Когда образовалась республика беларусь: БЕЛОРУССИЯ — Древо

«Беларусь: Русь Белая, Русь Чёрная и Литва»: Что писали историки о Беларуси 30 лет назад

16:48

02.09.2021

#история #история беларуси #наука

Что писали историки о Беларуси 30 лет назад, вспоминает депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Воронецкий: 

Спустя почти 30 лет вновь перечитал работу советского и российского учёного, профессора Е.Е.Ширяева «Беларусь: Русь Белая, Русь Чёрная и Литва», изданную в 1991 году ещё в СССР. Думаю, сегодня она может представлять особый интерес, и не только для нас, белорусов…


Вот, в частности, некоторые его тезисы:

«Белорусы — народ с удивительной и трагической судьбой, трагической не только по количеству жертв на протяжении почти всей своей истории, но и в забвении своей самобытной культуры и языка, народ, дошедший в своем отношении к культуре прошлого до «национального нигилизма». Судьба белорусского народа удивительна потому, что, как немногий другой, он может гордиться своим прошлым, культурой, просвещением, искусством, демократическими институтами.

…Отнять историческую память и родной язык у многострадального народа стремились всеми силами могущественные соседи, в зависимости от которых он находился на протяжении последних столетий после утери своей государственности, которую имел в бытность первоначально Полоцкого княжества, затем Великого княжества Литовского (полное название — Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское) .

…Прежде всего следует иметь в виду, что понятия «Белоруссия» и «белорусы» прочно закрепились только со второй половины ХIХ в. До этого времени Белоруссию преимущественно называли Литвой, белорусов — литвинами в соответствии с именем балтско — славянских племен, заселявших в средневековье центральную (частично) и северо-западную часть Белоруссии…

Первым государственным образованием среди восточнославянских племен, если судить по карте 19, было Полоцкое княжество.


Оно возникло в конце первого тысячелетия н. э., еще до образования Киевской Руси. Полоцкое княжество сохраняло независимость на протяжении ряда веков и даже тогда, когда непродолжительное время входило в состав Киевской Руси, а также в состав Великого княжества Литовского. Это нашло отражение не только в летописях, но и на многих старинных картах (6, 7)…



Великое княжество Литовское образовалось на территории Белоруссии со столицей в городе Новогрудке в 1240 г. преимущественно в результате мирного слияния древнебелорусских и литовских княжеств. …Государственным языком в Великом княжестве Литовском был старобелорусский вплоть до конца ХVII в., затем его сменил польский. …Великое княжество Литовское считалось славянским не только по языку и культуре, но и по преобладанию славянского населения. В ХIХ в. ход событий привел к смещению исторически сложившихся понятий и названий этнических территорий, населения.

Так, бывшая этническая территория Жемайтия стала называться Литвой, а традиционный топоним «Литва», отождествляемый на протяжении предшествующих столетий с Северо-Западной Белоруссией (включая Виленщину), полностью утратил свое прежнее этноисторическое содержание.


Многолетняя зависимость края от Польши и России привела к печальным результатам. Трудно назвать другой народ, так долго духовно и экономически подавляемый, нередко при участии своей же переродившейся аристократии и конформистов из среды интеллигенции. Многие выдающиеся деятели литературы, искусства, науки оказались вынужденными творить не на родном языке, а зачастую и жить не на родной земле, обогащая другие культуры, иногда не подозревая о своем белорусском происхождении, отождествляя свою национальность с гражданством той державы, под властью которой они находились (под польской — поляк, под русской русский)…

Подавление всего национального привело к расслоению народа по языку, культуре, религии именно потому, что этими властями насильственно насаждался свой язык и свои культурные ценности. Уже в средние века (особенно после Люблинской унии 1569 г.) среди наиболее просвещенной его части, главным образом среди образованного дворянства (магнатов, шляхты), наблюдается тенденция отхода от культуры и языка своего народа к культуре и языку противоборствующих влиятельных соседей. Это негативно сказывалось на развитии национальной культуры и в определенной степени на экономическом положении простого народа и по существу обрекало его лишь на внутреннее саморазвитие. В результате лучшие представители белорусской нации своими талантами обогащали культуру Польши — поэт Николай Гусовский (1470 — 1533), композитор Михаил Огинский (1765 — 1833), поэт Адам Мицкевич (1798 — 1855), ученый Игнатий Домейко (1801 — 1889), композитор Станислав Монюшко (1818 — 1872) и др., культуру России — русский первопечатник Иван Федоров (Федорович) (1510 — 1583), писатель и общественный деятель Симеон Полоцкий (Петровский-Ситнианович) (1629 — 1680), композитор Михаил Глинка (1804 -1857), видный дипломат, ученый, писатель Иосиф Гошкевич (1814 — 1875) и др.

С некоторым основанием к ним можно отнести и Ф. М. Достоевского, белорусские предки которого были государственными деятелями в Великом княжестве Литовском. Их родовое имение находилось в с. Достоево Брестской области.

…Отмечая влияние белорусской культуры на культуру России, следует также сказать о большом участии белорусских архитекторов, изразечников, мастеров по интерьеру (особенно резчиков по дереву) в строительстве православных храмов в Москве и других городах, а также о первых привезенных в Россию из Белоруссии типографиях (в Новый Иерусалим, Кремль и другие места).

Однако ни Польша, ни Россия, перетягивавшие на свою сторону наиболее творческие силы народа и постоянно воевавшие между собой за его земли, не были заинтересованы, чтобы народ знал всю правду об истории этого края. Политика дезинформации и фальсификации истории достигла апогея благодаря усилиям польских националистов довоенной Польши и шовинистов периода сталинщины. Эта политика сводилась к тому, чтобы из белорусов сделать «иванов, не помнящих родства». Надо сказать, они преуспели в этом.

Только в последнее время начинает пробуждаться национальное самосознание у белорусского народа. Однако дух нации пребывает в состоянии подавленности и закрепощенности. И это народ со славным героическим прошлым! …Дух свободы был присущ этому народу. В бытность старой государственности (в составе Великого княжества Литовского) он создал одно из самых демократических государственных образований в Европе…


…Большинство деятелей науки, культуры и государственных деятелей княжества вышли из среды белорусских магнатов и шляхты, что для того времени было естественным, учитывая их возможности в получении образования. В отличие от простого люда (крестьянства, ремесленников) дворянство подверглось наибольшему влиянию польской культуры. Главная причина заключалась во введении с 1697 г. польского языка в качестве единого государственного. Эти административные меры польских властей преследовали цель быстрейшей полонизации белорусского населения путем распространения польского языка и польской культуры.

Польский язык стал не только единым государственным, но и основным литературным. Это привело к тому, что знание польского языка считалось престижным и необходимым для всякого, кто стремился стать культурным человеком. Влияние языка, культуры и особенно насаждение католицизма на белорусских землях способствовало полонизации не только белорусского дворянства, но частично и крестьянства. Однако последние благодаря сопротивлению католической экспансии, а также вследствие ограниченных возможностей в получении образования (обучение велось только на польском) сохранили свой язык и культуру до сих пор практически по всей этнической территории Западной Белоруссии, включая Виленский район (Литовская республика), Белостотчину (Польша).

Несмотря на значительную полонизацию белорусского дворянства, нет оснований считать их поляками и тем более отрицать их белорусское происхождение…

Запрет на использование белорусского языка в официальном делопроизводстве не означал, что при этом остановилось развитие культуры на белорусской земле. Оно лишь замедлилось. Наука и культура продолжали развиваться на базе других языков. Еще до запрета языка многие белорусские культурные деятели пользовались наряду с белорусским и церковнославянским, латинским и польским языками. В сложившейся ситуации они перешли главным образом на польский язык. В этой связи следует особо подчеркнуть, что созданное культурными деятелями Белоруссии литературное наследие на латинском, польском, позднее на русском языках в области философской, социально-политической и правовой мысли, этики, эстетики, теологии, поэзии, прозы на протяжении ХIV — ХIХ вв., несомненно, составляет органическую часть белорусской культуры. Вопреки правде истории польская историография многих, кто писал на польском языке, отнесла к деятелям польской культуры. В определенной степени такие же тенденции имеют место и в русской советской исторической литературе и вообще в политике. При этом эти далекие от истины сведения прочно вошли в мировую историографию. Данный вопрос должен явиться объектом специальных исследований.

Он нуждается в установлении истины и в доведении её до мировой общественности.

…Последствия первой мировой войны, приведшие к развалу мировых империй, способствовали образованию новых государств и, следовательно, перекраиванию границ. В ряде случаев в силу политической конъюнктуры некоторые государства получили границы не в соответствии с областью распространения своего этноса. Особенно это относится к соседям Белоруссии — экспансионистски настроенным державам. Оказавшись на перекрестке их военных дорог и в центре интересов, молодая Белорусская Народная Республика, образовавшаяся 25 марта 1918 г., естественно, не могла противостоять мощи этих держав. В результате, несмотря на свою лояльную внешнюю политику и демократическую программу внутреннего государственного устройства, она оказалась раздавленной и разделенной между державами, претендовавшими на её территорию. Советское правительство в угоду политической конъюнктуре (что отчасти было вынужденным) по договорам с воюющими державами северо — западную часть Белоруссии передало по Рижскому договору Польше и по договору от 12 июля 1920 г Литве (карта 47), восточная часть (включая Смоленск) присоединена к Российской Федерации.

 Лишь из центральной части была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика (карта 41).


Вторая мировая война внесла свои коррективы. Отвоёванный Советским Союзом от Польши ряд районов северо — западной части Белоруссии (Виленский район, г. Вильно) был передан Литовской Республике по договору от 10 октября 1939 г. между СССР и Литовской Республикой за предоставление права ввода в неё советских войск. Позднее по закону, принятому Верховным Советом СССР, о включении Литовской ССР в СССР от 3 июля 1940 г. по политическим мотивам отторгались от Белоруссии дополнительно ряд районов (Видзовский, Гайдуцишковский, Островецкий, Вороновский, Радунский). Дележ Белоруссии по политическим мотивам продолжался до конца второй мировой войны и закончился передачей Белостотчины с городом Белостоком Польше. Ни одна республика из пятнадцати, входящих в состав СССР, не подвергалась такому беспрецедентному для ХХ в. дележу территории, как Белоруссия. ..

При ретроспективном взгляде на Белоруссию поражает один факт: как эта многострадальная республика, перенесшая сталинский геноцид, мировую войну, принесшую колоссальные жертвы и разрушения, Чернобылькую катастрофу, поразившую треть территории, при тяжёлых экономических условиях, установленных центральными властями СССР для Белоруссии (из Белоруссии в общесоюзный центр начиная с 50-х годов выкачивается на 40% продукции больше, чем из РСФСР из расчета на душу населения), могла оказаться одной из наиболее развитых республик СССР и в промышленном, и в сельскокозяйственном отношении?!

Экономический уровень развития Белорусской республики заметно выше среднего по СССР. Объяснение этому феномену — трудолюбие и талант белорусского народа.

Перед белорусами, точнее, перед передовой общественностью стоит важнейшая общенациональная проблема — повышение национального самосознания народа, наращивание центростремительных сил к единству нации при консолидации с этническими общинами других народов, проживающих на его земле, в достижении полной свободы духовного развития для возрождения культуры, традиции, обычаев. Белорусский народ, как никогда раньше, нуждается в повышении интереса к культуре и истории своей республики, потому что только приобщение к культуре и стремление к знанию истории способны оказать благотворное влияние на развитие национального самосознания».

В предисловии к книге белорусский и советский писатель и учёный Алесь Адамович так отозвался о работе Е.Е.Ширяева: «…ему удалось благодаря серьёзному отношению к предмету своих изысканий… создать объективную по содержанию книгу, отражающую ту правду истории, которая долго и тщательно скрывалась от белорусского народа…». Обращаясь к своим соотечественникам, А.Адамович отмечает: «В эпоху разгула страстей, эмоций, не самых гуманных, очень важно нам, белорусам, сохранять чувство уравновешенности, достоинства, объективность и уважение к интересам и взглядам исторических соседей — ведь это всегда характеризовало и народ наш, и интеллигенцию. Книга Е.Е. Ширяева отличается доказательностью, документальной аргументированностью и при этом некатегоричностью. Она оставляет простор для обсуждения, согласования точек зрения, она интеллигентна и научная по тону, изложению.

Сегодня важна не только истина, но и то, как она излагается, какое лицо у этой истины: слишком устала страна от агрессивности, злобы. Давайте оставаться белорусами, какими нас знали всегда и знают близкие и далёкие соседи».

Валерий Воронецкий,
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

О Содружестве Независимых Государств — Исполнительный комитет СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.

Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.

18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующего в Содружестве Кыргызстана, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества (Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН). Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества.

Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».

Содружество Независимых Государств служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.

Совет глав государств (СГГ) как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Экономический совет  – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств – участников СНГ.

При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам (территориально расположена в здании московского отделения Исполкома СНГ). Комиссия состоит из полномочных представителей от всех государств – участников Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств.

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины).

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами СКПВ являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств-участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. МПА СНГ была образована и функционирует на основе Соглашения о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 27 марта 1992 года и Конвенции о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 26 мая 1995 года. В работе МПА СНГ принимают участие парламенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ (изначально – 8, в настоящее время – 5, по одному судье от Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана).

Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ является постоянно действующим органом СНГ. Совет в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес; обсуждает и представляет государствам-участникам предложения о перспективах развития и приоритетах СНГ; формирует проекты повесток дня СГГ, СГП и СМИД; в рамках своей компетенции осуществляет контроль за ходом реализации поручений высших уставных органов СНГ. В Совете работают представители всех одиннадцати государств-участников Содружества.

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств – участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств – участников СНГ.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве.

С октября 2007 года Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ является Сергей Николаевич Лебедев.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

Важной вехой для СНГ стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Государства-участники Содружества активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в г. Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества. Главы государств также одобрили в основном проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая была принята Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года в г. Кишиневе. Решением СГП СНГ от 22 мая 2009 года утвержден План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Совет глав государств 3 сентября 2011 года принял Заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 20-летием образования СНГ и Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу» (материалы, посвящённые 20-летию СНГ).

В последующие годы завершена реализация первого (2009–2011) и второго этапов (2012–2015)Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года по ускорению социально-экономического развития государств – участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли.

18 октября 2011 года подписан Договор о зоне свободной торговли, учитывающий общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирующий дальнейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ.

Подписание Договора и практическое выполнение его положений явилось новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве,  открыло новые горизонты экономического взаимодействия стран Содружества.

Успешная реализация ряда конкретных проектов, направленных на развитие сотрудничества в сфере транспорта, энергетики, связи, мирного использования атома, в других областях экономики обеспечили создание условий для реализации третьего этапаСтратегии экономического развития (2016-2020) в целях перевода экономик в режим инновационного развития.

В декабре 2016 года СНГ отметило 25-летие со дня образования На уровне Совета глав правительств Содружества был утвержден и успешно реализован План мероприятий, посвященных юбилейной дате.

В частности, 28-29 сентября 2016 года в Минске была проведена Международная научно-практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы» в ходе которой были выработаны рекомендации, направленные на дальнейшее развитие СНГ по всему спектру межгосударственного взаимодействия.

16 сентября 2016 года на юбилейном саммите в Бишкеке было принято Заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 25-летием СНГ

В этом важном политическом документе подчеркивается, что за прошедшие годы Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация. Положенные в его основу принципы взаимного доверия и равноправия, учета интересов друг друга, признания права государств-участников на выбор собственной модели развития предопределили востребованность СНГ, его важную конструктивную роль в системе международных отношений.

В качестве представительного международного регионального объединения с широким членским составом и мандатом на координацию многопланового межгосударственного сотрудничества СНГ стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон.

В Заявлении также отмечается стремление государств – участников СНГ повышать результативность сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества.

Конституционализм в Беларуси: фальстарт | Демократическая консолидация в Восточной Европе Том 1: Институциональная инженерия

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDemocratic Consolidation in Eastern Europe Volume 1: Institutional EngineeringComparative PoliticsPoliticsPublic PolicyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDemocratic Consolidation in Eastern Europe Volume 1: Institutional EngineeringComparative PoliticsPoliticsPublic PolicyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Лукашук, Александр, «Конституционализм в Беларуси: фальстарт», у Яна Зелонки (редактор), Демократическая консолидация в Восточной Европе, том 1: Институциональная инженерия , Оксфордские исследования демократизации (

Оксфорд , 2001; онлайн-издание, Оксфорд Academic, 1 ноября 2003 г. ), https://doi.org/10.1093/0199244081.003.0011, по состоянию на 6 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDemocratic Consolidation in Eastern Europe Volume 1: Institutional EngineeringComparative PoliticsPoliticsPublic PolicyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDemocratic Consolidation in Eastern Europe Volume 1: Institutional EngineeringComparative PoliticsPoliticsPublic PolicyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Описывает неспособность процесса разработки конституции способствовать укреплению демократии в Беларуси. Сегодня Беларусь считается худшим авторитарным режимом в Восточной Европе. Глава характеризует Конституцию Беларуси как периодически используемый инструмент манипуляции самодержавным президентом страны. В то время как президент считает разработанную им Конституцию единственной основой закона в стране, демократическая оппозиция считает ее незаконной и нелегитимной. Тем не менее, как центр борьбы между президентом Лукашенко и демократической оппозицией, значение Конституции остается сильным. В главе подчеркивается, как определенные выборы и упущения в процессе разработки конституции заложили основу для нынешнего недемократического режима. В главе указываются причины провала конституционализма в Беларуси, такие как слабая национальная идентичность, отсутствие экономических реформ в течение первых пяти лет независимости, государственная монополия электронных СМИ, мощная экономическая и политическая поддержка Россией авторитарный лидер.

Ключевые слова: авторитаризм, самодержавие, Беларусь, конституция, конституционализм, демократическая консолидация, демократическая оппозиция, Лукашенко, президентство, Россия

Тема

ПолитикаСравнительная политикаГосударственная политика

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

История

Тысячелетняя история Беларуси является частью панславянской, европейской и мировой цивилизаций. Около 100 тысяч лет назад на землях, которые сегодня занимает Беларусь, появились первые люди. В эпоху неолита появляется гончарное дело, развивается добыча камня, начинается земледелие, животноводство и торговля в форме мены.

Переходу к бронзовому веку способствовали пришедшие на земли Беларуси индоевропейцы. Сложилась поздняя община, появились зачатки имущественного неравенства. Все более продуктивными становились земледелие и животноводство, совершенствовались орудия труда. Артефакты, относящиеся к эпохе бронзы, были найдены по всей территории Беларуси. В железном веке (VIII–VII вв. до н. э. — VIII в. н. э.) на территории современной Беларуси существовали поселения в бассейнах рек Днепр, Двина и Припять.

Во II–V вв. н.э. на белорусские земли пришли первые славянские племена, смешавшись с местным балтским населением. В результате ассимиляции образовались три господствующих сообщества: кривичи, дреговичи и радимичи. На территории слободы Кривичей возникло первое белорусское княжество Полоцкое со столицей в Полоцке. Согласно летописям, первым князем был Рогволод (10 век). При легендарном Всеславе Чародее княжество достигло пика своего могущества. В конце 10 века появилось еще одно крупное Туровское княжество. Как и Полоцк, он некоторое время находился под властью киевских правителей. Избавившись от своей власти, могучие княжества распались на мелкие части, воцарилась феодальная раздробленность. Феодализм распространился на землях Беларуси в X–XII вв., не вытеснив, однако, полностью элементов рабства и общинного строя.

С приходом христианства из Византии начался культурный подъем, в частности, развитие культового зодчества, строительство каменных церквей, развитие религиозной живописи и письменности.

Возникшее в XIII–XIV веках Великое княжество Литовское (ВКЛ) со столицей в Новогрудке было могущественным государством, противостоявшим внешним угрозам. Позже центр ВКЛ переместился в Вильно, ныне известный как Вильнюс. Государственным языком в княжестве считался белорусский язык, а славянские принципы определяли политический строй и культурное развитие.

В конце лета 1385 г. была принята Кревская уния — династический союз между ВКЛ и Царством Польским. В результате союза границы единого государства за счет украинских, белорусских и русских земель расширились до побережья Черного моря. К середине 16 века сложился ее политический строй. Его основы были закреплены Статутами 1529, 1566 и 1588 годов.

В средние века Беларусь называли «страной замков»: через каждые 20–30 км располагались города-крепости и поселки, под защитой которых собиралось окрестное население.

Ливонская война привела к упадку ВКЛ, и в результате в 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились в Речь Посполитую во главе со Стефаном Баторием.

Это было началом новой эпохи в истории Беларуси. ВКЛ сохранила свое название и право издавать местные законы, чеканить монеты и иметь внутренние управляющие и судебные органы, некоторые важнейшие государственные посты и армию.

ВКЛ имела свои печати с государственной символикой (изображение «Погоня» в Княжестве и «Орла» в Польше). Языком официального делопроизводства был старобелорусский в ВКЛ, польский и латинский в Польше.

В 16 веке на белорусские земли пришли Ренессанс и Реформация (вторая половина 16 – середина 17 века), в городах появились протестантские общины. При этом четко формировались различия между высшими и низшими слоями общества.

Во второй половине 18 века Речь Посполитая вступила в период глубокого политического кризиса. Государство раздирали внутренние противоречия и постоянно втягивали в войны. В составе Речи Посполитой белорусские земли пережили опустошительные войны, были ослаблены и опустошены.

В 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой, и часть земель союзного государства вошла в состав Российской империи. В 1793 и 1795 годах произошло еще два раздела, после которых Речь Посполитая прекратила свое существование и исчезла с политической карты. Акт об отречении от короны последним королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским был подписан 25 ноября 1795 года в Новом Королевском замке в Гродно.

Российское правительство начало активно проводить политику русификации на своих новых территориях. В конце 18 – начале 19 вв.X веке белорусские земли были разделены на две губернии: Белорусскую (Витебская и Могилевская губернии) и Литовскую (Минская, Гродненская и Виленская губернии).

В конце 18 века на территории Беларуси произошло несколько серьезных конфликтов. Восстание 1794 г., возглавленное Тадеушем Костюшко (1746–1817) и подавленное армией Суворова, было попыткой сохранить независимость Речи Посполитой и восстановить границы 1772 г.

В 1812 году белорусские земли пострадали от войск Наполеона.

В 1830–1831 годах в Польше, Белоруссии и Литве произошли национально-освободительные восстания за восстановление государственности. После его подавления ослабло политическое и экономическое влияние дворянства и католицизма. Соборы и монастыри были закрыты; усадьбы участников восстания были захвачены. Виленский университет был закрыт, а Устав ВКЛ 1588 г. отменен.

В 1863–1864 годах произошло национально-освободительное движение против царизма в Польше, Белоруссии и Литве. В Белоруссии восстание возглавил Кастусь Калиновский (1838–1864).

Реформы второй половины XIX века способствовали ускорению социально-экономического развития Беларуси, формированию капиталистических отношений и активизации общественно-политической жизни.

В годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) большая часть территории находилась под оккупацией Германии и была ареной ожесточенных боев между немецкими и русскими войсками.

После победы Великой Октябрьской революции в ноябре 1917 г. на всей неоккупированной территории Беларуси была установлена ​​Советская власть.

3 марта 1918 года был подписан Брест-Литовский мирный договор, ознаменовавший поражение и выход Советской России из Первой мировой войны.

25 марта 1918 года была провозглашена Белорусская Народная Республика (БНР).

1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика, которая в 1922 г. вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

18 марта 1921 года был подписан Рижский мирный договор, положивший конец советско-польской войне (1919–1921). Договор установил границы между РСФСР, Украинской ССР, БССР и Польшей. В результате земли Западной Белоруссии отошли к Польше.

В 1939 году Западная Беларусь воссоединилась с БССР.

В довоенный период в Беларуси построено около тысячи промышленных предприятий, реконструировано около 900. Развивались наука, национальная культура и искусство. Однако массовые политические репрессии затронули все слои населения, от них пострадало более 86 тысяч белорусов.

В июне 1941 года Белоруссия стала одной из советских республик, где началось нашествие гитлеровцев и снова стала ареной опустошительных и жестоких боев. Вся территория Белоруссии была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

В годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси широко развернулось партизанское движение. Это стало важным фактором, заставившим гитлеровцев держать там значительный контингент и способствовавшим скорейшему освобождению Белоруссии. Восточные районы Белоруссии были освобождены Советской Армией осенью 1943, и всей республики летом 1944 года, во время операции «Багратион». За годы войны Беларусь потеряла около трети населения (34% довоенного населения, т.е. 3 млн человек в своих нынешних границах), более половины национального богатства. Были полностью или частично разрушены 209 городов, поселков, районных центров и более 9 тысяч деревень. В Германию было вывезено более 380 тысяч человек. На территории Белоруссии действовало 260 лагерей смерти и их филиалов, в которых было убито около 1,4 млн мирных жителей и советских военнопленных.

В годы Великой Отечественной войны символами мужества белорусского народа были Брестская крепость, удостоенная звания крепости-героя, и Хатынь, хранящая память о сожженных фашистами белорусских селах.

Послевоенный период в истории Беларуси ознаменовался следующими событиями:

1945: Беларусь принята в члены-учредители Организации Объединенных Наций (ООН).

1946: Верховный Совет БССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства республики на 1946–1950 инфраструктуры, городов и сел республики. Одним из основных направлений промышленного развития послевоенной Беларуси был ускоренный рост машиностроения и металлообработки.

1954: Беларусь вступила в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. (ЮНЕСКО).

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СССР началась «космическая эра». Белорусов П.И. Климук и В.В. Коваленок стал космонавтом и внес непосредственный вклад в освоение космического пространства.

Апрель 1986 года: авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой пострадала значительная территория Беларуси.

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики.

25 августа 1991 года Декларация о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики приобрела статус конституционного закона, фактически провозгласившего независимость БССР.

70 лет в составе Советского Союза существенно изменили облик Беларуси, превратив ее из аграрной окраины Российской империи в промышленно развитую республику. Были созданы такие промышленные гиганты, как Белорусский автомобильный завод (БелАП), Минский автомобильный завод (МАЗ), Минский тракторный завод (МТЗ), Белорусский металлургический завод (БМЗ), Беларуськалий.

19 сентября 1991 года было принято название государства — Республика Беларусь.

8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии в Вискулях (Брестская область) было официально объявлено о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик СССР.

В начале 1990-х годов ряду ведущих организаций и учреждений Республики Беларусь был присвоен статус национальных

15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял новую Конституцию Республики Беларусь, которая ввела институт президентства.

В 1994 году состоялись первые выборы Президента Республики Беларусь. Президентом Беларуси избран Александр Григорьевич Лукашенко.

7 июня 1995 г. Указом Президента Республики Беларусь утверждены новый Государственный герб и Государственный флаг Республики Беларусь.

24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума внесены изменения и дополнения в действующую Конституцию Республики Беларусь.

8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, принята Программа действий по реализации его положений.

10 октября 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Соглашение об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

27 ноября 2009 года главы трех государств — Беларуси, Казахстана и России — подписали документы о создании Таможенного союза с 1 января 2010 года.

18 ноября 2011 г. была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, а с 1 января 2012 г. вступило в силу Соглашение между Беларусью, Россией и Казахстаном об Едином экономическом пространстве (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане президентами Беларуси, Казахстана и России было подписано соглашение о создании Евразийского экономического союза.

1 января 2015 года вступило в силу соглашение о создании Евразийского экономического союза, к которому присоединилась Республика Армения.

15 января 2016 года в космос успешно запущен первый белорусский телекоммуникационный спутник «Белинтерсат-1».

С 21 по 30 июня 2019 года в Республике Беларусь прошли II Европейские игры. В крупнейшем мультиспортивном форуме этого континента приняли участие более 4000 спортсменов из 50 стран, которые разыграли 200 комплектов наград в 15 видах спорта.

Республика Беларусь как независимое государство принимает активное участие в крупных международных мероприятиях и поддерживает дружественные отношения с рядом стран Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Австралии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *