Как начиналась Украина — Российская газета
Имя для государства
Независимой Украине уже тринадцать лет. И столько же — до столетнего юбилея ее «русского крещения». В марте 1917 г. новый министр иностранных дел, лидер кадетов П.Н. Милюков на вопрос, как Временное правительство представляет себе дальнейшие отношения России с Прикарпатской Русью, ответил: «Галицкая Украина, если пожелает, может объединиться с украинцами, заселяющими Россию».
Заявление это стало сенсацией. Нет, не из-за «разрешения объединиться», тем более что 30-миллионная Малороссия и 4-миллионная Прикарпатская Русь тогда еще весьма смутно ощущали свое родство. Из-за неожиданной смены понятий — «Галицкая Украина» вместо «Галицкая Русь».
Сегодня нам и в голову не приходит вопрос: а как же называлась Западная Украина, когда еще Украинского государства не было? В актах Версальского мирного договора, в котором победители запечатлели раздел Европы после Первой мировой войны, фигурировала Ruthenie Transcarpathique — Прикарпатская Русь. Как нетрудно догадаться, в новом понятии, возникшем после образования Советской Украины, уже было закодировано будущее «воссоединение». И оно произошло, но история на этом не остановилась.
Все три части бывшей Прикарпатской Руси — Галичина, Буковина и Закарпатье — когда-то входили в Киевскую Русь, вот почему они удержали «Русь» в своей памяти, культуре, языке. Но после распада общей прародины судьбы их сложились по-разному. Угорская Русь (Закарпатье) почти девять веков входила в состав Венгрии. Галицко-Волынское княжество в XIV веке почти целиком оказалось в католической Польше, а Буковина вошла в Молдавское княжество. В XVIII веке снова все «встретились» — уже в Австрийской империи. Эти отсеченные католическим клином славянские территории историки часто объединяли неофициальным названием «Червонная Русь».
И вот «червонный призрак» внезапно возник в виде политического проекта. После первого тура выборов ЦИК Украины так медленно считал голоса, так долго тянул с признанием, кто же из двух кандидатов в президенты получил перевес, что у депутатов Львовского областного и городского советов нервы не выдержали. Они выступили с инициативой создать Галицкое княжество (в XXI веке!), которое включило бы в себя Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Закарпатскую, Волынскую, Ровенскую и Черновицкую области, со столицей во Львове. И приняли обращение к Виктору Ющенко: «Необходимо объединить все эти земли в единое целое и таким образом обеспечить максимальную поддержку вам как кандидату на должность президента Украины». То есть отделяться от Украины это «княжество» — одна пятая ее территории — не намеревалось. Но ведь не только пуговица от пальто, может и пальто оторваться от пуговицы: Восточная Украина ответила целым парадом суверенитетов. И теперь первой заботой президента Ющенко чье лидерство в Западной Украине неоспоримо, а в Восточной своим землякам еще предстоит доказать — станут, по всей видимости, именно эти призраки суверенитетов, слишком грозно обозначившие украинский раскол.
Язык для государства
Любопытное свидетельство приводит в своей книге «Прикарпатская Русь под владением Австрии» галицкий историк Филипп Свистун: в 1862 г. львовский купец Мих. Дымет привез из Киева «дешевые произведения и фотографии украинских писателей». Итак, первое соприкосновение двух культур произошло через год после смерти Шевченко. К тому времени галицкие русины уже «поделились на две партiи: старорусскую и молодорусскую, последняя также называлась украинофильской. Старорусская партiя держалась идеи общности всего русскаго народа, как в Россiи, так и в Прикарпатской Руси. Она стала свой язык называти «русским» (с двома «с» вместо прежняго «рускiй» с одним «с»). Молодороссы же хотели создать свой литературный язык, отличный от общерусскаго. Австрiйцы и поляки поддерживали молодороссов…»
Скажите, у вас возникло хотя бы малейшее затруднение в понимании этого языка, даже если он немного режет слух? А ведь Червонная Русь веками была отделена от России. Две ее части, Галичина и Буковина, жили под Польшей, третья, Угорская Русь, под Венгрией, а все вместе еще и под Австрией. Трехэтажная империя, два надсмотрщика над нижним народом — хотя бы такого в России не знал ни один сущий в ней язык. Как же такое диво случилось в чужой языковой среде?
Когда-то студентом филфака Ужгородского университета я слушал лекции замечательного лингвиста Карпат проф. Й. О. Дзендзеливського, до сих пор храню его «Лингвистический атлас украинских народных говоров Закарпатской области УССР». Обратите внимание: украинских говоров. Да, после «воссоединения» в 1945 году все русины превратились в украинцев. Но говоры-то не изменились, как их ни называй! В атласе Дзендзеливського их около тысячи на одно только Закарпатье с его тремя основными этническими группами (гуцулы, лемки, бойки). Я искренно разделяю точку зрения своего преподавателя: да, на основе этих говоров вполне возможна была выработка нормативного украинского языка, не случайно сегодня они «взаимодействуют». Но почему же карпаторусская письменность, которая одновременно установилась и в «польской» Галичине, и в «венгерском» Закарпатье, и в «румынской» Буковине, так поразительно напоминает «допушкинский» язык? Почему на ней легко читал народ? Чем это объяснить?
Тем, во-первых, что главной книгой народа была все-таки Библия. Уния 1596 года состоялась потому, что пошла на уступку: вера — католическая, но Библия — на понятном народу старославянском языке, обрядность — привычная, православная. Вот сообщение пресс-службы Киевского патриархата от 8 сентября 2004 года, в самый канун бури, которая всю осень сотрясала Украину: «В Украинском национальном информагентстве состоялось представление издания первого полного православного перевода Библии на украинский язык». Эту высоту он штурмовал больше ста лет. Первый опыт был ужасен: в переводе прекрасного малороссийского писателя Пантелеймона Кулиша фраза «Да уповает Израиль на Господа» вышла «Хай дуфае Сруль на Пана». У просветителей братьев Кирилла и Мефодия перевод Священного писания с греческого на древнерусский получился куда лучше, хотя им пришлось подобрать для наших предков и алфавит. Это язык помог их потомкам удержать генетическую память о «Руси»!
Тем, во-вторых, что, как отмечают все историки, «нижний», славянский этаж империи Габсбургов состоял сплошь из крестьян да священников. «Хлоп да поп» — ни своего дворянства, ни даже своих мещан. Лишь в начале XIX века начала складываться своя интеллигенция — и, питаясь местными говорами, основываясь на древнерусском письменном источнике, выработала литературную норму, которая так приблизилась к «пушкинской». Однако уже во второй половине века интеллигенция разделилась на «староруссов» и «молодоруссов»… И о чем же их первый спор, который, как уже понятно, велся на одном языке, поскольку другого еще не было?
Флаг для государства
Сколько «с» в автоэтнониме «руський», или «русьский», как веками идентифицировали себя жители Карпат, они никогда не задумывались. Начались эти споры после того, как за дело взялись польско-австрийские языковеды.
На первом этапе было решено, что местный народ следует называть не так, как он себя называет, а так, как его называют на Западе. Еще в начале XVIII века папа Урбан VIII признался в любви к карпатскому простонародью: «Rutheni, per vos Oriente revertere spero» («Мои Рутены! Через вас надеюсь вернуть Восток»). Значит, рутены, Рутения. Украинофилы сразу начали переводить «рутенов» как «русинов», но этим лишь навлекли на себя подозрение, уж не ратуют ли они за самостоятельность «хлопского наречия польского языка». Варшава всегда стояла за то, чтобы отнять у «хлопской интеллигенции» кириллицу и навязать ей «абецадло» — по-польски, азбуку, — но Вена не спешила. Она взвешивала. Перед ее глазами был пример хорватов: выбрав латиницу под влиянием своего католического духовенства, «мы заметно стали отличаться от своих братьев-сербов» (хорватский историк Игнатий Берлич). Чем это закончилось два века спустя, пришлось увидеть уже нам.
Вена еще потому не готова была произвести подмену алфавитов, что в тушении пожаров на вторых этажах империи, то против польской шляхты, то против мадьярских панов, рассчитывать она могла лишь на свой «нижний народ». Вот любопытный эпизод 1848 года: хорватский панславист Людевит Гай сообщает депутатам всеславянского съезда, что от решения, которое примет съезд, зависит превращение Австрии в конституционную монархию со славянским характером. «Сего желает династия, — открывается Гай, — я получил указания в том деле». Первой отвечает ему польская депутация: «Мы думаем лишь о восстановлении своего отечества, славянство же есть для нас безучастным делом». Ну, так с чего было австрийским русинам драться за интересы польских или венгерских панов? Они уж подпирали главную нацию империи, государствообразующую.
В марте 1915 года, когда русская армия взяла «австрийскую твердыню» Перемышль, на прием к генерал-губернатору попросился посетитель, служивший в резиденции митрополита. Пришлось разбить несколько стен, чтобы найти архив. И вот перед нами проект Украинского государства, которое строили все, кто хотите, кроме самих украинцев. Язык оригинала — немецкий.
Конечно, за это доставались награды. В 1848 году была учреждена Головна Руська Рада, такой же представительный орган, как у поляков. Когда три года спустя Франц Иосиф отозвал конституцию, а с ней и русские Рады, он специально пожаловал во Львов, чтобы заложить камень в фундамент Народного Дома для русинов. В университете Львова открылась кафедра русского языка и литературы. Но самый трогательный подарок «любимым рутенам» сделала матушка императора — сама сшила жовто-блакитный флаг и послала его дивизии галичан, отличившейся при подавлении мадьярского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой, навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества. К слову, Даниил Галицкий в 1253 году принял королевскую корону из папских рук, но Унию отклонил. Напоминаю об этом в связи с тем, что в прессе Западной Украины продолжает катиться вал льстивых статей, олицетворяющих Виктора Андреевича с Даниилом Романовичем. Тогда уж специально напомню этим «новым историкам»: если Киевская Русь распалась на 15 княжеств, впрочем, достаточно сильных, то через два века они, из-за продолжавшейся грызни, развалились уже на 250 уделов. Потому и оказались «под поляками», «под венграми» и т. д. Потому и не имели никакого отношения к Чигиринской республике Богдана Хмельницкого, которая, попросившись «под руку» православного монарха, собрала украинцев в Малороссии, которая однажды превратилась в УССР, а в другой раз обрела независимость.
Вот уже и флаг Украины появился на свет. Отметим: это было в середине позапрошлого века. Лишь после этого разгорелся «конфликт культур».
Гимн для государства
В первый раз русины увидели русских в 1848 году. Тогда через Карпаты прошла 200-тысячная армия Паскевича, которую, вняв слезным мольбам австрийского императора, Николай II послал на усмирение восставших венгров. Вот как это событие отразил в своей «Автобиографии» угро-русский писатель Уриил Метеор: «Свободно разговаривали с Москалями и без затруднения понимали их язык. Они совсем таким образом крестилися и теми же словами молилися, как здешние домородные люди. Выходило, что они одного с нами языка и одной веры».
Опять хочу обратить ваше внимание: вот он, старый литературный язык Карпат, лишь чуть-чуть подкорректированный современным переводчиком. Таких, как мой земляк Метеор, и надо было лишить кириллицы, чтобы споткнулось, переориентировалось это перо. И в 1859 году наместнику Галичины, польскому графу Голуховскому, удалось убедить венский двор ввести «абецадло» в русских школах. Разразилась «азбучная война». Общественность поднялась на защиту своего правописания. Протест ее принял совершенно неожиданную форму: началось массовое увлечение русской культурой и языком. Во Львове возникло литературное общество имени Пушкина. Судебный советник из городка Самбор Михаил Качковский, «сев на хлеб и воду», все свое жалованье отдавал на «общерусское дело». По его примеру от всей «старорусской» интеллигенции посыпались взносы по 100, 200, 300 крон — и вскоре «Общество Михаила Качковского» завело свои газеты, издательства, культурные центры. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. Интеллигенция зачитывалась Пушкиным и несла его томики в народ, сельские громады ставили Александру Сергеевичу памятники. Культурное движение быстро переросло в политическое. В сейме и рейхсрате появились «объединители» — так называли сторонников объединения Галицкой Руси с Россией.
Вот тогда-то и нашлись «умные головы» из рядов украинской и польской эмиграции в Париже. Это они, пишет Свистун, «образумивали поляков, що они нерозумно поступают относительно галицких малороссов и що вместо отрицати их нацiональность, лучше привывати у них сознанiе нацiональной отдельности от великороссов, дабы прiобрести их для солидарного выступленiя против Россiи». В конце концов, имперский двор согласился, что русскому языку лучше противопоставить не польский язык, а украинский, даже если он пока еще только наречие. Быстро образовалась польско-украинская партия, которая тут же сочинила гимн: «Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засiяе Русь преславна Русинов делами…»
Эта новая «Русь», под которой подразумевалась уже только «Украина», «засияла» в 1890 году. Тогда с трибуны Львовского областного сейма депутат молодорусской партии Юлиан Романчук объявил о наступлении «новой эры»: галицко-рускiй народ, заявил он «от его имени», считает себя обособленным от русского державного народа. Правда, он так и не назвал этот «обособленный народ» украинским. Значит, он все еще не родился? Тогда какой же народ «обособился»? Министерство просвещения немедленно приступило к фонетической реформе карпатских говоров, и во что это вылилось, засвидетельствовал историк Илья Терех («Украинизация Галичины», 1945 год):
«Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые «русские» школьные учебники изымаются и вместо них вводятся книги с новым правописанием. По всей Галичине распространяется литература об угнетении украинцев москалями. Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго, оно почти не принимается. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия. В русские села посылаются исключительно учителя-украинофилы, а учителей с русскими убеждениями оставляют без мест…»
Народ для государства
Ох, трудно родить новый народ! Куда трудней, чем вышить флаг, написать гимн, сочинить азбуку. Вплоть до Первой мировой войны русская партия в Галичине выигрывала все языковые баталии — школьные референдумы, судебные процессы. Но это все еще были внутренние дела Австро-Венгерской империи. Миру все еще не было дела до политических разборок ее партий и ее народов. Толком все еще никто не понимал, что такое украинский проект и кто за ним стоит.
В 1879 году Германия и Австро-Венгрия заключили двойственный союз, а в 1888 году немецкий философ Гартманн предложил геополитический проект, который вызвал сенсацию в политических кругах Европы и сильно заинтересовал немецкий генштаб. Чтобы подорвать Россию, надо отнять у нее Литву, Жмудь, Лифляндию и Курляндию, а на Днепре образовать отдельное Киевское королевство. На первом этапе была даже идея дать Галичине «своего короля», уже и имя было известно, Василь Вышиваный. Но подобранный на эту роль отпрыск Габсбургов не смог отмыться от какой-то судебной тяжбы в Париже, и проект увяз. На последнем, решающем этапе главным покровителем украинского проекта в Австро-Венгрии стал наследный принц эрц-герцог Франц-Фердинанд. С 1910 года под его председательством проходили регулярные совещания в военном министерстве, на одном из которых офицеру австрийской армии и митрополиту Андрею Шептицкому было дано поручение: «Подготовить указания Австрийскому и Германскому Правительствам для их будущей политики в Украине в случае распада России». Убийство эрц-герцога, спровоцировавшее Первую мировую войну, поначалу сильно спутало планы «строителей Украины».
В августе 1914 года русская армия — уже второй раз в истории — вступила в Галичину. Встречали ее со слезами счастья. Когда она приближалась к Карпатам, австрийское командование отдало приказ расстреливать «изменников» без суда и следствия. Только заупрямься и скажи, что ты «русьский», — пуля. Священник Иосиф Яворский свидетельствовал после войны: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах». Десятки тысяч людей были согнаны в концлагеря Гнав, Гмюнд, Терезин, Талергоф. В самом страшном из них, Талергофе, около г. Грац, не было даже бараков, зато весь он был истыкан столбами для «анбинден» — из всех пыток австрийцы предпочитали подвешивание жертвы за одну ногу.
Фронт остановился в западной части Карпат, чуть-чуть не дойдя до Лемковской Руси, а название самих лемков пошло от «лем» — что ни скажи, в ответ это «лем», и еще надо понять, с каким оттенком. На лемках была коллективная вина: сопротивляясь украинизации, сразу 60 тысяч перешли из униатской церкви в православную. Под конвоем австрийских жандармов сотни людей согнали в тюрьму в Новом Санче, где заседал военно-полевой трибунал. Первыми перед ним предстали священник Петр Сандович с сыном Антонием, только что окончившим университет по курсу философии. Против него есть вещественная улика: собственноручное письмо, где «русская паства» написано с двумя «с». Приговор: «Государственную измену считать доказанной, виновных о. Петра Сандовича и его сына расстрелять». Далее перед трибуналом предстали о. Владимир Мохнацкий с сыном Родионом, гимназистом, о. Феофил Качмарчик с сыном Владимиром, юристом, о. Василий Курилло с двумя сыновьями… Вину сыновей даже не надо доказывать — на них вина отцов. Православных священников стреляли как заведомо «русских». А триста униатских священников были убиты лишь по подозрению, что они тайно питали симпатии к православию и России.
И я понимаю графа В.А. Бобринского, когда, вступая 10 сентября 1914 года в свою генерал-губернаторскую должность, он заявил во Львове: «Восточную Галицию и Лемковщину считаю коренными русскими областями», — ибо так считало и население этих областей. Прикомандированный к штабу третьей русской армии в чине капитана запаса, Бобринский, как только Львов был освобожден, пригласил в штаб Митрополита униатской церкви графа Андрея Шептицкого и сказал ему следующее:
— Нам прекрасно известно, кто вы такой. Мы знаем, что вы приезжали к нам в Россию с вымышленным паспортом, раз даже под видом представителя фабрики велосипедов. Мы знаем, что ваш митрополичий титул — это все только камуфляж, для отвода глаз. Но так как вы формально «митрополит», то мы не хотим дать нашим врагам повод обвинять нас в том, что мы, мол, преследуем униатскую церковь. Поэтому мы вас оставим во Львове на свободе, если вы дадите честное слово, что, пока будет продолжаться война, не будете заниматься политикой.
Митрополит нарушил слово буквально на следующий день. «Вам, может быть, покажется, что чужие люди, которые к вам пришли, это ваши братья, — сказал он в своей проповеди. — Но имейте в виду, что это волки в овечьей шкуре». Шептицкий был отправлен в Россию и изолирован в одном из монастырей. А граф Бобринский перерыл всю его резиденцию «Святой Юр» в поисках улик, в существовании которых не сомневался. Но ничего не нашел. Но в марте 1915 года, когда русская армия взяла «австрийскую твердыню» Перемышль, на прием к генерал-губернатору попросился посетитель, служивший в резиденции митрополита. Пришлось разбить несколько стен, чтобы найти архив. И вот перед нами проект Украинского государства, которое строили все, кто хотите, кроме самих украинцев. Язык оригинала — немецкий.
«Записка Львовского униатского митрополита графа Андрея Шептицкого. Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию русской Украйны, нам предстоит решить тройную задачу: военной, правовой и церковной организации края. Решение этих задач должно отчасти предшествовать какой бы то ни было мирной конференции, не только для споспешествования деятельности нашей армии и ожидаемого восстания украинцев и для урегулирования этого восстания, но и для того, чтобы эти области во всяком случае возможно полнее отторгнуть от России и придать им характер области национальной, от России независимой, чуждой державе царей…»
Записка была опубликована в петербургской газете «Общее дело» в 1917 году, но предъявить Шептицкому обвинение Временное правительство уже не успело. А поскольку, по понятиям большевиков, украинский митрополит боролся с царизмом, то он был отпущен восвояси. Об этом Советскому правительству пришлось пожалеть после того, как разразилась следующая война и митрополит дал свое благословение эсэсовской дивизии «Галичина». Но к тому времени украинский проект уже получил громогласную известность в мире. Одним из первых, кто это понял, был премьер Франции Раймон Пуанкаре, который еще в 1923 году после встречи с митрополитом сказал: «Если бы украинцы имели нескольких Шептицких в Париже, то у них была бы держава».
После того как русская армия отступила с Карпат, расправы и депортации возобновились в еще более страшных размерах. Какие уж тут Дни русской культуры! Все сгинуло. Весь слой «старорусской» интеллигенции был беспощадно выбит. Смертные приговоры депутатам-русинам Венского рейхсрата Дмитрию Макарову, Владимиру Куриловичу, Роману Чайковскому сменили на пожизненное заключение лишь благодаря заступничеству испанского короля Альфонса. И если бы не о. Роман Чайковский, не галицкий историк Василь Ваврик, сами пережившие ужасы Талергофа, не польский депутат А. Дашинский, настоявший на парламентском расследовании австрийского геноцида, его замолчали бы полностью. Австро-венгерская военщина в те годы истребила 60 тысяч галичан, еще 80 тысяч сгноила в концлагерях. Больше ста тысяч бежали в Россию, где следы их пропали навеки.
Все это можно списать на войну, но война — лишь эпизод истории. Сверьтесь со знаменитым романом Ярослава Гашека: где-то в ту пору бравый солдат Швейк и вгляделся в засиженный мухами портрет императора Франца Иосифа. Империя, которой он правил с 1848 по 1916 год — 58 лет! — угасала. Дележ ее продолжался до 1923 года. За это время в Галичине родилась Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), которую в крови утопила панская Польша, а в Киеве Центральная Рада провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР) и избрала ее «первого президента» Михаила Грушевского. Ну, казалось бы, все, есть уже и президент для государства. Но не потому сгинула Центральная Рада, что ее прогнали большевики, а потому, что ее никто никогда не выбирал. За все годы революционной смуты только один раз, летом 1917-го, состоялись полноправные выборы в органы местного самоуправления Украины. Это, в сущности, и есть метрическое удостоверение украинской нации в момент ее появления на свет. Так вот: от общероссийских партий было избрано 870 депутатов, от украинских федералистских партий — 128, от сепаратистских — ни одного! Лучший комментарий, хотя и не специально к этому событию, написал сам Грушевский: «Когда народность наша, дух нашего народа влечет нас на запад, край поворачивает энергию, наш труд на восток и юг…»
Вожди для государства
Эти слова мог написать лишь человек, настолько проникнутый украинским противоречием, что однажды оно заставило его расплакаться. Произошло это на станции Сарны, в вагоне Центральной Рады, в котором она бежала от своего народа. Тут ее и застало известие о том, что немцы двинулись на Украину. Расплакался не только Михаил Грушевский, но и Симон Петлюра. Три свидетеля их слез, находившиеся в том же вагоне, все трое министры, впоследствии дали очень сходную трактовку этой спонтанной реакции украинских вождей. Вдруг оба поняли: обвинения в том, что они являются орудием австрийской или немецкой интриги, теперь уже неопровержимы и будут тянуться за ними всю жизнь. «Непонятно, — пишет в книге «Неизвращенная история Украины-Руси» историк Андрей Дикий, — зачем было плакать, если шли спасители? И не им ли навстречу бежала Рада?»
Больше того, они повернули свой вагон назад и въехали в Киев под звуки немецкого марша. Но ненадолго. Отчаявшись найти общий язык с «этими социалистами-шовинистами», немцы прогнали обоих и выбрали гетмана Скоропадского. Тому тоже пришлось бежать через семь месяцев от Директории, в которой Главковерхом провозгласил себя Петлюра, но и Петлюре всего через полтора месяца пришлось дать стрекача от наступавшей Добровольческой армии Деникина. В конце концов, встреча «двух Украин» состоялась: правительство ЗУНР и ее армия, вынужденные оставить Галичину, перешли на территорию, находившуюся под властью Петлюры. Больше двух месяцев два правительства и две армии — 10 тысяч расхристанных петлюровских вояк и 40 тысяч дисциплинированного Галицкого войска — существовали бок о бок, бесконечно заседали, принимали резолюции, вырабатывали «линию», но так и не договорились о «Соборной Украине». Поразительно: хотя до войны Галичина была главным распространителем «украинской бациллы» — это циничное выражение принадлежит одному из руководителей Союза визволення Украины (СВУ) Скоропис-Цолтуховскому, — идея борьбы с большевиками привела ее правительство и ее армию к Деникину, и вышло, что галичане стали сражаться за «единую и неделимую Россию». Объяснение этому парадоксу дает Андрей Дикий, свидетель той эпохи: «Украинцев по рождению и происхождению было неизмеримо больше и у Деникина, и у большевиков, чем во все времена в армиях Центральной Рады, Директории и Петлюры». Но самое поразительное: все, что давали австрийцы и немцы на содержание СВУ, ОУН, УПА и других «освободительных» организаций, они записывали в долг… будущей самостийной Украины.
Но вернуть этот «госдолг» оказалось некому. Та Украина, которая только что родилась у нас на глазах в муках поиска своей собственной идентичности, никому ничего не должна.
Факты ЛРТ. Украина. Когда зародилась Украинская государственность и почему Россия извращает историю?
Российская Федерация отказывает украинцам в праве на построение собственного государства, мотивируя это тем, что Украина – это якобы искусственное государственное образование, появившееся не раньше начала 20 века. Имеет ли такая риторика реальные научные основания и дает ли «исторический приоритет» право пересматривать международно признанные границы?
«Украину придумал Ленин»: как Путин оправдывает военную агрессию
Исторические (или скорее псевдоисторические) нарративы — неотъемлемая составляющая современной российской пропаганды, которая имеет целью оправдать агрессивные действия Кремля в отношении своих соседей, прежде всего Украины. Российский президент Владимир Путин в своих публичных речах регулярно выступает с пространными историческими экскурсами. Так было и в 20-х числах февраля, когда руководство Российской Федерации пыталось пропагандистски обосновать полномасштабное военное вторжение на территорию Украины.
В обращении к россиянам от 21 февраля, в связи с признанием так называемых «ДНР» и «ЛНР», Путин заявил, что «современная Украина была целиком и полностью создана Россией, точнее, большевистской, коммунистической Россией». Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года, причем Ленин и его соратники делали это достаточно грубым по отношению к самой России способом — за счет обособления, отторжения от нее части ее собственных исторических территорий”. Далее в своей речи хозяин Кремля подчеркнул, что именно Владимир Ленин — это автор и архитектор Украинского государства, поэтому Украину следует называть «Украиной имени Владимира Ильича Ленина».
Тезис об отсутствии у украинского народа государственности до появления Советского Союза Путин высказывал и в июле прошлого года — в своей статье «Об историческом единстве русских и украинцев». Ее повторяют все прокремлевские «эксперты» и «публицисты». Проводят простой нарратив: оккупация Россией Украины — не агрессивная попытка захватить суверенное государство, а «восстановление исторической справедливости», ведь Украина, мол, это искусственное и нежизнеспособное образование.
Владимир Путин / AP nuotr.
В частности, об этом говорится в статье публициста Дмитрия Лысенкова на сайте российского пропагандистского телеканала «Царьград», опубликованной 7 июля. «Искусственно созданные государства, не имеющие под собой крепких геостратегических фундаментальных устоев, которые не держатся на тысячелетнем бытовом, хозяйственном, моральном и нравственном устройстве, существовать просто не могут», — настаивает автор. Именно поэтому, по его мнению, Украина бы развалилась и без внешнего вмешательства, а российская так называемая «спецоперация» лишь «подтолкнула естественный процесс».
Такие российские нарративы могут попадать на благодатную почву, ведь до 2014 года многие обыватели в Соединенных Штатах или Европе считали Украину частью России, ставшей отдельным государством вследствие случайного стечения обстоятельств после распада Советского Союза. Украинцев и россиян часто не различали. И сегодня многие иностранцы считают, что до 1991 года Украина не существовала как государство.
Измеряется ли «величие» государства его возрастом?
Киево-Печерская лавра / Wikipedia
Следует отметить, что аргументация российской пропаганды абсурдна по своей сути. То, что то или иное государство существует на политической карте мира не тысячу лет, а, скажем, сотню или несколько десятилетий — не означает, что оно является «неполноценным» и может быть объектом посягательств соседей с «более величественным историческим прошлым».
История также знает немало примеров, когда казавшиеся незыблемыми великие империи терпели быстрый крах, а маленькие государства без имперских традиций проявляли недюжинную устойчивость к внешним факторам.
«Совершенно искусственным образованием оказалась Российская империя, о которой говорили в 1917 году сами россияне, что она «слиняла в два дня». Эту страну никто не стал защищать, она распалась, – отмечает украинский историк и публицист Александр Палий. — Затем таким же искусственным образованием был Советский Союз, который никто не взялся защищать, даже сотни тысяч кагебистов, десятки миллионов партийцев. Украина — это государство, которое имеет крепкую этническую государственную основу, и она сейчас это доказывает ежедневно”.
Кроме того, все государства, входящие в Организацию Объединенных Наций, суверенны, а их границы — незыблемы. Посягательство на территориальную целостность суверенного государства — это международное преступление, которое нельзя оправдать никаким «восстановлением исторического статуса-кво».
Не только украинцы, но и десятки (если не сотни) других народов мира были длительно лишены государственности или обрели независимость по историческим меркам недавно. В качестве примера можно привести Словакию, появившуюся на политической карте Европы 1 января 1993 года после распада Чехословацкой Республики. Территория этого государства почти тысячу лет находилась во власти Венгрии. Впервые независимая Словацкая Республика была образована в 1939 году и просуществовала до 1945-го. Современная Словакия – это лишь вторая попытка построения независимого Словацкого государства. В 2004 году она стала членом Европейского союза. ВВП Словакии на душу населения, по последним данным, составляет почти 18 тысяч долларов США – на 80% больше, чем в России.
Значит ли сравнительно непродолжительное существование независимой Словакии то, что любое соседнее государство имеет право захватить его территорию? Очевидно, что если бы этот путинский принцип действовал в реальной жизни, то человечество поглотило бы бесконечные войны, ведь взаимные исторические претензии есть практически у любых двух соседних государств.
Исторические формы Украины: от Руськой державы до Украинской республики
Киев / фото Shutterstock.com
Истоки государственности Украины, как и большинства европейских стран, доходят до Раннего Средневековья. В конце 10 века в Восточной Европе возникло государство Рюриковичей со столицей в Киеве. Современники называли это государство «Русью». В 19 веке российский историк Николай Карамзин ввел в научное обращение термин «Киевская Русь». Современная же российская историография придумала формулировку «Древнерусское государство» и пытается затереть факт того, что центром формирования этого государства был Киев.
Руськое государство было основано династией князей Рюриковичей, которая, по наиболее распространенной версии, имела скандинавское происхождение. В то же время первые князья Руси опирались и на местные традиции: до их появления в Среднем Поднепровье уже существовали племенные союзы славян, которые имели признаки государственных образований.
Из Руськой державы свою историю выводят, кроме Украины, Беларусь и Россия. Последняя много веков доказывает, что является единственной полноправной наследницей Киевской Руси. После разрушения Киева в результате монгольского нашествия в 1240 году центр «древнерусской» государственности, якобы, переместился в Москву — такую схему представляет российская историография, начиная с 18 века. Затем Москва на правах наследницы Руси якобы начала «собирать» ранее отлученные от нее «русские земли».
«Москву основали на 700 лет позже Киева, — напоминает историк Александр Палий. – Россия, чтобы позже украсть это название, даже не рискнула назвать себя Русью, а взяла себе имя из греческого языка. Все понимали даже в 17-18 веках, где находится подлинная Русь. Поэтому Россия исказила это название, чтобы эту кражу совершить более шустро”.
На самом деле единая Руськая держава прекратила свое существование еще в первой половине 12 века, распавшись более чем на десяток феодальных княжеств, каждое из которых, формально определяя власть великого князя киевского, де-факто было независимым государством.
Одним из таких государств было Галицко-Волынское княжество. В 1253 году его правитель – князь Даниил Романович – был коронован Папой Римским. Княжество трансформировалось в Руськое Королевство. Это была монархия, признанная всеми государствами Европы. Ее последним правителем был сын великого князя литовского Гедимина (Гедиминаса) — Любарт Гедиминович (Любартас). В 1351 г. он проиграл войну королям Польши и Венгрии и был вынужден отказаться от прав на Галицию. Под властью Любарта осталась Волынь, которой он правил как великий князь, не признавая над собой власти других правителей. После смерти Любарта в 1383 году Волынь постепенно была интегрирована в Великое княжество Литовское.
В то время, когда на украинских территориях существовало Руськое Королевство, земли Московщины находились под прямым управлением ханов Золотой Орды. Ордынские традиции оказали значительное влияние на характер российской государственности, считают историки.
Первое протогосударственное образование на территории будущей России появилось в середине 12 века. Оно называлось Владимиро-Суздальское княжество. Его основу составляло финно-угорское племя меря. Его возглавляла варяжско-славянская династия – самые молодые сыновья киевских князей. Юрий Долгорукий был самым младшим сыном Владимира Мономаха, ему достался худший удел. Сначала они пытались влиять на Киев, но были разбиты в трех битвах. Затем Владимиро-Суздальское княжество сдалось Орде почти без боя. В феврале 1238 года все Залесье было завоевано монголо-татарами”, — говорит историк Александр Палий.
Еще одно руськое княжество в Украине, которое продолжило существовать после монгольского нашествия — Великое княжество Черниговское.
Великий князь Литовский Витаутас с женой / Valdovų rūmų muziejaus nuotr.
Киевское княжество получило наибольший расцвет при правлении Семена Олельковича в 1454 — 1470 годах. Он расширил границы своего государства на побережье Черного моря. После смерти князя удельное княжество было ликвидировано и стало воеводством в составе Великого княжества Литовского. В 1569 году Великое княжество Литовское заключило Люблинскую унию с Польским Королевством, образовав новое государство — Речь Посполитую двух народов”. При этом украинские земли были переданы польской короне.
Новым центром украинской государственности стала Запорожская Сечь. Казаки появились в степной части Украины в конце XV века. Это военное сообщество постепенно превратилось в отдельное общественное положение, которое потребовало для себя таких же прав, которые имела польская шляхта.
«До 1471 у нас была собственная, основанная на киевской власти, княжеская история. С 1480-х – 1490-х годов уже начинается казацкая эпоха. Не успела завершиться княжеская эпоха, уже началась казацкая. И казачество длилось вплоть до начала 19 века — до Задунайской Сечи”, — рассказывает Александр Палий о непрерывности истории украинской государственности.
В конце 16 – начале 17 веков произошел ряд казацких восстаний. Успехом увенчалось выступление гетмана Богдана Хмельницкого. В 1649 году он заключил Зборовское соглашение с польским королем, предусматривавшее создание автономного государства на территории Приднепровской Украины — в пределах бывших Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Хмельницкий ввел на этих землях казацкое устройство, де-факто управляя ими как независимый правитель. Это государство современники называли «Гетманщиной» или «Украиной». Именно под названием «Украина» ее обозначали на тогдашних европейских картах.
Первоначальное значение термина «Украина», по наиболее распространенной версии — «пограничная земля». В такой этимологии нет ничего унизительного. Например, название страны Дании — «Данмарк» — с древнескандинавского буквально переводится как «низменная пограничная земля».
По другой версии — «Украина» означает то же, что «край, страна» — «родная земля». В 12 веке Украиной впервые назвали земли Переяславского княжества, граничащие с половецкой степью. До 17 века так именовали преимущественно лесостепную полосу между Киевом и степным Диким полем. Именно в этом регионе сформировалось реестровое казачество. Впоследствии все земли, оказавшиеся под контролем казаков, стали называть Украиной.
Название «Россия» в кириллической записи появляется на двести лет позже, чем название «Украина», — отмечает Александр Палий. — Название «Украина» – это 1187 год. И в 1387 году впервые в кириллической записи появляется слово даже не «Россия», а «Руссия». Но оно и тогда совсем не означало современную Россию. Означало транскрипцию греческого названия Руси.
В 1652 году, после победы над польским коронным войском под Батогом, Богдан Хмельницкий начал титуловать себя «по Божьей милости гетманом», фактически отвергнув протекцию польского короля. Однако Гетманщине не хватало сил, чтобы самостоятельно бороться с Речью Посполитой. В 1654 году Хмельницкий принял протекцию московского царя Алексея Михайловича. При этом его государство сохраняло широкую автономию. Попытки царского правительства ее ограничить привели к ряду московско-украинских войн во время правления преемников Богдана Хмельницкого.
В 1667 году Московское царство подписало сепаратное Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Государства разделили территорию Украины по Днепру. Казацкое устройство на Правобережье было окончательно ликвидировано в начале 18 века. Левобережная Гетманщина со столицей сначала в Батурине, потом в Глухове, просуществовала более сотни лет. Постепенно ее автономия сужалась. В 1764 году российская императрица Екатерина II окончательно ликвидировала должность гетмана. Казацкое административное устройство было отменено только в 1783 году. При этом элита Гетманщины – казацкая старшина – была уравнена в правах с российским дворянством. Выходцы из казацко-старшинских родов занимали высшие гражданские (канцлеры Александр Безбородько, Виктор Кочубей) и военные (генерал-фельдмаршалы Иван Гудович, Иван Паскевич) должности в Российской империи.
Следующий исторический шанс создать собственное независимое государство для украинцев выпал в начале 20 века. После отречения от престола царя Николая II в феврале 1917 года в Киеве была создана Украинская Центральная Рада. В апреле она стала революционным парламентом Украины. Большинство партий добивались автономии Украины в составе федеративной Российской Республики. Однако октябрьский переворот заставил УЦР провозгласить в ноябре 1917 Украинскую Народную Республику. Это государство признало более 20 стран мира. Однако уже в декабре на территорию УНР вторглись большевистские войска, которые 8 февраля 1918 захватили Киев. Деоккупировать захваченные большевиками территории помогли Германия и Австро-Венгрия, с которыми делегация УНР договорилась о военной помощи.
Де-факто под немецким протекторатом было создана Украинская Держава. Это была попытка установить национальную монархию – во главе с гетманом Павлом Скоропадским – потомком одного из правителей Гетманщины. Правительство Скоропадского было свергнуто в результате антигетманского восстания в ноябре-декабре 1918 года. Была восстановлена УНР во главе с Директорией. 22 января 1919 УНР объединилась с ЗУНР — Западноукраинской Народной Республикой, которая появилась в ноябре 1918 года на руинах Австро-Венгерской империи.
В конце концов, территория УНР была оккупирована большевиками и поляками. Регулярная борьба за украинскую государственность завершилась в ноябре 1921 года. При этом повстанческое движение продолжалось до середины 1920-х годов, а кое-где – до начала 1930-х. На территории, вошедшей в состав Советского Союза, была создана Украинская Социалистическая Советская Республика. До 1929 г. она номинально считалась независимым государством. Образование УССР не было «прихотью» Ленина, как считает Владимир Путин. На тот момент это была единственная возможность удержать украинцев в орбите Москвы – предоставить, по крайней мере, видимость национальных прав.
Во время Второй мировой войны к СССР были присоединены западные регионы Украины. Окончательно территория республики сформировалась в 1954 году после включения в ее состав Крыма. В то же время целые регионы, заселенные украинцами, были включены в РСФСР – Кубань, Восточная Слобожанщина, Стародубщина. Украинская идентичность местного населения была постепенно уничтожена.
На референдуме 1 декабря 1991 более 90% жителей УССР поддержали Акт провозглашения независимости Украины.
День независимости или День восстановления независимости?
Украина / Shutterstock.com
В прошлом году президент Владимир Зеленский ввел День Украинской Государственности – национальный праздник, который отмечается ежегодно 28 июля. Дата празднования совпадает с памятным днем святого Владимира – князя Руськой державы. В этот же день отмечают День крещения Украины-Руси. Таким образом, введение Дня Украинской Государственности – это попытка показать прямую линию преемственности разных исторических форм Украины – Руси, Руського Королевства, Гетманщины, УНР и Украинской Державы, современной Украины. Ранее советник руководителя Офиса президента Украины Алексей Арестович предлагал переименовать Украину в Украину-Русь, чтобы подчеркнуть эту преемственность. Попытка Украины вернуть свою историю вызывает ярость Москвы, у которой, в таком случае, ускользает из рук идеологическое обоснование аннексии украинской территории.
Следующим логичным шагом на этом пути должно быть переименование Дня Независимости Украины в День Восстановления Независимости. Ведь 24 августа 1991 Украина стала независимой не впервые в своей истории, а восстановила независимость. Аналогично – День Восстановления Независимости и День Государства как отдельные праздники отмечает Литва. Вторая дата, равно как и в случае с Украиной, чествует первую историческую форму Литовского государства — Великое княжество Литовское, основанное князем Миндовгом (Миндаугасом).
Статьи из цикла «LRT Факты. Украина» публикуются в рамках международной программы MediaFit, финансируемой Европейским Союзом, для повышения информационной устойчивости регионов Украины. Содержание материала является исключительной ответственностью ЛРТ и авторов и не обязательно отражает мнение Европейского Союза.
# В мире# «Факты ЛРТ. Украина»
Долгая история попыток России подчинить себе Украину
Воскресное утро
/ Новости Си-Би-Эс
Украина, давно ставшая жертвой российского гнета
Украина, долгое время являвшаяся жертвой российского гнета 06:19С момента обретения независимости в 1991 году Украина добилась многих с трудом заработанных достижений и попыталась потерять хотя бы одну мелочь.
Корреспондент Мо Рокка спросил: «Когда я рос, мы называли это «Украиной». Почему это изменилось?»
Лауреат Пулитцеровской премии историк Энн Эпплбаум, много писавшая о России и Украине, сказала: «Украина, использование этого и , я думаю, были отражением того факта, что люди не совсем понимали, что такое Украина. И украинцы, особенно за последние 30 лет, приложили большие усилия, чтобы заставить англоговорящих прекратить это делать, потому что они находят это снисходительным.
«Это Украина. Это страна. Теперь у нее есть свое государство. Это не «Украина» больше, чем вы сказали бы «Россия», «Германия» или «Франция».
Не по версии России Президент Владимир Путин, который почти отрицает, что Украина является отдельной страной. «На Украине не построена стабильная государственность», — заявил Путин на прошлой неделе, пытаясь оправдать свое вторжение в соседнюю Россию. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».
- Что вам нужно знать о российско-украинском конфликте в начале вторжения
Россия и страна, которую она часто называет своим «младшим братом», могут претендовать на общее происхождение… давно, очень давно.
«В позднем Средневековье существовала цивилизация под названием Киевская Русь, базировавшаяся в Киеве, — сказал Эпплбаум. «И Россия, и Украина ведут свое происхождение от этого государства».
Говорят, что эта цивилизация была основана в девятом веке викингами. «Но это, конечно, было много веков назад, и с тех пор многое произошло», — сказал Эпплбаум. «Знаете, в этом смысле викинги также сыграли роль в создании Англии и побережья Франции. И это было очень давно».
«Правильно, так что, если бы викинги сегодня заявили о праве собственности на Францию, это было бы довольно сомнительным заявлением?» — спросил Рокка.
«Правильно. Я имею в виду, что русские претендуют на контроль над Украиной так же сомнительно, как викинги претендуют на контроль над Украиной, или даже над Францией или Англией. »
Перенесемся в 1793 год, когда большая часть нынешней Украины стала частью Российской империи при Екатерине Великой. «Украина была немного похожа на Ирландию, которая когда-то была в Соединенном Королевстве, — сказал Эпплбаум. «Это была подчиненная часть большего целого, большей империи».
Во время революции, которая положила начало Советскому Союзу, Украина боролась за независимость. Он проиграл и в 1922 году был включен в состав коммунистического государства. «Но с самого начала это была отдельная организация», — сказал Эпплбаум. «У него всегда был свой язык. У него всегда был свой статус внутри СССР».
Но уже через десять лет советский вождь Иосиф Сталин, опасаясь независимой Украины, обрушил молот: «Он решил отобрать землю у крестьян и отдать ее государству. очень сильная оппозиция этому в Украине».
Сталин не терпел сопротивления. Зверства, начавшиеся в 1932 году, впоследствии стали известны как Голодомор — по-украински «истребление от голода». «Голодомор был искусственным голодом, — сказал Эпплбаум. «Значит, это был голод, вызванный не неурожаем, не насекомыми или засухой, а голодомором, созданным советским государством. Местные активисты ходили по домам в сельской Украине и конфисковывали продукты. брать все до последнего кусочка еды, и они, конечно, знали, что это означает, что люди умрут, и они предвидели, что это произойдет».
В период с 1932 по 1933 год около четырех миллионов украинцев умерли от голода.
В документальном фильме 1984 года «Урожай отчаяния» журналист Василий Сокол вспоминал об этом ужасе: «Они видели, как ребенок срывает стебель пшеницы, пытается съесть эти неспелые зерна. Это было очень серьезное преступление. наказывать кого-либо, вплоть до смертной казни».
Якорные книгиЭпплбаум сказал: «Люди выживали, поедая лягушек, жаб, мышей. Они ели кору деревьев».
Рокка спросил: «Правда ли, что некоторые люди прибегали к каннибализму?»
«Да. Это действительно было зафиксировано властями в то время. И, конечно, это означает, что в Москве люди знали, что в Украине есть людоедство, да.»
Вторая волна сталинского террора включала в себя аресты и убийства украинских интеллектуалов, художников, даже составителей словарей.
«А правильно ли убрали букву из украинского алфавита?» — спросил Рокка.
«Да. Изменили способ написания языка, опять же, чтобы он был больше похож на русский.»
«Вы знаете, вы упомянули так много ужасных подробностей, эту деталь я нахожу такой унизительной, взять язык и вычеркнуть письмо?»
«Попытка устранить украинство и его смысл, отдельную идентичность и чувство национальности действительно была российской политикой с XIX века», — сказал Эпплбаум. «Это была царская политика. Позже это была политика Сталина, а теперь — политика Путина».0003
«Путин считает, что независимая, суверенная, демократическая Украина представляет угрозу для него лично и его личной власти. Единственное, чего Путин искренне боится, — это массовые демократические движения, и самый важный способ, которым он может дать им отпор, — это ликвидировать это украинское государство».
«Многие ли сегодня украинцы думают: «Опять»?» — спросил Рокка.
«Есть известное стихотворение Шевченко, украинского народного поэта, «Опять беда». И [он] начинается именно с этой мысли: как только мы начали ладить, беда снова ударяет. Его демократия укреплялась. Его чувство государственности крепло. И теперь это бедствие постигло их и это чувство, что они могут быть втягивание в какой-то ужасный кошмар сталинской или царской эпохи, должно быть, мучает многих из них».
Для получения дополнительной информации:
- anneapplebaum.com
- «Красный голод: Сталинская война против Украины» Энн Эпплбаум (Анкор), в мягкой обложке, электронных книгах и аудиоформатах, доступно на 09 09 010 Photos 010 Photos : Александр Винербергер (© Samara Pearce)
- Украина (Официальный сайт правительства)
Сюжет подготовил Роберт Марстон. Монтажер: Стивен Тайлер.
См. также:
Война в Украине
Более Более- В:
- Украина
- Россия
- Владимир Путин
Впервые опубликовано 27 февраля 2022 г. / 9:19
© 2022 CBS Interactive Inc. Все права защищены.
Спасибо, что читаете CBS NEWS.
Создайте бесплатную учетную запись или войдите в систему
, чтобы получить доступ к дополнительным функциям.
Пожалуйста, введите адрес электронной почты, чтобы продолжить
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты, чтобы продолжить
Украина или Украина: почему в названиях некоторых стран есть «the»?
Опубликовано
000Z»> 7 июня 2012 г.
Источник изображения, Thinkstock
от Tom Geoghegan
BBC New некоторые люди называют это «Украиной»? И почему в некоторых других названиях стран тоже есть определенный артикль?
Внимание спортивного мира обращено на Украину и Польшу, где 16 лучших национальных команд Европы начинают четырехнедельный футбольный фестиваль.
Тем не менее, англоязычные СМИ не могут прийти к единому мнению о том, как следует описать одного из двух соведущих. Это «Украина» в британской Daily Mirror и просто «Украина» в Times of India. Почему путаница?
«Украина» некорректна как грамматически, так и политически, считает Оксана Кизима из посольства Украины в Лондоне.
«Украина — это и короткое, и длинное название страны», — говорит она. «Это имя указано в Декларации независимости и Конституции Украины».
Использование артикля относится ко времени до обретения независимости в 1991 году, когда Украина была республикой Советского Союза, известной как Украинская Советская Социалистическая Республика, говорит она. С тех пор это должна быть просто Украина.
Определенного артикля нет ни в украинском, ни в русском языках и есть другая теория, почему он прокрался в английский язык.
Те, кто называл ее по-английски «Украиной», должны были знать, что это слово означает «пограничье», — говорит Анатолий Либерман, профессор Миннесотского университета, специализирующийся на этимологии. Поэтому они называли его «пограничной зоной».
«После распада Советского Союза украинцы, вероятно, решили, что статья очерняет их страну [определяя ее как часть России] и убрали «the» при разговоре по-английски, так что теперь это просто Украина.
«Это почему Украина за последние 20 лет внезапно потеряла свой артикль, это своего рода языковая независимость в Европе, это очень символично.»0002 Есть много других названий стран, которые обычно упоминаются с «the», такие как Конго, Гамбия, Йемен, Ливан, Судан, Нидерланды, Филиппины и Багамы.
Но согласно нескольким авторитетным источникам, таким как CIA World Factbook, The Times Comprehensive Atlas of the World и Государственный департамент США, только две страны, Багамы и Гамбия, должны официально упоминаться в статье.
Два Конго официально являются Демократической Республикой Конго и Республикой Конго. И более длинное официальное название Нидерландов — Королевство Нидерландов.
«Скорее всего, министерство иностранных дел Великобритании намерено сохранить «the» в качестве краткой формы [более длинного] официального названия — Республика Гамбия и Содружество Багамских островов», — говорит Мик Эшворт, бывший редактор и консультант Times Atlas.
«Мы склонны прислушиваться к советам Министерства иностранных дел и Постоянного комитета по географическим названиям (PCGN). Они довольно часто имеют длинную и краткую формы».
В некоторых других случаях, говорит Эшворт, это в значительной степени вопрос использования и того, как люди относятся к ним. Довольно часто определенные артикли присоединяются к областям, где они представляют собой смесь геофизических названий и физических объектов.
«Группы островов, такие как Мальдивы и Багамы. Вы не сказали бы: «Я еду на Мальдивы», вы бы сказали: «Я еду на Мальдивы», потому что это географическая зона. »
Такие страны, как Соединенные Штаты Америки и Великобритания, также используют определенный артикль, потому что они являются составными существительными с прилагательными.
Профессор Либерман говорит, что привычка ставить «the» перед названиями мест известна во всем англоязычном мире и является общей для германских и романских языков.
«Вообще использование определенного артикля непредсказуемо. Почему это должен быть Лондон, а не Темза? В этом нет никакой логики, но это так.
«Иногда названия стран восходят к названиям рек. Еще в середине 20-го века все говорили «Конго», потому что Конго — это река, названная в честь реки, но больше никто так не говорит». относится к географическому объекту, такому как группа островов (Багамы), река (Конго), пустыня (Судан) или горный хребет (Ливан) 9.0003
«Позже фразы были сокращены, но статья сохранилась. Отсюда произвольное правило, что в названиях рек, названий пустынь и горных хребтов нужно указывать «the».»
Артикли для географических названий появились в английском языке сравнительно поздно, говорит он, — в древнеанглийском не было определенного артикля.