С Арыстан-Баба путь начни: невероятная история мавзолея
https://ru.sputnik.kz/20230218/s-arystan-baba-put-nachni-neveroyatnaya-istoriya-mavzoleya-32189604.html
С Арыстан-Баба путь начни: невероятная история мавзолея
С Арыстан-Баба путь начни: невероятная история мавзолея
АЛМАТЫ, 18 фев — Sputnik. Мавзолей Арыстан-Баба – одна из главных святынь Туркестанской области и место паломничества людей со всей Центральной Азии… 18.02.2023, Sputnik Казахстан
2023-02-18T09:00+0600
2023-02-18T09:00+0600
2023-02-18T09:00+0600
туркестан
мавзолей
мавзолей ходжа-ахмеда яссауи
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik.kz/img/07e7/02/10/32198588_0:120:3067:1845_1920x0_80_0_0_3ef16f936bc0bbd5ed672c27008d730f.jpg
АЛМАТЫ, 18 фев — Sputnik. Мавзолей Арыстан-Баба – одна из главных святынь Туркестанской области и место паломничества людей со всей Центральной Азии. Арыстан-Баб считается учителем поэта-суфи Ходжи Ахмета Яссауи, поэтому путь к Туркестану следует начинать с Отырара. Исследователям достоверно известно как минимум три периода строительства этого мавзолея. Корреспондент Sputnik Казахстан рассказывает о невероятной истории мавзолея.Что известно об Арыстан-БабВ легендах Арыстан-Баб описывается как сподвижник пророка Мухаммеда, передавший его аманат Ходже Ахмету Яссауи. Имя Арыстан-Баба было широко известно в окрестностях Отырара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Арыстан-Баб был религиозным деятелем, ученым, внесшим свой вклад не только в Отырарский край, но и в исламизацию тюркского мира. По одним легендам, он жил 500 лет, по другим, даже 900 лет.Слово «баб» в его имени означает – ворота, ведущий, проводник, учитель.Согласно преданиям, жизнь Яссауи и его влияние на тюркский мир была предопределена за сотни лет до его рождения. Существуют множества версий духовного становления Ходжи Ахмета Яссауи. Согласно легенде, пророк Мухаммед обратился к своим сподвижникам с просьбой «передать аманат – финики из Рая – владельцу, который родится через сотни лет и продолжит его учение».
Тогда Арыстан-Баб вызвался выполнить это поручение. Считается, что Арыстан-Баб хранил вверенный ему финик во рту. Спустя 400 лет в степи к нему подбежал 7-летний мальчик, который попросил свой аманат. Этим мальчиком был Ходжа Ахмет Яссауи.Имя Арыстан-Баба часто упоминается в труде Ходжи Ахмета Яссауи «Дивани Хикмет». В своих стихах поэт указывает, что Арыстан-Баб был его учителем и духовным наставником. В хикметах Яссауи часто повторяются слова: «Арыстан-Баб сказал», «Слушайте слова Арыстан-Баба» – которые состоит из назиданий, заветов Арыстан-Баба.»С Арыстан-Баба путь начни, придя к Хазрету попроси…», или «Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмета», – эти слова напоминают паломникам о том, что паломничество следует начинать с посещения мавзолея Арыстан-Баба, затем направиться к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи.Однако реальных данных о жизни Арыстан-Баба не сохранилось. Сведения об Арыстан-Баб и его мавзолее встречаются в работах М.Сембина, К. Зелемана, В. Диваева, В. Бартольда и других ученых.
История мавзолея Арыстан-БабаАрыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Тогда же был воздвигнут первый мавзолей над его могилой. Однако этот мавзолей до наших дней не сохранился.В XIV веке по приказу Тамерлана (эмир Тимур) на месте разрушившегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны.С достройкой мавзолея Тамерланом связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ходжи Ахмета Яссауи, разразилась буря и стены обрушились. Через некоторое время история снова повторилась. Во сне Тамерлану является старец, который дает совет сначала построить мавзолей над могилой Арыстан-Баба как наставника Ходжи Ахмета Яссауи. Только после этого строительство мавзолея Яссауи завершилось успешно.Заведующий отделом по связям с общественностью Отырарскго государственного археологического музея-заповедника Нурсултан Бекешов отмечает, что в записях русских исследователей 1860-х годов есть сведения о том, что «здесь был мавзолей Арыстан-Баба, который был разрушен землетрясением».
А по легендам, которые помнят местные жители, мавзолей Арыстан-Баб обрушился из-за высокого уровня грунтовых вод. Стоит отметить, что в настоящее время вокруг комплекса Арыстан-Баба вырыто 9 колодцев, с помощью которых специалисты измеряют и контролируют уровень грунтовых вод.В 1909 году силами местных жителей сооружение было отстроено заново и сохранилось до наших дней. Одним из архитекторов мавзолея был Калмырза Мусапирулы. По легенде, мастер за свою работу плату не брал, вместо этого он попросил написать на перемычке входного проема мавзолея его имя. «1327. Уста Калмырза бен Мусапир Туркестани» – гласит арабографичная надпись, что в переводе на современное летоисчисление соответствует 1909 году. Мастер, его соорудивший, Калмырза, сын Мусапира, родился в 1888 году в Туркестане. В 1905 году он построил вокзал Туркестана, в 1906 году вокзал Арыси, в 1907-1909 годах мавзолей Арыстан-Баба. Услышав информацию об открытии мраморного завода, он уехал в Узбекистан и прожил там до конца жизни, занимаясь любимым делом.
В Ташкенте есть мечеть имени Калмырзы Мусапирулы.Архитектура мавзолеяМавзолей Арыстан-Баба находится в 60 километрах от Туркестана, неподалеку от села Шаульдер Отырарского района.Мавзолей выделяет среди культовых сооружений начала ХХ века его неординарная планировка и композиция – мавзолей не имеет аналогов в Центральной Азии и в Казахстане. Сооружение мавзолея имеет нестандартную внешнюю конструкцию. Это сооружение вобрало в себя формы и элементы разных эпох и народов. В широкой арке сооружения исламская культура переплелась с мотивами европейской и русской архитектуры, включая готические и ренессансные мотивы.Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть, они были объединены коридором сводчатой структуры. Над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жженного кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Башни-минареты, откуда традиционно звучит азан, сегодня закрыты, поскольку разрушены. В мавзолее установлены надгробия Арыстан-Баба, а также его учеников Херметазыра, Каргабаба и Лашынбаба.
Внутри мавзолея сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV века), также кирпичи, оставшиеся от мавзолеев, построенных в XII и XIV веках.Также в мавзолее представлен старинный рукописный Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.В мавзолее находится уменьшенная копия тайказана — ритуальной чаши, которая находится в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Сотрудники музея нашли его на базаре: местный житель использовал тайказан как тару для семечек.Рядом с мавзолеем находится колодец, из которого паломники черпают воду. Вода с высоким содержанием соли. Паломники верят, что она способна излечить многие недуги, однако научных данных о целебных свойствах воды нет.Сохранение и реставрация мавзолеяПосле Октябрьской революции, когда начались гонения религии, архитектурному памятнику был нанесен ущерб. Некогда хорошо сохранившиеся колонны XIV века были вынесены на улицу. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под государственной охраной как исторический памятник.
Тогда была проведена частичная реставрация. Были изготовлены точные копии колонны XIV века, кровля мавзолея была заново покрыта.Сейчас мавзолей находится на балансе Отырарского государственного археологического музея-заповедника. Если за мавзолеем веками присматривали местные жители, специальные служители – шыракшы, то сейчас здесь работают сотрудники музея.Неоценим вклад известного советского и казахстанского государственного и общественного деятеля Узбекали Жанибекова в восстановление мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, превращение мавзолея Арыстан-Баб в популярное место паломничества. Он стоял у истоков идеи сохранения города Туркестан для будущих поколений как значимого культурно-исторического объекта. Благодаря его инициативе в 1979 году был создан Отырарский государственный археологический музей-заповедник, куда вошли мавзолей Арыстан-Баба и более 200 памятников этого региона.На территории комплекса Арыстан-Баб находятся мавзолеи нескольких исторических деятелей, последнее захоронение датируется 1980-м годом, после передачи комплекса под охрану государства захоронения на этой территории не разрешались.
Узбекали Жанибеков умер в 1998 году. В соответствии со специальным постановлением президента Казахстана Узбекали Жанибеков похоронен на территории исторического заповедника «Арыстан-Баб».В 2006 году на территорию комплекса были привезены горсть земли с могил великого ученого аль-Фараби и султана Бейбарыса в Дамаске. В ходе официального визита первого президента Нурсултана Назарбаева в Дамаск в октябре 2007 года между правительствами было подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра аль-Фараби и восстановлении мавзолея Султана аз-Захира Бейбарса. Строительство центра началось в 2008 году и завершилось в апреле 2012 года.Ежедневно в Арыстан-Баб едут десятки паломников и туристов со всего Казахстана и других стран. По словам Нурсултана Бекешова, в прошлом году Отырар посетили 80 тысяч человек. Он надеется, что после завершения строительства дороги между Туркестаном и Шаульдер, поток туристов увеличится. Основной поток туристов приходится на март-май, сентябрь-ноябрь, также наплыв туристов наблюдается и после окончания учебного года, на экскурсии приезжают в основном школьники и студенты.
Летом и зимой паломников меньше.
https://ru.sputnik.kz/20230215/progulka-po-turkestanu-puteshestvie-iz-proshlogo-v-buduschee-32111430.html
туркестан
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2023
Камшат Абдирайым
Камшат Абдирайым
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://sputnik.kz/img/07e7/02/10/32198588_135:0:2864:2047_1920x0_80_0_0_88ef034f11bb860f2bcca38d97c434df.jpg
1920
1920
true
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Камшат Абдирайым
туркестан, мавзолей, мавзолей ходжа-ахмеда яссауи
туркестан, мавзолей, мавзолей ходжа-ахмеда яссауи
АЛМАТЫ, 18 фев — Sputnik. Мавзолей Арыстан-Баба – одна из главных святынь Туркестанской области и место паломничества людей со всей Центральной Азии. Арыстан-Баб считается учителем поэта-суфи Ходжи Ахмета Яссауи, поэтому путь к Туркестану следует начинать с Отырара. Исследователям достоверно известно как минимум три периода строительства этого мавзолея. Корреспондент Sputnik Казахстан рассказывает о невероятной истории мавзолея.
Что известно об Арыстан-Баб
В легендах Арыстан-Баб описывается как сподвижник пророка Мухаммеда, передавший его аманат Ходже Ахмету Яссауи. Имя Арыстан-Баба было широко известно в окрестностях Отырара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Арыстан-Баб был религиозным деятелем, ученым, внесшим свой вклад не только в Отырарский край, но и в исламизацию тюркского мира. По одним легендам, он жил 500 лет, по другим, даже 900 лет.
© Sputnik/Ертай СарбасовМавзолей Арыстан-Баб не имеет аналогов в Центральной Азии и в Казахстане
Мавзолей Арыстан-Баб не имеет аналогов в Центральной Азии и в Казахстане
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Слово «баб» в его имени означает – ворота, ведущий, проводник, учитель.
Согласно преданиям, жизнь Яссауи и его влияние на тюркский мир была предопределена за сотни лет до его рождения. Существуют множества версий духовного становления Ходжи Ахмета Яссауи. Согласно легенде, пророк Мухаммед обратился к своим сподвижникам с просьбой «передать аманат – финики из Рая – владельцу, который родится через сотни лет и продолжит его учение». Тогда Арыстан-Баб вызвался выполнить это поручение. Считается, что Арыстан-Баб хранил вверенный ему финик во рту. Спустя 400 лет в степи к нему подбежал 7-летний мальчик, который попросил свой аманат. Этим мальчиком был Ходжа Ахмет Яссауи.
© Sputnik/Ертай Сарбасов Sarbasov ErtayГлавный вход в мавзолей Арыстан-Баб
Главный вход в мавзолей Арыстан-Баб
© Sputnik/Ертай Сарбасов Sarbasov Ertay
Имя Арыстан-Баба часто упоминается в труде Ходжи Ахмета Яссауи «Дивани Хикмет». В своих стихах поэт указывает, что Арыстан-Баб был его учителем и духовным наставником. В хикметах Яссауи часто повторяются слова: «Арыстан-Баб сказал», «Слушайте слова Арыстан-Баба» – которые состоит из назиданий, заветов Арыстан-Баба.
«С Арыстан-Баба путь начни, придя к Хазрету попроси…», или «Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмета», – эти слова напоминают паломникам о том, что паломничество следует начинать с посещения мавзолея Арыстан-Баба, затем направиться к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи.
Однако реальных данных о жизни Арыстан-Баба не сохранилось. Сведения об Арыстан-Баб и его мавзолее встречаются в работах М.Сембина, К. Зелемана, В. Диваева, В. Бартольда и других ученых.
История мавзолея Арыстан-Баба
Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Тогда же был воздвигнут первый мавзолей над его могилой. Однако этот мавзолей до наших дней не сохранился.
В XIV веке по приказу Тамерлана (эмир Тимур) на месте разрушившегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны.
С достройкой мавзолея Тамерланом связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ходжи Ахмета Яссауи, разразилась буря и стены обрушились. Через некоторое время история снова повторилась. Во сне Тамерлану является старец, который дает совет сначала построить мавзолей над могилой Арыстан-Баба как наставника Ходжи Ахмета Яссауи. Только после этого строительство мавзолея Яссауи завершилось успешно.
© Sputnik/Ертай СарбасовАрыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Тогда же был воздвигнут первый мавзолей над его могилой
Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Тогда же был воздвигнут первый мавзолей над его могилой
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Заведующий отделом по связям с общественностью Отырарскго государственного археологического музея-заповедника Нурсултан Бекешов отмечает, что в записях русских исследователей 1860-х годов есть сведения о том, что «здесь был мавзолей Арыстан-Баба, который был разрушен землетрясением». А по легендам, которые помнят местные жители, мавзолей Арыстан-Баб обрушился из-за высокого уровня грунтовых вод. Стоит отметить, что в настоящее время вокруг комплекса Арыстан-Баба вырыто 9 колодцев, с помощью которых специалисты измеряют и контролируют уровень грунтовых вод.
В 1909 году силами местных жителей сооружение было отстроено заново и сохранилось до наших дней. Одним из архитекторов мавзолея был Калмырза Мусапирулы. По легенде, мастер за свою работу плату не брал, вместо этого он попросил написать на перемычке входного проема мавзолея его имя. «1327. Уста Калмырза бен Мусапир Туркестани» – гласит арабографичная надпись, что в переводе на современное летоисчисление соответствует 1909 году. Мастер, его соорудивший, Калмырза, сын Мусапира, родился в 1888 году в Туркестане. В 1905 году он построил вокзал Туркестана, в 1906 году вокзал Арыси, в 1907-1909 годах мавзолей Арыстан-Баба. Услышав информацию об открытии мраморного завода, он уехал в Узбекистан и прожил там до конца жизни, занимаясь любимым делом. В Ташкенте есть мечеть имени Калмырзы Мусапирулы.
© Sputnik/Ертай СарбасовЧапан мастера Калмырзы Мусапирулы. Копия
Чапан мастера Калмырзы Мусапирулы. Копия
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Архитектура мавзолея
Мавзолей Арыстан-Баба находится в 60 километрах от Туркестана, неподалеку от села Шаульдер Отырарского района.
Мавзолей выделяет среди культовых сооружений начала ХХ века его неординарная планировка и композиция – мавзолей не имеет аналогов в Центральной Азии и в Казахстане. Сооружение мавзолея имеет нестандартную внешнюю конструкцию. Это сооружение вобрало в себя формы и элементы разных эпох и народов. В широкой арке сооружения исламская культура переплелась с мотивами европейской и русской архитектуры, включая готические и ренессансные мотивы.
© Sputnik/Ертай СарбасовПоминальная мечеть внутри мавзолея
Поминальная мечеть внутри мавзолея
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть, они были объединены коридором сводчатой структуры. Над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жженного кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Башни-минареты, откуда традиционно звучит азан, сегодня закрыты, поскольку разрушены. В мавзолее установлены надгробия Арыстан-Баба, а также его учеников Херметазыра, Каргабаба и Лашынбаба.
Внутри мавзолея сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV века), также кирпичи, оставшиеся от мавзолеев, построенных в XII и XIV веках.
© Sputnik/Ертай СарбасовВ мавзолее сохранилась пара резных деревянных колонн, которые относятся ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв)
В мавзолее сохранилась пара резных деревянных колонн, которые относятся ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв)
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Также в мавзолее представлен старинный рукописный Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.
© Sputnik/Ертай СарбасовВ мавзолее представлен старинный рукописный Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства
В мавзолее представлен старинный рукописный Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства
© Sputnik/Ертай Сарбасов
В мавзолее находится уменьшенная копия тайказана — ритуальной чаши, которая находится в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Сотрудники музея нашли его на базаре: местный житель использовал тайказан как тару для семечек.
© Sputnik/Ертай СарбасовСтроительные кирпичи XI и XIV вв.
Строительные кирпичи XI и XIV вв.
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Рядом с мавзолеем находится колодец, из которого паломники черпают воду. Вода с высоким содержанием соли. Паломники верят, что она способна излечить многие недуги, однако научных данных о целебных свойствах воды нет.
© Sputnik/Ертай СарбасовКолодец из которого паломники черпают воду
Колодец из которого паломники черпают воду
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Сохранение и реставрация мавзолея
После Октябрьской революции, когда начались гонения религии, архитектурному памятнику был нанесен ущерб. Некогда хорошо сохранившиеся колонны XIV века были вынесены на улицу. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под государственной охраной как исторический памятник. Тогда была проведена частичная реставрация. Были изготовлены точные копии колонны XIV века, кровля мавзолея была заново покрыта.
Сейчас мавзолей находится на балансе Отырарского государственного археологического музея-заповедника. Если за мавзолеем веками присматривали местные жители, специальные служители – шыракшы, то сейчас здесь работают сотрудники музея.
© Sputnik/Ертай СарбасовСхема посещения туристических объектов
Схема посещения туристических объектов
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Неоценим вклад известного советского и казахстанского государственного и общественного деятеля Узбекали Жанибекова в восстановление мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, превращение мавзолея Арыстан-Баб в популярное место паломничества. Он стоял у истоков идеи сохранения города Туркестан для будущих поколений как значимого культурно-исторического объекта. Благодаря его инициативе в 1979 году был создан Отырарский государственный археологический музей-заповедник, куда вошли мавзолей Арыстан-Баба и более 200 памятников этого региона.
На территории комплекса Арыстан-Баб находятся мавзолеи нескольких исторических деятелей, последнее захоронение датируется 1980-м годом, после передачи комплекса под охрану государства захоронения на этой территории не разрешались. Узбекали Жанибеков умер в 1998 году. В соответствии со специальным постановлением президента Казахстана Узбекали Жанибеков похоронен на территории исторического заповедника «Арыстан-Баб».
© Sputnik/Ертай СарбасовВ 2006 году на территорию комплекса были привезены горсть земли с могил великого ученого аль-Фараби и султана Бейбарыса в Дамаске
В 2006 году на территорию комплекса были привезены горсть земли с могил великого ученого аль-Фараби и султана Бейбарыса в Дамаске
© Sputnik/Ертай Сарбасов
В 2006 году на территорию комплекса были привезены горсть земли с могил великого ученого аль-Фараби и султана Бейбарыса в Дамаске. В ходе официального визита первого президента Нурсултана Назарбаева в Дамаск в октябре 2007 года между правительствами было подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра аль-Фараби и восстановлении мавзолея Султана аз-Захира Бейбарса. Строительство центра началось в 2008 году и завершилось в апреле 2012 года.
Ежедневно в Арыстан-Баб едут десятки паломников и туристов со всего Казахстана и других стран. По словам Нурсултана Бекешова, в прошлом году Отырар посетили 80 тысяч человек. Он надеется, что после завершения строительства дороги между Туркестаном и Шаульдер, поток туристов увеличится. Основной поток туристов приходится на март-май, сентябрь-ноябрь, также наплыв туристов наблюдается и после окончания учебного года, на экскурсии приезжают в основном школьники и студенты. Летом и зимой паломников меньше.
Прогулка по Туркестану: путешествие из древнего прошлого в будущее
Арыстан-баб — мавзолей, где живут предания
17 октября 2021, 12:00
Туркестанская область — регион, по которому действительно интересно путешествовать. Дело в том, что здесь в отличной доступности — особенно улучшилась она в связи с развитием инфраструктуры в регионе — находится множество культурных достопримечательностей и религиозных святынь, связанных не только с Казахским ханством, но и со всей историей Средней Азии. Tengritravel.kz совместно с КГУ «Туристский информационный центр Turkistan Tourism Center» управления туризма Туркестанской области рассказывает об уникальном месте упокоения легендарного проповедника — мавзолее Арыстан-баба.
Это величественное строение, расположенное недалеко от древнего города Отырар, и сегодня поражает своим обликом, а ведь построили его в XII веке. Сегодня мавзолей считается священным местом, куда мусульмане всего мира совершают паломничество. Немудрено, говорят, что Арыстан-баб был послом великого пророка Мухаммеда, а еще духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссауи. По этой же причине мавзолей признан памятником архитектуры и с 1982 года находится под охраной государства.
Фото КГУ «Туристский информационный центр «Turkistan Tourism Center» управления туризма Туркестанской области
Есть мнение, что красоту таких святых мест сложно описать: их концентрированная духовность требует личного присутствия, обмена энергией, взгляда, направленного на купола от подножия старинных стен. Но мы все же попробуем, потому что с точки зрения архитектуры здание мавзолея размером 35 на 12 метров представляет очень большой интерес. Построено оно нестандартно, например, его минареты, откуда звучит призыв к молитве азан, выглядят скорее как наблюдательные башни какой-нибудь крепости, да и широкая арка-портал не вполне характерна для построек тех времен. Внешний вид портала напоминает сразу и об исламской, и о европейской, и даже о славянской культуре, а на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении не похож совсем. Это отличает арку мавзолея от любой другой, в основе его декора лежат элементы, взятые из мотивов русского зодчества, а также Европы XIX в. Основной фасад также украшен скульптурной кирпичной кладкой, незабываемый цвет которой обеспечивает обожженный кирпич на алебастровом растворе.
Тут следует вспомнить, что первое здание мавзолея относится к XIV-XV векам, но сегодня о нем напоминают только две резные деревянные колонны сводчатого айвана. В XVIII веке мазар был разрушен сильным землетрясением, и вместо него был построен новый. Однако и его сегодня не увидеть, постройка XVIII века также до нас не дошла, поэтому мавзолей вновь отстроили в 1909 году, о чем и написано на одном из картушей (лепном украшении стены в виде щита или свитка, в котором можно найти важные для автора символы) фриза, то есть подкупольного пространства. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод мечеть опять пришла в аварийное состояние, и ее вновь перестроили.
Фото КГУ «Туристский информационный центр «Turkistan Tourism Center» управления туризма Туркестанской области
Однако двухкамерная усыпальница, или гурхана, остается самой старой частью комплекса, ее старались сохранить при любых обстоятельствах. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом помещении установлено огромное надгробие Арыстан-баба, во втором — надгробия его учеников и последователей: Хермет-азыра, Карга-баба, Лашын-баба. В мавзолее также есть обязательная для такого места поминальная мечеть, объединенная с гурханой общей фронтальной стеной главного фасада и большим сводчатым коридором, а еще библиотека.
Фото КГУ «Туристский информационный центр «Turkistan Tourism Center» управления туризма Туркестанской области
Также внутри туристы смогут осмотреть настоящий шедевр средневекового каллиграфического искусства — старинный рукописный Коран.
С Арыстан-бабом и его мавзолеем связано множество сказаний. Но прежде чем рассказать их, отметим: некоторые современные ученые-историки считают, что Арыстан-баб — это полулегендарная фигура среднеазиатской мифологии и изначальный его культ был связан с водными источниками и силами природы. Есть и другое мнение – народное, согласно которому Арыстан-баб был реальным человеком и редким мудрецом — ведь титулом «баб» наделяют лишь человека, обладающего необычайным знанием. Этот человек жил примерно в VII-VIII веках и был верным сподвижником пророка Мухаммеда. По этой же легенде, однажды пророк Мухаммед и его ученики сидели за столом и угощались сладкой хурмой, при этом один из плодов постоянно ускользал или вовсе выпадал из блюда.
Фото КГУ «Туристский информационный центр «Turkistan Tourism Center» управления туризма Туркестанской области
Другое предание гласит, что, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки-аманат, а тот через много-много лет вручил их 11-летнему мальчику — будущему Ходже Ахмеду Яссауи — и стал его учителем.
Есть и третья легенда, которая появилась уже после смерти великого проповедника. В 1338 году Тамерлан распорядился начать строительство мечети над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи. Все попытки возвести стены терпели неудачу: то их сносил ужасный ураган, то их разрушал таинственный и могучий зеленый бык. Дело не спорилось, пока явившийся во сне Тимуру святой не сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем уже над могилой Яссауи. Тимур посчитал сон вещим и поступил так, как в нем говорилось, и строительство было закончено в 1405 году. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а уже вслед за ним мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, что мы и рекомендуем вам сделать во время путешествия в чудесный Туркестан.
Мавзолей Арыстан баб (Баялдыр) — все, что вам нужно знать ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ
Исторические места • Интересные места и достопримечательности • Религиозные объекты
Подробнее
Написать отзыв
Что говорят люди
Автор Dirk W
«Место паломничества»
Сентябрь 2022 г.
900 04 Нынешнему мавзолею меньше 100 лет, и от оригинальной постройки, построенной по приказу Амира Тимура в 14 веке, осталось лишь несколько резных деревянных столбов.
Автор OneAddictedTraveler
«Мавзолей»
Октябрь 2018
Мы посетили этот мавзолей во время однодневной поездки из Шымкента в Туркестан. Он был хорошо реконструирован..
Предложите правки, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшите это объявление
Экскурсии и впечатления
Исследуйте различные способы познакомиться с этим местом.
Полноэкранный режим
Лучшие способы познакомиться с Мавзолеем Арыстан-Баб и близлежащими достопримечательностями
Мавзолеи Арыстан-Баб и Ходжа Ахмеда Ясави
Экскурсии на весь день
от
307,70 $
на группу (до
4
)
Район
Лучшее поблизости
Мы ранжируем эти рестораны и достопримечательности, сопоставляя отзывы наших участников с тем, насколько близко они находятся к этому месту.
Достопримечательности
3 в пределах 10 км
Археологический памятник Отрар
2,7 кмДревние руины
Мавзолей Арыстанбаба
2,4 кмИсторические места • Достопримечательности
Отрар Городище
2,5 кмИсторические места • Древние руины
Посмотреть все
9000 4 ДобавитьНаписать отзывЗагрузить фото
Подробные обзоры: Заказ отзывов сообщил описательность определяемых пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.
Популярные упоминания
4.5
10 отзывов
Отлично
Очень хорошо
Средне
Ужасно
Дирк В
Александра Хедленд, Австралия6,170 публикаций
Место паломничества
сен 2022
Нынешнему мавзолею меньше 100 лет, и лишь немногие из них вырезаны. деревянные столбы остались от оригинальной постройки, построенной по приказу Амира Тимура в 14 веке.
Написано 6 ноября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
OneaddictedTraveler
Lake Elmo, 4,110 MN110
Mausoleum
октября 2018 г. • Пары
Мы посетили этот мавзолей в однодневной поездке из Шимкента до Туркестана. Он был хорошо реконструирован..
Написано 31 марта 2019 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
MarcelTraveller
Voorschoten, Нидерланды1,682 публикации
Хорошее место с мавзолеями для посещения по дороге из Туркестана в Шымкент
Октябрь 2016 • Пары
Арыстан Баб Мавзолей — мавзолей недалеко от села Отрартобе, около 50 км (около 1 часа) от Туркестана и 150 от Шымкента. Мы посетили Мавзолей по пути из Туркестана к узбекской границе недалеко от Ташкента.
Мавзолей датируется 14 веком и построен над могилой Арыстан-бабы 12 века. В 18 веке прежний мавзолей, разрушенный землетрясением, был заменен двухкупольным сооружением, поддерживаемым двумя резными деревянными колоннами. Большая часть нынешнего здания построена в начале 20 века, и от первоначального здания остались только резные деревянные столбы. Когда мы приехали с нашим гидом и водителем, мы были единственными посетителями. На участке есть еще два небольших здания с куполами (см. наши фото), но эти мы не посетили. На другой стороне дороги тоже большая новая белая мечеть с золотым куполом (см. наше фото). Поскольку ворота были закрыты, мы не посетили этот.
Написано 1 мая 2017 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Что-то отсутствует или неточное?
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшить этот список
Часто задаваемые вопросы о мавзолее Арыстан-баб
Мы рекомендуем бронировать экскурсии к мавзолею Арыстан-баб заранее, чтобы обеспечить себе место. Если вы бронируете через Tripadvisor, вы можете отменить бронирование не позднее, чем за 24 часа до начала тура, чтобы получить полный возврат средств. Мавзолей Арыстан-Баб: показать все 1 туры на Tripadvisor
- Археологические раскопки Отрар
- (2,50 км) Отрар Городище
- (2,50 мили) Мавзолей Арыстанбаба
Мавзолей Арыстан-Баб: показать все достопримечательности поблизости на Tripadvisor
00
Очень хорошие отзывы
Мавзолей Арыстанбаб Фотографии
Посещение мавзолея Арыстанбаб
Экскурсии в мавзолей Арыстан баб.
«Арыстан Баб, также известный как Арслан Баб или Салмани Фарс, был последователем Мухаммеда и сопровождал его на смертном одре, когда Пророк спросил, кто возьмет его молитвенную цепочку (аманат) и будет искать его преемника»
Культурное путешествие из Туркестана в мавзолей Арыстан баб.
Мавзолей Арыстан баба — интересный памятник архитектуры XII — XIV веков, построенный на могиле Арыстан баба, религиозного мистика, проповедника и учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави. Он расположен в 2 километрах от городища Отрар и села Шаульдер в 150 километрах от города Шымкент. Мемориал является одним из ключевых мест поклонения мусульман региона.
Арыстан баба Кумбез претерпел сложную эволюцию. Свой нынешний вид принял после масштабной перестройки в 1910-х гг. Объемно-пространственная форма памятника уникальна и в то же время типична для народного зодчества Южного Казахстана XIX-XX вв.
Мечеть-усыпальница Арыстан баба находится недалеко от Отрара, хотя добраться до нее гораздо проще, так как она находится недалеко от главной дороги. Легенда гласит, что этот весьма почитаемый исламский мистик был «первооткрывателем» и учителем Ходжи Ахмеда Ясави. кто возьмет свою молитвенную цепочку ( аманат ) и поиск его преемника.
Арыстан баб попросил и получил задание, и вышел в мир. После сотен лет скитаний он подошел к мосту у города Сайрам, где его остановил 11-летний мальчик Ахмед и потребовал молитвенную цепочку, сказав: «Аксакал, отдай мне мой аманат!»
Арыстанбаб понял, что его поиски окончены, передал мальчику аманат и стал его учителем, отправившись с ним в Яссы, где мальчик в конце концов стал известен как Ходжа Ахмед Ясави.
Проповедник Арыстан баб жил на окраине Отрара в XII веке. Имя Арыстан в переводе с казахского языка означает «лев». В суфийской философии Человек Пути назывался львом. Арыстан баб объездил весь мир.
Он изучал различные религиозные курсы. После обращения в ислам он посвятил всю свою жизнь преподаванию суфийского ислама. Арыстан баб был духовным наставником многих сторонников суфийского учения. Ахмед Ясави рассказывает об идеях и деятельности Арыстан баба в своей книге «Дивани Хикмет».
В своих стихах Арыстан баб описывается как его духовный наставник и учитель. Ясави познакомился с ним, когда ему было семь лет. Учитель пожелал ему избегать зла и насилия, выражать доброту и любовь к Богу.
По одной из легенд, Арыстан баб жил 400 лет и был сторонником Мухаммеда. Пророк сказал, что через 400 лет родится мусульманин Ахмед. Ему надо отдать хурму из его блюда.
Арыстан баб предложил это сделать и сказал: «Если попросишь у Аллаха 400 лет для меня, я дам ему». Он выполнил свое обещание и подарил Ахмету Ясави косточку хурмы. Первоначально мавзолей был построен на его могиле уже после его смерти в XII веке.
Недавно его разорили монголы. В 14 веке по приказу Тимура на месте разрушенного мавзолея было построено новое здание. Сегодня от здания остались только деревянные резные колонны айвана.
Была снесена и восстановлена в 1909 году. В 1971 году мечеть была разрушена из-за высокого уровня грунтовых вод и заново отстроена. Ныне на могиле Арыстанбаба стоит мавзолей размером 35 х 12 метров.
Построен из жженого кирпича. Здание состоит из двухкамерной усыпальницы и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. В целом мавзолей представляет собой многокамерное здание.
Центром усыпальницы является величественное надгробие Арыстан баба.
В соседнем помещении находятся надгробия его учеников и последователей – Хермет-Азыра, Каргабаба и Лашын баба. Мавзолей был построен в результате постепенного укрупнения различных элементов здания до первоначальных помещений. Столовая усыпальница и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной фасада.
Фасад увенчан двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. (Сведущие в Исламе заметят, что между смертью Пророка и моментом передачи аманата прошло 500 лет9.0151 Но тогда Бог движется таинственным образом…) У него небольшой, но привлекательный фасад; задрапированная ковром гробница в небольшой комнате слева от входа постоянно полна верующих, молящихся великому человеку — снаружи часто может быть длинная очередь.
Справа небольшая, но тихая комната, служащая мечетью; его поддерживают старинные резные деревянные столбы, а в прихожей можно полюбоваться рукописным Кораном с необычайно красивой исламской каллиграфией.
Вокруг мавзолея расположены сотни надгробий, от простых могил до богато украшенных дворцовых сооружений, мест последнего упокоения правоверных мусульман, пожелавших быть рядом с Арыстан бабом. Уважительная прогулка по этим территориям может быть атмосферной и приятной.
В общем, стиль постройки, особенно стиль портала, нехарактерен для Средней Азии. Портал выполнен с использованием декоративных элементов европейской и русской архитектуры XIX века. Единственный средневековый элемент постройки – пара деревянных колонн, сохранившихся со второго периода строительства мавзолея (XIV – XV вв.).
Согласно историческим данным, этот мавзолей несколько раз перестраивался и реставрировался на протяжении XII — XVIII вв. В настоящее время мавзолей считается одной из мусульманских святынь Средней Азии и местом паломничества.