Народы узбекистана: Народности Узбекистана — Bookatour.me

Народности Узбекистана — Bookatour.me

Одной из главных черт Узбекистана является его многонациональность. Испокон веков здесь происходил культурный и интеллектуальный обмен между разными народами, поскольку крупные города в период своего расцвета были также и центрами культуры, наук и торговли. Естественным образом сложилось так, что оседлая культура создает пространство, открывающее многочисленные возможности для предприимчивого человека. Постоянные контакты, осуществлявшиеся на торговом, дипломатическом, трудовом, интеллектуальном пространствах, вносили новые краски в местную культуру. Не обошлось и без контактов, установившихся в результате войн, когда тысячи людей волею судьбы вынуждены покинуть свои родные земли и обрести здесь второй дом.

Примером контактов на торговом уровне может служить Великий шелковый путь, привлекавший торговцев со всего света. Сменялись династии, а караваны продолжали идти издалека, осуществляя непрерывную связь между людьми разных стран.

Интенсивный интеллектуальный обмен происходит во времена правления халифа Аль-Мамуна, покровительствовавшего развитию наук. Это период получил название эпохи восточного Ренессанса, когда труды античных ученых-философов были не просто сохранены, но творчески доработаны выдающимися учеными-энциклопедистами средневекового Востока. Таким образом, античная мысль, представляющая истоки западной науки, влившись в арабоязычную мусульманскую культуру, получила свое дальнейшее развитие.

Прославленный полководец и политический деятель Амир Тимур привозил ремесленников и мастеров различных видов искусств из покоренных земель. Мастерство некоторых из них навсегда запечатлено в сохранившихся до сегодняшних дней архитектурных сооружениях.

Во времена пребывания в составе Российской Империи немало людей из других стран приезжали на узбекские земли и принимали подданство. Возможности вести торговые дела на Среднеазиатском рынке привлекали сюда предпринимателей. Развивалась торговля, предпринимательская деятельность, открывались мастерские. С увеличением диаспоры появлялась интеллигентская прослойка, открывались специализированные школы.

Сегодня, помимо узбеков на территории Узбекистана проживают: русские, казахи, каракалпаки, татары, киргизы, иранцы, таджики, туркмены, евреи и много других национальностей.

О судьбах некоторых народов стоит сказать отдельно, поскольку через эти примеры проявилась отличительная черта восточной культуры — гостеприимство. Это – примеры трагических судеб народов, которые не были оставлены в беде.

Казахи. Контакты между кочевым и оседлым населением центральной Азии не прекращались никогда. Однако в XVIII веке, в ходе Джунгарского завоевания казахских территорий часть казахов вынуждена была переселиться и осесть на землях, которые позже — в ХХ веке были включены в состав Узбекской ССР.

Корейцы были депортированы с Дальневосточного края СССР на территорию Узбекской ССР в 1937г. Сегодня корейская диаспора является одной из самых многочисленных в Узбекистане.

Татары. История появления татар на территории Средней Азии уходит в далекие времена Мавераннахра. Потомки древнего племени татар, вытесненные межплеменными войнами с территорий Великой степи, обрели дом на просторах Средней Азии.
На протяжении веков не прекращались торговые отношения со среднеазиатскими ханствами, в которых активное участие принимали и купцы татарского происхождения.
Немало татар попадает в Узбекистан в XVIII – XIX вв., приехав на учебу, так как известно, что учебные заведения (медресе) города Бухары славились в мусульманском мире.
Татары также сыграли важную роль в культурной и просветительской деятельности, были активными участниками движения джадидов.

Русские. Появление русскоязычной части населения восходит к периоду середины XIX века — времени завоевания Средней Азии Царской Россией. Исторически сложилось, что Средняя Азия стала полем столкновения экономических и политических интересов Британской и Российской империй. В результате завоевания было создано Туркестанское генерал-губернаторство, регион стал под протекторат России. С этого момента история Средней Азии становится частью истории российского государства вплоть до развала Советского Союза в 1991 году.
За весь период русская часть населения, особенно в советский период после Великой Отечественной Войны и в течение всей второй половины ХХв., составляла немалый процент от общего числа населения Узбекистана. После 1991-го года русскоязычное население в течение ряда лет уезжает на историческую родину. Однако, несмотря на это влияние русской культуры на культуру Узбекистана продолжает ощущаться, русский язык является вторым по количеству говорящих на нем после государственного – узбекского языка. В Узбекистане открыты филиалы государственных российских ВУЗов, работает русский культурный центр и русский центр науки и культуры.

Греки. Влияние греческой культуры Центральная Азия испытала еще во времена походов Александра Македонского. Много позже большое число греков бежало в Узбекистан в результате вынужденного массового переселения в 40-х гг. XX в. (две волны переселения из российских городов, а также заселение в Узбекистан политических эмигрантов из Греции). В результате появились так называемые «греческие городки», где были созданы условия для проживания и работы. Позже выпускалась греческая газета, и открывались греческие классы в школах.

Иранцы издавна имели контакты со Средней Азией, так как она долгое время входила в состав персидской державы. Позднее имели место как добровольные единичные переселения ремесленников, торговцев, так и переселение в результате завоевательных походов, как это было во времена Амира Тимура. Надо сказать, что язык оседлых узбеков, в отличие от языка кочевых (кыпчакской группы) испытал немалое влияние персидского языка. Сегодня диалекты родственного иранскому таджикского языка можно услышать преимущественно в Самарканде и Бухаре.

Среднеазиатские евреи. По одной из версий, заселены в Среднюю Азию еще во времена владычества Персидской империи. При Амире Тимуре много людей из числа евреев-ремесленников были привезены сюда. В советский период еврейская диаспора насчитывала немалое число людей, успешно проявивших себя во многих сферах – науке, искусстве, технике.

В период Великой Отечественной Войны представители многих народов были эвакуированы в Узбекистан, где обрели свой второй дом. Многие из них остались здесь жить навсегда. Сохранив свои традиции, все эти народы обогатили Узбекистан, сделав его мультикультурной страной.

Сегодня неоспоримым признаком солидарности культур и национальностей является большое количество культурных центров, где представлены характерные черты самых разных народов. Уже не первый год они ведут активную деятельность в сфере просвещения, сохранения и развития собственной культуры, проводят большое число культурных мероприятий. Можно сказать, что они являются своего рода ядром, средоточием культурного потенциала и культурного богатства страны. У вас всегда есть возможность посетить проводимые мероприятия и познакомиться с представителями местных диаспор, услышать их язык, музыку, узнать об особенностях одежды, о различных видах искусств их народов, познакомиться с неповторимой кухней и многим другим.

Но что еще немаловажно, а в каком-то смысле важнее — это почувствовать, за внешними культурными различиями, поразительную общность, уходящую корнями в глубину веков. Общность, порожденную общей судьбой.

Отношения Узбекистана и Турции поднимутся до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства


30.03.2022

По итогам второго заседания Узбекско-Турецкого Совета стратегического сотрудничества высшего уровня состоялся брифинг для представителей средств массовой информации.

В своем выступлении Президент Шавкат Мирзиёев поздравил братские народы двух стран с праздником Навруз и наступающим священным месяцем Рамадан, подчеркнул общность их истории и современного развития.

— Наши страны, расположенные на перекрестках Великого шелкового пути, издревле славятся как крупные соединительные узлы торговых путей между Азией, Европой и Африкой. Несмотря на то, что сегодня братский турецкий народ проживает за тысячи километров от Узбекистана, мы тесно связаны близостью языков и духовных ценностей. У нас одни исторические корни, общие надежды и устремления, — сказал Президент Узбекистана.

С удовлетворением отмечено динамичное развитие торговых и инвестиционных связей между Узбекистаном и Турцией.

За последние годы объем двусторонней торговли увеличился в 2,5 раза, а количество совместных предприятий выросло в 5 раз. Объем турецких инвестиций в Узбекистан увеличился в 70 раз.

Большой вклад в развитие дружеских связей и практического взаимодействия вносит Совет стратегического сотрудничества высшего уровня, сегодняшнее заседание которого открыло новую страницу в истории партнерства двух стран.

— Учитывая нынешний высокий уровень отношений между нашими странами, мы договорились повысить их статус до всеобъемлющего стратегического партнерства, — сказал Шавкат Мирзиёев.

В ходе переговоров подробно обсуждены вопросы политического, межпарламентского, торгово-экономического взаимодействия, в том числе в области инвестиций, транспорта, текстильной промышленности, энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения, культурно-гуманитарных обменов.

Будет разработана совместная «дорожная карта» для полной реализации всех достигнутых договоренностей.

Имеется интерес к установлению тесного сотрудничества в вопросах развития механизма государственно-частного партнерства.

В прошлом году в Анкаре и Стамбуле прошли Дни культуры Узбекистана. В этом году планируется организовать Дни турецкой культуры в Ташкенте и Самарканде.

В нашей стране растет интерес к изучению турецкого языка. Эффективно функционирует факультет тюркологии Ташкентского государственного университета востоковедения.

Недавно в Ташкенте было издано произведение «Дада Коркут» («Книга моего деда Коркута») на узбекском языке, представляющее собой уникальный образец культурного наследия всех тюркских народов. Эта ценнейшая книга, состоящая из десятков дастанов, свидетельствует о славной истории, мужестве и мудрости наших предков.

Глава нашего государства подарил экземпляр этой книги Президенту Турции.

— Ваш визит стал огромным вкладом в открытие новых, широких возможностей для развития нашего сотрудничества. Двери Родины ваших предков всегда открыты для Вас и всех наших турецких братьев, — сказал лидер Узбекистана.

Народы Узбекистана (иранцы)

Фарси, самоназвание – иранцы. Народ в Иране. Язык персидский (фарси) западноиранской подгруппы иранской группы индоевропейской семьи. Верующие – мусульмане-шииты, в меньшей степени – бахаи.

Иранцы в Узбекистане:

1926 г. – 9 830

1979 г. – 20 026

1989 г. – 24 779

Иранцы – одна из древнейших групп жителей Ближнего Востока, ядром которой был регион фарси (отсюда их второе название – персы). На арамейской основе развился ирано-персидский язык, ставший языковой базой многих народов Востока.

По памятникам древней культуры связи народов Ирана со Средней Азией насчитывают более четырех тысячелетий. Однако первые конкретные сведения об их проникновении на территорию современного Узбекистана относятся ко времени государства Ахеменидов, нашествия Кира II в 553 г. до н.э.

Они селились здесь и после походов Александра Македонского, и во времена империи Сасанидов, когда по Великому шелковому пути развивались широкие торговые связи, в которых преобладали согдийские и иранские купцы. В Самарканде, Бухаре и других городах Среднеазиатской Месопотамии выросли колонии купцов и ремесленников.

Во время арабского завоевания в составе армии Кутейбы ибн Муслима было много иранцев, оставшихся в городах Средней Азии после распада империи Сасанидов.

Они пришли сюда в большом количестве для торговых, научных и промышленных целей при Саманидах и Караханидах. Из источников известно, что кварталы Чопардира и Ганилифар в Самарканде были местом сбора и быта ученых Востока. Молодой философ и поэт Омар Хайям поселился в самаркандском квартале Готфар, крупнейшем культурном центре того времени, в 70-х годах XI века. Вскоре он переехал в Бухару по приглашению правителя. Позднее по просьбе султана Малик-шаха он поселился в Исфахане.

После военных походов Амир Темур привозил в свои владения ремесленников, ученых, поэтов и художников, певцов, музыкантов и т.д. В честь каждой успешной военной кампании он возводил монументальные сооружения, используя для этого работы пленных архитекторов. Об этом свидетельствуют надписи на самих памятниках: зодчий Мухахмуд из Исфахана создал комплекс медресе и ханаки князя Мухаммад-Султана в Самарканде, а резчик Юсуф из Шираза – резную дверь при входе в Шах-и-Зинда. Два иранских художника-миниатюриста, Шихабуддин Абдулла и Захафетдин Ожар, творили в Самарканде в середине 15 века.

Источники свидетельствуют, что иранцы поселились на территории Мавераннахра как при Шейбанидах, так и при Аштарханидах.

Иранцы также пришли в Среднюю Азию при шахе Аббасе, Музаффаре Эддине. В 1740 году Бухарское и Хивинское ханства вошли в состав государства Надир-шаха. С его войсками в Бухару пришло и обосновалось большое количество турок-османов, иранцев и афганцев. Некоторые иранцы были привезены в качестве пленных с войн, которые происходили между правителями Средней Азии и Хорасана. Но основная их масса была насильственно переселена из Мерва в Бухару и Самарканд. Позже они поселились также в Джизаке, Кермине, Карши, Шахрисабзе, Термезе и в небольшом количестве в Хиве. Уже в 19В Хиве числилось 20 809 иранцев – потомков привезенных сюда туркменами и обращенных в рабство.

Произошло некоторое сближение с местным населением, но полного слияния не произошло из-за различий в религиозных течениях. Хотя сосуществование в целом было мирным, время от времени имели место религиозные эксцессы, в частности суннитско-шиитская резня в 1910 г. Сохранению обособленности способствовал также социально-экономический и профессиональный фактор. Иранцы, особенно жившие в Бухарском ханстве, занимали руководящие посты при эмирском дворе, в бухарском войске, в производстве шелка. Сочетание конфессиональных и социально-экономических факторов способствовало изоляции иранцев.

В 1874 году, когда было отменено рабство, многие иранцы вернулись на родину, но большая их часть осталась жить здесь, в частности в Амударьинском департаменте.

Хорошо знакомые со спецификой сельскохозяйственного труда в местных условиях иранцы занимались земледелием, зерноводством, садоводством, виноградарством, но более важное место в их жизни отводилось торговле и ремеслам. Они специализировались на изготовлении сладостей и продаже специй и лекарств, ковроткачестве и ювелирных украшениях. Среди ремесленников были заргари (ювелиры), мисгары (медники), калиндузи (ковроткачи) и др. Однако по-прежнему преобладало шелкоткачество – дорогие виды шелковых тканей – шохи, адраса, из которых шили румоли шой (шелковые платки). и жойпуши (покрывала).

В середине 1970-х Средняя Азия была завоевана Россией, бывшей богатейшей сырьевой базой и удобным рынком сбыта для своей развивающейся промышленности. Экономические связи между этими странами стали постоянными. Оборот иранских купцов способствовал их укреплению. Наиболее известные среди них: Ходжи Хошим Рахимов, Ходжи Файзи Шарипов, Ходжи Мумин, Ходжи Мулло Барот, Ходжи Латиф заргар, Ходжи Гафур, Ходжи Холик, Ходжи Абдураим, Ходжи Алихон Мамадхонов, Ходжи Зариф, Мешади Козим и др. Русские города, заключали удачные торговые сделки и сами продавали товары. В 1880 году Мухаммад Козим из Мингтута и Ого Мир Хасан из Сайит-Махалли демонстрировали свои ткани на петербургской выставке, которые были отмечены золотой медалью.

В Бухару до 1917 г. имели место единичные переселения персидских купцов и ремесленников из разных уголков Ирана. Иранцы переходили границу без документов и могли жить здесь без паспортов. Русские купцы и коммерсанты не видели в них опасных конкурентов, а областная администрация даже содействовала их приезду в Туркестан, видя в них дешевую рабочую силу. Таких поздних переселенцев бухарцы называли «машади» (мешхедцы) или «персийон» (перс). Иранцы постепенно ассимилировались с местными жителями.

Здесь поселилась и иранская интеллигенция, находившаяся в оппозиции к шахскому режиму. Среди них был впоследствии выдающийся поэт и прозаик Абулкасым Лахути и другие. Дети самых богатых выходцев из Ирана получали образование в местных мусульманских, русско-турецких и новометодистских школах. В виде исключения они посещали русские начальные школы и гимназии.

После 1917 года паспортный режим в Туркестане ужесточился. Некоторые иранцы, в основном низкоквалифицированные и неграмотные рабочие, приняли гражданство Советской России.

В это время изменилась общая политика правительства в отношении национальных меньшинств, что отразилось и на положении малочисленных народов Средней Азии. Они были искусственно вовлечены в промышленное производство и развитие образования. В начале 20-х годов Совет по просвещению национальных меньшинств создал Ирано-Азербайджанское бюро, в ведении которого находились два дошкольных учреждения, три рабочих дома, две библиотеки и педагогические курсы. В Самарканде был открыт Иранский район, функционировал Иранский театр (Самарканд). Функционировали школы иранского языка.

В начале 30-х годов на заводах Ташкента появились первые профессиональные иранские рабочие. Однако в дальнейшем они остались изолированными. Только 5% населения Ирана были наемными работниками. В это время в Ташкенте насчитывалось 200 ремесленников иранского происхождения. Кроме того, в 1929 году из местных иранцев были созданы два колхоза, урожайность которых всегда была стабильно высокой.

Несмотря на все вышеперечисленные успехи, о чем свидетельствует постановление правительства Узбекистана от 27 декабря 1933, хотя иранцы были приравнены к основным коренным этническим группам, они не всегда могли реализовать свои права, такие как право на обучение на родном языке и право на равное обращение в судах и т. д.

По данным Всесоюзной переписи 1970 года в Узбекистане проживало 15 457 иранцев, «из них 12 202 человека считали родным языком узбекский».

Эти данные ясно показывают направление развития этнографической группы иранцев. Термин «ирани» стал общим этнонимом для группы, сложившейся за последние три-четыре века из добровольных или вынужденных переселенцев с территорий, находившихся под властью Ирана в разные периоды. В некоторых случаях термин «ирони» относился к тем, кто прибыл из Ирана относительно недавно (1924-1938). Старожилов в таких случаях, для контраста, называют «фарси» или «мури». Люди среднего и особенно младшего возраста, для которых религиозная принадлежность не имеет существенного значения, в Бухаре официально называют себя таджиками или узбеками. Тюркоязычные иранцы (самаркандцы) называют себя узбеками. Процесс ассимиляции среди местного населения идет уже много столетий. Это результат долгой совместной жизни, тесного контакта в социально-экономической и культурной сферах.

Видимым результатом этого стал Даргомский канал в Самарканде, оставшийся в истории под названием «Эрон Ариги» («Иранский канал»). Вдоль него образовались иранские махалли: Панджоб, Худжа-Сахат, Лолазор, Хамар, Мингтут, Саит-махалла, Богишамол, Куллар Боги, Найман, Хужаназар, Бекмахалла и др. Названия некоторых из них связаны с каналом. В махалле Панджоб (перс. – пять вод) этот канал делится на несколько рукавов, отсюда и название махалли. Имеются махалли Юнгичка-арык и Дам-арык. Вокруг этих махаллей появились сады, были построены ветряная и водяная мельницы. В Ташкентском оазисе проживала большая группа ремесленников, крестьян и торговцев, что отражено в названиях махаллей в Ташкенте и базара в Янгиюль. Можно отметить комплекс, построенный в Самарканде в 19века, в состав которого входили не сохранившаяся до наших дней мечеть с минаретом и уцелевшее здание медресе по проекту архитектора Ходжи Абдураима.

Медресе использовалось для религиозных и светских занятий. Здание использовалось по прямому назначению до 1924 года, а затем было передано различным организациям. Лишь в 1990 году медресе вернули верующим. В этом же комплексе находилась гражданская постройка – восточная баня Хаммоми Давути Панджоб. Его построил местный купец Ходжа Абдураим после своего паломничества по иранским городам; он привез строительный чертеж и план из Мешхеда. Комплекс украсили традиционная чайхана и хауз.

Культовые сооружения иранцев известны и в Бухаре.

Известные деятели науки и культуры Узбекистана из иранцев: мастер литографии Ибрагим Султан из Хивы, писатель, литературовед и переводчик Оствар (родился в 1917 г. в Иране, но с 1948 г. работал в Узбекистане), участник революционного движения в Бухарском эмирате, затем историк – профессор Алиев; востоковед и педагог К. Шитфар, А. Табатабай, Д. Эфтекор, Халад Бори, М. Тагеев; иранисты Лятиф Халилов, А. Пацун; историк Ф. Алиева; кинорежиссер Сайд Али Ахунзаде; актер Рашид Файзи; консул Узбекистана в Таиланде Парвиз Алиев; теле- и радиоведущая (в Иране) высшей категории Шовкат Ханум Алиева; Преподаватель бухарского арабского языка, выпускник Тегеранского университета Мухамматрисо Парастепана.

Узбеки, северные народы Узбекистана. Профиль группы

Введение / История

Узбеки — тюркская народность, проживающая в основном в Средней Азии. Есть большие узбекские общины в Афганистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, а также небольшие общины во многих других странах, включая США.


Какова их жизнь?

Традиционно большинство узбеков были полукочевыми пастухами; однако сегодня большинство из тех, кто живет в Центральной Азии, либо занимаются сельским хозяйством, либо живут и работают в крупных городах. Среди тех, кто занимается сельским хозяйством, основной культурой является хлопок. Также выращивают фрукты, овощи и зерновые.

Их основной основной пищей является рис, а «ош» — это национальное блюдо, приготовленное из риса. Макароны также являются распространенным продуктом питания. Вероятно, его завезли в Среднюю Азию сотни лет назад итальянские или китайские торговцы, путешествовавшие по Шелковому пути. Два любимых блюда из пасты — это аш (лапша, которую иногда смешивают с йогуртом) и ашак (равиоли по-узбекски).

Традиционная одежда узбеков очень самобытна. Но сегодня большинство носит одежду в западном стиле, особенно те, кто живет в крупных, ранее советских городах.

Узбекские горцы любят играть в бузкаши, дикую игру, похожую на поло, в которой участвуют две команды верхом на лошадях. Игра, в которой в качестве «мяча» используется обезглавленная туша козла или теленка, может быть очень жестокой и продолжаться два-три дня. Цель игры состоит в том, чтобы подобрать «мяч» и донести его до цели, которая может находиться на расстоянии до двух миль. Другая команда пытается остановить любого, у кого есть животное, любыми необходимыми средствами, даже используя кнуты, чтобы атаковать его. Еще одно популярное времяпрепровождение — охота на диких птиц с соколами.


Каковы их убеждения?

Большинство узбеков – мусульмане-сунниты ханафитской ветви. Как и другие мусульмане, узбеки верят в существование единого Бога — Аллаха, воля которого была явлена ​​через пророка Мухаммеда и затем записана в Коране.

Узбеки вообще не являются православными мусульманами. Многие традиционные верования были смешаны с их исламскими практиками. Многие представители молодого поколения либо атеисты, либо нерелигиозны.


Каковы их потребности?

Большинство узбеков, имеющих доступ к Евангелию, проживает в городах. Вполне вероятно, что в большинстве сельских деревень не было свидетелей Евангелия.

Сегодня исламские фундаменталисты, проживающие на постсоветском пространстве, начали призывать к строгому соблюдению исламских законов, как это практикуется в Афганистане. Настало время проповедовать Евангелие узбекам этого региона. Это беспрецедентная возможность донести до своих общин весть о Кресте. Однако необходимо много ходатайства, чтобы эта дверь не закрылась.


Молитвенные очки

Молитесь о том, чтобы христианские узбекские лидеры объединились в своей евангелизационной деятельности.

Молитесь, чтобы новые узбекские христиане быстро поняли Слово Божье и посвятили себя местному братству, где они найдут силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *