Почему США в свой состав никого не принимают, а к России никто не присоединяется / КАРТ-БЛАНШ / Независимая газета
Тэги: казахстан, кризис, украина, донбасс, конфликт, русскоязычные, територия, расширение, нато
Фото Reuters
Бурные новогодние события в Казахстане, а также накаляющаяся не первый день обстановка вокруг Донбасса выдвинули на повестку дня для российского руководства необходимость «срочно принимать меры» и «возвращать под контроль единой страны» территории с русскоязычным населением и исконно входившие в состав Российской империи. Но при этом почему-то даже в самых благоприятных для себя условиях Россия другие страны территориально не захватывает, а тех, кто в состав РФ давно просится, не решается присоединить.
А ведь еще продолжается принципиальный конфликт между США и Россией по поводу неизбежного (в который уже раз) расширения Североатлантического альянса. РФ против дальнейшего (а это неизбежно за счет ближайших ее соседей) расширения этого военно-политического блока, а руководство НАТО не считает нужным к доводам Москвы насчет расширения числа своих членов прислушиваться.
Так что же делать? Начну с того, что, когда развалился СССР, ни одна ведущая западная страна по этому поводу не возмутилась, а всячески приветствовала желание бывших советских республик жить независимо. За все эти годы они настойчиво дрейфовали в сторону именно Запада, и никакими «коврижками» в виде кредитов, займов и поставок нефти-газа купить их лояльность Москве не удалось.
И вот теперь дело совсем стало плохо. В НАТО рвутся Украина, Грузия и Молдавия. Не факт, что в стороне останется (если примут Грузию) Азербайджан. Странам Центральной Азии пока вполне хватит и «Партнерства ради мира» с Североатлантическим альянсом, но не исключено, что он доберется и туда. Что вполне объяснимо: ведь с момента распада бывшей Российской империи и СССР ее территория сократилась до размеров, существовавших в середине XVII века, и Москва сегодня там совсем даже не хозяйка.
Да, за последние 30 лет на землях бывшего Союза образовались так называемые непризнанные республики Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, двух в Донбассе, Нагорного Карабаха. И везде у России не просто была и есть возможность присоединить их – люди там массово просятся принять их под российскую защиту. Но… Россия за эти годы территориально расширилась только Крымом. Однако это привело к таким последствиям, что ее нынешнее руководство откровенно побаивается делать какие-либо новые резкие телодвижения – что с непризнанными государствами на постсоветском пространстве, что с чем-то более серьезным и существенным.
При этом модно во всех подобных проблемах обвинять исключительно Соединенные Штаты, которые якобы мешают в том или ином виде возродиться бывшему СССР под российской эгидой. Однако сами США почему-то никак не желают при всей своей «захватнической сущности» присоединять к себе иные земли. Почему?
Существует несколько территорий, которые не первый год могли бы войти в состав Соединенных Штатов. Но именно «штатами» их Вашингтон никак не берет. Остров Пуэрто-Рико, Американское Самоа, Гуам, Виргинские острова, Маршалловы острова – казалось бы, расширяйся, Америка, и никакие ООН с НАТО и БРИКС не пикнут. Но нет: только статус «свободно присоединившихся территорий» – и не больше.
А это значит, что они не имеют в Конгрессе США своих представителей, не могут голосовать за президента страны (и своих у них нет). Но зато все поголовно – граждане Соединенных Штатов и с американскими паспортами идут служить в американскую армию. Да и с соседями – Канадой и Мексикой – ни за территории, ни за пограничные реки-озера Вашингтон воевать не намерен. И уж тем более – расширяться за их счет (правда, в XIX веке американцы, захватив половину Мексики, увеличили площадь своей страны на целых две трети).
Именно подобный вариант «свободно или добровольно присоединившихся территорий» вполне могла бы в отношении непризнанных государств на постсоветском пространстве использовать Россия. Если уж так Москве не хочется окончательно портить отношения с «готовым к конструктивному сотрудничеству» Западом.
Мне много раз доводилось беседовать в Вашингтоне с теми, кто в Соединенных Штатах определяет внешнюю политику, и ключевым моментом для всех них являлась важность не расширения территории страны, а планомерной подготовки из других стран людей, если не напрямую работающих на США, то как минимум невраждебно к Америке относящихся. Как-то в Институте международного образования (IIE) в Вашингтоне мне показали карту, на которой высвечивались 54 страны, в которых в тот момент у власти находились президенты и премьеры, как минимум по разу побывавшие в Америке на тех или иных программах подготовки. То есть фактически в каждой третьей стране мира на вершине государственной власти был «невраждебно настроенный» (как минимум) к Соединенным Штатам человек.
А ведь есть еще вторые-третьи-десятые лица во многих странах, которые обучались в той или иной форме в США. Бывший 10 лет президентом Индонезии Бамбанг Юдойоно показывал мне в Джакарте стразу шесть (!) дипломов об обучении на разных программах (все они – военные) именно в США. Чего тогда удивляться тому, что у Америки при всех ее проблемах и напастях со стороны союзников (пусть и в основном вассалов) их полным-полно, а у России – только собственные армия и флот?
Ведь побежали после распада СССР в НАТО и ЕС постсоветские страны прежде всего потому, что не видят до сих пор ни одной надежной структуры «под Россией» (да и «под Китаем»), которые бы отвечали их что государственным, что чисто человеческим интересам. Поэтому Соединенным Штатам и нет смысла расширять свою территорию. Зато важно, чтобы верхние эшелоны власти в других странах мира работали только на них (и Россия здесь – не исключение). А в таком случае и те же «чужие» деньги, и природные богатства, и прочее само попадает в конечном итоге к американцам – без всяких войн, жертв из числа собственных военнослужащих и присоединения заграничных территорий.
Эпоха Просвещения. Война за независимость в Америке и Французская революция
Начнем с Соединенных Штатов Америки.
🇺🇸 США образовались в конце 18 века во время Войны за независимость.
🇬🇧 Английские колонисты в Северной Америке считались английскими подданными, а не американцами. Для английского правительства колонисты имели большое значение, потому что приносили большой доход.
💰 При этом колонисты требовали и значительных трат от Англии, потому что войны с европейскими державами, которые вела Английская Корона, проходили в том числе и на колониальных территориях, требуя значительного финансирования.
✏️ Очень дорого стоила Англии Семилетняя война в середине 18 века, хоть Англия и получила много территорий после победы.
📃 Чтобы вернуть эти деньги, английское правительство решило привлечь колонистов к отбыванию денежных повинностей и ввело налоги — например, гербовую пошлину на все официальные документы.
😤 Сама пошлина была незначительной, но колонистов возмутило введение налогов без их согласия. В то время действовал принцип no taxation without representation — «нет налогов без представительства».
🙅♂️ То есть, облагать налогом ту часть населения, которая не представлена в парламенте, считалось незаконным. А колонисты в парламенте представлены не были.
🤝 В первый раз сторонам удалось договориться, отправив в Англию Бенджамина Франклина — известного просветителя и ученого. Он смог договориться с английским парламентом об отмене пошлины.
👊 Но через некоторое время Англия ввела ввозную пошлину на некоторые товары, тем самым делая их дороже для колонистов.
🫖 Это привело к восстанию, которое началось с Бостонского чаепития в декабре 1773 года. В Бостон пришел корабль с чаем из Ост-Индии. Несколько молодых жителей Бостона переоделись дикарями, захватили корабль и выбросили весь груз в море.
📄 Англия ответила Бостонским актом с целым рядом ограничений для колонистов, что привело к окончательному разрыву между Америкой и Англией.
👊 Война за независимость началась в 1775 году. Американский конгресс из представителей всех штатов собрался в Филадельфии и поручил командование Вашингтону, армия которого сначала терпела поражение, но постепенно стала брать верх.
🤝 В итоге англичане были вынуждены заключить мир после крупного поражения в Йорктауне. Англия признавала Штаты самостоятельным государством.
📃 Конгресс в Филадельфии принял Декларацию прав, в которой не только заявлялось, что каждый человек имеет право на жизнь и свободную частную собственность, но и обосновывалось право вести войну с Англией.
📜 Это право основывалось на идеях Локка и Руссо.
Получалось, что английский король нарушил свою часть общественного договора, обложив налогом тех, кто не имеет возможности этот налог оспорить. А значит, американские колонисты имели право разорвать общественный договор, став независимым государством.1️⃣ Это было первое в истории практическое применение идей просветителей в политике. Эти принципы развивала североамериканская конституция, которую приняли в 1787 году.
👏 Конституция, помимо самоуправления, разделения властей, полной независимости судей, веротерпимости и экономических свобод, подчеркивала и защищу прав любого гражданина и человека. Фактически конституция США выстроена на идеях французского просвещения.
вех документов | Национальный архив
Первоисточники на этой странице освещают ключевые моменты американской истории или правления. Это одни из самых просматриваемых и востребованных документов в фондах Национального архива.
Хронология
Революция и новая нация
Резолюция Ли
(1776)
Декларация независимости (1776)
Статьи Конфедерации (1777)
Союзный договор с Францией (1778)
Оригинальный дизайн Большой печати США (1782 г.)
Парижский договор (1783 г.)
План Вирджинии (1787 г.)
Северо-Западный указ (1787 г.
)Конституция Соединенных Штатов (1787)
Первая инаугурационная речь президента Джорджа Вашингтона (1789)
Федеральный закон о судебной системе (1789)
90 003
Билль о правах (1791)
Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (1798 г.)
Марбери против Мэдисона (1803 г.)
Гентский договор (1814 г.)
Расширение и реформа
Патент на хлопкоочистительный завод (1794 г.)
Секретное послание Джефферсона Конгрессу относительно экспедиции Льюиса и Кларка (1803 г.)
Договор о покупке Луизианы (1803)
Маккалох против Мэриленда (1819)
Компромисс Миссури (1820)
Доктрина Монро (1822)
Гиббонс против Огден (1824)
Послание президента Эндрю Джексона Конгрессу «О переселении индейцев» ( 1830)
Договор Гваделупе-Идальго (1848 г.
)
Гражданская война и реконструкция
Компромисс 1850 г. (1850)
Закон Канзас-Небраска (1854 г.)
900 10 Дред Скотт против Сэндфорда (1857 г.)
Телеграмма, сообщающая о сдаче форта Самтер ( 1861)
Закон о Хомстеде (1862)
Закон о Тихоокеанских железных дорогах (1862)
Закон Моррилла (186 2)
Прокламация об освобождении (1863)
Общий приказ военного министерства № 143: Создание цветных войск США (1863 г.) 2
Статьи соглашения о капитуляции армии Северной Вирджинии (1865)
13-я поправка к Конституции США: отмена рабства (1865)
Чек на покупку Аляски (1868)
Договор Форт-Ларами (1868 г.)
14-я поправка к Конституции США: гражданские права (1868 г.
)15-я поправка к Конституции США: право голоса (1870)
Закон о создании Йеллоустонского национального парка (1872 г.)
Развитие промышленности США
Патентная заявка Томаса Эдисона на лампочку (1880 г.)
Закон об исключении китайцев (1882 г.)
Закон Пендлтона (1883 г.)
Между штатами Закон о торговле (1887 г.)
Закон Дауэса (1887 г.)
Антимонопольный закон Шермана (1890 г.)
Возникновение современной Америки
Плесси против Фергюсона (1896 г.)
Письмо де Ломе (1898 г.)
Совместная резолюция о присоединении Гавайских островов к Соединенным Штатам (1898)
Поправка Платта (1903)
Следствие Теодора Рузвельта к доктрине Монро (1905 г.)
16-я поправка к Конституции США: Федеральный подоходный налог (1913 г.
) завершение Конституции США: прямые выборы сенаторов США (1913 г.)Закон Китинга-Оуэна о детском труде от 1916 г. (1916 г.)
Телеграмма Циммермана (1917)
Совместное обращение к Конгрессу, приведшее к объявлению войны Германии (1917)
14 пунктов президента Вудро Вильсона (1918)
19-я поправка к Конституции США: право женщин голосовать (1920)
Закон о проекте Боулдер-Каньон (1928 г.)
Великая депрессия и Вторая мировая война
Закон об управлении долины Теннесси (1933 г.)
Закон о восстановлении национальной промышленности (1933 г.)
Закон о национальных трудовых отношениях (1935 г.)
Закон о социальном обеспечении (1935)
Радиообращение президента Франклина Рузвельта, посвященное открытию второй половины Нового курса (1936 г.)
Ежегодное послание президента Франклина Рузвельта (четыре свободы) Конгрессу (1941 г.
) Закон об АСЭ (1941 г.)Указ № 8802: Запрещение дискриминации в оборонной промышленности (1941)
Совместное обращение к Конгрессу, приведшее к объявлению войны Японии (1941)
Исполнительный указ 9066: Результат интернирования американцев японского происхождения (1942 г.)
Приказ дня генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра (1944 г.) 0 Закон о перевоспитании военнослужащих (1944 г.)
Блокнот Манхэттенского проекта (1942 г.)
Капитуляция Германии (1945 г.)
Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.)
9001 0 Капитуляция Японии (1945)
Послевоенные США
Доктрина Трумэна (1947 г.)
План Маршалла (1948 г.)
Пресс-релиз, объявляющий о признании США Израиля (1948 г.)
900 03
Исполнительный указ 9981: Десегрегация вооруженных сил (1948)
Соглашение о перемирии для восстановления южнокорейского государства (1953 г.
)Резолюция Сената 301: осуждение сенатора Джозефа Маккарти (1954 г.)54)
Закон о национальных и оборонных автомагистралях (1956 г.)
Исполнительный указ 10730: Десегрегация в центральной средней школе (1957 г.)
Прощальное обращение президента Дуайта Д. Эйзенхауэра (1961 г.) Предварительный адрес (1961)
Распоряжение 10924 : Создание Корпуса мира. (1961)
Стенограмма официального общения Джона Гленна с Командным центром (1962)
Аэрофотоснимок ракет на Кубе (1962 г.)
Договор о запрещении ядерных испытаний (1963 г.)
Официальная программа марша на Вашингтон (1963 г.)
Закон о гражданских правах (1964 г.)
Резолюция о Тонкинском заливе (1964 г.)
Закон о программе Medicare и Medicaid (1965 г.)
900 10 Закон об избирательных правах (1965 г.)
Примечание о документах, размещенных на этой странице : Эти документы были первоначально отобраны для проекта Наши документы: 100 важных документов из Национального архива, национальная инициатива по американской истории, гражданскому праву и службе. Они были определены, чтобы «помогать нам думать, говорить и учить о правах и обязанностях граждан в нашей демократии… Эти документы отражают наше разнообразие и наше единство, наше прошлое и наше будущее, и в основном наше стремление как нации продолжать стремиться к «более совершенному союзу». В первоначальный список входили только документы, созданные до 1965. В будущем эта страница будет дополнена дополнительными документами, созданными после 1965 года. Исходный список также включал несколько документов из Библиотеки Конгресса ( Federalist Paper No. 10 , Federalist Paper No. 51 , Gettysburg Address , Вторая инаугурационная речь Линкольна ) и Нью-Йоркская публичная библиотека ( Прощальная речь Джорджа Вашингтона ) ».
Миссия США при Организации американских государств
- История
- Организация
- Должностные лица ОАГ
Организация американских государств, старейшая региональная международная организация в мире, ведет свое происхождение от Панамского конгресса, созванного Симоном Боливаром в 1826 г. и Южная Америка. Этот конгресс разработал Договор о вечном союзе, Лиге и Конфедерации, подписанный делегатами, но ратифицированный только Великой Колумбией (нынешние Колумбия, Эквадор, Панама и Венесуэла).
Страны полушария продолжали обсуждение межамериканской системы до конца 19 века. Первый конкретный шаг был сделан в 1889 году, когда в Вашингтоне, округ Колумбия, была созвана Первая международная конференция американских государств. 14 апреля 1890 года делегаты создали Международный союз американских республик «для быстрого сбора и распространения коммерческой информации». Они также учредили Коммерческое бюро американских республик в Вашингтоне в качестве секретариата Союза с участием 18 стран Западного полушария, включая Соединенные Штаты. В 1910 октября Коммерческое бюро стало Панамериканским союзом, а американский филантроп Эндрю Карнеги пожертвовал 5 миллионов долларов на строительство постоянной штаб-квартиры в Вашингтоне, округ Колумбия, которая сегодня является историческим зданием ОАГ на 17-й улице и проспекте Конституции, северо-запад.
Опыт Второй мировой войны убедил правительства полушарий в том, что односторонние действия не могут обеспечить территориальную целостность американских наций в случае внеконтинентальной агрессии. Чтобы ответить на вызовы глобального конфликта в послевоенном мире и сдержать конфликты внутри полушария, они приняли систему коллективной безопасности, Межамериканский договор о взаимной помощи (Договор Рио-де-Жанейро), подписанный в 1947 в Рио-де-Жанейро.
Устав ОАГ был принят на Девятой Международной конференции американских государств в Боготе, Колумбия, 30 апреля 1948 года. Устав ОАГ подтвердил основные права и обязанности государств, провозгласил цели новой организации, учредил ее органы и агентства. Эта конференция также одобрила Американский договор о мирном урегулировании (Боготский пакт) и Американскую декларацию прав и обязанностей человека. Устав ОАГ провозглашает организацию региональным агентством в системе ООН.
Основными целями ОАГ, изложенными в ее Уставе, являются укрепление мира и безопасности; способствовать эффективному осуществлению представительной демократии; обеспечивать мирное урегулирование споров между членами; предусматривать совместные действия в случае агрессии; искать решения политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть; способствовать совместными действиями экономическому, социальному, образовательному, научному и культурному развитию; и ограничить обычные вооружения, с тем чтобы выделить больше ресурсов на экономическое и социальное развитие.
Озабоченность медленным экономическим развитием побудила Соединенные Штаты и 19 других членов ОАГ учредить в 1959 году Межамериканский банк развития. инфраструктура и недостаточно адаптированы к потребности в «социальном» кредитовании, а также в помощи промышленности и сельскому хозяйству. В 1960 году ОАГ приняла Боготский акт, который призывал к приверженности всего полушария экономическому и социальному развитию. Это подготовило почву для поддержки ОАГ Альянса ради прогресса.
В Устав ОАГ 1948 г. вносились поправки четыре раза: Буэнос-Айресским протоколом 1967 г., вступившим в силу в феврале 1970 г.; Картахенским протоколом 1985 г., вступившим в силу в ноябре 1988 г.; Протоколом Манагуа 1993 г., вступившим в силу в марте 1996 г.; и Вашингтонским протоколом 1992 г., вступившим в силу в сентябре 1997 г.
Буэнос-Айресский протокол создал ежегодную Генеральную Ассамблею и предоставил равный статус Постоянному совету; Экономический и Социальный Совет; и Совет по образованию, науке и культуре. Картахенские поправки усилили роль Генерального секретаря; предусмотрены процедуры, облегчающие мирное урегулирование споров; устранены препятствия, связанные с пограничными спорами, для въезда Белиза и Гайаны; и призвал к укреплению экономического и социального развития путем принятия мер по увеличению торговли, расширению международного финансового сотрудничества, диверсификации экспорта и расширению экспортных возможностей.
В соответствии с Манагуанским протоколом был создан Межамериканский совет комплексного развития (CIDI), который заменил Экономический и социальный совет и Совет по образованию, науке и культуре. Ключевые цели CIDI — служить форумом для обсуждения на уровне технической политики вопросов, связанных с развитием, быть катализатором и инициатором деятельности в области развития в соответствии с мандатами, принятыми на саммитах стран Америки, а также укреплять партнерство между странами полушария. Страны ОАГ, чтобы содействовать сотрудничеству в целях развития и помочь искоренить крайнюю бедность в полушарии.