Образование азербайджана как государства: История Азербайджана – это минное поле — Захираддин Ибрагими

Azerbaijan.az

Исторические земли Азербайджана, охватывавшие на севере Большие Кавказские горы, на западе — Алагёзскую горную цепь с бассейном озера Гёйча и Восточную Анатолию, на востоке — Каспийское море, а на юге — пределы Султании, Зенджана и Хамадана, являются одним из центров древней культуры и колыбелью современной цивилизации. На этой территории — на исторических землях Азербайджана — азербайджанский народ создал богатую и самобытную культуру, в том числе и традиции государственности. Историческое произношение названия «Азербайджан» было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан. Написание в современной форме — «Азербайджан», основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.

Предметы, обнаруженные во время археологических раскопок, а также этнографические материалы, собранные во время экспедиций, позволили изучить традиции и обычаи, материальную и духовную культуру, древние формы правления, семейные взаимоотношения Азербайджана.

На сегодняшний день обнаружены древнейшие археологические и палеонтологические материалы, указывающие на проживание на территории Азербайджана первобытных людей свыше 1,7-1,8 миллионов лет тому назад.

Территория Азербайджана крайне богата археологическими памятниками, доказывающими наличие в этом крае древнейших поселений первобытного человека.

Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахичевань), а также в других памятниках, в том числе часть нижней челюсти Азыхского человека (Азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад — в Ашельский период, доказывают вхождение территории Азербайджана в ареал формирования первобытного человека.

За эту редкую находку территория Азербайджана была нанесена на карту «Древнейшие жители Европы».

Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности. Азербайджан имеет приблизительно 5-ти тысячелетнюю историю государственности.  Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана были созданы еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры в бассейне Урмии. Возникшие здесь древнейшие азербайджанские государства играли важную роль в военно-политической истории всего региона. Именно в этот период существовала тесная взаимосвязь Азербайджана с оставившими глубокий след в мировой истории государствами Шумер, Аккад и Ассирия, располагавшимися в долинах Тигра и Евфрата, а также с Хеттским государством в Малой Азии.

В I тыс. до н.э.-1 тыс. н.э. на землях Азербайджана существовали такие могущественные государства, как Манна, Скифское царство, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль в повышении культуры государственного управления, в культурно-экономической истории страны, а также в процессе формирования единого народа.

В начале нашей эры Азербайджан вступил в один из периодов тяжелейших испытаний своей истории: в III веке Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке — Арабский Халифат. Завоеватели переселяли в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

В первых столетиях нашей эры турецкие этносы, составлявшие основную часть населения страны и являющиеся с военно-политической точки зрения более организованными и сильными, сыграли важную роль в процессе формирования единого народа. Среди турецких этносов преобладали тюрки-огузы.

Начиная с первых столетий нашей эры тюркский язык превращается в основное средство общения между малочисленными народами и этническими группами, прожившими на территории Азербайджана. К тому же, тюркский язык играл также связующую роль между севером и югом страны. В то время этот фактор имел важное значение в процессе формирования единого народа, поскольку в описываемый период ещё не было единого религиозного мировоззрения — монотеистической религии, охватывающей всю территорию Азербайджана. Поклонение главному Богу тюрков — Богу Танры ещё не сумело полностью вытеснить другие религиозные верования. Всё ещё сохранялись зороастризм, огнепоклонничество, поклонение Солнцу, Луне, Небу, Земле, звёздам и т. д. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных регионах, распространялось христианство. Однако независимая Албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с армянской и грузинской церквями.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана.

Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса. Возникновение единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами явилось причиной формирования единых обычаев и традиций на всей территории Азербайджана, по которой они были расселены, расширения родственных связей и более тесного взаимодействия. Исламская религия объединила все тюркские и нетюркские этносы, принявшие её, под общим тюрко-исламским флагом против Византийской империи и находящимся под ее покровительством армянских и грузинских феодалов, стремившихся включить весь Южный Кавказ в сферу влияния христианства.

С середины IX века древние традиции азербайджанской государственности вновь возродились. В Азербайджане началось новое политическое возрождение: на землях Азербайджана, где был распространён ислам, возникли государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов.

Ввиду возникновения независимых государств произошло оживление во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Начался период возрождения в истории Азербайджана.

Возникновение местных государств (Саджиды, Ширваншахи, Салариды, Раввадиды, Шеддадиды, Шекинское государство), после 600-летнего сасанидского и арабского господства и превращение ислама в главную монотеистическую религию на территории всей страны сыграли важную роль в этнической эволюции азербайджанского народа и формировании единого языка и культуры.

В то же время, в исторических условиях частой смены феодальных династий, правивших Азербайджаном, исламская религия имела важное значение для объединения всего азербайджанского населения — как различных тюркских племен, сыгравших главную роль в формировании нашего народа, так и смешивавшихся с ними нетюркских этносов, в форме единой силы против иноземных захватчиков.

После падения Арабского халифата, начиная с середины IX века, возросла роль тюрко-исламских империй на Кавказе, а также на всём Ближнем и Среднем Востоке. Государства, управлявшиеся Саджидами, Ширваншахами, Саларидами, Раввадидами, Шеддадидами, Шекинскими правителями, Сельджуками, Эльденизами, Монголами, Эльханидами-Хулагуидами, Чобанидами, Джелаиридами, Тимуридами, Османами, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидами, Афшарами, Каджарами и другими тюрко-мусульманскими династиями, оставили глубокий след не только в истории государственности Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока. Длительное время Азербайджан являлся центральной областью многих из этих государств, а Тебриз — столицей.

В XV-XVIII веках, а также в последующий период культура государственности Азербайджана ещё более обогатилась. В это время обширные восточные империи Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Каджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями.

Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные связи Азербайджана, расширял поле военно-политического влияния нашей страны и народа и, следовательно, сферу деятельности азербайджанского языка, создавал благоприятные условия для ещё большего развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа. Наряду с тем, что в описываемый период азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они также очень активно участвовали и играли посредническую роль в отношениях между Европой и Востоком.

В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аккоюнлу превратилась в мощный военно-политический фактор на всём Ближнем и Среднем Востоке. Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан проводил политику создания сильного, централизованного государства, охватывающего все азербайджанские земли. С этой целью по его поручению было издано «Ганун-намэ». По указанию великого государя был переведён на азербайджанский язык Коран, а выдающемуся учёному того времени Абу Бакру аль-Техрани было поручено написание огузской летописи «Китаби-Диярбекирийе».

В конце XV — начале XVI веков азербайджанская государственность вступила в новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана, выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) продолжил дело, начатое его дедом и сумел объединить все северные и южные земли Азербайджана под своей властью. Возникло единое централизованное азербайджанское государство — государство Сефевидов со столицей в Тебризе. В период правления Сефевидов ещё более повысилась культура государственного управления Азербайджана. Азербайджанский язык, наряду с персидским, превратился в государственный язык на территории огромной империи. В результате успешных реформ, внутренней и внешней политики, проводившихся Шахом Исмаилом, Шахом Тахмасибом, Шахом Аббасом и другими сефевидскими государями, Сефевидское государство превратилось в одну из могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах Афшар (1736-1747) еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана — выходец из афшар-тюркского племени – в 1739 году захватил Северную Индию, включая Дели.

Однако после смерти Надир шаха управляемая им обширная империя распалась. И во второй половине XVIII века Азербайджан раскололся на мелкие государства – ханства и султанаты.

В конце XVIII века к власти в Иране пришла азербайджанская тюркская династия Каджаров (1796- 1925). Каджары начали проводить политику, направленную на подчинение центральной власти всех территорий, находившихся в своё время под властью их предков Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов и, наконец Надир шаха, в том числе и азербайджанских ханств.

Так началась эпоха многолетних войн между Каджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Российской империей.

Таким образом, Азербайджан превратился в арену кровопролитных войн между двумя великими державами.

Согласно Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам Азербайджан был разделён между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный – к Ирану.

Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: «Северный (или Российский) Азербайджан» и «Южный (или Иранский) Азербайджан».

Для создания себе опоры и христианского оплота на Южном Кавказе Россия начала в массовом порядке переселять на захваченные азербайджанские земли, в частности, горные районы Карабаха, территории Эриванских и Нахичеваньских ханств, армянское население из соседних регионов. Генерал Пашкевич даже дал конкретные указания по поводу того, куда именно необходимо их переселять. В марте 1828 года были ликвидированы Иреванское и Нахичеванское ханства Азербайджана, а на их территории была создана так называемая «Армянская область» для переселяемых армян. Тем самым была заложена основа будущего армянского государства на землях Азербайджана.

Помимо этого, в 1836 году царская Россия ликвидировала независимую Албанскую церковь и подчинила её Григорианской церкви. Тем самым были созданы благоприятные условия для григорианизации и армянизации древнего азербайджанского христиано-албанского населения. Была заложена основа для новых территориальных притязаний армян к азербайджанцам. Не удовлетворившись этим, царская Россия прибегнула к еще более гнусной политике: подняла вооружённых ею армян против тюрко-мусульманского населения и спровоцировала массовую резню азербайджанцев. Начался период геноцида азербайджанского народа и всего тюрко-мусульманского населения Южного Кавказа.

В Северном Азербайджане освободительная борьба завершилась невиданными трагедиями. Здесь дашнакско-большевистское правительство С.Шаумяна, захватившее власть в свои руки в Баку и его окрестностях, в марте 1918 года учинило против Азербайджанского народа страшный геноцид. Братская Турция протянула Азербайджану руку помощи. Освободительное движение одержало победу. 28 мая 1918 года в Северном Азербайджане была создана первая демократическая республика на Востоке —Азербайджанская Демократическая Республика.

Азербайджанская Демократическая Республика, являвшаяся первой парламентской республикой в истории азербайджанского народа, одновременно была и образцом демократического, правового и светского государства на всём Востоке, в том числе и в тюрко-исламском мире.

В период Азербайджанской Демократической Республики история парламентаризма делится на два периода: первый период, длился с 27 мая по 19 ноября 1918 года.  На протяжении этих шести месяцев азербайджанский парламент, состоявший из 44 представителей тюрок-мусульман и функционировавший под названием Национального Совета Азербайджана, принял важнейшие исторические решения. Первый парламент 28 мая 1918 года провозгласил независимость Азербайджана, взял на себя управление государством и принял историческую Декларацию Независимости. 

Второй, или Бакинский период в истории парламентаризма Азербайджанской Демократической Республики продолжался с 7 декабря 1918 года до 27 апреля 1920 года – всего 17 месяцев. 

Следует особо отметить принятый парламентом Закон об учреждении Бакинского Государственного Университета 1 сентября 1919 года. Открытие национального университета было важнейшей исторической заслугой деятелей Республики перед родным народом. Хотя впоследствии Азербайджанская Демократическая Республика и пала, Бакинский Государственный Университет сыграл незаменимую роль в сохранении ее идей и в восстановлении независимости.

За время существования Азербайджанской Демократической Республики всего было проведено 155 заседаний парламента, десять из которых состоялось в период функционирования Национального Совета Азербайджана (27 мая -19 ноября 1918 года), а 145 — парламента Азербайджана (7 декабря 1918 года — 27 апреля 1920 года).

На обсуждение парламента было вынесено более 270-ти законопроектов, около 230 из которых были приняты. Законы обсуждались в условиях горячих и деловых дебатов и принимались лишь после третьего чтения.

Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца, она доказала, что даже самые жестокие колониальные и репрессивные режимы не в состоянии уничтожить идеалы свободы и традиции государственной независимости азербайджанского народа.

В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Был положен конец независимой государственности в Северном Азербайджане. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории Азербайджанской Демократической Республики Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР).

Сразу после советской оккупации начался процесс уничтожения системы независимого государственного управления, созданной в период существования Азербайджанской Демократической Республики.  

Во всей стране господствовал «красный террор». Каждый, кто мог оказать сопротивление укреплению большевистского режима, немедленно становился жертвой «красного террора» под именем «врага народа», «контрреволюционера» или «диверсанта».

Таким образом, после мартовского геноцида 1918 года, фактически начался новый геноцид против азербайджанского народа. Разница заключалась лишь в том, что на сей раз уничтожались самые знаменитые представители народа – выдающиеся деятели Азербайджанской Народной Республики, генералы и высшие офицеры Национальной Армии, передовая интеллигенция, известные учёные. На этот раз большевистско-дашнакский режим в заранее запланированном порядке уничтожал только сливки народа и стремился обезглавить его. На самом деле этот геноцид был намного беспощадным и страшным, чем мартовский.

Созывом I съезда Советов Азербайджанской ССР 6 мая 1921 года была завершена советизация Северного Азербайджана. 19 мая была принята первая Конституция Азербайджанской ССР.

После лишения азербайджанского народа своей независимой власти началось ограбление его богатств. Была ликвидирована частная собственность на землю. Все природные богатства страны были национализированы, точнее, считались государственной собственностью. Для руководства нефтяной промышленностью был специально создан Нефтяной Комитет Азербайджана, руководство которым было поручено А.П.Серебровскому, направленному В.И.Лениным. Таким образом, В.И.Ленин, писавший в телеграмме, отправленной ещё 17 марта 1920 года в Военно-революционный Совет Кавказского Фронта «Взятие Баку для нас очень и очень важно» и тем самым давший указание на завоевание Северного Азербайджана, достиг своей цели. Бакинская нефть перешла в руки Советской России.

В 30-е годы по всему Азербайджану проводились жестокие репрессии. Только в 1937 году было репрессировано 29 тыс. человек. В этот период Азербайджан потерял десятки таких своих мыслителей, редких представителей интеллигенции, как Гусейн Джавид, Микаил Мушвиг, Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Али Назми, Таги Шахбази и др. Умственный потенциал народа и его достойнейшие представители были уничтожены. После этого страшного удара азербайджанский народ не смог оправиться на протяжении десятилетий.

В 1948-1953 годах начался новый этап массовой депортации азербайджанцев из Западного Азербайджана (с территории, называемой Армянской ССР), являвшегося их исконной родиной. Армяне ещё более укрепились на землях Западного Азербайджана. Было обеспечено их количественное превосходство на этой территории.

Несмотря на важные успехи, достигнутые благодаря созидательному гению азербайджанского народа, вследствие ряда объективных и субъективных причин, в 60-е годы во многих отраслях экономики Азербайджана – и в промышленности, и в сельском хозяйстве, стали проявляться отрицательные тенденции.

В этой тяжёлой ситуации, в которой оказалась республика, в азербайджанском руководстве произошла важная перемена. В 1969 году начался Первый период руководства Гейдар Алиева Азербайджаном. В сложной исторической ситуации господства тоталитарного режима, Гейдар Алиев, с целью превращения Азербайджана в одну из самых передовых республик Советского Союза, приступил к проведению программы широких реформ во всех сферах жизни.

Великий политик сначала добивался принятия на уровне Политбюро ЦК Компартии Советского Союза, на пленумах ЦК, съездов Коммунистической партии выгодных решений по важным вопросам для своей Родины и народа в различных отраслях экономики (в том числе сельского хозяйства) и культуры, а затем мобилизовал весь наш народ на выполнение этих решений, днём и ночью вёл неустанную борьбу за процветание родного Азербайджана. Во главе его планов стояло превращение Азербайджана в самодостаточную и высокоразвитую в научно-техническом отношении страну (выражаясь терминологией того времени, в административно-экономическую единицу). Одним словом, Гейдар Алиев ещё тогда начал путь, ведший к независимости нашей Родины.

В 1970-1985 годах, за короткий исторический период по всей территории республики были созданы сотни заводов, фабрик, отраслей производства. Было запущено 213 промышленных учреждений. Азербайджан занимал одно из передовых мест в Советском Союзе по многим отраслям производства. 350 наименований продукции, производимой в Азербайджане, экспортировалось в 65 стран мира.

Огромное историческое значение всех этих величественных созидательных работ, осуществлённых в первый период руководства Гейдара Алиева Азербайджаном, заключалось в том, что в нашем народе пробуждались национальная гордость, национальное самосознание, воспрянули чувства свободы, независимости. По своей сущности, это означало вступление азербайджанского народа в 70-е годы XX столетия в новый этап — этап национального подъёма.

Последняя стадия истории азербайджанской государственности, начавшаяся в период распада СССР принятием Конституционного Акта о государственной независимости Азербайджанской Республики 18-октября 1991 года после распада СССР, успешно продолжается и по сей день.

На продолжении всей своей истории азербайджанские государства проходили периоды подъема и спада, подвергались внутреннему распаду и внешней оккупации. Азербайджан всегда сохранял мирные и спокойные отношения со своими соседями. Однако поселившиеся в Западном Азербайджане армяне постоянно посягали на азербайджанские земли, пользовались ситуацией для захвата новых территорий.

С 1988 года армянские вооруженные силы осуществили план по выселению азербайджанцев, проживающих в 126 населённых пунктов Нагорного Карабаха, являвшегося неотъемлемой частью Азербайджана. 8 мая 1992 года армяне захватили Шушу, а 2 октября 1992 года – Ходжавенд.

Именно в этот период, в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года произошло самое трагичное событие XX века — армянские вооружённые силы, совместно с солдатами 366 мотострелкового полка бывшей Советской армии полностью уничтожили город Ходжалы, в котором проживали 6000 азербайджанцев.

Таким образом, начиная с 1988 года, в результате военной агрессии армянских вооружённых формирований 20% азербайджанских земель – территория Нагорного Карабаха и прилегающих к нему 7 районов (Лачин – 18 мая 1992 года, Кельбаджар – 2 апреля 1993 года, Агдам – 23 июля 1993 года, Джебраил – 23 августа 1993 года, Физули – 23 августа 1993 года, Губадлы – 31 августа 1993 года, Зангилан – 29 октября 1993 года) было оккупировано, 700 тыс. азербайджанцев были вынуждены покинуть родные дома и временно расселены в основном в более чем 1600 объектах на территории 62 городов и районов.

В условиях усиления народного движения в марте 1992 года А.Муталибов, руководивший республикой, подал в отставку. Создавшаяся пустота во власти еще более ослабила обороноспособность Азербайджанской Республики. В результате этого в мае 1992 года армянские военные объединения захватили и Шушу. Таким образом, армяне фактически оккупировали территорию всего Нагорного Карабаха. Следующим шагом стала оккупация Лачина — района, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом. Борьба за власть, продолжавшаяся и во времена правления Народного Фронта Азербайджана, нанесла тяжелый удар по обороне республики. В апреле 1993 года был оккупирован Кельбаджар. В июне в Азербайджане налицо оказался глубокий политический кризис. По требованию народа Гейдар Алиев пришел к власти. 

С возвращением Гейдара Алиева ко власти произошел перелом в судьбе нашей страны, была предотвращена разгорающаяся гражданская война. Этот день вошел в историю азербайджанского народа как «День Национального Спасения».

12 мая 1994 года между Азербайджаном и Арменией было подписано соглашение о прекращении огня. Однако, несмотря на это, армянские вооружённые формирования часто нарушали его, подвергая мирное население обстрелу.

В ночь на 2 апреля 2016 года военный конфликт, развернувшийся между Вооружёнными Силами Азербайджана и Армении, стал самой крупной конфронтацией на линии соприкосновения с момента заключения перемирия.

Апрельские бои завершились победой Вооружённых Сил Азербайджана, были освобождены высоты вокруг села Талыш, а также пункт Сейсулан Тертерского района, высота Леле-тепе и село Чоджук Марджанлы Джебраильского района, село Гюлистан Гёранбойского района и дороги в направлении села Мадагиз Тертерского района.

Нарушение государственной границы в направлении Товузского района в июле 2020 года, заселение ливанских армян на оккупированных нами территориях показало, что вести мирные переговоры нет смысла. Диверсия, которую Армения хотела совершить в августе на Геранбойском направлении, и создание добровольных воинских формирований сделали новую войну абсолютно необходимой.

Новая история была написана для Азербайджана в результате контрнаступления азербайджанской армии, начавшейся 27 сентября 2020 года с провокаций вооруженных сил Армении против Азербайджана.

После очередной провокации вооруженных сил Армении на линии соприкосновения, в соответствии с предупреждением президента Ильхама Алиева, Азербайджан начал военное наказание врага. В ходе продолжающегося стремительного контрнаступления были освобождены от оккупации ряд стратегических высот, поселок Суговушан и село Талыш Тертерского района Джебраильского района, поселок Гадрут Физулинского района, Зангиланского района, Губадлинского района и, наконец, город Шуша.

44-дневная война привела к полной победе Азербайджана и капитуляции Армении. За этот период было освобождено около 300 деревень, 5 городов, 4 поселка, многочисленные стратегические высоты. Техника противника была полностью уничтожена, а его живые силы серьезно повреждены. Отечественная война, продолжавшаяся всего 44 дня, привела не только к освобождению наших территорий, но и к прекращению оккупации, а также урегулированию конфликта, длившегося почти 30 лет.

Первые государства на территории Азербайджан

 

 

Азербайджанский народ, вновь получивший свою независимость в конце XX столетия на части своих исторических земель, обладает древнейшей и богатой историей государственности.

 Исторические земли Азербайджана, охватывавшие на севере Большие Кавказские горы, на западе — Алагёзскую горную цепь с бассейном озера Гёкча (ныне озеро Севан — Я.М.) и Восточную Анатолию, на востоке — Каспийское море, а на юге — пределы Султании, Зенджана и Хамадана, являются одним из древнейших культурных центров зарождения современной цивилизации. Азербайджанский народ, являющийся в настоящее время вторым после анатолийских тюрков крупным тюрским народом, создал на этой территории — на исторических землях Азербайджана богатую и самобытную культуру, в том числе и традиции государственности.

 Исторические земли Азербайджана, на которых жили предки азербайджанского народа, входили в регион, охватывающий территории между Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом, где зарождались и делали свои первые шаги древнейшие цивилизации.

 Древние этносы, принимавшие участие в формировании азербайджанского народа, сыграли важнейшую роль в создании возникшей в указанном регионе древней культурной среды, в том числе в формировании Шумеро-Вавилонской культуры, а также в целом в военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока. Эта историческая реальность очень ярко подтверждается проводимыми в нашей стране и за рубежом научными исследованиями, и в особенности археологическими раскопками. Территория Азербайджана крайне богата археологическими памятниками, доказывающими наличие в этом крае древнейших поселений первобытного человека. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахчыван), а также в других памятниках, в том числе часть нижней челюсти Азыхского человека (Азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад — в Ашельский период, доказывают вхождение территории Азербайджана в ареал формирования первобытного человека. За эту редкую находку территория Азербайджана была нанесена на карту «Древнейшие жители Европы».

Азербайджан является одним из древнейших центров мировой цивилизации. Население Азербайджана, начиная ещё с древнекаменного периода (палеолит) создало высокую культуру. В среднекаменном (мезолит) и новокаменном (неолит) веках население Азербайджана перешло к оседлому образу жизни и начало заниматься земледелием, скотоводством и различными отраслями ремесла. Постепенно расширялся круг влияния культурно-экономического прогресса на территории Азербайджана. Кура-Аразская культура, возникшая ещё в конце IV — начале III тыс. до н.э. распространялась также на другие регионы Южного Кавказа, Восточную Анатолию и Северный Кавказ.

 Богатые образцы материальной культуры, в особенности остатки зерна, земледельческие орудия труда, предметы быта, различные виды ремесленного производства, обнаруженные во время археологических раскопок, ярко доказывают, что азербайджанский народ является одним из народов мира, создавших древнейшую оседлую культуру.

 Азербайджанцы в то же время являются одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности в мире. Азербайджанский народ имеет приблизительно 5-ти тысячелетнюю историю государственности. Первые государственные образования или этнополитические объединения на территории Азербайджана сложились в Приурмийском бассейне ещё начиная с конца IV- начала III тыс. до н.э. Возникшие здесь древнейшие азербайджанские государства играли важную роль в военно-политической истории всего региона. В этот период существовали тесные взаимоотношения Азербайджана с Шумеро-Аккадскими государствами и Ассирией, располагавшимися в долинах Тигра и Евфрата и оставившими глубокий след в мировой истории, а также с Хеттским государством в Малой Азии.

 Древнейшие государства Азербайджана, проводившие активную внешнюю политику, успешно защищали свои территории от внешних посягательств. Кутии, являющиеся древним племенным союзом Азербайджана, даже покорили своего могущественного соседа — государство Аккад, расширили границы своего государства до Персидского залива и господствовали на этой территории около ста лет. Помимо того, что кутии переняли порядки государственного управления Шумера и Аккада, подчинённых ими, они также распространяли передовую культуру государственного управления древнего Азербайджана на данной территории.

 Древние азербайджанские государственные образования Луллубеев и Кутиев, охватывавшие территории вокруг Урмии и временами включавшие долины Тигра и Евфрата до Персидского залива, оставили глубокий след не только в истории государственности Азербайджана, но и в целом Древнего Востока, следовательно, и во всемирной истории.

 У кутиев, в отличие от соседних восточных государств имел место порядок избрания правителей, точнее, власть не передавалась по наследству. Правители кутиев управляли государством через своих наместников. В области управления наместники обладали широкой самостоятельностью. По-видимому, и это сыграло немалую роль в длительном господстве древних азербайджанских государств на обширных территориях, простиравшихся до Персидского залива, включая долины Тигра и Евфрата, которые являлись одним из центров образования древневосточных государств.

 С течением времени всё более повышалась культура государственности Азербайджана, и на территории страны возникли более совершенные и более крупные государства.

 В I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. на землях Азербайджана существовали такие могущественные государства, как Манна, Скифское царство, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль в повышении культуры государственного управления, в культурно-экономической и этнополитической истории страны, а также в процессе формирования единого народа на территории Азербайджана.

 Государство Манна, возникшее в начале I тыс. до н.э. и являвшееся продолжением традиционной азербайджанской государственности, составило важный этап в её истории. Это государство, возникшее в Приурмийском бассейне, являвшемся колыбелью азербайджанской государственности, занимает важное место во всемирной истории не только по своей древности, но и по степени развития культуры государственности. Манна, объединившая под своей властью все местные мелкие государства Приурмийского бассейна, охватывала на севере территории до р. Араз (временами и к северу от неё) и до Каспийского моря на северо-востоке.

 Государство Манна принимало активное участие в военно-политических событиях всего региона и вело успешную борьбу против своих сильных соседей — Ассирии и Урарту, стремившихся завладеть азербайджанскими землями. В борьбе против посягательств Ассирии и Урарту активное участие принимали также скифы и киммерийцы, утвердившиеся в то время в Азербайджане.

 Правители Манны обладали неограниченной наследственной властью. Однако, несмотря на это, они управляли страной при помощи совета старейшин, что свидетельствует о наличии в Азербайджане древней совещательной культуры в области государственного управления.

 Манна, выстоявшая перед беспрерывными нападениями могущественных соседей и просуществовавшая около 300 лет в южных областях нашей Родины, является важнейшим историческим этапом, доказывающим наличие прочных традиций государственности в Азербайджане с древнейших времён.

 С конца VIII — начала VII вв. до н.э. важную роль в военно-политической истории Азербайджана начинают играть киммерийцы и скифы, а также родственные им саки и массагеты. Эти племена, составлявшие древнейшее население Евразии и проникавшие в различные исторические периоды на юг через перевалы Большого Кавказа и Дербентский проход, а после укрепления на южных склонах Большого Кавказа, в частности в Северном Азербайджане, распространялись в южном направлении — на территории Манны и Восточной Анатолии.

 В племенное объединение киммерийцев, скифов и саков наряду с другими, входили и сильные союзы тюркских племён. Это подтверждают и сведения, основанные на личных наблюдениях «отца истории» Геродота (V в. до н.э.). Согласно Геродоту, скифы питались лошадиным молоком, то есть кумысом; родственные скифам массагеты одевались так же, как они, и вели подобный им образ жизни. Они поклонялись единому богу — богу Солнца и приносили богу Солнца, передвигавшемуся по небу с быстрой скоростью, самого быстрого животного на Земле — коня.

 Скифы создали на азербайджанских землях севернее Манны могущественное Скифское царство. Следовательно, они принимали участие и в процессе формирования единого народа на территории страны. Скифо-массагетские правители также успешно защищали азербайджанские земли от иноземных посягательств.

 Массагетское царство нанесло тяжёлое поражение Ахеменидской державе, являвшейся одной из могущественных империй того периода. После захвата южных территорий Азербайджана ахеменидский правитель Кир II, осуществлявший широкие завоевания на Ближнем и Среднем Востоке, попытался взять в свои руки и север нашей страны и с этой целью он предложил заключить брак вдове массагетского правителя Томирис. Однако Томирис, свято чтившая честь своей Родины и разгадавшая уловку Кира II, отвергнула предложение иранского правителя и, поклявшись богу Солнца бросилась в бой и в 530 г. до н.э. разгромила иноземные войска, во много раз превосходившие её силы. Сам «непобедимый» Кир был убит в этом бою. Эта победа над Киром II, положившим конец таким могущественным государствам, как Мидийская империя, Лидия и Вавилония, а также захватившим обширные территории от Центральной Азии до пределов Египта, и прозванным за все эти завоевания «Киром Великим», является одной из самых славных страниц азербайджанской государственности.

 В период Скифского царства имелись благоприятные условия и для взаимной связи между культурой Азербайджана и культурой скифов, распространившихся по обширным территориям Евразии. Культура древнего Азербайджана ещё более развивалась и обогащалась. Ярким доказательством тому являются образцы материальной культуры, обнаруженные во время археологических раскопок, а также ряд топонимов, сохранившихся на территории Азербайджана со скифо-массагетского периода.

 Несмотря на сложнейшие военно-политические события, происходившие на Ближнем и Среднем Востоке, на политику могущественных соседних государств, направленную на захват азербайджанских земель, изобилующих природными богатствами и имеющих огромное военно-стратегическое значение, традиции государственности народа продолжали развиваться и обогащаться. Таким образом, ни завоевательная политика Ахеменидской империи, ни походы Александра Македонского не смогли уничтожить древнейшую культуру государственного управления Азербайджана.

 Азербайджанская государственность вновь возрождается сразу после смерти Александра Македонского. На южных землях страны возникает государство Атропатена, а на северных — Албания. Почти все исторические земли Азербайджана входили в состав этих двух местных государств.

Azerbaijan.az

Исторические земли Азербайджана, охватывавшие Большой Кавказ на севере, горный массив Алагез с бассейном озера Гейча и Восточную Анатолию на западе, Каспийское море на востоке, границы Султания, Зенджан и Хамадан на юге — один из центров древней культуры и колыбель современной цивилизации. На этой территории — на исторических землях Азербайджана — азербайджанский народ создал богатую и самобытную культуру, в том числе традиции государственности. Историческое произношение названия «Азербайджан» было разным. Издревле, с начала цивилизации, это название звучало как Андирпатский, Атропатена, Адирбиджанский, Азирбиджанский и, наконец, Азербайджан. Написание в современной форме — «Азербайджан», основано на древних исторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.

Предметы, обнаруженные при археологических раскопках, а также этнографические материалы, собранные в ходе экспедиций, позволили изучить традиции и обычаи, материальную и духовную культуру, древние формы правления, семейные отношения в Азербайджане.

На сегодняшний день обнаружены древнейшие археологические и палеонтологические материалы, свидетельствующие о том, что первобытные люди жили на территории Азербайджана более 1,7-1,8 млн лет назад.

Территория Азербайджана чрезвычайно богата археологическими памятниками, свидетельствующими о наличии в этом регионе древнейших поселений первобытных людей.

Археологические находки обнаружены в пещерах Азых, Таглар, Дамжилы, Дашсалахлы, Газма (Нахичевань), а также в других памятниках, в том числе части нижней челюсти азыхского человека (Азыхантропа), жившего 300-400 гг. тысяч лет назад — в ашелийский период, доказывают вхождение территории Азербайджана в ареал формирования первобытного человека.

За эту редкую находку территория Азербайджана нанесена на карту «Древние жители Европы».

Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов с древнейшими традициями государственности. Азербайджан имеет около 5 тысяч лет истории государственности. Первые государственные образования или этнополитические объединения на территории Азербайджана создавались с конца 4-го, начала 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне Урмии. Возникшие здесь древние азербайджанские государства сыграли важную роль в военно-политической истории всего региона. Именно в этот период Азербайджан был тесно связан с оставившими глубокий след в мировой истории государствами Шумера, Аккада и Ассирии, расположенными в долинах Тигра и Евфрата, а также с Хеттским государством в Малой Азии. .

В 1 тысячелетии до н.э. — 1 тысячелетии н.э. на землях Азербайджана существовали такие могущественные государства, как Манна, Скифское царство, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль в повышении культуры государственного управления, в культурной и экономической истории страны, а также в процессе формирования единого народа.

В начале нашей эры Азербайджан вступил в один из самых сложных периодов своей истории: в 3 веке Азербайджан был оккупирован Иранской империей Сасанидов, а в 7 веке — Арабским халифатом. Завоеватели переселили в страну большое население иранского и арабского происхождения.

В первые века нашей эры тюркские этносы, составлявшие основную часть населения страны и более организованные и сильные с военно-политической точки зрения, сыграли важную роль в формировании единого народа . Среди тюркских этносов преобладали тюрки-огузы.

С первых веков нашей эры тюркский язык стал основным средством общения между малочисленными народами и этносами, проживающими на территории Азербайджана. Кроме того, тюркский язык также играл связующую роль между севером и югом страны. В то время этот фактор имел большое значение в процессе формирования единого народа, так как в описываемый период еще не существовало единого религиозного мировоззрения — монотеистической религии, охватывающей всю территорию Азербайджана. Поклонение главному Богу тюрков, Богу Танры, еще не успело полностью вытеснить другие религиозные верования. Еще сохранялись зороастризм, поклонение огню, поклонение Солнцу, Луне, Небу, Земле, звездам и т.д. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных районах, распространилось христианство. Однако независимая Албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с Армянской и Грузинской церквями.

С принятием ислама в VII веке произошло коренное изменение в историческом предназначении Азербайджана.

Исламская религия дала сильный толчок к формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса. Возникновение единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами послужило причиной формирования общих обычаев и традиций на всей территории Азербайджана, посредством которых они расселились, расширения родственных связей и более тесного взаимодействия. Исламская религия объединила все тюркские и нетюркские этносы, принявшие ее, под общим тюрко-исламским флагом против Византийской империи и находящихся под ее покровительством армянских и грузинских феодалов, стремившихся включить в сферу своего влияния весь Южный Кавказ. влияния христианства.

С середины IX века вновь возродились древние традиции азербайджанской государственности. В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, где был распространен ислам, возникли государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов.

С появлением независимых государств произошло оживление во всех сферах политической, экономической и культурной жизни. В истории Азербайджана начался период возрождения.

Важную роль в этническом эволюция азербайджанского народа и формирование единого языка и культуры.

В то же время в исторических условиях частой смены феодальных династий, правивших Азербайджаном, исламская религия имела важное значение для объединения всего азербайджанского населения — как различных тюркских племен, сыгравших большую роль в формировании наш народ и смешавшиеся с ним нетюркские этносы в виде объединенной силы против иноземных захватчиков.

После падения Арабского халифата, начиная с середины 9 в. 900–40-х гг. на Кавказе, а также на всем Ближнем и Среднем Востоке возросла роль тюрко-исламских империй. Государства под властью саджидов, ширваншахов, саларидов, раввадидов, шаддадидов, шекинских правителей, сельджуков, эльденизов, монголов, эльханидов-хулагуидов, чобанидов, джелаиридов, тимуридов, османов, каракоюнлу, аккоюнлуди, других мусульман оставили глубокий след не только в истории государственности Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока. Долгое время Азербайджан был центральным регионом многих из этих государств, а Тебриз был столицей.

В XV-XVIII веках, а также в последующий период культура государственности Азербайджана еще более обогатилась. В это время обширные восточные империи Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Каджаров находились под непосредственным управлением азербайджанских династий.

Этот важный фактор оказал положительное влияние на внутренние и международные отношения Азербайджана, расширил поле военно-политического влияния нашей страны и народа, а, следовательно, и сферу деятельности азербайджанского языка, создал благоприятные условия для дальнейшее развитие материальной и духовной культуры азербайджанского народа. Наряду с тем, что в описываемый период азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они также весьма активно участвовали и играли посредническую роль в отношениях между Европой и Востоком. .

В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аккоюнлу превратилась в мощный военно-политический фактор на всем Ближнем и Среднем Востоке. Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан проводил политику создания сильного централизованного государства, охватывающего все азербайджанские земли. С этой целью от его имени был издан «Ганун-наме». По приказу великого государя Коран был переведен на азербайджанский язык, а выдающемуся ученому того времени Абу Бакру ат-Тегерани было поручено написание огузской летописи «Китаби-Диярбекирийе».

В конце 15 — начале 16 веков азербайджанская государственность вступила в новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана, выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) продолжил дело деда и сумел объединить под своей властью все северные и южные земли Азербайджана. Возникло единое централизованное Азербайджанское государство — государство Сефевидов со столицей в Тебризе. В период правления Сефевидов культура государственного управления в Азербайджане еще более возросла. Азербайджанский язык, наряду с персидским, стал государственным языком на территории огромной империи. В результате успешных реформ, внутренней и внешней политики, проводимой Шахом Исмаилом, Шахом Тахмасибом, Шахом Аббасом и другими сефевидскими государями, Сефевидское государство превратилось в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Выдающийся азербайджанский полководец Надир Шах Афшар (1736-1747), пришедший к власти после падения Сефевидского государства, еще больше расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана, выходец из афшаро-тюркского племени, в 1739 году захватил Северную Индию, включая Дели.

Однако после смерти Надир-шаха обширная империя, которой он управлял, распалась. А во второй половине 18 века Азербайджан распался на мелкие государства — ханства и султанаты.

В конце 18 века к власти в Иране пришла азербайджанская тюркская династия Каджаров (1796-1925). Каджары стали проводить политику, направленную на подчинение центральной власти всех территорий, некогда находившихся под властью их предков Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов и, наконец, Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств.

Так началась эпоха многолетних войн между каджарами и Российской империей, стремившейся захватить Южный Кавказ.

Таким образом, Азербайджан превратился в арену кровопролитных войн между двумя великими державами.

Согласно Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам Азербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный Азербайджан — к Ирану.

Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: «Северный (или Российский) Азербайджан» и «Южный (или Иранский) Азербайджан».

Для создания себе опоры и христианского оплота на Южном Кавказе Россия начала массово переселять армянское население из соседних районов на оккупированные азербайджанские земли, в частности, в горные районы Карабаха, на территории Эриванского и Нахичеванского ханств . Генерал Пашкевич даже дал конкретные указания, куда именно их следует переселить. В марте 1828 года были ликвидированы Иреванское и Нахчыванское ханства Азербайджана, а на их территории для переселившихся армян была создана так называемая «Армянская область». Таким образом, на землях Азербайджана был заложен фундамент будущего Армянского государства.

Кроме того, в 1836 году царская Россия ликвидировала самостоятельную Албанскую церковь и подчинила ее Григорианской церкви. Таким образом, были созданы благоприятные условия для григорианизации и арменизации древнего азербайджанского христианско-албанского населения. Было заложено основание для новых территориальных претензий армян к азербайджанцам. Не удовлетворившись этим, царская Россия прибегла к еще более гнусной политике: подняла вооруженных ею армян против тюрко-мусульманского населения и спровоцировала массовую резню азербайджанцев. Начался период геноцида азербайджанского народа и всего тюрко-мусульманского населения Южного Кавказа.

Освободительная борьба в Северном Азербайджане закончилась беспрецедентной трагедией. Здесь дашнакско-большевистское правительство С. Шаумяна, захватившее власть в Баку и его окрестностях, в марте 1918 года совершило страшный геноцид против азербайджанского народа. Братская Турция протянула Азербайджану руку помощи. Освободительное движение победило. 28 мая 1918 года в Северном Азербайджане была создана первая демократическая республика на Востоке — Азербайджанская Демократическая Республика.

Азербайджанская Демократическая Республика, которая была первой парламентской республикой в ​​истории азербайджанского народа, была в то же время образцом демократического, правового и светского государства на всем Востоке, в том числе и в тюрко-исламском мире.

В период Азербайджанской Демократической Республики история парламентаризма делится на два периода: первый период длился с 27 мая по 19 ноября 1918 года. В течение этих шести месяцев Азербайджанский парламент, состоявший из 44 представителей мусульман тюрки и функционировали под именем Национального Совета Азербайджана, принимали важные исторические решения. Первый парламент 28, 19 мая18 декабря провозгласил независимость Азербайджана, взял на себя управление и принял историческую Декларацию независимости.

Второй, или Бакинский период в истории парламентаризма Азербайджанской Демократической Республики длился с 7 декабря 1918 года по 27 апреля 1920 года — всего 17 месяцев.

Особо следует отметить закон об учреждении Бакинского государственного университета, принятый парламентом 1 сентября 1919 года. Открытие национального университета стало важнейшей исторической заслугой руководителей республики перед родным народом. Хотя впоследствии Азербайджанская Демократическая Республика пала, Бакинский государственный университет сыграл незаменимую роль в сохранении ее идей и восстановлении независимости.

За время существования Азербайджанской Демократической Республики состоялось 155 сессий парламента, 10 из которых состоялись в период функционирования Национального Совета Азербайджана (27 мая-19 ноября 1918 г. ) и 145 — парламента Азербайджана (7 декабря 1918 г.). , 1918 — 27 апреля 1920).

На обсуждение парламента внесено более 270 законопроектов, около 230 из которых принято. Законы обсуждались в бурных и деловых спорах и были приняты только после третьего чтения.

Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца, она доказала, что даже самые жестокие колониально-репрессивные режимы не способны разрушить идеалы свободы и традиции государственной независимости азербайджанского народа.

В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Был положен конец независимой государственности в Северном Азербайджане. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР) на территории Азербайджанской Демократической Республики.

Сразу после советской оккупации начался процесс разрушения системы независимого государственного управления, созданной за время существования Азербайджанской Демократической Республики.

В стране воцарился «красный террор». Любой, кто мог противостоять усилению большевистского режима, тут же становился жертвой «красного террора» под именем «врага народа», «контрреволюционера» или «саботажника».

Таким образом, после 19 марта18 геноцида фактически начался новый геноцид против азербайджанского народа. С той лишь разницей, что на этот раз были уничтожены самые известные представители народа — видные деятели Азербайджанской Народной Республики, генералы и высшие офицеры Национальной Армии, передовая интеллигенция, известные ученые. На этот раз большевистско-дашнакский режим в заранее спланированном порядке уничтожил только цвет народа и стремился обезглавить его. На самом деле этот геноцид был куда более беспощадным и страшным, чем мартовский.

 

Созыв I съезда Советов Азербайджанской ССР 6 мая 1921 года завершил советизацию Северного Азербайджана. 19 мая была принята первая Конституция Азербайджанской ССР.

После лишения азербайджанского народа самостоятельной власти началось разграбление его богатств. Частная собственность на землю была отменена. Все природные ресурсы страны были национализированы, точнее, считались государственной собственностью. Для управления нефтяной промышленностью был специально создан Нефтяной комитет Азербайджана, руководство которым было возложено на А. П. Серебровского под руководством В. И. Ленина. Так, В. И. Ленин, написавший в телеграмме, отправленной 17 марта 19 г.20, Военно-революционному совету Кавказского фронта, «взятие Баку очень и очень важно для нас» и тем самым дал указание на завоевание Северного Азербайджана, добился своей цели. Бакинская нефть перешла в руки Советской России.

 

В 30-е годы по всему Азербайджану проводились жестокие репрессии. Только в 1937 году было репрессировано 29 тысяч человек. В этот период Азербайджан потерял десятки таких мыслителей, редких представителей интеллигенции, как Гусейн Джавид, Микаил Мушвиг, Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Али Назми, Таги Шахбази и другие. Умственный потенциал народа и достойных его представителей был уничтожен. После этого страшного удара азербайджанский народ десятилетиями не мог оправиться.

В 1948-1953 годах начался новый этап массовой депортации азербайджанцев из Западного Азербайджана (с территории, именовавшейся Армянской ССР), которая была их исконной родиной. Армяне еще больше укрепились на землях Западного Азербайджана. Их количественное превосходство на этой территории было обеспечено.

Несмотря на важные успехи, достигнутые благодаря творческому гению азербайджанского народа, в силу ряда объективных и субъективных причин во многих отраслях экономики Азербайджана — как в промышленности, так и в сельском хозяйстве — в XIX веке стали проявляться негативные тенденции.60-е годы.

В этой сложной ситуации, в которой оказалась республика, в руководстве Азербайджана произошла важная перемена. В 1969 году начался первый период руководства Гейдара Алиева в Азербайджане. В сложной исторической ситуации господства тоталитарного режима Гейдар Алиев с целью превращения Азербайджана в одну из самых передовых республик Советского Союза приступил к реализации программы широких реформ во всех сферах жизни.

Великий политик впервые добивался принятия на уровне Политбюро ЦК КПСС, на пленумах ЦК, съездах КПСС благоприятных решений по важным для его Родины вопросам и людей в различных отраслях экономики (в том числе сельского хозяйства) и культуры, а затем мобилизовал весь наш народ на осуществление этих решений, день и ночь неустанно боролся за процветание родного Азербайджана. Во главе его планов стояло превращение Азербайджана в самодостаточную и высокоразвитую в научно-техническом отношении страну (в терминологии того времени — в административно-хозяйственную единицу). Одним словом, именно тогда Гейдар Алиев начал путь, ведущий к независимости нашей Родины.

В 1970-1985 годах за короткий исторический период по всей республике были созданы сотни заводов, фабрик, производств. Было запущено 213 промышленных предприятий. Азербайджан занимал одно из ведущих мест в Советском Союзе во многих отраслях промышленности. 350 видов продукции, произведенной в Азербайджане, были экспортированы в 65 стран мира.

Огромное историческое значение всех этих великолепных созидательных работ, осуществленных в первый период правления Гейдара Алиева в Азербайджане, заключалось в том, что в нашем народе пробудились национальная гордость, национальное самосознание, воспитывались чувства свободы и независимости. По сути, это означало вступление азербайджанского народа в 70-е годы ХХ века в новый этап — этап национального подъема.

Последний этап в истории азербайджанской государственности, начавшийся в период распада СССР с принятием Конституционного акта о государственной независимости Азербайджанской Республики 18 октября 1991 года после распада СССР, продолжается по сей день успешно.

Азербайджанские государства на протяжении всей своей истории переживали периоды подъема и падения, подвергались внутреннему распаду и внешней оккупации. Азербайджан всегда поддерживал мирные и спокойные отношения со своими соседями. Однако осевшие в Западном Азербайджане армяне постоянно вторгались на азербайджанские земли, использовали ситуацию для захвата новых территорий.

С 1988 года вооруженные силы Армении осуществляют план по выселению азербайджанцев, проживающих в 126 населенных пунктах Нагорного Карабаха, который был неотъемлемой частью Азербайджана. 8 мая 1992 года армяне захватили Шушу, а 2 октября 1992 года – Ходжавенд.

Именно в этот период, в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, произошло самое трагическое событие 20 века — вооруженные силы Армении совместно с бойцами 366-го мотострелкового полка бывшей советской армия полностью разрушила город Ходжалы, в котором проживало 6000 азербайджанцев.

 

Таким образом, с 1988 года в результате военной агрессии армянских вооруженных формирований 20% земель Азербайджана составляют территория Нагорного Карабаха и 7 прилегающих районов (Лачин — 18 мая 1992 года, Кельбаджар — 2 апреля , 1993 г., Агдам — ​​23 июля 1993 г., Джебраил — 23 августа 1993 г., Физули — 23 августа 1993 г., Губадлы — 31 августа 1993 г., Зангилан — 29 октября 1993 г.) был оккупирован, 700 тысяч азербайджанцев были вынуждены покинуть свои дома. и временно расселены преимущественно в более чем 1600 объектах в 62 городах и районах.

В условиях усиления народного движения в марте 1992 г. подал в отставку руководивший республикой А. Муталибов. Образовавшаяся пустота во власти еще больше ослабила обороноспособность Азербайджанской Республики. В результате в мае 1992 года армянские военные объединения захватили и Шушу. Таким образом, армяне фактически оккупировали территорию всего Нагорного Карабаха. Следующим шагом стала оккупация Лачина, региона, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом. Борьба за власть, продолжавшаяся в период правления Народного фронта Азербайджана, нанесла тяжелый удар по обороноспособности республики. 19 апреля93, Кельбаджар был оккупирован. В июне в Азербайджане наметился глубокий политический кризис. По требованию народа к власти пришел Гейдар Алиев.

С возвращением Гейдара Алиева к власти произошел перелом в судьбе нашей страны, предотвращена разгорающаяся гражданская война. Этот день вошел в историю азербайджанского народа как «День национального спасения».

12 мая 1994 года между Азербайджаном и Арменией было подписано соглашение о прекращении огня. Однако, несмотря на это, армянские вооруженные формирования часто нарушали его, подвергая обстрелам гражданское население.

В ночь на 2 апреля 2016 года военный конфликт, развернувшийся между ВС Азербайджана и Армении, стал самым масштабным противостоянием на линии соприкосновения с момента подписания перемирия.

Апрельские бои завершились победой Вооруженных Сил Азербайджана, освобождены высоты в районе села Талыш, а также пункт Сейсулан Тертерского района, высота Леле-Тепе и село Чоджук Марджанлы, Джебраильский район, село Гулистан Геранбойского района и дороги в направлении села Мадагиз Тертерского района.

Нарушение государственной границы в направлении Товузского района в июле 2020 года, расселение ливанских армян на оккупированных нами территориях показали, что нет смысла вести мирные переговоры. Диверсии, которые Армения хотела совершить в августе на Геранбойском направлении, и создание добровольческих воинских формирований сделали совершенно необходимой новую войну.

Новая история написана для Азербайджана в результате контрнаступления азербайджанской армии, начавшегося 27 сентября 2020 года, с провокаций вооруженных сил Армении против Азербайджана.

После очередной провокации вооруженных сил Армении на линии соприкосновения, в соответствии с предупреждением Президента Ильхама Алиева, Азербайджан начал силовую расправу над противником. В ходе продолжающегося стремительного контрнаступления от оккупации освобожден ряд стратегических высот, поселок Суговушан и село Талыш Тертерского района Джебраильского района, село Гадрут Физулинского района, Зангиланского района, Губадлинского района и, наконец, город Шуша.

44-дневная война привела к полной победе Азербайджана и капитуляции Армении. За этот период было освобождено около 300 деревень, 5 городов, 4 поселка, многочисленные стратегические высоты. Техника противника была полностью уничтожена, а его живая сила серьезно повреждена. Отечественная война, длившаяся всего 44 дня, привела не только к освобождению наших территорий , но и к прекращению оккупации, а также к урегулированию конфликта, длившегося почти 30 лет.

Səfərbərlik və Hərbi Xidmətə Çağırış üzrə Dövlət Xidməti

История Азербайджана

Азербайджанский народ, восстановивший свою независимость в конце ХХ века, имеет древнюю историю государственности.

Исторические земли Азербайджана являются одними из древнейших культурных памятников современной цивилизации. Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамжилы, Дашсалахлы, Газма и в других исторических памятниках, в том числе нижняя челюсть азыкского человека — Азыхантропа, жившего 300-400 000 лет назад, также доказывают, что Азербайджан был одним из памятников формирование древнего человека.

В то же время азербайджанский народ имеет древнейшие традиции государственности. Эти традиции восходят к 5000 лет. Первые государственные образования или этнополитические образования появились на территории Азербайджана в конце 4-го — начале 3-го тысячелетий до нашей эры.

В конце I тыс.

до н.э. — начале I тыс. н.э. на территории Азербайджана существовали сильно организованные государства, такие как Манна, Мидия, Атропатена и Албания.

Государство Манна занимает важное место не только в истории государственности культуры Азербайджана, но и в мире. Манна принимала непосредственное участие во всех военно-политических событиях во всем регионе и боролась против могущественных соседних государств Ашшура и Урарту, пытавшихся вторгнуться в Азербайджан.

Киммерийцы и скифы, а также саки и массагеты, которые были того же происхождения, что и скифы, начали играть важную роль в военно-политической жизни Азербайджана в конце 8-начале 7 века до н.э.

Ни многолетняя оккупация Ахамино-Иранской империи, ни нашествия Александра Македонского не смогли разрушить культуру государственности в древнем Азербайджане. Азербайджанская государственность была восстановлена ​​сразу после смерти Македонского Александра. На юге нашей страны возникло государство Атропатена, а на севере – Албания.

В первые годы нашей эры наша страна пережила один из самых тяжелых периодов своей истории: в 3 веке она была оккупирована Сасанидско-Иранской империей, а в 7 веке — Арабским халифатом. Они переселили на территории Азербайджана большое количество персоязычного населения и лиц арабского происхождения. Пришлые селились в наиболее плодородных землях и важных в военном и стратегическом отношении районах. Им были предоставлены значительные привилегии. Но это не разрушило древние традиции государственности в Азербайджане, и процесс формирования азербайджанской нации продолжился. Внутренние отношения, особенно торговые, развивались между всеми регионами Азербайджана, потому что вся страна на протяжении длительного периода своей истории входила в состав этих империй. В этот период был достигнут значительный прогресс в установлении этнополитического и культурного объединения северных и южных, восточных и западных районов Азербайджана.

После падения Халифата Азербайджан с середины IX века восстановил свои древние традиции государственности: в Азербайджане были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Салларидов, Равадидов и Шаддадидов. Этот период отмечен оживлением в политической, экономической, культурной и всех других областях жизни. Возникновение местных государств после 600-летнего сасанидского и арабского правления, распространение ислама по стране сыграли решающую роль в развитии Азербайджана. Но государства, которые были созданы после падения Халифата, не смогли стать единым, устойчивым, могущественным государством, которое контролировало бы всю территорию страны и обеспечивало политическую стабильность. Азербайджан был поглощен империей Сельджуков, которая простиралась от Средней Азии до берегов Средиземного моря и от ворот Дербента до Персидского залива.

Ширваншахи и Ильденизиды, пришедшие к власти после падения империи Сельджуков, сыграли решающую роль в сохранении и развитии традиций государственности азербайджанского народа. Государство Ильденизидов, превратившееся в самое могущественное государство Ближнего и Среднего Востока, занимает значительное место в этнической и политической истории азербайджанского народа.

Культура азербайджанской государственности еще более обогатилась в XV-XVIII веках, когда государства Кара-Коюнлу, Аг-Коюнлу и Сефевиды, простиравшиеся на значительной части Востока, находились под контролем азербайджанских племен. Этот важный фактор положительно повлиял на внутренние и внешние отношения государства, способствовал расширению сферы влияния азербайджанского языка и развитию материальной и нравственной культуры народа.

В конце 15-начале 16 века азербайджанская государственность вступила в новый этап своего развития, когда внуку Узун Гасана, выдающемуся государственному деятелю шаху Исмаилу удалось объединить все территории Азербайджана в рамках единого государства. Со столицей в Тебризе это было Азербайджанское государство Сефевидов. В период правления Сефевидов культура азербайджанской государственности получила дальнейшее развитие. Деятельность и успешная внутренняя и внешняя политика шаха Исмаила, шаха Тахмасиба, шаха Аббаса и других правителей превратили государство Сефевидов в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Выдающийся азербайджанский правитель Надир-шах, пришедший к власти после падения государства Сефевидов, расширил территорию бывшей империи. В 1739 году он вторгся в Северную Индию, включая Дели. Но его планы создать мощное централизованное государство на этой большой территории провалились. После смерти Надир-шаха его империя пала.

Во второй половине 18 века Азербайджан был разделен на мелкие государства – ханства и султанаты. Страна вступила в полосу военно-политического кризиса. Попытки нескольких ханов объединить страну в единое государство не увенчались успехом. Эта ситуация давала шанс иноземным захватчикам.

Азербайджан стал театром кровопролитных войн между двумя державами. По Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам территория Азербайджана была разделена между двумя великими империями: север Азербайджана был присоединен к России, а юг — к Ирану, которым правил Каджар.

Но истинные азербайджанские патриоты и выдающиеся представители интеллигенции сделали все возможное для обеспечения нравственного развития азербайджанского народа, сохранения его наследия, традиций и национальной культуры.

Но истинные азербайджанские патриоты и выдающиеся представители интеллигенции сделали все возможное для обеспечения нравственного развития азербайджанского народа, сохранения его наследия, традиций и национальной культуры.

Первая Республика: Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920)

28 мая 1918 года была провозглашена первая демократическая парламентская республика на мусульманском Востоке – Азербайджанская Демократическая Республика. Новообразованная Азербайджанская Демократическая Республика сделала все возможное, чтобы с честью выполнить возложенную на нее историческую миссию. Республика добилась больших успехов в строительстве независимого, демократического государства, создании первого парламента и правительства, государственного аппарата и органов управления, определении границ страны, создании воинских формирований с высокой боеспособностью, обеспечении территориальной целостности и национальной безопасности.

Он утвердил Государственный флаг, гимн и герб, объявил родной язык государственным, уделил внимание вопросам образования и культуры и предпринял другие целенаправленные шаги для обеспечения всестороннего развития нации и национальной государственности в предстоящие годы.

Руководствуясь принципами народной власти и равноправия, Азербайджанская Демократическая Республика с первых дней своего существования ликвидировала расовое, этническое, религиозное и классовое неравенство, предоставив всем гражданам страны одинаковые права. Впервые на Востоке и задолго до некоторых европейских стран женщинам было предоставлено право голоса в Азербайджане.

К сожалению, одно из первых решений Азербайджанской Демократической Республике пришлось принимать в достаточно сложных условиях, когда армянские воинские части проводили политику этнических чисток против азербайджанцев и выдвигали территориальные претензии. Это решение заключалось в том, чтобы уступить Иреван Армении в качестве ее столицы, поскольку компромисс был достигнут в результате переговоров в Батуми. Эта серьезная историческая ошибка подготовила почву для очередных трагедий в жизни азербайджанского народа, способствуя постоянной экспансии армян.

7 декабря 1918 года в школе для девочек Г. З. Тагиева (ныне Институт рукописей имени Мухаммада Физули) состоялось торжественное открытие азербайджанского парламента. Это был первый законодательный орган, сформированный на основе самых прогрессивных, демократических принципов того времени на всем мусульманском Востоке. Принятые за полтора года деятельности парламента законы способствовали укреплению национальной независимости, политическому, экономическому, культурному и образовательному развитию.

Азербайджанская Демократическая Республика проводила миролюбивую политику, стремясь установить взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами и строить отношения, основанные на принципах уважения прав друг друга. Именно благодаря деятельности Азербайджанской Демократической Республики Азербайджан стал субъектом международного права, что предотвратило его исчезновение с политической карты мира как государства после большевистской оккупации в апреле 1920 года.

Вторая Республика: Азербайджан в период советское время (1920-1991)

28 апреля 1920 года Азербайджан был оккупирован большевистской Россией. В советское время государственность Азербайджана столкнулась с серьезными вызовами. В 1920-1922 годах Азербайджан формально сохранял независимость, де-факто признанную международным сообществом. В марте 1922 г. три республики Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия, Армения) были объединены в единое государство Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), которое полностью прекратило формальную независимость.

В советский период территории Зангезурского, Гейчинского уездов, части Нахчыванского и других районов были захвачены у Азербайджана и присоединены к Армении. Площадь Азербайджанской Демократической Республики сократилась со 114 000 кв. км до 86 600 кв. км. Кроме того, 7 июля 1923 года по инициативе большевистского руководства была создана Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), что стало первым шагом к отделению Нагорного Карабаха от Азербайджана.

Сопротивление Азербайджана советской власти вызвало деспотичный и жестокий ответ, который сопровождался ссылками и репрессиями. Во время репрессий 1937 года большинство несогласных с Советской властью представителей азербайджанской интеллигенции были арестованы под разными предлогами или сосланы в пустыни и степи Сибири и Казахстана, многие из них были расстреляны.

Азербайджанский народ проявил великий героизм во время Второй мировой войны, и азербайджанские дивизии сражались от Кавказа до Берлина. Бакинская нефть сыграла решающую роль в достижении победы над фашизмом.

Приход Гейдара Алиева к власти в Азербайджане 14, 19 июля69, стало историческим событием, позволившим стране решить многие судьбоносные задачи.

Масштабные мероприятия по развитию экономики в начале 1970-х — начале 1980-х годов, в том числе создание ряда промышленных предприятий и современных производств, превратили республику из аграрной в индустриальную.

Таким образом, несмотря на все ограничения, огромный потенциал, накопленный в советский период, в основном в 1969-1982 годах, был очень важен для Азербайджана, восстановившего свою независимость в конце ХХ века.

Третья Республика: Азербайджанская Республика

18 октября 1991 года, когда Азербайджан обрел независимость, он объявил себя политическим и правовым правопреемником Азербайджанской Демократической Республики и продемонстрировал свою приверженность древним традициям государственности. Вскоре он восстановил государственные символы Азербайджанской Демократической Республики.

Первые годы независимости были чрезвычайно тяжелыми для Азербайджанской Республики. Страна была значительно ослаблена расширяющейся агрессией Армении, внутренней борьбой за власть и развалом экономики. Безответственная деятельность правительства Народного фронта-Мусават поставила Азербайджан на грань распада.

Но переломным моментом в ситуации стало возвращение общенационального лидера Гейдара Алиева к власти в 1993 году. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. Этот день вошел в историю Азербайджана как День национального спасения. 23 июня Милли Меджлис доверил Гейдару Алиеву президентскую власть. Народ гораздо теснее сплотился вокруг своего вождя. 3 октября 1993 года Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики. Строительство независимого государства, обеспечение безопасности и территориальной целостности, восстановление экономики, демократическое развитие, налаживание международных отношений Азербайджана и его интеграция в мировое сообщество были ключевыми приоритетами стратегии национального развития Гейдара Алиева.

Именно спасительная миссия Гейдара Алиева позволила сохранить государственную независимость Азербайджанской Республики. Пребывание общенационального лидера на посту президента с 1993 по 2003 год вошло в историю Азербайджана как период коренных реформ.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев с 2003 года успешно продолжает политику общенационального лидера Гейдара Алиева. Эти годы ознаменовались возрождением и модернизацией всех сфер общественной жизни страны, направлением значительной части энергетических доходов в диверсификацию экономики и развитие ненефтяного сектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *