История Швейцарии
За несколько столетий Швейцария из сети различных союзов городов и земель превратилась в федеративную Конфедерацию, состоящую из 26 кантонов, которой она является сегодня. Она развивалась так же, как и большая часть Западной Европы, но сумела сохранить свою самобытность и независимость.
лятва Рютли – это легенда об основании Швейцарии. В 1291 году кантоны Ури, Швиц и Унтервальден объединились против иностранного господства Габсбургов. © Федеральный архив изображенийШвейцария не только географически находится в центре Европы. Поэтому историческое развитие происходило аналогично соседним странам. Территория Швейцарии была частью Римской империи, а в раннем средневековье подвергалась воздействию христианства, Великого переселения народов и господства разных внешних сил.
Как и в большинстве стран Европы, Реформация и раскол в западном христианстве привели к напряженности и вооруженным конфликтам в Швейцарии. В то же время Швейцария выработала отличительную черту, которая сохраняется и по сей день, – нейтралитет.
Нейтралитет не смог помешать Французской революции и последующим наполеоновским войнам затронуть и Швейцарию. В «Гельветической республике», созданной в результате французской оккупации, были определены сегодняшние границы, а тесно связанные области объединились в независимые кантоны. Затем на основе этого опыта сложилась современная Конфедерация.
20 век также ясно продемонстрировал, насколько тесно Швейцария, с одной стороны, была связана с соседними странами, и насколько же, с другой, был уникален ее путь. Хотя Швейцария также сильно пострадала от обеих мировых войн, она все же избежала разрушения.
Во время Холодной войны Швейцария развивалась вместе с Западной Европой, но смогла сохранить нейтралитет и роль посредника между Востоком и Западом. После окончания Холодной войны Швейцария продолжала участвовать в экономическом объединении Европы, но держалась на расстоянии от Европейского союза.От истоков до Средневековья
В каменном и бронзовом веках люди жили в так называемых свайных поселениях на берегах швейцарских озер. © AngMoKio / WikimediaДревнейшие следы человека, обнаруженные в Швейцарии, насчитывают около 400 000 лет. Однако отдельные части сегодняшней территории страны были по-настоящему заселены только после окончания ледникового периода около 11 000 лет назад. Среди самых интересных археологических находок в Швейцарии – деревянные поселения на берегах озер.
Римская Швейцария
В начале третьего века до н.э. территория современной Швейцарии стала частью Римской империи. Римское господство шаг за шагом укреплялось за счет создания колоний. Этнические группы, проживающие на этих территориях, постепенно перенимали многочисленные римские обычаи (романизация). Падение Западной Римской империи привело к распаду римского правления в 5 и 6 веках.
Раннее и Высокое Средневековье
В средние века территория современной Швейцарии развивалась так же, как и остальная часть Западной Европы. Первые века характеризуются миграционными движениями (эпоха Великого переселения народов). Различные народы не только пересекали Швейцарию, но и оседали в ней, принося с собой новые обычаи и языки. Христианство, внедренное еще римлянами, получило дальнейшее распространение. Церковь с ее епископствами и монастырями стала крупным землевладельцем.
Одновременно с этим знатные семьи увеличивали свое влияние за счет завоеваний, наследования и умелой брачной политики.Позднее Средневековье и Старая Конфедерация
С 19 века Союзная грамота 1291 года считается отправной точкой создания Швейцарской Конфедерации. В то время жители трех долин – Ури, Швиц и Унтервальден – объединились, чтобы иметь больше возможностей для защиты своей свободы от любых посягательств извне.
В 14 и 15 веках образовалась так называемая «Старая Конфедерация» – свободная система союзов сельских и городских общин. Расширение Конфедерации происходило разными способами. Некоторые области присоединились к Конфедерации добровольно в качестве членов с равными или меньшими правами, в то время как другие были куплены или завоеваны. Члены Конфедерации, так называемые 13 кантонов, в целом управляли своими делами самостоятельно. Однако, их представители регулярно собирались на заседания кантонов для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес.
От истоков до римлян (PDF, 234.5 kB, English)
De la Préhistoire aux Romains
Dagli albori al periodo romano
Von den Anfängen zu den Römern
Раннее и Высокое Средневековье (PDF, 217.4 kB, English)
Haut Moyen Age et Moyen Age central
L’Alto e il Basso Medioevo
Das Früh-und Hochmittelalter
Позднее Средневековье (PDF, 303.0 kB, English)
Moyen Age tardif
Il tardo Medioevo
Das Spätemittelalter
Современность
Международный памятник Реформации в Женеве напоминает о главных героях Женевской Реформации и ее международном влиянии. © MHM55 / WikimediaРеформация
Реформацией называется раскол западноевропейского христианства на католиков и протестантов в 16 веке.
Нейтралитет и конфликты
17 век стал для Конфедерации временем религиозных и социальных потрясений, вылившихся в вооруженные конфликты. Тем не менее кантонам, входящим в Старую Конфедерацию, удалось избежать Тридцатилетней войны (1618-1648), которая опустошила большую часть Европы. Этот опыт лег в основу главного принципа внешней политики страны – нейтралитета.
18 век: Предвестник промышленной революции
18 век был мирным временем во внешней политике, когда межконфессиональная напряженность постепенно сошла на нет.
Для этого времени характерны крупные изменения в сельском хозяйстве и начало разделения надомного труда, особенно в текстильном и часовом производстве. Просветительские общества занимались не только экономическими проблемами, но и вопросами образования или нового патриотизма, который теперь относился ко всей нации, а не только к отдельным кантонам. При этом просветители не только преодолевали конфессиональные границы, но и способствовали живому обмену идеями с единомышленниками за рубежом.Реформация (PDF, 212.5 kB, English)
La Réforme
La riforma
Die Reformation
17 век (PDF, 285.2 kB, English)
XVII secolo
17. Jahrhundert
18 век (PDF, 217.4 kB, English)
XVIIIe siècle
XVIII secolo
18.Jahrhundert
На пути к федеративному государству
Здание парламента и правительства, известное как «Федеральный дворец», символизирует швейцарское федеративное государство и федеративный город Берн. © Pierangelo66 / WikimediaЭпоха французского господства
Французская революция и последующие Наполеоновские войны изменили облик Европы и Швейцарии. Здесь также звучали призывы к установлению равноправия, прежде всего со стороны сельского населения. Однако это равноправие смогло преодолеть сопротивление старых элит только после того, как в 1798 году французские войска вошли в страну и политическая система так называемой «Старой Конфедерации» рухнула. Сначала на смену ей пришло централизованное унитарное государство – «Гельветическая республика», а затем в 1803 году – федеральное государство.
Федеративное государство
В 1815 году после победы над Наполеоном европейские державы стремились восстановить дореволюционное положение. В Швейцарии это произошло после подписания Федерального договора 1815 года, предоставившего кантонам практически полное самоуправление. В это время к Конфедерации присоединились последние кантоны и были сформированы современные внешние границы страны. Либералы боролись за либеральное федеративное государство. Однако созданию федеративного государства предшествовал период ожесточенных споров, переворотов и последней гражданской войны в Швейцарии – Зондербундской войны 1847 года. В Зондербундской войне друг другу противостояли консервативно-католические и либерально-радикальные кантоны. Последние победили в этом конфликте в течение нескольких недель. Первое заседание Федерального собрания состоялось 6 ноября 1848 года во вновь избранном федеративном городе Берне.
Внутри- и внешнеполитическая ситуация нормализовалась после основания федеративного государства. Пересмотр Конституции в 1874 году дал Конфедерации дополнительные полномочия. Также была установлена прямая демократия. Федеративное государство создало благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности и сферы услуг (железнодорожное строительство, машиностроение и металлообработка, химия, пищевая промышленность и банковское дело), которые стали краеугольными камнями швейцарской экономики.
Путь к современной прямой демократии в Швейцарии (англ.)
Чемпион мира по железнодорожным перевозкам – история о том, как Швейцария стала страной железных дорог (англ.)
Эпоха французского господства (PDF, 304.1 kB, English)
Sous domination française (1798-1815)
Sotto il dominio francese (1798-1815)
Unter französischer Herrschaft (1798-1815)
На пути к федеративному государству (PDF, 283.1 kB, English)
Vers l’Etat fédéral (1815-1848)
weg-bundesstaat_IT.pdf
Auf dem Weg zum Bundesstaat (1815-1848)
Федеративное государство в 19 веке (PDF, 247.3 kB, English)
L’Etat fédéral au XIXe siècle
Lo Stato federale nel XIX secolo
Der Bundesstaat im 19. Jahrhundert
Швейцария в 20 веке
Подпись под изображением: Картина швейцарской самобытности и культуры посреди Европы в период агрессивной захватнической политики нацистской Германии: Национальная выставка 1939 года в Цюрихе. © (Библиотека Федеральной высшей политехнической школы Цюриха / WikimediaШвейцария в период мировых войн (1914-1945)
В 1920 году Швейцария присоединилась к Лиге Наций, штаб-квартира которой находилась в Женеве. Хотя Швейцария избежала участия в двух мировых войнах, политические события за рубежом серьёзно повлияли на внутреннее развитие страны.
В период войн стала очевидной зависимость экономики Швейцарии от импорта и экспорта. Мировой экономический кризис 1929 года вверг страну в многолетнюю депрессию. Внутриполитическая обстановка была напряжена из-за противоречий между буржуазными партиями и левыми силами. Ситуация изменилась лишь в 1930-х годах, когда угроза извне заставила политические силы объединиться. Выбор первого социал-демократа в Федеральный совет в 1943 году стал окончательным подтверждением национальной солидарности.
Швейцария во времена Холодной войны
В послевоенный период в Швейцарии, как и во всей Западной Европе, отмечался сильный экономический рост. Прежде всего сильной стороной Швейцарии был промышленный сектор. Однако, в последней четверти 20 века Швейцария превратилась в экономику, три четверти трудящихся которой были заняты в сфере услуг. Уровень жизни значительно вырос, в то время как условия труда и социальное обеспечение становились все лучше, а ассортимент товаров все богаче. Являясь малой открытой экономикой, Швейцария зависела и продолжает зависеть от доступа к иностранным рынкам. Также во время Холодной войны страна сохраняла строгий нейтралитет между блоками, хотя с экономической, политической и культурной точек зрения чувствовала свою принадлежность к Западу.
Швейцария с 1989 года
Окончание Холодной войны и многочисленные процессы глобализации повлекли за собой быстрое и устойчивое изменение экономических условий и внешнеполитической обстановки. В области экономики Швейцария гибко отреагировала на перемены, сделав упор на сферу услуг. Она смогла укрепить свои чрезвычайно сильные позиции в мире даже после международных экономических спадов и кризисов (1991, 2001, 2008 гг.).
После 1989 г. вновь возросла значимость наднациональных регламентаций и организаций. Объединение Европы (Европейское экономическое сообщество, Европейский союз с 1993 г.), начавшееся еще в послевоенный период, набирало обороты. За это время количество членов ЕС увеличилось с 12 до 27 стран.
В этих условиях Швейцария осторожно смягчила свою строгую политику нейтралитета, открывшись для ряда международных инициатив. В 2002 году население страны проголосовало за вступление в ООН. Вместо членства в ЕС сотрудничество Швейцарии с соседними странами основано на двусторонних соглашениях. Споры вокруг европейской политики способствовали быстрому росту влияния национально-консервативной Швейцарской народной партии (нем. Schweizerische Volkspartei – SVP), которая к началу 21 века стала сильнейшей партией, с отрывом обойдя конкурентов.
Карл Лутц – швейцарец, спасший десятки тысяч евреев (англ.)
Вторая жизнь швейцарских бункеров (англ.)
70 лет Женевским конвенциям 1949 года – история успеха системы многосторонних деловых и торговых отношений (англ.)
Швейцария в период мировых войн (PDF, 294.3 kB, English)
La Suisse pendant les deux Guerres mondiales (1914-1945)
La Svizzera tra le due Guerre mondiali (1914-1945)
Die Schweiz in der Zeit der Weltkriege (1914-1945)
Швейцария во времена Холодной войны (PDF, 178.4 kB, English)
La Suisse pendant la guerre froide (1945 – 1989)
La Svizzera durante la guerra fredda (1945-1989)
Die Schweiz im Kalten Krieg (1945-1989)
Швейцария в период с 1989 года (PDF, 2 Страницы, 108.0 kB, English)
La Suisse depuis 1989
La Svizzera dopo il 1989
Die Schweiz seit 1989
Start of page
Last update 14. 07.2021
К 175-летию гражданской войны в Швейцарии. Часть вторая.
Штаб войск либеральных кантонов во время войны 1847 года. Источник: Emil Spiess: Illustrierte Geschichte der Schweiz, Bd. 3. Zürich 1961. swissinfo.chПочти во всех учебниках швейцарской истории мы прочтем, что «Война против Сепаратистского союза» (Sonderbundskrieg), известная также как гражданская война в Швейцарии, проходила с 3 по 29 ноября 1847 года, уложившись меньше чем в один месяц.
Этот контент был опубликован 13 ноября 2022 года минут
Поводом к этому конфликту стал религиозный вопрос, его основным результатом — современная Конфедерация, причины же войны лежат куда глубже. Более того, мы рискнем предположить, что гражданская война в Швейцарии длилась по меньшей мере 20 лет, а то и все 120, если смотреть более широко. Читайте вторую и заключительную часть нашего большого исторического материала.
Показать больше
Во второй половине 30-х гг. 19-го века казалось, что демократический консерватизм окончательно восторжествовал во всех сферах общественной жизни. Либералам нужно было найти яркую тему, с помощью которой можно было бы переломить ситуацию и привлечь на свою сторону симпатии широких слоев населения. И такая тема — вопрос появления в Швейцарии ордена иезуитов — была найдена. Образованные и хорошо организованные иезуиты, специализируясь на образовании и воспитании молодежи, фактически играли роль влиятельных европейских модернизаторов. Либералы, тем не менее, развернули по «иезуитскому вопросу» интенсивную общественную дискуссию.
«Иезуитское пугало»
Папу и иезуитов они рисовали в качестве сторонников самой черной реакции, стремящихся во что бы то ни стало закрыть Швейцарии дорогу в либеральное и национальное будущее. «Рим всегда был самым опасным врагом швейцарской свободы. Если спросить, кто виновен в том, что народы Швейцарии за прошедшие века столь малого добились на поприще основания национального единства и силы, то история указывает — на Рим… Любая попытка политической регенерации в Швейцарии подрывалась Римом, орден же иезуитов, используя свое влияние, ввергает людей в постыдную зависимость от чуждых авторитетов». Иными словами — «итальянка гадит»! Общешвейцарский протопарламент («Собор» / Tagsatzung) все сильнее раскалывался на два лагеря: на тех, кто хотел бы выслать всех иезуитов из страны, и на тех, кто выступал за их допуск к системе швейцарского образования.
Складывалась парадоксальная ситуация — будучи превосходными учителями, иезуиты объективно способствовали бы рациональному развитию швейцарских школ, что внесло бы положительный вклад в создание швейцарского национального государства. Однако иррациональная «иезуитская» дискуссия не давала сделать это. С правовой точки зрения «призвание» иезуитов было в принципе делом допустимым. Люцернские же либералы утверждали, что договор кантона с орденом иезуитов о предоставлении теми кантону образовательных услуг нарушает кантональную конституцию. Со ссылкой на это обстоятельство они начали готовить вооруженное выступление, вербуя одновременно вооруженных добровольцев в других кантонах. Восстание вспыхнуло 8 декабря 1844 года, однако было сразу же подавлено.
Большое число путчистов было арестовано, многие бежали за пределы кантона. Большой совет Люцерна (парламент) принял закон, по которому в будущем вооруженным мятежникам грозила смертная казнь. Люцернских либералов и их сторонников по всей Швейцарии данное обстоятельство не смутило, и они активно готовили новое вооруженное восстание. В конце марта 1845 года начался второй поход (Freischarenzug) на Люцерн. В нем участвовало более 3,5 тыс человек.
Показать больше
Под руководством бернского адвоката и офицера швейцарского Генерального штаба, будущего члена самого первого состава Федерального совета Швейцарии Ульриха Оксенбайна (Ulrich Ochsenbein, 1811–1890), полковника из кантона Ааргау Августа Эдуарда Ротплетца (August Eduard Rothpletz, 1800 —1849) и люцернского либерал-радикала Якоба Роберта Штайгера (Jakob Robert Steiger, 1801 — 1862) участники похода собрались в городах Хуттвиль (Huttwil) и Цофинген (Zofingen), откуда они, не встречая почти никакого сопротивления, двинулись на Люцерн. Поход продолжался до тех пор, пока не стало известно, что люцернские войска выступили им навстречу и двигаются в сторону города Мальтерс (Malters).
Мятежники повернули обратно, однако люцернцы настигли их у Мальтерса, навязали им сражение и выиграли его вчистую. Сто пять либералов погибли, почти две тысячи были захвачены в плен. Пушки гражданской войны грохотали уже совершенно отчетливо. Выступая затем на сессии общешвейцарского «Собора», Константин Зигварт-Мюллер обвинил либеральные кантоны в том, что они сознательно готовят войну против консервативных демократов-католиков. Он отказался отпустить пленных либералов на волю, и только после того, как Люцерн получил выкуп в размере 350 тыс. швейцарских франков, мятежники из других кантонов были выпущены из заключения. «Свои» же, люцернские заговорщики получили длительные сроки тюрьмы, а Якоб Роберт Штайгер был даже приговорен к смертной казни. В июне 1845 года ему, правда, удалось сбежать из-под стражи, что вызвало восторг швейцарских либералов и ярость консерваторов.
Положение продолжало обостряться. 20 июля 1845 года Йозеф фон Эберсол, непосредственный инициатор «призвания» иезуитов, был застрелен одним из люцернских либерал-радикалов из числа участников похода на Люцерн. Это событие только укрепило католические кантоны в убеждении, что либерально-реформаторские силы в Швейцарии представляют для них в прямом смысле смертельную угрозу. 11 декабря 1845 года католические кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Унтервальден, Цуг, Фрибур и Вале заключили между собой «Пакт о взаимопомощи» и создали «Военный совет». Одновременно они начали налаживать связи с Парижем, Турином и Веной. Содержание «Пакта» хранилось в тайне. Либеральные круги, узнав о его существовании только летом 1846 года, немедленно, со ссылкой на Союзный договор 1815 года, запрещающий создание каких-либо «особых объединений» между кантонами, заклеймили «Пакт» в качестве противозаконного «Сепаратистского союза» (Sonderbund). На сессии «Собора» они потребовали немедленно распустить его. Данное требование, равно как и предложение выдворить иезуитов из Швейцарии, поначалу не нашло поддержки большинства депутатов «Собора». Однако ситуация в стране, особенно после люцернского «призвания» иезуитов, развивалась в целом в пользу либералов.
14 февраля 1845 года в кантоне Вале к власти пришло либерал-радикальное правительство под руководством Анри Дрюэ (Henri Druey, 1799-1865), которому тоже предстояло позже стать членом первого состава швейцарского Федерального совета. В начале апреля 1845 года демократические консерваторы Цюриха были вынуждены подать в отставку, уступив место правительству либерал-радикала и тоже будущего первого швейцарского федерального советника Йонаса Фуррера (Jonas Furrer, 1805 — 1861). В октябре 1845 года в Берне победителями выборов в Большой совет (парламент) стали «младорадикалы» во главе с Якобом Штемпфли (Jakob Stämpfli, 1820 — 1879) и уже знакомым нам Ульрихом Оксенбайном. В октябре 1846 года лидер женевских либералов Джеймс Фази (James / Jean Jacob Fazy, 1794 −1878) призвал к восстанию против консервативно-демократического правительства, умело используя недостаточно жесткую позицию руководства протестантской Женевы по «иезуитскому» вопросу.
Показать больше
Победа революции в Женеве принесла наконец либералам искомое большинство голосов депутатов «Собора». Газеты католических кантонов задавались вопросом о том, как же этим радикалам, безбожие которых столь очевидно, удается постоянно одерживать победы. Не очевидно ли, что им помогают некие тайные темные силы, что масонские ложи Лондона и Парижа постоянно снабжают своих единомышленников в Швейцарии деньгами? В главном органе швейцарских консерваторов, люцернской газете Staatszeitung der katholischen Schweiz, все эти подозрения были даже опубликованы в качестве непреложного факта. Если так пойдет и дальше, писала она, то вскоре «Собор» полностью окажется под контролем либерал-радикалов, хотя вряд ли такая «лживая и ненадежная» идеология как радикализм сможет в конечном итоге сплотить вокруг себя подавляющее большинство населения.
Такой оптимизм был ошибочен. К октябрю 1846 года демократам-консерваторам стало ясно, что либеральные силы не намереваются сворачивать с раз и навсегда избранного пути. В мае 1847 года они выиграли выборы в кантоне Санкт-Галлен. Католикам казалось, что кошмарный сценарий возникновения в рамках «Собора» большинства 12-ти либеральных кантонов становится реальностью. Тем решительнее они поддерживали существование своего «Зондербунда». В 1847 году «Собор» заседал в Берне, глава бернского правительства радикал Ульрих Оксенбайн соответственно возглавил его работу.
Этот факт отнюдь не способствовал усилению веры консерваторов в общешвейцарскую политику, даже несмотря на то, что, возложив на себя реальную политическую и правительственную ответственность, У. Оксенбайн перешел на гораздо более умеренные позиции. Открывая 5 июля 1847 г. очередную сессию «Собора», он произнес речь, в которой постарался как можно более взвешенно обрисовать конфликт между либерально-прогрессивной и католическо-консервативной демократической Швейцарией. Однако дальше ситуация стала развиваться неудержимо. 20 июля «Собор» постановил распустить «Зондербунд».
Показать больше
Было ясно, что католические кантоны так просто не смирятся с этим решением. Потом «Собор» еще добавил масла в огонь, решив 16 августа 1847 года начать обсуждение вопроса пересмотра союзного договора 1815 года. 3 сентября «Собор» обратился к «иезуитскому вопросу» и потребовал от кантонов Люцерн, Швиц, Фрибур и Вале выслать с их территории всех членов этого ордена. Такое сомнительное с правовой точки зрения требование было расценено католическими кантонами не только как вмешательство во внутренние дела суверенных государств, но и как агрессия вообще против демократии и католицизма.
Тайная дипломатия Константина Зигварт-Мюллера
В этой ситуации на передний план вышла незаурядная личность Константина Зигварт-Мюллера (1801-1869). Он был родом из Южной Германии (Шварцвальд), из семьи стеклодува, переселившейся в 18 веке в Люцерн. Его отец также владел стеклодувной мастерской в городе Лодрино (кантон Тичино), однако Константин решил выбрать для себя политико-юридическую карьеру. В 1827 году, пройдя курс юриспруденции в Вюрцбурге и Гейдельберге, он начинает карьеру прокурора в кантоне Ури. В 1832 году он переселился в Люцерн и стал в 1835 году государственным секретарем кантона (руководителем правительственного аппарата). В 1839 году под влиянием конфликта вокруг теолога Давида Фридриха Штрауса он покидает либеральный лагерь и переходит в стан демократов-консерваторов. При поддержке Й. фон Эберсола ему удалось, как мы уже упоминали, обеспечить в 1841 году в Люцерне консервативный поворот. В 1842 году К. Зигварт-Мюллер стал членом правительства Люцерна, в 1843 году он возглавил его.
Константин Зигварт-Мюллер (1801-1869). Pierre du Bois, La Guerre du Sonderbund (2002), p. 26После образования католического «Зондербунда» К. Зигварт-Мюллер возглавил и его «Военный совет», после чего он по тайным каналам обратился к видному австрийскому вельможе, князю, фельдмаршалу, послу в Санкт-Петербурге и Париже Карлу Филиппу цу Шварценбергу (Karl Philipp zu Schwarzenberg, 1771 —1820) с просьбой возглавить войска «Зондербунда» в случае войны с либеральными кантонами. Тот поначалу согласился, но затем австрийское правительство по тактическим соображениям запретило этот альянс. К. Зигварт-Мюллер был разочарован, однако он продолжил свой внешнеполитический зондаж. 24 июля 1847 года через австрийского посланника в Швейцарии он направил К. Меттерниху (Klemens von Metternich, 1773 — 1859) тайный меморандум. Этот документ хорошо иллюстрирует ход мыслей ведущего швейцарского демократа-консерватора, который считал, что европейские державы обязаны вмешиваться там и тогда, где и когда нарушается равновесие политических сил.
Указывая на историю Реформации в Швейцарии, он подчеркивал, что католические кантоны уже несколько раз «становились объектами агрессии со стороны протестантских кантонов, прежде всего Берна и Цюриха». Поэтому, с учетом печального опыта прошлых веков, он считал необходимым консолидировать католические области Швейцарии, «округлив» их территории за счет того же кантона Берн, некоторые регионы которого были, по его мнению, «принуждены к реформации насильственным образом». В частности, он вынашивал планы приращения территории кантонов Унтервальден и Вале за счет Бернского Нагорья с тем, чтобы Центральная Швейцария, Вале и Фрибур образовывали компактную область проживания католического населения. Кроме того, включением католического Ааргау в состав кантона Люцерн должна была бы быть достигнута стратегическая цель «вколачивания клина между Берном и Цюрихом». Такого рода планами глава «Зондербунда» пытался «соблазнить» Меттерниха на проведение интервенции. Однако уже австрийский посланник, через которого записка К. Зигварт-Мюллера должна была попасть в Вену, был настроен скептически.
Уступив гражданам право легально оппонировать власти, либеральные элиты сняли проблему тотального взаимного недоверия народа и власть имущих
End of insertionПрежде чем препроводить ее по адресу, он написал к ней свой комментарий. Посланник соглашался с тем, что теоретически подавить революцию в Швейцарии можно, коль скоро швейцарские либералы отнюдь не имеют за собой большинства швейцарского населения. Однако, с другой стороны, интервенция совершенно ненужным образом выставила бы на передний план именно конфессиональную составляющую конфликта. Тем самым дипломат косвенно указывал на то, что односторонняя поддержка католического лагеря не способствовала бы умиротворению Швейцарии и привела бы к длительной религиозно-конфессиональной войне. Кроме Австрии, в поле зрения К. Зигварт-Мюллера находились и католические королевские дворы Франции и Сардинии-Пьемонта. Не питая особых надежд на их прямую помощь, он, по крайней мере, обеспечил себе на случай войны поставки вооружения и боеприпасов из этих стран.
Коронованные главы европейских держав в целом были бы не прочь устроить интервенцию в Швейцарию. Однако они понимали, что тем самым они нанесли бы серьезный удар по либеральной оппозиции у себя дома, спровоцировав ее на оказание помощи жертвам вторжения, а это и в самом деле было чревато большой европейской войной. Ни Австрия, ни Англия, ни Пруссия не приняли официальных решений об участии в антишвейцарской интервенции. В частности, решительным противником вмешательства во внутренние дела Швейцарии был тогдашний глава британского внешнеполитического ведомства Лорд Джон Палмерстон (Henry John Temple, 3rd Viscount of Palmerston, 1784 —1865). Беда К. Зигварт-Мюллера заключалась также и в том, что он попытался обратиться к потенциалу Священного Альянса тогда, когда он, подвергаясь мощным ударам со стороны европейского национально-либерального движения, фактически уже был на излете своей истории. Наконец, выступая с позиций радикального консерватизма, К. Зигварт-Мюллер отнюдь не отражал мнения большинства католического населения Швейцарии.
«Предохранить Швейцарию от анархии»
В октябре 1847 года готовность к вооруженному противостоянию достигла в Швейцарии критического уровня. Особенно упорно стремились к войне либералы, так как они хотели любой ценой уничтожить «Зондербунд» и воплотить в жизнь мечту о едином швейцарском национальном государстве — либеральном, федеративном, антиклерикальном. События развивались по нарастающей: 24 октября 1847 года либеральное большинство «Собора» избрало женевца Гийома-Анри Дюфура (Guillaume-Henri Dufour, 1787 —1875), командующим войсками либеральных кантонов.
Католический «Военный совет» поставил во главе войск «Зондербунда» представителя кантона Граубюнден Иоганна Ульриха фон Сали-Солио (Johann Ulrich von Salis-Soglio, 1790 — 1874). 29 октября 1847 года депутаты от кантонов «Зондербунда» покинули общешвейцарский «Собор», на основании чего оставшиеся кантоны приняли решение о насильственном роспуске сепаратного объединения консервативных католических кантонов. Именно этот день можно считать днем началом гражданской войны в Швейцарии, вошедшей в историю как «Война против „Зондербунда“ (Sonderbundskrieg)». Собственно военные действия начались 3 ноября 1847 года вторжением войск «Зондербунда» в католический кантон Тичино.
Карта боевых действий войны 1847 года: желтым отмечены консервативно-демократические кантоны Зондербунда, зеленым цветом помечены либеральные кантоны, коричневым цветом помечены кантоны, объявившие о своем нейтралитете. Marco Zanoli4 ноября «Собор» принял обращение к солдатам армии А. Дюфура, в котором говорилось: «Враги отечества пытаются распространить мнение, что вас призвали под ружьё для того, чтобы уничтожить суверенитет кантонов „Зондербунда“, разрушить их религиозные и политические свободы, склонить под иго тиранического большинства. Все это есть наглая ложь… Вас призвали для того, чтобы восстановить уважение к Союзному договору, предохранить Швейцарию от анархии, вернуть заблудшее население к повиновению законам Конфедерации и ее властям. „Зондербунд“ есть мятеж противозаконного упрямого меньшинства против законных решений властей Конфедерации. Солдаты! Фанатизму ваших врагов вы противопоставите то хладнокровие, ту спокойную силу, то мужество самообладания и светлое воодушевление, которые внушат вам чувство правого дела и чувство долга».
12 ноября силы католических кантонов нанесли удар в сторону также католического кантона Аргау. Обе экспедиции, как в Аргау, так и в Тичино, завершились неудачей. Из Тичино демократы-католики ушли сами, а в Аргау они провели две битвы с войсками либеральных кантонов при городе Гельтвиль (Geltwil) и при местечке Луннерн (Lunnern), и оба сражения завершились для «Зондербунда» неудачей. Одновременно 11 ноября армия А. Дюфура, насчитывавшая до 100 тыс. человек, начала выдвигаться в сторону католических кантонов Центральной Швейцарии. Аппенцелль-Внутренний и Невшатель объявили себя нейтральными.
Иоганн Ульрих фон Сали-Солио (1790 — 1874). Hundert Jahre Schweizer Wehrmacht. Hrsg. von Oberst i. Gst. Dr. Feldmann. Bern 1935.14 ноября 1847 года практически без боя сдался гарнизон окруженного Фрибура, после чего А. Дюфур начал планировать захват Люцерна, главной твердыни католических сил, в то время как 17 ноября колонна войск «Зондербунда» преодолела перевал Сен-Готард и нанесла в битве при Айроло поражение войскам либералов. Впрочем, это был единственный успех войск «Зондербунда», потому что 22 ноября началась операция по взятию Люцерна. В источниках содержатся слова, якобы произнесенные А. Дюфуром перед началом боевых действий: Il faut sortir de cette lutte non seulement victorieux, mais aussi sans reproche («Из этого сражения мы должны выйти не только победителями, но и людьми, которых потом не за что было бы упрекнуть»).
В битвах при Гизиконе (Gisikon), Майерскаппеле (Meierskappel) и Шюпфхайме (Schüpfheim), произошедших 23 ноября, войска «Зондербунда» потерпели поражение, после чего 24 ноября 1847 года Люцерн был захвачен войсками либеральных кантонов. Остальные кантоны Центральной Швейцарии собрались днем позже на конференцию в городе Бруннен (Brunnen) и приняли решение капитулировать. Последним 29 ноября сдался кантон Вале. Война была завершена. По официальным данным, всего в ходе военных действий в ноябре 1847 года погибли 150 человек и еще 400 получили ранения. Побежденные кантоны были принуждены провести у себя правительственные и конституционные реформы в либеральном духе. На них также была возложена обязанность выплатить солидные репарации.
Пришедшие в Люцерне к власти либералы во главе с Якобом Робертом Штайгером приняли также решение закрыть в счет погашения военных долгов кантона несколько монастырей и реквизировать их собственность. По-настоящему выдающуюся роль сыграл генерал Г.-А. Дюфур. После окончания боевых действий он строго следил за тем, чтобы не совершались акты самосуда, и внес значительный вклад в то, чтобы в кантонах как можно скорее воцарились мир и спокойствие. Неслучайно, что в швейцарской истории он стал затем общепризнанной интеграционной фигурой. Его имя носит сейчас, что символично, самая высокая гора Швейцарии. Кантоны «Зондербунда» формально распустили свою организацию, согласились выслать иезуитов и продолжить консультации по пересмотру Союзного договора 1815 года.
18 ноября 1847 года Австрия, Пруссия, Франция и Россия направили в адрес «Собора» совместную ноту, в которой предупреждали о серьезных последствиях, которые могут возникнуть в случае «нарушения» Союзного договора 1815 года, и о том, что они не признают в этом документе никаких поправок, ущемляющих суверенитет кантонов. «Собор», в котором доминировали либералы, отверг эту ноту как вмешательство во внутренние дела Швейцарии. Стремясь урегулировать ситуацию, лорд Палмерстон неформально дал понять Г.-А. Дюфуру, что на самом деле никакого вмешательства нет и не будет, но что ситуацию в стране надо бы нормализовать, причем как можно скорее.
Уже выведенная из оборота швейцарская банкнота в 20 франков с изображением генерала Г.-А. Дюфура. Swiss National Bank/Hermann EidenbenzЭту задачу Швейцарии действительно удалось решить уже в следующем 1848 году. А поскольку как раз в тот момент Франция и германские княжества оказались в условиях революционной ситуации (имеются в виду «февральская» революция во Франции и «мартовские» события 1848 г. в Германском союзе), то пересмотр Союзного договора 1815 года и превращение Швейцарии из союза государств в союзное государство никаких внешнеполитических последствий не имели. Что касается К. Зигварт-Мюллера, то он был вынужден бежать из Швейцарии, но в 1857 г. он вернулся на родину, поселился в г. Альтдорф (кантон Ури), и написал трехтомные мемуары, в которых попытался оправдать свои действия и избавиться от клейма предателя.
Заключение
Гражданская война в Швейцарии продолжалась гораздо дольше, чем один месяц в 1847 году. Насильственные конфликты, в основе которых лежали разногласия в связи с перспективами общественно-политического развития Швейцарии, начались в стране самое позднее в 1794 году, в период написания «Штефской челобитной». Последнее в швейцарской истории вооруженное противостояние политического характера имело место в 1918 году в период знаменитой Цюрихской генеральной стачки. Поэтому можно считать, что в расширительном смысле процесс качественной «перезагрузки» и «переформатирования» швейцарской государственности занял 124 года. В более узком смысле активная фаза вооруженных столкновений, подпадающих под определение «гражданского политического конфликта» и кульминация которых пришлась на ноябрь 1847 года, продолжалась с 1830 года и до принятия в 1848 году новой федеративной конституции и основания, в силу этого, нового, существующего и сегодня, швейцарского государства, то есть 18 лет.
Показать больше
Новая государственность стала главным итогом этих почти двух десятков лет столкновений, споров и борьбы за швейцарский «образ будущего». Вместе с тем конфликт между либерал-реформаторами и консервативными демократическими слоями, требовавшими, в условиях взаимного недоверия власти и народа, предоставления гражданам прав прямого участия в процессе законотворчества, по состоянию на 1848 год был так же далек от разрешения, как и 20 лет назад. Более того, в ситуации быстрого развития капиталистических отношений в стране, освободившейся от политических и инфраструктурных препятствий средневековья, безраздельное господство победоносных либеральных элит привело к сращиванию власти и собственности и возникновению в 1860-1870-х гг. олигархического режима, коррупционного и антисоциального по своей природе.
Наиболее ярко этот режим проявил себя в Цюрихе в лице так называемой «Системы Эшера», но похожие процессы имели место практически везде в Швейцарии. Решить эту проблему удалось только после первого полного пересмотра федеральной конституции в 1874 году, по результатам которого народ уже на федеральном уровне получил в свои руки, — тоже, между прочим, не без борьбы и столкновений — инструмент законодательного референдума, а также после того, как в 1891 году к референдуму добавился еще один инструмент прямой демократии — народная законодательная инициатива. Лишь после этих серьезных поправок, внесенных в порядок функционирования швейцарского государства, была решена задача преодоления пропасти, разделявшей радикальных либерал-реформаторов и консервативных демократов-католиков. Символом этого стало избрание в 1891 году в состав федерального правительство первого демократа-католика Йозефа Цемпа (Josef Zemp, 1834 —1908).
Уступив гражданам право легально оппонировать власти, либеральные элиты сняли проблему тотального взаимного недоверия народа и власть имущих. В стратегическом смысле это было очень мудрое решение, и сегодня Швейцария отличается едва ли не самой значительной в мире степенью доверия народа к власти. И именно поэтому нынешняя швейцарская Партия либералов, официально возникшая в 1894 году, называется по-немецки Freisinnig-Demokratische Partei (FDP), по-французски Parti radical-démocratique (PRD), а по-итальянски Partito liberale radical svizzero (PLR). Все три варианта подчеркивают, каждый на свой лад и со своими смысловыми акцентами, одно и то же, а именно то, что либералы, по крайней мере на программном уровне, выучили свой исторический урок и намерены не забывать нужд народа.
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch
Показать больше
характеристик швейцарцев: какие они?
Некоторые люди называют Швейцарию «маленькой деревней», где большинство людей дружелюбны и часто здороваются друг с другом. Многие вещи определяют Швейцарию как страну, от ее традиционной кухни, живописных озер и множества гор до ее людей.
Итак, каковы швейцарцы и каковы их характеристики?
Пунктуальность
Если есть что-то, к чему швейцарцы относятся очень серьезно, так это к пунктуальности. Для швейцарцев пунктуальный человек внимателен, и своей пунктуальностью они проявляют уважение к другому человеку. Помимо жителей Швейцарии, ее поезда являются воплощением пунктуальности; они всегда вовремя.
Не будем забывать, что швейцарцы доминируют в часовом деле и что термин «сделано в Швейцарии» часто используется для обозначения самых надежных и качественных изделий в мире. Допустимое время опоздания – не более 3-5 минут. Если вы не можете прийти вовремя, от вас ожидается, что вы уведомите человека, с которым должны встретиться.
Хотя пунктуальность и хороша, у нее есть свои недостатки. Поскольку швейцарцы всегда пунктуальны, кофейни во время перерывов на кофе, как правило, переполнены.
Вежливость и дружелюбие
Швейцарцы производят впечатление людей, живущих в одной деревне, когда вы видите, как они приветствуют своих соседей каждый раз, когда они их видят. Одной из типичных швейцарских черт является то, что они считают вежливым приветствие людей, которых встречают в общественных местах. Тем не менее, они уважают конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни, и обычно не ожидается, что незнакомцы будут разговаривать друг с другом.
Однако, когда дело доходит до дружелюбия, те же правила не применяются. Поначалу они могут сомневаться в дружбе с иностранцами, но как только вы сломаете барьер дружбы, они станут самыми теплыми людьми, которых вы встретите.
Домашняя жизнь и воспитание детей
Что интересно в семейной жизни в Швейцарии, так это то, что многие швейцарцы снимают обувь перед тем, как войти в дом. Поэтому, если вы навещаете своего швейцарского друга, обязательно спросите его, нужно ли вам снимать обувь. Имейте в виду, что это не формальность — иногда ответ на этот вопрос будет положительным. Но не волнуйтесь, скорее всего, ваш друг предложит вам пару тапочек.
Еще одна часть их жизни дома – воспитание детей в Швейцарии, и это не так уж необычно и не отличается от других стран Европы. Что характерно, так это то, что швейцарские родители не решаются передать своих детей воспитателям. Матери маленьких детей обычно не работают полный рабочий день, и преобладает забота бабушек и дедушек.
Более того, в отличие от многих других стран, швейцарским родителям рекомендуется отпускать своих детей в школу самостоятельно. Дети часто проводят время на открытом воздухе, будь то в пригороде или сельской местности.
Деньги и чаевые
Как известно большинству людей, обсуждать секс, религию или политику с малознакомыми людьми не рекомендуется. В такой стране, как Швейцария, где нет прозрачности заработной платы, тема денег не должна подниматься. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас снова пригласили в дом вашего швейцарского друга, не спрашивайте его о зарплате.
Чаевые в Швейцарии немного отличаются от тех, что в США. Вам не обязательно давать чаевые официанту, который обслуживал вас всю ночь, таксисту или парикмахеру в Швейцарии. Швейцарцы обычно округляют сумму денег, которую они платят за кофе или поездку.
Окружающая среда и деятельность
Как вы знаете, в Швейцарии находится несколько городов с самым высоким уровнем жизни. Вполне естественно, что швейцарцы любят свою страну в чистоте и стараются ее поддерживать. Выбрасывание мусора на улицу или природу нетерпимо к ним. Мусорные баки стоят на каждом углу; было бы разумно использовать их. Кроме того, они также стараются пользоваться общественным транспортом и поощряют своих детей ходить в школу пешком или на велосипеде, чтобы воздух был чище.
Их экологичность проистекает из любви к природе. Легко понять, почему они так заботятся о защите природы, учитывая, что они с удовольствием проводят время на свежем воздухе. От альпийских гор до озер и рек, швейцарцы стараются заботиться о своих богатых ландшафтах и наслаждаться активным отдыхом.
Приглашения и культура застолья
Если вы планируете устроить вечеринку в Швейцарии, вы должны сообщить об этом своему соседу. Если вы планируете кого-то пригласить, вам следует сделать это заранее, а не в последнюю минуту.
То же самое, если вас пригласили, швейцарцы ожидают, что вы прибудете вовремя и вернете услугу. Это означает, что если вы посетили модный ужин, обязательно пригласите хозяев на один из своих, иначе вы рискуете потерять контакт со своими швейцарскими друзьями.
Когда дело доходит до культуры за столом, у швейцарцев есть свои правила. Важно знать, что когда вы произносите тост в Швейцарии, вы должны смотреть друг другу в глаза, говоря «ура». Поэтому не поддерживать зрительный контакт воспринимается очень невежливо. В знак уважения следует поддерживать зрительный контакт, даже если вы разговариваете с ребенком. На этой ноте постарайтесь не поднимать тост за крест.
Искусство и культура
Швейцарцы глубоко ценят искусство и историю, о чем свидетельствует количество музеев. Будь то художественные галереи, оперные театры, художественные галереи или музеи — им нравится создавать и демонстрировать искусство.
Они не только наслаждаются этим, но и гордятся им. Помимо изобразительного искусства, они известны великими рассказчиками, такими как Герман Гессе, и их традиционная музыка богата. У них также есть великолепная архитектура и дизайн, чтобы показать, что искусство проявляется в повседневной швейцарской жизни.
Животные и домашние животные
Если вы будете искать в Швейцарии, вы, вероятно, увидите много изображений коров с колокольчиками. Это должно служить показателем того, как швейцарцы относятся к животным.
В Швейцарии действуют строгие законы и правила, касающиеся защиты животных, и они не терпят никакой жестокости. Один из этих законов гласит, что незаконно содержать «социальных» животных — рыб, хорьков, мышей, попугаев, морских свинок, свиней и других, — если только они не являются парой. Основной принцип заключается в том, что никто не должен подвергать животных боли, вреду, страданиям или страху.
Многие уникальные черты швейцарцев отличают их от других людей во всем мире. Однако в некотором смысле они такие же, как и другие культуры. Хотя эти характеристики типично швейцарские, они всегда могут меняться от человека к человеку. Не каждый швейцарец, которого вы встретите, будет соблюдать эти правила, но помнить о них полезно.
Источники:
blv.admin.ch/blv/en/home/tiere/tierschutz.html
helloswitzerland.ch/magazine/-/quality-of-life
swissinfo.ch/eng/society/culture-difference-_children-more-ly-to-walk-to-school-in-switzerland/43566390
internationalschoolparent.com/articles/swiss-parents/
bbc.com/travel/ story/20160711-the-the-tat-to-to-to-to-to-to-to-the-nate-to-the-the-nate-to-the-native-to-ve-last
fhs.swiss/eng/swissmade.html
Знакомство со швейцарцами и культурой
Насколько хорошо вы знаете швейцарцев? Этот откровенный и непочтительный путеводитель по швейцарцам рассказывает о характере и культуре страны.
Высокое качество жизни в Швейцарии, отличная система здравоохранения и красивые природные ландшафты делают ее чрезвычайно привлекательной для экспатов. Однако, как и везде в мире, интеграция в местную культуру требует определенных усилий с вашей стороны. В конце концов, у швейцарцев есть свои социальные нормы, причудливые культурные особенности и, конечно же, стереотипы; некоторых из них лучше избегать, а другие полностью использовать. Помимо серьезных задач, таких как поиск работы, поиск дома и оформление медицинской страховки, знакомство со швейцарской культурой должно быть в числе ваших приоритетов при переезде в страну.
К счастью, это руководство здесь, чтобы помочь, предоставляя следующую информацию о швейцарцах и о том, чего ожидать, начиная новую жизнь в стране:
- Швейцарцы в цифрах и фактах
- География
- Население
- Кантоны и города
- Языки
- Религия
- Здравоохранение
- Образование
- Общие черты характера и стереотипы швейцарцев
- Культура и ценности людей в Швейцарии
- Культура и светский этикет в Швейцарии
- Рабочий и деловой этикет в Швейцарии
- Национальная одежда, стиль и мода в Швейцарии
- Чем любят заниматься в Швейцарии
- Где работают в Швейцарии праздник
Швейцарцы в цифрах и фактах
Вот некоторые основные статистические данные на случай, если кто-то загонит вас в угол и спросит, какой процент швейцарцев говорит на ретороманском языке. Отказ от ответственности: этого, вероятно, не произойдет.
География
Начнем с основ: Швейцария расположена в Центральной Европе, к востоку от Франции, к северу от Италии, к западу от Австрии и к югу от Германии. Страна состоит из трех основных географических регионов: Альп, которые покрывают 58% территории страны, Центрального плато (31%) и Юры (11%). Интересно, что хотя Альпы покрывают большую часть страны, там проживает лишь 11% населения. Учитывая уникальное географическое положение Швейцарии, неудивительно, что здесь находятся одни из самых красивых природных пейзажей в мире.
Эшинензее в Бернском ОберландеНаселение
По данным Всемирного банка, население Швейцарии в 2021 году оценивалось в 8 703 405 человек. Это эквивалентно 0,11 % от общей численности населения мира. Что касается стран по численности населения, это ставит Швейцарию на 101 место в мире. Интересно, что большая часть населения (74,1%) проживает в городских районах, а средний возраст в стране составляет 43,1 года.
Кантоны и города
Швейцария разделена на 26 швейцарских кантонов, каждый из которых управляет собственными системами образования, здравоохранения, правоохранительных органов, налогов и социального обеспечения. Эти кантоны значительно различаются по размеру и населению. Например, самый большой кантон — Граубюнден, занимающий 7 105 квадратных километров, а самый маленький — город Базель, площадь которого составляет скромные 37 квадратных километров.
Швейцарские кантоныПо численности населения пятью крупнейшими городами Швейцарии являются Цюрих (420 217 человек), Женева (203 951 человек), Базель (173 232 человека), Лозанна (139 408 человек) и Берн (134 591 человек).
Языки
По данным Федерального статистического управления, в Швейцарии четыре официальных языка: немецкий (в 2019 г. на нем говорили 62% населения), французский (23%), итальянский (8%) и ретороманский ( 0,5%). Однако по всей стране также говорят на нескольких других негосударственных языках, включая английский и португальский. Подробнее о языках в Швейцарии вы можете прочитать в нашем путеводителе.
Религия
Швейцария является преимущественно христианской страной. Основными религиями в стране являются римско-католическая (36,5%), реформатская евангелическая община (24,4%), другие христианские конфессии (6%), мусульмане (5,2%) и иудеи (0,3%). При этом 25% населения Швейцарии не имеют религиозной принадлежности. Подробнее о религии в Швейцарии вы можете прочитать в нашем путеводителе.
Римско-католическая церковь Святого Креста в кантоне Санкт-Галлен, ШвейцарияЗдравоохранение
По данным Всемирной организации здравоохранения, Швейцария занимает 20-е место в мире по уровню здравоохранения. В стране также одна из самых дорогих систем здравоохранения в мире, которая в настоящее время составляет около 12% валового внутреннего продукта (ВВП). Это оказывает растущее финансовое давление на частные домохозяйства и кантоны, которые вносят наибольший вклад в финансирование швейцарской системы здравоохранения.
Образование
Швейцарская система образования является одной из лучших в мире, занимая девятое место из 65 стран в опросе ОЭСР/PISA 2012 образовательных стандартов среди 15-летних. Благодаря этому школы в Швейцарии предлагают высококачественное образование. Каждый из 26 швейцарских кантонов несет основную ответственность за свое образование и поэтому имеет собственный отдел образования, школьный календарь, структуру образования, методы обучения и учебные программы.
Общие черты личности и стереотипы швейцарцев
Хотя распространенное мнение о том, что швейцарцы скучны и безжалостно эффективны, является несправедливым обобщением, суть его основана на истине. В конце концов, пунктуальность является основой швейцарского общества как в работе, так и в личной жизни. На самом деле, опоздание даже на несколько минут на встречу считается особенно грубым и невнимательным. Точно так же, если вы идете на вечеринку или ужин в Швейцарии, социальный этикет диктует, что допустимо опоздание на 15 минут. Поэтому, если вы хотите произвести хорошее первое впечатление как на своего босса, так и на своих новых местных друзей, никогда не оставляйте их в ожидании.
Типичный швейцарский характер также довел до совершенства несколько негативный психологический настрой, чтобы он мог воспринимать вещи более позитивно. Подводя итог, закон Мюллера, швейцарская версия закона Мерфи, гласит, что «все, что может пойти не так, пойдет не так, но мы будем более чем готовы к этому».
Реклама
Культура и ценности людей в Швейцарии
Чтобы помочь вам лучше интегрироваться в местную культуру Швейцарии, важно понимать, что наиболее важно для швейцарцев. Имея это в виду, вот некоторые ключевые вещи, о которых следует знать.
Начнем с самого важного. Швейцарцы ценят честность и терпимость. На самом деле, они чрезвычайно гордятся своим нейтралитетом и продвижением мира во всем мире. Однако это не означает, что им все равно, как их воспринимают другие нации. Наоборот, они очень заботятся об имидже и твердо убеждены, что подвергаются постоянному контролю и критике со стороны остального мира.
Возможно, это объясняет, почему швейцарцы устанавливают для себя такие высокие стандарты практически во всех сферах жизни. Например, в социальных ситуациях они придают большое значение хорошим манерам и вежливому поведению. В результате большинство взаимодействий между швейцарцами остаются формальными. Это проявляется в рукопожатиях, доходящих до абсурда; даже школьники обмениваются рукопожатиями при встрече на улице. При этом также важно поддерживать зрительный контакт.
Узнайте больше о светском этикете в Швейцарии
Другой пример — обычай дарить цветы или небольшие подарки, такие как шоколад, книги, вино или конфеты, при посещении кого-либо в их доме. А поскольку внешний вид имеет первостепенное значение в Швейцарии, вы также должны быть чистыми и опрятно одетыми.
Это чувство поддержания высоких стандартов можно увидеть и в качестве продукции, производимой в стране; от культовых часов Rolex до роскошных шоколадных конфет Lindt. На самом деле, у швейцарцев есть здоровое убеждение, что все, что происходит в их собственной стране, является лучшим, включая людей. Поэтому, если супермаркет предлагает итальянскую клубнику за полцены, швейцарцы, как правило, выбирают домашнюю клубнику, твердо веря, что их клубника намного лучше.
Рабочий и деловой этикет в Швейцарии
Другими национальными чертами, которые следует учитывать в Швейцарии, являются сильная рабочая этика наряду с пунктуальностью и формальностью. Опять же, опаздывать на встречу всего на несколько минут — это особенно грубо и невнимательно. Что касается деловых встреч, мужчины обычно носят костюмы и галстуки, а женщины выбирают костюмы или платья. Швейцарцы, как правило, уделяют большое внимание своей конфиденциальности и очень ее ценят. Поэтому вопросы о чьем-то личном доходе или богатстве считаются очень грубыми.
Важность конфиденциальности также выражается в языке тела. Например, считается грубым стоять слишком близко к кому-то во время разговора. Вместо этого вы должны стремиться стоять на расстоянии не менее вытянутой руки друг от друга. Однако для друзей и членов семьи нормально прикасаться друг к другу во время разговора. Для того, чтобы произвести хорошее впечатление, вы также должны поддерживать хорошую осанку.
Узнайте больше о бизнес-культуре в Швейцарии
И, наконец, еще несколько моментов, о которых следует помнить. Академические и профессиональные звания, такие как «доктор», используются часто, поэтому, если вы знаете их звание, не забудьте обращаться к ним именно так. Однако, если вы этого не сделаете, используйте «мистер», «миссис» или «мисс», если вы говорите по-английски. И последнее, но не менее важное: невежливо громко разговаривать по мобильному телефону в ресторане, в общественном транспорте или в очереди.
Национальная одежда, стиль и мода в Швейцарии
Хотите верьте, хотите нет, но не все швейцарцы ходят по улицам в дирндль (традиционное женское платье) или ледерхозен (мужское). Эти яркие, но практичные традиционные наряды когда-то носили многие мужчины и женщины в альпийских регионах. Однако в настоящее время швейцарцы обычно носят современную одежду в западном стиле, а национальная одежда ограничивается туризмом.
Национальное швейцарское платье в комплекте с альфонсамиТем не менее, когда приходит время отмечать один из многих традиционных швейцарских праздников, швейцарцы не любят ничего больше, чем вытащить традиционную швейцарскую одежду, которую носили их предки, и пройтись по улицам. Примечательно, что существует также множество вариаций в зависимости от того, в каком кантоне вы находитесь. Например, у каждого кантона есть свои темы и мотивы, такие как животные, цветы, горы и люди, которые присутствуют в его национальных костюмах. Цвет нарядов, а также тип украшений, которые носят с ними, также различаются в зависимости от региона.
Откройте для себя эти 30 удивительных фактов о Швейцарии
Когда дело доходит до повседневной одежды в современной Швейцарии, можно с уверенностью сказать, что знаменитый швейцарский нейтралитет распространяется и на это, и люди обычно носят то, в чем они чувствуют себя комфортно; избегая при этом излишне диковинного. Тем не менее, есть еще много смехотворно устаревших понятий, на которые вы можете наткнуться в Интернете. Один из них заключается в том, что вы должны избегать ношения джинсов и теннисных туфель и придерживаться темной одежды. Но это просто неправда.
Чем любят заниматься в Швейцарии
От потрясающих альпийских гор до кристально чистых озер и рек Швейцария может похвастаться одними из самых красивых и нетронутых пейзажей в мире. Поэтому вполне естественно, что швейцарцы любят поддерживать чистоту и отсутствие мусора. На самом деле, они абсолютно нетерпимы к тому, чтобы выбрасывать мусор на улицу или в окружающую среду. В результате вы найдете мусорные баки на каждом углу — и было бы разумно ими воспользоваться.
Они также стараются как можно больше пользоваться общественным транспортом и поощряют своих детей ходить в школу пешком или на велосипеде, чтобы воздух был чище. Их экологичность исходит из их любви к природе. И легко понять, почему они так заботятся о его защите, когда им нравится так много активностей на свежем воздухе, таких как походы, катание на лыжах и катание на горных велосипедах.
Узнайте больше о том, что нравится швейцарцам
Жители Швейцарии также глубоко ценят искусство, что можно увидеть во многих музеях и культурных достопримечательностях страны. Они не только наслаждаются этим, но и гордятся этим. Помимо изобразительного искусства, страна известна своими великими рассказчиками, такими как Герман Гессе, а также богатой традиционной музыкой. Он также может похвастаться великолепной архитектурой и дизайном, который показывает, насколько искусство проявляется в повседневной швейцарской жизни.
Advertisement
Где работают люди в Швейцарии
Учитывая невероятное качество жизни, высокую заработную плату и низкие налоги, неудивительно, что Швейцария является популярным местом для молодых выпускников и ветеранов в самых разных областях и отраслях. Несмотря на это, репутация Швейцарии как банковского рая не лишена оснований.
Тем не менее, весь спектр основных отраслей промышленности страны может вас просто удивить. Вот некоторые из ведущих секторов:
- финансовые и сопутствующие услуги, включая банковские услуги, страхование, аудит, финансовые технологии и консультации
- информационные технологии
- машины, машиностроение, электротехника и металлургия
- фармацевтические препараты и химикаты
- возобновляемые источники энергии; особенно гидроэнергетика
- биотехнология и науки о жизни
- аэрокосмическая промышленность
- производство деталей для автомобилей и других транспортных средств
- туризм
В целом Швейцария является желанным деловым центром. Таким образом, офисы многих транснациональных корпораций, включая Google, IBM, Microsoft и PwC, расположены в стране. Здесь также расположены штаб-квартиры следующих групп и компаний:
- Adecco Group (агентство по трудоустройству)
- Ботинки Alliance (фармацевтика и розничная торговля)
- Credit Suisse (финансовые услуги)
- Glencore International (торговля сырьевыми товарами)
- Мигрос (розничная торговля)
- Нестле (продукты питания и напитки, товары народного потребления)
- Новартис (фармацевтика)
- Группа компаний «Рош» (фармацевтика)
- Swiss Re (перестрахование)
- Швейцария (авиакомпания)
- Xstrata (добыча полезных ископаемых)
- Zurich Insurance Group (страхование)
Рабочее время и праздники
Вам может быть интересно, как весь этот процветающий бизнес и промышленность отражается на повседневной трудовой жизни швейцарцев. Что ж, ответ таков: не так уж он отличается от других европейских стран. Согласно швейцарскому трудовому законодательству, нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять не более 45 часов в неделю для офисных сотрудников и работников розничной торговли и 50 часов для других работников.
Отпускные, между тем, такие же, как в таких странах, как Великобритания. Все сотрудники старше 20 лет имеют право на отпуск не менее четырех недель в году, а также на национальные праздники, включая Национальный день Швейцарии 1 августа, и региональные праздники, отмечаемые отдельными кантонами. Тем временем работники в возрасте до 20 лет получают пятинедельный отпуск в году. Многие работодатели также увеличивают эту сумму для долгосрочных работников.
Ознакомьтесь с нашим руководством по балансу между работой и личной жизнью в Швейцарии
С точки зрения подоходного налога система является прогрессивной, поэтому чем больше вы зарабатываете, тем больше вы платите. Он состоит из трех элементов: федерального, муниципального и кантонального. Примечательно, что налоговые ставки могут значительно различаться между кантонами: от 41,3% в Цюрихе до 23,1% в Цуге.
Реклама
Где живут люди в Швейцарии
Как уже упоминалось, население Швейцарии составляет более восьми миллионов человек, проживающих в ее 26 кантонах. В пятерку крупнейших населенных пунктов страны входят Цюрих, Женева, Базель, Лозанна и Берн.
Напряженный день в Zürich HB, главном железнодорожном вокзале ЦюрихаАпартаменты — наиболее распространенный тип жилья в Швейцарии. Это касается не только крупных городов, таких как Цюрих и Женева, но и небольших городов. Это связано с тем, что дома несоизмеримо дороже и находятся далеко за пределами городских районов, что делает их менее подходящими для эмигрантов. Большинство квартир, сдаваемых в аренду в Швейцарии, также сдаются без мебели, о чем следует помнить при поиске жилья в стране.
Откройте для себя 10 лучших городов Швейцарии для экспатов. Это отличные варианты, чтобы переждать вас, пока вы ищете свой новый швейцарский дом. Однако имейте в виду, что вам нужно будет оставаться по одному и тому же адресу на протяжении всего процесса регистрации, который может занять несколько недель.
Известные люди в Швейцарии
Хотите произвести впечатление на своих новых швейцарских друзей, сообщив несколько кратких фактов о самых известных сыновьях и дочерях страны? Что ж, вот несколько имен, которые можно использовать в разговоре:
- Роджер Федерер – теннисист. Однако не просто любой теннисист, а, возможно, КОЗ (Величайший из всех времен) .
- Карл Юнг – отец аналитического общества. Также G.O.A.T (в зависимости от ваших склонностей)
- H.R. Giger — более известный как парень, который изобрел пришельца из фильма, Alien
- Жан-Жак Руссо – один из выдающихся философов, писателей и композиторов 18 века
- DJ BoBo – что значит никогда не слышал о DJ BoBo?! Этот швейцарский певец и автор песен, рэпер, танцор и музыкальный продюсер продал колоссальные 14 миллионов пластинок по всему миру и выпустил 12 студийных альбомов .