Кто открыл африку википедия: Ошибка 403 — доступ запрещён

210 лет со дня рождения исследователя Африки Давида Ливингстона

1977

Добавить в закладки

Давид Ливингстон. Портрет маслом Фредерика Хэвилла, 1896 г. Источник: Национальная портретная галерея (Лондон) / Wikipedia

 

19 марта 1813 г. родился шотландский путешественник, член Лондонского королевского общества Давид Ливингстон, открывший водопад Виктория, исследовавший впадины Калахари, бассейн реки Замбези и другие природные объекты Южной и Центральной Африки.

Давид Ливингстон родился в окрестностях Глазго в семье уличного торговца чаем. Уже в десять лет мальчик постиг труд рабочего на текстильной фабрике. Он работал по 14 часов, успевая при этом учиться в вечерней школе. В 19 лет он присоединился к Лондонскому миссионерскому обществу, предоставившему ему стипендию на обучение. Ливингстон окончил Колледж Андерсона, получил диплом врача в Университете Глазго.

Долгие путешествия Ливингстона начались в 1840 г., когда Лондонское миссионерское общество направило его в Южную Африку. Он изучал географию, историю и этнографию. В городе Курумане, расположенном на берегу реки, он основал базу для миссионерской деятельности и в течение семи лет организовывал миссионерские станции, путешествуя по стране бечуанов. Тогда Давид Ливингстон поставил себе цель изучить все реки Южной Африки, чтобы пускать по ним корабли и развивать торговые отношения. Поэтому Ливингстона называют «Ищущий реки».

Он занимался исследованиями Африки до конца своих дней. В своих экспедициях он открыл водопад Виктория, озера Ширва, Бангвеулу, реку Луалабу, установил, что пустыня имеет форму чаши, а «прекрасное и обширное» озеро Нгами, о котором он услышал от африканцев, питается дождевыми потоками, которые текут из вод реки Окаванго. За всю свою жизнь он прошел пешком более 50 тыс. км, собрав впечатляющее количество научных знаний и наблюдений в области ботаники, экологии, геологии и этнографии.

Давид Ливингстон был первым, кто решительно выступил в защиту темнокожего населения Африки на таком высоком уровне. Жители Африки почитали Ливингстона, но, к сожалению, его открытия использовали колонизаторы, пытавшиеся подчинить Британской колониальной империи территории от Египта до Южной Африки.

Исследователь ушел из жизни в 1873 г., находясь в Африке. Там, неподалеку от озера Бангвеулу, было решено захоронить его сердце. Тело покоится в королевской усыпальнице Англии. Дневники о последней экспедиции опубликованы под названием «Последнее путешествие Давида Ливингстона».

Встреча исследователя Давида Ливингстона со львом в Африке в 1845 г. — выжил. Источник: Национальная фототека истории / Getty Images Hungary / Index

 

Иллюстрация на главной странице: встреча исследователя Давида Ливингстона со львом в Африке в 1845 г. — выжил. Источник: Национальная фототека истории / Getty Images Hungary / Index

Автор Анастасия Ибрагимова

Автор Ольга Скибина

давид ливингстон исседования африки водопад виктория

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

В 1958 году в Бельгии открыли человеческий зоопарк

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

18.02.2023 07:00

Поделиться

Игорь Елков

В начале 1958 года в Брюсселе стали монтировать павильоны Expo-58. Всемирная выставка стартовала 17 апреля и продолжалась до конца октября.

1958 год, добрая посетительница «человеческого зоопарка» в Брюсселе угощает бананом девочку из Конго. / Wikipedia

Из-за послевоенной разрухи подобных выставок долго не проводили, поэтому каждая страна постаралась подать себя с лучшей стороны. Мы представили модель атомного ледокола «Ленин», показали «Волгу», «Чайку», ЗИЛ-111, «Москвичи», первый в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета».

Американцы в Брюссель привезли компьютер и студию цветного телевидения.

Сами бельгийцы на правах хозяев постарались всех переплюнуть. И у них, можно сказать, получилось, ведь самым запоминающимся достижением стал… человеческий зоопарк.

Приходи на меня посмотреть

Бельгийское министерство колоний устроило «конголезскую деревню». Для чего в Европу доставили 700 жителей Конго, которых вырядили как дикарей. Их охраняли вооруженные секьюрити, не позволяя покидать деревню-зоопарк. Но верхом цинизма был бюст короля Леопольда II перед входом. Ведь именно он установил в Конго режим, который сегодня назвали бы геноцидом.

А началось с внешне безобидной экспедиции в Африку, где бельгийцам удалось договориться с местными вождями. За один кусок ткани в месяц те беспечно передавали весь суверенитет и права управления над своими землями. После чего было провозглашено Свободное государство Конго, сувереном которого стал Леопольд II. Что интересно — король выступал как частное лицо, т.е. это была даже не колония Бельгии (колонией она станет позже), а «частное государство». Где тут же начался беспредел. Все население бросили на добычу каучука: каторжный труд на плантациях гевеи. Тех, кто не выполнял норму, секли плетьми, бросали в тюрьмы.

Солдатам приказали отчитываться за каждый патрон: выстрелил — принеси руку убитого. Те быстро сообразили, что можно предъявлять корзину отрубленных рук и тем самым отчитываться за боекомплект. Копеечный патрон ценился намного дороже жизни африканца.

Бельгийские девочки играют с негритенком, купленным родителями в человеческом зоопарке. Фото: Соцсети

Корзина рук — не метафора. В Конго рубили руки взрослым и детям. Деревня не выполнила норму по сбору каучука? Наказать! А для отчета — две корзины рук. И что удивительно: изуверства никто не скрывал. Напротив, искалеченных фотографировали, о них публиковали репортажи в газетах. Как назидание: соберешь мало каучука — изувечим. Сохранилась пронзительное фото: отец сидит на деревянном помосте, перед ним отрубленные кисти рук его ребенка. Плохо работал.

Часто целые деревни-«должники» сжигали, а их население истребляли. За 40 лет бельгийского владычества население Конго сократилось с 11,5 до 10 млн человек. Впрочем, многие исследователи считают эти цифры сильно заниженными. Называют другие: от 3 до 15 млн. Теперь вы понимаете, какая в 1958 году это была пощечина для Конго? В центре Европы выставили людей в качестве полуживотных под бюстом кровавого короля, на чьей совести миллионы убитых и изувеченных.

Прямо в ходе Expo-58 конголезцы возмутились и потребовали людей из «человеческого зоопарка» отправить домой.

Почти как люди

Мнения европейцев разделились. Принято считать, что прогрессивная общественность встала на сторону людей из зоопарка. Общественность, может, и встала, но формы проявления милосердия были разными. Вот еще одно красноречивое фото: добрые посетители через забор угощают бананами деток, которых держат в качестве экспонатов Hunan Zoo.

Хозяин Конго Леопольд II. Виновенв смерти от 3 до 15 млн человек. Фото: GettyImages

Впрочем, для европейцев 1950-х ничего неестественного в «человеческом зоопарке» не было. С конца XIX века такие шоу были повседневностью Антверпена, Лондона, Барселоны, Милана, Гамбурга и Нью-Йорка. Выставляя, конечно, не только африканцев. В Германии обожали поглазеть на лапландцев. В Нью-Йорке звездой местного зверинца был пигмей из Конго (да, и опять из Конго!) Ота Банга. Он из племени мбути, 23 года, жена, двое детей. Как-то пошел на охоту, а когда вернулся, оказалось, что его семью, как и все племя, перебили солдаты. Банга заковали в цепи и в клетке доставили в американский Сент-Луис. На выставку, где он стал частью антропологической экспозиции. Как «переходная эволюционная форма, наиболее близкая к людям». Потом перевезли в Нью-Йорк, где держали среди обезьян. Причем с подтекстом: как пасквиль на дарвинизм.

В конце концов пастору церкви для чернокожих удалось доказать, что Банга — человек. Его выпустили из зоопарка, но на воле у парня случился нервный срыв. И он застрелился.

Только для белых

Можно, конечно, сказать: да когда это было! Не так уж и давно. Как метко заметил журналист Дмитрий Киселев: «Если бы я был бельгийцем, то в четырехлетнем возрасте родители могли бы отвести меня в Бельгии в человеческий зоопарк. Представляете? По историческим меркам совсем недавно в столице Евросоюза и НАТО выставляли напоказ людей вперемешку с животными».

Но в ту эпоху отличилась не только Европа. За год до Expo-58 в США применили армию. На первый взгляд, ничего особенного, Америка после Второй мировой войны 200 раз развязывала войны в 150 регионах планеты. Но это был особый случай.

Обычно американцы не воюют на своей земле. Но в середине 1950-х случилось невиданное. Один афроамериканец попытался добиться в суде права на обучение ребенка в школе для белых. Его 8-летняя дочь ездила в школу для черных на другой конец города, в то время как школа была рядом. Но школа была только для белых. Суд он проиграл, но подобные иски посыпались во всех Штатах. Дошло до Верховного суда, который в 1954 году постановил отменить расовое деление в школах. Но оказалось, выиграть дело и провести детей в школу — не одно и то же. В городке Литл-Рок чернокожих школьников не пускали в школу не только расисты-родители, но и войска. Это не шутка: губернатор штата приказал частям нацгвардии охранять школу, чтобы туда не проникли черные. В противовес президент Эйзенхауэр ввел в город федеральные войска: 101-ю воздушно-десантную дивизию «Кричащие орлы».

От боев нацгвардейцев с десантниками спасло чудо: губернатора через суд заставили отозвать свои войска. Тем не менее осенью 1957 года 1200 десантников два месяца сопровождали темнокожих детей в школу и из школы, а также охраняли их в коридорах.

Интересно, можно представить нечто подобное в СССР? Представителей малых народов, выставленных в зоопарках в центре больших городов? Спецназ, который пробивает дорогу подростку какой-то одной национальности, которого не пускают в школу представители других народов?

Не помните сами — спросите у родителей, дедушек и бабушек. Вот смеху-то будет.

…Сегодня «Кричащие орлы» размещены на границе с Украиной — в Румынии, им приказано быть «первой линией обороны на случай столкновения с Россией».

В Брюсселе о Expo-58 напоминает только скульптура Атомиум: гигантская модель кристалла железа. Она привлекает миллионы туристов. С человеческими зоопарками вроде бы там покончено. Но память о них осталась, а с ней и вопрос: а эти люди точно имеют моральное право учить нас (да и весь мир) морали и устанавливать критерии цивилизованности?

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №34(8979)

Поделиться

ИсторияЕвропа

Африка: что в названии?

Африка является вторым по величине континентом в мире, как по размеру, так и по количеству, после Азии. На его территории расположены 54 страны и девять территорий. Более 1,11 миллиарда человек называют Африку своим домом и называют себя африканцами. Африка, и будучи африканцем, стала основной частью идентичности миллионов жителей континента, но откуда взялось это слово, с которым у многих такая эмоциональная связь?

Точное происхождение слова «Африка» вызывает споры, но многое о ее истории известно. Мы знаем, что слово «Африка» впервые было использовано римлянами для описания той части Карфагенской империи, которая находится на территории современного Туниса. Когда римляне завоевали Карфаген во втором веке до н. называется Нумидия).

Все историки согласны с тем, что именно римляне использовали термин «Африка» для обозначения частей Туниса и Северного Алжира, что в конечном итоге, почти 2000 лет спустя, дало континенту его название. Однако среди ученых нет единого мнения относительно того, почему римляне решили назвать эти провинции «Африкой». За прошедшие годы небольшое количество теорий набрало обороты.

Одно из самых популярных предположений о происхождении термина «Африка» состоит в том, что оно происходит от римского названия племени, живущего в северных пределах Туниса, которое, как полагают, могло быть народом берберов. Римляне по-разному называли этих людей «афри», «афер» и «ифир». Некоторые считают, что «Африка» — это сокращение от «Africa terra», что означает «земля африканцев». Однако в первоисточниках нет свидетельств того, что термин «Африка-терра» использовался для описания региона, а также нет прямых доказательств того, что именно от имени «Афри» римляне получили термин «Африка».

В начале шестнадцатого века знаменитый средневековый путешественник и ученый Лев Африканский (аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Вазан), объехавший большую часть Северной Африки и подробно рассказавший обо всем, что он там видел, предположил, что название «Африка Произошло от греческого слова «а-фрике», означающего «без холода» или «без ужаса». В том же духе другие историки предположили, что римляне могли получить это название от латинского слова «солнечный» или «жаркий», а именно «априка». Однако, откуда именно римляне получили название «Африка», до сих пор ведутся споры.

Реконструкция карты мира Геродота (ок. 484–425 до н. э.), на которой Северная Африка обозначена как Ливия. Источник изображения: www.mlahanas.de

На протяжении большей части своей истории римское слово «Африка» использовалось не для описания континента в целом, а для описания лишь очень небольшой части Северной Африки, которая сегодня представляет собой северную части Туниса. До конца шестнадцатого века существовало множество названий, используемых для описания различных составных частей северной половины Африки, причем наиболее распространенными были «Ливия», «Эфиопия», «Судан» и «Гвинея». использовал.

Для древних греков почти все, что южнее Средиземного моря и западнее Нила, называлось Ливией. Это также имя, данное древними греками берберам, которые занимали большую часть этой земли. Древние греки считали, что их мир был разделен на три больших «региона»: Европу, Азию и Ливию, центр которых находился вокруг Эгейского моря. Они также считали, что разделительной линией между Ливией и Азией является река Нил, из-за чего половина Египта находилась в Азии, а другая половина — в Ливии. На протяжении многих столетий, даже в период позднего средневековья, картографы следовали примеру Греции, проводя Нил в качестве разделительной линии между массивами суши.

Ранние арабские картографы, как правило, подражали грекам в использовании их термина «Ливия» для обширных участков Северной Африки за пределами Египта. Позже арабские картографы стали называть районы к югу от Сахары, простирающиеся от реки Сенегал до Красного моря, Билад аль-Судан, «землей черных», откуда и произошло название современного Судана.

Изображение разделения мира в седьмом веке в символической форме. Напечатано в 1427 году в Аугсбурге. Источник изображения: wikipedia.org

Некоторые европейские картографы, склонные отдавать предпочтение латинским производным, предпочитали римские термины для региона, используя слово «Африка» для обозначения северной части суши, а не греческий термин «Ливия», хотя Ливия по-прежнему использовалась многими. В средние века христианские картографы приняли греческое деление мира на три больших региона, окружающих Эгейское море. Однако средневековые картографы отодвинули это понимание от географической концепции мира к более метафорическому пониманию. Они привязали каждый регион к одному из потомков Авраама, отдав Азию Симу, Европу Иафету и Африку Хаму. Это трехчастное представление о мире было представлено в крайне абстрактной и символической, а не географической форме, как показано на изображении выше.

В пятнадцатом веке, после того как португальцы обогнули мыс и вступили в контакт с христианской империей Абиссинии, греческий термин Эфиопия, означавший «земля темнокожих или обожженных», использовался греческими картографами для обозначения земля ниже Египта и Сахары, был снова возрожден, чтобы в общих чертах описать всю тропическую область континента ниже Сахары.

Карта мира из Атласа Портолана, 1544 год, на которой показана лишь небольшая часть Северной Африки, отмеченная как «Африка». Источник изображения: wikipedia.org

Примерно в то же время португальцы стали называть всю Западную Африку ниже Сахары Гвинеей, землей, населенной народом Гиннесс. Гиннесс был общим термином, используемым для чернокожих, в отличие от более коричневых людей большей части Северной Африки. Термин Guiné, или английская Гвинея, стал еще более популярным для описания региона Западной Африки, доступного из Гвинейского залива.

До середины семнадцатого века термины Гвинея и Эфиопия или Эфиопия широко использовались для описания земель к югу от Сахары. Ливия обычно использовалась для обозначения северо-запада Африки над Сахарой. Африка использовалась, иногда вместо Ливии, для обозначения северо-запада Африки, а иногда вместе с Ливией для обозначения центрального и северного региона Африки, который сегодня преимущественно оккупирован Тунисом.

До конца шестнадцатого века «Африка» использовалась только для обозначения одной части большой суши, составляющей континент, прежде всего территории, занятой Тунисом и Марокко. На протяжении большей части своей истории Африканский континент, каким мы его знаем сегодня, имел множество названий для всех своих различных составляющих, ни одно из которых не использовалось для описания суши в целом.

Карта Германа Молля 1736 года, на которой мир разделен на континенты, написанные жирным шрифтом, где Африка отмечена как название континента. Источник изображения: wikipedia.org

Только в шестнадцатом и семнадцатом веках, в эпоху европейских исследований, начала формироваться концепция континентов как смежных массивов суши, граничащих и разделенных океанами. По мере того, как европейские исследования открыли идею континентов, картографы начали давать единые географические названия целым континентам. К концу семнадцатого века название «Африка» преобладало над другими, обойдя такие названия, как Гвинея, Ливия или Эфиопия, и стало названием всего континента, каким мы его знаем сегодня. Почему Африка победила все другие, часто более популярные, названия, неясно, хотя некоторые историки утверждали, что это связано с тем, что в семнадцатом и восемнадцатом веках предпочтение отдавалось латинским терминам, а не всем остальным.

Слово «Африка» было маркером на континенте на протяжении тысячелетий, но его господство над континентом и его место в качестве названия для всех людей, живущих на нем, — это совсем недавнее явление.

африканцев получили право писать и редактировать статьи в Википедии о своих странах и культуре через чтение Википедии.

Однако, когда о городе Париже содержится больше информации, содержащейся в Википедии, чем о всем африканском континенте, существует значительный риск того, что молодые африканцы начнут воспринимать дом как «отдельную историю».

Бобби Шабангу из Викимедиа на конференции WikiAfrica AfroCuration, Йоханнесбург, 2019/Адама Санне

Кроме того, огромное количество контента в Википедии об африканской культуре, языках, географии и многом другом написано жителями Запада. Неизбежное отсутствие культурного контекста, присущее повседневному опыту африканцев, может привести к стереотипизации — снова превращению одной маленькой части африканской истории в целую историю.

Образовательная программа WikiAfrica, основанная Moleskine Foundation, направлена ​​на развитие творчества и интереса к культуре в африканских школьных программах путем обучения учащихся подготовке и отправке, а также редактированию статей в Википедии.

С 2006 года в рамках программы WikiAfrica студенты предоставили 40 000 материалов, включая статьи, а также аудиоклипы, правки, фотографии и многое другое. Примечательно, что многие из наиболее подробных из этих представлений были на африканских языках, таких как isiXhosa.

Соучредитель Moleskine Foundation Адама Саннех, родившийся в Италии, сын гамбийско-сенегальского отца, понимает, что творчество создает культуру, а культура — это сила, меняющая общество.

Самопровозглашенный ботаник, которого в детстве тянуло к культуре, искусству и философии за пределами Милана, он основал Moleskine Foundation, чтобы попытаться побудить африканцев изменить динамику власти в Интернете и в их повседневной жизни. жизни.

«Мы стремимся вдохновить молодых людей с континента и за его пределами, особенно говорящих на африканском языке, превратиться из пассивных потребителей знаний в активных производителей знаний», — говорит Санне, которая затем объяснила поразительный информационный разрыв между Парижем и Африкой.

«Когда мы смотрим на записи на африканских языках, ситуация становится еще более мрачной. Таким образом, очевидно, что идея состоит в том, чтобы что-то с этим сделать, и с этим культурным и восходящим подходом идея состоит в том, чтобы действительно вдохновить молодых людей стать производителями знаний, говорить об их окружении, говорить о своих знаниях, и особенно делать это в их языки», — сказал он GNN.

Не стертый из истории

Адама Санне (крайний слева)

Разочарованный традиционным подходом НПО к развитию и помощи в Африке, из-за которого Санне чувствовал, что он находится на «неправильной стороне истории», его работа с Moleskine воплощает широко распространенное убеждение, что африканские проблемы должны решать африканцы и что историю Африки следует писать на и для африканцев.

«На африканском континенте так много непонимания, — говорит Санне.

В 2019 году Moleskine Foundation объединилась с Фондом Конституции Hill Trust в Йоханнесбурге, чтобы организовать в Википедии «марафон редактирования» под названием «AfroCuration», где — после презентации об истории конституции Южной Африки — Санне и у его команды было 200 компьютеров, ожидающих студентов.

«Более 300 молодых людей собрались вместе на Холме Конституции в музее, так что это было действительно вдохновляюще и наполнено историей», — сказал он . «Они могли выбрать среди 100 различных статей о героях, различных аспектах Конституции, а затем написать эти статьи на своих языках, имея в виду исизулу, исихоса, тшивенда и т. д. Они написали более 200 статей за один день в Википедии. ».

«Больше всего было то, что эти записи, будь то о Винни Манделе (второй жене Нельсона) или о конкретных моментах в истории Южной Африки, которые отсутствовали на их родном языке… в следующем месяце эти записи были просмотрены в совокупности более чем 250 000 раз».

На другом мероприятии AfroCuration, также на Холме Конституции, но в рамках Инициативы AfroPunk Army, 12 чернокожих южноафриканских женщин-исторических деятелей по сути вернулись к более широким историческим записям — их имена и дела попали в Википедию, чтобы все могли их увидеть и прочитать. .

«Теперь вы можете найти статью о Джойс Сероке, которая является очень важной фигурой в истории Южной Африки в борьбе с апартеидом и никогда не упоминалась», — говорит Санне. «Теперь вы можете найти это в Википедии на языках isiZulu, isiXhosa, Tshivenda».

Образование = жизнь

Нельзя недооценивать важность африканских языков для Образовательной программы ВикиАфрики, потому что культура не может полностью выразить себя без своего языка. Например, китайское конфуцианское богословие никогда не было бы полным без китайских слов.

Никогда еще это не было так важно, как после начала пандемии, когда практически никакая информация, руководства или политики не переводились на африканские языки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *