Музеи уфы фото с названиями и описанием: Музеи России — список с фото, названиями и описаниями. Интересные музеи России на портале «Культура.РФ»

Музеи России — список с фото, названиями и описаниями. Интересные музеи России на портале «Культура.РФ»

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.

РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — .

Системное сообщение

Мы используем сookie

Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Музеи Уфы (Фото)

Столица уральской республики Башкортостан – крайне интересное место. Помимо того, что Уфа является одним из культурных, промышленных, спортивных и научных центров Российской Федерации, ее можно назвать еще и уникально многоконфессиональным городом. Здесь можно встретить представителей фактически любого религиозного течения – православных христиан, мусульман-суннитов, буддистов и других. Будучи культурным центром республики, Уфа может похвастаться довольно большим количеством музеев, которые с интересом и удовольствием посещают как местные жители, так и гости башкирской столицы.

Национальный музей Башкортостана

 

Национальный музей – главная достопримечательность и самый интересный музей Уфы. В его экспозиции представлено огромное число экспонатов самого разного направления – начиная от археологических исторических ценностей и огромной нумизматической коллекцией с богатейшей историей и заканчивая демонстрацией природных богатств края и широкой этнографии его жителей.

Художественный музей имени М. В. Нестерова

Выставка музея представлена преимущественно художественными произведениями как современных авторов, так и почитаемых художников прошлого, наиболее ценными из которых считаются картины кисти М. Нестерова. Также в залах музея посетители могут увидеть примеры работ театрально-декорационного искусства, скульптуры различных мастеров и наброски рисунков известных авторов. Небезынтересны и образчики прикладного искусства прошлых лет, а также рукописные книги и иконы различных школ. Коллекция этого музея Уфы насчитывает около 4 000 экземпляров предметов изобразительного искусства и примерно 10 000 томов рукописных и первопечатных книг, что делает Башкирский музей главной достопримечательностью Уфы.

Дом-музей Ленина

На углу улиц Жандармской и Тюремной (ныне Крупской и Достоевского) располагается небольшой домик, в котором Владимир Ильич Ленин жил и работал в течение 20 дней пребывания в Уфе. В честь этого впоследствии в доме был организован музей вождя пролетариата, где можно ознакомиться с выставкой, посвященной жизни и революционной работе Ленина.

Дом-музей Худайбердина

Не менее интересной достопримечательностью Уфы, касающейся жизнедеятельности конкретного человека, можно считать дом-музей государственного и партийного работника Ш. А. Худайбердина. Именно он стал основоположником прихода советской власти на территорию Башкортостана, так что его земляки и решили увековечить путем организации музея в доме, где он некоторое время проживал. Экспозиция музея содержит многочисленные материалы, документы и другие свидетельства установления советской власти в республике Башкортостан.

Музей археологии и этнографии

Музей функционирует при институте этнографических исследований и предоставляет посетителям возможность увидеть множество этнографических, археологических и антропологических ценностей, обнаруженных исследователями на территории всего Южного Урала.

Музей геологии и полезных ископаемых Башкортостана

В музее собрана богатейшая в республике коллекция образчиков разнообразных горных пород, минералов, полезных ископаемых, полудрагоценных камней, а также окаменевших останков флоры и фауны Южного Урала.

Интерактивный музей «Интеллектус»

Людям с неутолимой жаждой новых знаний наверняка будет интересна другая, новая и свежая достопримечательность Уфы – интерактивный музей «Интеллектус». Здесь можно своими глазами увидеть принципы действия различных физических законов, оптических иллюзий и других природных явлений. В музее не только показывают, как происходит взаимодействие предметов в природе, но и позволяют самостоятельно проводить физические опыты и ставить эксперименты.

Музей почты

При главном городском почтамте Уфы в 2010 году был открыт музей почты, в котором посетители могут увидеть образцы старинных конвертов, марок и других атрибутов почтовой службы. Кроме того, в музее представлены оригинальные телеграфные аппараты, радиоприемники военного  периода, а также подлинники множества документов и материалов военных лет. Несмотря на недавнее открытие, новая достопримечательность уже завоевала сердца горожан и внимание гостей города.

Музей конного спорта и коневодства

В музее представлены фотографии и видеоматериалы, посвященные башкирской породе лошадей, а также документы, диорама и выставка кубков, завоеванных башкирской командой спортсменов-конников на уральских и всероссийских соревнованиях.

Музей леса

Малоизвестная, однако, крайне любопытная достопримечательность Уфы – музей леса. Здесь представлены чучела зверей, которые размещены среди самых настоящих деревьев, с веток которых доносится говор и пение птиц. Посещение музея рекомендовано родителям с маленькими детьми для начального ознакомления с растительным и животным миром родного края.

Музей полиции

Музей рассказывает и показывает историю возникновения и развития службы охраны правопорядка в Башкирской республике. Здесь представлены документы, фотографии, улики и другие любопытные экспонаты и свидетельства работы органов милиции и полиции края.

Нестеров и Уфа | Журнал «Третьяковская галерея»

Светлана Игнатенко

Статья: 

МУЗЕИ РОССИИ

Выпуск журнала: 

№1 2013 (38)

150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА НЕСТЕРОВА (1862-1942) БЫЛО ОТМЕЧЕНО КАК ОСОБЕННО В ЕГО РОДНОМ ГОРОДЕ УФЕ.

НА МЕСТЕ, ГДЕ БЫЛ РАСПОЛОЖЕН ДОМ СЕМЬИ НЕСТЕРОВЫХ, БЫЛ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК. В НАЦИОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ «ИСКУССТВО М. В. НЕСТЕРОВА ИЗ МУЗЕЕВ, ГАЛЕРЕЕК И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ» СОСТОЯЛАСЬ С УЧАСТИЕМ 22 МУЗЕЯ И ДВУХ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. СОСТОЯЛИСЬ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «1-Й НЕСТЕРОВСКИЙ ФОРУМ» И 1-Й ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ «НЕСТЕРОВ». ОТКРЫТ ПАРК ИМЕНИ НЕСТЕРОВА. ЭТА ОБШИРНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА ЯВЛЯЛАСЬ ТОЛЬКО НАЧАЛОМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО УВЕЛИЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА.

Уфа, старинный город на Урале, появившийся на карте России во второй половине XVI века, был родиной многих выдающихся деятелей культуры — здесь родились Сергей Аксаков, Михаил Нестеров и Рудольф Нуреев. Это звездное созвездие было бы неполным без упоминания Федора Шаляпина, хотя и не уроженца Уфы, но Шаляпин дал там свой первый сольный концерт, а впоследствии стал близким многолетним другом Нестерова. Еще одним человеком, с которым Нестеров всегда чувствовал сильное духовное родство, был писатель Сергей Аксаков; в 19В 00-1910-х годах художник написал несколько вариантов «Аксаковской родины», картин, в которых выражалось восхищение Нестерова литературным талантом Аксакова.

В отличие от Аксакова, родители которого уехали из Уфы, когда ему было всего шесть лет, жизнь Нестерова останется связанной с Уфой до 1914 года. продажа… поместья». 1 С этого момента Уфа останется в его памяти как город его детства: деревянный, старомодный, с сотнями церквей и купеческими домами — таким был город, с которым он хотел быть связанным кровными узами . Не забывал Нестеров и дивной природы Урала, природы, которой он поклонялся и которой искал благословения.

Будущий художник родился в богатой купеческой семье. Он родился весной, в его любимое время года, тихим вечером, в его любимое время суток. Детство провел в Уфе, здесь начал рисовать; двенадцатилетним мальчиком, благословленный родителями иконой святителя Тихона Задонского, уехал в Москву, где поступил, хотя и не сразу, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Даже когда Москва стала его домом, Нестеров не порвал связи с родным городом. Десятилетиями он писал своим родным и длинными письмами, и короткими записками, чтобы рассказать им о своей столичной жизни, о своих творческих успехах и новых, захватывающих планах; с нежностью и гордостью делились этими письмами все члены его семьи.

Именно в Уфе Нестеров познакомился со своей будущей женой Марией Мартыновской и отчаянно влюбился в нее; именно там они провели много счастливых дней вместе. После смерти Марии их дочь Ольга (любимое дитя Нестерова) воспитывалась в любящем и ласковом доме Нестеровых в Уфе, пока не поступила в Киевское пансионное училище. Наконец, именно в Уфе Нестеров написал произведения, принесшие ему известность: «Отшельник», «Видение отрока Варфоломея», «Портрет Ольги Нестеровой», также известную как «Амазонка», или «Женщина в привычка верховой езды». Не случайно именно городу Уфе он подарил свою «художественную коллекцию».

В 1913 году, «желая содействовать художественному просвещению среди соотечественников», художник передал в дар коллекцию русского искусства второй половины 19-начала 20 веков. Среди 102 работ были картины и рисунки Ильи Репина, Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Николая Ярошенко, Василия Поленова, Исаака Левитана, Константина Коровина, Александра Головина, Александра Бенуа, Абрама Архипова, Николая Рорича и других замечательных художников.

Идея Нестерова создать в родном городе музей изобразительного искусства относится к 1905, за несколько лет до того, как он сделал пожертвование городу. Позже он вспоминал о тех временах: «Сегодня я мечтаю создать в Уфе музей. У меня есть для этого свободная земля. Нам бы только срубить несколько деревьев в нашем саду, где он граничит с улицей Губернаторской, а у нас есть место для музея в самом центре города. Щусев, еще совсем молодой, обещает составить план; я пытаюсь представить «архитектуру». В музее будет коллекция картин, этюдов и скульптур, которые «Я получал либо в дар, либо в обмен [на свои работы] от друзей и современников. Моя мечта, что, когда музей будет готов к открытию, я передам его в дар городу Уфе. Потом все бывает по-другому. мэр города Малеев предлагает мне разместить свою коллекцию в задуманном им Аксаковском народном доме 9.0019 2 Именно так я и поступаю в 1913 году, со всеми документами в порядке». в июне 1914 года «Дом Аксакова был закончен. Однако его открытие пришлось отложить до окончания войны». 4 За «пожертвование своей личной коллекции произведений искусства» в 1914 году Нестеров «был избран Почетным попечителем Уфимского музея, которому также было присвоено [его] имя» 5 На самом деле Башкирский государственный музей изобразительных искусств стал носить имя Нестерова только через 40 лет, в 1954 году. уроженцу Уфы, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества, известному московскому архитектору Илье Бондаренко с просьбой о хранении коллекции в Историческом музее. За войной последовала революция, и только в 1919, что Бондаренко доставил подарок Нестерова в Уфу. Бондаренко, впоследствии ставший первым директором Уфимского музея изобразительных искусств, вспоминал: «Все картины были переданы мне на хранение с условием, что, как только будет возможность, я их увезу в Уфу. Это было в 1914 году … и война встала у нас на пути ». 6 Только «4 октября 1919 года я доставил 16 ящиков из Москвы в Уфу на лодке, по рекам Москва, Ока, Волга, Кама и Белая. Картины прибыли в Уфу в конце октября .» 7

В поисках подходящего помещения для нового музея Бондаренко буквально перевернул город. В конце концов он выбрал дом, принадлежавший лесопромышленнику М. Лаптеву; Особняк в стиле модерн построен в 1913 году по проекту известного самарского архитектора А. Щербачева. Особняк Лаптевых был жемчужиной, одной из главных достопримечательностей города. Музей был открыт для публики 5 января 1920 года. Его первоначальная коллекция помещалась в трех залах: в первом были представлены собственные работы Нестерова наряду с другими предметами, которые он передал музею; вторая была посвящена «русской старине», а третья демонстрировала работы собственных уфимских художников, а также картины Давида Бурлюка, «отца русского футуризма», написанные им во время пребывания в Башкирии в 1915-1918.

Из всех произведений, подаренных Нестеровым музею, наиболее ценными были его собственные 30 работ, в том числе портреты, пейзажи и жанровые композиции. Музей продолжал активно заниматься новыми приобретениями, как за счет покупок художника и членов его семьи, так и их подарков. Сегодня в Башкирском государственном музее изобразительных искусств им. Нестерова находится крупнейшее в России собрание творчества Нестерова — в нем хранится 108 произведений его основателя, в том числе 88 картин и 20 рисунков. Эта коллекция уникальна тем, что большинство произведений имеют небольшие размеры – многие картины и этюды происходили из семейных коллекций художника и его родственников. Следовательно, коллекция интимна и автобиографична: здесь можно найти и ранние работы Нестерова (восходящие к его участию в выставках «Передвижников»); в других российских музеях их практически нет. Есть также картины и рисунки, отражающие духовный путь художника и лиризм его души; в некоторых композициях явно чувствуется влияние стиля модерн. Каждое произведение в коллекции уфимского музея дает представление о душевном состоянии художника, которое в конечном итоге привело к его знаменитым знаковым картинам. Еще одной уникальной особенностью этой коллекции является ее изначально ограниченный временной охват: ее основу составляют в основном работы, датируемые 1878-1819 годами.19 года, время, когда формировалось и постепенно воплощалось в творчестве Нестерова этико-эстетическое мировоззрение — идея о том, что духовное возрождение достигается жизнью отшельника, наедине с природой и в гармонии с ней.

Всю свою жизнь Нестеров прилагал большие усилия для пополнения музейной коллекции. С помощью своего друга Александра Турыгина, архивариуса Русского музея, в 1929 году ему удалось добиться передачи из Русского музея в его уфимский аналог нескольких замечательных произведений искусства, в том числе картин Николая Ге, Ивана Стефановского, Алексея Харламова и Николая Рериха, а также акварель Александра Ортовского. Нестеров позаботился о том, чтобы и его собственные произведения были среди музейных приобретений, о чем свидетельствуют музейные приобретения и собственные дары художника 19-го века. 2ос-193ос. В их числе графический эскиз к картине 1891 г. «Отрок Сергия Радонежского», поступивший в собрание музея в 1927 г., «Портрет старца» (1878 г.), написанный Нестеровым в возрасте 16 лет в передовой класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества и пять этюдов натурщиков, относящихся к концу 1870-х — 1885 г., когда Нестеров был учеником Московского училища и Академии художеств. В 1937 году художник также подарил музею семь своих работ, в том числе первую, незаконченную версию своего «Видения юного Варфоломея» (1889 г.).) и масштабный этюд к «Воскресению» (1890), алтарной росписи северного придела хоровой галереи Владимирского собора в Киеве.

Близкие отношения музея с родственниками Нестерова послужили еще одним источником поступлений. В 1969-1970 годах младшая дочь художника Наталья пожертвовала многие произведения, в том числе этюды Нестерова к фреске «Путь ко Христу» (1908-1911) для трапезной церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Марфо-Мариинской Конвент, 18 этюдов рук к картине «На Руси (Душа народа)» (1914-1916), и несколько портретов: «Е. П. Нестерова в платке» (1919), «Портрет А.М. Нестерова» (1919) и «Пастух. Портрет Н.М. Нестеровой» (1922). «Сидящий мальчик» (1889) также был подарен музею Натальей Нестеровой в 1980 году. В 1994 году она передала в дар коллекцию русского искусства, в которую вошли некоторые работы ее отца. И она, и внучка Нестерова Ирина Шретер передали музею личные вещи Нестерова, ценное пополнение мемориальной коллекции музея, которую без преувеличения можно назвать уникальной. В 19В 80-х и 90-х годах музей приобрел у Ирины Шретер ряд поистине бесценных произведений – графический эскиз «Домашний арест» (1883 г., ныне ГТГ) и карандашные портреты матери художницы Марии Нестеровой, выполненные в Уфе в 1894 г. в последние дни ее жизни; эскиз фигуры для росписи Александро-Невского собора в Абастумани (1899-1904) и одна из последних работ Нестерова «Портрет Ольги Нестеровой-Шретер», написанная в 1941 году сразу после возвращения Ольги из ссылки в Джамбул.

По случаю 85-летия музея в 2005 году внучки Нестерова Мария Титова и Татьяна Титова впервые посетили Уфу, привезя в дар музею нестеровский графический портрет своей матери Веры Титовой. В 2010 г. к 90-летию музея Мария Титова передала в дар музею еще несколько произведений, а в 2012 г., к 150-летию со дня рождения Нестерова, музей приобрел у нее карандашный портрет Юлии Урусман, который был этюдом для Нестерова. картина «За Волгой» (1905), сейчас находится в Астраханской картинной галерее.

Нестеров происходил из древнего купеческого рода, всегда занимавшегося общественными делами города и управлением. Дед Нестерова Иван был мэром Уфы 20 лет; он пользовался таким уважением, что «уфимцы долгое время сохраняли порядок, установленный при Иване Андреевиче Нестерове, и приводили его пример пришедшим после него чиновникам». 8 Отец художника Василий Нестеров пользовался таким же уважением, как и дед, его справедливость, принципиальность и честность признавались всеми. Он был преуспевающим купцом, но торговля не была его призванием: история и литература интересовали его гораздо больше, чем бизнес. Поняв, что его единственный сын и наследник не проявляет никакого интереса к коммерции и стремится к совсем другой карьере, карьере художника, Василий Нестеров закрыл свое дело и посвятил себя другому поприщу, хотя оно не приносило ему никакой финансовой выгоды и было лишь с пользой для населения: он стал одним из учредителей Уфимского общественного городского банка и был избран его заместителем директора. Само имя Нестерова было гарантией того, что «в банке не будет расточительства и прочих пакостей». В этом качестве очень ему угодный Василий Нестеров «исполнял свои новые обязанности со всей тщательностью, которой он был известен». 9

Успешные купцы, Нестеровы всегда живо интересовались искусством, и многие члены их семьи также обладали бесспорной художественной одаренностью. Дома ставили театральные постановки; Дядя Нестерова Александр был приличным скрипачом и читал стихи, а его тетя Анна Ясменева была опытным акварелистом. Нестеров вспоминал: «В детстве я восхищался ее акварелью», 10 , «мне было очень приятно получить один из ее рисунков. Нет сомнения, что ее рисунки оставили во мне след в детстве». 11 Возможно, Нестеров изобразил акварели тети на стене своего уфимского дома, когда писал «Кабинет отца» (конец 1870-х, Башкирский музей). Нестеров вновь обращается к образам своего уфимского дома, изображая интерьер комнаты (написанный с натуры) и в своей картине «Домашний арест», и в графическом этюде к ней.

Семья Нестеровых хранила старину: верили в Бога, ходили в церковь, соблюдали Великий пост и радостно отмечали религиозные праздники. Особо почитались святители Тихон Задонский и преподобный Сергий Радонежский. Именно отец Федор Троицкий из храма преподобного Сергия в Уфе познакомил будущего художника с православной церковью и верой — любимой и старыми и младшими в роду Нестеровых, священника ласково прозвали «батюшкой от преподобного Сергия». . Все переживания своего детства — свои радости и печали, свое восприятие последней истины, чистой любви и совершенной красоты — Нестеров связывал со своей верой.

В своей книге «Дни давно минувших» 12 художник с ностальгией воссоздал сцены из своего счастливого детства в семейном доме. Он писал о праздновании Рождества и Пасхи, о радостных катаниях на санях и празднествах Масленицы, о Великом Освящении Вод от старой Троицкой церкви к реке Белой в Крещение Господне. Не только в мемуарах, но и в небольшой картине «В Уфе» Нестеров выразил трогательную привязанность к родному городу. На картине, хранящейся в музее, изображены деревянные дома и резные ворота в тихом уголке старого города.

Столь же ностальгические рассказы Нестеров пишет о своих прогулках с матерью и сестрой Сашей (Александрой), когда они на лошадях ездили за Белую собирать плоды черемухи; о походе «в награду» на Чертово Городище и Шихан (буквально холм) — оттуда было видно Богородицкое, село так близко к монастырю! «Как далеко отсюда видно! Там начинается Урал, какая сладкая тоска чувствуется, глядя в эти непреодолимые дали!» — вспомнил художник. 13 «Зимние вечера я тоже хорошо помню. В комнате матери и в детской тихо, лампада горит у икон. Старцы ушли на службу, в церковь или к Спасу… Я чувствую так хорошо, так спокойно… Они скоро вернутся, мы поужинаем, и [кто-то] уложит меня в постель и уложит». 14 И знаменитая Февральская Ярмарка в Уфе, следующая после Всероссийской Ярмарки в Нижнем Новгороде! Ярмарка проходила в Торговых рядах, где у отца художника была лавка.

Не менее яркими воспоминаниями остались у Нестерова походы в театр в детстве — это сыграло важную роль в формировании у него повышенной эмоциональной чувствительности и сопереживания, что впоследствии привело художника к написанию портрета известной украинской актрисы Марии Заньковецкой. Столь же сильное эмоциональное воздействие на мальчика оказали занятия рисованием и каллиграфией с учителем уфимской начальной школы Василием Травкиным. Мальчик полюбил своего учителя и сблизился с ним — Травкин был рад помочь своему ученику улучшить его первые рисунки, и вместе они нарисовали «большой рисунок мокрой тушью на бристольской бумаге», который Михаил подарил отцу на день святого Валентина. 15

Атмосфера добра, любви и покоя в родительском доме и раннее приобщение к искусству способствовали тому, что очень впечатлительный ребенок быстро пришел в себя – стоит только взглянуть на картины, созданные Нестеровым в его мастерской на дом в Уфе: «Пустынник» (18881889, ГТГ), «Видение отрока Варфоломея» (18891890, ГТГ) и «Амазонка» (1906, ГРМ).

«Пустынник», последовавший за «Невестой Христовой» (1887) и «Приворотным зельем» (1888), стал центральным в творчестве Нестерова в 1880-189 гг.Операционные системы. Картина была задумана летом 1888 года в Сергиевом Посаде (где Нестеров написал к ней все этюды) и закончена в Уфе, где художник провел зиму 1888-1889 годов. В то время как «Невеста Христа» была написана по мотивам трагически утраченной любви, «Отшельник» представил собственную уникальную тему Нестерова. Наиболее точное определение этому Нестеров дал в письме, написанном им в 1898 году: «…поэзия моего искусства есть поэзия одиночества, страстного искания счастья, внутреннего покоя и безмятежности». 16

Нестеров начал работать над «Отшельником» в то время, когда часто бывал в Троице-Сергиевой Лавре. Там, в сердцевине русской православной веры, исторически и духовно связанной с жизнью и трудами преподобного Сергия Радонежского, Нестеров все больше убеждался в том, что выбрал правильное направление для своего искусства: тему странствующего монаха. , идея отшельнической жизни в пустыне приобрела истинно и исконно русский смысл. Красивое окружение монастыря также давало идеальную «модель» русской природы — пейзаж средней России сдержанный, приглушенный, тихий, но величавый, «русский пейзаж, помогающий лучше и яснее понять смысл и русской жизни, и русской души». . 17 Летом 1888 г. Нестеров познакомился с семьей Мамонтовых, побывав у них в Абрамцеве и завязав тесные связи с известными русскими художниками, входившими в абрамцевский кружок; все эти события завершили его духовный путь к любимой теме России. Атмосфера провинциальной и патриархальной Уфы, знакомая художнику с детства, также сыграла немаловажную роль и позволила Нестерову легко впитать в себя русское «чувство» Абрамцева (усадьба ранее принадлежала уфимскому товарищу Нестерова Сергею Сергеевичу). Аксакова) практически «у дверей». (189(ос-190ос, годы «русского возрождения»).) Идея «Отшельника» — уединенной жизни в пустыне, идеальной для духовного возрождения и ясного понимания своего жизненного предназначения — нашла продолжение в Нестерова «Видение отрока Варфоломея» с сильным посылом о гармоничном союзе человека и природы.

«Видение отрока Варфоломея» и «Пустынник» Нестеров начал в окрестностях Абрамцева, в селе Ко-мякино, а закончил обе картины в Уфе. Он скучал по семье, по маминым пельменям, поэтому скатал холсты и отправился в Уфу, где начал писать своего «Варфоломея» в кабинете родительского дома. Когда верхняя часть картины (изображающая фоновый пейзаж) была закончена, с Нестеровым произошел несчастный случай, который он довольно подробно описал в письме к Е.Г. Мамонтова: «Поездка в Уфу меня мало утешила: я приехала больной, пресловутый грипп пролежал в постели неделю. Я была еще слаба, когда вернулась на работу, и, кажется, мне тоже не повезло.. … У меня закружилась голова, и я упал с тумбы, на которой сидел, и при этом разорвал свою картину…» 18 Но «вынужденный отпуск» Нестерова длился недолго: новое полотно (гораздо лучше) прибыло через полторы недели, и Нестеров быстро снова взялся за живопись и закончил работу в Москве в январе 1890 года. вариант, показанный на 18-й выставке «Передвижники» в 1890 году сначала в Петербурге, а затем в Москве. Первый, незаконченный вариант остался в Уфе и благодаря усилиям сестры Нестерова Александры сохранился и впоследствии вошёл в собрание Башкирского музея.

Нарисована только верхняя часть уфимского варианта «Варфоломея» — пейзаж с абрамцевской «чудо-церковкой». Остальное осталось рисунком углем; однако именно этот фактор особенно ценен, поскольку позволяет зрителю увидеть творческий процесс художника. Мы видим, что техника Нестерова была очень близка к иконописной: без подкраски, прямо поверх рисунка, с предельным вниманием к деталям и с учетом гармонии всего образа. Сам рисунок легкий, шустрый и живой, и характеризуется тем мастерством, которое приходит в результате блестящего воспитания.

Когда через много лет Нестеров побывал в Сергиевом Посаде, он был переполнен чувствами и излил их в письме к Турыгину: «Вот я опять, недалеко от Москвы, в гостях у «Сергия». Я в восторге от воспоминаний о своей юности. — почти каждая кочка [на дороге] и каждый куст напоминает мне о былом, о моей давно ушедшей молодости, о моем молодом искусстве! превратился в настоящее дерево, кудрявое и стройное. ..» 19 Возможно, Нестеров имел в виду ту маленькую ель, которая была предметом быстрого карандашного наброска на листе бумаги (конец 1880-х, Башкирский музей изобразительных искусств им. Отшельник», чтобы не раздражать своей моложавостью «огромного Стасова». 20 Ель была тонкая и эффектная, а не «маленькая и болезненная», как описывал ее Стасов; 21 Нестеров мог использовать его и в других своих картинах, например, в «Сергиевой серии» или в «Дмитрии, убитом царевиче» (1899, Русский музей.)

События революции 1905 года, а также ожидание кризиса собственного творческого процесса подтолкнули Нестерова к новому направлению, к портретному жанру. Однако он писал не простые портреты, а скорее «портретные картины», которые раскрывают психологию субъекта «в контакте» с его окружением, например, с предметами домашнего обихода или теми особыми «нестеровскими» пейзажными мотивами. Нестеров рисовал в основном членов своей семьи и близких, друзей и коллег-художников. Особое место в его творчестве занимают портреты дочери Ольги; каждый из них — выдающееся достижение, «золотая» страница в истории жанра в России.

Искусство Нестерова дореволюционного периода, посвященное одной главной теме, творчески разнообразно удивительно. Художник был известен созданными им фресками для церквей, а также картинами, которые объединяла главная тематика — поиск национального духовного идеала и идея духовного возрождения через жизнь отшельника. В то же время Нестеров оставил след в русском искусстве своими вдохновенными прекрасными русскими пейзажами и замечательными портретами. Его умение видеть и чувствовать другого человека, раскрывать перед зрителем его внутренний мир позволило «послереволюционному» Нестерову создать целую галерею замечательных портретов ученых и художников; однако источник их следует искать еще в дореволюционной Уфе, в безмятежном семейном доме, где Нестеров провел свое детство.

  1. Дом семьи Нестеровых в Уфе располагался рядом с «красной линией», отделявшей общественные земли от частных, на Центральной улице, ныне улице Ленина. На ее месте построена гостиница «Агидель», а 31 мая 2012 года на ее фасаде установлена ​​мемориальная доска, увековечивающая прежнее местонахождение дома Нестеровых.
  2. Аксаковский народный дом был переименован во Дворец труда и искусств в 1918 году, а в 1938 году в Башкирский государственный театр оперы и балета. Земля, предназначенная для строительства Аксаковского народного дома, была освящена 30 апреля 19 г.09, к 50-летию со дня смерти Аксакова. Торжественная закладка первого камня состоялась 14 сентября, и в том же году началось строительство. По замыслу организаторов, здесь должны были быть театр, библиотека, читальный зал, историко-краеведческий музей Уфимского района, художественная галерея.
  3. Михаил Нестеров, «Воспоминания». Москва, 1989, с. 300.
  4. Михаил Нестеров, «Воспоминания», с. 372.
  5. Там же. С. 379.
  6. См. архивы Башкирского государственного музея изобразительных искусств имени Нестерова.
  7. Там же.
  8. Михаил Нестеров Сергею Дурылину, Москва, 6 апреля 1923 года. Михаил Нестеров. «Письма. Избранные произведения» Ленинград. 1988, с.280.
  9. Письма, с. 30. Воспоминания, стр. 24-25.
  10. Михаил Нестеров Сергею Дурылину, Москва, 6 апреля 1923 года. Письма. С. 281.
  11. Михаил Нестеров, «Воспоминания», с. 30.
  12. Михаил Нестеров. «Дни давно минувшие. Встречи и воспоминания». Москва. 2005.
  13. Михаил Нестеров, «Воспоминания», с. 38.
  14. Там же. С. 32.
  15. Там же. стр.45.
  16. Михаил Нестеров М.П. Соловьеву, Киев, январь — февраль 1898 г. // Письма, с. 168.
  17. Михаил Нестеров — Александру Турыгину, 10 октября 1915 г. Там же, с. 262.
  18. М.В. Нестеров Е.Г. Мамонтовой, Уфа, 20 декабря 1889 г. // Там же, с. 60.
  19. Михаил Нестеров Александру Турыгину. Сергиев Посад. 3 июня 1906 г. // Письма, с. 217.
  20. Михаил Нестеров, «Воспоминания», с. 302.
  21. Там же.

Назад

Теги:

список самых интересных мест города

Уфа – город с богатым историческим и культурным наследием. Здесь расположены многочисленные музеи, посещение которых способно заинтересовать любого путешественника, приехавшего сюда на выходные. Рассмотрим основные места, обязательные для посещения в городе.

Национальный музей

Национальный музей Республики Башкортостан Основан в 1864 году и является одним из старейших в России. В настоящее время насчитывается более 130 памятников культуры области, увлекательных экспонатов, раскрывающих историю края.

Музей разделен на 4 отдела: история, природа, археология и этнография. В целом экспозиция размещена в 34 залах.

Национальный музей Республики Башкортостан может предложить своим посетителям следующие услуги:

  • организация групповых и индивидуальных экскурсионных программ;
  • проведение общеобразовательных занятий в залах, где расположены экспозиции;
  • организация совещаний, совещаний и конференций;
  • презентация собственной работы.

Музей Нестерова в Уфе

Художественный музей был построен в 1913 году по инициативе местного лесопромышленника и известного купца Лаптева. Назван в честь известного живописца и уроженца города М. В. Нестерова. Это авторство художника, которому принадлежат более ста работ, представленных в музее. В целом современная коллекция учреждения насчитывает более 4000 экспонатов, собранных со всей страны.

Краеведческий музей

Краеведческий музей (Уфа) будет интересно посетить гостям города, желающим ознакомиться с археологическими находками и этнографическим достоянием Башкортостана. Здесь посетителей ждут экспонаты, дошедшие до нас со времен каменного века. Это, в первую очередь, предметы быта коренных народов региона, орудия труда, национальная одежда, украшения, оружие древних людей. В центре главного выставочного зала музея находится настоящий скелет хазарского мамонта.

Музей пожарной охраны

Осматривая музеи Уфы, нельзя обойти вниманием такое интересное место, посвященное пожарной охране города. Посетителям заведения объясняют, как обращаться с пожарной техникой, что делать до приезда спасателей, как эвакуировать людей из зданий, подвергшихся воздействию огня.

Конечно, основной аудиторией музея является подрастающее поколение. Детям, в первую очередь, будут интересны представленные экспонаты. Особенно актуальна информация, которую можно получить во время экскурсии, будет для совсем маленьких детей. Ведь маленьким посетителям очень важно понять, почему нельзя шутить со спичками, электроприборами, газовыми плитами.

Другие музеи Уфы не могут подробно рассказать о том, как развивалась система пожарной безопасности на территории Башкортостана. Здесь можно увидеть уникальные в своем роде экспонаты, например, пожарную технику и технику, которая относится к разным эпохам.

X-Max Gallery

Посещая музеи Уфы, стоит заглянуть в галерею, экспозиции которой дают свежий взгляд на новаторские направления современного изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры.

Идея организации такого оригинального в своем содержании музея принадлежит сообществу уфимских художников. Оно было воплощено в 1992 году. Позднее заведение приобрел местный художник и бизнесмен Максим Холодилин. С этого времени галерея стала называться X-Max.

Посещая музеи Уфы, обязательно пройдитесь по этой галерее, где площадью около 100 м 2 выставки лучших творений местных и приезжих художников. Традиционно здесь проводятся мероприятия по ознакомлению населения с новаторскими взглядами на развитие родственных видов искусства. Также в галерее проходят литературные вечера, концерты, театрализованные представления, встречи с известными писателями, журналистами, общественными деятелями.

Наконец

В этом материале только те музеи и творческие галереи Уфы, которые способны вызвать живой интерес у жителей и гостей города. На самом деле насчитывается более 20 объектов, которые предлагают своим посетителям познавательные экскурсии, направленные на знакомство с историей, культурой и бытом края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *