Молдова это европа – Отношения между ЕС и Республикой Молдова. Справочный материал

Содержание

Евросоюз — Молдавия: безвизовый режим с оговорками | Европа и европейцы: новости и аналитика | DW

Молдавия 28 апреля стала первой страной СНГ, гражданам которой для поездок в ЕС не требуется виза. В течение полугода они в общей сложности до 90 дней могут находиться на территории государств Шенгенской зоны. Безвизовый режим не дает им права на трудоустройство. Кроме того, для поездки в страны ЕС молдаванам может потребоваться целый пакет документов.

Список стран, на которые распространяется безвизовый режим

Впрочем, список государств, которые теперь не требуют от молдаван наличия визы, еще длиннее. Во-первых, это все страны ЕС, входящие в Шенгенскую зону, то есть Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Во-вторых, это государства, еще не получившие полноценного статуса страны Шенгенской зоны, а именно: Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия. В-третьих, это ассоциированные с Шенгенской зоной Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Документы для пересечения границы

Главным требованием для пересечения границы этих государств является наличие биометрического заграничного паспорта. А вот перечень дополнительных документов, которые могут затребовать на границе от граждан Молдавии, вызывает вопросы. Это обратный билет и доказательство платежеспособности: наличная валюта или дорожные чеки, кредитные карточки или справки о стипендиях, гарантийное письмо или приглашение.

Машины на границе между Молдавией и Румынией

На границе между Молдавией и Румынией

А еще требуются ваучеры на проживание или приглашение при поездках к друзьям и родственникам или на конференции. Консульские отделы посольств европейских государств рекомендуют гражданам Молдавии заключить медицинскую страховку. Если посмотреть на перечень, то получаются практически все документы, которые требовались раньше для получения визы. В чем же тогда заключается упрощение и свобода передвижения?

«У пессимиста стакан наполовину пуст, у оптимиста — наполовину полон», — так ответил на запрос DW Петер Стано, официальный представитель комиссара ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле. Стано приводит следующие аргументы: «Во-первых, не надо платить за визу, во-вторых, не надо ждать оформления. Мы хотели дать гражданам Молдавии возможность знакомиться с Европой, с жизнью в Евросоюзе».

Визы не надо, но в консульство рекомендуют заглянуть

Формулировки в правилах пересечения границы Шенгенской зоны для граждан Молдавии довольно расплывчатые. Что касается перечисленных выше документов, то в правилах написано «рекомендуется», а не «обязан» иметь. Кто же решает, затребовать их на границе или нет? Петер Стано ссылается на то, что все страны имеют право ограждать себя от въезда «нежелательных лиц». Несмотря на безвизовый режим, представитель еврокомиссара рекомендует перед поездкой обратиться в консульство соответствующей страны, чтобы избежать проблем на границе.

А «нежелательные лица», по его словам, это те, кто может представлять опасность для общественного порядка, внутренней безопасности, здоровья граждан страны, в которую он въезжает, или ее международных отношений.

То есть в первую очередь, это те, кто уже нарушал законы и правила пребывания в Шенгенской зоне. Обычно такие данные содержатся в Шенгенской информационной системе (SIS). Отказ должен быть обоснован письменно, на специальном бланке. К нему прилагается описание всех прав и возможностей гражданина опротестовать отказ в судебном порядке.

Безвизовый режим — хорошо, паспорт гражданина ЕС — лучше

Но Молдавия — особая страна среди бывших республик Советского Союза. Многие ее граждане уже сейчас не только свободно разъезжают по странам Евросоюза, но и могут выбрать страну проживания и место работы в ЕС. Это те, кто без особых затруднений получил румынский паспорт.

То есть имеются две категории граждан — с двойным гражданством и просто молдаване. Петер Стано тоже видит в этом проблему, но указывает на то, что введение безвизового режима хотя бы смягчает различия в правах.

Следующие на очереди — Украина и Грузия

«Молдавия первой выполнила все условия, заключила все необходимые договоры», — так Петер Стано ответил на вопрос DW о том, почему безвизовый режим вводится пока только с Молдавией, а не, скажем, с Украиной. Ведь для Киева это был бы мощный сигнал солидарности, тем более, что Украина давно уже в одностороннем порядке отменила визы для граждан ЕС?

Представитель Еврокомиссии пояснил, что переговоры с двумя другими странами программы ЕС «Восточное партнерство» — Украиной и Грузией — вступили в заключительную стадию, остались небольшие формальности. Тем не менее точный срок введения безвизового режима для них Петер Стано назвать не взялся. «Наша цель — дать как можно большему числу людей разных профессий из этих стран не понаслышке, а воочию убедиться в том, какие преимущества предоставляют своим гражданам демократические правовые государства», — подытожил Петер Стано в интервью DW.

www.dw.com

Молдавия и Европейский союз — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Отношения между Молдавией и Европейским союзом (EС) в настоящее время регулируются Европейской политикой соседства (EПС), инструментом внешней политики ЕС в отношении соседних с ним стран. Европейский союз развивает всё более тесные взаимоотношения с Молдавией, выходя за рамки сотрудничества, стремясь к постепенной экономической интеграции и углублению политического сотрудничества

[1]. ЕС открыло своё представительство в Кишинёве (столице Молдавии) и назначил 23 марта 2005 года специальным представителем Адриаана Якобовица де Сегеда по разрешению конфликта по Приднестровью. Европейская комиссия открыла новое представительство в Молдавии 6 октября 2005 года, которое возглавил Чезаре де Монтис. Основным стратегическим приоритетом для официального Кишинёва сейчас является членство в институтах ЕС[2].

Ставший 23 декабря 2016 года Президентом Молдавии Игорь Додон заявил, что хотел бы, чтобы Молдавия стала членом Евразийского экономического союза[3]. Однако проевропейски настроенный парламент хочет добиться членства республики в Европейском союзе[4].

Соглашения

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве представляет собой юридическую основу для взаимоотношений Молдавии с ЕС. Соглашение было подписано 28 ноября 1994 года и вступило в силу 1 июля 1998 года, действительное в течение следующих 10 лет. Этот документ обеспечивал основу для сотрудничества в политической, коммерческой, экономической, правовой, культурной и научной областях.

Проект нового соглашения об ассоциации был парафирован обеими сторонами в 2013 году.[5]

24 января 2011 года Молдавия официально получила от комиссара по внутренним делам ЕС Сесилии Мальмстрём план действий по либерализации визового режима, в частности возможности безвизового кратковременного путешествия по странам ЕС.[6] В октябре 2013 года Европейский совет заявил, что безвизовый режим с Молдавией может быть установлен уже в 2014 году[7]. 28 апреля был отменён визовый режим для обладателей биометрических паспортов[8].

27 июня 2014 года состоялась церемония подписания соглашения об ассоциации. 1 июля 2016 года Соглашение вступило в силу

[9].

Победивший на всенародных выборах Президента Молдовы 13 ноября и вступивший в должность 23 декабря 2016 года Игорь Додон заявил о намерении аннулировать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Оно может быть отменено в результате будущих парламентских выборов, на которых большинство мест в таком случае должна получить Партия социалистов. Он подчеркнул, что соглашение лишь усугубило положение его страны: российский рынок оказался закрытым для молдавских товаров, а объём экспорта в ЕС упал[10].

Видео по теме

Делегация

Делегация Европейского союза в Молдавии была открыта в Кишинёве в октябре 2005 года, получив статус дипломатической миссии и официально представляя Европейский союз в Республике Молдова.

Подобных делегации ЕС в Молдавии по всему миру насчитывается 136.

Мандат делегации включает в себя следующие задачи:

  • Развитие политических и экономических взаимоотношений между Молдавией и Европейским союзом;
  • Контроль за выполнением Соглашения об ассоциации с Европейским союзом Республики Молдова;
  • Информирование общественности о развитии ЕС, объяснение и защита отдельных направлений политики ЕС;
  • Участие в реализации программ внешней помощи ЕС (TACIS, ЕИСП), с акцентом на поддержку демократического развития и эффективного управления, административной реформы и развитие административного потенциала, сокращение бедности и экономический рост.[11]

Альянс «За европейскую интеграцию»

В августе 2009 года 4 молдавские партии сформировали коалицию под названием Альянс «За европейскую интеграцию». Либерал-демократическая партия, Либеральная партия, Демократическая партия и Альянс «Наша Молдова» поставили перед собой общую цель: европейская интеграция и продвижение курса сбалансированной, последовательной и ответственной внешней политики Молдавии.[12]

Посредническая роль Румынии

Молдавия обладает тесными связями с Румынией, членом ЕС, и румынские паспорта часто выдаются выходцам из Молдавии. Oфициальные власти Румынии безоговорочно поддерживают официальный Кишинёв в его стремлении войти в ЕС

[13]. Республика Молдова активно добивается членства в ЕС,[2][14] но этому препятствует бедность страны (по этому показателю она уступает любому государству ЕС), а также неопределённость в политическом статусе Приднестровья. Впрочем, Румыния является одной из беднейших стран ЕС опережая при этом Молдавию по ВВП на душу в 4-5 раз и, несмотря на своё вступление, страна продолжает испытывать трудности с институциональной интеграцией, и, как следствие, её граждане продолжают оставаться объектами дискриминации. Так, несмотря на возможность ездить в ЕС без виз, выдача разрешения для граждан Румынии и Болгарии свободно там трудоустраиваться продолжает откладываться на неопределённый срок[15]. По этой причине официальные представители Молдовы не раз давали понять что, несмотря на свою солидарность с официальным Бухарестом, Молдова хочет попасть в Евросоюз напрямую через Брюссель, а не через Бухарест, продвигающий идеи унионизма
[16]
[17].

Общественное мнение

Согласно данным соц. опроса, проведённого с 21 по 30 декабря 2012 года, 52 % граждан республики Молдова на референдуме поддержали бы предложение о вступлении страны в Евросоюз. 48 % граждан также поддержало бы вступление страны в ТС ЕврАзЭС[18]. Официальные власти Гагаузии выступили с инициативой провести референдум, на котором бы был выставлен вопрос выбора внешнеполитического вектора Молдовы (Европейский или Таможенный союз) в феврале 2014 года[19].

См. также

Примечания

  1. ↑ アーカイブされたコピー. Проверено 28 мая 2008. Архивировано 22 февраля 2008 года.
  2. 1 2 Moldova and EU on the official Moldova site Архивировано 22 июля 2011 года.
  3. ↑ Президент Молдавии хочет распускать парламент и планирует вступить в ЕАЭС (рус.). Проверено 29 мая 2017.
  4. ↑ Молдавия: Додон хочет в ЕАЭС, парламент — в ЕС, vestifinance.ru. Проверено 29 мая 2017.
  5. ↑ Initialling of the EU-Republic of Moldova Association Agreement (англ.)
  6. ↑ EU Gives Moldovans ‘Action Plan’ For Visa-Free Travel, Radio Free Europe/Radio Liberty (24 января 2010)
  7. ↑ Lithuanian minister: EU, Moldova may shift to visa-free travel in early 2014
  8. ↑ Первые жители Молдавии воспользовались правом въезда в ЕС без виз, РИА Новости (28 апреля 2014). Проверено 10 июля 2014.
  9. ↑ Соглашение об ассоциации Молдовы и Евросоюза вступило в силу | Publika (рус.), Publika (1 июля 2016).
  10. ↑ Президент Молдавии заявил о намерении аннулировать соглашение об ассоциации с ЕС. Проверено 7 мая 2017.
  11. ↑ The Delegation’s of the European Commission to Moldova Mandate Архивировано 4 октября 2008 года.
  12. ↑ EUobserver.com / Foreign Affairs / Russian decision boosts Moldova’s EU entry prospects.
  13. ↑ «Газ, который Россия продает нам так дорого, добывают из останков наших дедов»: Молдавия за неделю. REGNUM (24 июля 2013). Проверено 10 декабря 2013.
  14. ↑ Moldova will prove that it can and has chances to become EU member, Moldpress News Agency, 19 June 2007 (недоступная ссылка с 05-06-2018 [143 дня])
  15. ↑ EC President: Bulgaria, Romania Will Not Join Schengen in Jan 2014 — Novinite.com — Sofia News Agency.
  16. ↑ Владимир Воронин: «Молдавия хочет попасть в Европу через Брюссель, а не через Бухарест» — В мире — TUT.BY | НОВОСТИ — 14.04.2009, 11:40.
  17. ↑ «Молдова хочет попасть в Европу через Брюссель, а не через Бухарест».
  18. ↑ Согласно опросу, в Молдавии 52 % граждан выступает за вступление республики в ЕС, а 48 % — в Таможенный союз. — Новости Единой ленты — РосБизнесКонсалтинг (недоступная ссылка — история). Проверено 10 декабря 2013. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  19. ↑ Референдум о вступлении Молдовы в ТС пройдет в Гагаузии 2 февраля 2014 года » Gagauzinfo.md || Информационный портал Гагаузии № 1.

Ссылки

wiki2.red

Молдавия и Европейский союз — Википедия. Что такое Молдавия и Европейский союз

Отношения между Молдавией и Европейским союзом (EС) в настоящее время регулируются Европейской политикой соседства (EПС), инструментом внешней политики ЕС в отношении соседних с ним стран. Европейский союз развивает всё более тесные взаимоотношения с Молдавией, выходя за рамки сотрудничества, стремясь к постепенной экономической интеграции и углублению политического сотрудничества[1]. ЕС открыло своё представительство в Кишинёве (столице Молдавии) и назначил 23 марта 2005 года специальным представителем Адриаана Якобовица де Сегеда по разрешению конфликта по Приднестровью. Европейская комиссия открыла новое представительство в Молдавии 6 октября 2005 года, которое возглавил Чезаре де Монтис. Основным стратегическим приоритетом для официального Кишинёва сейчас является членство в институтах ЕС[2].

Ставший 23 декабря 2016 года Президентом Молдавии Игорь Додон заявил, что хотел бы, чтобы Молдавия стала членом Евразийского экономического союза[3]. Однако проевропейски настроенный парламент хочет добиться членства республики в Европейском союзе[4].

Соглашения

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве представляет собой юридическую основу для взаимоотношений Молдавии с ЕС. Соглашение было подписано 28 ноября 1994 года и вступило в силу 1 июля 1998 года, действительное в течение следующих 10 лет. Этот документ обеспечивал основу для сотрудничества в политической, коммерческой, экономической, правовой, культурной и научной областях.

Проект нового соглашения об ассоциации был парафирован обеими сторонами в 2013 году.[5]

24 января 2011 года Молдавия официально получила от комиссара по внутренним делам ЕС Сесилии Мальмстрём план действий по либерализации визового режима, в частности возможности безвизового кратковременного путешествия по странам ЕС.[6] В октябре 2013 года Европейский совет заявил, что безвизовый режим с Молдавией может быть установлен уже в 2014 году[7]. 28 апреля был отменён визовый режим для обладателей биометрических паспортов[8].

27 июня 2014 года состоялась церемония подписания соглашения об ассоциации. 1 июля 2016 года Соглашение вступило в силу[9].

Победивший на всенародных выборах Президента Молдовы 13 ноября и вступивший в должность 23 декабря 2016 года Игорь Додон заявил о намерении аннулировать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Оно может быть отменено в результате будущих парламентских выборов, на которых большинство мест в таком случае должна получить Партия социалистов. Он подчеркнул, что соглашение лишь усугубило положение его страны: российский рынок оказался закрытым для молдавских товаров, а объём экспорта в ЕС упал[10].

Делегация

Делегация Европейского союза в Молдавии была открыта в Кишинёве в октябре 2005 года, получив статус дипломатической миссии и официально представляя Европейский союз в Республике Молдова.

Подобных делегации ЕС в Молдавии по всему миру насчитывается 136.

Мандат делегации включает в себя следующие задачи:

  • Развитие политических и экономических взаимоотношений между Молдавией и Европейским союзом;
  • Контроль за выполнением Соглашения об ассоциации с Европейским союзом Республики Молдова;
  • Информирование общественности о развитии ЕС, объяснение и защита отдельных направлений политики ЕС;
  • Участие в реализации программ внешней помощи ЕС (TACIS, ЕИСП), с акцентом на поддержку демократического развития и эффективного управления, административной реформы и развитие административного потенциала, сокращение бедности и экономический рост.[11]

Альянс «За европейскую интеграцию»

В августе 2009 года 4 молдавские партии сформировали коалицию под названием Альянс «За европейскую интеграцию». Либерал-демократическая партия, Либеральная партия, Демократическая партия и Альянс «Наша Молдова» поставили перед собой общую цель: европейская интеграция и продвижение курса сбалансированной, последовательной и ответственной внешней политики Молдавии.[12]

Посредническая роль Румынии

Молдавия обладает тесными связями с Румынией, членом ЕС, и румынские паспорта часто выдаются выходцам из Молдавии. Oфициальные власти Румынии безоговорочно поддерживают официальный Кишинёв в его стремлении войти в ЕС[13]. Республика Молдова активно добивается членства в ЕС,[2][14] но этому препятствует бедность страны (по этому показателю она уступает любому государству ЕС), а также неопределённость в политическом статусе Приднестровья. Впрочем, Румыния является одной из беднейших стран ЕС опережая при этом Молдавию по ВВП на душу в 4-5 раз и, несмотря на своё вступление, страна продолжает испытывать трудности с институциональной интеграцией, и, как следствие, её граждане продолжают оставаться объектами дискриминации. Так, несмотря на возможность ездить в ЕС без виз, выдача разрешения для граждан Румынии и Болгарии свободно там трудоустраиваться продолжает откладываться на неопределённый срок[15]. По этой причине официальные представители Молдовы не раз давали понять что, несмотря на свою солидарность с официальным Бухарестом, Молдова хочет попасть в Евросоюз напрямую через Брюссель, а не через Бухарест, продвигающий идеи унионизма[16][17].

Общественное мнение

Согласно данным соц. опроса, проведённого с 21 по 30 декабря 2012 года, 52 % граждан республики Молдова на референдуме поддержали бы предложение о вступлении страны в Евросоюз. 48 % граждан также поддержало бы вступление страны в ТС ЕврАзЭС[18]. Официальные власти Гагаузии выступили с инициативой провести референдум, на котором бы был выставлен вопрос выбора внешнеполитического вектора Молдовы (Европейский или Таможенный союз) в феврале 2014 года[19].

См. также

Примечания

  1. ↑ アーカイブされたコピー. Проверено 28 мая 2008. Архивировано 22 февраля 2008 года.
  2. 1 2 Moldova and EU on the official Moldova site Архивировано 22 июля 2011 года.
  3. ↑ Президент Молдавии хочет распускать парламент и планирует вступить в ЕАЭС (рус.). Проверено 29 мая 2017.
  4. ↑ Молдавия: Додон хочет в ЕАЭС, парламент — в ЕС, vestifinance.ru. Проверено 29 мая 2017.
  5. ↑ Initialling of the EU-Republic of Moldova Association Agreement (англ.)
  6. ↑ EU Gives Moldovans ‘Action Plan’ For Visa-Free Travel, Radio Free Europe/Radio Liberty (24 января 2010)
  7. ↑ Lithuanian minister: EU, Moldova may shift to visa-free travel in early 2014
  8. ↑ Первые жители Молдавии воспользовались правом въезда в ЕС без виз, РИА Новости (28 апреля 2014). Проверено 10 июля 2014.
  9. ↑ Соглашение об ассоциации Молдовы и Евросоюза вступило в силу | Publika (рус.), Publika (1 июля 2016).
  10. ↑ Президент Молдавии заявил о намерении аннулировать соглашение об ассоциации с ЕС. Проверено 7 мая 2017.
  11. ↑ The Delegation’s of the European Commission to Moldova Mandate Архивировано 4 октября 2008 года.
  12. ↑ EUobserver.com / Foreign Affairs / Russian decision boosts Moldova’s EU entry prospects.
  13. ↑ «Газ, который Россия продает нам так дорого, добывают из останков наших дедов»: Молдавия за неделю. REGNUM (24 июля 2013). Проверено 10 декабря 2013.
  14. ↑ Moldova will prove that it can and has chances to become EU member, Moldpress News Agency, 19 June 2007 (недоступная ссылка с 05-06-2018 [143 дня])
  15. ↑ EC President: Bulgaria, Romania Will Not Join Schengen in Jan 2014 — Novinite.com — Sofia News Agency.
  16. ↑ Владимир Воронин: «Молдавия хочет попасть в Европу через Брюссель, а не через Бухарест» — В мире — TUT.BY | НОВОСТИ — 14.04.2009, 11:40.
  17. ↑ «Молдова хочет попасть в Европу через Брюссель, а не через Бухарест».
  18. ↑ Согласно опросу, в Молдавии 52 % граждан выступает за вступление республики в ЕС, а 48 % — в Таможенный союз. — Новости Единой ленты — РосБизнесКонсалтинг (недоступная ссылка — история). Проверено 10 декабря 2013. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  19. ↑ Референдум о вступлении Молдовы в ТС пройдет в Гагаузии 2 февраля 2014 года » Gagauzinfo.md || Информационный портал Гагаузии № 1.

Ссылки

wiki.sc

Молдавия и Европейский союз — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Отношения между Молдавией и Европейским союзом (EС) в настоящее время регулируются Европейской политикой соседства (EПС), инструментом внешней политики ЕС в отношении соседних с ним стран. Европейский союз развивает всё более тесные взаимоотношения с Молдавией, выходя за рамки сотрудничества, стремясь к постепенной экономической интеграции и углублению политического сотрудничества[1]. ЕС открыло своё представительство в Кишинёве (столице Молдавии) и назначил 23 марта 2005 года специальным представителем Адриаана Якобовица де Сегеда по разрешению конфликта по Приднестровью. Европейская комиссия открыла новое представительство в Молдавии 6 октября 2005 года, которое возглавил Чезаре де Монтис. Основным стратегическим приоритетом для официального Кишинёва сейчас является членство в институтах ЕС[2].

Ставший 23 декабря 2016 года Президентом Молдавии Игорь Додон заявил, что хотел бы, чтобы Молдавия стала членом Евразийского экономического союза[3]. Однако проевропейски настроенный парламент хочет добиться членства республики в Европейском союзе[4].

Соглашения

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве представляет собой юридическую основу для взаимоотношений Молдавии с ЕС. Соглашение было подписано 28 ноября 1994 года и вступило в силу 1 июля 1998 года, действительное в течение следующих 10 лет. Этот документ обеспечивал основу для сотрудничества в политической, коммерческой, экономической, правовой, культурной и научной областях.

Проект нового соглашения об ассоциации был парафирован обеими сторонами в 2013 году.[5]

24 января 2011 года Молдавия официально получила от комиссара по внутренним делам ЕС Сесилии Мальмстрём план действий по либерализации визового режима, в частности возможности безвизового кратковременного путешествия по странам ЕС.[6] В октябре 2013 года Европейский совет заявил, что безвизовый режим с Молдавией может быть установлен уже в 2014 году[7]. 28 апреля был отменён визовый режим для обладателей биометрических паспортов[8].

27 июня 2014 года состоялась церемония подписания соглашения об ассоциации. 1 июля 2016 года Соглашение вступило в силу[9].

Победивший на всенародных выборах Президента Молдовы 13 ноября и вступивший в должность 23 декабря 2016 года Игорь Додон заявил о намерении аннулировать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Оно может быть отменено в результате будущих парламентских выборов, на которых большинство мест в таком случае должна получить Партия социалистов. Он подчеркнул, что соглашение лишь усугубило положение его страны: российский рынок оказался закрытым для молдавских товаров, а объём экспорта в ЕС упал[10].

Делегация

Делегация Европейского союза в Молдавии была открыта в Кишинёве в октябре 2005 года, получив статус дипломатической миссии и официально представляя Европейский союз в Республике Молдова.

Подобных делегации ЕС в Молдавии по всему миру насчитывается 136.

Мандат делегации включает в себя следующие задачи:

  • Развитие политических и экономических взаимоотношений между Молдавией и Европейским союзом;
  • Контроль за выполнением Соглашения об ассоциации с Европейским союзом Республики Молдова;
  • Информирование общественности о развитии ЕС, объяснение и защита отдельных направлений политики ЕС;
  • Участие в реализации программ внешней помощи ЕС (TACIS, ЕИСП), с акцентом на поддержку демократического развития и эффективного управления, административной реформы и развитие административного потенциала, сокращение бедности и экономический рост.[11]

Альянс «За европейскую интеграцию»

В августе 2009 года 4 молдавские партии сформировали коалицию под названием Альянс «За европейскую интеграцию». Либерал-демократическая партия, Либеральная партия, Демократическая партия и Альянс «Наша Молдова» поставили перед собой общую цель: европейская интеграция и продвижение курса сбалансированной, последовательной и ответственной внешней политики Молдавии.[12]

Посредническая роль Румынии

Молдавия обладает тесными связями с Румынией, членом ЕС, и румынские паспорта часто выдаются выходцам из Молдавии. Oфициальные власти Румынии безоговорочно поддерживают официальный Кишинёв в его стремлении войти в ЕС[13]. Республика Молдова активно добивается членства в ЕС,[2][14] но этому препятствует бедность страны (по этому показателю она уступает любому государству ЕС), а также неопределённость в политическом статусе Приднестровья. Впрочем, Румыния является одной из беднейших стран ЕС опережая при этом Молдавию по ВВП на душу в 4-5 раз и, несмотря на своё вступление, страна продолжает испытывать трудности с институциональной интеграцией, и, как следствие, её граждане продолжают оставаться объектами дискриминации. Так, несмотря на возможность ездить в ЕС без виз, выдача разрешения для граждан Румынии и Болгарии свободно там трудоустраиваться продолжает откладываться на неопределённый срок[15]. По этой причине официальные представители Молдовы не раз давали понять что, несмотря на свою солидарность с официальным Бухарестом, Молдова хочет попасть в Евросоюз напрямую через Брюссель, а не через Бухарест, продвигающий идеи унионизма[16][17].

Общественное мнение

Согласно данным соц. опроса, проведённого с 21 по 30 декабря 2012 года, 52 % граждан республики Молдова на референдуме поддержали бы предложение о вступлении страны в Евросоюз. 48 % граждан также поддержало бы вступление страны в ТС ЕврАзЭС[18]. Официальные власти Гагаузии выступили с инициативой провести референдум, на котором бы был выставлен вопрос выбора внешнеполитического вектора Молдовы (Европейский или Таможенный союз) в феврале 2014 года[19].

См. также

Примечания

  1. ↑ アーカイブされたコピー. Проверено 28 мая 2008. Архивировано 22 февраля 2008 года.
  2. 1 2 Moldova and EU on the official Moldova site Архивировано 22 июля 2011 года.
  3. ↑ Президент Молдавии хочет распускать парламент и планирует вступить в ЕАЭС (рус.). Проверено 29 мая 2017.
  4. ↑ Молдавия: Додон хочет в ЕАЭС, парламент — в ЕС, vestifinance.ru. Проверено 29 мая 2017.
  5. ↑ Initialling of the EU-Republic of Moldova Association Agreement (англ.)
  6. ↑ EU Gives Moldovans ‘Action Plan’ For Visa-Free Travel, Radio Free Europe/Radio Liberty (24 января 2010)
  7. ↑ Lithuanian minister: EU, Moldova may shift to visa-free travel in early 2014
  8. ↑ Первые жители Молдавии воспользовались правом въезда в ЕС без виз, РИА Новости (28 апреля 2014). Проверено 10 июля 2014.
  9. ↑ Соглашение об ассоциации Молдовы и Евросоюза вступило в силу | Publika (рус.), Publika (1 июля 2016).
  10. ↑ Президент Молдавии заявил о намерении аннулировать соглашение об ассоциации с ЕС. Проверено 7 мая 2017.
  11. ↑ The Delegation’s of the European Commission to Moldova Mandate Архивировано 4 октября 2008 года.
  12. ↑ EUobserver.com / Foreign Affairs / Russian decision boosts Moldova’s EU entry prospects.
  13. ↑ «Газ, который Россия продает нам так дорого, добывают из останков наших дедов»: Молдавия за неделю. REGNUM (24 июля 2013). Проверено 10 декабря 2013.
  14. ↑ Moldova will prove that it can and has chances to become EU member, Moldpress News Agency, 19 June 2007 (недоступная ссылка с 05-06-2018 [143 дня])
  15. ↑ EC President: Bulgaria, Romania Will Not Join Schengen in Jan 2014 — Novinite.com — Sofia News Agency.
  16. ↑ Владимир Воронин: «Молдавия хочет попасть в Европу через Брюссель, а не через Бухарест» — В мире — TUT.BY | НОВОСТИ — 14.04.2009, 11:40.
  17. ↑ «Молдова хочет попасть в Европу через Брюссель, а не через Бухарест».
  18. ↑ Согласно опросу, в Молдавии 52 % граждан выступает за вступление республики в ЕС, а 48 % — в Таможенный союз. — Новости Единой ленты — РосБизнесКонсалтинг (недоступная ссылка — история). Проверено 10 декабря 2013. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  19. ↑ Референдум о вступлении Молдовы в ТС пройдет в Гагаузии 2 февраля 2014 года » Gagauzinfo.md || Информационный портал Гагаузии № 1.

Ссылки

wikipedia.green

Молдова после трёх лет безвизового режима с ЕС и новые европейские реалии

Отмена визового режима для молдавских граждан в апреле 2014 года стала одним из самых осязаемых достижений молдавских властей в области европейской интеграции. Отчасти из-за этого успеха Молдова получила определение „история успеха”. Но позднее это определение практически полностью исезло, в свете многочисленных политических кризисов, вызванных коррупцией и особо тяжкими преступлениями, такими, как те, что были совершены в банковской системе.

28 марта 2017 года к Молдове присоединилась Грузия, ставшая второй страной Восточного партнёрства, в отношении которой ЕС отменил визовый режим (VisaFreeEurope, март 2017 г.). Между тем, Украина проходит последние этапы данной процедуры, с тем, чтобы до конца 2017 года её граждане также получили возможность безвизовых поездок в Шенгенскую зону. Переговоры с Грузией и Украиной, а также с Турцией и Косово, по поводу либерализации визового режима в большой степени зависели от поправок, внесённых Евросоюзом в механизм приостановки безвизового режима (Совет ЕС, февраль 2017 г.). Так, ЕС ввёл более жёсткие условия для стран, пользующихся безвизовым режимом, включая Молдову.

В течение трёх лет действия безвизового режима с ЕС Молдова никогда не упоминалась в качестве проблемной страны. Тем не менее, данные Европейского агентства FRONTEX указывают на ряд негативных аспектов в поведении молдавских граждан. Пока процент этих проблем не в состоянии повергнуть безвизовый режим с ЕС реальной угрозе приостановки его действия.

Три года преимуществ для молдавских граждан

Благодаря либерализации визового режима выросла частота поездок молдавских граждан в страны Шенгенской зоны. Так, в 2015 году страны Шенгена посетили примерно на 20 тысяч граждан больше, чем в 2013-м.

Очевидно, что отмена обязательности виз, которые ранее ассоциировались с бюрократией и потерей времени на оформление документов, стимулировала интерес молдавских граждан к поездкам. Основными их направлениями, как и до либерализации визового режима, остаются Болгария и Румыния. Зафиксирован значительный рост числа поездок в Грецию: эта цифра с 2013 года практически утроилась (с 8.540 посещений в 2013 году – до 21.158 в 2015 году). Другими странами, утвердившимися в качестве основных направлений поездок, являются Италия, Австрия, Франция и Германия. (См. ниже Таблицу 1.)

Таблица 1. Количество поездок молдавских граждан в страны Шенгенской зоны

 

2011

2012

2013

2014

2015

Всего выездов визитёров из Молдовы

136 095

146 791

157 556

180 646

189 790

Австрия

909

1 100

942

906

1 307

Бельгия

5

61

42

262

48

Болгария

43 374

51 415

52 812

60 289

55 762

Кипр

261

234

91

154

142

Хорватия

90

121

157

311

235

Дания

30

17

29

34

12

Швейцария

75

88

71

45

110

Франция

686

1 046

683

853

967

Германия

264

320

343

481

575

Греция

4 066

5 726

8 540

15 358

21 158

Италия

580

951

1 498

2 079

2 454

Нидерланды

30

75

53

108

55

Польша

343

418

296

252

108

Чехия

1 082

1 545

1 007

1 186

1 380

Румыния

12 830

12 931

14 175

18 437

20 812

Словакия

15

33

13

87

29

Словения

51

154

190

185

152

Испания

468

794

967

1 591

1 689

Венгрия

721

885

810

1 059

845

Всего выездов в страны Шенгенской зоны

65 880

77 914

82 719

103 677

107 840

Источник: Национальное бюро статистики

Помимо расширения возможностей для поездок без виз в страны ЕС, либерализация визового режима позволила молдавским гражданам избавиться от расходов на оформление виз. Так, согласно оценочным расчётам, только в 2015 году удалось сэкономить свыше 3,7 миллиона евро.

Более того, преимущества безвизового режима с ЕС подтолкнули молдавских граждан из приднестровского региона к получению биометрических паспортов, выдаваемых конституционными властями страны. В 2015 году их число достигло 76.759, увеличившись в 2016 году ещё на 30.354. У Украины имеются аналогичные ожидания по поводу безвизового режима с ЕС, с помощью которого Киев хочет привлечь к себе население Крыма, с 2014 года находящегося под оккупацией России.

Иными словами, либерализация визового режима улучшила отношение молдавских граждан к их принадлежности к Молдове. Косвенно это создало предпосылки для снижения спроса на румынские паспорта. Тем не менее, ухудшение политико-экономической ситуации в стране неизбежно приведёт к повышению интереса к румынским удостоверяющим личность документам, которые всё чаще рассматриваются в качестве подходящего средства для трудоустройства в Европе или даже переезда на постоянное место жительства.

Либерализация визового режима и новые европейские реалии

В отличие от Молдовы, либерализация визового режима с Грузией и Украиной заняла больше времени. В первую очередь, этот процесс затянулся на несколько месяцев из-за пересмотра механизма приостановки безвизового режима с третьими странами.

Под давлением миграционного потока извне, кризиса беженцев и происходящих терактов (в Бельгии, Франции и т.д.), европейские официальные лица решили усовершенствовать механизм приостановки безвизового режима с третьими странами. Ранее процедуры были более сложными и не позволяли приостановить его действие столь быстро (уже через два месяца, против шести месяцев ранее) и на столь долгий срок (до более чем двух лет).

В результате последних изменений механизм стал более гибким, и он может быть задействован путём простого уведомления Комиссии одним из государств-членов ЕС. Более того, при поступлении уведомления от не менее 13 стран Евросоюза (простое большинство) Комиссия обязана вновь ввести визы на срок не менее девяти месяцев в отношении указанной группы граждан из соответствующей третьей страны. Если по итогам диалога с Европейской комиссией проблемы остаются нерешёнными, то Брюссель вправе продлить приостановку безвизового режима ещё на 18 месяцев, но уже для всех граждан третьей страны.

Причиной для запуска механизма приостановки безвизового режима может послужить ненадлежащее выполнение соглашения о реадмиссии, которое обязывает третьи страны принимать обратно иностранцев, нелегально прибывающих в Европу из этих стран или через их территорию.

Помимо этого, причиной приостановки безвизового режима может оказаться рост процента заявок на предоставление убежища и заявлений о выдаче вида на жительство в странах ЕС. К этой же категории относятся и увеличение количества отказов на въезд в страны Евросоюза, а также рост числа граждан, нарушивших срок пребывания (т.е. превысивших 90-дневный срок в течение 180 дней). Эти отклонения будут рассматриваться как злоупотребления в отношении безвизового режима, предоставляемого Евросоюзом, и служить чёткими предпосылками для запуска механизма приостановки данного режима. Кроме того, приостановка может быть инициирована в том случае, если граждане третьей страны несут в себе риски для внутреннего порядка и безопасности одной из стран ЕС (рост числа тяжких преступлений, совершаемых гражданами этой страны).

Нарушения, совершаемые молдавскими гражданами

По данным FRONTEX (агентство, ответственное за управление границами ЕС), Молдова часто фигурирует в верху списка тех третьих стран, чьи граждане нарушают положения ЕС о легальной миграции.

Так, по данным за 2016 год, Молдова находится на третьем месте, после Украины и Вьетнама, по числу граждан, которые пытались незаконно пересечь границу Евросоюза (См. Таблицу 2)

Таблица 2. Незаконное пересечение границы

 

2015, 4-й квартал

2016, 3-й квартал

% от общей цифры, 3-й квартал 2016 года

Украина

236

422

35

Вьетнам

122

187

16

Молдова

70

87

7.2

Российская Федерация

61

76

6.3

Афганистан

241

66

5.5

Источник: Frontex

Кроме того, молдаване находятся в числе лидеров рейтинга нелегального пребывания в ЕС, занимая третье место после Украины и Российской Федерации. (См. Таблицу 3)

Таблица 3. Нелегальное пребывание

 

2015, 4-й квартал

2016, 3-й квартал

% от общей цифры, 3-й квартал 2016 года

Украина

4981

5470

40

Российская Федерация

1748

2219

16

Молдова

1019

1349

9.9

Грузия

448

735

5.4

Беларусь

346

457

3.3

Источник: Frontex

Молдова входит в первую пятёрку третьих стран, гражданам которых чаще всего отказывают во въезде в ЕС. (См. Таблицу 4)

Таблица 4. Отказы во въезде

 

2015, 4-й квартал

2016, 3-й квартал

% от общей цифры, 3-й квартал 2016 года

Российская Федерация

7655

43829

65

Украина

7186

10402

15

Таджикистан

1512

2739

4.1

Молдова

1777

1633

2.4

Беларусь

2035

1506

2.2

Источник: Frontex

Наконец, молдавские граждане входят в число иностранцев, наиболее часто использующих поддельные документы. По этому показателю они уступают лишь гражданам Украины. (См. Таблицу 5)

Таблица 5. Поддельные документы

 

2015, 4-й квартал

2016, 3-й квартал

% от общей цифры, 3-й квартал 2016 года

Лидеры с точки зрения гражданства нарушителей

Украина

13

25

30

Молдова

20

20

24

Таджикистан

3

6

7.2

Лидеры среди стран, в которых были выданы поддельные документы

Молдова

12

20

24

Украина

10

17

20

Таджикистан

4

6

7.2

Источник: Frontex

Вместо заключения…

Безвизовый режим, предоставленный Молдове в 2014 году, упростил взаимодействие между молдавскими гражданами и европейским пространством, образующим Шенгенскую зону. Таким образом, увеличился поток людей, использующих биометрические паспорта для поездок в Европу.

Либерализация визового режима по-прежнему является полезным инструментом для привлечения жителей приднестровского региона, но её воздействие должно дополняться эффективной политикой по воссоединению страны, которая в настоящее время отсутствует.

Кризис в области безопасности, параллельно с обилием нелегальных мигрантов и кризисом беженцев, приведшие в замешательство страны ЕС в последние годы, заставили пересмотреть механизм приостановки безвизового режима с третьими странами. Чтобы страна не оказалась мишенью этого механизма, молдавские власти должны предотвращать поездки граждан, не отвечающих требованиям для посещения стран Шенгенской зоны. Кроме того, Кишинёв должен бороться с преступлениями, связанными с нелегальной иммиграцией (в том числе с нелегальным пребыванием и т.д.), которые были зафиксированы FRONTEX.

Либерализация визового режима сочетает в себе ряд преимуществ. Самым важным из них является положительное влияние на отношение молдавских граждан к их принадлежности к Молдове. Но это никоим образом не может компенсировать неспособность политического класса эффективно распоряжаться государственными средствами и общественным достоянием страны. Поэтому ухудшение социально-экономической и политической ситуации в стране может в любой момент ускорить темпы восстановления отношений между молдавскими гражданами и румынским государством.

Безвизовый режим следует рассматривать в качестве отправной точки европейской интеграции, а ни в коем случае не как её конечный результат. Поэтому параллельно с выполнением обязательств, связанных с либерализацией визового режима, необходимо строго выполнять Соглашение об ассоциации / УВЗСТ с Евросоюзом. Чем больше осязаемых результатов, таких как либерализация визового режима, даст европейская интеграция, тем прочнее станет приверженность граждан европейскому вектору Молдовы.

 

Дионис Ченуша

 


IPN

www.vedomosti.md

Сказки молдавского премьера или почему Молдова не вступит в Евросоюз

Руководству ЕС и представителям ведущих стран Старого Света не имеет смысла принимать на обеспечение нищее воровское государство с уничтоженной инфраструктурой.

Большинство румынских и молдавских СМИ этим утром поспешили процитировать главу кабмина Молдовы П.Филипа. Политик выразил надежду, что в 2019 году молдавское государство получит реальные перспективы вступления в ЕС.

По мнению премьер-министра, это станет возможным, благодаря началу председательства Румынии в Совете союза стран Старого Света.

«Мы хотим пойти по пути стран восточных Балкан, чтобы в рамках Восточного партнёрства получить четкую перспективу присоединения к ЕС», — сказал Павел Филип.

Что ж, на данный момент эта цитата из выступления молдавского политика является не чем иным, как сказкой, направленной на увеличение популярности среди проевропейского электората правящей в стране демпартии.

Более того, мы уверены, что с приближением нового года, а значит, и парламентских выборов, аналогичные многообещающие комментарии руководства страны станут обыденностью и будут слышны с трибун органов госвласти чуть ли не ежедневно!

Ведь нужно же демократам отбирать голоса у Санду с Нэстасе и Шалару с Гимпу?!

Однако почему же мы твёрдо уверены, что речь Филипа является всего лишь очередной популистской сказкой, а Молдова никогда не вступит в ЕС?!

Попытаемся ответить на этот вопрос по пунктам.

Неразрешенный конфликт с Приднестровьем. За годы безудержной евроинтеграции правящие проевропейцы так и не смогли предложить жителям левобережья каких-либо реальных перспектив воссоединения.

Более того, в погоне за желанием выслужиться перед США правящие прозападные политики систематически выступают с русофобскими инициативами, что лишь отдаляет приднестровцев от Кишинёва.

Кстати, предложение румынских неонацистов отказаться от Приднестровья и Гагаузии никогда не будет поддержано на Западе.

Ведь после этого даже страны НАТО будут вынуждены признать независимость этих регионов со всеми вытекающими перспективами…

Катастрофически высокий уровень коррупции во всех органах государственной власти. Фактически все свои сбережения правящие в стране олигархи сколотили из проданного за бесценок советского промышленного наследия и украденных дотаций стран Запада.

Руководству ЕС и представителям ведущих стран Старого Света не имеет смысла принимать на обеспечение нищее воровское государство с уничтоженной инфраструктурой, катастрофически низким уровнем социального обеспечения жителей и, самое главное, преступным уровнем коррупции.

Высокий поток трудовой миграции. На фоне затянувшегося миграционного кризиса, связанного с конфликтами на Ближнем Востоке и в Северной Африке, руководство западноевропейских стран не будет создавать очередной источник безостановочной трудовой миграции.

Ведь в случае вступления в ЕС для молдаван окончательно упростятся правила перемещения и трудоустройства в странах европейского континента.

«Виноградное лобби» Греции, Италии и Испании. Этим государствам, которые традиционно обеспечивают большинство европейских потребителей сельскохозяйственной продукцией и вином, не имеет смысла уравнение прав с молдавскими фермерами.

Ведь наши недорогие овощи, фрукты и виноматериалы имеют реальные шансы занять достойное место на прилавках магазинов, сократив прибыль своих южноевропейских конкурентов.

Отсутствие выхода к морю. Этот вроде бы незначительный момент также оказывает влияние на европейские перспективы Молдовы.

К сожалению, наше государство не имеет выгодного географического расположения — выхода к морю с возможностью размещения портов, также не является государство днестровского региона и транзитёром какой-либо продукции по своим автомобильным и железным дорогам.

Отсутствие заинтересованности у действующего прозападного руководства страны. Откровенно говоря, самый важный аспект. Наверное, сегодня лишь безудержные романтики и слепые фанаты Санду и Плахотнюка всё ещё верят, что прозападной элите выгодно вступление в ЕС.

Зачем коррупционерам лишние глаза еврокомиссаров, зачем фактическим хозяевам региона указки иностранных бюрократов, зачем действующим властям, использующим контрабанду как один из ведущих элементов ведения бизнеса, следовать каким-то законам?!

И таких «зачем» при желании можно набрать очень много…

Кстати, в заключение нашей небольшой публикации стоит напомнить, что столь пессимистические взгляды — это не наши домыслы, основанные на гаданиях.

Не видят Молдову в составе ЕС и многие политики стран Старого Света. О нецелесообразности вступления Кишинёва в дружную семью европейских стран заявляли: депутат Европарламента от Германии Михаэль Галер, немецкий посол в Румынии Корд Майер-Клодт, президент ФРГ Вальтер Штайнмайер, еврокомиссар по вопросам расширения и добрососедства Хан Йоханнес, а также многие другие.

Что ж, в сложившейся ситуации самое парадоксальное заключается в том, что победить в стране коррупцию, урегулировать конфликт с Приднестровьем и повысить уровень социального обеспечения пытаются левые политические силы Молдовы, которые уж никак нельзя назвать евроинтеграторами.

Но это совсем другая история…

Александр Медведев,
Молдова, Бельцы

news-front.info

Молдавия: Три года безвиза с Евросоюзом — итоги и перспективы | Политика | ИноСМИ

Уже больше трех лет граждане Молдавии могут въезжать без виз в страны Шенгенской зоны. Безвизовый режим не решил всех проблем, но значительно повлиял на миграционную динамику. В частности, число молдавских трудовых мигрантов, отправляющихся в Россию и Евросоюз, практически сравнялось, в то время как раньше львиная доля приходилась на РФ.

Правом на въезд в Шенгенскую зону по биометрическому паспорту в трехмиллионной Молдавии за три года воспользовались порядка 1 млн человек. Общее число поездок, большая часть которых пришлась на Румынию, составило примерно 14 млн. Активнее всех посещали страны ЕС молодые люди в возрасте 26-35 лет.

За эти три года молдавские граждане, работающие за рубежом, существенно изменили географию своих поездок. Точного количества обладателей молдавского паспорта, отправляющихся на заработки за рубеж, не знает никто, но оценки колеблются от 800 тысяч до 1 миллиона человек, постоянно находящихся за границей.

Поскольку это трудовое множество подвижно — одни приезжают домой, другие сменяют их на заработках — почти все живущие в Молдавии лица трудоспособного возраста, возможно, хотя бы раз в жизни побывали в роли гастарбайтеров. И если, по данным Национального бюро статистики, в 2015 году примерно две трети из них направились на заработки в Россию, то к началу 2017-го на Россию пришлась лишь треть трудовой миграции. Еще по трети — на страны ЕС и остальную часть мира, от Украины до США и Канады. По данным Национального банка Молдавии, на 1 февраля 2017 года 45,3% переводов от работающих за границей приходило из стран СНГ и 54,7% — из остальной части мира. Такие переводы эквивалентны примерно четверти ВВП страны. Эти изменения можно смело отнести к «тихим» успехам безвиза.

Против безвиза активно выступала и выступает Россия, используя местное лобби. Ее цель — максимальная изоляция Молдавии от Запада и превращение ее в инструмент Кремля в этой части Европы. Это стало причиной жесткой борьбы в подготовительный период, когда встал вопрос о принятии ряда законодательных актов с целью закрепления верховенства закона и недопущения дискриминации меньшинств, улучшения пограничного контроля и уровня защищенности документов (биометрические паспорта), и достижения «видимого прогресса» в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и незаконной миграцией. Это стандартные требования, предъявляемые ЕС ко всем странам, претендующим на свободный режим въезда в Шенгенскую зону.

Характерно, что Россия пользовалась совершенно однотипными пропагандистскими клише для очернения безвиза в Молдавии, Грузии и Украине. Однотипной была и почва для этой пропаганды. Непродуманная национальная политика в начале 1990-х и умелые ответные действия Москвы по разжиганию национальной и языковой розни породили расколы на этой почве. В результате, лица, не владевшие или недостаточно владевшие государственным языком, стали искать защиты и покровительства у России, становясь восприимчивыми к ее пропаганде, целью которой было закрепление их обособленности всеми мыслимыми способами.

Так, в Молдавии, опираясь на советские мифы и обращаясь, в основном, к жителям сельской местности и гражданам старшей возрастной группы, российская пропаганда разжигает противостояние между русскоязычными и «молдаванами», объявленными в СССР отдельной от румын нацией для оправдания захвата Бессарабии. Одновременно Кремль пугает и тех, и других аннексией Молдавии Румынией и «приходом румынских жандармов», и позиционирует Москву как покровителя Молдавии.

В результате этих манипуляций население республики разделено на три части: стоящих на твердо пророссийских позициях, на твердо прорумынских (поскольку большинство сторонников «европейского пути» являются также сторонниками объединения с Румынией) и колеблющихся. За мнения и голоса последних и шла борьба в период реформ, необходимых для получения безвиза. При этом пророссийское лобби вело бои за каждую поправку в закон, блокируя их всеми способами и делая ставку на уличные протесты.

Набор аргументов, которые оно приводило, был стандартным: ЕС потребует введения виз с Россией; Россия сама введет визы, и молдаване не смогут ездить туда на заработки; РФ перестанет покупать молдавскую плодоовощную продукцию; и принятие новых законов размывает традиционные для Молдавии православные ценности. Любимой темой стал закон о недопущении дискриминации меньшинств, который пророссийская пропаганда представляла как закон в защиту ЛГБТ. Это не соответствовало действительности, поскольку об ЛГБТ в обширном документе упоминалось лишь дважды. Такое освещение оказывало воздействие на значительную часть общества, хотя большинство представленных аргументов были лживыми.

Ситуация усугублялась растянувшимся почти на шесть лет политическим кризисом в связи с пошаговым отстранением от власти Партии коммунистов во главе с Владимиром Ворониным. В 2009-2010 годы в стране трижды проходили парламентские выборы. В ходе беспорядков были подожжены здания парламента и администрации президента. После выборов 2010-го парламент еще два года не мог сформировать большинство и балансировал на грани роспуска, в то время как новые досрочные выборы грозили стране полной потерей управляемости.

Сторонники сближения с ЕС, противостоящие популистской пропаганде пророссийских политиков, были вынуждены прибегнуть к аналогичным приемам. В результате значимость безвиза в общественном сознании оказалась сильно преувеличена. Хотя работа по разъяснению реальной ситуации тоже велась, она почти не давала эффекта. Страсти в обществе были накалены до предела, уводя противостояние в чисто лозунговую область.

Ратовавшим за сближение с ЕС удалось тогда расширить свою поддержку. К моменту введения безвиза, его, согласно опросам, приветствовало порядка 60% населения. Но как только ожидания вошли в противоречие с реальностью, маятник мнений качнулся в обратную сторону.

Парламентские выборы в ноябре 2014 года, состоявшиеся через семь месяцев после старта безвиза, стали скромной победой проевропейских партий. Вместе они получили 55 мандатов из 101, что позволило, хотя и с минимальным перевесом, сформировать правящую коалицию. Однако в марте 2015-го главой Гагаузской автономии в первом же туре была избрана ставленница пророссийской Партии социалистов.

Затем разразился банковский скандал: через серию кредитных афер, в которых оказались замешаны представители едва ли не всех парламентских сил, из Молдавии было выведено около миллиарда долларов. «Дело о миллиарде» дало толчок к обострению политической борьбы, что заставило власти несколько активизировать антикоррупционные усилия.

Но публичные скандалы в режиме нон-стоп связывают «европеизацию» и коррупцию в сознании далекого от политики «человека с улицы» так же прочно, как уже связаны в нем «демократия» и экономическая катастрофа начала 90-х. Причем пророссийские агенты влияния делают все, чтобы эта связка крепла. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность победы социалистов на предстоящих парламентских выборах и реставрации однопартийной, по сути, системы в духе Воронина.

Несомненно, за последние четыре года Молдавия достигла успехов на пути европейских реформ. Страна демонстрируют рост ВВП, экспорта, резервов Нацбанка. Экспорт медленно, но неуклонно, год от года переориентируется с России на ЕС (65,1% в 2016 против 61,9% в 2015). В этих достижениях можно проследить и вклад безвиза. Но, вместе с тем, в них нет ничего настолько яркого, что позволило бы перекрыть растущее недовольство, вызванное коррупционными скандалами и медленным ходом реформ.

Что касается безвиза, то он, при бесспорном позитивном влиянии, не принес, и не мог принести, резких улучшений. Граждане Молдавии, способные доказать, что их предки жили на территории правобережной Бессарабии в период с 1918 по 1940 год, имеют право на румынское гражданство. Сотни тысяч воспользовались этим правом, получив возможность, по мере открытия для румын Шенгенской зоны, свободно перемещаться по Европе.

Конечно, были и те, кто не имел права на гражданство Румынии, или находился в процессе его получения, который порой растягивался на несколько лет. Для них введение безвиза стало ценной возможностью. Но ничего принципиально нового безвизовый режим в жизнь Молдавии не привнес. Он дал еще одну возможность, но путь от этой возможности к успеху по-прежнему укладывается в известную фразу Уинстона Черчилля: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Безвиз — лишь калитка, выводящая на дорогу, которую надо пройти, превозмогая разочарования и не теряя надежды.

Сергей Ильченко — украинский и молдавский журналист и политолог, живущий и работающий в Киеве. Специализируется на исследовании конфликтов на постсоветском пространстве. Работал в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике в качестве независимого журналиста, где был арестован за свою работу. Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции EurasiaNet.org.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *