Vipassana Meditation
Как ее преподает С.Н.Гоенка
в традиции Саяджи У Ба Кхина
Випассана – один из самых древних методов медитации в Индии. Утраченный в древности, он вновь был открыт Готамой Буддой более 2500 лет назад. Слово vipassana означает видеть вещи, как они есть в действительности. Это процесс самоочищения с помощью самонаблюдения. Сначала мы наблюдаем естественное дыхание, чтобы сконцентрировать ум. С обостренным осознаванием мы продолжаем наблюдать изменчивую природу тела и ума, и переживаем универсальную истину непостоянства, страдания и отсутствия эго. Такое постижение истины путем прямого опыта и есть процесс очищения. Этот путь (Dhamma — Дхамма) – универсальное лекарство от всех проблем, он не имеет ничего общего ни с какой религией или сектой. Поэтому его могут свободно практиковать все, в любое время и в любом месте, не вступая в конфликт с расовыми, кастовыми или религиозным мировоззрениями, этот метод окажется одинаково благотворным для всех и каждого.
Чем Випассана не является:
- Это не церемония или ритуал, основанный на слепой вере.
- Это не интеллектуальное или философское развлечение.
- Это не лечение покоем, не отдых или клуб по интересам.
- Это не бегство от проблем повседневной жизни.
Что такое Випассана:
- Это техника, искореняющая страдание.
- Это метод очищения ума, позволяющий спокойно и уравновешенно решать жизненные проблемы.
- Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.
Медитация випассана устремлена к высочайшей духовной цели полного освобождения и полного просветления. Цель не в том, чтобы просто излечить физическую болезнь, хотя, как побочный продукт духовного очищения, могут пройти многие психосоматические болезни. Фактически, випассана устраняет три причины всех несчастий – влечение, отвращение и неведение. С помощью непрерывной практики медитация освобождает напряжения повседневной жизни и развязывает узлы, завязанные старой привычкой неуравновешенно реагировать на приятные и неприятные события.
Хотя випассана, как техника, разработана Буддой, практиковать ее могут не только буддисты. Нет необходимости менять свою веру. Это универсальная техника, которая работает с универсальными, общечеловеческими проблемами. Люди многих религий испытали пользу медитации випассаны, не обнаружив никаких конфликтов со своим вероисповеданием.
Медитация и самодисциплина
Конечно, процесс самоочищения путем самонаблюдения не может быть легким — для этого мы должны хорошо потрудиться. Студенты достигают собственной реализации с помощью собственных усилий – никто другой за них это не сделает. Поэтому медитация подойдет только тем, кто желает серьезно работать, кто способен соблюдать дисциплину, которая, фактически, необходима для пользы и защиты самих медитирующих. Данные правила и инструкции — неотъемлемая часть практики медитации.
Конечно, 10 дней – очень короткое время, чтобы проникнуть на самые глубокие уровни бессознательного и научиться освобождаться от глубоких психических комплексов. Ключ к успеху – непрерывная практика в уединении. Правила и инструкции курса ориентированы именно на этот практический аспект. Они составлены не для учителя-ассистента или менеджеров курса, это не следование традиции, слепой вере или какой-то религии. Напротив, правила основаны на многолетнем практическом опыте тысяч медитирующих, они рациональны и научны. Выполнение этих правил создает благоприятную атмосферу для медитации, а нарушение загрязняет ее.
Студенты должны оставаться на курсе в течение полных десяти дней. Кроме того, необходимо внимательно прочесть и изучить другие правила. Только те, кто чувствуют, что способны честно, во всех деталях соблюдать дисциплину, могут обращаться с просьбой о записи на курс. Те же, кто не готов добросовестно трудиться, только впустую потратят время и, что еще хуже, будут мешать тем, кто желает работать серьезно. Будущие студенты должны также понимать, что уезжать до окончания курса нежелательно и вредно (в случае, если вдруг окажется, что им трудно соблюдать дисциплину). Будет весьма печально, если, несмотря на повторные напоминания, они не смогут следовать правилам и тогда придется попросить их уехать.
Люди с серьезными психическими нарушениями
Привлеченные желанием облегчить свои проблемы, люди с серьезными нарушениями психики иногда приходят на курсы медитации випассаны, имея нереалистичные ожидания. Нестабильные межличностные отношения и серьезная история болезни усугубляют положение, сводят на нет шансы таких людей извлечь пользу от 10-дневного курса или даже просто его закончить. Будучи добровольной, немедицинской организацией, мы не имеем возможности заботиться о таких людях. Хотя випассана приносит пользу многим людям, она не может заменить общемедицинское или психиатрическое лечение, поэтому мы не рекомендуем випассану людям с серьезными нарушениями психики.
Кодекс дисциплины
Основой практики является sīla (шила) — нравственное поведение. Sīla обеспечивает основу для развития samādhi (самадхи) — сосредоточения ума; очищение ума достигается через paññā (паньня) — мудрость, интуицию.
Предписания
Все, кто участвует в курсе випассаны, должны взять на себя обязательство во время курса неукоснительно соблюдать следующие пять предписаний:
- воздерживаться от убийства живых существ;
- воздерживаться от воровства;
- воздерживаться от всех видов сексуальной активности;
- воздерживаться от лжи;
- воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ.
Для старых студентов (то есть, тех, кто прошел курс с С.Н. Гоенкой или одним из его помощников) существует три дополнительных предписания на время курса:
- воздерживаться от приема пищи после полудня;
- воздерживаться от чувственных развлечений, не использовать украшений;
- не спать на высоких, слишком мягких кроватях.
Соблюдая шестое предписание, старые студенты принимают только травяной чай или фруктовый напиток во время перерыва в 17:00 часов, в то время как новые студенты могут пить чай с молоком и есть фрукты. Преподаватель может освободить старого студента от соблюдения данного предписания по состоянию здоровья. Седьмое и восьмое предписание соблюдаются всеми.
Принятие учителя и техники
На время курса студенты должны полностью подчиняться наставлениям и указаниям учителя; соблюдать дисциплину и медитировать точно так, как просит учитель, ничего не игнорируя и не добавляя. Такое принятие должно придти на основе интуиции и понимания, а не путем слепой веры. Только при наличии доверия студенты смогут работать прилежно и усердно. Доверие к учителю и технике необходимо для успеха в медитации.
Другие техники, ритуалы и формы поклонения
На время курса необходимо полностью прекратить все виды религиозных практик, чтение молитв, богослужения, церемонии, пост, возжигание благовоний, пользование четками, чтение мантр, пение, танцы и т.д. Все другие медитативные и оздоровительные практики также следует приостановить. Не с целью их отвержения или осуждения, а для того, чтобы честно испытать технику випассаны в чистом виде.
Студентам настоятельно советуют, что произвольное смешивание других методов медитации с випассаной будет мешать практике и даже может навредить. Несмотря на многократные предупреждения учителя, были случаи, когда студенты намеренно смешивали эту технику с другой практикой или ритуалами, в результате чего сильно себе навредили. Если возникают сомнения или непонимание, всегда можно посоветоваться с учителем.
Общение с учителем
Время между 12:00 и 13:00 отведено для личных вопросов к учителю. Общие вопросы можно также задавать между 21:00 и 21:30 в медитационном зале. Время, отведенное для личных и общих вопросов, предназначено только для разъяснения практических моментов, связанных с техникой медитации.
Благородная тишина
Все студенты должны соблюдать Благородную Тишину от начала курса и до утра последнего полного дня курса. Благородная Тишина означает тишину тела, речи и ума. Поэтому запрещены все способы общения с другими студентами, включая жесты, язык знаков, записки.
Студенты, однако, могут говорить с учителем, если это необходимо. Они могут также обращаться к менеджеру курса с любыми проблемами, касающимися питания, размещения, здоровья, и т. д., но такие контакты должны быть сведены к минимуму. У студентов должно быть ощущение, что они работают в одиночестве.
Разделение полов
Следует соблюдать полное разделение полов. В течение курса супруги и пары не должны контактировать друг с другом. То же самое относится к друзьям, родственникам и т.д.
Физический контакт
Важно, чтобы в течение курса вообще не было физических контактов между студентами, независимо от пола и семейного положения.
Йога и физические упражнения
Хотя йога, бег трусцой и другие физические упражнения совместимы с випассаной, на время курса их следует приостановить, т.к. на курсе нет соответствующих условий. Во время отдыха студенты могут совершать прогулки в предназначенных для этого местах.
Религиозные предметы, четки, кристаллы, талисманы и др.
Перечисленные предметы привозить на курс не следует. Если по невнимательности это случилось, необходимо отдать их на хранение менеджерам на все время курса.
Опьяняющие вещества и наркотики
Не разрешается привозить на курс наркотики, алкоголь и другие опьяняющие и наркотические вещества; это также относится к транквилизаторам, снотворному и любым другим успокаивающим средствам. Те, кто по рецепту врача принимают какие-либо лекарства, должны уведомить об этом учителя при записи на курс.
Табак
Ради здоровья и удобства всех студентов, курение, жевание табака, использование нюхательного табака на курсе не разрешается.
Еда
Невозможно учесть пожелания всех медитирующих, поэтому студентов просят довольствоваться простой вегетарианской пищей. Руководство курса старается обеспечить сбалансированное, здоровое меню, подходящее для медитации. Если студентам по состоянию здоровья предписана специальная диета, они должны сообщить об этом организаторам при записи на курс. Голодание не разрешено.
Одежда
Одежда должна быть простой, скромной и удобной. Не следует надевать прозрачную, открытую, слишком облегающую одежду, которая привлекает внимание (типа шорт, коротких юбок, маек и т.д.). Загорать и частично обнажаться не разрешается, чтобы не отвлекать других.
Стирка и душ
Студенты живут в общих комнатах, поэтому важно, чтобы они регулярно мылись и поддерживали одежду в чистоте. Поскольку на курсе нет специальной прачечной, студенты сами должны стирать свою одежду. Мыться и стирать одежду можно только во время перерывов, но не в часы, предназначенные для медитации.
Контакты с внешним миром
Студенты не должны покидать центр в течение всего курса. Они могут уехать только с согласия учителя. До конца курса не разрешается никаких внешних контактов, включая письма, общение по телефону и контакты с посетителями. Мобильные телефоны, пейджеры и другие электронные устройства необходимо сдать на хранение организаторам курса. В особых случаях друзья или родственники могут контактировать с руководством курса.
Музыка, чтение, записи
Играть на музыкальных инструментах, слушать радио, плеер и т.д. не разрешается. Не следует привозить на курс никаких материалов для чтения или письма. Студенты не должны отвлекаться, ведя записи. Данный запрет указывает на практическую направленность медитации.
Диктофоны, магнитофоны, фотоаппараты и видеокамеры
Вышеперечисленные устройства нельзя использовать, за исключением тех случаев, когда имеется особое разрешение учителя.
Финансы курса
Согласно традиции чистой випассаны, курсы проходят исключительно на основе пожертвований. Пожертвования принимаются только от старых студентов, то есть тех, кто закончил, по крайней мере один 10-дневный курс с С. Н. Гоенкой или одним из его помощников. Те, кто проходят курс впервые, могут сдать пожертвования в конце курса или в любое время после него.
Таким образом, курс поддерживается финансами тех, кто испытал на себе преимущества практики. Студенты, желающие поделиться этим с другими, могут делать пожертвования в соответствии со своим достатком. Подобные пожертвования – единственные средства финансирования курсов в данной традиции во всем мире. Эти курсы существуют не за счет каких-либо крупных фондов или богатых спонсоров. Преподаватели и организаторы не имеют никаких финансовых выгод от своей работы. Таким образом, при распространении випассаны обеспечена чистота намерений, свободная от любых видов коммерциализации, духа наживы.
Независимо от того, большим или малым будет ваше пожертвование, его нужно делать с желанием помочь людям: «Курс, который я прошел, состоялся благодаря пожертвованиям студентов предыдущих курсов; теперь и я желаю сделать что-нибудь, чтобы другие могли получить пользу от этой техники».
Резюме
Основную идею, из которой вытекают все правила и поддержание дисциплины, можно сформулировать так:
Будьте внимательны, заботясь о том, чтобы ваши действия никого не отвлекали. Не обращайте внимания, если другие люди будут вам мешать.
Может оказаться, что студенты не понимают практической основы одного или нескольких из вышеупомянутых правил. Вместо того, чтобы оставаться в сомнении или порождать негативность, всегда лучше попросить учителя это разъяснить.
Студенты могут достичь хорошего понимания практики и получить пользу от нее только на основе дисциплины и максимальных усилий в течение всего курса. Во время курса основной акцент сделан на работе: золотое правило – медитировать так, будто вы совершенно одни на курсе, не обращая внимания на помехи и неудобства, работать с умом, обращенным вовнутрь.
Наконец, студенты могут заметить, что продвижение в випассане зависит исключительно от их собственных благих качеств и пяти следующих факторов: добросовестных усилий, доверия, искренности, здоровья и мудрости.
Пусть эта информация поможет вам получить максимальную пользу от данного курса медитации. Мы рады возможности служить людям и желаем вам мира и гармонии на основе вашего собственного опыта випассаны.
РАСПИСАНИЕ КУРСА
Следующее расписание курса предназначено для поддержания непрерывности практики. Для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать его как можно точнее.
4:00 | Утренний колокол – подъем | |
4:30-6:30 | Медитация в зале или в своей комнате | |
6:30-8:00 | Перерыв на завтрак | |
8:00-9:00 | Общая медитация в зале | |
9:00-11:00 | Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя) | |
11:00-12:00 | Перерыв на обед | |
12:00-13:00 | Отдых и личные встречи с учителем | |
13:00-14:30 | Медитация в зале или в своей комнате | |
14:30-15:30 | Общая медитация в зале | |
15:30-17:00 | Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя) | |
17:00-18:00 | Перерыв на чай | |
18:00-19:00 | Общая медитация в зале | |
19:00-20:15 | Беседа учителя в зале | |
20:15-21:00 | Общая медитация в зале | |
21:00-21:30 | ||
21:30 | Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет |
Здесь Вы можете загрузить копию указанного выше кодекса дисциплины в формате Adobe Acrobat, внимательно прочитайте его, прежде чем зарегистрироваться на курс. Вы можете подать заявку на курс медитации випассана заполнив и отослав нам анкету на любой из предложенных курсов.
Vipassana Meditation
Как ее преподает С.Н.Гоенка
в традиции Саяджи У Ба Кхина
Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», – одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий – как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье – полное освобождение.
Випассана – это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат – уравновешенный ум, полный любви и сострадания.
Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.
Традиция
Со времен Будды випассана через непрерывную линию учителей передавалась до сегодняшнего дня. Индус по происхождению, настоящий учитель этой линии, господин С.Н. Гоенка, родился и вырос в Бирме (Мьянме). В то время как он жил там, ему посчастливилось обучиться випассане у его учителя, Саяджи У Ба Кхина, который в то время был большим государственным чиновником. После того как он обучался у своего учителя на протяжении четырнадцати лет, господин Гоенка в 1969 году поселился в Индии и начал преподавать випассану. С того времени он обучил десятки тысяч людей всех рас и религий как на Востоке, так и на Западе. С 1982 года он начал назначать Учителей-ассистентов, которые помогают ему с все возрастающим интересом к курсам випассаны.
Курсы
Техника преподается на 10-дневных курсах, во время которых участники соблюдают Кодекс Дисциплины, изучают основы метода, и практикуют в объеме, достаточном для получения полезных результатов.
Курсы требуют тяжелой, серьезной работы. Существуют три этапа тренировки. Первый заключается в том, что на все время курса, необходимо воздерживаться от убийства, воровства, сексуальной активности, лжи и принятия опьяняющих веществ. Эти простые правила морального поведения служат для успокоения ума, который в противном случае будет слишком возбужденным для выполнения задания самонаблюдения. Следующий этап — развитие владения умом путем фиксации внимания на естественной реальности постоянно изменяющегося потока дыхания, как оно входит и выходит через ноздри. На четвертый день ум становится достаточно спокойным и достаточно сосредоточенным для самой практики випассаны: наблюдения ощущений по всему телу, понимая их природу и развивая уравновешенность, учась не реагировать на них. Наконец, в последний полный день курса участники учатся медитации любящей доброты, доброжелательности по отношению ко всем, где чистота, наработанная в процессе курса, разделяется со всеми существами.
Вся практика представляет собой тренировку ума. Точно также как мы используем физические упражнения для улучшения здоровья тела, випассана может быть использована для развития здорового ума.
Так как было выяснено, что техника действительно помогает, особое значение уделяется сохранению техники в ее оригинальной, подлинной форме. Она не преподается в коммерческих целях, напротив, она преподается совершенно бесплатно. Никто, кто помогает обучению, не получает никакого материального вознаграждения. Не существует никакой платы за курсы — даже для покрытия расходов на еду и проживание.
Разумеется, результаты приходят постепенно, вместе с практикой. Это не реально ожидать, что все проблемы исчезнут за десять дней. Однако за это время можно научиться основам випассаны, которые затем можно применять в жизни. Чем дольше практиковать технику, тем больше свобода от несчастий, и ближе достижение окончательной цели полного освобождения. Даже десять дней могут дать совершенно определенные и полезные результаты в повседневной жизни.
Все искренние люди приглашаются присоединиться к курсу випассаны, чтобы они сами увидели, как работает техника и ощутили ее полезные результаты. Курсы медитации випассана были успешно проведены даже в тюрьмах, с потрясающими результатами для всех заключенных, участвовавших в них. Всякий кто попробует — поймет, что випассана это бесценное средство, с помощью которого достигается настоящее счастье, которым можно поделиться с остальными.
Медитация Випассана
Как учил С.Н. Гоенка
в традиции Саяджи У Ба Кхина
Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», — одна из древнейших индийских техник медитации. Он был заново открыт Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавался им как универсальное средство от всеобщих болезней, то есть Искусство Жизни. Эта несектантская техника направлена на полное искоренение умственных загрязнений и, как результат, на высшее счастье полного освобождения.
Випассана — это способ самопреобразования посредством самонаблюдения. Он фокусируется на глубокой взаимосвязи между разумом и телом, которую можно испытать непосредственно, дисциплинируя внимание к физическим ощущениям, которые формируют жизнь тела и которые постоянно взаимодействуют и обуславливают жизнь разума. Именно это основанное на наблюдении, самоисследование путешествие к общему корню ума и тела растворяет умственную нечистоту, приводя к уравновешенному уму, полному любви и сострадания.
Становятся понятными научные законы, управляющие мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Через непосредственный опыт понимается природа того, как человек растет или регрессирует, как он производит страдание или освобождается от него. Жизнь характеризуется повышенной осознанностью, отсутствием иллюзий, самоконтролем и миром.
Традиция
Со времен Будды Випассана передается по сей день непрерывной цепью учителей. Нынешние учителя этой традиции были назначены покойным г-ном С.Н. Гоенка, который был индийцем по происхождению, но родился и вырос в Бирме (Мьянме). Живя там, ему посчастливилось научиться випассане у своего учителя, Саяджи У Ба Кхина, который в то время был высокопоставленным правительственным чиновником. Пройдя четырнадцатилетнее обучение у своего учителя, г-н Гоенка поселился в Индии и получил от Саяджи разрешение начать обучение випассане в 1919 году.69. За свою жизнь он обучил десятки тысяч людей всех рас и всех религий как на Востоке, так и на Западе. В 1982 году он начал назначать помощников учителей, чтобы помочь ему удовлетворить растущий спрос на курсы випассаны. Перед тем, как уйти из жизни в 2013 году, он оставил в традициях комплексную систему подготовки и назначения будущих учителей.
Курсы
Техника преподается на десятидневных курсах с проживанием, во время которых участники следуют предписанному Дисциплинарному кодексу, изучают основы метода и практикуются в достаточной степени, чтобы ощутить его полезные результаты.
Курс требует тяжелой, серьезной работы. Три этапа обучения. Первый шаг — на время курса воздерживаться от убийства, воровства, сексуальной активности, лжи и употребления одурманивающих веществ. Этот простой кодекс морального поведения служит для успокоения ума, который в противном случае был бы слишком взволнован, чтобы выполнять задачу самонаблюдения. Следующий шаг — развить некоторое мастерство над умом, научившись фиксировать внимание на естественной реальности постоянно меняющегося потока дыхания, когда оно входит и выходит через ноздри. К четвертому дню ум становится более спокойным и сосредоточенным, он лучше способен заниматься самой практикой випассаны: наблюдать за ощущениями во всем теле, понимать их природу и развивать невозмутимость, учась не реагировать на них. Наконец, в последний полный день участники изучают медитацию любящей доброты или доброжелательности ко всем, в которой чистота, развитая в ходе курса, передается всем существам.
Вся практика на самом деле является умственной тренировкой. Точно так же, как мы используем физические упражнения для улучшения нашего физического здоровья, випассана может быть использована для развития здорового ума.
Поскольку было установлено, что это действительно полезно, большое внимание уделяется сохранению техники в ее первоначальной, аутентичной форме. Это не преподается на коммерческой основе, а вместо этого предлагается бесплатно. Ни одно лицо, участвующее в ее обучении, не получает материального вознаграждения. За курсы не взимается плата, даже за питание и проживание. Все расходы покрываются за счет пожертвований людей, которые, пройдя курс и испытав на себе преимущества випассаны, желают дать другим возможность также извлечь из нее пользу.
Конечно, результаты приходят постепенно благодаря постоянной практике. Нереально ожидать, что все проблемы будут решены за десять дней. Однако за это время можно изучить основы випассаны, чтобы применять ее в повседневной жизни. Чем больше практикуется техника, тем больше свобода от страданий и тем ближе подход к конечной цели — полному освобождению. Даже десять дней могут дать яркие и очевидные результаты в повседневной жизни.
Все искренние люди могут присоединиться к курсу випассаны, чтобы своими глазами увидеть, как работает эта техника, и оценить преимущества. Все те, кто попробует ее, найдут Випассану бесценным инструментом, с помощью которого можно достичь настоящего счастья и поделиться им с другими.
Мое изматывающее медитативное отступление: 10 дней випассаны, тишины и пауков | Здоровье
Я записалась на курс випассаны в момент тихого отчаяния. Я приближался к почти году бессонницы. Я обнаружил, что измучен тревогой из-за того, что не сплю, но не могу найти сколько-нибудь значимого отдыха. Впервые в жизни у меня были панические атаки. Каждую ночь их запускало осознание того, что сон снова ускользнет от меня.
У меня тоже была хроническая боль. Тяжелая авария в детстве, за которой последовала серия переломов ребер и травм спины на протяжении многих лет, вызвала состояние постоянной боли, усугубляемой недостатком сна и избытком кортизола.
Я выбрал именно этот курс, который проводился в Новой Зеландии, потому что, несмотря на модность занятий по медитации и приложений, випассана, казалось, была посвящена невозмутимости, дисциплине и тяжелой работе – как раз по моему вкусу. Я не самый вау-вуу из людей, и идея гигантского барабанного круга позитивно мыслящих людей заставила меня хотеть убежать с криком.
Випассана отличается от медитации внимательности, которая сосредотачивается на осознании, или от трансцендентальной медитации, в которой используется мантра. Вместо этого он диктует общую команду не реагировать. Независимо от боли, когда вы сидите, или того факта, что ваши руки и ноги немеют, и что ваш мозг взывает об освобождении. Вас просят перефокусировать внимание на объективных ощущениях в теле, возникающих и опускающихся, когда вы сканируете свои конечности в определенном порядке. Поступая так, в течение 10 дней вы приучаете себя перестать реагировать на превратности жизни.
Я сказал своему другу, что хочу сломать себе мозг и снова собрать его воедино.
Несмотря на то, что курсы произошли от буддизма, современные курсы носят светский характер. Отцом этих ретритов является покойный С. Н. Гоенка, выросший в Мьянме и изучивший випассану у тамошних монахов.
Когда подруга спросила меня, почему я добровольно направляюсь в одиночную камеру, тем более, что я никогда раньше не медитировала, я сказал ей, что хочу сломать свой мозг и собрать его заново.
«Мне нужно дефрагментировать жесткий диск», — пошутил я. «Он работает неэффективно». Я сравнил это с наймом личного тренера, который поможет мне на первом в жизни занятии в тренажерном зале.
Она не согласна.
«Нет, это как пробежать марафон, никогда раньше не бегая. Джоди что ты с собой делаешь?
Площадка для посредничества недалеко от Окленда. Фотография: Джоди ЭттенбергВ первый день в 4 утра у моей двери раздался звонок, напомнивший мне, что, несмотря на темноту, пора просыпаться.
Я не был и никогда не буду жаворонком. Когда я услышал этот звук, во мне поднялся прилив гнева, и я представил себе, как беру гонг и швыряю его в лес. Так много для невозмутимости.
Я свалился с койки и приготовился к сеансу медитации в 4:30 утра. В первый день основное внимание уделялось осознанию дыхания. Вот и все. Когда ваш ум ушел от этого осознания, вы вернули его к тому факту, что вы дышите. Простота этой инструкции казалась невероятно бесполезной.
Мне было трудно сосредоточиться на дыхании из-за постоянного жжения в спине. Независимо от того, сколько подушек я сложил под колени, она бурлила, пока не достигла крещендо.
Вам разрешено разговаривать с учителем в рабочее время, и в тот первый день я пошла, охваченная болью и паникой. Безмятежно глядя на меня, он спросил, как долго я медитировал. Смущенно я объяснил, что на самом деле раньше не медитировал. К тому же у меня развалилась спина. Кроме того, я не знал, как сосредоточиться на своем дыхании. Я должен уйти, верно?
С полным спокойствием он сказал мне отделить мою панику от боли. Я делал себе хуже, сосредоточиваясь на боли, которая только усиливала ее для меня. Он сказал мне сделать все возможное, что бы это ни было.
Я фыркнул прежде, чем смог сдержаться.
— О, ты один из них, — сказал он с мягкой улыбкой. «Перфекционизм здесь не поможет».
Я побрел обратно из зала для медитаций на яркий новозеландский солнечный свет, пошатываясь. Учитель предложил мне деревянную Г-образную конструкцию, которая помогала мне поддерживать спину во время медитации. Насчет того, правильно ли я медитировал, он промолчал.
Сообщение было ясным: я соревнуюсь со своим лучшим «я», а не с кем-то еще.
После первых трех дней концентрации на дыхании нас познакомили с випассаной. Это включало в себя последовательности длинных сканирований тела в определенном порядке. На протяжении всего сеанса нас учили осознавать ощущения или боль, которые мы чувствуем. Не позволяя себе реагировать на то, что чувствовало наше тело, мы тренировали свой разум возводить барьер против слепой реакции.
Упрощенный пример техники випассаны: если ваша нога замирает, когда вы сканируете шею в поисках объективных ощущений, ваш разум может блуждать по мысли, сможете ли вы когда-нибудь снова встать. Вы не двигаете ногой, чтобы компенсировать это. Вместо этого вы переключаете внимание на шею и игнорируете ту часть мозга, которая умоляет вас обратить внимание на боль в ноге. Вы напоминаете себе, что боль временна, как и все остальное.
Помимо сканирования тела, четвертый день ознаменовался началом «часов сильной решимости». Они происходили три раза в день, во время которых нам не разрешалось двигаться. У тебя болит нога? Очень жаль. У тебя чешется нос как сумасшедший? Не могу поцарапать. Целый час вы сидите и сканируете свое тело. По пути, если есть точки боли, вы безлично наблюдаете за ними, когда ваше сканирование достигает этих точек, зная, что они непостоянны.
В ответ на эти новые требования волна людей покинула курс. Вся моя энергия ушла на то, чтобы не уйти самому.
Я пытался напомнить себе, что прошло всего 10 дней. Конечно, я мог бы выдержать 10 дней повторения и концентрации? Я продержался на ниточке, до пятого дня.
Арахнофоб приходит на курс медитации ВипассанаКогда мне было два года, член семьи привел меня на фильм «В поисках утраченного ковчега». Много лет мне снились кошмары о пауках, я просыпался с криком посреди ночи. Моя арахнофобия никогда не ослабевала, и мне стыдно признаться, что она продиктовала некоторые мои планы путешествий.
Перед началом курса медитации я беспокоился о долгих днях молчания. Я не беспокоился о пауках. Это было ошибкой. Курс проходил в птичьем заповеднике за пределами Окленда, и я приехал только для того, чтобы обнаружить, что пауки усеяли деревянные здания внутри и снаружи.
Когда вы проходите курс Випассаны, вы соглашаетесь соблюдать пять заповедей: не убивать, не воровать, не лгать, не допускать сексуальных домогательств и не принимать интоксиканты. Не писать, не говорить, не смотреть в глаза, не общаться.
В конце первого дня я заметил длинноногого папу, который боролся на ковре, но направлялся к двери. Я потянулся к расписанию курсов, но понял, что собираюсь кого-то убить документом, в котором говорится, что вы ничего не убьете.
Вместо этого я сделал глубокий вдох, обогнул существо и открыл дверь. Я стоял и молча приветствовал его уход из моей комнаты.
В зале для медитаций длинноногий папочка спрыгнул с потолка, подпитывая мою тревогу. Огромные черные пауки усеяли угол комнаты, где мы подбирали подушки, наблюдая за нами, пока мы перетасовывались в очередной сеанс медитации.
В ответ организаторы предоставили нам «ловушку для пауков». Это был контейнер Tupperware плюс лист бумаги, который можно было засунуть под него для удобства транспортировки. Я не нашел это полезным.
«Ловец пауков». Фотография: Джоди ЭттенбергЗатем, на пятый день, я столкнулся с пиковым пауком. Перед сном я краем глаза мельком увидел выпуклого черного паука, выползающего из крошечной дыры под потолком. В отличие от множества пауков на веранде, этот был огромен.
Я в панике вскочил с кровати. Каждый раз, когда я пытался добраться до паука, он снова заползал в нору и исчезал. Я оставил свет включенным, заснул только для того, чтобы увидеть во сне пауков и проснуться, запыхавшись. Наконец я решительно выключил свет. В 2 часа ночи я проснулся от чувства глубокой тревоги и снова включил свет. Паук падал с потолка прямо над моей головой.
Задыхаясь, я упал на бок с кровати. Паук, испуганный так же, как и я, поспешно пробрался обратно к потолку. Я с ужасом наблюдал, как он провел остаток ночи, поедая других пауков в моей комнате. Я вообще не спал.
Я мечтал сбросить с себя подушки и бежать по коридору, крича, как банши
Исследования показали, что слепые или глухие люди обладают повышенными способностями к другим телесным чувствам. Когда мозг лишен одного источника входных данных, он способен реорганизоваться, чтобы поддерживать и усиливать другие чувства, явление, известное как «кросс-модальная нейропластичность».
Маленькую, временную версию этого явления я ощутил на курсе. Я не мог ни говорить, ни писать, но мой разум мчался с пугающей скоростью. Застряв в когнитивном цикле стыда и вины, моя боязнь пауков усилилась.
На следующий день я проглотил свою гордость и нарушил свое благородное молчание. Я умоляла женщину-лидера волонтеров разрешить мне поменяться комнатами. К тому моменту курс уже покинуло несколько человек, и я смог переехать в другую каюту.
До конца недели, пока все сидели на траве, наслаждаясь солнцем между занятиями, я оставался в своей комнате, слишком напуганный, чтобы уйти.
Забавно, что твой мозг может сделать с тобой. Друг однажды сказал, что в жизни волноваться раньше времени бесполезно, потому что то, чего ты боишься, никогда не проявляется. Вместо этого то, чего вы меньше всего ожидаете, подкрадывается к вам сзади и пугает вас до потери сознания. Или, в моем случае, падает с потолка на виду.
Хотел бы я сказать, что случай с пауком стал поворотным моментом. Это была просто кочка на пути. Я достиг своей цели, дойдя до конца, но этот курс остается одной из самых сложных вещей, которые я когда-либо выбирал.
К шестому дню я чувствовал себя измотанным болью, бессонными ночами и медленно раскручивающимся сознанием. Некоторые люди говорят о навязчивых воспоминаниях о детстве или чрезмерно сексуальных мыслях во время опыта випассаны. Для меня проблема заключалась в том, чтобы подавить желание бегать, как малыш.
Вместо сканирования тела я представил себе, как сбрасываю с себя подушки и бегу по пустому пространству в центре зала, крича как банши. Я мечтал рисовать снежных ангелов на изношенном ковре, пародируя медитацию.
На восьмой день я впервые выдержал «сильный час» без движения. Когда прозвенел гонг, я весь покрылся потом от усилий думать за пределами боли.
К концу курса студенты часто сообщают о том, что во время медитации ощущают поток энергии во всем теле. Я не. По пути я чувствовал полки боли, никакой текучести между ними. Но к последнему дню я мог плавно сканировать руки и правую ногу. Что еще более важно, я мог отвлечься от боли.
Это был прогресс.
Извлеченные урокиЯ вышел из курса более спокойной, временно менее тревожной версией себя. Я снова начал спать. Облегчение от отдыха было ощутимым.
Я записал следующие выводы, когда воссоединился со своей ручкой и бумагой:
1. Наша коллективная одержимость поиском счастья не является поводом для медитации .
Логика и неврология могут обосновать современное обоснование медитации, но медитировать для того, чтобы был счастлив, противоречит здравому смыслу. Практика является противовесом зубчатым вершинам и долинам человеческого опыта. Оставаться стабильным, когда жизнь идет наперекосяк, — это более счастливый результат, чем цепляться за то, что, по мнению общества, сделает вас счастливым.
2. Многое из того, что усложняет нашу жизнь, исходит из предположений, которые мы делаем, и нашей реакции на них.
В тишине этих 10 дней вы видите, насколько ваш разум искажает реальность, которую вы воспринимаете. Вы не знаете предыстории людей, проходящих с вами курс, но вы создаете для них жизни в своем уме. Вы проецируете свои страхи на их восприятие вас.
Для меня это означало создание недостоверных историй о других участниках, а также их реакции на меня.
Я продолжал засыпать во время утренней сессии, навалившись на человека рядом со мной. Я услышал хихиканье группы, когда снова выпрямился, и поклялся извиниться перед этой женщиной, как только курс закончится.
Когда я извинился, женщина косо посмотрела на меня. «Что? Не извиняйтесь — это единственное, что заставило меня улыбнуться за последние 10 дней!»
В сдавленной тишине мой мозг потерял перспективу.
Часто гнев или страхи являются реакцией на реальность, которую мы создали в своем уме. Отражение историй, которые мы рассказываем сами себе. Мы воспринимаем сенсорную информацию как объективную, но то, что мы видим, слышим и чувствуем, не является объективным. Он окрашен тем, что мы знали, и обидами, которые мы держим, даже не осознавая этого.
3. Вы должны делать работу.
В жизни есть короткие пути, но для тренировки мозга нужно приложить значительные усилия. Первые несколько дней разрушительны, потому что работа одновременно бессмысленна и чрезвычайно утомительна. Но вы можете увидеть изменения всего за 10 дней с дисциплинированной практикой.
4. Перфекционизм может быть опасен.
Считать, что делать все возможное недостаточно, опасно. Нет совершенства, и нет объективной меры того, что может быть «правильным». Курс напомнил мне, что если у вас есть система ценностей, основанная на добросовестном принятии решений по правильным причинам, то достаточно делать все возможное.
5. Приучение к прекращению реакции может помочь справиться с болью.
Для человека с хронической болью этот урок был важен. Без курса я бы тоже не пришел к такому выводу, потому что я слишком упрям. Оглядываясь назад, я вижу, что, зациклившись на боли, я чрезвычайно ее усугубил.
Иногда мы держимся за то, чего боимся и ненавидим. Пока я все еще болею, эта боль имеет надо мной меньше власти. Различие кажется незначительным, но оно освобождает.
Год спустяВипассана не излечила меня от бессонницы или беспокойства навсегда. Вместо этого он дал мне ценный инструмент: он показал мне, что я могу управлять своим разумом больше, чем я думал. Поступая так, я чувствовал, что лучше контролирую катастрофизацию, несмотря на то, что она всегда присутствует.
Целых 10 дней постоянной медитации создали барьер между беспокойством и мной.