О компетенции Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам
международное право — сравнительное правоведение
Нго Дык Туан
Нго Дык Туан — преподаватель Ханойского университета (Вьетнам)
Нормы компетенции составляют важнейшую часть правового статуса Национального собрания СРВ. Поскольку Национальное собрание является высшим органом государственной власти, постольку обязанности и полномочия Национального собрания закреплены в правовом акте, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции нашей страны.
В юридической науке понятия «обязанности, полномочия» обычно обозначаются термином «компетенция». Понятие компетенции включает ряд элементов, среди которых полномочия и обязанности являются основными.
Начиная с Конституции 1946 г. мы всегда пользовались термином «обязанности и полномочия»‘, чтобы обозначить компетенцию Национального собрания. Новая Конституция закрепила обязанности и полномочия Национального собрания в статье 84, включающей 14 следующих пунктов.
1. Разрабатывать Конституцию и дополнять ее; принимать законы и изменять их; принимать решения по программе создания законов, декретов.
2. Осуществлять верховный контроль в соответствии с Конституцией, законами и решениями Национального собрания, заслушивать доклады о деятельности Президента страны, Постоянного комитета Национального собрания, Правительства, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры.
3. Принимать план социально-экономического развития страны.
4. Определять финансовую и денежную политику; принимать государственный бюджет и распределять его, рассматривать итоги выполнения государственного бюджета, определять, изменять или отменять налоги.
5. Определять национальную политику Государства.
6. Определять организацию и деятельность Национального собрания, Президента страны, Правительства, Народного суда, Народной прокуратуры и местной власти.
7. Назначать, отстранять, увольнять Президента страны, его заместителя, Председателя Национального собрания, его заместителей, членов Постоянного комитета Национального собрания, Премьер-министра Правительства, Председателя Верховного народного суда, Верховного прокурора Верховной народной прокуратуры, изучать предложения Президента страны по организации Совета обороны и безопасности, рассматривать предложения Премьер-министра Правительства по назначению, отстранению, увольнению заместителя Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
8. Принимать решения о создании и роспуске министерств и приравненных к ним органов Правительства, создавать новые, включать, разделять, управлять географическими границами провинций, городов центрального подчинения, создавать или ликвидировать особые административно-экономические зоны.
9. Отменять акты Президента страны, Постоянного комитета Национального собрания, Правительства, Премьер-министра Правительства, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, противоречащие Конституции, законам и постановлениям Национального собрания.
10. Объявлять амнистию.
11. Присваивать ранги и звания в Народных вооруженных силах, присваивать дипломатические и другие государственные ранги, принимать решения по вопросам орденов, медалей, почетных государственных знаков.
12. Определять вопросы войны и мира; вводить чрезвычайное положение, осуществлять другие особые мероприятия для обеспечения обороны и государственной безопасности.
13. Определять в основном внешнюю политику, ратифицировать или аннулировать подписанные международные соглашения или соглашения, в которых страна участвует по предложению Президента страны.
14. Решать вопрос о референдуме в стране 1.
В соответствии с вышеприведенными решениями мы можем сделать вывод, что Национальное собрание — верховный орган власти в нашей стране, имеющий право на решение важнейших вопросов. Никакой другой орган в Социалистической Республике Вьетнам не имеет такой компетенции, как Национальное собрание. Все органы государства должны прямо или косвенно подчиняться Национальному собранию; лишь Национальное собрание является единственным органом, обладающим правом устанавливать стандарты законов, являющихся нормой общественной жизни; от самых высших центральных учреждений до обычных граждан в любом самом отдаленном районе — везде должны выполняться принятые Национальным собранием решения.
Национальное собрание является единственным органом, обладающим правом изменять Конституцию, принимать законы и изменять их статьи.
Конституция — основной закон, имеющий высшую юридическую силу, определяющий организацию государственной власти, политический строй, экономический строй, социальную базу государства, принципы организации и деятельности аппарата государства, права, обязанности, принцип деятельности государственных органов в центре, основные права и обязанности граждан. В этом главный особый характер конституционных решений, поэтому принятие Конституции не может относиться к компетенции никакого другого органа государственного аппарата, кроме Национального собрания
После Конституции следуют законы, определяющие важные социальные отношения и конкретизирующие статьи Конституции. Эти законы также должны приниматься Национальным собранием.
Законотворчество и разработка Конституции — самая главная задача Национального собрания.
Функция законотворчества Национального собрания весьма широка и неограниченна. Оно может принимать любой закон, если посчитает, что регулирование таких отношений правовыми актами необходимо.
Поэтому можно сделать вывод, что любая сфера деятельности, управление обществом со стороны государства должны определяться Национальным собранием в форме законов.Органы государственного управления организуют осуществление законов, принятых Национальным собранием, и самостоятельно издают регулирующие подзаконные документы. Однако когда им приходится самим создавать нормы, регулирующие наиболее общие вопросы, министерства субъективно не могут учитывать интересы всех министерств, комитетов, отраслей, общественных организаций и граждан. В связи с этим можно констатировать, что Национальное собрание имеет больший приоритет, чем другие государственные органы, в осуществлении общих пожеланий всей страны в законодательстве, в создании основы для всей деятельности по управлению обществом со стороны других государственных органов.
Выполняя свои законодательные функции, Национальное собрание реализует также другие обязанности и полномочия. Национальное собрание решает самые основные задачи во внутренней и внешней деятельности государства посредством принятия законов. Оно определяет принципы организации и деятельности государственного аппарата посредством принятия законов, регулирующих обязанности, полномочия, методы создания, в том числе порядок регламента деятельности органов государственного аппарата.
Итак, Национальное собрание имеет полномочия принимать законы по всем сферам деятельности общества. Прежде всего, оно должно принимать законы, ясно обозначенные в Конституции. Это законы, разъясняющие статьи Конституции. Для того, чтобы статьи Конституции могли стать реально действующими, необходимы дополнительные акты по их применению. Затем следуют акты, объясняющие организацию, деятельность центральных и местных государственных органов. Это законодательные акты по организации Национального собрания, организации Правительства, Народного суда и Народной прокуратуры.
Необходимы также дополнительные законы, определяющие государственное управление во всех сферах общества, например, Закон о земле, Закон о морском пространстве и т. д.
В качестве высшего органа государственной власти, возглавляющего все организации, образующие государственный механизм, Национальное собрание должно от имени народа решать все важные проблемы, от которых зависит судьба страны. Это вопросы, относящиеся к войне и миру, особые мероприятия в целях обеспечения обороны и государственной безопасности. Национальное собрание от имени всего народа принимает решения о направлениях развития страны. Это — Закон Национального собрания о плане социально-экономического развития; Закон о проекте бюджета, о распределении государственного бюджета; Закон о финансовой политике, о государственном денежном обращении. Национальное собрание обязано решать проблемы, относящиеся к структуре территории государства, как-то: принятие, раздел, географическое разграничение провинций, городов центрального подчинения, создание или ликвидация особых административно-экономических зон.
Осуществляя верховную власть, Национальное собрание не только акцентирует внимание на решении основных проблем, относящихся к функциям внутренней жизни государства, но и определяет основную внешнюю политику, ратифицирует или отклоняет международные соглашения, которые подписаны или в которых страна участвует по предложению Президента страны.
И наконец, Национальное собрание решает проблему прямого голосования по важным проблемам страны: организует референдум.
Верховная власть Национального собрания заключается не только в том, что оно вводит в действие Конституцию и законы и самостоятельно решает самые главные проблемы страны, но и в том, что Национальное собрание формирует другие высшие органы в государстве: назначает, отстраняет, увольняет Главу правительства, Правительство, Верховный народный суд, Верховную народную прокуратуру, Премьер-министра Правительства, Председателя Верховного народного суда, Председателя Верховной народной прокуратуры; утверждает предложение Президента страны о создании Совета обороны и безопасности; утверждает предложение Премьер-министра Правительства по назначению, освобождению, увольнению заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
Наряду с созданием высших государственных органов, Национальное собрание путем издания законодательных актов определяет полномочия и функции этих органов.
Законы и другие решения Национального собрания, так же, как и Конституция, являются актами Национального собрания. Характер Национального собрания как верховной власти государства проявляется в том, что Национальное собрание осуществляет контроль за деятельностью государственных органов, общественных организаций и всех заинтересованных граждан. Это право Конституция определяет как право верховного контроля (ст. 83).
Проверка, контроль за соблюдением Конституции и законов — одна из важнейших задач, вклад в создание стабильности, порядка и безопасности, сплочение общества. Проверка и контроль за соблюдением законности поручена многим ответственным органам, например Народной прокуратуре, Комитетам народного контроля и государственного контроля и др. Чтобы избежать вмешательства в чужую компетенцию при выполнении этих обязанностей, по Конституции, Национальное собрание сосредоточивает свое внимание только на контроле за деятельностью по соблюдению Конституции, законов и решений Национального собрания в отношении центральных государственных органов: Президента страны, Вице-президента страны, Постоянного комитета Национального собрания, Правительства, Председателей Верховного народного суда и народной прокуратуры.
Именно концентрация на контроле за деятельностью центральных государственных органов — база, создающая верховную контрольную функцию Национального собрания. И именно через этот контроль Национальное собрание осуществляет проверку всей деятельности государственного аппарата.
Вместе с тем, контроль за соблюдением Конституции и законодательства со стороны Национального собрания совершенно отличается от контроля, который по закону осуществляет Прокуратура. Если объектом контроля Национального собрания являются высшие служащие, включая Премьер-министра, его заместителей, министров — членов Правительства, Председателя Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, то Прокуратура осуществляет свой надзор лишь за государственными служащими ниже ранга министра3.
Если контроль, наблюдение за соблюдением Конституции, законодательства — одна из функций государства, которая возложена на Национальное собрание и Прокуратуру, то проверка осуществления, соблюдения Конституции и законодательства, которую осуществляет Госконтроль, — только одна из управленческих забот Правительства; этот контроль носит внутренний характер во всех государственных органах.
По нашему мнению, Национальному собранию следует еще больше сосредоточиться на контроле за деятельностью аппарата исполнительной власти во главе с Премьер-министром, его заместителями и членами Правительства, поскольку именно этот аппарат несет главную ответственность в осуществлении законодательных актов и других актов Национального собрания. Контроль (проверка) деятельности Правительства — особая форма контроля Национального собрания и одновременно — основополагающая деятельность парламента с тех пор, как он возник при буржуазном строе.
Для осуществления этой важной функции Конституцией установлено, что Президент страны, Постоянный комитет Национального собрания, Правительство, Председатели Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры должны постоянно отчитываться о своей деятельности перед Национальным собранием (п. 2 ст. 84 Конституции 1992 г.).
На заседаниях, а также вне их депутаты Национального собрания имеют право обратиться с запросом к Президенту страны, Председателю Национального собрания, Премьер-министру Правительства, другим членам Правительства, Председателям Верховного народного суда и Верховной прокуратуры.
Функция контроля деятельности государственных органов требует непрерывности. Между сессиями Национального собрания эту функцию Конституция поручила Постоянному комитету Национального собрания, Комитету по национальностям и Комитетам Национального собрания.
Контрольная функция Национального собрания всегда связана с конституционной функцией и функцией решения основных социально-экономических проблем Национального собрания. Успешное выполнение их не только позволяет Национальному собранию обнаруживать нарушения соблюдения Конституции, законодательства, но также замечать недостатки, отсутствие реальности в содержании закона, чтобы изменить, дополнить его. Результаты проверок служат основанием для Национального собрания при осуществлении права перестановок, отстранения от должности, увольнения лиц, занимающих высшие посты в государственном аппарате, или поводом для того, чтобы Национальное собрание отменило акты, не соответствующие Конституции, законодательству, которые изданы заинтересованными государственными органами.
* * *
Суммируя вышесказанное, отметим, что Национальное собрание является высшим органом государственной власти, имеющим право решать важнейшие вопросы, относящиеся к внутренним и внешним функциям нашего государства. Полномочия и обязанности Национального собрания можно сконцентрировать в следующие четыре группы:
1) Национальное собрание — единственный орган, имеющий право принимать Конституцию и законы;
2) Национальное собрание имеет право создавать центральные органы государственной власти, устанавливать основные принципы организации и деятельности государственного аппарата;
3) Национальное собрание определяет важнейшие меры в целях строительства, развития, защиты страны, принимает план социально-экономического развития, проект и доклад о выполнении бюджета страны, решает вопросы войны и мира;
4) Национальное собрание осуществляет право верховного контроля деятельности всего государственного аппарата.
1 Конституция СРВ.
2 В ряде стран конституционные нормы принимаются специальным парламентом, называемым Конституционным парламентом.
3 См.: Нгуен Ху Тхуан. Некоторые мысли о реорганизации государственного аппарата // Контроль. 1991. № 5.
Конституции разных стран – Рукописная конституция РФ
Европейский союз
20 октября 2004 года в Риме был подписан Договор о введении Конституции для Европы. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г. 29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка. Тем не менее, эта конституция так и не была принята. На общенациональных референдумах европейских стран она не смогла собрать достаточно голосов в свою поддержку.
Израиль
Хотя Декларация о независимости Израиля содержит в себе указания, что конституция государства должна быть принята не позднее 1 октября 1948 года, противоречия между духовными и мирскими законами Израиля оказались слишком велики, чтобы их все можно было разрешить в одном документе, и единая конституция так и не была написана. К тому же во время работы съезда по созданию конституции Давид Бен-Гурион, бывший тогда премьер-министром Израиля, сказал, что работа над документом должна быть приостановлена до тех пор, пока основная часть евреев не вернётся на свою историческую родину. В настоящее время в Израиле вместо единой конституции действует свод основных законов. Начиная с 1958 года было принято 14 таких актов, 11 из которых остаются в силе. Среди них закон о кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992).
Франция
Конституция Франции официально называется «Конституция 4 октября 1958 года» (Constitution Du 4 Octobre 1958). Вступившая в силу в день, отражённый в её названии, она стала четырнадцатой по счету с 1791 года. Причиной её разработки послужили война за независимость в Алжире и антиреспубликанский мятеж в расположенном там французском экспедиционном корпусе, вызвавшие необходимость усилить полномочия исполнительной власти. Существует мнение, что конституция писалась под генерала Шарля де Голля, который официально был избран президентом после её принятия. Состоящая из 89 статей, в отличие от большинства конституций, она не содержит в себе раздел о правах и свободах. Вместо этого в преамбуле закреплена отсылка к регулирующим эти вопросы Декларации прав человека и гражданина 1789 года и преамбуле конституции 1945 года. Таким образом, французы унаследовали «право на сопротивление угнетению» и «равенство в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий».
Испания
Ныне действующая Конституция Испании (исп. Constitución española) была принята на референдуме, состоявшемся 6 декабря 1978 года. Конституция 1978 года была положительно принята большинством населения Испании и во многом аналогична конституциям других западных стран. Она провозглашает основные права человека, общественные свободы, принцип разделения властей, народного суверенитета и объявляет Испанию социальным, демократическим, правовым государством с политическим строем в форме парламентской монархии. Конституция 1978 предоставила широкие права автономным областям.
Италия
Вступившая в силу 1 января 1948 г. Конституция Италии стала одной из наиболее демократических в современном мире. Около трети от общего объёма основного закона составляют статьи, юридически закрепляющие широкий круг прав и свобод, далеко выходящий за пределы классического списка. Из 139 статей конституции 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. К конкретным нормам добавляются положения идеологического плана. Так, в ст. 1 говорится: «Италия — демократическая республика, основывающаяся на труде», а ст. 2 добавляет, что «Республика признаёт и гарантирует неотъемлемые права человека — как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность, — и требует выполнения неотчуждаемых обязанностей политической, экономической и социальной солидарности». Наиболее оригинальным институтом, предусмотренным конституцией, является «народное вето» в отношении уже действующего закона (ст. 75). Сама конституция называет такое голосование референдумом. Оно может быть проведено по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов для отмены полностью или частично уже действующего закона или акта, имеющего силу закона (например, декрета — закона, акта делегированного законодательства). Применение такого голосования не ограничено временным отрезком от даты вступления акта в силу. Правда, из-под действия данной нормы изъяты законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров. Референдум, проводимый на основе ст. 75 конституции, стал единственной формой такого голосования на национальном уровне. На практике было несколько «волн» «народного вето»: в 1974, 1978, 1981, 1985 гг. и т.д. в отношении более двадцати законов.
Турция
По конституции, Турция является страной, управляемой республикой и в тоже время демократическим, светским, социально-правовым государством, верным принципам и национализму Ататюрка, в котором уважаются права человека. Это основополагающие принципы республики. Демократия, предусмотренная конституцией, является представительной.
Мексика
Основы новой правовой системы заложила демократическая Конституция 1917 г., пронизанная духом антиклерикализма, этатизма и идей солидарности. Конституция Мексики раньше, чем это имело место в развитых капиталистических странах, признала (ст.123) важные социальные права трудящихся: 8-часовой рабочий день, особые условия для женщин и подростков, еженедельный день отдыха, ежегодные отпуска, послеродовой отпуск для женщин и т.д. Впервые провозглашалось право рабочих объединяться в профсоюзы и право на забастовку. Конституция предоставила государству возможность экспроприировать частную собственность в интересах общества, активно вмешиваться в экономические и социальные процессы, заложила правовую основу ликвидации латифундизма. Будучи внушительной по объему, Конституция содержит основные начала почти всех отраслей мексиканского права.
Индия
Действующая Конституция Индии принята Учредительным собранием в 1950 г. Являясь самым большим по объёму основным законом в мире, она представляет соединение конституционно-правовых традиций Великобритании с отдельными положениями конституций США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии и некоторых других стран. С момента принятия в неё внесены многочисленные изменения и дополнения (около 500). Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии с учётом верований населения они приобретают важное значение. Конституция излишне детализирована, но её основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности.
Польша
Половина мира думает, что американская конституция является самой первой конституцией в мире. А на самом деле первая – польская. Но так как её даровал монарх, а не принял народ, многие учёные о ней забывают. Первая польская конституция – самая старая в Европе. Она была принята 3 мая 1791 года, на полгода раньше французской. Согласно конституции, Польша провозглашалась страной под управлением наследственной конституционной монархии и парламента, который избирался на два года. Через год в результате раздела территории между Пруссией, Россией и Австрией Польша утратила самостоятельность, но в 1918 году страна вновь воссоединилась, и 3 мая был провозглашён официальным праздником. Увы, всего на двадцать лет, до следующего захвата и раздела Польши. Социалистическое правительство Польши не приветствовало этот праздник, но патриотически настроенные поляки продолжали отмечать День Конституции и при социализме, хотя и неофициально. В 1990 году Праздник Конституции 3 Мая был возрождён и официально объявлен государственным праздником. Неотъемлемой частью праздника стали благодарственные молебны, проходящие в католических соборах по всей стране. Проходит также посещение мемориалов, организуются концертные программы в театрально-концертных залах и на открытых площадках.
Япония
Конституция принята 3 ноября 1946 г. и вступила в силу 3 мая следующего года. Принятие этого документа явилось результатом поражения Японии во Второй мировой войне. За всю историю в нём не было сделано ни одного изменения.
У японской конституции есть три основных принципа: суверенитет народа, уважение основных прав человека, пацифизм (отказ от войны как суверенного права нации). Эти принципы чётко записаны в преамбуле конституции. Народ является носителем суверенитета. Государственное правление основывается на непоколебимом доверии народа, его авторитет исходит от народа, его полномочия осуществляются представителями народа. У императора нет реальной политической власти, он является символом государства и единства народа Японии..
Принцип уважения основных прав человека существовал в старой конституции, но его возможно было ограничить законами, так как эти права были дарованы императором.
Принцип пацифизма — самая характерная и самая спорная особенность современной конституции Японии. В ч. 1 ст. 9 конституции декларируется, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как способа осуществления государственного суверенитета, а также от угрозы вооружённой силой или применения её как средства разрешения международных споров». В следующей части этой статьи написано, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие виды военного потенциала. Право государства на ведение войны не признаётся». Этот абсолютный отказ от войны не имеет прецедента в практике международных договоров и в конституциях других стран.
Великобритания
В отличие от большинства стран Соединенное Королевство не имеет единого документа с четко прописанными нормами конституционного права. Этот феномен получил название «некодифицированной» или «неписаной» конституции.
Британские знатоки-законники в качестве основного закона признают ряд законодательных актов и обычаев, а именно: парламентские акты, английское общее право, конституционные обычаи, законодательство Евросоюза, королевские прерогативы, постановления суда, статуты, авторитетные труды по юриспруденции. Иными словами, нужны долгие годы учения, а то и научная степень по политологии или праву, чтобы в полной мере понять, как именно управляется Великобритания. Законы туманного Альбиона считаются чрезвычайно туманными, мало демократичными и понятными в сравнении с правом других демократических стран.
Со времен Славной революции основой британского конституционного права является доктрина парламентского суверенитета, согласно которой статуты, принятые в Парламенте, имеют силу высшего закона в последней инстанции. Таким образом, чтобы внести конституционные поправки, Парламенту достаточно принять новый акт. В настоящее время данный принцип подвергается сомнению и критике в свете сотрудничества Соединённого Королевства и Евросоюза.
Ирак
Конституцией Ирака 1925 года ислам признавался официальной религией государства (ст. 13), однако все другие религиозные группы получали гарантии свободного вероисповедания, и ни слова не было сказано о господстве законов шариата. Все вопросы решал обычный гражданский суд согласно законам, а суды шариата могли решать лишь «специальные вопросы». Кроме того, в конституции ничего не говорилось о возможном федеральном устройстве Ирака.
Норвегия
В отличие от других монархий мира, в Норвегии национальным праздником считается не день рождения царствующего монарха, а годовщина принятия конституции (17 мая 1814г., г. Эйдсволл). Конституция Норвегии (с некоторыми поправками) – старейший из действующих в Европе основных законов.
Ливия
В 1977 году в стране была принята декларация, гласившая, что основным законом государства признаётся Коран. Таким образом, духовной конституцией Ливии можно считать Зелёную книгу, написанную Муамаром Каддафи. Истинными законами были признаны обычаи и религия, партии запрещены как инструмент диктаторских правительств, а выборы — как обман демократии. Помимо прочего, данная книга провозглашает непосредственное народное самоуправление — Джамахирию, а все традиционные органы власти отвергаются как фальшивые.
Греция
Конституция состоит из 4 разделов, содержащих в себе 120 статей. Менялась дважды – в 1986 году, когда были урезаны полномочия президента, и в 2001 году, когда в основной текст документа было внесено около 80 поправок. Отличительной особенностью конституции является подробное описание отношений государства и церкви. Согласно статье 3, господствующей религией в Греции является религия Восточной православной церкви Христовой. Отдельная глава посвящена урегулированию статуса Святой горы (горы Афон), «в духовном отношении находящейся в непосредственном ведении Вселенского патриарха». Сейчас обсуждаются предложенные премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом в 2006 году новые поправки, предусматривающие, в частности, введение частного образования, создание Конституционного суда и ограничение неприкосновенности депутатов.
Киргизия
Действующая конституция Кыргызстана была принята на референдуме 27 июня 2010 года, сменив конституцию 5 мая 1993 года. Новый основной закон страны утвердил переход от президентского управления к парламентскому: полномочия исторически полновластного президента были существенно ограничены.
Согласно новой конституции, президент избирается сроком на шесть лет и только на один срок. Несмотря на то, что президент утратил существенную часть своей власти, он всё же не стал чисто формальным главой государства, как во многих других парламентских системах. Президент Кыргызстана может налагать вето и назначать руководителей государственных органов управления.
Раздел второй новой конституции всесторонне освещает права человека, утверждая равноправие мужчин и женщин и запрещая дискриминацию по половому признаку (Статья 16). В Статье 20-й прописаны права заключенных, в том числе, мораторий на смертную казнь и применение пыток.
КНДР
Конституция Северной Кореи была скопирована с конституций коммунистических государств, она очерчивает высоко централизованную схему управления государственными и общественными делами, а также довольно жёсткую систему взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Современная конституция Северной Кореи – это результат конвергенции идей романо-германской и социалистической правовых систем. Внешняя форма конституции КНДР ничем не отличается от структур конституций подавляющего большинства стран современного мира и представляет собой один (единый) кодифицированный документ. Среди наиболее существенных особенностей, привнесённых в конституцию КНДР, можно назвать возвышение идей chuch’e (чучхе) и марксизма-ленинизма. В результате пересмотра предыдущей конституции в конституцию 1992 г. добавлено, что «священная гора революции Пэктусан» должна рассматриваться как национальная эмблема. В Северной Корее указания, исходящие от Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, считаются наивысшим законом, и их весомость превышает даже конституцию или решения Трудовой партии Кореи. Северокорейская конституция в 11 статье предусматривает, что Корейская Народно-Демократическая Республика живёт под руководством ТПК. Устав ТПК, в свою очередь, утверждает в преамбуле, что во всех своих действиях партия подчиняется идеологии чучхе, созданной Великим Вождём Ким Ир Сеном. По конституции Северная Корея имеет судебную власть, основанную на законе о суде нацистской Германии. Основной закон КНДР входит в число конституций с принципиальной позицией расширенной трактовки конституционного регулирования, включив в него вопросы социальной и социально-экономической структуры общества, политической системы и идеологии.
Саудовская Аравия
Основной низам правления Саудовской Аравии – это своеобразный устав, аналогичный конституции, состоит из 9 глав и 83 статей. В 1-й статье Саудовская Аравия провозглашается исламским государством, ислам — государственной религией, а Коран и Сунна — конституцией. Среди прочих положений конституцией возлагается на государство обязанность заботиться о «двух священных мечетях», находящихся в Мекке и Медине, и оказывать помощь совершающим хадж паломникам. Оговаривается, что граждане должны быть преданы монарху и в хорошие времена, и в плохие. Среди декларируемых прав и свобод отсутствует зафиксированное в большинстве конституций право на жизнь.
Вьетнам
Конституция Вьетнама начинается с преамбулы и состоит из 147 статей. В преамбуле провозглашается, что в основе развития социализма во Вьетнаме лежат «идеи марксизма-ленинизма и мысли Хо Ши Мина». Главной опорой республики конституция называет «союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции», указывает, что во главе государства и общества стоит Коммунистическая партия. Интересы граждан представляет Отечественный фронт Вьетнама, воплощающий «единство политического и духовного сознания народа». Экономический строй основан на рыночных принципах с сохранением ориентации на социализм. Хотя понятие «частная собственность» в конституции Вьетнама не встречается, авторы документа используют словосочетание «законная индивидуальная собственность». Национализация данного вида собственности запрещена.
Кабо-Верде
В документе отмечается, что государство поддерживает особые отношения со странами, принимающими трудовых мигрантов из Кабо-Верде. Конституция посвящает отдельную статью компьютерным технологиям — запрещает использовать компьютер для обработки данных, которые касаются конкретных лиц, их политических, философских и идеологических взглядов, вероисповедания, членства в партиях или профсоюзах, личной жизни. Также запрещается присваивать гражданам Кабо-Верде идентификационные номера.
Сан-Марино
Конституцией Сан-Марино считается Законодательный статут республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini), принятый 8 октября 1600 года, и Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино, принятая 8 июля 1974 года. Leges Statutae Republicae Sancti Marini – это самый старый свод законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и содержит в себе шесть книг. Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти. Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер. Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.
Украина
Конституция Украины была принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. За её принятие было отдано 315 голосов из 450 возможных (необходимый минимум – 300 голосов). До 8 июня 1995 года главным законом Украины была Конституция Украинской ССР, принятая в 1978 году и получившая к тому времени множество изменений. 8 июня 1995 года президент страны Леонид Кучма и спикер Александр Мороз, действующий от имени парламента, подписали Конституционное соглашение, призванное действовать до момента принятия новой конституции. Действующая в настоящий момент конституция была принята на парламентской сессии, длившейся всю ночь с 27 на 28 июня. Эта ночь получила полуофициальное название «конституционной ночи 1996 года». Закон № 254/96-ВР, ратифицирующий новую Конституцию и аннулирующий предыдущие конституцию и Конституционное соглашение, был официально подписан в торжественной обстановке в середине июля 1996 года. Тем не менее, согласно правилам Конституционного суда, действующая Конституция вступила в силу в момент, когда были оглашены результаты парламентского голосования, т. е. 28 июня 1996 года, приблизительно в 9 утра по киевскому времени.
Белоруссия
Структура и содержание Конституции Белоруссии во многом навеяны конституциями Запада и опытом самой Белоруссии, накопленным в советский период. Большая часть Конституции устанавливает функции, права и обязанности правительства; целый раздел посвящён правам и свободам граждан и иностранцев, находящихся в стране. В конституцию дважды вносились поправки – в 1996 и в 2004 годах. Два референдума (их легитимность ставится под сомнение независимыми наблюдателями и лидерами оппозиции) увеличили власть президента и упразднили положение об ограничении числа сроков в должности президента для одного человека. Прежде действующий президент страны не мог занимать эту должность более двух сроков подряд. Количество проголосовавших за отмену данного положения составило 77,3{558cfc34860e1026a57ac76d37c3532ceb53d601450dfdd6e8fc2a17bc11e681} при практически 90{558cfc34860e1026a57ac76d37c3532ceb53d601450dfdd6e8fc2a17bc11e681}-ной явке на референдум. Иностранные наблюдатели также замечают, что некоторые из действующих в стране законов и указов противоречат конституции, но тем не менее остаются в силе.
Уругвай
Конституция страны состоит из 19 разделов, разделённых на 332 статьи и переходных положения. Одна из статей посвящена воде, которая называется жизненно важным природным ресурсом. Право на доступ к чистой питьевой воде провозглашается одним из основных прав человека. Предусматривается, что сфера водоснабжения и очистки воды должна находиться в ведении государства. Функции конституционного контроля осуществляет Верховный суд. Поправки принимаются на референдуме.
Ватикан
Государство-город Ватикан не имеет кодифицированной конституции. Она состоит из Основного закона на 2001 год и актов, утверждённых Папой после латеранских соглашений: закона об источниках права, который предусматривает, что главными источниками права Ватикана являются Кодекс канонического права и апостолические постановления, законы, принятые Папой или делегированной им властью; Закона о праве гражданства и праве пребывания; Закона об административном устройстве; Закона об экономической, торговой и профессиональной организации, устанавливающего наличие собственной валюты Ватикана; Закона об общественной безопасности. Конституционное значение имеет также политический договор между Святым престолом и Италией 1929 года и Кодекс канонического права – в части регулирования формирования и деятельности органов римско-католической церкви, которые одновременно входят в систему управления Ватикана. Новый основной закон был откорректирован Папой Иоанном Павлом ІІ 26 ноября 2000 года и вступил в силу 22 февраля 2001 года. Данный закон полностью заменяет собой раннее действовавший основной закон 1929 года № 1, изданный Папой Пием XІ. Из нового основного закона, представляющего собой весьма лаконичный документ из 20 статей, следует, что он имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат. Вместе с тем, в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить основной закон или заменить его на новый.
Мальта
Конституция провозглашает страну «нейтральным государством, активно стремящимся к миру», придерживающимся политики неприсоединения и отказывающимся входить в какие-либо военные союзы. Запрещает размещать на территории страны иностранные военные базы и личный состав. Верфи могут использоваться только для ремонта военных кораблей «в разумных пределах по времени и количеству» и полностью закрыты для военных судов «двух сверхдержав» (конституция не уточняет каких). В тексте конституции также содержится упоминание о Георгиевском кресте, которым в 1942 году наградил Мальту британский король Георг VI за героизм в борьбе с фашизмом.
Куба
Конституция Кубы провозглашает Компартию руководящей и направляющей силой государства и общества, а построение государства предусматривается на принципах социализма, антиимпериализма и пролетарского интернационализма. Документ закрепляет за гражданами широкий набор прав и свобод, но при этом существует оговорка, что ни одно из них не может быть реализовано «вопреки существованию и целям социалистического государства или вопреки решению кубинских людей строить социализм и коммунизм». Конституционный надзор осуществляет Национальная ассамблея, высший орган власти в стране. Она же вносит поправки в конституцию, которые должны получить одобрение двумя третями голосов. Изменения в основной закон вносились в 1978, 1992 и 2002 годах. В последнем случае в документе было закреплено положение о незыблемом характере социалистического строя.
Шри-Ланка
Действующая конституция установила название страны – Социалистическая Демократическая Республика Шри-Ланка (до принятия конституции государство было известно как просто Шри-Ланка, или остров Цейлон) и закрепила переход к президентской форме правления от парламентской. В документе закреплено положение буддизма как ведущей религии страны. Поправки в Конституцию принимаются Верховным судом (для принятия поправке необходимо набрать две трети голосов), а наиболее важные изменения выносятся на референдум.
Сент-Винсент и Гренадин
Конституция государства содержит в себе подробные указания на то, что является территорией страны (так как государство островное, то для крупных островов приводятся названия, а для мелких островов и рифов – координаты). Стихийные бедствия не редкость в стране, поэтому в документе подробно прописано, что является основанием для введения чрезвычайного положения. Помимо войны, в этот перечень внесены также извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения, пожары, эпидемии.
Тувалу
Тувалу – одно из самых маленьких государств в мире. В конституции страны указываются точные координаты местонахождения государства. Сам документ отличается большой детализацией. Так, помимо традиционных положений, в тексте содержится своеобразный словарь, объясняющий понятия «год» (период длительностью 12 месяцев), «запись» (любой метод воспроизведения слов в визуальной форме), «государственный служащий» (лицо, состоящее на государственной службе) и пр. Многие из 173 статей разбиты на пункты и подпункты. Так, для указываемого в документе права на жизнь приводятся пять исключений, а для права на личную свободу – тринадцать исключений.
Могила моряка во Вьетнаме
Моряк Уильям Кук был тяжело болен в течение длительного времени, когда умер 10 мая 1845 года на борту USS Конституция . Член корабельного музыкального оркестра, Кук страдал от дизентерии, но, возможно, также болел туберкулезом.
В то время оба заболевания были распространены среди членов экипажа USS «Конституция ». Четверо других умерли именно от дизентерии во время долгого пересечения Конституции Индийского океана с Мадагаскара в начале того же года. Еще двое умерли от туберкулеза во время других переходов корабля вокруг земного шара между 1844 и 1846 годами. Вполне вероятно, что другие неустановленные смерти во время двухлетнего плавания были вызваны одной или обеими болезнями.
Однако, в отличие от многих его товарищей по кораблю, которые погибли в открытом море и были похоронены в море, Кук умер в день, когда корабль прибыл в залив Турон, Кохинхина, недалеко от современного Дананга, Вьетнам. На следующий день лейтенант Джон Дейл написал в своем дневнике, что Кук «был похоронен на берегу, у подножия высокого мыса, образующего юго-западную сторону залива. Кочинцы, конечно, не такие фанатичные, как некоторые христиане, поскольку они разрешили сделать могилу в одном из своих собственных захоронений — за вознаграждение в размере 2 долларов с обещанием присматривать за ней!»
И они присматривали за ним. На следующие 160 лет.
Неизвестно, знали ли когда-нибудь вьетнамцы Кука по имени, но для последующих поколений могила Кука стала чем-то вроде святыни. Дома духов, построенные, обслуживаемые и перестроенные в течение следующего столетия, по-прежнему ассоциировались с моряками и стали регулярной остановкой для местных рыбаков, которые совершали там подношения и молились за безопасные и успешные плавания.
Вернувшись в Соединенные Штаты, смерть Кука и его похороны за границей были в значительной степени забыты до 19 века.60-х, когда Америка оказалась втянутой в войну во Вьетнаме. В ходе конфликта между 1959 и 1975 годами погибло более 58 000 американских военнослужащих. История Кука привлекла внимание американских ветеранов, побывавших в Дананге, в поисках смысла и завершения после катастрофической войны.
Среди всей ужасающей статистики той войны, оказывается, что моряк USS «Конституция » Уильям Кук был первым американским военнослужащим, похороненным во Вьетнаме, более чем за 100 лет до начала войны Америки во Вьетнаме.
Кроме того, регион, где был похоронен Кук, имел горькое значение для многих ветеранов США. Гора Шон Тра, «высокий мыс», описанный лейтенантом Дейлом, стала известна американским войскам как «Обезьянья гора». На вершине горы находился американский узел связи, и тысячи американцев служили на авиабазе, расположенной в Дананге, до того, как в марте 1975 года город был захвачен северными вьетнамцами.
Райт Грегсон, ветеран, который влюбился со страной, много раз возвращался во Вьетнам в течение десятилетий после войны и узнал о могиле Кука от жителей Дананга. В 19В 90-х годах он посетил могилу, задокументировав построенную там святыню. В 2019 году Грегсон, который умер в июле 2022 года, поделился своими фотографиями святыни с Музеем конституции USS и Командным отрядом военно-морской истории и наследия Бостона.
Вид на залив Турон из святилища на могиле Уильяма Кука. Фото Райта Грегсона.В 2000 году еще одна группа американских ветеранов войны во Вьетнаме вернулась в Дананг, чтобы найти могилу. Возглавляемая Деннисом О’Брайеном, который тогда работал в Департаменте по делам ветеранов штата Массачусетс, группа узнала о могиле Кука из отчета о похоронах в Самый удачливый корабль , исчерпывающая история USS Конституция, написанная бывшим командующим Конституцией Таем Мартином. Не зная, есть ли какой-либо указатель на могиле, группа попыталась найти это место и увековечить его память. В то время они не знали, как их усилия могут быть восприняты и будут ли они остановлены местными властями. Выдавая себя за рыбаков с местным гидом, они в конце концов нашли тот же храм в морской тематике, который сфотографировал Грегсон. Отчет об экспедиции из первых рук, написанный одним из членов группы, Питером Кнайзелем, позже был опубликован в журнале Boston Globe Magazine.
В своем отчете Кнайзель сообщил, что личность могилы Кука была подтверждена для них местным военным полковником. Сначала полковник с подозрением отнесся к их присутствию, но после того, как они сознались в своем местонахождении, он поделился этой историей. Кнайзель сообщил, что полковник сказал: «Почему вы не спросили меня раньше? Я никогда не верил, что ты ловишь рыбу. Полковник рассказал им, как из поколения в поколение передавалась история о похороненном здесь американском моряке. Об этом ему рассказала бабушка.
К сожалению, в какой-то момент после визита других ветеранов в 2000 году святыня, по-видимому, была разрушена и снесена бульдозерами для строительства нового курорта с видом на залив примерно в 2010 году.
Эта статья была стало возможным благодаря гранту Национального фонда гуманитарных наук «Поддержка гуманитарных наук с помощью американского плана спасения» (#SHARP): демократия требует мудрости. Любые взгляды, выводы, выводы или рекомендации, изложенные в этой статье, не обязательно отражают точку зрения Национального фонда гуманитарных наук.
Автор(ы)
Карл Херцог
Общественный историк , Музей конституции USS
Карл Херцог – общественный историк в Музее конституции USS.
Вьетнам — IWGIA — Международная рабочая группа по делам коренных народов
Написано . Опубликовано во Вьетнаме
Вьетнам как многоэтническая страна насчитывает 54 признанных этнических группы, 53 из которых являются этническими меньшинствами (ЭМ). Эти группы включают примерно 14,1 млн человек, или около 14,7% от общей численности населения страны, составляющего около 9 человек.6 миллионов. Каждая группа EM имеет свой особый язык, культуру и традиции. Термин «этнические меньшинства» часто используется взаимозаменяемо с «коренными народами» международными агентствами, работающими во Вьетнаме.
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано во Вьетнаме
Будучи многоэтнической страной, Вьетнам насчитывает 54 признанных этнических группы, 53 из которых являются группами этнических меньшинств (ЭМ).
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано во Вьетнаме
Будучи многоэтнической страной, Вьетнам насчитывает 54 признанных этнических группы, 53 из которых являются группами этнических меньшинств (ЭМ). Эти группы включают примерно 14,1 миллиона человек или около 14,7% от общей численности населения страны, составляющего около 9 лет.6 миллионов. Каждая группа EM имеет свой особый язык, культуру и традиции. Термин «этнические меньшинства» часто используется взаимозаменяемо с «коренными народами» международными агентствами, работающими во Вьетнаме.
Все EM имеют вьетнамское гражданство, и конституция Вьетнама признает, что все люди имеют равные права. Среди сообществ EM выше доля людей, живущих в бедности. Уровень многомерной бедности в Северных горах и Центральном нагорье, где проживает большинство РР, более чем в два раза выше, чем в среднем по стране. Доля лиц без документов об образовании в группах ЭМ в два раза выше, чем среди этнических групп кинь и хоа (китайско-вьетнамских).