Кто открыл филиппины: 17 марта 1521 года. Магеллан открыл Филиппины

500 лет назад европейцы впервые пообщались с жителями Филиппин

28 марта 1521 года мореплаватель Фернан Магеллан первым из европейцев вступил в контакт с жителями Филиппинских островов. Капитан-генерал признался в братских чувствах к одному из местных правителей, но уже через месяц был убит в схватке с воинами другого властителя. Считается, что именно 500 лет назад испанцы открыли Филиппины. При этом задолго до них там бывали китайцы и арабы.

Выдающийся первооткрыватель Фернан Магеллан был португальцем по рождению. В колонизации Индии и боевых действиях в Северной Африке в начале XVI века он участвовал под своей настоящей фамилией де Магальяйнш, измененной позднее на испанский манер. После конфликта с королем Португалии из-за отказа в повышении по службе конкистадор предложил свои услуги испанцам. Он уверял, что между Атлантикой и Тихим океаном имеется пролив, и предлагал достигнуть богатых пряностями Молуккских островов, двигаясь в западном направлении, а не вокруг Африки, как португальцы. Эти сведения ему передал компаньон — астроном Руй Фалейру, который в последний момент отказался от участия в экспедиции.

Испанский монарх Карл I согласился снарядить пять кораблей и оплатить двухгодовой запас провианта.

В первое кругосветное плавание отправились более 300 человек. Помимо испанцев и португальцев среди них были представители 10 национальностей. Флотилия отплыла из Испании 20 сентября 1519 года. Магеллан поднял свой флаг на «Тринидаде». Важнейшими источниками по истории эпохального путешествия стали записи помощника штурмана этого корабля Франсиско Альбо в судовом журнале, а также дневники итальянца Антонио Пигафетты.

«Никто кроме него не был настолько мудр, не обладал такой твердой силой воли и такими обширными знаниями, чтобы решиться предпринять плавание вокруг Земли», — писал он про Магеллана, считая, что в будущем никто не отважится повторить его путь.

До конца января 1520 года плавание через Атлантический океан ничем не отличалось от совершенных прежде. Все изменилось, когда корабли попали в Тихий океан через пролив у южного побережья Южной Америки, который с тех пор носит имя Магеллана.

Самым страшным испытанием для мореплавателей стали голод и цинга.

Они мылись морской водой, от которой кожа воспалялась, нередко появлялись нарывы и лишаи. Матросам приходилось спать на голой палубе, а по нужде они ходили на платформу, вывешенную за борт.

«В течение трех месяцев и 20 дней мы были предоставлены Тихому океану, нигде и ни разу нам не удалось существенно пополнить запасы провизии или взять на борт что-нибудь свежее. Мы ели только старые сухари, кишевшие червями и превратившиеся в крошево. Крысы считались исключительным лакомством. Помимо этих пыток голодом почти всех людей мучила еще одна злая напасть: нижние и верхние десны у многих до такой степени опухли, что они не могли жевать», — вспоминал Пигафетта.

Моряки были морально и физически истощены затянувшимся плаванием. Некоторые пытались поднять заговор против Магеллана и добиться возвращения домой, но капитан-генерал жестко гасил все попытки бунта, не останавливаясь перед казнью зачинщиков.

Пролив, который нашел Магеллан, так и не стал важной судоходной артерией ввиду своей удаленности от европейских путей. Однако сама идея продвижения на Восток в западном направлении оказалась весьма актуальной. Сооруженный в начале XX века Панамский канал стал кратчайшей морской трассой из Атлантики в Тихий океан.

6 марта 1521 года испанцы открыли Марианские острова и намеревались сделать стоянку около Гуама, чтобы пополнить запасы пресной воды. Их планам неожиданно помешали туземцы, которые забрались на корабли и крали там все, что попадалось под руку, — а моряки не могли им помешать. Среди прочего с одного из судов была снята шлюпка. Возмущенный выходкой аборигенов Магеллан назвал вновь открытые территории Островами Воров (Разбойничьими).

Из осторожности экспедиция 17 марта 1521-го высадилась на отдых на необитаемом острове Хомонхон (Филиппинский архипелаг). Дружелюбно настроенные жители соседнего островка доставили им фрукты, кокосы и пальмовое вино. У местной знати испанцы заметили золотые украшения, что сразу привлекло их внимание. В качестве ответного жеста Магеллан приказал раздать аборигенам зеркала, погремушки и безделушки из слоновой кости.

В марте 1521 года участники экспедиции нанесли на карту названия ранее не известных европейцам островов — Лейте, Бохоль, Себу и т. д.

Эти события считаются открытием Филиппин, хотя задолго до испанцев их посещали китайцы — и спутники Магеллана встречали в местных селениях китайскую фарфоровую посуду.

В Себу Магеллан предложил местному правителю дружбу и военную помощь, если тот признает себя вассалом испанского короля. Поначалу аборигены были настроены по отношению к пришельцам вполне благожелательно. Так, властитель Себу даже крестился вместе со своей семьей и несколькими сотнями подданных. Встреченные спутниками Магеллана арабские купцы рассказали о других островах архипелага. Испанцы узнали и записали новые названия — Лусон, Миндадао, Суду. Далее флотилия Магеллана проследовала на юго-запад между небольшими островами Сенало, Хьюнанган, Ибуссон и Абарьен.

28 марта 1521 года корабли причалили к острову Масава (ныне Лимасава). Вскоре к флагману приблизилась лодка с восемью туземцами. С ними заговорил раб Магеллана — уроженец Суматры. Почувствовав, что аборигены не доверяют испанцам и боятся подняться на борт, капитан-генерал распорядился сбросить им красную шапку и другие вещи, привязанные к куску дерева. Туземцы охотно приняли подарки и уплыли, но через два часа вернулись на двух больших лодках вместе со своим правителем, который сидел под навесом из циновок. Испанцы пообщались с ним через раба-переводчика руководителя экспедиции — это был первый в истории зафиксированный контакт между европейцами и жителями Филиппинских островов.

«Капитан-генерал оказал большое внимание туземцам, взошедшим на корабль, и одарил их некоторыми вещами, за которые их властитель пожелал перед отъездом дать капитану большой слиток золота и корзину имбиря. Капитан, однако, отказался их принять, сердечно поблагодарив властителя. Под вечер мы подошли на кораблях ближе к берегу и остановились недалеко от поселения властителя», — уточнял Пигафетта.

На следующий день Магеллан отправил своего раба на шлюпке к правителю, поручив узнать у него о возможности снабжения испанцев съестными припасами. Властителю было объявлено, что путешественники явились как друзья. После этого он прибыл на корабль и обнял Магеллана, вручив ему три фарфоровых кувшина с невареным рисом, две большие рыбы и другие продукты. В свою очередь, капитан-генерал преподнес ему платье из красной и желтой материи турецкого фасона и красивый красный головной убор, а его свите — ножи и зеркала. В целях произвести впечатление на туземцев Магеллан распорядился выстрелить из пушек. Затем он продемонстрировал преимущества испанских доспехов, что испугало и восхитило властителя. Капитан-генерал заявил ему, что один закованный в броню солдат может выстоять против 100 противников.

В довершение всего Магеллан и властитель признались друг другу в братских чувствах.

Впрочем, не все правители были настроены столь же миролюбиво. В определенной степени капитан-генерал переоценил свое влияние и пал жертвой собственных амбиций, поддержав одного властителя в борьбе против другого.

«В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного против города Себу, — писал известный советский историк географии Иосиф Магидович. — В ночь на 27 апреля 1521 года он отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Магеллан, оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми переправился вброд на островок. Там, у селения, их ожидали и атаковали три отряда. С лодок начали стрельбу по ним, но стрелы и даже мушкетные пули на таком расстоянии не могли пробить деревянных щитов нападающих. Магеллан приказал поджечь селение. Это разъярило мактанцев, и они стали осыпать чужеземцев стрелами и камнями и кидать в них копья».

Пигафетта свидетельствовал, что большинство испанцев обратились в бегство — при Магеллане остались лишь 6-8 человек, принявших бой. Узнав предводителя чужеземцев, аборигены попытались атаковать его, но, окруженный со всех сторон, он продолжал стойко держаться.

«Пытаясь вытащить меч, Магеллан обнажил его только до половины, так как был ранен в руку. Один из нападающих ранил его в левую ногу. Капитан упал лицом вниз, и тут его закидали копьями и начали наносить удары тесаками, до тех пор, пока не погубили. Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки», — рассказывал Пигафетта.

Помимо Магеллана погибли восемь испанцев и четверо союзных туземцев. Многие спасшиеся моряки имели ранения.

Команда продолжила плавание без своего командира и 6 сентября 1522-го завершила первую в истории морскую кругосветку. Из пяти кораблей в Испанию не вернулись три. 34 участника экспедиции на корабле «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано, в том числе четыре аборигена с Молуккских островов, успешно добрались до островов Кабо-Верде. 13 из них арестовали португальцы. Поэтому в Севилью триумфально прибыли только 17 испанцев. Они предоставили неопровержимые доказательства того, что Земля является вращающимся шаром, а моря представляют собой нераздельное водное пространство. Благодаря уцелевшим морякам были окончательно отметены как несостоятельные картографические работы древних греков и римлян.

Свое современное название Филиппины получили в 1543 году — в честь короля Филиппа II. Испанская экспансия на архипелаге продолжалась до конца XIX века. В первой половине XX столетия на архипелаге хозяйничали американцы. Наконец, в 1946 году Филиппинам была предоставлена независимость по Манильскому договору.

495 лет назад Фернан Магеллан открыл Филиппинские острова

17 марта 1521 года, 495 лет назад, Фернан Магеллан открыл Филиппинские острова. О том, как путешественник нелегально брал с собой в экспедицию индианок и судил священников, при чем здесь Лапу-Лапу и фигурка Иисуса, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

О чем расскажет могила Шекспира

Почему ученые боятся исследовать останки Шекспира, в каком сонете можно найти доказательства того, что классик…

01 марта 16:27

Как напугать астронома

20 сентября 1519 года португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан отправился в экспедицию, о которой сейчас говорят как о «первом кругосветном путешествии». В подготовке экспедиции Магеллану активно помогал его хороший приятель — астроном Руй Фалер. В частности, Фалер с помощью измерений долготы и широты пытался выяснить, как путешественникам быстрее всего добраться до Островов пряностей — индонезийской группы островов, получивших название из-за того, что на некоторых из них выращивался мускатный орех.

Кстати, в итоге Рую Фалеру составили гороскоп, согласно которому в экспедиции его ждала неминуемая смерть. Астроном испугался — и остался на берегу.

Нелегальные индианки на борту

Магеллан лично следил, как на пять кораблей, которые должны были отправиться в экспедицию, погружали продовольствие. По просьбе путешественника на судах оказалось огромное количество сухарей, вяленой свинины, оливкового масла, соленой рыбы, варенья, вина, риса, сыра и говядины. Кроме того, на случай военного конфликта корабли снарядили пушками и арбалетами, а для торговли Магеллану выдали множество женских украшений, зеркал, колокольчиков и ртути.

Хотя в те времена морякам запрещалось брать с собой в путешествие девушек-рабынь, Фернан обошел закон и нелегально отправился в экспедицию с несколькими индианками. Кроме того, на кораблях находилось около 50 рабов-мужчин, среди которых были уроженцы Африки и азиаты.

По оценкам ученых, всего в экспедицию отправилось около 280 участников. Магеллан взял с собой на борт несколько переводчиков, а еще историографа Антонио Пигафетту, который скрупулезно вел дневники во время плавания. По возвращении домой Пигафетта вручил рукописи императору Карлу V.

Хрустальный утюг для короля

10 февраля 1636 года, 380 лет назад, на Руси появилось первое письменное упоминание об утюге. О том, как…

11 февраля 14:59

«Днем — за флагом, ночью — за фонарем»

Тремя кораблями из пяти руководили знатные испанцы, которые договорились «расправиться» с Магелланом, если тот встанет у них на пути. Фернан знал об их заговоре, но, тем не менее, вел себя несколько надменно и не предоставлял никому сведений о маршруте.

«Ваша обязанность — следовать днем за моим флагом, а ночью — за моим фонарем», — говорил капитанам Магеллан.

Вскоре в экспедиции возник конфликт: испанец Хуан де Картахена, руководивший кораблем «Сан-Антонио», стал называть Фернана вместо «капитан-генерала» просто «капитаном». Магеллан сделал бунтарю несколько замечаний. Картахена не обратил на них никакого внимания — и тогда капитан-генерал вынужден был схватить испанца за шиворот и во всеуслышание объявить арестованным. Вскоре Магеллан объявил, что командовать «Сан-Антонио» будет его родственник Алвару Мишкита.

Сторонники Картахены сильно разозлились, узнав об этих событиях. Вскоре они устроили мятеж, в результате которого захватили три корабля — «Сан-Антонио», «Консепсьон» и «Викторию». Однако Магеллану удалось расправиться с бунтовщиками — и спустя некоторое время над ними был устроен суд. В результате Фернан постановил казнить 40 мятежников — но затем решил, что экспедиция не может в одночасье потерять такое количество моряков.

Поэтому Магеллан объявил: смертный приговор ждет только одного бунтаря. Кроме того, по воле Фернана на ближайшем берегу были высажены Картахена и один из священников-мятежников.

Как в США отменили рабство

18 декабря 1865 года, 150 лет назад, вступила в силу Тринадцатая поправка к конституции США, отменяющая…

18 декабря 18:27

Капитан-генерал оставил им немного питьевой воды и судовых галет — однако о дальнейшей судьбе заговорщиков никто больше ничего не слышал.

Как европейцы обманывали «большеногих»

Уже 29 ноября 1519 года экспедиция достигла берегов Бразилии, а вскоре моряки взошли на берег Патагонии — части Южной Америки. Спасаясь от холода, местные жители делали себе обувь из сена, за это моряки и назвали их патагонцами — «большеногими». Интересно, что путешественники должны были доставить королю нескольких представителей коренного населения — однако никто из команды Магеллана не хотел ввязываться в конфликт с туземцами. Тогда мореплаватели пошли на хитрость: они стали задаривать патагонцев едой и одеждами, а когда их руки оказались полностью заняты, предложили «попробовать» ножные кандалы.

Местные жители не знали предназначения кандалов — и с легкостью разрешили заковать себя.

Так команде Магеллана удалось захватить двух патагонцев — правда, ни один из жителей Южной Америки не дожил до конца путешествия.

В неграх видят обезьян

Одной из причин дискриминации афроамериканцев является то, что они «напоминают белым обезьян»…

22 сентября 14:36

К марту 1521 года экспедиция Магеллана достигла архипелага, расположенного между современными Индонезией и Тайванем. Магеллан назвал группу островов «архипелагом Святого Лазаря» (лишь с 1543-го архипелаг станет называться Филиппинами в честь испанского короля Филиппа II). Магеллан высадился на одном из островов, устроив на нем лазарет для больных и раненых моряков. Как раз в то время на кораблях свирепствовала цинга — болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C. Кроме того, многие путешественники несколькими неделями ранее серьезно пострадали от столкновения с местным населением Марианских островов.

Как убийца стал национальным героем

Вскоре команда Магеллана достигла острова Хомонхон, входящего в состав Филиппин. Фернан сумел обратить правителя острова и его жену в христианство, а также дать им новые имена при крещении. Так, правитель стал Карлосом — в честь короля Испании, а его супруга — Хуаной. Новоиспеченный христианин получил от путешественников в подарок фигурку Иисуса и объявил, что все его подчиненные должны немедленно принять веру европейцев. Этому приказу воспротивился один из островных вождей Лапу-Лапу, который начал бунт против Магеллана.

Во время одного из вооруженных столкновений знаменитый путешественник был убит.

«…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз, — писал о смерти Магеллана Антонио Пигафетта. — Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьем ранить адмирала в лицо. Разъяренный, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьем, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя».

Интересно, что на сегодняшний день Лапу-Лапу почитается на Филиппинских островах как национальный герой, первым попытавшийся организовать сопротивление европейским колонизаторам.

Империя переговоров, часть I: от Магеллана до основания Манилы, 16-18 вв. о прибытии экспедиции Магеллана (1519–1522 гг.), прославившейся тем, что она первой совершила кругосветное путешествие, на Филиппины в 1521 г. Это также отмечает 450-летие основания Манилы на острове Лусон в качестве испанского город в 1571 году.

В ознаменование этих вех некоторые предпочитают отмечать португальского исследователя Фернана де Магальяйша (англизированный «Фердинанд Магеллан»), который первым проложил новый маршрут на запад из Испании к островам Пряностей — островам Малуку в Индонезии сегодня — для испанской короны. Другие прославляют местного правителя Лапулапу, который сопротивлялся испанскому господству в битве при Мактане (27 апреля 1521 г.), где Магеллан погиб. Что не часто вспоминают, так это переговорный характер ранних контактов и колониальный порядок, возникший в результате этого обмена. В этом посте (часть первая из двух) рассказывается о том, как установление испанского присутствия на Филиппинах в 16-18 веках должно было служить различным интересам: испанским властям, китайским посредникам и видным местным жителям ( Principales ), среди прочего.

Карта Филиппин, составленная отцом-иезуитом Педро Мурильо Веларде (1696–1753) и опубликованная в Маниле в 1734 году, с гравюрами Николаса де ла Круса Багая (1701–1771), художника из Филиппин, на которых изображены различные группы людей. на архипелаге, а также морские связи с островов в другие части Азии, Новой Испании и Испании. «Carta hydrographica y chorographica de las Yslas Filipinas: dedicada al Rey Nuestro Señor por el Mariscal d. Кампо Д. Фернандо Вальдес Тамон Кавалло дель Орден де Сантьяго де Говор. Y Capn. 1734. Доступен бесплатно в Интернете. Отдел географии и карт Библиотеки Конгресса.

С самого начала реализация испанских целей во многом зависела от местных интересов. 17 марта 1521 года Магеллан и его команда впервые вступили в контакт с жителями острова Хомонхон, который позже станет частью архипелага, известного как Филиппины. Вскоре они отправились в Лимасаву, где была отслужена первая католическая месса на Филиппинах. Антонио Пигафетта (1480–1534?), участник экспедиции, писал в «Рассказе о первом кругосветном плавании», что в мессе участвовали два лидера коренных народов: раджа Коламбу, правитель Лимасавы, и раджа Сиагу, правитель Бутуана, оба из них целовали крест и молились с экипажем. Далее экспедиция направилась в Себу, где король и королева острова и их подданные проявили признаки принятия католической веры.

На первый взгляд, принятие католицизма подтверждало представление о высшей испанской цивилизации и ее божестве. Однако отчет Пигафетты указывает на более широкий политический контекст межгруппового соперничества. Кажется, что принятие христианства отчасти было связано с получением преимущества в конкурентной политической среде. Пигафетта рассказывает, как Магеллан предлагал оружие тем, кто станет христианином, и эпизод, в котором король, задумав обращение, пожаловался на местных знатных людей, которые ему не подчинялись. В ответ Магеллан пригрозил упомянутым лидерам смертью и имуществом.

Местным лидерам пришлось взвесить намерения Магеллана. Пигафетта рассказывает о торговце-мусульманине из Сиама, который предупредил местного правителя о пришельцах, сказав, что это «те, кто завоевал Каликут, Малакку и всю Верхнюю Индию». Избежать конфликта с Магелланом было бы в интересах некоторых правителей. Когда умиротворение чужаков не считалось выгодным, нарратив об исключительности испанцев разорвался и имел ужасные последствия.

Вождь острова Мактан Лапулапу не видел причин присоединяться к испанской короне. У него были значительные силы, и он не был запуган. Когда Магеллан пригрозил расправой за отказ Лапулапу от испанских требований, завязалась битва, в которой Магеллан и несколько членов экипажа погибли, как записано в отчете Пигафетты. После этого экспедиция прошла через Индийский и Атлантический океаны, понеся еще большие потери, и в 1522 г., хромая, вернулась в Испанию. Из пяти кораблей и 270 человек, отправившихся в 1519 г., только один корабль вернулся с 18 мужчинами. Только 50 лет спустя Испании наконец удалось закрепиться на Филиппинах с основанием Манилы в 1571 году, но это также было сильно обусловлено местными интересами.

Отрывки, касающиеся требований и угроз Магеллана и последующего ответа лидера Мактана, Лапулапу, в Антонио Пигафетта (1480?–1534?), «Журнал путешествия Магеллана». 1522-1525 гг. Произведение венецианца Пигафетты является свидетельством очевидца и основным источником информации о путешествии Магеллана. Доступен бесплатно в Интернете. В Библиотеке Конгресса есть английский перевод работы, напечатанной в 1577 г.

Переход Манилы под власть Испании в 1571 году иллюстрирует зависимость Испании от региональных торговых сетей и политических условий в этом районе. Испанская экспедиция, которой в конце концов удалось установить испанское правление в Маниле, прибыла в 1565 году на Себу. В течение шести лет испанцы во главе с Мигелем Лопесом де Легаспи изо всех сил пытались удержать экспедицию от провала, полагаясь на местные союзы для пропитания. В 1569 году Легаспи писал: «Филиппины следует считать маловажными, потому что в настоящее время единственная статья прибыли, которую мы можем получить от них, — это корица». Чтобы добиться успеха, испанцам нужно было найти другой источник богатства.

Этой альтернативой была торговля с Китаем, но у испанцев не было доступа к ней. Купцы с Миндоро и Лусона, островов к северу от Себу, проявили инициативу, чтобы подключить испанцев к тому, что станет торговлей, которая поддержит их присутствие на Филиппинах. Эти торговцы узнали от туземца, что испанцы богаты серебром, товаром и валютой, пользующейся большим спросом в Китае. Они воспользовались возможностью выступить посредниками между испанской и китайской торговлей, сосредоточенной в Лусоне, отправившись в Себу на двух джонках, груженных китайскими товарами. В течение пяти лет испанцы зависели от этих торговцев в торговле с Китаем через Лусон. Хотя испанцы быстро осознали важность торговли с китайцами, только в 1570 году они начали ломать эту зависимость.

В мае 1570 года экспедиционный корпус из 90 испанцев и 300 висайцев, жителей островов в центральной части Филиппин, отправился на захват Манилы. Антонио де Морга, высокопоставленный испанский чиновник в Маниле с 1595 по 1603 год, пишет в «Sucesos de las islas Filipinas», что эти силы плыли под руководством вождя коренных жителей Лусона по имени Маомат. Хотя намерения Маомата не разглашаются, его действия позволяют предположить, что он выступал против режима в Маниле. Учитывая то, что испанцы полагались на висайские войска и разведданные местного правителя, завоевание Манилы было не только победой испанцев, но и победой тех, кто был уроженцем Филиппин и столь же яростно боролся за свержение режима. Если бы не их местные партнеры, успех Испании вряд ли был бы обеспечен. Создание испанского присутствия в Маниле было совместным усилием и было сформировано интересами местных участников.

24 июня 1571 года Манила стала городом под властью Испании. Однако это правило основывалось на поддержке китайских и местных посредников — торговцев, подрядчиков и принципалов (туземных лидеров) — для распространения католицизма и экономической основы колонии.

Торговля галеонами Манила-Акапулько была источником экономической жизни Манилы, без которого испанское присутствие, вероятно, было бы гораздо более ограниченным и, возможно, недолгим. Состоятельные китайские торговцы в Маниле связали китайские рынки шелка и керамики с испанским серебром из Америки. Поставляя товары и кредиты испанцам, участвовавшим в транстихоокеанской торговле, они участвовали в знаменитой торговле галеонами. Галеоны ежегодно перевозили из Акапулько в Манилу около 50 тонн серебра, а иногда и больше, что делало их самым богатым призом в Тихом океане. Торговля галеонами доминировала в экономической жизни Манилы на протяжении большей части двух столетий до перехода к экономике товарных культур в середине 1700-х годов.

Фрагмент гидрографической и хорографической карты Филиппинских островов, показанный на изображении 1. На снимке изображен манильский галеон, плывущий через Тихий океан в Новую Испанию. Его грузом должны были быть в основном китайские шелка и керамика, направлявшиеся в новый испанский порт Акапулько, и в основном серебро по возвращении в Манилу. На этой карте также присутствует китайский хлам. Китайское судоходство доставляло китайские товары и рабочую силу в Манилу, а серебро из Америки обратно в Китай, где оно продавалось по самым высоким ценам в мире. Манила была стержнем мировой торговли серебром. «Carta hydrographica y chorographica de las Yslas Filipinas: dedicada al Rey Nuestro Señor por el Mariscal d. Кампо Д. Фернандо Вальдес Тамон Кавалло дель Орден де Сантьяго де Говор. Y Capn. 1734. Доступен бесплатно в Интернете. Отдел географии и карт Библиотеки Конгресса.

г. Помимо своего решающего участия в торговле галеонами, китайцы снабжали Манилу услугами и провизией. Работая каменщиками, плотниками, свиноводами, овощеводами, рыбаками, портными, сапожниками, печатниками и пекарями, китайцы приезжали строить и кормить город. Китайские подрядчики, которые претендовали на лицензии для работы в различных нишах экономики, были посредниками, связывающими китайскую рабочую силу и испанские власти. Они утверждали, что защищают интересы как Короны, так и рабочих, и их положение обеспечивало им власть, престиж и богатство. Таким образом, испанское присутствие пошло им на пользу, и они увековечили колониальный порядок. Однако, когда требования правителей воспринимались как экзистенциальная угроза, оправдания сохранения статус-кво звучали пустыми, и вспыхивали восстания, которые периодически наблюдались на протяжении 17 века. Империя могла существовать только до тех пор, пока те, кто извлекал из нее выгоду, могли оставаться значимыми для тех, от кого она извлекала выгоду.

Наконец, местные лидеры сыграли решающую роль в посредничестве между Церковью и их общинами. Учитывая небольшое количество священнослужителей на Филиппинах в ранний испанский период, принципала из приехали представлять Церковь, когда священник отсутствовал, и глубоко посвятили себя распространению католической веры. Одним из таких местных лидеров был дон Гаспар Акино де Белен из Батангаса, который работал печатником в иезуитской типографии в Маниле с 1703 по 1716 год.0003 pasyon , длинное стихотворное повествование о страданиях, распятии и воскресении Христа. Как описывает ученый Висенте Рафаэль в «Заключении договора с колониализмом», « pasyon » Акино, опубликованный в 1703 году, заложил основу для последующих тагальских pasyones, таких как изображенный ниже, и появился как дополнение к более крупной работе: тагальскому переводу Акино «La recomendación del alma» Томаса де Вильякастина, работа, посвященная молитвам, которыми можно восхвалять души умирающих. Инициатива Акино укрепила дискурс католицизма о смерти, а также роль руководителя как церковного авторитета, поскольку именно он вел тех, кто был на грани смерти, в рай надлежащими молитвами.

В 1703 году дон Гаспар Акино де Белен, местный вождь или глава, написал первый пасион, длинную поэму, повествующую о страданиях, смерти и воскресении Христа на тагальском языке. Это была оригинальная композиция, которая легла в основу последующих пасионов, таких как изображенная в XIX веке. «Casaysayan nang pasiong mahal ni Jesucristong Pan︢g︣inoon natin: na sucat ipag alab nang puso nang sino man babasa». (История Святых Страстей Иисуса Христа, Господа нашего, которая воспламенит сердце любого, кто ее прочитает.) 1854 г. Коллекция редких книг Юго-Восточной Азии, Азиатское отделение Библиотеки Конгресса. Помимо пасиона, Библиотека Конгресса также есть несколько 19католические тексты X века на филиппинских языках, такие как этот хилигайнонский перевод произведения святого Альфонсо Марии де Лигуори «Pagduao sa santisimo sacramento sa altar, cag sa mahal na Virgen». (Посещение Священного Причастия у алтаря Пресвятой Богородицы.) 1886. Коллекция редких книг Юго-Восточной Азии, Азиатское отделение Библиотеки Конгресса.

Посредники сформировали реалии колониальной жизни и объединили общество в ранний испанский период. Они имели решающее значение для функционирования и даже существования Испанской империи на Филиппинах.

Продолжая идею империи как встречи интересов, во второй части этого поста будут освещены аспекты языкового перевода, которые ослабили испанские цели на Филиппинах. Для получения дополнительной информации о филиппинских материалах в Библиотеке Конгресса, пожалуйста, используйте страницу Ask-A-Librarian Азиатского отдела.

*******************
Подпишитесь  на 4 уголка мира – это бесплатно! — и самая большая в мире библиотека будет присылать вам крутые истории о своих коллекциях со всего мира!

История международной линии перемены дат

История международной линии перемены дат — филиппинская корректировка

Азиатский и американский счет дней в Тихом океане

Задолго до того, как Гринвичский меридиан стал де-факто нулевым меридианом и, как следствие, поместил календарную линию даты в водами Великого Южного моря (так тогда широко назывался Тихий океан), его американский и азиатский периметры уже имели долгую историю ведение разного дневного счета.

Источником этой календарной аномалии была демаркационная линия, предложенная в 1493 году папой Александром VI в булле Inter Caetera. Эта линия, определяемая как меридиан, расположенный в 100 лигах к западу от островов Зеленого Мыса, разделила бы сферы влияния Испании. корона (к западу от демаркационной линии) и португальская корона (к востоку от той же линии). В следующем году демаркационная линия была переместился на 370 лье к западу от островов Зеленого Мыса в Тордесильясский договор, модификация, санкционированная Папой Юлий II в 1506 году.

Колонизация Тихого океана

европейских исследователя, которые подошли к Тихому океану, плывя на восток, такие как португальцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французы, естественно, вели свои корабельные журналы и дневники в соответствии с суточным счетом на своей родине, и это, конечно, также переняли колонисты, поселившиеся по азиатскому периметру Тихого океана.

Однако колонизация Тихого океана испанцами происходила с противоположного направления, а точнее с испанского владения в Америке. Филиппинский архипелаг был открыт в марте 1521 года Фердинандом Магелланом и испанским владычеством над островами. была основана в 1565 году Мигелем Лопесом де Легаспи (1502-1572), конкистадор и первый испанский генерал-губернатор Филиппин. Он был оснащен пятью кораблями Луис де Веласко, вице-король Новой Испании, покинул Акапулько в 1564 году. В апреле 1565 года он достиг Себу, одного из южных островов архипелага, и основал первое испанское поселение на месте современного Себу. Город. В 1570 году он отправил экспедицию на северный остров Лусон и в следующем году основал город Манила, ставший столицей новой испанской колонии и главного торгового порта Испании в Восточной Азии.

Большая часть грузов из Филиппин в Испанию шла через Тихий океан в мексиканский порт Акапулько, перевозилась по суше в порт Веракрус, а затем переправлен через Атлантику в Испанию. Для того, чтобы испанские корабли пересекали Тихий океан между Филиппинам и Испанской Америке не пришлось бы корректировать даты в своих журналах всякий раз, когда они видели землю, Филиппины наблюдалось такое же количество дней, как и в Испанской Америке.

Филиппинская традиция считать дни по американскому исчислению была подробно объяснена в 1590 году испанцами. историк Хосе де Акоста (1539–1600) в своей «Истории природы ». Мораль-де-лас-Индиас :

[…] увидев две короны Португалии и Кастилии, встретились на Востоке и на Западе, признав свои открытия вместе, что на самом деле следует заметить, что один пришел в Китай и Яппан с Востока, а другой на Филиппины, которые соседствуют с Китаем и почти входят в Китай с Западом; ибо с островов Луссон, которые являются главой Филиппин, в от города Манилы до Макао, что на Кантонском острове, всего четыре десятка или сто лье, и все же мы находим это странным, что, несмотря на это небольшое расстояние от одного до другого, все же, по их словам, между ними существует разница в несколько дней; так как это воскресенье в Макао, тогда как это всего лишь суббота в Маниле, и то же самое во всем остальном. Те из Макао и Китая продвинулись на один день раньше Филиппины.
С отцом Алонсо Санчесом […] случилось так, что, расставшись с Филиппинами, он прибыл в Макао на второй день мая, согласно их подсчетам, и собираясь отслужить мессу св. Афанасия, он обнаружил, что они праздновали праздник изобретения святой Крест, за это они тогда считали треть Майе. То же самое случилось с ним в другом путешествии за его пределы.
Некоторые находят это изменение и разнообразие странными, полагая, что ошибка происходит от того или другого, что не так; но это верное и хорошо наблюдаемое вычисление, ибо в соответствии с различием путей, где они были, мы должны обязательно говорят, что когда они встретятся, должна быть разница в день; причина в том, что при плавании с запада на восток они всегда выигрывают дня, обнаружив, что солнце встает раньше; и наоборот, те, что плывут с востока на запад, всегда теряют день, потому что Позднее к ним восходит солнце; и чем ближе они приближаются к востоку или западу, тем длиннее или короче день. В Перу, что на западе в отношении Испании они отстают на шесть часов; и когда здесь утро, там полночь. Я сделал определенные доказательства из них путем вычисления затмений Солнца и Луны. Теперь, когда португальцы совершили плавание с запада на восток, а Кастильцы с востока на запад, когда они прибыли на остров и встретились на Филиппинах и в Макао, одни выиграли двенадцать часов, а другие столько же потерял; так как в один момент и в одно время они находят разницу в двадцать [-четыре] часа, что составляет целый день; таким образом обязательно, что одни находятся на третьем месте, тогда как другие занимают только второе; и если кто постится в канун Пасхи, другие едят мясо в день воскресения.
А если представить, что они проходят дальше, снова вращаясь вокруг мира, выполняя те же вычисления, когда они если бы они вернулись в путь вместе, они бы нашли по одному и тому же счету разницу в два дня; ибо, как я уже сказал, те, что идут к солнцу восход, учитывают на день раньше, за то, что Солнце встает к ним раньше, а те, что идут к заходу, засчитывают на день позже, за то оно уходит от них позже; наконец, разнообразие пустынного прилива заставляет ныряльщиков считать день. А теперь столько, сколько те, что плывут с востока на запад, меняют направление своего движения, не замечая этого, и все же следуют тем же расчетам, что и при расставании, по необходимости, сделав компас мира, они должны найти недостаток целого дня в своих вычислениях.
Уильям Дампир
Описание Уильяма Дампира филиппинского дня расплаты

Когда бывший британский пират, капитан дальнего плавания и исследователь Уильям Дампьер (1651-1715), во время своих кругосветных путешествий с 1679 по 1691 год, снялся с якоря после остановки на острове Минданао на Филиппинах. в январе 1687 г. он отметил в своем журнале:

Это было во время нашего пребывания в Минданао , что мы впервые ощутили изменение времени в ходе нашего Путешествие. Ибо, пройдя так далеко на запад, придерживаясь того же курса с Солнцем, мы, следовательно, должны были приобрести что-то незаметное для себя. в длине отдельных Дней, но потеряли в рассказе большую часть или количество Дней или Часов. По разным долготам Англия и Минданао , этот остров находится к западу от Ящерицы , согласно обычным вычислениям, около 210 градусов, разница время в нашем прибытии в Минданао должно быть около 14 Часов: и так много мы должны были предвосхитить наш расчет, получив его за подшипник компании Sun. Естественный день в каждом отдельном месте должен быть созвучен самому себе. Курс Солнца неизбежно будет иметь значение в исчислении гражданского дня между любыми двумя местами.
Соответственно по адресу Минданао и во всех других местах в Ост-Индия , мы обнаружили, что они считают день до нас, как туземцев, так и европейцев ; для европейцев идущих на восток мысом Доброй Надежды курсом против Солнца и нас, где бы мы ни встречались, они были на целый день раньше нас в своих счетах. Итак, среди индийских магометан здесь, их Пятница День из их султанов, идущих в их мечети, было четверг с нами; хотя было Пятница также с теми, кто пришел на восток из Европа . Тем не менее, на островах Ладроне мы обнаружили, что испанцев из Гуам придерживаются тех же вычислений, что и мы сами; в причиной, по которой я полагаю, было то, что они заселили эту колонию курсом на запад от Испании : испанцы шли первыми к Америка , а оттуда в Ладроны и Филиппины .
Филиппинская корректировка 1844/45 г.

В начале 1840-х годов коммерческие интересы Филиппинских островов все больше и больше отвлекались от Испанской Америки (которая для большая часть разорвала свои отношения с метрополией Испанией) и торговлю с материковым Китаем (порожденную постыдным, но прибыльные «Опиумные войны»), Малайский полуостров, Голландская Ост-Индия и Австралия приобретали все большее значение.

В целях облегчения связи и торговли со своими западными и южными соседями светские и религиозные власти Филиппины согласились с тем, что было бы выгодно отменить американский расчет дней и принять азиатский расчет дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *