ФИЛИППИНСКИЕ ГОРНЫЕ НАРОДЫ • Большая российская энциклопедия
ФИЛИППИ́НСКИЕ ГО́РНЫЕ НАРО́ДЫ (игорот, лумад), группа народов в составе филиппинцев. Населяют внутр. горные районы (Кордильеру) островов Лусон (канканай – 375 тыс. чел., ифугао – 190 тыс. чел., ибалои – 190 тыс. чел., калинга – 110 тыс. чел., тингианы – 75 тыс. чел., итнег – 35 тыс. чел., илонгот – 90 тыс. чел., гадданы – 60 тыс. чел., бонтоки – 50 тыс. чел., иснег – 50 тыс. чел., калангуя – 40 тыс. чел.; 2016, оценка), Минданао (субаноны – 500 тыс. чел., манобо – 450 тыс. чел., билааны – 300 тыс. чел., багобо – 300 тыс. чел., мандайя – 270 тыс. чел., калаган – 240 тыс. чел., букидноны – 140 тыс. чел., тирураи – 65 тыс. чел.), Миндоро (хануноо – 20 тыс. чел., ирайя – 16 тыс. чел., бухид – 13 тыс. чел., тадьяван – 6 тыс. чел.), Батан (иватаны – 50 тыс. чел.), Палаван (тагбануа – 30 тыс. чел., палавано – 26 тыс. чел.). В осн. сохраняли традиц. верования, с кон. 20 в. переходят в христианство разл. толков протестантизма.
Фото Jeffrey Pioquinto / flickr.com Филиппинские горные народы. Женщина манобо. Праздник Кадаяван в Давао. 2013.
До 19–20 вв. сохраняли изолиров. положение. Традиц. занятия – террасное ручное и пашенное подсечно-огневое и поливное земледелие (заливной и суходольный рис, таро, ямс, батат, камоте, бананы), разведение свиней и кур, охота и собирательство. Сохраняются традиц. гончарство, ткачество (в т. ч. на наспинном станке) и окраска тканей, плетение из бамбука и ротанга, кузнечество, резьба по дереву и камню, изготовление оружия, муз. инструментов и украшений. Традиц. одежда – набедренная повязка и накидка у мужчин, несшитая юбка у женщин. Существовали система общинного землевладения и престижной собственности (бронзовые гонги, старинные кит. фарфоровые сосуды, ожерелья и др.
), обычное право, деление на ранги. Практиковались обряды типа потлача, кровная месть, охота за головами, обрезание мальчиков, татуировка, чернение и спиливание зубов, ношение ушных втулок. Центром общинной жизни были мужские дома (ато) и дома молодёжи. Были развиты культы духов-хозяев местности (лута), предков (анито), мифология, существовали шаманы, жрецы и знахари. Фольклор включал эпос, сказки, обрядовые песни и пляски. Муз. инструменты – плоские гонги, барабаны, варганы, флейты (в т. ч. носовые), цитры, гуделки, трещотки и др.Контакты с испанцами с 17–18 вв. Попытки подчинения, христианизации и переселения Ф. г. н. на равнину вызвали их ожесточённое сопротивление. Ныне распространено отходничество на горные разработки, переселение в города, среди них есть люди с высшим образованием.
Коренной народ Филиппин отстаивает свои права
Дату Косме Ламбайон — один из племенных вождей народа матигсалуб-манобо, проживающего в местечке Китаотао на небольшом острове Филиппинского архипелага Минданао. Матигсалуг-манобо — одна из 110 этнических групп Филиппин. Его численность составляет приблизительно 50 000 человек.
С раннего детства Косме Ламбайон сталкивался с дискриминацией и остракизмом в отношении своего народа только по причине того, что он является коренным. «Я испытал на себе проявление расизма и расовой дискриминации, когда мои одноклассники меня часто называли манобо вместо того, чтобы обращаться ко мне по имени, — рассказал Ламбайон на форуме в рамках Конференции по обзору Дурбанского процесса «Предоставление права голоса жертвам расовой дискриминации». – Я был изолирован, ко мне относились как к гражданину второго сорта. Я и мои соплеменники сидели на отдельном ряду вдали от моих одноклассников».
Численность коренного населения во всем мире оценивается в 370 миллионов человек, проживающих более чем в 70 странах. Их характеризует наличие собственной истории, языка, культуры, политическлй системы, образа жизни, верований и идентичности. В мире существует 5000 различных групп коренных народов и почти столько же языков, на которых они разговаривают. Во многих странах более 50 процентов коренного населения живет в городах.
Хотя коренные народы составляют 5 процентов населения мира, на их долю приходится 15 процентов беднейшего населения планеты. Последние три десятилетия они покидают свои традиционные места проживания и переезжают в города с тем, чтобы получить образование и найти работу, либо в связи с нарушением их прав человека, в частности, земельных прав, либо в борьбе за культурное выживание. О такой участи Дату Косме Ламбайон знает не понаслышке.
В период с 1960 по 1975 годы и во времена военного правительства Фердинанда Маркоса большая часть наследственных владений матигсалуг-манобо использовалась под пастбища частными концессионерами, занимающимися лесозаготовками. Для сообщества Ламбайона это означало потерю средств к существованию и традиций. Племя, возглавляемое в то время ныне покойным сэром Дату Гавиланом, решило заявить о своих правах. «Мы безрезультатно направили несколько жалоб, касающихся вытеснения представителей нашего народа со своих земель», — объяснил Ламбайон на форуме «Предоставление права голоса жертвам расовой дискриминации». Для этих людей проблема заключалась не только в жестких мерах, предпринимавшихся военным правительством, но и в дискриминации. Далее Ламбайон рассказал, что племя решило поднять восстание с тем, чтобы донести свои требования до властей. В результате, несколько вождей племени были заключены в тюрьму по обвинению в терроризме.
Для народа матигсалуг-манобо возвращение своих земель было вопросом выживания. Ламбайон пояснил: «Мы полагали, что когда эти земли будут признаны нашими наследственными владениями, мы станем самостоятельными и сможем придерживаться наших собственных обычаев, традиций, верований и правил и не испытывать на себе расизм, расовую дискриминацию и нетерпимость». После двух с половиной месяцев протеста Маркос решил расторгнуть земельные соглашения с лесозаготовителями и освободить племенных вождей. «При режиме Маркоса наши наследственные владения получили официальное признание, однако, это не было подтверждено документально, так как во время диктаторского правления любое решение президента считалось законом», — добавил Ламбайон.
После падения режима Маркоса его решение потеряло силу. Смена руководства также означала изменение Конституции. В 1987 году Дату Косме Ламбайон и другие племенные вожди наряду с прочими организациями коренного народа и неправительственными организациями лоббировали в Конгрессе и Сенате включение положений по поощрению и защите прав коренных народов в конституцию Филиппин. После ратификации конституции они объединили свои силы с целью обеспечить принятие Закона о правах коренных народов.
Десять лет спустя правительство Филиппин приняло закон о признании и защите прав коренных народов. Республиканский закон № 8371 определяется как «Закон о признании, защите и поощрении прав коренных культурных сообществ/коренных народов и создании национальной комиссии по делам коренных народов для разработки и введения в действие механизмов, а также создании соответствующих фондов».
В конечном счете наследственные владения, на территории которых проживают матигсалуг-манобо, были признаны правительством Филиппин в июле 2003 года на основании Закона о правах коренных народов.
Теперь у коренного населения есть Сертификат о праве собственности на наследственные владения общей площадью свыше 100 000 гектаров на острове Минданао. Но Косме Ламбайон считает, что успокаиваться рано: «Планируется внесение поправок в конституцию. Мы остаемся бдительны, поскольку изменения могут коснуться некоторых положений о зашите прав коренных народов».Одним из достижений осуществления Дурбанской декларации и Программы действий было принятие Генеральной Ассамблеей Декларации ООН о праввх коренных народов в 2007 году. Итоговый документ Конференции по обзору Дурбанского процесса «побуждает государства-участников принять все необходимые меры по соблюдению прав коренных народов без какой-либо дискриминации в соответствии с международными правозащитными инструментами».
22 мая 2009 г.
Путеводитель по коренным племенам Филиппин
Некоторые пожилые люди Ифугао, Банауэ, Филиппины | © rweisswald / Shutterstock
Ronica Valdeavilla
Writer25 апреля 2018
Поскольку на Филиппинах более 7600 островов и три основные группы островов, неудивительно, что в стране присутствуют различные культурные обычаи, традиции и группы. Среди существующих общин архипелага есть коренные племена, которым удалось сохранить свою культурную самобытность, несмотря на непризнание и маргинализацию, с которыми они сталкиваются.
Знаете ли вы, что теперь вы можете путешествовать с Culture Trip? Забронируйте сейчас и присоединитесь к одному из наших премиальных туров для небольших групп, чтобы открыть для себя мир, как никогда раньше.
Хотя в стране проживает довольно много коренных племен или этнических групп, они остаются одними из самых бедных, наименее привилегированных и неблагополучных членов общества. В основном они проживают в горах и, следовательно, не пострадали от испанской или американской колонизации, что является основной причиной, по которой они смогли сохранить свои обычаи и традиции.
На Филиппинах проживают две основные этнические группы, состоящие из нескольких горных и равнинных коренных племен, проживающих в северной и южной частях Филиппин. Коренные народы, проживающие в северной части страны, называются игоротами , тогда как те немусульманские коренные племена, проживающие на юге, называются лумадами.
Филиппинка из горного племени Югао в деревне Банауэ, северный Лусон, Филиппины | © Стефан Бидуз / Shutterstock
игоротов , которые состоят из многочисленных племен в северной части страны, в основном проживают в горных хребтах региона Кордильеры. Они широко известны как выращиватели риса. Ассортимент группы под названием Ifugaos построил рисовые террасы Банауэ, которые часто называют «восьмым чудом света». Предки этого коренного племени создали систему орошаемых рисовых террас в горах Ифугао более 2000 лет назад.
Группа деревень Банауэ, часть рисовых террас Филиппинских Кордильер | © rweisswald / Shutterstock
Племя игорот также включает группы бонток, ибалои, иснег, калинга, канканай и тингвиан. Другие племена, живущие на севере, — это иснаг из Апаяо, Гадданг (находится между провинциями Калинга и Исабела) и илонготы , живущие в восточных горах Лусона, называемых горами Сьерра-Мадре и Карабальо. Илонготы известны своей крайней агрессивностью и культурным консерватизмом.
Член племени Лумад в городе Давао | © Бро. Джеффри Пиокинто, SJ / Flickr
Между тем, в южной части страны коренные племена в основном проживают на Минданао и Западных Висайях. На Минданао эти существующие немусульманские группы коренных народов известны под общим названием Lumad — a Cebuano термин, что означает «коренной» или «коренной». Там лумадов племен составляют около 13 этнических групп, которые являются Блаан, Букиднон, Хигаонон, Маманва, Мандая, Манобо, Мансака, Сангир, Субанен, Тагабава, Тагакауло, Тасадай, и Т’боли . Их племя широко известно племенной музыкой, исполняемой на созданных ими музыкальных инструментах.
Среди упомянутых выше, племя манобо включает в себя другие крупные этнические группы, такие как ата-манобо, агусан-манобо, и дуланган-манобо , и это лишь некоторые из них. Общая популяция манобо 9Группа 0016 неизвестна, поскольку они занимают основные территории в основных провинциях региона Минданао.
Помимо двух основных коренных групп, упомянутых выше, следующие племена также сохранили свои обычаи и традиции.
Баджаос
Городской пирс Кагаян-де-Оро | © RaksyBH / Shutterstock
Родом с островов Сулу на Минданао, они известны как морские племена, живущие в плавучих домах. Они пытаются свести концы с концами, полагаясь на море как ныряльщики, рыбаки и мореплаватели. Из-за конфликтов в регионе большинство из них мигрировали в соседние страны, такие как Малайзия и Индонезия, тогда как те, кто остался на Филиппинах, переехали в некоторые районы Лусона.
Ати и Тумандок
Один из немногих кланов Висайских островов, Ати и Тумандок племен острова Панай первыми назвали остров своим домом. Генетически связанные с другими группами коренных народов в стране, они в основном напоминают Aetas или Negritos , для которых характерна темная кожа. Хотя некоторые приняли западные религии, они все еще несут некоторые анимистические верования и ритуалы, переданные их предками.
Племена Палавана
Палаван также является домом для различных племен, таких как Батак, Палавеньо, Палавано, и Тагбанва. В основном живущие в горах или в низинных жилищах, некоторые из этих групп также были включены в большое племя Юга. Они не полностью освоили городскую жизнь, при этом большинство из них живет в более сельской местности.
Мангьян
Дети племени мангьян | © Дилан Уолтерс / Flickr
Mangyans с Миндоро — хорошо известные кланы на Филиппинах, потому что у них самое большое население. Состоящие из восьми различных групп Mangyan , они имеют миролюбивую репутацию, в отличие от племен охотников за головами Севера и племен воинов Юга. Хотя некоторые уже обратились в христианство, все еще остается большой процент тех, кто исповедует анимистические религиозные убеждения.
Аэтас или негритос
Люди племени Аэта в Санта-Хулиане, Капас, Центральный Лусон, Филиппины | © АРТИООРАН / Shutterstock
Aetas (или Agta или Ayta) — одни из первых известных обитателей Филиппин, которые сейчас живут в разбросанных горных районах страны. Испанские колонизаторы называли их « негритосов» из-за их темной или темно-коричневой кожи. Они кочевники, но очень искусны в плетении и плетении, а женщин Aeta считаются экспертами в фитотерапии.
Сегодня коренные народы страны остаются на землях своих предков, поскольку они сохраняют свои культурные обычаи и традиции. И хотя филиппинское правительство приняло Закон о правах коренных народов 1997, остаются нерешенными вопросы, в том числе их право на включение.
Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.
Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей идти дальше их границы и опыт того, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня.
Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.Мы все больше верим, что миру нужны более значимые, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это.
наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.
Коренные народы — Группа по правам меньшинств
Профиль
По некоторым оценкам, насчитывается около 100 коренных народов, не считая мусульманских групп, хотя точная численность коренного населения остается неясной: в то время как Национальная комиссия по делам коренных народов По оценкам Peoples, например, на Филиппинах проживает около 11,3 миллиона коренных народов, что составляет около 11–12 процентов населения. По некоторым оценкам гражданского общества, они могут составлять от 10 до 20 процентов населения.
Эти сообщества отличаются большим разнообразием социальной организации и культурного самовыражения. Некоторые специализируются на резьбе по дереву, плетении корзин и ткачестве. Другие известны своей вышивкой, аппликацией и бисероплетением. Они варьируются от бонтоков и ифугао, построивших знаменитые рисовые террасы в гористой местности Лусона, до коренных народов, практикующих сменное земледелие или охотников-собирателей.
Значительное число коренных жителей центрального Лусона являются христианами-протестантами, обращенными американскими миссионерами в начале двадцатого века и получившими образование в миссионерских школах. Для других существует значительная разница в плане интеграции с низинными христианами-филиппинцами. Некоторые вступили в смешанные браки. Другие остались изолированными. Существует мало общего согласия в отношении названий и численности этих коренных общин.
Хотя некоторые из этих коренных народов произошли от первых волн малайских или протомалайских мигрантов, около 27 из них, такие как Аэта и Ати, являются негритосами, которые уже давно обосновались на Филиппинах: они считаются потомками из первых поселенцев на архипелаг, которые, возможно, мигрировали туда по сухопутным мостам с материковой части Азии около 30 000 лет назад.
Часто проводится общее географическое различие между игорот (тагальский «альпинист») на Лусоне и лумад («коренной») для жителей Минданао, а другие жители Лусона и Висайских островов используют свое собирательное название, например манобо. Мангьян и др. На Лусоне выявлено десять горных племенных групп: ифугао, бонток, канканай, ибалои, калинга, тингуиан, иснег, гадданг, илонгот и негрито. Ифугао из провинции Ифугао, бонтоки из гор и провинций Калинг-Апаяо, а также канканай и ибалои из провинции Бенгет были фермерами, выращивающими влажный рис, которые веками возделывали свои сложные рисовые террасы. Такие группы, как ибалои, находились под наибольшим влиянием испанского и американского колониализма и филиппинской культуры низменностей из-за обширных золотых приисков в Бенгете, близости города Багио, хороших дорог и школ, а также потребительской промышленности в поисках народного искусства. К другим горным народам Лусона относятся калинга из провинции Калинга-Апаяо и тингиан из провинции Абра, которые используют методы выращивания как влажного, так и сухого риса. Иснег из северной Калинги-Апаяо, Гадданг на границе между провинциями Калинга-Апаяо и Исабела и илонгот из провинции Нуэва-Бискайя практикуют сменную обработку почвы. Хотя раньше негритосы доминировали в горной местности, к началу 19 в.В 80-х годах они сократились до небольших групп, проживающих в широко разбросанных местах, в основном вдоль восточных хребтов.
Другая концентрация коренных общин находится в центральной и южной части Филиппин. Племенные группы Лумад на Минданао включают Ата, Багобо, Гуянгга, Маманва, Маггуанган, Мандая, Банва-он, Букиднон, Дуланган, Калаган, Куламан, Манобо, Субанон, Тагабили, Такакаоло, Таландиг и Тирурай или Тедурай. Группы лумад на Минданао сталкивались и продолжают сталкиваться с длительным перемещением и узаконенным лишением прав собственности на землю, что также представляет угрозу для других коренных общин на Филиппинах. Южные филиппинские островные народы Минданао богаты ресурсами и раньше были малонаселенными по сравнению с северными островными народами Лусона. Таким образом, на протяжении всего двадцатого века происходила неуклонная миграция филиппинцев-христиан из низменностей в районы, ранее оккупированные Лумадом и Моро и находившиеся под их властью. Эти миграции первоначально поощрялись американскими властями, когда Филиппины находились под их властью, и получили дополнительный импульс со стороны центрального правительства после обретения независимости за счет развития плантационного сельского хозяйства, концессий на лесозаготовки и схем гидроэлектростанций и геотермальной энергии. Лумад теперь в меньшинстве на землях своих предков.
Исторический контекст
Испанская корона в силу колонизации заявила права на острова и право распоряжаться землей. Позже власти США институционализировали свои юридические полномочия по распоряжению всей землей и аннулировали все предыдущие земельные дары вождей моро или лумад, а также других лиц на Филиппинах, которые были предоставлены без согласия правительства. Только отдельные лица или корпорации могли регистрировать частные претензии на владение землей. Это не оставляло места концепции родовой или общинной земли, которую коренные лумады считали священной и не подлежащей индивидуальному титулу или собственности.
Благодаря усилиям Лумада с Минданао и их сторонников из филиппинской христианской общины низменностей в Конституцию 1987 года были внесены два важных положения. Статья XII (5) обязывает государство «защищать права коренных культурных сообществ на земли их предков для обеспечения их экономического, социального и культурного благополучия», а статья XIV (17) обязывает государство «признавать, уважать и защищать права коренных культурных сообществ для сохранения и развития их культур, традиций и институтов».
Однако государство продолжало сохранять права на землю, а политика национального развития по-прежнему определялась мощными экономическими интересами и политическими силами. Лумад продолжал добиваться возвращения земель, отнятых у них в результате преследований и незаконных манипуляций, и добиваться отзыва всех разрешений на плантации и концессий на вырубку леса. Они стремились к самоуправлению на землях своих предков со своими обычными законами и сохранению своей местной культуры. Во всех этих вопросах Лумад столкнулся с тяжелой битвой.
Большая демократия после падения режима президента Фердинанда Маркоса привела к ряду благоприятных изменений. В том же году был принят Закон о правах коренных народов (1997 г.), в соответствии с которым была создана Национальная комиссия по делам коренных народов (НККН). Первые признали исконные права коренных народов на землю и их (ограниченные) права на самоопределение и свободное осуществление культуры. Он также предложил возможность подать заявку на получение «Сертификата правового титула домена предков».
Однако эти позитивные шаги в отношении прав коренных народов оказались не такими эффективными в их деятельности, как можно было бы надеяться. Частично это было связано с юридическими проблемами в отношении конституционности обоих, которые не были разрешены Верховным судом Филиппин положительно до 2002 года. Кроме того, полное признание и осуществление прав коренных народов, которые содержатся в Законе о коренных Закон о правах народов по-прежнему сталкивается со многими препятствиями: высказывались критические замечания по поводу того, что перевод NCIP в 2004 году из аппарата президента в министерство сельского хозяйства, например, ослабил его позиции и влияние, в то время как роспуск Целевой группы 63 (орган и механизм, способствующий межведомственному сотрудничеству по вопросам коренных народов) указали на низкий приоритет, который государственные органы фактически уделяют правам коренных народов.
Следуя рекомендациям Специального докладчика ООН по правам коренных народов о том, что НККН призывает к созыву «Национальной консультативной ассамблеи» (с целью привлечения коренных народов и организаций к планированию и осуществлению деятельности Комиссии), НККН был созван Национальный форум в ноябре 2006 года. Это привело к созданию Консультативного органа коренных народов (IPCB), действующего на национальном, региональном и провинциальном уровнях. Состав IPCB является трехсторонним, включая представителей NCIP, организаций коренных народов и НПО. Несмотря на критику в отношении их членства, создание этих органов было воспринято как позитивный шаг к расширению участия коренных народов в разработке и реализации политики НКИС.
Хотя теоретически коренные народы имеют право на образование на родном языке в соответствии с Законом о правах коренных народов 1997 года, это право до сих пор не реализовано. Институт образования коренных народов создал несколько «пилотных школ», чтобы лучше реагировать на культуру и традиции коренных народов, но обучение на языках коренных народов не является частью официальной государственной учебной программы. Частные школы коренных народов, в которых время от времени преподают на языках местных общин, по-прежнему сталкиваются с препятствиями со стороны Министерства образования в процессе регистрации и в последние годы подвергались нападениям со стороны вооруженных групп, многие из которых подозреваются в связях с силами безопасности, из-за к подозрениям, что школы пропагандируют поддержку коммунистического повстанческого движения.
Актуальные вопросы
Хотя большинство коренных общин проживает в изолированных сельских районах, все большее их число мигрирует в города в поисках лучших средств к существованию и социальных услуг. Многих из них вытесняют с их традиционных земель милитаризация, межплеменные конфликты и расширение крупномасштабных проектов развития, которые часто приносят мало или совсем не приносят пользы местным общинам, особенно женщинам: многие женщины из числа коренного населения не могут найти работу в горнодобывающих компаниях и уезжают найти работу в городских районах, страдая от крайней нищеты в таких городах, как северный город Багио или столица Манила. Они часто сталкиваются с бедностью и отчуждением из-за ограниченного формального образования и того факта, что их навыки могут не подходить для городских условий. В Багио, где коренные жители составляют более 60 процентов населения, по оценкам, около 65 процентов мигрантов из числа коренных народов живут в условиях крайней нищеты.
Многие из них — женщины-мигранты, работающие продавцами на городских улицах, где к ним регулярно пристает полиция в рамках правительственной кампании по борьбе с торговлей вразнос.Давний конфликт между военными и Новой народной армией (ННА) в горах Минданао, длящийся около 50 лет и унесший более 40 000 жизней с момента его начала, оказал особенно разрушительное воздействие на Лумад. человек, кластер из 18 коренных общин Минданао. Многие мирные жители Лумада оказались вовлечены в конфликт, подверглись милитаризации в своих общинах или стали жертвами внесудебных казней и пыток. Тысячи были перемещены, спасаясь от насилия со стороны сил безопасности. Согласно совместному отчету заинтересованных сторон для Универсального периодического обзора ООН по Филиппинам в сентябре 2016 года, представленному Национальным альянсом коренных народов KATRIBU, предыдущей администрацией Акино было совершено 102 внесудебных казни коренных народов. С тех пор как к власти пришел президент Родриго Дутерте, эти убийства, несмотря на призывы положить конец убийствам Лумада, продолжаются, а в совершении нападений подозреваются военные, дружинники и частные службы безопасности.
Дорожная карта мира, утвержденная в 2016 году, включала планы переговоров с Национальным демократическим фронтом Филиппин (НДФП). После более чем 40 раундов переговоров под руководством пяти разных филиппинских правительств обе стороны снова встретились в августе 2016 года в Осло, Норвегия, для первых официальных мирных переговоров за пять лет. NDFP — это зонтичная группа коммунистических организаций, представляющая Коммунистическую партию Филиппин (КПФ) и ее вооруженное крыло, ННА, на переговорах. Официальные переговоры 2016 года в Осло включали график переговоров, инициирование прекращения огня, переговоры об иммунитете для членов NDFP и амнистии для задержанных политических заключенных, последнее из которых завело переговоры с предыдущим правительством в тупик. Обе стороны договорились о бессрочном прекращении огня, что позволило сохранить хрупкий мир в течение года, несмотря на то, что они еще не смогли согласиться с условиями официального двустороннего соглашения о прекращении огня. Впоследствии переговоры провалились: в июле 2017 года Дутерте заявил, что планирует возобновить борьбу против ННА из-за их несоблюдения условий прекращения огня. Хотя он предложил возобновить переговоры в начале 2018 года, неопределенность сохраняется. Однако были проведены локальные мирные переговоры, в результате которых к концу 2018 года около 8000 человек сдались9.0003
Наряду с коммунистическим мятежом исламистское повстанческое движение также способствовало повсеместному отсутствию безопасности на Минданао: хотя в 2018 году было достигнуто соглашение с крупнейшей группировкой, Исламским фронтом освобождения моро (ИФОМ), провести в январе 2019 года плебисцит по вопросу о создании более крупный автономный мусульманский регион, известный как Бангсаморо, большое количество связанных с ИГИЛ экстремистских группировок продолжают действовать вне рамок какого-либо мирного соглашения.
Общины лумадов часто попадают под перекрестный огонь затяжного гражданского конфликта на юге Филиппин и регулярно обвиняются в симпатиях к коммунистам. Альтернативное образование стало объектом особого внимания и недоверия, поскольку военные обвиняют школы коренных народов в продвижении коммунистической пропаганды. Государственные чиновники вызвали возмущение рекомендацией открытия новых школ, находящихся в ведении военных. Сеть «Спасем наши школы» обвинила армию и проправительственных ополченцев в организации преднамеренных нападений на институты альтернативного образования с целью маргинализации земель и культурных прав коренных народов: по местным оценкам, было 95 нападений на школы Лумад на юге Филиппин в период с сентября 2014 по 2015 год, в среднем восемь случаев в месяц.
Один из самых громких инцидентов произошел в сентябре 2015 года, когда отряд вооруженных людей штурмовал альтернативную школу Лумад на юге Филиппин. Учителей и студентов вытащили из их общежитий и окружили вместе с сотнями других гражданских лиц в небольшой деревне Диатагон в Лианге, Суригао-дель-Сур. Два лидера коренных народов, известные своей работой по защите исконных земель общины от посягательств со стороны горнодобывающих компаний, были схвачены на глазах у толпы и казнены в упор. В частности, одна из жертв, Дионель Кампос, была председателем Мапасу, организации коренных народов, выступающей за права предков на землю. Глава альтернативной школы Эмерито Самарка позже был найден в одном из своих классов с перерезанным горлом и двумя огнестрельными ранениями в животе. Самарка, убитый в Лианге, также активно выступал против крупномасштабных проектов развития, которые подпитывают насилие и перемещение населения на юге Филиппин. Правительство отрицало свою причастность к убийству Самарки, утверждая, что нападавшие просто были одеты в армейскую форму, которая соответствовала знакам отличия ближайшего батальона. Приблизительно 3000 коренных жителей лумад были вынуждены бежать после этого инцидента, что привело к длительному периоду перемещения.
Такое обращение, основанное на убеждении, что лумады поддерживают повстанческое движение ННА, привело к неизбирательным убийствам и массовому перемещению коренных общин. С тех пор, как Дутерте пришел к власти, произошли ограниченные изменения: например, в 2017 году он обвинил школы коренных народов в поддержке восстания и пригрозил разбомбить их. Эта ситуация создает дополнительные препятствия для лумадов, которые имеют один из самых низких уровней образования на Филиппинах, в доступе к школьному обучению. Частью проблемы является укоренившаяся дискриминация молодежи из числа коренных народов в рамках централизованно управляемой школьной системы, которая часто рассматривает их как аутсайдеров и граждан второго сорта. Время и стоимость поездок на большие расстояния, чтобы добраться до государственных школ, также ложатся непреодолимым бременем на многие семьи Лумад. Активисты коренных народов на юге Филиппин настаивают на том, что право на бесплатное образование с учетом культурных особенностей имеет основополагающее значение для защиты наследия и прав коренных народов, которые часто тесно связаны с защитой исконных земель и ресурсов. Неспособность правительства расследовать преступления против школ Лумад сделала общины более уязвимыми для дальнейших нападений и посягательств.
Права на землю остаются постоянной проблемой для коренных общин, многие из которых до сих пор не имеют официального признания своих исконных земель. В соответствии с Законом о правах коренных народов 1997 г. к марту 2018 г. был выдан 221 «Свидетельство о праве собственности на владения предков» (CADT), охватывающих более 5,4 млн га. Хотя это может показаться впечатляющим, этот процесс затронул земельные права коренных общин, насчитывающих всего лишь 1,2 миллиона человек. Кроме того, процесс получения титула остается сложным и длительным: в 2012 году была добавлена дополнительная процедура в попытке решить юрисдикционные вопросы между ведомствами, но это еще больше замедлило процесс. После того, как титулы выданы, они должны быть зарегистрированы в Управлении земельной регистрации, чтобы сделать титулы более устойчивыми к вторжению на землю. Из 182 CADT, выданных к сентябрю 2016 г., было зарегистрировано менее 50.
Даже земля, признанная коренной в соответствии с этими сертификатами, все еще может быть потеряна для проектов развития, поскольку горнодобывающие и другие проекты могут быть продолжены, если от затронутых коренных общин получен сертификат «Свободного, предварительного и осознанного согласия» (СПОС).