Монголы это: МОНГОЛЫ | Энциклопедия Кругосвет

«Великая Татария» Рафаэля Хакимова. Часть 6-я: татаро-монголы — Реальное время

Общество

15:00, 16.05.2020 Сюжет: «Великая Татария» Рафаэля Хакимова

«Великая Татария» казанского историка. Часть 6-я

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5).

В научной литературе всячески пытаются избежать объяснения фразы «татаро-монголы». Традиционно логика строится очень просто: Чингисхан построил Монгольскую империю, значит, он — монгол. Зададим два простых вопроса:

  1. почему Монгольскую империю называли Великой Татарией (Тартарией), а не Монголией?
  2. почему в Золотой Орде не было ни одного документа на монгольском языке?

С тем, чтобы не отвечать на столь каверзные вопросы, татар отождествляют с монголами, а происхождение нынешних татар выводят из булгар, якобы не имевших никакого отношения к татаро-монголам. Для вящей убедительности Чингисхана рисуют монголоидом с раскосыми глазами, хотя по источникам известно, что он был рыжим и голубоглазым — типичным европейцем.

Историографические традиции оказываются настолько стойкими, что мало кто из ученых решается нарушить их. Люди боятся оказаться изгоями научного сообщества. К тому же в дела историков часто вмешивается политика.

Чингизхан на соколиной охоте

Ярким примером ложной историографической традиции является вопрос о монгольском языке Золотой Орды. Известный источниковед А.П. Григорьев цитирует Плано Карпини: «…мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам …, и мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». После этой цитаты следует утверждение: «Итак, во времена первого золотоордынского хана Бату (1227—1255) золотоордынская канцелярия вела делопроизводство на монгольском языке».

Такой вывод сделан из произвольного отождествления татар с монголами, хотя ничто не мешает предположить, что Бату читал по-татарски, ведь у Карпини прямо сказано, что текст перевели на татарский. Остальные документы Григорьевым анализируются в том же стиле, после чего выносится вердикт: «Наш общий вывод сводится к следующему: официальным языком Золотой Орды в ХIII—XIV веках (до 1380 года) был монгольский, употреблявшийся в уйгурской письменной форме». Это утверждение стало основанием для остальных ученых, которые просто ссылаются на Григорьева, как авторитетного исследователя золотоордынских документов. Таким образом появилось общее мнение ученого сообщества, которое воспринимается как истина. При этом золотоордынских документов на монгольском языке не существует.

Примерно так же сложилось мнение о монгольском происхождении Чингисхана. Для начала подтвердим, исходя из источников, что Чингисхан действительно происходил из племени «монгол», принадлежавшего к так называемым «черным татарам». «Черные», значит, северные татары, занимались скотоводством в отличие от земледельцев «белых (южных) татар». Китайцы «монголов» Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Сказано очень определенно и противоречит устоявшемуся мнению о принадлежности Чингисхана к монгольскому этносу. Нынешние монголы в то время назывались халха, ойраты и т. д. Монголами они стали позже, взяв себе в качестве этнонима политоним «монгол».

Важно различать династию от этнонима и политонима. Тимучин, провозглашенный Великим ханом, присвоил своей династии имя «Монгол», или «Могол». Таким образом было узаконено правило, по которому у власти могли быть только потомки Чингисхана. Бартольд отмечал: «Имя монгол… только при Чингисхане стало употребляться в качестве названия государства и династии, позднее — и как название народа». Южносунский посол Сюй Тин, посетивший Монголию в 1235—1236 годах, сообщает: «[Татарский владетель] каждый раз называет татар «своей костью». Слово «кость» издревле служило у тюрок для обозначения патрилинейного родства. Имя «Монгол» в то время означало не этноним и не политоним, а династию, «кость», клан.

Термин «монголо-татары» («мэн-да») появился в китайских источниках именно в связи с восшествием на престол Чингисхана, объявившего о появлении монгольской династии, после чего к традиционному «та-та» / «да-да» («татар») добавился иероглиф «мэн», указывающий на присутствие правящей династии. Поэтому государство Чингисхана с 1211 года впервые получило официальное наименование «Да мэн-гу го», т. е. «Великое Монгольское государство».

Китайские чиновники очень хорошо различали народы, при этом они писали не только о племенах, но и о династиях, расписывали их титулатуру, они пользовались выражением «монголо-татары» не в этническом, а политическом смысле, понимая под монголами династию, а под татарами — его народ. Татар же научили подобной титулатуре чжурчжэньские перебежчики, хорошо знавшие традиции китайской канцелярии. Не исключено, что перебежчики были из тех татар, кого называли «дю» и в чьи обязанности входила охрана северных границ государства чжурчжэней.

Во второй половине ХII века имя «монгол» относилось «ко всем племенам, родоначальниками которых были потомки легендарной Алан-Гоа, — писал Н.Ц. Мункуев. — Поэтому в указанное время монголами были барулас, адаркины, уруты и мангуты, а также ответвившиеся позднее племена — тайчиуты, бесуты, хонхотан, арулад, генигес и др. … Как общее название слово «монгол», очевидно, можно было прилагать ко всем родам и племенам, ведущим свое происхождение от легендарных предков Чингисхана».

Тамги Бату и Берке

Итак, название государства Чингисхана Yeke mongyol ulus не несет этнического смысла, но указывает на ту династию, которая стала правящей. В то же время, когда речь заходит о татарах этого государства, то указывается на этноним. В хронике «Да Цзинь гочжи» (1234 год) поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары (дада) Монгольского государства». Записки о монголах Сюй Тина начинаются такими словами: «Государство черных татар <…> называется Великой Монголией». «Дом Чингисхана», как впоследствии «Дом Бату», предполагал родовую наследственность, и в то же время его можно было в политическом плане понимать расширительно. «Дом» — это некий клан, состоящий из близких родственников и влиятельных политических сил, как правило, становящихся через браки дальними родственниками. «Дом», независимо от того, совпадает он этнически с народом или нет, противостоит демосу (будун). Поэтому, когда мы говорим: «Монголы правили империей татар», то имеем в виду не этносы «монгол» и «татар», а правящий клан «Великих Монгол» и народ «татар».

Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о гражданах. Когда один из переписчиков в XIV веке уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо указал и правящую династию, и подвластный народ.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов

ОбществоИстория Татарстан Хакимов Рафаэль Сибгатович

происхождение народа, где и как живут, фото

Евгений Форов

  • Скопировать ссылку

Оглавление[Скрыть]

История Жизнь Традиции Жилище Еда Одежда

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История

Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь

Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции

Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма — монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище

Монголы — кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.

Еда

Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван — блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока — яркие тому примеры.

Одежда

Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.


Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.

Читайте также:

  • Какая вера, религия и ритуалы в Гайане?
  • ​Национальный парк «Тимна»
  • Дворец Долмабахче в Стамбуле в 2021 году
  • ТОП 5 лучших отелей в Турции для романтического отдыха
  • Шри Ланка всё включено в Июле

Есть что добавить?

ИСТИННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОНГОЛОВ?

Прошлым летом я был на севере Китая, изучая книгу о Хулунбуире, регионе, который ведет Китай за пределы Монголии в Сибирь. Обширные луга на западе и юге уступают место покрытым лесом горам Синган на севере и востоке. Четверть автономного района Внутренней Монголии, Хулунбуир, немного больше, чем Великобритания, но с населением всего 2,5 миллиона человек. Чуть менее 10% составляют монголы. Тем не менее, их культура вездесуща — в их вертикальном письме, их костюмах, их музыке и популярности величайшего из всех монголов, Чингисхана. Местные жители утверждают, что он часто приходил сюда, потому что отсюда произошли его предки. Чингисхан и его потомки завоевали весь Китай с известной жестокостью. Я удивлялся, почему китайцы так стремятся его продвигать.

Шатер Чингисхана

Авторы и права: Джон Мэн

 

Примерно в 300 километрах к северу от столицы Хайлара дорога проходит через широкую арку, окруженную четырьмя зданиями, каждое из которых увенчано куполом в стиле монгольского шатра. С крыши развеваются флаги. За въездом простираются покрытые лесом холмы площадью более 400 квадратных километров. Знак провозглашает, что это «Происхождение монголов».

Северная граница Китая очень большая и очень пустая. Хулунбуир, часть Внутренней Монголии, размером с Великобританию, с населением, равным Манчестеру. Внутренняя Монголия является «автономным регионом» (как Тибет и три других) в связи с высокой долей меньшинств, причем монголы являются самыми густонаселенными из четырех. Монголия, когда-то сердце могущественной империи, позже китайская колония, была независимой с 19 века.11, в советской сфере до 1992 года, а теперь опасно балансирует между двумя гигантскими соседями

Авторы и права: Джон Мэн

 

С сегодняшней точки зрения это кажется странным. Разве монголы не люди пастбищ, их родина Монголия? Ну да, но так было не всегда. В их знаменитом фундаментальном эпосе « Тайная история монголов » говорится, что они пришли туда через «Тенгиз» — море или озеро — за 22 поколения до рождения Чингисхана в 1162 году. Какой академический шторм вызвало это слово. Что именно «Тенгиз»? Некоторые ученые утверждают, что озеро Байкал находится в Сибири, другие — озеро Хулун, которое вместе со своим меньшим соседом Буиром дало название региону.

Есть основания для претензии. В V веке, говорят скудные источники, лесной народ, известный китайцам как Шивэй, доминировал в лесах северо-востока, по всей Маньчжурии. Одним из ее 20 племен, живших в западной части их ареала, были мэн-ву, или монголы. Они ушли в степь, стали скотоводами и поселились вдоль реки Эргуна, которая сейчас является границей Китая и России. Они жили там четыре века, прежде чем большинство из них мигрировало на свою новую родину в Монголию.

Чингисхан и Борте

Авторы и права: John Man

 

Но они сохранили старые ссылки. Высшие монголы выбирали себе пару из группы, известной как Онгират, которая жила к югу и востоку от озера Хулун. Они славились своими красивыми женщинами. Мать Чингиса Оэлун была Онгирад, как и его первая жена Бёрте. Императрицами стали и другие онгиратские женщины, в том числе старшая царица Хубилай-хана (внука Чингиса) и еще 14 цариц более поздних императоров.

Последующие новые соединения. В 1201–1203 годах молодой Тэмуджин, будущий Чингисхан, находился в разгаре операций по разгрому своих врагов, прежде чем в 1206 году провозгласил себя ханом со своим новым титулом. Его главным врагом был его друг детства и кровный брат Джамуха. В какой-то момент Чингисхан был близок к поражению и собрал небольшую команду верных последователей у неизвестного озера Балджуна. Два соперника сразились в месте под названием Хуйтен (Холод), где-то к югу от озера Хулун. Монголы до сих пор отмечают эту битву как одну из самых значительных в монгольской и китайской истории. Дважды в год, 15 июня и 15 августа, они тысячами собираются, чтобы подняться на 300-метровый холм Святой Горы (Богд Уул), в 10 км к югу от озера Хулун, в честь победы Чингисхана.

Итак, есть поверхностные причины, по которым сайт называется «Происхождение монголов» и почему дисплеи подтверждают это утверждение.

Есугэй, отец Чингисхана, возвращается домой

Авторы и права: Джон Мэн много национальностей. Внизу находится шаманская хижина, охраняемая стволами деревьев, обмотанными черными веревками, зловещий портал в Голубое Небо, верховное божество монголов. Дальше по долине находится грязный пруд с надписью «Озеро Балджуна», как будто это и есть то самое место, откуда Чингис начал свое возвращение. Напротив, на крутом пригорке, возвышается статуя всадника – Бодончара, предка «Золотой семьи» Чингисхана. Рядом стоит импровизированный кемпинг с огромными бронзовыми статуями в момент высокой драмы. Отец Чингиза, Есугэй, возвращается из похода, в котором он поймал татарского вождя, ведомого цепью. Это Тэмуджин, имя, которое Юсугэй собирается украсть для своего новорожденного сына. Оэлун, его жена, держит маленького будущего Тэмуджина.

Что со всем этим делать? Ну нет никакой связи между этим лесом и монголами или их предками шивэй.

Но не в этом дело. Экспонаты предназначены для того, чтобы претендовать на всю монгольскую историю для Китая. Политически сегодня это важно. Внук Чингисхана, Хубилай-хан, завоевал весь Китай и объединил его вместе с Тибетом и Монголией. Он мог править этим огромным поместьем (и претендовать на власть над большей частью Евразии через родственников), только став китайским императором со своей собственной династией Юань. В глазах монголов Китай был частью Великой Монголии. В глазах китайцев монголы на самом деле китайцы, начиная с Чингисхана и далее.

Все это подтверждает позицию Китая на его границах с Внутренней Азией. Когда-то этот регион был совсем некитайским, его часто оспаривали турки, монголы, маньчжуры, русские и, наконец, японцы. В 1949 году она стала частью возрождающегося Китая Мао, который отстаивал свои права с помощью оруэлловских заповедей: контролируя прошлое, она стремится контролировать настоящее и будущее.

Сайт дает понять посетителям, что монголы, Чингисхан и его империя являются частью Китая. Означает ли тот факт, что сама Монголия была независимой с 1911 отрицают это убеждение? Нисколько. Китай смотрит вдаль. Независимость Монголии может быть кратким перерывом. Если Монголия когда-нибудь вернется под контроль Китая, это будет для Китая возвращением к естественному порядку, созданному Чингисханом, великим китайским завоевателем.

Автор, Джон Мэн

Авторы и права: Джон Мэн

Наследие Чингисхана | Эссе | Метрополитен-музей

Чингисхан (ок. 1162–1227) и монголы неизменно ассоциируются с ужасными историями о завоеваниях, разрушениях и кровопролитиях. Этот прославленный лидер клана и его непосредственные преемники создали самую большую из когда-либо существовавших империй, охватывающую весь азиатский континент от Тихого океана до современной Венгрии в Европе. Такая империя не могла бы быть сформирована без дальновидного руководства, превосходных организаторских способностей, самой быстрой и стойкой кавалерии из когда-либо известных, армии превосходных лучников («дьявольские всадники» в западных источниках), существования политически ослабленных государств по всей Азии, и, конечно же, опустошение и разруха.

Тем не менее, наследие Чингисхана, его сыновей и внуков также является наследием культурного развития, художественных достижений, придворного образа жизни и всего континента, объединенного под так называемым Pax Mongolica («Монгольский мир»).

Мало кто понимает, что династия Юань в Китае (1271–1368) является частью наследия Чингисхана через своего основателя, его внука Хубилай-хана (годы правления 1260–1295). Монгольская империя была наибольшей через два поколения после Чингисхана и была разделена на четыре основные ветви, причем Юань (империя Великого хана) была центральной и наиболее важной. Другими монгольскими государствами были Чагатайское ханство в Средней Азии (ок. 1227–1363), Золотая Орда на юге России, простирающаяся до Европы (ок. 1227–1502), и династия Ильханидов в Великом Иране (1256–1353).

Монголы удивительно быстро превратились из чисто кочевого племенного народа в правителей городов и государств и научились управлять своей огромной империей. Они с готовностью переняли систему управления завоеванными государствами, поставив горстку монголов на высшие посты, но позволив бывшим местным чиновникам вести повседневные дела. Эта умная система позволяла им контролировать каждый город и провинцию, а также поддерживать связь с населением через своих администраторов.

Местопребывание Великого ханства в Даду (Пекин) было центром империи со всей его пышностью и церемониальностью, в то время как три полунезависимых центрально- и западноазиатских владения Чагатая, Золотой Орды и Ильханидов были связаны через сложная сеть, которая пересекала континент. Лошади, которые когда-то были надежным инструментом войны и завоеваний, теперь сделали возможной быструю связь, передавая письменные сообщения через ретрансляционную систему станций. Письмо, отправленное императором в Пекин и доставленное посланником в его
paiza
, или паспорт, мог быть доставлен в столицу Ильханидов Тебриз, находящуюся примерно в 5000 милях, примерно за месяц.

Политическое объединение Азии под властью монголов привело к активной торговле, перемещению и расселению художников и ремесленников по основным путям. Таким образом, новые влияния были объединены с устоявшимися местными художественными традициями. К середине тринадцатого века монголы сформировали крупнейшую в мире смежную империю, объединив китайскую, исламскую, иранскую, центральноазиатскую и кочевую культуры в рамках всеобъемлющего монгольского сознания.

Внук Чингисхана Хулагу (умер в 1265 г.) покорил Иран в 1256 г. и завоевал Багдад, столицу Аббасидского халифата, в 1258 г. Династия Хулагу — Ильханиды, или Малые ханы, — правила этой территорией, называемой Великим Ираном, примерно до 1353 г. После быстрого завоевания власти в мусульманском мире монгольские Ильханиды номинально подчинялись Великому хану династии Юань в Китае и в процессе импортировали китайские модели, чтобы лучше определить свои вкусы. Однако на новых правителей большое впечатление произвели давние традиции Ирана с его процветающими городскими центрами и процветающей экономикой, и они быстро усвоили местную культуру. Монгольское влияние на иранскую и исламскую культуру породило необычайный период в исламском искусстве, сочетавший устоявшиеся традиции с новым визуальным языком, пришедшим из Восточной Азии.


Цитата

Карбони, Стефано и Камар Адамджи. «Наследие Чингисхана». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/khan1/hd_khan1.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Амитай-Прейс, Реувен и Дэвид О. Морган, ред. Монгольская империя и ее наследие . Лейден: Брилл, 19 лет.99.

Карбони, Стефано и Комарофф, Линда, ред. Наследие Чингисхана: придворное искусство и культура в Западной Азии, 1256–1353 гг. . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2002.

.

Россаби, Моррис «Чингисхан». В Энциклопедия азиатской истории , том. 1, стр. 496–98. Нью-Йорк: Скрибнер, 1988.

.
Дополнительные эссе Стефано Карбони
  • Карбони, Стефано. «Венеция и исламский мир: коммерческий обмен, дипломатия и религиозные различия». (март 2007 г.)
  • Карбони, Стефано. «Исламское искусство и культура: венецианская перспектива». (март 2007 г.)
  • Карбони, Стефано. «Венеция и исламский мир, 828–1797». (март 2007 г.)
  • Карбони, Стефано. «Основные мусульманские торговые партнеры Венеции: мамлюки, османы и сефевиды». (март 2007 г.)
  • Карбони, Стефано. «Новый визуальный язык, передаваемый по всей Азии». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Придворное искусство Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Фолианты Великого Монгола Шахнама (Книга Королей)». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Фолианты из Джами‘ ат-таварих (Сборник летописей)». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Тахт-и Сулейман и плиточные работы в период Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Искусство книги в период Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Выдувное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Резное и гравированное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Монгольский шатер в эпоху Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Религиозное искусство при Ильханидах». (октябрь 2003 г.)
  • Карбони, Стефано. «Эмалированное и позолоченное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Стекло с выдувным орнаментом из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Горячее стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Мозаичное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Карбони, Стефано. «Витражное (окрашенное) стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Камара Адамджи
  • Адамджи, Камар. «Новый визуальный язык, передаваемый по всей Азии». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Придворное искусство Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Фолианты Великого Монгола Шахнама (Книга Королей)». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Фолианты из Джами‘ ат-таварих (Сборник летописей)». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Тахт-и Сулейман и плиточные работы в период Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Искусство книги в период Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Выдувное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Адамджи, Камар. «Резное и гравированное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Адамджи, Камар. «Монгольский шатер в эпоху Ильханидов». (октябрь 2003 г.)
  • Адамджи, Камар. «Эмалированное и позолоченное стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Адамджи, Камар. «Стекло из исламских земель». (октябрь 2002 г.)
  • Адамджи, Камар. «Религиозное искусство при Ильханидах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *