Новый македонский вопрос: современный этап развития | Головин
1. Ачкасов, В.А. Концепт «дилемма безопасности» в исследовании динамики этнополитических конфликтов // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. – 2016. – Вып. 2. – С. 24– 30.
2. Калиганов, И.И. Размышления о македонском «срезе» палеоболгаристики // Македония: Проблемы истории и культуры. – М.: ИСл РАН, 1999. – С. 32–45
3. Колосков, Е.А. «Македонское царство»: спор о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией // Славянский Альманах. – 2018. – Вып. 1-2. – С. 11–23.
4. Колосков, Е.А. Страна без названия: внешнеполитический аспект становления македонского государства (1991 – 2000 г.). – М.: ИСл РАН, 2013. – 276 с.
5. Литаврин, Г. Г. Прошлое и настоящее Македонии в свете современных проблем // Македония: Проблемы истории и культуры. – М.: ИСл РАН, 1999. – С. 25–31.
6. Македония: проблемы истории и культуры / Под ред. Р.П. Гришиной. – М.: ИСл РАН, – 1999. – 373 с.
7. Никовский, Р. США и независимая Македония (1991 – 2013). – М.: ИСл РАН, 2017. – 234 с.
8. Романенко, С.А. Югославия: кризис, распад, война. Образование независимых государств. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. – 500 с.
9. Хобсбаум, Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. – 2000. – № 1. – С. 47–61.
10. Bacevich, Andrew J. War Over Kosovo: Politics and Strategy in a Global Age. New York: Columbia University Press, 2002. DOI: 10.7312/bace12482.
11. Barker, E. “The Origin of the Macedonian Dispute.” In The New Macedonian Question, edited by James Pettifer. London: Palgrave Macmillan, 2001.
12. Herz, John H. “Idealist Internationalism and the Security Dilemma.” World Politics, no. 2 (1950): 157–180. DOI:10.2307/2009187.
13. Jervis, Robert. Perception and Misperception in International Politics. Princeton University Press, 1976. DOI: 10.2307/j.ctvc77bx3.
14. Karajkov, Risto. “Macedonia’s 2001 Ethnic War: Off setting Confl ict. What Could Have Been Done but Was Not?” Confl ict, Security & Development 8, no. 4 (December 2008): 451–90. https://doi. org/10.1080/14678800802539333.
15. Marolov, Dejan. “Understanding the Ohrid Framework Agreement.” In Civic and Uncivic Values in Macedonia. Value Transformation, Education and Media, edited by S. Ramet, O. Listhaug, and A. Simkus, 134–154. London: Palgrave Macmillan, 2012. DOI: 10.1057/9781137302823.
16. Posen, Barry R. “The Security Dilemma and Ethnic confl ict.” Survival 35, no. 1 (1993): 103–124. https://doi. org/10.1080/00396339308442672.
17. Rossos, Andrew. Macedonia and the Macedonians: A History. Hoover Institutions Press, 2008. Tanner, Marcus. Croatia: A Nation Forged in War; Third Edition. Yale University Press, 2010
18. The New Macedonian Question, edited by James Pettifer. London: Palgrave Macmillan, 2001. DOI: 10.1057/9780230535794.
19. Wendt, Alexander. Social Theory of International Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511612183
20. Антолјак, С. Средновековна Македонија. Т. 1. Скопје: Мисла, 1985.
21. Бела книга на одбраната. Скопје: Министерство за одбрана на Република Македонија, 2012.
22. Бошковски, М. Великаните на македонскиот среден век. Кн. 1 (Кнез Хацон, кнез Пребонд, кнез Акамир, цар Самоил, цар Гаврил Радомир и цар Јован Владислав). Скопје, 2007.
23. Глигоров К. Македонија е се што имаме. Скопје, ТРИ, 2001. 578 с.
24. Грудев, И. Истината за Македония и Македонизма. Варна, 2011.
25. Извештаj за следењето на примената на начелото на соодветна и правична застапеност за 2014 година. Скопje: Соодветна и Правична застапеност, 2015.
26. Николов, Г.Н. Българският цар Гаврил-Роман Радомир (1014 – 1015) // Македонски преглед: Списание за наука, литература и обществен живот. Год. XXXVIII. – 2015. – № 3. – С. 35–62.
27. Николов, Г.Н. Българският цар Самуил. София, 2014 (b).
28. Николов, Г.Н. Епохата на великия български цар Самуил // Македонски преглед: Списание за наука, литература и обществен живот. Год. XXXVII. – 2014 (a). – № 3. – С. 7–28.
29. Периклиева, В. В., Марков, И. Д. Цар Самуил и Беласишката битка в пограничния регион Петрич (България) – Струмица (Македония): културна памет и културни политики // Библиотека: списание за библиотечна теория и практика. Год. 23. – Бр. 4 (2016). – С. 27–39.
30. Петров, П. Самуил – царят воин. София, 2014.
31. Самуиловата држава во историската, военополитичката, духовната и културната традиција на Македонија / Под ред. И. Велев, В. Ѓ. Ликин. Струмица, 2015.
32. Христова, М.Ч. Сакрални места и културна памет на тройната граница между България, Сърбия и Македония // Българска етнология. Год. 41. – Бр. 1 (2015). – С. 79–93.
история, политика, культура 1944-1991 гг. – 4
4. Положение национальных меньшинств в Македонии в первые десятилетия после Второй мировой войны
Е.Ю. Гуськова
(Институт славяноведения РАН, Москва)
В Македонии сложность межнациональных отношений определялась присутствием на её территории значительного числа мусульманского населения — турок, албанцев и исламизированных македонцев.
По данным переписи 1931 г., в Македонии проживало 949 558 чел. Из них православных было 648 982 (68%), мусульман – 287 820 (30%). Среди мусульман албанцами себя считали 129 545 чел. (13,6% от общего числа населения) [1]. В 1939 г. мусульман было 328 751 чел. [2]
В годы войны Болгария присоединила к себе Вардарскую Македонию вплоть до Охридского озера. Западная Македония была оккупирована фашистской Италией, и была установлена албанская квислинговская власть. Здесь действовал национал-фашистский Национальный фронт «Бали Комбетар» (балисты), выступавший за создание Великой Албании. Балисты имели свои добровольческие отряды, которые вместе с фашистами воевали против партизан не только на территории Македонии, но и в Косове. Их численность доходила до 7-8 тыс. чел [3]. Часть албанцев активно сотрудничала с фашистами, часть воевала на стороне партизан. В Западной Македонии, согласно имеющимся документам, в конце 1944 — начале 1945 гг.
Албанцы не хотели поддерживать новую власть, поскольку были уверены, что они должны осуществить свои национальные чаяния в рамках самостоятельного албанского государства. В архивных материалах можно прочесть об антиправительственных настроениях в Тетове, вто время как македонцы в тех краях были достаточно пассивны
1. Тодоровски Г. Демографските процеси и промени во Македонија од почетокот на Првата балканска војна до осамостојувањето на Македонија. Скопје, 2001. С. 120.
2. Там же. С. 125.
3. Малковски Г. Политичките партии и организации во Македонија во Втората светска војна 1941-1944 година. Скопје, 2002. С.233.
36
и далеки от политической жизни [4]. В течение всего 1945 г. в горах Македонии продолжалась борьба с выступавшими против новой власти.
«Турки хотят стать во главе и албанских масс. Они призывают к совместному выступлению мусульман против народной власти на панисламской и антиславянской основе» [6].
И если среди турецкого и богатого албанского населения такие призывы встречали понимание и отклик, то среди «широких албанских масс, особенно сельских» — нет. В документах 1948 г. отмечалось, что в Гостиварском и Тетовском срезах ещё есть небольшие группы балистов, которые поддерживаются населением, а турецкие нелегальные группы имеют хорошую связь с Турцией [7].
Определённое напряжение в межнациональные отношения внёс запрет новых властей на возвращение в свои дома немакедонцев, изгнанных в феврале 1945 г.
Президиум Антифашистского собрания народного освобождения Македонии (АСНОМ) разъяснял, что, согласно решению Президиума за № 143 от 1 декабря 1944 г., всем югославским подданным немакедонцам временно запрещено возвращаться назад в Македонию. Приводилось два аргумента в защиту такого решения: 1) чтобы не допустить осложнений в имущественно-правовых отношениях, 2) чтобы случайно не избежать ответственности, если человек был на службе у оккупантов, а хочет укрыться в Македонии [8].
Македонские власти строго выполняли постановление «О временном запрещении возвращения колонистов в места их прежнего проживания» — в Македонию, Косово, Метохию, Срем и Воеводину, направив специальное письмо всем окружным и областным народно-освободительным комитетам Македонии уже 26 марта 1945 г. [9] В 1947 г. Комиссия по
4. Антифашистичко собраније на народното ослободување на Македонија. Документа. Т. 1. Књ. 6. Скопје: Архив на Македонија. С. 81.
5. Годшшьи извештај ЦК КПМ за 1947 год. // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. V.K. XXI, јед. 12.
6. Там же.
7. Izveštaj о obilasku nekih partijskih organizacija u Makedoniji 12.1.1948 g. // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. V.K. III, јед. 17.
8. Антифашистичко собраније. Т. 1. Књ. 4. С. 298.
9. Там же. С. 317.
37
аграрной реформе и колонизации при правительстве ФНРЮ пересматривала права на владение землёй. Земля подлежала ревизии по ст. 1 Закона о ревизии распределения земли колонистам и заинтересованным аграриям в HP Македонии и Косовско-Метохийской области. Комиссия использовала следующие аргументы (причины) для невозвращения или отнятия земли [10]:
1) «земля была собственностью других землевладельцев»;
2) «земля была получена за услуги ненародным режимам»;
3) «земля необходима селу».
Архивные материалы показывают, что в результате из Македонии переселялись (не возвращались) сербы, что многие оставались без земли, и только некоторым удавалось убедить Комиссию заменить им землю в Македонии на землю, например, в Воеводине.
По сообщениям ЦК КПМ, в 1945 г. македонцы были заняты формированием властных структур, о национальном вопросе и меньшинствах не задумывались. Но жизнь показала, что взаимоотношения разных народов на территории одной страны нуждаются в пристальном внимании. Так, на выборах голосовали по национальному ключу: македонцы за македонцев, мусульмане за мусульман. После инициатив Белграда в документах македонской партийной организации появляются размышления о тех, кто живёт в Македонии наряду с македонцами: кроме албанцев упоминаются сербы-переселенцы (Куманово), влахи и евреи (Битоль, Крушево), турки [11]. В Охриде активизировались «болгарофилы», скорее всего те, кто считал себя болгарами. Причём, партийное руководство, пожалуй, самую большую опасность сепаратизма видело как раз в «великоболгарских агентах», которые влияют на настроение населения. Упоминается даже случай, когда жители Охрида вышли на улицы встречать обычных болгарских шофёров, приехавших забирать какую-то мебель, с лозунгами «Болгары идут!» В народе говорили:
«Зачем нам быть с сербами, когда нам болгары ближе во всём: совместная борьба через всю историю, мы братья по крови, у нас родственники в Болгарии… » [12].
По данным партийных органов, в Македонии в июне 1945 г. в партии состояли 6077 чел., из них большинство (5731) — македонцы.
10. Архив Македонии. Ф. 1098. Ф. 35. К. 27. Л. 1-18.
11. Централни Комитет КПМ — Централном Комитету КПЈ. Јун 1945 // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. V.K.XXI, јед. 8.
12. Там же.
38
Но были и албанцы (89), турки (106), влахи (49), сербы (65), словенцы (19), в небольшом количестве — чехи, русские, евреи и итальянцы [13].
После 1945 г. правительство Македонии в основу своей национальной политики положило лозунг «братства и единства» и особенно опасалось шовинизма и сепаратизма, которые ожидались от национальных меньшинств — сербов, болгар или албанцев. Представители албанского и турецкого нацменьшинств входили в состав правительства, избирались и назначались в другие органы власти. В западной части Македонии и после освобождения было много албанцев, часть из которых имела гражданство Албании. Налаживая новую жизнь, македонские власти в марте 1945 г. специальным письмом Президиума АСНОМ запретили давать работу албанцам — гражданам Албании без особого на то разрешения властей и без соответствующей проверки их деятельности в годы войны [15].
В послевоенной Македонии турки, албанцы и исламизированные македонцы составляли достаточно многочисленную прослойку населения. Согласно переписи 1948 г. , в Македонии общая численность населения достигала 1 152 986 чел. Из них македонцев было 789 648, албанцев — 197389, турок — 95940 чел [16]. По официальной статистике, в 1953 г. мусульман в Македонии было 310 469 чел., в то время как македонские ученые приводят цифру 390 949 чел. Из них 12863 декларировали свою принадлежность к македонскому народу, а 10623 чел. считали себя «македонскими мусульманами» [17]. В Западной Македонии в первые годы после освобождения исламизированные македонцы в большинстве своем рассматривались как албанцы. Достаточно было иметь мусульманское имя, чтобы в документах тебя записали или как «албанец», или как «турок». В сёлах со смешанным населением ассимиляция шла намного быстрее. Как считают македонские ученые, религиозный фактор среди мусульман в первые послевоенные годы был значимым. В июне 1945 г. в Скопье прошёл Конгресс мусульман Македонии, на котором были
13. Антифашистичко собраније. Т. 1. Кн.. 4. С. 298.
14. Годишњи извештај ЦК КПМ за 1947 год. // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. V.K.XXI, јед. 12.
15. Годишњи извештај ЦК КПМ за 1947 год. С. 312.
16. Stanovništvo Jugoslavije u posleratnom periodu: Draficki prikaz statistike stanovništva. Beograd, 1988. S. 147.
17. Тодоровски Г. Указ соч. С. 299.
39
избраны новые руководящие органы исламского религиозного сообщества Македонии [18]. Наибольший процент албанского населения, согласно переписи 1953 г., приходился на Тетовский срез (62,5%) [19].
В послевоенные годы, налаживая жизнь в республике, македонские власти ставили задачу дать образование нацменьшинствам и включить их в общественно-политические процессы [20].
В Македонии после войны половина албанского населения была неграмотной, а среди женщин эта цифра достигала двух третей. В 1945/1946 учебном году в республике были открыты 152 начальные школы и 4 восьмилетки с преподаванием на албанском языке с 12359 учащимися и 223 учителями, в 1946/1947 учебном году — 148 школ, в 1966/1967 учебном году – 256 [21]. В 1955 г. в Македонии среди албанцев было 500 учителей, 90 студентов и 30 человек с высшим образованием (в 1945 г. — 6) [22]. При этом среди албанских школьников отмечалась слабая посещаемость. Часто родители заставляли детей работать дома, девочек вообще предпочитали оставлять без образования. Например, в 1955 г. в Тетовском срезе 480 учащихся из рядов национальных меньшинств не посещали основную школу, в Охридском — 330. Или в Тетове первый класс гимназии должны были посещать 343 албанца, а ходили только 126. Очень мало учащихся, закончивших школу, продолжали среднее специальное образование [23].
Открывались и турецкие школы. Уже в 1944/45 учебном году, согласно архивным данным, было 37 четырёхлетних турецких школ (3334 ученика), а в 1951/1952 учебном году — 144 четырёхлетние школы (13237 учащихся) и 14 восьмилетних (1188 учащихся) [24]. Практически ни одно село с турецким населением в то время не осталось без школы. 246 учителей получили образование на курсах и в учительских школах. После отъезда турецкого населения число турецких школ начало сокращаться: в 1955/1956 учебном году их стало на 39 меньше.
18. Тодоровски Г. Указ соч. С. 299.
19. Informacija ро nekim pitanjima manjina u NR Makedoniji // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. XVIII-K.4, јед. 6.
20. Архив Македонији. Ф. 1.427. ЦК на КПМ/СКМ. К. 138.21/474-516; папка 1968.
21. Батковски Т. Великоалбанската игра во Македонија. — Скопје: Мугри — 21, 1994. С. 58.
22. Neka aktuelna pitanja neptijateljskog delovanja medju učiteljima siptarske manjine // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. XVIII-K.4, јед. 4.
23. Informacija ро nekim pitanjima manjina u NR Makedoniji // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. XVIII-K.4, јед. 6.
24. Иселувањето на припадниците на турското национално малцинство од подрачјето на НРМ // Архив Македонији. Ф. 1.427. ЦК на КПМ/СКМ. К.72.1/ 1-67.
40
В столице после войны были сформированы 2 албанских и 4 турецких спортивных общества. Албанское культурно-художественное общество имени Эмина Дураку имело хоровую, фольклорную, политическо-воспитательную, библиотечную секции [25]. В июле 1948 г. было создано культурно-художественное общество турецкого национального меньшинства, в которое записались 150 человек и около 500 человек активно участвовали в его работе. В обществе действовали музыкальная, театральная и художественная секции, хор [26]. После 1956 г. деятельность турецких обществ постепенно сворачивалась или расформировывалась. Продолжали работу лишь фольклорный ансамбль, театр, издавались учебники и детская литература.
Албанцев и турок привлекали к работе в партийных и местных органах власти, согласно принципу пропорционального представительства. Сложность заключалась лишь в том, что среди албанского и турецкого населения было мало грамотных людей. Поэтому статистика того времени показывает следующее участие албанцев и турок в органах управления в Македонии в 1957-1958 гг. [27]
Таблица I. Состав албанцев и турок в руководстве окруженных и партийных комитетов в 1957 г.
25. Информација о удружењима националних мањина // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. VIII-K.3, јед. 16. Там же.
26. Там же.
27. Милосавлевски С., Томавски М. Албанците во Република Македонија 1945-1995: Легислатива, политична документација, статистика. Скопје: НИП «Студентски збор», 1997. С. 297-299.
41
Таблица 2. Количество албанцев-секретарей в 1957 г.
Таблица 3. Участие албанцев и турок в органах власти в 1957 и 1958 гг.
Таблица 4. Число албанцев в органах управления производителей в 1957 г.
29. Народная скупщина.
29. Там же.
42
Таблица 5. Число албанцев в составе руководителей в местных органах власти в 1957 г.
Таблица 6. Квалификация работников албанцев и турок в 1958 г.
Выдержать принцип пропорционального национального представительства удавалось не везде. Поэтому, например, в Кумановском срезе на 11 предприятиях на 157 служащих македонцев приходилось только 5 албанцев [30].
Общественно-экономические реформы в стране, коллективизация, национализация и экспроприация в первые послевоенные годы вызывали недовольство у части населения, особенно ремесленников, предпринимателей, зажиточных крестьян, среди которых было много мусульман. В партийных документах 1948 г. отмечалось, что македонские коммунисты с недоверием относятся к албанцам и туркам из-за их поведения в годы войны, поэтому албанцы «не ощущают себя равноправными гражданами, не считают народную власть своей и даже слегка её боятся» [31].
30. Informacija о nekim problemima nacionalna manjina u Jugoslaviji // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. XVIII-K.4, јед. 8.
31. Izveštaj о obilasku nekih partijskih organizacija u Makedoniji — 12.1.1948 g. // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. V.K.III, јед. 17.
43
В Тетове народ требовал официального открытия религиозных мусульманских школ. В 1957 г. Крсте Црвенковски отмечал, что приходится бороться против шовинистических выступлений, национального изоляционизма у всех национальных меньшинств в Македонии [32].
С начала 50-х годов наблюдался процесс массового отъезда турецкого, а частично и албанского, населения в Турцию. Комиссия по международным отношениям при ЦК КП Македонии считала этот вопрос политическим и держала его под постоянным контролем. Складывалось впечатление, что власти поощряли этот процесс. Так, на заседании Комиссии по национальным меньшинствам 4 сентября 1959 г. предлагалось рекомендовать властям, ответственным за выдачу разрешений уезжающим из страны туркам, помогать оформлять документы и понизить пошлины необеспеченным семьям. Цифры покидавших республику постоянно росли. Если в 1951 г. из Македонии уехал 31 человек, то в 1958 г. — почти 24 тысячи [33]. По данным Комиссии, с 1951 г. по март 1959 г. из Македонии уехало 143 800 мусульман [34]. Среди них были и исламизированные македонцы, и албанцы из Косова, Санджака, и мусульмане из Боснии и Герцеговины.
Сначала начали уезжать богатые и влиятельные семьи, религиозные деятели, не желавшие участвовать или попадать под процесс экспроприации и национализации. За ними потянулись ремесленники. А бедняки крестьяне надеялись найти в Турции работу, поскольку не видели перспектив для себя в Югославии. Начиная с 1953 г., к туркам присоединились албанцы. Они стали менять свою национальность и записываться турками. Поскольку законодательство по этому вопросу не было урегулировано, то допускалось человеку самому определять свою национальность. Если по переписи 1948 г. турками себя назвали 95940 человек, то через пять лет, в 1953 г., уже 203 938 [35]. До конца 1957 г. менять свою национальность разрешалось свободно.
32. Informacija о nekim problemima nacionalna manjina u Jugoslaviji // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. XVI11-K.4, јед. 8.
33. Информација за иселувањето на припадниците на турското национално малцинство од територијата на Народна Република Македонија // Архив Македонији. Ф. 1.427. ЦК на КПМ/СКМ. К. 128.5/23-39.
34. Антифашистичко собраније. Т. 1. Књ. 4. С. 318.
35. Там же.
44
Согласно партийным отчётам, в 1951-1956 гг. среди уехавших были люди следующих специальностей [36]:
1. рабочие — 7493,
2. крестьяне — 15833,
а) зажиточные — 354,
б) средние — 701,
в) бедные — 14828,
3. крестьяне-кооператоры — 5,
4. ремесленники — 2785,
5. студенты и учащиеся — 237,
6. служащие — 682,
7. свободные профессии — 401,
8. остальные (дети, женщины, муфтии и т.д.) — 58844.
Всего — 86380.
В июле 1959 г. анализ профессиональной подготовки отъезжающих показал, что среди них имеются не только крестьяне и ремесленники, но и милиционеры, офицеры запаса, служащие. Были и коммунисты.
Вместо уехавших в сёла Македонии приезжали албанцы и мусульмане из других республик — Сербии (Косова, Санджака — всего 17779 чел. ), Боснии и Герцеговины (2147 чел.), Черногории (2850 чел.). Они селились в Скопье, а также и в других городах — Титов-Велесе, Куманове, Штипе и др. В своих отчётах власти отмечали, что «достаточно массовая миграция проходит политически достаточно мирно и нормально» [37]. Однако она создавала большие проблемы с расселением прибывающих, их занятостью, социальным обеспечением, просвещением.
Было ясно, что массовый отъезд турок фактически привёл к ликвидации этого народа в Македонии, к выселению одного национального меньшинства. Македонские коммунисты ставили вопрос: не компрометирует ли это социалистическую народную власть, ведь уезжали семьи из социализма в капитализм, и то массово. В партийных документах македонские коммунисты пытались найти причины отъезда, объяснить массовость явления. В анализе ситуации, проводимой македонскими коммунистами, отмечалось, что идея отъезда родилась у самих турок в Македонии в условиях, когда им предоставлялись максимальные
36. Антифашистичко собраније. Т. 1. Књ. 4. С. 318.
37. Иселувањето на припадниците на турското национално малцинство од подрачјето на НРМ // Архив Македонији. Ф. 1.427. ЦК на КПМ/СКМ. К.72.1/ 1-67.
45
условия для национального равноправия. При этом подчёркивалось, что корни явления следует искать в истории и религии, но связано оно, прежде всего, с недовольством турецкого меньшинства своим положением в республике [38]. Причинами массового отъезда турок назывались и «отсталое сознание» консервативной части населения, и влияние классовых врагов, и турецкая пропаганда. При этом во всех документах подчёркивалось, что власти не сопротивлялись этому процессу, видя в этом демократизм новой власти.
Опросы македонцев показали, что те видели в этом процессе ряд положительных моментов — уезжали те, кто сопротивлялся построению социализма, кто архаично относился к семейным отношениям, кроме того, освобождались места в руководстве сёл и общин, устранялись сложности в межнациональных отношениях [39].
Часть албанцев считала отъезд албанцев в Турцию ошибкой и устраивала манифестации против этого, полагая, что они оголяют западные границы и снижают потенциальную возможность объединения с Албанией.
После отъезда турок, единственным крупным национальным меньшинством в Македонии оставались албанцы. Несмотря на желание македонских властей включить их в общественную жизнь, имели место явления сопротивления новым порядкам. В одной из листовок нелегальной группы в Тетове в мае 1955 г. говорилось:
«Мир знает, что Югославия создана на чужой территории. Районы: Бар, Малесия (Черногория), Косово и Метохия, Куманово, Скопье, Полог и часть Пелагонии — это наша земля. В 1911 г. в Скопье и окрестностях проживали 90% албанцев. После массового террора со стороны сербов, а позже болгар, албанский народ был вынужден бежать. Сегодня в Скопье, столице Македонии, всего 60% албанцев. Сегодняшние правители, диктаторы и шовинисты не стыдятся говорить, что не хотят чужой земли. Да здравствует этническая Албания — Сильный союз (Форт Башкими)!» [40].
В партийных документах 1955 г. отмечается, что в Скопье власти знают о работе подпольной организации «Беса», которая борется против существующего строя.
«Они ищут защиту на Западе у албанских эмигрантских комитетов и наших врагов в Косове. Основной задачей является борьба с существующей Югославией, отделение Космета и Западной Македонии
38. Иселувањето на припадниците на турското национално малцинство …
39. Там же.
40. Прилог бр. 29 // Батковски Т. Указ. соч. С. 263.
46
и создание Великой этнической Албании». Вступая в эту организацию, албанцы давали клятву: «Я как албанец буду готов постоянно бороться за объединение всех албанцев в одну настоящую Албанию, а особенно за тех албанцев, которые находятся под ярмом славян. Мы должны постоянно помнить о борьбе против всех предателей албанского народа, а также охранять интересы албанского народа» [41].
В последующие годы деятельность подпольных групп продолжилась. В 1968 г. прошли демонстрации в Тетове и других городах Македонии. Имели место случаи запугивания македонского населения, проведения демонстраций под албанскими флагами [42]. В Македонии в 70-80-е гг. действовало 18 нелегальных албанских групп численностью 120 человек [43].
Руководство страны пыталось выстроить отношения с национальными меньшинствами на принципах равноправия, культурного и образовательного развития, вовлечения их в общественную и политическую жизнь. Однако албанские сепаратисты шли к своей общей цели — к объединению всех областей с большинством албанского населения. Эта цель в наши дни после албанского восстания в Македонии в 2001 г. и провозглашения независимости Косова в 2008 г. стала уже вполне осязаемой.
41. Neka aktuelna pitanja neptijateljskog delovanja medju učiteljima šiptarske manjine // Архив Југославије. Ф. 507. Фасц. Бр. XVIII-K.4, јед. 4.
42. Информација за реагирањата во врска со неодамнешните настани во Тетово. Скопје, јануари 1969 година // Архив на Македонија. Ф. 1.427. ЦКнаКПМ/СКМ. К. 231.12.
43. Батковски Т. Указ. соч. С. 216.
Культура Македонии — Основные понятия — Атлас культуры
- Гордость
- Патриотизм
- Признание
- Гостеприимство
- Добрососедство
- Национализм
- Сохранение культурного наследия
Северная Македония (официально Республика Северная Македония) — горная страна, граничащая с Грецией, Албанией, Болгарией, Сербией и Косово. Страна довольно маленькая, с населением чуть более 2,1 миллиона человек и шириной менее 200 км (с востока на запад). Несмотря на такой размер, у македонского народа сильная национальная психика. Они очень серьезно относятся к своему гражданству и часто добиваются признания истории и культуры своей страны. Многие также испытывают глубокую гордость за местный уровень, поддерживая прочную связь со своей региональной идентичностью. В повседневной жизни македонцы теплые, щедрые и гостеприимные люди. Современное македонское общество процветает с момента обретения независимости. Несмотря на огромное давление и попытки дестабилизировать новую страну (как со стороны внутренних, так и внешних сил), македонское государство за последние годы значительно продвинулось вперед. Население было новаторским и приветствовало новые идеи, методы и разработки.
Национальное формирование и история культуры
Македонцы прослеживают свою историю и культуру по крайней мере до 333 г. до н.э. во времена Александра Македонского. Под его правлением Македонская империя располагала властью и территорией в Греции, Фракии, Малой Азии/Анатолии, Египте, Иране и Афганистане, доходя до Индии. Современные македонцы по-прежнему очень гордятся этим завоеванием и наследием; их претензии и связь с этим историческим моментом очень важны для формирования идей об их идентичности. После смерти Александра Македонского и медленного распада Македонской империи земля Македонии стала частью Римской империи, Византийской империи и, наконец, Османской империи. Военная оккупация Османской империей длилась 550 лет, пока Македония не была разделена в 19 г.12 и 1913 в результате Балканских войн. В этот момент земля была разделена между Болгарией, Грецией, Сербией и Албанией. Современная Северная Македония была образована как республика в составе бывшей Югославии после Второй мировой войны. В 1991 году она мирным путем получила национальную независимость.
Будучи молодой суверенной нацией (младше 30 лет), в Македонии все еще развивается чувство культурного единства. Есть культурные пережитки стран, которые когда-то оккупировали его, что заметно в различных диалектах и социальных обычаях в определенных регионах. В конечном счете, Северная Македония имеет долгую историю участия в трех очень разных культурных традициях. Существует сильная христианская культура, исламская культура, связанная с тюркским османским прошлым региона, а также связь с евреями. Все они имеют решающее значение для понимания македонцами своей нации, хотя первое стало доминирующим пониманием македонского культурного мейнстрима, поскольку оно отражает македонское большинство (подробнее об этом в разделе 9).0027 Этнические различия ниже).
Национальное самосознание и патриотизм
Македонское общество глубоко патриотично. Хотя их страна только недавно обрела независимость, многие македонцы с гордостью связывают свою национальную идентичность с древней культурой и историей региона, описанного выше. Однако на них повлияло пристальное внимание и отрицание этой культурной самобытности другими. С момента обретения независимости соседние страны оспаривали законность македонской идентичности, наследия, территории и государства. Например, прежнее название страны — Республика Македония — было предметом спора с Грецией (см. 9).0027 Спор об именах в Другие соображения для получения информации по этому поводу), и продолжаются разногласия по поводу того, являются ли и в какой степени современные македонцы потомками древних македонцев эпохи Александра Македонского.
Аргументы часто основываются на технических утверждениях, связанных с древней историей, и вызваны тем фактом, что Северная Македония является новой независимой страной в историческом регионе. Однако споры оказали серьезное влияние на развитие страны; страны заблокировали и препятствовали торговым возможностям Северной Македонии и вступлению в международные союзы, такие как Европейский Союз и НАТО, в ответ. В результате многие македонцы чувствуют угрозу и маргинализацию как в Северной Македонии, так и в Австралии. Они признают, что, будучи небольшой страной, в международных отношениях к ним относятся с низким приоритетом, и поэтому считают, что их голос в некоторой степени игнорируется и игнорируется. Некоторые также опасаются, что статус, культура и власть их страны могут быть снижены или даже уничтожены глобальными державами. Это чувство уязвимости еще больше усиливается враждебным отношением их соседей к их культуре и отрицанием их…
Македонцы также часто сталкиваются с тем, что они называют пересмотром и искажением своей истории, что обвиняет их в фальсификации своей культуры. Эти комментарии могут быть очень обидными (особенно для пожилых македонцев и тех, кто хорошо разбирается в своей истории), поскольку они, по сути, отрицают право своего народа на . Факт остается фактом: граждане, проживающие в Северной Македонии, всегда называли себя «македонцами» и имеют историческую связь с этой землей. Можно обнаружить, что они ищут признания этого и отстаивают свое право быть известными как таковые во взаимодействиях. Действительно, их стойкое ощущение того, что их неправильно понимают и маргинализируют, способствовало сложному национальному менталитету, из-за которого македонцы часто очень националистичны и чувствуют себя обязанными защищать и объяснять себя. Если это становится очевидным в разговоре, покажите, что вы признаете законность их личности и выразите солидарность с их чувствами.
Этнические различия
Возможно, это самый важный социальный идентификатор в Северной Македонии, поскольку он может указывать на религию и социальное положение человека. Большинство граждан составляют македонцы, второй по величине группой являются албанцы. Большинство македонцев исповедуют христианство, а албанцы, как правило, мусульмане. Также существуют меньшие по численности турки, цыгане, сербы, болгары, греки и другие. Люди в значительной степени уважительно относятся к различиям в обществе. Исторически сложилось так, что многие города и общины существовали, и мусульмане и христиане мирно сосуществовали на протяжении веков. Однако отношения между македонцами и албанцами ухудшились после обретения независимости и стали одной из самых больших культурных проблем и проблем Македонии. Остается очень спорным вопрос о предоставлении статистических данных по различным демографическим показателям. Любые попытки сделать это часто опровергаются и объявляются искаженными. Национальная перепись не проводилась с 2002 года из-за опасений, что результаты могут быть искажены для политической выгоды от имени .
Македонцы составляют демографическое большинство и доминируют в политическом и социально-культурном плане. Однако, как упоминалось ранее, по многим причинам они обычно считают, что их культурная самобытность находится под угрозой. Таким образом, они были запуганы албанцами, стремящимися к более широкому официальному использованию албанского языка, большей представленности в государственном управлении и сохранению албанской культурной самобытности. Гражданской войны между ними едва удалось избежать в 2001 году, когда албанцы мобилизовались из-за своего растущего недовольства предполагаемым неравным обращением и социальной дискриминацией. Хотя были достигнуты договоренности об исправлении ситуации, по-прежнему сохраняется напряженность и низкий уровень доверия между двумя группами. Насилие может вспыхивать периодически. В последнее время демография изменилась, и македонцы почувствовали угрозу из-за увеличения албанского представительства в бизнесе и политике. Нет ничего необычного в том, чтобы столкнуться с открытой враждебностью по этому поводу.
Повседневная жизнь
Тяжелая экономическая ситуация в Северной Македонии затрагивает многих людей, живущих в стране. По состоянию на 2016 год уровень безработицы составлял 26%, а безработица среди молодежи — 53%. 1 Многим македонцам пришлось покинуть дома своих предков в сельской местности в поисках работы и экономической безопасности. В 2015 году примерно 58,8% всего населения проживало в городских районах. 2 Тем не менее, македонцы очень легко адаптируются. Некоторые обращаются к Интернету, чтобы обеспечить альтернативный источник дохода, и многие мужчины являются самопровозглашенными «разнорабочими» с широким набором торговых навыков. Поскольку платить за работу часто слишком дорого, большинство людей пытаются чинить или строить вещи самостоятельно с помощью друзей или семьи. Эта уверенность в своих силах и подход «сделай сам» отражают традиционный сельскохозяйственный образ жизни на Балканах.
Македонцы также обычно ведут довольно спокойный и медленный темп жизни, особенно жители сельских районов и старшее поколение. У них плавный подход ко времени, поскольку редко нужно спешить. Важные конкретные встречи будут запланированы; однако люди, как правило, не планируют и не выделяют время для общения. Предполагается, что люди будут встречаться и проводить время друг с другом в течение дня. Для некоторых пожилых македонцев этот подход может быть связан с верой в то, что Бог предопределяет события. Распространенное выражение гласит: «Если написано, то написано. От того, что написано, не убежишь» . Однако недавно в этой культурной среде произошли изменения, поскольку городским македонцам пришлось быстро адаптироваться к требованиям современной жизни. При переходе к рыночной экономике после периода социализма люди должны были повысить свою конкурентоспособность, сосредоточившись на изучении новых навыков и языков в эпоху цифровых технологий.
География
Региональная идентичность по-прежнему имеет большое значение в Македонии. Родные города людей могут многое сказать о них, например, об их религии, политике и убеждениях. Небольшие города и деревни также могут иметь отличную народную идентичность, которая отличает их от соседних провинций. Культурный разрыв заметен между теми, кто живет в городских районах, и теми, кто живет в сельской местности. Жители мегаполисов склонны уделять больше внимания своему внешнему виду и материальному достатку. Обычно они живут в квартирах и ведут весьма глобализированный образ жизни. Между тем, многие македонцы в горах и сельской местности продолжают заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя тем, что будет расти каждый сезон, и жить в самодельных домах.
Добрососедство
Македонцы очень ориентированы на общину, как в сельской, так и в городской местности. Соседство имеет важное значение для сети поддержки людей, особенно для тех, кто живет далеко. Отчасти это связано с тем, что многие семьи жили бы в одной деревне или городе вместе на протяжении поколений. Однако это также связано с характером культуры. В Македонии люди обычно знают всех своих близких соседей и многих других жителей города. Они навещают друг друга и общаются регулярно, часто спонтанно.
В таких сплоченных сообществах все знают друг друга, а семейное происхождение многое говорит о человеке. Это отсутствие конфиденциальности означает, что слухи о семейном бизнесе могут быстро распространяться. Таким образом, македонцы, как правило, осторожны при поиске поддержки, чтобы убедиться, что их недовольство не станет предметом «сплетен» в сообществе и не поставит в неловкое положение имя нарицательное. Тем не менее, интимное соседство также дает чувство принадлежности и безопасности. Македонцы, живущие на англоязычном Западе, поначалу могут столкнуться с довольно изолирующим опытом, поскольку такие общества, как правило, более .
_____________________
1 Mojsoska-Blazevski et al. , 2016
2 Центральное разведывательное управление, 2020
Культура Македонии: что можно и что нельзя ts — Культурный атлас
Основной автор
Нина Эвасон,Что нужно
- Очень важно иметь представление о тонкостях и нюансах, связанных с () македонской идентичностью. Македонцы часто инстинктивно оценивают, симпатизирует ли человек, с которым они общаются, их позиции или нет. То, как к ним относятся и как к ним относятся на этом базовом уровне, в дальнейшем во многом определяет их реакцию и сотрудничество. Любой вызов легитимности их идентичности рассматривается как незначительное и очень враждебное действие.
- Постарайтесь спросить о семье македонца, когда развиваете дружбу. Члены их семей, пожалуй, самая важная часть их жизни.
- Важно признать законность культуры, истории и государственности Северной Македонии. Если возникает тема, посочувствуйте их ситуации и проявите солидарность с их точкой зрения. См. Национальная идентичность в Основные понятия для получения дополнительной информации об этом.
- Признать, что македонцы являются историческими и коренными жителями этой земли. Любые попытки проследить их наследие до цивилизаций, которые поселились в Северной Македонии или вторглись в нее, могут быть скорректированы и в некоторых случаях могут вызвать у них раздражение или оскорбление.
- Ожидайте, что македонцы будут довольно открыто говорить о политике. Политический анализ и дискуссии для некоторых являются развлечением, и ситуация в Северной Македонии, возможно, дает много материала для изучения.
- Македонец не всегда может сказать вам, когда его оскорбили или что его расстроило, но вместо этого может стать холодным по отношению к вам или трудным для контакта. Если вы заметили это или поняли, что обидели их, обязательно исправьтесь как можно скорее. Открытые извинения и искреннее раскаяние обычно принимаются и уважаются (в зависимости от обстоятельств). Однако нежелание сделать это может быть истолковано как признак высокомерия и еще больше поставить под угрозу отношения.
Запрещается
- Избегайте использования названия «Бывшая Югославская Республика Македония» или «БЮРМ» для обозначения страны Македония. Многие македонцы рассматривают это как искусственный ярлык, навязанный им скрывать свою идентичность, и могут быть серьезно расстроены и оскорблены его использованием. Некоторые также могут возражать против официального названия страны «Северная Македония», предпочитая, чтобы ее называли просто «Македония». См. Спор об именах под Прочие соображения для получения дополнительной информации по этому вопросу.
- Не думайте, что статистика, основанная на гражданстве или стране рождения, отражает количество людей, которые идентифицируют себя как македонцы. Люди в Австралии, которые идентифицируют себя как македонцы, могут быть выходцами из Республики Северная Македония, северной Греции ( Эгейская Македония ), Болгарии ( Пирин Македония ) и Албании ( Мала Преспа ). Между тем, некоторые люди из более широкой географической области Македонии могут идентифицировать себя как сербы, греки, болгары, албанцы или цыгане.
- Не критикуйте и не оскорбляйте Северную Македонию. Македонский народ очень горд, и некоторые часто вынуждены защищать свою страну от враждебных мнений соседей.
- Не провоцируйте разговоры о македонско-албанских, македонско-греческих или македонско-болгарских отношениях. Вы не можете предполагать позицию человека в этих делах.
- Не упоминайте конфликт 2001 года, раздел Македонии во время Балканских войн и предстоящее членство страны в НАТО и ЕС. Как правило, это деликатные темы. Однако обычно допустимо говорить о социалистическом периоде и Иосипе Тито.