Молдова медленно превращается… медленно превращается в Румынию
Вопрос отставки правительства в Молдове обсуждался давно. Такое требование выдвигали протестующие еще осенью, и связано это было с их неудовлетворенностью экономической политикой и недовольством ухудшением качества жизни в стране. До недавнего времени сохранялась неопределенность в том, удастся ли избежать более глубокого падения и обеспечить страну энергоресурсами в течении всего зимнего периода, поэтому отставка откладывалась с расчетом на то, что уходящая Н. Гаврилица могла бы принять на себя полную ответственность за неудачи. Отставка кабинета оказалась формальностью не только потому, что почти все министры сохранили свои должности, но и главным образом ввиду того, что ключевые решения до сих пор принимала президент Майя Санду. Именно поэтому ожидать смены экономической политики или стиля политического руководства не стоит. Однако появились новые акценты — на проблемах безопасности, и очень заметна стала стремительная эволюция режима М.
Худшее за весь период независимости руководство Молдовы теряет внутреннюю повестку и пытается перенести акцент на внешние вопросы. Если предположить, что возобновление Приднестровского конфликта станет для правобережной Молдовы катастрофой, то по аналогии с экономическими вопросами такое развитие может быть целью М. Санду и ее окружения как фактор ускорения процесса поглощения Молдовы Румынией. А это значит, что невероятные с точки зрения здравой логики сценарии становятся все более вероятными.
О положении дел в стране
Вопрос отставки правительства в Молдове обсуждался давно. Такое требование выдвигали протестующие еще осенью, и связано это было с их неудовлетворенностью экономической политикой и недовольством ухудшением качества жизни в стране. Уровень инфляции в Молдове по итогам 2022 г. составил 30,24%, что является рекордным показателем с начала века. Сильнее всего подорожали электроэнергия, уголь и газ. ВВП Молдовы за год снизился на 4% в основном за счет падения производственного сектора.
До недавнего времени сохранялась неопределенность в том, удастся ли избежать более глубокого падения и обеспечить страну энергоресурсами в течении всего зимнего периода, поэтому отставка откладывалась с расчетом на то, что уходящая Н. Гаврилица могла бы принять на себя полную ответственность за неудачи. Отставка кабинета оказалась формальностью не только потому, что почти все министры сохранили свои должности, но и главным образом ввиду того, что ключевые решения до сих пор принимала президент Майя Санду. Именно поэтому ожидать смены экономической политики или стиля политического руководства не стоит. Однако появились новые акценты — на проблемах безопасности, и очень заметна стала стремительная эволюция режима М. Санду в сторону авторитаризма.
Дмитрий Офицеров-Бельский:
Молдова у горизонта событий
Новый премьер-министр Молдовы Дорин Речан до назначения на этот пост был советником президента в области обороны и безопасности, секретарем Высшего совета безопасности Республики Молдова, а еще раньше — министром внутренних дел. Несмотря на то, что он не является типичным представителем силовых служб, его опыт в этой сфере может быть очень востребован. При дальнейшем ухудшении ситуации в стране М. Санду сможет рассчитывать разве что на силовые инструменты борьбы с политическими оппонентами и протестующим населением. Необходимо отметить, что это выходит за рамки молдавской политической культуры, для которой всегда было характерно предпочтение консенсуса конфликту. Однако в октябре прошлого года уже имел место силовой разгон протестующих, были заведены уголовные дела на бывшего президента Игоря Додона и бывшего генпрокурора Александра Стояногло; под угрозой преследования оказались многие видные социалисты. В том же ключе расширения авторитарного контроля в Молдове фактически была введена цензура — в декабре 2022 г. было запрещено вещание шести оппозиционных русскоязычных каналов.
Страна живет в режиме чрезвычайного положения с октября 2021 г. Первоначально он был введен в связи с угрозой прекращения поставок газа, а затем регулярно продлевался из-за кризиса в энергетике и в контексте ситуации на Украине. В период действия режима ЧП разрешены отдельные отступления от законодательства, ограничивается право на митинги, комиссия по чрезвычайным ситуациям может вводить нормированное потребление природного газа и иных источников энергии, выделять средства из бюджета, контролировать работу СМИ и принимать другие чрезвычайные меры. Режим чрезвычайной ситуации дал в руки части молдавского руководства немало инструментов, отказываться от которых, по всей видимости, не планируется. Партия «Шор» даже обращалась в конституционный суд в декабре 2022 г., увидев в постоянных продлениях режима чрезвычайной ситуации нарушение основного закона. Однако главным результатом этого стало недавнее двухкратное повышении заработных плат судьям Конституционного суда и Высшей судебной палаты.
Об интеграции в ЕС
М. Санду нечем привлечь молдавское общество, кроме обещания интеграции страны в ЕС. При этом остается открытым вопрос о том, будет ли это самостоятельная интеграция или же уния с Румынией. В той или иной форме возможность европейской интеграции эксплуатировали все политические силы Молдавии. Однако ожидать, что страна в обозримой перспективе будет соответствовать критериям членства, не приходилось, поэтому в основном под европейской интеграцией всегда имелось в виду присоединение к Румынии.
Впрочем, у объединения больше противников, чем может показаться на первый взгляд. Среди представителей молдавской элиты распространено мнение, что румынские элиты лишат их активов; население убеждено, что румыны воспринимают молдаван как людей второго сорта, что в целом правда; гагаузы и приднестровцы готовы бороться за свою идентичность. Но самое интересное, что в Румынии долгое время было распространено мнение, что рано или поздно объединение обязательно произойдет, но пока оно преждевременно, а нынешний этап можно использовать для своего рода экономической колонизации соседней страны. Выгоды такого подхода очевидны: румыноязычное население, низкие зарплаты, некогда дешевая электроэнергия молдавской ГРЭС, отсутствие европейского регулирования и жестких экологических ограничений.
О румынизации
Иван Тимофеев:
Выгодообретатели
Именно поэтому в деле румынизации страны началась спешка. 2 марта в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий изменение во всех законодательных актах, в том числе в конституции, словосочетания «молдавский язык» на «румынский язык». В тот же день были внесены правки в закон о статусе офицера информации и безопасности — новая редакция документа позволяет сотрудникам молдавских спецслужб иметь гражданство стран ЕС. Речь идет, прежде всего, о легализации румынского гражданства, которым многие и так обладают, однако такие нововведения открывают дорогу к приему иностранных сотрудников.
О М. Санду и ее позиции
Возможно, у гражданки Румынии М. Санду в вопросе присоединения Молдовы к Румынии есть и вполне личные мотивы. Это может сделать ее популярность колоссальной, достаточной для того, чтобы с успехом побороться за президентское кресло, на этот раз уже в единой стране. Даже без этого у бывшего румынского премьер-министра Виктора Понта совсем недавно были основания утверждать, что вряд ли кто сможет составить ей конкуренцию, реши она баллотироваться: «В Румынии больше никого не осталось. А Майю Санду любят в Брюсселе, любят в Берлине, любят в Вашингтоне».
Впрочем, несмотря на то, что вопрос о том, кого любят сами румыны, даже не ставится, популярности М. Санду могут помешать катастрофические результаты экономической политики в Молдове. Хотя трактовать происходящее можно по-разному. Автор уверен, что М. Санду намеренно ведет страну к крайнему обнищанию и разрушению, делая таким образом перспективу объединения с Румынией безальтернативной.
О роли Приднестровья
Существует распространенное ошибочное мнение, что унии Молдавии и Румынии может помешать то, что Кишинев не контролирует левобережную часть страны. Действительно, этот русскоязычный регион практически невозможно представить себе в составе единой Румынии, которая никогда не сможет предложить сохранение языковых прав и даже минимальной автономии. В позиции Бухареста в этом вопросе невозможны изменения по той причине, что тогда придется предоставить аналогичные права трансильванским венграм, а это главный кошмар румынского политического класса.
Однако уния может состояться, даже если приднестровский вопрос останется нерешенным. Почти два десятилетия назад Кипр вступил в ЕС несмотря на то, что правительство не контролирует северную часть острова, где располагается поддерживаемая Турцией самопровозглашенная республика. Замороженный конфликт, несовпадение признанных и реальных границ и отсутствие перспектив решения вопроса никого тогда не смутили.На протяжении трех десятилетий у двух берегов Днестра сформировалась своего рода симбиотическая форма сосуществования. В ее основе лежат как человеческие контакты, так и бизнес, интересы которого постепенно претерпевают изменения. Не секрет, что в экономической сфере отношения Приднестровья с прозападным молдавским руководством до сих пор развивались в положительном ключе. За 2021 г. экспорт ПМР вырос на 48% и достиг 938,9 млн долл., что говорит о том, что никакой реальной блокады непризнанной республики на самом деле нет. Основным потребителем приднестровской продукции является правобережная Молдова (298,5 млн долл.
Любовь Шишелина:
«Восточная линия» В. Орбана и возвращение к традиционной геополитике
Вероятно, именно с этим связана актуализация приднестровского вопроса в последние дни, настойчивое повторение заявлений о русской угрозе и принятие закона о сепаратизме в феврале. У широких масс населения в самой Молдове нет стремления возобновить конфликт и ворваться на танках в Приднестровье. К силовому решению Кишинев не готов еще и ввиду недостаточной боеготовности собственной армии и достаточно высокой боеготовности вооруженных сил Приднестровья и России на левобережье. Конечно, нельзя забывать о таких факторах как затратности конфликта для бюджета, зависимости от поставок электроэнергии из Приднестровья и неготовности принять наделенное всеми правами русскоязычное население. Этих аргументов против силового решения приднестровского вопроса должно быть более чем достаточно для того, чтобы не следовать конфликтному сценарию. Но только в том случае, если исходить из презумпции рациональности молдавского руководства и его готовности следовать национальным интересам. Как минимум последнее становится все менее очевидным.
Вместе с тем возрастают риски провокаций с украинской стороны, которые могут привести к вторжению ВСУ на территорию Приднестровья. Украина подтверждает концентрацию войск на границе с Приднестровьем, то ли шантажируя, то ли провоцируя, то ли действительно готовясь расширить зону конфликта, исходя из своих целей. Нельзя исключать и диверсии в отношении склада российских боеприпасов в селе Колбасна. Последствия подрыва боеприпасов будут катастрофическими — согласно расчетам, полное разрушение кирпичных и бетонных стен угрожает домам в радиусе до 4,5 км. В этом случае возможна международная интервенция в Приднестровье под гуманитарным и иными предлогами.
Стоит отметить, что в регионе возможность конфликта воспринимают достаточно серьезно. Венгерский лоукостер «Wizz Air» прекратил полеты из Кишинева, отменены сотни рейсов молдавской авиакомпании «Air Moldova» на март, а политические элиты Румынии практически не скрывают, что обеспокоены конфликтными нарративами, которые распространяет Кишинёв, и требуют прекратить провокации с неизбежным втягиванием Бухареста.
***
Так или иначе, худшее за весь период независимости руководство Молдовы теряет внутреннюю повестку и пытается перенести акцент на внешние вопросы. Если предположить, что возобновление приднестровского конфликта станет для правобережной Молдовы катастрофой, то по аналогии с экономическими вопросами такое развитие может быть целью М. Санду и ее окружения как фактор ускорения процесса поглощения Молдовы Румынией. А это значит, что невероятные с точки зрения здравой логики сценарии становятся все более вероятными.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
«Молдова с прошлого года активно милитаризуется» | Статьи
Любое переформатирование миротворческой операции в Приднестровье возможно лишь после окончательного урегулирования отношений Кишинева и Тирасполя, которое при этом будет учитывать волю приднестровцев. Пока же обеспечить мир и безопасность в регионе можно только путем переговоров в рамках сохраняющейся миротворческой операции, которая доказала свою успешность. Такое мнение в интервью «Известиям» высказал глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев. Дипломат также рассказал о том, почему принятый недавно Кишиневом закон об уголовной ответственности за сепаратизм осложнил ход переговоров ПМР и Молдавии, и о том, сколько граждан Украины осело в республике за последний год.
Во время встречи председателя ОБСЕ Буяра Османи и президента Приднестровской Молдавской Республики Вадима Красносельского в Тирасполе
Фото: официальный сайт президента Приднестровской Молдавской Республики
«Приднестровье не должно рассматриваться как объект военных манипуляций»
— К началу этой недели появилось много тревожных сообщений о том, что на границе с Приднестровьем стоит большой контингент ВСУ и есть шанс, что украинские войска ударят по российской базе в Приднестровье. Как вы оцениваете такие риски и какая сейчас обстановка в республике?
— Я человек невоенный и военных оценок давать не буду. Скажу, что Приднестровье уже в течение года находится в очень непростой ситуации. Прошлой весной мы подверглись целой серии терактов, ситуация в целом достаточно напряженная, и у нас сейчас по-прежнему действует «желтый» код террористической угрозы.
Мы наблюдаем определенную динамику и с украинской, и с молдавской стороны, но делаем всё, чтобы не допустить эскалации напряженности. Самое главное — Приднестровье никому не угрожает, Украине тоже не угрожает.
Напомню, 14 февраля у нас в гостях был действующий председатель ОБСЕ Буяр Османи, который встречался с президентом Приднестровья Вадимом Красносельским. И в рамках этой встречи господин Османи поблагодарил президента персонально за его личный вклад в обеспечение мира и безопасности, что сыграло решающую роль в это непростое время. Я полагаю, что это признание миротворческой позиции Приднестровья и готовности к конструктивным решениям со стороны ОБСЕ имеет положительное значение, потому что говорит о том, что Приднестровье ни для кого не является угрозой и не должно рассматриваться как объект военных манипуляций.
Напомню, с конца февраля прошлого года через Приднестровье проехало более 65 тыс. граждан Украины, более 20 тыс. остались постоянно жить у нас. Дети ходят в сады, школы. Мы не получали внешней поддержки со стороны международных организаций, а своими силами обеспечили всем необходимым людей. Поэтому во многом мы применяем и на практике определенные действия, чтобы нормализовать региональную обстановку.
Миротворческий пост РФ на мосту через Днестр в Бендерах
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
«Альтернативы миротворческой операции нет»
— Одним из самых резонансных заявлений последних дней стали слова премьера Молдавии Дорина Речана о том, что Приднестровье необходимо демилитаризовать, вывести оттуда российские войска, а после этого — интегрировать жителей региона экономически и социально. Насколько реально, что Кишинев попытается реализовать эти планы на практике уже в ближайшем будущем?
— Мы знакомы с этим заявлением. Хочу обратить внимание, что такого рода тезисы, декларации и заявления из уст молдавских представителей мы слышим на протяжении почти 30 лет. Раньше об этом и госпожа [президент Молдавии Майя] Санду заявляла.
Тезисы о том, что необходимо переформатировать миротворческую операцию, о том, что она себя изжила и надо выводить российские войска, мы расцениваем как спекулятивные. Они не имеют ничего общего с реальностью. Потому что Приднестровье, Россия и другие участники переговорного процесса исходят из того, что [сначала] необходимо достичь устойчивого, окончательного урегулирования конфликта между Молдовой и Приднестровьем. А мы считаем, что оно должно носить справедливый характер и учитывать волю приднестровцев, которые избрали независимый характер развития. И единственный способ думать о переформатировании миротворческой операции возможен только после того, как мы окончательно придем к урегулированию наших отношений и поставим точку в конфликте. Но до этого заниматься этим неправильно и контрпродуктивно. Нельзя телегу ставить впереди лошади. То есть причинно-следственная связь сильно нарушена.
Если молдавское руководство желало бы скорейшего урегулирования, то, наверное, оно более активно занималось бы переговорами с Приднестровьем и не отказывалось от встреч на разных уровнях, в том числе на высшем уровне (мы восемь раз приглашали президента Молдовы к такому диалогу, но был отказ), исполняло бы ранее взятые на себя обязательства. Напомню, мы подписали более 180 документов за почти 30 лет переговорного процесса. Последний пакет документов, который был подписан в 2016–2018 годах между Молдовой и Приднестровьем, тоже не исполняется.
Есть еще и много мер давления — ограничения на поставки продуктов питания и лекарственных препаратов, закон о сепаратизме и другие статьи, которые позволяют применять против приднестровцев массовые репрессии в рамках уголовного преследования в Молдове. Всё это крайне деструктивные шаги, они говорят о том, что Кишинев не готов к нормальному, цивилизованному диалогу. А это очень опасная тенденция. Поэтому мы считаем, что альтернативы миротворческой операции нет, никаких спекуляций в этой сфере быть не должно. Обеспечить мир и безопасность можно только путем переговоров в рамках сохраняющейся миротворческой операции, которая доказала свою успешность.
Новый премьер-министр Молдавии Дорин Речан выступает в парламенте
Фото: TASS/EPA/DUMITRU DORU
— То есть, исходя из ваших слов, можно сделать вывод, что Дорин Речан ничего принципиально нового не сказал?
— Резоны и мотивация молдавской стороны для меня загадка. Но с формальной точки зрения мы действительно ничего нового для себя не услышали. Другое дело, что контекст сегодня очень напряженный — украинский конфликт и много других негативных факторов, которые накладываются один на другой. И плюс ко всему Молдова как минимум с прошлого года активно милитаризуется. Она уже давно освоена НАТО и Западом, это государство, которое, на наш взгляд, абсолютно не соблюдает принцип нейтралитета. Но с точки зрения риторики мы ничего нового не услышали. Мы рассчитываем на то, что молдавская сторона продолжит те усилия, которые направлены на сохранение мира и безопасности.
«Ясности, как мы технически будем вести диалог с Кишиневом, пока нет никакой»
— В конце минувшей недели представители Молдавии и Приднестровья провели переговоры в Тирасполе, на которых обсуждали ситуацию после принятия в Кишиневе закона об уголовной ответственности за сепаратизм, который вы уже упомянули. После этой встречи вы сказали, что отныне все должностные лица ПМР будут вынуждены отказаться от переговорного процесса из-за невозможности посещать Кишинев. Возможен ли переговорный процесс, если он будет проходить исключительно на территории ПМР?
— Я так не мог высказаться. В силу профессии и как приднестровец я делаю всё, чтобы обеспечить переговорный механизм. Я сообщил молдавскому визави, что любому приднестровцу может угрожать этот закон, включая меня и представителей моей переговорной команды. Кстати, наш недавний гость господин Османи, глава МИД Северной Македонии, заявил о том, что также считает, что этот закон будет мешать переговорному процессу.
Поэтому я потребовал гарантии безопасности. Но ясности, как мы технически будем вести диалог, пока нет никакой, поскольку мой визави отказался давать гарантии и четко, детально прояснять, как он видит имплементацию этого законопроекта.
Мы пытаемся нивелировать любые препятствия для диалога, поэтому и настаивали, чтобы молдавская сторона не принимала политически мотивированных репрессивных законодательных изменений. Но Кишинев тем самым пытается вытолкнуть нас из переговорного процесса или подтолкнуть к каким-то ответным действиям. Я этого не могу исключать. Более того, наша история говорит, что так бывало. Поэтому для нас ценность переговорного процесса тем более возрастает многократно. И мы, безусловно, нацелены на диалог и открыты к тому, чтобы проводить его в любых форматах и режимах, но эти режимы должны в полной мере обеспечивать безопасность каждого участника.
Президент Молдавии Майя Санду и президент Финляндии Саули Ниинистё принимают участие в панельной дискуссии на Мюнхенской конференции по безопасности в Мюнхене
Фото: REUTERS/Wolfgang Rattay
— В начале прошлой недели президент Молдавии Майя Санду заявила об опасности госпереворота с участием оппозиционных сил, а выступая на Мюнхенской конференции, прямо обвинила Россию в ведении гибридной войны против республики и в спонсировании протестов, которые прошли 19 февраля в Кишиневе, с целью свергнуть правительство Дорина Речана. Для чего так активно нагнетается тезис о российской угрозе?
— Отношения России и Молдовы уже имеют исторический багаж, и они достаточно непростые. Нас как приднестровцев беспокоят те действия, которые направлены на закрытие школ с русским языком, детских садов, когда дети вынуждены ездить ради школ и садов с русским языком на территорию Приднестровья, запрет георгиевской ленты, действия по запрету на трансляцию русских СМИ, российских телеканалов, запрет на показ фильмов о Великой Отечественной войне. Мы считаем эти действия деструктивными.
Что касается вопросов угроз, тут в первую очередь надо узнать у молдавского руководства, что они имеют в виду. Мы считаем, что от нормализации российско-молдавских отношений в первую очередь выиграют люди, в том числе сами молдаване. Но те действия, которые страна принимала на протяжении многих лет, носили, мягко говоря, не очень дружественный характер. Поэтому здесь вопросы больше к российской дипломатии.
Церемония передачи армии Молдавии первой партии немецких бронетранспортеров Piranha
Фото: TASS/EPA/DUMITRU DORU
«Милитаризация Молдовы — это определенный элемент нагнетания ситуации»
— Пока официально Молдавия продолжает придерживаться нейтралитета, да и большинство населения против вступления в НАТО. Однако молдавские власти всё чаще заигрывают с идеей примкнуть к альянсу. Возможна ли в будущем с Молдавией такая же история, как с финнами и шведами?
— В жизни возможно всё. Не берусь тут давать каких-то однозначных прогнозов. Но если вы полагаете, что активное сотрудничество Молдовы с НАТО возникло только в период президентства госпожи Санду, то это глубочайшая ошибка. Молдова развивает свои отношения с НАТО последние 15 лет. Два из трех центров НАТО были открыты в Молдавии еще лет 5–6 назад. Военный советник США, который стал постоянным представителем министерства обороны Молдовы, появился при Игоре Додоне, что важно помнить. Молдова имеет стратегический план партнерства с НАТО с 2006 года. Представители вооруженных сил республики участвуют в натовских операциях, в том числе в Косово, уже много лет. Молдова получает технологическую помощь, натовские специалисты готовят ее армию, и, согласно военной доктрине, к 2030 году ее армия должна перейти полностью под натовские стандарты. Это всё процессы, которые приходят к своему завершающему этапу, и поэтому на них стали обращать внимание, хотя Приднестровье говорило об этом многие годы назад.
И конечно, нас беспокоит милитаризация Молдовы — всё это определенный элемент нагнетания ситуации и никак не добавляет спокойствия на Днестре. Это факт. А что касается будущего, не берусь давать прогнозов. Моя главная задача — сделать всё, чтобы мир, безопасность и интересы граждан Приднестровья, включая и интересы 220 тыс. граждан России, которые постоянно живут в нашей стране, были соблюдены.
Всемирный банк в Молдове: новости развития, исследования, данные
Перейти к основной навигацииЭта страница в:
Эта страница в: Английский
- Романа
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Наращивание инвестиций частного сектора в ключевые отрасли, жизненно важные для экономического роста Молдовы: IFC и Всемирный банк
Наращивание инвестиций частного сектора в ключевые отрасли, жизненно важные для экономического роста Молдовы: IFC и Всемирный банк
Профиль страны Восточного партнерства по безопасности дорожного движения
Профиль страны Восточного партнерства по безопасности дорожного движения
Открыть данные При выборе изменить данные ВВП Молдовы сократился на 0,9 процента во втором квартале 2022 года, что в целом привело к нулевому росту в первом полугодии
Война на Украине и недавняя засуха создали серьезные проблемы для экономики Молдовы. Сбои в торговле, снижение притока иностранного капитала и высокая инфляция серьезно сказываются на частном потреблении и инвестициях. ВВП сократится на 0,7 процента в 2022 году с медленным восстановлением в последующие годы при условии, что война не будет продолжаться. Прогнозируется, что более одиннадцати тысяч человек окажутся за чертой бедности. Подробнее
Оставайтесь на связи
Что нового
Последние события
Оставайтесь на связи
Подпишитесь на наши новости
ОТПРАВИТЬМолдавия | Страсбург Европа
перейти к содержаниюСтрасбург европейский номер
0,00€ 0 Корзина
Facebook-f Твиттер Инстаграм Flickr YouTube RSS
Поиск
Информационный центр европейских институтов
Поиск
Фейсбук Твиттер Инстаграм Flickr YouTube RSS
Центр информации европейских институтов (CIIE)
- Присоединение к Совету Европы: 1995
- Площадь: 33 700 км²
- Население: 3,56 миллиона жителей (2014 г. )
- Столица : Кишинев
- Официальный язык: молдавский (румынский)
- Преобладающая религия: восточная православная
- Политический режим : Республика
- Глава государства: президент Майя САНДУ избрана 15 ноября 2020 года
- Глава правительства: Дорин Речан Премьер-министр с 16 февраля 2023 года
- Официальная валюта: молдавский лей (MDL)
- Международный код: + 373
- Национальный праздник: 27 августа
История
Кишинев
Вышивка
Традиционная архитектура
Знаете ли вы?
Вы также можете прочитать
Источники текстов:
Кишинев
http://www.moldavie.fr/article.php3?id_article=40
Вышивка
http://www.moldavie.fr/article.php3?id_article =543
Архитектура
http://www.moldavie.fr/article.php3?id_article=345
Информационные бюллетени на французском языке
Я согласен с тем, что мои данные будут храниться и использоваться для получения информационных бюллетеней
Информационный центр
европейских учреждений (CIIE)
Europe Direct Information Center
All rights reserved to the CIIE
Non-profit organization
Mailing address
1 allée Kastner
67000 Strasbourg
France
Visitors entrance
8 rue Boecklin
67000 Strasbourg
Франция
Тел.