Медитация на: Медитация на сегодня

Содержание

четырёхчастный анализ — Study Buddhism

Подробнее

Содержание

  • Четырёхчастный анализ: ни одно, ни много
  • Полная поглощённость пустотностью
  • Последующее достижение
  • Вопросы

Другие языки

  • Deutsch
  • English
  • Español
  • Italiano
  • Polski
  • Português

Четырёхчастный анализ: ни одно, ни много

Мы обсуждали буддийскую пустотность (пустоту), главным образом с точки зрения отсутствия истинной идентичности нашего «я» – отсутствия невозможного, ложного «я». Мы немного поговорили о том, как медитировать. Теперь давайте объединим первое со вторым и рассмотрим самые известные методы медитации на пустотность. Обычно их называют четырёхчастным анализом, в котором используется цепочка умозаключений, известная как «ни одно, ни много».

Первый шаг – установить отрицаемый объект; второй шаг – достижение убеждённости в том, что цепочка умозаключений, которая его опровергает, то есть «ни одно, ни много», на самом деле опровергает его; третий шаг – опровержение «одного»; четвёртый шаг – опровержение «многого». Мы приходим к заключению: поскольку ложное «я» не является ни единственным, ни множественным, следовательно, его вообще не существует. Смысл цепочки умозаключений в том, чтобы прийти к этому выводу. После этого мы с помощью проницательности стараемся увидеть самих себя в свете этого нового понимания и затем стараемся стабилизировать это видение.

Мы уже говорили о первом шаге – о необходимости найти отрицаемый объект. Для простоты дискуссии давайте использовать идею о ложном «я», которое является прочной «вещью». Из-за ошибочного воззрения на изменчивую систему мы можем отождествлять ложное «я» с теми или иными совокупностями, например с нашим телом, и думать: «Я привлекателен». При этом мы видим вещи очень плотными, как будто вокруг них есть непрерывные линии, как в детской книге-раскраске.

Нам кажется, что вещи существуют именно таким образом: «Вот я. Вот моё тело. Вот мой ум», и так далее.

Если вещи существуют подобным образом, они должны быть или одной вещью, или множеством вещей. Или существует одна вещь, обведённая непрерывной линией, или есть множество вещей с линиями вокруг них. Если нет ни одной, ни множества вещей с линиями вокруг них, значит, обведённых линиями вещей вообще не существует. Это очень простое объяснение данной цепочки умозаключений.

Чтобы понять эту цепочку и убедиться, что она доказывает то, что она должна доказывать, нужно размышлять. Например, если в спальне есть тараканы и они не выбегают из спальни и не забегают в неё, есть только два варианта: или в спальне один таракан, или много. Третьего варианта нет. Если мы не можем найти в спальне ни одного таракана, ни много тараканов (то есть более одного), какой вывод из этого следует? Если у нас есть склонность к паранойе, мы можем сказать, что тараканы прячутся, но логический вывод – что мы заблуждались изначально и в спальне не было тараканов.

Та же цепочка умозаключений применима к существованию вещей, обведённых сплошными линиями, таких как «я», «тело», «ум» и так далее. Или существует одна такая вещь, или их много, а в обратном случае таких вещей нет. Понять это нетрудно.

Но важно ясно понять, что значит «одно» и «много». «Одно» предполагает полную идентичность: это должна быть одна и та же вещь. Например, если говорить о словах, «Алекс» и «Алекс» – одно, а «Алекс» и «Александр» – два, то есть «много». То, что эти слова относятся к одному и тому же, не имеет значения: это два слова.

С чем мы сравниваем тараканов из нашего примера? С вещами, обведёнными сплошными линиями, то есть с «я» и совокупностями. Являются ли они одним? Идентичны ли они? Например, думая: «Я сексуален», мы отождествляем своё «я» с сексуальным телом, с частью совокупности форм. Если бы «я» и «сексуальное тело» были бы полностью идентичны, каждый, кто видит меня, видел бы сексуальное тело. В этом случае собака или младенец тоже видели бы меня как сексуальное тело, но это не так.

Если я пьян и меня стошнило на самого себя, все, кто меня видит, также должны видеть меня как сексуальное тело, но этого тоже не происходит.

Другой пример «одного» – женщина, отождествляющая себя с тем, что она мать. Она верит, что её личность («я») и «мать» – одно и то же. Из-за этого, даже когда её ребёнку 30 лет, она по-прежнему думает, что должна быть матерью и говорить ребёнку, как одеваться и как питаться. Ей кажется, что она должна быть матерью для всех, даже для тех, кто этого не хочет. Как мы видим, это может быть довольно невротичным. Можно заключить, что «я», обведённое сплошной линией, и тот или иной аспект пяти совокупностей, обведённый сплошной линией, не может быть одним и тем же.

Тогда мы переходим ко второму варианту: «Может быть, существует много вещей, обведённых сплошной чертой. Может быть, в спальне много тараканов». Если бы существовало множество вещей, обведённых сплошной линией, то «я» со сплошной линией должно существовать здесь, тело со сплошной линией – где-то там, ум со сплошной линией – где-то ещё, и так далее. Это должны быть совершенно отдельные вещи, обведённые линиями и не связанные друг с другом. В детских книгах-раскрасках много отдельных объектов с линиями вокруг. Они не взаимодействуют, а просто находятся на своих местах. Это не реалистично. Мы определённым образом связаны со своим телом, мы не полностью отдельны. Если мы оцарапали своё тело, мы говорим, что мы оцарапали себя, верно? Мы реагируем на это. Мы связаны. Мы чувствуем боль. Это не множество отдельных вещей, обведённых линиями, подобно множеству тараканов на полу в спальне.

Полная поглощённость пустотностью

Если в спальне нет ни одного таракана, ни множества тараканов, мы вынуждены заключить, что там вообще нет тараканов. Убеждённые в правильности этого заключения, мы внимательно осматриваем спальню и с проницательностью осознаём, что там нет тараканов. Мы видим отсутствие тараканов, а затем сосредотачиваемся на этом отсутствии. Это сложный момент. Мы сосредотачиваемся не на полу своей спальни, а на факте, что в ней нет тараканов. Другими словами, мы видим ничто. Если делать это правильно, в конечном счёте в уме не возникает ничего, кроме этого отсутствия, и это подобно пространству.

Вот простой пример проецирования истинно существующей идентичности на другого человека. Мы постоянно ищем Прекрасного Принца или Принцессу – идеального партнёра. Мы проецируем это на людей, а затем сильно злимся, когда они нас разочаровывают, поступая не как идеальные партнёры. В данном случае логическое заключение, связанное с анализом пустотности, – что Прекрасного Принца или Принцессы не существует. Это красивая сказка, но она не относится ни к одному реальному человеку.

Когда мы осознаём пустотность – отсутствие Прекрасного Принца или Принцессы, – на этой стадии медитации мы ещё не видим, что наш друг или подруга – не Прекрасный Принц или Принцесса, когда он или она оказывается в поле нашего восприятия.

Это произойдёт позже. Сначала в процессе полной поглощённости пустотностью мы сосредотачиваемся на том факте, что Прекрасного Принца или Принцессы не существует. Это переживание подобно взрыву мыльного пузыря. Мы осознаём, что наша проекция была лишь фантазией о невозможном. Она вообще не существует, никогда не существовала и никогда не будет существовать. Мы осознаём, что совершенно напрасно бились головой о стену. Вера в Прекрасного Принца или Принцессу создавала проблемы и препятствия в наших отношениях – и для нас, и для другого человека. Теперь мыльный пузырь лопнул и мы видим, что такой вещи не существует. Это подобно пустому пространству без препятствий: ничто не препятствует движению, динамике наших отношений, потому что мы больше не проецируем на другого человека этот невозможный способ существования.

Хотя это трудно, мы стараемся добиться того, чтобы наш ум был сосредоточен только на этой пустотности, которая подобна пустому пространству. Во время полной поглощённости пустотностью, которую многие переводчики называют «медитативным равновесием на пустотности», мы просто сосредотачиваемся на этом отсутствии с полным пониманием, уверенностью и сосредоточением.

Простыми словами, мы пытаемся прочувствовать эту истину на глубинном уровне. Когда мы просто наблюдаем отсутствие тараканов в спальне, это далеко не то же самое, что глубокое облегчение, которое мы чувствуем, когда осознаём это по-настоящему: «Здесь нет тараканов, мне нечего бояться». В последнем случае мы усвоили этот факт, по-настоящему его осознали.

Если наша полная поглощённость становится немного неясной, нужно проверить снова: «А, да, их здесь нет», и наше осознание станет ещё лучше. Другими словами, нужно чередовать два типа медитации – проницательную и стабилизирующую; оба должны быть направлены на пустотность, подобную пространству.

Последующее достижение

После периода полной поглощённости пустотностью мы продолжаем практику, переходя на стадию последующего постижения, или последующего достижения, которую переводчики часто называют «постмедитацией», но это не очень точный перевод. Эта стадия может начаться как между сессиями медитации, так и во время медитации. Эта стадия, на которой мы кое-что постигаем, или достигаем некоторого постижения, вернувшись из полной поглощённости пустотностью, подобной пространству.

Продолжая нашу аналогию, во время полной поглощённости мы осознали, что в спальне нет тараканов. Мы сосредоточились на этом отсутствии, подобно тому как сосредотачиваемся на пространстве – на отсутствии препятствий для нахождения любого объекта в пространстве. На

стадии последующего достижения мы сосредотачиваемся на том, что видим спальню без тараканов, и осознаём: хотя нам кажется, что в этой спальне есть тараканы, это подобно иллюзии. Спальня подобна иллюзии, потому что то, какой она кажется, не соответствует тому, как она существует. Однако спальня всего лишь подобна иллюзии. Это не то же самое, что назвать спальню иллюзией. Это не иллюзия, мы спим в ней каждую ночь.

Подобным образом, на стадии последующего достижения мы сосредотачиваемся на своём партнёре с пониманием, что он (она) не существует как Прекрасный Принц (Принцесса), хотя кажется именно таким (такой). Другими словами, когда мы видим своего партнёра, мы явным образом понимаем, что это человек, как и все остальные, и неявным образом мы понимаем, что он (она) – не Прекрасный Принц (Принцесса). Перед нами человек, который кажется Принцем или Принцессой, но эта видимость подобна иллюзии. Тем не менее, наш партнёр не иллюзия. Он всего лишь подобен иллюзии, потому что кажется не тем, кем является.

То же самое с условным «я». Я сижу здесь и говорю. Возможно, я где-то ошибся, но я человек, а люди ошибаются. Что отсутствует? Отсутствует я, который на самом деле является идиотом и всегда ошибается. Первое постижение, происходящее на стадии полной поглощённости, – что не существует «меня», который был бы «полным идиотом». Второе постижение, происходящее на стадии последующего достижения, – что существует условное «я», и я на самом деле сказал что-то не так, что произошло в силу причин и условий, кармы и так далее. Мы не отрицаем карму. Мы не отрицаем того, что происходит на самом деле. Это было бы нигилизмом. Однако на уровне условной реальности люди, совершающие ошибки, не существуют как «люди, являющиеся полными идиотами», с толстой непрерывной линией вокруг. Даже если сказанное нами на условном уровне можно считать глупым, это не делает нас прочно существующими «настоящими идиотами».

На что похоже условное «я»? Оно подобно иллюзии. Кажется, что оно существует как идиот, обведённый жирной линией, но оно не существует таким образом, никогда не существовало и никогда не будет существовать. Условный «я», сказавший что-то неправильное, – это просто то, к чему относится слово «я», приписанное на основе группы совокупностей, в том числе на основе ошибочных слов. Условное «я» подобно иллюзии: кажется, что оно существует как прочный идиот, но прочных идиотов не существует.

Это самое главное. Условные вещи, например условное «я», подобны иллюзии, но они не то же самое, что иллюзия. Это большая разница. Они подобны иллюзии, но не то же самое, что иллюзия. Сказать человеку что-нибудь грубое во сне или в реальной жизни – здесь есть большая разница, не правда ли?

Вот что касается шагов медитации на пустотность: медитация, подобная пространству, и медитация, подобная иллюзии.

Вопросы

Основа условного «я»

Вы не могли бы подробнее рассказать об основе для обозначения условного «я»? Вы упомянули, что это какой-то аспект ума.

Позвольте мне использовать примеры. Моя мать страдает от последних стадий болезни Альцгеймера. Кто моя мать? Её память исчезла, её способность узнавать семью исчезла. Скорее всего, она даже не знает, кто она. Я не уверен, что она знает своё имя. Её личности больше нет. Кто она? Она по-прежнему моя мать? Да, придётся признать, что она по-прежнему Роза Берзин. Личность, память и всё остальное исчезло, но по-прежнему должно оставаться нечто, что служит основой для её правильного обозначения как моей матери. Она по-прежнему жива, она не умерла.

То же самое может произойти с телом. Человек может потерять руку или ногу, пострадать от инсульта и паралича, пострадать от ожогов. Можно лишиться значительной части своего тела, и некоторые органы даже могут быть заменены, например сердце или печень. Это по-прежнему будет моя мать? Как насчёт комы? Если ваша мать в коме, это по-прежнему ваша мать? Нам придётся признать: да, это всё ещё моя мать, даже если более грубый уровень её сознания не функционирует. Как насчёт смерти мозга, когда у человека сохраняется сердцебиение, а дыхание поддерживается искусственно, с помощью аппарата? Это очень сложный вопрос, потому что не все согласны по поводу того, где грань между жизнью и смертью.

Вопрос о том, что именно служит основой для обозначения условного «я» и от чего зависит, присутствует оно или уже нет, становится немного яснее, когда мы видим труп. Большинство людей на Западе не видят трупы, за исключением весьма искусственной ситуации, когда труп лежит в красивом гробу, чистый, с косметикой, элегантно одетый. Это досадно. Смотреть на трупы в их естественном состоянии неприятно, но Будда многому научился, увидев труп, и для нас это тоже было бы полезно.

Мне подобная удача выпала в Индии, примерно десять лет назад, когда умер один западный человек, живший в Дхарамсале. Он пошёл спать, оставив в комнате разожжённую угольную печку, но забыл открыть окно и умер от отравления угарным газом. Хотя я не был знаком с ним лично, мне и нескольким другим западным старожилам в Дхарамсале пришлось идти в морг, забирать его и кремировать. Индийские власти уже распорядились провести вскрытие, поэтому перед собой мы увидели обнажённого мужчину, лежащего на цементном полу в цементном домике и похожего на мёртвую рыбу. Его живот был вскрыт, а затем довольно грубо зашит какой-то ниткой; он ужасно пах. Для сохранения его тела не было сделано ничего. Нам пришлось его поднять, отнести в джип и сидеть рядом с ним по пути на кладбище. При касании он действительно напоминал мёртвую рыбу, и тело даже было похожего цвета. Это было по-настоящему невероятно. Затем нам пришлось вытаскивать его из джипа, класть на связку дров и сжигать, как бумагу или мусор.

Я думаю, это опыт был в той же степени полезным, в какой он был отвратительным. В моём уме была полная ясность, что этот человек – не его тело, и что мы очень сильно отождествляемся с телом. То, о чём мы сейчас говорим, стало актуальным и живым. Кем был этот человек? Кем-то, кто жил в этом теле, но больше не живёт? Это одно из ошибочных воззрений, не так ли? Он был чем-то, что вошло в тело, пользовалось им, как мы пользуемся компьютером, а теперь будет пользоваться другим телом? Какими были отношения между этим человеком и его телом? Это становится очень интересным. Когда вы видите разлагающийся труп в его естественном состоянии, он напоминает мусор. Он никому не нужен. Вы хотите избавиться от него как можно быстрее, потому что он плохо пахнет.

В конечном счёте основа для обозначения условного «я» – не тело, не память и не набор подобных вещей. Опять же, если мы увидим труп или навестим человека с болезнью Альцгеймера, это станет очевиднее. Даже если человек лишится множества частей, его по-прежнему можно будет достоверно назвать условным «я», хотя труп – уже не «я». Даже если у человека нет осознания себя как «я», например в коме, это по-прежнему человек, или «я». Возможно, у него нет сознательного чувства «я», но это трудно определить, не так ли? Есть ли у нас чувство «я», когда мы видим сны? А как насчёт сна без сновидений? Я не знаю.

Однако обсуждение условного «я» в буддизме не затрагивает вопроса, осознаёт ли человек своё «я» и есть ли у него это чувство. В буддизме просто обсуждается, можно ли достоверно обозначить условное «я» на основе того, что никогда не прекращается и непрерывно продолжается из жизни в жизнь, без начала и конца, даже после просветления. Как мы уже обсуждали, необязательно кто-то должен активно обозначать это «я»: сам акт обозначения не имеет значения. Условное «я» – это просто то, к чему относится слово, ярлык или концепция «я», обозначенная или приписанная на подходящей основе. «Я» должно обладать способностью быть достоверно приписанным, но необязательно должен присутствовать субъект, который выполняет это приписывание.

Таким образом, отвечая на ваш вопрос, в буддизме говорится, что тончайший уровень ума (умственной активности) вместе с тончайшей энергией, поддерживающей жизнь, продолжается непрерывно из жизни в жизнь, и в конечном счёте именно они выступают основной для обозначения условного «я». В высшем классе тантры, ануттарайоге, этот тончайший уровень ума (умственной активности) называется ясным светом – умом ясного света.

Воспоминания о прошлых жизнях

Иногда мы слышим от тибетских мастеров, что они помнят свои прошлые жизни. Как это возможно?

Это очень интересно. Во-первых, важно не считать прошлые жизни «моими» прошлыми жизнями, как если бы существовало прочное «я», которое владеет прошлыми жизнями и всегда сохраняет одну и ту же фундаментальную идентичность: «У Алекса были прошлые жизни». Прошлые и будущие жизни нужно воспринимать совершенно безлично, хотя континуум жизней каждого человека индивидуален. Возможно, будет полезно взглянуть на прошлые жизни как на предыдущие сцены фильма. Точно так же как можно обозначить «я» на основе сцен в течение этого часа, можно обозначить «я» на основе сцен, случившихся час назад или в другом теле в другой жизни.

Важно коснуться буддийского объяснения того, как работает память. Когда в буддизме говорится о памяти, имеется в виду не сохранение информации, а её воссоздание в процессе воспоминания. Этот механизм похож на механизм привычек. Я не смог подобрать хороший перевод тибетского слова «привычка», потому что оно также подразумевает работу памяти. Воспоминание о чём-либо подобно повторению привычного действия. В обоих случаях мы переживаем ряд схожих событий.

Допустим, в прошлом мы много курили, то есть существует множество эпизодов курения в прошлом. На их основе мы можем обозначить или приписать привычку курить. Каждый раз, когда мы курили, мы курили не одну и ту же сигарету и не совершали совершенно одинаковое движение рукой, держа сигарету. Каждый раз мы курили новую сигарету и выкуривали её иначе. Но каждая выкуренная сигарета была подобна предыдущим, и каждый акт курения был подобен предыдущим актам. В силу этой привычки мы, возможно, выкурим ещё одну похожую сигарету в будущем.

Точно так же, допустим, мы что-то пережили, например, кого-нибудь встретили, а затем несколько раз вспоминали об этой встрече. Каждый раз, вспоминая о ней, мы не думали совершенно одинаковую мысль, не правда ли? Каждый раз мы думали схожим образом – о чём-то, что напоминает о встрече, но не является самой встречей. На основе ряда эпизодов, когда у нас возникают схожие мысли, связанные с этой встречей, можно приписать память. Это подобно повторению схожих действий, на основе которого можно обозначить привычку.  

Точно так же можно вспоминать нечто подобное тому, что произошло не только ранее в этой жизни, но и в прошлых жизнях – потому что существует непрерывный континуум тончайшего ума и условное «я». Основа для обозначения привычек и воспоминаний как разновидности привычек – континуум тончайшего ума, а также условное «я», также обозначенное на основе этого континуума. Таким образом, воспоминания и привычки подобны условному «я» в том, как они существуют. В них нет ничего прочного и обнаружимого. Они не хранятся в тончайшем уме или в условном «я» как материальные вещи. Воспоминания – лишь приписываемые изменчивые явления, которые не относятся ни к формам физических явлений, ни к способам осознавания.

Как справляться с болью

Если не существует прочного «я», мы не должны переживать боль как боль, не правда ли? Мы можем просто подумать: «Это лишь боль», и не переживать. Страдание существует, но нет того, кто страдает.

Когда мы в темноте ударяемся ногой о стол, возможны две реакции. Мы можем начать прыгать и преувеличивать важность этой ситуации: «Ой, бедный я! Я ушиб ногу! Это несправедливо!» – как будто мы ждём, что наша мамочка придёт, поцелует нас и сделает ситуацию легче. За такой реакцией стоит цепляние за истинное, прочное «я». Другая реакция – мы ушибли ногу, она болит, но мы не преувеличиваем. Мы просто думаем: «Да, я ушиб ногу, она действительно болит, но что в этом нового?» Затем мы продолжаем делать то, что делали до этого, не проецируя большую жирную линию вокруг своего «я», вокруг ситуации или вокруг боли.

Тем не менее, условно существующий ушиб произошёл. Смысл не в том, что ничего не случилось. Мы спокойно проверяем ногу, не кровоточит ли она и нет ли перелома. Если нам нужна медицинская помощь, мы идём и получаем её.

Если мы сталкиваемся с серьёзной болью на протяжении длительного времени, например из-за рака, справиться с ней намного труднее, потому что депрессия или гнев в качестве реакции на болезнь возникает снова и снова. Как избавиться от этой компульсивной (навязчивой) реакции?

Я думаю, это то же самое. Справляться с болью при раке можно по-разному. Очень полезна медитация памятования (осознанности), когда мы сосредотачиваемся на дыхании. Она напоминает нам, что мы живы, и помогает установить связь с чем-то более надёжным, чем боль. Если наша практика махаяны очень сильна, мы можем практиковать медитацию отдавания и принятия (тонглен), представляя, что берём на себя боль всех остальных существ, страдающих от рака, и отдаём им спокойствие, счастье и хорошее здоровье. Но это очень продвинутая практика, которую трудно делать искренне. Её легче выполнять, когда мы не страдаем от сильной боли.

Чтобы справиться с хронической болью, можно также попробовать медитацию на пустотность. Мы задаёмся вопросами: «Что происходит? Существует ли прочное «я», окружённое жирной линией, прочная болезнь, окружённая жирной линией, прочная боль, окружённая жирной линией? Они подобны трём тараканам? Или они не прочные?» Когда мы думаем: «Бедный я! Я жертва. Я чувствую боль и это так ужасно!» – на первом шаге нужно установить объекты отрицания. Это истинное «я» как жертва, истинная боль и вся эта катастрофическая ситуация. Когда мы считаем себя жертвой, это лишь добавляет невероятную психологическую боль поверх физической боли. Нужно осознать, что прочной жертвы не существует. Это осознание поможет нам освободиться от напряжённого состояния тела и ума, возникающего из-за ментальности жертвы.

Я думаю, это можно понять на другом примере. Когда нам делают укол, можно испугаться: «Это причинит такую боль мне!» Тогда наши мышцы, конечно, напрягутся и процедура будет ещё болезненнее. Если вместо этого подумать: «Сейчас мне сделают укол. Хорошо» – мы будем чувствовать себя расслабленно и наши мышцы тоже расслабятся. Да, укол будет болезненным, но терпимым, и мы просто позволим боли пройти.

Это относится к любой боли. Цепляясь за прочное «я», мы в буквальном смысле напрягаемся. Мы цепляемся. Если мы сидим напряжённые в кресле зубного врача, это похоже на пытку. Если мы расслаблены, нам будет намного легче. Вот как может помочь понимание пустотности. Можно достичь схожего результата с помощью медитации на непостоянство. Мы осознаём, что не будем сидеть в кресле стоматолога до конца своей жизни, и это помогает расслабиться. Но медитация на пустотность намного эффективнее.

Я думаю, ни у кого из присутствующих не хватит сил начать с такой сложной медитации, как медитация на пустотность. Но если в тяжёлые времена просто оставаться радостными, в этом настрое есть нечто, что уже справилось со страданием.

Да. В учениях по лоджонгу, или тренировке ума, много методов. Ударившись ногой, мы можем подумать: «Как я счастлив, что я её не сломал, – или, – Я очень счастлив, что избавился от худших кармических препятствий, которые могли бы возникнуть. Теперь отрицательная карма исчерпана, и я отделался лёгким испугом». Есть много методов преобразования ситуаций.

На этом наш курс заканчивается. У нас не было времени на саму медитацию пустотности, и я прошу прощения, но, мне кажется, я объяснил её достаточно подробно, чтобы вы могли практиковать самостоятельно.

Пусть весь положительный потенциал и всё понимание, которые появились благодаря объяснению и слушанию этой темы, станут причиной того, чтобы все живые существа достигли просветления ради всеобщего блага. Спасибо.

Медитация на здоровье и исцеление: основные правила

Опубликовано:

  • nur.kz/esoterics/interesting/1983984-meditatsiya-na-zdorove-i-istselenie-osnovnye-pravila/»>
Медитация на здоровье и исцеление: основные правила: Unsplash/Inspa Makers

Здоровье — это главная ценность каждого человека, его нужно беречь и восстанавливать. Почему медитацию на здоровье и исцеление считают хорошим средством и как ее практиковать? Рекомендации дает Шри Сатья Нарайян Гоенка, Джон Кабат-Зинн и Кацудзо Ниси.

Суть и назначение медитации на здоровье и исцеление

Став эффективным способом настройки всех органов и систем на здоровье, медитация вышла на один уровень с витаминотерапией и регулярными занятиями спортом. Разберемся, в чем особенности оздоровительных медитаций и почему они интегрированы в жизнь людей.

Особенности медитации на здоровье и исцеление

Исцеляющие медитации, как и все другие, представляют собой искусство создания гармонии в душе, теле и сознании. Тот, кто регулярно практикует медитацию, видит мир красивым, полным блаженства и щедрых даров. Без нее можно легко впасть в состояние перманентного стресса, заблуждения и озабоченности.

Благодаря медитации человек способен опустошить себя до состояния чистого сосуда и заполнить радостью, здоровьем, верой и добром. Примеры счастливых исцелений от недугов благодаря медитациям известны всему миру:

  • Индийский миллионер Шри Сатья Нарайян Гоенка вылечил многолетнюю мигрень и зависимость от морфия. После чего создал исследовательский институт випассаны и уникальный курс медитации випассана, основанный на собственном опыте.
  • Джон Кабат-Зинн, профессор медицины из Университета Массачусетса, превратил практику медитаций в эффективный способ уменьшения хронической боли. Свои практики он подкрепил соответствующими исследованиями.
  • Японский инженер и учитель айкидо Кацудзо Ниси, обследованный в раннем детстве, должен был, по прогнозам врачей, дожить лишь до 20 лет. Благодаря уникальной системе оздоровления, в которую входили и медитации, он полностью излечился и 75 лет прожил активной и насыщенной жизнью.
Благодаря медитации, человек способен заполнить себя радостью: Unsplash/Omid Armin

Эти и другие примеры свидетельствуют, что медитация на здоровье и исцеление доступна любому человеку, независимо от его статуса, возраста и состояния здоровья. Она поможет справиться с существующими проблемами, укрепить здоровье, продлить век и сделать жизнь более качественной, активной, полноценной.

Кому и когда необходима медитация на здоровье и исцеление

Только здоровый человек способен добиться успеха, а абсолютно здоровых людей в современном мире очень мало. Медитация на здоровье нужна всем людям, потому что она помогает достичь важных целей:

  1. Повысить жизненную энергию (прану), основу здоровья и хорошего самочувствия.
  2. Справиться с болезнями, перепрограммировав свой мозг на здоровье.
  3. Укрепить иммунитет, снять стресс, усталость, беспокойство, омолодить мозг.
  4. Привести в порядок эмоциональное состояние, очистить его от негатива.
  5. Преобразиться внешне благодаря внутренней трансформации.
  6. Благоприятно влиять на мир и людей вокруг себя.
Благодаря медитации исцеления можно стать энергичным и счастливым: Depositphotos

Исцеляющая медитация имеет профилактическое значение, позволяет более внимательно относиться к себе, вовремя обнаружить отклонения в работе организма.

У исцеляющей медитации нет противопоказаний. Не рекомендуется она лишь людям с психическими заболеваниями и в состоянии острой депрессии. В этом случае нужно справиться с ними, а после переходить к духовным практикам.

Как пишет Джон Каббат-Зинн, уже более 250 медицинских клиник во всем мире используют программы снижения стресса с помощью медитаций. Их число с каждым днем растет, так что скоро такая практика может стать частью национальных систем здравоохранения.

Как правильно проводить медитацию на здоровье и исцеление

Медитация на здоровье и исцеление — это обобщающее название множества оздоровительных медитаций. У каждой есть свои правила, но есть и общие рекомендации, которые нужно знать и применять при практиках.

Правила проведения медитаций

Как медитировать на здоровье? Закройте глаза и представьте, как в тело через макушку входит лечебный свет. Он заполняет изнутри, проходя через точку у основания позвоночника, чакру Муладхару, способствует очищению и оздоровлению. Побудьте в состоянии сосуда, наполненного светом, 10 минут. Завершите медитацию, поблагодарив тело за его отзывчивость, откройте глаза.

Медитация полезна для женского здоровья. У пациенток, практикующих мантра-медитацию, наблюдается более успешное выздоровление, лучшие результаты и длительная ремиссия. Какие есть медитации на женское здоровье? Наиболее эффективна ежедневная мантра-медитация перед восходом солнца (3–6 утра) с купанием в природном источнике, пением мантр и перебиранием четок.

Представьте болезнь в виде конкретного образа: Unsplash/Fusion Medical Animation

Как проводить медитацию для исцеления внутренних органов? Для этого необходимо сделать следующее:

  1. Найдите уединенное тихое место и займите комфортное положение. Нужно сидеть или лежать неподвижно, полностью расслабив мышцы. Можно включить музыку для медитации.
  2. Дышите спокойно и глубоко, вдыхая и выдыхая на четыре счета.
  3. Полностью очистите мысли от постороннего.
  4. Представьте дискомфорт, боль или заболевание в виде образа. Обрисуйте его форму, поверхность, размер, очертания, цвет, запах.
  5. Направленным внутренним взглядом убивайте болезнь, разрушая ее дотла. Мысленно говорите ей, что не боитесь, что она не представляет реальной угрозы и побороть ее нетрудно.
  6. Убедившись, что болезнь покидает орган, пошлите туда любовь и нежность, наполнив его светом, радостью, заботой.
  7. Завершите медитацию благодарностью к телу, вернитесь в состояние здесь и сейчас, откройте глаза.

Уже после первого сеанса медитации на укрепление и исцеление появляется ощущение здоровья, легкости, бодрости. Сделайте ее своей новой полезной привычкой.

Что нельзя делать в процессе медитации

У исцеляющих медитаций есть свои особенности, которые нужно знать и учитывать в процессе практики. Наиболее распространенными можно считать следующие:

  1. Нельзя ожидать мгновенных результатов. Первые улучшения появятся быстро, но глобальные перемены в самочувствии и исцеление наступят лишь при регулярных и осмысленных практиках, ежедневных или еженедельных.
  2. Нельзя расстраиваться и терять надежду, если что-то идет не так. Нужно пробовать снова и снова, найти наставника, который поможет справиться с тревогами и разочарованием, исправить ошибки и настроиться на результат.

Чем больше практикуете, тем больше получаете — такой закон действует при медитациях. Можно и нужно применять дополнительные инструменты (музыку, четки, подушки для более эффективного расслабления, ароматерапию). Начинать медитации правильнее всего с четкого следования инструкции. Когда достигли успеха, можно дополнять, импровизировать, видоизменять процесс.

Используйте четки для медитации: Unsplash/Ksenia Makagonova

Медитация стала повседневной привычкой миллионов людей во всем мире. Переняв их опыт, можно лично убедиться в эффективности и пользе оздоровительных медитаций.

Медитации на здоровье и исцеление — это важная и полезная практика, позволяющая улучшить здоровье и качество жизни. Используя ее правила и алгоритмы, оцените влияние практики на свою жизнь и сделайте выводы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/interesting/1983984-meditatsiya-na-zdorove-i-istselenie-osnovnye-pravila/

Влияние медитации осознанности на стресс и выгорание у медсестер

Обзор

. 2021 декабрь; 39 (4): 356-368.

дои: 10.1177/08980101211015818. Epub 2021 17 мая.

Алисса А Грин 1 , Элизабет В Кинхен 1

принадлежность

  • 1 6243 Колледж медсестер Университета Центральной Флориды.
  • PMID: 33998935
  • DOI: 10.1177/08980101211015818

Обзор

Алисса А. Грин и др. Джей Холист Нурс. 2021 9 декабря0003 . 2021 декабрь; 39 (4): 356-368.

дои: 10.1177/08980101211015818. Epub 2021 17 мая.

Авторы

Алисса Зеленая 1 , Элизабет В Кинхен 1

принадлежность

  • 1 6243 Колледж медсестер Университета Центральной Флориды.
  • PMID: 33998935
  • DOI: 10.1177/08980101211015818

Абстрактный

Предыстория: Профессиональное выгорание, связанное со стрессом на рабочем месте, испытывают медсестры, которые регулярно сталкиваются с травмами, страданиями и высокими нагрузками. Выгорание может негативно сказаться на уходе за пациентами и иметь пагубные последствия для физического и психического здоровья медсестер. Программы снижения стресса, основанные на осознанности, были исследованы как потенциальное целостное вмешательство для снижения стресса и эмоционального выгорания у медсестер за счет развития настоящего осознания, эмоциональной регуляции и позитивного мышления. Цель: В этом критическом обзоре литературы исследуются современные знания об эффективности медитации осознанности при стрессе и выгорании у медсестер, исследуются пробелы в современной литературе и даются рекомендации для будущих исследований по этой теме. Методы: Поисковые термины включали осознанность, медитацию, снижение стресса на основе осознанности, профессиональный стресс, стресс, эмоциональное выгорание и нурс*. Было рассмотрено рецензируемое исследование, непосредственно связанное с влиянием снижения стресса на основе осознанности на медсестер, испытывающих стресс и/или эмоциональное выгорание. Находки: Находки свидетельствуют о том, что медитация осознанности эффективна в снижении стресса и эмоционального выгорания у медсестер. Было показано, что вмешательства, основанные на осознанности, значительно снижают стресс, улучшают все аспекты эмоционального выгорания и повышают самосострадание и удовлетворение от сострадания у практикующих медсестер. Выводы: Медитация осознанности может уменьшить стресс и эмоциональное выгорание у медсестер за счет уменьшения самоосуждения и чрезмерной идентификации с опытом, а также за счет повышения устойчивости, сострадания и эмоциональной регуляции.

Ключевые слова: МБСР; альтернативные/дополнительные методы лечения; Выгореть; коучинг здоровья и хорошего самочувствия; медитация осознанности; уход за больными; профессиональный стресс; стресс; стресс и преодоление; стресс-менеджмент.

Похожие статьи

  • Эффективность программ, основанных на осознанности, в снижении стресса, испытываемого медсестрами в больницах для взрослых: систематический обзор протокола количественных доказательств.

    Бота Э., Гвин Т., Пурпора С. Бота Э. и др. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):21-9. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2380. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26571279

  • Эффективность медитации осознанности для медсестер и студентов медсестер: комплексный обзор литературы.

    ван дер Риет П., Леветт-Джонс Т., Акино-Рассел К. ван дер Риет П. и соавт. Медсестра образования сегодня. 2018 июнь;65:201-211. doi: 10.1016/j.nedt.2018.03.018. Epub 2018 24 марта. Медсестра образования сегодня. 2018. PMID: 29602138 Обзор.

  • Семинары по внимательности влияют на выгорание, стресс и навыки внимательности медсестер.

    Саразин Дж., Хейтшмидт М., Вондрачек Х., Саррис С., Марцинковски Н., Клейнпелл Р. Саразин Дж. и соавт. Холист Нурс Практ. 2021 янв-февраль 01;35(1):10-18. doi: 10.1097/HNP.0000000000000378. Холист Нурс Практ. 2021. PMID: 32282563

  • Снижение стресса и выгорания в рабочей среде государственного сектора: пилотное исследование медитации осознанности.

    Велла Э., Макивер С. Велла Э. и др. Health Promot J Austr. 2019 апр; 30 (2): 219-227. doi: 10.1002/hpja.192. Epub 2018 19 сентября. Health Promot J Austr. 2019. PMID: 30120849

  • Эффективность вмешательств, основанных на осознанности, на психологическое благополучие, выгорание и посттравматическое стрессовое расстройство среди медсестер: систематический обзор и метаанализ.

    Рамачандран Х.Дж., Бин Махмуд М.С., Раджендран П., Цзян И., Ченг Л., Ван В. Рамачандран Х.Дж. и соавт. Джей Клин Нурс. 2023 июнь;32(11-12):2323-2338. doi: 10.1111/jocn.16265. Epub 2022 20 февраля. Джей Клин Нурс. 2023. PMID: 35187740 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Сравнение двух кратких вмешательств по осознанности при тревоге, стрессе и выгорании у специалистов в области психического здоровья: рандомизированное перекрестное исследование.

    Руис-Иньигес Р., Карралеро Монтеро А., Бургос-Хулиан Ф.А., Фабело Роше М.Р., Сантед М.А. Руис-Иньигес Р. и соавт. Фронт Псих. 2023 12 мая; 14:1160714. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1160714. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 37251062 Бесплатная статья ЧВК.

  • Баланс между работой и личной жизнью и профессиональное качество жизни среди медсестер во время пандемии COVID-19.

    Фарбер Дж., Пэйтон С., Дорни П., Колансекко Э. Фарбер Дж. и др. J Проф Нурс. 2023 май-июнь;46:92-101. doi: 10.1016/j.profnurs.2023.03.005. Epub 2023 21 марта. J Проф Нурс. 2023. PMID: 37188429 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вмешательства по снижению стресса и эмоционального выгорания среди учителей: предварительный обзор.

    Агьяпонг Б., Бретт-Маклин П., Бербак Л., Агьяпонг В.И.О., Вэй Ю. Агьяпонг Б. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 24 апр; 20(9)):5625. дои: 10.3390/ijerph30095625. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 37174145 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Консенсусное заявление группы экспертов Американской академии сестринского дела об использовании справедливости в политике для улучшения распознавания и лечения психических заболеваний, расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, и самоубийств медсестер.

    Шиммельс Дж., Грох С., Нефть М., Воциал Л., Янг С., Дэвидсон Дж. Э. Шиммельс Дж. и соавт. Нурс Перспектива. 2023 25 апр;71(3):101970. doi: 10.1016/j.outlook.2023.101970. Онлайн перед печатью. Нурс Перспектива. 2023. PMID: 37104889 Бесплатная статья ЧВК.

  • Тревожное расстройство у женщин в менопаузе и эффективность вмешательства по снижению стресса на основе осознанности.

    Хуан С., Ван З., Чжэн Д., Лю Л. Хуанг С. и др. Am J Transl Res. 2023 15 марта; 15 (3): 2016-2024. Электронная коллекция 2023. Am J Transl Res. 2023. PMID: 37056841 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Внимательная медитация в App Store

Описание

Меньше стресса, крепкий сон и хорошее настроение. Headspace — это ежедневная осознанность и медитация, поэтому вы можете сделать осознанность своей ежедневной привычкой и быть добрее к своему уму. Узнайте, как расслабиться, справиться со стрессом, сосредоточиться и снять напряжение в уме и теле.

Медитации с гидом, курсы и упражнения на внимательность на такие темы, как стресс, общая тревога, беспокойство, повышение устойчивости и другие темы в любой момент. Научитесь осознанности и выберите одну из сотен медитаций, проводимых экспертами мирового уровня из всех слоев общества. От управляемых медитаций до успокаивающей работы с дыханием — ежедневно получайте персональные рекомендации в зависимости от того, что вам нравится и как вы себя чувствуете.

Развивайте свою практику и медитируйте по-своему — Headspace — это медитация для любого уровня опыта и образа жизни. Попробуйте короткие 3-минутные сеансы осознанной медитации, которые органично вписываются в плотный график, или выберите более длительные медитации для любого времени суток. Медитируйте с друзьями и присоединяйтесь к групповым медитациям в прямом эфире с участниками со всего мира. Слушайте успокаивающие истории, успокаивающие звуки и музыку для сна, чтобы создать условия для спокойного сна. Избавьтесь от стресса и настройтесь на музыку Focus, которая поможет вам оставаться в форме, и откройте для себя снимающие напряжение веселые двигательные упражнения.

Медитируйте, практикуйте осознанность, расслабляйтесь и хорошо спите. Начните бесплатную пробную версию, чтобы почувствовать разницу.

ЕЖЕДНЕВНЫЕ МЕДИТАЦИИ
— Откройте для себя управляемые медитации и упражнения на осознанность
— Медитируйте с персональными рекомендациями Headspace, основанными на вашей активности
— Практикуйте ежедневную медитацию на новую тему каждый день
— Дышите легко с 3-минутными мини-медитациями для быстрой умственной перезагрузки
— Отслеживайте свой прогресс и время, потраченное на медитацию, с помощью Mindful Minutes на Apple Health 9. 0174 — Изучите навыки медитации и найдите ответы на свои вопросы об осознанности
— Начните свой день с вдохновленного «Пробуждения» — серии коротких ежедневных видеороликов, созданных для того, чтобы сделать ваш день ярче

ЗВУКИ ДЛЯ СНА И МЕДИТАЦИИ
— Расслабьтесь и создайте условия для спокойного сна сон
 — Выключение с помощью ночных передач: успокаивающее повествование в сочетании с расслабляющими звуками
 – Успокаивающие звуки для сна с фоновыми записями природы
 – Спокойная и умиротворяющая музыка для сна, которая поможет вам погрузиться в глубокий сон

МЕДИТАЦИИ ДЛЯ СНЯТИЯ СТРЕССОВ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
— Снятие беспокойства – избавьтесь от стресса с помощью сеансов «SOS» в моменты беспокойства
— Изучите дыхательные техники, которые помогут вам расслабиться и успокоиться
— Повысьте устойчивость с коллекцией Weathering the Storm
— Медитации, которые вам помогут справляться с грустью, гневом и адаптироваться к изменениям

НАЙТИ ФОКУС И ПОВЫСИТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ
— Улучшите концентрацию с помощью медитаций для работы из дома
— Повысьте концентрацию и продуктивность с помощью музыки, улучшающей концентрацию
 — Выберите из тщательно отобранных плейлистов, чтобы создать нужное настроение на день.

 

 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИТНЕС И СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
 – Снимите стресс и снимите напряжение с помощью осознанного движения. курсы: 28 дней осознанного фитнеса и кардио
— Тренируйтесь с экспертами и олимпийцами Ким Гласс и Леон Тейлор

ЦЕНЫ И УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ

Headspace предлагает два варианта подписки с автоматическим продлением:
12,99 долл. США в месяц
69,99 долл. США в год (это менее 5,99 долл. США в месяц)

Цены указаны для клиентов из США. Цены в других странах могут отличаться, и фактические расходы могут быть конвертированы в вашу местную валюту в зависимости от страны проживания.

Подписка будет автоматически продлена, если она не будет отключена в настройках вашей учетной записи iTunes по крайней мере за 24 часа до окончания текущего периода. Вы можете перейти в настройки своей учетной записи iTunes, чтобы управлять своей подпиской и отключить автоматическое продление. С вашей учетной записи iTunes будет снята плата после подтверждения покупки. Если вы оформите подписку до окончания бесплатного пробного периода, оставшаяся часть бесплатного пробного периода будет аннулирована, как только ваша покупка будет подтверждена.

Headspace сохраняет сеансы медитации в приложении Apple Health.

Ознакомьтесь с условиями и положениями здесь:
http://www.headspace.com/terms-and-conditions

Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности здесь:
https://www.headspace.com/privacy-policy

Версия 3.270.1

Благодарим за использование Headspace! Это обновление включает исправления ошибок и улучшения производительности.

Как всегда, если у вас возникнут проблемы, сообщите нам об этом по адресу [email protected]

Рейтинги и обзоры

932,4 тыс. оценок

Выбор редакции

Если вы похожи на нас, вам нужна любая помощь, которую вы можете получить, чтобы превратить редкие тихие моменты в настоящую медитацию. Богатые и доступные уроки Headspace мягко исследуют, как улучшить осознанность. О, и нам нравится, как приложение Headspace для Apple Watch позволяет вам буквально нажать кнопку паники, когда возникают экстрастрессовые ситуации.

Это очень полезное приложение!

Приложение, которое я выбрал для обзора, называется Headspace. Это приложение для медитации, которое помогает справиться со стрессом, показывая упражнения на осознанность, и предлагает информацию о том, как справляться с другими вещами, такими как тревога или беспокойство. Это приложение проделало потрясающую работу, помогая мне быть более внимательным в течение дня. В «библиотеке Headspace» были вкладки для определенных сценариев, таких как «навигация по несправедливости, переосмысление стресса и расслабления, осознанные деньги, гнев / печаль / рост, осознанное питание и руководство по сну». На каждой вкладке были разные подкасты и методы медитации, соответствующие этой теме. Мне понравилось использовать это приложение, потому что, как человек, который часто беспокоится, этот инструмент позволил мне выделить время в течение дня, чтобы очистить голову и сделать что-то, что улучшит мое психическое здоровье. Это приложение имеет отношение к ненормальной психологии, потому что оно включает в себя способы управления тревогой и беспокойством. Хотя это не приложение, которое диагностирует или должным образом лечит симптомы тревоги, оно избавляет от беспокойства с помощью различных методов, используемых в приложении; это помогает людям, которые хотят чувствовать себя лучше, но могут быть не готовы к встрече со специалистом, не имеют доступа к надлежащей психиатрической помощи или хотят быстро попробовать что-то доступное, просто вытащив свой телефон. В целом, это приложение изменило правила игры для меня, первокурсника колледжа, и это отличный способ медитировать и размышлять, одновременно обучая меня тому, как справляться с моим постоянным беспокойством, которое я чувствую в течение дня.

Абсолютное изменение жизни

Лучшее приложение для осознанности. Удобные для пользователя, учителя медиации приходят из самых разных слоев общества, и вы можете сказать, что они действительно ЛЮБЯТ то, что они делают, поэтому страстно помогая другим и одному человеку за раз, они медленно меняют мир к лучшему. У них даже есть вещи для семьи и детей. Я стал лучше во всех аспектах своей жизни и смог совершить то, о чем «старый» я никогда бы не подумал. Я так много узнала за эти 2 года о себе и окружающем мире. Энди и Ева были первыми, кого я начал слушать, а затем у них появились Кессонга и Дора, с которыми я почувствовал себя еще ближе (благодаря культуре, свободному пространству и их дополнительной уязвимости, позволяющей говорить о своей жизни на уровне, с которым я мог общаться). Я искренне верю в инвестиции в свое психическое здоровье и пробовал другие приложения для управляемой медитации, но никогда по-настоящему не связывался с ними, и это никогда не влияло на мою жизнь, как Headspace. Я решил присоединиться к Headspace в 2020 году и начал с ежемесячных платежей. Март 2022 г. Я перешел на годовое членство. Спустя 14 601 минуту я могу честно сказать, что это ЛУЧШАЯ вещь, которую я когда-либо себе давал. TLDR: Если вы думаете о том, чтобы попробовать себя в свободном пространстве, попробуйте 30-дневную бесплатную пробную версию, и с последовательной практикой вы также захотите инвестировать свои деньги в свое психическое здоровье! Подкаст: Radio Headspace также является частью моей утренней рутины, и я слушаю его каждое утро по дороге на работу.

События

Разработчик, Headspace Inc., указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.

Данные, связанные с вами

Следующие данные могут быть собраны и связаны с вашей личностью:

  • Здоровье и фитнес
  • Покупки
  • Расположение
  • Контактная информация
  • Пользовательский контент
  • История поиска
  • Идентификаторы
  • Данные об использовании
  • Диагностика

Методы обеспечения конфиденциальности могут различаться, например, в зависимости от используемых вами функций или вашего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *