Монголия в средние века: Недопустимое название | Средневековье вики

Искусство Монголии в Средние века

Глава «Искусство Монголии». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Н.В. Дьяконова; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)


Монгольское феодальное государство сформировалось сравнительно с другими средневековыми странами Востока довольно поздно, в 12 — начале 13 в. Это государство образовалось из различных племен, занимавших в 11 в. почти всю территорию современной Монголии и ассимилировавших населявшие ее ранее народности. Основное объединение страны произошло при Темучине, или Чингис-хане (1155-1227), который подчинил себе все скотоводческие племена и сломил сопротивление их вождей. При Чингис-хане получило и официальное утверждение название «монголы».

В 12-13 вв. Монголия занимала уже весьма обширное пространство — от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, а также от Великой китайской стены на юге до границ южной Сибири на севере. Образование единого государства способствовало дальнейшему развитию феодальных отношений. Чингис-хан фактически закрепостил скотоводов, прикрепив их к кочевьям. Столицей при Чингис-хане стал Каракорум, где был сооружен ряд дворцов и храмов.

Основной религией монголов в 13 в. оставался шаманизм с верой в духов и культом предков, однако уже в это время начинают проникать христианство и буддизм, ставший впоследствии ведущим религиозным учением в Монголии. Высокоразвитые культуры Тибета и Китая, захваченного в 13 в. монголами, оказали значительное влияние на сложение и формирование архитектуры и искусства самой Монголии.

Наиболее изучена благодаря археологическим исследованиям последних лет архитектура Монголии. На территории страны сохранились остатки многочисленных сооружений дофеодального и феодального периодов. Многие скотоводческие племена средневековой Монголии вели кочевой образ жизни. Однако обнаруженные памятники архитектуры подтвердили, что Монголию нельзя рассматривать только как страну, населенную кочевниками. На рубеже 12-13 вв. в Монголии существовало несколько крупных городов, важнейшим из которых был столичный город Каракорум. Побывавший в нем в 1254 г. французский посол называет двенадцать храмов, две мечети и одну христианскую церковь.

Раскопками 1948-1949 гг., произведенными под руководством С. В. Киселева, удалось установить, что в 13 в. интенсивность строительства города была необычайной. Если в 11 в. на месте Каракорума существовало лишь незначительное поселение, то в 13-14 вв. (до момента разрушения города китайскими войсками в 1380 г.) он превратился в большой и благоустроенный город с дворцами и многочисленными зданиями, сложенными из сырцового кирпича и перекрытыми цветной глазурованной китайского типа черепицей. Город был обнесен массивными стенами; в его юго-западной части обнаружены остатки обширного здания, по всей видимости дворца, с огромным залом. Найдены шестьдесят четыре каменные базы, на которые в свое время опирались деревянные колонны. К зданию с юга примыкала лестница из хорошо обработанных гранитных плит. Крыша была покрыта глазурованной зеленой и красной черепицей и украшена скульптурными изображениями драконов.

Общее расположение дворцовых зданий по планировке и ансамблевому принципу композиции близко китайской средневековой архитектуре. О благоустройстве дворцов монгольской знати свидетельствует обнаруженная в одном из них отопительная система, подобная китайской: нагретый в наружных печах воздух проходил под полом по специально выложенным для этого каналам.

15-16 вв. характеризуются в Монголии как период феодальной раздробленности, препятствовавшей строительству крупных сооружений. Зодчество возрождается со второй половины 16 в. в связи с широким распространением ламаизма. В 1585 г. возводится первый ламайскнй монастырь Эрдени-Цзу, для которого были использованы черепица и другие строительные материалы из руин Каракорума. Эрдени-Цзу был выстроен в традициях китайского зодчества.

Одновременно с монументальными культовыми сооружениями, строившимися из сырцового кирпича и камня, в средневековой Монголии продолжала развиваться совершенно самостоятельная область зодчества, связанная с традициями кочевого быта. Войлочные юрты, богато украшенные вышивками и цветными аппликациями, не являясь сами зданиями в общепринятом смысле слова, постепенно породили сложные и разнообразные строения, приспособленные к условиям жизни возрастающего оседлого населения. Большую часть оседлых поселений представляли собой монастыри, количество которых особенно возросло в 17 в. Первоначально монастыри располагались в юртах, перемешавшихся с места на место. Однако возросшее значение и крупные средства, которыми располагало духовенство, позволили богатым монастырям строить монументальные здания из камня, кирпича и дерева, которые как снаружи, так и внутри покрывались богатым и ярким расписным орнаментом.

Первые здания храмов ставились на дощатой площадке, на которой укреплялись характерные для строительства юрт деревянные решетки, а крыша составлялась из жердей, крытых войлоком. Для увеличения размеров храма несколько подобных юрт составлялись вместе, и к ним пристраивалось вытянутое вперед крытое крыльцо с дверью. Но разборная юрта вскоре стала оседлым жилищем; жерди и войлок сменились досками, решетки — стенами, появился фундамент, а увеличение внутреннего пространства вызвало сооружение многочисленных опорных колонн. Круглая юрта постепенно превращается в квадратное многоугольное здание, а конусообразная крыша приобретает характер купола или шатра. Часто мотивы собственно монгольские сплетаются, особенно в формах крыш, с тибетскими и китайскими, образуя новый стиль. Окраска здания обычно единообразна. Стены и крыши белятся, двери окрашиваются ярко-красной краской, а рамы окон в темно-красный цвет. Большая простота, ясность членений и тяготение к круглому плану характеризуют этот оригинальный вид монгольской архитектуры. Таковы, например, храмы 17 в. монастыря Да-Хуре в Улан-Баторе. Развиваясь от народного жилища, храмы подобного типа украшались орнаментом, имитирующим узоры по войлоку. Белые крыши расписывались черными и красными полосами. В период завоевания Монголии маньчжурами в конце 17 в. количество храмов значительно возросло; усилилось также влияние китайской и тибетской архитектуры. Особенно большое количество поселений возникло в 18-19 вв. Сохранившиеся от этого времени сооружения — дворец Лабран монастыря Эрдени-Цзу (18 в.) и храм Майдари в Да-Хуре (19 в.) — отличаются простотой и монументальностью форм. Храм Майдари сочетает в себе весьма оригинально тибетские и собственно монгольские черты: открытую террасу в верхней части, скульптуры, стоящие по краям кровли, вытянутость фасада вширь (черты тибетского стиля) и купол, венчающий квадратное здание, взятый от типично монгольских юрт.

Помимо храмовых сооружений в 17-19 вв. появляются на территории Монголии также и субурганы, близкие тибетским, но весьма разнообразные по декору. В целом монгольская архитектура в средние века выработала свой монументальный стиль, отличающийся большей мягкостью, чем тибетский, большей массивностью и меньшей изощренностью форм, а также отсутствием той широты и живописности планировки, которые характеризуют китайское зодчество.

Помимо архитектуры в средневековой Монголии были развиты и другие виды изобразительного искусства. В одном из зданий Каракорума обнаружены росписи, по стилю близкие памятникам Синьцзяна 9-12 вв. Сохранившиеся в разных храмах образцы культовой живописи на холсте близки тибетским иконам. Большим изяществом отличаются небольшие бронзовые скульптуры буддийских святых. Они очень пластичны, выделяются мягкой округлостью жестов.

Однако значительно более оригинальными по стилю являются изделия прикладного искусства Монголии. Яркие, необычайно интенсивные по красочным сочетаниям орнаменты геометрического характера покрывали одежду монголов. Войлочные юрты украшались как яркими тканями, так и узором из аппликаций и вышивок, о которых восторженно отзывались посещавшие Монголию иностранцы. Красные, синие, лиловые и зеленые цвета оттеняют и оживляют белый войлок юрты, делая эти жилища необычайно нарядными. С давних времен мастера Монголии достигли большого искусства в инкрустации драгоценными камнями по металлу, резьбе по кости, филиграни, гравировке по металлу и чеканке.

Монголия

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Социально-экономический строй Монголии в XIV—XVII вв

Завоевательные войны монгольских феодалов имели отрицательные последствия не только для народов завоеванных стран, но и для самого монгольского аратства. Они отвлекали основную массу населения Монголии от мирного производительного труда, разбрасывали монголов по необъятным пространствам Азии и Европы; значительная их часть оказалась навсегда оторванной от родины. Араты становились объектом все более жестокой эксплуатации со стороны феодальной знати.

Раздираемая внутренними противоречиями и классовой борьбой, колоссальная монгольская империя распалась под ударами боровшихся против ига завоевателей народов Азии и Европы.

Могуществу монголов одновременно были нанесены смертельные удары: на востоке — в 1368 г.

(изгнание Тогон-Тэмура из Китая), на западе — в 1380 г. (Куликовская битва). Военно-феодальная империя Чингис-хана и его преемников начала распадаться.

Когда народные массы Китая свергли Юаньскую династию монгольских феодалов и изгнали их из своей земли, потомки Юаньского дома сохранили под своей властью земли от Байкала и предгорий Хингана на востоке до Тянь-Шаня на западе, от верховьев Иртыша и Енисея на севере до Великой Китайской стены на юге. Феодальные княжества Монголии после свержения Юаньской династии быстро стали превращаться в самостоятельные мелкие феодальные деспотии.

Экономическая слабость Монголии проявилась со всей остротой сразу же после падения Юаньской династии и прекращения торговли с Китаем. Монголия потеряла связи с китайским рынком — единственным, куда монголы в то время сбывали продукты своего хозяйства и где они приобретали необходимые им продукты земледелия и ремесла. Восстановление экономических связей с Китаем было жизненно необходимо для Монголии.

Кризис монгольской экономики усиливался и обострялся тем, что монгольские феодалы, не сразу после изгнания из Китая отказавшиеся от попыток восстановить свое господство, ряд десятилетий вели нескончаемые войны. В свою очередь Минская династия, пришедшая в Китае на смену монгольским феодалам, пыталась обессилить последних, подчинить себе Монголию и неоднократно вторгалась своими вооруженными силами в ее пределы. Минская династия не была заинтересована в широком развитии торговли с Монголией.

Постоянные нападения китайских войск, обусловленное ими весьма неустойчивое внешнее положение страны, а также внутренние войны

[444]

монгольских феодалов создали большие экономические затруднения, так как монголы оказались отрезанными от внешних рынков и от соседних стран. Внешняя торговля прекратилась. Закрытие для монголов больших рынков, упадок городской жизни в Монголии и исчезновение поселений ремесленников привели к повсеместному распространению экстенсивного кочевого животноводства как единственного средства к существованию. Богатство страны заключалось в стадах крупного рогатого скота, овец, верблюдов и табунах лошадей.

Процесс феодализации Монголии был затяжным, хотя социально-экономические отношения носили ярко выраженный феодальный характер уже с конца XIV в. Дробление на уделы и в то же время попытки создания крупных феодальных объединений характерны для всего периода с конца XIV до середины XVII в.

Монгольское общество подразделялось на два класса: эксплуататорский класс феодалов и трудовой народ — угнетенное крепостное аратство (албату). Земля находилась в руках феодалов, владевших кочевьями. Основное богатство монгола — скот принадлежал арату, но распоряжался им (передача, продажа) князь. Сами араты были прикреплены к своему владетелю; переход от одного феодала к другому запрещался. Более того, владетельные князья могли продавать и дарить своих подданных — аратов, так же как и прочее свое имущество. Араты обязаны были предоставлять своему господину потребное ему количество скота и нести различные повинности: поставку на двор князя молочных продуктов, безвозмездную работу по обслуживанию его ставки, участие в ополчении и облавных охотах, почтовую повинность 1  и др. Права феодала на скот и все прочее имущество своих подданных закреплялись и законом о круговой поруке, согласно которому за долги феодала расплачивались своим имуществом те же албату.

Ниже простых аратов на социальной лестнице находились рабы (слуги и ремесленники), число которых в то время было довольно значительно. Рабовладение у монголов в XIV—XVII вв. следует рассматривать только как уклад.

Характерным для развития монгольского общества в послеюаньский период было прогрессирующее расслоение массы кочевников. Из среды аратов выделялись «лучшие люди», к которым относились богатые, чиновные семьи. За ними следовали «средние люди» — зажиточная, но не чиновная прослойка. Одновременно увеличивался слой полунищих .людей, доведенных феодальным гнетом до грани разорения,— так называемого черного люда.

Влияние и роль феодалов различных рангов определялись экономической и военной мощью их уделов.

Крупные уделы назывались улусами и соответствовали, по-видимому, древним тумэнам. Улус состоял из определенного числа отоков или хошунов. Низшей административно- хозяйственной единицей являлся аймак — объединение родственных семей. Аймак сохранял черты прежней родоплеменной организации; иногда по размерам он был равен отоку. Основной экономической единицей являлся оток — объединение ряда кочевых аилов (индивидуальных хозяйств).

Монгольский феодал владел своим уделом наследственно: получая его по наследству, он завещал удел сыновьям. Сыновей выделяли еще при жизни, но главная часть удела доставалась уже после смерти феодала его старшему сыну. Каждый феодал имел известные обязан-

[445]

ности по отношению к своему сюзерену. Он нес военную службу, доставлял дары и всячески содействовал начинаниям сюзерена. Но вассал всегда имел возможность выйти из подчинения сюзерена и стать вассалом другого крупного феодала, что и случалось нередко.

Центральная власть в Монгольском государстве была чрезвычайно слаба и на протяжений XVI—XVII вв. неуклонно слабела. Вместо одного хана появилось несколько. Феодалы то признавали сюзеренитет хана, то отказывались от него и вступали даже в полувассальные отношения к другим государям. Менее значительные феодалы вскоре открыто перестали признавать власть хана и вступили с ним в борьбу, вылившуюся в ряд длительных и упорных войн, разоривших страну. Поводов для! таких войн было много, но главной причиной была всегда одна — захват чужих владений и получение добычи.

Аппарат феодальной власти в описываемое время был весьма несложным. В каждом феодальном владении сидел свой наследственный’ властитель, который единолично управлял всеми делами. Он командовал своим войском, творил суд и расправу и устанавливал всевозможные поборы и повинности; в его руках была вся полнота военной, административной и судебной власти; он был для подвластных аратов единственным и всесильным повелителем.

Наиболее распространенной формой борьбы народных масс Монголии против бесправия и феодальной эксплуатации были самовольные откочевки аратов. Специальные статьи кодекса монголо-ойратских законов 1640 г. свидетельствуют, что уходы подданных и перебежка их от одного феодала к другому были нередким явлением. Данных о каких- либо крупных восстаниях масс против феодалов в XIV—XVII вв. источники не приводят. Первым мощным восстанием, о котором дошли более или менее точные сведения, является восстание, возглавлявшееся в 1754—1758 гг. Амурсаной.

[446]

Примечания

1. Почтово-курьерская повинность – одна из наиболее тяжких повинностей в феодальной Монголии.

 

Вернуться к оглавлению кн.: Монголия в XIV —XVII вв.

Вернуться к меню: Монголия и монголы за все века.

 

 

 

 

 

Обзор Монгольской империи

Цель обучения

  • Определить значение Pax Mongolica

Ключевые моменты

  • Монгольская империя существовала в 13 и 14 веках и была крупнейшей сухопутной империей в истории.
  • Империя объединила кочевые монгольские и тюркские племена исторической Монголии.
  • Империя посылала вторжения во всех направлениях, в конечном итоге соединив Восток с Западом с Pax Mongolica , или Монгольский мир, который позволял распространять и обменивать торговлю, технологии, товары и идеологии по всей Евразии.
  • Монгольские набеги и нашествия были одними из самых смертоносных и ужасающих конфликтов в истории человечества.
  • В конце концов, империя начала распадаться; он распался в 1368 году, после чего к власти пришла китайская династия Мин хань.

Термины

подчиненные государства

Досовременные государства, подчиненные более сильному государству.

Pax Mongolica

Это соглашение, также известное как Монгольский мир, позволяло распространять и обменивать торговлю, технологии, товары и идеологию по всей Евразии.

Средневековье

Время между 10 и 12 веками, когда основные культурные и социальные характеристики Средневековья прочно утвердились.

В период Высокого Средневековья в Европе начала формироваться Монгольская империя, крупнейшая в истории континентальная империя. Монгольская империя зародилась в среднеазиатских степях и просуществовала на протяжении 13 и 14 веков. В наибольшей степени он включал всю современную Монголию, Китай, части Бирмы, Румынию, Пакистан, Сибирь, Украину, Беларусь, Киликию, Анатолию, Грузию, Армению, Персию, Ирак, Среднюю Азию и большую часть или всю Россию. . Многие дополнительные страны стали данниками Монгольской империи.

Империя объединила кочевые монгольские и тюркские племена исторической Монголии под предводительством Чингисхана, который был провозглашен правителем всех монголов в 1206 году. Империя быстро росла под его правлением, а затем под его потомками, посылавшими вторжения во всех направлениях . Огромная трансконтинентальная империя соединила восток с западом с помощью навязанного Pax Mongolica , или Монгольского мира, позволяющего распространять и обменивать торговлю, технологии, товары и идеологии по всей Евразии.

Монгольские вторжения и завоевания продолжались в течение следующего столетия, до 1300 года, когда обширная империя покрывала большую часть Азии и Восточной Европы. Историки считают монгольские набеги и вторжения одними из самых смертоносных и ужасающих конфликтов в истории человечества. Монголы сеяли панику впереди себя и вызывали перемещение населения в беспрецедентных масштабах.

Монгольская империя. Расширение Монгольской империи с 1206 г. по 1294 г. н.э.

Pax Mongolica относится к относительной стабилизации регионов, находящихся под контролем монголов, во время расцвета империи в 13 и 14 веках. Монгольские правители поддерживали мир и относительную стабильность в таких разных регионах, потому что они не принуждали подданных принимать религиозные или культурные традиции. Однако они по-прежнему применяли правовой кодекс, известный как Ясса (Великий закон), который останавливал феодальные разногласия на местном уровне и делал открытое неповиновение сомнительной перспективой. Это также гарантировало легкость создания армии в короткие сроки и давало ханам доступ к дочерям местных вождей.

Шелковый путь. В период своего расцвета эти торговые пути пролегали между Европой, Персией и Китаем. Они соединяли идеи, материалы и людей новыми и захватывающими способами, которые позволяли внедрять инновации.

Постоянное присутствие войск по всей империи также гарантировало, что люди следовали указам Яссы и поддерживали достаточную стабильность для товаров и для людей, чтобы путешествовать на большие расстояния по этим маршрутам. В этих условиях крупнейшая из когда-либо существовавших империй способствовала процветанию одного из самых влиятельных торговых путей в мире, известного как Шелковый путь. Этот маршрут позволял перевозить такие товары, как шелк, перец, корица, драгоценные камни, лен и изделия из кожи между Европой, Степью, Индией и Китаем.

Марко Поло в татарском костюме. Этот стиль одежды с меховой шапкой, длинным пальто и саблей был бы популярен в регионах России, Евразии и Турции и вокруг них.

Идеи также путешествовали по торговому пути, включая крупные открытия и инновации в математике, астрономии, производстве бумаги и банковских системах из разных частей мира. Известные исследователи, такие как Марко Поло, также наслаждались свободой и стабильностью, которую давал Pax Mongolica, и смогли принести в Европу ценную информацию о Востоке и Монгольской империи.

Набеги татар и монголов на русские государства продолжались вплоть до конца 1200-х годов. В других местах территориальные завоевания монголов в Китае сохранялись до 14 века при династии Юань, а в Персии — до 15 века при династии Тимуридов. В Индии завоевания монголов сохранились до 19 века как Империя Великих Моголов.

Однако битва при Айн-Джалуте в 1260 году стала поворотным моментом. Это был первый раз, когда монгольское наступление было отбито в прямом бою на поле боя, и это положило начало фрагментации империи из-за войн за престолонаследие. Внуки Чингисхана спорили, должна ли царская линия следовать от его сына и первоначального наследника Угедея или от одного из других его сыновей. После долгого соперничества и гражданской войны Хубилай-хан пришел к власти в 1271 году, когда он основал династию Юань, но снова последовала гражданская война, поскольку он безуспешно пытался восстановить контроль над последователями других потомков Чингисхана.

Ко времени смерти Хубилая в 1294 году Монгольская империя распалась на четыре отдельные империи или ханства. Эта слабость позволила ханьской китайской династии Мин взять под свой контроль в 1368 году, в то время как русские князья также медленно развивали независимость в течение 14 и 15 веков, и Монгольская империя окончательно распалась.

Источники

Смелая смесь новостей и идей


Иллюстрация XIV века н.э., изображающая монгольских конных лучников в бою. (Национальная библиотека, Берлин) / Wikimedia Commons

Каждый из потомков Чингисхана правил частью империи – четырьмя ханствами.


Введение

Монгольская империя (1206-1368 гг. н.э.) в конечном итоге доминировала в Азии от Черного моря до Корейского полуострова после первых завоеваний ее основателя Чингисхана (он же Чингисхан, годы правления 1206-1227 гг. н.э.), первого Великий хан или «универсальный правитель» монгольских народов. Чингисханы создали империю, объединив кочевые племена азиатских степей и создав разрушительно эффективную армию, основанную на быстрой, легкой и хорошо скоординированной кавалерии. Опытные наездники и лучники, монголы оказались непобедимыми, побеждая армии в Иране, России, Восточной Европе, Китае и многих других местах.

Каждый из потомков Чингисхана правил частью империи – четырьмя ханствами, самым могущественным из которых была монгольская династия Юань в Китае (1271-1368 гг. н.э.), основанная Хубилай-ханом (годы правления 1260-1279 н.э.). В конце концов, монголы стали частью оседлых обществ, которые они так легко подавили, и многие обратились из традиционного шаманизма в тибетский буддизм или ислам. Это был общий симптом того, что монголы не только потеряли часть своей культурной самобытности, но и свою знаменитую военную доблесть, поскольку все четыре ханства уступили разрушительным династическим спорам и армиям своих соперников. Хотя монголы не прославились созданием каких-либо долговременных архитектурных чудес или политических институтов, они внесли значительный вклад в мировую культуру, окончательно соединив восточный и западный миры через расширенные торговые пути, дипломатические посольства и движение миссионеров и путешественников из Евразии в Дальний мир. Восток.

Степные кочевники

Монголы были кочевниками-скотоводами азиатских степей, которые пасли овец, коз, лошадей, верблюдов и яков. Эти племена передвигались в зависимости от времени года и жили во временных лагерях из круглых войлочных палаток или юрт ( юрт ). Климат Монголии часто бывает суровым, и, отражая это, одежда была теплой, прочной и практичной. Войлок из овечьей шерсти и меха животных был наиболее распространенным материалом для изготовления одежды, удивительно похожей как на мужчин, так и на женщин: сапоги без каблука, мешковатые штаны, длинная куртка-халат ( deel ) носили с кожаным ремнем и конической шапкой-ушанкой, а нижнее белье шили из хлопка или шелка.

Традиционные юрты (юрты) в пустыне Гоби. Эти палатки, которыми пользовались кочевые племена азиатской степи, традиционно изготавливались из войлока и имели деревянные двери. / Фото Майкла Чу, Flickr, Creative Commons. Слабоалкогольный напиток, кумыс , был сделан из кобыльего молока, которое часто пили в избытке. стада быть слишком ценным как устойчивый источник молока, шерсти и даже навоза в качестве топлива мясо обычно добывали на охоте и дикорастущих плодах. и овощи были собраны путем поиска пищи. Чтобы запастись на зиму и предоставлять мясо для особых праздников, таких как нерегулярные племенные праздники. устраивались сходы, специальные охоты. На этих мероприятиях стратегия известный как nerge , использовался там, где всадники охватили огромное области степи и потихоньку гонял дичь – от сурков до волки – на все меньшую территорию, где их было бы легче убит конными лучниками. Методы, организация и дисциплина из nerge хорошо послужит монголам, когда они отправятся на войну. Большинство этих черт средневековой повседневной жизни в монгольском мире до сих пор продолжаются степными кочевниками по всей Азии.

Хотя в кочевой жизни обычно мужчины занимались охотой, а женщины готовили, разделение труда не всегда было таким четким, и часто оба пола могли выполнять задачи другого, включая использование лука и верховую езду. Женщины ухаживали за животными, разбивали и собирали лагеря, водили повозки племени, присматривали за детьми, готовили продукты и принимали гостей. Женщины имели гораздо больше прав, чем в большинстве других современных азиатских культур, и могли как владеть, так и наследовать имущество. Несколько женщин даже правили в качестве регентов в период между правлением Великих ханов. Еще одной областью монгольской жизни, в которой активно участвовали женщины, была религия.

Религиозные верования

Религия монголов не имела священных текстов или особых церемоний, а скорее представляла собой смесь анимизма, поклонения предкам и шаманизма. Считалось, что элементы огня, земли и воды, впечатляющие географические объекты, такие как горы, и природные явления, такие как бури, обладают духами. Считалось, что шаманы, которые могли быть как мужчинами, так и женщинами, в состоянии транса могли общаться с этими духами и путешествовать в их мире, помогая находить потерянные души и предсказывать будущие события.

Среди монголов присутствовали и другие религии, особенно несторианское христианство, а с 14 века н.э. стал популярным тибетский буддизм (ламаизм), возможно, благодаря его шаманским элементам. Ислам также получил широкое распространение в западных ханствах. Прежде всего, однако, была широко распространена вера в два главных божества: Землю или богиню-Мать, известную как Этуген (Итуген), которая олицетворяла плодородие, и Тенгри ( Gok Monggke Tenggeri ), «Синее небо» или « Вечное небо. » Это последнее божество считалось богом-защитником, и, что особенно важно, племенная элита считала, что он дал монгольскому народу божественное право управлять всем миром. Чингисхан и его преемники воплотили эту идею в разрушительную практику, завоевав почти весь азиатский континент и создав самую большую империю, когда-либо существовавшую до того времени в истории.

Фонд Чингисхана

Монгольские кочевые племена тогда, привыкшие к тяжелой жизни, отличались высокой подвижностью по своей природе и были обучены с детства кататься на лошадях и стрелять из лука. Эти качества бы сделать из них превосходных воинов, способных выдерживать долгие и сложные кампаний, охватывающих огромные территории за короткий промежуток времени и выжить только на абсолютном минимуме припасов. Даже роль женщины. и их работа по устройству лагеря и транспортировке помогла монголам армии, поскольку они обеспечивали жизненно важную материально-техническую поддержку своего мужа воины. Чингисхан был, пожалуй, первым монгольским вождем, осознавшим что если бы только различные племена и кланы могли объединиться, монголы мог овладеть миром.

Чингисхан, урожденный Тэмуджин ок. 1162 г. н.э., преодолел суровое детство заброшенности и бедности и зарекомендовал себя как способный военачальник Тогрила, вождя племени кераитов. О жизни и временах Чингисхана рассказывается в «Тайной истории монголов» , хронике 13 века н.э., которая является нашим лучшим первоисточником по ранней империи. В течение примерно 10 лет, с 1195 по 1205 г. н.э., Чингисхан стал самостоятельным лидером и медленно расширял свои владения с помощью безжалостной смеси дипломатии, войны и террора — для многих воинов это часто было случаем присоединиться к молодым. лидер или быть казненным. Были приведены в соответствие такие племена, как татары (название, которое средневековые жители Запада ошибочно применяли к самим монголам), кереиды, найманы и меркиды . Наконец, в 1206 г. н.э. на большом собрании всех вождей племен ( курултай ), Чингисхан был официально признан Великим ханом или «универсальным правителем» монголов.

Карта Монгольской империи в наибольшей степени со столицами и крупными городами / Изображение Ариенны Кинг, Creative Commons один с использованием письменности уйгурских тюрков и введением постоянного свода законов  Яса . Коммуникации во многом способствовало создание Yam , сеть промежуточных постов, которые курьеры могли использовать для пополнения запасов, путешествуя по штату. Империя уже началась всерьез, но собиралась стать намного больше.

Расширение: Северный Китай и Персия

Вожди монгольских племен традиционно достигали и поддерживали свое положение во власти, распределяя военную добычу среди своих лояльных последователи и Чингисхан ничем не отличались. Монгольская армия базировалась вокруг ядро в 10 000 человек, составлявшее личную охрану хана, кесиктен . Члены этой элиты также будут занимать ключевые административные должности. по империи. Дополнительные войска были получены за счет призыва монгольские племена и контингенты от союзников и завоеванных территории. Основным наступательным оружием была легкая кавалерия с ее всадники, умеющие стрелять из мощного монгольского композитного лука. монгольские лошади были еще одним преимуществом как для их прочности и выносливости, так и для их огромное количество, что позволяло гонщикам иметь до 16 запасных ездовых животных, что означало армия могла преодолевать огромные расстояния с большой скоростью.

Первой целью Чингисхана после того, как он стал Великим Ханом, было государство Цзинь (также известное как династия Чжурчжэнь Цзинь, 1115-1234 гг. н.э.) в северном Китае. Быстрота монгольской конницы и тактика террора при борьбе с захваченными городами принесли свои плоды, и внутренне раздробленное государство Цзинь было вынуждено отступить на юг. Одновременно целью было тангутское государство Си Ся (также известное как Си-Ся, 1038–1227 гг. н. э.), также расположенное на севере Китая и столь же неспособное остановить безжалостное продвижение Чингисхана по Восточной Азии. Третьей мишенью в этот период была династия Сун в Китае (он же Сун, 9 лет).60 – 1279 г. н.э.). Богаче и могущественнее своих соседей, Сун оказалась более устойчивой, несмотря на то, что Чингисхан разграбил многие из их городов, но их время еще придет. К 1219 году н.э. даже Северная Корея подверглась нападению, поскольку Чингисхан преследовал бежавшие туда беспокойные племена киданей.

Современный бюст Чингисхана (ок. 1162/67–1227 гг. н. э.), правителя и основателя Монгольской империи (1206–1368 гг. н. э.). (Президентский дворец, Улан-Батор, Монголия) / Фото Джима Гарамоне, Wikimedia Commons

По-видимому, намереваясь заслужить титул «вселенского правителя», Чингисхан теперь обратил свое внимание на Западную Азию. С 1218 г. н.э. персидский Хорезмская империя подверглась нападению. Монгольская армия численностью в 100 000 человек охватила все пришельцы в сторону, захватив такие знатные города, как Бухара и Самарканд. В 1221 г. н.э. монголы ворвались в северный Афганистан, в 1222 г. н.э. Русская армия потерпела поражение на Калке, а затем Каспийское море было полностью окружен, когда армия вернулась домой. Мусульмане региона теперь у Чингисхана был новый титул — «Проклятый». были уничтожены до основания, мирные жители были убиты, и даже оросительные системы были разрушены. Азиатский мир перевернулся упал менее чем за два десятилетия. Чингисхан умер 18 августа 1227 г. неизвестной болезнью, но его преемники обеспечат монголам новые Мировой порядок намного переживет своего создателя.

Угедей-хан нападает на Европу

Чингисхан постановил, что его империя должна быть разделена между его четыре сына Джучи, Чагатай (Чагадай), Толуй (Тулуй) и Угэдэй (Огодей), каждый из которых правил ханством (хотя Джучи умер раньше его отец в 1227 г. н.э.). Угедей стал новым Великим ханом (годы правления 1229-1241 гг.). н.э.) и, таким образом, правитель всех монголов. Единая империя выдержит до 1260 г. н.э., когда четыре ханства стали полностью автономными (см. ниже).

Угедей-хан еще больше укрепил монгольский государственный аппарат, назначив членов имперской личной охраны и министров региональными губернаторами ( daruqachi ), проведение переписи и введение надлежащей налоговой системы (в отличие от простой конфискации имущества). В 1235 году нашей эры была выбрана столица Каракорум (Каракорум) в Монголии. Сеть Yam была расширена, колодцы на торговых путях были защищены, а странствующие торговцы получили военную защиту.

Что касается завоеваний, Угэдэй продолжил то, на чем остановился его предшественник, и с помощью одаренного полководца Субутая (также известного как Субетей, 1176-1248 гг. н.э.), известного как одна из «Четырех гончих» хан выступил против Цзинь в 1230-1231 гг. Цзиньская столица Кайфэн пала в 1233 г. н.э., а кампания 1234 г. н.э. привела к самоубийству цзиньского императора Айзонга (годы правления 1224-1234 н.э.) и полному и окончательному краху государства Цзинь. В этот период Корея также неоднократно подвергалась набегам.

Воссоздание конного воина Монгольской империи (1206-1368 гг. н.э.). (Музей художественной науки, Сингапур) / Фото Уильяма Чо, Flickr, Creative Commons

С 1235 г. н.э. Субутай координировал кампанию по Средней Азии, захватив такие города, как Тифлис (Тбилиси). С 1236 г. н.э. по 1242 г. н.э. армия численностью 150 000 человек, организованная в пять отдельных дивизий, прошла через Казахстан/Узбекистан, чтобы атаковать Восточную Европу вокруг реки Волги. Победы были одержаны против булгар, русов, поляков и венгров в нескольких походах. Казалось бы, появившаяся из ниоткуда монгольская кавалерия стала известна как «всадники дьявола». Великие города, такие как Киев (1240 г. н.э.), Краков (1241 г. н.э.), Буда и Пешт (1241 г. н.э.), были разграблены и разграблены. Казалось, что только смерть Угэдэя в 1241 году н.э. спасла Европу от дальнейших вторжений, поскольку монгольские лидеры были вынуждены вернуться в Каракорум, чтобы избрать нового хана. Следующими двумя ханами будут Гуюк-хан (годы правления 1246-1248 гг. Н.э.) и Мункэ-хан (годы правления 1251-1259 гг.).н.э.) с регентами, правившими между ними, но именно Хубилай, внук Чингисхана, проявил самые большие амбиции, когда он поднял монгольские завоевания на совершенно новый уровень.

Хубилай-хан атакует Китай и Японию

Хубилай-хан правил с 1260 по 1294 год н.э., но он уже производил впечатление до этого, когда вместе с Мункэ-ханом вел кампанию против Сунского Китая. Хубилаю пришлось сражаться со своим младшим братом Ариком Боке (1219-1266 гг. н.э.) за положение Великого хана, но Хубилай победил, и, даже если империя теперь фактически была разделена на четыре ханства, он имел утешение в том, что его часть оставалась самой богатой. . В любом случае Хубилай стремился получить еще более престижный титул: китайский император. Следовательно, Сун снова подверглись нападению, но на этот раз Хубилай участвовал в осадной войне, используя превосходные катапульты — знания, полученные из Западной Азии. Город за городом падал в течение следующих 11 лет, а с падением столицы Линьань 28 марта 1276 г. н.э. пала и династия Сун. 19Март 1279 г. н.э. было выиграно великое морское сражение при Яйшане недалеко от современного Макао — еще один пример успешной адаптации к монгольской войне — и было подавлено самое последнее сопротивление Сун. Хубилай победил то, о чем до него мечтали все степные кочевники: могущественное и несметно богатое государство Китай.

В 1271 г. н.э. Хубилай объявил себя императором Китая, а его новый орден — династией Юань, что означает «происхождение» или «центр». летнее отступление. Проявив себя столь же способным администратором, как и завоевателем, Хубилай организовал свое огромное государство на 12 провинций и способствовал развитию торговли путем льготного налогообложения для купцов, поощрения бумажных денег и улучшения сети дорог и каналов для лучшей транспортировки товаров. Однако Хубилай не был удовлетворен и предпринял две атаки на Японию в 1274 и 1281 годах нашей эры. Оба потерпят неудачу из-за стойкого местного сопротивления и ужасных штормов, которые японцы назвали 9.0016 камикадзе или «божественные ветры». Не испугавшись, Хубилай начал атаки в Юго-Восточной Азии, вторгшись во Вьетнам (1257, 1281 и 1286 гг. н.э.), Бирму (1277 и 1287 гг. н.э.) и Яву (1292 г. н.э.), все достигнув только смешанных Результаты. Казалось, Монгольская империя достигла своего апогея, и в 13 веке н.э. теперь будет наблюдаться только упадок.

Ханаты и упадок

Карта четырех ханств Монгольской империи после ее разделения в 1259 г. н.э. / Ариенн Кинг, Creative Commons

В то время как великие ханы были заняты восточной частью Монгольской империи, центральная и западная части в основном пошли своим путем. Золотая Орда с центром в степях Западной Евразии была основана ханом Батыем (ум. 1255 г. н.э.), внуком Чингисхана, около 1227 г. н.э. Он переживет все остальные, официально завершив свою деятельность в 1480 году нашей эры, но с середины 14 века нашей эры в этом районе возродились русские и литовцы. Ильханство с центром в Персии было основано Хулагу (ум. 1265 г. н.э.), другим внуком Чингисхана около 1260 г. н.э. Ему будет постоянно угрожать его юго-восточный сосед Мамлюкский султанат (1261-1517 гг. н.э.), и он распался из-за династических споров в 1335 г. н.э. Чагатайское ханство было основано Чагатаем (1183-1242 гг. н.э.), вторым сыном Чингисхана, и останется наиболее истинно монгольским государством, где трудно избавиться от кочевых корней. Опять же, династические споры привели к его краху в 1363 году нашей эры.

Все три западных ханства будут постоянно сражаться друг с другом в пограничных спорах. В конечном итоге каждый из них принял ислам в качестве государственной религии, что само по себе стало еще одним яблоком раздора между элитами. Территории Ильханата и Чагатайского ханства в конечном итоге были захвачены Тимуром (Тамерланом), основателем Империи Тимуридов (1370-1507 гг. Н. Э.). Даже юаньский Китай уступил слишком знакомым гражданским войнам между соперничающими группами, и со слабой экономикой, страдающей от голода и локальных восстаний, династия Мин смогла захватить Китай в 1368 году н. э. В конце концов, монголы стали частью оседлых обществ, которые они так легко завоевали, что сделало их такими же уязвимыми, как и любое другое государство, для захвата тех, кто хотел принять новые идеи и технологии.

Наследие монголов

Монголы, возможно, не беспокоили многих современных хранителей музеев своим искусством и не оставили прекрасных зданий , которыми можно восхищаться, но они оставили прочное наследие в других отношениях. Возможно, их наибольшее влияние на мировую культуру заключалось в том, что они установили первые серьезные связи между Востоком и Западом. Монгольская империя простиралась на одну пятую часть земного шара, и их солдаты были вынуждены сражаться с тевтонскими рыцарями на одном конце, а на другом — с воинами-самураями, ни один из врагов не подозревал о существовании другого. До сих пор китайцы и европейцы рассматривали земли друг друга как полумифическое место обитания монстров. Поскольку послов, миссионеров, торговцев и путешественников, таких как Марко Поло (1254-1324 гг. н.э.), поощряли свободно пересекать Азию, контакты увеличивались, а идеи и религии распространялись. Порох, бумага, книгопечатание и компас стали привычными в Европе. Монголы распространяли идеи и в кулинарии, например, приготовление своих шулен ( шулен ) бульон и похлебка, популярное блюдо в Азии и сегодня. Были, увы, и менее благоприятные последствия, такие как Черная смерть (1347-1352 гг. н.э.), сначала перенесенная из кармана отдаленного Китая в Черное море, а оттуда в Венецию и остальную Европу. Однако в Монголии империю с любовью вспоминают как золотую эру, а Чингисхана, инициатора всего этого, продолжают чтить регулярными церемониями в монгольской столице Улан-Баторе.

Библиография

  • Бродбридж, AF Женщины и создание Монгольской империи. (издательство Кембриджского университета, 2018 г.).
  • Бьюэлл, PD Исторический словарь Монгольской мировой империи. (издательство Rowman & Littlefield, 2018 г.).
  • Эбрей, П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *