Пантеон в риме фото – Пантеон в Риме: история, храм, архитектура, фото, купол

Содержание

Пантеон в Риме: история, храм, архитектура, фото, купол

Автор Андрей, гид по Риму На чтение 5 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано

Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его.

Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

Пантеон в РимеПантеон в Риме

История Пантеона

Кем построен

Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа, родственник императора Августа. Пантеон в древнем Риме – уникальное по сложности сооружение в своё время: задумка архитектора является прогрессивной и в наше время. Также впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2 тысячелетия назад – задача не из простых.

Пантеон всех древнеримских боговПантеон всех древнеримских богов

Строительство храма

Перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид.

Схема построения Пантеона в РимеСхема построения Пантеона в Риме
Схема построения Пантеона

Из языческого храма в христианский

Из-за того, что храм был языческим, многие христиане хотели его разрушить. Храм сберегли благодаря императору Фоке. В 608 году император отдал Пантеон папе Римскому Бонифацию IV, который освятил языческий Пантеон в христианский. Также Папа Римский приказал перенести останки первых христиан в бывший языческий храм.

Благодаря этим мерам, сторонники разрушения храма успокоились, и Пантеон в Риме сумели спасти. Таким образом, только благодаря Бонифацию IV, мы до сих пор можем любоваться этим чудом архитектуры

Вход в римский ПантеонВход в римский ПантеонВход в Пантеон

Архитектура храма богов

Пантеон снаружи и внутри

Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.

Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.

Вид на алтарь внутри Пантеона в РимеВид на алтарь внутри Пантеона в РимеВид на алтарь внутри Пантеона

Что означает отверстие в крыше

Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око.

При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.

Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.

Отверстие в куполе римского ПантеонаОтверстие в куполе римского ПантеонаОтверстие в куполе Пантеона

Купол Пантеона

Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.

Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

Купол Пантеона в Риме
Купол Пантеона в Риме

Интересные факты

  • Благодаря своим шестиметровым стенам, Пантеон часто служил крепостью при восстаниях и бунтах в Средние века.
  • До сих пор купол храма является самым большим в мире, построенного из бетона без арматуры, при этом имея внушительный возраст.
  • До XVIII века в базилике было множество позолоченных дорогих деталей, которые позже сняли и отправили на переплавку.
  • По легенде, сферический купол Пантеона дал толчок Николаю Копернику окончательно сформулировать свою гелиоцентрическую теорию.
  • Пантеон стал первым храмом, куда могли заходить простые люди, до этого вход разрешался только жрецам.

Захоронения в храме

Начиная с эпохи Ренессанса, в храме начали делать захоронение знаменитых и выдающихся людей. Священники, музыканты, скульптуры и даже святые покоятся здесь. Кроме знаменитых деятелей культуры, тут обрели покой и многие из правящих династий, например, короли Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает саркофаг с останками Рафаэля Санти, причисленного к лику святых.

Захоронение Эммануила II в Пантеоне, короля объединившего ИталиюЗахоронение Эммануила II в Пантеоне, короля объединившего ИталиюЗахоронение Эммануила II, короля объединившего Италию. Надпись гласит: «Отец отечества»

Видео о Пантеоне

Полезная информация

Где находится

Адрес: Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda)

Как добраться до Пантеона

Ближайшая станция метро – Barberini

Билет в Пантеон

Посещение бесплатно

Время и часы работы

С 9:00 по 19:30, воскресенье – с 9:00 по 18:00

Экскурсия

Для тех, кто собирается в Рим, рекомендуем экскурсию “Античный Рим — путь в прошлое“. Эта экскурсия станет идеальным путешествием в прошлое, после которого уже сложно будет смотреть на город прежним взглядом.

Отели около Пантеона

Так как это исторический центр, это очень удобное место для того чтобы остановиться в Риме. Особенно если вы приезжаете в Рим впервые.

italyinsider.ru

описание, интересные факты, схема, фото

Пантеон в Риме – это  античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он  был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон старинная гравюра

Пантеон старинная гравюра

Описание

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

вид на Пантеон

вид на Пантеон

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра. Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.

око Пантеона - отверстие в куполе храма

око Пантеона - отверстие в куполе храма

Око Пантеона

🇮🇹ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ ИНСТАГРАМ🇮🇹 Инстаграм гида в ИталииИнстаграм гида в Италии

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн. Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

схема Пантеона в Риме

схема Пантеона в Риме

Вход

Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.

вход в Пантеон колонны

вход в Пантеон колонны

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело Буанарроти считал его ангельским творением. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

внутри Пантеона

внутри Пантеона

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Пантеон

Пантеон

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Найти отель рядом с Пантеоном

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный. Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

italy4.me

история, легенды, фото • ITALIATUT

В самом центре Рима, недалеко от площади Навона, возвышается величественный римский пантеон, о котором сам Микеланджело говорил, как о творении ангелов, а не людей. Посещение Пантеона – уникальный опыт! Это удивительное сочетание красоты, техники и гармонии. Обязательный этап программы посетителей вечного города.

Римский пантеон – история

Для начала, что означает Пантеон? Название происходит от греческого пан (все) и теон (божественный), так как храм посвящен всем римским богам.

Задуманный в 27-25 гг до н.э. консулом Агриппой по воле императора Августа, римский пантеон впоследствии не раз перестраивался. После двух пожаров, в 80 и 110 н.э. храм возобновили в той форме, в которой он дошел до наших дней, во времена императора Адриана (128 г н.э.) в расцвет Римской империи. Несмотря на отличия от оригинального сооружения, Адриан пожелал увековечить память архитектора Агриппы надписью на латыни:

«Построен Марко Агриппа, сыном Лучо, трижды консулом».

Пантеон

Благодаря раскопкам мы знаем, что изначально храм был почти квадратным, больше широким, чем длинным, выполненным в греческом стиле и посвященным семи римским богам. Современное здание ниже первого почти на шесть метров. Тут нечему удивляться, так как античный Рим находится прямо под ногами – на глубине 5-10 м под землей. В частности, довольно заметны работы над фасадом храма, частично расположенным под землей.

Если верить Кассио Дионе Коччейано, храм назвали Пантеон из-за подобия его купола небесному своду – жилищу богов.

Также известно, что Агриппа проектировал династический храм, посвященный богам – защитникам рода Юлии, Марсу и Венере, со статуей Октавиана Августа в центре. Внутри Агриппа установил статую божественного Юлия, а снаружи, на портике, статую Октавиана и рядом – свою, в честь их дружбы.

Храм был украшен Дионисом из Афин, но разрушен в результате пожара в 80 г н.э., а также пострадал в нескольких войнах, пока в 123-125 гг не был выстроен заново по приказу Адриана.

Пантеон

Hимский пантеон отличался от других храмов. В то время как внутри других храмов разрешалось быть только священникам, римский пантеон был открыт для публики, которая стала участвовать в церемониях. Это новшество затем переняли в римском храме Исиды, впустив верующих внутрь, а после и современные христианские церкви.

В 7 в. храм переделали в церковь Святой Марии, что гарантировало его безопасность и сохранность, хоть исчезли и некоторые элементы декора.

Пантеон – легенды

Hимский пантеон окружен историями и легендами. Прежде всего они касаются места, на котором он стоит. Говорят, именно отсюда Ромула, легендарного основателя Рима, после смерти орел забрал на небо к богам.

Или Цибела, древнегреческая богиня, Мать богов, которая якобы явилась к Агриппе во сне с просьбой построить храм.

Или христианские легенды, которые более простые и менее романтичные, чем языческие. Гласят, что римский пантеон стал христианской церковью Святой Марии и мучениц в 608 – дар византийского императора Фока папе Бонифацию IV. На церемонии в честь освящения нового храма в него на 28 повозках перевезли останки множества мучениц. Они должны были прогнать семь демонов – семь языческих божеств, обитавших в храме. Так, в центре купола раньше не было отверстия: его пробил дьявол, убегая, выбив золотую шишку, закрывавшую отверстие.

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

римский пантеон

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект. Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Пантеон

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру.

Пантеон

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Время открытия

С понедельника по субботу: 9:00 — 19:30

Воскресенье: 9:00 — 18:00;

Праздничные дни: 9:00 — 13:00

Закрыто: 25 декабря, 1 января, 1 мая

Вход бесплатный

Адрес

Конечно, можно 100 раз услышать или прочитать, но лучше всего один раз увидеть это фантастическое место вместе с нашей позитивной командой местных гидов от Gidtut.

italiatut.com

Пантеон в Риме: описание достопримечательности и фото

Одно из немногих строений, сохранившихся со времен Древнего Рима и до наших дней, ежедневно притягивает к себе тысячные толпы туристов. За свою многовековую историю Пантеон — храм всех богов в Древнем Риме — пережил множество преобразований, но при этом сохранил свою мощь и величие.

к оглавлению ↑

История достопримечательности

Своему появлению Пантеон в Риме обязан Агриппе (Марк Випсаний Агриппа), зятю императора Октавиана Августа. Изучавший в свое время искусство зодчества, Агриппа совершенствовал свои навыки, расширяя городские улицы, разбивая сады и парки, строя термы и городские здания.

В честь победы Рима на мысе Акций, окончательно утвердившей власть императора, Агриппа на народные деньги построил римский Пантеон – первый храм, посвященный главным богам: Юпитеру, Венере, Меркурию, Марсу и другим богам-олимпийцам.

Само название – Пантеон – имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «храм всех богов».

Это был новый шаг в жизни города. Ранее римляне не допускались в храмы, их могли посещать только жрецы, и то далеко не все. Сейчас любой горожанин мог посетить храм и поклониться своим богам.

План крыши Пантеона в Риме

План крыши Пантеона в РимеПосле пожара в Риме (80 год нашей эры) святилище имело вид крайне жалкий. Сносить его не стали, надеясь со временем отстроить. Но новый пожар завершил начатое, оставив после себя лишь руины бывшей храмовой постройки.

К счастью, император Адриан приказал отстроить на месте бывшего новый комплекс. К тому же, к удивлению современников, он не стал приписывать себя заслугу строительства нового римского Пантеона: на фронтоне здания автором постройки значится Агриппа («Марк Агриппа воздвиг это»).

Во времена гонения язычников строению грозила серьезная опасность быть разрушенным недовольными жителями-христианами – зачем посреди христианского города языческий храм? Благодаря своевременному вмешательству Папы Римского Бонифация IV, который освятил Храм и тем самым сделал его христианским, римский Пантеон богов удалось спасти. Туда же были перенесены мощи первых христианских святых.

В эпоху Возрождения Пантеон стал местом для захоронения особо почитаемых людей. Здесь, к примеру, похоронены знаменитые художники Аннибале Караччи и Рафаэль Санти, члены королевских семей – Маргарита Савойская, Виктор-Иммануил Второй и король Умберто II.

Вся правда о 7 холмах РимаВся правда о 7 холмах РимаЧто вы знаете о холмах, на которых стоит Рим? Выясните все о 7 известных возвышенностях, подпирающих великий город.

Фото, описание и много другой полезной информации о Колизее в Риме вы найдете в этой увлекательной статье.

А о том, как добраться из аэропорта Фьюмичино в Рим, вы можете прочесть в подробной публикации-инструкции.

к оглавлению ↑

Архитектура и фото

Округлая форма основной части Храма получилась из-за того, что во времена Древнего Рима на месте постройки будущего храмового комплекса располагался бассейн. Частично разрушенный, но с уцелевшим фундаментом, он стал основой для будущего святилища, строительством которого руководил Агриппа.

Вокруг Храма небольшая площадь была выложены плитами травертина, а фасад здания украшали статуи богов и кариатиды.

После пожара комплекс пришлось восстанавливать, и разрабатывал проект молодой архитектор Апполодор Дамасский. Он же пристроил к основному круглому сооружению портик, где находился вход в храм. Таким Пантеон остался и по сей день.

Ну, или почти таким же. Сегодня нет уже порога из зеленого африканского мрамора, а бронзовую дверь, ведущую в храм, установили только в эпоху Возрождения.

Пантеон в Риме - внешний вид

Пантеон в Риме - внешний вид

Вход украшает портик с колоннами в греческом стиле. Они являются монолитными и выполнены из гранита и египетского мрамора.

Само здание сложено из травертина (известковые плиты), а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол (диаметр купола равен 43 метрам). Сама конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой, а олицетворял собой небесный свод.

Пантеон в Риме и его описание

Пантеон в Риме и его описание

Первоначально купол покрывало множество позолоченных и бронзовых пластин. Но когда при строительстве в Риме Собора Святого Петра не хватило материала для постройки алтаря, их пришлось позаимствовать у Пантеона. Пластины были сняты с купола и переплавлены.

В качестве своеобразной компенсации архитектор Бернини (руководивший строительством Собора) соорудил перед входом в ротонду две небольшие колокольни, которые были прозваны горожанами как «ослиные уши». Позже, в XIX веке, эти колокольни убрали.

В центре огромного купола – «окулус» (небесное всевидящее око), округлое отверстие диаметром почти 9 метров. С этим отверстием связана своя легенда, согласно которой ее проделали злые духи, заметавшиеся по Пантеону в поисках выхода при первых звуках мессы.

Пантеон в Риме - крыша изнутри

Пантеон в Риме - крыша изнутри

Через «окулус» в храм поступает воздух и свет, причем в полдень свет не рассеивается, а становится почти осязаемым, превращаясь в своеобразный «световой столб». В течение дня свет перемещается по нишам, где установлены статуи богов. Древние римляне считали, что таким образом древним богам воздается честь.

Толщина стен Пантеона – без малого 6 метров. А иначе как выдержать такую мощь купола? Материалом для купола послужили плиты из травертина и легкой пемзы.

Для облегчения конструкции вся ротонда разделена на 5 рядов (каждый ряд имеет по 28 кессонов – углублений), а ярусом ниже – на множество секций и ниш. В некоторых нишах сохранились фрески мастеров эпохи Возрождения (например, автор сохранившейся фрески «Коронование Богоматери» так и остался неизвестным).

Апсиды и ниши алтарей были выполнены в середине XVIII века мастером Алессандро Спекки, а хоры выполнены веком позже Луиджи Полетти.

Пантеон в Риме - внутри строения

Пантеон в Риме - внутри строения

Лишь небольшой фрагмент ротонды сохранился практически в первозданном виде – с ренессансными рисунками и изящной отделкой стен. Это то, что уцелело после многочисленных реставраций.

Ниши и алтари украшены статуями богов. Ранее стены были покрыты позолотой, сегодня от позолоты мало что осталась, но посетители могут полюбоваться на разноцветную плитку на стенах и мозаичный пол.

Внутренний зал Пантеона в Риме

Внутренний зал Пантеона в Риме

Кстати, пол в ротонде не везде ровный: небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом (специально сконструированные для этой цели 22 отверстия) в храме нет сырости и влаги.

В центре храма находятся скамьи для молящихся.

к оглавлению ↑

Особенности посещения

Несмотря на то, что Пантеон – достопримечательность весьма популярная, нужно соблюдать установленные правила посещения.

Правила входа в Римский Пантеон

Правила входа в Римский Пантеон
  • Во-первых, дресс-код. Пантеон в первую очередь – храм, поэтому даже в жару не допускается одежда открытая (майки и шорты).

    У входа в святилище стоит корзина с большими платками, которые можно обернуть вокруг себя или набросить на голову. Конечно, за всеми туристами уследить невозможно, но лучше, если никто не сделает замечаний по поводу неподобающего внешнего вида.

  • Во-вторых, нельзя проносить в храм еду и напитки, этим можно вызвать огромное недовольство служителей Пантеона.
  • И обязательно отключить мобильные телефоны. Зато фото- и видеосъемка разрешена к радости многих посетителей.
  • Несмотря на то что дожди в Риме не такое уж частое явление, на случай дождя можно взять с собой зонтик – через «окулус» в храм попадает дождевая вода.
  • Храм этот действующий, и любой желающий может посетить католические мессы, которые проводят по субботам в 17.00, а в дни церковных праздников – в 10.30. Расписание служб и торжеств можно найти на стене у входа.

Национальный итальянский пар Чинкве-ТерреНациональный итальянский пар Чинкве-ТерреЧинкве-Терре — отличный национальный парк Италии, который стоит посетить любителям самобытной культуры и отсутствия автомобилей.

Доломитовые Альпы — один из лучших горнолыжных курортов Италии. Узнайте о них все из этой публикации: https://expertitaly.ru/kurortyi/gornolyizhnyie/dolomitovye-alpy.html

Какая погода в Канацеи и будет ли отдых на этом горнолыжном курорте удачным? Все подробности — тут.

к оглавлению ↑

Время работы, стоимость билетов

Работает Пантеон ежедневно: в будние дни с 8.30 до 19.30, а по воскресеньям – с 9.00 до 18.00.

Пантеон закрыт для посещений в дни государственных праздников: 1 января, 1 мая (День труда, День Святого Иосифа) и 25 декабря — Рождество. В остальные дни ограничений на посещение нет.

Посетить Пантеон можно бесплатно. Но из-за огромного потока туристов попасть в Пантеон не так-то просто. Можно поселиться в непосредственной близости от достопримечательности или приехать к нему пораньше, чтобы в очереди быть в числе первых посетителей.

к оглавлению ↑

Где находится, как добраться

Адрес достопримечательности: Piazza della Rotonda, Roma

Добраться можно римским общественным транспортом, в частности, на метро – линия А (красная ветка) до остановки «Barberini». Как вариант — доехать на метро до остановок «Spagna» или «Colosseo», но от них придется идти пешком 10-15 минут.

Можно приобрести в любом магазинчике или киоске туристическую карту города и по ней ориентироваться в хитросплетениях римских улиц. Так, автобусом №87 можно доехать до остановки «Виа Торре Аргентина», спуститься по этой улице до Пантеона (дорога от остановки займет не более 3 минут).

к оглавлению ↑

На карте Италии

Побывав в самом Пантеоне, или обойдя его по периметру и коснувшись старинных стен, можно почувствовать атмосферу прошлых веков. Посещение древнейшего храма оставит неизгладимые впечатления от прогулки по Вечному городу…

И напоследок предлагаем послушать рассказ гида о Пантеоне и взглянуть на него своими глазами на видео:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

expertitaly.ru

Римский Пантеон: история, описание, фото

Адрес: Италия, Рим
Дата постройки: 126 год
Координаты: 41°53’54.8″N 12°28’36.8″E

Содержание:  

Краткое описание

Всевидящее око Пантеона

Римский Пантеон — храм язычников и католиков

Римский Пантеон — национальный мавзолей

Римский Пантеон на карте

Краткое описание

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой — зятем императора Октавиана Августа — в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций.

Римский Пантеон Италия

Римский Пантеон с высоты птичьего полёта

Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 126 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это».

Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска — великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

Римский Пантеон Италия

Общий вид на Пантеон

Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду.

Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра.

Римский Пантеон Италия

Римский Пантеон с тыла

Всевидящее око Пантеона

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света — 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба. По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов. Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Римский Пантеон Италия

Римский Пантеон — храм язычников и католиков

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов — Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь.

С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.

Римский Пантеон Италия

Внутренний интерьер Пантеона

Римский Пантеон — национальный мавзолей

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».

Рейтинг достопримечательности

Римский Пантеон на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць

Замосць

Милан

Милан

Венеция

Венеция

Флоренция

Флоренция

Амальфи

Амальфи

Ассизи

Ассизи

Альберобелло

Альберобелло

Барселона

Барселона

Жирона

Жирона

Берлин

Берлин

Мюнхен

Мюнхен

Париж

Париж

Афины

Афины

Лондон

Лондон

Торунь

Торунь

Ватикан

Ватикан

Таллин

Таллин

Обидуш

Обидуш

Прага

Прага

Будапешт

Будапешт

putidorogi-nn.ru

Пантеон или Храм Всех Богов, Рим (Pantheon, Rome): spratto — LiveJournal

Первое здание Пантеона было построено еще в 27 году до н.э консулом Марком Агриппой, а название здания в переводе с древнегреческого языка означает «Храм Всех Богов». В те времена внутри здания были размещены статуи обожествленного Цезаря и наиболее почитаемых римских богов — Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна, которым поклонялись римляне. Во время пожара, произошедшего в 80 г. н. э,. храм был уничтожен огнём. Позже его восстановил император Домициан, но в 110 г. н.э. храм снова сгорел.


Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального  основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке — «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

План древнего Пантеона


Совершенство сооружения предполагает, что величайший архитектор того времени Аполлодор Дамасский, создатель форума Траяна в Риме, принимал участие в его восстановлении, кстати, впоследствии казнённый тем же Адрианом за его критические высказывания в адрес архитектурных проектов самого Адриана. Поклонник греческой культуры, император и сам активно работал как архитектор, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченную статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Также Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый замок св. Ангела.


Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра — вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр — 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Потолок Пантеона


Отверстие диаметром 9 метров олицетворяет глаз в небо. Это единственный источник света и воздуха в здании. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым, можно ощутить себя божественным творением, готовым вознестись на небеса. Кстати, обнаружилось, что ровно в полдень мартовского равноденствия солнце освещает вход в римский Пантеон. Подобный эффект наблюдается также 21 апреля, когда древние римляне отмечали годовщину основания города. В это время солнце падает на металлическую решетку над дверным проемом, наполняя светом двор с колоннадой. Построенный по приказу Адриана, большого любителя световых эффектов, солнце как будто приглашало императора войти в Пантеон, подтверждая его божественный статус. Солнечные лучи, проникающие в храм через отверстие в куполе, также отмечали дни и часы.


Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Пантеон16

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию — морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

Пантеон_3

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.


В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Пантеон_1


Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

Пантеон с первой колокольней


С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

Дверь Пантеона

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы:  «Quod non Barbari Fecerunt Barberini»  — «Что не сделали варвары, сделал Барберини». Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название «ослиные уши Бернини». В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.


Фердинандо Партини. Вид на Пантеон. 1794 г.
Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Пантеон. Могила Умберто I-го


Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой». Над гробницей установлена статуя «Мадонна на скале», заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто  в 1524 году.

Пантеон. Могила Рафаэля


В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

Джовани Панини. Интерьер Пантеона


Внутреннее убранство претерпело более значительные изменения — верхняя часть стен была покрыта мраморной инкрустацией, а пол вымощен разноцветными плитами из мрамора, порфира и гранита. На протяжении XV-го — XVII-го веков были добавлены ложные ниши и алтари, украшенные различными реликвиями и произведениями искусства, самое значимое из которых картина Мелоццо да Форли «Благовещение» .


Мелоццо де Форли. Благовещение

И ещё несколько фотографий из интерьера Пантеона.

Пантеон_9Пантеон12

Несмотря на то, что Пантеон уже давно перестал быть лишь местом для общения с богом, в качестве церкви его используют до сих пор, например, во время значимых христианских праздников в нём служат мессы.


Двери Пантеон открыты ежедневно с 9.00 до 19.30, а по воскресеньям – до 19.00. Но лучше всего придти с самого утра, когда площадь пуста и можно спокойно заняться фотографированием. А с начала открытия попасть в Пантеон и тоже без толп пройтись по его залу.


Текст, фото — @ SPRATO

spratto.livejournal.com

Пантеон в Риме: История, архитектура, интересные факты

Пантеон, или Храм всех богов – вершина древнеримского зодчества. Многое в нем было и остается уникальным. Во-первых, огромное, потрясающее воображение, внутреннее пространство. Во-вторых, законченность архитектурной композиции, инновационные строительные технологии и глубокая смысловая составляющая. И наконец, удивительное долголетие: языческое святилище, посвященное древнеримским богам, дошло до нашего времени в великолепном состоянии. Более того, сегодня это не просто музей, в котором “законсервирована” история, но действующий христианский храм, посвященный Деве Марии, чудо античной архитектуры, одна из самых популярных туристических достопримечательностей Рима. Также эту церковь называют Санта Мария дела Ротонда (Santa Maria della Rotonda), что связано с круглой формой здания. Площадь, на которой стоит римский Пантеон, также именую площадью Ротонды (Piazza della Rotonda). Познакомимся с этим удивительным храмом поближе.

Содержание статьи:

Пантеон: архитектурное чудо

Античная история римского Пантеона: 2 пожара и 4 императора

Каким был Пантеон во времена Древнего Рима

Пантеон внутри

Купол Пантеона

Окулюс, или Око Пантеона

Как языческий Пантеон превратился в христианский храм

Интересные факты о Пантеоне

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Практическая информация для туристов

Пантеон на карте

Пантеон: архитектурное чудо

архитектура римского Пантеона

Во все времена римский Пантеон воспринимался как чудо. Для римлян, живших во втором десятилетии II века, он не просто олицетворял связь со звездным небом. Пантеон был последним словом технологических новаций. Как сегодня нас изумляют космические корабли или цифровые новации, так же этот храм восхищал, поражал, а, главное, олицетворял и прославлял величие Рима. Это был «золотой век» Римской империи, когда она властвовала над огромными территориями Европы и Средиземноморья.

Гении Ренессанса восхищались древним храмом. Рафаэль Санти завещал похоронить себя в его стенах (что и было впоследствии исполнено). А Микеланджело говорил, что Пантеон сотворили ангелы, а не люди.

Таким же – чудесным, нестареющим и феноменальным – Пантеон дошел до наших дней. Это единственное сооружение Древнего Рима, сохранившееся в своей первозданности. И сегодня римский Пантеон называют Восьмым чудом античного мира.

История римского Пантеона: 2 пожара и 4 императора

история Пантеона в Риме

Первоначально Пантеон был воздвигнут в честь победы римского флота в морском сражении над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций (ныне территория Греции). Кораблями Октавиана Августа командовал Марк Агриппа, его зять и правая рука. Эта победа во многом предопределила создание Римской Империи, и вскоре Октавиан Август станет первым императором Рима.

Руководил строительством первого Пантеона все тот же Марк Агриппа, выдающийся полководец и блестящий организатор. Было это еще в в 27 году до нашей эры. По легенде, храм установлен на месте, где Ромул, один из основателей Рима, вознесся на небо. Кстати, вопреки названию, храм был посвящен не всем, а предположительно семи богам, чьими именами названы планеты солнечной системы: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну.

Пантеон простоял чуть более века, пока не сгорел во время пожара 80-го года. Император Домициан восстановил его, прославив при этом первостроителя храма. Надпись на фризе портика: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал это». Она подчеркивает государственный статус Пантеона, который будет воздвигнут и останется в веках несмотря ни на что.

римский Пантеон история

Спустя 30 лет Пантеон-2 будет поражен молнией и снова погибнет в огне.

Согласно последним исследованиям, восстановлением Пантеона после той катастрофы занялся император Траян. Именно при нем начались строительные работы, а завершились они в 126 году императором Адрианом. Это был деятельный ценитель архитектуры: во время его правления Рим расцвел, появилось множество новых зданий. Не случайно Адриана называли Восстановителем.

Как и все просвещенные римляне, он восхищался греческой архитектурой, и для работ по возведению Пантеона был приглашен знаменитый греческий скульптор Аполлодор Дамасский. Впрочем, у них отношения не сложились, и впоследствии император приказал казнить его.

Пантеон Древний РимИмператор Адриан

Читайте также:

Рим – путеводитель по мировой истории

Каким был Пантеон во времена Древнего Рима

По сравнению с нынешним веком культурный слой Древнего Рима времен строительства Пантеона находился на несколько метров ниже. Обойдите Пантеон по окружности, и вы увидите эту разницу.

Пантеон архитектура

По замыслу создателей храму отводилось особенное место среди основных городских построек. В плане Пантеон стоит на одной линии с Марсовым полем, где проходили военные учения, и Мавзолеем Августа, завершенным за несколько лет до этого. Таким образом подчеркивался особый статус Пантеона в идеологической иерархии Римской Империи.

Изначально Пантеон представлял собой масштабный культовый ансамбль. Пространство перед ним было обрамлено протяженной колоннадой. Она обступала Пантеон со всех сторон и подводила к храму. Его внушительные габариты подступали все ближе, и людей поневоле охватывал священный трепет.

древний римский ПантеонРимский Пантеон в античные времена

Впечатление усиливается, когда, поднявшись по ступеням широкого парадного входа, мы входим в портик, и яркий дневной свет неожиданно тускнеет.

Портик Пантеона, прилегающий к зданию храма перед входом, представляет собой прямоугольную крытую галерею с 16-ю коринфскими колоннами — 8 спереди и два ряда по 4 по бокам. Вся колоннада стоит без опор, исключительно за счет своего веса, и держит на себе огромную массу треугольного фронтона.

Каждая из этих колонн весит 60 тонн. 2 тысячелетия назад их вывезли из Египта, принадлежавшего тогда Великой Империи. От карьера, где они были вырублены, их протащили волоком более 100 километров на деревянных санях до Нила. Затем дождались весеннего половодья, когда нильская вода поднялась, погрузили на баржи и отправили вниз по течению. Затем на судах, через Средиземное море, колонны прибыли в римский порт Остия. Оттуда их, снова на баржах, по Тибру доставили в Рим. История одних только колонн перед входом в Пантеон поражает воображение! Что же нас ждет внутри…

Пантеон внутри

Вход в Пантеон защищают гигантские бронзовые врата. Входя внутрь после суеты современной площади Ротонды, вы попадаете в неожиданную прохладу и как будто вступаете в другое измерение. Пантеон так потрясает, что, входя внутрь, хочется задержать дыхание…

Взору открывается огромная ротонда: круглое и одновременно сферическое пространство, и глаз не в состоянии разом охватить всю картину.

Рим Пантеон аудиогид

Абсолютная геометрия: диаметр Пантеона эквивалентен расстоянию от пола до купола (43,3 м). Идеальная сфера, равноудаленная от своего центра. С точки зрения скрытого смысла, сфера – это выражение универсума, всеобъемлющей цикличности, которой подчинено мироздание.

Идеей совершенной гармонии пронизано и великолепное оформление стен и пола. Перед нами яркий калейдоскоп простых форм: удивительного многоцветия прямоугольники, квадраты, круги, треугольные фронтоны фальш-окон. Причем все это мраморное великолепие сохранилось в своей первозданной подлинности, хотя ему без малого 2 000 лет!

Пантеон архитектура

Пространство Пантеона состоит из трех восходящих ярусов.

Вдоль стены первого, назовем его “земным”, разместились 28 колонн и семь портиков, внутри которых мы видим статуи богов. Они символизируют основные планетарные объекты Солнечной системы – Солнце, Луна, Венера, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс. Напомним, Пантеон отражает языческий культ, в котором сосуществовала целая группа богов, управляющих Миром.

По легенде, напротив входа в углублении-апсиде восседал император Адриан. Он любил Пантеон и зачастую принимал своих гостей именно здесь.

Следующий ярус – череда ложных окон. Это промежуточная стадия между “земным” и “небесным”. Слепые оконные проемы словно намекают: подлинный Свет и истинное Знание не доступны обычным порядком.

И конечно, наши глаза возносятся ввысь, к куполу…

Купол Пантеона

купол Пантеона

Венчает пространство огромный купол, олицетворение небесной сферы. И здесь, как и в устройстве всего Пантеона, древние римляне зашифровали тайный смысл. Углубления-кессоны «небесного» купола разделены на 28 секций, по числу колонн «земного» диаметра. 28 – магическое, «совершенное» число. Древние знали всего 4 таких числа: 6, 28, 496 и 8128. Пифагор считал их наделенными мистическим значением и был убежден, что они связывают людей с Космосом. В нумерологии «28» означает человеческую судьбу.

Купол Римского Пантеона – уникальное творение древнеримской архитектуры. И сегодня оно поражает точностью инженерного расчета и искусностью воплощения. Невероятно, но в течение 13 столетий Пантеона оставался увенчанным самым большим «парящим» куполом! Его превзошел только кафедральный Флорентийский собор Santa Maria del Fiore архитектора Филиппо Брунеллески. А вот купол грандиозного собора святого Петра в Ватикане, созданный по проекту великого Микеланджело, не превзошел.

Все лучшее, что было известно тогда древнеримскому зодчеству, применено в конструкции и строительстве полусферического купола Пантеона. Прежде всего, строители использовали бетон, что было революционным решением для того времени. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон. Такая технология обеспечивала необходимую жесткость конструкции. В инженерном отношении она стала залогом феноменального долголетия Пантеона.

Толщина стен Пантеона достигает 6 метров. Их вес и прочность служат надежным фундаментом, на который опирается огромный «парящий» купол, равномерно распределяя свою массу на стены. Чтобы уменьшить его вес (ок. 5 000 тонн), строители добавляли в бетон скорию, легкую вулканическую породу.

Окулюс, или Око Пантеона

око Пантеона

В центре купола мы видим широкое отверстие: диаметр 7,8 метра. Это Óкулюс (лат. oculus, то есть глаз), единственный источник света в Пантеоне и последняя смысловая точка в многозначном коде его архитектуры. Струящийся сквозь Окулюс свет, живой и постоянно меняющийся, падает на стены и пол ротонды. Лучи небесного светила регулярно совершают «обход» по стенам и полу здания, отмечают солнечные и лунные события, служат естественными часами.

Пантеон Рим интересные факты

В чем же смысл Околюса?

По мировоззрению древних римлян, в Пантеоне встречаются и сосуществуют две сферы, два мира: земной и небесный. Они олицетворяют микрокосм римского мира под бесконечным небосводом. При этом всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая правильный и неизменный порядок. Но над преходящими правителями возвышается абсолютное всевидящее и всевластное начало. Оно проникает в жизнь, как свет проникает внутрь через «Око Пантеона».

Как языческий Пантеон превратился в христианский храм

Спустя несколько столетий Пантеон из языческого храма превратится в христианский, а Рим станет центром мирового христианства. Более века Пантеон простоял закрытым и заброшенным, пока в начале VII века не обрел вторую жизнь в виде христианской церкви Божией Матери «У мучеников»  (Santa Maria ad Martyres). Такое название храм получил потому, что из римских катакомб сюда были перевезены мощи множества святых мучеников.

Пантеон христианский храмВ Пантеоне над престолом хранится древняя икона Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой

Согласно средневековой рукописи Liber Pontificalis, в VII веке Папа Бонифаций IV «попросил византийского императора Фоку о храме, называемом Пантеоном, и в нем он сделал церковь вечной Святой Марии и Мучеников». Считается, что это произошло 13 мая 603 года. Так Пантеон стал святыней и для христианского мира, и как действующий христианский храм сохранился до наших дней.

Когда храм начал новую, христианскую жизнь, Окулюс Пантеона оказался очень кстати, потому что как нельзя лучше выражал христианские представления о Всевышнем Боге. Неслучайно в традиционных византийских храмах в самом центре купола изображали Пантократора, или Христа Спасителя. Предполагают, что эта традиция может быть наследием римского Пантеона.

Читайте также:

Церкви и соборы Рима

Интересные факты о Пантеоне

Пантеон Рим интересные факты

  • Дождевая вода, попадающая через Окулюс, собирается в центре мраморного пола и уходит из храма благодаря дренажной системе, которую также предусмотрели строители. Здесь всегда прохладно и покойно.
  • Ежегодно, 21 июня, в день летнего солнцестояния посетители могут наблюдать удивительный визуальный эффект, когда лучи солнца просвечивают Пантеон насквозь: из Окулюса через массивную входную дверь.
  • Каждый год в день Святой Троицы мраморный пол Пантеона покрывается ковром лепестков красных роз. Их высыпают через Окулюс, и они, как красные бабочки, невесомо опадают на всех присутствующих. Красивый ритуал символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
  • О Пантеоне, одном из символов Рима, снято большое количество документальных фильмов. Несколько раз он участвовал и в съемках игрового кино. Самые известные: «Римские каникулы» (1953) и «Ангелы и Демоны» (2009).

В аудиогиде «Сердце Рима», доступном в приложении Travelry, мы рассказываем и о других интересных фактах и особенностях Пантеона. Изучайте Рим с вдохновением и с Travelry!

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

Пантеон площадь фонтан

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Читайте также:

Самые красивые площади и фонтаны Рима

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Пантеон на карте Рима

mytravelry.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *