Индия в первой половине XIX века
К середине XIX в. Англия окончательно установила свое господство над всей Индией. Начался сложный и противоречивый процесс европеизации и модернизации, то есть приобщения этой гигантской колонии как к достижениям и благам, так и к недостаткам западноевропейской цивилизации. Индийцы не хотели мириться с новыми порядками, несшими угрозу их традиционному образу жизни.
Содержание
- 1 Индия — английская колония
- 2 Колониальная эксплуатация
- 3 Антиколониальное восстание 1857 — 1859 годы
- 4 Начало индийского Возрождения
- 5 Рам Рой
Индия — английская колония
В ответ на колонизацию Индии грянуло мощное народное восстание 1857—1859 гг., которое было потоплено в крови цивилизованными англичанами. После этого борьба за независимость продолжалась мирными средствами вплоть до успешного завершения в 1947 г. В этом одна из наиболее примечательных особенностей истории Индии нового и новейшего времени.
Ранджит Сингх — великий правитель (махараджа) сикхов. В 1799—1839 гг. объединил под своей властью Пенджаб, создал огромное государство сикхов. После смерти махараджи Сингха его государство начало распадаться и стало легкой добычей англичан
Англичане сравнительно легко завоевали Индию, без особых потерь и руками самих индийцев. Английские вооруженные силы, состоявшие из местных солдат — сипаев, покоряли индийские княжества одно за другим. Последним в Индии свою свободу и независимость потерял Пенджаб, присоединенный к территории Ост-Индской компании в 1849 г. Около ста лет понадобилось англичанам, чтобы поставить под свой полный контроль эту огромную страну. Впервые в своей истории Индия была лишена государственной самостоятельности.
Страна и раньше подвергалась завоеваниям. Но чужеземцы, оседавшие в пределах ее рубежей, старались приспособиться к условиям индийской социальной и экономической жизни. Подобно норманнам в Англии или маньчжурам в Китае, завоеватели всегда становились неотъемлемой частью существования индийского государства.
Новые завоеватели были совершенно иными. Их родиной была другая и далекая страна. Между ними и индийцами лежала огромная пропасть — различие в традициях, образе жизни, привычках, системе ценностей. Англичане с презрением относились к «туземцам», чуждались и сторонились их, живя в собственном «высшем» мире. Даже рабочие и фермеры, приезжавшие в Индию, неизбежно причислялись здесь к правящему классу. Между англичанами и индийцами первоначально не было ничего общего, кроме взаимной ненависти. Англичане представляли иной — капиталистический тип цивилизации, которая не могла существовать без эксплуатации других народов.
Англичане в Индии. Европейцы чувствовали себя хозяевами страны
На части индийской территории англичане осуществляли власть непосредственно через свою администрацию. Другая часть Индии была оставлена в руках феодальных князей. Англичане сохранили примерно 600 самостоятельных княжеств. Мельчайшие из них насчитывали сотни жителей. Князья находились под контролем колониальных властей. Так легче было управлять Индией.
Колониальная эксплуатация
Индия была жемчужиной первой величины в британской короне. В ходе завоеваний огромные богатства и сокровища индийских раджей (князей) потоком шли в Англию, пополняя наличный капитал страны. Такая подпитка в значительной мере способствовала промышленному перевороту в Англии.
Прямой грабеж постепенно принял форму узаконенной эксплуатации. Основным орудием ограбления страны стали налоги, которые поступали в казну Ост-Индской компании. Индийским товарам, которые раньше широко вывозились, теперь был закрыт доступ в Европу. Зато английские товары беспрепятственно ввозились в Индию. В результате текстильное производство Индии пришло в упадок. Безработица среди ремесленников была чудовищной. Люди оказались на грани голодной смерти и умирали тысячами. Генерал-губернатор Индии докладывал в 1834 г.: «Равнины Индии усеяны костями ткачей».
Индия превратилась в экономический придаток Англии. Благосостояние и богатство метрополии в значительной степени объяснялось ограблением индийского народа.
Антиколониальное восстание 1857 — 1859 годы
Установление британского господства над Индией резко усилило бедствия народных масс. Здравомыслящие англичане сознавали это. Вот что писал один из них: «Чужеземные завоеватели применяли к туземцам насилие и зачастую большую жестокость, но никто еще не обращался с ними с таким презрением, как мы».
В 50-х гг. XIX в. в стране царило повсеместное недовольство англичанами. Оно еще больше возросло, когда прокатились слухи о предстоящем насильственном обращении индусов и мусульман в христианскую веру. Вражду к англичанам испытывали не только беднейшие слои населения, но и часть феодальной аристократии, мелких феодалов и общинной (деревенской) верхушки, ущемленной в своих правах колониальной администрацией. Недовольством были охвачены и сипаи, с которыми англичане после завоевания Индии считались все меньше и меньше.
В мае 1857 г. взбунтовались сипайские полки. Восставшие расправились с английскими офицерами и захватили Дели. Здесь они объявили о восстановлении власти могольского императора.
Тантия Топи. Телохранитель Нана Сахиба, один из способнейших военачальников. Прославился своими партизанскими действиями против англичан. Был предан индийскими феодалами, выдан англичанам и 18 апреля 1859 г. повешен
Индия — колония Англии
Выступление сипаев было не просто военным мятежом, а началом общенационального восстания против англичан. Оно охватило Северную и часть Центральной Индии. Борьбу за независимость возглавили феодалы с целью восстановления порядков, которые существовали до прихода колонизаторов. И первоначально она была успешной. Власть англичан в Индии висела буквально на волоске. Тем не менее судьба восстания во многом была решена самими индийцами. Далеко не все они, особенно князья, поддержали восставших. Не было единого руководства, единой организации и единого центра сопротивления. Сипайские командиры, как правило, действовали разрозненно и несогласованно. Хотя и с большим трудом, но англичанам удалось подавить восстание.
Нана Сахиб — приемный сын правителя Баджи Pao II, один из повстанческих вождей
Нана Сахиб возглавил восстание в Канпуре. После поражения ушел с частью сипаев к границе Непала. О дальнейшей судьбе ничего неизвестно. По всей вероятности, Нана Сахиб погиб в непроходимых джунглях. Его загадочное исчезновение породило массу слухов. Некоторые считают, что Нана Сахиб послужил прототипом капитана Немо в знаменитых приключенческих фантастических романах Жюля Верна, в которых французский писатель предвидел достижения науки будущего
Последнее усилие феодальной Индии противостоять капиталистической Англии закончилось полным провалом.
Усмиряя восставшую страну, англичане расстреляли огромное количество людей. Многих привязывали к жерлам пушек и разрывали на куски. Придорожные деревья были превращены в виселицы. Деревни уничтожались вместе с жителями. Трагические события 1857—1859 гг. оставили незаживающую рану в отношениях между Индией и Англией.
Начало индийского Возрождения
После распада Могольской империи культурное развитие приостановилось. Вследствие английской колониальной экспансии и беспрерывных войн пришли в упадок живопись, архитектура, другие искусства и ремесла.
Новые хозяева Индии отвергали ценности индийской культуры, обрекали население на нищету и невежество. «Одна полка английских книг стоит больше, чем вся туземная литература Индии и Африки, вместе взятых»,— цинично заявил один из английских чиновников. Но англичане не могли обойтись без небольшой прослойки образованных индийцев — индийской по крови и цвету кожи, английской по вкусам и складу ума. С целью подготовки такой прослойки в 30-х гг. XIX в. было открыто небольшое число средних школ европейского типа, в которых обучались выходцы из богатых семей. Расходы на образование были мизерными. В результате к моменту ухода англичан из Индии в 1947 г. 89 % населения оставалось неграмотным.
Расстрел повстанцев в Индии англичанами
Несмотря на трудности, народы Индии продолжали развивать свою национальную культуру. Кроме того, произошло тесное соприкосновение с культурой Запада. И это послужило важной предпосылкой глубоких преобразований в религиозной и культурной жизни, получивших название индийского Возрождения.
Рам Рой
У истоков индийского Возрождения стоит Рам Мохан Рой, выдающийся общественный деятель, реформатор и просветитель первой половины XIX в. Соотечественники называют его «отцом современной Индии».
Индийское искусство: «Два продавца со своими изделиями — рыбой и сладостями». Шива Даял Лал — один из известных индийских художников середины XIX в.
Рам Рой родился в семье брахмана. Он мог бы вести размеренную жизнь ученейшего из ученых вдали от политических бурь и житейских забот. Но он, говоря словами Рабиндраната Тагора, принял решение спуститься на землю к простому народу, чтобы «сеять семена знаний и распространять аромат чувств».
Несколько лет Рам Рой вел жизнь странствующего аскета. Путешествовал по Индии и Тибету. Затем стал чиновником налогового ведомства. Уйдя в отставку, посвятил себя литературной и общественной деятельности. Он выступал против реакционных обрядов и обычаев индусской религии, против кастовых предрассудков, идолопоклонничества, варварского обычая самосожжения вдов (сати) и умерщвления новорожденных девочек. Под влиянием его выступления за отмену сати английское правительство запретило этот обряд.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Героиня индийского народа
Рани Лакшми БайСреди вождей антиколониального восстания 1857— 1859 гг. выделяется имя Лакшми Бай — княгини (рани) небольшого княжества Джханси. После смерти мужа она была грубо отстранена англичанами от управления княжеством. Когда же началось восстание, молодая княгиня присоединилась к вождям повстанцев На- на Сахибу и Тантия Топи, которые были друзьями ее детства. Она мужественно сражалась против англичан в Джханси. После захвата княжества неприятелем ей удалось пробиться к Тантия Топи, у которого стала командовать кавалерийским отрядом. В одном из сражений двадцатилетняя княгиня была смертельно ранена. «Лучшей и храбрейшей» из повстанческих вождей назвал ее английский генерал, который сражался против нее. Имя юной героини рани Джханси Лакшми Бай особо почитается индийским народом.
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
Какой была Индия в 19 веке?
Индия в 19 веке, будучи гигантской колонией маленькой Англии, неохотно поддавалась сложному и противоречивому процессу европеизации, поскольку достижения и блага западной цивилизации плохо приживались на этой земле, как, к счастью, и почти все недостатки. Индийцы не принимали новые порядки, поскольку весьма дорожили собственной великой культурой и традиционным образом жизни.
Завоевание
Англичане не торопились — почти сто лет понадобилось им, чтобы Индия в 19 веке полностью лишилась государственной самостоятельности. Правда, Англия почти не понесла потерь, поскольку завоевание страны велось руками сипаев — индийских солдат, находящихся на службе у англичан.
Последним сдался Пенджаб — государство, созданное великим магараджей (князем) Сингхом. Пока магараджа был жив, оно стояло непоколебимо, а с его смертью в 1837 году власть не попала в такие же сильные руки. Государство распалось и стало очень лёгкой добычей для англичан. Феодальное управление далеко от централизованного, что и познала Индия в 19 веке. Карта хорошо показывает, насколько велика была раздробленность страны.
Экономика Индии. Тайны развития страны
Экономика Индии… Эта страна поражает буквально всем, начиная от темпов развития современной…
Ответом колонизации стало восстание, длившееся два года (1857-1859), и тут цивилизованные англичане полностью отыгрались — народ был буквально утоплен в крови. И опять почти сто лет потребовалось для обретения независимости. Причём, Индия в 19 веке после подавления восстания избрала мирные пути борьбы, что является беспрецедентным в новой истории.
Характеристики завоевания
Индия в начале 19 века, как любая другая страна, и до англичан знала завоевания. Однако все пришлые приспосабливались и к социальной, и к экономической жизни новой родины. Так же, как норманны стали англичанами или маньчжуры — китайцами, пришельцы становились частью народа Индии.
Англичане как завоеватели сильно отличались от всех предыдущих. Между ними и завоёванными территориями была настоящая пропасть различий — как культура Индии в 19 веке отличалась от культуры Англии, так и сам образ жизни, система ценностей, традиции и привычки.
Население Индии: краткий обзор современного состояния
Население Индии — это яркий калейдоскоп народов, рас, этносов, племен, которые резко отличаются…
Туземцев англичане откровенно презирали, не входили в новый мир и не впускали индийцев в свой. Даже самые простые фермеры и рабочие, оседавшие в Индии, были причислены к высшему правящему классу. Ничего общего, только ненависть взаимна.
Англичане привезли с собой капитализм и западную форму управления государством. В первом случае — раздолье для эксплуатации, во втором — управление мелкими феодальными княжествами под контролем собственной колониальной администрации.
Грабёж колонии
Индия в 19 веке была своеобразной, но чрезвычайно богатой страной. Сокровища индийских раджей непрерывным потоком уплывали в Англию. Нет худа без добра — именно эта калорийная подпитка взрастила промышленный переворот в Англии.
Первоначальный прямой колониальный грабёж постепенно стал законным: Ост-Индская компания обирала страну до нитки налогами. Индия с древних времен торговала со всем миром, теперь индийским товарам хода в Европу не было, но от английских — ломились индийские прилавки. В итоге вся текстильная промышленность страны сошла на нет, ремесленники остались без работы.
Организация управления Индией во времена британской…
История Индии знает немало периодов упадка и расцвета. Эта удивительная страна то богатела,…
Экономика Индии в 19 веке такова, что население оказалось на грани вымирания. Тысячи и тысячи индийцев умирали голодной смертью, о чём в тридцатых годах докладывал губернатор: «Кости ткачей усеяли все равнины Индии…» Благополучие Англии, её благосостояние в 19 веке — целиком и полностью результат ограбления народа Индии.
Народное восстание
Бедствия народных масс в Индии приумножались не только от эксплуатации и насилия. Презрительная жестокость англичан по отношению к местному населению переходила все границы человечности. Когда пошла подготовка к насильственному обращению индусов и мусульман в христианскую веру, недовольство завоевателями достигло пика.
Теперь вражда охватила не только бедных ткачей, но и большую часть местной феодальной аристократии, которая была значительно ущемлена в правах колониальным правительством и подвергалась непомерным грабежам. Сипаи — индийская армия на службе англичан — тоже взбунтовались, в мае 1857 года перебив английских офицеров и захватив Дели.
Так началось народное восстание, охватившее всю Северную и обширную часть Центральной Индии. Англичане только через два года с большим трудом подавили этот мятеж. Феодальная Индии не смогла вырвать победу у капиталистической Англии. Усмиряли страну страшно: огромное количество людей замучили и расстреляли. Придорожные деревья повсеместно служили виселицами. Деревни сжигались вместе со всеми жителями. После таких трагедий отношения между Индией и Англией вряд ли когда-нибудь станут безоблачными.
Экономическое развитие
Индия во второй половине девятнадцатого века становится для Англии рынком сбыта и источником сырья. Готовых товаров из Индии вывозилось так мало, что они не стоят упоминания, и все они были скорее предметами роскоши, чем необходимости. Зато в полной мере экспортировались: пшеница, рис, хлопок, джут, чай, индиго. Ввозилось же: мебель, изделия из шёлка, шерсти и кожи, керосин, стекло, спички и ещё долгий-долгий перечень.
Главное завоевание англичан в Индии — ввоз собственного капитала. Займы давались под драконовские проценты. Таким образом осуществлялось финансирование попыток завоевания соседних стран, например Афганистана. Оплачивало эти займы, разумеется, нищее и голодной индийское крестьянство.
Английские капиталисты вкладывались в переработку местного сырья, в строительство железных дорог, джутовую промышленность, в плантации чая, кофе, сахарного тростника, каучука.
Тем не менее, сельское хозяйство было слабо настолько, что страна не могла прокормить даже саму себя. Голод и эпидемии повторялись практически ежегодно. Так, с 1851 по 1900 год голод, при котором вымирали целые области, зафиксирован 24 раза. Повинны в этом только англичане, помещики и ростовщики — «грязная тройка», как называл их народ.
Индийское Возрождение
Бесконечные войны и колониальная экспансия почти убили великую индийскую культуру: в упадок пришли и архитектура, и живопись, все искусства и все ремёсла. Надо сказать, что англичане целиком и полностью не принимали и не понимали ценность индийской культуры, поэтому совсем не занимались повышением её уровня. К уходу англичан из Индии (1947) почти девяносто процентов населения не знали грамоты вообще.
Однако национальную культуру, как песню, «не задушишь, не убьёшь». Такова была и Индия в 19 веке. Соприкоснувшись с западной, индийская культура начала глубокие преобразования. Особенно это коснулось религии.
Великий просветитель
Отец современной Индии, как называют его соотечественники, Рам Мохан Рой, выдающийся реформатор и общественный деятель начала и первой половины девятнадцатого века, был сыном брахмана. Это значит, что он мог провести всю свою жизнь «при небесах» — в покое, радости и счастье. Но от сладких бесед с богами он спустился на грешную землю — сеять семена знаний и ухаживать за ростками чувств, как выразился Рабиндранат Тагор.
Глава пятая: никогда не близнецы?
Характер отношений между англичанами и индийцами со временем менялся, как и отношение британцев к Индии и индийцам. В прежние дни некоторые Британцы легко адаптировались к восточному образу жизни и даже вступали в смешанные браки. с индейцами. Особенно после тяжелого восстания 1857-1858 гг. однако отношения часто были натянутыми, поскольку общепринятые представления о Европейское расовое превосходство стало более заметным и по мере того, как викторианская представления о морали и евангельских движениях, чтобы обратить мир в особый вид христианства стал влиятельным. Ко второй половине 19 в.ХХ века, например, идея Брак «респектабельного» англичанина с индийцем был практически немыслим. Конечно, сам факт того, что англичане по определению были правящей элита и индийцы — каким бы богатым или важным — тема люди часто натянутые отношения. Это может усугубить культурное непонимание, ситуация, которая находится в центре внимания великого антиимперского романа Э. М. Форстера,Те, кто помнили свое время в Индии, знали, что индо-британский отношения часто были проблемными. Они считали, например, что некий должны быть беспристрастными посторонними в управлении индийскими делами иногда заставлял их казаться отчужденными. Тем не менее, они настаивали на том, что часто были сердечные отношения с индийцами и были в тесном контакте со многими аспекты индийской жизни и общества. Они говорили на индейских языках и, если путешествуя по району, может неделями или неделями общаться ни с кем, кроме индейцев месяцев подряд. С течением времени все больше внимания уделялось Индианизация различных британских служб, чтобы приезжало больше индийцев иметь ответственные должности, делавшие их официально равными или даже превосходили англичан в административной системе.
Вечеринка в саду с британцами и Индийские гости во Дворце вице-короля в Нью-Дели; фотография любезно предоставлена бригадного генерала Ричарда Гардинера; 1930-е годы.
Индиец с англичанками на празднике в помощь Индийскому Красному Кресту; фотография любезно предоставлена генерал-майором сэром Чарльзом и леди Далтон; 1930-е годы.
Ограничения в социальных отношениях иногда означали, что британцы взаимодействовали с индийцами в основном в формальных или поверхностных ситуациях.
«Кашмирский индуистский пастух с холмов», цветная иллюстрация (из оригинал акварели) Мортимера Менпе7са в его The People of India (Лондон: Адам и Чарльз Блэк, 1910).
В своих записанных на пленку воспоминаниях британцы говорили с особым привязанность встречи с индейскими крестьянами и другими простыми людьми. Конечно есть не было и речи о том, чтобы крестьяне претендовали на социальное равенство с европейскими сахибами, так что они никоим образом не посягали на британское господство и даже могли быть романтизированный.
С другой стороны, опрошенные предположили, что у них ограниченное общение с образованными индийцами из среднего класса — кто все чаще бросил вызов британскому правлению с течением времени — и некоторые указали двойственное отношение или подозрение к таким людям.
британские и индийские гости махараджи, обедающего в палатке; фото предоставлено Центром Исследования Южной Азии, Кембриджский университет; начало 20 века.
Общение с индийскими принцами было кульминацией жизни в Индии по многим воспоминаниям. Связи с этим королевским миром могли подтвердить британский статус.
«Безумие поклонения кобрам, высеченным в камне», фотография иллюстрация в книге «По Индии на заре 20-го века » Люси Э. Гиннесс (Лондон: Общество религиозных трактатов, 1898 г.).
Отношение британцев к индийской культуре было сложным. Немного английского люди стали преданными его учениками, некоторые мало интересовались или были даже потрясенные этим, другие проявили избирательный интерес. Гиннесса отчет о путешествиях был предназначен для поддержки работы христианских миссионеров. и тем самым очернить индийское «язычество». Однако в целом интерес к Индийские обычаи иногда сосредотачивались на тех, которые вызывали беспокойство у европейцы. Было значительное увлечение практикой «suttee», жертвоприношение вдов на погребальных кострах их мужей, практика, наконец, вне закона.
И было много учетных записей Процессия Джаганатха, в которой индуистское божество везли на повозке преданных, некоторые из которых были раздавлены ею в избытке религиозного рвения. Подобные обычаи могут свидетельствовать о фанатизме, социальная нестабильность и постоянная необходимость британского правления контролировать такие излишества.
«Суттеизм на берегах Ганга — Подготовка к жертвоприношению Индийская вдова», гравюра на стали Дж. Хедуэя с рисунка капитана Гриндлей в Индийская империя: ее история, топография, правительство, Финансы, торговля и основные продукты , Р. Монтгомери Мартин, 5 томов. (Лондон: London Printing and Publishing Co., 1879-81?).
«Пылающий Гат — Калькутта»; открытка (Калькутта: Art Union), начало 20-х гг. век; «Пылающий Гат, Бенарес»; открытка (Лондон: Рафаэль Так и Сыновья), 20 век; «Башня молчания бомбейских парсов»; открытка (Бомбей: Phototype Co.
), начало 20 века.«Экзотические» и, возможно, ужасающие для европейцев индийские способы избавления от мертвых — такие как индуистская практика публичного жертвоприношения и обычай парсов выставлять тела на съедение птицам. заинтриговал англичан.
«Преданные в Индии приносят себя в жертву идолу Джаггернауту»; резьба по дереву; 19 век.
«Фестиваль Аль-Мухуррам»; сталь
гравюра Ф. У. Топхэма по рисунку Г. Мелвилла; 19век.
Хотя изображения сектантских праздников были записаны, потому что казались красочными, они также напоминали о том, что эти обычаи могут спровоцировать насилие между индусами и мусульманами и что британское правление предотвратило межобщинный хаос.
Дня Старого Декана; или, Легенды индуистских фей, Текущие в Южная Индия , Мэри Фрер, 2-е издание (Лондон: Джон Мюррей, 1870 г.). Этот новаторский сборник устных сказок, впервые опубликованный в 1868 году, свидетельствует об интересе, проявляемом некоторыми англичанами к индийской культуре через фольклор.
европейцы осматривают комплекс индуистских храмов; литография принца Вальдемара Прусского; 1853 г., позднее ручная окраска. Индийское архитектурное великолепие привлекало британцев и другие западные посетители. Принц Вальдемар, талантливый художник-любитель, был одним из многих выдающихся европейцев, посетивших Британскую Индию для осмотра достопримечательностей или занятий спортом.
«Сэр Уильям Джонс»; гравюра на стали по картине сэра Джошуа Рейнольдса; 19век. Джонс (1746-1794) внес заметный вклад в изучение санскрита. и древнеиндийское право.
Введение
Благодарности
Благодарности
1. Путь в Индию | интервью
2. Управляйте своей империей | интервью
3. Жизнь в бунгало | интервью
4. Имперские диверсии | интервью
5. Никогда не Твен? | интервью
6. Индии больше некуда ехать | интервью
Придворное искусство девятнадцатого века в Индии | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
Вплоть до семнадцатого века императоры Великих Моголов полагались на сложную сеть местных князей для управления своими землями. В восемнадцатом и девятнадцатом веках эти князья были вынуждены перейти на сторону Британской Ост-Индской компании, которая быстро заменила Великих Моголов в качестве главной силы в северной Индии. Пообещав свою поддержку британцам, принцы смогли сохранить свои титулы и статус. Моголам удавалось оставаться у власти почти таким же образом до 1858 года, когда правление Индией перешло от Ост-Индской компании к королеве Англии. После того, как правительство Индии перешло к британской монархии, эти княжества были реорганизованы в три ранга в соответствии с размером и властью, и им были предоставлены разные уровни юрисдикции над своим населением.
Хотя политическое влияние этих принцев было ограниченным, королевские дворы оставались жизненно важными для производства искусства на протяжении всего девятнадцатого века. Они были важными местами для продолжения местных художественных традиций, а также проводниками европейских влияний как в искусстве, так и в архитектуре. В начале этого периода двор Великих Моголов продолжал создавать сложные истории; особенно популярны были копии Baburnama и Padshahnama 9. 0078, в котором задокументировано правление легендарных императоров Бабура и Шаха Джахана. Хотя некоторые картины были выполнены в стиле оригиналов шестнадцатого и семнадцатого веков, на некоторых картинах были изображены ныне вездесущие европейцы, восхищающиеся знаменитыми памятниками Шаха Джахана, такими как Тадж-Махал и Красный форт. Работы начала девятнадцатого века из окружающих дворов также продолжались в более ранних стилях.
Но Моголы больше не были движущей силой индийского искусства, и некоторые князья больше интересовались другими формами живописи. Навабы Авада были особенно активны в этом отношении; Шуджа ад-Даула (годы правления 1754–1775) принимал британку Тилли Кеттл в Файзабаде на год, а Гази ад-Дин Хайдар (годы правления 1814–1827) нанял британского художника Роберта Хоума в качестве своего придворного художника. Раджа Раджендра Малик из Бенгалии обставил свой Мраморный дворец копиями работ эпохи Возрождения и оригиналами современных художников-неоклассиков, а также заказал семейные портреты, выполненные европейскими художниками. Таким образом, этот период ознаменовался появлением в Индии станковой живописи и масляных красок. Впервые принесенный ко двору Кеттлом, Юмом и другими европейскими художниками, этот тип живописи позже стал преподаваться в школах. Академии открылись в 1850-х годах в Мадрасе, Бомбее и Калькутте, а затем в 1875 году в Лахоре. С появлением такого формального обучения художников они стали рассматриваться как профессионалы, а не как простые ремесленники.
также претерпела серьезные изменения в этот период. В то время как одни князья использовали отведенную им власть для реформ, затрагивающих женщин и бедняков, другие оказались в своем распоряжении огромными богатствами и большим количеством времени. Построенные ими роскошные дворцы в европейском стиле представляли собой слияние двух тенденций британского архитектурного покровительства в Индии. После крупной реконструкции Калькутты, начавшейся в 1757 году, ее знаменитые неоклассические дворцы были скопированы по всей стране. После 1858 года интерес к индийской архитектуре рос, поскольку британская монархия пыталась представить себя преемницей Великих Моголов. Фокус сместился с Калькутты на Бомбей, где конечная остановка Виктория работы Фредерика У. Стивенса (1878 г.) и Музей принца Уэльского Джорджа Виттета (19 г.14) были построены. Хотя в основном они были классического дизайна, эти здания впервые включали в себя ряд декоративных элементов индийского наречия.
Князья, решившие строить в таком стиле, часто нанимали британских архитекторов. Работы майора Чарльза Манта в Колхапуре, сэра Сэмюэля Суинтона Джейкоба в Биканере и Винсента Эша в Хайдарабаде представляют собой любопытную смесь палладианского дизайна вилл (популярного в то время в Англии) и индийского архитектурного орнамента. В Лакхнау на архитектуру большое влияние оказала работа Клода Мартена, французского генерала, поселившегося в городе и получившего командование несколькими полками в армии наваба. Его резиденция, называемая «Констанция», была украшена множеством необычных украшений (таких как статуи, развевающиеся над крышей), и этот пышный стиль цитировался в элементах «Кайзербага», дворца Наваба Ваджида Али Шаха (р. 1847–56) построен в 1848–50.
Новинкой на сцене искусства девятнадцатого века была фотография, которая попала в Индию вскоре после ее изобретения в Европе. Махараджа Бирчандра Маникья (годы правления 1862–1896) из Трипуры был среди многих принцев, проявивших интерес к медиуму, начав свою карьеру с дагерротипов; его сын Бара Тхакур станет признанным критиками фотографом. Махараджа Рам Сингх II из Джайпура (1835–1880) был еще одним опытным практиком, известным своими портретами британских знатных людей и женщин из своего двора (обычно их фотографировали только другие женщины). Это Лала Дин Дайал (1844–1819 гг.).05), который, однако, является, пожалуй, самым известным фотографом той эпохи. Он работал как на британских, так и на индийских покровителей, и среди его подданных были лорд и леди Керзон и низам Хайдарабада. Даял был назначен придворным фотографом Керзона в 1884 году, где он делал портреты и документировал такие важные события, как дурбаров и строительство новых дворцов. В 1896 году он переехал в Бомбей и открыл там коммерческую студию.
Цитата
Сардар, Марика. «Придворное искусство девятнадцатого века в Индии». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/icrt/hd_icrt.htm (октябрь 2004 г.)
Дополнительное чтение
Дехеджия, Видья, изд. Индия через объектив: фотография 1840–1911 гг. . Каталог выставки. Вашингтон, округ Колумбия: Художественная галерея Freer, 2000.
.Гай, Джон и Дебора Суоллоу, ред. Искусство Индии, 1550–1900 гг. . Лондон: Музей Виктории и Альберта, 1990.
.Коссак, Стивен. Индийская придворная живопись, XVI–XIX века . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997. См. в MetPublications
.Стронге, Сьюзен, изд. Искусство сикхских королевств . Лондон: Публикации Виктории и Альберта, 1999.
.Уэлч, Стюарт Кэри. Индия: искусство и культура, 1300–1900 гг. . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 19.86. См. в MetPublications
.Дополнительные эссе Марики Сардар
- Сардар, Марика. «Современное и актуальное искусство в Иране». (октябрь 2004 г.)
- Сардар, Марика. «Поздние османы и влияние Европы». (октябрь 2004 г.)
- Сардар, Марика. «Раскопки Метрополитен-музея в Нишапуре». (первоначально опубликовано в октябре 2001 г., последняя редакция — в июле 2011 г.)
- Сардар, Марика. «Ковры из исламского мира, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Индийский текстиль: торговля и производство». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Исламское искусство Декана». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Шах Аббас и искусство Исфахана». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Компания живописи в Индии девятнадцатого века». (октябрь 2004 г.)
- Сардар, Марика. «Искусство Великих Моголов после 1600 года». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Искусство османов после 1600 года». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Искусство Ирана, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Искусство книги в исламском мире, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Великая Османская империя, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
- Сардар, Марика. «Искусство и национализм в Турции двадцатого века». (октябрь 2004 г.)
- Сардар, Марика. «Европа и исламский мир, 1600–1800».