Религия в Молдавии — Википедия
Феодоро-Тироновский монастырь в КишинёвеВ соответствии с действующим законодательством, Молдавия — светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1].
История
Монастырь на р. Реут у села БутучаныПо сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территорию между Дунаем и Чёрным морем, заселенную тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. В 106 году Дакия была покорена римским императором Трояном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. Особенной исторической достоверностью можно считать наличие христианства в период Трояновой колонизации: большинство колонистов и легионеров христиан было переселено в Дакию из Малой Азии, из-за Дуная, с Балканского полуострова — из Македонии, Фракии, Иллирии, Далмации, Мёзии.
В отличие от других народов[источник не указан 2666 дней] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.
В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне — Констанца).
До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,
Становление государственности затянулось подчинения молдавских племен различным тюркским государствам (Гунны, авары, болгары, Золотая Орда). В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.
По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).
Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.
В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В 1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви [источник не указан 1532 дня]. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.
До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.
Несмотря на зависимость от Османской империи в XVI веке, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы
С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.
Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской — исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.
В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони).
В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года её возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. Кишиневская епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии. Церковная юрисдикция подчинилась румынской патриархии. И в 1944 г. после освобождения Молдавии эта территория стала подчинятся Русской Православной Церкви.
Текущая ситуация
Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США за 2000-й год[2], 98 % населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского патриархата. Согласно социологическим опросам, 86 % населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11 % — Бессарабской митрополии[3].
К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В). Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.
Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства — католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ), адвентисты-реформисты, лютеране, Новоапостольская Церковь, Армия Спасения, Пресвитерианская Церковь Мира и др.
Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.
Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах. При этом, следует отметить, что большинство евреев — не религиозны. Иудейские синагоги действуют в Кишинёве, Бельцах, Сороках и Оргееве.
Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.
Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов, бахаи, мунитов, виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).
По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим.[5].
Русская и Румынская православные церкви
После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированной в 1944 году собственной Бессарабской митрополии.
Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешало регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.
Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.
27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской православной церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признавали структуру Московского Патриархата. В феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.
22 июня 2010 года официальный представитель Московского Патриархата заявил о безосновательности заявления и. о. президента Молдавии Михая Гимпу[6][7], подвергшего критике Молдавскую митрополию за «несамостоятельность»[8].
См. также
Примечания
Литература
- Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // Молдавия. Современные тенденции развития. — Российская политическая энциклопедия, 2004. — С. 317—334. — ISBN 5-8243-0631-1.
- Стати В. Свет истины православной // Независимая Молдова. — 14 марта 2003. Архивировано 28 сентября 2007 года.
- Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. — Искусство России, 2004.
- Kahl Т.; Lozovanu D. Ethnic Consciousness in the Republic of Moldova. — Bortntraeger, 2010. — ISBN 978-3-443-28529-6.
- Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940—1991: Собрание документов: В 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. — М.: РОССПЭН, 2009—2012.
Ссылки
Православная церковь «Чуфля» в Кишинёве
В соответствии с действующим законодательством, Молдавия — светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1].
История
Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.
В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В 1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.
До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.
Религии и юрисдикции
Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США[2], 98% населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского Патриархата.
Кроме того, около 0,15 % населения — приверженцы старообрядчество. Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.
Другие религиозные течения Молдавии включают иудаизм, католицизм (ок. 0,14 %), баптизм (ок. 0,97 %), пятидесятничество (ок. 0,27 %), адвентизм (ок. 0,40 %), ислам (ок. 0,05 %), Свидетелей Иеговы, унификационизм, бахаизм, мессианский иудаизм, молоканство, лютеранство, пресвитерианство и другие направления христианства, а также кришнаизм. Есть две общины мормонов с общей численностью ок. 250 человек. Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах.
Русская и румынская православные церкви
См. также статью Румынская православная церковь
После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированную в 1944 году собственную Бессарабскую митрополию.
Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешило регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.
27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признают структуру Московского Патриархата. В феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.
Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.
Литература
- Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // Молдавия. Современные тенденции развития. — Российская политическая энциклопедия, 2004. — С. 317—334. — ISBN 5-8243-0631-1
- Стати В. Свет истины православной // Независимая Молдова. — 14 марта 2003.
- Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. — Искусство России, 2004.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Религия в Молдавии — Википедия
Феодоро-Тироновский монастырь в КишинёвеВ соответствии с действующим законодательством, Молдавия — светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1].
История
Монастырь на р. Реут у села БутучаныПо сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территорию между Дунаем и Чёрным морем, заселенную тогда племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. В 106 году Дакия была покорена римским императором Трояном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. Особенной исторической достоверностью можно считать наличие христианства в период Трояновой колонизации: большинство колонистов и легионеров христиан было переселено в Дакию из Малой Азии, из-за Дуная, с Балканского полуострова — из Македонии, Фракии, Иллирии, Далмации, Мёзии.
В отличие от других народов[источник не указан 2666 дней] у молдаван не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно.
В IV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы из города Томы (ныне — Констанца).
До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского Патриарха,
Становление государственности затянулось подчинения молдавских племен различным тюркским государствам (Гунны, авары, болгары, Золотая Орда). В 1359 году возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом.
По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальной государственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковной организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые упомянута в 1386 году).
Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.
В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В 1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви[источник не указан 1532 дня]. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.
До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.
Несмотря на зависимость от Османской империи в XVI веке, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы
С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.
Во второй половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской — исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.
В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони).
В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года её возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. Кишиневская епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате революции в России эти земли отошли к Румынии. Церковная юрисдикция подчинилась румынской патриархии. И в 1944 г. после освобождения Молдавии эта территория стала подчинятся Русской Православной Церкви.
Текущая ситуация
Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США за 2000-й год[2], 98 % населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского патриархата. Согласно социологическим опросам, 86 % населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11 % — Бессарабской митрополии[3].
К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В). Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.
Помимо православия, в стране имеются представители других ветвей христианства — католики (20 тыс. человек) и протестанты (ок. 100 тыс. верующих). Союз церквей евангельских христиан-баптистов Молдовы объединяет 480 церквей и 30 тысяч верующих. Пятидесятники республики объединены в Союз церквей христиан веры евангельской (ок. 340 общин и 27 тыс. верующих). Молдавский Унион церкви Адвентистов Седьмого Дня состоит из 154 общин, объединяющих более 10 тыс. взрослых членов. Также в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ), адвентисты-реформисты, лютеране, Новоапостольская Церковь, Армия Спасения, Пресвитерианская Церковь Мира и др.
Согласно Всемирному отчету Свидетелей Иеговы за 2008 год, на территории страны действуют 236 собраний, объединяющих 20 тысяч последователей этой организации.[4]
Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах. При этом, следует отметить, что большинство евреев — не религиозны. Иудейские синагоги действуют в Кишинёве, Бельцах, Сороках и Оргееве.
Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек.
Среди новых религиозных течений следует назвать кришнаитов, бахаи, мунитов, виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).
По данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны). Ещё 33 тыс. граждан Молдовы отнесли себя к неверующим.[5].
Русская и Румынская православные церкви
После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированной в 1944 году собственной Бессарабской митрополии.
Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешало регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.
Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.
27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской православной церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признавали структуру Московского Патриархата. В феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.
22 июня 2010 года официальный представитель Московского Патриархата заявил о безосновательности заявления и. о. президента Молдавии Михая Гимпу[6][7], подвергшего критике Молдавскую митрополию за «несамостоятельность»[8].
См. также
Примечания
Литература
- Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // Молдавия. Современные тенденции развития. — Российская политическая энциклопедия, 2004. — С. 317—334. — ISBN 5-8243-0631-1.
- Стати В. Свет истины православной // Независимая Молдова. — 14 марта 2003. Архивировано 28 сентября 2007 года.
- Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. — Искусство России, 2004.
- Kahl Т.; Lozovanu D. Ethnic Consciousness in the Republic of Moldova. — Bortntraeger, 2010. — ISBN 978-3-443-28529-6.
- Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940—1991: Собрание документов: В 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. — М.: РОССПЭН, 2009—2012.
Ссылки
Православная церковь «Чуфля» в Кишинёве
В соответствии с действующим законодательством, Молдавия — светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1].
История
Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII веках из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.
В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий «не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха». Как пишет Н. Йорга, «господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря». В 1394 году Патриарх Антоний «назначил в Молдову своего особого митрополита» Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.
До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.
Религии и юрисдикции
Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие, которое исповедуют, по данным ЦРУ США[2], 98% населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского Патриархата.
Кроме того, около 0,15 % населения — приверженцы старообрядчество. Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.
Другие религиозные течения Молдавии включают иудаизм, католицизм (ок. 0,14 %), баптизм (ок. 0,97 %), пятидесятничество (ок. 0,27 %), адвентизм (ок. 0,40 %), ислам (ок. 0,05 %), Свидетелей Иеговы, унификационизм, бахаизм, мессианский иудаизм, молоканство, лютеранство, пресвитерианство и другие направления христианства, а также кришнаизм. Есть две общины мормонов с общей численностью ок. 250 человек. Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах.
Русская и румынская православные церкви
См. также статью Румынская православная церковь
После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированную в 1944 году собственную Бессарабскую митрополию.
Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешило регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.
27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признают структуру Московского Патриархата. В феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.
Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.
Литература
- Крылов А. Б. Религиозная ситуация и этнополитические факторы в Республике Молдове // Молдавия. Современные тенденции развития. — Российская политическая энциклопедия, 2004. — С. 317—334. — ISBN 5-8243-0631-1
- Стати В. Свет истины православной // Независимая Молдова. — 14 марта 2003.
- Гоберман Д. Н. Поклонные кресты Молдовы = Troiţele Moldoveneşti. — Искусство России, 2004.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Молдавия / Религия и государство, роль религии в политической системе
Согласно конституции, Республика Молдова — это светское государство, в котором нет никакой официальной религии, но которое признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. Ст. 31 гарантирует свободу совести, которая должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения. Конституция также устанавливает, что религиозные культы самостоятельны, отделены от государства и пользуются его поддержкой, в частности в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах.
Религиозные культы организуются сообразно собственным уставам и в соответствии с законом. В отношениях между религиозными культами запрещаются любые проявления вражды. Запрещаются и наказываются законом призывы к религиозной розни (ст. 9).
Согласно данным переписи 2004 года, из общей численности населения Молдавии 93,3 % указали свою принадлежность к православному вероисповеданию (подавляющая часть приходов подчиняются Московскому патриархату). Среди представителей других конфессий следует отметить: баптистов, доля которых около 1 %; адвентистов седьмого дня — 0,4 %; пятидесятников — 0,3 %; доля лиц, указавших религии старохристианского обряда и христианскую по Евангелию, составляет по 0,15 %; приверженцев других религий — 1,1 % от всего населения. Численность атеистов и неверующих составила 46 тысяч человек (или 1,4 %), не указали религию 75,7 тысяч человек (или 2,2 % от всего населения страны).
На северо-западе Молдавии (в районах, граничащих с Буковиной) заметно влияние католицизма. Проживающие в стране евреи исповедуют иудаизм, хотя в связи с массовым выездом из республики в последние 15 лет евреев (в основном по экономическим соображениям) численность иудейских общин незначительна.
В целом в Молдавии насчитывается порядка 20 конфессий. Межконфессиональные противоречия не являются ярко выраженными.
← Назад | Религия и государство, роль религии в политической системе | Вперёд →
Молдавское общество находится в состоянии латентного религиозного радикализма, который, в случае ухудшения экономической ситуации в стране, может перейти в активную фазу. К такому выводу пришли авторы исследования «Религия и государство», представленного сегодня, 5 июня, в Кишиневе, экспертами центра социологических исследований CBS-AXA и фондом Сороса в Молдове. Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с тем, что граждане Молдовы находится в состоянии неуверенности, поэтому в условиях, когда государство не может выполнять свои функции, люди ищут ему замену. Такой заменой для многих становится религия. При этом процесс поиска сопровождается крайне дискриминационным отношением к группам меньшинств, пишет NewsMaker.
Религия и отношения
Исследование «Религия и государство» выполнено экспертами CBS-AXA по заказу фонда Сороса в Молдове для того, чтобы, главным образом, выяснить, насколько велико влияние религии на политические и общественные процессы в Молдове. Результаты, как признались сами эксперты, шокировали даже их самих.
Соавтор исследования Дженнифер Кэш призналась, что не ожидала обнаружить в молдавском обществе столь сильное желание искоренить разнообразие во всех его проявлениях: религиозное, этническое, языковое, социально-экономическое и даже политическое. При этом большинство населения (93%) называли себя православными христианами.
По словам Кэш, в большинстве ответов респондентов прослеживается представление жителей о том, что именно разнообразие мешает Молдове достичь стабильности и порядка. «Люди считают, что чем меньше будет непохожих на других, тем больше будет порядка», — сообщила она. Кэш рассказала, что в регионах ситуация наиболее тревожна. «Везде, где бы мы ни были, люди замалчивают то, что в их селе или городе есть „другие“. Когда они признают это, то высказываются крайне негативно. Даже в отношении сторонников разных политических партий», — сказала она.
Так, согласно исследованию, 23% населения не приняли бы представителей нацменьшинств для проживания в Молдове. 38% опрошенных — против того, чтобы в Молдове жили ромы. Почти две трети не приняли бы в страну мусульман. В целом, считают эксперты, нет практически ни одной социальной группы, против которой жители РМ не были настроены настороженно. Религиозные меньшинства — одна из таких групп.
Религия и образование
74% опрошенных считают, что религию нужно преподавать в школах. При этом, женщины (80%) ратуют за преподавание религии активнее мужчин (67%). Более умеренно к этому вопросу относятся сами ученики: 56% хотели бы видеть религию в перечне школьных предметов.
24% из тех, кто поддерживает введение преподавания религии, считают, что религия должна быть обязательным предметом. Другая цифра, которая насторожила экспертов — 66% хотят, чтобы преподавали исключительно религию, которую исповедуют ученики. По мнению соавтора исследования Виктории Кожокару, это говорит о том, что люди с опасением относятся к идее разнообразия.
Она считает, что в системе образования нужно урегулировать вопрос о преподавании религии в школах, так как сейчас многие учебные заведения организуют этот процесс по своей инициативе. Кожокару уверена, что для здорового развития общества в Молдове следовало бы изучать историю всех мировых религий, а не только историю православия, как это происходит сейчас.Еще один любопытный факт. Русскоязычные граждане в этом вопросе оказались немного либеральнее румыноговорящих. Идею преподавания религии в школах поддерживают 66% русскоязычных, а число румыноговорящих сторонников на 10% больше.
Религия и политика
Выяснилось, что религия для граждан Молдовы важна и в политических вопросах. Так, 31% общества уверены, что было бы лучше, чтобы на госдолжностях находились религиозные люди. Для 13% неоспоримо благотворное влияние на страну участие священников на выборах как кандидатов. Еще 7% полностью согласны с тем, чтобы священники рекомендовали прихожанам, за кого голосовать.
Авторы также задались вопросом, как отношение политиков к религии может повлиять на их популярность. Лучше всего население воспримет политика, который публично заявит о своей религиозной принадлежности, но не использует ее для собственных политических целей (58%).
Респондентам также предлагалось представить ситуацию, когда политический кандидат находится в осуждаемой с точки зрения православной морали позиции. Оказалось, что 27% скорее всего не проголосуют за женщину, которая разведена. 46% не отдадут свой голос за атеиста. Больше всего — 79% — откажут в поддержке кандидату из-за его гомосексуальной ориентации. При этом примерно треть молдаван приняла бы активное вовлечение церкви в политику: выбор кандидатов по религиозно-консервативным критериям или предложения церкви о системе голосования.
Выводы и прогнозы
Авторы констатируют, что, несмотря на то, что религия играет важную роль в выстраивании отношений в Молдове, большинство людей, считающих себя религиозными, не доверяют институту церкви. Менее 10% заявили, что хотя бы раз в неделю посещают церковь. Только 18% чувствуют, что церковь восполняет их потребности, связанные с Богом.
Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с тем, что молдавское общество находится в состоянии неуверенности, поэтому в условиях, когда государство не может выполнять свои функции, люди ищут ему замену. Такой заменой для многих становится религия. Этот процесс поиска сопровождается дискриминационным отношением к группам меньшинств. При этом молодые люди 18-24 лет настроены радикальнее остальных.
Дженнифер Кэш считает, что политики, разрабатываемые на национальном уровне, не учитывают региональных условий, где многие процессы развиваются под давлением православной церкви. «Система образования только подпитывает радикальные воззрения, и ситуация может стать критической, если уровень жизни граждан будет ухудшаться», — пояснила эксперт. По ее словам, для того, чтобы избежать обострения, нужно создавать условия, при которых все группы общества смогут проявлять себя в общественно-социальной жизни, а также на более высоком уровне обсуждать существование дискриминации в молдавском обществе.
Религия в Молдове — Religion in Moldova
Молдавская православная церковьРелигия в Молдове является преимущественно православным христианином . Конституция Республики Молдова предусматривает свободу вероисповедания , и национальное правительство в целом соблюдает это право на практике.
Хотя восточное православие имеет численное превосходство, нет государственной религии, и государство и церковь официально разделиться.
В целом дружественные отношения между религиями в молдавском обществе способствует свободе вероисповедания; однако, споры между различными ветвями Православной Церкви и впредь.
Другие религии практикуются в Молдове включают в себя иудаизм .
религии
Восточная православная церковь
Основная религия христианство , 90,1% населения номинально Восточный ортодокс во исполнение данных переписи 2014 года . В административном отношении , есть две автономные церкви , принадлежащие к двум автокефальных церквей (России и Румынии) в рамках восточно — православного общения . Автономная Митрополия Кишинева и Молдова (принадлежность к Русской Православной Церкви ), по данным Государственной службы по вопросам религии, имеет 1194 приходов; автономная Митрополия Бессарабии (принадлежность к Румынской Православной Церкви ) имеет 124 приходов. Кроме того последователи Старообрядческой русской православной церкви ( старообрядцы ) составляют около 0,09% населения.
Религиозные традиции восточного православия переплетены с культурой и наследием страны. Многие-самоучка атеисты регулярно отмечают религиозные праздники, крестятся, и даже света свеча и иконка поцелуя, если местные традиции и спрос случая.
Во время переписи 2004 года , 93,34% населения объявили себя Восточный ортодокс.
католическая церковь
Молдова образует единую епархию, в Епархия Кишинёва . Он не является частью какой — либо церковной провинции , и , следовательно , непосредственно зависит от Святого Престола для митрополита власти. Около 0,5% молдаван придерживаются католической веры.
Другие конфессии
Приверженцы других вероисповеданий включают баптистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня , мусульмане , Свидетели Иеговы , бахаи , евреи , Церкви Объединения членов, молокане (а русская группа), мессианские евреи (которые считают , что Иисус был Мессией), лютеране , пресвитериан , кришнаитов и некоторые другие харизматические христианские и евангелические христианские группы. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) имеет 3 приходы в стране, и в общей сложности около 370 членов. Согласно самому последним доступны цифрам, еврейская община насчитывает около 31300 членов, в том числе около 20 тысяч живут в Кишиневе , около 3100 в Бельцах и прилегающие районы, около 2200 в Тирасполе , и около 2000 людей в Бендерах .
религия | 2004% | 2014% |
---|---|---|
Христианская православная | 93,34 | 90,14 |
Христианин — протестант | 1,89 | 0.9 |
Christian — старовер | 0,15 | 0,09 |
Христианин — католик | 0,14 | 0,1 |
Christian — седьмой день адвентистов | 0,32 | |
Христианские — Свидетели Иеговы | 0,62 | |
иудейство | 0,11 | 0.02 |
ислам | 0,07 | |
атеист | 0,38 | 0.2 |
агностик | 0.02 | |
Не религиозный | 0,98 | |
Нет ответа | 2,24 | 6,88 |
Другие религии | 0,88 | 0.03 |
общая численность населения | 3383332 | 2804801 |
Свобода религии
Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдает это право на практике; Однако, Закон 1992 о религиях, которые кодифицированы религиозные свободы, содержит ограничения, которые препятствуют деятельности незарегистрированных религиозных групп. Несмотря на то, что закон был изменен в 2002 году, многие ограничения остаются на месте. Закон предусматривает свободу вероисповедания, включая право каждого человека исповедовать свою религию в любой форме. Он также защищает конфиденциальность исповеди, позволяет различным конфессиям создавать ассоциации и фонды, а также заявляет, что правительство не может вмешиваться в религиозной деятельности конфессий. Закон определяет, что «для того, чтобы организовать и функции», религиозные организации должны быть зарегистрированы с правительством, и незарегистрированные группы не могут владеть собственностью, нанимать сотрудников, или получить место на общественных кладбищах в своих собственных имен.
Отношение к религии
Согласно данным опроса, проведенного в 2014 году Институтом общественной политики в Молдове, 80% респондентов демонстрируют высокую степень доверия к Церкви как института, но 85% считают, что церковь должна оставаться отдельно от политической сферы и 76% считают, что церковь не должна принимать участие в государственных вопросах.
Кроме того, опрос показал, что 58% респондентов идут в церковь реже, чем раз в месяц, а 10% не идут вообще.
Церковь и государство
Хотя Конституция провозглашает отделение церкви от государства, Молдавская православная церковь (Митрополия Кишинева и всея Молдовы под РПЦ) иногда активно политических дискуссий.
В июне 2010 года Митрополит Владимир показал в рекламе кампании Валериу Пасат, по- видимому , одобрив его кандидатуру.
В октябре 2015 года та же православная церковь использовала свою власть в неудачной попытке повлиять на судебный процесс по делу бывшего премьер — министра Влада Филата , который был обвинен в пассивной коррупции и трафика влияния.
В декабре 2015 года Митрополия Кишинева и всея Молдовы оспорены Государственной налоговой службы Республики Молдова, отказываясь предоставлять отчеты о доходах, несмотря на то, что религиозные организации утратили статус освобождения от налогов в 2013 году.
В 2016 году, накануне первого тура президентских выборов , митрополит Владимир призвал членов церкви , чтобы отдать свои голоса за Игоря Додона , пророссийского лидера Партии социалистов Республики Молдова. Группа молдавских священников той же церкви во главе с епископом Маркел , позже призвал граждан голосовать за Игоря Додона в избирательной стоком ноября, заявив , что социалист кандидат поддерживал православную церковь, в то время как его конкурент Санду будет бороться против него.
Смотрите также
Рекомендации
внешняя ссылка
СМИ , связанные с религией в Молдове на Викискладе ?
Мусульманское население в мире
|
La религия в Молдавии — Религия в Молдове
La религия в Молдавии è prevaletemente cristiana ortodossa. «Костюмированная история Республики Молдова» — «Свобода вероисповедания», «Национальная правдивость риспетты», «Сказка о духе, Нелла Пратика».
Sebbene Orientale ortodossia ha una preponderanza numerica, не являющейся религиозным представителем, и не имеющей закономерностей в отношении разделения.
Общее представление о религиозных вопросах, связанных с молдавским обществом; Туттавия, спор тра и вари рами делла Кьеза ортодосса континуано.
Altre вероисповедание в Молдове, в том числе ebraismo.
Le религий
Chiesa ortodossa landmarktale
La вероисповедание принципал и кристианезимо, 90,1% della popolazione nominalmente essere ortodossa landmarktale норма норм и дат 2014 года. Amministrativamente, ci sono due autonome chiese appartenenti a due autocefale chiese (russo e rumeno) all’interno della ortodossa la comunione. Gli autonomi Metropolis di Chisinau e Молдавия (appartenente alla Chiesa ortodossa russa), вторая школа, посвященная религиозным вопросам, га 1.194 parrocchie; Московская метрополия Бессарабии (appartenente alla Chiesa ortodossa rumena) dispone di 124 parrocchie. In aggiunta i seguaci di rito Chiesa ortodossa russa Vecchio (Vecchi Credenti) составило около 0,09% делла пополазион.
Le tradizioni религиозный ди ортодоссии ориентирован и Intrecciano с культурой и патриархии дель Паесе. Мольти атеи авто-профессия рутина празднует религиозность, в том числе семантику, анчекеде канекле и бекон с традиционными традициями.
Durante il censimento del 2004, 93,34% della popolazione s es dichiara di essere ortodossa landmarktale.
Chiesa cattolica
Moldova forma una sola diocesi, la diocesi cattolica di Chişinău. Non fa parte di alcuna provincia ecclesiastica, e quindi dipende direttamente la Santa Sede per la Metropolitan autorità. Около 0,5% от всех молдавских федераций каттолики.
altre fedi
Глиняная ассоциация Федони Соно Баттисти, Пятидесятники, Авентисты дель Сеттимо Джордж, И Мусульман, И Свидетели Ди Джова, Бахаи, Эбрей, Делла Кьеза-де-Унициазионе Мемори, Молокан Че Гесра иль Мессия), лютерани, пресбитериани, Харе Кришна, э алкуни алтри группти кристиани евангелици кристиани е карисматичи.La Chiesa di Gesù Cristo dei Santi degli Ultimi Giorni (Mormoni) имеет 3 конгрегации, которые составляют около 370 месяцев. Второе и последнее число, около 31,300 млн. Фунтов стерлингов, около 20 000 виво в Кишиневе, около 3 300 в Бельгии, около 2 200 новых дней в Тирасполе, около 2 000 в Бендерах.
Свобода религии
La Costituzione prevede la libertà di религииe, и т. Е. Губернаторский генеральный ристетт квесто diritto nella pratica; Туттавиа, la legge del 1992 sulle религиозный, che codifica le libertà религиозный, contiene restrizioni che inibiscono le attività dei gruppi Religiosi non registrati.Anche se la legge è stata modificata nel 2002, molte delle restrizioni rimangono in vivo. Легенда о свободе религии, в том числе личная профессия религии в форме qualsiasi. Inoltre Protegge la riservatezza del confessionale, Permette Tagli Di Stabilire Associazioni E Fondazioni, E Afferma Che il Governo Non Può Вмешательство Nelle Attività религиозный Delle Denominazioni. Стабильность деятельности организации «все хорошо организовано и организовано», организация религиозных дел, регистрация, пресс-релизы, правоохранительные органы, не регистрирующиеся, не являются собственностью, не связаны с общественностью, общественностью и общественными науками.
Гл. Аттестация Secondo un sondaggio condotto nel 2014, издательский политический институт в Молдавии, более 80 процентов от общего числа детей и детей, до 85 процентов от общего числа детей, проживающих в США 76% от общего числа дней без налогов.
Inoltre, l’indagine ha mostrato che il 58% в течение 10 лет, не включенных в другие категории.
Chiesa e Stato
Антикварная организация по борьбе с коррупцией в Италии и Украине.
Nel giugno 2010 г. Метрополитен Владимир Анчо Су Аннунси делла Кампанья ди Валериу Пасат, авангардная квантовая пара.
От 2015 года и до конца 2015 года.
Ноябрь 2015 г. Метрополии в Кишиневе и Молдове по финансовым и социальным показателям Статистическая служба Республики Молдова, посвященная взаимопониманию, независимая организация, организация религиозного и социального развития, статус 2013 года.
Nel 2016, alg vigilia del primo turno delle elezioni presidenziali, метрополия Владимир, приглашенный и действующий в частном порядке Игорь Додон, лидер в области социал-социализма в Республике Молдова.Сгруппированные по молдавским именам, президенту страны, Марчел, в честь которого и голосуют за Игоря Додона, и кандидаты в социалисты, которые имеют право на свободу, согласны с ситуацией в мире ди эсса
Guarda anche
Riferimenti
ссылка esterno
Mezzi Reltivi Религия в Молдавии Wikimedia Commons
, Молдова, Религия и социальный профиль | Национальные Профили | Международные данные
Предпочтительная религия (2015) 1 : православная
Религия большинства (2015) 2 : православные (95,1%)
Религиозные приверженцы, (2015) 2
Молдова Восточная Европа Мир христианин (все конфессии вместе взятые) 99.3% 62,7% 29,9% православный 95,1% 42,8% 3% Протестант 1,9% 1,7% 5,6% католик 0.6% 16,3% 15% Пятидесятники 0,3% 1,3% 2,8% Другой и Неизвестный христианин 1,4% 0,6% 2,3% мусульманин (все конфессии вместе взятые) 0.4% 5,5% 22,8% Мусульмане-сунниты 0,4% 5% 19% Другие и неизвестные мусульмане 0,1% 0,1% 0,3% еврейский 0.1% — 0,2% Другой Религиозный 0,1% 0,2% Неизвестно 0,1% 21% 4,8%
Религиозная демография 3
Страна имеет площадь 13 000 квадратных миль и общую численность населения 4.2 миллиона, в том числе 533 000 в приднестровском регионе.
Преобладающей религией является православный христианин. По разным оценкам, более 90 процентов населения номинально принадлежат к одной из двух православных конфессий — молдавской или бессарабской.
Согласно Правительству, Молдавская Православная Церковь (МОЦ), которая подчиняется Русской Православной Церкви, имеет 1281 приход, монастырь, семинарию и другие образования; Бессарабская православная церковь (БПЦ), подчиненная Румынской православной церкви, имеет 309 таких образований; а старообрядческая русская православная церковь (старообрядческая) имеет 15 приходов.Не было информации о количестве приходов или последователей Православной Церкви Молдовы (также известной как Русская Православная Церковь Заграницей).
Сторонниками других религиозных групп, составляющих менее 10 процентов населения, являются католики, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, мусульмане, Свидетели Иеговы, бахаисты, евреи, последователи Преподобного Сан Мён Муна ( Церковь Объединения), молокане (русская группа), мессианские евреи, лютеране, пресвитериане и другие харизматические и евангельские христианские группы.
В Приднестровье крупнейшей религиозной организацией является МОЦ. Другие группы включают католиков, последователей православия, баптистов, адвентистов седьмого дня, протестантских евангелистов и харизматов, евреев и лютеран.
1. Проект «Набор данных о религиозных характеристиках государств: Религиозные предпочтения правительства» (GRP) измеряет фаворитизм на уровне правительства в отношении 30 религиозных конфессий и оказывает против них влияние. Ряд упорядоченных категориальных переменных индексирует государственный институциональный фаворитизм 28 различными способами.Переменные объединяются в пять составных индексов для пяти основных компонентов государственной религии: официальный статус, религиозное образование, финансовая поддержка, нормативное бремя и свобода практики. Композиты из пяти компонентов, в свою очередь, дополнительно объединяются в единую комбинированную оценку, оценку GRP. Проект данных RCS хотел бы поблагодарить, признать и выразить нашу глубокую благодарность за значительный вклад Тодда М. Джонсона, главного исследователя Всемирной христианской базы данных, одного из главных исследователей Всемирной базы данных религии и соавтора. из серии Всемирной христианской энциклопедии.
2. Проект «Набор данных о религиозных характеристиках государств»: Демографические данные представляют годовые оценки религиозной демографии как по странам, так и по регионам. Он оценивает население и процент приверженцев 100 религиозных конфессий, включая подразделения второго уровня в христианстве и исламе. Проект данных RCS хотел бы признать, признать и выразить нашу глубокую благодарность за значительный вклад Тодда М.Джонсон, главный исследователь Всемирной христианской базы данных, один из главных исследователей Всемирной религиозной базы данных и соавтор серии Всемирной христианской энциклопедии.
3. Отчет Государственного департамента США о международной свободе вероисповедания ежегодно представляется Конгрессу Государственным департаментом в соответствии с разделом 102 (b) Международного закона о свободе вероисповедания (IRFA) 1998 года. Этот отчет дополняет самый последний Доклады о правах человека, содержащие дополнительную подробную информацию по вопросам, связанным с международной религиозной свободой.Он включает отдельные главы стран о статусе религиозной свободы во всем мире. Набор данных с этими и другими международными мерами, выделенными на страницах стран, можно загрузить с этого веб-сайта. Эти отчеты Госдепартамента с открытым исходным кодом.
,
Предпочтительная религия (2015) 1 : православная | Религия большинства (2015) 2 : православные (95,1%) |
Религиозные приверженцы, (2015) 2 | Молдова | Восточная Европа | Мир | |
христианин (все конфессии вместе взятые) | 99.3% | 62,7% | 29,9% | |
95,1% | 42,8% | 3% | ||
1,9% | 1,7% | 5,6% | ||
0.6% | 16,3% | 15% | ||
0,3% | 1,3% | 2,8% | ||
1,4% | 0,6% | 2,3% | ||
мусульманин (все конфессии вместе взятые) | 0.4% | 5,5% | 22,8% | |
0,4% | 5% | 19% | ||
0,1% | 0,1% | 0,3% | ||
еврейский | 0.1% | — | 0,2% | |
Другой Религиозный | 0,1% | 0,2% | ||
Неизвестно | 0,1% | 21% | 4,8% |
Религиозная демография 3
Страна имеет площадь 13 000 квадратных миль и общую численность населения 4.2 миллиона, в том числе 533 000 в приднестровском регионе.
Преобладающей религией является православный христианин. По разным оценкам, более 90 процентов населения номинально принадлежат к одной из двух православных конфессий — молдавской или бессарабской.
Согласно Правительству, Молдавская Православная Церковь (МОЦ), которая подчиняется Русской Православной Церкви, имеет 1281 приход, монастырь, семинарию и другие образования; Бессарабская православная церковь (БПЦ), подчиненная Румынской православной церкви, имеет 309 таких образований; а старообрядческая русская православная церковь (старообрядческая) имеет 15 приходов.Не было информации о количестве приходов или последователей Православной Церкви Молдовы (также известной как Русская Православная Церковь Заграницей).
Сторонниками других религиозных групп, составляющих менее 10 процентов населения, являются католики, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, мусульмане, Свидетели Иеговы, бахаисты, евреи, последователи Преподобного Сан Мён Муна ( Церковь Объединения), молокане (русская группа), мессианские евреи, лютеране, пресвитериане и другие харизматические и евангельские христианские группы.
В Приднестровье крупнейшей религиозной организацией является МОЦ. Другие группы включают католиков, последователей православия, баптистов, адвентистов седьмого дня, протестантских евангелистов и харизматов, евреев и лютеран.
1. Проект «Набор данных о религиозных характеристиках государств: Религиозные предпочтения правительства» (GRP) измеряет фаворитизм на уровне правительства в отношении 30 религиозных конфессий и оказывает против них влияние. Ряд упорядоченных категориальных переменных индексирует государственный институциональный фаворитизм 28 различными способами.Переменные объединяются в пять составных индексов для пяти основных компонентов государственной религии: официальный статус, религиозное образование, финансовая поддержка, нормативное бремя и свобода практики. Композиты из пяти компонентов, в свою очередь, дополнительно объединяются в единую комбинированную оценку, оценку GRP. Проект данных RCS хотел бы поблагодарить, признать и выразить нашу глубокую благодарность за значительный вклад Тодда М. Джонсона, главного исследователя Всемирной христианской базы данных, одного из главных исследователей Всемирной базы данных религии и соавтора. из серии Всемирной христианской энциклопедии.
2. Проект «Набор данных о религиозных характеристиках государств»: Демографические данные представляют годовые оценки религиозной демографии как по странам, так и по регионам. Он оценивает население и процент приверженцев 100 религиозных конфессий, включая подразделения второго уровня в христианстве и исламе. Проект данных RCS хотел бы признать, признать и выразить нашу глубокую благодарность за значительный вклад Тодда М.Джонсон, главный исследователь Всемирной христианской базы данных, один из главных исследователей Всемирной религиозной базы данных и соавтор серии Всемирной христианской энциклопедии.
3. Отчет Государственного департамента США о международной свободе вероисповедания ежегодно представляется Конгрессу Государственным департаментом в соответствии с разделом 102 (b) Международного закона о свободе вероисповедания (IRFA) 1998 года. Этот отчет дополняет самый последний Доклады о правах человека, содержащие дополнительную подробную информацию по вопросам, связанным с международной религиозной свободой.Он включает отдельные главы стран о статусе религиозной свободы во всем мире. Набор данных с этими и другими международными мерами, выделенными на страницах стран, можно загрузить с этого веб-сайта. Эти отчеты Госдепартамента с открытым исходным кодом.
,