Обязательно ли высшее образование: Нужно ли высшее образование в современном мире

Стоит ли получать образование в наше время

Автор: Ольга Велейко

Обновлено

В 2019 году ВЦИОМ опубликовал тревожную статистику. Опросы зафиксировали определенное снижение заинтересованности россиян в получении высшего образования. О том, каковы причины этой тенденции, считать ли ее серьезной проблемой и нужно ли высшее образование в наше время, поразмышляем в материале ниже. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Содержание:

  • Причины снижения интереса к высшему образованию
  • Высшее образование и карьерные перспективы
  • Высшее образование и личностный рост
  • Стоит ли получать высшее образование?

Причины снижения интереса к высшему образованию

Еще 15 лет назад подавляющий процент россиян (76 %) полагал, что наличие диплома вуза – основное и необходимое условие для благополучной карьеры.

Сейчас число сторонников этой точки зрения заметно меньше – всего 58 %. Согласно статистике ВЦИОМ, большинство респондентов трудоспособного возраста демонстрирует крайне скептический настрой в отношении значимости высшего образования:

  • 70 % опрошенных считает, что университетский диплом никак не способствует их материальному благополучию;
  • 65 % уверены, что отсутствие высшего образования вовсе не обрекает их на низкоквалифицированную и непрестижную работу.

При этом конкурсы в российских вузах не становятся ниже, поскольку 89,4 % родителей все так же мечтает о том, чтобы их дети имели университетский диплом. Такая противоречивая картина вполне объяснима, ведь на любой довод против получения высшего образования можно найти контраргумент.

Против

За

Учеба в вузе отнимает несколько лет, которые можно с большей пользой потратить на приобретение опыта работы

Опыт работы имеет значение при трудоустройстве, однако работодатели по-прежнему охотнее берут на работу соискателей с дипломом

В программах вузов много теории и лишних дисциплин, которые никак не пригождаются на практике

Сотрудников с фундаментальным образованием намного чаще назначают на руководящие должности по сравнению с практиками-самоучками

Учебные программы плохо приспособлены к современным требованиям рынка труда, редко корректируются, и после получения диплома приходится переучиваться «на ходу».

Диплом вуза – это база, на которой можно выстраивать карьеру с помощью системы дополнительного профессионального образования. На большинство программ ДПО (профпереподготовка, повышение квалификации) без диплома не берут.

Есть много профессий с хорошим заработком, где не требуется высшее образование

Во многих профессиях с хорошим заработком наличие высшего образования – обязательное требование профстандарта.

Таким образом, основная причина скептического отношения к обучению в вузе – низкая корреляция между затраченными усилиями и условной «прибылью». Действительно, нужно ли в наше время девушкам получать образование, если на роликах в «ТикТоке» можно быстро прославиться и легко заработать? Зачем мужчинам тратить годы на учебу, когда вокруг столько возможностей для реализации интересных стартапов? Именно поэтому 25 % молодых людей (от 18 до 24 лет) считает поступление в вуз всего лишь данью традиции и уступкой родителям.

Высшее образование и карьерные перспективы

На фоне таких настроений в России внедряется национальный проект «Образование», а в ряде стран (например, в Японии) ведется эксперимент по переходу ко всеобщему высшему образованию. Это связано с тем, что эксперты видят немного дальше обывателей и адекватно оценивают перспективы.

Татьяна КЛЯЧКО, д. э. н., директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования РАНХиГС: «Технологическое развитие приводит к тому, что резко сокращается число рабочих мест в промышленном производстве. Новая экономика требует большого количества высококвалифицированных кадров (прежде всего с высшим образованием) для сферы услуг. Рабочие места средней сложности постепенно перестают существовать в прежнем виде, при этом работники, занимающие указанные места, стремятся получить высшее образование (например, продавец «превращается» в менеджера торгового зала с высшим образованием). В долгосрочной перспективе подготовка кадров с высшим образованием станет практически всеобщей».

Говоря простым языком, значимость вузовского диплома для построения успешной карьеры никуда не исчезает. Наоборот, она постепенно будет даже возрастать. Да, кому-то не очень повезло, и человек с высшим образованием остался не у дел. Кому-то другому посчастливилось, и без всякого диплома он сумел неплохо устроиться в жизни. Однако не стоит экстраполировать чей-то частный опыт на систему в целом.

Высшее образование и личностный рост

Есть еще один важный нюанс, который влияет на мнение людей о высшем образовании – подмена понятий. Все-таки образование и профессиональная подготовка – это разные вещи. Конечно, вузовский диплом имеет отношение и к профессии, и к уровню квалификации, но главное в другом.

Учась в университете, человек получает несколько лет для целенаправленного развития собственной личности. Необходимость самостоятельно и быстро искать нужную информацию, анализировать и систематизировать ее, преобразовывать в форму курсовых работ, рефератов – все это лишь малая часть опыта, который приобретают студенты вузов.

«Лишние» дисциплины в университетских программах лишь кажутся таковыми. Они формируют по-настоящему образованную, думающую личность. Вузы – это не ремесленные училища, их задачи далеко выходят за чисто прикладные рамки.

Стоит ли получать высшее образование?

Подводя итоги, можно однозначно сказать: высшее образование стоит того, чтобы потратить на него время и силы. Снижение «ценности» вузовских дипломов и определенный скепсис – временные явления, вызванные кризисом этой сферы. Сейчас в России ведется работа по его преодолению, система высшего образования постепенно становится более гибкой, подстраивается под требования рынка труда. Спрос на высококвалифицированные кадры не становится ниже, а в перспективе будет расти. Поэтому, если есть способности и возможности, обязательно нужно попробовать поступить в вуз.

Выбор между высшим образованием и альтернативами

Автор: Эльмира Давыдова

Обновлено

Все чаще и чаще я слышу от молодых людей, что высшее образование им не нужно. Родители пока не поспевают за этой логикой, не понимают, почему не нужно высшее образование. Ведь они сами получили его. И не видят счастья для своего ребенка без высшего образования. Так ли это на самом деле или нет?

В целом ряде профессий, действительно, высшее образование не нужно. Оно необходимо для врача, педагога, психолога. А в ряде других профессий: дизайнер, программист — высшее образование работодатель не требует.

Но давайте подумаем вот о чем. Что дает высшее образование? Если хорошо учиться в институте, то привыкаешь к перевариванию своим умом большого количества разнообразной информации. Привыкаешь к интеллектуальному дискусу, привыкаешь читать книги, привыкаешь работать с чертежами (если инженерное образование). Высшее образование дает системность знаний. Способ мышления, который может сформироваться после института ни в каком магазине не купишь. Конечно, если это настоящее высшее образование, а не какой-нибудь третьесортный институтик, куда вы идете только для того, чтобы получить какой-нибудь дипломчик.

Есть один минус. Высшее образование дает слишком много такого, чего вам не пригодится после института. И, может быть, в целом ряде случаев стоит начинать с колледжа. Колледж хорош чем? Он быстрее дает навыки какой-то профессии. Если же вам во что бы то ни стало хочется получить высшее образование, то вы можете после колледжа поступить в вуз на вечернее или очно-заочное отделение.

Высшее образование, если вы идете лишь бы только получить его или поступаете не туда, куда влечет вас собственное сердце может оказать медвежью услугу. Я знаю много таких случаев. Например, ко мне приходили на консультацию девушки, которые закончили инженерный вуз. Никогда до вуза они не интересовались инженерией, никогда после не работали по специальности. Ну зачем же они тогда 5-6 лет учились в инженерном институте? Жалко времени! Может быть стоило заниматься чем-то понятным для себя, чем-то, что идет вашему сердцу, вашему уму лучше всего?

Таким образом, дело не в том, высшее это образование или не высшее.

А дело в том, правильная это дорога или неправильная.

Знания, умения и навыки, необходимые лично вам можно получить как в институте, так и в колледже, а еще на курсах. Страсть к познанию — это тоже такая вещь, которая нигде не продается. Если она у вас есть, если вы заинтересованы, то обязательно найдете способ получить все больше и больше знаний, больше и больше умений на своем личном пути развития. Сегодня есть очень много возможностей получить знания о профессии и без высшего образования.

Так нужно ли идти в вуз? У меня ответа нет. Как хотите, так и делайте. Одно знаю наверняка. Сначала надо определиться с будущей профессией, а уж потом выбирать каким путем вы к ней придете. И здесь вариантов много. Всегда можно найти тот, который будет лучше отвечать вашим задачам.

Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Теперь, когда люди живут дольше, колледж должен быть обязательным

Золтан Истван — футурист, автор книги «Трансгуманистическая ставка» и основатель Трансгуманистической партии. Время от времени он ведет колонку для Motherboard, в которой размышляет о будущем за пределами естественных человеческих способностей.

Независимо от того, в каком штате вы живете, по закону в Америке требуется как минимум среднее образование или его эквивалент. Эти мандаты гарантируют, что почти каждый ребенок войдет во взрослую жизнь с навыками чтения, письма, выполнения математических действий и будет умеренно цивилизованным.

Реклама

Но в эпоху, когда ученые считают, что люди, родившиеся сегодня, могут дожить до ​150 лет, не обманываем ли мы себя, не требуя более длительного и строгого периода обучения для нашей молодежи? Действительно ли для долгожителей достаточно от детского сада до старшей школы, или пора потребовать, чтобы все американские дети тоже начали посещать колледж?

История обязательного образования в Америке насчитывает почти столетие. К 1918 году каждый штат требовал, чтобы дети посещали хотя бы начальную школу. В течение следующих девяти десятилетий штаты повысили свои образовательные требования, гарантируя, что молодежь продолжит свое обучение как минимум до 15 лет, но часто до 17 или 18 лет. Будь то традиционная средняя школа, чартерная школа или домашнее обучение, в 21 веке большинство американской молодежи — ​почти 80 процентов — заканчивают среднюю школу.

Большинство из нас воспринимает все это как должное, поскольку образование прочно вошло в американскую культуру и общественную жизнь. Получение той или иной формы школьного образования, кажется, является единственной важной темой, которую граждане — независимо от политики, расы, этнической принадлежности, религии и богатства — считают положительной. Во многом это связано с тем, что образование повышает шансы на успех на рынке труда. Однако этот рынок труда быстро меняется. В последнее десятилетие большой новостью стал перевод рабочих мест из-за границы в Китай. Теперь машины забирают многие оставшиеся рабочие места в Америке. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году треть всех рабочих мест будет потеряна из-за роботов и программного обеспечения.

Реклама

Политики ломают голову над тем, как остановить эту бойню с потерей работы, которая представляет реальную угрозу для многих граждан США. У этой проблемы нет простого решения, но одно можно сказать наверняка: заставить всех учиться в колледже, вероятно, не помешает. Общеизвестно, что высшее образование, как правило, повышает вероятность того, что человек будет трудоустроен, получит более высокую заработную плату и получит желаемую работу и карьеру. Исследования показали, что выпускники колледжей счастливее, здоровее, дольше остаются в браке и в конечном итоге становятся значительно богаче в более позднем возрасте, чем те, кто прекратил свое образование сразу после окончания средней школы.

На самом деле, если присмотреться, то сложно вообще найти минусы получения высшего образования. Большинство людей искренне поддерживают идею о том, что наша страна переполнена пылкими, уверенными в себе выпускниками колледжей, стремящимися изменить мир. Обещание обсудить Ноама Хомского, теорию струн и закон Мура с любым двадцатилетним парнем, которого вы встретите на улице, кажется освежающим.

Конечно, колледж — это гораздо больше, чем просто школьное образование. Это также общение с профессорами, обсуждение спорных книг с коллегами и выбор достойной специальности. Для многих колледж также идет рука об руку с дикими вечеринками, зарубежными поездками, наркотиками, новой философией и сексуальными исследованиями. Неудивительно, что многие люди называют колледж лучшими годами своей жизни.

Так почему же общество не санкционирует такой универсально позитивный опыт? Почему мы останавливаемся на старшей школе и оставляем основной курс образовательного развития нетронутым?

Реклама

Частично проблема связана с продолжительностью жизни. В период с 1920-х по 1960-е годы, когда во многих штатах была принята основная часть законов об обязательном среднем образовании, средняя продолжительность жизни составляла около 63 лет. Это оставило 18-летнему выпускнику средней школы ничтожные 35 лет, чтобы найти супругу, родить детей, сделать карьеру и подготовиться к десятилетнему пенсионному возрасту перед смертью.

Какое значение имеют несколько поколений. Большинство молодых людей сегодня рассчитывают дожить как минимум до 100 лет. Брак постепенно приходит в упадок. Пенсия кажется скучной. И все чаще мужчины и женщины рассматривают культуру ЭКО как средство защиты от рождения детей до 30 лет. Все это оставляет гораздо больше времени на такие занятия, как путешествия, профессиональные амбиции, образование и даже простое безделье. Увеличение продолжительности жизни и развитие репродуктивной науки — замечательные вещи, но на самом деле это лишь верхушка айсберга. Ожидайте, что в будущем эти тенденции резко усилятся, что даст как женщинам, так и мужчинам в возрасте от 20 до 30 лет гораздо больше времени, чтобы понять, чем они хотят заниматься в жизни.

Со всем этим дополнительным свободным временем, разве не имеет смысла требовать от нашей молодежи большего образования?

Вот настоящая загадка будущих поколений. Со всем этим дополнительным свободным временем, разве не имеет смысла требовать от нашей молодежи больше заниматься самообразованием? Это только поможет им лучше понять себя и даст им навыки для достижения любых мечтаний, которые они хотят. К сожалению, проблемы с таким предложением глубоки и многогранны. Во-первых, такое предложение попахивает авторитаризмом. Понятно требовать, чтобы 17-летний пошел в школу. Но 21-летний, который уже является взрослым, платящим налоги? Соблюдение такого закона может оказаться невозможным. Уровень отсева из колледжей может резко возрасти. В нашей культуре давно установлено, что когда ребенку исполняется 18 лет и он заканчивает среднюю школу, он становится свободным человеком — хозяином вселенной.

Реклама

Еще одна проблема, с которой столкнутся критики, — жалоба на то, что введение обязательного высшего образования будет означать, что Марк Цукерберг и Тайгер Вудс со всего мира не смогут основать свои компании или стать профессионалами в своем виде спорта, поскольку их заставят идти в школу. Простой способ обойти эту дилемму — создать тест, эквивалентный колледжу, аналогичный GED средней школы. Дети, которые достаточно умны, чтобы пройти школу, могут пропустить школу, если они не хотят идти. Они пропустят веселье, но, по крайней мере, общество будет знать, что у них достаточно ума, чтобы добиться успеха.

Самая большая проблема, связанная с обязательным высшим образованием, — это его доступность: кто будет платить за обучение в колледжах почти 20 миллионов американских молодых людей? Вам не удастся убедить целое поколение студентов брать кредиты. Америка уже столкнулась с серьезным кризисом школьных кредитов. Возможно, общество могло бы стимулировать посещение колледжа. Можем ли мы платить студентам за получение высшего образования, как в некоторых странах Европы? Или как насчет того, чтобы предложить значительные налоговые льготы или даже создать чудовищный родственный законопроект к существующему законопроекту о правах военнослужащих?

Другая идея может заключаться в снижении расходов на эксплуатацию тюрем по всей Америке. Согласно недавнему отчету, мы тратим на американскую тюремную систему в четыре раза больше, чем на образование. Многим осужденным от 18 до 22 лет. Возможно, колледж убережет их от тюрьмы и значительно сократит расходы на содержание под стражей и судебные издержки. Этого может быть достаточно, чтобы помочь оплатить счет за обязательное образование в колледже, а также снизить уровень преступности по всей стране.

Какими бы сложными ни были финансовые соображения для всего этого, обратная сторона медали и ее обязательства могут быть более пугающими. В эпоху, когда рабочие места уступают машинам, а Китай, возможно, уже превосходит нас в учебе, возможно, Америке нужно поковыряться в своих карманах, чтобы сделать своих детей умнее. Возможно, более важный вопрос заключается в следующем: можем ли мы, чтобы защитить наше будущее и нашу нацию, не допустить, чтобы вся наша молодежь получала какое-то высшее образование?

Стоит также упомянуть, что для получения высшего образования больше не нужно жить исключительно в общежитиях и учиться в классных комнатах, многие из которых находятся на другом конце страны. Образование активно переходит в онлайн; виртуальные классы появляются повсюду. Уже сейчас почти все высшие учебные заведения, от небольших гуманитарных колледжей до Лиги плюща, предлагают онлайн-курсы. Многим будущим студентам, возможно, даже не придется покидать свой дом, чтобы получить степень бакалавра. Онлайн-образование, как правило, намного дешевле, чем обучение в традиционном колледже, и это может значительно помочь с расходами на обязательное высшее образование.

Америка вступает в один из самых сложных периодов, с которыми она когда-либо сталкивалась. Мы противостоим растущему имущественному неравенству, пугающим климатическим проблемам и растущему доминированию технологий почти во всех аспектах нашей жизни. Собираемся ли мы обсчитать нашу молодежь, потому что мы не можем себе этого позволить? Или потому что это слишком властно с нашей стороны? Или потому, что это требует идти против десятилетий институционализированной культуры. Возможно, пришло время сделать ставку: построить новые колледжи. Наймите новых учителей. Создавайте новые учебные программы. И создать страну, полную самых умных, ярких, самых пытливых умов на планете. Мозги, которые вы настаиваете на том, чтобы наша молодежь имела сейчас, будут нести нас всех позже, независимо от того, насколько ужасным или прекрасным станет будущее. Почти столетие Америка считала, что образование является необходимостью, но мы должны осознавать необходимость увеличения продолжительности этого образования по мере увеличения продолжительности жизни наших граждан.

Высшее образование Обзор

Высшее образование относится ко всем формам послесреднего образования, включая государственные и частные университеты, колледжи, институты технического обучения и профессионально-технические училища. Высшее образование играет важную роль в содействии росту, сокращении бедности и повышении общего благосостояния. Высококвалифицированная рабочая сила с пожизненным доступом к надежному послесреднему образованию является предпосылкой для инноваций и роста: хорошо образованные люди более трудоспособны и продуктивны, получают более высокую заработную плату и лучше справляются с экономическими потрясениями.

Высшее образование приносит пользу не только человеку, но и обществу в целом. Выпускники высших учебных заведений более экологически сознательны, имеют более здоровые привычки и имеют более высокий уровень гражданского участия. Кроме того, увеличение налоговых поступлений за счет более высоких доходов, более здоровых детей и уменьшения размера семьи — все это способствует укреплению нации. Короче говоря, высшие учебные заведения готовят людей не только путем предоставления им адекватных и соответствующих профессиональных навыков, но и путем подготовки их к тому, чтобы они стали активными членами своих сообществ и обществ.

Экономическая отдача от выпускников высших учебных заведений является самой высокой во всей образовательной системе: по оценкам, заработок увеличивается на 17 % по сравнению с 10 % для начального и 7 % для среднего образования. Эти высокие доходы еще выше в странах Африки к югу от Сахары, где, по оценкам, заработок выпускников высших учебных заведений увеличивается на 21%.

Сегодня в мире насчитывается около 220 миллионов студентов высших учебных заведений по сравнению со 100 миллионами в 2000 году. Например, в Латинской Америке и Карибском бассейне количество студентов, обучающихся по программам высшего образования, за последнее десятилетие удвоилось. Это очень важно, поскольку, согласно отчету Группы Всемирного банка (ГВБ), учащийся с высшим образованием в регионе будет зарабатывать более чем в два раза больше, чем учащийся со средним школьным образованием в течение всей жизни.

По мере того, как численность молодежи продолжает увеличиваться, а количество выпускников начальных и средних школ резко возрастает, особенно в таких регионах, как Южная Азия, страны Африки к югу от Сахары, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка, растет спрос на расширенные доступ к высшему образованию хорошего качества. Высшее техническое и профессиональное образование и обучение могут стать эффективным и действенным дополнением к традиционному университетскому обучению, предоставляя студентам навыки и знания, актуальные для рынка труда.

Правительства все больше понимают, что вся система образования — от раннего детства до высшего образования — должна отражать новые социальные и экономические потребности глобальной экономики знаний, которая все чаще требует более подготовленной, более квалифицированной и адаптируемой рабочей силы.

Тем не менее, проблемы остаются – даже при большем количестве выпускников высших учебных заведений многие из них не обладают соответствующими местными навыками, необходимыми для успешной интеграции на рынок труда. В то же время большее количество студентов увеличивает нагрузку на финансируемые государством высшие учебные заведения, и многие страны с ограниченными ресурсами изо всех сил пытаются финансировать растущие потребности большего количества студентов, не ставя под угрозу качество своих образовательных предложений. Высшее образование также остается недоступным для многих самых бедных и маргинализированных слоев населения мира. В Латинской Америке и Карибском бассейне в 2013 году беднейшие 50 % населения составляли в среднем лишь 25 % студентов высших учебных заведений. В странах Африки к югу от Сахары только 9% традиционной возрастной когорты для получения высшего образования продолжается от среднего до высшего образования — самый низкий региональный уровень зачисления в мире.

Страны во всем мире провели масштабную реструктуризацию своих систем высшего образования, чтобы повысить их охват и эффективность. Однако прогресс был неравномерным. Все страны, участвующие в стратегических реформах своих третичных секторов, выигрывают от обеспечения того, чтобы их национальные стратегии и политика отдавали приоритет равному доступу, улучшенному обучению и развитию навыков, эффективному удержанию и учету результатов трудоустройства и образования, к которым стремятся выпускники и рынок труда. И политика, и ученые степени должны быть стратегически адаптированы к потребностям местного общества и экономики. Только тогда правительства смогут реализовать успехи в получении начального и среднего образования за счет доступа к высшему образованию и прогресса и превратить эти успехи в ускорение и устойчивое экономическое и социальное развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *