Латвийская Республика. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система.
Содержание
Государственное устройство
Правовая система
— Общая характеристика
— Гражданское и смежные с ним отрасли права
— Уголовное право
— Судебная система. Органы контроля
Литература
Государственное устройство
Государственно-территориальное устройство Латвии — унитарная республика. Административно-территориальное деление — 26 районов.
В 1992 г. в Латвии было восстановлено действие первой Конституции, принятой Учредительным собранием 15 февраля 1922 г. В 1994 и 1996 гг. в нее был внесен ряд изменений. 15 октября 1998 г. Сейм дополнил Конституцию 1922 г. новым разделом, содержащим нормы о правах человека, а также положением о латышском языке как единственном государственном.
По форме правления Латвия является парламентарной республикой. Политический режим — национал-демократический.
Законодательная власть в Латвии принадлежит Сейму, однопалатному парламенту, состоящему из 100 депутатов. Сейм избирается на 3 года всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием. Постоянно действующим органом Сейма является его президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей.
Главой государства является Президент Республики, которого избирает Сейм закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса сроком на 3 года. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики более 6 лет подряд.
Президент Республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей, выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров. Он также выдвигает кандидатуру Президента министров (главы правительства).
Президент Республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, он считается распущенным; новые выборы должны состояться не позже 2 месяцев со дня роспуска Сейма. При этом полномочия его членов сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь по инициативе Президента и согласно предложенной им повестке дня. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента Республики на остающийся срок полномочий смещенного.
Президент Республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на 7-й и не позднее чем на 21-й день по их принятии. Президент в течение 7дней может требовать в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент не может возражать вторично.
Президент Республики вправе задержать публикацию закона (на 2 месяца) по своей инициативе и обязан это сделать, если того требует не менее 1/3 членов Сейма. Этим правом Президент Республики или 1/3 членов Сейма могут воспользоваться в течение 7 дней с момента принятия закона. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее 1/10 части избирателей. Если в течение вышеуказанных 2 месяцев подобное требование предъявлено не будет, то закон подлежит публикации. Народного голосования не происходит, если Сейм вторично вотирует закон и если за его принятие выскажется не менее 3/4 всех депутатов.
Если Сейм большинством не менее 2/3 голосов признает закон спешным, то Президент Республики не может требовать его вторичного пересмотра; такой закон не передается на народное голосование и должен быть опубликован не позднее чем на 3-й день с момента получения закона Президентом.
Президент Республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все его распоряжения должны быть контрасигнованы главой правительства или соответствующим министром. Не подлежат контрасигнации возбуждение вопроса о роспуске Сейма и выдвижение кандидатуры главы правительства.
Исполнительная власть принадлежит правительству — Кабинету министров, который состоит из Президента министров и приглашенных им министров. Кабинет составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики. Число министерств, объем их деятельности, равно как и взаимоотношения государственных органов, устанавливаются законом.
Кабинету министров подчинены органы государственного управления. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если он выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь Кабинет. Когда недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия — министр, которого он на то уполномочил.
В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право в силу необходимости издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии, законов государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения 3 дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
Главной проблемой государственного строительства Латвии является статус русскоязычных граждан. Несмотря на то что русскоязычные составляют 48% населения Республики, правящие круги Латвии проводят курс на создание этнически однородного латышского национального государства. С этой целью осуществляется политика вытеснения русскоязычного населения из страны либо его насильственной ассимиляции. Большинство русскоязычных в Латвии (около трети всего населения Республики) лишены гражданских прав, их положение определяется Законом о статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства, от 25 апреля 1995 г. Прием в латвийское гражданство ограничен специальными квотами и обусловлен рядом требований, в том числе сдачей экзамена на знание латышского языка, истории, Конституции. Режим «нового апартеида» в Латвии неоднократно осуждался международным сообществом как нарушающий основополагающие международные акты о правах человека.
Правовая система
Общая характеристика
Латвия входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней своеобразное место.
Нынешняя правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской.Латвия получила собственную государственность только в 1918 г., до этого страна принадлежала немецким рыцарским орденам (XIII — середина XVI в.), Швеции (середина XVI — начало XVIII в.), Российской империи. Некоторые части Латвии до конца XVIII в. входили в состав Польши.
Средневековое право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы германского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского.
Вскоре по присоединении к России Остзейского края была осознана необходимость составления единого Гражданского уложения, могущего заменить собой бесконечно разнообразные законы: шведские, польские, германские и др.
В 1889 г. на Прибалтику было распространено действие судебных уставов России. Тем не менее в целом вплоть до 1917 г. в Прибалтийских губерниях продолжало действовать не общероссийское право, а Свод законов губерний Остзейских.
В 1915-1917 гг. территория Латвии, как и другие земли Прибалтики, была оккупирована немцами, которые ввели здесь в действие русское Уголовное уложение 1903 г. (так и не вступившее в силу в самой России, за исключением ряда статей). Это Уложение действовало в независимой Латвии вплоть до принятия собственного УК 1933 г.
В 1930-егг. в Латвии была проведена кодификация гражданского права. Гражданский закон 1937 г., вступивший в силу с 1 января 1938 г. и считавшийся сугубо латвийским законодательным актом, был подготовлен на основе III тома вышеупомянутого Свода местных узаконений.
Поскольку большинство латвийских юристов межвоенного времени получило юридическое образование в царской России, влияние русской правовой мысли было преобладающим. Все преподавание права строилось на основе русских учебников и классических трудов, в том числе написанных русскими эмигрантами, жившими в Латвии.
Будучи вполне сформировавшейся буржуазной нацией к моменту включения в состав СССР, латыши всегда находились в оппозиции как к социалистическим ценностям, так и к советской государственно-правовой культуре. Латвийский менталитет, сформировавшийся главным образом под влиянием немецкой колонизации и шведского владычества, отличается законопослушностью, дисциплинированностью. Поэтому латыши считают себя вполне органичной частью западноевропейской правовой культуры.
В 1990 г., заявив о восстановлении своей независимости, Латвия начала самую радикальную ломку советской правовой системы. Из всех республик Союза Латвия стала единственной, которая пошла по пути реставрации досоветской правовой системы. Это выразилось прежде всего в том, что в 1992 г. были восстановлены в силе два главных акта Конституция 1922 г. и Гражданский закон 1937 г. Оба документа с точки зрения современных правовых реалий и юридической техники выглядят просто архаичными, однако для латвийского руководства важно их символическое значение как свидетельство непрерывности, преемственности латвийской государственности. В акты вносятся только самые необходимые изменения, например, Конституция 1922 г. дополнена отсутствовавшим ранее разделом о правах человека и нормами о Конституционном суде. Восстановление других досоветских законов часто имеет временный характер, они действуют до принятия нового законодательства.
Несмотря на неприязнь к советскому праву, латвийская правовая система во многих отношениях все еще основана на его кодифицированном законодательстве. Так, по-прежнему действуют (с многочисленными поправками) советские УК, УПК. Поэтому современная правовая система Латвии оказалась как бы «разорванной»: на уровне одних отраслей она все еще входит в «постсоветскую» группу романо-германской правовой семьи, а на уровне других — уже явно вышла из нее, заняв изолированное место в романо-германской правовой семье.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Исторически частное право Латвии тяготеет к германскому типу. Основу современного гражданского права Республики составляет Гражданский закон 1937 г. , восстановленный в силе в 1992 г. (Закон «О Гражданском законе Латвийской Республики 1937 года» от 14 января 1992 г.) и действующий с рядом незначительных поправок. Как указывалось выше, он был составлен на основе третьего тома «Свода местных узаконений губерний Остзейских» 1862 г., вобравших в себя нормы немецкого, шведского, польского и местного обычного права. Многие положения Гражданского закона безнадежно устарели, поскольку воспроизводят социальные, хозяйственные, земельные отношения и семейно-бытовые устои межвоенной Латвии.
Гражданский закон состоит из Введения и четырех частей: 1) семейное право; 2) наследственное право; 3) вещное право; 4) обязательственное право. Каждая из частей делится на главы, некоторые из глав включают подразделы. Всего в Гражданском законе около 2400 статей. Многие частные вопросы гражданского оборота регламентируются им гораздо детальнее, чем ГК государств СНГ, немалое число норм носит явно казуистический характер.
Во Введении содержатся главным образом положения, относящиеся к международному частному праву (коллизионные нормы).
В части, посвященной семейному праву, закрепляются институты помолвки, приданого, наряду с гражданским браком признается церковный. Причем за каждой конфессией (римско-католической, православной, старообрядческой, иудаистской и т.д.) признается право заключения брака по ее собственным правилам.
Весьма характерным является выделение в Гражданском законе в качестве самостоятельного института владения, которое поставлено на первое место в ряду вещных прав. Это соответствует романо-германской цивилистической традиции, не воспринятой в гражданском праве большинства государств СНГ. Сисключительной подробностью Закон регулирует всевозможные виды городских и сельских сервитутов. Так же как и гражданские кодексы Франции и Германии, Гражданский закон относит к числу вещных прав залоговые права.
В отличие от наследственных и вещных, обязательственные отношения в Гражданском законе регулируются менее подробно, чем в ГК РФ и других государств — членов СНГ. Этот недостаток восполняется отдельными законами (например, в 1998 г. принят Закон о договоре страхования).
Самым радикальным изменениям в постсоветский период подверглись в Латвии аграрные отношения. Начало преобразований в сельском хозяйстве было объявлено постановлением Верховного Совета Латвии «Об аграрной реформе в Латвийской Республике» от 13 июня 1990 г. Оно определяло основные цели и содержание готовящейся реформы, которую предстояло осуществлять по трем направлениям: земельная реформа, реформа экономических отношений и реформа управления аграрной отраслью. 21 ноября 1990 г. принят Закон «О земельной реформе в сельской местности Латвийской Республики», предусматривающий постепенную приватизацию земли, которая должна способствовать перестройке правовых, социальных и экономических отношений на селе, восстановлению традиционного для Латвии уклада сельской жизни. Закон определяет порядок предоставления земли в пользование с правом наследования. Следующим шагом было принятие 21 июня 1991 г. второго основополагающего акта — Закона «О приватизации сельскохозяйственных предприятий и рыболовецких колхозов». Эти акты вместе с законами «О приватизации земли в сельской местности» от 9 июля 1992 г., «Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности» от 8 января 1992 г., постановлением Совета Министров Латвийской Республики «О волостных сельскохозяйственных кооперативных товариществах (обществах)» от 26 октября 1992 г. заложили основы правовой базы реформы в сельском хозяйстве.
Главной отправной точкой аграрной реформы в Латвии было приведение сельского хозяйства в состояние, существовавшее до 1940 г. В ходе приватизации на селе первостепенной задачей стал возврат земли и имущества бывшим собственникам. Эту задачу облегчило то, что к началу реформы в Латвии сохранились не только документы о собственности на землю и имущество, но и представления о прежних формах деятельности в сельском хозяйстве. Например, латвийские товарищества молокохозяев в настоящее время создаются по образцу товариществ, существовавших до 1940 г., причем те, кто имел в них тогда паи, теперь получают такое же количество паев без вложения каких-либо средств. Как и в межвоенный период, нынешние сельскохозяйственные кооперативные товарищества в Латвии представляют собой скорее кооперативные союзы и образуются по территориальному принципу в волостях.
Курс на восстановление статус-кво в имущественных отношениях проводится и в других сферах, в частности жилищной (законы «О возвращении домовладений законным собственникам» от 30 октября 1991 г., «О квартирной собственности» от 28 сентября 1995 г., «О приватизации государственных жилых домов и жилых домов самоуправлений» от 21 июня 1995 г.).
В 1990-егг. принята также большая серия законов, направленных на создание современной правовой базы для развития предпринимательства, в том числе законы «О предпринимательской деятельности» от 26 сентября 1990 г., «Об акционерных обществах» от 5 декабря 1990 г., «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 23 января 1991 г., «Об иностранных инвестициях в Латвийской Республике» от 5 ноября 1991 г., «О биржах» от 28 января 1992 г., «О кредитных учреждениях» от 5 октября 1995 г. , «О ценных бумагах» от 23 сентября 1995 г., «О несостоятельности предприятий и предпринимательских обществ» от 2 октября 1996 г., «О безопасности товаров и услуг и ответственности производителя и оказывающего услуги лица» от 8 октября 1996 г., «О конкуренции» от 8 июля 1997 г., «Об инвестиционных обществах» от 30 декабря 1997 г., «О гарантиях вкладов физических лиц» от 3 июня 1998 г., Патентный закон Латвии от 30 марта 1995 г. и др.
Формирование новой отрасли торгового права завершил в целом Коммерческий закон, принятый Сеймом 13 апреля 2000 г. Этот акт, являющийся по своей сути торговым кодексом, состоит из двух частей. Часть А «Общие правила коммерческой деятельности» содержит определения и общие положения о коммерсантах и коммерческой деятельности, коммерческом регистре, предприятии и филиале, прокуре и простой коммерческой доверенности, коммерческом агенте, маклере. Часть B «Коммерсанты» закрепляет и регулирует организационно-правовые формы предпринимательства в Латвии. К последним относятся: индивидуальный коммерсант, общество с полной ответственностью, коммандитное товарищество, товарищество капитала, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
В соответствии с новыми экономическими отношениями перестраиваются и другие отрасли права: трудовое право (Закон «О забастовках» от 12 мая 1998 г. и др.), право социального обеспечения (Закон «О частных пенсионных фондах» от 20 июня 1997 г.).
Основным источником гражданского процессуального права является Гражданско-процессуальный закон от 3 ноября 1998 г., вступивший в силу с 1 марта 1999 г.
Уголовное право и процесс
В отличие от частного, уголовное и уголовно-процессуальное право Латвии сформировались под влиянием русского, а затем и советского законодательства, хотя в межвоенный период наблюдались заимствования и из других правовых систем.
Временное правительство Латвии Законом от 6 декабря 1918 г. оставило в силе введенное немцами русское Уголовное уложение 1903 г. На территории Латвии также действовали уголовные законы Временного правительства России и с изменениями Военно-уголовный закон России 1896 г. С декабря 1919 г. по 1 августа 1933 г. в Уложение 1903 г. внесено около 40 изменений и дополнений. В 1927 г. Чрезвычайный закон предоставил правительству право создавать военно-полевые суды в мирное время. Уже в 1920 г. образована комиссия по выработке нового УК, в 1928 г. работа над проектом завершена, в 1930 г. он утвержден в Кабинете министров (в окончательном варианте — в 1933 г.) и вступил в силу с 1 августа 1933 г. Этот УК был переработкой Уложения 1903 г.; были также заимствования из уголовного права Германии и Италии (УК 1930 г.). Предусматривались меры общественной безопасности в духе социологической школы права. Самым тяжелым наказанием были каторжные работы (в том числе пожизненные). В новом УК был расширен круг политических преступлений, наказывались забастовки. После переворота 1934 г. принят ряд реакционных уголовных актов, в том числе Закон о порядке и общественной безопасности в стране, стали расширяться внесудебные репрессии 1938 г.
С 1940 по 1960 г. в Латвии действовали УК и УПК РСФСР, затем были приняты соответствующие кодексы Латвийской ССР, сохранившие силу и после провозглашения независимости (с многочисленными изменениями).
В настоящее время в Латвии действует Уголовный закон, принятый Сеймом 17 июня 1998 г. и обнародованный 8 июля 1998 г. Он состоит из Общей и Особенной частей, 25 глав и 356 статей. По содержанию и стилю латвийский Уголовный закон близок новым уголовным кодексам государств СНГ, хотя есть и существенные отличия. В частности, ст.7 подразделяет все преступные деяния на уголовные правонарушения и преступления. Преступления делятся на менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. Уголовным правонарушением является деяние, за которое Уголовным законом предусмотрено лишение свободы на срок не более двух лет или более мягкое наказание.
В качестве основных наказаний Уголовный закон 1998 г. предусматривает: смертную казнь; лишение свободы; арест; принудительные работы; штраф. Осужденный может быть приговорен также к дополнительным наказаниям: конфискации имущества; выдворению из Латвийской Республики; штрафу; ограничению прав; полицейскому надзору. Согласно ст.37 Уголовного закона приговор к смертной казни — расстрелу возможен исключительно за убийство при особо отягчающих обстоятельствах. Максимальный срок лишения свободы — 20 лет; в предусмотренных Уголовным законом особых случаях может назначаться пожизненное заключение. В 1996 г. Латвия объявила о введении моратория на смертную казнь. В 1999 г. смертная казнь была отменена за все общеуголовные преступления.
Основным источником уголовно-процессуального права по-прежнему остается УПК 1960 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).
По мнению самих латвийцев и международных наблюдателей, нынешняя система судопроизводства в стране страдает из-за нехватки квалифицированных кадров и коррупции. В 1990-е гг. имели место явно политически окрашенные судебные процессы над лидерами местной компартии и престарелыми сотрудниками советских карательных органов (по обвинению в геноциде).
В то же время в системе латвийского уголовного правосудия наблюдаются и положительные тенденции. Постепенно создается правовая база для борьбы с новыми видами преступности (законы «О борьбе с коррупцией» от 11 октября 1995 г., «О предотвращении легализации средств, добытых преступным путем» от 6 января 1998 г. ). Важную роль в усилении защиты прав граждан в уголовном процессе имеет Закон «О возмещении убытков, причиненных в результате незаконных или необоснованных действий производившего дознание, прокурора или судьи» от 16 июня 1998 г. В том же году принят Специальный закон «О помиловании» от 7 июля 1998 г.
Судебная система. Органы контроля
Организация судебной системы Латвии определяется Конституцией, законами «О судебной власти» от 15 декабря 1992 г., «О сиротских судах и волостных судах» от 23 ноября 1995 г., «О Конституционном суде» от 14 июня 1996 г.
Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Они отрешаются от должности исключительно постановлением суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
Систему общих судов образуют Верховный суд, окружные суды (всего их пять) и районные (городские) суды. Районный суд по первой инстанции рассматривает основную массу гражданских, уголовных и административных дел. По общему правилу, дела слушаются судьей и двумя непрофессиональными судьями, а в случаях, предусмотренных законом, — судьей единолично. Окружной суд является апелляционной инстанцией для районных судов; он также может рассматривать дела в первой инстанции. В порядке апелляции дела слушаются тремя профессиональными судьями.
Верховный суд состоит из Сената и трех коллегий: Гражданского суда, Уголовного суда и Коммерческого суда. Коллегии Верховного суда являются апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных окружными судами по первой инстанции. Сенат Верховного суда- апелляционный суд для решений Государственного контроля и дел, рассмотренных окружными и районными судами по первой инстанции. Сенат состоит из четырех департаментов: гражданского, уголовного, коммерческого и административного. Все судьи Верховного суда образуют Пленум, который является общим собранием судей Сената Верховного суда и его коллегий. Пленум принимает руководящие разъяснения для судов о применении законов.
Военные суды действуют на основании особого закона.
В 1996 г. в Латвии учрежден и с 1997 г. приступил к работе Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные в его компетенцию. Он вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда утверждаются на установленный законом срок Сеймом путем закрытого голосования большинством не менее 51 голоса.
Организацию и деятельность латвийской прокуратуры регулирует Закон «О прокуратуре» от 19 мая 1994 г. Прокуратура является органом судебной власти, который самостоятельно осуществляет надзор за соблюдением законности в пределах установленной компетенции. Она представляет собой единую, централизованную трехступенчатую систему учреждений, возглавляемую генеральным прокурором. Ее образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры судебных округов, прокуратуры районов (республиканских городов) и специализированные прокуратуры. Генерального прокурора по предложению председателя Верховного суда утверждает в должности Сейм на семь лет. Нижестоящих прокуроров назначает сам генеральный прокурор.
Организация латвийской адвокатуры определена Законом «Об адвокатуре» от 27 апреля 1993 г.
Высший орган финансово-экономического контроля в Латвии Государственный контроль, являющийся, согласно Конституции, независимым коллегиальным учреждением. Государственный контролер назначается парламентом на четырехлетний срок. По его предложению парламент утверждает членов Совета Государственного контроля также на четырехлетний срок. Устройство и компетенцию этого органа определяет Закон о Государственном контроле 1993 г. Государственный контролер ежегодно докладывает парламенту о фактическом выполнении предыдущего годового государственного бюджета.
В 1995 г. постановлением Кабинета министров создано Государственное бюро по правам человека (в 1996 г. принят Закон о нем).
Литература
Миллер В. , Стумбана Э. Очерки по истории государства и права Латвийской ССР. Рига, 1961.
Латвийская Республика (1918—1940) — Википедия
Латвийская Республика (Первая Латвийская Республика) — латвийское государство с республиканской формой правления, существовавшее в межвоенный период (1918—1940).
Содержание
- 1 Предыстория
- 2 История
- 2.1 Послевоенная ситуация
- 2.2 Парламентская республика (1920—1934)
- 2.3 Авторитарный режим Улманиса (1934—1940)
- 2.4 Присоединение к СССР
- 3 Примечания
- 4 Литература
Основная статья: Борьба за независимость Латвии
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
В сентябре 1917 года в оккупированной германскими войсками Риге латышские политические партии сформировали коалицию — Демократический блок. В начале декабря в Валке латвийские организации окончательно сформировали Латышский временный национальный совет.
24 декабря 1917 (6 января 1918) года в неоккупированных германскими войсками частях Лифляндской и Витебской губерний была провозглашена советская власть (так называемая Республика Исколата), однако вскоре германские войска заняли всю территорию современной Латвии. Перед капитуляцией Германской империи в Первой мировой войне, 5 ноября 1918 года[3], по инициативе остзейской аристократии на оккупированных территориях было провозглашено Балтийское герцогство — государство под протекторатом Германии.
28 января 1918 года в Петрограде на вторую сессию собирается Латышский временный национальный совет. Резолюция совета от 30 января декларирует, что Латвия должна быть единой, демократической и независимой республикой. При этом резолюцию 30 января Нацсовет держит в тайне, договорившись не публиковать текст в прессе. Его, однако, отправляют иностранным представителям. Позже на эту декларацию ссылаются латвийские дипломаты, добивающиеся международного призвания нового государства. Однако все же было бы преувеличением назвать резолюцию 30 января декларацией независимости Латвии[4].
17 ноября 1918 года Латышский временный национальный совет и Демократический блок создали Народный совет.
История Латвийской Республики берёт своё начало 18 ноября 1918 года, когда Народный совет провозгласил независимость государства.
7 декабря 1918 года германский уполномоченный в Прибалтике Август Винниг с целью защиты территории Латвии от наступления Красной Армии заключил с правительством Карлиса Улманиса соглашение об объявлении прибалтийского ландесвера вооружёнными силами Латвийской Республики. В соответствии с соглашением ландесвер должен был состоять из немецких, латышских и русских рот, при этом доля латышей должна была составлять 2/3 (однако это условие так и не было соблюдено). Временное правительство Латвии пошло на сделку с немцами, так как на тот момент не имело средств для покупки оружия, а малочисленные латышские отряды не могли воевать с Красной Армией.
17 декабря 1918 года вышел Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Латвии об установлении советской власти, 22 декабря В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет Совнаркома РСФСР «О признании независимости Советской Республики Латвии». 3 января 1919 года столица страны Рига была занята частями Красной Армии. Была провозглашена Латвийская Социалистическая Советская Республика.
Не получая достаточной поддержки со стороны немецкого руководства, правительство Улманиса начало формирование независимых от ландесвера латышских военизированных формирований. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон под командованием Оскара Калпакса. В Южной Эстонии были созданы латышские отряды, насчитывавшие около 9800 солдат и офицеров, объединённые позднее в Северолатвийскую бригаду в составе Вооружённых сил Эстонии. Параллельно с этим министр обороны временного правительства вывел латышские роты из состава ландесвера.
К началу февраля 1919 года Красной Армии, в рядах которой были и латышские стрелки, удалось занять большую часть территории Латвии, за исключением небольшой области вокруг портового города Лиепаи, которая оставалась под контролем правительства Карлиса Улманиса. Там же дислоцировались и поддерживавшие какое-то время Улманиса в борьбе с большевиками военные формирования остзейских немцев (прибалтийский ландесвер), в состав которых входила и Латышская бригада (около 2 тыс. солдат и офицеров).
16 апреля 1919 года в Лиепае немецкие отряды ландесвера свергли правительство Улманиса, которое считали антигерманским. Свергнутое правительство Улманиса бежало на пароход «Саратов», специально прибывший из Таллина и стоявший в Лиепайском порту под охраной английских военных. Под охраной британских и французских военных кораблей судно вышло на рейд и около двух месяцев провело в море.
26 апреля 1919 года командование ландесвера назначило премьер-министром Латвии лютеранского пастора Андриевса Ниедру, латыша по национальности, получившего известность благодаря своим острым выступлениям на страницах латышских газет.
22 мая ландесвер, немецкая Железная дивизия и белогвардейские формирования под командованием князя Ливена освободили Ригу от Красной Армии, и туда переехало правительство Ниедры. Немецкое военное и политическое руководство попыталось создать в Латвии политический режим германской ориентации и обратило оружие против эстонской армии и латышских национальных вооружённых формирований, под контролем которых находился север страны.
Однако 23 июня 1919 года эстонская армия и латышские полки разбили под Цесисом отряды ландесвера и Железной дивизии, в результате чего 29 июня прогерманское правительство Ниедры было распущено, а сам Ниедра был вынужден бежать за границу. 27 июня 1919 года правительство Улманиса возобновило свою деятельность в Лиепае.
2 июля, в результате прорыва эстонской армией во главе с Й. Лайдонером и латышскими полками линии обороны Риги, между командованием немецких сил и эстонской армией, при участии представителей Антанты, было заключено перемирие. Согласно его условиям, к 5 июля 1919 года последние части Железной дивизии покинули Ригу, а подразделения ландесвера впоследствии были включены в состав латвийской армии.
В сентябре 1919 года бывший командующий германским корпусом в Латвии граф Рюдигер фон дер Гольц при поддержке реваншистских сил из числа руководства армии Веймарской республики организовал в лагерях для пленных в Германии вербовку и переправку в Латвию русских солдат и офицеров, из которых была создана Западная добровольческая армия под командованием полковника Бермондта-Авалова. В состав Западной армии были также включены подразделения формально ликвидированного германского корпуса фон дер Гольца. 20 сентября Бермондт-Авалов объявил о принятии на себя всей полноты власти в Прибалтике и отказался подчиняться командующему войсками белых армий на Северо-Западе России генералу Юденичу. Западная добровольческая армия была разбита латвийскими войсками при содействии флота Антанты под Ригой в ноябре 1919 года, а сам Бермондт-Авалов бежал в Пруссию.
В начале 1920 года, в ходе совместного наступления латвийской и польской армий, Красная Армия была выбита из Латгалии. 11 августа 1920 года правительство Латвии подписало мирный договор с РСФСР, по которому Советское правительство первым в мире признавало существование независимого Латвийского государства[5]. 26 января 1921 года независимость Латвии официально признали страны-победители в Первой мировой войне (Антанта). 22 сентября 1921 года Латвия, одновременно с Литвой и Эстонией, была принята в Лигу Наций.
Послевоенная ситуацияПравить
Латвия — единственная из окраин бывшей Российской империи, которая в результате Первой мировой войны потеряла половину своего населения, большая часть которого была эвакуирована в глубь России вместе с промышленными предприятиями, напоминает историк и правовед К. К. Матвеев. В этой связи радикально изменилась и экономика территории, потерявшей значительную часть своего производственного и интеллектуального потенциала[6]. Из индустриальной она превратилась в аграрную, сильно уменьшилось городское население (с 40 % в 1913 году до 24 % в 1920-м). Если в Риге перед войной, по переписи 5 декабря 1913 года, было около полумиллиона жителей, в Либаве и Двинске более 100 тысяч в каждом, и во многих других городах больше 10 тысяч жителей, то к 1938 году их численность так и не восстановилась[7].
Парламентская республика (1920—1934)Править
Основной задачей Народного совета было проведение политических консультаций и выборов в Конституционное собрание. Народный совет как высший орган власти в Латвии действовал до начала работы Учредительного собрания (1 мая 1920 года).
7 февраля 1920 года в газете «Valdības Vēstnesis[lv]» («Правительственный Вестник») были опубликованы составы Центральной и районных избирательных комиссий по выборам Учредительного собрания. 17 февраля в той же газете публикуется первая инструкция Центральной избирательной комиссии «О выборах Учредительного собрания Латвии». 1 марта окружные избирательные комиссии начали регистрацию кандидатов в депутаты.
Выборы Учредительного собрания состоялись 17-18 апреля 1920 года, в них приняли участие 84,9 % (677 084) избирателей[8].
Первое заседание Учредительного собрания открылось 1 мая 1920 года. На должность председателя собрания был избран юрист Янис Чаксте, позднее ставший первым президентом Латвийской Республики.
5 мая 1920 года Учредительное собрание создало 26 депутатских комиссий для разработки Конституции Латвии. Конституция была принята Учредительным собранием 15 февраля 1922 года. Она определяла, что Латвия является свободной, независимой, демократической республикой, в которой власть принадлежит народу Латвии, а решение об изменении государственного устройства и международного статуса (отказ от суверенитета, присоединение к какой-либо другой стране и так далее) может принять только сам народ Латвии посредством референдума.
Одной из первых задач новой власти было разделение крупных земельных имений и наделение землёй безземельных крестьян. Уже в 1920 году Учредительное собрание создало комиссию по вопросам подготовки аграрной реформы. Максимальный размер поместий был определён в 50 гектаров земли, все излишки бесплатно передавались безземельным. Надельные участки не должны были быть меньше 10 гектаров и больше 22 гектаров, хотя фактически выделялись и меньшие наделы. Реформа продолжалась до 1937 года и в целом была успешной, обеспечив быстрое развитие сельского хозяйства. Если в 1920 году безземельными были 61,2 % крестьян, то в середине 1930-х годов — только 18 %. Уже в 1923 году посевные площади превысили довоенный уровень.
В свою очередь, 84 % лесов перешло в государственную собственность, что позволило государству контролировать деревообрабатывающую промышленность.
9 июня 1922 года был принят Закон о выборах. Он предусматривал проведение выборов в Сейм каждые три года. Избирательный порог, который было необходимо преодолеть партиям, чтобы быть представленными в Сейме, был низким (2,5 %). В результате начался активный процесс образования, разделения и слияния политических партий и течений, неизбежно связанный со взаимными упрёками и клеветой. Это усиливало внутреннюю политическую нестабильность и приближало политический кризис.
Авторитарный режим Улманиса (1934—1940)Править
См. также: Государственный переворот в Латвии (1934) и Латышская Латвия
15 мая 1934 года глава правительства Латвии Карлис Улманис совершил государственный переворот, установив авторитарный режим. Он распустил парламент, часть депутатов временно арестовали, были запрещены все политические партии, стала проводиться ярко выраженная националистическая политика. Поддерживалось сельское хозяйство, инвестировались средства в строительство новых заводов (ВЭФ, Форд-Вайрогс)[9], строились объекты республиканского значения (Кегумская ГЭС, санаторий Кемери), активно поддерживались национальная культура, образование и искусство. Карлиса Улманиса именовали вождём народа.
7 июня 1939 года в Берлине министром иностранных дел Латвии Вильгельмом Мунтерсом и министром иностранных дел Германии Риббентропом был подписан Договор о ненападении, в котором стороны брали на себя обязательство не применять силу друг против друга ни при каких обстоятельствах. В договоре имелась секретная клаузула, согласно которой Латвия обязывалась принять «с согласия Германии все необходимые меры военной безопасности по отношению к Советской России»[10].
23 августа 1939 года СССР и Германия подписали Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретный дополнительный протокол к нему о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии в сферу интересов СССР. В 1939—1941 годах, по советско-германским соглашениям, в Германию переехало большинство проживавших на территории Латвии прибалтийских (остзейских) немцев.
Присоединение к СССРПравить
Основные статьи: Присоединение Латвии к СССР и Ввод советских войск в Латвию
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
См. также: Инцидент в Масленках
15 июня 1940 года произошло нападение НКВД СССР на два латвийских пограничных поста — Масленки и Шмайли. Третье нападение — на пост Жугури — было отменено. В Шмайли пограничники не успели проявить никакого сопротивления, были взяты в плен и увезены в СССР. В Масленках войска проявили сопротивление, из-за чего погибло 3 солдат, 2 мирных жителей, здание охраны было сожжено и несколько людей взяты в плен. В общей сложности погибло 5 людей и 37 было взято в плен. Погибшие были и на стороне нападавших.
16 июня в 14:00 советский народный комиссар иностранных дел В. Молотов зачитал послу Латвии Ф. Коциньшу ультиматум правительства СССР, в котором требовались отставка правительства Латвии и введение неограниченного контингента советских вооружённых сил в Латвию, дополнив его, что если до 23:00 не будет получен ответ от правительства Латвии, вооружённые силы СССР войдут на территорию Латвии и подавят любое сопротивление.
Карлис Улманис обратился к послу Германии в Латвии Ульриху фон Коцу с просьбой открыть «Клайпедский коридор» для эвакуации властей и армии. В просьбе было отказано. Армия не получила приказ на военное сопротивление и бездействовала. Военное сопротивление кабинет министров отклонил, так как считал, что оно вызовет кровопролитие, но не спасёт Латвийское государство.
Части Красной Армии входят в Ригу.
Июнь 1940 года
17 июня в 9:00 представитель Красной армии генерал-полковник Д. Павлов встретился с представителем Латвийской армии Отто Удентиньшем на железнодорожной станции Йонишки. В 13:00 был подписан пакт о капитуляции Латвии.
Войска СССР пересекли латвийско-советскую границу, не дожидаясь ответа властей Латвии и результатов переговоров представителей армий. Уже в 13:00 в Ригу въехали первые советские танки. В 22:15 президент Улманис выступил по радио с призывом к народу оставаться на своих местах и не проявлять сопротивление.
5 августа власти СССР подписали специальный указ о включении Латвии в состав СССР с названием Латвийская Советская Социалистическая Республика.
- ↑ 1 2 Latvijas sasniegumi statistikas vērtējumā 1934–1939. — Rīga: Valsts statistiskā pāvalde, 1939. (латыш.)
- ↑ Сам себя провозгласил президентом (легитимность сомнительна)
- ↑ Балтийское герцогство (неопр.). www. estonica.org. Estonica: энциклопедия об Эстонии. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 8 апреля 2022 года.
- ↑ Янис Шилиньш. Что и почему нужно знать о петроградской декларации независимости Латвии (неопр.). Rus.LSM.lv. Единый портал Латвийского Радио и Латвийского телевидения (30 января 2018). Архивировано 8 апреля 2023 года.
- ↑ Смирин, 1999, с. 83.
- ↑ Элкин, Абик. Константин Матвеев в программе «7 дней и ночей» (неопр.). MixNews.lv. Радио «Балтком» (9 февраля 2018). Дата обращения: 13 ноября 2020. Архивировано 15 ноября 2020 года.
- ↑ Iedzīvotāji pilsētās un uz laukiem. Жители в городах и на селе (латыш.). www.csb.gov.lv. ЦСУ ЛР. Дата обращения: 13 ноября 2020. Архивировано 14 ноября 2020 года.
- ↑ History of the legislature (англ.). saeima.lv. Дата обращения: 21 мая 2013. Архивировано 23 мая 2013 года.
- ↑ «Старое радио» VEF. Рождение и становление: 1919−1940 годы (неопр.). www.oldradio.lv. «Старое радио». Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 23 ноября 2012 года.
- ↑ Павел Котляр. «Приём радушный». Как Прибалтика присягнула Гитлеру (рус.). gazeta.ru. Газета.ru (7 июня 2019). Дата обращения: 14 июня 2019. Архивировано 13 сентября 2019 года.
- Смирин Г. Основные факты истории Латвии. — 2-е изд. — Рига: SI, 1999. — 141 с. — ISBN 9984–630–36–6.
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
- Дом
- Глобальные идеи
- По странам
- Латвия
- Правительство
Ключевые цифры
- Глава государства:
- Президент Эгилс Левитс
- Глава правительства:
- Премьер-министр Артурс Кришьянис Кариньш
Обзор
- Название правительства:
- Латвийская Республика
- Конституция:
- Принят: 1922 г. , повторно введен в действие в 1990 г.; Устанавливает основу для ролей и структур трех ветвей власти. Также обсуждает основные права человека и провозглашает Латвию демократической республикой.
- Тип правительства:
- Парламентская Республика
Герб Латвийская Республика
Индекс экономической свободы
Каждая страна оценивается по шкале от 0 до 100 на основе десяти свобод, где 100 представляет наибольшую степень экономической автономии от государственного вмешательства. Источник: Фонд наследия (2019 г.)
Рейтинг странового риска
А4
Несколько шаткие политические и экономические перспективы и относительно нестабильная деловая среда могут повлиять на платежное поведение компаний. Вероятность корпоративного дефолта в среднем остается приемлемой. Источник: Coface (2023 г.)
Государственные учреждения
Основные силы | Процесс выборов | Избирательный цикл 1 | |
---|---|---|---|
Исполнительный | Президент в значительной степени является церемониальным главой государства, имеет скорее влияние, чем власть; Президент имеет личное усмотрение в отношении предложения закона в парламент, наложения вето на закон и проведения референдума по закону. Полномочия премьер-министра, хотя формально переданы президенту, конституционно осуществляются премьер-министром. Некоторые из этих держав действуют в качестве главнокомандующего вооруженными силами, подписывают договоры, широко представляют Латвию и официально назначают послов и других должностных лиц. | Президент избирается Сеймом. Премьер-министр назначается президентом с одобрения Сейма. | 4 года |
Судебный | Обеспечивает юрисдикцию по представленным судебным делам различных уровней. | Судей назначает Сейм. | Пожизненное назначение |
Законодательный | Сейм является однопалатным законодательным органом правительства Латвии. | 100 членов избираются по гибкой системе пропорционального представительства. | 4 года |
Региональные торговые блоки
Евросоюз
Участие международной организации
[2]Экологические соглашения
[3]Налоговая информация
[2]- Налоговый орган:
- Служба государственных доходов
- Название налога:
- НДС
Источники:
- Руководство по выборам http://www. electionguide.org/
- EY, http://www.ey.com
- Всемирный справочник ЦРУ, https://www.cia.gov/the-world-factbook/
- Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/
Какой тип правительства в Латвии?
Здание Латвийского парламента.Конституция Латвии
Правительство Латвии является парламентской республикой, которая имеет однопалатный парламент (Сейм), а также Кабинет министров. Конституция страны или Конституция вступила в силу в 1922 после утверждения Конституционным собранием Латвии. Основными ветвями власти Конституция признает Президента государства, Сейм, Кабинет министров, суды и Государственного аудитора. Государственный переворот 1934 года в Латвии привел к приостановке действия Конституции, и только в 1993 году пятый Сейм был полностью восстановлен.
Президент Латвии
Президент Латвии является главой государства и представляет Латвию на международном уровне, а также назначает дипломатических представителей страны. Президент Латвии имеет право выполнять решения Сейма, касающиеся ратификации международных договоров. Президент объявляет войну по указанию Сейма решением Сейма и назначает Верховного главнокомандующего в военное время. Президент Латвии сохраняет за собой право созывать и возглавлять внеочередные заседания кабинета министров и определять цели таких заседаний. Президент также может предложить Сейму распуститься, после чего будет проведен национальный референдум. Президент может инициировать законодательство, а также провозглашать законы, одобренные Сеймом.
Исполнительная власть правительства Латвии
Премьер-министр Латвии назначается президентом, но должен заручиться поддержкой большинства депутатов Сейма. По соглашению эту должность занимает глава лидера большинства. Премьер-министр Латвии назначает членов кабинета, которые впоследствии представляются на утверждение парламенту. Министры разрабатывают государственную политику в рамках закрепленного за ними учреждения. В настоящее время в Латвии 13 министерств. Премьер-министр контролирует министров, чтобы убедиться, что они выполняют свои обязанности, а также координирует действия исполнительной власти. Заседания кабинета министров Латвии были открыты для публики с начала 2000-х годов.
Законодательная власть правительства Латвии
Всего в Сейме (Парламенте Латвии) заседает 100 депутатов, избранных на основе пропорционального представительства. Места отдаются тем политическим партиям, которые набирают не менее 5% голосов избирателей. Члены служат в течение четырех лет, а затем снова проводятся выборы. Депутаты Сейма представляют один из пяти избирательных округов. Спикер, которому помогают два заместителя спикера, возглавляет Сейм. Если Президент не может выполнять свои обязанности, спикер вмешивается и исполняет их в качестве исполняющего обязанности. Депутаты Сейма представляют население Латвии и принимают законы. Сейм ратифицирует международные соглашения, а также отвечает за назначение крупных государственных служащих.
Судебная власть правительства Латвии
Судебная система Латвии имеет трехуровневую судебную систему.