Обращаться на ты: «Ты» или «Вы» – правила субординации на работе

«Ты» или «Вы» – правила субординации на работе

Культура речи считается показателем общей культуры человека. Неудивительно, что для специалистов, настроенных на карьерный рост, умение вежливо общаться на хорошем русском языке превращается в один из ключевых показателей компетентности. А вопрос о том, как обращаться к коллегам – на «ты» или на «вы», и вовсе приобретает особое значение, ведь он связан не только с нормами языка, но и с правилами этикета.

Немного истории

История обращения на «вы» в русском языке насчитывает не так уж много времени – всего около трех столетий. В допетровские времена на Руси все обращались друг к другу на «ты». «Ты» говорили и царю-батюшке, и знатному боярину, и даже Богу («Да святится имя Твое…»). Петр I, ориентируясь на западные традиции, ввел в 1722 году «Табель о рангах», в которой, помимо прочего, закрепил правило обращаться на «вы» ко всем, кто стоит выше говорящего по рангу. Нижестоящим же по-прежнему нужно было говорить «ты». При этом за несоблюдение новых правил наказывали штрафами. Историки языка говорят, что приживалась эта норма с трудом, однако уже в XIX веке, судя по литературе этого периода, обращение на «вы» стало повсеместным среди дворянства.

Выбор местоимения зависит от близости отношений

Сегодня правила, регламентирующие, к кому следует обращаться на «ты», а к кому – на «вы», сформулированы лишь в общих чертах. «Вы» традиционно говорят людям старшим, незнакомым или малознакомым, а также руководителям, коллегам, педагогам и т. д. «Ты» – членам семьи (впрочем, во многих семьях сохраняется традиция обращаться на «вы» к родителям), друзьям, приятелям. Связано ли это с социальными различиями, как во времена Петра I? Очевидно, что нет. Не прослеживается и тенденция обращаться на «вы» только к особо уважаемым людям: говоря матери или отцу «ты», мы уважаем их никак не меньше, чем своего начальника.

Психологи считают, что «ты-общение» носит более близкий, более личностный характер, а потому уместно лишь в отношениях между близкими людьми. «Вы-общение» предполагает определенную дистанцию между собеседниками (то, что называется субординацией), а потому «вы» принято говорить тем, с кем мы общаемся менее личностно.

Зачем на работе субординация?

С этих позиций к коллегам (и к руководителям, и к равным по положению), казалось бы, следует обращаться только на «вы», ведь сослуживцы – это не близкие люди, не друзья и не родственники. Однако жизнь сложнее правил этикета: сотрудники, проводя вместе много рабочих часов, объединенные одной целью, зачастую становятся если и не друзьями, то уж точно не чужими друг другу людьми. А если они еще и близки по возрасту, то часто переходят на «ты».

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, более четверти экономически активных россиян (28%) считают нормальным на работе обращение к себе по имени и на «ты». Однако тех, кто все же предпочитает обращение на «вы», хоть и просто по имени, без отчества, намного больше – 44%. Еще 20% опрошенных выбрали вариант на «вы» и по имени-отчеству, и только 1% считает уместным обращение «господин» или «госпожа».

Исходя из результатов исследования торопиться переходить с сослуживцами на «ты» все же не стоит – слишком многих коробит нарушение субординации. Психологи рекомендуют в новом коллективе придерживаться делового этикета – говорить «вы» как руководителю (даже если он на десяток лет моложе вас), так и равным по положению коллегам. Позже, когда вы узнаете друг друга лучше, станет ясно, как вам удобнее общаться – на «ты» или на «вы».

Обращаться к сотрудникам по имени или по имени и отчеству? Это зависит от особенностей и традиций коллектива. Строго говоря, правила делового общения подразумевают полное имя и отчество, однако в последние годы эта традиция активно пересматривается в пользу обращения лишь по полному имени. Впрочем, это едва ли применимо к людям старшего поколения.

Если через какое-то время работы в коллективе вы почувствовали, что общаться с коллегой вам удобнее на «ты», поинтересуйтесь его отношением к этому: «Вы не против, если мы перейдем на ты?» При этом инициатива должна исходить от старшего по возрасту и по положению. Недопустимо предлагать перейти на «ты» коллеге, который намного старше вас, даже если он равен вам или ниже в корпоративной иерархии.

Помните: называя человека на «ты», вы тем самым показываете близость ваших отношений, их неофициальный характер. Поэтому будьте чрезвычайно осторожны, пытаясь перейти на «ты» с руководителем. Лучше дождитесь такой инициативы от начальника.

Как правило, в организациях с демократичной корпоративной культурой руководитель сам всячески способствует тому, чтобы все (или почти все) были друг с другом на «ты» – это сокращает дистанцию между сотрудниками и, по мнению многих, помогает сформировать более сплоченную команду. В коллективах более традиционной формации (в государственных или окологосударственных структурах, многих крупных компаниях с вертикальной структурой управления), напротив, требование субординации остается незыблемым.

Когда обращаться на «ты» неудобно

Общение с коллегами на «ты», конечно, имеет свои преимущества, но все же это не всегда удобно. Так, какими бы неформальными ни были ваши отношения с сотрудниками, на публичных мероприятиях вроде собраний, конференций, совещаний, семинаров и т. д. следует общаться друг с другом на «вы», иначе вы рискуете грубо (и публично!) нарушить правила этикета.

Другой пример: в момент, когда вы получаете выговор от руководителя или слышите критику в свой адрес из уст коллег, обращение на «ты» может даже эмоционально травмировать вас, ведь слова руководителя вы воспримете уже не отстраненно, а как слова достаточно близкого человека. А критика из уст близких, как известно, воспринимается болезненнее. Непросто бывает в этой ситуации и руководителю: подвергнуть критике близкого человека (подчиненного, с которым на «ты») непросто. Именно поэтому стоит задуматься, нужно ли торопиться переходить границу, отделяющую официальное «вы» от личного «ты».


Организационный отдел ЦК Профавиа (на основе материалов сайта рекрутингового портала Superjob.ru)

«Ты» или «Вы»? Основы этикета | Культура

Мало того, в последнее время среди молодёжи распространяется убеждённость в том, что «Вы» — это пережиток позапрошлого века, архаизм, анахронизм и свидетельство «чинопоклонства и иерархичности».

Не углубляясь в размышления об иерархичности любого общества, попробуем взглянуть на проблему.

В русской разговорной и письменной речи до XVIII века традиционным было обращение на «ты», которое употреблялось без различия возрастов, сословий и отношений между людьми. После реформ Петра I в русский язык перекочевало немецкое «Вы», встреченное весьма и весьма неодобрительно. Но со временем «вы» как форма обращения привилось у нас, как и многое другое, пришедшее с Запада, и стало частью и нашей культуры.

«Обращение на „ты“ сближает, стирает границы в общении между людьми», — отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Лично мне очень сложно представить человека, одинаково свободно пускающего всех встречных в свой дом. Так неужели пустить любого и каждого в свою жизнь — проще? Во времена Петра и раньше в России было принято обращение «ты», но именно Петр все изменил

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», картина Н. Ге, 1871 г., общественное достояние

Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что Интернет всех уравнивает: все — один социальный слой и класс. Возможно, какая-то логика в этом есть. Но вот лично мне очень сложно обратиться к незнакомому человеку на «ты» даже в виртуальном мире.

Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.

Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:

  1. Независимо от возраста и социального происхождения — в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 — чаще всего только полной формой имени.
  2. При общении с человеком, встреченным впервые.
  3. В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.
  4. Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.
  5. К коллегам во время конференции, симпозиума и т. п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.
  6. При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.
  7. Журналистам во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.
  8. При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.
  9. По отношению к людям старшего возраста — вместе с именем и отчеством.
  10. В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.
В отношениях между мужчиной и женщиной предложение о переходе на «ты» исходит от женщины
Фото: Depositphotos

Обращение «ты» допустимо:

1. В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».

2. В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.

3. В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.

Жестких правил поведения, регулирующих переход с «Вы» на «ты», нет, но практика общения с людьми выработала определённые ориентиры. Так:

  • Нельзя принимать одностороннее решение о переходе на «ты», особенно касательно зависимого человека (например, подчинённого), так как это может быть воспринято как фамильярность.
  • Старший может предложить младшему перейти на «ты», однако это ни в коей мере не обязывает младшего согласиться на такой переход, невзирая на возрастную разницу.
  • Переход на «ты» с человеком, с которым существует большая разница в возрасте и социальном положении, недопустим.
  • В отношениях между мужчиной и женщиной предложение о переходе на «ты» должно исходить исключительно от женщины. Данное правило общения не так строго соблюдается при деловых отношениях.
К ребенку старше 9-ти лет принято обращаться на «Вы»
Фото: Depositphotos

Как бы там ни было, каждый делает выбор для себя, ориентируется в общении самостоятельно, тем более что жизненные ситуации бывают разнообразнейшими, а на все вопросы правила этикета и вежливости ответов не дают. И вместе с тем следует помнить, что этикет как элемент внешней культуры помогает решать в повседневных ситуациях множество проблем, часто даже пресекать их до возникновения.

Теги: правила поведения, вежливость, этикет, правила общения, общение с людьми, обращение на ты

Семинары по собеседованиям для выпускников колледжей

РАБОТАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ

Подать заявление: вы

Если вы подаете заявление в колледж или на работу после окончания колледжа, было бы разумно работать с экспертом, который знает, как добиться результатов. Подать заявку: вы специализируетесь на процессе подачи заявок, используя методы маркетинга и дифференциации Madison Avenue, чтобы помочь кандидатам выделиться, быть замеченными и получить то, что они заслуживают.

Слишком много абитуриентов учат делать вещи одинаково. В мире коучей и консультантов мы маркетологи, которые понимают уникальное искусство создания дифференциации, чтобы стимулировать предпочтение и, в конечном итоге, признание.

Наш фокус

РАБОТАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ
Высоко мотивированные кандидаты, которые знают, что им понадобится
преимущество для достижения своих целей.

поступающих в колледж Эссе, которые выделяются
, чтобы вы попали.

Кандидаты на работу Стратегии, которые работают
, чтобы получить отличную работу.

О вас

Абитуриент колледжа

С отходом от требований SAT/ACT эссе стало самой важной частью заявки на поступление в колледж.

Но консультанты по приему скажут вам, что на удивление немногие из них производят незабываемое впечатление. Это потому, что все пишут в соответствии с одними и теми же подсказками эссе Common Application, создавая море одинаковости, которое работает против них. Вместо этого мы сосредоточимся на открытой подсказке, чтобы помочь вам создать более оригинальное эссе. Тот, который читается как история, которая поможет вам выделиться, привлечь внимание и заявить о себе.

Узнать больше

О себе

Соискатель

Вы вложили огромное количество энергии в успешное обучение в колледже, которое помогло вам подготовиться к вашей первой настоящей работе. Но большинство соискателей не так подготовлены, как они думают, потому что они никогда не делали этого раньше. После всей этой тяжелой работы вы обязаны пройти еще один курс, который поможет вам получить работу, которую вы заслуживаете.

Узнать больше

Время по Гринвичу >
Рекрутер колледжа >
Подкаст Нила Хейли >
Журнал CEO World >
Авторитетный журнал >
Подкаст ClassCast>
Люкс Разговор >
СократПост >
В новостях

Медиа-центр

Читайте, смотрите и слушайте некоторые из последних
Применить : ваше освещение в СМИ.

слов на выбор — «применить» или «применить к»

спросил

8 лет, 6 месяцев назад

Изменено 8 лет, 6 месяцев назад

Просмотрено 128 тысяч раз

У меня есть новый подход и данные, и я хочу применить этот новый подход к набору данных. Но мой друг говорит, что я должен применить к данным. Так в

Мы применяем этот новый подход X к корпусу нанинани.

это на или на ?

  • выбор слова

1

Я с нетерпением жду возможности прочитать интерпретацию других здесь. Сразу скажу, что это:

Мы применяем этот новый подход к корпусу нанинани.

Не для того, чтобы сказать, что другой неправильный, а потому, что — и это просто мнение здесь — применить к в значительной степени является фразовым глаголом.

Глядя только на предлоги от до , они указывают на движение к месту назначения. Это не совсем то же самое, что и достижение цели. Ну, не без дополнительной информации. Вы можете подать заявление в университет, но это не значит, что вас примут.

Предлог к передает нечто иное, он подразумевает наличие связи, физической или абстрактной. Возьмите воском автомобиль; вы можете нанести воск на машину, без проблем, но на самом деле вы наносите воск на машина. Или на машину, если хотите.

Возвращаясь к вашему вопросу, выбор будет зависеть от вашего внимания. Я до сих пор чувствую, что

Мы применяем этот новый подход к корпусу нанинани.

больше подходит. Он охватывает более широкую интерпретацию и не является камнем преткновения для читателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *