Когда образовалась германия как государство: Ошибка выполнения

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА • Большая российская энциклопедия

ГЕРМА́НСКАЯ ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКАЯ РЕС­ПУ́БЛИКА, ГДР (Deutsche Demo­kra­tische Republik, DDR), го­су­дар­ст­во в Центр. Ев­ро­пе в 1949–90, на тер­ри­то­рии совр. зе­мель Бран­ден­бург, Мек­лен­бург-Пе­ред­няя По­ме­ра­ния, Сак­со­ния, Сак­со­ния-Ан­хальт, Тю­рин­гия Фе­де­ра­тив­ной Рес­пуб­ли­ки Гер­ма­ния. Сто­ли­ца – Бер­лин (Вос­точ­ный). Нас. ок. 17 млн. чел. (1989).

ГДР воз­ник­ла 7.10.1949 на тер­ри­то­рии Со­вет­ской зо­ны ок­ку­па­ции Гер­ма­нии как вре­мен­ное гос. об­ра­зо­ва­ние в от­вет на уч­ре­ж­де­ние в мае 1949 на ба­зе амер., брит. и франц. зон ок­ку­па­ции (см. Три­зо­ния) се­па­рат­но­го зап.-герм. гос-ва – ФРГ (под­роб­нее см. в стать­ях Гер­ма­ния, Бер­лин­ские кри­зи­сы, Гер­ман­ский во­прос 1945–90). В адм. от­но­ше­нии с 1949 она де­ли­лась на 5 зе­мель, а с 1952 – на 14 ок­ру­гов. Вост. Бер­лин имел ста­тус отд. адм.-терр. еди­ни­цы.

В Президиуме Объединительного (Учредительного) съезда СЕПГ. Берлин. 21. 4.1946. Слева – В. Пик, справа – О. Гротеволь.

В по­ли­тич. сис­те­ме ГДР ли­ди­рую­щую роль иг­ра­ла Со­циа­ли­сти­че­ская еди­ная пар­тия Гер­ма­нии (СЕПГ), об­ра­зо­вав­шая­ся в 1946 в ре­зуль­та­те слия­ния на тер­ри­то­рии Сов. зо­ны ок­ку­па­ции Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Гер­ма­нии (КПГ) и Со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии Гер­ма­нии (СДПГ). В ГДР дей­ст­во­ва­ли так­же тра­ди­ци­он­ные для Гер­ма­нии пар­тии: Хри­сти­ан­ско-де­мо­кра­тич. со­юз Гер­ма­нии, Ли­бе­раль­но-де­мо­кра­тич. пар­тия Гер­ма­нии и вновь соз­дан­ные Нац.-демо­кра­тич. пар­тия Гер­ма­нии и Де­мо­кра­тич. кре­сть­ян­ская пар­тия Гер­ма­нии. Все пар­тии объ­е­ди­ня­лись в Де­мо­кра­тич. блок и за­яв­ля­ли о при­вер­жен­но­сти идеа­лам со­циа­лиз­ма. Пар­тии и мас­со­вые ор­га­низа­ции (Объ­е­ди­не­ние сво­бод­ных нем. проф­сою­зов, Со­юз сво­бод­ной нем. мо­ло­дё­жи и др.) вхо­ди­ли в Нац. фронт ГДР.

Выс­шим за­ко­но­дат. ор­га­ном ГДР бы­ла Нар. па­ла­та (400 деп., 1949–63, 1990; 500 деп. , 1964–89), из­би­рав­шая­ся пу­тём все­об­щих пря­мых тай­ных вы­бо­ров. Гла­вой гос-ва в 1949–60 яв­лял­ся пре­зи­дент (эту долж­ность за­ни­мал со­пред­се­да­тель СЕПГ В. Пик). После смер­ти В. Пи­ка пост пре­зи­ден­та был уп­разд­нён, кол­лек­тив­ным гла­вой гос-ва стал из­би­рае­мый Нар. па­ла­той и под­от­чёт­ный ей Гос. со­вет, воз­глав­ляв­ший­ся пред­се­да­те­лем (пред­се­да­те­ли Гос. со­ве­та: В. Ульб­рихт, 1960–73; В. Штоф, 1973–76; Э. Хо­нек­кер, 1976–89; Э. Кренц, 1990). Выс­шим ор­га­ном ис­пол­нит. вла­сти был Со­вет ми­ни­ст­ров, ко­то­рый так­же из­би­рал­ся Нар. па­ла­той и был под­от­чё­тен ей (пред­се­да­те­ли Со­ве­та ми­ни­ст­ров: О. Гро­те­воль, 1949–64; В. Штоф, 1964–73, 1976–89; Х. Зин­дер­ман, 1973–76; Х. Мод­ров, 1989–90). Нар. па­ла­та из­би­ра­ла пред. Нац. со­ве­та обо­ро­ны, пред. и чле­нов Вер­хов­но­го су­да и ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра ГДР.

17 июня 1953 в Вост. Берлине.

Нор­маль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние силь­но по­стра­дав­шей от во­ен. дей­ст­вий эко­но­ми­ки Вост. Гер­ма­нии, а за­тем ГДР с са­мо­го на­ча­ла бы­ло ос­лож­не­но вы­пла­той ре­па­ра­ций в поль­зу СССР и Поль­ши. В на­ру­ше­ние ре­ше­ний Бер­лин­ской (Пот­сдам­ской) кон­фе­рен­ции 1945 США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция со­рва­ли ре­па­рац. по­став­ки из сво­их зон, в ре­зуль­та­те че­го прак­ти­че­ски вся тя­жесть ре­па­ра­ций лег­ла на ГДР, из­на­чаль­но ус­ту­пав­шую в эко­но­мич. от­но­ше­нии ФРГ. На 31.12.1953 сум­ма ре­па­ра­ций, вы­пла­чен­ных ФРГ, со­став­ля­ла 2,1 млрд. нем. ма­рок, в то вре­мя как ре­па­рац. пла­те­жи ГДР за тот же пе­ри­од со­ста­ви­ли 99,1 млрд. нем. ма­рок. До­ля де­мон­та­жа пром. пред­при­ятий и от­чис­ле­ний из те­ку­щей про­дук­ции ГДР дос­тиг­ла в нач. 1950-х гг. кри­тич. объ­ё­мов. Не­по­мер­ный груз ре­па­ра­ций, на­ря­ду с ошиб­ка­ми ру­ко­во­дства СЕПГ во гла­ве с В. Ульб­рих­том, взяв­шим курс на «ус­ко­рен­ное по­строе­ние со­циа­лиз­ма», при­ве­ли к пе­ре­на­пря­же­нию эко­но­ми­ки рес­пуб­ли­ки и вы­зва­ли от­кры­тое не­до­воль­ст­во на­се­ле­ния, ко­то­рое про­яви­лось в хо­де со­бы­тий 17. 6.1953. Вол­не­ния, на­чав­шие­ся как за­бас­тов­ка вос­точ­но­бер­лин­ских стро­ит. ра­бо­чих про­тив уве­ли­че­ния норм вы­ра­бот­ки, ох­ва­ти­ли б. ч. тер­ри­то­рии ГДР и при­об­ре­ли ха­рак­тер ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ных вы­сту­п­ле­ний. Под­держ­ка СССР по­зво­ли­ла вла­стям ГДР вы­иг­рать вре­мя, пе­ре­стро­ить свою по­ли­ти­ку и за­тем са­мо­стоя­тель­но в ко­рот­кий срок ста­би­ли­зи­ро­вать по­ло­же­ние в рес­пуб­ли­ке. Был про­воз­гла­шён «но­вый курс», од­ной из це­лей ко­то­ро­го яв­ля­лось улуч­ше­ние ус­ло­вий жиз­ни на­се­ле­ния (в 1954 ли­ния на пре­иму­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие тя­жё­лой пром-сти бы­ла тем не ме­нее вос­ста­нов­ле­на). Что­бы ук­ре­пить эко­но­ми­ку ГДР, СССР и Поль­ша от­ка­за­лись от взи­ма­ния с неё ос­тав­шей­ся час­ти ре­па­ра­ций на сум­му 2,54 млрд. долл.

Ока­зы­вая под­держ­ку пра­ви­тель­ст­ву ГДР, ру­ко­во­дство СССР, од­на­ко, про­во­ди­ло курс на вос­ста­нов­ле­ние еди­но­го герм. гос-ва. На Бер­лин­ском со­ве­ща­нии ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел че­ты­рёх дер­жав 1954 оно вновь вы­сту­пи­ло с ини­циа­ти­вой обес­пе­че­ния един­ст­ва Гер­ма­нии как ми­ро­лю­би­во­го, де­мо­кра­тич. гос-ва, не уча­ст­вую­ще­го в во­ен. сою­зах и бло­ках, и вне­сло пред­ло­же­ние об­ра­зо­вать врем. об­ще­гер­ман­ское пра­ви­тель­ст­во на ос­но­ве до­го­во­рён­но­сти ме­ж­ду ГДР и ФРГ и воз­ло­жить на не­го про­ве­де­ние сво­бод­ных вы­бо­ров. Соз­дан­ное по ре­зуль­та­там вы­бо­ров об­ще­гер­ман­ское Нац. со­б­ра­ние долж­но бы­ло вы­ра­бо­тать кон­сти­ту­цию объ­е­ди­нён­ной Гер­ма­нии и сфор­ми­ро­вать пра­ви­тель­ст­во, пра­во­моч­ное за­клю­чить мир­ный до­го­вор. Од­на­ко пред­ло­же­ние СССР не по­лу­чи­ло под­держ­ки со сто­ро­ны зап. дер­жав, на­стаи­вав­ших на член­ст­ве объ­е­ди­нён­ной Гер­ма­нии в НАТО.

По­зи­ция пра­ви­тельств США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции в герм. во­про­се и по­сле­до­вав­шее в мае 1955 всту­п­ле­ние ФРГ в НАТО, прин­ци­пи­аль­но из­ме­нив­шее во­ен.-по­ли­тич. си­туа­цию в Центр. Ев­ро­пе, ста­ли при­чи­ной на­чав­ше­го­ся пе­ре­смот­ра ру­ко­во­дством СССР ли­нии в во­про­се объ­е­ди­не­ния Гер­ма­нии. Су­ще­ст­во­ва­нию ГДР и раз­ме­щён­ной на её тер­ри­то­рии Груп­пы сов. войск в Гер­ма­нии ста­ло при­да­вать­ся зна­че­ние центр. эле­мен­та в сис­те­ме обес­пе­че­ния без­опас­но­сти СССР на ев­роп. на­прав­ле­нии. Со­циа­ли­стич. об­ществ. уст­рой­ст­во ста­ло рас­смат­ри­вать­ся как до­пол­нит. га­ран­тия от по­гло­ще­ния ГДР зап.-герм. гос-вом и раз­ви­тия со­юз­нич. от­но­ше­ний с СССР. В авг. 1954 сов. ок­ку­пац. вла­сти за­вер­ши­ли про­цесс пе­ре­да­чи ГДР гос. су­ве­ре­ни­те­та, в сент. 1955 Сов. Со­юз под­пи­сал с ГДР фун­дам. до­го­вор об ос­но­вах от­но­ше­ний. Па­рал­лель­но про­во­ди­лась все­сто­рон­няя ин­те­гра­ция ГДР в эко­но­мич. и по­ли­тич. струк­ту­ры со­дру­же­ст­ва ев­роп. со­циа­ли­стич. го­су­дарств. В мае 1955 ГДР ста­ла чле­ном Орг-ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра.

Об­ста­нов­ка во­круг ГДР и внутр. си­туа­ция в са­мой рес­пуб­ли­ке во 2-й пол. 1950-х гг. про­дол­жа­ли ос­та­вать­ся на­пря­жён­ны­ми. На За­па­де ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись кру­ги, ко­то­рые бы­ли го­то­вы пой­ти на при­ме­не­ние во­ен. си­лы в от­но­ше­нии ГДР с це­лью её при­сое­ди­не­ния к ФРГ. На ме­ж­ду­нар. аре­не пра­ви­тель­ст­во ФРГ с осе­ни 1955 на­стой­чи­во про­во­ди­ло ли­нию на изо­ля­цию ГДР и вы­сту­па­ло с пре­тен­зи­ей на еди­но­лич­ное пред­ста­ви­тель­ст­во нем­цев (см. «Халь­штей­на док­три­на»). Осо­бен­но опас­ная си­туа­ция скла­ды­ва­лась на тер­ри­то­рии Бер­ли­на. Зап. Бер­лин, на­хо­див­ший­ся под управ­ле­ни­ем ок­ку­пац. ад­ми­ни­ст­ра­ций США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции и не от­де­лён­ный от ГДР гос. гра­ни­цей, фак­ти­че­ски пре­вра­тил­ся в центр под­рыв­ной дея­тель­но­сти про­тив неё как эко­но­ми­че­ской, так и по­ли­ти­че­ской. Эко­но­мич. по­те­ри ГДР из-за от­кры­той гра­ни­цы с Зап. Бер­ли­ном в 1949–61 со­ста­ви­ли ок. 120 млрд. ма­рок. Че­рез Зап. Бер­лин за тот же пе­ри­од ГДР не­ле­галь­но по­ки­ну­ло ок. 1,6 млн. чел. Это бы­ли в осн. ква­ли­фи­цирован­ные ра­бо­чие, ин­же­не­ры, вра­чи, обу­чен­ный мед. пер­со­нал, учи­те­ля, про­фес­со­ра и др., уход ко­то­рых серь­ёз­но ос­лож­нял функ­цио­ни­ро­ва­ние все­го го­сударст­вен­но­го ме­ха­низ­ма ГДР.

Стре­мясь ук­ре­пить безо­пас­ность ГДР и раз­ря­дить об­ста­нов­ку в Центр. Ев­ро­пе, СССР в но­яб. 1958 вы­сту­пил с ини­циа­ти­вой пре­дос­та­вить Зап. Бер­ли­ну ста­тус де­ми­ли­та­ри­зов. воль­но­го го­ро­да, т. е. пре­вра­тить его в са­мо­сто­ят. по­ли­тич. еди­ни­цу, имею­щую кон­тро­ли­руе­мую и ох­ра­няе­мую гра­ни­цу. В янв. 1959 Сов. Со­юз пред­ста­вил про­ект мир­но­го до­го­во­ра с Гер­ма­ни­ей, ко­то­рый мог быть под­пи­сан ФРГ и ГДР ли­бо их кон­фе­де­ра­ци­ей. Од­на­ко пред­ло­же­ния СССР вновь не по­лу­чи­ли под­держ­ки со сто­ро­ны США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции. 13.8.1961 по ре­ко­мен­да­ции Со­ве­ща­ния сек­ре­та­рей ком­му­ни­стич. и ра­бо­чих пар­тий стран Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (3–5.8.1961) пра­ви­тель­ст­во ГДР в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке вве­ло ре­жим гос. гра­ни­цы в от­но­ше­нии Зап. Бер­ли­на и при­сту­пи­ло к ус­танов­ке по­гра­нич­ных за­гра­ж­де­ний (см. Бер­лин­ская сте­на).

Парад боевых рабочих дружин в Вост. Берлине. Август 1961.

Со­ору­же­ние Бер­лин­ской сте­ны за­ста­ви­ло пра­вя­щие кру­ги ФРГ пе­ре­смот­реть свой курс как в герм. во­про­се, так и в от­но­ше­ни­ях с со­циа­ли­стич. стра­на­ми Ев­ро­пы. По­сле авг. 1961 ГДР по­лу­чи­ла воз­мож­ность от­но­си­тель­но спо­кой­но­го раз­ви­тия и внутр. кон­со­ли­да­ции. Ук­ре­п­ле­нию по­ло­же­ния ГДР спо­соб­ст­во­вал её До­го­вор о друж­бе, взаи­мо­по­мо­щи и со­труд­ни­че­ст­ве с СССР (12.6.1964), в ко­то­ром не­при­кос­но­вен­ность гра­ниц ГДР объ­яв­ля­лась од­ним из осн. фак­то­ров ев­роп. безо­пас­но­сти. К 1970 эко­но­ми­ка ГДР по осн. по­ка­за­те­лям пре­взош­ла уро­вень пром. про­из-ва Гер­ма­нии 1936, хо­тя чис­лен­ность её на­се­ле­ния со­став­ля­ла лишь 1/4 на­се­ле­ния быв. рей­ха. В 1968 бы­ла при­ня­та но­вая Кон­сти­ту­ция, ко­то­рая оп­ре­де­ли­ла ГДР как «со­циа­ли­сти­че­ское го­су­дар­ст­во не­мец­кой на­ции» и за­кре­пи­ла ру­ко­во­дя­щую роль СЕПГ в гос-ве и об­ще­ст­ве. В окт. 1974 в текст Кон­сти­ту­ции бы­ло вне­се­но уточ­не­ние о на­ли­чии в ГДР «со­циа­ли­сти­че­ской не­мец­кой на­ции».

При­ход к вла­сти в ФРГ в 1969 пра­ви­тель­ст­ва В. Бранд­та, встав­ше­го на путь уре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­ше­ний с со­циа­ли­стич. стра­на­ми (см. «Но­вая вос­точ­ная по­ли­ти­ка»), сти­му­ли­ро­вал по­те­п­ле­ние со­вет­ско-за­пад­но­гер­ман­ских от­но­ше­ний. В мае 1971 на пост 1-го сек­ре­та­ря ЦК СЕПГ был из­бран Э. Хо­нек­кер, ко­то­рый вы­ска­зы­вал­ся за нор­ма­ли­за­цию от­но­ше­ний ГДР с ФРГ и за про­ве­де­ние эко­но­мич. и со­ци­аль­ных ре­форм в це­лях ук­ре­п­ле­ния со­циа­лиз­ма в ГДР.

Флаг Германской Демократической Республики.

С нач. 1970-х гг. пра­ви­тель­ст­во ГДР на­ча­ло раз­ви­вать диа­лог с ру­ко­во­дством ФРГ, что при­ве­ло к под­пи­са­нию в дек. 1972 до­го­во­ра об ос­но­вах от­но­ше­ний ме­ж­ду дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми. Вслед за этим ГДР бы­ла при­зна­на зап. дер­жа­ва­ми, а в сент. 1973 при­ня­та в ООН. Зна­чит. ус­пе­хов рес­пуб­ли­ка до­би­лась в эко­но­мич. и со­ци­аль­ной сфе­рах. Сре­ди стран – чле­нов СЭВ её пром-сть и с. х-во дос­тиг­ли наи­выс­ших по­ка­за­те­лей про­дук­тив­но­сти, а так­же са­мой вы­со­кой сте­пе­ни на­уч. -тех­нич. раз­ви­тия в не­во­ен­ном секторе; в ГДР был са­мый вы­со­кий сре­ди со­циа­ли­стич. стран уро­вень по­треб­ле­ния на ду­шу на­се­ле­ния. По по­ка­за­те­лям пром. раз­ви­тия в 1970-х гг. ГДР вы­шла на 10-е ме­сто в ми­ре. Од­на­ко, не­смот­ря на зна­чит. про­гресс, по уров­ню жиз­ни к кон. 1980-х гг. ГДР всё же серь­ёз­но от­ста­ва­ла от ФРГ, что не­га­тив­но от­ра­жа­лось на на­строе­ни­ях на­се­ле­ния.

В ус­ло­ви­ях раз­ряд­ки ме­ж­ду­нар. на­пря­жён­но­сти в 1970–80-х гг. пра­вя­щие кру­ги ФРГ проводили в отношении ГДР политику «из­ме­не­ния че­рез сбли­же­ние», делая осн. ак­цент на рас­ши­ре­ние эко­номич., куль­тур­ных и «че­ло­ве­че­ских кон­так­тов» с ГДР без при­зна­ния её пол­но­цен­ным гос-вом. При ус­та­нов­ле­нии ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний ГДР и ФРГ об­ме­ня­лись не по­соль­ст­ва­ми, как это при­ня­то в ми­ро­вой прак­ти­ке, а по­сто­ян­ны­ми пред­ста­ви­тель­ст­ва­ми с ди­пло­ма­тич. ста­ту­сом. Гра­ж­да­не ГДР, по­па­дая на зап.-герм. тер­ри­то­рию, по-преж­не­му без вся­ких ус­ло­вий мог­ли стать гра­ж­да­на­ми ФРГ, ока­зать­ся при­зван­ны­ми на служ­бу в бун­дес­вер и пр. Для гра­ж­дан ГДР, по­се­щав­ших ФРГ, со­хра­ня­лась вы­пла­та «при­вет­ст­вен­ных де­нег», сум­ма ко­то­рых к кон. 1980-х гг. со­став­ля­ла 100 ма­рок ФРГ на ка­ж­до­го чле­на се­мьи, вклю­чая мла­ден­цев. Ак­тив­ную ан­ти­со­циа­ли­стич. про­па­ган­ду и кри­ти­ку по­ли­ти­ки ру­ко­во­дства ГДР ве­ли ра­дио и те­ле­ви­де­ние ФРГ, пе­ре­да­чи ко­то­рых при­ни­ма­лись прак­ти­че­ски на всей тер­ри­то­рии ГДР. По­ли­тич. кру­ги ФРГ под­дер­жи­ва­ли лю­бые про­яв­ле­ния оп­по­зи­ци­он­но­сти у граж­дан ГДР и по­ощ­ря­ли их бег­ст­во из рес­пуб­ли­ки.

В ус­ло­ви­ях ост­ро­го идео­ло­гич. про­тиво­бор­ст­ва, в цен­тре ко­то­ро­го на­хо­ди­лась про­бле­ма ка­че­ст­ва жиз­ни и де­мо­кра­тич. сво­бод, ру­ко­во­дство ГДР пы­талось рег­ла­мен­ти­ро­вать «че­ло­ве­че­ские кон­так­ты» ме­ж­ду дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми пу­тём ог­ра­ни­че­ния по­ез­док гра­ж­дан ГДР в ФРГ, осу­ще­ст­в­ля­ло с по­мо­щью ор­га­нов гос. безо­пас­но­сти («шта­зи») уси­лен­ный кон­троль над на­строе­ния­ми на­се­ле­ния, пре­сле­до­ва­ло дея­те­лей оп­по­зи­ции. Всё это лишь уси­ли­ва­ло на­рас­тав­шую с нач. 1980-х гг. внутр. на­пря­жён­ность в рес­пуб­ли­ке.

Берлин. Панорама Александерплац.

Пе­ре­строй­ку в СССР боль­шин­ст­во на­се­ле­ния ГДР встре­ти­ло с во­оду­шев­ле­ни­ем, в на­де­ж­де на то, что она бу­дет спо­соб­ст­во­вать рас­ши­ре­нию де­мо­кра­тич. сво­бод в ГДР и сня­тию ог­ра­ни­че­ний на по­езд­ки в ФРГ. Од­на­ко ру­ко­во­дство рес­пуб­ли­ки не­га­тив­но от­не­слось к про­цес­сам, раз­во­ра­чи­вав­шим­ся в Сов. Сою­зе, рас­смат­ри­вая их как опас­ные для де­ла со­циа­лиз­ма, и от­ка­за­лось встать на путь про­ве­де­ния ре­форм. К осе­ни 1989 си­туа­ция в ГДР ста­ла кри­ти­че­ской. На­ча­лось бег­ст­во на­се­ле­ния рес­пуб­ли­ки че­рез от­кры­тую пра­ви­тель­ст­вом Венг­рии гра­ни­цу с Ав­ст­ри­ей и на тер­ри­то­рию по­сольств ФРГ в вост.-ев­роп. стра­нах. В го­ро­дах ГДР про­хо­ди­ли мас­со­вые де­мон­ст­ра­ции про­тес­та. Пы­та­ясь ста­би­ли­зи­ро­вать об­ста­нов­ку, ру­ко­во­дство СЕПГ 18.10.1989 объ­я­ви­ло об ос­во­бо­ж­де­нии Э.  Хо­нек­ке­ра от всех за­ни­мае­мых им долж­но­стей. Но и сме­нив­ший Хо­нек­ке­ра Э. Кренц не смог спа­сти по­ло­же­ние. 9.11.1989 в ус­ло­ви­ях адм. не­раз­бе­ри­хи про­изош­ло вос­ста­нов­ле­ние сво­бод­но­го пе­ре­дви­же­ния че­рез гра­ни­цу ГДР с ФРГ и кон­троль­но-про­пу­ск­ные пунк­ты Бер­лин­ской сте­ны. Кри­зис по­ли­тич. сис­те­мы пе­ре­рос в кри­зис гос-ва. 1.12.1989 из Кон­сти­ту­ции ГДР был уда­лён пункт о ру­ко­во­дя­щей ро­ли СЕПГ. 7.12.1989 ре­аль­ная власть в рес­пуб­ли­ке пе­ре­шла к соз­дан­но­му по ини­циа­ти­ве Еван­ге­лич. церк­ви Круг­ло­му сто­лу, в ко­то­ром по­ров­ну бы­ли пред­став­ле­ны ста­рые пар­тии, мас­со­вые ор­га­ни­за­ции ГДР и но­вые не­фор­маль­ные по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции. На со­сто­яв­ших­ся 18.3.1990 пар­ла­мент­ских вы­бо­рах СЕПГ, пе­ре­име­но­ван­ная в Пар­тию де­мо­кра­тич. со­циа­лиз­ма, по­тер­пе­ла по­ра­же­ние. Ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­во в Нар. па­ла­те по­лу­чи­ли сто­рон­ни­ки вхо­ж­де­ния ГДР в со­став ФРГ. Ре­ше­ни­ем но­во­го пар­ла­мен­та был уп­разд­нён Гос. со­вет ГДР, а его функ­ции пе­ре­да­ны Пре­зи­диу­му Нар. па­ла­ты. Гла­вой коа­лиц. пра­ви­тель­ст­ва был из­бран ли­дер хри­сти­ан­ских де­мо­кра­тов ГДР Л. де Мезь­ер. Но­вое пра­ви­тель­ст­во ГДР объ­я­ви­ло ут­ра­тив­ши­ми си­лу за­ко­ны, за­кре­п­ляв­шие со­циа­ли­стич. гос. уст­рой­ст­во ГДР, всту­пи­ло в пе­ре­го­во­ры с ру­ко­во­дством ФРГ об ус­ло­ви­ях объ­е­ди­нения двух го­су­дарств и 18.5.1990 подпи­са­ло с ним гос. до­го­вор о ва­лют­ном, эко­но­мич. и со­ци­аль­ном сою­зе. Па­рал­лель­но ве­лись пе­ре­го­во­ры пра­ви­тельств ФРГ и ГДР с СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей по про­бле­мам, свя­зан­ным с объ­е­ди­не­ни­ем Гер­ма­нии. Ру­ко­во­дство СССР во гла­ве с М. С. Гор­ба­чё­вым прак­ти­че­ски с са­мо­го на­ча­ла со­гла­си­лось с ли­к­ви­да­ци­ей ГДР и член­ст­вом объ­е­ди­нён­ной Гер­ма­нии в НАТО. По собств. ини­циа­ти­ве оно по­ста­ви­ло во­прос о вы­во­де с тер­ри­то­рии ГДР сов. во­ин­ско­го кон­тин­ген­та (с сер. 1989 он име­но­вал­ся Зап. груп­пой войск) и обя­за­лось осу­ще­ст­вить этот вы­вод в сжа­тые сро­ки – в те­че­ние 4 лет.

1.7.1990 всту­пил в дей­ст­вие гос. до­го­вор о сою­зе ГДР с ФРГ. На тер­ри­то­рии ГДР начало дей­ст­во­вать зап.-герм. эко­но­мич. пра­во, а пла­тёж­ным сред­ст­вом ста­ла мар­ка ФРГ. 31.8.1990 пра­ви­тель­ст­ва двух герм. го­су­дарств под­пи­са­ли до­го­вор об объ­е­ди­не­нии. 12.9.1990 в Мо­ск­ве пред­ста­ви­те­ли шес­ти го­су­дарств (ФРГ и ГДР, а так­же СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции) по­ста­ви­ли свои под­пи­си под «До­го­во­ром об окон­ча­тель­ном уре­гу­ли­ро­ва­нии в от­но­ше­нии Гер­ма­нии», в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым дер­жа­вы – по­бе­ди­тель­ни­цы во 2-й ми­ро­вой вой­не зая­ви­ли о пре­кра­ще­нии «сво­их прав и от­вет­ст­вен­но­сти в от­но­ше­нии Бер­ли­на и Гер­ма­нии в це­лом» и пре­дос­та­ви­ли объ­е­ди­нён­ной Гер­ма­нии «пол­ный су­ве­ре­ни­тет над свои­ми внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми де­ла­ми». 3.10.1990 до­го­вор об объ­е­ди­не­нии ГДР и ФРГ всту­пил в си­лу, за­пад­но­бер­лин­ская по­ли­ция взя­ла под ох­ра­ну пра­ви­тельств. уч­ре­ж­де­ния ГДР в Вост. Бер­ли­не. ГДР как гос-во пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние. Пле­бис­ци­та по это­му во­про­су ни в ГДР, ни в ФРГ не про­во­ди­лось.

Географическое положение и административное устройство Германии

Германия — государство, расположенное в Западной Европе. Ее соседями являются девять стран: на севере — Дания, на западе — Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция, на юге — Австрия и Швейцария, на востоке Польша и Чехия.

В современных границах Германия образовалась в 1990 г. путем слияния Федеративной Республики Германия (ФРГ), созданной в 1949 г. на основе объединения американской, английской и французской зон оккупации, и территории Германской Демократической республики (ГДР), созданной в том же году на территории советской зоны оккупации, а также Западного Берлина. На их месте были образованы 5 новых земель.

История Германии сложна и противоречива. Она познала как взлеты, так и падения. На протяжении многих веков на ее территории существовало множество мелких германских государств, часто враждовавших между собой и с соседними народами. Как единое  государство Германия начала складываться в 1830-е гг. Первым крупным объединением стал Германский таможенный союз, соединивший в 1834 г. все основные германские государства, кроме Австрии. В 1866 г. был провозглашен Северо-германский союз, руководящей силой которого стала Пруссия. После франко-германской войны 1870 г. Германия приобрела Эльзас и Лотарингию и в 1871 г. была провозглашена Германская империя со столицей в Берлине.

Однако имперский период продолжался недолго, до 1918 г. В результате поражения в Первой мировой войне, развязанной Германией в 1914 г. против стран Антанты, костяк которых составляли Франция, Великобритания и Россия, она была вынуждена подписать мир, впоследствии получившим название Версальский мир. Согласно Версальскому договору Германия потеряла 67,3 тыс. км2 территории (Франция возвратила Эльзас и Лотарингию, ряд земель отошел Польше и Чехии, африканские и тихоокеанские колонии, выгодные зарубежные концессии получили Франция и Великобритания). Германия обязана была выплатить репарации в сумме 20 млрд марок. Рейнская промышленная зона провозглашалась демилитаризованной, т. е. там не должны были сооружаться укрепления и находиться германские войска, кроме полицейских формирований. Ей запрещалось иметь вооруженные силы численностью более 100 тыс. чел., создавать авиацию и подводный флот, строить крупные корабли, танки и тяжелые бронемашины.

Оказавшись в политической и экономической изоляции, Германия стала налаживать всестороннее сотрудничество с Советской Россией. Видя это, западные державы предприняли все усилия для его ослабления, в том числе путем оказания ей экономической помощи. Уже в конце 1920-х гг. германская промышленность преодолела кризис и страна стала превращаться в экономически мощную державу. В начале 1930-х гг. в стране произошли и важные внутриполитические изменения. К власти пришли реваншистски настроенные силы во главе с Гитлером.

Экономическое развитие и политическая поддержка народа придали уверенности новому германскому руководству, которое в одностороннем порядке денонсировало ограничения Версальского мира. Страна встала на путь военной экономики, господства милитаризма и реваншизма. Была воссоздана германская империя — Третий рейх. В конце 1930-х гг. Германия оккупировала значительную часть Европы, а после нападения на Польшу 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, которая продолжалась до 9 мая 1945 г. Она, как и Первая мировая война, закончилась для Германии поражением. Исключительная роль в этой победе принадлежит СССР, вступившему в Великую Отечественную войну 22 июня 1941 г. и армии которого сокрушили мощь германской военной машины. Германия была вынуждена подписать акт о безоговорочной капитуляции.

Итогом этой войны стала потеря Германией значительных территорий, населенных немцами и обладавших значительным экономическим потенциалам. Это Восточная Померания, Восточная Пруссия, земли к востоку от р. Одер, Судецкая область и некоторые другие. Все немецкое население, а это более 9 млн чел. было насильственно выселено. Страна была разделена на две части — ФРГ и ГДР, раздельное существование которых закончилось в 1990 г.

Ныне ФРГ — парламентская республика. По территориально-политическому устройству — федерация, состоящая из 16 федеральных земель, каждая из которых имеет свою конституцию, парламент и правительство. Высшая законодательная власть в стране принадлежит бундестагу (палата депутатов) и бундесрату (палата земель). Всей полнотой исполнительной власти наделено федеральное правительство во главе с канцлером. Есть и президент, но он выполняет лишь представительские функции.

Объединение Германии – AP Central

Введение

Объединение Германии после окончания холодной войны в 1990 году казалось таким естественным следствием окончания холодной войны и краха советской власти в Восточной Европе, что легко забыть о том, что у Германии как единой нации был довольно короткий период жизни. состояние. Германия объединилась совсем недавно, в 1871 году, когда Вильгельм I стал лидером Германской империи после франко-прусской войны. Ни в коей мере не было неизбежным, что более 100 независимых германских княжеств, королевств, вольных городов и архиепископств объединились под руководством Пруссии в единое современное национальное политическое образование. Хотя жители государств, вошедших в состав Германской империи, в значительной степени имели общие языковые (немецкие) и религиозные (протестантские) связи, в границах новой империи оказались миллионы людей, которые не отождествляли себя ни с немецким языком, ни с немецкой культурой (французы, датчане и поляки) ни с господствующей религией (католики и евреи). Более того, создание Германской империи потребовало, чтобы различные политические и социально-экономические интересы были либо подавлены, либо включены в более широкую национальную структуру. И, наконец, «создателям» Германии пришлось бороться с иностранными державами, особенно с Россией, Францией и Австрийской империей, каждая из которых могла многое выиграть и потерять с появлением новой центральноевропейской державы, что потребовало использования обеих сторон. умелая дипломатия и военная агрессия. Многочисленные вызовы объединению Германии означали, что, как заметил один выдающийся историк Германии, создание Германии было лишь немногим менее трудным, чем создание немцев.

Цели

  1. Учащиеся смогут объяснить источники немецкого национализма, включая культурные, интеллектуальные, религиозные, политические и социальные, и описать напряженность между национализмом как культурным или языковым «сходством», например, «немец», и национализмом как определяется лояльностью национальному политическому институту, например, «Германии».
  2. Студенты проанализируют создание Германской империи, построенной «сверху» прусским руководством через политические институты, экономические интересы, дипломатию и войну, и последствия этого для политических, религиозных и националистических противников объединения Германии.
  3. Студенты изучат кооптацию традиционных политических фракций, таких как либералы и консерваторы, немецкими объединителями и появление новых политических групп, таких как различные партии национальных меньшинств, включая Католическую партию центра и социал-демократов, в результате объединения.

I. «Дух» немецкого национализма: Рихард Вагнер и цикл опер «Ринг»

Рихард Вагнер (1813–1883 ​​гг.

) — один из самых противоречивых композиторов девятнадцатого века. Его талант и место в качестве одного из великих композиторов-романтиков часто затмеваются его злобным антисемитизмом, когда он утверждал, что евреи были «злой совестью нашей современной цивилизации». Он также был ярым немецким националистом. Оперы цикла «Кольцо», возможно, его величайшие произведения, были написаны и впервые поставлены в 1876 году, вскоре после объединения Германии. Они были предназначены для развития мифической национальной истории новой империи, у которой не было реальной политической истории, на основе которой можно было бы построить национальную идентичность. В начале своей карьеры Вагнер отождествлял себя с социалистическим движением и поддержал революцию 1848 года в Германии. После потрясений 1848 года Вагнер написал свое эссе «Искусство и революция», в котором утверждал, что задача художника — осуществлять политические изменения посредством художественного выражения. Карьера и музыка Рихарда Вагнера предлагают уникальный междисциплинарный подход к романтическому аспекту немецкого национализма.
Полный текст эссе Вагнера доступен в Интернете.

  • Искусство и революция

A.

Festspielhaus в Байройте
 

Вагнер лично руководил проектированием и строительством театра, расположенного в небольшой баварской деревне Байройт, Festspielhaus , который открылся в 1870 году и где впервые были поставлены оперы цикла «Кольцо». Баварский король Людвиг II, который был одним из последних немецких князей, согласившихся присоединиться к Германской империи, где доминировала Пруссия, предоставил большую часть средств на его строительство.

Убежденный, что опера и музыка развивают дух национализма, Вагнер отказался от традиционной конструкции театров, в которых дворяне и богатые сидели в ложах лицом друг к другу, а не на сцене. Вместо этого он создал план рассадки, согласно которому все места были обращены прямо к сцене.

Сравнение двух типов театров можно продемонстрировать, показав традиционный план этажа Венской оперы и сравнив его с вагнеровским Festspielhaus 9. 0026 .

B. Кольцо Нибелунга или Цикл опер «Кольцо»


 

Хотя сегодня исполняются четыре части опер Цикла Кольца: Das Rheingold (Золото Рейна), Die Walkur (Валькирии), Sigfried и Götterdammerung (Сумерки богов). как отдельные произведения, Вагнер сочинил их как часть единого произведения и настоял на том, чтобы они исполнялись в последующие вечера. Оперы основаны на древнем немецком мифе, и Вагнер надеялся, что пересказ этого мифа в современной оперной форме укрепит дух немецкого национализма.

Первая часть, Das Rheingold , начинается с трех рейнских дев, охраняющих золото Рейна, а последняя часть,

Götterdammerung , завершается теми же рейнскими девами. Таким образом, Вагнер подчеркивает, что немецкая идентичность связана с географическими границами, в данном случае с рекой Рейн.

Увертюра к Das Rheingold готовит сцену для публики. В театре полная темнота, играет длинная протяжная ми-бемоль. Медленно музыка строится на ми-бемоль, по мере того как медленно включается свет в декорациях, на которых изображены три рейнские девы, плавающие в реке. Вагнер надеялся, что к тому времени, когда увертюра достигнет своего крещендо, музыка должным образом «объединит» публику. Музыкальные ученые также утверждали, что устойчивая ми-бемоль не только представляет глубины реки Рейн, но, поскольку Вагнер был социальным дарвинистом, эта нота представляет собой само творение; музыка «развивается» из одной простой ноты, и поэтому замысел Вагнера состоял в том, чтобы сама Германия, несмотря на ее новизну, была органическим образованием, существовавшим в духе задолго до того, как она была создана политически. Для обсуждения тональных элементов

Das Rhinegold и их значение см. The New Grove Dictionary of Opera , доступный онлайн по подписке (предлагается бесплатная пробная версия).

  • Музыка рощи

Деятельность и назначение


 

Сыграйте увертюру к Das Rhinegold , которая длится примерно 5 минут. Попросите студентов закрыть глаза и представить, что они сидят в затемненном Festspielhaus в 1876 году, в ночь премьеры оперы. По мере того, как музыка нарастает, покажите изображение начальной сцены. Для письменного задания попросите студентов написать рецензию на статью, включая комментарии о ее политической коннотации для газеты, связанной с одной из основных немецких политических групп (см. раздел IV).

II. Объединение Германии до 1870 г.

Экономический успех, политическая неудача и дипломатическая напряженность характеризовали идею единой Германии в период после наполеоновских войн. Прусские купцы при поддержке прусской короны в 1834 году учредили таможенный и профсоюзный союз, известный как Zollverein . Zollverein освободил торговлю между большинством немецких государств, за исключением Австрии. Таким образом, промышленники и торговцы привнесли либеральную политику в немецкий национализм. Во время революции 1848 года либералы собрались во Франкфуртском собрании и разработали конституцию, основанную на идеалах Французской революции 1789 года. . Собрание предложило разделить власть в рамках конституционной монархии и предложило корону объединенной Германии Фридриху Вильгельму IV Прусскому. Революция 1848 года принесла Пруссии некоторые либеральные реформы, такие как способность парламента препятствовать определенным формам налогообложения. Однако насквозь консервативное прусское руководство отвергло Франкфуртскую конституцию, отдав предпочтение реформам и объединению, направленным сверху. Сопротивление Австрии попыткам объединения Германии под руководством Пруссии еще больше препятствовало объединению. Один из главных вопросов, касающихся объединения Германии, был сосредоточен на этом прусско-австрийском соперничестве, которое было как дипломатическим, так и культурным. Сторонники

Grossdeutsch , или Великая Германия, настаивали на том, чтобы пруссаки и австрийцы с общим языком, естественно, были частью одной нации. Однако сторонники Kleindeutsch , Малой Германии, утверждали, что Австрия должна быть исключена из объединения из-за династического соперничества между Гогенцоллернами и Габсбургами и культурных различий между преимущественно протестантской Пруссией и католической Австрией.

А. Бисмарк и немецкий консерватизм


 

Любая история об объединении Германии должна включать Отто фон Бисмарка (1815–1899 гг.).8). Бисмарк, член прусского класса юнкеров , консервативное дворянство, служившее прусскому государству в качестве офицеров в армии или правительственных бюрократов, был полностью предан прусской короне, Богу и объединению Германии. Он отверг либеральную политику и конституционализм в пользу объединения «сверху» с помощью военной силы и дипломатических интриг. Политика Бисмарка, особенно наращивание прусской армии, привела к конфликту с нижней палатой прусского парламента, в которой преобладали либералы, которая сопротивлялась его предложениям оплачивать увеличение военных расходов новыми налогами до тех пор, пока Бисмарк и корона не договорились о прочном конституционном реформа. Ответом Бисмарка нижней палате была его знаменитая речь «железом и кровью». Это считается основой политики Бисмарка

Реалполитик . В отличие от либерализма или консерватизма, Realpolitik по существу отвергала идеологию в пользу наиболее эффективного политического или дипломатического ответа, будь то либеральный или консервативный.

Письменное задание


 

Сравнивая и противопоставляя взгляды Вагнера на национализм в «Искусстве и революции» с речью Бисмарка в прусской Нижней палате, каковы сильные и слабые стороны каждого взгляда? Почему культурно-мифический национализм Вагнера уступил политике Бисмарка Реалполитик ?

III. Войны за объединение Германии

Путь Бисмарка к объединению пролегал через дипломатию и войну. В 1864 году Бисмарк сфабриковал обвинения против датского правительства в его обращении с немцами, проживающими в датской провинции Шлезвиг-Гольштейн. Поражение Пруссией Дании и аннексия земли Шлезвиг-Гольштейн поставили Пруссию на путь столкновения с Австрией за господство в Центральной Европе. После поражения Австрийской империи в 1866 году немецкие государства объединились с Пруссией, за заметным исключением католической Баварии, сформировав Северогерманскую Конфедерацию. В своих первых двух войнах Бисмарк уравновешивал опасения России и Франции по поводу растущей мощи Пруссии. В первом случае Бисмарк манипулировал давним недоверием России к Австрии, чтобы заключить союз. Во Франции Бисмарк извлек выгоду из неудачной кампании императора Наполеона III в Мексике, которая отвлекла французов от европейских дел. Однако это было лишь временным явлением, и франко-прусская война началась в 1870 году. Поражение французов в битве при Седане и аннексия Эльзас-Лотарингии привели Баварию к Германской Конфедерации, а Вильгельм I стал первым монархом Германской империи.

IV. Германия После 1870 г.

Новая империя функционировала в основном как федерация с Пруссией в качестве доминирующего государства. Король Пруссии как император и Бисмарк как канцлер имели полную власть над иностранными делами и армией. В то время как Бисмарк предоставил некоторые либеральные уступки, такие как всеобщее избирательное право для мужчин, конституция Империи гарантировала прусскому и аристократическому господствующее положение в законодательном органе. Члены верхней палаты парламента, Bundesrat , назначались князьями отдельных германских государств и, следовательно, подчинялись монархам. Нижняя палата, Рейхстаг , был избран всенародно, но не мог принять закон и мог только наложить вето на бюджет, чего они обычно не хотели делать. Пруссия, разумеется, получила наибольшее количество мест в обеих палатах.

В политическом плане консервативный порядок пытался ограничить влияние либеральной политики, делая незначительные уступки либералам. Однако в 1876 г. была образована Немецкая социал-демократическая партия (СДПГ) — марксистская партия рабочих. Сначала Бисмарк объявил СДПГ вне закона, но недовольство объединением в городах Германии, где рабочие иногда рассматривали немецкое государство как инструмент капитализма, доказало, что социализм должен был стать значительной силой в немецкой политике после объединения. К 1914 марта СДПГ, насчитывавшая 3 миллиона членов, сделала ее крупнейшей партией в Германии.

Бисмарк также столкнулся с проблемами религиозных меньшинств в Германии, особенно католиков и евреев. Католики составляли почти 40 процентов населения объединенной Германии, причем большинство из них были сосредоточены вдоль реки Рейн и в Баварии. Хотя многие католики симпатизировали консервативной политике, Бисмарк рассматривал католицизм с его предполагаемой лояльностью римскому понтифику как потенциальную слабость немецкого государства. Его Kulturkampf , или «борьба за цивилизацию», была атакой на власть католической церкви в Германии. В ответ католики организовались в Партию католического центра, которая была в выгодном положении, чтобы добиться уступок от либералов и консерваторов (и, в конечном итоге, социалистов), пытающихся создать политические коалиции. Немецкие политики также преследовали евреев как нелояльных аутсайдеров, хотя большая часть еврейского населения Германии голосовала за основных либеральных или консервативных политиков, предпочитающих ассимиляцию в политической системе, а не объединение в отдельную политическую партию.

Наконец, Германия не была полностью немецкой. Войны за объединение привели к аннексии больших групп населения, не говорящих по-немецки, таких как датчане в Шлезвиге и французы в Эльзас-Лотарингии. Кроме того, большая часть Польши была частью Пруссии с восемнадцатого века. По большей части эти польскоязычные католики не ассимилировались с немецкой культурой, и Бисмарк часто жестоко обращался с поляками, в конечном итоге изгнав большое количество поляков и польских евреев в 1885 году.0025 Рейхстаг , как и французские и датские члены, организовали свой собственный избирательный блок, чтобы протестовать против политики Германии в отношении национальных меньшинств. В речи перед прусским парламентом Бисмарк заявил, что интересы Германии в Польше требуют столь жестких мер.

Деятельность


 

Разделите учащихся на следующие группы и обсудите «польский вопрос». Группы могут перекрываться, например, католики также могут быть поляками, немцами или французами и т. д. Дальнейшая сложность может быть создана путем идентификации одних как романтических националистов вагнеровского стиля, а других — как бисмарковцев реалполитик националисты.

Религиозный

Протестант
Католик
Еврей

Политическая

Консервативный
Либеральный
Социалистический

Национальный

Немецкий
Немецкий
Польский
Французский
Датский

Социальный

Аристократ
Городской средний класс
Сельский фермер

В.

Заключение

Объединение Германии коренным образом изменило хрупкий «баланс сил», установленный Венским конгрессом, с созданием крупного, богатого и могущественного национального государства в Центральной Европе. Более того, это полезный пример более широкой концепции «национализма» как исторического агента. В то время как некоторые, такие как Вагнер, рассматривали нацию как органическую и естественную сущность, объединяющую народы с похожим языковым и культурным наследием, другие рассматривали нацию как политический институт, который должен быть создан политической властью. Часто эти два взгляда на государственность совпадали. Однако неоднородное население Центральной Европы означало, что создать какой-либо «естественный» тип Германии было бы практически невозможно. В результате Германия после объединения была вынуждена изменить и приспособить свою политическую ситуацию, чтобы приспособить к ней несогласные политические взгляды и национальные и религиозные меньшинства. Иногда, как в случае с немецкими католиками, это был относительно безобидный процесс; случай с Польшей, однако, показывает другую сторону объединения Германии.

Дополнительные ресурсы

Эпплгейт, Селия. Нация провинциалов: немецкая идея Heimat . Беркли: University of California Press, 1990.
Широкое исследование проблемы создания немецкой национальной идентичности за пределами Пруссии.

Блэкборн, Дэвид. Долгий девятнадцатый век: история Германии, 1780-1918 гг. . Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998.
Обзор истории Германии девятнадцатого века, включая объединение и связанные с ним религиозные, региональные и этнические трения.

Харви, Дэвид Аллен. Строительный класс и национальность в Эльзасе , 1830-1945 гг. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001.
Демонстрирует влияние объединения Германии на этнически французский регион Эльзас.

Кюне, Томас. «Воображаемые регионы: построение традиционной, демократической и других идентичностей». В Джеймсе Реталлаке, изд., Саксония в истории Германии: культура, общество и политика, 1830-1933 . Анн-Арбор: University of Michigan Press, 2000.
Это эссе и другие в этом сборнике посвящены Саксонии, демонстрируя, как взаимодействовали многочисленные группы негерманских этнических групп в эпоху объединения.

Смит, Гельмут Вальзер, изд. Протестанты, католики и евреи в Германии, 1800-1914 гг. . Оксфорд и Нью-Йорк: Берг, 1991.

.

———. Немецкий национализм и религиозный конфликт: культура, идеология и политика, 1870-1914 гг. . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1995.
Смит фокусируется на объединении Германии и религии.

Немецкий Бундестаг — Немецкое движение за объединение и свободу (1800

В конце 18 века по всей Европе возникли политические движения, посвященные стремлению к национальному объединению на основе свободы. В Германии это развитие началось относительно поздно. Политические условия в Священная Римская империя, известная в Германии как «Священная Римская империя германской нации», все еще полностью определялась традиционными структурами авторитарного государства, характерными для последней части эпохи абсолютизма. из нескольких кварталов на немецких территориях потребовалось много времени, чтобы появились какие-либо заметные признаки событий, которые могли бы серьезно бросить вызов существующему порядку.0005

Только во время наполеоновских завоеваний в начале 19 века старый режим был подорван, и начался комплексный процесс политической модернизации. Реформы в государствах оккупированной Францией Рейнской Конфедерации и новое осознание очевидной неполноценности старого порядка вызвали реформистские усилия в других германских государствах, особенно в Пруссии. В то же время сопротивление французской оккупации способствовало формированию немецкого националистического движения, которое не только стремилось к освобождению оккупированных французами территорий, но и пропагандировало требования национального объединения и политического самоопределения.

Новый политический порядок, установленный на Венском конгрессе

После победы над Наполеоном Венский конгресс собирался с сентября 1814 по июнь 1815 года, чтобы перекроить политическую карту Европы. Переговоры во многом характеризовались попытками восстановить дореволюционный порядок. В то время как целью внешней политики было восстановление баланса сил между государствами Европы, внутренней целью было восстановление монархического принципа, предпочтительно без уступок либеральной и демократической идеологии. Вместо национального государства, к которому стремились многие, немецкие князья создали Германскую Конфедерацию, включавшую 37 княжеств и четыре вольных города. Единственным федеральным органом была Ассамблея Конфедерации во Франкфурте-на-Майне, в которой председательствовала Австрия и которая позже была переименована в Немецкий Бундестаг или Федеральный Сейм Германии. Хотя возможности для конструктивных действий у Германской Конфедерации были ограничены из-за громоздкости ее институциональных структур, она на протяжении длительного периода времени зарекомендовала себя как эффективный инструмент подавления активистов оппозиции.

Начало парламентской жизни в Германии

Федеральный закон — документ об учреждении Германской Конфедерации — предписывал принятие конституций в отдельных землях, но применение соответствующей статьи оставляло желать лучшего. В то время как ряд центральных и северных германских земель в конце концов приняли конституции, Пруссия и Австрия отказались от введения конституций на своих суверенных территориях до 1848 года. Только в землях южной Германии конституции были приняты с самого начала; они установили форму представительства, основанную на владениях королевства, и предоставили ограниченные гражданские свободы и права на участие. Представительные собрания, которые были созданы в этом контексте, дали оппозиционному движению новые возможности для формирования событий и положили начало росту парламентской демократии в Германии. Эти собрания, известные как ландтаги, обычно состояли из двух камер. В первую палату входили представители правящих домов и высшей знати, а также сановники от политики, церкви и общества, назначаемые монархом. Места во второй палате закреплялись за определенными социальными группами на основе фиксированных квот, и члены, представляющие эти группы, часто избирались косвенно посредством стратифицированной классовой системы избирательного права. Хотя законы и меры по повышению налогов подлежали одобрению ландтажа, у этих собраний было мало возможностей для конструктивных действий. Соответственно, несмотря на некоторые либеральные реформы, существенные изменения неизменно срывались из-за того, что монархи настаивали на своем праве действовать как единственные представители народа.

Брожение и репрессии в период Формарца

Несмотря на восстановление монархического порядка, либеральные и националистические идеи все еще распространялись, особенно среди буржуазии и в университетах. Вартбургский фестиваль 18 октября 1817 года, на котором собралось около 500 студентов, чтобы высказать свою критику статус-кво, был первым общенациональным мероприятием, проведенным движением за национальное объединение. Убийство писателя Августа фон Коцебу Карлом Людвигом Сандом, членом либерально-националистического студенческого братства, известного как Burschenschaft, в Мангейме в 1819 году.ознаменовало фазу более строгого надзора и более жестких репрессий. Карлсбадские указы, принятые в 1819 году по инициативе министра иностранных дел Австрии Клеменса фон Меттерниха, установили полицейско-государственный режим надзора и репрессий, предназначенный для того, чтобы держать в узде любую оппозиционную деятельность. В рамках так называемых «демагогических преследований» Центральной следственной комиссии, созданной в Майнце, применялись драконовские санкции, чтобы заставить замолчать ведущих представителей оппозиции. Это был сильный удар по организации и развитию националистического и либерального движения. Широкие слои буржуазии, сочувствовавшие движению, покорно ушли в частную идиллию якобы аполитичного образа жизни бидермейера.

Оппозиционное движение получило новый импульс от Июльской революции в Париже и Польского восстания в начале 1830-х годов. Демонстрации и беспорядки произошли во многих местах, когда люди протестовали против несправедливых экономических условий и политических репрессий. В Брауншвейге, Саксонии, электорате Гессена и Ганновера правящие династии были вынуждены пойти на уступки по конституциям и гражданским правам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *