялись, особенно среди буржуазии и в университетах. Вартбургский фестиваль 18 октября 1817 года, на котором собралось около 500 студентов, чтобы высказать свою критику статус-кво, был первым общенациональным мероприятием, проведенным движением за национальное объединение. Убийство писателя Августа фон Коцебу Карлом Людвигом Сандом, членом либерально-националистического студенческого братства, известного как Burschenschaft, в Мангейме в 1819 году.ознаменовало фазу более строгого надзора и более жестких репрессий. Карлсбадские указы, принятые в 1819 году по инициативе министра иностранных дел Австрии Клеменса фон Меттерниха, установили полицейско-государственный режим надзора и репрессий, предназначенный для того, чтобы держать в узде любую оппозиционную деятельность. В рамках так называемых «демагогических преследований» Центральной следственной комиссии, созданной в Майнце, применялись драконовские санкции, чтобы заставить замолчать ведущих представителей оппозиции. Это был сильный удар по организации и развитию националистического и либерального движения. Широкие слои буржуазии, сочувствовавшие движению, покорно ушли в частную идиллию якобы аполитичного образа жизни бидермейера.
Оппозиционное движение получило новый импульс от Июльской революции в Париже и Польского восстания в начале 1830-х годов. Демонстрации и беспорядки произошли во многих местах, когда люди протестовали против несправедливых экономических условий и политических репрессий. В Брауншвейге, Саксонии, электорате Гессена и Ганновера правящие династии были вынуждены пойти на уступки по конституциям и гражданским правам.