Последние 250 ливов на Земле: вымирающий народ в Латвии борется с забвением
- Аластер Гилл
- BBC Travel
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Alastair Gill
Подпись к фото,На флаге ливов — зеленый, белый и голубой цвета: лес, песок и вода
Даже для собственных внуков эти люди — загадочный народ, почти что древние спартанцы. Но в отличие от 300 спартанцев, сражавшихся в Феромопилах против персидского войска, около 250 оставшихся на нашей планете представителей самого маленького этноса в Европе борются за собственную идентичность, за сохранение своего языка и своей культуры. Есть ли у них шансы на победу над забвением?
Когда Давис Сталтс начинает рассказывать о своем деде-мореплавателе, в его словах звучит такое глубокое уважение, как будто он говорит о герое мифов.
«У него были вот такие ручищи, — показывает он на своей руке, прибавляя чуть ли не ширину ладони. — Он говорил, что сделан из железа».
Мы сидим в баре Hāgenskalna Komūna, который Сталтс открыл на левом берегу Даугавы в скромном районе Риги, вдали от центра, от старого города с его модными спортбарами и буйными холостяцкими вечеринками.
Сероглазый и статный, грудь колесом, Сталтс и сам далеко не хрупкого телосложения, так что нетрудно представить, что он унаследовал от своего предка и каков был этот предок — здоровяк-капитан, привыкший к тяготам жизни и стойко их переносивший.
Нетрудно понять и тот уважительный трепет, который испытывает к нему внук — дед рассказывал чудесные истории о морских приключениях, которые пленили воображение маленького Дависа.
Но вот какая штука: старый капитан редко разговаривал с внуком на латышском. Его рассказы звучали на необычном языке, полном долгих, сложных гласных, дифтонгов и трифтонгов.
Автор фото, Imantsu/Getty Images
Подпись к фото,Посёлок Мазирбе на Курземском побережье Латвии — один из 12, исторически населенных ливами
Только в возрасте 9-10 лет Сталтс начал понимать: кроме нескольких его близких родственников, никто больше не говорит так.
«Помню, я подумал: что такое? Почему никто не говорит на этом языке? Только несколько очень старых людей», — вспоминает он.
И действительно, дед Сталтса был одним из последних носителей ливского языка, который, как считают лингвисты, находится на грани исчезновения.
В отличие от восточно-балтийского латышского, относящегося к индоевропейской семье языков, ливский принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков.
Как и у родственных финского и эстонского, у ливского — схожая грамматика: 17 падежей, у существительных нет рода, в языке нет будущего времени.
- Комфорт Одиночества: почему Латвия стала нацией интровертов
- Литва: какие тайны хранит чудесный холм ста тысяч крестов
- Настоящая Венеция и ее секретный язык для узкого круга
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
По приблизительным оценкам, ливов в Европе осталось 200-250 человек — это самая маленькая народность на старом континенте. Однако так было не всегда.
На протяжении столетий ливы, народ рыбаков, процветали на западных берегах Латвии. В Средние века на ливском говорили 30 тыс. человек.
Ливы старались сохранить свою самобытнось, пока их земля переходила от немцев к русским, а в начале XX века стала частью независимой Латвийской Республики.
Советская оккупация после Второй мировой войны принесла репрессии, казни и депортации (как ливов, так и латышей). Для Сталина всякий, глубоко ощущавший свою национальную идентичность, представлял угрозу.
Судьба семьи Сталтса — наглядный пример тяжелых испытаний, которые выпали многим ливам после того, как Латвия стала советской.
Осознав, что приход Красной армии означает очередную оккупацию, брат деда покинул родную деревню Колку на лодке, бежав в Швецию — как и многие другие ливы.
Сестру деда арестовали и отправили на 25 лет в Сибирь. Она вернулась только в середине 1950-х, уже после смерти Сталина. Ее мужа, местного полицейского, расстреляли.
Автор фото, Aldis Pinkens
Подпись к фото,В Европе осталось всего около 250 носителей культуры ливов
К тому времени, как Латвия вернула себе независимость в 1991-м, ливская община была раздроблена, ее члены женились и выходили замуж за латышей, ливский язык почти не использовался.
Последняя носительница ливского языка Гризелда Кристиня скончалась в 2013 году в возрасте 103 лет, в результате чего осталось лишь несколько человек, способных общаться на ливском или хотя бы понимать его. В советское время их родители опасались репрессий и старались не говорить с детьми на языке своих предков.
«Вот почему наш родной язык почти исчез, — вздыхает Сталтс. — Всего за 50 лет Советский Союз сумел сделать то, чего не удалось сделать немцам за 700 лет».
- «Я из страны, которой больше нет»
- Финский город Пуоланка: всемирный центр пессимизма
Он показывает мне книгу черно-белых фотографий, сделанных японцем Юки Накамурой: женщины, позирующие рядом с коптильнями, сооруженными из старых лодок; крепкие мужчины, чинящие рыболовные сети или стоящие в дверных проемах и с достоинством глядящие в объектив фотографа…
Есть ли у ливов будущее или история уже вынесла свой неутешительный вердикт в отношении гордой нации рыбаков и ее наследия?
Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, я отправился на родину ливов, землю их предков, в западную Латвию, на побережье Рижского залива.
Автор фото, raimond klavinsh/Getty Images
Подпись к фото,Десятки тысяч ливов когда-то населяли западное побережье Латвии
За Ригой шоссе обступил лес. Дело было осенью, автобус в Колку ехал по пустынной дороге среди навевающих меланхолию золотых крон берез, перемешанных с вечной зеленью сосен и елей. То тут, то там за стеной леса мелькали детали усадеб: каменные амбары, деревянные дома, изгороди — и снова исчезали, закрытые деревьями.
К тому времени, когда мы приехали в Колку, стемнело. В автобусе, кроме меня, остался только еще один пассажир. Запах сосновой смолы разливался в сыром соленом воздухе. Издалека был слышен шум прибоя.
Дзенета Маринска, управляющая домом для приезжих, где я остановился, приготовила для меня традиционное ливское угощение: пироги с картофелем и морковью в ржаном тесте. Похожие пироги популярны и у других финно-угорских народов — например, в Финляндии и российской Карелии.
Когда я спросил ее, считает ли она себя ливкой, она засмеялась: «И ливкой тоже. Я росла в латвийском обществе, но, конечно, от родителей я еще в детстве узнала о том, что наша семья имеет отношение к ливам».
В отличие от Сталтса, Маринска не знала своего ливского деда — он умер до того, как она родилась. Ее бабушка была латышкой, а мать не знала ливского языка. Но Маринска помнит, как ее двоюродная бабушка разговаривала с двоюродной сестрой на ливском.
«Я тогда была совсем маленькая. Помню, как услышала язык, который звучал совсем не как латышский. Меня тогда это так удивило, что я навсегда запомнила тот момент. Момент, когда я вдруг ощутила свои корни».
Автор фото, Imantsu/Getty Images
Подпись к фото,Давно брошенные в лесу лодки в окрестностях поселка Мазирбе напоминают о том, что здесь происходило в советское время
На следующий день я одолжил у хозяйки велосипед и отправился к берегу залива, на мыс Колка, где с запада — Балтийское море, а с востока — Рижский залив.
Когда-то здесь, к югу от мыса, в 12 деревнях жили ливы. Теперь в тех местах, где жизнь в свое время била ключом, осталось лишь небольшое количество деревянных домов, огороженных пастбищ, дровяных сараев да горсточка стареющих жителей.
Поселок Мазирбе когда-то был центром ливской культуры. Дорога в его окрестностях вывела меня к прибрежным дюнам, а затем к хвойному лесу. Я углубился в лес по петляющей между деревьями тропинке, и скоро звук прибоя превратился в отдаленный, глухой рокот.
Еще несколько сотен метров пути — и между деревьями, как призраки, стали возникать странные очертания: там каркас лодки, там — ее проломленный нос…
Всё это причудливо вырастало среди зарослей черники, покрытое мхом. Похоже, здесь, в лесу, догнивала маленькая рыболовецкая флотилия.
По словам Тейксмы Побусе, директора культурного центра Мазирбе, это кладбище лодок — горький символ катастрофы, постигшей ливскую общину во время советского правления.
Новая коммунистическая власть запретила коммерческое рыболовство, поставив местных рыбаков перед жестким выбором: либо вступить в местный колхоз, либо искать работу где-то в другом месте.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Остатки деревянного причала в Мазирбе
«В давние времена ливы традиционно сжигали старые лодки на берегу моря, — рассказывает Побусе. — Но в советское время выходить на берег было запрещено, потому что это теперь стала пограничная зона. Что же оставалось делать людям? Они бросали старые лодки в лесу».
Рыбаки-ливы предпочли уезжать в города, но не вступать в колхоз. Так ливские деревни опустели. Ливы рассеялись по стране, и результат этого стал для их культуры почти фатальным.
Побусе указала мне на трехцветный флаг на здании центра: «Ливы были рыбаками, а что видит рыбак, когда выходит в море? Зеленый лес, белый песок и синюю воду».
Наличие центра ливской культуры в Колке, профинансированного Евросоюзом, говорит о том, что все же какая-то надежда есть, несмотря на трагическое прошлое общины.
В последние годы к ливской культуре проснулся интерес, который подкрепляют курсы ливского языка и программы, финансируемые правительством Латвии и несколькими иностранными НКО.
Автор фото, Aldis Pinkens
Подпись к фото,Последние из ливов пытаются сохранить наследие предков
Многие из оставшихся ливов осознали: если сейчас не вернуться к языку предков, то можно потерять его навсегда.
Как рассказала мне Маринска, она решила изучать ливский, потому что чувствует — это важная часть ее идентичности.
«Я слышала этот язык ребенком, и он хранится в моей памяти, в моем мозгу, — говорит она. — Я радуюсь, когда кто-то на нем говорит, а я его понимаю. Я горжусь этим. Когда мы поем все вместе [на ливском], это такое эмоциональное переживание!»
Поскольку разговаривать на своем родном языке могут не более 30 нынешних ливов, музыка стала важным способом соприкосновения с древним наследием этого народа. Песни на ливском исполняют несколько народных коллективов и вокальных ансамблей.
Сталтс и его подруга Монта Квятковска, тоже ливка, пытаются вовлечь в это и молодое поколение. Они создали музыкальную группу NeiUm, о которой говорят как о более «авангардном» проекте: «Мы поем на ливском, используя электронные инструменты, добавляя современному звучанию этнические мотивы».
Раз в два года Квятковска организует в Риге фестиваль ливской песни. Как говорит Сталтс, очень важно «делать что-то новое, чтобы наша нация сделала шаг к сохранению себя».
Что Сталтс думает о будущем ливской общины? «Не знаю, как насчет общины, — говорит он, — но в отношении ливов я оптимист. Думаю, все больше и больше людей станут открывать свои ливские корни и понимать, что эта культура важна для них».
… В рижском баре Hāgenskalna Komūna группа NeiUm в один из дней празднования Velu Laiks («время духов», дни, когда латыши поминают умерших предков) исполняет ливскую народную песню.
В мерцании свечей Сталтс и Квятковска поют тягучие, сладкозвучные куплеты, обращаясь к ливской богине с просьбой взять под защиту души их предков.
Пламя свечей колеблется, но не гаснет. И песня не кончается.
Народ латыши — происхождение народа, их история и традиции, песни
Факты
Численность в РФ — 8 516 человек
Основной регион — Красноярский край
Родной язык — латышский
Владение родным языком — .
Истоки — Прибалтика
Содержание:
- Происхождение народа
- Где живут (территория), численность
- Язык
- Религия и обычаи латышей
- Культура народа
- Жилище народа
- Одежда латышей
- Внешность народа
- Известные латыши
Происхождение народа
Латыши, латвиеши (самоназвание, восходит к имени латгалов), народ, основное население Латвии (1390 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (46,8 тыс. человек), Литве, Эстонии, Белоруссии, США, Канаде, Австралии и др. Общая численность 1540 тыс. человек.
Согласно историческим источникам, латыши появились примерно в XIII веке н.э. в средневековой Ливонии. Историки считают, что народ произошел от различных финно-угорских и балтийских племен в результате их объединения. В начале 1-го тысячелетия нашей эры сформировались близкие в культурном отношении этнические образования: на побережье Балтийского моря — курши, севернее реки Даугава — латгалы, в бассейне реки Лиелупе — земгалы, в Юго-Восточной Латвии — селы. В 10-12 веках на землях латгалов возникают первые государственные образования — княжества Талава, Ерсика и Кокнесе. С конца 12 века началась немецкая колонизация Латвии, завершившаяся включением её в земли Ливонского ордена и других немецких княжеств.
Интересен тот факт, что под словом «латыши» жители соседних стран подразумевали не отдельный народ, а различные балтийские народы. Еще до формирования латышей как отдельного народа этим названием обозначались латгалы. К примеру, в книге «История государства Российского» было отмечено, что различные иноплеменные народы, соседи Российского государства, а именно летголы (Левонские Латыши), земголы (населяющие Семигалию), корсь (в Курляндии) и литва вместе с пруссами, не находящаяся под контролем финнов, составляют единый народ — латышский. В 18 веке в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Российской империи. В середине 19 века на основе среднелатышского диалекта сложился литературный язык. В 1920 Латвия получила независимость, в 1940-90 — стала Латвийской ССР в составе СССР.
В 1990 Латвия приняла Декларацию о её независимости.Где живут (территория), численность
В 1800 году по некоторым данным латышей насчитывалось 500 тыс. человек. Однако к 1897 году за период мирного времени без войн и потрясений
После мирного периода на Латвию обрушилась Первая мировая война, которая резко прекратила активное распространение народа.
В 1959 году, по данным послевоенной переписи, в Советском Союзе насчитывалось не более 1,4 млн латышей (1,3 млн человек проживало на территории Латвии, а остальная часть в России). Спустя 30 лет была проведена повторная перепись, согласно данным которой в Латвии осталось более 1,3 млн латышей.
По статистике на 2005 год по всему миру к латышам себя отнесло 1,6 млн человек. По результатам всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживает 18 979 человек латышской национальности. По данным Переписи населения 2020 года — 8 516. Самая крупная община латышей в России находится в Красноярском крае. Другие крупные общины латышей находятся в Москве, Омской области, Санкт-Петербурге и в Башкортостане.Язык
Латышский язык относится к индоевропейской языковой семье. В языке выделяются четыре самых распространенных диалекта: ливонский, латгальский, средне-латышский и верхне-латышский.
Письменность на латышском языке появилась не ранее XVI века н.э.
На территории Латвии население разговаривают на официальном государственном языке — латышском. Однако около 80% населения прекрасно владеет русским языком и разговаривает на нем. И это – не только наследие советского времени. Несколько столетий назад на территории Латвии во всех учебных заведениях уроки проводились исключительно на русском языке.
Религия и обычаи латышей
Основной и официально признанной религией латышей является христианство, а точнее, лютеранство – доминирующее среди латышского народа направление. Лютеранство пришло на территорию Латвии под влиянием Северной Европы и во время немецкой колонизации. Также в стране есть католики, однако преимущественно в восточной части страны, их вероисповедание обусловлено влиянием Польши во времена Речи Посполитой. Православная церковь в Латвии занимает третье место по количеству прихожан: но в основном это русскоязычное население, а не этнические латыши.
Согласно последней статистике, приверженцами Лютеранской церкви является 708773 человека. К числу католиков относят себя не менее 430 тыс. человек. Итак, на протяжении столетий на территории запада и центра Латвии жили преимущественно последователи лютеранской церкви, однако в Латгальской стороне люди были католиками. И до сих пор именно так распределяется территория вероисповедания, хотя многие католики с латгальской части стали разъезжаться в другие страны и города.
К православной церкви относят себя 370 тыс. человек. Церковь обладает полуавтономной системой управления. Почти всё русскоязычное население является приверженцами православия.
Если говорить о праздниках, то культура праздников у латышей особенная. Зимой они традиционно отмечают Рождество Христово, весной – Пасху, летом празднуют Лиго, а осенью известный праздник Апъюмибас.
Культура народа
Латыши гордятся своим происхождением и бережно хранят традиции своего народа. В любом учебнике по истории описан путь «из варяг в греки», который проходил именно в Латвии.
К основным культурным традициям относится единение с природой. Латыши любят проводить свободное время на природе, ведут здоровый образ жизни, устраивают походы. Основное занятие латышей — земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии — лён) и животноводство (крупный рогатый молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье — рыболовство. Традиционные ремёсла — обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество.
Наиболее развитые виды прикладного искусства — художественное ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное народное творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки.
Одно из уникальных наследий латышей — это народные песни, называемые дайнами. Поэтому можно с уверенностью сказать, что это одна из поющих стран Европы. В древние времена песнопения сопровождали любые события в жизни народа. Их распевали во время выполнения обрядов, на работе и народных празднованиях.
Традиционная пища — мука, крупы, горох, бобы. Традиционные блюда — похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники — пироги со шпигом, печенье, мясные блюда Традиционные напитки — сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.
Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки.
Жилище народа
Традиционные поселения — однодворки (виенсетас), на востоке — деревни рядовой и уличной планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом — истаба, хозяйственные постройки — клеть, рига, хлев, баня) в разных районах различно.
Основной тип традиционного жилища — сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (намс) с кухней. Латгальская истаба, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печью, соединённых холодными сенями (синцес)
В селах дома строились в виде срубов. В различных регионов постройки домов значительно отличаются и не имеют единой концепции. Также дома разделяются на три типа в зависимости от класса крестьянства
Одежда латышей
Традиционный женский костюм — длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне).
На голове носили металлические или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Головной убор девушек — красный вышитый бисером венок, замужних — полотенчатый.Мужская одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь — сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа — ратене. И мужские и женские рубахи скалывались у ворота металлической пряжкой.
Внешность народа
Внешность латышей имеет своеобразные черты. Преимущественно среднего роста с органично сложенным телосложением. Очень редко встречаются высокие или полные латыши. Цвет кожи светлый, мужчины не имеют обильного волосяного покроя на теле. Волосы на голове светло-русые, очень редко каштановые. Цвет глаз серый или зеленый, изредка встречается серо-голубой. Лоб высокий, без ярко выделяющихся боковых костей.
Известные латыши
Латышская нация дала миру огромное число известных людей. Постараемся упомянуть одних из самых легендарных:
- Петерис Васкс — один из самых известных латышских композиторов.
- Инесе Галанте — оперная певица с голосом сопрано.
- Юрис Упатниекс – ученый, разработавший основы создания фотографии в трехмерном измерении.
- Викторс Калнберзс — ученый и общественный деятель, хирург.
- Паулс Валденс — доказал, что нефть является биологически активным
- Валдис Пельш — советский и российский телеведущий, телепродюсер, режиссёр телевидения, актёр, музыкант.
- Раймонд Паулс – знаменитый советский композитор.
Этнические группы в Латвии: большинство и меньшинства
Культура Латвии, Этносы
Аугустинас Жемайтис 1 Комментарий
Латвия довольно четко делится на две большие группы: коренные латышей , которые составляют 62,1% процента населения, и носителей русского языка , которые составляют 37,2%.
Два сообщества сильно разделены. У них есть отдельные политические партии, культурная деятельность, школы, взгляды на историю и многое другое. Латыши дорожат своей «чудесной независимостью» и местной культурой, политически глядя на Запад, в то время как многие русскоязычные тоскуют по Советскому Союзу, где они играли привилегированную роль.
Ведь большинство русскоязычных жителей Латвии — это этнические русские переселенцы во время советской оккупации (и их потомки). Всего русские составляют 26,9% населения.
Остаток русскоязычных составляют другие меньшинства Латвии, которые не смогли противостоять советской политике русификации, постепенно присоединяясь к русскоязычной «нации». Всего 0,7% населения Латвии говорят дома на каком-то другом языке, кроме латышского или русского, хотя 11% населения не являются ни латышами, ни русскими.
Самыми крупными среди этих более мелких преимущественно русскоязычных этнических меньшинств являются белорусов (3,3%) и украинцев (2,3%), оба потомки советских переселенцев. поляков (2,2%) прибыли в досовременную эпоху польско-литовского влияния на Латвию. Некоторые литовцев (1,2%) являются коренными, в то время как других привлекала Латвия как центр Прибалтики (особенно актуально в 19 веке).
Несколько когда-то крупных средневековых меньшинств были в значительной степени потеряны в результате ассимиляции, эмиграции и геноцида. В том числе евреев (0,3%), немцев (0,1%) и коренных ливов (0,02%).
Кроме того, цыган составляют 0,3%, а эстонцы 0,1% населения. С ростом благосостояния современной Латвии доля других (нетрадиционных) меньшинств увеличилась до 1,3%.
В целом диаграмма этнического состава Латвии за последние несколько столетий выглядит как унылая езда на американских горках (учитывая, что самые радикальные падения и наклоны были сделаны изгнанием, убийствами и колониальным заселением, а не добровольным решения).
ДемографияНациональностиРасыЭтносы Латвии
Аугустинас Жемайтис 6 комментариев
латыша – это коренные жители Латвии, прибывшие сюда не менее 4000 лет назад. Они говорят на своем латышском языке, который (вместе с литовским) входит в Балтийскую группу.
Большинство латышей светловолосые и генетически наиболее близки к литовцам, эстонцам и финнам. Лютеранство — их самая популярная вера. Восточная пятая часть латышского народа известна как латгалы; они исповедуют католицизм и говорят на уникальном латгальском диалекте.
Ключевыми элементами латышской культуры являются их песни (и регулярные Праздники песни), язык и хоккей с шайбой (национальный вид спорта).
История не была благосклонна к латышам, и до 20 века у латышей не было своей страны.
Вместо этого они просто обрабатывали свои земли, признавая дворян из соседних стран своими повелителями. Первыми прибыли немцы (обратившие латышей в христианство). Затем пришли литовцы, поляки и шведы (16 век) и, наконец, русские (18 век). Каждая из этих сил доминировала в латвийских городах и высшем обществе, в то время как латышское большинство продолжало трудиться на полях.
Латышская усадьба теперь в Рижском скансене. Вплоть до 19 века почти все латыши жили в деревянных деревнях, в то время как в городах и высокой культуре преобладали меньшинства. ©Аугустинас Жемайтис.Однако в 19 веке латыши пережили национальное пробуждение. Все больше и больше латышских крестьян переезжало в города, становясь промышленными рабочими, специалистами, художниками и бизнесменами. Свою культуру и язык они признавали не хуже ни немецкого, ни русского. Им пришлось ждать до Первой мировой войны (и поражений в ней как России, так и Германии), чтобы, наконец, совершить чудо и провозгласить свободную Латвию.
Многие латыши украшают свои автомобили венками к Лиго (23 июня), главному этническому празднику. ©Аугустинас Жемайтис.Краткий период благополучной независимости был звездным часом для латышского народа и культуры, но худшее было еще впереди. В 1940 году Россия (переименованная в Советский Союз) снова оккупировала Латвию и начала геноцид. Численность латышей сильно пострадала, чтобы больше никогда не вернуться. Не менее опасным считалось массовое заселение латвийских городов русскими. К 1970-е годы латыши уже были меньшинством в своих городах. В 1989 году они составляли всего 52% всего населения Латвии (по сравнению с 76% в 1935 году). Еще пара десятилетий заставила бы их численно превзойти русских на их родине, разрушив надежды когда-либо снова стать свободными.
Праздник латышской песни, который проходит в 1931 году. Песни считаются ключевой частью латышского духа, и Праздники песни являются регулярными мероприятиями, объединяющими этнических латышей вокруг этого наследия.Но Советская империя начала рушиться. Под лозунгом «сейчас или никогда» латыши добились свободы в 1990. Однако проблемы не закончились: половина городских жителей были русскими и не говорили по-латышски (тогда как почти каждый латыш говорил по-русски). Чтобы не допустить ситуации, когда латышская культура была бы вытеснена русской даже после обретения независимости, латыши довольно смело латышизировали публичные надписи и установили строгие требования к знанию латышского языка. Это фактически лишило избирательных прав некоторых советских поселенцев, что сделало невозможным для русских победить латышей на большинстве выборов.
Мемориал Латышского легиона в Лестене. Легион, который боролся против повторной оккупации Латвии Советским Союзом и потерял треть своих членов, положительно оценивается многими латышами, но избегается русскоязычными, создавая еще один раскол во мнениях латышей и нелатышей в Латвии. ©Аугустинас Жемайтис.В то время как доля латышей увеличилась до 62,1%, так как некоторые русские уехали, латыши продолжают чувствовать себя осажденной нацией, опасаясь, что перемена «политических ветров» и очередное усиление империализма в России могут снова подчинить их себе, возможно, используя Латвию. Меньшинства советских времен как «пятая колонна».
Коренные жителиОсновной этносКоренные жителиЭтносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
русских — самое многочисленное, громкое и противоречивое меньшинство в Латвии. Во многих городах русские составляют ~40% населения, в Даугавпилсе даже большинство. В деревнях мало русских, кроме Латгалии (Восточная Латвия).
Знаменитый купольный русский православный храм в Стамериене. Русское православие — самая популярная вера среди русских в Латвии. ©Аугустинас Жемайтис.Большинство русских были отправлены в Латвию в качестве советских поселенцев, когда страна находилась под советской оккупацией (1940-1990). Колонизация была действительно массовой: русское население подскочило с 8,8% в 1935 году до 34% в 1989 году. Русские, как правило, не учили ни латышский язык, ни обычаи, ожидая, что латыши усвоят «русские обычаи». Латыши увидели в этом серьезную угрозу, понимая, что независимость станет невозможной после того, как русские станут большинством.
Однако Советский Союз распался раньше, и латыши отстояли свою свободу. Считалось, что в значительной степени просоветское русское меньшинство может легко «захватить» новую страну. Поэтому латвийское гражданство (и право голоса) получали только русские, легально приехавшие в Латвию до 1940. Советские переселенцы должны были научиться говорить по-латышски и натурализоваться, от чего большинство из них отказались. Однако только треть покинула Латвию навсегда, приняв российское гражданство, в результате чего сегодня в Латвии осталось 26,9% русских.
Памятник Победы Советского Союза в Риге является центром российских праздников. ©Аугустинас Жемайтис.Таким образом, на сегодняшний день в Латвии 250 000 человек без гражданства, большинство из них русские. Латвия с 12,5% жителей без гражданства входит в число «мировых лидеров» по этому критерию. Однако это число снижается, поскольку любые дети, рожденные от россиян без гражданства, автоматически становятся гражданами. Тем не менее Россия регулярно обвиняла Латвию в предполагаемой дискриминации местных русских. Латвия отвечает на подобные обвинения тем, что заселение оккупированных территорий изначально было незаконным.
Еще одним поводом для недовольства местной русской общины является статус русского языка. Несмотря на свою распространенность во многих городах, он нигде не имеет официального статуса, со всеми признаками только латышский. Для латышей любой официальный статус русского языка рассматривается как опасность того, что русский (на котором хорошо говорит каждый латыш, выросший в условиях оккупации) заменит латышский в качестве lingua franca.
Все уличные таблички в советское время тоже должны были быть на русском языке. После обретения независимости русские мемориальные доски были либо сняты, либо сглажены (как на этом снимке). ©Аугустинас Жемайтис.Латыши и русские имеют отдельные политические партии, культурные учреждения и средства массовой информации в Латвии. Большинство россиян больше ассоциируют себя с Россией, чем с Латвией. К ужасу латышей, они отмечают праздники, такие как советский день победы, отмечая момент, когда СССР стал 2 й сверхдержавой холодной войны (но также закрепил свою оккупацию и геноцид латышей).
Матрешки (традиционные русские куклы) для распродажа в центре Риги для иностранных туристов. К разочарованию латышей, десятилетия русского господства в Латвии привели к тому, что многие жители Запада приезжают сюда, ожидая русской или советской культуры. Некоторые даже ошибочно полагают, что латыши являются/были частью русской нации. ©Augustinas ŽemaitisВ то время как советские поселенцы являются наиболее заметной частью русских в Латвии, в Латгалии (Восточная Латвия) есть и более старые общины. Многие из них являются старообрядцами, чьи предки бежали из России от религиозных преследований в 18 гг. Эти русские в основном являются гражданами Латвии и лучше интегрированы.
Восстановлен вход в Российскую Императорскую крепость в Даугавпилсе с русскими надписями и гербом. ©Аугустинас Жемайтис.Крупнейшее меньшинствоСоветское меньшинство
Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Беларусы – третья по величине община Латвии (3,3% от общей численности населения).
Однако они мало заметны как отдельное сообщество, так как обычно разделяют культуру и взгляды с русскими. Большинство латвийских белорусов даже говорят на русском как на родном языке. Это верно не только для Латвии, но и для самой Беларуси, где свирепствует русификация.
Большинство белорусов Латвии прибыли в качестве советских поселенцев во время советской оккупации (1940-1990 гг.) и живут в городах.
Однако, поскольку Латвия и Беларусь имеют общую границу, в Латвии еще до оккупации существовали сельские белорусские общины. В 1935 году белорусы составляли 1,38% от общей численности населения (2,45% в Латгальском регионе, граничащем с Беларусью). Население Беларуси достигло пика в 4,5% в 1989 году. Хотя некоторые белорусы уехали после обретения независимости, сейчас община, возможно, уже возобновила рост за счет новых мигрантов из более бедной Беларуси в более богатую Латвию.
2-е по величине меньшинство 3-е по величине этническая принадлежностьЭтносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Украинцы являются 4-й по величине общиной Латвии, составляя 2,2% от общей численности населения.
Украинцы — единственное многочисленное меньшинство в Латвии, полностью восходящее к советской оккупации, поскольку до Второй мировой войны в Латвии не было значительной украинской общины. Поскольку украинцы были второй по численности нацией в Советском Союзе, они, естественно, составляли значительную долю советских переселенцев.
В то время как многие украинцы изначально говорили на украинском языке в то время, когда они приехали в Латвию, в советской Латвии никогда не существовало украиноязычных учебных заведений. Ожидалось, что украинцы интегрируются в более широкую русскоязычную культуру, что большинство из них и сделало, говоря по-русски со своими детьми. Вот почему украинское меньшинство сегодня мало заметно.
Численность украинцев достигла пика в 3,5% в 1989 году. После обретения независимости треть из них покинула Латвию. Однако сегодня число украинцев снова увеличивается, поскольку мигранты покидают осажденную Украину. Эти новые украинцы Латвии зачастую более патриотичны и менее русифицированы.
Общественные стенды в Елгаве, изображающие украинскую революцию 2014 года. То, что такие стенды возводятся, является результатом солидарности латвийцев со всеми народами, которые видят российскую угрозу, что начали видеть многие украинцы. ©Аугустинас Жемайтис.Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Составляя 2,2% населения Латвии, поляки являются крупнейшим несоветским меньшинством в стране.
Их предки прибыли в Латгалию в 17-18 веках, когда эта территория находилась под непосредственным управлением Речи Посполитой. В то время поляки составляли местную знать, финансируя красивые усадьбы и католические церкви в стиле барокко. По сей день в этих церквях проводятся мессы на польском языке, и поляки остаются католиками.
Аглонская католическая базилика 18 века в Латгалии, финансируемая в основном поляками и ополявшимися литовцами и до сих пор предлагающая польские мессы. ©Аугустинас Жемайтис.У некоторых латвийских поляков предки в основном литовцы. Это связано с тем, что литовская знать фактически полонизировалась в 17-18 веках, поскольку польская культура считалась более престижной в Речи Посполитой той эпохи.
По сравнению с другими этническими группами, доля поляков оставалась довольно стабильной на протяжении всего ХХ века, снизившись с 2,8% в 1925 году до 2,2% в 2011 году. семьи, перешедшие с родного языка на русский во время советской оккупации.
Даугавпилсский памятник польско-литовскому восстанию 1863 года против царского режима, которое также произошло в Латгалии. ©Аугустинас Жемайтис.
Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
литовца составляют 1,5% населения Латвии.
Многие из них проживают в приграничье, где в некоторых деревнях проживает литовское большинство. Поскольку литовско-латвийской границы почти не существовало до 19 в. 18, когда обе страны были оккупированы Российской империей, задача ее размежевания в 1922 г. была особенно сложной. Хотя страны мирно договорились о границе, многие латыши и даже больше литовцев остались «не на той стороне», поскольку многие населенные пункты были этнически смешанными.
Могилы солдат литовских войн за независимость (~ 1920 г.) в Червонке, Латвия. Они воевали за пределами современной Литвы, а также помогали изгнать русских коммунистов из Латвии. ©Аугустинас Жемайтис.Еще одна часть литовцев Латвии приехала за возможностями в Ригу. Как крупнейший город стран Балтии, он имеет некоторые учреждения, обслуживающие весь Балтийский регион, такие как Рижский университет SSE и представительства многонациональных компаний.
Роль латвийских городов как «мегаполисов для литовцев» была еще более заметна перед Первой мировой войной, когда Российская империя целенаправленно оставила Литву как сельскохозяйственный тыл, тогда как Латвия была урбанизированной (и подвергалась меньшей дискриминации). В то время в Риге проживало больше литовцев, чем в любом городе Литвы (большинство из них были фабричными рабочими). Гимназии Елгавы и Лиепаи посещала литовская интеллигенция (25% населения Лиепаи составляли литовцы). После того, как обе страны стали независимыми, большинство литовцев репатриировались. Многие из ключевых деятелей и политиков межвоенной Литвы провели много лет в Латвии до обретения независимости.
В бывшей Елгавской гимназии установлена мемориальная доска, в которой учился Антанас Сметона (самый долгоживущий президент в истории Литвы). ©Аугустинас Жемайтис.Во время советской оккупации некоторые литовские политзаключенные/депортированные были освобождены при условии, что они не будут жить в Литве. Многие из них предпочли поселиться в Латвии.
Доля литовцев в Латвии быстро сокращается (как и доля латышей в Литве). Поскольку две прибалтийские нации культурно схожи, ассимиляция рассматривается как меньшее «изменение» для латвийских литовцев, чем для многих других этнических меньшинств Латвии. На самом деле, даже среди латвийских литовцев половина заявила, что латышский является их родным языком. Литовцев и латышей также называют «братскими народами».
Братская нация
Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Еврейское население Латвии выросло в 19 веке, когда правящая Российская империя ограничила еврейское поселение лишь несколькими регионами. Среди таких регионов была Латгалия (Восточная Латвия). Таким образом, некоторые из латгальских городов даже стали еврейскими, в том числе центр региона Даугавпилс. В других местах Латвии еврейское население было ограничено российскими законами и поэтому оставалось небольшим.
Примерно к 1900 году латвийские евреи быстро эмигрировали в поисках новых возможностей за границу (в основном в США). Тенденция сохранялась на протяжении всего 20 века.
Во время немецкой оккупации Латвии (1941-1945) большинство оставшихся евреев были либо убиты, либо бежали из страны, их доля снизилась с 4,8% в 1935 году до 1,8% в 1959 году.
Марк Ротко искусство центр в Даугавпилсе. Родившийся евреем в Латгалии, он прославился в США как современный художник. Некоторые из его работ сейчас выставлены в этом новом музее в его родном городе. ©Аугустинас Жемайтис.Во время советской оккупации остальные евреи в основном перебрались в Ригу, хотя их численность продолжала сокращаться за счет эмиграции в Израиль. Эта эмиграция достигла своего апогея после обретения независимости в 1990 году, когда были сняты советские миграционные ограничения. Евреи составляли 0,9% населения Латвии в 1989 году, а сегодня всего 0,3%.
Евреи Латвии традиционно говорили на идиш и исповедовали иудаизм. Однако многие евреи стали коммунистами и ассимилировались в «советскую нацию». Поэтому сегодня большинство латвийских евреев родом из России и являются атеистами.
Синагога в городе Кулдига. Заброшенное при советской власти еврейское религиозное наследие восстанавливается современной Латвией, но в отсутствие верующих оно больше не используется для религии. ©Аугустинас Жемайтис.Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Многие из самых красивых зданий в Латвии были задуманы или профинансированы этническими немцами: дворцы, замки, церкви… Придя к христианизации земли, немцы накопили огромную власть, став хозяевами земли.
Остатки Бауского замка, построенного немецкими крестоносцами в 15 веке. ©Аугустинас Жемайтис.В то время как немцы потеряли суверенитет над Латвией в 16 веке, даже при последующих чередующихся польских, литовских, шведских и русских режимах они оставались элитой, контролирующей латвийские земли и предприятия. Они были известны как «балтийские бароны» и в 1897 г. все еще составляли 6,2% населения.
Урбанизация и просвещение латышского крестьянства ~1900 г. сломали немецкую монополию на лидерство и культуру. После обретения Латвией независимости (1918) эмиграция и низкий уровень рождаемости привели к тому, что к 1935 году доля немцев снизилась до 3,2%.
Восстановлен немецкий знак Fraktur в Кулдиге. Этот сценарий был хорошо заметен в латвийских городах и в 20 веке. ©Аугустинас Жемайтис.Но полный конец немецкой общины Латвии пришел со Второй мировой войной и последовавшим за ней советским геноцидом, который практически уничтожил немецкую общину. Немцам пришлось бежать с земли, которая веками была их домом, кто не смог или не сделал этого, были убиты. Большая часть оставшегося культурного наследия в Латвии была уничтожена. С тех пор немцы составляют всего 0,1% населения Латвии.
Исторически немцы были в основном сосредоточены в южной и западной Латвии (Семигалия и Курляндия), а также в Риге. Вплоть до 20 века они составляли 25-50% населения во многих городах. Однако за чертой города немцев было очень мало.
Рундальский дворец немецких герцогов Куруральских и Земгальских (18 век) – пожалуй, самое красивое здание в Латвии. ©Аугустинас Жемайтис.Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Цыгане — традиционно кочевое сообщество, происходящее из средневековой Индии. В Латвии, однако, они давно осели и не имеют ни деревень, ни таборов.
На протяжении 20-го века цыгане были чрезвычайно быстро растущим сообществом из-за высокого уровня рождаемости: цыгане часто выходили замуж в подростковом возрасте и имели много детей. В 1935 в Латвии проживало 3839 цыган (0,2% от общего числа), увеличившись до 5427 к 1970 году и 8205 к 2000 году (0,35%).
После того, как Латвия вступила в Европейский Союз и была разрешена свободная миграция, многие цыгане уехали в более богатые страны Запада.
Крупнейшие общины цыган существуют в Риге и Вентспилсе, каждая из них насчитывает ~900 человек. В Вентспилсе наибольшее влияние оказывают цыгане, доля которых в населении составляет 2,1%.
ЦыганеЭтносы Латвии
Аугустинас Жемайтис Оставить комментарий
Эстонцы и латыши – соседние, но очень разные народы. Эстонцы говорят на небалтийском и неиндоевропейском языке, больше похожем на финский.
Несмотря на такие различия, Эстония и Латвия веками находились под властью одних и тех же властей, и до 1918 года между двумя странами никогда не было официальной границы.
г. Делимитация границы была сложной, и в основе этих трудностей лежал город Прогулка. Населенный как латышами, так и эстонцами, он был разделен на две части: эстонскую Валгу и латышскую Валку. Несмотря на столь тщательные размышления и радикальные меры, тысячи латышей и эстонцев остались «по ту сторону границы». В 1935 году в Латвии было около 7000 эстонцев, или 0,4% населения.
Карта города Валка/Валга с эстонско-латвийским пограничным переходом в центре. ©Аугустинас Жемайтис.Однако на протяжении 20-го века число эстонцев постоянно сокращалось, как из-за ассимиляции, так и из-за миграции в Эстонию. В 1970 г. эстонцев было 4334 человека (0,2%), а в 2000 г. — всего 2652 человека (0,1%).
В последнее время число эстонцев, возможно, снова несколько увеличилось, поскольку Рига вновь подтвердила свою роль столицы Прибалтики, а Европейский Союз снял ограничения на миграцию.
Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис 3 комментария
Ливонцы – вымирающие коренные жители латвийского побережья.
В Средневековье они были значительным сообществом, а весь регион, состоящий из сегодняшних Латвии и Эстонии, назывался «Лифляндия».
В то время как большая латышская нация смогла сохранить свою культуру, несмотря на столетия иноземных преследований, малочисленная ливонская община добилась гораздо меньших успехов в этом. Поражения 13-го века против рыцарей-крестоносцев отправили их на длительный непрерывный упадок и ассимиляцию, сократив их территорию до нескольких рыбацких деревень в Курляндии («Ливское побережье») на протяжении веков.
Усадьба ливов переехала с береговой линии в Латвийский этнографический музей в Риге. ©Аугустинас Жемайтис.С момента обретения Латвией независимости в 1990-х годах правительство предпринимало серьезные попытки спасти общину. Ливонское меньшинство было защищено путем препятствования поселению неливонцев на родине ливов и добавления ливонского языка в некоторые школьные программы.
Однако, возможно, было уже слишком поздно, так как последний носитель ливского языка умер в 2013 году. Тем не менее, около 250 жителей Латвии (0,01%) называют себя ливами. Для сравнения, 1925 перепись по-прежнему насчитывала 1268 ливов (0,1% населения). Однако некоторые из оставшихся самопровозглашенных ливов пытаются выучить язык (который больше похож на эстонский, чем на латышский) и культуру с нуля. Интерес восстановился после исторического минимума во время советской оккупации, когда во время переписи 1970 года всего 48 человек заявили о принадлежности к ливской национальности.
Общинный дом ливов в Мазрибе (исторически ливская деревня), открытый в 1938 году, является одним из немногих оставшихся ливских учреждений. ©Аугустинас Жемайтис. Местные рыбакиКоренные жители | По Латвии
Этносы Латвии
Аугустинас Жемайтис 6 комментариев
латыша – это коренные жители Латвии, прибывшие сюда не менее 4000 лет назад. Они говорят на своем латышском языке, который (вместе с литовским) входит в Балтийскую группу.
Большинство латышей светловолосые и генетически наиболее близки к литовцам, эстонцам и финнам. Лютеранство — их самая популярная вера. Восточная пятая часть латышского народа известна как латгалы; они исповедуют католицизм и говорят на уникальном латгальском диалекте.
Ключевыми элементами латышской культуры являются их песни (и регулярные Праздники песни), язык и хоккей с шайбой (национальный вид спорта).
История не была благосклонна к латышам, и до 20 века у латышей не было своей страны.
Вместо этого они просто обрабатывали свои земли, признавая дворян из соседних стран своими повелителями. Первыми прибыли немцы (обратившие латышей в христианство). Затем пришли литовцы, поляки и шведы (16 век) и, наконец, русские (18 век). Каждая из этих сил доминировала в латвийских городах и высшем обществе, в то время как латышское большинство продолжало трудиться на полях.
Латышская усадьба теперь в Рижском скансене. Вплоть до 19 века почти все латыши жили в деревянных деревнях, в то время как в городах и высокой культуре преобладали меньшинства. ©Аугустинас Жемайтис.Однако в 19 веке латыши пережили национальное пробуждение. Все больше и больше латышских крестьян переезжало в города, становясь промышленными рабочими, специалистами, художниками и бизнесменами. Свою культуру и язык они признавали не хуже ни немецкого, ни русского. Им пришлось ждать до Первой мировой войны (и поражений в ней как России, так и Германии), чтобы, наконец, совершить чудо и провозгласить свободную Латвию.
Многие латыши украшают свои автомобили венками к Лиго (23 июня), главному этническому празднику. ©Аугустинас Жемайтис.Краткий период благополучной независимости был звездным часом для латышского народа и культуры, но худшее было еще впереди. В 1940 году Россия (переименованная в Советский Союз) снова оккупировала Латвию и начала геноцид. Численность латышей сильно пострадала, чтобы больше никогда не вернуться. Не менее опасным считалось массовое заселение латвийских городов русскими. К 1970-е годы латыши уже были меньшинством в своих городах. В 1989 году они составляли всего 52% всего населения Латвии (по сравнению с 76% в 1935 году). Еще пара десятилетий заставила бы их численно превзойти русских на их родине, разрушив надежды когда-либо снова стать свободными.
Праздник латышской песни, который проходит в 1931 году. Песни считаются ключевой частью латышского духа, и Праздники песни являются регулярными мероприятиями, объединяющими этнических латышей вокруг этого наследия.Но Советская империя начала рушиться. Под лозунгом «сейчас или никогда» латыши добились свободы в 1990. Однако проблемы не закончились: половина городских жителей были русскими и не говорили по-латышски (тогда как почти каждый латыш говорил по-русски). Чтобы не допустить ситуации, когда латышская культура была бы вытеснена русской даже после обретения независимости, латыши довольно смело латышизировали публичные надписи и установили строгие требования к знанию латышского языка.