Велосипедные обода — какие они бывают и на что обратить внимание при покупке|Виды велоободов|Клуб велопутешественников — velootpusk.ru -Как выбрать велосипед | Клуб велопутешественников
Очень часто, при покупке велосипеда, на обода обращают внимание в последнюю очередь, а иногда и вовсе забывают узнать что-либо про них. А ведь обод первый принимает на себя удары от прыжков, кочек, бардюров и прочих неровностей дороги. Кроме того, вес обода может составлять довольно приличную часть веса всего велосипеда, о чём также следует помнить.Каким должен быть велосипедный обод?
Обод должен быть прочным.
Конечно ситуации, когда обод трескается или ломается по шву от удара довольно редкое явление (хотя и такое бывает), однако владельцы не очень качественных ободов частенько занимаются не самым приятным занятием — исправлением «восьмёрки» или «яйца» на колесах, которые по их мнению «непонятно откуда и из-за чего появились».Строго говоря, прочность, в данном случае, определяется не только жёсткостью и ударостойкостью самого обода, но также и количеством и качеством спиц, а также правильностью их натяжения.
Обод должен быть лёгким.
Встречаются такие велосипедисты, которые гонятся за каждым граммом своего железного коня и тратят довольно серьёзные суммы на карбоновые подседельные штыри, дорогие переключатели скоростей, которые легче на пару грамм, но забывают про обода, вес которых в некоторых случаях может достигать почти килограмма. Кроме того, уменьшение веса колеса, например на 100 грамм может быть намного важнее уменьшения массы велосипеда за счёт, к примеру, подсидельного штыря на ту же величину. Объясняется это тем, что часть сил велосипедиста тратиться, помимо всего прочего, на раскрутку колёс, а из законов физики следует, что тем тяжелее эти колёса весят, тем больше усилий необходимо будет затрачивать.
Что такое одностенные и многостенные обода?
Все существующие обода можно разделить на три большие группы, в зависимости от их профиля:Одностенные.
Самый простой и самый непрочный вариант. Устанавливается в основном на горные или прогулочные велосипеды начального уровня. В большинстве своём не выдерживают езду по поребрикам и ухабам и деформируются, вследствие чего пригодны только для езды по более-менее ровным дорогам без каких-либо высоких нагрузок.Двухстенные (двойные).
Устанавливаются на большинстве велосипедов среднего и высокого уровня, так как имеют высокую прочноcть и приемлемый вес. Оптимальный выбор практически для любого стиля катания.Трёхстенные (тройные).
Самые прочные, но и самые тяжёлые из всех ободов. Встречаются они довольно редко и скорее всего, скоро вообще будут сняты с производства, так как вторая перемычка предназначена в основном для повышения боковой прочности, что актуально при использовании мощных ободных тормозов, которые в настоящее время практически вытеснены дисковыми, где проблема продавливания обода колодками не стоит.
Профиль одностенного обода | Профиль двухстенного обода | Профиль трёхстенного обода |
Кроме того, если необходима повышенная прочность обода, то применяется высокий профиль, который увеличивает жёсткость и препятствует возникновению на ободе «яйца».
Обычный профиль | Высокий профиль |
Из чего делают обода современных велосипедов?
До недавнего времени практически все обода, за исключением профессиональных, делали из стали. Сейчас такой обод можно встретить исключительно на дешёвых велосипедах начального уровня или ашан-байках. Дело в том, что стальные обода уступают более современным алюминиевым и в прочности, и в весе. Да и цена алюминиевого обода не значительно выше, чем стального. Кроме того, тормоза типа V-brake работают со стальным ободом гораздо хуже, чем с алюминиевым, а на велосипедах с дисковыми тормозами встретить стальной обод практически нерально (только если такой велосипед будет собран самостоятельно). Конечно же в профессиональных целях могут использоваться различного рода обода из новейших материалов (например, углепластиковые), но Вы врят ли встретите их в обычном веломагазине. В итоге, можно сказать, что наилучшим будет выбор алюминиевых ободов, в то время как велосипеды со стальными ободами лучше обходить стороной.Сколько отверстий под спицы должно быть в ободе?
Бывает, что в разговоре про колёса и обода начинающие велолюбители задают продавцу вопрос: «А сколько спиц в колёсах этого велосипеда?», и при прочих равных выбирают велосипед, у которго спиц в колесе больше, что по их мнению, говорит о надёжности и прочности. Однако это не совсем верно. Дело в том, что в современном горном велосипеде обычно 32 или 36 спиц, в шоссейном — 24,28 или 32, на гибридах и городских велосипедах -36 или 40. В некоторых редких случаях их может быть и меньше, иногда больше. Таким образом уменьшением количества спиц достигается снижение веса, что, как уже отмечалось выше, актуально для дисциплин с частым изменением скорости. Потеря прочности конечно же есть, но она крайне незначительна и может компенсироваться качеством самих спиц и характеристиками обода. Таким образом, на такой параметр, как количество спиц стоит обратить внимание только в том случае, если Вы покупаете обод на замену или собираете велосипед из запчастей. При покупке нового велосипеда уделять большое внимание этому параметру не стоит.
Итак, при покупке велосипеда несомненно стоит обратить на его обода, чтобы избежать проблем во время эксплуатации. Старайтесь подобрать велосипед с ободами, подходящими именно Вашему стилю катания. Кроме того, на ободах не стоит эконмить, так как последующий их ремонт обойдётся намного дороже.
Опубликовано: 27.12.2009 82378 просмотров
Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход — купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема — у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.
velootpusk.ru
Велосипедные обода. Как выбрать, из чего делают, типы профилей.
Отредактировано: 10.04.2017
В этой статье мы рассмотрим основную часть велосипедного колеса – обод. На рисунке с поперечным сечением колеса это 1. Так же упомянем и об ободной ленте (номер 2 на рисунке), для чего она нужна.
Что такое обод? Согласно Википедии – это наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах.
Обод – это основа колеса и поэтому он должен быть:
- Прочным;
- Жестким;
Легким.
Прочность и жесткость.
Обе эти характеристики определяются материалом, из которого сделан обод и формой профиля. Причем профиль даже более важен, чем материал.
Легкость
Насчет легкости. Это важно не только с точки зрение переноса байка велосипедистом, но и с точки зрения езды на нем. Чем легче велосипед – тем проще его разогнать. Причем есть закономерность – грамм веса в колесе требует в два раза больше энергии, чем тот же грамм в раме или других элементах. Это нужно обязательно учитывать.
Из чего изготавливают обода
Обода изготавливают в основном из следующих материалов:
- Сталь.
- Алюминиевые сплавы.
- Карбон.
Обода из стали производят уже десятки лет. Процесс давно отлажен, достаточно дешев. Стальные обода имеют плюсы: дешевые, прочные, на них проще исправить «восьмерку» или «яйцо». В тоже время есть и минусы: они тяжелее алюминиевых, более подвержены коррозии. Стальные обода отлично подходят для односкоростных велосипедов, использующих ножные тормоза, но их нельзя использовать для моделей с V-brake тормозами.
Сегодня большинство колес собирают на основе ободов изготовленных из алюминиевых сплавов. Колеса ни их основе легче стальных, а благодаря специальной форме профиля их жесткость даже выше. Для повышения прочности алюминиевые обода проходят еще и термическую обработку, так называемую закалку, а после этого анодирование и покраску, что делает их еще более устойчивыми к коррозии. При всех плюсах и у них есть минус. Алюминиевые колеса – все же дороже стальных.
Изготавливают современные обода методом экструзии. Это когда полу расплавленный металл выдавливают через отверстие, определяющее поперечное сечение обода. Затем полученный профиль изгибается в ровное кольцо и скрепляется при помощи сварки.
Карбоновые обода очень легкие и прочные, но уж очень дороги. Их изготавливают вместе со спицами. На рисунке выше как раз образец такого обода с пятью спицами.
Тип и профиль обода
Как было описано обода в основном изготавливают из стали и алюминия. Жесткость и прочность обода во многом зависит не только от материала, но и от вида профиля, из которого его изготовляют.
Обода бывают одинарные, двойные, тройные.
Одинарные
Одинарные обода изготавливают, в основном, из стали. Это самый простой и дешевый вариант. Их используют на городских велосипедах, не испытывающих сильных ударных нагрузок и предназначенных для спокойной езды или детских моделях. Причем это всегда модели с ножными барабанными тормозами.
Двойные
Двойными они называются потому, что кроме нижней стенки, к которой крепятся спицы, есть еще и вторая перегородка. Именно за счет второй перегородки такие обода имеют высокую прочность и жесткость. Двойные обода устанавливают на большинство байков среднего и высокого класса. Изготавливают их из алюминиевых сплавов, что обеспечивает малый вес и высокие антикоррозийные свойства.
Тройные
Это наиболее прочные, но, в тоже время, и самые тяжелые обода. Встречаются довольно редко. Дополнительная перемычка предназначена для повышения боковой прочности при использовании мощных ободных тормозов. Однако на сегодняшний день такие тормоза все более вытесняются дисковыми тормозами, а для них такие мощные обода не нужны, так как для торможения используется тормозной диск (ротор), а не сдавливание обода. С точки зрения жесткости, такие обода применяются только в экстремальных видах велоспорта, так что они не очень сильно распространены.
Обода для бескамерных покрышек
Существуют еще и специальные обода для бескамерных покрышек.
Первая технология: UST (Universal System Tubeless) универсальная бескамерная система, разработанный в 1999 году французской компанией Mavic.
Второй вариант — технология BST (Bead Socket Technology), фирмы Stan’s, позволила устанавливать бескамерку практически на любое велосипедное колесо.
Высота обода
Если необходим обод с большей прочностью, то применяется высокий профиль. Это значительно повышает его жесткость и прочность «на складывание». Такому колесу менее страшны кочки и ямы на дороге или гоночной трассе.
Чем выше профиль обода, тем лучше он держит фронтальные удары, чем шире обод, тем больше его торсионная жесткость.
Обода для стрита и фрирайда имеют довольно высокий профиль и ширину. здесь хватает ударов со всех сторон. В стрите и триале чаще используют обода с коробчатым профилем.
Зависимость от типа тормоза
Как Вы уже поняли, тип используемого обода во многом определяется еще и типом тормоза, установленного на велосипеде.
На байках с тормозами типа V-brake ставят алюминиевые обода с ровной боковой стенкой. Причем на дорогих и качественных ободах протачивают специальную канавку, предназначенную для контроля износа боковых стенок. Как только ее не будет видно – обод нужно менять. Например на рисунке изображены высокие двойные алюминиевые обода.
При использовании дисковых тормозов широкие боковые стенки использовать не обязательно, поэтому их делают более узкими. Естественно, обода, предназначенные для использования на велосипедах с дисковыми тормозами, из-за отсутствия тормозных дорожек, не могут использоваться с ободными тормозами, а наоборот можно.
Керамические обода
Так называют обода со специальным керамическим покрытием на тормозных дорожках при использовании вибрейк тормозов. Толщина слоя — менее 1 мм.
Плюсы керамических ободов:
- Резко возрастает эффективность работы тормоза не только в хорошую погоду, но и под дождем, снегом, в грязи.
- Керамика очень жесткая и практически не стирается при эксплуатации.
Минусы керамических тормозных дорожек:
- Обода с керамическим покрытием значительно дороже. К ним нужны специальные более жесткие тормозные колодки.
- Высокая вероятность скола покрытия при агрессивном катании.
Сам обод значительно мягче керамического покрытия и постоянно испытывает деформации от нагрузок при катании и перепадов температур. Жесткой керамике такое выдержать сложно и уже через 2-3 года она начинает трескаться и отслаиваться.
Причем, самое обидное, что обод целый и крепкий, а нормально тормозить уже нельзя. Особенно это заметно при частых ударах по колесу и при появлении «восьмерок».
Лучше всего их использовать на асфальте и ровном грунте. Горные каменистые склоны и лесные тропинки керамика может не выдержать.
Пистонирование ободов
Смысл этого термина в следующем. В колесе спицы натягиваются между ободом и втулкой. При этом они работают на натяжение. В месте крепления спицы к ободу накапливается усталость металла, он может трескаться, что приведет к вырыванию спицы.
Для того, чтобы избежать этого используют пистонирование. Каждую спицу устанавливают в специальный стакан в ободе – пистон, который распределяет нагрузку, увеличивая ресурс колеса. Бывают еще и резьбовые пистоны, которые вкручиваются во внешнюю стенку обода, а внутренняя стенка не сверлится вообще.
Правда иногда никакое пистонирование не помогает. На фотографии видно к чему приводит сильное перетягивание спиц и слишком агрессивная езда.
Ободная лента
Ободная лента это резиновая или полимерная лента, защищающая камеру от проколов со стороны обода спицами или острыми концами отверстий для спиц. Так же она позволяет герметизировать обод.
Более подробно о ней можно почитать в соответствующей статье на нашем сайте.
Что еще можно почитать о велосипедных колесах и ободах:
- Как измерить ширину обода велосипедного колеса
- Как определить диаметр колеса велосипеда
- Как определить длину окружности колеса
- Ободная лента (флиппер) — что это такое и для чего нужна
Интересное видео о производстве алюминиевых ободов
www.sportek.in.ua
Как выбрать велосипедные ободья
В последние десятилетия производство такого вида транспорта, как велосипед, заметно расширилось. Появились новые модели, отвечающие разным целям и выполняющие разные функции. При покупке велосипеда необходимо ориентироваться не только на его внешний вид, но и учитывать технические характеристики, уделять особое внимание деталям. С выбором ободьев велосипедист имеет дело очень редко. Прежде всего он касается этого вопроса при серьёзном повреждении колеса, когда требуется его ремонт или замена. Фактически, покупая велосипед, мало кто обращает внимание на его сборные детали.
Велосипедный обод является незаменимым в конструкции велосипеда
Обод — сложная деталь велосипеда. При неправильной эксплуатации может нарушиться его прочность, а это, в свою очередь, приведёт к серьёзным последствиям для велосипедиста.
Процесс выбора
Выбрать велосипед — дело ответственное, поэтому подходить к нему надо с умом. От качества изготовления и установки даже малейших деталей зависит эксплуатация всего механизма в целом. Такая деталь, как обод, обеспечивает прочность и защиту колёс, что становится особо актуальным при передвижении по российскому бездорожью.
Перед тем как выбрать велосипедные ободья, необходимо учесть несколько моментов:
- Оцените свой стиль катания и определитесь с целями: для чего вам нужен велосипед. Это будет определяющим в выборе подходящей модели.
- Если придётся совершать длительные поездки, важно учесть не столько прочность конструкции, сколько её вес.
- Обратите внимание на бескамерные колёса. Несмотря на высокую стоимость, они почти неуязвимы для проколов, хотя отличаются высокой стоимостью.
Для выполнения трюков и прыжков более подходящими будут колёса с широкими ободьями, а вот для длительных поездок по трассе они не подойдут.
Профессионалы в области велосипедного спорта советуют обратить особое внимание на материал, из которого сделаны велосипедные ободья, на их профиль, пистонирование, анодирование поверхности, количество спиц. А также следует учесть место покупки велосипеда. Выбирайте только проверенные спортивные магазины, а не близлежащие супермаркеты и магазинчики, чтобы исключить возможность купить некачественный товар.
Материал
Одна из главных особенностей, характеризующих велосипедные ободья. Они могут быть сделаны из алюминия, стали, карбона или «фирменных» сплавов.
Алюминий
Самый распространённый материал. Прочность, универсальность, хорошая морозоустойчивость, небольшая цена позволяют использовать его в большинстве моделей. С целью повышения жёсткости велосипедных ободьев сплавы из алюминия закаляют, то есть подвергают обработке. Обработка анодированием и специальной краской способствует увеличению прочности и стойкости алюминиевого обода, повышает антикоррозийность. Современные фирмы по производству велосипедов создают как обычные, так и анодированные ободья, которые несколько дороже обычных и имеют чёрный цвет. Но при покупке велосипеда лучше выбрать такие ободья, чем потом переплачивать за ремонт.
Сталь
Стальные изделия фактически исчезли из производства. Они были вытеснены алюминиевыми, жёсткость которых во многом превышает стальные конструкции, стойкие к износу, твёрдые, но очень тяжёлые по весу. Плотность алюминия меньше, следовательно, и меньше вес изделия, более дешёвое производство и высокая технологичность позволяют заменить стальной вариант на алюминиевый. Хотя многие велосипедисты принципиально стараются выбрать только стальные ободья, особенно на дальних дистанциях.
Карбон
Материал не из дешёвых. По своим свойствам превосходит алюминий, но его применение в изготовлении ободьев непрактично. За лёгкие, твёрдые изделия придётся выложить немалые деньги. Хотя цена соответствует качеству.
«Фирменные» сплавы
Сочетания различных металлов, позволяющие получить новые свойства изделия. Как правило, сплавы не превосходят по качеству алюминий.
Пистонирование
При выборе важной становится такая технология, как пистонирование. Она используется с целью предотвратить трескание обода и, как следствие, вырывание спицы. Для распределения нагрузки каждая спица колеса устанавливается в пистон — своего рода стакан в ободе, который предназначен для фиксирования спицы в отверстии. Для таких качественных изделий подобные средства укрепления считаются стандартными.
Если вес велосипедиста достаточно большой, эта технология может оказаться бессильной.
Количество спиц
Раньше для большей части моделей велосипедов стандартным считалось колесо, состоящее из 36 спиц. В настоящее время количество спиц во многом зависит от того, на какую модель велосипеда они должны быть установлены.
Деление по типам велосипедов довольно условное, хотя соблюдаются определённые тенденции: так, на шоссейных моделях достаточно 28 спиц, на горные велосипеды обычно ставят 32, а колёса на туристическом велосипеде содержат около 36 спиц.
Сегодня количественный набор спиц не принципиален. Встречаются варианты шоссейных велосипедов с небольшим числом спиц, но надёжность от этого не уменьшается, колёса способны выдерживать достаточно большую нагрузку. Жёсткость ободьев и качественное прочное изготовление спиц сводит к минимуму возможность обрыва спиц.
Профиль
При покупке велосипеда обратите внимание на профиль. Он бывает одностенным либо двустенным. Одностенный профиль сейчас редко встречается на современных велосипедах, только самые дешёвые модели, продающиеся в магазинах, оснащены подобной конструкцией.
Особой популярностью пользуются двустенные ободья из алюминия, которые обеспечивают необходимую прочность и жёсткость. Существует модели колёс, ободья которых усилены трёхстенным профилем. Они устанавливаются на спортивных профессиональных велосипедах, где требуется большая выносливость и дополнительная прочность конструкции колеса.
Безопасность или защита от «укуса змеи»
Бывают ситуации, когда велосипедная камера, ударяясь об обод с огромной силой, получает пробоину. Это явление носит название «укус змеи». Это может случиться, если велосипед на большой скорости резко наедет на бордюр или если на пути попадётся камень или большая яма. Для защиты камеры от защемления, возникающего между краем обода и покрышкой, необходимо создавать резиновую защиту от пробоин. Такими свойствами обладают конструкции ободьев велосипедов, предназначенных для фрирайда или даунхилла.
Кроме структуры и окружности, есть другие элементы ободьев, которые могут стать причинами поломки колеса, когда, казалось бы, из-за незначительного дефекта небольшой детали ремонту подвергается весь велосипедный обод.
Велосипедные ободья должны быть лёгкими, жёсткими, прочными. Лёгкость обода не только облегчает транспортировку велосипеда, но и сохраняет энергию велосипедиста во время разгона. Важно при выборе обратить внимание на материал, из которого он изготовлен, проконтролировать, чтобы он был пистонирован и анодирован. Тогда выбранные ободья прослужат долгое время и никакие препятствия, а также восьмёрки не станут преградой на вашем пути.
Если статья оказалась полезной, напишите нам.
aktsport.ru
в чем особенности таких колес?
Время чтения: ~5 минут Автор: Александр Маладыка 54
Очень эмоционально и задиристо. Экстравагантно и неординарно. Такие мысли приходят в голову в первую очередь, когда видишь велосипед на литых дисках. Выводов пока делать не будем, а рассмотрим литой диск с прагматической точки зрения. Эстетическую составляющую пока опустим.
Кому нужны литые диски?
В первую очередь спортсменам. И именно нужны, как воздух. Дело в том, что в одиночных гонках на велотреке используются карбоновые или стеклопластиковые диски. Их изготавливают разными способами – начиная от гидроформирования до литья под давлением. При использовании на треках на переднее колесо ставят лопасть – 2-3 реберную, а заднее колесо выполняют сплошным. На закрытых треках, где нет необходимости бороться с парусностью, ставят сплошные колеса спереди и сзади. Литье в велоспорте на трековых гонках – необходимость. Вот почему:
- легкость конструкции;
- достаточная для трека жесткость;
- нет необходимости в установке тормозов;
- уменьшение коэффициента сопротивления воздуха;
- улучшение управляемости.
С появлением нездоровой тенденции ставить литье на любые велосипеды, такие производители как HED, H+Son, Lightweight предлагают их в свободной продаже. На велосипедных треках применяют и более дешевый вариант борьбы с сопротивлением воздуха – щитки, которые надевают поверх спиц.
Из соображений безопасности в групповых гонках запрещено использование аэродинамических литых колес. Вот откуда ноги растут. В первую очередь – функциональность и узконаправленность привела литье в велосипедный спорт. А на прилавки магазинов литые диски для велосипеда ставят по другим причинам, но об этом позже.
Посмотрим правде в глаза
Огромным заблуждением большинства непосвященных стал факт о том, что литые диски для велосипеда гораздо легче спицованных колес. С полной ответственностью заявляем, что это полнейшая ахинея.
Будет достаточно всего нескольких примеров. Вес обычного диска без резины составляет в среднем 1 100 – 1 200 г, а вес литых дисков, который заявлен самим производителем – 1 465 г. (Колеса Grimeca, 26”, made in Italy).
Также очень распространен миф о том, что литые велосипедные диски крепче, чем спицованные. Тоже не совсем правда. По прочности с обычными колесами могут тягаться только карбоновые диски для велосипеда. Но их цену нельзя и рядом поставить с ценой на обод со спицами.
Литые диски не поддаются ремонту и подвержены разрушению при механических перегрузках – достаточно одного конкретного бордюра, чтобы литье навсегда вышло из строя. За рубежом ситуация несколько иная – там никто и думать не будет о том, чтобы ровнять или выкатывать литое колесо – сразу на цветмет, потому что здоровье дороже. И еще один момент, не совсем понятный для рожденных на наших просторах. На самые бюджетные МТВ за бугром стараются ставить именно литье. Почему? Правильно. Оно дешевле. А у нас его причислили к лику святых и повесили соответствующий ценник.
Спицованное же колесо отлично держит удары во всех плоскостях и с легкостью поддается ремонту – перетяжке спиц, правке, в конце концов, выкатке обода. Спица позволит не переживать в дороге о том, что колесо в любой момент может рассыпаться и поездка закончится плачевно.
Все так плохо?
Конечно же, нет. Постараемся найти некоторые преимущества литых колес для велосипедов, основываясь на здравом уме и отзывах.
Практически все диски, которые доступны в магазинах на сегодняшний момент, изготовлены в Китае. Это не предвзятое отношение, а просто факт. Если вы не видите ничего зазорного в этом – отлично. Но лучше выбирать из дисков, произведенных в Тайване. А это говорит об улучшении качества как минимум.
Такие диски, как Teny Rims, относительно недороги. Они позволяют установить бескамерные шины, что очень приятно при условии асфальтовых покатушек.
Литые диски редко выпускают с одинарным ободом, зная подверженность к разрушению. Поэтому двойной обод придаст прочности и уверенности.
Конструкция лопастей литого диска позволяет добиться лучших аэродинамических свойств. Пускай заметно это не сразу, но факт будет греть душу, когда вспомните о потраченных 120$.
Конструктивно возможна установка не только дисковых тормозов, но и V-Brake. Такая возможность, конечно, расширит ореол обитания литья.
Отдельно стоит упомянуть о прекрасных байках на литых колесах компании BMW. Цен на них мы озвучивать не будем, но полюбоваться можно.
Вот видеонарезка от производителя, в которой рассказано, как прекрасно кататься на литых дисках Teny Rims по США.
Каждый велобайкер вправе решать, нужны ли ему литые диски. То, что это необычно – факт бесспорный. Но вот хороша ли такая необычность – вопрос спорный..
загрузка…
velofans.ru
Выбор колес шоссейного велосипеда
Хорошие колёса для шоссейного велосипеда, при наличии качественной рамы, бесспорно, будут лучшим апгрейдом вашего стального коня.
Будучи средством, приводящим систему в действие, колеса должны иметь качественные и надежные втулки, высокую жесткость для точности траектории, должны держать высокое давление в шинах, обеспечивать качественное торможение, а также при всем этом иметь настолько легкий вес, насколько возможно.
Обновление до колесной пары, которая достигает именно этих свойств в более полной мере, может вдохнуть в ваш велосипед новую жизнь. Улучшения могут также включать большую скорость, более чувствительные тормоза или просто легкий вес – то, что помогает и в ускорении, и в замедлении.
Выбор новых колес может поставить покупателя в тупик, т.к. вариантов тысячи. Эта инструкция поможет вам узнать, на что обращать внимание при выборе колес, разбираться в разных характеристиках и понимать общие термины.
Анатомия колеса шоссейного велосипеда
• Втулка – Колесо вращается вокруг втулки, расположенной в его оси. На заднем колесе присутствует механизм фрихаб (если только у вас не фикс), который позволяет байку катиться произвольно и ускоряться при надавливании на педали. Втулка включает в себя ось, которая является точкой крепления колеса к велосипеду.
• Спицы – Отрезки проволоки или чего-то похожего, которые соединяют втулки с ободом. При выборе важно как количество спиц в колесе, так и материал из которого они изготовлены.
• Пистоны – Спицы вдеваются в специальную гайку, называемую пистоном. Большинство колёс можно выпрямить, регулируя натяжение спиц через пистон.
• Обод – обод держит шину и обеспечивает тормозную поверхность на велосипедах с ободными тормозами.
Какой тип шоссейных колёс нужно покупать?
Сейчас, когда шоссейные велосипеды получают назначение в соответствии с их использованием (гоночные, эндуренс, аэро, туристические и т.д.), колеса для них подразделяют на такие же категории. Зная предпочитаемый вами тип езды и ваши предпочтения в отношении колес, можно упростить ваш выбор и сэкономить время.
Колеса для подъемов
Вес вращающегося колеса особенно сильно ощущается на подъеме, поэтому обычно для этих целей колеса делают легковесными. Такие колеса зачастую имеют узкопрофильные обода и небольшое количество спиц. При весе до 1,5 кг и без претензий на аэродинамику колесо можно отводить в категорию «для подъема». Если бюджет не ограничен, вес суперлегкого сета колёс должен варьироваться между 900 г и 1300 г.
Аэродинамические колёса
Аэродинамические колёса быстро набрали популярность среди тех, кто стремится к так скажем «профессиональному виду». Для них характерны обычно более глубокие обода с глубиной от 30 мм.
В последние годы аэродизайн усовершенствовался, и колёса средней глубины теперь, как и модели с более глубоким ободом также гарантируют баланс между низким весом, качеством езды и возможностями лучшего исполнения в езде против ветра.
Аэродинамические обода часто изготавливают из карбонового волокна, чтобы обеспечить их легкость. Однако, бюджетный вариант, скорее всего будет из алюминия, и поэтому будет тяжелее.
Аэродинамические колёса с глубоким ободом
Когда приоритетом становится скорость, 50-мм (или более) обода прорезают воздух с меньшей турбулентностью. Однако, дополнительная глубина может стать причиной проблем при езде на высокой скорости против ветра, а также часто влечёт за собой дополнительный вес, и поэтому колёса с ободами средней глубины становятся популярным компромиссом, если речь не идёт о тайм триалах или скоростных спринтах.
Те, кто катаются на глубоких аэродинамичных колесах, чаще всего имеют набор тренировочных колёс для повседневного использования, вне самих гонок.
Тренировочные колёса
Если для гоночных колёс приоритетом являются скорость и легкий вес, то тренировочные или «повседневные» колёса должны быть прочными и способными принять на себя удар.
Поскольку обода имеют свойство изнашиваться со временем от трения тормозов, лучшим вариантом станут тренировочные колёса из сплава. Стандартные наборы колёс, в которых замена спиц и ободов относительно недороги – станут хорошим выбором. Основные бренды предлагают бюджетные варианты колёс довольно прочных и с недорогими сменными комплектующими.
Для такого типа колес ожидается, что их вес, при довольно приемлемой цене, будет 1,5 – 1,8 кг. Бюджетный набор будет уже весить 1,9 кг и выше.
Колёса для туристического велосипеда
Езда по бездорожью и лесным тропкам, набирающая все большую популярность, сопровождается похожими требованиями к наборам колёс. Колёса должны быть просты в обслуживании и достаточно прочны. Для таких целей лучшим выбором станут колёса с большим количеством спиц (28-32).
Какой тип покрышек подойдет моим колёсам?
Существует три типа покрышек для шоссейных велосипедов, и каждый из них требует определённого специфического обода.
Клинчерные покрышки
Термин ‘clincher’ относится к стандартным покрышкам, которые используют отдельную внутреннюю камеру для удержания воздуха. Это наиболее часто встречающийся тип колёс для шоссейного велосипеда. В общем, если тип покрышки не указан, то можно считать, что это клинчерные.
Трубчатые покрышки
Трубчатые покрышки не представляют из себя никакого новшества. Они также используют внутреннюю трубку, интегрированную в саму покрышку, которая в дальнейшем приклеивается к ободу.
Поэтому очевидно, почему трубчатые покрышки лучшие для гонок. Хотя они остаются стандартом в профессиональных гонках, уже не так много велосипедистов могут запросто (или относительно просто) поменять их при внезапном проколе на дороге.
Бескамерные покрышки
Бескамерные обода – еще одна инновация, приобретающая все больше статус общеупотребимых.
Бескамерная технология хорошо укрепилась в горном велоспорте, в том числе среди многих известных велосипедных брендов.
Бескамерная покрышка – это воздухонепроницаемая клинчерная система без какой-либо внутренней камеры.
Материалы ободов шоссейных колёс
Современные шоссейные обода изготавливаются из двух материалов: карбоновое волокно или алюминий. Алюминий обычно используют в бюджетных и недорогих колесах. Карбоновое волокно стало стандартом для профессиональных гоночных колес, в которых абсолютным преимуществом является жесткость и легкость.
Алюминий по-прежнему задаёт стандарты для торможения, хотя карбоновые обода все время достигают успеха в этой области.
Диаметр шоссейных колёс
Стандартный размер обода шоссейного велосипеда 700с, что обозначает приблизительно взятые замеры диаметра колёса вместе со вставленной покрышкой. Редко когда современные шоссейники выходят за рамки этого размера колеса.
Если вы вблизи рассмотрите покрышку шоссейного велосипеда, вы увидите цифры, например, 23-622 или 25-622. Это международный стандарт размеров покрышек, первые цифры которого обозначают ширину покрышки(23с, 25с), а вторые – в данном случае 622 – это диаметр по кромке покрышки (BSD), созданный для сочетания с оболами 700с.
Ширина обода шоссейного велосипеда
Хотя 622мм – промышленный стандарт диаметра покрышки, в ширине обода такого стандарта нет. В последнее время наблюдается тенденция в сторону более широких ободов, т.к. они позволяют использовать более объемные шины и более жесткие колёса, что в свою очередь обеспечивает более комфортную езду, улучшенный контроль, более низкое сопротивление в движении и возможность более активной езды в целом. Для гоночных велосипедов более широкие обода становятся и более аэродинамичными.
Вводит в заблуждение то, что некоторые бренды берут за основу ширину внешней стороны обода, а другие – внутренней. Если считать по внутренней стороне, ширина до 14 мм считается очень узкой, а 19 мм и больше – широкой, а все, что между 14 и 19 мм – подходит под размер покрышек 23-25с.
Размеры оси
Если ваш велосипед был выпущен в последние 20 лет и у него ободные тормоза, скорее всего ширина задней оси эксцентрика будет 130 мм (указывается 130mm QR или 130x9mm), и 100 мм (100 QR, или 100x9mm) передняя.
Однако, появление дисковых тормозов спутало все карты, и теперь для велосипеда с дисковыми тормозами существует множество стандартов, многие из которых заимствуются от горного велосипеда. Чтобы уточнить, какие стандарты используются на вашей модели, лучше узнавать это у производителя вашего велосипеда.
Совместимость трансмиссии с фрихабом
Расположенный на правой стороне задней втулки, именно фрихаб держит кассету трансмиссии и позволяет управлять задним колесом. Хотя вопросы совместимости большинства 11-скоростных кассет остались в прошлом, нужно быть осторожным в вопросе совместимости бренда задней втулки с брендом вашей кассеты.
Фрихабы Shimano
Эта шлицевая система не менялась на протяжении 20 лет, за исключением 11-скоростной с более широкой задней втулкой. Последние совместимые с Shimano 11-скоростные колёса включают фрихаб для использования с 8-, 9- или 10-скоростной кассетами.
Если у вас 11-скоростная трансмиссия, вам следует убедиться, что колёса совместимы с ней.
Можно купить кассету, которая позволяет использовать 11-скоростную трансмиссию с 10-скоростными колёсами. Такая возможность есть у Token, Edco и другие. Просто знайте, что они вообще более дорогостоящие.
Убедитесь, что фрихаб соответствует вашей трансмиссии – играют значение количество звёзд и бренд. Например, Shimano на 10-скоростных колесах 2011-го года. Им подходила только более узкая 10-скоростная втулка с более высокими шлицами.
Кассеты SRAM используют шлицевую систему Shimano, поэтому они вполне взаимозаменяемы. Исключение здесь составляет новый специфический 1х11 XD-Driver от SRAM, у которого есть свои особенные стандарты.
Фрихаб Campagnolo
Диаметр втулки и шлицов фрихабов Compagnolo очень отличаются от этих элементов у Shimano/SRAM. Если у вас система звезд Campagnolo, убедитесь, что ваш фрихаб соответствует ей.
Дизайн и долговечность задних втулок
Внутренние механизмы втулок очень сильно варьируются от бренда к бренду и, как и любой механизм, требует использования определенных смазочных материалов и обслуживания вообще. Более дорогие дизайны позволяют делать менее дорогостоящее обслуживание механизма и иметь лишь небольшое количество незамысловатых инструментов. Некоторые более дешевые дизайны не всегда предусматривают дешевое обслуживание, в то время как определенные бренды (как Shimano) рекомендуют при износе выполнять замену всей втулки полностью.
Тормозные системы шоссейных колес
Ободные тормоза долгое время были стандартными для шоссейников. Но, как указывалось выше, дисковые системы тормозов, технологии, предпочтенные автомобилями, мотоциклами и горными велосипедами, быстро становятся популярными среди шоссейных велогонщиков.
И хотя большинство колес все еще проектируются под ободные тормоза, как вариант вы можете выбрать дисковые тормоза.
Колеса шоссейника с ободными тормозами
Многие колеса шоссейных велосипедов все еще проектируются под ободные тормоза, т.е. обода предусматривают устойчивую тормозную поверхность.
По прошествии времени и постоянном использовании тормозов в грязную погоду износятся не только тормозные колодки, но и сами обода. Износ тормозной дорожки может стать опасным, т.к. при высоком давлении шоссейных шин обод может треснуть и порваться. Проверяйте обод на наличие на его поверхности мелких ямочек и трещин – это показатели износа. Когда они начинают исчезать, самое время менять обод или колесо.
Карбоновые обода обычно менее долговечны и не служат так долго и надежно, как алюминиевые обода – особенно в сырую погоду. Помните об этом, если собираетесь приобрести карбоновые колеса для повседневного использования.
Шоссейные колеса с дисковыми тормозами
Для колес с дисковыми тормозами характерно наличие хаба с креплением для дискового ротора. Из-за большего веса эти роторы оказывают более сильное воздействие на колесо при торможении, поэтому в колесах с дисковыми тормозами количество спиц увеличено. Последние дизайны колес под дисковый тормоз полностью устраняют поверхность для ободного торможения и модифицируют этот по традиции металический участок для снижения веса.
Дисковые тормоза быстро набирают популярность среди непрофессионалов. На фото шлицевая система Shimano Centerlock крепления ротора дискового тормоза. Еще одна система – шести-болтовое крепление.
При покупке колес с дисковыми тормозами стоит помнить, что существует два типа роторных креплений: Center Lock и 6-bolt. Center Lock – это шлицевая система от Shimano, которая при использовании адаптера может также использовать роторы 6-bolt. Хабы 6-bolt могут подходить только под роторы 6-bolt.
Спицы
Спицы соединяют втулку с ободом. Вообще, колеса с бОльшим количеством спиц прочнее и служат дольше, но они также и весят больше.
Обычно спицы изготавливают из кусочков нержавеющей стальной проволоки холодной ковки с добавлением нити. Некоторые высококачественные колеса могут иметь алюминиевые спицы, карбоно-волоконные или даже титановые.
Когда речь идет о качественном изготовлении колес, критичным вопросом является правильное натяжение спиц. Если сильно недотянуть, спицы могут раскрутиться, и постоянное сгибание приведет к поломке спиц или треснутым ободам. Если сильно перетянуть, то повышается риск, что обод треснет в месте крепления спицы.
Покупка шоссейных колес б/у
Колеса могут быть очень дорогостоящими, но всегда можно воспользоваться предложениями на рынке б/у товаров. Но также, как и при покупке велосипеда, при выборе колес, бывших в использовании, критически важно знать их историю использования и ремонта. Во-первых, необходимо проверить, не погнуто ли оно. Крутните его и посмотрите, не изгибается ли оно. Также проверьте на наличие любых «отклонений» в профиле обода.
• Обода – Проверьте на износ тормозную поверхность – она должна быть ровной и без каких-либо вогнутостей. Затем проверьте весь обод на наличие трещин, особенно вокруг спиц.
• Спицы – убедитесь, что все спицы ровные и без вмятин и царапин. Сожмите по две спицы вместе – каждая должна давать ощущение жесткости. Любое несоответствие – признак изогнутости обода, который удерживается в форме натяжением спиц.
• Втулки – Подшипники должны крутиться свободно, без перескакиваний или щелчков. Фрихаб должен продолжать вращаться, когда вы продолжаете вращать колесо. Дважды проверьте соответствие фрихаба системе звезд (как упоминалась выше).
veloclub.su
Велосипедные обода — veloLife.by
Необходимость в выборе тех или иных ободов (или как их еще называют, ободьев) для своего велосипеда возникает не очень часто. Проблема выбора встает при покупке нового или не очень нового велосипеда, но чаще, в случае замены старых ободов или колес на новые, когда они не устраивают вас по каким-либо причинам или попросту сильно изношены (восьмерки, трещины, протиры тормозных дорожек). Тем не менее, к выбору ободов следует подходить серьезно, с учетом предполагаемого стиля эксплуатации велосипеда. Требования, предъявляемые к ободу, заключаются в том, что обод должен быть как можно легче, но при этом оставаться достаточно прочным. Конечно, прочность колеса определяется не только прочностью и жесткостью обода, но и качеством спиц, их количеством, силой и равномерностью натяжения. Но без хорошего обода собрать прочное колесо невозможно. А постоянная правка «восьмерок» — удовольствие ниже среднего.
Почему колеса должны быть прочными понятно, а почему же они должны быть очень легкими? При разгоне велосипеда, силы велосипедиста расходуются не только на увеличение линейной скорости велосипеда в целом и колес в частности, но и на увеличение скорости вращения (раскрутку) колес. И чем дальше от центра вращения находится масса и чем она больше, тем большую работу приходится затрачивать на раскрутку. Особенно заметно это проявляется в тех видах спорта, где скорости движения постоянно изменяются на большие значения. Например, в соревнованиях по кросс-кантри и подобных дисциплинах вес обода и шины влияет значительно сильнее, чем в равнинных шоссейных гонках. Активное передвижение по городу тоже имеет достаточно «рваный» ритм, а учитывая качество многих улиц в российских городах, становится понятным и требование к высокой прочности колес.
1. Материалы.
На данный момент подавляющее количество ободов изготавливается из алюминиевых сплавов. Такие обода значительно легче стальных, встречающихся иногда на самых дешевых горных велосипедах, а также большинстве городских. При этом прочность дешевых стальных ободов крайне низка, а ободные тормоза работают с ними значительно хуже, чем с алюминиевыми. Углепластиковых ободов в чистом виде я не встречал, из этого материала изготавливаются лишь моноблочные колеса (например, Spinergy), в которых обод, корпус втулки и 4-5 широкие плоские спицы представляют собой единую цельную деталь.
2. Конструктивные особенности.
Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда.
Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование бортовых шин. Их боковые стенки хорошо развиты и с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Накачанная шина раздается в стороны давлением воздуха в камере и своими бортами держится за стенки обода, плотно прижимаясь к нему. Шины для шоссейных велосипедов (трубки, однотрубки) наклеиваются на обод через специальную матерчатую ленту: обода для них не имеют развитых стенок с внутренней стороны, а наоборот достаточно плоские, имеют трубчатое сечение.
Правда, на данном этапе, и на шоссейных велосипедах стали использоваться клинчерные шины (так называемые клинчера), имеющие традиционную конструкцию (камера и легкая узкая шина высокого давления с бортом). Для скрепления обода в кольцо, обычно применяется сварка встык.
Так как на данный момент в России наибольшее распространение получили горные и вседорожные велосипеды, а также все популярнее становятся гибриды, то стоит чуть подробнее остановиться на особенностях классических ободов коробчатого сечения. Помимо различных размеров ободов, продукция многих производителей подразделяется на группы. Причем обода разделяются как для разных типов велосипедов, так и для разных сфер применения для одного типа. Особенно это касается горных велосипедов. Например, по прочностным параметрам они могут делиться на прогулочные, кросс-кантрийные, фрирайдные и даунхильные. Такое разделение, конечно же, весьма условно, никто не мешает вам гоняться в кросс-кантри на даунхильных ободах, но позволяет приблизительно оценить вес и прочность ободов, а также некоторые другие конструктивные особенности перечисленные ниже.
3. Одностенные и многостенные.
Самые простые обода (прогулочные) обычно выполняются одностенными, то есть профиль такого обода похож на букву «U».
Более совершенным типом ободов, которые могут иметь меньший вес при большей прочности, являются двухстенные (двойные) обода (кросс-кантри — даунхил), в которых в серединке «U» добавлена горизонтальная перемычка. Такой профиль обычно имеют обода среднего и высокого уровня, хотя, в последнее время появилась тенденция к установке недорогих модификаций на относительно дешевые горные и не только горные велосипеды. Если необходим обод с большей прочностью, то применяется обод с высоким профилем: за счет его применения значительно повышается жесткость и прочность «на складывание» обода. Такому ободу менее страшны кочки и ямы на дороге или гоночной трассе. Самый развитый вариант обода — трехстенный, когда внутрь высокопрофильного обода вставляется третья горизонтальная перемычка. Роль этой перемычки заключается уже не столько в увеличении жесткости «на складывание» обода, сколько в увеличение боковой жесткости, препятствующей появлению восьмерок, а также, может препятствовать «смятию» обода тормозными колодками. Такие обода встречаются очень редко. Обода для относительно легкого применения, например, кросс-кантрийные, выполняются достаточно узкими — наружный размер 21-26 мм. Обода для фрирайда, а тем более для даунхила могут быть много шире, до 35 мм и более. При увеличении ширины обода, заметно увеличивается и его поперечная жесткость.
4. Методы увеличения прочности и снижения веса.
Для дополнительного упрочнения ободов применяется поверхностное насыщение другими веществами гальваническим способом — анодирование. Поверхность анодированных алюминиевых ободов не светлая, а черная. Часто одна и та же модель обода может иметь как обычную модификацию, так и анодированную, которая стоит на 10-20% дороже.
Прочное колесо можно собрать, используя, например, толстые или просто высококачественные спицы. Но суть их применения — возможность высокого предварительного натяжения спиц, когда полезная нагрузка распределена по спицам более равномерно. Но известны случаи, когда при ударах при проезде больших неровностей из алюминиевых ободов вырывались спицы. Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия, раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих ободах в отверстие устанавливаются вставочки, так называемые пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке. В двухстенных ободах могут быть установлены как обычные пистоны, на внешней стенке, так и двойные, проходящие насквозь через обе стенки.
Ранее для большинства велосипедов стандартное колесо состояло из 36 спиц. Большее количество встречалось редко, а меньшее (32, 28, 24) только на шоссейных велосипедах и велосипедах с маленькими колесами. Сейчас, с появлением качественных и прочных спиц и жестких ободов, проблема обрыва спиц уже не столь актуальна, для более-менее продвинутого горного велосипеда стандартом стало 32 спицы в колесе. В случае использования радиального спицевого набора, количество спиц может быть еще меньше. При сборке колеса необходимо убедиться в соответствии количества отверстий под спицы в ободе и втулке.
5. Другие конструктивные особенности.
В последнее время иногда стали появляться обода со смещенными рядами отверстий под спицы. Такие обода предназначены только для задних колес многоскоростных велосипедов. Дело в том, что из-за применения в многоскоростных втулках кассет с большим количеством звездочек, приходится сдвигать правый фланец втулки к ее центру, и зонт спиц справа получается более плоским, чем слева. Чтобы достичь этого, правые спицы приходится натягивать много сильнее, чем левые. Таким образом, либо спицы правой стороны становятся перетянутыми, либо левой недотянутыми. Для уменьшения этого эффекта и применяются обода со смещенными на 2-3 мм влево рядами отверстий.
В настоящее время в велосипедах применяются три типа ниппелей: автомобильный/мотоциклетный (Schrader), велосипедный (Dunlop) и спортивный (Presta). Диаметр «соска» ниппеля у первых двух типов больше, у третьего меньше. Так как в настоящее время все более широкое распространение приобретают ниппеля Presta, то и обода все чаще делают под них. Для установки на такой обод камеры с обычным ниппелем, отверстие необходимо рассверливать, хотя лучше использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на вашем велосипеде стоят высокопрофильные обода, то вам необходимо иметь запасные камеры с длинными «сосками». В некоторых ободах спицы крепятся не на наружной стенке обода, а на внутренней, что приводит к необходимости применения спиц с длиными нипелями.
Для облегчения ободов часто применяется утоньшение боковых стенок, нагрузка на которые относительно невелика. В сочетании с применением мощных тормозов типа V-brake, это часто приводит к тому, что боковые стенки в районе тормозных дорожек достаточно быстро протираются тормозными колодками: не редкостью стало «убиение» обода за пару сезонов эксплуатации. Выходом из этой ситуации стало применение дисковых тормозом. Обода, предназначенные для применения с дисковыми тормозами, тормозных дорожек не имеют вовсе и, соответственно, не могут быть использованы с ободными тормозами.
velolife.by
Обода для велосипедов. Часть 2
Предыдущая часть здесь
5. Другие конструктивные особенности велосипедных ободов.
В последнее время иногда стали появляться обода со смещенными рядами отверстий под спицы. Такие обода предназначены только для задних колес многоскоростных велосипедов. Дело в том, что из-за применения в многоскоростных втулках кассет с большим количеством звездочек, приходится сдвигать правый фланец втулки к ее центру, и зонт спиц справа получается более плоским, чем слева. Чтобы достичь этого, правые спицы приходится натягивать много сильнее, чем левые. Таким образом, либо спицы правой стороны становятся перетянутыми, либо левой недотянутыми. Для уменьшения этого эффекта и применяются обода со смещенными на 2-3 мм влево рядами отверстий.
В настоящее время в велосипедах применяются три типа ниппелей: автомобильный/мотоциклетный (Schrader), велосипедный (Dunlop) и спортивный (Presta). Диаметр «соска» ниппеля у первых двух типов больше, у третьего меньше. Так как в настоящее время все более широкое распространение приобретают ниппеля Presta, то и обода все чаще делают под них.
Для установки на такой обод камеры с обычным ниппелем, отверстие необходимо рассверливать, хотя лучше использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на вашем велосипеде стоят высокопрофильные обода, то вам необходимо иметь запасные камеры с длинными «сосками». В некоторых ободах спицы крепятся не на наружной стенке обода, а на внутренней, что приводит к необходимости применения спиц с длиными нипелями.
Для облегчения ободов часто применяется утоньшение боковых стенок, нагрузка на которые относительно невелика. В сочетании с применением мощных тормозов типа V-brake, это часто приводит к тому, что боковые стенки в районе тормозных дорожек достаточно быстро протираются тормозными колодками: не редкостью стало «убиение» обода за пару сезонов эксплуатации. Выходом из этой ситуации стало применение дисковых тормозом. Обода, предназначенные для применения с дисковыми тормозами, тормозных дорожек не имеют вовсе и, соответственно, не могут быть использованы с ободными тормозами.
6. Производители ободов для велосипеда
Наиболее часто встречаются ободья следующих производителей:
Alex Rims
Один из крупнейших OEM-производителей, на новом велосипеде среднего класс скорей всего будут стоять ободья Alex, даже если на них указан другой бренд (как правило, «самодельный» бренд производителя велосипеда). В целом, считаются выгодным выбором за свои деньги.
DT Swiss
Качественные ободья уровнем от выше среднего до очень высокого. Буквы в названии (например, EXC400) указывают назначение и особенности обода (X — кросс-кантри, M — трейл, Е — эндуро, F — фрирайд, R — легкий гоночный обод, С — карбоновый обод). Цифры указывают приблизительный вес в граммах. Более легкие ободья в сериях имеют сварной стык и гораздо дороже. Почти все ободья совместимы только с дисками.
Mach 1
Весьма качественные французские ободья, считаются хорошим выбором за свои деньги.
Mavic
Одни из самых распространенных в рознице ободьев, очень часто встречаются на самосборных колесах. Есть модели уровнем от низкого до высокого, практически для всех классов велосипедов.
Буквы в названии (например, XM317) указывают назначение обода (XC — кросс-кантри, XM — трейл, EN — эндуро, EX — экстремальный спорт, TN — найнер, А — гибрид). Первая цифра указывает класс обода: 1 — самые дешевые, без пистонов; 3 — среднего уровня, пистонированные; 7 — высокого уровня, пистонированные и сварные, сплав Maxtal, 8 — высокого уровня, бескамерные (UST), сплав Maxtal. Вторая и третья цифры обозначают внутреннюю ширину обода.
7. Пистонирование ободовДля борьбы с вырыванием ниппелей спиц из обода из-за усталостного разрушения отверстий применяется установка во внешнюю стенку обода металлических вставок — пистонов (англ. eyelets), распределяющих нагрузку от спицы по большей площади стенки обода. Эта технология применяется практически во всех ободьях уровнем от среднего. Существуют отдельные модели ободьев с двойным пистонированием, где пистон соединяет обе стенки.
В гоночных ободьях вместо пистонирования иногда применяется локальное упрочнение стенок обода путём дополнительной механической обработки. Также встречаются резьбовые пистоны, вкручиваемые во внешнюю стенку обода, при этом внутренняя не сверлится, что делает обод совместимым с бескамерными шинами без модификаций.
8. Классификация ободов велосипедаСуществует великое множество посадочных диаметров шины, выражаемых в различных системах измерения. Для неподготовленного человека такое разнообразие вносит путаницу, особенно если учесть, что, например, шины размером 28 х 2.00 и 29 х 2.00 — совместимы, а 26 х 1.75 и 26 х 13/4 — несовместимы.
Используется три способа обозначения посадочного размера:
- Размер по ISO (ранее — ETRTO) — например, 622 мм. Это истинный посадочный размер обода/шины, в отличие от всех остальных. При возникновении любых вопросов о совместимости данных шины и обода следует ориентироваться на размер ISO.
- Дюймовый размер — примерно характеризует внешний диаметр шины. Имеет две несовместимые между собой разновидности:
- с толщиной шины в десятичных дробях — например, 26 х 1,75;
- с толщиной шины в обыкновенных дробях — например 26 х 13/4;
- у российских/советских велосипедов вообще используется своя дюймовая маркировка, не всегда совпадающая с традиционной.
- Французский размер — например 700С, — примерно характеризует внешний диаметр шины в миллиметрах с учетом толщины самой шины (которая обозначается буквой): «A» — узкие, «D» — широкие.
В таблице приведены известные посадочные размеры и их соотношения между собой:
РАЗМЕР ПО ISO, ММ | ДЮЙМОВАЯ СИСТЕМА (ПРИМЕР) | ФРАНЦУЗСКАЯ СИСТЕМА |
---|---|---|
787 | 36 x 2.25 | |
635 | 28 x 11/2 | |
630 | 27 x любое число, США | |
622 | 28 x 1.00…28 x 2.35; 29 x 1.75…29 x 2.35; Россия: 28 х 13/4, 28×11/2, 27×11/4 | 700C |
599 | 26 x 1.25, x 1.375 | |
597 | 26 x 11/4, 26 x 13/8 (S-6) | |
590 | 26 x 13/8 (E.A.3), Россия: 26×11/4 | 650A |
587 | 700D | |
584 | 26 x 11/2 | 650B |
571 | 26 x 1, 26 x 13/4 | 650C |
559 | 26 x 1.00…26 x 4.00, Россия: 26 x 13/4, 26 x 2 | |
547 | 24 x 11/4, 24 x 13/8 (S-5) | |
540 | 24 x 11/8, 24 x 13/8 (E.5) | 600A |
533 | Россия: 24 x 11/2 | |
520 | 24 x 1…24 x 11/8 | |
507 | 24 x 1.5…24 x 2.125, Россия: 24 x 2 | |
490 | 550A | |
457 | 22 x 1.75…22 x 2.125 | |
451 | 20 x 11/8; x 11/4; x 13/8 | |
445 | Россия: 20 x 11/4 | |
440 | 500A | |
419 | 20 x 13/4 | |
406 | 20 x 1.5…20 x 2.125, Россия: 20 x 13/4 | |
390 | 18 x 13/8 | 450A |
369 | 17 x 11/4 | |
355 | 18 x 1.25…18 x 2.00 | |
349 | 16 x 11/4…16 х 1.35 | |
305 | 16 x 1.25…16 х 2.00 | |
288 | 14 x 13/8 | 350A |
254 | 14 x 2.00 | |
203 | 121/2 x 1.75…121/2 x 21/4; 12 x 1.75 |
Наиболее распространены посадочные диаметры по ISO 559 мм (26″) и 622 мм (28, 29″). В шоссейных велосипедах малых ростовок и в горных велосипедах медленно набирает популярность стандарт 650В. В подростковых и экстремальных велосипедах иногда используется 507 мм (24″). В складных и детских велосипедах используются 305 мм (16″), 355 мм (18″), 406 мм (20″).
Продолжение здесь
sporter.md