Население африка: Численность и размещение населения — урок. География, 7 класс.

Повышение конкурентоспособности бизнеса в Африке при помощи ИС и инноваций

Октябрь 2019 г.

Авторы: Маклин Сибанда, генеральный директор компании «Bigen Global Limited», Хараре, Зимбабве, и профессор Том Питер Мигун Огада, исполнительный директор Африканского центра технологических исследований и председатель Национальной комиссии Кении по вопросам науки, техники и инноваций, Найроби, Кения

Согласно расчетам, к 2050 г. численность населения стран Африки должна удвоиться, увеличившись с 1,2 млрд человек по состоянию на сегодняшний день до 2,4 млрд человек, причем более 60 процентов населения будут составлять молодые люди в возрасте до 25 лет. Столь значительная доля молодежи в общей численности населения не только открывает широкие возможности, но и порождает большие проблемы. С одной стороны, благодаря увеличению доли экономически активного населения в странах Африки может ускориться экономический рост. С другой стороны, низкий уровень индустриализации в большинстве африканских стран и связанная с этим высокая безработица среди молодежи вызывают растущую обеспокоенность.

Большая часть возможностей для занятости в Африке возникает в сельскохозяйственном секторе. На обрабатывающую промышленность – сектор с наиболее широкими возможностями в плане создания добавленной стоимости в процессе обработки сырьевых материалов – приходится лишь 6,5 процентов всех рабочих мест. Формирование динамичных экосистем инноваций, функционирующих при поддержке сбалансированных и эффективных систем ИС, имеет ключевое значение для того, чтобы африканские страны имели возможность создавать новые рабочие места и успешно конкурировать в условиях глобальной экономики знаний. (Фото: Maciej Dakowicz / Alamy Stock Photo)

Каким образом лица, ответственные за разработку политики, в странах Африки могут обеспечить вовлечение африканской молодежи в мировую экономику? Какие инициативы необходимы для того, чтобы африканская молодежь могла получить те навыки и опыт, которые необходимы ей для участия в инновационной деятельности и экономике будущего, основанной на знаниях? Что нужно делать правительствам африканских стран, чтобы ускорить переход от ресурсоемкой экономики к экономике знаний? И каким именно образом могли бы лица, ответственные за разработку политики, способствовать инновациям, обеспечивая более глубокое понимание и широкое использование прав интеллектуальной собственности (ИС) для того, чтобы повысить конкурентоспособность африканского бизнеса и обеспечить для экономики континента устойчивый фундамент?

Одной из первоочередных задач, стоящих перед странами Африки, является диверсификация экономики, особенно в тех секторах, где есть потенциал в плане создания новых рабочих мест и производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью

Возможности и проблемы

За последние два десятилетия странам Африки удалось добиться высоких и устойчивых темпов роста экономики. Согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) и данным доклада «Перспективы африканской экономики» за 2019 г., эта тенденция сохранится и впредь. В Уганде, Бенине, Кении, Танзании, Сенегале, Кот-д’Ивуаре, Гане, Руанде, Эфиопии и Ливии темпы роста должны составить от 6 до 11 процентов. Высокий уровень спроса на продукцию африканского экспорта и сравнительно легкий доступ к источникам финансирования, а также микроэкономические реформы и улучшение условий для ведения бизнеса станут важными определяющими факторами этого роста. Вместе с тем существует обеспокоенность по поводу того, что количество рабочих мест, которые будут доступны для растущего экономически активного населения (его численность, как ожидается, составит к
2030 г. почти миллиард человек), не будет соответствовать достигнутым показателям экономического роста. Согласно данным за 2017 г., уровень безработицы в странах Африки        (7,5 процентов) намного превышает среднемировой показатель (4,3 процента). Производительным трудом занято лишь 40 процентов экономически активного населения, причем в 70 процентах случаев речь идет о нестабильной занятости.

Большая часть возможностей для занятости (65 процентов) возникает в сельскохозяйственном секторе, на который приходится более 15 процентов ВВП Африканского континента; за этим сектором следует сектор услуг, где лидируют финансовые и телекоммуникационные услуги. Почти 80 процентов рабочих мест приходятся на неформальный сектор. Вместе с тем на обрабатывающую промышленность – сектор с наиболее широкими возможностями в плане создания добавленной стоимости в процессе обработки сырьевых материалов – приходится лишь 6,5 процентов всех рабочих мест. С учетом низкого уровня индустриализации в странах Африки по сравнению с другими регионами мира этот факт не вызывает удивления
(см. диаграмму 1).

Безработица является в Африке серьезной проблемой, особенно если учесть тот факт, что непропорционально высокую долю населения африканских стран составляют молодые люди, тогда как в большинстве развитых стран происходит старение населения. Поэтому лицам, ответственным за разработку политики, необходимо искать способы повышения уровня индустриализации, укрепления производственной базы и обеспечения роста производительности, а также конкурентоспособности бизнеса. Целью этих усилий должно быть уменьшение зависимости стран Африки от экспорта необработанных сырьевых материалов. Такая зависимость порождает их уязвимость к нестабильной конъюнктуре рынков сырья, а также к колебаниям мировой экономики. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящих перед странами Африки, является диверсификация экономики, особенно в тех секторах, где есть потенциал в плане создания новых рабочих мест и производства товаров и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости.

Создание новых рабочих мест и рост предпринимательства при помощи ИС и инноваций

Как учит нас история, условия, благоприятствующие инновациям и использованию системы ИС, обеспечивают создание возможностей для занятости и социально-экономического развития. Об этом свидетельствует опыт таких стран, как Япония, Республика Корея, а в последнее время – и Китай. Для того, чтобы быть конкурентоспособными в условиях мировой экономики, основанной на знаниях, африканским странам крайне необходимо сформировать динамичные экосистемы инноваций, основанные на сбалансированных и эффективных системах ИС. Речь идет об очень важном шаге на пути к реализации надежд стран Африки на то, что они станут производителями товаров и услуг, основанных на знаниях, с высоким уровнем добавленной стоимости. Лишь в этом случае африканские страны смогут обратить вспять существующие тенденции, при которых большая часть их потребления приходится на импорт, а также перейти на экспорт продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости. Главными движущими силами этого процесса станут инновации и ИС.

Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и инновации стимулируют разработку новых и более совершенных технологий для удовлетворения локальных потребностей, а также создание возможностей для роста предпринимательства и создания новых рабочих мест. Система ИС также способствует эффективной передаче, адаптации и приспособлению к местным нуждам тех технологий, которые разрабатываются в других странах Африки. Странам, в которых существуют динамичные экосистемы инноваций, построенные на фундаменте сбалансированной и эффективной системы ИС, удается добиваться успешных результатов в таких областях, как ускоренный экономический рост, занятость, налоговые поступления и прямые иностранные инвестиции, а также обеспечивать себе доступ к передовым технологиям при помощи соглашений о передаче технологий.

Эффективная система ИС является неотъемлемой частью процветающей экосистемы инноваций. Она обеспечивает наличие стимулов для инвестиций в НИОКР и другие инновации, а также позволяет фирмам вводить свои инновации в хозяйственный оборот и извлекать из них прибыль, что, в свою очередь, обеспечивает окупаемость инвестиций в НИОКР и способствует новым инвестициям в эту сферу.

Потенциальные выгоды, связанные с ИС

Целью стратегического использования компаниями прав ИС является разработка и продажа инновационных товаров и услуг, а также извлечение из них прибыли. Эти права помогают компаниям добиться преимуществ в конкурентной борьбе как на своих внутренних рынках, так и за рубежом, а также сохранить такие преимущества. Фирмам, реализующим эффективные стратегии в сфере ИС, лучше удается обеспечивать себе сильные переговорные позиции, добиваться заметных успехов и увеличивать свою рыночную стоимость, нежели фирмам, у которых подобные стратегии отсутствуют. Эта тенденция особенно ярко проявляется в условиях глобального рынка, отличающегося высоким уровнем конкурентной борьбы и все более широким распространением перекрестного лицензирования, особенно в рамках фармацевтической и автомобильной промышленности, а также в секторе информационно-коммуникационных технологий.

Согласно расчетам, к 2050 г. численность населения стран Африки должна удвоиться, увеличившись с 1,2 млрд человек по состоянию на сегодняшний день до 2,4 млрд человек, причем более 60 процентов населения будут составлять молодые люди в возрасте до 25 лет. На фоне низкого уровня индустриализации и связанной с этим высокой безработицы лица, ответственные за разработку политики в африканских странах, пытаются найти способы стимулирования инноваций и более широкого использования системы ИС в целях поощрения экономического роста, создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивости экономики. (Фото: SolStock / E+ / Getty Images).

Информированность о вопросах, касающихся ИС, особенно важна для малых и средних предприятий (МСП), поскольку эти компании, как правило, являются движущей силой роста экономики и процесса создания новых рабочих мест. Те компании, которые используют права ИС, как правило, показывают более высокие результаты в плане роста, доходов и создания рабочих мест по сравнению с теми компаниями, которым не известно о том, каким образом ИС может способствовать развитию их бизнеса.

Права ИС также приносят пользу потребителям и обществу в целом. Использование прав ИС стимулирует процессы вывода на рынок новых продуктов, тем самым открывая потребителям доступ к более широкому диапазону инновационных товаров и услуг. Разумеется, права ИС также способствуют ограждению потребителей от контрафактных и пиратских товаров. Незаконная деятельность подобного рода наносит ущерб интересам легального бизнеса и его способности инвестировать средства в разработку новой продукции. Кроме того, она создает угрозу здоровью и безопасности потребителей.

Более широкое осознание выгод, которые могут быть связаны с инновациями и наличием доступа к эффективной системе ИС, позволит изобретателям, авторам и предпринимателям из стран Африки обеспечить оперативную и эффективную охрану их активов в области ИС и извлечение из них максимальной выгоды, что, в свою очередь, создаст возможности для занятости, накопления капитала и экономического роста.

Налаживание связей между научными кругами и бизнесом

В большинстве стран университеты и научно-исследовательские учреждения, а также МСП, бизнес которых основан на знаниях, составляют фундамент экономической деятельности. Эти организации призваны сыграть ключевую роль в преобразовании экономики африканских стран и повышении их конкурентоспособности в глобальном масштабе. Их способность к инновациям и созданию передовых технологий и знаний играют ключевую роль в укреплении возможностей Африканского континента в плане более полного удовлетворения своих собственных потребностей, а также производства и экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, позволило бы Африке превратиться в глобального экономического игрока. 

Лица, ответственные за разработку политики в африканских странах, все глубже осознают ключевую роль университетов, научно-исследовательских организаций и МСП в качестве источников новых знаний, способных обеспечить удовлетворение потребностей на местах. Они также признают необходимость укрепления связей между научными учреждениями и бизнесом с целью обеспечить актуальность и полезность результатов научно-исследовательских программ для общества. Программы, которые способствуют активному использованию прав ИС в целях защиты и повышения экономической ценности новых технологий, продуктов и процессов, создаваемых этими ключевыми игроками (например, в рамках механизмов лицензирования и поддержки стартапов), позволят им обеспечить стабильное финансирование исследовательских проектов, а также станут стимулом роста предпринимательской активности.

Благодаря увязке ИС с инновациями у лиц, ответственных за разработку политики, появляется возможность создавать благоприятные условия для того, чтобы африканские фирмы могли успешно конкурировать на мировых рынках. Это подтверждает появление таких компаний, как «Sasol» (Южная Африка) и «MPESA» (Кения). Опыт некоторых стран Азии также позволяет получить интересную информацию о способах достижения стабильного экономического роста путем стимулирования создания, приобретения и использования ИС. Так, например, 60 лет тому назад Республика Корея была более бедной страной, чем Мозамбик. Тем не менее ее приверженность инновациям и стратегическому использованию ИС позволила ей войти в число мировых экономических лидеров. Опыт Республики Корея показывает, какого успеха может добиться правительство, сознательно сделавшее упор в долгосрочной перспективе на инновации и стратегическое использование ИС в целях максимального раскрытия сильных сторон страны.

(Фото: Claudia Wiens / Alamy Stock Photo)

От научных исследований – к коммерциализации

Результаты научной деятельности университетов и исследовательских учреждений, которые традиционно занимаются генерированием и распространением знаний, как правило, сосредоточиваются на ранних стадиях инновационных цепочек создания добавленной стоимости. Что же касается МСП, то они, напротив, в большинстве случаев делают упор на последующие стадии этих цепочек, стремясь приспосабливать и применять новые знания для производства товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке.

В целях создания оптимальных условий для генерирования знаний и их последующей коммерциализации лицам, ответственным за разработку политики, необходимо найти ответы на многие сложные вопросы. Например, насколько активную работу должны вести университеты и научно-исследовательские учреждения в целях решения проблем, связанных с коммерциализацией, с тем чтобы обеспечить актуальность результатов своей деятельности? Какие именно механизмы поддержки (программные стимулы и структуры) требуются для того, чтобы активизировать усилия на всех стадиях цепочек создания добавленной стоимости в интересах общества? Как могли бы университеты поддержать усилия по наращиванию технологического и промышленного потенциала африканских стран? Какую поддержку должны получать МСП для того, чтобы активно заниматься инновационной деятельностью? Как могут страны укрепить взаимосвязи между научными кругами и бизнесом и побудить их к использованию системы ИС?

Хараре, Зимбабве, 5-8 ноября 2019 г.

Конференцию организует ВОИС в сотрудничестве с Африканской региональной организацией интеллектуальной собственности (АРОИС) и Африканской организацией интеллектуальной собственности (АОИС) при поддержке Японского патентного ведомства (ЯПВ) и правительства Зимбабве.

Участники рассмотрят следующие вопросы:

  • проблемы и возможности стран Африки в контексте четвертой промышленной революции;
  • способы задействования потенциала университетов и научно-исследовательских учреждений в качестве источников новых знаний и активов ИС; и
  • пути стимулирования бизнес-сообщества, и в особенности МСП, к активному использованию инноваций и ИС в поддержку роста национальной экономики.

По итогам Конференции будет разработан проект «дорожной карты» на пять лет, а также план действий по эффективному использованию ИС и инноваций в целях формирования в Африке высокоразвитой экосистемы инноваций для их дальнейшего рассмотрения и возможного принятия АРОИС и АОИС.

Ключевым фактором создания динамичных экосистем инноваций является сотрудничество

Необходимо также изучить возможные способы побудить научные учреждения, деловые круги и правительства вести совместную работу в целях расширения информированности заинтересованных сторон о тех экономических выгодах, с которыми может быть связано стратегическое использование ИС. Такое сотрудничество играет ключевую роль в процессе обоснования и получения финансирования на цели научных исследований и имеет особенно важное значение в контексте четвертой промышленной революции, а именно в том, что касается обеспечения актуальности научно-исследовательских программ с точки зрения местных и будущих потребностей. Кроме того, ожидается, что такое сотрудничество позволит углубить понимание последствий происходящей цифровой трансформации для инноваций и ИС. Это в свою очередь позволит странам Африки воспользоваться потенциальными возможностями, а также предвосхитить и нейтрализовать проблемы, связанные с ускоренным внедрением и распространением передовых цифровых технологий. Лишь совместными усилиями можно будет добиться более широкого использования ИС в целях стимулирования развития бизнеса и укрепления его конкурентоспособности.

Разумеется, при этом будет ставиться задача встроить научно-исследовательские учреждения стран Африки в полностью интегрированные национальные экосистемы инноваций, в рамках которых все заинтересованные стороны, включая коммерческие фирмы, будут активно вести инновационную деятельность в целях разработки технологий, необходимых для удовлетворения общественных нужд и решения стоящих проблем. Крайне важным «побочным продуктом» этого процесса является создание достойных возможностей для занятости, а также повышение конкурентоспособности фирм в глобальном масштабе. Наш успех в деле выполнения этой задачи станет определяющим фактором успеха африканских стран в деле увеличения их доли в мировом объеме создания ИС на фоне стремительно меняющегося технологического и экономического ландшафта.

Сегодня настоятельно необходим диалог в поддержку разработки «дорожной карты» для Африки в сфере ИС и инноваций. Такая «дорожная карта» позволит придать дополнительный импульс усилиям, предпринимаемым в масштабах всего Африканского континента и направленным на создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения путем задействования творческого потенциала жителей Африки в эпоху стремительных технологических преобразований.

Признавая важное значение этих вопросов, в ноябре 2019 г. ВОИС и ее партнеры (см. врезку) организуют в Хараре, Зимбабве, международную конференцию по вопросам ИС, инноваций и добавленной стоимости в целях повышения конкурентоспособности бизнеса в Африке. В рамках этого форума лица, ответственные за разработку политики, смогут обменяться мнениями по вопросам использования системы ИС в целях создания благоприятных условий для социально-экономического и научно-технического развития в Африке. По итогам обсуждений будет разработан проект «дорожной карты» на пять лет, а также план действий по эффективному использованию ИС и инноваций в целях формирования в Африке высокоразвитой экосистемы инноваций для их дальнейшего рассмотрения и возможного принятия АРОИС и АОИС.

Подарки для Африки – Коммерсантъ

В Вашингтоне завершился первый за восемь лет саммит США—Африка. Как писали американские СМИ, одна из целей мероприятия — показать африканским странам, что с США сотрудничать гораздо полезнее, чем с Россией и Китаем, роль которых в Африке американцы называют дестабилизирующей. При этом на официальном уровне в Вашингтоне подчеркивают, что не заставляют партнеров выбирать «мы или они», а просто предлагают задуматься о последствиях контактов с «ними».

Президент США Джо Байден

Фото: Kevin Lamarque, Reuters

Президент США Джо Байден

Фото: Kevin Lamarque, Reuters

«Мы не можем решить ни одну из этих (глобальных.— “Ъ”) проблем без африканского лидерства за столом переговоров, и я не пытаюсь быть милым, это факт: африканские идеи и инновации помогают формировать решения, а население Африки вносит свой вклад на каждом этапе» — с таких слов президент Джо Байден начал в среду выступление на американо-африканском бизнес-форуме.

Он состоялся в рамках более масштабного трехдневного мероприятия — саммита лидеров США и Африки.

Джо Байден отметил, что в рамках бизнес-форума, в котором приняли участие представители около 300 американских и африканских компаний, были заключены новые сделки на сумму более $15 млрд. Он также объявил, что США будут содействовать секретариату Африканской континентальной зоны свободной торговли в реализации планов развития. Этот проект, по словам президента США, будет представлять собой одну из крупнейших зон свободной торговли в мире с населением 1,3 млрд человек и континентальным рынком на общую сумму $3,4 трлн. Кроме того, господин Байден сообщил о запуске совместной с Африкой инициативы по цифровой трансформации. Речь идет об инвестициях на сумму $350 млн. Предполагается, что проект расширит доступ к цифровым технологиям на континенте.

Речь шла и о других соглашениях. В частности, четыре страны — Гамбия, Мавритания, Сенегал и Того — были выбраны как получатели американских грантов через корпорацию «Вызовы тысячелетия», которая финансирует проекты в странах, отвечающих ключевым стандартам управления. «Самое главное, это только начало, мы можем сделать гораздо больше вместе и будем делать вместе»,— сказал президент США. Еще до открытия саммита Белый дом пообещал выделить в течение трех лет $55 млрд на поддержку экономики, здравоохранения и безопасности Африки. Кроме того, Вашингтон заявляет о своей поддержке получения Африканским союзом постоянного членства в G20, а также Совете Безопасности ООН.

Сам саммит лидеров США и Африки открылся во вторник. Его рабочая повестка была весьма обширной — торговля, инвестиции, здравоохранение, изменение климата, а также вопросы безопасности, внешней политики, сотрудничества в космосе. В столицу США приехали представители 49 стран, а также делегация Африканского союза. Кроме того, американские политики встретились за эти дни с африканскими бизнесменами, представителями молодежи и африканской диаспоры в США. Несколько стран — Мали, Буркина-Фасо, Гвинея и Судан, где ранее произошли государственные перевороты,— не были приглашены на саммит.

На форуме не было и Эритреи, с которой у США отсутствуют дипломатические отношения. По разным причинам отказались от поездок также лидеры Зимбабве и ЮАР. Один — из-за запрета на поездки, другой — из-за внутриполитических проблем.

В последний раз аналогичное мероприятие США проводили в 2014 году при президенте США Бараке Обаме. При следующем хозяине Белого дома Дональде Трампе африканское направление было практически заброшено. Господин Трамп был первым президентом после Рональда Рейгана, который ни разу не посетил страны Африки к югу от Сахары. А в это время другие государства активно развивали связи с Африканским континентом. Китай проводит саммиты со странами Африки каждые три года. Недавно прошли аналогичные мероприятия с Турцией, Японией и Европейским союзом. Первый саммит Россия—Африка состоялся в 2019 году в Сочи, следующий должен был пройти в нынешнем году, но был перенесен. Теперь он запланирован на июль 2023 года в Санкт-Петербурге.

Такая активность других региональных игроков в Африке настораживает Вашингтон. Особенно его беспокоит деятельность России и Китая. Так, в частности, в первый день саммита министр обороны США Ллойд Остин отметил, что Китай ежедневно расширяет свое присутствие в Африке через экономические инструменты. Масштабы вложений Пекина в Африканский континент в несколько раз превышают американские. «Беспокойство заключается в том, что они (китайцы.—

“Ъ”) не всегда прозрачны с точки зрения того, что они делают, и это создает проблемы, которые в конечном итоге будут дестабилизирующими, если они еще не появились»,— сказал глава Пентагона. Аналогично министр охарактеризовал и действия России, которая, по его словам, «продолжает торговать дешевым оружием» и размещает «наемников по всему континенту».

На слова господина Остина остро отреагировали в Пекине. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь заявил, что «США должны уважать пожелания африканских народов и предпринимать конкретные действия, чтобы помочь развитию Африки, а не поднимать шумиху, очернять и атаковать другие страны». В Москве оперативной реакции не последовало, но здесь, как сказал замминистра иностранных дел РФ Михаил Богданов, не думают, что саммит в Вашингтоне как-то негативно отразится на российско-африканских отношениях. По его словам, уже в январе и феврале глава МИД РФ Сергей Лавров отправится в поездки по региону. Наверняка он сможет лично убедиться, что никаких перемен в отношениях с африканскими странами нет.

Об угрозах Африке со стороны России и Китая в США говорят постоянно. Напомним, что в ходе состоявшегося в августе турне по африканским странам госсекретарь США Энтони Блинкен презентовал новый внешнеполитический документ под названием «Жизненно важные партнеры, общие приоритеты: стратегия администрации Байдена для стран Африки к югу от Сахары». В нем, в частности, отмечалось, что Вашингтон признает готовность «союзников и партнеров в Европе, на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе» сотрудничать в продвижении американских целей, но роль Китая и РФ в Африке видит как негативную. При этом Китай упоминается в документе три раза, а Россия — семь. Кроме того, в апреле Палата представителей США проголосовала за законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке».

Однако он пока не прошел через Сенат. Не исключено, что это связано с резкой критикой документа многими африканскими политиками, которые восприняли его как вмешательство во внутренние дела. Неслучайно перед саммитом в Вашингтоне действующий председатель Африканского союза и президент Сенегала Маки Салл сказал в интервью американской газете The New York Post: «Когда мы разговариваем, нас часто не слушают или, во всяком случае, с недостаточным интересом… Это то, что мы хотим изменить. И пусть нам никто не говорит: «Нет, не работайте с такими-то, просто работайте с нами». Мы хотим работать и торговать со всеми».

На таком фоне в Вашингтоне, несмотря на слова Ллойда Остина, всячески подчеркивали, что не стараются ставить африканские страны перед выбором «мы или они». Президент Байден в своем выступлении Китай и Россию вообще не упомянул. А советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан еще до начала саммита на брифинге для журналистов заверял, что США никого не принуждают, так как считают, что умеют «обосновывать свою точку зрения». В таком же духе комментировал журналистам ситуацию на условиях анонимности и высокопоставленный представитель Пентагона. «Хотя мы не хотим, чтобы наши африканские партнеры выбирали чью-то сторону, США стремятся быть предпочтительным партнером, предлагая отношения, основанные на взаимном уважении и ценностях, предоставляя более качественные продукты и услуги, а также работая вместе с нашими партнерами над важными для них вопросами»,— сказал он. Правда, представитель Пентагона опять же дал понять, что африканские страны должны хорошо подумать, с кем вести бизнес. «Мы уважаем суверенитет Африки и продолжаем сообщать нашим партнерам, что участие в определенных мероприятиях со стратегическими конкурентами может иметь негативные последствия для отношений»,— сказал он.

Впрочем, пока сила убеждения США работает недостаточно. Неслучайно еще накануне саммита американская газета The Washington Post обратила внимание на расхождение во взглядах Вашингтона и значительного числа африканских стран на вооруженный конфликт между Россией и Украиной.

WP цитирует высокопоставленного чиновника в администрации США, который отметил, что африканские страны недовольны, когда речь заходит о санкциях в отношении России или открытой критике в ее адрес.

По мнению представителей Африки, такие меры не приближают к решению конфликта. В свою очередь, американское издание The Hill со ссылкой на экспертов указывает, что «реакция африканских лидеров на войну на Украине сыграла большую роль в решении администрации Байдена провести саммит».

«Африканцы демонстрируют спрос на третью силу, они с удовольствием строят отношения со всеми, кто предлагает. Они еще на первом саммите Россия—Африка говорили, что не хотели бы укреплять связи с Россией в ущерб отношениям с США, Китаем или кем-то еще. Им нужно, чтобы было больше России, больше США, больше Китая и так далее»,— сказал “Ъ” эксперт Центра изучения Африки ВШЭ Всеволод Свиридов. Он также отметил, что США слишком преувеличивают российское влияние на Африку в своих стратегиях. «Товарооборот России в Африке несравним с показателями США и Китая. Это около $18 млрд против примерно $64 млрд и $254 млрд соответственно. И влияние России в основном сводится к тому, что она предоставляет африканцам альтернативные возможности. Правда, не всегда ясно какие. У Москвы пока отсутствует четкая стратегия действий. И экономика значительно отстает от политики»,— заключил господин Свиридов.

Марианна Беленькая

Демография Африки 2020 (население, возраст, пол, тенденции)

  • W
  • Демография
  • Демография Африки

Население Африки (2020)

9001 3 Просмотр населения, диаграмм и тенденций в реальном времени: Население Африки

Население Африки

1 340 598 147

см. в прямом эфире

Годовое изменение

+ 2,49 %

Рождаемость в Африке 90 011

Общий коэффициент фертильности (СКР) 2.1 представляет уровень фертильности на уровне замещения : среднее количество детей на одну женщину, необходимое каждому поколению для точного воспроизводства без необходимости международной иммиграции. Значение ниже 2,1 приведет к сокращению численности коренного населения 0012 См. также: Страны мира ранжировано по ожидаемой продолжительности жизни

Оба пола

64,1 года

(ожидаемая продолжительность жизни при рождении, оба пола вместе)

Женщины

66,0 лет

(ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины)

Мужчины 900 17 62,3 года

(ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Коэффициент младенческой смертности и смертность детей в возрасте до 5 лет в Африке

Детская смертность

41,6

(младенческая смертность на 1000 живорождений)

Смертность в возрасте до 5 лет

62,6

(на 1000 живорождений)

Африка Городское население

В настоящее время 43,4 % населения Африки составляет городских 2019)

Плотность населения

Плотность населения в 2019 г. в Африка составляет 44 человека на 2 км (114 человек на 2 миль), рассчитанных на общую площадь 29 648 481 км2 (11 447 338 кв. миль).

См. также

  • Население Африки 9- Отдел народонаселения — Организация Объединенных Наций
  • GeoNames
  • Статистический отдел Организации Объединенных Наций
  • Всемирный банк
  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Определения

Пирамида населения

Пирамида населения (также называемая «возрастно-половой пирамидой») представляет собой графическое изображение возраста и пола населения.

Типы:

  • Экспансивная — пирамида с широким основанием (больший процент людей в младших возрастных группах, что свидетельствует о высокой рождаемости и высокой рождаемости) и узкой вершиной (высокая смертность и более низкая продолжительность жизни) ). Это говорит о росте населения. Пример: Пирамида населения Нигерии
  • Констриктивная — пирамида с узким основанием (меньший процент молодых людей, что указывает на снижение рождаемости, когда каждая последующая возрастная группа становится меньше предыдущей). Пример: Соединенные Штаты
  • Стационарные — с несколько равной долей населения в каждой возрастной группе. Численность стабильна, не увеличивается и не уменьшается.

Ступени:

 

Коэффициент зависимости

Существует три типа коэффициента зависимости от возраста: Молодежь, Пожилые люди и Всего. Все три коэффициента обычно умножаются на 100.

Коэффициент зависимости от молодежи
Определение: население в возрасте 0–15 лет, деленное на население в возрасте 16–64 лет.
Формула: ( [Население в возрасте 0-15 лет] ÷ [Население в возрасте 16-64 лет] ) × 100

Доля пожилых людей
Определение: население в возрасте 65 лет и старше разделить на население в возрасте 16 лет -64.
Формула: ( [Население в возрасте 65 лет и старше] ÷ [Население в возрасте 16-64 лет] ) × 100

Общий коэффициент демографической нагрузки
Определение: сумма коэффициентов молодежи и пожилых людей.
Формула: (( [Население в возрасте 0-15 лет] + [Население в возрасте 65 лет и старше] ) ÷ [Население в возрасте 16-64 лет] ) × 100

ПРИМЕЧАНИЕ. Коэффициент зависимости не учитывает труд показатели участия в силовых структурах по возрастным группам. Некоторая часть населения, относящаяся к «трудоспособному возрасту», может фактически быть безработной или не входить в состав рабочей силы, тогда как некоторая часть «зависимого» населения может быть занята и не обязательно экономически зависима.

Население Африки удвоится к 2050 году

B Y 2050, НИГЕРИЯ , по прогнозам, будет насчитывать 400 миллионов человек, что означает, что она обгонит Соединенные Штаты как третье место в мире по численности населения. улусная страна. Неоспоримость этого факта (его население в настоящее время составляет около 200 миллионов человек) иллюстрирует степень, в которой демография будет определять будущее Африки. Рост населения Нигерии является частью чрезвычайного прироста населения на континенте, но существуют разногласия по поводу того, будет ли он продолжаться или можно ли его сдержать. Ответ на этот вопрос имеет серьезные экономические и политические последствия.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Население стран Африки к югу от Сахары увеличивается на 2,7% в год, что более чем в два раза превышает темпы роста Южной Азии (1,2%) и Латинской Америки (0,9%). Это означает, что каждые два года в Африке увеличивается население Франции (или Таиланда). Хотя население Азии в четыре раза больше, каждый год в Африке рождается почти два ребенка на троих в Азии. Большинство экспертов сходятся во мнении, что при нынешних темпах роста, как в Нигерии, к 2050 году население Африки удвоится. Это будет 2,5 миллиарда человек, а это означает, что более четверти населения мира будет проживать в Африке. Мало кто подвергает сомнению эти цифры, потому что большая часть роста уже заложена в том, что демографы называют «импульсом населения» — то есть в Африке так много женщин детородного возраста, что даже если бы сегодня большинство решило иметь меньше детей, население продолжало бы расти.

В результате, некоторые предсказатели рока стряхивают пыль с теорий Томаса Мальтуса, который в 1798 году утверждал, что растущее человеческое население будет голодать, потому что оно превысит запасы продовольствия. Среди них Малкольм Поттс, профессор Калифорнийского университета в Беркли, который утверждал в статье 2013 года, что «Сахель может стать первой частью планеты Земля, которая страдает от крупномасштабного голода и эскалации конфликтов по мере того, как растущее человеческое население опережает истощение природных ресурсов».

Тем не менее, демографические прогнозы на ближайшие десятилетия расходятся настолько, что это может иметь решающее значение. ООН ожидает, что население Африки снова удвоится между 2050 и 2100 годами, до 4,3 млрд человек, или 39% от общей численности населения мира, и что коэффициент рождаемости (среднее количество детей, которое женщины будут иметь за свою жизнь) будет медленно снижаться. Он считает, что показатель, который упал примерно до 4,4 с 6,7 в 1980 году, потребуется еще 30 лет, чтобы упасть ниже трех. Но это недооценивает влияние резкого скачка числа девочек, которые сейчас ходят в школу на большей части континента, утверждает Вольфганг Лутц, демограф из Международного института прикладного системного анализа недалеко от Вены. Это также подчеркивает настоятельную необходимость привлечения еще большего числа детей в школу.

В 1970-е годы немногим более половины детей в странах Африки к югу от Сахары посещали начальную школу. Эта доля выросла почти до 100%. Статистика немного вводит в заблуждение, поскольку процент детей, регулярно посещающих школу, снижается, хотя и улучшается. В Эфиопии, например, охват начальным образованием вырос до 100% с 65% в 2003 г., хотя посещаемость составляет всего 61%. Это важно, потому что мало что оказывает более сильное влияние на уровень рождаемости, чем образование. У африканских женщин без формального образования в среднем шесть и более детей. Для женщин, окончивших начальную школу, этот показатель падает примерно до четырех, а для закончивших среднюю школу – до двух.

Однако существует 20-летний лаг между изменениями в образовании и изменениями в рождаемости, поэтому улучшение школьного образования с начала 2000-х годов только начинает проявляться (см. диаграмму). Однако перемены, когда они происходят, могут быть быстрыми. В Иране в период с начала 1980-х по 2006 год у каждой женщины с семи детей стало меньше двух после значительного роста женского образования.

Если бы африканские страны быстро расширили свои возможности школьного обучения для девочек, общая численность населения континента могла бы достичь пика около 1,9млрд в 2070 году, а к концу века, по словам г-на Лутца, упадет до уровня ниже 1,8 млрд.

Есть гораздо больше причин инвестировать в школы, чем просто сдерживание роста населения. Образованная молодежь с большей вероятностью будет хотеть демократического правления и отвергнет такие альтернативы, как однопартийное правление, чем их необразованные сверстники. Этот растущий спрос на демократию среди молодежи очевиден по всему континенту, будь то мирные протесты, которые свергли Омара аль-Башира, давнего диктатора Судана, или которые подтолкнули Эфиопию к отказу от однопартийного правления. Марион Кирабо, 23-летняя студентка юридического факультета из Уганды, в прошлом году помогла возглавить акции протеста против предложенного повышения платы за обучение в Университете Макерере в Кампале. Полиция применила слезоточивый газ, а затем увела их в тюремную камеру. «Мы думаем, что мы другой бренд», — говорит она. «Мы информированы, мы более либеральны».

Снижение рождаемости в сочетании с ростом грамотности также может способствовать росту. Экономисты считают, что до трети экономического чуда Восточной Азии можно отнести на счет ее «демографического дивиденда» или улучшения соотношения между количеством людей трудоспособного возраста и детей и пенсионеров. Низкая рождаемость также может запустить благотворный цикл, в котором семьи с меньшим количеством детей могут больше инвестировать в их образование, а также могут откладывать больше сбережений. Это может иметь более широкие экономические последствия за счет снижения стоимости капитала.

В Марокко один из самых низких коэффициентов рождаемости в Африке (2,4) и один из самых высоких показателей сбережений. Из-за этого правительство может занимать по процентной ставке 2,25% в год. Коэффициент рождаемости в Нигерии вдвое выше, чем в Марокко, а ее национальные сбережения в виде доли от 90 211 ВВП, равного 90 212, вдвое меньше, чем в Марокко.

Нигерия должна платить 13% при выпуске облигаций в местной валюте. «Что отличает Китай, Маврикий или Марокко, помимо Кении, DR Конго, Нигерии и Замбии, так это уровень рождаемости», — говорит Чарли Робертсон из инвестиционного банка «Ренессанс Капитал». «У первых меньше детей и большие сбережения. У последних много детей, небольшие сбережения и высокие процентные ставки».

Но недостаточно просто изменить коэффициент зависимости. Навыки тоже имеют значение. Недавнее исследование Африканского банка развития показало, что чем выше грамотность стран, тем разнообразнее их экспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *