Лукла аэропорт – Аэропорт Лукла

Аэропорт Лукла

Аэропорт Лукла

В непальском городе Лукла имеется аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (LUA или Tenzing-Hillary Airport), который считается одним из самых опасных на планете. Он соединяет столицу страны с главной точкой, откуда стартует восхождение на Эверест и другие горные вершины Гималаев.

Общая информация

Свое современное название аэропорт получил в 2008 году в честь первых покорителей Джомолунгмы: Тенцинга Норгея (шерп из Непала) и Эдмунда Персиваля Хиллари (альпиниста из Новой Зеландии). До этого воздушные ворота носили имя города, в котором находятся.

Здесь до сих пор нет никакого навигационного оборудования, кроме радиостанции, поэтому пилоты при осуществлении посадки и взлета могут ориентироваться только визуально. Во время тумана или непогоды очень высокая вероятность крушения лайнера, и самолеты в такое время пассажиров не перевозят.

Описание аэропорта Лукла

Взлетно-посадочная полоса имеет протяженность всего 527 м, ширину 20 м и располагается под крутым уклоном (в 12%) на высоте 2860 м над уровнем моря. Ландшафт здесь довольно сложный, поэтому взлеты выполняются с торца 24, а приземления – с 06. Разница между ними составляет 60 м.

Взлетно-посадочная полоса

С одной стороны находится хребет, высота которого достигает 4000 м, а с другой – пропасть, глубиной до 700 м. Она заканчивается горной рекой Дудх Коси, являющейся самой труднопроходимой в мире. Приземляться и взлетать здесь необходимо с первого раза, ведь второй заход просто невозможен. В 2001 году в аэропорту Лукла заасфальтировали взлетно-посадочную полосу и построили новое здание терминала, а также оборудовали вертолетную площадку и 4 стояночные платформы.

Череда из самолетов

Авиакомпании, обслуживающие воздушную гавань

Добраться в аэропорт Лукла можно только из Катманду. Посадки и взлеты здесь выполняются на маленьких самолетах Twin Otter и Dornier 228, которые не имеют багажных полок в салоне. Грузоподъемность лайнеров составляет максимум 2 т, поэтому могут вмещать до 20 человек.

Один пассажир может провезти не больше 10 кг багажа, ручной клади – до 2 кг. Каждый год правило ужесточают и всё больше контролируют различные ухищрения пассажиров. Стоимость билета составляет около 260 долларов в одну сторону. Обслуживают аэропорт несколько авиакомпаний:

  • Yeti Airlines;
  • Nepal Airlines;
  • Goma Air;
  • Tara Air;
  • Gorkha Airlines;
  • Sita Air.

Собираясь воспользоваться услугами данного аэропорта, стоит учитывать тот факт, что полеты совершаются только в светлое время суток: с 06:30 и до 15:30 при хорошей видимости. Погода в горах довольно непредсказуемая и обманчивая, поэтому рейсы часто отменяют, а задержка может длиться от пары часов до нескольких дней.

Ежегодно услугами воздушной гавани пользуется примерно 25000 человек.

Посадка на самолет

Что необходимо знать, собираясь в полет?

Из-за переменчивой погоды во время высадки и посадки нельзя терять ни минуты, поэтому самолеты летают непрерывной чередой. Между рейсами не производят ни техническое обслуживание, ни уборку. Всё происходит очень быстро: после приземления лайнера его отправляют в «карман», а на его место сразу заезжает другой. Пассажиры должны успеть освободить терминал, чтобы грузчики выгрузили и загрузили багаж. В аэропорту Лукла за порядком строго следит местная армия.

Очередь в терминале

Собираясь лететь в Луклу или из нее, путешественники должны знать следующие нюансы:

  1. В салон самолета необходимо брать теплую куртку, чтобы не замерзнуть, так как лайнер не герметичный, и запасные выходы закрываются не плотно.
  2. Покупать билеты из Луклы лучше всего на раннее утро (до 08:00). В это время погода более ясная.
  3. Если вы желаете наблюдать за Гималаями из иллюминатора самолета, то занимайте места в салоне на левом борту (это касается рейсов из Катманду в Луклу).
  4. Свой багаж необходимо подписывать крупными и яркими буквами, указывая номер телефона. Бывают ситуации, когда самолет перегружен, и груз может отправиться другим рейсом.
  5. Приобретайте билеты из Луклы с фиксированной, а не с открытой датой. Они имеют более высокий приоритет во время регистрации, что увеличивает ваш шанс на вылет.
  6. Обычно в самолетах туалетов нет, поэтому учитывайте данный факт перед взлетом. Если вас укачивает, то таблетку следует выпить за 20 минут до взлета, чтобы она успела подействовать.
  7. Для того чтобы избежать перевеса багажа, надевайте на себя максимальное количество одежды и ботинки, а по карманам разложите «мелочевку».
  8. Салон
  9. За пару дней до вылета из Луклы поинтересуйтесь погодой. Если на город надвигается циклон, то имеет смысл улететь на пару дней раньше, чтобы не застрять здесь на неопределенное время.
  10. В Катманду можно сдать билеты даже те, которые просрочены. В этом могут помочь гиды, администраторы или носильщики.
  11. Собираясь отправиться в Луклу, нужно иметь в запасе не меньше 500 долларов и 2-3 дня до вылета из страны, чтобы не менять билеты на международные рейсы.
Лайнер

Многие опытные альпинисты часто говорят, что не так страшно покорить Эверест, как благополучно приземлиться в аэропорту города Лукла. Если вам очень нужно вылететь, а самолеты не ходят, то воспользуйтесь услугами вертолетов, которые также совершают рейсы отсюда.

Площадка

 

womanadvice.ru

Как устроен самый опасный в мире аэропорт

Без права на ошибку — именно так кратко можно описать работу если не самого, то одного из самых опасных и сложных в мире аэропортов, который находится в Гималаях. Никаких вторых заходов, никаких выкатов за полосу — что-то пошло не так, и у нас 15-18 трупов. Короткий разбег, отрыв от края пропасти, торможение перед отвесной стенкой, наклон взлётки в 12 градусов — всё это особенности аэропорта «Тенцинга и Хиллари» в Лукле.

Полетаем?

Более подробно о том, как всё там устроено — читайте ниже!


Высоко, высоко в горах…

Во времена первовосходителей на Эверест, до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, добирались из Катманду пешком  за 3 недели. Все грузы, естественно, несли на себе портеры. Экспедиции на Эверест затягивались на долгие месяцы. Первый покоритель высочайшей на планете вершины Эдмунд Хиллари отблагодарил эти края, создав фонд, на средства которого и начал развиваться горный Непал. Над реками перекидывались мосты, в деревнях строились больницы и школы, обустраивались горные тропы. Строительный материал нужно было сюда чем-то завозить, поэтому в 1964 году в наиболее ровном и подходящем месте отсыпали гравийную взлётку, которая начала принимать легкие самолёты из Катманду. В 2001 году гравий залили битумом, положили сверху асфальт и построили новое здание терминала. А сам аэропорт переименовали из «Луклы» в «Тенцинга и Хиллари».

В чём же экстремальность этого аэропорта, о которой везде говорят и пишут?  Всё просто: представьте, что вам нужно посадить самолёт с 18-ю пассажирами на палубу авианосца, с одной стороны которой 700-метровая пропасть с речкой на дне, а с другой — отвесная стенка «четырёхтысячника». И между ними — всего 527 метров.  Представили? А теперь дополните картину тем, что этот авианосец тонет, и его корма поднялась над носом на 60 метров. Да-да, именно таков перепад высот между торцами взлётной полосы — целых 12%.  Наблюдая из окна терминала за самолётами, уходящими на взлёт, кажется, что они съезжают прямиком в Преисподнюю.

Но, нет: еще несколько секунд, и они вновь предстают взору, взмывающими в небо над пропастью.

Торцы полосы пронумерованы цифрами: 24 — для  взлёта, 6 — для посадки, чтобы, не дай бог, не перепутать. Уклон полосы сделан специально, чтобы облегчить взлёт и посадку. Взлетаешь — катишься под горку и набираешь дополнительную скорость, садишься — въезжаешь в гору и тормозишь.

Здесь не работают никакие системы навигации и помощи при посадке. Ну, кроме радиосвязи с диспетчером. Все взлёты и посадки пилоты осуществляют исключительно визуально. Без права на ошибку, которую, как известно, горы не прощают.  Подход к ВПП зажат высокими горами, поэтому развернуться тут крайне непросто. А после пересечения реки Дудх-Коси на дне ущелья, и вовсе невозможно делать какие-либо маневры, вроде второго захода — сажай или умри. По наблюдениям туристов, которые находятся в полёте близко к открытой кабине, перед заходом на посадку пилоты молятся — прикладывают руку к губам, к голове и приборной доске.

Катастрофы

Наверняка вы спросите про «несчастные случаи на стройке». Конечно же они были, и не раз. В основном, катастрофы с жертвами случаются при посадке — либо от сильного удара о взлётку, либо от удара о скалу. Случалось это в 1991-м (погибло 14 человек), 2004-м (3 человека), 2008-м (18 человек) и в 2017-м (1 человек). На взлёте тоже были крушения: в 1973-м, 1992-м и 2005-м. Но тогда обходилось без жертв — было повреждение корпуса или шасси самолёта, с последующим его списанием.  О том, что не всё так просто в этом аэропорту, говорят двери самолётов, которыми местные огораживают свои садовые участки.

Еще одна крупная катастрофа 2010 года, в которой погибло 14 человек, произошла не в самой Лукле, но по её «вине». Самолёт, вылетевший из Катманду, из-за неблагоприятных погодных условий в Лукле развернулся обратно и вследствие отказа генератора упал в 24 километрах к югу от Катманду.

Испугались?  Но вы не приняли во внимание то, что все эти катастрофы произошли за 54 года работы аэропорта!  Такой низкий процент аварийности объясняется высоким мастерством пилотов, выполняющих регулярные рейсы из Катманду в Луклу. А за год этими рейсами перевозят около 25000 туристов, идущих к Эвересту или на него.

Посадка в аэропорту Луклы — аттракцион не для слабонервных. В сети можно найти массу видеозаписей, на которых в момент соприкосновения шасси с полосой слышны крики испуга. В том числе и мужские.

«Девушка, когда следующий самолётик до Катманду?»

Аэропорт Тэнцинга и Хиллари принимает самолёты только в светлое время суток с 6:30 до 15:30 часов. Но не подумайте, что работает он по расписанию. Как я уже говорил, взлёт и посадка осуществляется только визуально, поэтому при плохих погодных условиях полёты прекращаются. Порою, туристы могут неделю сидеть в Лукле, в ожидании синего неба над головой. Цены на жильё в это время взлетают до небес, люди теряют билеты на рейсы из Катманду к себе домой, опаздывают на работу, молятся богам и погодным сайтам. Но когда появляется погодное окно, и полёты возобновляются, то требуется еще пара дней, чтобы вывезти отсюда скопившуюся толпу. Составляют списки, графики, все ругаются, кричат, плачут.

Можно, конечно, плюнуть на всё и купить билет на вертолёт до Катманду за 500$, что в 3 раза дороже билета на самолёт. «Вертушки» летают и при плохих погодных условиях, кроме сильного тумана. В Катманду вам вернут деньги за авиабилет, тем самым как-то возместив затраты. Есть еще один вариант добраться из Луклы до цивилизации — пройтись пешком за 3-4 дня в ближайший населённый пункт (Jiri, Phaplu или Salleri), откуда можно уехать наземным транспортом.  Но путь этот не из лёгких, учитывая общую усталость после эверестовского трека. Мы должны были вернуться в Phaplu (откуда и пришли) пешком, но отказались, купив билеты на самолёт.

Совет улетающим: имейте с собой запасные 400-500$ и закладывайте лишних 2-3 дня на поездку. И не берите билеты из Катманду впритык к прибытию из Луклы.  Даже при хорошей погоде можно просидеть день в ожидании своего рейса, как это сделали мы. Вылететь должны были в 9, а по факту получилось только в 13 часов — рейсы задержали из-за высокой загрузки аэропорта Катманду.

Первым делом самолёты!

Авиалиния Катманду—Лукла обслуживается четырьмя авиакомпаниями: Sita Air, Nepal Airlines, Tara Airlines, и Yeti Airlines. Их офисы есть в Лукле — там же можно купить билеты. В некоторых населённых пунктах, вроде Намче Базар, есть агентства, которые за небольшую комиссию могут купить вам билеты по телефону. Стоимость билета в одну сторону — $170. Если вас много, то могут дать групповую скидку.

В Лукле могут сесть и взлететь только самолёты с с укороченным взлётом и посадкой. К примеру, немецкие Dornier 228 и канадские DHC-6 Twin Otter. Dornier легко узнать по длинному носу, в котором размещается дополнительное багажное отделение. Самолёты не новые, но поддерживаются в исправном состоянии, иначе аварии могут создать плохую репутацию, что убьёт всю экономику этих мест.

Грузоподъёмность этих самолётов  — 1,5-2 тонны. А на борт по паспорту они берут 20 человек. Несложно посчитать, сколько груза может взять с собой каждый пассажир, разделив 2 тонны на 20 и убавив результат на средний вес человека в одежде и с ручной кладью. Получившиеся 20-30 килограмм совсем ни о чём, ведь для восхождения необходимо везти большое количество снаряжения. Перегрузка для такого самолёта очень чувствительна — из-за неё на взлёте совсем недавно в Катманду разбился самолёт с туристами.  Поэтому количество пассажиров сейчас ограничивают 15-18 пассажирами.

В цену билета включен провоз 10 кг груза и 2-3 кг ручной клади. Если вес багажа проверяют, то на ручную кладь часто не обращают внимания.

Терминал

Терминал аэропорта — небольшое помещение, в котором постоянно толпы народа, шум, гам и толкотня. Компании требуют приходить на регистрацию за час, но не обещают вам своевременного отлёта. Если рейс задерживается, то в одном помещении скапливаются люди на несколько рейсов вперёд.

Багаж взвешивают и забирают грузчики, спуская сумки и рюкзаки по металлической горке в тележки. А пассажиры с ручной кладью проходят раздельный для женщин и мужчин контроль — рамка металлоискателя и быстрое ощупывание.

«Чистая зона» находится на первом этаже терминала и там очень холодно. Если просидеть несколько часов в ожидании рейса, можно основательно замёрзнуть. Поэтому лучше всего будет взять пару тёплых вещей с собой.

Есть буфет, где можно подкрепиться чипсами, батончикамии и фруктами.

В хорошую погоду высадка и посадка пассажиров происходят моментально, без перерывов на дозаправку и обслуживание. Самолёт приземлился, заехал в «карман», подъехал к терминалу, высадил людей, выгрузил багаж, и вот уже возле него стоит новая очередь на погрузку.

Пока пассажиры рассаживаются, прилетает следующий самолёт, который подруливает и встаёт за первым. А тот уже начинает рулёжку на полосу. И так по кругу, как карусель.

Бывает, что прилетает «грузовой» рейс, доверху забитый коробками с баночным пивом «Everest» и бутылками с водой, «Фантой», «Колой» и «Спрайтом». Отсюда этот ценный груз и начинает своё многодневное путешествие на мулах и яках к самому подножью Горы.

Мы как раз и летели на таком рейсе, дождавшись, когда его разгрузят.

В салоне самолёта довольно тесно — туда не возьмёшь крупные сумки, так как их просто некуда будет ставить. Всё своё можно держать только на коленях.

Даже в таком маленьком самолёте есть стюардесса, которая приглашает на посадку, проверяет ремни и иногда раздаёт тампоны для ушей, чтобы не оглохнуть от шума двигателей.

Поехали!

И вот самолёт стоит на отметке «24», двигатели переходят на полные обороты.

Самолёт катится, разгоняется и у самого края пропасти отрывается от полосы. Дух захватывает!

В замызганных стёклах иллюминаторов открываются потрясающие виды на лесистые горы и заснеженные вершины.

Если хотите увидеть Эверест, нужно садиться на правую сторону, когда летите из Луклы и на левую, если из Катманду.

Но даже если не увидите Эверест, то рассматривание террас — уже эстетическое удовольствие 🙂

Время полёта — всего 45 минут. Всё это время самолёт летит на небольшой высоте, облетая крупные скопления облаков — потрясающее зрелище!

В Катманду вы попадаете в терминал для внутренних авиарейсов. Что тут творится на выдаче багажа — не передать словами! Нужно пробиваться через толпу, выискивать глазами свои сумки и кричать, указывая на них. А потом еще выходить с ними обратно, держа багаж над головой.

Но при всех сложностях и страхах, полёт в Луклу на самолёте или обратно — хорошая возможность увидеть Катманду сверху, и это практически отдельный пункт программы знакомства с Непалом.

Полетали бы? 🙂

*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии:
1. Как попасть на Эверест?
2. Как пройти к Эвересту?
3. Подготовка к Непалу: Фотосумка
4. Подготовка к Непалу: Солнцезащитные очки
5. Подготовка к Непалу: Битва за килограмм!
6. Приключения походного чайника в Непале
7. Снаряжение для трека в Непале: что пригодилось и как отработало
8. День 1. Джиппинг Катманду — Саллери
9. День 2. Джанбеси-Нунтала
10. День 3. Нунтала-Бупса
11. День 4. Бупса — Сурке
12. День 5. Сурке — Джорсалле
13. День 6. Джорсалле— Тенгбоче
14. День 7. Тенгбоче — Дингбоче
15. День 8. Дингбоче — Лобуче
16. День 9. Лобуче — Фериче
17. День 10. Фериче — Намче
18. День 11. Намче — Лукла
19. Почему в Азии лучше быть веганом
20. Жизнь в нищете: один день в семье непальских шерпов

alexio-marziano.livejournal.com

один из самых опасных аэропортов мира

Вау-вау! Как же меня впечатляют рукотворные сооружения в труднодоступных уголках Матушки-Земли. Сегодня хочу поведать про взлетно-посадочную полосу Лукла, один край которой заканчивается над пропастью, а второй упирается в скалу.

Содержание статьи

Зачем он там

лукла-аэропорт

Некий благотворительный фонд, который возглавлял Эдмунд Хиллари, принимал непосредственное участие в поддержании и финансировании школ, медицинских организаций в области города Лукла.

Добирались сюда из Катманду (столицы Непала) около 20 дней! Дистанцию нужно было преодолеть сначала на автомобилях, ну а большую часть идти пешком. Расстояние между этими населенными пунктами 138 км. Грубо говоря, практически месяц на преодоление такой дистанции. Если учитывать огромное количество персонала и переносимых вещей, можно поверить.

лукла-аэропорт-фотография

Строительство

Всё тот же Эдмунд поддержал строительство аэропорта, которое началось в 1964 году. Изначально, полоса напоминала грунтовую дорогу, усыпанную гравием. Только в 2001 году полосу накрыл асфальтом.

Общая длина всего 527 метров с шириной 20 метров. Один край расположен над пропастью 700 метров, другой у подножья горы. На дне пропасти расположена река, которая является точкой невозврата. Самолет пересекший реку должен приземлиться с первой попытки, потому как места для маневра не остается. Посмотрев видео посадки, мне показалось, что места достаточно для разворота, но я не летчик и не могу знать всех деталей.

взлетная-полоса-лукла

Взлетная полоса находится под наклоном. По разным источникам от 10 до 14 градусов. Могу предположить, что это сделано специально. При посадке самолет легче остановить, а при взлете набрать нужную скорость (это сугубо личное предположение).

Забыл сказать, что аэродром находится на высоте 2860 метров над уровнем моря.

Интересный момент:

Тут по сей день нет навигационного оборудования для посадки самолетов. Пилоты используют только визуальную оценку, не ориентируясь на приборы.

Самолеты

Де-Хэвилленд-Канада-DHC-6-Твин-Оттер

Одни из используемых самолетов — Де-Хэвилленд Канада DHC-6 Твин Оттер. Благодаря своей компактности и длине разбега в 366 метров, он отлично подходит для здешних условий. На борт может поместиться всего 20 пассажиров. Часто берут всего 18 пассажиров. Всё для того, чтобы избежать перегрузки.

redsense.com.ua

Аэропорт Лукла (Гималаи) — Risk.ru

Если вам пока ещё ни разу не довелось взлетать или садится на палубу авианосца, то за новыми острыми ощущениями вам прямой путь в Луклу!
Аэропорт Лукла (Гималаи, Путешествия, альпинизм, национальный парк сагарматха, непал)
Лукла, Непал.
Воздушные, и единственные, ворота в Национальный парк Сагарматха, Гималаи. Проезжих дорог и другого транспорта кроме авиационного сюда нет.
Полное название- аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Тэнцинг (Непал) и Хиллари (Новая Зеландия) — первые покорители Эвереста, 1953г.)
Как-то канал History Channel, в передаче «Most Extreme Airports», назвал этот аэропорт самым экстремальным аэропортом в мире.
Аэропорт действительно уникален: он расположен в горах на склоне ущелья на высоте 2860м. Короткая взлётно-посадочная полоса, 527м., с одного торца упирается в четырёхтысячный хребет, с другого в семисотметровую пропасть. Пропасть заканчивается труднопроходимой горной рекой Дудх_Коси, сплав по которой считается одним из сложнейших на планете. Более того, взлётно-посадочная полоса (ВПП) расположена ещё и под уклоном в 12%. Из-за такого большого уклона торцы ВПП различаются по высоте на 60 метров!
Ну и в добавок ко всему, взлёты и посадки выполняются исключительно по VFR, то есть по Правилам визуальных полётов, так как из навигационного оборудования в аэропорту есть пока только радиостанция.
Посадочная полоса в Лукле действительно немного похожа на авианосец, только для усиления ощущений палуба ещё и наклонена, ну и заканчивается в добавок ещё и семисотметровым обрывом.
Как бы то ни было, другого реального способа попасть из Катманду в Национальный парк Сагарма́тха нет.
Сагарма́тха это непальское название высочайшей вершины мира, более всем нам известной как Джомолу́нгма (тиб.) или Эвере́ст (англ.), 8848 м.
Посадка самолёта в Лукле выглядит примерно так:
«>

www.risk.ru

Аэропорт Лукла — ворота на пути к Эвересту

Чтобы попасть в район Эвереста есть два основных пути: автобусом из Катманду трястись 10 часов до поселка Джири и оттуда 5 дней пешком подниматься в Луклу, откуда стартует основная масса трекеров, направляющихся к Третему полюсу. Или же сесть в маленький моторный самолет и за 40 минут долететь туда же, посмотрев с высоты на прекрасные вершины (если, конечно, их не спрячут облака) и не тратить лишние 5 дней.
Каждый выбирает свой вариант — по карману, силам и ограниченности отпускного времени.

Мы выбрали перелет и не пожалели. Во-первых, это быстро, во-вторых, такого впрыска адреналина, как при посадке в Луклу, еще нужно в жизни поискать!


Аэропорт Лукла имени Тэнцинга и Хиллари назван в честь сами понимаете кого — Тэнцинга Норгея и Эдмунда Хиллари — первых восходителей на вершину Эвереста. Эдмунд Хиллари принимал живейшее участие в жизни Непала, много спонсировал эту страну, строил мосты и школы, помогал развивать этот высокогорный край.

Это один из самых опасных аэропортов в мире: ВПП аэропорта составляет всего 527 метров и  расположена под уклоном в 12 %. Такой уклон способствует эффективному взлету и торможению на такой короткой полосе. Аэропорт находится высоко в горах- 2860 м над уровнем моря, с одной стороны ВПП обрыв около семисот метров, с другой — скала. Плюс узкое ущелье, в которое влетают самолеты — достаточно сложное место для маневра.Посадка в Лукле осуществляется только вручную — по Правилам визуальных полётов, ведь в аэропорту есть только радиостанция, и никакого другого радиолокационного оборудования нет.
В общем создается полное ощущение, что вы садитесь и взлетаете с палубы авианосца, только высоко в горах!

Хотя и происходили в этом аэропорту крушения самолетов, но процентное соотношение падений на долю взлетов и посадок минимальное. Самое интересное, что в основном крушения происходили из-за неполадок авиатранспорта, реже из-за погодных условий.

Ежедневный аттракцион для местных, и споттинг для трекеров

Еще в конце девяностых в аэропорту ВПП была из гравия. Туристы, которые стали свидетелями строительства новой ВПП описывают это так:

«Битум завозился в бочках бортами МИ-8. Щебень до нужной фракции кололи вручную. Так же вертушками, по частям был завезён асфальтовый каток. Катком сперва уплотняли щебёночное основание полосы, потом битум грели на огне, разливали и наносили слой мелкого щебня, после чего опять лили битум и так слой за слоем. После укладки нескольких слоёв «пирог» доуплотняли всё тем же катком (какое-то время его ещё можно было видеть у края лётного поля). Требуемый профиль полотна задавался при помощи досок, выравниваемых по нивелиру. Построен был новый аэропорт всего за год.


Отдельного внимания (если не поста) заслуживает старая, грунтовая полоса, которая прослужила, если не ошибаюсь, до января 1998 года. Сливающаяся по цвету с местностью, она не так была заметна с приземляющихся бортов. Пассажиры глазели на окрестные холмы, так как самолёты заходили на посадку очень низко и мало, кто ожидал, что это и есть посадка. Касания были достаточно жёсткие, с клубами пыли и, как правило, сопровождались женскими (а то и мужскими) воплями.

Сам аэропорт представлял собой будку диспетчера (сохранилась и по ныне, используется охраной для собственных нужд), железный ангар, куда сносили багаж вылетающие и небольшой домик — здания аэровокзала (снесены при реконструкции). И никакой ограды! О прибытии очередного борта возвещала, как и сейчас сирена. По этой команде с полосы прогонялись коровы, а так же туристы каратающие за волейболом время ожидания вылета. Борт садился, грузился, улетал и всё возвращалось на круги своя…» ( с сайта http://www.risk.ru).
Из-за погодных условий, полеты в этот аэропорт производятся чаще всего рано утром, пока нет дымки. Поэтому самолеты в Луклу и из нее летят «стаями»: взлетают один за другим. Самолеты прилетают в Луклу, и даже не заглушают двигатели. Освобождаются от вновь прибывших трекеров, загружаются теми, кто уже все повидал и улетают в Катманду. Погода в этом месте решает все!

Если с погодой не везет, то можно прождать свой рейс от нескольких часов до нескольких дней! Транспортный коллапс в Лукле случился совсем недавно. В октябре 2011 года из Луклы в течении недели не летали самолеты и в поселке скопилось около трех тысяч трекеров. Многие опоздали на свои следующие рейсы, кто-то уходил пешком вниз до Джири, кто-то имел в запасе время и ждал улучшения погоды. В любом случае, если вы планируете трекинг в районе Эвереста (нацпарк Сагарматха), заложите дополнительные дни на случай непогоды. Их можно потом с удовольствием потратить на шоппинг в Катманду или осмотр окрестных достопримечательностей. (мы сделали именно так и смотались в Читван в гости к слонам).

Здание аэропорта в Лукле совсем скромное: место для сдачи багажа и его взвешивания, малюсенький зал ожидания, в котором нестерпимо воняет туалетом и открытые настежь окна не спасают. И небольшой зальчик, из которого стеклянные двери ведут сразу на посадку.

Когда мы улетали из Луклы одновременно прилетело 4 самолета (с разницей в пять минут). Посадка на все четыре заняла не более 15 минут, потом по очереди самолеты взлетели и увезли пассажиров в Катманду.

Из Катманду в Луклу летают самолеты авиакомпаний: Nepal Airlines, Tara Airlines, Sita Air, Agni Air. В Луклу летают маленькие двухмоторные самолеты Dornier 228 и De Havilland Canada DHC-6-300 Twin Otter , в которые помещается от 15 до 20 человек. Даже в таких тесных самолетах-маршрутках есть стюардессы, которые разносят леденцы и ватные тампончики. Плюс туда летают вертолеты Ми-17, но на нем лететь — дорогое удовольствие. Перелет на самолете в обе стороны у всех авиакомпаний одинаковый — около 270 долларов, а вот на вертушке из Луклы в одну сторону могут заломить по 400 долларов с человека. Учтите, что купить билеты на внутренние перелеты Непала через интернет невозможно. Только по прибытии в страну. Поэтому или имейте для этого в запасе время, или же списывайтесь заранее с агентствами в Катманду, которые забронируют для вас билеты с небольшой переплатой (около 10 долларов с билета туда и обратно).

На самом деле в Лукле не единственное место, где возможна посадка самолетов и вертолетов. Еще над Намче Базаром есть довольно большая ВПП, куда спокойно садятся вертолеты, привозящие грузы для экспедиций и местных жителей.

Но он не используется для посадки пассажирских самолетов по естественной причине: шерпы хотят зарабатывать на туристах, и им не выгодно использовать эту ВПП. Лишние 2 дня перехода из Луклы в Намче Базар прокормят многие семьи. Да и для трекеров лишняя акклиматизация только на пользу!

Отдельно расскажу об ощущениях от посадки. Это непередаваемые словами чувства, аттракцион, который стоит опробовать на своей шкуре, чтобы понять — КАК ЭТО СТРАШНО!!!

Сначала самолет летит над холмами Гималаев, вдали виднеются семи-восьмитысячники. В замызганых иллюминаторах видны террасы полей, которыми усеяны холмы, речки, текущие между ними. Если вы (как я) усядетесь непосредственно за пилотами, которые толком ничем не ограждены от пассажиров, то сможете наблюдать посадку через лобовое стекло самолета.

Самолет управляется вручную, и перед тем, как его посадить пилоты совершают ритуал. Как вы думаете, что они сделали, перед тем как нажать на рычаги? Пилоты сначала приложили руку к губам, потом к голове, потом к приборной доске. Они молились перед посадкой!
Я офигела от этого действа, но потом посмотрела в лобовое стекло самолета и мне совсем стало дурно. Перед нами, внизу огромной пропасти лежала малюсенькая ВПП, на которую с разгону предстояло сесть самолету, в котором сидела я и мои близкие люди. Конечно я знала, на что мы идем, но увиденное превзошло все ожидания.

Пилоты в непальской авиации — просто профессионалы своего дела. Ведь вариантов ухода на второй круг здесь нет — только посадка! Они плавно посадили самолет, и как только он коснулся ВПП, резко затормозили машину, так, что через пару секунд мы уже повернули к аэропорту и готовы были к высадке. В момент посадки в салоне самолета явственно запахло адреналином… Прозвучали аплодисменты, веселый хохот пассажиров и нас выпустили на волю. Эмоций от этого полета хватит на всю оставшуюся жизнь. Но я люблю летать, поэтому перелет из Катманду в Луклу стал хорошим началом для трека к Эвересту, который мы прошли в марте 2012 года.

В нашем ролике есть небольшой кусочек нашего приземления

А вот здесь ребята лучше засняли как это происходит на самом деле

В общем, я очень рекомендую!

siv2203.livejournal.com

Часть 2. Самый опасный аэропорт в мире

Эверест хоть и находится в относительно небольшом по площади Непале, но даже до него приходится добираться довольно трудными путями.

Из Катманду есть два варианта маршрута:
1) Самолетом до Луклы, далее пешком 5-6 дней до базового лагеря EBC (Everest Base Camp) на отметке 5364 метров, откуда выходят на штурм все альпинисты (технологию подъема на Эверест я расскажу позднее)
2) На автобусе до Джири (ехать около 9 часов), Далее до той же Луклы отходит вьючная тропа, идти по которой предстоит около 5 дней.

Так или иначе, основным перевалочным пунктом на пути к Эвересту служит деревня Лукла, что находится у подножия Гималаев на высоте 2860 метров. Роскоши в лишние 6 дней, чтобы добраться до Луклы пешком у меня не было, поэтому было принято единственное оставшееся решение — самолет Катманду-Лукла.

В Лукле нет автомобильных дорог. Но зато в Лукле есть небольшой аэропорт имени Тенцинга и Хиллари, принимающий вертолеты и небольшие самолеты, вместимостью около 20 человек, типа DHC-6 или Dornier Do 228.

Аэропорт  в Лукле — это опаснейший (если не самый опасный) аэропорт в мире.
IMG_5602


Дело в том, что его взлетно-посадочная полоса довольно короткая (500 метров) и имеет существенный для посадки уклон в 12%. Но главное даже не это, а то, что один торец ВПП находится прямо на краю обрыва, уходящего в семисотметровую пропасть, а противоложоный торец — у подножья четырёхтысячного хребта.

У здешних пилотов, как и у саперов, нет права на ошибку. Пилот может позволить себе одну единственную попытку захода на посадку, т.к. рельеф местности не позволяет уйти на второй круг в случае ошибки.

Еще ситуация осложняется тем, что Луклу периодически накрывает густой туман, и если заходящий на посадку самолет не поймает посадочное бестуманное окно — он просто обречен. Случаи вылета из Катманду при ясной погоде и неожиданно накативший на Луклу туман на посадке — регулярны.

В Лукле регулярно бьются самолеты.
В 2010 году было две катастрофы — в одной у самолета на посадке отказали тормоза и он врезался в стену, в другой самолет попал в туман и потерпел крушение. Погибло 14 человек.
В 2008 году самолет, заходящий на посадку в Лукле, в сильнейший туман зашел ниже взлетно-посадочной полосы и врезался в стену. Погибло 20 человек.
В 2005 году самолет промазал мимо ВПП.
В 2004 году самолет разбился в результате столкновения с землей при посадке.

Да что там говорить, в 1975 году в авиационной катастрофе в Лукле погибли даже жена и дочь самого Эдмунда Хиллари — легендарного первопокорителя Эвереста.

В общем, я вполне отдавал себе отчет, что перелет в Луклу — мероприятие крайне опасное.

Как я вылетал в Луклу — это целая отдельная история.

1. Вылетели мы на небольшом самолетике DHC-6 компании Tara Air
IMG_6974

2. Протиснувшись в самолет самым первым, я занял стратегическое место у окно прямо за кабиной пилотов. В DHC-6 кабина пилотов не закрывается на ключ как на магистральных лайнерах, а всего лишь задергивается шторкой.
IMG_5579

3. В полете
IMG_5551

4. Скорость, как видно, 130 узлов
IMG_5558

5. Квалификация местных непальских пилотов однозначно выше среднего. Ежедневный опыт крайне экстремальных полетов сказывается на профессионализме строго положительно
IMG_5549

6. Вот она, знаменитая Лукла!  Заходим на посадку
IMG_5569

7. Успешно приземлились. Разгружаемся
IMG_5580

8. Аэропорт им. Тенцинга и Хиллари в Лукле. Над ВПП уже начинают конденсироваться облака.
IMG_6944

9. С гор на аэропорт начинает наползать густой туман. Начиная с этой минуты все рейсы отменены
IMG_5601

10. Рядом с ВПП находится стоянка вертолетов. Как правило, вертолеты используются для изучения метеорологической обстановки в зоне Луклы, а также для разгона облаков в зоне глиссады.
IMG_6971

11. Но с пилотом всегда можно договориться в частом порядке о чартерном полете. Перелет до Катманду, например, обойдется всего в пару тонн грина
IMG_6967

12. Лукла. Взлет в облаках
IMG_6954

13. Основное занятие местных шерпов — наблюдать за взлетом и посадкой самолетов с небольшой смотровой площадки у торца полосы 24.
Нет, снежная вершина вдали — это еще не Эверест, а Нупла (5878 метров)
IMG_6965

14. Знаменитая полоса 24 в Лукле
IMG_5587

15. Очередной Дорнье пошел  на взлет
IMG_6947

16.
IMG_6950

17. Лукла — это уже район Кхумбу (слово, знакомое всем альпинистам). Очень живописное место с великолепными окрестными видами на снежные вершины и четырехтысячные скалы вдоль ушелья Дуд Коши
IMG_6962

18. Но задерживаться в Лукле мне некогда. Впереди ждет дорога на Эверест…
IMG_5620

Предыдущие части:
Часть 1. Лавина

mr-gsv.livejournal.com

Самый страшный в мире аэропорт, способный вызвать инфаркт

Помимо того, что аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Tenzing-Hillary Airport), расположенный в городе Лукла (Lukla), Непал, находится на высоте 3048 метров над уровнем моря и пилотам невероятно трудно посадить самолёт или поднять его в воздух, короткая и узкая взлётно-посадочная полоса аэропорта заканчивается обрывом, что делает этот аэропорт одним из самых опасных вмире и определённо самым страшным.

Город Лукла считается воротами в Гималаи, поэтому, несмотря на репутацию одного из самых опасных аэропортов, он на самом деле является одним из самых загруженных в Непале. Альпинисты, которые пытаются покорить самую высокую гору в мире, должны прибыть сначала сюда, перед тем как отправиться в пешее путешествие, поэтому маленькие самолёты и вертолёты приземляются тут каждый день. Для большинства альпинистов приземление в аэропорту имени Тэнцинга и Хиллари гораздо страшнее, чем восхождение на Эверест, и учитывая его экстремальное расположение и сложные погодные условия, это легко понять. Даже в самые ясные дни погода позволяет приземляться и взлетать с этого аэропорта только на протяжении нескольких часов, до того как опускается туман и начинают дуть сильные ветра. И даже тогда ошибка при приземлении всего на метр или два может стать причиной того, что самолёт либо врежется в склон горы, либо пробьёт забор и врежется в каменную стену. Взлёт — это тоже не самое лёгкое занятие, так как в случае если самолёт не успеет развить достаточную скорость перед концом взлётно-посадочной полосы, он разобьётся, упав в пропасть.

Самый страшный в мире аэропорт, способный вызвать инфаркт
Фотография: «Plane Landings»

Вырезанный в склоне горы экстремальный аэропорт города Лукла был построен Сэром Эдмундом Хиллари (Sir Edmund Hillary) в 1965 году, через 12 лет после того, как он стал первым человеком, покорившим Эверест. На сегодняшний день альпинисты могут просто запрыгнуть на самолёт в Катманду (Kathmandu) и за несколько часов добраться до точки назначения вместо того, чтобы целый день ехать на автобусе или идти пешком на протяжении пяти дней. Однако на одиночной взлётно-посадочной полосе аэропорта имени Тэнцинга и Хиллари не приземляются «Боинги» или «Аэробусы». Ширина ухабистой асфальтовой полосы составляет всего 20 метров и может принимать лишь маленькие самолёты, такие как «Twin Otter» или «Dronier». Помимо всего прочего, эта взлётно-посадочная полоса находится под углом 12 градусов, что делает её одной из самых крутых взлётно-посадочных полос в мире. Самолёты должны облетать гору и приземляться с нижнего конца взлётно-посадочной полосы, что позволяет остановить самолёт до того, как он пробьёт забор и ударится в скалу, тем не менее, пилоты должны отключать пропеллеры ещё до соприкосновения с землёй. Навигация происходит исключительно визуально и пилоты должны учитывать густые облака и сильные ветра, чтобы безопасно приземлиться или вылететь из Луклы.

Самый страшный в мире аэропорт, способный вызвать инфаркт
Фотография: AuthorShots

Как и можно себе представить, в аэропорту имени Тэнцинга и Хиллари было немало несчастных случаев, хотя и не так много как большинство может подумать, принимая во внимание обстоятельства. В 1973-ем и 1991-ом годах самолёты марки «DHC-6» Королевских Непальских авиалиний (Royal Nepal Airlines) разбились, приближаясь со стороны Катманду, в 2004 году самолёт марки «Twin Otter» Йети Эйрлайнз (Yeti Airlines) разбился при попытке посадки, в результате чего погибли три члена экипажа. Однако самая страшная трагедия произошла в октябре 2008 года, когда самолёт «Twin Otter» Йети Эйрлайнз загорелся, совершая аварийную посадку в туманную погоду, в результате чего погибли 18 пассажиров.

bugaga.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о