Индонезийцы | это… Что такое Индонезийцы?
Индонезийцы:
- Группа народов Юго-Восточной Азии, проживающих на о-вах Зондского и Филиппинского архипелагов, в Малайзии и других странах Индокитая, на о. Тайвань, и относящихся к западно-австронезийской группе австронезийской языковой семьи. Общая численность — 220 млн чел.
- Собственно индонезийцы — народы Индонезии. Численность — 155 млн чел. Классификация их слабо разработана, выделяют от 70 до 300 народностей, большинство справочников указывают цифру 150. Язык межнационального общения и государственный язык Индонезии — индонезийский. Каждый народ имеет также свой язык или диалект, наиболее крупные: яванский, мадурский, бугийский, минангкабау, балийский, сундский, макассарский.
Содержание
|
Этнический состав
Яванцы, мадурцы, сунды (или сунданцы) — вместе 75 млн; так называемые малайцы, сюда входят риау, палембанги, джамби, минангкабау, банджары, лебонги, лампунги (Суматра) и малайцы Калимантана (Саравак, Сабах, Бруней) — 14 млн; ачех (Суматра) — 1,8 млн, батаки (Суматра) — 2,7 млн; буги, макассары, тораджи, минахасцы, мандары и др. народы Сулавеси — 8,5 млн; даяки — общее название малочисленных народов Калимантана, синоним — клемантаны, отсюда и название острова; пунаны, кубу и лубу — самые отсталые народы (Климантан) и оранг-лауты («люди моря»), кочуют по морю; на малых островах этноним обычно совпадает с названием острова: балийцы (2,2 млн.), сумбаванцы, алорцы, серамцы, буру. Общее самоназвание — оранг индонесиа, у отдельных — типа оранг палембанг.
Природа и хозяйство Индонезии
Индонезия включает множество островов, около 3000, больших и мелких. Крупнейшие: Суматра, Калимантан (прежде — Борнео), Ява, Бали, Сулавеси. Климат — экваториальный. Природные ресурсы разнообразны и богаты: нефть, олово, бокситы, никель, марганец, медь, свинец, хром, цинк, леса с ценными породами деревьев (60 % территории). Основа экспорта — нефть, Основной транспорт — железнодорожный и морской. 60 % населения занято в сельском хозяйстве. У малых народов преобладает подсечно-огневое земледелие (батаки, даяки, тораджи, тидорцы, амбонцы, минахасы, ниасцы, миасцы и др.). Более развитые народы заняты возделыанием кокосовой пальмы, гевеи, риса, сахарного тростника, разрботкой древесины, рыболовством, скотоводство развито слабо. Самые отсталые, пунаны, кубу, лубу и др. — охотники, собиратели. Богат животный мир, особо почитается оранг-утан, в переводе «человек леса».
Социальная структура
В социальной структуре более развитых народов основу составляют две организации — деса и субак. Деса — сельская община, объединяющая людей по территориальному признаку. Ее возглавляет совет (крама-деса), староста (клиан-деса), секретарь (паньярикан), хранитель адата (бендес), ответственный за общественные работы (пасека) и жрец (пемангку). Субак — это район одной оросительной системы, получающий воду из одного источника. Административно и территориально с десой он не совпадает. Руководят им совет — деван-пенгурус, и председатель — клиан-субак. У примитивных народов сохраняется первобытно-общинный строй и родо-племенные отношения. Верования — анимизм, роль жреца играет шаман (дукун).
На Бали, где сильны древние традиции и сохраняется индуизм, общество до сих пор делится на касты. Но если в Индии их много (джати), то здесь — только четыре основных (варны): брахманы, ксатри, весьи, судра. В целом же общество делится на сословия: граждане (вонг чилик), торговцев (сантри), дворян (прийян), аристократов (ндара). Царей в древности называли роджо. Существуют такие должности (мусульманского происхождения): кади — глава всех мусульман, имам — глава мечети, хатиб — проповедник, мадин — певчий, муэдзин. Большим почетом пользуются гуру (или гуру агама), священноучители.
История
Зондский архипелаг заселен во времена палеолита, первоначально — темнокожими веддоидами, меланезоидами, папуасами. Люди южномонголоидного типа переселялись волнами и постепенно вытесняли темнокожих. Местами сейчас сохраняются остатки этого реликтового населения, малочисленные племена, например, на Филиппинах — аэта и др. племена негритосов. Много археологических находок на Яве и Бали. Древнейшие из них — мегалиты, то есть каменные сооружения культового назначения. Много бронзовых изделий, мотыг, браслетов, колец. Часто такие предметы хранят в храмах, как реликвии. Вероятно, связи между Индонезией и Индией давние и тесные. Первоначальное распространение индуизма, буддизма, индийских культов на о. Бали сохраняется до сих пор, на Бали и Яве много индуистских храмов. В языке индонезийцев изобилие слов индийского происхождения.
В 8-10 вв. на Яве и Суматре была сильна династия Шайлендра. В 11 в. часть Суматры и часть п-ова Малакка входили в состав империи Шривиджайя, а чуть позднее сформировалась империя Маджапахит со столицей в Моджокерто (Ява). После 1520 г. она распалась. Начался период феодальной раздробленности. В 1518 г. из Испании вышла флотилия Магеллана. Испанцев привлекали пряности, им необходимо было найти путь в Юго-восточную Азию. В 1521 г. остатки флотилии появились в районе Зондских о-вов. Считается, что первый человек, прошедший вокруг света, — Элькано, офицер, сменивший погибшего на Филиппинах Магеллана. Но известно также, что в экспедиции участвовал малаец Энрико, привезенный когда-то в Европу в качестве раба. Его взяли как переводчика. Когда же испанцы достигли Зондских о-вов, и Энрико начал понимать речь местных жителей, он сбежал. Вот он первым и обогнул земной шар. Собственно, он и предал Магеллана, подговорив одного из вождей вступить в стычку[источник не указан 529 дней]. В 1597 г. происходит первое столкновение с голландцами. Первым проложил дорогу к колонизации авантюрист Корнелиус Хутман. Начался колониальный период, продолжавшийся до 1949 г. Первый губернатор в Индонезии — Питер Бот (1609 — 1614). В 1942—1945 гг. Индонезия была оккупирована японскими войсками. После 2-й мировой войны в результате упорной борьбы с голландскими колонизаторами Индонезия добилась независимости. В 1949 г. была провозглашена республика, её первым президентом стал Сукарно.
Быт индонезийцев
Сельские жители проживают в кампонгах (поселках, деревнях). Традиционный дом имеет вогнутую в середине форму крыши, выступающую по краям вперед и вверх. Строится дом из растительных материалов, бамбука, листьев. Усадьба состоит не из одного дома, а из нескольких построек. Иногда она окружена легкой бамбуковой изгородью, иногда нет. Такие усадьбы разбросаны среди кокосовых рощиц и полей, называемых по-местному «савах».
Такова картина на Яве и других островах, но на острове Бали, где древняя культура сохранилась лучше, все обстоит совершенно иначе. Там жилые постройки скрыты за мощными глинобитными стенами с узкими воротами. Стена покрыта сверху черепицей, чтобы ее не размывали дожди. Зажиточные семьи украшают ворота скульптурами и барельефами. Чаще всего это маска злого дамона Кала. Усадьба состоит из нескольких построек, называется пекаранган(двор), а у аристократов — «пури» (замок, дворец). Интересно, что это слово сходно с названием храма — «пура». В облике балийских селений бросается в глаза изобилие ритуальных сооружений. Это храмы (пура) и святилища (меру). Последние имеют вид многоярусной башни и символизируют почитаемые здесь горы. Крупные города имеют несколько улиц, площадь, обычные в нашем понимании дома, кинотеатры, отели, лавочки.
У ментавайцев традиционный дом (ума) — это и дом, и храм. Его могут занимать несколько семей, каждая занимает по комнате, и одну из комнат занимает жрец. Или дом делится на три части — мужскую, женскую и кухню. Спят на полу, на циновках. Женятся молодые люди по своему усмотрению, но с согласия родителей. Многоженство разрешено, но семьи в основном моногамные. Каждое событие в жизни, рождение, достижение зрелости, брак, сопровождаются пышными церемониями. Народность минангкабау имеет особенность: у них матрилинейный род, матриархат.
Мужчины здесь даже не живут дома, а приходят по мере необходимости. Все имущество и дом принадлежит женщине, инициатива в выборе жениха тоже принадлежит ей. В каждом поселке минангкабау есть общинный дом (сурау), это и церковь, и школа одновременно. Это также и ночлежка для тех, у кого нет крыши. Здесь ночуют также многие женатые мужчины. Основу пищи индонезийцев составляет рис. Популярные блюда из риса — наси улам (жареный рис, приправленный ломтиками овощей), и наси горенг (то же, но с приправой из рыбы, овощей, перца, соли). Рис готовят рассыпчатый. Мясо употребляют редко: по праздникам. Молочные продукты употребляют только в городах, под влиянием европейцев. Широко используются местные плоды: бананы, ананасы, манго, нгако, рамбутаны, чемпедаки, дурианы. Дуриан называют «королем фруктов». Прежде было распространено жевание бетеля, но сейчас оно вытесняется курением. У некоторых народов традиции немного отличаются. В местах, не затронутых цивилизацией (о. Сиберут, арх. Ментаваи) люди живут охотой. В пищу могут идти кокосы, саго, бананы, таро, мясо обезьян, рыба, крабы, личинки муравьев, насекомые. Охотятся с луком и стрелами, и еще с сумпитаном, это духовое ружье с отравленными стрелами, которые выдуваются ртом.
Национальный костюм индонезийцев-мусульман состоит из рубашки (баджа) и саронга(тип юбки до пят) у мужчин, кофты(кебаяк) и саронга у женщин. Мужчины носят феску. У женщин распространен наплечный платок (сленданг). Ходят часто босиком или в сандалиях. Каин и додот — разновидности саронга на о. Бали. Менее цивилизованные носят набедренные повязки или юбки из листьев. Женщины у даяков заворачиваются в покрывало от пояса до колен. Грудь — обнажена. Ткани всегда яркие, с орнаментом.
Самая многочисленная народность Калимантана — даяки. Калимантан по-даякски означает «сырое саго». Дома строят длинные, до 30 м, из бамбука, на сваях, между которыми держат свиней и кур. Руай — большая комната, общая. На базарах продают саго или плетеные изделия. Живут по берегам рек, занимаются охотой и рыболовством, в меньшей степени сельским хозяйством. Тело покрывают татуировкой. Прежде у даяков был обычай — охота за головами. Юноша не мог рассчитывать на благосклонность девушки, если у него не было двух-трех отрезанных у врага голов. Никакие другие достоинства жениха без этого не ценились. Этот обычай был упразднен только в годы второй мировой войны — стараниями японской оккупационной администрации. С этим обычаем связан праздник птицы-носорога (гавай-кеньяланг). Прежде это была прелюдия к нападению на врага. Вырезанные из дерева скульптуры птиц-носорогов ставились на столбы клювом в сторону врага, в жертву приносили петуха, закалывали свиней, праздновали и после этого нападали. Теперь эта церемония ограничена подношением цветов.
Индонезия — область активной вулканической деятельности. С этим связано много проблем. Извержения вулканов разрушают поселки островитян, но тем не менее многие живут на склонах вулканов, поскольку почвы, образующиеся на пепле, плодородны, а легкие хижины легко отстроить заново.
Культура, ремесла, искусство
С древнейших времен культура была более всего развита на островах Ява и Бали. Древней религией здесь был индуизм. В XIV-XV веках сюда проник ислам. Наиболее известные индуистские храмы находятся на Яве — Боробудур и Лоро Джонгранг. Много храмов на о. Бали, все они богато украшены орнаментом. Из ремесел здесь уже в древности были известны прежде всего каменная кладка, плотницкие работы, сооружение каноэ, быстоходных лодок, кузнечное ремесло, обработка бронзы, серебра, золота, железа, плетение ковров и циновок. Ткачество — исключительно женское занятие. В Индонезии изготовляли оружие широко известен крис, кинжал или меч с волнообразным лезвием. Есть разновидности криса — яванская, малайская, балийская и другие.
В настоящее время Индонезия имеет развитую литературу, театр, живопись, славится балийская резьба по дереву. Первыми литературными памятниками считаются подписи на камнях VII-VIII веков на древне-яванском языке, выполненные древнеиндийским шрифтом. Впоследствии развились жанры: пусаки (рассказы о магической силе), пантун(четверостишие), тербанганы (рассказы о пророке), париканы — то же на Бали, что пантуны на Яве.
Из фольклора широко известны сказки о хитром и находчивом карликовом оленьке канчиле.Виды театров:
- вайянг кулит — теневой
- вайянг голек — кукольный(трех видов)
- вайянг бебер — движущихся картин
- вайянг тоненг — с актерами в масках
- вайянг оранг — с актерами без масок
Традиционный индонезийский оркестр — гамелан, состоит из ребаба (скрипка в две струны), сулинга (флейта), кенданга (барабан) и разных гонгов. Ведущую роль играет кенданг. Разновидности оркестров: гамелан-гонг-геде, балийский, сюда входят кенданги, ченг-ченг(тарелки), гонги, гонг-геде-пелегонган, с меньшим количеством инструментов, гендер-вайянг, и это еще не все типы оркестров. Есть и другие инструменты — челемпунг, щипковый, типа гуслей, бонанг — ударный (на Яве), рейонг и теромпонг — то же(на Бали). Самым любимым видом искусства являются танцы. Танцев огромное множество: легонг(для девушек), джогед(исполняется юношей и девушкой), барис(10-12 мужчин, воинственный), джаук(т.
Мифология индонезийцев очень сложна в силу этнического разнообразия и влияния разных религий, ислама и индуизма. В Западной Индонезии самобытная мифология утрачена в связи с влиянием ислама, но сохраняется у батаков, ниасцев, ментавайцев, энгано, даяков, тораджей, минахасов(христиан), у бугийцев она сочетается с исламом. В Восточной Индонезии она сохранена в более полной мере. Пантеон состоит из солнечного и земного божества, иногда — верховного божества, творца, культурных героев, перволюдей, множества демонов и добрых духов стихий. У некоторых народов сохраняется анимизм. Вот неполный список верховных богов разных народов: Мула Джади и его ипостаси, Туан Буби на Болон(небо), Раджа Пинангкабо(земля), Нага Падоха(преисподня), Батара Гуру и Мангабулан, Пане на Болон, Опо Теба Спулат, он же Опо Лахатала, Тоара, Петара, Алахатала(здесь чувствуется влияние ислама — Аллах). Духи: хьянг, янг, сангьянг — добрые, гелембуты — злые, мендеги — призраки.
Духи стихий у вемале — халита, у буруанцев — эябат. В целом индонезийцы делят мир на три сферы, как и другие народы, небо, землю и преисподнюю, но нижний мир у них чаще не подземный, а водный.На о. Бали почитается гора Гунунг Агунг, а у других народов — Меру или Сумеру. Это — мировая гора. Культ, характерный и для других народов, сравните — Олимп и Парнас у греков. Важное место занимает в мифах мировое дерево -нуну(вид фикуса). У народов алуне и вемале это Нунусаку, мировое дерево, по их поверьям, стоящее на о. Серам, у слияния трех лавных рек. Алуне и вемале верят, что они вышли из него, и в нем — обиталище душ их первопредков. Балийцы, сохранив индуизм, почитают Брахму, Шиву и Вишну(вместе они называются трисакта — триединый бог), синоним всех троих — Санг Хьянг Тунггая, или Санг Хьянг Види, или Хьянг Исмайя. Его потомки — Батара Гуру(бог верхнего мира), Семар(бог нижнего мира), Батара Кала и Брама. Остальных богов называли просто дэва, общего абстрактного бога — махадэва, добрых духов -бута, злых — кала.
Балийцы счтали, что человек имеет тело и душу, верили в реинкарнацию и достижение нирваны.Один из мифов о сотворении мира рассказывает, что боги, сотворив землю, создали 4 юношей и 4 девушек из красной глины. Они переженились, и у них было 117 мальчиков и 118 девочек. По другой версии боги создали 2 пары людей, одна с желтой кожей, другая — с красной. У желтой пары родились мальчик Желтый кокосовый орех и девочка Кунинг, а у красной — мальчик Красная Земля и девочка Левек. Желтый Орех женился на Левек, а Красная Земля — на Кунинг, и постепенно от народилось население Бали.
См. также
Малайцы
Библиография
- Большая советская энциклопедия, том 10, М.-1972.
- Мухаммад Раджаб. Я родом с острова Суматра. М.-1960.
- Л. М. Демин. Остров Бали. М.»Наука»-1964.
- С. В. Бычков. Зеленое оперенье Гаруды. М.-1979.
- Журнал «Вояж», декабрь 2005, апрель 2006.
- Погадаев, Виктор. «Индонезийская любовь» — «Восточная коллекция», № 3, 2003,134-140.
Читать онлайн «Индонезийские народы. Языки, народы, миграции, обычаи», Андрей Тихомиров – Литрес
© Андрей Тихомиров, 2018
ISBN 978-5-4493-2806-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Современные индонезийские народы, это – яванцы, сунды, мадурун, малайцы Брунея, Индонезии, Малайзии и Сингапура, минингкабау, буги, макасары, батаки, балийцы и другие. К той же группе относятся языки филиппинских народов: тагалов, висайя, илоков, биколов, банджаров, ифугао и др. Индонезийскими языками также пользуются группа горных народов Тайваня (Россия не признает Тайвань в качестве независимого государства, а считает частью Китайской Народной Республики) – гаошань, чамы на юге Вьетнама и в Камбодже, малагасийцы Мадагаскара (мальгаши). На австронезийских языках говорит также большинство народов Индонезии. Австронезийские языки распространены также у народов Океании. Это различные меланезийские народы в некоторых районах Новой Гвинеи и архипелага Бисмарка (Папуа – Новая Гвинея), на Соломоновых островах, в Вануату, на Новой Каледонии, Фиджи, микронезийские народы Каролинских, Маршалловых и других островов, полинезийские народы Тонга, Самоа и многих других архипелагов.
В современном понимании, все народы, говорящие на языках малайско-полинезийской семьи языков, широко распространенной и за пределами Малайского архипелага, объединяют с индонезийцами. В работах антропологов термин «индонезийцы» применяется не только к населению Индонезии, но и к древнейшему населению Юго-Восточной Азии (наряду с термином «ведда-индонезийцы»). Коренное население индонезийских островов, Малаккского полуострова состоит в основном из малайских племен и народностей, по имени которых архипелаг получил название Малайского.
Поэтому понятие «малайцы» включают в себя различное понимание, это и распространенное ранее название народов Юго-Восточной Азии, говорящих на языках индонезийской ветви, это и этнические общности в Малайзии, Индонезии (главным образом на островах Калимантан и Суматра), Таиланде, Сингапуре Брунее, Восточном Тиморе. Тетум (тетун) – австронезийский язык тетумов, государственный язык и один из двух официальных языков Восточного Тимора, наряду с португальским.
По своему расовому типу малайцы относятся к южным монголоидам, входящим в южно-азиатский расовый комплекс, широко распространенный и в Индокитае. В физическом облике малайского населения центральных областей островов присутствуют некоторые черты древнейшего населения – негроидов и веддов.
С 15 в. господствующей религией в индонезийских княжествах стал ислам; получили распространение брахманизм, буддизм и христианство. Среди даяков, батаков, минангкабау сохраняются еще примитивные религиозные верования: вера в духов, культ предков, пережиточные формы тотемизма, шаманизм.
Основное занятие малайцев на протяжении веков было земледелие (рис, просо, сладки картофель, кокосовая пальма, земляной орех, фрукты), культивируются каучуконосы, сахарный тростник, кофейное и хинное деревья, табак. Земля обрабатывался плугом, пахали на буйволах. Большую роль в хозяйстве играло морское и речное рыболовство. На охоте у жителей отдаленных районов или изолированных островов и до настоящего времени употребляется сумпитан – бамбуковое духовое ружье. Издавна развиты различные ремесла: постройка своеобразных судов – прау, резьба по дереву, ткачество, плетение корзин и шляп, гончарство, обработка металлов, и в частности выделка кинжалов с волнообразно изогнутым лезвием – крис. Жилищем жителей сельских местностях служат и по ныне прямоугольные бамбуковые дома на сваях с высокими тростниковым крышами. Характерная одежда малайцев – саронг, широкое и длинное полотнище ткани, обертываемое вокруг бедер. Как мужчины, так и женщины носят кофты с узкими рукавами.
Высокого развития у малайцев достигли различные виды народного изобразительного искусства (архитектура, художественное ткачество, ювелирное дело), устное поэтическое творчество, музыка, танцы и театр.
Коренное население филиппинских островов представлено тремя основными антропологическими типами: южно-монголоидным малайским типом (тагалы, висайя и др.), среднерослым, длинноголовым, прямоволосым монголоидным типом, но почти без зпикантуса, условно названным раннеиндонезийским (ифугао и др. ), к которым относится большинство населения современных Филиппин, и низкорослым, курчавоволосым негроидным (аэта и др.). Однако этнически население современных Филиппин крайне неоднородно.
Сравнительная лингвистика и построение языковой генеалогической классификации очень важно для понимания вопросов этногенеза (происхождении народов). В разработке этих проблем, кроме антропологов, этнографов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей, в том числе историки, изучающие письменные памятники, географы и археологи, предметом исследования которых являются остатки хозяйственной и культурной деятельности древних народов.
В период позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века), длившегося несколько десятков тысяч лет и закончившегося приблизительно 16—15 тысячелетий назад, люди современного вида уже прочно освоили значительную часть Азии (за исключением крайнего севера и высокогорных областей), всю Африку и почти всю Европу, кроме северных районов, еще покрытых тогда ледниками. В ту же эпоху происходило заселение Австралии со стороны Индонезии, а также Америки, куда первые люди проникли из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив, ранее здесь находился на его месте перешеек, также есть данные о том, что Южная Америка была заселена со стороны Антарктиды, ранее здесь могли находиться также острова или узкие островные перешейки. Согласно гипотезе «первобытной языковой непрерывности», предложенной советским этнографом С. П. Толстовым, человечество говорило на заре своей истории на многочисленных языках, по-видимому, постепенно переходивших один в другой на смежных территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную сеть («языковую непрерывность»).
Индонезия – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов
- Дом
- Индонезия
Написано . Опубликовано в Индонезии
Население Индонезии составляет около 250 миллионов человек. Альянс коренных народов архипелага — Aliansi Masyarakat Adat Nusantara (AMAN), независимая организация коренных народов, представляющая 2512 общин коренных народов по всей Индонезии, в общей сложности около 20 миллионов отдельных членов, — по оценкам, число коренных народов в Индонезии составляет от 50 и 70 миллионов особей.
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано в Индонезии
Непрекращающийся вооруженный конфликт в Западном Папуа между индонезийскими военными и сепаратистским движением приводит к тому, что обычные коренные народы оказываются в центре событий, что приводит к гибели людей и нарушениям их прав.
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано в Индонезии
Население Индонезии составляет около 250 миллионов человек. Правительство признает 1128 этнических групп. Министерство социальных дел определяет некоторые общины коренных народов как: komunitas adat terpencil (географически изолированные общины коренных народов). Однако многие другие народы идентифицируют себя или рассматриваются другими как коренные народы. В недавних правительственных актах и постановлениях этот термин используется: masyarakat adat , для обозначения коренных народов.
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано в Индонезии
Западное Папуа охватывает западную часть острова Новая Гвинея и включает в себя две индонезийские провинции Папуа и Западное Папуа (Папуа Барат). Его население составляет 4,378 миллиона человек, проживающих в двух провинциях: 3,5 миллиона в провинции Папуа и 878 000 человек в провинции Западное Папуа. Более 50% населения обеих провинций составляют мигранты, приехавшие из других частей Индонезии в рамках спонсируемой правительством программы переселения между 1970-х и начала 2000-х.
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано в Индонезии
Население Индонезии составляет около 260 миллионов человек. По данным Центрального статистического бюро, правительство признает 1331 этническую группу. [1] Министерство социальных дел определяет некоторые общины коренных народов как komunitas adat terkecil (KAT), или географически изолированные общины коренных народов. Однако многие другие народы идентифицируют себя или считаются другими коренными народами. В недавних правительственных постановлениях и постановлениях используется термин: Masyarakat Adat для обозначения коренных народов. По оценкам национальной организации коренных народов Aliansi Masyarakat Adat Nusantara (AMAN), общая численность коренных народов Индонезии составляет от 50 до 70 миллионов человек.
Третья поправка к Конституции Индонезии признает права коренных народов в статьях 18 B-2 и 28 I-3. В более позднем законодательстве имплицитно признаются некоторые права коренных народов, где они упоминаются как: Masyarakat Adat или Masyarakat Hukum Adat
Продолжить чтение
Написано . Опубликовано в Индонезии
«Обезьяна», «свинья», «собака» — эти слова выкрикивали в адрес группы западно-папуасских студентов, арестованных, а затем отпущенных за недостатком улик. Их обвинили в сожжении индонезийского флага. Это последнее событие в более чем 60-летней борьбе за независимость Западного Папуа. Массовые протесты в настоящее время проходят в Западном Папуа, и в средства массовой информации попали новости о жертвах с обеих сторон. Местная организация коренных народов осуждает расистские высказывания и общую стигматизацию коренных народов Западного Папуа.
Продолжить чтение
Интервью: Вырубка лесов угрожает коренным народам Индонезии
В последние годы леса Индонезии вырубались с поразительной скоростью, чтобы освободить место для плантаций масличной пальмы — пальмовое масло является прибыльным продуктом, используемым во всем, от лосьона для тела до теста для печенья. Вырубка лесов безвозвратно изменила жизнь миллионов коренных жителей Индонезии, которые живут в этих лесах и зависят от окружающей среды в плане еды, воды и крова. Исследователь Хьюман Райтс Вотч Джулиана Нноко-Мевану подробно рассказывает о своем новом докладе и о том, как лучше защитить коренные народы.
На каких сообществах коренных народов вы сосредоточились?
В Индонезии проживает от 50 до 70 миллионов коренных жителей, что составляет около четверти населения страны. Мы специально рассмотрели влияние крупномасштабных плантаций масличных пальм на две группы: ибан даяк в Западном Калимантане и оранг римба в Джамби.
Эти две общины очень разные. Ибаны ведут более оседлый образ жизни: они занимаются сельским хозяйством, строят деревянные дома и живут общиной в традиционных длинных домах даяков. Оранг-римба ведут полукочевой образ жизни и живут небольшими группами. Но для обоих потеря доступа к лесу и земле стерла их основную идентичность, и ритуалы, которые они использовали, больше не могут существовать.
Как сейчас выглядит их жизнь?
Было шокировано видеть, как борются эти сообщества. Для оранг-римба отсутствие в лесу означает отсутствие возможности добывать пищу, собирать и сажать то, что они хотят, и двигаться, когда они хотят. У них ограниченный доступ к воде, и они часто голодают целыми днями. Они не могут есть лесные плоды и корни или охотиться там на ящериц. Теперь они живут в пластиковых палатках и собирают пальмовые орехи, которые варят или продают, чтобы купить рис или лапшу быстрого приготовления.
Какое влияние оказало развитие плантаций масличной пальмы на землю и леса?
Это привело к массовой потере леса. В период с 2001 по 2017 год коммерческие предприятия в Индонезии уничтожили более 24 миллионов гектаров ее древесного покрова, что почти равно площади Соединенного Королевства. На плантации масличной пальмы приходилось более половины всех истощенных лесов в Индонезии в этот период. Эта потеря древесного покрова не только наносит ущерб местным общинам коренных народов, но и способствует глобальному изменению климата.
Компании перенаправили ручьи в траншеи, которые они построили, чтобы даже в засушливый сезон у пальм была вода. Коренные жители заявили, что они потеряли доступ к источникам пресной воды, поэтому теперь они используют дождевую воду для приготовления пищи и купания. Некоторые члены обеспокоены тем, что гербициды, пестициды и удобрения, которые, по их мнению, используются на плантациях, а сточные воды или отходы заводов смываются в реки и что вода загрязняется. Ни правительство, ни компании не сделали доступной информацию о качестве источников пресной воды. Людям, особенно коренному населению, не следует бояться заболеть от употребления воды.
Кто-нибудь особенно выделялся для вас?
Некоторые оранг-римба, которых мы встретили, живут небольшими группами по пять-семь семей на плантациях масличных пальм. Они передвигаются вместе, когда кто-то умирает или их прогоняет охрана плантации. Я посещал общину на протяжении всего моего пребывания. Я знал, что была беременная женщина, но, поскольку я незнакомец, я не должен был подходить к ней или фотографировать ее в соответствии с их культурными убеждениями. Однажды мы приехали очень рано утром, и все стояли вокруг. В воздухе витало напряжение, что-то было не так. Мы узнали, что женщина рожала, и они были напряжены, потому что получили информацию о том, что охранники собираются прийти и разбить их лагерь и разрушить палатки. Все в группе были в состоянии повышенной готовности. Они не двигались, пока женщина не родила. Мы сели в стороне, и я просто начал размышлять о том, каково было бы оказаться в этой ситуации и каково было бы этому малышу, пришедшему в мир, где культура его народа во многом стерта. И как правительство даже не думало о том, чтобы сделать жизнь этих людей лучше для следующего поколения.
Она родила ребенка, и они сразу же начали собираться. И я не могу представить, как родить, а потом погрузить на мотоцикл и увезти в новое место, чтобы создать новый дом.
Почему правительство выдало разрешения компаниям, занимающимся выращиванием масличных пальм, на землю, которая изначально принадлежала общинам коренных народов?
Сменявшие друг друга правительства Индонезии закрывали глаза на вырубку лесов и отдавали приоритет экономической выгоде. И теперь есть сеть законов, которые мешают коренным народам претендовать на землю своих предков.
Какие законы мешают представителям коренных народов претендовать на землю предков?
В соответствии с индонезийским законодательством, если коренные народы не получили юридического признания, они не имеют права на землю, даже если они живут на ней поколениями. Процессом юридического признания групп коренных народов управляет их район или провинция. Тем не менее, во многих округах и провинциях нет системы признания коренных народов.
Мериау, глава ромбонгона (группы) примерно из шести семей, живущих посреди плантации масличных пальм, сказал: «Раньше здесь было мое рисовое поле. Вот почему я не покидаю это место». Он отказывается покидать этот район и говорит, что с ним не советовались до создания плантации. Регентство Саролангун, Джамби, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Семьи оранг-римба сидят под наклонными судунгами (пластиковыми листами, привязанными к столбам) на плантации масличных пальм. Они поспешно перемещаются, когда их обнаруживают и преследуют сотрудники компании. Регентство Саролангун, Джамби, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Мужчина плетет пукат (рыболовную сеть). Жители говорят, что средний улов постепенно снижался после работы плантации, хотя это могло быть по разным причинам. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Мальяу, пожилая оранг-римба, мать девяти детей, борется за выживание за счет земли, которая когда-то давала пищу ее народу, но с тех пор была уничтожена плантацией масличных пальм, которая начала действовать в этом районе почти три десятилетия назад. . «Раньше жизнь была лучше, — сказал Малио. «Женщины могли найти много видов еды. Некоторые плели циновки из листьев и корзин. Мы сделали светильники из резиновой смолы. Сейчас мы не можем найти материалы для их изготовления». Регентство Саролангун, Джамби, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Лени, перемещенная женщина из Ибан Даяк, рассказала, что ее семья была переселена посреди пальмовой плантации с ограниченным доступом к земле для садоводства. Она ловит рыбу в ручье на плантации масличных пальм. Жители говорят, что популяция рыбы в близлежащих реках Семуньин и Кумба сократилась с тех пор, как в 2004 году была заложена плантация масличной пальмы. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 года. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Переселенец из Семуньина заключил договор с компанией, которая обещала обменять дом и двор на новый в нескольких километрах от его деревни. Жители говорят, что представители компании давали устные обещания, такие как общественная плантация и удобства, включая поликлиники и школы, которые не были реализованы. Многие из тех, кто подписал «соглашение», сказали, что чувствовали себя обязанными сделать это, потому что их леса уже были вырублены. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Human Rights Watch, 2018 г. Грозди плодов масличной пальмы, собранные на плантациях, ждут транспортировки на мельницу. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. Пайлин Ведель для Human Rights Watch, 2018 г. Незаконченное ожерелье из бисера Iban Dayak прикреплено к традиционной конической шляпе. Утрата леса и перемещение отрицательно сказались на ремеслах, передававшихся из поколения в поколение, которые имели культурное значение для женщин ибан. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Франческа, 28-летняя мать двоих детей, стоит на месте своего бывшего дома. Она и ее муж отказались от переезда. Она сказала, что в 2010 году представители компании подожгли ее дом, в результате чего они остались без крова. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. Жителей Семунина переселили на несколько километров вглубь плантации масличных пальм. Их община теперь окружена масличными пальмами. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. 2018 Пайлин Ведель для Human Rights Watch 48-летний Кинда, житель Дусун-Пареха, сказал: «Вода [в реке] загрязнена». Некоторые жители считают, что река Кумба, из которой они раньше полагались в качестве воды для питья, приготовления пищи и выполнения домашних дел, была загрязнена, основываясь на их наблюдениях за цветом воды и их предполагаемой чувствительности кожи к ней. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г. 40-летняя Маргарета (справа), лидер общины в Дусун-Парехе, сидит со своей матерью. «Наша идентичность как Ибан Даяк сейчас почти потеряна, у нас нет леса», — сказала она. Регентство Бенгкаянг, Западный Калимантан, сентябрь 2018 г. © Пайлин Ведель для Хьюман Райтс Вотч, 2018 г.
Какие шаги предприняли правительство и компании для удовлетворения претензий коренных народов?
В Западном Калимантане правительство и различные агентства инициировали посредничество между плантационной компанией PT Ledo Lestari и коренным населением, но всего через 10 лет после того, как она начала вырубку леса. В результате PT Ledo Lestari выплатила некоторым денежную компенсацию за их семейную землю, но не за их общественный лес. Он переселил других, но дал им одиночные кирпичные дома вместо их традиционных длинных домов. Компенсация не учитывала долгосрочные последствия для их средств к существованию, включая потерю доступа к лесам и пище.
PT Ледо Лестари не ответил на письма, звонки и текстовые сообщения Хьюман Райтс Вотч, доставленные из рук в руки.
PT Sari Aditya Loka 1, компания, работающая в Джамби, объяснила в письме Хьюман Райтс Вотч, что они осуществляют образовательные, медицинские и экономические инициативы в этом районе. В нем говорилось, что на протяжении более 10 лет он всегда стремился помочь Оранг Римба. Но эти программы поглощали Оранг Римба в основное общество, стирая их культуру.
Компания заявила, что правительство построило дома для оранг римба, но большинство людей, которые были приписаны к домам, спят снаружи, поэтому дома пустуют. Когда я прошел через одну группу домов, она была пустынна.
Усилия компании не осуществляются в сотрудничестве с Оранг Римба, и компания не думает о том, чего хотят и в чем нуждаются Оранг Римба. Чего они хотят, так это своей земли, и им нужен доступ к земле, чтобы иметь возможность сажать, выращивать и жить на ней, не опасаясь, что их прогонят.
Что можно сделать, чтобы помочь этим сообществам коренных народов?
Различные индонезийские законы уже требуют от компаний консультироваться с местным населением на каждом этапе процесса получения государственных разрешений на создание и эксплуатацию плантаций. В 2018 году президент Джоко Видодо объявил мораторий на выдачу новых разрешений на плантации масличной пальмы. Это хорошее начало, но им нужно сделать больше.
В парламенте находятся законопроекты, которые должно принять правительство. Например, проект закона о признании и защите прав коренных народов, в котором будет разъяснено, как общины могут получить юридическое признание в качестве коренных народов и предъявить претензии на свою землю.