Где и как живут туркмены за границей
Об истории, культуре и быте туркменского народа написано много. Но они, в основном касаются туркмен, которые проживают на территории современного Туркменистана, или на территории стран бывшего СССР. Выяснилось, что в странах, не входивших в состав СССР, проживает около 10 миллион этнических туркмен, и это, больше чем в самом Туркменистане. Такое положение дел, делает вопрос изучения гуманитарных процессов связанных с туркменами весьма актуальным. Так, в стране действует «Гуманитарная ассоциация туркмен мира», которая занимается налаживанием культурных и гуманитарных связей с туркменскими диаспорами по всему миру. Мы тоже, решили собрать информацию о том, в каких странах кроме постсоветского анклава, проживает больше всего туркмен, чем они живут, и как им там живется, в условиях современных экономических и геополитических реалий.
ТУРКМЕНЫ В ИРАКЕ
Туркмены — это третий по численности этнос в Ираке. Туркмены населяют преимущественно северные провинции страны, вдоль этнической границы расселения арабов и курдов. Современные иракские туркмены являются потомками туркмен, переселенных в Месопотамию в Средние века более 1200 лет назад, в период правления Аббасидов, которые пригласили туркмен в свою армию. Они, качестве военных колонистов для защиты дорог и опорных пунктов на переднем крае борьбы с Персией. Основная часть их компактно проживала в окрестностях города Киркук, столицы одной из самых нефтеносных провинций Ирака. Согласно переписи населения 1957 года, туркмены составляли 67 процентов населения Киркука. По последней переписи населения в 1957-м году туркмены составляли 10 процентов жителей Ирака. Соответственно, с учетом прироста населения сейчас в Ираке около трех миллионов туркмен. Официальные иракские данные, в которых приводятся намного меньшие цифры, направлены на дискриминацию туркмен.
Туркмены — мирный народ, преимущественно они становились чиновниками или торговцами. Среди них в Ираке больше всего людей с высшим образованием, и они считаются традиционно одной из наиболее прогрессивных групп населения. Они — лояльные граждане Ирака, никогда не восстававшие, несмотря на все притеснения. Поэтому их судьба и привлекает к себе так мало внимания. После создания в 1932-м году иракского государства власти начали стараться отрицать сам факт существования иракских туркмен. Школы с преподаванием на турецком языке были закрыты, газеты запрещены. Туркменские интеллектуалы и лидеры отправлены в изгнание. Начиная с 1920-го года, шесть раз туркмены становились жертвами масштабных погромов. Четыре из них были устроены иракскими властями, два — курдскими организациями. Чтобы сделать туркмен меньшинством на их земле, начиная с 50-х годов туда переселялись арабы и курды. Еще более целенаправленной политика ассимиляции стала с приходом к власти партии Баас. Туркмены были лишены политических, культурных и административных прав, при переписях населения их принуждали называть себя арабами или курдами, в туркменских городах Киркук, Мосул и Эрбиль туркменам было запрещено приобретать недвижимость и предприятия.
Более 1000 выдающихся туркменских общественных деятелей и интеллектуалов, протестовавших против этого, были казнены или убиты. При Саддаме Хусейне, из провинции выдавливали национальные меньшинства, поощряя миграцию арабов. Западные оккупанты и местные власти, последние годы проводили политику заселения этой нефтеносной провинции этническими курдами, которые помогали им свергнуть режим Саддама Хусейна. Поэтому туркмены чувствуют себя обиженными и прежним режимом, и новыми захватчиками. В последнее время, этнических туркмен Ирака пытаются привлечь на свою сторону вооруженные силы Турции, в борьбе против террористов, совершающих рейды на приграничных районах Турции. Исторически, иракские туркмены всегда выступали за сохранение целостности и единства Ирака, однако, на фоне заявлений курдов о создании независимого Курдистана, лидеры туркменских общин также выразили желание, создать собственную независимую автономию.
ТУРКМЕНЫ В СИРИИ
Сирийские туркмены, проживающие на территории современной Сирии, являются третьей по численности народностью этой страны после арабов и курдов. Там проживает около 3 миллионов этнических туркмен, что составляет 13% населения стран. Из них только 1,5 миллиона знает свою историю и туркменский язык.
Появление туркмен в Сирии произошло ранее 6 века. После битвы между сельджуками и газневидами при Данданакане началась усиленная миграция туркмен, которые расселились в городах Триполи, Дамаске, Латакии, Халебе, Хаме, Хомсе и Кунейтре, и вскоре полностью взяли контроль над Сирией. В 1072 году сельджукский султан Мелик-шах с помощью туркменских ополчений захватил Северную Сирию и часть Палестины. В 12 веке, туркмены внесли большой вклад в защиту всего региона от крестоносцев. Вплоть до конца первой мировой находящаяся под османским владычеством Сирия развивалась под культурным, социальным, экономическим влиянием тюркской культуры. Однако, с 1936 года туркменам Сирии было запрещено говорить на родном языке и издавать литературу на родном языке. Лишенное всяких культурных прав туркменское меньшинство было лишено и права образования на туркменском языке. Туркменам Сирии было запрещено создавать кружки и партии, объединения для подачи своего голоса. Но в период Башара аль-Асада в сфере основных прав и независимого развития сирийских туркмен были сделаны значительные послабления, на фоне налаживания дипломатических отношений на государственном уровне.
До гражданской войны сирийские туркмены в основном занимались обувным делом, большое количество обувных фабрик в г. Алеппо принадлежат именно этническим туркменам. Также, большое количество сирийских туркмен составляет интеллигенцию страны, среди которых деятели культуры, ученые, политики и военные. Так, например, бывший министр обороны Сирии Хасан аль-Туркмени был из числа сирийских туркмен. До недавнего времени сирийские туркмены не испытывали в Сирии национального или религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. А на фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых «безобидных». Тем не менее, сирийские туркмены-сунниты стали объектом ненависти повстанцев, которые при поддержке западной коалиции, требуют смены режима в стране и не брезгуют прменять террористические методы против мирного населения.
ТУРКМЕНЫ В ИРАНЕ
Туркмены в Иране являются крупнейшей группой туркмен проживающих за пределами Туркменистана. Точные данные о численности туркмен в Иране отсутствуют. По разным оценкам в Иране проживает от 1,5 до 3,0 млн туркмен, что составляет около 3% населения страны. Наибольшее сосредоточение туркмен находится в двух регионах, более компактном западном, куда входят междуречье Атрека и Горгана, и более дисперсную восточную в приграничном Копетдаге, в низовьях реки Кешефруд и долина р. Герируд (Теджен). Туркмены оказались одним из разделённых народов после 1885 года. После заключения мира с Иранским шахом и определения современных границ, Ирану отошла та часть, которая до сих пор называется в народе «Туркмен Сахра», которая была заселена преимущественно туркменскими племенами.
Судьба туркмен по разные стороны границы складывалась по-разному. Индустриализация, урбанизация и более интенсивная модернизация в советском Туркменистане привела к сплочению разрозненных кочевых племён в единый народ, с более чёткими культурно-языковыми атрибутами. В то время как, Иранские туркмены долгое время представляли собой группу полукочевых племён, сохранявших более традиционный уклад. После исламской революции 1979 года усилилось культурно-языковое давление на неиранские народности страны. В теократическом шиитском Иране туркмены-сунниты долгое время чувствовали себя неуютно, и в итоге были вынуждены принять местную культуру и ассимилироваться с местным населением. Особенно подобные тенденции заметны в городах, Горган и Гонбад-э-Габус. Добровольная ассимиляция наиболее выражена среди молодёжи. Женщины-туркменки перестали носить колоритные среднеазиатские национальные костюмы, перейдя на черную иранскую паранджу. Многие семьи полностью перешли на фарси за последние 10-15 лет. В городах практически исчезли вывески на туркменском языке. Однако культурные связи сохраняются. Иранские туркменские организации и общественные активисты участвуют в работе Всемирной ассоциации туркмен Мира, ежегодно проходят культурные мероприятия посвященные дню поэзии Махтумкули.
Два государства связывают давние дружественные отношения, взаимовыгодные экономические связи. Основным занятием этнических туркмен в Иране является – земледелие и ремесленничесвто. Из ремесел, бытующих среди туркменского населения, следует отметить кузнечное (кузнец обычно одновременно бывает и лекарем, табибом), ювелирное и некоторые другие. В Иране пользуются славой искусных мастеров туркмены-плотники; их охотно приглашают в качестве строителей домов и для поделки различного рода деревянных предметов.
ТУРКМЕНЫ В АФГАНИСТАНЕ
Афганские туркмены — это вторая по величине и значению группа этнических туркмен за пределами современного Туркменистана. Здесь проживает примерно 2 миллиона туркмен, что составляет около 3% населения страны. Туркменские поселения сконцентрированы на северо-западе, вдоль границы с Узбекистаном и Туркменистаном в окружении более многочисленных афганских узбеков. Более половины современных туркмен — это потомки беженцев, опасающихся коллективизации в Туркменской ССР в 1920-х годах. Точные данные о численности туркмен в Афганистане отсутствуют, так как из-за гражданской войны переписи не проводятся. В Афганистане и в настоящее время основная масса туркмен продолжает заниматься кочевым и полукочевым скотоводством и ковроткачеством. К оседлому земледелию перешла лишь очень небольшая часть туркмен, живущих главным образом в Мазари-Шерифской провинции. О том, какое важное место занимает в хозяйстве Афганистана туркменское овцеводство, можно судить по следующим данным: туркменские скотоводы Шибиргана, Меймене и Андхоя владеют подавляющим большинством 4-миллионного поголовья каракулевых овец в Афганистане; туркмены поставляют до 90% афганского каракуля, по производству которого Афганистан занимает одно из первых мест в мире. Повсеместно среди туркмен широко распространено ковроткачество и валяние кошм, главным образом в качестве домашнего производства. Туркменские ковры, пользующиеся всемирной известностью, часто называют еще «афганскими коврами». Туркменское меньшинство не принимало участия в (гражданской войне) 1990-х годов и поддерживает дружественные отношения со всеми этническими группами в Афганистане, поэтому может играть важную роль в объединении всех враждующих фракций», — говорит д-р Джамахир Анвари, министр по делам беженцев и единственный туркменский министр в правительстве президента Хамида Карзая.
Это «единственная национальность без крови на руках», сказал он, добавив, что их нейтралитет ставит их в наилучшее положение в процессе объединения воюющих фракций.
ТУРКМЕНЫ В ТУРЦИИ
Отдельного рассмотрения стоит история туркмен на территории современной Турции. Туркмены эмигрировавшие в Анатолию в 10 веке составили основу этноса Османской империи, которая стала 26-ой по счету цивилизацией, доминировавшей в этом регионе, а в впоследствии ставшей Турецкой республикой. Однако, несмотря на то, что в целом народ двух стран имеет очень большую языковую, культурной и духовную схожесть, этнический состав современной Турции является гетерогенным и разнообразным, в силу того что этот регион исторически является перекрестком миров. Пожалуй Турция является единственной страной, кроме республик бывшего СССР, в которой этнические туркмены живут благополучно и в мире с другими этносами, по сей день.
ПРОЧИЕ СТРАНЫ
Кроме названых стран, небольшие туркменские диаспоры от 5 до 20 тысяч человек проживают и в других странах ближнего Востока, но большинство из них уже не знает туркменского языка и исторического происхождения.
ТУРКМЕНЫ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР
Согласно переписи населения от 2011 года, в России проживает чуть более 36 тысяч этнических туркмен, что составляет менее чем 0,03% населения страны. Наибольшие туркменские диаспоры имеются в Ставропольком крае, Москве и Астраханской области. В соседнем Узбекистане по данным переписи 2000-го года, проживало около 152 тысяч туркмен, это около 0,6% населения страны. Туркмены в Узбекистане населяют в основном в приграничные районы, которые относились к древнему Хорезму и вдоль бассейна реки Амударьи. В Таджикистане, согласно офоициальным данным проживает около 20 тысяч туркмен, что составляет всего лишь 0,3% населения страны. В остальных постсоветских странах численность этнических туркмен совсем малая, и рассматривается в категории прочих национальностей, или вместе с прочими тюркскими этносами.
Перепись населения 2020 в России. Туркмены — МетеоЖурнал
651
Росстат продолжает публиковать данные об итогах переписи населения прошедшей в 2021 году. В начале этого года были опубликованы сразу несколько томов, в том числе по национальному составу населения, владением русским и родным языком.
По итогам переписи в России проживало 147 182 123 человека. Из них национальность указали 130 587 364 человека.
Национальный состав населения России следующий:
Русские – 105 579 179 – 80,9%
Татары – 4 713 669 – 3,6%
Азербайджанцы – 474 576 – 0,4%
Армяне – 946 172 – 0,7%
Башкиры – 1 571 879 – 1,2%
Буряты – 460 053 – 0,4%
Даргинцы – 626 601 – 0,5%
Ингуши – 517 186 – 0,4%
Кабардинцы – 523 404 – 0,4%
Казахи – 591 970 – 0,5%
Кумыки – 565 830 – 0,4%
Лезгины – 488 608 – 0,4%
Мордва – 484 450 – 0,4%
Осетины – 485 646 – 0,4%
Украинцы – 884 007 – 0,7%
Чеченцы – 1674 854 – 1,3%
Чуваши – 1 067 139 – 0,8%
Якуты – 478 409 – 0,4%
Туркмен по итогам переписи в России проживало (те, кто указал национальность) 41 338 человек. В опросных листах помимо самоидентификации «туркмен» некоторые себя называли – ашхабадец, текинец, трухмен (распространённое название туркмен во времена Российской империи) тюрк с языком туркменским.
По итогам переписи 2010 года в России проживало 36 885 туркмен, тем самым за 11 лет численность туркмен выросла на 4453 человека или на 12,1%.
Мужчин при этом в 2021 году – 22795, женщин – 18543. Подобная диспропорция в половом составе может говорить, о том, что среди туркмен России выделяется доля одиноких, вероятно молодых мужчин приехавших в Россию с различными целями и оставшимися на постоянное проживание.
23 638 туркмен относятся к городскому населению (57,2%), а 17700 к сельскому (42,8%). Абсолютная доля туркмен проживающих в сельской местности приходится на туркмен Ставрополья и Астрахани проживающих в России уже более 300 лет.
В городах расхождение в числе мужчин и женщин заметно больше, чем у сельского населения. Среди городского населения мужчин – 13 530 человек (57,2%), женщин – 10108, а у сельского населения мужчин – 9265 (52,3%), женщин – 8435.
Регионы России, где проживают крупные туркменские общины:
Воронежская область – 1550
Московская область – 1621
Москва – 2015
Санкт-Петербург – 1188
Краснодарский край – 514
Астраханская область – 2777
Ставропольский край – 15 100
Башкирия – 561
Татарстан – 2514
Саратовская область – 730
Ставропольские туркмены в традиционных для них национальных костюмахДинамика изменения численности туркмен по регионам показывает, что в местных традиционного компактного проживания в Ставропольском крае число туркмен практически не изменилось. В 2010 году – 15048 человек, в 2021 – 15100. Естественный прирост практически отсутствует.
Стоит отметить, что в сравнении с 2010 годом число туркмен в Татарстане выросло в 2,6 раза.
Возрастная структура туркмен:
0 -9 лет – 4172
10-19 лет – 4201
20-29 лет – 13142
30-39 – 5849
40-49 – 4443
50-59 – 4778
60-69 – 3318
70-79 – 995
80-89 – 404
90 лет и старше – 36, в том числе 1 старше 100 лет.
Почти 32% туркмен в России это граждане в возрасте 20-29 лет
, что можно рассматривать, как еще одно свидетельство того, что значительная часть туркмен — это молодые люди приехавшие и оставшиеся жить в России. Важно отметить, что перепись в данной категории не учитывает например иностранцев, результаты по иностранным гражданам отнесены к другим томам.Стоит отметить, что у туркмен в России не самые лучшие демографические показатели.
На детей и подростков с 0 до 19 лет приходится всего 20,3% от все численности туркмен. В данном случае это третье свидетельство, что рост численности туркмен в России обеспечивается за счёт по всей видимости внешней миграции. При этом в половом составе населения преобладают мужчины, которые не всегда заключают брак с представителями своей национальности, а дети в таких браках могут проявлять меньшею туркменскую идентичность и в ходе переписи (совершеннолетние) относить себя к национальности матери или не указывать национальность.
Это относится и к женщинам, но их на 4252 человек меньше, чем мужчин.
Туркменский язык назвали родным 35 584 человека. Из них среди городского населения – 19 819 человек и 15 765 среди сельского.
Значительная часть граждан назвавших туркменским родным им не владеют. По итогам переписи только 27 037 человек владели туркменским языком (не обязательно все они туркмены), но в повседневной жизни им пользовалось 20 967 человека.
Владение туркменским языком по возрастным категориям:
0-9 лет – 1849
10-19 лет – 2366
20-29 лет – 8684
30-39 лет – 3767
40-49 – 3169
50-59 – 3333
60-69 – 2547
70-79 – 911
80-89 – 381
90 лет и старше – 30
Как можно заметить, чем старше возрастная группа, тем больше в ней людей владеющих туркменским языком.
А в категории 70-79 лет, туркмен 995 человек, а в соответствующей категории туркменским языком владеет 911 человек – 91,6%, если условно принимать всех владеющих туркменским языком туркменами.
В тоже время в категории 10-19 лет туркмен 4201 человек, а среди владеющих туркменским в аналогичной возрастной категории только 2366 человек 56,3%.
Русским языком владеет 39813 туркмен или 96,3% от общего числа. В том числе 39005 туркмен используют русский в повседневной жизни (94,4%).
Открытие туркмено-российской школы в Астраханской областиВ настоящее время в России только в Астраханской области имеется школа, где преподается туркменский язык и литература. Она построена за счёт средств Туркменистана, педагоги туркменского языка и литературы также из Туркменистана . Ранее школы с преподаванием туркменского языка были в Ставропольском крае, в местах компактного проживания туркмен, но в последующем преподавание туркменского языка сошло на нет из-за отсутствия педагогических кадров.
Гражданство Туркменистана — ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА ТУРКМЕНИСТАНА
Гражданство Туркменистана – правоотношения физического лица с Туркменистаном, выражающиеся во взаимных правах и обязанностях.
Граждане Туркменистана
- Гражданами Туркменистана являются лица, состоящие в гражданстве Туркменистана на день вступления в силу Закона Туркменистана «О гражданстве Туркменистана», а также лица, принявшие гражданство Туркменистана или имеющие право хранить его в соответствии с настоящим Законом.
- За гражданином Туркменистана не признается гражданство другой страны. Если гражданин Туркменистана имеет гражданство другого государства, то им в соответствии с законом считается только гражданин Туркменистана.
- Проживание гражданина Туркменистана на территории другого государства не влечет прекращения гражданства Туркменистана.
ГРАЖДАНСТВО ТУРКМЕНИСТАНА В СЛУЧАЕ БРАКА ИЛИ РАЗВОДА
|
|
Свидетельство о гражданстве Туркменистана |
|
Основания приобретения гражданства Туркменистана | Приобретение гражданства Туркменистана по следующим основаниям: |
ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ
Получить консультацию по любому интересующему вас вопросу, входящему в компетенцию Государственной миграционной службы Туркменистана, напишите нам
ЗагранпаспортВизаВъезд и выездГражданствоВид на жительствоРегистрация иностранных гражданИное
Даю согласие на передачу и обработку моих персональных данных *
Конференция по миграции и безгражданству Ашхабад, Туркменистан
Конференция по миграции и безгражданству
Ашхабад, Туркменистан (23-24 июня 2014 г.
Организовано Правительством Туркменистана и совместно организовано МОМ и УВКБ ООН
Заявление сопредседателей Международной конференции по миграции и безгражданству: выявление проблем и пути вперед
Заявление
Отмечает, что Международная конференция по миграции и безгражданству, состоявшаяся в Ашхабаде, Туркменистан, 23-24 июня 2014 г., была организована правительством Туркменистана совместно МОМ и УВКБ ООН с целью обсуждения ключевых региональных проблем в этих двух сферах, которые были определены как заслуживающие дальнейшего изучения: 1) миграция и 2) безгражданство, и предложить пути решения этих проблем. Мероприятие основано на достижениях предыдущих обсуждений этих вопросов, в частности Диалога высокого уровня по международной миграции и развитию 2013 г. и Диалога 2009 г.Региональная конференция по предотвращению и сокращению безгражданства и защите лиц без гражданства в Центральной Азии.
По миграции участники конференции:
Подчеркнули важность Диалога высокого уровня по миграции и развитию (ДВУ) Генеральной Ассамблеи ООН в продвижении межгосударственного диалога и сотрудничества по вопросам миграции и отметили значительный прогресс в решении миграционных вопросов как глобальное явление, сделанное на втором ДВУ, состоявшемся в октябре 2013 г.
Подтверждаем приверженность положениям Декларации ДВУ, принятой ГА ООН 3 октября 2013 г. резолюцией A/RES/68/4, и необходимость обеспечения ее выполнения.
Отметить сближение взглядов на глобальное значение международной миграции для развития стран происхождения, транзита и назначения, критические связи между международной миграцией и экономическими, социальными и экологическими аспектами развития на национальном, региональном и международном уровнях , а также актуальность миграции для повестки дня в области развития на период после 2015 года.
Признать как положительное, так и отрицательное воздействие миграции на развитие, признавая, что миграция и мигранты могут способствовать инклюзивному и устойчивому социально-экономическому развитию, а также повышению устойчивости и готовности к стихийным бедствиям перед лицом изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды, отмечая при этом, что миграция также может создать новые уязвимые места и неравенство, если ею плохо управлять.
Обратите внимание на необходимость дальнейшего усиления взаимодействия между международной миграцией и развитием. Были упомянуты следующие соответствующие меры: обеспечение надлежащего учета миграции в повестке дня в области развития на период после 2015 г., в частности путем включения в новую цель партнерства в целях развития, а также включения миграции в местные, национальные и региональные стратегии развития, сокращение масштабов нищеты стратегии, здравоохранение, труд и другие отраслевые политики и планы; и более систематическое обеспечение синергизма с соответствующими политическими инструментами, такими как инструменты для снижения риска бедствий и адаптации к изменению климата.
Вновь подтверждаем необходимость продолжения усилий по разработке и реализации всеобъемлющей политики управления миграцией при полном соблюдении норм и обязательств в области прав человека на национальном, региональном и международном уровнях. Эффективное и комплексное управление миграцией и сотрудничество между странами происхождения, транзита и назначения, а также с неправительственными заинтересованными сторонами были признаны необходимыми для обеспечения упорядоченной мобильности при полном соблюдении прав человека всех мигрантов, а также для решения проблем и реализации возможности миграции для развития.
Признать необходимость дальнейшего укрепления межгосударственного сотрудничества, а также сотрудничества с соответствующими негосударственными субъектами для решения проблемы нелегальной миграции, борьбы с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов, защиты жертв торговли людьми, улучшения общественного восприятия мигрантов, оказания помощи и оказание поддержки мигрантам, оказавшимся в кризисной ситуации, для улучшения здоровья мигрантов и обеспечения безопасной и упорядоченной миграции при полном соблюдении прав человека мигрантов.
Признать важность обеспечения защиты прав человека всех мигрантов и их семей как самоцели, так и условия использования преимуществ миграции для мигрантов и общества. Соответственно была подтверждена приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам государств по международным договорам в сфере миграции. Отметили готовность и впредь предпринимать усилия по усилению защиты прав человека всех мигрантов и членов их семей. В этом контексте особое внимание было обращено на потребности уязвимых групп, таких как дети, молодежь и женщины, а также мигрантов, оказавшихся в кризисных ситуациях, на усиление мер по искоренению эксплуатации мигрантов, в том числе торговли людьми, а также проявлений и выражений расизма, дискриминации и ксенофобии, а также негативное отношение общества к мигрантам и миграции.
Признать важность аспекта мобильности людей в гуманитарных кризисах и необходимость последовательно учитывать его в политике и мерах, направленных на готовность к кризисам, реагирование и меры по устранению среднесрочных и долгосрочных последствий кризисов для отдельных лиц и государств.
Признать, что некоторые группы мигрантов подвергаются повышенному риску для здоровья, и что улучшение здоровья мигрантов принесет пользу мигрантам и их семьям, улучшению здоровья населения в странах происхождения и назначения и общему позитивному развитию миграции. В связи с этим участники отметили необходимость разработки стратегий и политики по охране здоровья мигрантов, которые учитывали бы конкретные медицинские потребности женщин, мужчин и детей и включали бы продвижение политики в области здравоохранения с учетом интересов мигрантов и обеспечение равного доступа к услугам здравоохранения. для мигрантов, в соответствии с национальными законами и практикой, без дискриминации по признаку пола, возраста, религии, национальности или расы.
Приветствуем активные усилия Туркменистана по развитию сотрудничества с Международной организацией по миграции. Ярким примером устойчивого партнерства в этой сфере является вступление Туркменистана в Международную организацию по миграции, за которым последовала систематизация планов, принятых совместно с МОМ.
Приветствуем готовность Туркменистана к практической реализации итогов настоящей Конференции путем выдвижения и инициирования соответствующей Резолюции МОМ.
О безгражданстве: участники конференции:
Напомнили о глобальном мандате УВКБ ООН и высоко оценили его усилия по повышению осведомленности и решению проблем безгражданства. Далее было отмечено, что в 2014 году исполняется 60 90 135 90 136 лет со дня принятия Конвенции 1954 года о статусе апатридов. В этом контексте УВКБ ООН запускает глобальную кампанию по искоренению безгражданства к 2024 году.
Обратите внимание, что безгражданство остается серьезной проблемой в 21 st век по всему миру. На затянувшиеся ситуации безгражданства приходится подавляющее большинство населения мира, которое, по оценкам, составляет не менее 10 миллионов пострадавших. Безгражданство может быть результатом правопреемства государств, законов о гражданстве, которые дискриминируют по признаку пола или этнического происхождения, произвольного лишения гражданства, коллизии законов, пробелов в законах о гражданстве, которые создают безгражданство при рождении или в более позднем возрасте, а также из-за административных препятствий для приобретения права на гражданство. документы, удостоверяющие личность и гражданство.
Участники рассказали о некоторых основных общих проблемах, с которыми сталкиваются государства в плане безгражданства в регионе и за его пределами. В Центральной Азии безгражданство чаще всего касается лиц, не получивших гражданства после распада СССР, многие из которых имеют паспорта СССР с истекшим сроком действия, а также некоторых лиц без гражданства, прибывших в регион Центральной Азии после 1991 года из других стран СНГ. Проблемы, связанные со статусом гражданства, и новые случаи безгражданства также продолжают возникать в результате миграции, например, из-за положений об утрате гражданства в результате проживания за пределами страны гражданства. Возникли также новые ситуации безгражданства в связи с требованиями законного въезда и выезда и регистрации по месту жительства.
Обратите внимание, что во всем мире многие государства уже приняли эффективные стратегии по сокращению безгражданства. Хорошие примеры передовой мировой практики включают реформу законодательства о гражданстве в Кот-д’Ивуаре в 2013 году, которая позволила лицам без гражданства, имеющим глубокие корни в стране, получить гражданство посредством простой процедуры заявления, что обеспечивает потенциальное решение для сотен тысяч лиц без гражданства. Сообщается, что в Российской Федерации около 600 000 лиц без гражданства получили гражданство в период с 2002 по 2009 год.через упрощенную процедуру натурализации. В Бразилии и Индонезии предоставление гражданства лицам, оставшимся без гражданства в соответствии с законами о гражданстве, действовавшими в предыдущие десятилетия, было дополнено законодательными реформами, направленными на предотвращение новых случаев безгражданства.
Напомним, что в 2009 году в Ашхабаде состоялась Региональная конференция по предупреждению и сокращению безгражданства и защите лиц без гражданства в Центральной Азии, по итогам которой государства региона предприняли ряд шагов по сокращению и предотвращению безгражданства, в том числе выявление и регистрация лиц без гражданства и лиц с неопределенным гражданством, реформирование законодательства о гражданстве, а также предоставление и подтверждение гражданства и выдача документов о гражданстве.
Обратите внимание на значительный прогресс, достигнутый правительством принимающей страны, Туркменистаном, в рассмотрении и разрешении ситуаций безгражданства. В 2011 году Туркменистан стал первой страной в регионе, присоединившейся к Конвенции 1954 года о статусе апатридов, а в 2012 году – к Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства. После присоединения Туркменистан также принял новый закон о гражданстве. В 2011 г. кампания по регистрации лиц с неопределенным гражданством была проведена Государственной миграционной службой при поддержке УВКБ ООН. Цель регистрации заключалась в выдаче лицам документов туркменского гражданства. В результате в период с 2011 по 2014 год около 5000 человек получили туркменское гражданство на основании указов президента.
Высоко оцениваем усилия Кыргызстана. Кыргызстан принял новый Закон о гражданстве в 2007 году, который признает гражданами всех бывших граждан СССР без гражданства, проживающих в стране более пяти лет. Также были приняты новые положения о процедурах получения гражданства. С 2009 года более 65 000 граждан бывшего СССР получили документы о гражданстве. В этом году Кыргызстан начал дальнейшую кампанию по идентификации и документированию лиц без документов с конечной целью ликвидации безгражданства в Кыргызстане к 2016 году.
Подтверждаем, что реформы законов о гражданстве, политики и административной практики имеют жизненно важное значение для разрешения ситуаций безгражданства и предотвращения возникновения новых ситуаций. Примеры реформ для разрешения существующих ситуаций включали установление упрощенных процедур подтверждения гражданства и выдачи документов о гражданстве, а также облегчение приобретения гражданства лицами, признанными апатридами. Законы о гражданстве, которые не допускают дискриминации по признаку пола или этнического происхождения и включают гарантии того, что дети не рождаются лицами без гражданства, были упомянуты в качестве хороших примеров средств предотвращения безгражданства посредством законодательства.
Обратите внимание, что необходимы дальнейшие действия для обеспечения того, чтобы лица без гражданства могли пользоваться своими основными правами человека, такими как свобода от произвольного задержания и доступ к образованию и здравоохранению, в том числе путем предоставления законного пребывания и выдачи документов, удостоверяющих личность, отражающих их статус лицо без гражданства.
Призвать государства и международные организации к дальнейшим действиям по рассмотрению и урегулированию ситуаций безгражданства. Было отмечено, что зачастую в качестве первого шага необходимо совершенствовать механизмы выявления лиц без гражданства, в том числе посредством переписей населения, обследований и регистрационных кампаний. Установление формальных процедур определения статуса безгражданства было признано важным средством выявления безгражданства в миграционном контексте. Была также широко признана необходимость дальнейшего изучения многосторонних и двусторонних соглашений между государствами для облегчения обмена информацией, касающейся заявлений о предоставлении статуса безгражданства и определении гражданства.
Признать, что Конвенция 1954 г. о статусе апатридов и Конвенция 1961 г. о сокращении безгражданства составляют основу международно-правовых мер реагирования на безгражданство. Принятие мер по присоединению к этим Конвенциям государств, которые еще не являются их участниками, было выделено как важный элемент эффективного решения проблемы безгражданства.
Наконец, выражаем поддержку механизмам сотрудничества и партнерства между государствами и другими заинтересованными сторонами, включая учреждения ООН, региональные организации и гражданское общество, в целях более эффективного предотвращения и сокращения случаев безгражданства и защиты лиц без гражданства.