Самые известные супернизкие города и есть ли такие в России
А вы знали, что некоторые населенные пункты расположены не выше, а ниже уровня моря? Да, так бывает. Впадин не Земле достаточно. Они образовываются там, где сходятся или расходятся тектонические плиты. Если климат был жарким, такие заниженные участки не смогли заполниться водой (она просто испарялась), и в итоге в этих местах много лет спустя могли появляться города. А иногда заниженные участки образовывались из-за вмешательства человека. Предлагаем узнать, где расположены самые известные «низкие» города и не вредно ли жить на отметках ниже уровня моря.
Нидерланды: города «занизили» люди
Нидерланды, можно назвать одной из самых низких стран в Европе, а голландский город Роттердам – самая низкая точка суши в стране. Его «высота» (а, точнее, наоборот) – минус 7 метров относительно уровня моря. Голландский город Ньивекерк расположен на уровне 6,74 метра ниже уровня моря.Даже сама столица Амстердам располагается на минусовой отметке. Этот город стоит на 4 метра ниже поверхности моря и построен на вбитых в землю гигантских сваях. Если на Земле вдруг случится мегапотоп, вызванный глобальным потеплением, Амстердам первой из европейских столиц уйдёт под воду.
Амстердам красивый город, но он уйдёт под воду первым.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что поразило Петра I в Амстердаме, и зачем он приказал приезжать в Петербург с камнями
Кстати, голландский аэропорт Схипхол расположен ниже уровня моря на 4,5 метра, что не мешает ему бесперебойно отправлять и принимать самолеты.
Специалисты называют несколько причин такого низкого расположения Нидерландов. Во-первых, в результате таяния льда после ледникового периода уровень моря стал повышаться и приливы образовали дюновый барьер вдоль будущей береговой линии. Появилась область суши, которая попеременно то заполнялась, то высыхала, а крупные здешние реки приносили песок, что позволяло суше большую часть времени оставаться сухой. Во-вторых, в ледниковый период Скандинавия несколько опустилась, а после таяния льда снова стала подниматься, при этом север и запад нынешних Нидерландов стали располагаться ниже, и северная часть страны до сих пор продолжает немного опускаться.
В Нидерландах есть город ниже уровня моря.
Также «снижение» Нидерландов связывают с деятельностью человека. В XI веке голландцы-земледельцы откачивали здесь воду с помощью ветряных мельниц, а также строили дамбы. Внутренние воды осели, болота стали окисляться и осушаться. Когда же люди вывозили отсюда торф, также образовывались низины, которые местные жители впоследствии осушали.
Израиль: где самый низкий город Земли
В Израиле тоже есть заниженные места. В их числе – легендарное Мертвое море, которое находится ниже общего уровня моря аж на 422 метра! Это связано с тем, что оно представляет собой впадину, расположенную на тектонических разломах. Рядом расположен городок Неве-Зоар, который славится своими историческим и памятниками римско-византийских и иудейских времен. Он расположен даже ниже, чем мертвое моря. Более того, это вообще самый низкий город в мире, ведь Неве-Зоар находится на 395 метра ниже уровня моря.Неве-Зоар у Мертвого моря считается самым низким городом Земли.
Ну а самый известный израильский город, расположенный очень низко – Иерихон, который находится на территории непризнанного государства Палестина. Иерихон ниже уровня моря на 275 метров.
Интересно, что, по данным исследователей, до 2500 года до нашей эры уровень Мертвого моря был даже ниже, но потом он стал постепенно повышаться.
Новый Орлеан: инженеры «перестарались»
В США тоже можно найти супернизкие большие города. В их числе – знаменитый Новый Орлеан, который в свое время сильно пострадал от урагана «Катрина». Он расположен в дельте реки Миссисипи и около половины его территории, как и столица Нидерландов, находится ниже уровня моря. Так что в случае глобального наводнения город уйдет под воду. Кстати, «рядовые» наводнения из-за разливов реки и сильных дождей тут случаются и сейчас, просто пока местным жителям удается оперативно устранять их последствия.Новый Орлеан постоянно борется с результатом неправильных действий инженеров.
Причина этих неприятностей – человеческий фактор. Когда на эти земли, регулярно подверженные подтоплениям, прибыли колонисты, они начали их осушать. Новые жители рыли дренажные каналы и возводили дамбы. А когда были изобретены паровые насосы, стали применять и их. Почва высохла, стали образовываться воздушные карманы, глина и песок спрессовывались. В итоге еще в конце позапрошлого века стало заметно, что земля тут стремительно опускается.
Азербайджан: самая низкая столица – Баку
Ну а самой «низкой» из городов-столиц считается Баку. Его «высота» составляет минус 28 метров относительно уровня моря. Город расположен на Апшеронском полуострове. Это заниженный участок, находящийся в пределах Каспийской впадины, образовавшейся на Земле миллионы лет назад.Баку: самая низкая столица среди стран Евразии.
Понижение уровня моря в этой части Земли (сам Каспий тоже ниже общепринятой отметки) ученые связывают с тектоническими процессами, которые еще до конца не изучены.
Ученые выдвигали и антропогенную версию. Мол, в 1950-х годах люди начали активно изымать пресные воды из местных рек, питавших море, появились крупные волжские водохранилища. Они заполнили Волгу за счет паводков, а Каспий воду недополучил. Местные реки, питавшие море, обезводил и интенсивный водоотбор на нужды сельского хозяйства и промышленности, что и привело к оседанию земли. Однако эта версия не получила подтверждения, поскольку в 1990-х при таком же воздействии человека уровень Каспийского моря, наоборот, немного поднялся.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Чёрное золото» в судьбе России в царское и советское время: Настолько страна зависела от нефти в разные периоды
Россия: Астрахань и Махачкала
Астраханская область, которая расположена в южном Поволжье, находится на Прикаспийской низменности, и здесь тоже есть города, расположенные ниже уровня моря. Например, в самой Астрахани есть участки, которые доходят до отметки минус 27,5 метра по отношению к уровню моря. Такие районы расположены в южной части города. Специалисты отмечают, что такая высота Астрахани плюс удаленность от океанов влияет на местный климат: лето здесь намного жарче, чем должно было быть при обычных условиях.Астрахань в списке лидеров по низкому расположению.
Примерно такая же высота – и в столице республики Дагестан Махачкале, которая расположена на узкой низменной равнине в предгорье и тоже относится к Прикаспийской низменности.
Причина такого расположения Астрахани и Махачкалы сходна с азербайджанской, ведь эта часть России тоже находится в районе Каспия, и подземные процессы могут иметь общие тенденции.
Вредно ли жить ниже уровня моря
Как жизнь в «низких» городах влияет на здоровье человека? Об этом нам рассказал врач общей практики Денис Прокофьев.– Чем выше город или курорт расположен над уровнем моря, тем ниже атмосферное давление – и наоборот, – пояснил специалист. – Например, если говорить о России, то самые низко расположенные города находятся в четырех областях-лидерах. Это Дагестан, Астраханская область, Волгоградская и Калининградская. Если на данных территориях атмосферное давление высокое, это оказывает прямое воздействие на артериальное давление человека. Соответственно, нахождение на данной территории людям, склонным к гипертоническим болезням или резким колебаниям артериального давления, нежелательно.
Махачкала расположена намного ниже уровня моря. Такой город подходит не всем.
Второй момент. Чем ниже расположен город, тем больше там кислорода, ведь, как известно, в высокогорье содержание кислорода в воздухе достаточно мало, что вызывает гипоксию. Высокая же концентрация кислорода благотворно влияет на людей, страдающих гипоксией. Так что для тех, у кого энцефалопатия, хроническая ишемия головного мозга, гипоксия тканей, бронхолёгочные заболевания, такие условия будут благоприятными. Низкогорье показано при заболеваниях нервной системы, хроническом обструктивном бронхите (легкая форма), бронхиальной астме, определенных заболеваниях эндокринной системы. Так что низкогорью присущ лечебный эффект.
Однако, как предупредил Денис Прокофьев, у любой зоны есть противопоказания. Для «низких» городов это ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения выше III функционального класса, гипертоническая болезнь II и III стадии, тиреотоксикоз, а также обострения хронических воспалительных заболеваний.
При целом ряде заболеваний отдых ниже уровня моря полезен, но всё индивидуально.
Между тем врач отмечает, что каждый такой город – индивидуален и его нужно оценивать не только с точки зрения высотности. Ведь, помимо влияния атмосферного давления, играют роль и другие факторы – ультрафиолетовое излучение, влажность и так далее. В зависимости от конкретной зоны они будут разные.
Например, если опять же говорить о России, низкое расположение Астраханской области, для которой характерна степь, и Калининградской, где наблюдается мощная роза ветров, будет по-разному воздействовать на человека.
Текст: Анна Белова
За последние годы медицина шагнула далеко вперед и современным врачам хорошо известно, с каким диагнозом где полезнее отдыхать. Кстати, если вас интересует медицинская тема и вам любопытно узнать, чем лечили наших предков, прочитайте о том, Как боролись с эпидемиями на Руси и в царской России: почему это не всегда проходило удачно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Амстердам, география, геология, Астрахань, столицы Баку, ниже уровня моря, уровень моря, медицины
Зарубежный опыт: Ниже уровня моря. Управление природными рисками в Нидерландах
Аннотация
Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.
Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.
ГеографияНидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.
Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.
При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.
Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.
Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.
Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.
История
Ранний этап
Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.
В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.
В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.
Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.
Высокое и позднее средневековье
В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.
Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в “дамбовых грамотах” (нидерл. «dijkbriefis»).
Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.
Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда – в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.
Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.
Новое время
В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.
Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.
Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы . Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.
В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.
Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.
Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.
XX век
XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.
Проект Южного Моря (Зейдерзе).
В 1891 году министр Корнелис Лели предложил создать 30-километровую дамбу между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.
План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.
Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).
Проект Дельта
Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.
После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.
Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции “Норма дельта”, описывающей основные принципы инвестирования в защиту от наводнений: Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.
Рамочная концепция была названа “Нормой дельта” и включала в себя следующие принципы:
- Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название “зоны круговой дамбовой защиты”.
- Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
- Для всех территорий страны на компьютере “Deltar” (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.
Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море.
При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех “зон круговой дамбовой защиты” как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:
- Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
- Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
- Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет
Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:
- Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
- Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет
Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в “Законах Дельты”, согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.
С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.
Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке
В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад “Иной подход к управлению водными ресурсами”. Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода “выкачивать и дренировать как можно быстрее” к стратегии “удерживать, хранить и дренировать”.
Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект “Пространство для рек”.
Проект «Маас»
В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как “Проект Маас” (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.
Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.
Проект «Пространство для рек»
Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта “Пространство для рек”.
Для проекта было обозначено три ключевые цели:
- К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
- Следует улучшать качество прилегающего пространства
- Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек
Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:
- создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;
- дноуглубительные работы;
- создание новых водохранилищ;
- строительство запасных речных русел;
- отдаление дамб от русла реки;
- углубление волноломов;
- уменьшение площади польдеров;
- устранение препятствий для водного потока;
- укрепление дамб;
Завершение проекта запланировано на 2015 год.
Значение нидерландского опыта
За восемь столетий Нидерланды потеряли около 570 тысяч гектаров земли в пользу моря. За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.
Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.
Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.
В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.
Справка
Традиция согласований
Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой “демократии замирения” для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.
д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.Метки: берегоукрепление, водные риски, дамба, Дельта, защита сельского хозяйства, Зейдерзе, история, круговая дамбовая защита, Маас, наводнения, нагоны, Нидерланды, осушение, паводки, польдер, Пространство для рек Статья была опубликована в выпуске журнала «Инженерная защита», выпуск №6 (январь — февраль 2015)
Нидерланды-Страна «Под» морем
Bouwer, Laurens & Vellinga, Pier. (2007). О риске наводнения в Нидерландах.
10.1007/978-1-4020-4200-3_24.
Брунекриф Б., Хук Г., Фишер П. и Спиксма Ф. Т. (2000). Связь между
концентрациями пыльцы в воздухе и ежедневной
смертностью от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Ланцет, 355 (9214), 1517-1518. doi:10.1016/s0140-6736(00)02168-1
Изменение климата в Нидерландах. (н.д.). Получено 1 марта 2019 г. с
https://www.climatechangepost.com/netherlands/climate-change/
Изменение климата, 2014 г.: воздействие, адаптация и уязвимость. (2015).
Высота Роттердама, Нидерланды Карта высот, топографическая карта, контур. (н.д.). Получено
1 марта 2019 г. с http://www.floodmap.net/Elevation/ElevationMap/?gi=2747891
Хааснут, М., Шеллекенс, Дж., Берсма, Дж. Дж., Мидделкоп, Х., и Квадийк, Дж. К. (2015). Переходные
сценарии надежной адаптации к изменению климата, иллюстрированные для управления водными ресурсами в
Нидерландах. Environmental Research Letters, 10 (10), 105008. Плер, Д. и др. (2013). Уязвимость Нидерландов к глобальным изменениям, тематическое исследование, из
https://www.pik-potsdam.de/avec/peyresq2003/group_reports/netherlands_case_study. pdf.
Хорст, В. Л., и Йонгеджан, Р. Б. (2015). Важность эффекта домино в оценках риска наводнения
: тематическое исследование проекта VNK2. International Journal of River Basin
Management, 13(3), 305-313. doi:10.1080/15715124.2014.1003303
Groenewoud, G.C., Jong, N.W., Burdorf, A., Groot, H.D., & Wyk, R.G. (2002).
Распространенность профессиональной аллергии на пыльцу хризантем в теплицах в
Нидерландах. Аллергия, 57(9), 835-840. doi:10.1034/j.1398-9995.2002.23725.x
Йонгеджан, Р. Б., и Маскант, Б. (2015). Количественная оценка рисков наводнений в
Нидерландах. Анализ рисков, 35(2), 252-264. doi:10.1111/risa.12285
Йонкман С. Н., Кок М. и Врейлинг Дж. К. (2008 г.), Оценка риска наводнений в
Нидерландах: тематическое исследование кольца дамб в Южной Голландии. Анализ рисков, 28: 1357-1374.
doi:10.1111/j.1539-6924.2008.01103.x
К. , де Брюин, Р. Б. Деллинк и др. (2009 г., 10 апреля) Адаптация к изменению климата в Нидерландах: 90 003
инвентаризация климата варианты адаптации и ранжирование альтернатив. DOI 10.1007/s10584-009-9576-4
Киммельман, М., и Ханер, Дж. (2017, 15 июня). У голландцев есть решения для восстания
морей. Мир наблюдает. Получено 1 марта 2019 г. с
https://www.nytimes.com/interactive/2017/06/15/world/europe/climate-change-rotterdam.html
Кокс, Э., Джонгман, Б., Хасби, Т., и Боцен, В. (2015). Сочетание опасности, незащищенности
и социальной уязвимости для извлечения уроков по управлению рисками наводнений. Науки об окружающей среде и
Политика, 47, 42-52. doi:10.1016/j.envsci.2014.10.013
Ли П., Вонг К. и Мун Р. (без даты). Нидерланды: наводнения и последствия. Получено
1 марта 2019 г. с
https://water104website.weebly.com/netherlands-flooding-and-impacts.html
Лендеринк Г. и Мейгаард Э. В. (2008).
Nature Geoscience Volume, 1 , 511-514. Получено с
https://www.nature.com/articles/ngeo262.
Нваназия, К. (2018, 21 августа). Последствия изменения климата в Нидерландах:
Что произойдет? — Голландское обозрение. Проверено 1 марта 2019 г., от
https://dutchreview.com/news/weather/effects-of-climate-change-in-the-netherlands/
Назначение ветряных мельниц в Нидерландах. (2017, 05 декабря). Получено 1 марта 2019 г. с
https://www.holland.com/global/tourism/discover-holland/traditional/functions-of-windmills-in-
holland.htm
9 0003
Уильям Эрлз , эл. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАВОДНЕНИЯ И МОБИЛЬНЫЕ ШЛЮЗЫ MOSE. (2017, март,
31).
https://pdfs.semanticscholar.org/9c62/cc923845b456c37a5fe86b466705b42e92ee.pdf
Как Нидерланды живут ниже уровня моря?
Знаете ли вы, что Нидерланды расположены ниже уровня моря? Вам может быть интересно, как это возможно, что вы все еще можете видеть землю, а не только воду. Это не странная мысль. Я задавал себе тот же вопрос, когда узнал об этом в школе, когда был моложе. Круто то, что голландцы придумали, как сохранить землю сухой и пригодной для жизни миллионов людей. Как? Прочитайте эту статью, чтобы узнать!
Здесь вы можете увидеть, какие области в Нидерландах находятся ниже уровня моря Нидерланды еще не исчезли под водой благодаря своим дюнам, дамбам, плотинам, шлюзам и насосным станциям. Вкратце , это называется «Дельта-сеть или программа». Это было разработано самими голландцами в 2010 году.
Причина, по которой наши ноги еще не промокли в Нидерландах, связана с некоторыми вдохновителями, которые усердно работали, чтобы не допустить попадания воды. Это непрерывный процесс, и, вероятно, он останется таким на многие годы вперед. Голландцы верят, что смогут сдерживать воду в течение многих столетий и уберечь нас всех от наводнений в будущем. Что такое Delta Network ? Продолжайте читать!
Как Нидерланды защищают море?
Голландцы являются экспертами, когда речь идет о воде и хранении ее подальше от своей земли. Люди в Нидерландах работали над способами защиты от возможных наводнений гораздо дольше, чем Delta Work Exists. Однако программа «Дельта» позволила решить всю водную проблему как единое целое, а не как более хаотичную структуру. насколько это возможно» ;). Это делается с помощью нескольких различных методов.
–Дюны
Дюны построены большими машинами, которые вычерпывают песок со дна моря. Этот песок складывается в кучу, а сверху высаживаются ростки морских водорослей, чтобы песок оставался на одном месте. Когда уровень моря повышается, дюны предотвращают затопление. Как вы можете себе представить, дюны нуждаются в постоянном уходе, чтобы они оставались на нужной высоте. С нынешним повышением уровня моря очевидно, что за дюнами нужно очень внимательно следить.
– дамбы
Дамбы представляют собой сооружения, построенные вдоль или параллельно реке и имеющие вид небольшого холма (иногда высотой всего около 1 метра). Они построены так, что когда уровень воды в реке поднимается из-за проливных дождей, вода (надеюсь) не перетекает через вершину холма, защищая окружающие его дома. Вы можете увидеть многие из этих сооружений, когда едете или едете на велосипеде вдоль рек или каналов в Нидерландах. Однако случается и так, что дождь был просто слишком сильным, что приводило к наводнению. Отличным примером этого является то, что произошло в 2021 году в Бельгии и Нидерландах. Это нанесло большой ущерб и даже стоило жизни нескольким людям..
– плотины
По сравнению с дамбой дамбы представляют собой гораздо более крупные сооружения. Они не только не пропускают воду, но и удерживают воду в одном месте. Эта вода может использоваться для орошения, потребления человеком и/или в промышленности.
– Шлюзы
Шлюзы являются частью более новых и современных технологий, используемых в настоящее время. Они контролируют приток и отток воды, открывая или закрывая большие ворота. Когда они полностью опущены, вода не может войти или выйти. Если их оставить поднятыми/открытыми, вода может течь в любом направлении. Во время штормов ворота закрываются, чтобы не допустить проникновения воды и защитить землю.
Вероятно, самый важный шлюз в Нидерландах называется «Afsluitdijk»
–насосы (насосные станции)
Насосные станции строятся для перемещения воды из одного места в другое, например, для дренажа. В старые времена не электрические насосы перекачивали воду из одного места в другое, а ветряные мельницы! Когда вы посещаете Нидерланды, вы все еще можете увидеть эти ветряные мельницы в некоторых местах. По прошествии всего этого времени некоторые из них до сих пор активно участвуют в Delta Network!
Один из ветряных самцов, который все еще активен, называется «Ондермолен» в Ньиве Дримансполдер. Все эти различные меры по борьбе с наводнениями в совокупности называются Программой Дельта или (сетевыми) работами Дельты. Всего Delta Works состоит из 13 секций. Сюда входят дамбы, дамбы, дюны, шлюзы и насосные станции. Эта удивительная сеть защитила Нидерланды от повышения уровня воды и, как известно, является частью « семи современных чудес света».
Какая часть Нидерландов на самом деле находится ниже уровня моря?
Примерно 26% территории Нидерландов находится ниже уровня моря. однако 59% территории Нидерландов могут оказаться под водой, когда разразится сильный шторм или когда поднимется уровень воды. Поэтому очень важно, чтобы люди в Нидерландах продолжали искать альтернативные способы защиты нашей земли.
Существуют ли другие страны, которые используют программы Delta?
На самом деле да! Благодаря большому успеху сеть Delta не осталась незамеченной. Поэтому есть и другие страны, которые обратились к Нидерландам с просьбой помочь им построить аналогичные сооружения для защиты от воды или иметь возможность регулировать воду в своих странах. Вероятно, самым известным примером является Дубай.
Голландцы сыграли важную роль в развитии этого хорошо известного района в Дубае
Нидерланды когда-нибудь уйдут под воду?
Как вы знаете, уровень воды поднимается. Это оказывает влияние на западную часть Нидерландов. Чтобы вода не затопила эту часть нашей земли, рабочие Delta должны хорошо выполнять свою работу, чтобы и впредь предотвращать затопление нашей страны. Повышение уровня воды является большой проблемой, и если страна останется такой, какая она есть, есть вероятность, что к 2030 году некоторые ее части будут затоплены.0153 усердно работает , чтобы найти способы и создать технологию , чтобы предотвратить затопление Нидерландов в будущем.
Насколько безопасно жить в Нидерландах?
Вам может быть интересно, являются ли Нидерланды безопасным местом для жизни. Ну, честно говоря, давайте спросим себя , есть ли место на 100% безопасное? Наверное, нет.