Персия и иран одно и тоже: Почему Персия сменила название на Иран

И. Р. Иран. Часть 1: Русская Персия: varandej — LiveJournal

Однажды Пётр I наведался в компании Алексашки Меншикова в покои своей супруги, и поделился с двумя самыми близкими людьми пока ещё тайным планом: «В Персию пойдём!». Далёкая Персия определённо казалась императору лёгкой добычей, ведь на примере родины он знал, чем чревато слишком долго сидеть в Средневековье. Вскоре, однако, планы государя обсуждал весь дворец, и первым делом монарх, как водится, отходил Меншикова своей тростью. Ну Меншиков вычислил изменника быстро — в покоях императрицы в клетке сидел попугай, и радостно повторял голосом государя — «В Персию пойдём!».

Поход, однако, состоялся, и я знал, что часть нынешнего Ирана — Гилян, Мазендеран и Астрабад, — в 1721-34 годах была частью Российской империи. Оказавшись в мае в Азербайджане и поняв, что 4-х недель на него хватит с излишком, я решил съездить в эти края. Но собирая информацию по персидской википедии через веб-переводчик, я обнаружил, что тема Русской Персии куда как сложнее и шире. И в первой части рассказа про Иран — о том, ради чего я в принципе покинул свою постсоветскую «зону комфорта». Многое здесь — эксклюзив, впервые представленный на каком-либо языке, кроме фарси.

Слова «Персия» и «Иран» — не синонимы. Персия — это пустыни и оазисы меж расходящихся под острым углом нагорий Эльбурса и Загроса, а Иран — огромная территория, на которую простиралось её культурное и политическое влияние. Свойством многих великих держав являются «шлейфы», простирающиеся далеко за их пределами — как Англосаксонский мир, Русский Мир или Большой Иран. Последние два накладываются друг на друга в Средней Азии и на Кавказе, ну а Исламская республика Иран, чьи границы почти не менялись уже без малого 200 лет — она побольше Персии, но куда меньше Большого Ирана. В древности по своему культурному уровню и военной мощи Иран был страной масштабов Китая, Индии или Эллады-Рима-Византии, дал миру зороастризм и манихейство, Авиценну и Алгоритма, царя царей Кира Великого и непобедимую даже для римлян Парфию. .. а позже пошёл в разнос. Сельджуки, монголы и Тамерлан сожгли персидские сады, сравняли с землёй города, затоптали караванные дороги, оставив вдоль них высокие башни из отрубленных голов. Тюрки, бывшие важной силой в истории Ирана с момента своего появления, теперь заселяли северные провинции, а тамошние персы переходили на их язык — их потомки ныне известны как азербайджанцы. Они и пересобрали Иран в первые годы 16 века: тюрок-кызылбаш Исмаил Хатаи из Ардебиля огнём и мечом объединил персидские земли от Кавказа до Индийского океана, и принял древний титул «царя царей» шахиншаха. Принёс он персами ещё кое-что — шиизм, на века ставший в Иране одной из основ идентичности.

2.

С севера над Персией нависает Эльбурс (в местном произношении Альборз) — длинный горный хребет, по высоте вполне сравнимый с Эльбрусом — на кадре выше маячит над Тегераном вулкан Демавенд (5610м), высшая точка страны. За горами, узкой полосой вдоль Каспийского моря — тот самый «Иран, но не Персия» — древняя Варкана (Земля Волков), в греческом варианте Гиркания, а в арабском Джурджания. От Кавказа до Каракум её имя звучит по сей день, переиначенное на разные лады — Ургенч, Горган, Гилян, Грузия… Поначалу Варкана входила в Туран — тёмную половину Ирана, где жили кочевники, нам известные как скифы. Берег Каспия населяло их племя дахи, которых в «Шахнаме» покорил легендарный царь Кей-Кавус. В достоверной истории Гирканией правили Мидия, Ахемениды со времён Кира Великого, Селевкиды со времён Александра Македонского, Парфия на пути экспансии Рима, и Сасаниды, с которыми был связан с Иране последний доисламский расцвет. А арабское вторжение раскололо древний край на части.

3.

В юго-западном углу Каспийского моря лежит Гилян — маленькая, но самая в Иране густонаселённая и самая плодородная, крайне самобытная провинция. Густые горные леса, рисовые поля в низинах и чайные плантации на крутых склонах — всё это кажется похожим на Индокитай, а вовсе не на пески Ближнего Востока, с той лишь разницей, что обильные здешние дожди зимой сменяются катастрофическими снегопадами.

4.

В местном «скансене» — высокие деревянные дома с соломенными крышами, и скорее европейские, чем азиатские платья местных женщин, вплоть до Исламской революции не знавших многожёнства.

5.

Гиляки (не путать с сахалинским тёзками!) в древности успели принять несторианство (под 533 годом упоминается даже епископ), а в 760-х годах так и не покорились арабам — мусульмане заняли равнину на морском побережье, а вот лесистые горы остались для воинов Аллаха неприступны. С ослаблением халифата дейлемиты (как арабы называли гилянцев) расселились на Армянское нагорье и Загрос, оставив там значительный след. Ислам они всё-таки приняли — но мирно. К единому Ирану их ненадолго пристегнули монголы, а окончательно это сделали лишь Сефевиды, причём до 1592 года Гилян оставался вассалом и не раз бунтовал.

6.

Иначе складывалась судьба земель на юго-востоке Каспия. В последние века доисламского Ирана на место дахов пришли другие кочевники тапуры, а потому арабам эта земля была известна как Табаристан. Здесь тоже зелёные горы и плодородная земля, но климат ближе к средиземноморскому, а в полях растёт пшеница.

7.

Вдобавок, через Табаристан проходили важные пути из Европы в Индию и Китай, давшие жизни древним городам, как античная Задракарта, древнеперсидский Горган, современные Сари и Астрабад, лишь в ХХ веке ставший новым Горганом. Типичный пейзаж — глухие глиняные фасады, как в Бухаре или Хиве, и покатые замшелые черепичные крыши, как в Крыму или Турции.

8.

Над Табаристаном сменялась власть лояльных арабам династий, а с упадком Халифата этот край больше смотрел на восток, на Таджикистан (в смысле — владения Саманидов) и Хорезм. Ислам здесь уже в те времена укоренился в шиитском варианте, но ещё не забылся зороастризм, и вот для одного из царей династии Зияридов потомки построили первую в мире ракету. Башня Кавуса считается первым шатровым мавзолеем, и из Табаристана эта архитектура попала в Хорезм, оттуда — в Золотую Орду, и далее на Русь в виде шатровых храмов. , на мой художественный взгляд бывших прототипам космических ракет.

9.

И именно в Табаристане впервые встретились рус и перс. Где-то в 870-х годах на прибрежный остров Абескун, служивший базой иноземных купцов, вдруг напали ранее незнакомые бородатые варвары, чей язык не был похож на арабский и тюркский. Были они дики и свирепы, но довольно малочисленны и так и полегли в бою всей дружиной. Тот же финал ждал набеги в 909 и 910 годах, хотя масштаб их был уже куда как больше — прежде, чем погибнуть в дайламитской засаде, русы успели разграбить Абескун и множество деревень на побережье. Однако слабым местом дайламитов было отсутствие на Каспии сильного флота, и вот в 913 году со стороны устья Волги на Табаристан и Гилян обрушилось несколько десятков кораблей, каждый из которых вёз сотню воинов. Русы опустошили прибрежные города и земли, сожгли Сари, затем вторглись в Ширван и на несколько месяцев укрепились на островах Бакинского архипелага, ставших этакой Каспийской Тортугой. Иные арабские историки даже спустя сотню лет считали русов народом островитян, у которых дочери наследуют отцовское богатство, а сыновья — мечи. По некоторым сведениям, русская колония на Каспии в 913 даже успела креститься, а после задуматься о переходе в ислам. Достовернее лишь то, что вскоре «пираты Каспийского моря» покинули острова и решили прорываться домой. Но вновь увидеть родные луга довелось немногим — поредевшее в набегах войско с богатой добычей разгромили хазары и добили булгары выше по Волге. Позже русы ходили на Каспий ещё не раз, но в Табаристане более не появлялись. О том же, что это вообще было, есть неимоверное количество гипотез от попыток экспансии викингов по волго-балтийском пути до политических тёрок Табаристана с Хазарией, последним аргументом которой становился «зелёный коридор» для варваров.

10а.

Дальше и Русь, и Персию опустошили монголы, а на смену Табаристану как-то незаметно в хрониках пришло другое название — Мазендеран. Всё это время здесь частым гостем были русские купцы, как например Афанасий Никитин, чей путь от первого (Каспийского) до второго (Индийского) моря пересекал Персию от Сари до остров Ормуз у нынешнего Бендер-Аббаса. Однако покорив свою бывшую метрополию Золотую Орду, Россия стала отодвигать свои границы всё ближе к Ирану, и в 1651-53 годах царь и шах, вернее их дальние подданные, впервые столкнулись на Тереке. Персы со второй попытки взяли русский Сунженский острог на территории нынешней Чечни, но короткая русско-персидская война так и не вышла за рамки пограничного конфликта. Обе страны тогда были заинтересованы в сотрудничестве: Индийский океан и морские пути вокруг Африки тогда ещё крепко держала Потругалия, и персы всерьёз рассматривали возможность торговать с Европой через Архангельск или Прибалтику. Шах Аббас I ещё Михаилу Фёдоровичу в 1626 году прислал в подарок фрагменты Ризы Господней — библейскую реликвию, захваченную персами в Тбилиси, и именно с получением этого дара связан церковный праздник Ризоположения. Теперь её фрагменты можно увидеть в Храме Христа Спасителя и Христорождественском соборе Рязанского кремля. И именно для персидского торгового пути строились голштинский «Фредерик» (1636, на фото) и отечественный «Орёл» (1667) — первые в России корабли европейского типа.

10б.

А весной 1668 года «из-за острова на стрежень» вновь заявились бородатые варвары, общей свирепостью весьма похожие на тех древних русов. Это были мятежные казаки Степана Разина, с Волги ушедшие на юг, подальше от царёвых воевод. Быстрее них к шаху Сефи II пришло письмо от русского царя, предупреждавшего, что на Персию идут повстанцы, и Россия не отвечает ни за действия этих бандитов, ни за их жизни. Шах, однако, счёл, что приручить русских казаков — не самая плохая идея, и показав силу в бою, персы перешли к переговорам и пропустили казаков в гилянскую столицу Решт. Там разинцы ходили на базар торговать награбленное, да только заполоняла кручинушка их буйны головы — не за тем бежали казаки на вольно волюшку! Словом, в итоге диковатые гости разграбили винный амбар, и выпив его содержимое, с боями прорвались к своим стругам. Тех, кто не смог вырваться из Решта, персы заковали в кандалы и бросили собакам, но Разин со товарищи ушли в Мазендеран, разграбили Астрабад и осели всё на том же Абескуне (к тому времени известном как Ашур-ада), срубив там небольшой острог. С окончанием зимних штормов разинцы решили возвращаться в Россию, и где-то у берегов Азербайджана, у Свиного острова (что именно так называли казаки — не ясно по сей день) их нагнал шахский флот из Астары. В распоряжении казаков было 2-3 десятка небольших и вёртких стругов с парой пушек на каждом — против 50-70 бусов, то есть достаточно крупных парусных кораблей. Но морской державой Иран не был никогда, а астаринский наместник Мамед-хан принял весьма странное решение соединить суда цепями, чтобы ни одно из них не могло утонуть. Но эффект оказался прямо противоположным: казаки, конечно, не могли не знать, что одиночка может обратить в бегство ватагу, если верно вычислит вожака да как следует врежет ему промеж глаз. Юркие струги прошли сквозь линии обороны и стаей атаковали шахский флагман. Начав тонуть, тяжёлый корабль увлёк за собой соседей, а дальше по цепочке и весь флот. Бой у Свиного острова стал первой морской победой в истории России, и пожалуй так и остался самой триумфальной: потеряв около 200 человек (в основном поражённых из луков) и сохранив все струги, разинцы почти полностью уничтожили флот, втрое превосходивший их личным составом (3700 персов против 1200 казаков) и в десятки раз — тоннажем. Из цепи спаслось лишь 3 корабля, на одном из которых бежал Мамед-хан, а среди пленных оказалась единственная на бусах женщина — ханская дочь, ставшая теперь любовницей атамана. Это её, по преданию, пьяный Стенька Разин и бросил «в набежавшую волну» — уже на Волге, куда казаки благополучно вернулись, чтобы ненадолго помириться с властями и вскоре взбунтоваться вновь.

10в.

Регулярная русская армия же впервые вторглась в Персию в 1722 году: прорубив «окно в Европу», Пётр I задумался об окне ещё и в Азию, тем самым возродив древний торговый путь «из латин в басурмане». Построив флот в Казани и Астрахани, при поддержке казаков, кавказских горцев, грузин и армян, император двинулся на юг, и взятие Дербента стало последним военным походом, в котором Пётр I участвовал лично. В это же время русская эскадра подошла к деревне Пирбазар на берегу Гиляна, и молниеносный десант под руководством полковника Николая Шипова занял Решт (в тогдашнем произношении Рящ) — торговый город не был укреплён, зато каменный караван-сарай прекрасно подошёл на роль цитадели. В Ряще русские окопались на зиму, отбили несколько персидских атак, а в следующую навигацию взяли штурмом Баку. В это же самое время с запада в Закавказье вторглись турки, а с востока пришли афганцы, взяли Исфахан и свергли последнего сефевидского шаха Султана Хусейна, чьё имя в Персии по сей день считается нарицательным в значении «руководитель-тряпка». Его посланники к тому моменту уже ехали в Петербург и Константинополь просить мира: по итогам Персидского похода России отошли Ширван, Гилян и Мазендеран. Последний, впрочем, был «нашим» только на бумаге — русских войск там не стояло, да и сам Иран фактически снова рассыпался, так что и неясно было, с кем там вообще вести дальнейшие дела. За Ширваном и Гиляном же приглядывал Низовой корпус, но фактически и там русская власть свелась к военной оккупации — новые южные пределы не входили ни в один из регионов страны, там не появилось гражданского населения, да и солдаты в знойной сырости тысячами мёрли от эпидемий. Смута не оставила надежд и на торговый путь, теперь упиравшийся в горы Эльбурса, и в 1732-35 годах Россия возвратила шаху покорённые земли, чтобы вместе дружить против турок. От десятилетия русской власти в Гиляне не осталось следа. Участвовавший в том походе капитан Фёдор Соймонов, позже первый русский гидрограф, в 1763 году опубликовал «Описание Каспийского моря и чиненных на оном Российских завоеваний» — на кадре ниже одна из его иллюстраций.

10г.

В те времена грозный Надир-шах чуть не восстановил Большой Иран, да в Индии и Средней Азии задал шороху. Но его смерть принесла новую смуту, по итогам которой к власти пришла династия Зендов. И всё же идея «в Персию пойдём!» никуда не ушла, а на рубеже 18-19 веков, когда Россия обладала мощнейшими в мире промышленностью и армией, обрела новый смысл: Персия должна была стать плацдармом для сухопутного вторжения в Индию. В 1782 году граф Марко Войнович занял всё ту же многострадальную Ашур-аду (Абескун), чтобы сделать там военный порт и факторию, и даже русское название ей дал — полуостров Потёмкина. Однако Мазендераном к тому времени правил Ага-Мухаммед из очередного азербайджанского племени каджаров, в детстве оскоплённый зендским шахом и потому, видать, неимоверно злой. Войновича он обманом взял в плен, и хотя позже отпустил, заселять факторию так никто и не решился. Ага-Мухаммед же вскоре пересёк с войском Эльбурс, и за десятилетие покорив весь Иран, положил начало новой династии Каджаров и перенёс столицу в Тегеран, тогда бывший по сути дела мазендеранский торговой колонией за горами. В 1796 году Каджары вторглись в Грузию, но последовавшую за тем небольшую войну 1796 года прервали петербургские интриги. Всерьёз Россия взялась за Персию позже: в 1804-13 годах были покорены полунезависимые тюркские ханства на территории нынешнего Азербайджана, а в 1826-28 годах — Восточная Армения и Нахичевань. Далёкая колониальный война для нас, для Персии эти войны стали одними из самых тяжёлых и трагических в её истории. Вот например в Медресе Сердаров в Казвине, которое построили в 1815 году братья Хасан и Хусейн в благодарность за то, что Аллах дал им уйти от русских пуль.

11.

Туркманчайский договор 1828 года, подведший черту эти войнам, в Иране до сих пор служит именем нарицательным — «я заключил Туркманчай» значит «мне навязали крайне плохие условия». Обе войны выпали на долю Фетх-Али-шаха, второго из Каджар, и хотя договор заключался пафосно и льстиво, вскоре персы чуть не накликали ещё одну войну.

11а.

В переулках тегеранского базара ещё несколько лет назад стояло здание первого русского посольства, открывшегося осенью 1828 года. Послом был назначен небезызвестный Александр Грибоедов, «Горе от ума» писавший в свободное время, а вообще-то бывший крупным чиновником и дипломатом. Из Тифлиса в Иран он уехал с мрачным настроем: Александр Сергеевич много участвовал в предшествовавших Туркманчаю переговорах, и в общем понимал, какую злобу затаили персы за своими восточным улыбками, равно как и то, что своего поражения они не простят русским и через тысячу лет. Поначалу посольство располагалось в Тебризе, откуда и до России было рукой подать, но с осени перебазировалось в Тегеран. Обстановка там накалялась день ото дня: на Иран была наложена огромная контрибуция, у сановников под её выплату изымались богатства, да вдобавок в Россию массово уезжали армяне, на которых во многих персидских городах держалась вся торговля. Многие из этих армян служили при шахском дворе и знали его секреты, а визиря Аллаяра окончательно доканал отъезд двух армянок, входивших в его гарем. Ещё поговаривают, что Грибоедов хаживал к его жене (но это не точно!) и совершенно не чтил традиций, позволяя себе, например, сидеть в присутствии шаха. Словом, русский посол был самым ненавидимым человеком во всей персидской столице. Грибоедов это понимал, и даже подал шаху ноту о том, что в связи с угрозами своей жизни отбывает в Россию. А на следующий день у посольства собралась толпа, которую повёл на штурм глава духовенства мирза Месих. Силы были неравны — в бою погибли все дипломаты и охранявшие их казаки, спасся лишь секретарь Иван Мальцов, завернувшийся в приставленный к стенке ковёр, за что до конца жизни остался изгоем в русской элите. Но поджечь новую войну у сановников не получилось: шах, конечно же, знал историю и помнил, что делали монголы или Тамерлан с теми, кто посмел убить посла. Устрашение Персии самовольно организовал генерал-адъютант Иван Паскевич-Эриваньский, стянувший в Астрахань войска и не пропускавший новоназначенного русского посла к границе. Примерив на себя все ужасы древних карателей, шах казнил без разбору несколько десятков человек по одному лишь подозрению в причастности к погрому, низложил Месиха, отправил Аллаяра в дальний угол страны, а в Петербург отослал покаянное письмо, принца Хосров-мирзу и огромный бриллиант, когда-то захваченный у Великих Могол Надир-шахом — как «Шах» он и хранится по сей день в Алмазном фонде. Но более выгодного мира, чем Туркманчай, всё равно было уже не заключить, а Николай I не был настроен продолжать экспансию, да и наверное, в глубине души был рад гибели очередного вольнодумца.

12. первоисточник неизвестен

Грибоедовское посольство могло бы стать важнейшим памятником Русской Персии, но пару лет назад, на волне потепления отношений, в Тегеран приезжал один наш депутат, посетил историческое место да пожурил встреающих, что неплохо бы тут сделать музей. Конечно же, для гордых персов это было пощёчиной, и здание снесли подчистую. Чуть позже один знакомый знакомого (нижнее фото — его) нашёл заваленные мусором ворота, я же не обнаружил в указанном месте ничего даже отдалённого схожего.

12а.

Зато стоит ещё армянская церковь Сурб-Татевос (1768), в те годы единственный христианский храм Тегерана. Поэтому при ней хоронили любых умерших здесь европейцев, и не стали исключением казаки из охраны посольства. В целом, нынешние персы Грибоедова не помнят, а скорее — помнить не хотят.

13.

Памятник Грибоедову же поставили в Тегеране аж в 1912 году, вот только не на месте его гибели — к тому времени посольство получило огромную новую территорию в предместьях.

14.

И всё же после Туркманчая торговля почти на век возобладала над войной. Традиционно русскими воротами в Персию служила Астрахань, через которую туда ходили ещё разинцы и Афанасий Никитин. Именно в середине 19 века там были построены важнейшие памятники уже не Русской Персии, но Персидской Руси — как огромное Персидское подворье (1852-63), шиитская Персидская мечеть (1859) или маленкое изящное Персидское консульство.

15.

О персидском наследии Астрахани, среди других народов, я когда-то рассказывал отдельно.

16.

В 1837-42 годах Россия наконец закрепилась на Ашур-аде — ещё до основания Форта-Шевченко и экспансии в Туркестан здесь была создана Астрабадская станция Каспийской флотилии, помогавшая персам отражать набеги туркмен. По факту островок оставался русским владением вплоть до революции, и в его густой траве ещё лежат руины маленькой крепости.

17.

Хотя бы один корабль из этого «персидского Порт-Артура» постоянно дежурил в гилянском порту Энзели, который современние всё чаще называли «Персидский Харбин». Он и поднялся ещё в 1720-е годы как база снабжения Низового корпуса:

18.

А к началу ХХ века в Энзелях жило до 2 тысяч русских подданных, работавших в основном на икорных промыслах, основанных в 1860-х годах астраханскими братьями-армянами Георгием и Степаном Лианозовыми. Последний больше прославился как нефтяной магнат, со съедобного чёрного золота переключившийся на горючее, однако именно армянин, разбогатевший в Иране, продвигал на Западе чёрную икру как русский гастрономический «бренд». В нынешних Энзелях об этом напоминает несколько типично русских домиков. Другой колонией армянских купцов из России был Бендери-Гез недалеко от Ашур-ады, и там вроде бы тоже сохранилось что-то подобное, но Бендери-Гез я видел лишь с поезда.

19.

Помимо армян, в персидской торговле активно участвовали евреи. Лазарь и Яков Поляковы из Ростова-на-Дону, потомки выходцев из Беларуси, основали в 1889 году «Товарищество промышленности и торговли Персии и Средней Азии», а в 1891 году — Ссудно-учётный банк Персии, три года спустя выкупленный Министерством финансов. Не знаю, сохранилось ли его здание в Тегеране…

19а.

…но мне сложно отделаться от ощущения, что застраивался город тех лет по его образцу:

20.

Впрочем, русская экспансия была не только торговой. Ведь помимо армян в Персии есть и другие христиане — ассирийцы, чья церковь представляет собой последнюю ветвь некогда влиятельного в Азии несторианства. Они живут по обе стороны персо-турецкой границы между огромных озёр Ван и Урмия. Урмийская община не отличалась фанатизмом, и в 1896 году с подачи епископа Мар-Ионы присоединилась к Русской православной церкви. Два года спустя в Урмии была основана православная миссия, а в 1901 году к древней церкви Мат-Мариам был пристроен Никольский собор. Мар-Иона умер в 1910 году в своей резиденции в селе Супурган, и хотя Урмийский округ был повышен до епископии Урмийской и Сальмасской, фактически уже в начале ХХ века началось возвращение ассирийцев к несторианству и изгнание православных священников. После 1917 года Урмийская духовная миссия перешла в Русскую Православную Церковь за границей, а окончательно сошла на нет в 1946 году. Никольский собор где-то в это время был разобран, а в Урмии (куда я не доехал) о былом напоминают надгробия православных священников в крипте да популярная в местном рационе картошка.

20а.

Другая Никольская церковь (1905) по сей день стоит в Казвине на пол-пути из Решта в Тегеран:

21.

А вокруг ещё пара русских зданий и одинокая водонапорная башня — всё вместе слагает квартал Кантур, а по-нашему говоря — Контора:

22.

Контора чего? Русский Иран удивительно похож на Русский Китай в миниатюре, а значит в нём не обошлось без Персидской КВЖД. В древнем степном Казвине, успевшем побыть столицей Сефевидов между Тебризом и Исфаханом, на рубеже веков жили русские инженеры, строившие Энзели-Тегеранское шоссе от Каспийского моря к столице:

23.

И на крыше какого-то здания у рештской объездной — не арба, а фаэтон. Строительство железной дороги через горы представлялось тогда делом слишком сложным, но те же братья Поляковы, договорившись с визирем, в 1893-1900 годах проложили от столицы до Каспия гужевой тракт.

24.

Но самое интересное было дальше — фактически, Энзели-Тегеранское шоссе стало первой русской автодорогой! Грузовик в его нынешнем смысле, в тогдашней терминологии «автопоезд», разработала в 1903 году берлинская фирма NAG, а вскоре первые дальнобойщики возили грузы по пыльным дорогам германской Намибии. Россия так же использовала немецкую технику, но в её внедрении отставала лишь на считанные годы.

25.

И как часто бывает, начиналось это внедрение там, где оно было возможно с чистого листа, без конкуренции с традиционной инфраструктурой: первая в России автобусная линия Севастополь-Ялта появилась в 1911 году, первый городской автобус в Архангельске — в 1907, а вот из Энзелей в Тегеран первая автоколонна под двуглавым орлом отправилась уже в 1906 году.

25а.

Кадры выше, впрочем — с другой дороги. На Энзели-Тегеранском шоссе движение не задалось из-за очередной смуты — Конституционной революции, по масштабу беспорядков больше похожей на гражданскую войну. Под предлогом охраны границ Россия ввела войска из Закавказья в Западный Азербайджан, а для их снабжения проложила Джульфа-Тавризское шоссе, по факту начинавшееся в Тифлисе, и вот на нём движение автобусов и автопоездов шло уже без перебоев. Более того, с 1879 года Россия обладал монопольным правом на строительство в Персии железных дорог, что выходило шахской стране скорее боком — воспользоваться этим правом мы сподобились лишь в 1914-15 годах, когда Джульфу и Тевриз связала первая в Иране железная дорога:

26. вид иранской Джульфы из Азербайджана

ПРОДОЛЖЕНИЕ и КОММЕНТАРИИ — ЗДЕСЬ.

Почему Иран охватили масштабные протесты и при чем тут хиджаб

. Женщины по всей стране сжигают платки и отрезают волосы

Обновлено 27 сентября 2022, 18:12

Morteza Nikoubazl / NurPhoto / Getty Images

16 сентября в больнице в Тегеране скончалась 22-летняя Махса Амини. За три дня до этого ее задержала полиция нравов за непокрытую голову. Точная причина смерти девушки остается неизвестной, но, согласно наиболее распространенной версии, ее гибель стала последствием избиения силовиками. В полиции настаивают, что девушка умерла от сердечного приступа.

Вскоре после того, как о смерти Амини стало известно широкой общественности, страну охватили массовые беспорядки. Предположительно, по своему масштабу они превзошли все столкновения, происходившие в Иране в последние годы.

Разбираемся, как обстоят дела в Иране, при чем тут хиджаб и почему смерть Махсы Амини оказалась последней каплей в истории тысячелетней борьбы консерватизма и непокорства.

Просвещенные шахи

Иран — это закрытое государство с очень сложной историей. До 1979 года власть в стране принадлежала шаху Мохаммеду Резе Пехлеви. Сейчас сложно это представить, но при нем Иран, как, впрочем, и многие другие государства Ближнего Востока, развивался по светской западной модели и активно модернизировался. В стране разворачивалась масштабная программа индустриализации, внедрялась западная система образования, а на международном уровне Тегеран поддерживал очень теплые отношения с США и Израилем.

Все это кажется не столь фантастическим, если разобраться в истоках власти шаха.

Персия, как раньше назывался Иран, была лакомым кусочком для западных колонизаторов: страна с тысячелетними традициями и древней культурой в их глазах была очередным рынком сбыта и источником сырья. В результате к началу XX века Персия оказалась в положении страны имеющей лишь формальный суверенитет. И даже им Россия и западные государства пренебрегали.

В 1907 году Москва и Лондон буквально разделили Персию на две части. Север оказался под фактическим российским контролем, а юг был включен в сферу британского влияния. Попытки отстоять национальную гордость предпринимал отец Мохаммеда Резы Пехлеви, Реза-шах Пехлеви. Именно он потребовал на международном уровне использовать в качестве имени страны ее самоназвание — Иран.

В 1941 году история повторилась: Советский Союз и Великобритания оккупировали Иран после того, как его правитель, Реза-шах Пехлеви, отказал им в размещении войск. Иран стал еще одним коридором для транзита стратегических грузов. Молодой Мохаммед Реза Пехлеви ради сохранения своей власти активно сотрудничал и с советской, и британской стороной. Ему приходилось помнить о судьбе своего отца, который был изгнан из страны и умер в 1944 году на чужбине.

После ухода советских и британских войск в 1946 году в стране начало набирать популярность движение за возвращение стране фактического суверенитета. Его возглавил лидер «Народного фронта» Мохаммад Мосаддык. Весной 1951 года правительство приняло фатальное решение о национализации нефтяной промышленности, которая почти целиком находилась под контролем Англо-персидской нефтяной компании.

Через два года Мосаддык был свергнут при непосредственном участии западных спецслужб.

KEYSTONE-FRANCE / Gamma-Rapho / Getty Images

Группа стрелков из Индии возвращается на англо-иранский нефтеперерабатывающий завод, 1946 год

Молодой Мохаммед Реза Пехлеви усвоил урок. Нефть, а значит, и почти вся экономика страны, осталась под западным контролем. Именно это и направило Иран на западный путь развития, который, помимо всего прочего, предполагал отказ от предельно консервативного отношения к правам женщин. Впрочем, в этом плане Иран и ранее был достаточно либеральной страной на фоне ближневосточных соседей: прием женщин в университеты там разрешили еще в 1920-х годах, а в 1942 году даже создали Партию иранских женщин.

Сестра шаха, Ашраф Пехлеви, активно участвовала в политической жизни страны и способствовала улучшению положения женщин. В 1959 году она возглавила Высший совет женских организаций Ирана. А через четыре года ее брат провел крупную реформу, которая, помимо земельного вопроса и управления в регионах, затрагивала и права полов: женщинам разрешили принимать участие в выборах. В период с 1946 по 1976 год число девочек, получающих начальное образование, подскочило с 94 тыс. до 1,8 млн, а количество девушек, учащихся в вузах, — с 500 до 43 тыс. До молодых девушек в Иране докатилась и революция моды 1960-х годов: мини-юбки и короткие стрижки в Тегеране были обычным делом.

Однако все это время в Иране существовала внутренняя оппозиция, недовольная политикой вестернизации. Помимо светской, либеральной части общества, была другая — радикально выступавшая не только против западного влияния в экономике и политике, но и против всех атрибутов западного общества: греховного образования, постыдной музыки и тлетворных мини-юбок. Ее идеологическим базисом стал ислам.

Jack Garofalo / Paris Match / Getty Images

Официальный визит шаха Ирана и его жены во Францию. Дворец Шам-сюр-Марн, октябрь 1961 года

Исламская революция

Традиции Ирана насчитывают не одну тысячу лет, и по сравнению с ними исламские правила жизни, которые нес арабский мир, были относительно молодыми. Достаточно вспомнить, что именно средневековая Персия, несмотря на принятие ислама, подарила миру Омара Хайяма, чьи короткие четверостишия резко контрастировали со строгими религиозными запретами.

Опасайся плениться красавицей, друг!
Красота и любовь — два источника мук.
Ибо это прекрасное царство не вечно:
Поражает сердца и — уходит из рук.

В условиях правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви пространство для строгого соблюдения норм шариата быстро сокращалось. Если сельское население и жители таких крупных центров ислама, как город Кум, еще придерживались строгих исламских норм, то жители столицы и густонаселенных городов, а также государственная элита и выросшая при шахе молодежь все больше перестраивали свою жизнь под светские законы.

Все это порождало напряжение между консервативной исламской оппозицией и властями. В 1963 году, после протестов, вызванных шахскими реформами, из страны был изгнан лидер исламистов, Сейид Рухолла Мусави Хомейни. К тому времени он уже успел заслужить высший шиитский духовный титул — аятолла. В изгнании он успел сменить несколько стран, переехать из Турции в Ирак, а затем — в Париж, откуда продолжал призывать к свержению власти шаха. Одновременно он резко критиковал западные страны и Израиль. Недолюбливал Хомейни и Советский Союз: атеистическое государство, несмотря на противостояние с западным миром, вряд ли могло заслужить хоть каплю симпатии в глазах религиозного лидера.

В конце 1970-х годов напряжение достигло апогея. Предпосылки к одной из самых «антизападных» революций XX века были созданы не без участия самого Запада.

В 1977 году под давлением администрации президента США, ярого сторонника демократических и либеральных ценностей Джимми Картера, репрессии против оппозиции в Иране были смягчены, на свободу вышли сотни активистов самого разного толка, и в стране начали появляться неподконтрольные власти полулегальные политические движения. Марксистская оппозиция успеха не снискала, а вот сторонникам Хомейни удалось оседлать волну недовольства консервативной части населения повсеместным проникновением Запада в жизнь страны.

Wally McNamee / CORBIS / Corbis / Getty Images

Иранцы, протестующие против визита в США шаха Ирана, на улице возле Белого дома в Вашингтоне, 1977 год

В январе 1978 года в городе Кум жестко разогнали крупную демонстрацию студентов исламских медресе. Гибель нескольких протестующих подогрела недовольство, и волнения охватили всю страну. Через год шах бежал из страны, а 1 февраля 1979 года в тегеранском аэропорту Мехрабад торжественно сел самолет с аятоллой Хомейни.

Наиболее близким к нам аналогом произошедшего можно считать события лета 2021 года в Афганистане, когда на фоне ухода американских войск из страны к власти пришло движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России). Сходство здесь не только внешнее: слово «талибан» в переводе означает «ученики», «студенты». И в Афганистане, и в Иране движение против западных ценностей возглавила молодежь, вышедшая из стен исламских образовательных центров, медресе, школ исламских ученых радикального толка.

Но если будущее Афганистана при талибах еще неясно, то в Иране радикальное исламское духовенство сумело создать устойчивую модель ультраконсервативного государства.

Тихий бунт в монастыре

Уже через год после Исламской революции в стране был установлен жесткий контроль над выполнением женщинами всех требований шариата. Выход на улицу без чадры или хиджаба запрещен, выбор профессий ограничен. Власти ввели раздельное обучение юношей и девушек, разводы по инициативе женщин стали невозможны, а традиции многоженства и временного брака — не просто легальны, а одобряемы. Женщины даже не могли кататься на велосипедах за пределами специально отведенных для этого мест.

Eslami RAD / Gamma-Rapho / Getty Images

Женщины в чадре в 1980-х годах

Контроль за соблюдением строгих правил возложили на специальную полицию нравов — «гаштэ эршад», или «назидательный патруль». Основанием для задержания по сей день может стать, к примеру, непокрытая голова у женщины. Но в зоне внимания — оба пола. И мужчин, и женщин могут задержать за вызывающую одежду или за одежду с надписями, которые покажутся сотрудникам провокационными или «немусульманскими», а также за «близкое общение» — например, поцелуй или объятия.

Кроме того, есть контроль за вывесками магазинов, ресторанов и торговых центров: если сотрудники полиции или просто активисты сочтут их излишне «западными», то хозяин такого заведения может подвергнуться наказанию, а возмутившее хранителей исламских ценностей изображение — оперативно убрано с глаз долой. Кампании по контролю над визуальным наполнением улиц проводятся время от времени. В период такой кампании, гуляя по улицам, можно легко заметить наспех закрашенные надписи на рекламных щитах, закрытые магазины и кафе.

Георгий Тадтаев

Заклеенный брендинг на вывеске магазина спортивной обуви Nike

Наказания как за уголовные преступления, так и за несоблюдения норм шариата могут быть самыми суровыми, вплоть до смертной казни. Самый распространенный вид казни — повешение, изредка практикуется забивание камнями. Последнее обычно применяют к женщинам, и основанием для этого традиционно являются обвинения в «разврате» и измене.

Ситуацию усугубляет сложное устройство судебной системы страны: параллельно с общеуголовными и административными судами действуют так называемые исламские революционные суды, в которых заседают представители духовенства. Именно в их ведении находятся преступления, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков и иными проступками против шариата. На практике часто такой суд состоит из одного человека — религиозного судьи, а процессы проходят без адвоката.

Однако эта почти средневековая суровость закона при столкновении с современностью дает слабину. У читающих описание жизни общества в Иране может возникнуть представление о стране как о закрытом монастыре, где все подчинено строгим нормам ислама. Но на практике жизнь в Иране выглядит иначе.

Георгий Тадтаев

С 1979 года прошло более 40 лет. Все это время в стране существует фактически двойная система власти. С одной стороны это исламские органы контроля, возглавляемые Высшим руководителем страны (рахбаром), — с 1989 года эту должность бессменно занимает аятолла Али Хаменеи, духовный наследник Хомейни. Ему подконтролен Корпус стражей исламской революции (КСИР), который играет роль его силового аппарата. Параллельно с исламскими институтами власти функционирует светское правительство, которому подконтрольны армия, полиция, административные органы. Исламские структуры надзирают над ним, но этот контроль не тотален.

Разделение на уровне власти — это верхушка айсберга. Общество в Иране точно так же расколото на последователей шариата и тех, для кого религиозные нормы в быту сакральной ценности не имеют. Открытое неповиновение строгим правилам невозможно: КСИР и полиция нравов имеют широчайшие полномочия для выявления и наказания непослушных. В результате светское общество уходит в подполье.

STR / AP

Иранская женщина на акции протеста в Тегеране, 20 июня 2009 года

В стране официально полностью запрещен алкоголь. Тем не менее в Тегеране молодежь устраивает вечеринки со всеми их атрибутами, хорошо знакомыми жителям стран с западной культурой, — за городом, в конспиративных клубах или квартирах. Стороннему человеку (например, туристу) купить спиртное едва ли представляется возможным. Но контакты дилеров распространяются из рук в руки. Короткая переписка через проверенного человека — и продавец уже направляется к вам с мини-баром.

Во время Исламской революции виноградники по всей стране были усердно вырублены, в том числе в древнем центре виноделия — Ширазе, но запретить виноград целиком нельзя, а значит, и ширазское вино. То же самое касается «греховной» западной музыки: кампании по борьбе с ней долгие годы опустошали прилавки продавцов компакт-дисков, но с распространением интернета запрет быстро ушел в прошлое.

Многие запреты в принципе соблюдаются весьма условно. Это относится и к женскому облику. В отличие от Саудовской Аравии, где увидеть женщину с непокрытой головой на улице невозможно, в крупных иранских городах найти девушку в классическом хиджабе сложно. Значительная часть женщин либо предпочитают легкие платки, выглядящие скорее как модный аксессуар, либо и вовсе крепят почти прозрачный платок к пучку волос, открывая прическу.

Тем временем в курортных городах расцветают (несмотря на давление со стороны блюстителей исламских ценностей) заведения сферы услуг западного типа: например, в приморском Бушере можно найти кофейни с фраппучино и даже модные барбершопы.

Георгий Тадтаев

Кафе в город Сенендедж

Этот «тихий бунт» отличается тем, что характерен он не только для молодежи, но и для старшего поколения, заставшего свободные годы правления шаха и первые годы после Исламской революции. Строгие нормы ислама во многих семьях воспринимаются одновременно и молодым, и старшим поколением как искусственно навязанные. Популярность власти аятоллы у светской части общества невелика, а период правления шаха вспоминается с ностальгией, которая очень знакома жителям России, пережившим развал советского общества, — хотя процессы демократизации в нашей стране и исламизации в Иране шли строго противоположными курсами.

Но при этом не исчезла и база поддержки исламского правления. Относительно маргинальные радикальные исламисты шахской эры вошли в элиту, медресе в Куме, носящее ныне имя Хомейни, по-прежнему кует преданных сторонников аятоллы, а КСИР пополняется теми, кого привлекают не только знамена ислама, но и резкая антизападная риторика.

В результате за 40 лет, прошедших с Исламской революции, иранское общество не стало монолитно — напротив, раскол его светской и религиозной частей еще больше усугубился. И та, и другая стороны имеют исторические корни: у Ирана Омара Хайяма не меньше прав, чем у Ирана аятоллы Хомейни. Идущие в Иране протесты — это апогей глубоких культурных противоречий, которые время от времени выплескиваются на улицы.

В глазах светской части населения погибшая в руках полиции нравов девушка — это еще одна жертва из числа многих пострадавших от религиозных репрессий.

Национальный вопрос

Масла в огонь подливает и пестрая этническая структура Ирана. Из-за продолжающейся ассимиляции национальных меньшинств, а также из-за закрытой статистики точно оценить, сколько представителей каждого народа проживает в стране, достаточно сложно. Однако по наиболее распространенной оценке, 61% населения Ирана — это персы, 16% — азербайджанцы, 10% — курды, 6% — луры, по 2% — белуджи, арабы и армяне.

Многие народы проживают компактно в своих исторических провинциях. Например, азербайджанцы составляют большинство населения в Иранском Азербайджане на северо-западе страны. Их в Иране даже больше, чем в независимом Азербайджане, — примерно 14 млн против 10 млн. В провинции Хузестан на юге, на берегу Персидского залива, сконцентрированы арабы и луры. Вместе с этническим составом от провинции к провинции меняется и язык: человеку, говорящему на арабском языке, в Хузестане может быть комфортнее, чем говорящему на фарси (персидском).

Наиболее «горячая» провинция Ирана — это Иранский Курдистан. Курды — это древний народ, населяющий горные регионы в самом сердце Ближнего Востока. Сейчас этот народ разделен государственными границами Турции, Ирака, Сирии и Ирана — и во всех этих странах курдские провинции стали настоящей головной болью для центральной власти. В Иракском Курдистане, к примеру, курдская автономия после войны получила фактическую независимость и требует от въезжающих получения собственной визы. Сирийский Курдистан после начала гражданской войны в стране также оказался неподконтролен Дамаску.

Иран и Турция избежали этого сценария, но и там, и там подавление курдского национального движения потребовало привлечения армии и жестких репрессий.

Ismael Adnan / picture alliance / Getty Images

Празднование езидского Нового года — Сарсал

В нынешних протестах национальный раскол сыграл не меньшую роль, чем культурный. Погибшая 22-летняя Махса Амини по происхождению — курдка. Об этом говорит и то, что мать называет ее «Жина» — это курдское имя, которое ей хотели дать при рождении, но так и не смогли из-за несогласия МВД.

Символ раскола

В деле Махсы Амини наглядно видны все те проблемы, с которыми сейчас сталкивается Иран.

По рассказу матери, Амини приехала в столицу из Иранского Курдистана как турист в сопровождении брата. При выходе из метро ее остановил патруль полиции нравов. Блюстителям морали не понравилось то, что из-под хиджаба девушки выглядывали волосы, что на фоне не слишком строгого соблюдения запретов в Тегеране выглядит выборочной придиркой. После этого Амини отправили в полицейский участок, где ей не был положен ни адвокат, ни какие-либо иные формы защиты, доступные в светских странах. Из отделения полиции девушку в тяжелом состоянии отправили в больницу. Вскоре медики сообщили о ее смерти, утверждая при этом, что в момент поступления в лечебное заведение она уже была мертва.

В этой истории сошлось все: угнетение женских прав, бесконтрольность исламской полиции нравов, притеснения национальных меньшинств. А в распространении новостей о смерти Махсы Амини важную роль сыграл «Телеграм»: в условиях попыток власти установить тотальный контроль над СМИ площадка стала инструментом коммуникации без цензуры и завоевала в Иране популярность раньше, чем в остальном мире. Любая новость мгновенно распространяется по каналам и группам, созданным анонимными активистами.

По состоянию на 25 сентября протесты охватили 24 провинции страны. На многотысячные акции вышли женщины, недовольные своим положением при режиме аятоллы, светски настроенные жители городов, представители национальных меньшинств.

Jawas Morad / Tumblr

Официальные информационные агентства Ирана молчат о происходящем, не выносят новости о беспорядках на главную страницу или пытаются продемонстрировать массовую поддержку властей страны. Например, агентство IRNA на странице сайта на фарси не дает информацию о протестах вовсе. На англоязычной странице, предназначенной для читателей из-за рубежа, агентство пишет о «многотысячных демонстрациях против протестов» — их участники, утверждает IRNA, выступают против беспорядков и выражают солидарность с силовиками.

«Сотни тысяч жителей Тегерана на своей воскресной демонстрации, осудив разрушительные действия бунтовщиков, <…> подчеркнули необходимость публичного выступления против планов западных правительств, направленных на принудительное искоренение исламского хиджаба в Иране. Они призвали к решительным действиям силовых и дисциплинарно-полицейских структур против нарушителей общественного порядка, а также попросили судебную систему страны жестко расправиться с бунтовщиками. Демонстрации в поддержку правоохранительных органов и полиции проходят по всему Ирану, помимо Тегерана», — так ситуацию в столице описывает IRNA.

Интернет в стране либо отключен в некоторых провинциях, либо работает с перебоями. Жители, с которыми удается установить контакт, отказываются отвечать на вопросы журналистов, ссылаясь на жесткую реакцию властей на любые публичные выступления и угрозу собственной безопасности. Точная информация о жертвах столкновений отсутствует. Иранское информационное агентство Borna News, аффилированное с МИДом, сообщило 24 сентября о том, что в ходе протестов были убиты как минимум 35 человек.

@gokhansayram / Twitter

Активисты и журналисты, освещающие детали дела Амини и ход демонстраций, сталкиваются с преследованиями и арестами. Арестована корреспондент газеты «Шарк» Нилуфар Хамеди, которая наблюдала за состоянием Амини в больнице в Тегеране.

Во всем происходящем внезапно всплыло и шахское прошлое страны. К протестующим обратился сын последнего правившего шаха, наследный принц Реза Пехлеви, который сейчас живет в США. Его слова публикуют иранские эмигрантские СМИ. 21 сентября он заявил, что «продолжение и расширение протестов и забастовок является ключом к победе», и похвалил «смелых и стремящихся к справедливости женщин». 25 сентября он уже обратился к светской армии Ирана и призвал военных выступить против КСИР и лояльных аятолле сил: «Армия является защитником страны и границы, но сегодня сложилась ситуация, когда внутренний враг стреляет в людей, <…> вооруженные силы должны быть щитом для беззащитных граждан».

Солидарность с иранскими женщинами высказывают и не связанные с политикой знаменитости: модели Ирина Шейк и Белла Хадид, певец Джастин Бибер, певица Холзи, актриса Ева Мендес, а также звезды турецких сериалов, в том числе Ханде Эрчел и Керем Бюрсин. Так, Белла Хадид выложила в «Инстаграме» (принадлежит компании Meta Inc. , которая в России признана экстремистской организацией и запрещена) пост с подписью: «Покойся с миром #махсаамини Ты этого не заслуживаешь».

Ранее иранские кинематографисты, многие из которых сейчас работают в эмиграции, представили открытое письмо в знак протеста против событий, происходящих в стране, — цензуры. Его полностью поддержала Европейская киноакадемия. «Иран сейчас столкнулся с самыми строгими интернет-ограничениями с тех пор, как в ноябре 2019 года вспыхнули массовые антиправительственные выступления. Мы ненавидим цензуру во всех ее формах и полностью поддерживаем иранских кинематографистов, борющихся за выживание в атмосфере ужасных репрессий», — заявил председатель Академии, ирландский продюсер и писатель Майк Дауни.

Прогнозировать исход противостояния в Иране сложно: вся информация поступает из страны обрывками. За занавесом оборванного интернета сейчас идет борьба тысячелетнего консерватизма и тысячелетнего непокорства. Ясно одно: какой бы исход ни был у протестов, окончательную точку в этой борьбе они не поставят.

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

фарси? Персидский? Иранский?: Краткое руководство по терминологии

Обновлено: 8 июля 2019 г.

Фарси? Персидский? иранский? Иран? Персия? Там много терминов плавает. В конце концов, мы в значительной степени знаем страну и культуру, к которым относятся все эти термины. Тем не менее, иногда это может сбивать с толку, и возникают вопросы, например, о разнице между персидским и фарси, если таковая имеется, или об использовании одного над другим. Итак, вот краткое руководство по терминологии, связанной с Ираном.

Страна: Иран или Персия?

Одним словом: Иран. В западном мире Иран всегда был известен как «Персия». Только в 1935 году Реза-шах Пехлеви попросил, чтобы во всей официальной иностранной переписке Персия называлась ее эндонимом, Ираном. Затем, конечно, после революции 1979 года она стала «Исламской Республикой Иран».

Сегодня Персия больше не существует по имени, но она живет в виде исторических мест. Если вы приедете в Иран, вы гарантированно увидите Персию. Это наверное одна из главных причин, если не причина , вы едете в Иран, не так ли? (Только пожалуйста, о, пожалуйста, ради бога, не называйте это «пробеганием глаз».)

Персеполис, остатки Персии в Иране | Фото Хасана Алмаси на Unsplash

Люди: иранцы или персы?

«Иранский» и «персидский» часто используются как синонимы. Если у вас есть друзья из Ирана, я уверен, что некоторые из них говорят, что они «иранцы», а другие говорят, что они «персы». Вы заметите, что в «Моем персидском уголке» я всегда использую термин «иранец». Почему? Потому что «перс» относится к этнической принадлежности, а «иранец» включает в себя национальность. Вы можете быть иранцем и не обязательно быть персом. Вы можете быть иранцем, а также мазандаранцем, гилаки, курдом, луром, белуджами, азербайджанцем, туркменом, арабом или представителем другой национальности. Вы можете быть иранцем и не говорить по-персидски.

Мост Кхаджу в Исфахане | Фото Стивена Су на Unsplash

Некоторые иранцы за пределами Ирана предпочитают называть себя «персами» по какой-либо причине, но я предполагаю, что в основном это делается для того, чтобы избежать определенных «взглядов», предположений и стереотипов, которые возникают при упоминании «иранца». Как говорит Маз Джобрани, «персидский» звучит намного «дружелюбнее». И никто не понимает этого больше, чем я. Выросший в Алабаме, я получил свою долю нелепых комментариев. Было даже много чуши, с которой нужно было иметь дело в других странах. Я определенно называл себя «персом» или говорил, что я из официально несуществующей страны «Персия» в прошлом, потому что я знал, что человек, с которым я разговариваю, будет смотреть на меня остекленевшими глазами (возможно, когда появится мысленный пузырь). Над их головой было написано: «Она произносила слово «Ирак» с буквой «н» в конце?). Но я больше так не делаю. На мой взгляд, если у кого-то есть проблемы с Ираном или Иранцем, это их проблема, а не моя.

Язык: фарси или персидский?

Опять же, вы заметите, что в разделе «Мой персидский уголок» я всегда называю этот язык персидским. «Фарси» — это персидское название языка. «Перс» — это английское слово. Сказать «Я говорю на фарси» все равно что сказать «Я говорю на испанском » или «Я учу svenska ». Странно, да? И я буду честен. Называть это «фарси» по-английски — моя любимая мозоль. Когда я говорю здесь со своими студентами по-английски, я несколько раз упускаю из виду слово «фарси», особенно с теми, кто находится на более низком уровне и может не понимать «персидский». И я съеживаюсь, когда я это делаю. Затем я пытаюсь объяснить им, что по-английски это «персидский», но мне трудно избавиться от их привычки называть это «фарси». Может быть, поэтому англоязычный мир сейчас склонен использовать «фарси».

Поэма Хафеза | Фото Сэма Могхадама на Unsplash

Поделиться на Pinterest

культурный объяснительКультура

Понтия

Понтия пишет и ведет блог обо всем, что связано с Ираном: культуре, языке и путешествиях. Она родилась и выросла в США и прожила в Тегеране четыре года, что дает ей беспристрастный взгляд на Иран и уникальную способность объяснять культурные нюансы иностранцам. Преподаватель и ученик на протяжении всей жизни, она предоставляет культурные объяснения и языковые советы для иранофилов.

Персия | Определение, местоположение и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Самые популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *