Народы афганистана: Эксперты рассказали, каким народам угрожает власть талибов*

Содержание

Эксперты рассказали, каким народам угрожает власть талибов*

Таджики из Панджшера против талибов (организация запрещена в России)

Лидер Фронта национального сопротивления Ахмад Масуд обвинил «Талибан» в геноциде населения в провинции Панджшер, которую ранее контролировали повстанцы. По словам Масуда, новые хозяева Афганистана проводят этнические чистки и совершают «преступления против человечества».

«Талибан продолжает совершать зверские преступления в отношении гражданских лиц и военных… массовые казни мирных жителей в провинции Панджшер — все это является доказательствами военных преступлений, геноцида, этнических чисток и преступлений против человечества со стороны талибов», — заявил Масуд в заявлении, опубликованном на его странице в Facebook.

Хотя ранее представители талибов заявляли, что при их власти будет обеспечено мирное существование всех народов страны, сейчас этнические чистки в Афганистане — суровая реальность, уверен ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.

«Этнические чистки на самом деле проходят. Надо быть очень наивным человеком, чтобы верить словам талибов, да и вообще любым обещаниям террористов. Бессмысленно верить их обещаниям о создании инклюзивного правительства, поскольку это заставило бы их поделиться властью с другими», — говорит эксперт.

По словам Серенко, талибы активно преследуют именно выходцев из Панджшера, при чем убийства происходят не только в самой провинции, но и в Кабуле на протяжении нескольких последних недель.

Большую часть населения провинции Панджшер составляют таджики. Их численность здесь достигает почти 100 тыс. человек.

Сами же талибы в своем большинстве принадлежат к пуштунскому этносу, поэтому эксперты считают, что противоборство между «Талибаном» и панджшерским Фронтом национального сопротивления имеет признаки этнического конфликта.

«У Фронта нет никакой политической программы, кроме противостояния движению талибов, — говорит заместитель заведующего базовой кафедрой Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов.

— Принимая во внимание, что в составе Фронта нет пуштунских политических лидеров и крупных объединений, этот конфликт обретает этническую форму».

Будучи этническими таджиками, возглавляющий сопротивление клан Масудов традиционно представляет интересы этого меньшинства в стране.

«Мы не сдадимся, мы стоим за Афганистан»

Представитель «Талибана»* заявил, что боевики движения взяли под контроль провинцию Панджшер. В свою…

04 сентября 00:27

Таджики — вторая по численности этническая группа Афганистана, на которую приходится около 30% всего населения страны. Как и пуштуны, таджики исповедуют суннизм. Их конфликт с титульной нацией в основном лежит в политическом поле. Так, Бурхануддин Раббани — последний президент Афганистана, избранный до прихода талибов к власти в 1996 году — был таджиком.

Однако таджики — отнюдь не единственный народ, который враждует с «Талибаном».

Кто еще в числе врагов талибов?

Помимо таджиков и пуштунов в Афганистане проживают также хазарейцы и узбеки — каждый из этих народов составляет примерно по 9% населения страны. Аймаки (или чараймаки) и туркмены составляют 4% и 3% соответственно.

close

100%

Уже сейчас можно говорить, что кроме таджиков гонениям со стороны «Талибана» подвергаются хазарейцы — один из немногих народов Афганистана, исповедующих ислам шиитского толка. Они также имеют опыт вооруженного противостояния талибам, поскольку в 90-е вели с ними бои в составе «Северного альянса» Масуда-старшего.

Еще 19 августа организация Amnesty International сообщала, что талибы убили девять представителей этого этноса после взятия под контроль афганской провинции Газни. Очевидцы утверждали, что шесть мужчин были застрелены, еще трое были замучены до смерти.

Опасаясь подобных инцидентов, после 15 августа, когда «Талибан» захватил Кабул, представители этнических меньшинств начали покидать страну.

«Те люди, которые бежали из страны с американскими войсками и те люди, которые сформировали толпы беженцев на границе с Ираном и со странами Центральной Азии являются представителями этнических меньшинств. И это серьезный удар по этим общинам. Удар по их состоятельности, способности отстаивать свои интересы на национальном уровне, как политическими, так и военными методами»,

— убежден Григорий Лукьянов из Института востоковедения РАН.

Часть беженцев из числа хазарейцев на своей территории принял Иран. Однако не в меньшей степени Тегеран заинтересован в том, чтобы «Талибан» предоставил афганским шиитам комфортные условия для проживания дома. По словам Лукьянова, Иран продолжает вести переговоры с талибами, несмотря на объективные основания для недоверия к ним.

«Обещать — не значит жениться»: почему мир не признает новую власть в Афганистане

Представители «Талибана»* рассказали, что ведут с Москвой переговоры о признании их правительства…

11 октября 20:31

«У хазарейцев есть заступник в лице Ирана, который может сделать многое для того, чтобы талибы не ставили задачей физическое истребление общины в обозримой перспективе», — подчеркивает эксперт.

Кто такие пуштуны и почему они со всеми конфликтуют?

Власти Афганистана провели первую и единственную перепись населения в конце 70-х. Большинство аналитических материалов по этнографии Афганистана основывается именно на этих данных.

На пуштунов приходится около 45% (а по некоторым данным — до 50%) местного населения — они самая многочисленная этническая группа в стране. Пуштуны исповедуют ислам суннитского толка, но не менее важное значение в их мировоззрении занимает так называемый «Пуштунвали» — кодекс чести пуштунов, представляющий из себя набор философских и этических установок.

«Движение талибов никогда не было в полной мере полиэтничным. Его основой остается этническая группа пуштунов, — говорит Лукьянов.

— В девяностые, нулевые и даже сейчас нормы пуштунского права, их традиции, обычаи, клановость и племенная структура оказывают влияние на политику талибов, на практику управления и на их отношения с другими этническими группами».

Пуштуны населяют южную и юго-восточную части Афганистана, а также небольшие территории на северо-западе Пакистана, куда, как утверждается, переместилось руководство Талибана после вторжения США в 2001 году. Пуштуны исторически удерживали власть в стране. Два последних президента страны — Хамид Карзай и Ашраф Гани — также принадлежали к этому этносу.

«США ушли, теперь Афганистан — это головная боль России и Китая»

7 октября исполняется 20 лет с момента вторжения США в Афганистан. Операция получила…

07 октября 09:24

Сами талибы заявили после захвата власти в середине августа о своем намерении создать режим, который будет представлять все этнические группы в стране с мусульманским большинством. Однако предшествующие их конфликты с другими этносами оставляют вопросы.

«Даже если мы с пониманием отнесемся к официальным заявлениям высшего политического руководства «Талибана», которое работает на внешнюю аудиторию и пытается создать благоприятный образ за пределами страны, полевые командиры на местах превращаются в субъекты политической и судебной власти, держателей капитала», — поясняет Григорий Лукьянов.

Лидеры «Талибана» среднего и низшего звена, по его словам, руководствуются совершенно другой логикой и считают, что доверять могут только представителям пуштунской этнической группы, а разговаривать — только на языке пушту.

Таким образом происходит естественная дискриминация меньшинств.

Влияние этнического фактора на становление афганской государственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА

НА СТАНОВЛЕНИЕ АФГАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Рахматулло АБДУЛЛОЕВ

старший научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан

(Душанбе, Таджикистан)

АННОТАЦИЯ

Процесс становления единого государства в Афганистане был сопряжен с возникновением многочисленных межэтнических противоречий, которые и сегодня затрудняют модернизацию и развитие страны.

Их сохранение связано в первую очередь с особенностями устройства

многонационального государства, традиционным доминированием во властных структурах пуштунской феодальной знати, местом и ролью неафганских народов в экономической и политической жизни страны, а также взаимоотношениями основных населяющих ее этносов.

В статье рассматриваются истоки межэтнических проблем, восходящие к периоду образования централизован-

ного государства в Афганистане, и отражение этих проблем в современной исторической мифологии.

V

УУ

Введение

Сегодняшние события в Афганистане уходят корнями в конец ХК века — именно тогда завершился процесс образования централизованного государства и был положен конец феодальной раздробленности, усобицам и межплеменным распрям. В тот же период в стране возникли межэтнические проблемы, которые и сегодня оказывают огромное влияние на всю общественно-политическую жизнь. Их устойчивость связана, в первую очередь, с особенностями устройства многонационального государства, традиционным доминированием во властных структурах пуштунской феодальной знати, местом и ролью неафганских народов в экономической и политической жизни страны, а также взаимоотношениями основных населяющих ее этносов.

Характер и направление развития нынешних общественно-политических процессов, которые отражаются в современной мифологии и официальной исторической науке, можно понять и оценить, лишь рассмотрев начальный период становления единого афганского государства.

Становление афганского государства

В 1747 году Ахмад-шахом Дуррани было основано первое независимое Афганское государство со столицей в Кандагаре. В результате многочисленных завоевательных походов оно превратилось в империю Дуррани. Это государство стало ядром объединения пуштунских племен, а затем подчинило себе и другие территории, населенные преимущественно неафганскими народами.

Зарождение и развитие феодальных отношений у пуштунских племен создало предпосылки для образования государства; этому способствовали и такие внешние факторы, как распад империи Великих Монголов в Индии, крушение империи Надир-шаха в Иране и междоусобицы в Средней Азии (С А).

Держава Дуррани являлась примером племенной государственности. В ее основе лежала политическая власть группы пуштунских племен абдали (дуррани), чьи позиции резко усилились из-за кризиса традиционной системы государственного строительства и управления.

Особенностью государства Ахмад-шаха и его преемников был ярко выраженный завоевательный характер всей внешней политики. Еще при жизни Ахмад-шаха Дуррани афганские ханы, захватив Северо-Западную Индию, Белуджистан, Хорасан, Сиистан и на какое-то время Балх, дошли до Мерва и Бадахшана. По словам известного востоковеда И. Рейснера, «афганские завоевания были выражением и следствием развития феодализма в афганском обществе,

попыткой ханов смягчить остроту классовых противоречий и использовать военную силу… в целях захвата и ограбления соседних стран»1.

Уже в начале 1750-х годов войска афганского шаха покорили многочисленные ханства по левому берегу Амударьи, которые после падения государства Надир-шаха стали независимыми владениями. К середине XIX века в левобережье Пянджа-Амударьи существовали небольшие владения Бадахшан, Кундуз, Эндераб, Хульм, Мазари-Шариф, Балх, Бамиян, Акче, Сара-пуль, Андкой, Меймене и Шибирган2.

Власть афганцев на завоеванных ими территориях была непрочной; Ахмад-шаху приходилось держать войска в постоянной боевой готовности. После удачного похода 1752 года резиденцией афганского наместника стал город Балх, в котором был размещен военный гарнизон. Однако, несмотря на все попытки Ахмад-шаха и его преемников, окончательно покорить эти ханства так и не удалось. Что касается Бадахшана, то можно утверждать, что и здесь власть афганских эмиров была неустойчивой. Как отмечал Г. Арандаренко, Бадахшан только «с 1869 года лишился своей независимости и окончательно попал под власть Афганистана»3.

Превратившиеся в «Афганский Туркестан» области Бадахшан, Кундуз и Южный Туркестан, располагавшиеся по левому берегу Пянджа-Амударьи, были покорены во времена правления эмира Абдурахман-хана в результате беспощадных военных действий и жестокого подавления сопротивления населения.

Все, кто выступал против власти афганского эмира, сурово наказывались; особо беспощадно в назидание остальному населению карались знатные люди и купцы. Так, при завоевании Бадахшана солдаты эмира схватили 50 купцов, которых обвинили в организации нападений на военные конвои и гарнизоны. По распоряжению эмира у купцов отняли все товары, а их седла и лошади были отданы кавалеристам и артиллерии. Как признавал сам Абдурахман-хан, несмотря на предлагаемый большой выкуп за каждого, «я приказал все-таки расстрелять их из пушек, так как они совершили много преступлений против моего безобидного народа. Это наказание было приведено в исполнение»4.

Военным успехам афганских завоевателей способствовали два обстоятельства. Во-первых, эти небольшие ханства оказались отрезаны от своей исторической и этнической базы, лишены поддержки родственной Бухары и прижаты тылом к Амударье. Во-вторых, после очередной неудачной попытки покорения Афганистана (1878—1880 гг.) и на фоне стремительного продвижения России в СА Англия начала оказывать материальную и военную поддержку боровшемуся за овладение северными областями афганскому эмиру.

Как отмечал П. Алексеенков, «современный Афганский Туркестан не без активной помощи Англии был отторгнут от Бухары и превращен в афганскую провинцию»5. Поэтому ни о каком добровольном стремлении и желании вхождения этих ханств в состав афганского государства не может быть и речи.

Несмотря на сменяющие друг друга периоды расцвета и упадка державы Дуррани, а также династическую борьбу за власть между различными пуштунскими племенами и кланами, многочисленные завоевательные походы и войны за покорение территорий, населенных таджиками, узбеками, туркменами и другими неафганскими народами, продолжались до конца XIX века. Как отмечает казахстанский ученый С. Акимбеков, «из государства пуштунского

1 Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. М.: АН СССР, 1954. С. 343.

2 См., например: Южаков С.Н. Афганистан и сопредельные страны. СПб, 1885 (цит. по: Шумов С., Андреев А. История Афганистана, М., 2002. С. 65).

3 Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане (1784—1889), СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1889. С. 513.

4 Автобиография Абдурахман-хана эмира Афганистана. Издано Султаном Магометханом. В 2-х томах. Т. 1. СПб, 1901. С. 55.

5 Алексеенков П. Аграрный вопрос в Афганском Туркестане. М.: Международный аграрный институт, 1933. С. 22.

племени абдали постепенно сформировалось пуштунское государство, которое впоследствии, с ростом пуштунского этнического самосознания, стало претендовать на роль национального государства для всех пуштунов»6.

Влияние соперничества крупных держав

Завершению образования централизованного государства эмира Абдурахман-хана способствовало также продолжавшееся на протяжении всего XIX века соперничество между Великобританией и Россией за установление, укрепление и разделение сфер влияния в этом регионе. Стремление Британской империи обезопасить свое владычество в Индии стало причиной усиления ее активности на проходивших в 1871—1885 годах переговорах с Россией по определению северных границ афганского государства.

В результате стороны пришли к «убеждению, что, для сохранения между ними добрых отношений, было бы желательно предупредить непосредственное соприкосновение их владений в Средней Азии и что лучшим к тому средством было бы установление между обоюдными владениями нейтральной территории, неприкосновенность которой была бы одинаково обязательна для обеих держав»7.

Россия выразила готовность признать Афганистан нейтральной территорией и обязалась воздерживаться от вмешательства в дела этой страны. Следует отметить, что в своей борьбе за регион СА Россия и Великобритания преследовали почти одни и те же политические цели; при этом последняя особое внимание сосредоточила на афганских и белуджских племенах, проживавших на границе с Индией.

Определяя сущность политики Англии в отношении Афганистана, И. Рейснер писал: «Афганистан должен был стать достаточно спаянным государственным образованием, чтобы Россия не смогла оторвать по кусочку северные его провинции, остаться отсталым и экономическим разобщенным, иначе… он стал бы… угрозой Индии, особенно в случае его объединения с так называемыми независимыми племенами»8.

Афганистан, с его отсталостью, отсутствием дорог и коммуникаций, сохранявшимися родоплеменными отношениями и феодальной экономикой, рассматривался Великобританией в качестве буферного государства, способного надежно прикрыть Индию от вероятного вторжения России.

Чтобы обеспечить безопасность своих владений, английское правительство приложило максимум усилий для скорейшего определения северных границ Афганистана. Что касается внутреннего положения страны, то английские власти долго колебались в выборе ее будущего правителя и поначалу намеревались разделить Афганистан на небольшие вассальные княжества. Об этом свидетельствует письмо, которое Абдурахман-хан получил от политического агента Л. Гриффина 14 июня 1880 года. В нем говорилось: «Относительно границ. вся область Кандагара имеет быть поручена отдельному правителю. За этими исключениями правительство готово предоставить Вам основать полную и прочную власть во всем Афганистане, включая и Герат, какой пользовались прежние эмиры из Вашей семьи»9. В этом письме также

6 Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Издание 2-е, испр. и доп. Алматы, 2003. С. 21.

7 Афганское разграничение. Переговоры между Россией и Великобританией 1872—1885. Спб: Издание Министерства иностранных дел, 1886. Ч. I. С. 2.

8 РейснерИ.М. Афганистан. М.: Из-во Комакадемии, 1929. С. 93.

9 Автобиография Абдурахман-хана эмира Афганистана. Т. 1. С. 226.

отмечалось, что английское правительство не гарантирует Абдурахман-хану владение Гератом, но и не расположено препятствовать мерам эмира, предпринимаемым для подчинения этой области.

Таким образом, после поражения во второй англо-афганской войне британские колонизаторы потеряли надежду на полное подчинение Афганистана. Поэтому установление контроля над внешней политикой этой страны и овладение ее восточными областями, населенными пуштунскими племенами, английское правительство рассматривало как огромный успех. При этом английское правительство умело использовало вражду и соперничество между представителями королевской семьи.

Опираясь на поддержку непуштунского населения северных и центральных областей, эмир Абдурахман-хан создал огромную 100-тысячную армию и был признан английскими властями законным главой Афганистана, с чем, однако, не были согласны племя дуррани и сардар М. Аюб-хан.

Завершение образования централизованного государства

В 1881 году Абдурахман-хан распространил свою власть на Кандагар и Герат; в результате границы его владений совпали с теми, которые существовали при эмире Ширали-хане. В 1890-х годах Абдурахман-хану удалось покорить Хазареджат и Кафиристан. В течение последнего десятилетия XIX века поддерживаемый извне эмир Абдурахман-хан завершил подчинение страны; как отмечает И. Рейснер, в итоге Афганистан принял «облик многонационального лоскутного государства»10.

Предметом долгих переговоров между представителями английских властей и эмиром Абдурахман-ханом стало определение восточных границ афганского государства. В ноябре 1893 года Абдурахман-хану под угрозой новой войны был навязан договор, по которому он признал власть английских властей над большей частью населенных пуштунскими племенами территорий, которые фактически оказались за пределами афганского государства.

Таким образом, еще в конце XIX века Британская Индия была отделена от Афганистана буферной зоной, граница которой впоследствии получила название «линия Дюранда». Эта граница разделила на равные части территорию, населенную пуштунскими племенами.

После обретения Афганистаном независимости в 1919 году власти страны безуспешно пытались добиться пересмотра соглашения о «линии Дюранда». В 1947 году (после образования Пакистана) эта линия стала государственной границей между Афганистаном и Пакистаном. Отошедшая Пакистану часть территории пуштунских племен вошла в его Северо-западную пограничную провинцию (СЗПП). По разным оценкам, здесь проживают примерно 25— 28 млн пуштунов (более 15% населения Пакистана). Это намного больше численности пуштунов в самом Афганистане, которая составляет примерно 12—14 млн человек (42% населения)11.

Афганистан никогда не признавал «линию Дюранда» в качестве государственной границы. Более того, начиная с 1950-х годов в качестве важнейшей внешнеполитической задачи Афганистана была провозглашена поддержка зарубежных пуштунов. «Проблема Пуштуниста-на» стала самой сложной и противоречивой в отношениях между Афганистаном и Пакистаном; порой дело доходило до вооруженных столкновений на границе двух государств.

10 Рейснер И.М. Афганистан. С. 95.

11 См.: Словари и энциклопедии на Академике [http://dic.academic.rU/dic.nsf/ruwiki/137943#cite_note-5], 20 декабря 2013.

Как уже отмечалось выше, к концу XIX века завершился процесс образования централизованного государства в тех границах, которые охватывают нынешнюю территорию Афганистана. Национальный состав населения страны был неоднородным; многочисленные племена и народы Афганистана говорили на множестве языков и находились на разных стадиях социально-экономического развития.

По сведениям русских исследователей Н. Аристова и А. Снесарева, на рубеже XIX— XX веков численность населения Афганистана варьировалась в пределах 4—7 млн человек, а по оценкам зарубежных ученых (например, английского ученого Фишера), она не превышала 6 млн12.

Узбекский ученый М. Бабаходжаев пришел к выводу, что «в составе централизованного государства, которое сложилось в конце XIX века, преобладающую часть населения, несмотря на то что в рассматриваемый период происходил довольно интенсивный процесс эмиграции неафганских племен и народностей из Афганистана в соседние страны, составляли неафганские народы»13.

Политика освоения северных областей: «афганцы» и «неафганцы»

Еще в период правления эмира Абдурахман-хана начался процесс массового переселения афганских племен в западные, северные и северо-восточные области государства, в которых издревле проживали таджики, хазарейцы и многочисленные тюркские народности (узбеки, туркмены и др.). Одновременно происходил процесс переселения вглубь Афганистана коренных народов, что было обусловлено стремлением предотвратить их недовольство и вооруженные выступления. Эта политика получила поддержку последующих правителей Афганистана и продолжалась вплоть до падения монархического строя в 1973 году.

Таким образом, к моменту обретения независимости Афганистан был многонациональным государством; «пестрота» состава населения этой страны была обусловлена ее расположением в Центрально-Азиатском регионе, где издревле проживали многочисленные народы.

С другой стороны, на протяжении многих веков территория Афганистана была ареной процесса Великого переселения народов и борьбы с бесчисленными завоевателями.

На эту особенность еще в первой половине XIX века обращал внимание немецкий географ К. Риттер. В работе «Иран» он, в частности, писал: «Стечение иноземцев и раздробление туземцев на племена, орды и хейлы сделало то, что… до наших дней Афганистан представляет толчею народов, и население его с величайшей мягкостью высылает из среды своей колонии и подвергается всякого рода изменениям и переворотам.»14

Почва для возникновения проблем во взаимоотношениях между основными народностями Афганистана появилась после образования государства. Тогда в результате усиления соперничества между Великобританией и Россией, отразившегося на определении границ Афганистана, в состав этого государства были насильно включены «разделенные» народы (пуштуны, таджики, узбеки, туркмены, белуджи и др.), проживавшие в основном вне его пределов. Впоследствии они расселились на территориях соседних государств — Пакистана, Ирана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.

12 См.: БабаходжаевМ.А. К вопросу о национальном составе населения Афганистана в конце XIX в. В кн.: Очерки по новой истории Афганистана. Ташкент: Фан, 1966. С. 6.

13 Там же.

14 Риттер К. Иран. Часть 1. Перевел и дополнил Н.В. Xаныков. СПб: Типогр. Имп. Академии наук, 1874. С. 382—383.

Этнический фактор в становлении государства Афганистан глазами историков и идеологов

Существует ряд исторических работ, в которых отрицается этническая разнородность населения Афганистана. Многонациональный характер страны ставят под сомнение, в первую очередь, отдельные ученые в самом Афганистане. В своих работах они акцентируют внимание на выдающихся особенностях пуштунов и той исключительной роли, которую они сыграли в становлении афганской государственности.

Так, еще в конце 1930-х годов профессор Кабульского университета Наджибулла в предисловии к своей работе «Ариана, или Афганистан. Краткая история Афганистана» утверждал, что все нации и народы Афганистана являются «афганцами» и составляют «единую афганскую нацию». Автор называл все существовавшие до образования афганского государства в 1747 году государства «афганскими», а всю материальную и духовную культуру, созданную совместным трудом всех народов, населяющих страну, объявлял исторической заслугой афганцев15.

Другие афганские ученые полагают, что исконными жителями Афганистана являются только пуштуны, а все непуштунские народы — «пришедшие». Некоторые ученые считают «частью пуштунских племен» таджиков. По мнению иных, таджики, узбеки, туркмены и другие этнические группы, населяющие северные провинции Афганистана, появились здесь после захвата СА Россией и гражданской войны (1920-е гг.).

Попытки искажения исторической действительности предпринимаются и сегодня. Примером может служить работа С. Афгана «Второй Сакао», выпущенная на пушту Центром афганской культуры в Германии; впоследствии она была переведена на язык дари и издана в Кабуле. Автор рассматривает всю историю Афганистана XX века с позиций великопуштун-ского шовинизма и игнорирует существование неафганских народов. Не вдаваясь подробно в содержание этой книги, отметим лишь, что в приложении к своей работе С. Афган определяет задачи по сохранению национального единства и территориальной целостности Афганистана. Наряду с поддержкой традиционных требований пуштунских националистов о признании всех граждан страны «афганцами» и придании статуса государственного языка только пушту, он выступает сторонником принятия жестких, а по сути, авантюристических мер.

В целях обеспечения безопасности северных районов С. Афган предлагает создать из пуштунских племен южных, юго-восточных и восточных провинций «пояс безопасности» вдоль приграничных районов с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном, а также вокруг важнейших городов и коммуникационных объектов16.

В работе также отмечается, что «в результате происков внешних врагов Панджшерская долина часто использовалась против остального населения Афганистана»17. По мнению автора, для противодействия этим проискам следует полностью выселить местных жителей долины (таджиков) и заселить ее пуштунскими племенами.

За принятие подобных кардинальных мер ради сохранения национального единства выступают не только представители зарубежной пуштунской диаспоры, но и определенные круги внутри самого Афганистана, в первую очередь официальные.

15 См.: Наджибулла Т. Ариана ё Афгонистан. Таърихи мухтасаре Афгонистон (Ариана, или Афганистан. Краткая история Афганистана). Пешавар: Ал-азхар, 1379. С. 12—20.

16 См.: Афган С. Сакавии дуввум (Второй Сакао). Кабул: Дорулнашр, б.г. С. 156.

17 Там же. С. 160.

Попытки приписать афганцам все достижения материальной и духовной культуры страны делаются вопреки историческим фактам. Вопрос о расселении племен и народов на территории Афганистана в Средние века и в Новое время можно ясно проследить и по историческим хроникам, и по свидетельствам современников.

В. Григорьев, один из первых российских ученых, исследовавших историю народов Афганистана, в своих дополнениях к «Географии» К. Риттера, касаясь вопроса о составе коренного населения Афганистана в начале XIX века, писал, что оно «состоит из двух главных слоев:

1) из господствующего народа, который занял ее в историческое, даже относительно недавнее время: это афганцы;

2) из народов, живших в стране до занятия ее афганцами и большей частью покоренных последними: это таджики, свати, гиндки, сияпуши и т.д.»18 .

Далее в разделе «Пришельцы старых и новых времен» В. Григорьев упоминает «третий отдел» народонаселения, состоящий из остатков полчищ, которые пришли в эту страну с разными завоевателями: арабы, кызылбаши, индийцы, армяне, евреи, хазарейцы, джагатайские тюрки и др.19

Известный востоковед И. Рейснер в своей работе «Развитие феодализма и образование государства у афганцев» доказал неправомерность утверждения ряда афганских историков об исключительной роли пуштунов. Его выводы основывались на изучении многочисленных источников, исторических хроник, трудов российских востоковедов, а также свидетельств английских и европейских путешественников, посетивших Афганистан в первой половине XIX века.

Он писал, что в XI веке (да и позже) оседлое население территорий, ныне находящихся в пределах Афганистана, состояло главным образом из таджиков в области между Гиндуку-шем и Сулеймановыми горами и различных индийских народностей между Сулеймановыми горами и средним течением Инда. Что касается афганцев, то «они первоначально локализовались в области Сулеймановых гор, представляли собой кочевые и полукочевые племена. и находились на значительно более низком уровне социально-экономического развития»20.

Еще ранее И. Рейснер отмечал: «Афганцы не могли быть носителями «высшей культуры» в древности и в Средние века потому, что они значительно позже других совершили переход от общинно-родового строя к классовому обществу и феодализму. Классовое общество возникло, очевидно, в XVI—XVII веках, государственность — в первой половине XVIII века. Афганцы, позже других сложившиеся в народность, неизбежно подвергались культурному воздействию других народов Индии, Средней Азии и Ирана, равно как и таджиков и узбеков»21.

Афганскому государству в лице его правителей и афганцев в целом удалось преодолеть происходившую в первой половине XIX века династическую борьбу между различными кланами пуштунских племен и сохранить свою государственность благодаря в первую очередь центростремительным усилиям таджиков. По мнению X. Назарова, именно благодаря этому фактору произошло преодоление феодальной раздробленности и образовалось централизованное афганское государство: страна преодолела расчленение и сохранила свою территориальную целостность22.

18 Риттер К. Землеведение Азии. География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Кабулистан и Кафиристан. Перевел и дополнил В.В. Григорьев. СПб, 1867. С. 592.

19 См.: Там же. С. 636, 642.

20 Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. С. 102.

21 Рейснер И.М. Реакционные идеи в современной историографии Афганистана // Вестник АН СССР, 1948, № 5.

С. 109.

22 См.: Назаров Х. К истории происхождения и расселения племен и народов Центральной Азии. Душанбе: Ирфон, 2004. С. 86.

Вместо заключения

Афганистан — родина не только афганцев (пуштунов), давших название стране, но и всех наций и этнических групп, населявших его задолго до образования собственно государства в середине XVIII века. Другими словами, многонациональность является не результатом развития Афганистана за последние одно или два столетия, а его исторической особенностью. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические памятники и письменные источники, сведения китайских и арабских путешественников, а также европейцев, посетивших Центральную Азию и Средний Восток в Средние века и в Новое время.

В течение долгих лет тезис об этническом большинстве пуштунов в Афганистане использовался для оправдания их политического господства над другими народами страны. Подобные утверждения не имеют под собой достаточной основы уже потому, что в прошлом не было возможности определить численность и этнический состав населения: в Афганистане никогда не проводилась перепись населения, которая охватывала бы все слои; имеющиеся же статические данные не отражают в полной мере реальную картину и имеют скорее оценочный характер.

Этнические группы Афганистана

Мужчины и женщины в Афганистане.

Афганистан — страна в Центральной Азии. Страна расположена вдоль исторических торговых путей, которые использовались военными во время вторжений, между Восточной Азией и Западной Азией. Поэтому он представляет собой смесь культур, заимствованных из Европы, Восточной и Западной Азии. Официальными языками в Афганистане являются пушту и дари. Многие афганцы говорят на двух языках. В повседневной беседе они используют пословицы и расхожие поговорки. Пряные блюда из риса являются основным продуктом питания в Афганистане. Чай является неотъемлемым напитком в их домах. Красивая архитектура Афганистана видна в их мечетях и домах. Они занимаются натуральным хозяйством, а также держат скот. Пуштуны составляют самую большую этническую группу в Афганистане, за ними следуют таджики, хазарейцы, узбеки, аймаки, белуджи и другие.

Пуштуны составляют примерно 42% населения современного Афганистана. Они также известны как афганцы, и название «Афганистан» переводится как «земля афганцев», что в равной степени означает «земля пуштунов». Пуштунов можно разделить на основные подплемена, такие как гильзали и дуррани, и несколько более мелких, включая джаджи, сафи, вардак, шинвари, тани, мохманд, джардан, хунгиани и мангал. Их легко узнать от других афганцев по языку пушту и уникальному образу жизни, называемому пуштинвали.

Пуштуны преимущественно мусульмане. Ислам оказывает значительное влияние на культуру пуштунов, например, на их одежду. Женщины носят длинные платья и покрывают голову. Мужчины носят свободные рубашки до колен и брюки, завязанные на талии шнурком. Пуштунская кухня популярна благодаря использованию сухофруктов. Популярным блюдом в пуштунских домах является пулао, рисовая мука с приправами. Им запрещено есть свинину и распивать спиртные напитки. Пуштуны традиционно кочуют скотоводы, которые переезжают с места на место в поисках пастбищ.

Считается, что

таджики имеют иранское происхождение, и их также называют фарси. Они являются второй по величине этнической группой в Афганистане, составляя примерно 27% населения страны. Они говорят на персидском диалекте, известном как дари. Согласно отчету Госдепартамента США, опубликованному в 2009 году, таджики на 98% являются мусульманами-суннитами. Еда таджиков варьируется от сладких блюд, таких как Halwa до пикантных, таких как Pulao (пряный рис). Таджики славятся искусными вышивками на ткани. Эти красивые узоры также можно найти на их коврах, настенных панелях и головных уборах. Декоративную резьбу по камню можно увидеть в домах таджиков.

900:02 Хазарейцы занимают труднопроходимые центральные горные районы Афганистана. Они составляют около 10% населения Афганистана. Хазарейцы считаются потомками Чингисхана, основателя Монгольской империи. Хазарейцы принадлежат к шиитской секте ислама в стране, в которой преобладают мусульмане-сунниты. В результате их часто считают аутсайдерами.

Узбекский

Узбеки составляют самую многочисленную тюркскую группу в Афганистане и составляют 9% всего населения страны. Они мусульмане-сунниты и живут в северной части Афганистана. Говорят на узбекском, на тюркском языке.

Аймак

Аймак — это группа персоязычных кочевых племен, которые составляют 4% от общей численности населения страны. Аймаки живут в Западном Афганистане. Женщины украшают себя яркой одеждой, а мужчины носят плащи и круглые кепки. Интересно, что женщины аймак не так ограничены, как другие женщины в сельских районах Афганистана. Они принимают участие в групповых дискуссиях с мужчинами и имеют право голоса в выборе жениха для них.

Другими крупными этническими группами в Афганистане являются туркмены (3%) и белуджи (белуджи) (2%). Есть и другие, которые не принадлежат ни к одной из этих вышеупомянутых этнических групп, и в совокупности они составляют 5% от общей численности населения страны.

Rank Ethnic Group Share of Population of Afghanistan
1 Pashtun (Pashto) 42%
2 Tajik 27%
3 Uzbek 9%
4 Hazara 8%
5 Aimaq 4%
6 Turkmen 3%
7 Balochi (Baluch) 2%
Другие группы 5%

5%

Бенджамин Элиша Саве в обществе

Как этнические и религиозные разногласия в Афганистане способствуют насилию в отношении меньшинств 15 октября, когда группа террористов-смертников взорвала взрывчатку в мечети в Кандагаре. Чуть более чем за неделю до этого по меньшей мере 46 человек были убиты в результате еще одного теракта террориста-смертника на севере Афганистана. Ответственность за оба теракта взяла на себя группировка «Исламское государство».

Этническая принадлежность и религия являются ключом к пониманию политики и конфликтов в современном Афганистане. Мое исследование афганских дел может объяснить, как они создали линии разлома, которые повлияли на политику Афганистана с 1978 года. на юге и востоке страны проживают мусульмане-сунниты-пуштуны.

Пуштунское население разделено пополам границей между Пакистаном и Афганистаном, линией Дюрана, и имеет долгую историю оспаривания государственной власти и законности официальных границ в обеих странах. До недавнего времени, когда Пакистан построил забор на границе, пуштунские племена и боевики пересекали границу так, как будто ее не существовало.

Пуштунов часто характеризуют как яростно независимых и защищающих свою землю, честь, традиции и веру. Впервые пуштунские боевики победили вторгшуюся сверхдержаву, когда они уничтожили британскую армию, посланную для колонизации Афганистана, в так называемой Первой англо-афганской войне, которая длилась с с 1838 по 1942 год.

Военная доблесть пуштунских племен и кланов делает их очень влиятельными в политике Афганистана. За исключением двух кратковременных исключений, в 1929, а в период с 1992 по 1994 год только пуштунские лидеры правили Афганистаном с 1750 года.

Пуштуны составляют крупнейшую этническую группу Афганистана. Библиотека Конгресса, отдел географии и карт.

Второй по величине этнической группой в Афганистане являются таджики, термин, который относится к этническим таджикам, а также к другим мусульманам-суннитам, говорящим на персидском языке. Таджики, которые составляют около 30% афганского населения и в основном сосредоточены на северо-востоке и западе, обычно воспринимаются пуштунами как часть жизни в Афганистане, возможно, из-за их общей приверженности суннитскому исламу.

Третьей по величине группой мусульман-суннитов являются узбеки и близкородственные туркмены на севере страны, которые составляют около 10% населения.

Хазарейцы, составляющие около 15% афганского населения, традиционно жили в труднопроходимой гористой местности в центре Афганистана, в районе, где они исторически искали убежища от пуштунских племен, не одобрявших их приверженность шиитской секте ислама. Хазарейцы исторически были одними из самых бедных и маргинализированных людей в Афганистане.

Коммунистическое правительство и советская оккупация

Большинство афганцев практически не отреагировали, когда фракция афганской коммунистической партии пришла к власти в апреле 1978 года, потому что афганское правительство традиционно играло очень ограниченную роль за пределами крупных городов.

Однако они поднялись на импровизированные восстания, когда коммунисты отправили своих активистов в консервативные деревни для обучения афганских детей марксистским догмам. Когда Советы вторглись в 1979 году, сопротивление распространилось на большую часть Афганистана. Моджахеды — воины-мусульмане, защищающие свою землю — из всех этнических групп сыграли свою роль в сопротивлении советским военным.

Позже жестокий лидер узбекской коммунистической милиции по имени Абдул Рашид Дустум уничтожил большинство узбекских моджахедов, а большинство хазарейских моджахедов заключили молчаливое соглашение с Советами о сокращении военных действий. Однако большинство пуштунов и таджиков продолжали сопротивляться до ухода советских войск и краха поддерживаемого Советским Союзом режима в Кабуле.

Советы продвигали интересы меньшинств и гендерное равенство в районах Афганистана, которые они контролировали, что привело к культурному развитию крупных городов, которые они контролировали, до такой степени, что городская жизнь стала неузнаваемо чуждой многим сельским афганцам.

Вывод Советской Красной Армии в феврале 1989 г. привел к прекращению помощи США партиям моджахедов, что превратило полевых командиров моджахедов, чья лояльность партийным лидерам основывалась на их способности распределять финансовые и военные ресурсы, в военизированные независимые местные лидеры. Точно так же ополченцы и подразделения режима также стали независимыми после его краха в апреле 1992 года.

Афганистан, особенно пуштунские районы, стал раздробленным, с сотнями местных лидеров и полевых командиров, сражающихся за территорию, производство наркотиков, маршруты контрабанды и население, подлежащее налогообложению. В то время как многие местные лидеры заботились о благополучии своих родных и близких, некоторые из них были полевыми командирами, жестоко обращавшимися с другими афганцами.

Первая эра Талибана

В 1994 году группа бывших пуштунских моджахедов сформировала Талибан и сумела контролировать большую часть Афганистана, включая Кабул, к моменту вторжения США в конце 2001 года. Пуштуны поддерживают его планы по прекращению отсутствия безопасности, порождаемому полевыми командирами, возвращению известности пуштунов и воссозданию традиционной пуштунской деревенской жизни — такой, какой они себе ее представляли. Консервативные взгляды талибов отражали ценности значительной части населения, которым они управляли на юге и востоке страны.

Консервативные сельские талибы, травмированные десятилетиями войны, столкнулись с чуждой культурной средой, когда захватили Кабул. Они отреагировали жестко, ограничили доступ городских женщин к образованию и труду и наложили строгие ограничения на одежду, внешний вид и поведение в обществе.

Афганские хазарейцы сталкиваются с насилием после возвращения талибов. AP Photo/Рахмат Гюль

Афганцы в городских районах, особенно женщины, и представители афганских меньшинств в целом не разделяли местнического понимания талибами своей общей веры. Их подрывали, угрожали или наказывали, когда они пытались бросить вызов ограничениям талибов. В частности, шииты-хазарейцы подвергались жестоким ответным нападениям, когда оказывали сопротивление правлению талибов.

Оккупация США

Американские военные вторглись в Афганистан и объединились с местными лидерами меньшинств и некоторыми пуштунскими полевыми командирами, чтобы изгнать талибов. Эти полевые командиры в конечном итоге заняли большинство ключевых постов в режиме, установленном коалицией во главе с США в Кабуле.

Для военачальников любого происхождения это был золотой век. Остальное афганское население, особенно в пуштунских районах, чем в других, снова стало страдать от хищнического поведения полевых командиров.

В 2004 году, через три года после начала американской оккупации, талибы, в основном пуштунские, реорганизовались в повстанческие силы для борьбы с оккупацией под руководством США и установленным ими режимом в Афганистане.

Предприимчивая городская молодежь, в том числе женщины из исторически неблагополучных меньшинств, особенно шиитских хазарейцев, воспользовались помощью, образовательными программами и возможностями трудоустройства за границей для продвижения по службе. Напротив, сельские пуштуны, которые пострадали от войны между талибами и возглавляемой США коалицией, отстали в экономическом плане и почти не получили выгоды от инвестиций в здравоохранение и образование.

Одним из побочных продуктов американской оккупации Афганистана стало развитие местного отделения Исламского государства, Исламского государства-Хорасан (арабское название региона). Организация была создана перебежчиками из талибов, которые считали, что их руководство слишком мягко относится к американцам. Эта группа совершала нападения на мирных шиитов, которых считает еретиками и агентами шиитского Ирана. Он был ответственен за нападения на войска США, такие как нападение на аэропорт Кабула в августе 2021 года. Это также враждебно настроено по отношению к талибам.

Возвращение талибов

Возвращение талибов в Кабул после вывода американских войск в августе 2021 года — это возвращение к пуштунскому порядку в сельской местности. Большинство лидеров Талибана — сельские пуштуны, получившие образование в консервативных медресе в Афганистане или пуштунских районах Пакистана. Только трое из 24 членов временного правительства талибов не пуштуны, а таджики.

[ Более 115 000 читателей пользуются информационным бюллетенем The Conversation, чтобы понять мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *