авторитаризм или демократия? – DW – 24.06.2018
Предвыборный митинг сторонников Эрдогана. Турция, 17 июня 2018 г.Фото: Reuters/O. Orsal
Политика
Дуран Арам Екин | Григорий Аросев
24 июня 2018 г.
24 июня в Турции проходят президентские и парламентские выборы. Возможно, они станут важнейшими в новейшей истории страны. Есть ли шанс у оппозиции?
https://p.dw.com/p/302W3Реклама24 июня в Турции проходят досрочные парламентские и президентские выборы. На них избиратели определят будущее своей страны. Помимо этого, исход выборов будет иметь решающее значение и для нынешнего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана. Из человека, который сделал свою страну экономически сильной региональной державой, стремящейся в Евросоюз, Эрдоган за минувшие несколько лет превратился в авторитарного политика, чьи действия все чаще и чаще вызывают критику и недовольство.
Турецкое общество, исторически состоящее из различных этнических и религиозных групп, расколото на два лагеря — на сторонников Эрдогана и его критиков. Правом голоса обладают в Турции около 60 миллионов человек, и последние опросы показывают, что почти половина избирателей поддерживает Эрдогана, который находится у власти уже 16 лет, и его Партию справедливости и развития (ПСР). Остальные пятьдесят процентов выступают за другие партии, желая, чтобы правлению нынешнего президента настал конец. Как разрешится эта патовая ситуация?
Эрдоган хочет покончить с разделением полномочий
За прошедшее десятилетие Эрдогану удалось убрать с дороги всех возможных конкурентов, всерьез усилив свои позиции. Цель президента Турции на нынешних выборах — получить контроль над законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти.
Эрдоган намерен ввести в стране президентскую форму правления. С этой целью в 2017 году он провел в Турции референдум о конституционной реформе. Эрдоган на все лады расхваливает свой план, который предусматривает передачу полномочий по формированию и управлению работой правительства, включая назначение министров, от парламента к главе государства. То же самое касается спецслужб и армии.
«Выборы 24 июня изменят судьбу Турции», — говорит в интервью DW Тархан Эрдем, основатель KONDA, одного из важнейших социологических институтов Турции. По словам Эрдема, новая форма правления, выстроенная под одного человека, существует уже четыре года, а выборы лишь закрепят ее в юридическом поле.
Подъем турецкой оппозиции
Эрдоган, который за минувшие 16 лет не проиграл ни на одних выборах, впервые может столкнуться с серьезными препятствиями.
Селахаттин Демирташ, кандидат в президенты от ПДНФото: HDP/PresseПока партия Эрдогана вошла в так называемый «Народный альянс» с Партией националистического движения (МНД), оппозиционные партии также сформировали ранее не существовавший союз: в «Национальный альянс» вошли Народно-республиканская партия (НРП), Партия благополучия (ПБ) и Хорошая партия (ХП). Высокие рейтинги кандидата в президенты от НРП Мухаррема Индже дают оппонентам нынешнего турецкого лидера надежду, что Эрдоган не будет избран в первом же туре.
Определенную роль на выборах может сыграть прокурдская Партия демократии народов (ПДН). Правящая ПСР считает ее политическим представителем запрещенной Рабочей партии Курдистана, которая долгие годы находится с турецкой армией в состоянии вооруженного конфликта. Тысячи членов ПДН по распоряжению Эрдогана в прошедшие годы оказались за решеткой.
Селахаттин Демирташ, кандидат в президенты от ПДН, ведет свою кампанию из тюрьмы. Он пользуется особой поддержкой не только курдов, но и турецких левых. Если ПДН удастся попасть в парламент, партия утвердится в турецком политическом ландшафте.
Но если оба альянса освобождены от необходимости набрать не менее 10 процентов голосов, то Партии демократии народов придется преодолевать этот барьер. На двух предыдущих выборах партии это удавалось. Произойдет ли это и на сей раз? Оппозицию это тревожит, ведь если ПДН не пройдет в парламент, от 60 до 70 мандатов дополнительно отойдут правящей ПСР, которая в этом случае получит подавляющее большинство.
Свернет ли Турция с авторитарного пути?
Важный аспект выборов — курдская проблема. По результатам выборов станет понятно, признает ли режим ПДН легитимной силой. «Если Мухаррем Индже выйдет во второй тур, может начаться политическая дискуссия, в рамках которой курды снова будут рассматриваться как часть власти. Это значит, что 24 июня люди будут голосовать за демократию, а еще за то, останутся ли и далее политики, работающие над решением курдской проблемы, за пределами официальной власти», — говорит профессор Месут Йеген, преподаватель социологии в стамбульском университете Шехир.
«Граждане Турции решат, будет ли укрепляться авторитарный режим. По этой дороге наша страна уже идет несколько лет. Но выборы 24 июня станут хорошей возможность с этой дороги свернуть», — добавляет профессор Йеген.
Смотрите также:
Бабушки против президента и патриархата
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакциюРекламаПропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать ещеПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницуВыборы в Турции: удастся ли Эрдогану удержаться у власти
- Ольга Просвирова
- Русская служба Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Подпись к фото,На выборах с Реджепом Тайипом Эрдоганом (слева) будет бороться Кемаль Кылычдароглу
В Турции набирает обороты предвыборная кампания. 14 мая будут проходить выборы президента и парламента. Реджеп Тайип Эрдоган — правящий страной последние 9 лет, а до это 11 лет бывший премьером — пытается удержаться у власти. Оппозиция наконец выбрала единого кандидата — компромиссного, хотя не самого рейтингового, — и рассчитывает объединить самых разных избирателей, пострадавших от экономического кризиса, «эрдономики» и разрушения демократических институтов. Разрушительное землетрясение, к которому страна была совершенно не готова, внесло дополнительное измерение в предвыборную кампанию. Русская служба Би-би-си рассказывает о подоплеке, главных интригах и перспективах участников выборной гонки.
Кандидаты, у которых были все шансы
Весь последний год аналитики твердили: если турецкой оппозиции удастся договориться и выставить единого кандидата против Реджепа Тайипа Эрдогана, у нее есть шанс выиграть президентские выборы.
С выдвижением кандидата оппозиция тянула до последнего. С одной стороны — чтобы не дать Эрдогану возможность применить административный ресурс против кандидата, с другой — потому что мешали внутренние разногласия.
Главными кандидатами на роль лидера оппозиции считались мэры двух ключевых городов — Стамбула и Анкары.
Экрем Имамоглу — перспективный 54-летний политик, победивший на выборах главы Стамбула в 2019 году. Вышедший из себя Эрдоган, поддерживавший другого кандидата, тогда пытался убедить всех, что выборы прошли нечестно. Имамоглу проработал мэром города 19 дней, после чего избирательная комиссия все-таки аннулировала результаты выборов и назначила новое голосование. Имамоглу снова победил, причем даже увеличил отрыв от оппонента из правящей партии.
Автор фото, NurPhoto
Подпись к фото,У мэра Стамбула Экрема Имамоглу высокие рейтинги и проблемы с избиркомом
Но именно те выборы лишили Имамоглу возможности выдвигаться в президенты. Когда он назвал глупостью отмену результатов первых выборов, его обвинили в оскорблении членов избиркома и приговорили к лишению свободы и запрету заниматься политической деятельностью.
Пока не рассмотрена его апелляция, Имамоглу остается мэром Стамбула. Но, понимая, что в любую секунду ему может грозить реальный тюремный срок, он не стал выдвигать свою кандидатуру на президентские выборы.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.ПодкастЧто это было?Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Еще одним потенциальным кандидатом был мэр Анкары Мансур Яваш. Его путь в турецкой политике не сильно отличается от пути Имамоглу. Яваш несколько раз участвовал в выборах мэра Анкары, в 2019 году его третья попытка оказалась успешной.
За годы управления турецкой столицей Яваш почти не сталкивался с жесткой критикой, и в городе к нему относятся с уважением. В отличие от Имамоглу, Яваш редко дает интервью и почти не высказывается по вопросам, выходящим за рамки его работы мэра. Но в опросах общественного мнения он занимал лидирующие позиции и даже более уверенно, чем Имамоглу, опережал Эрдогана.
Но для роли кандидата от широкой оппозиции мэру Анкары мешал имидж националиста, который отталкивал левых избирателей и курдов, способных сыграть на этих выборах важнейшую роль.
В итоге объединение шести партий со скрипом, спорами и демаршами договорилось о третьей кандидатуре, изначально тоже не устраивающей всех, но потенциально способной объединить самые широкие массы, включая избирателей-курдов. Впрочем, их представителей на переговорах оппозиции не было.
Стол шести
Турецкая оппозиция, известная как «Народная коалиция», состоит из шести партий: это кемалистская Республиканская народная партия, созданная еще Ататюрком, исламистская Партия счастья, правая националистическая «Хорошая партия», центристская Демократическая партия, Партия будущего и Партия демократии и прогресса. Готовность таких разных сил объединиться в политической борьбе — индикатор того, как сильно их избиратели ждут перемен в стране.
За объединение оппозиции отвечал Кемаль Кылычдароглу — лидер Республиканской народной партии. И именно его большинство коллег готовы видеть президентом Турции.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,«Турецкий Ганди» против Эрдогана
Съезд оппозиции был назначен на 2 марта, а единого кандидата обещали объявить 6-го. И эти четыре дня стали настоящим кошмаром для «Народной коалиции». За кандидатуру Кылычдароглу высказались все, кроме главы «Хорошей партии» Мерал Акшенер. Она никогда не скрывала, что не хочет его выдвижения, а на вопросы о возможном кандидате отвечала: «Мы хотим кандидатуру человека, который победит», намекая, что не верит в шансы Кылычдароглу. Но к началу марта казалось, что ее мнение не станет серьезным препятствием.
Это ощущение было далеко от действительности. Акшенер настаивала, чтобы единым кандидатом стал или Экрем Имамоглу, или Мансур Яваш.
Она покинула «стол шести», обвинив альянс в неспособности представлять волю народа. А еще обратилась к мэрам Стамбула и Анкары с призывом «взять на себя ответственность и ответить на призыв народа». Она утверждала, что их популярность в стране и высокие рейтинги помогут победить Эрдогана. Этот демарш эксперты назвали политическим самоубийством.
Автор фото, LightRocket
Подпись к фото,Акшенер слушает выступление Кылычдароглу, которого утвердили кандидатом от оппозиции
Имамоглу и Яваш встретились друг с другом, после чего оба отказались от роли лидера оппозиции, поддержав лидера Республиканской народной партии.
«Кылычдароглу стал кандидатом от оппозиции не потому, что он был более популярен. Рейтинги мэров Стамбула и Анкары были выше. Но Кылычдароглу — лидер партии. Поэтому Яваш и Имамоглу не смогли бы стать кандидатами без одобрения Кылычдароглу, а он настаивал на собственной кандидатуре», — считает Синан Ульген, старший научный сотрудник центра Карнеги.
По версии эксперта по турецкой политике Фирдевс Робинсон, Кылычдароглу принял такое решение, чтобы управление Стамбулом и Анкарой не перешло к партии Эрдогана. Чтобы баллотироваться, мэры должны были бы уйти в отставку со своих текущих постов. «А если бы это произошло, контроль над городами перешел бы в руки правящей партии», — считает она.
Избежать развала круглого стола удалось, благодаря договору: если Кылычдароглу станет президентом, более молодые и популярные Имамоглу и Яваш получат должности вице-президентов.
«Соляной поход» по-турецки
Кемалю Кылычдароглу 74 года. Последние тринадцать из них он возглавляет старейшую в стране Республиканскую народную партию.
Несмотря на деревенское происхождение, Кылычдароглу получил экономическое образование в Анкаре, после чего работал в министерстве финансов Турции. Позднее возглавлял фонд социального страхования страны, в 90-х заслужив от местного экономического журнала звание «чиновника года» — в основном за свою борьбу с коррупцией.
Это первое отличие Кылычдароглу от Эрдогана: первый верит в то, что именно госслужащие могут сыграть ключевую роль в решении проблем страны, второй считает бюрократию препятствием.
Автор фото, Getty Images
В 1999 году Кылычдароглу покинул госслужбу. Какое-то время преподавал в университете и даже вошел в состав директоров одного из турецких банков. Но вскоре решил стать политиком и смог избраться депутатом турецкого парламента — Великого национального собрания.
Один из соратников Кылычдароглу в разговоре с DW так отозвался о кандидате в президенты: «В комнате, полной официальных документов, он может быстро найти любые нарушения и выявить коррупцию».
В 2016 году в Турции произошла попытка государственного переворота: военные заблокировали мосты через пролив Босфор в Стамбуле, в воздух подняли истребители и вертолеты. Военные утверждали, что Эрдоган больше не может находиться у власти. До сих пор нет четкого ответа на вопрос, кто стоял за попыткой переворота. Эрдоган же использовал эту ситуацию для расправы над неугодными.
Кемаль Кылычдароглу изначально назвал переворот «подлой атакой на демократию». Спустя несколько дней Эрдоган ввел в стране чрезвычайное положение. Начались массовые чистки: увольняли преподавателей, судей, работы лишились десятки тысяч чиновников, массово возбуждались уголовные дела, многие люди были вынуждены бежать из страны.
Тогда Кылычдароглу изменил свое отношение к происходящему. Он назвал попытку переворота «контролируемой» и как мог пытался помешать принятию поправок в конституцию, которые еще больше усиливали полномочия президента Турции.
Все попытки оказались неудачными: конституционный референдум прошел в 2017 году, поправки были приняты.
12 июня 2017 года в Анкаре тысячи человек вышли на улицу. Их лидер Кылычдароглу намеревался вместе с протестующими преодолеть 450 километров от столицы до Стамбула. Это был «Марш справедливости» — ответ жителей Турции на незаконные аресты и чистки.
Около 30 тысяч человек шли пешком, в день покрывая около 20 километров по летней турецкой жаре. На их плакатах и футболках было написано adalet — по-турецки «справедливость».
До Стамбула колонна добралась к 9 июля, шествие завершилось митингом, в котором участвовали сотни тысяч человек, а Кылычдароглу с трибуны рассказывал, как чистки в правительстве изменят судебную систему страны.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,Кылычдароглу на марше
«Марш справедливости» в тот год часто сравнивали с «Соляным походом» Махатмы Ганди. В том числе из-за этого, а также благодаря некоторому внешнему сходству и тому, как Кылычдароглу ведет себя на публике, политика называют «турецким Ганди».
Назад к парламентской республике
Эксперт по турецкой политике Фирдевс Робинсон называет Кылычдароглу опытным политиком. «Он имеет репутацию честного, мягкого, при этом дисциплинированного и решительного человека».
На эти выборы кандидат идет с множеством обещаний. В конце января «стол шести» опубликовал 250-страничный документ с конкретными предложениями по изменению ситуации в стране.
Если ужать содержание этих страниц до одного абзаца, оппозиция обещает бороться за права и свободы, избавиться от коррупции и кумовства, планирует переориентировать внешнюю политику на Запад, чтобы разрешить текущие разногласия с союзниками по НАТО, отказаться от эрдогановской неортодоксальной экономической и финансовой политики, загнавшей страну в кризис, обеспечить свободу слова.
Но главное — изменить конституцию, чтобы Турция могла вернуться к парламентской системе и избавиться от поправок 2017 года, давших Эрдогану максимальные полномочия.
«В отличие от авторитарного Эрдогана, окружающего себя людьми, отобранными не за их навыки, а за их лояльность, Кылычдароглу обещает восстановить меритократию (то есть принцип, по которому руководящие должности занимают наиболее способные люди)», — говорит Фирдевс Робинсон.
Автор фото, NurPhoto
Казалось бы, эти обещания звучат заманчиво для большинства сторонних наблюдателей. Но турецкое общество устроено сложнее.
За два десятилетия своего пребывания у власти правящая Партия справедливости и развития постепенно выстраивала диалог с различными социальными группами через религиозную принадлежность. Так сформировался образ «турецкого мусульманина», ставший объединяющим звеном для многих турок как внутри страны, так и за ее пределами.
Эрдоган регулярно разыгрывал эту карту: обвиняя в бедах страны «внешних врагов», он подразумевал «немусульманский Запад». Неоднократно турецкий президент говорил, что нет никакой разницы между «атакой» на турецкую экономику (хотя страдала она, главным образом, от неэффективной политики самого Эрдогана) и «атакой» на веру, объединяющую нацию.
Перед грядущими выборами Эрдоган снова обратился к своей привычной риторике: он публично возмутился, когда западные медиа заговорили о важности турецких выборов для мировой политики, трансформировав это в идею: «Запад хочет повлиять на выборы».
При этом каждый раз, когда независимые журналисты называли правящую партию исламистской, ее руководство тут же пыталось оспорить эту характеристику: нет, говорили они, мы всего лишь «консервативные демократы».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Религиозные женщины в Турции долго добивались права носить платки. Поддержка этого требования помогла в свое время партии Эрдогана прийти к власти
Подобные идеи нередко становятся популярны в обществах, где с готовностью принимается мысль о величии собственной нации, культурных и религиозных ценностей, противостоящих внешнему врагу.
И даже те представители религиозной общественности, которые видели проблемы в политике Эрдогана, не готовы были поддерживать оппозиционную Республиканскую народную партию, выступавшую за принцип секуляризма, то есть четкое разделение между религией и государством.
На практике это выражалось, например, в том, что ныне оппозиционная Республиканская народная партия, находясь у власти, поддерживала запрет на ношение платков и хиджабов для женщин в образовательных и госучреждениях. Годами юные девушки добивались права носить хиджабы в школах, а госслужащие — на работе. Эрдоган и его партия успешно использовали эту ситуацию, выступив за снятие запрета. С тех он постоянно подчеркивал, что именно благодаря усилиям его партии, турчанки получили право носить хиджабы. Оказавшись в оппозиции, Республиканская народная партия, продолжала считать, что платок несет угрозу для турецкой демократии (или по крайней мере стал символом такой угрозы).
Но осенью прошлого года Кемаль Кылычдароглу и его партия наконец-то поняли, что лишают себя поддержки религиозной части общества. Кылычдароглу извинился за ошибки, допущенные его партией, и пообещал, что женщины смогут носить головные платки.
Проблемы Эрдогана
Для Эрдогана ситуация пока складывается не лучшим образом. Его рейтинг по-прежнему остаётся высоким: по опросам, за действующего президента готовы проголосовать 44%, но Кылычдароглу опережает оппонента с 56%.
В 2011 году Турция была 17-й экономикой мира и по росту опережала все страны «Большой двадцатки». Эрдоган пообещал, что к 2023 году Турция войдет в десятку сильнейших экономик мира.
2023 год настал, но Турция только отдалилась от своей цели. В стране продолжается экономический кризис. Люди замечают, как сильно растут цены на самые базовые вещи — продукты и транспорт. Причина этого кризиса — в той самой системе, которую в стране выстроил Эрдоган.
Центральный банк фактически не имеет автономии и принимает те решения, которых ждет от него президент. А президент придерживается своеобразных взглядов на кредитно-денежную политику.
Автор фото, SOPA Images/LightRocket
Подпись к фото,Рост цен остается одной из главных проблем для жителей Турции
Во всем мире центральные банки реагируют на ускорение инфляции повышением ключевой ставки — процента, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Но в Турции ЦБ снизил ключевую ставку, только усугубив кризис.
Высокий уровень безработицы усиливает социальное напряжение и негативные настроения, вызванные притоком мигрантов.
«Турция — перенаселенная страна. В стране только сирийцев — порядка 4 миллионов человек. Кто решил эту проблему? Это очень серьезный вопрос, потому что эти люди занимают рабочие места в том числе. Это ахиллесова пята Эрдогана, и оппозиция сильно давит на это», — говорит директор российского Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев.
Мавашев считает, что своей риторикой об «исламской солидарности» Эрдоган сам загнал себя в угол. Если после всех своих заявлений он начнет радикально решать проблему с мигрантами, даже его избиратели обвинят его в непоследовательности.
Электорат действующего президента, состоящий в основном из бывших жителей сельской местности, перебравшихся в крупные города, и так недоволен. За время жизни в Стамбуле и Анкаре они успели почувствовать, как улучшилась их жизнь, но в последние годы, а особенно — с началом кризиса — и они столкнулись с проблемой высоких цен и безработицы.
Землетрясение
Учитывая, что режим Эрдогана во многом опирался на обещания стабилизировать экономику, нынешний кризис — серьезная проблема для действующего президента.
- Османская дипломатия. Как война в Украине сделала Эрдогана сильнее, и почему ему это не поможет
Опытный политик с немалым административным ресурсом, Эрдоган и раньше не гнушался популистских решений, даже таких, которые могли причинить явный вред национальной экономике. Многие из текущих экономических проблем, влиявших на рейтинг, он мог бы отодвинуть на второй план политическими методами. Но уже после того, как он назначил дату выборов, в Турции произошло землетрясение. Погибли десятки тысяч человек. Более миллиона человек остались без крыши над головой.
Партия Эрдогана пыталась обвинить в разрушениях застройщиков, которые якобы использовали некачественные материалы, из-за чего разрушения оказались такими серьезными. Этот ход сработал лишь отчасти. Согласно опросам, 34% жителей Турции винят в случившемся скорее правительство, и только 26,9% — застройщиков. Ситуация обратная среди давних сторонников Эрдогана, здесь в ответственность строительных компаний верят 46,2%.
Лидер оппозиции Кылычдароглу заявил, что вина лежит на правительстве, которое, по его словам, допускало коррупцию и низкие стандарты строительства.
Ущерб от землетрясения для страны, по данным ООН, превышает 100 млрд долларов. Представитель ООН Луиза Винтон описала ситуацию так: «Потребности страны огромны, а ресурсов мало».
Вне зависимости от того, кто победит в президентской гонке и получит большинство в парламенте, Турцию ждут тяжелые времена. Фирдевс Робинсон говорит, что стране необходимы фундаментальные реформы и в экономике, и в армии, и в госсфере, и в системе образования.
В наиболее пострадавших регионах — около девяти миллионов избирателей, которые своими голосами могут избрать 96 из 600 законодателей страны. Поэтому за эти голоса идет постоянная борьба.
Власти, надеясь сохранить поддержку, пообещали людям компенсации и быстрое восстановление домов, ускоряются программы расчистки завалов. Оппозиция тоже пытается привлечь людей на свою сторону. Администрации Стамбула, Анкары и Измира с их оппозиционными мэрами отправили в пострадавшие регионы спасательные отряды и гуманитарную помощь.
Но на этом голосовании есть еще одна группа избирателей, которая может существенно повлиять на результаты.
Автор фото, SOPA Images/LightRocket
Курды решают
Демократическая партия народов (ДПН) — третья по величине в турецком парламенте. Это политическая сила левого толка, которая отстаивает права этнических меньшинств страны, в особенности курдов.
Курды — это самый большой народ без страны. После Первой мировой войны территорию, на которой жили миллионы курдов, поделили между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном, но ассимилироваться у курдов не получилось почти нигде — в большинстве этих стран они подвергались гонениям, а их права игнорировались.
В Турции живут не меньше 15 млн курдов, которые, по разным оценкам, составляют от 15 до 23% населения. Именно их последовательно поддерживает Демократическая партия народов.
Несколько депутатов этой партии сидят в тюрьмах по обвинению в терроризме. Бывшего лидера партии Селахаттина Демирташа арестовали еще в 2016 году, обвинив в связях с созданной в конце 1970-х Рабочей партией Курдистана, которая с оружием в руках пыталась добиться независимости.
Демирташ и другие его сторонники остаются в заключении несмотря на то, что Европейский суд по правам человека потребовал немедленно освободить политика, найдя в его деле многочисленные нарушения.
Сама партия — на грани ликвидации. Генпрокуратура обвинила ее в «сепаратистской деятельности» и связях с Рабочей партией Курдистана. На 12 мая назначено заседание в Конституционном суде, который решит, будет ли партия распущена.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,Национальные праздники курдов всегда сопровождаются повышенными мерами безопасности
Демократическую партию народов не приглашали в оппозиционный альянс, и сами лидеры партии ясно давали понять, что подобного приглашения не ждут. Но именно эта партия может существенно повлиять на исход выборов.
Маловероятно, что Эрдоган или Кылычдароглу смогут в первом туре уверенно преодолеть 50% барьер без поддержки ДПН. «Победа оппозиции в первом туре возможна, если ДПН поддержит кандидата», — считает Синан Ульген.
«ДПН хотят одного — чтобы к ним относились как к законной, легитимной политической партии. Кылычдароглу обещает встретиться с руководством партии во время своей предвыборной кампании, и если эти переговоры пройдут успешно, вполне возможно, что ДПН поддержит его кандидатуру и не будет выдвигать кого-то от себя. Если это произойдет, шансы на избрание Кылычдароглу в первом туре существенно возрастут», — добавляет Фирдевс Робинсон.
Бюлент Кенеш — бывший редактор англоязычной турецкой газеты Today’s Zaman, который никогда не скрывал своих оппозиционных взглядов и часто критиковал президента, — уверен: чтобы Эрдогану нечего было противопоставить результатам выборов, оппозиция должна выигрывать с отрывом в 15%.
«Отрыв должен быть таким большим, чтобы у Эрдогана не осталось шансов на манипуляции. А он искусно умеет создавать проблемы оппозиции. И курды могут сыграть важную роль на этих выборах. У меня есть ощущение, что Кемаль Кылычдароглу в каком-то смысле идеальный кандидат, который способен устроить курдов и проводить справедливую политику по отношению к ним», — считает Кенеш.
Выбор
Несмотря на жесткость режима Эрдогана, в Турции выборы играют важную роль — за последние десятилетия люди привыкли к тому, что у них есть возможность влиять на политику, и расстаться с этой возможностью никто не готов.
«Чем бы ни занималась пропаганда, в Турции невозможно действовать теми же методами, что и в России, — говорит Юрий Мавашев. — Это абсолютно другой народ, другая политическая культура. Если кто-то посмеет подтасовать что-то по российскому образцу, то последствия у этого будут: сотни тысяч людей, а может, и миллионы выйдут на улицы. А кто будет им противостоять? Даже среди силовиков все еще много сторонников партии Ататюрка. Силовики точно не будут ради Эрдогана стрелять по народу. И Эрдоган не может этого не понимать, поэтому он не пойдет на эскалацию».
Автор фото, AFP
Подпись к фото,Женщина встречает лидера оппозиции Кылычдароглу в Стамбуле. Фото 2015 года
Выборы мэра Стамбула, на которых дважды выиграл оппозиционный кандидат Экрем Имамоглу, были показательными: даже когда власти аннулировали результаты, поддержка Имамоглу только выросла, а избиратели дали понять, что любые вмешательства в их волеизъявление недопустимы.
Синан Ульген добавляет: «Да, вряд ли выборы будут на 100% честными. Но тем не менее это будет всенародное голосование. И правительство, и весь политический истеблишмент должны будут принять результаты этих выборов. И самым очевидным мне кажется такой сценарий: в результате этих выборов в Турции произойдет переход к демократии».
Уехавший из страны журналист Бюлент Кенеш более осторожен с прогнозами. Он уверен, что у Кылычдароглу есть шансы на победу, но даже в этом случае он не готов вернуться в Турцию.
«Проблема Турции не только в том, кто является ее лидером. Наоборот, лидер — это результат тех социальных и даже этических проблем, которые есть в обществе, и я не уверен, что мне будет комфортно там находиться. В 2013 году Эрдоган оказался в центре огромного коррупционного скандала. И что произошло? Люди все равно за него проголосовали. Поэтому я надеюсь, что новый лидер сможет сделать Турцию частью цивилизованного мира, надежным партнером. И тогда, возможно, я изменю свое мнение».
политический режим в Турции. 2008 г., обращаясь к Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) по поводу На фоне продолжающегося финансового краха тогдашний президент Филиппин Глория Макапагал-Арройо сказала: «Как раз в тот момент, когда мы подумали, что худшее уже позади, свет в конце туннеля превратился в приближающийся поезд, несущийся вперед с новыми ударами… «После каждых выборов и референдумов за последнее десятилетие те, кто хочет жить в демократическом и свободном обществе в Турции, испытывают одни и те же чувства.
Сразу после выборов чувства надежды и солидарности сменились чувством отчаяния и одиночества.Под властью Партии справедливости и развития (ПСР), которая находится у власти с 2002 года, Турция стала страной, где основные права и свободы регулярно и систематически нарушаются, политические права жестко ограничиваются, критика и инакомыслие рассматриваются преступление, а право извращено в орудие угнетения, совершенно оторванное от идеи справедливости.
Демократия в Турции никогда не обходилась без серьезных ограничений, препятствий и проблем. Даже в периоды демократизации преобразования и реформы носили неравномерный характер. Для отдельных идентичностей и групп демократия всегда была очень отдаленной надеждой, и она всегда была закрыта для некоторых идей и требований. Когда дело доходит до «безопасности» государства, первыми обвиняются и приостанавливаются демократическая политика и основные права, как это уже несколько раз случалось с военными интервенциями. С самого начала демократическая политика в Турции была зажата в очень узких рамках авторитарного raison d’etat.
Тем не менее, нынешняя политическая ситуация тяжела и беспрецедентна даже по сравнению с предыдущими политическими кризисами и эпизодами авторитаризма в Турции. Менталитет у власти еще никогда не был так близок к тоталитарной замкнутости. Даже если ПСР еще не добилась такого закрытия, они определенно к этому стремятся и работают для этого. Особенно после июньских выборов 2015 года, когда ПСР осознала, что может потерять политическую власть в результате свободных и честных выборов, правительство пытается установить свое господство над каждой сферой жизни и даже над умами каждого человека. Правительство превратило неудавшийся переворот 15 июля 2016 года в возможность внедрить автократическую систему, чтобы сохранить свою власть. Это тоталитарное стремление нынешнего правительства Турции существует вместе с личными устремлениями президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который утверждает, что вера государства и нации зависит от преемственности его правления.
Попытка государственного переворота и чрезвычайное положение
15 июля 2016 г. группа или коалиция групп турецких вооруженных сил попыталась совершить государственный переворот и свергнуть правительство ПСР. [1] После попытки государственного переворота правительство объявило чрезвычайное положение на всей территории Турции 21 июля 2016 г. и продлевало его семь раз до 19 июля 2018 г. Президент Эрдоган заявил, что чрезвычайное положение необходимо для принятия быстрых и эффективных мер против движение Фетхуллаха Гюлена, которое проникло во все государственные учреждения и стояло за попыткой государственного переворота. Однако масштабы чрезвычайного положения и группы, на которые нацелено правительство, ясно показывают, что правительство преследовало другую цель. Вопреки заявленной цели защиты конституционного строя и законности, устранения причин чрезвычайного положения правительство использовало чрезвычайное положение для устранения любых конституционных, институциональных и политических ограничений своей власти и способов ее осуществления. его цель — инициировать фундаментальные изменения, затрагивающие характер политического режима в Турции.
Во время чрезвычайного положения правительство издало 31 чрезвычайный указ, большинство из которых вышло за рамки конституционных ограничений. Правительство нарушило процедурные ограничения, не направив чрезвычайные указы на голосование в парламент, нарушило существенные ограничения, урегулировав очень широкий круг вопросов чрезвычайными указами, и даже нарушило временные ограничения, внеся постоянные изменения в конституционно-правовой строй. ПСР внесла изменения в такие области, как вооруженные силы, полиция, судебная система, государственное управление, образование, бизнес и многие другие, по вопросам, даже отдаленно не связанным с чрезвычайной ситуацией. Кроме того, большинство указов о чрезвычайном положении продолжали действовать после отмены чрезвычайного положения. Как с точки зрения их объема, так и продолжительности, большинство постановлений должны были относиться к обычному парламентскому законодательству. Но во время чрезвычайного положения ПСР лишила парламент как надзорных, так и законодательных полномочий.
Чрезвычайные указы касались не только движения Гюлена. Правительство использовало декреты для преследования, подавления и подавления оппозиции под предлогом необходимости, вытекающей из чрезвычайного положения. Во время чрезвычайного положения более 200 000 человек были помещены под стражу до суда. По состоянию на 20 марта 2018 года количество осужденных и задержанных в местах лишения свободы достигло 224 974 человека. Своими чрезвычайными указами правительство пожизненно уволило с государственной службы 112 679 государственных служащих. Около 5 707 преподавателей были уволены из государственных университетов, а 15 частных университетов были закрыты, в том числе 1,964 частных учебных заведения, 1419 ассоциаций, 145 фондов, 174 средства массовой информации и телерадиоорганизации и 29 профсоюзов.
Ученые, подписавшие Декларацию мира, обнародованную 11 января 2016 года и подписанную более чем 2000 учеными, стали мишенью правительства. Около 516 подписавших его академиков были отстранены от государственной службы и лишены права на них. Из них 404 человека были не только уволены с университетских должностей, но и были произвольно аннулированы паспорта. Многие из них получали стипендии и гранты за границей, но не могут воспользоваться этими возможностями, так как не могут выезжать за пределы Турции. Правительство нарушило их академическую свободу, их демократическое право на выражение инакомыслия и свободу передвижения. ПСР использовала чрезвычайное положение в качестве предлога для подавления любых несогласных, одновременно удобно блокируя любые механизмы обжалования для тех, кто был подвергнут произвольным решениям.
Конституционные поправки и президентская система
Конституционные поправки 2017 года заменили парламентский режим в Турции на президентский. Несмотря на фундаментальные изменения, вызванные поправками, они в некотором роде просто закрепили в конституции фактическую ситуацию, которая применялась в условиях чрезвычайного положения. Президент Эрдоган использовал чрезвычайное положение, чтобы сосредоточить власть в своих руках, свободный от конституционных ограничений, и теперь может пользоваться теми же неограниченными полномочиями, которые предусмотрены конституцией.
В соответствии с поправками аппарат премьер-министра и совет министров упразднены, а исполнительная власть передана президенту. В новой системе президент обладает широкими полномочиями по назначению, в том числе вице-президентов, членов кабинета и высших бюрократических чиновников, а также может издавать исполнительные указы, объявлять чрезвычайное положение, развертывать вооруженные силы и закрывать парламент. И президент может использовать свои беспрецедентные полномочия без какого-либо парламентского контроля. Учитывая тот факт, что судебная независимость, даже на уровне Конституционного суда, стала весьма сомнительной, не осталось ни одного эффективного органа или службы, которые могли бы привлечь президента к ответственности за его действия или применить к нему конституционные ограничения. В нынешнем виде и практике президентскую власть в Турции, как ее справедливо определяют некоторые ученые, лучше назвать «абсолютистской президентской властью» или «президентской автократией».
То, что президент Эрдоган приобрел или обеспечил для себя на протяжении всего процесса, который начался с попытки государственного переворота, продолжился введением чрезвычайного положения и конституционными поправками и завершился его избранием президентом в 2018 году, зависит не только от того, насколько он монополизировал власть в своими руками, закрепив самодержавие в конституции. Иными словами, речь идет не просто о пределах установленной им власти. Такой вопрос по-прежнему предполагает авторитет конституции, какой бы недемократичной она ни была. Президент Эрдоган использовал этот процесс, чтобы оправдать свое заявление о том, что у него есть полномочия нарушать конституцию, когда он считает это необходимым, поскольку он утверждает, что представляет волю народа и его учредительную власть. Любые ограничения его власти, в его риторике, означают ограничение воли народа. Когда дело доходит до его решений и действий, конституционность сводится к простому выбору.
Гражданское общество: подавление и кооптация
ПСР и президент Эрдоган укрепили свою политическую власть не только за счет обеспечения своей монополии над государственными институтами и их принудительными механизмами. Безусловно, правящая партия использует свою монополию для подавления организаций гражданского общества (ОГО) или самовольно закрывает их, обвиняя их в поддержке террористических организаций, не чувствуя необходимости доказывать эти обвинения. Однако, как показывают недавние исследования гражданского общества в Турции, подавление существующих ОГО, которые бросают вызов ПСР и президенту Эрдогану или продвигают ценности, отличные от ценностей правящей партии, — не единственная стратегия, которой ПСР придерживается в отношении гражданского общества.
ПСР, как объясняет Дж. Л. Дойл, создает новые организации гражданского общества, которые продвигают политическую программу ПСР и консервативное мировоззрение. [2] Эти проправительственные или управляемые правительством псевдо-ОГО маргинализируют критические голоса, создавая впечатление, что свободное гражданское общество существует как опора демократического фасада, который они хотят сохранить. Как определяет Дойл, ПСР создает «совершенно новое теневое гражданское общество, контролируемое правительством». Распространение в гражданское общество через контролируемые государством ОГО, как показывает Б. Ябанчи на примере профсоюзов и женских организаций, также имеет функцию воспроизводства популистского антагонизма между народом и коррумпированной элитой. Этот популистский антагонизм был основой политической риторики президента Эрдогана, посредством которой он утверждает, что является единственным представителем народа. Как утверждает Ябанджи, зависимые от правительства профсоюзы и женские организации «подтверждают сохраняющуюся значимость ПСР как единственного подлинного представителя «народа». [3]
Переосмысление демократии
Демократический откат сегодня является глобальным явлением, и Турция является лишь одним из случаев, когда демократии в разных частях мира подвергались атакам. Одной из важных характеристик этой тенденции является то, что демократическая политика и ее основные институты не были полностью разрушены, когда авторитарный режим отрицает демократическую легитимность или народный суверенитет как modus operandi. Вместо этого в большинстве случаев те, кто находится у власти, злоупотребляют демократическими институтами и вырождают их, заявляя, что они настоящие защитники демократии и народа. Их власть зависит от преемственности демократии как простого фасада.
Любая попытка переосмыслить демократию поэтому должна понимать и объяснять, как демократические институты могут вырождаться изнутри, как мы можем вернуть демократию от ее нынешних узурпаторов и как мы можем гарантировать, что демократия не только обещает нам свободную и равную жизнь, но и выполняет это обещание для всех в равной степени. Любое понимание демократии, не затрагивающее проблемы политического и экономического неравенства, было бы пустой риторикой, а не конкретной практикой в жизни многих людей.
[1] Правительство, оппозиция и другие выдвигают разные версии того, что произошло 15 июля 2016 года и кто стоял за попыткой государственного переворота. Ни один из них не выходит за рамки предположений. Тайна попытки государственного переворота существует уже давно. Одно можно сказать наверняка: у правительства нет искренней цели провести расследование и узнать правду об этом.
[2] «Правительственное сотрудничество с гражданским обществом: изучение роли ПСР в турецких женских организациях гражданского общества», Джессика Ли Дойл, Демократизация, Том. 25, № 3, 2018. С. 445-463.
[3] «Популизм как проблемный ребенок демократии: непреходящая привлекательность ПСР и использование акторов мезоуровня», Бильге Ябанчи, Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря, Том. 16, № 4, 2016, с. 591.
Всемирный доклад 2022: Турция | Хьюман Райтс Вотч
Авторитарное и крайне централизованное президентское правительство Реджепа Тайипа Эрдогана на десятилетия отбросило назад ситуацию с правами человека в Турции, преследуя предполагаемых критиков правительства и политических оппонентов, глубоко подрывая независимость судебной системы и опустошая демократические институты. Турция вышла из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, известной как Стамбульская конвенция, что является серьезным нарушением прав женщин.
Свобода слова, ассоциаций и собраний
В то время как большинство новостных агентств принадлежат компаниям, имеющим тесные связи с правительством, независимые СМИ в Турции в основном работают через онлайн-платформы, но подвергаются регулярному удалению контента или судебному преследованию за освещение новостей, критикующих высокопоставленных лиц. правительственных деятелей и членов семьи президента Эрдогана или считается преступлением в соответствии с весьма ограничительным Законом Турции о борьбе с терроризмом. На момент подготовки настоящего доклада 58 журналистов и работников СМИ находились в тюрьмах или отбывали наказание за террористические преступления из-за своей журналистской деятельности или связи со СМИ.
В ноябре высший административный суд Турции на том основании, что он ограничивал журналистскую деятельность и свободу СМИ, приостановил выполнение апрельского циркуляра Министерства внутренних дел, запрещающего гражданам или журналистам записывать видео или фотографировать дежурных полицейских.
После резкой критики в социальных сетях реакции властей на лесные пожары в лесном средиземноморском регионе Турции правительство сообщило о планах дальнейшего ужесточения ограничений в социальных сетях, сделав «дезинформацию» через социальные сети преступлением, наказуемым тюремным заключением на срок от двух до двух лет. до пяти лет. На момент написания статьи поправки в закон внесены не были. Тысячи людей каждый год уже подвергаются аресту и судебному преследованию за свои посты в социальных сетях, обычно обвиняемые в клевете, оскорблении президента или распространении террористической пропаганды.
Основные платформы социальных сетей, такие как YouTube, Facebook и Twitter, выполнили поправку к законодательству 2020 года, требующую от них открыть офисы в Турции, что вызывает опасения, что в будущем они могут быть вынуждены усилить соблюдение государственной цензуры, чтобы избежать тяжелых штрафы и другие санкции.
Провинциальные власти выборочно использовали Covid-19 в качестве предлога для запрета мирных протестов студентов, рабочих, политических оппозиционных партий, а также активистов за права женщин и лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). Назначение президентом Эрдоганом неизбранного ректора престижного университета Богазичи вызвало протесты, которые были встречены жестокими репрессиями со стороны полиции и судебными преследованиями десятков протестующих студентов.
Отказ от прав женщин и ЛГБТ
Турция стала первой страной, вышедшей из Стамбульской конвенции. Мартовский шаг вызвал широкую критику на международном уровне и вызвал протесты со стороны женских правозащитных групп. Это означает серьезный отказ от усилий по борьбе с гендерным насилием и поощрению прав женщин в Турции. Правительственные чиновники оправдали отказ и попытались обратиться к консервативным избирателям с благовидным заявлением о том, что Конвенция «нормализует гомосексуальность». Ежегодно в Турции убивают сотни женщин, и количество зарегистрированных случаев домашнего насилия остается высоким.
Правительство запретило ежегодный гей-парад ЛГБТ в Стамбуле седьмой год подряд, а полиция жестоко разогнала и задержала протестующих. Высокопоставленные правительственные чиновники несколько раз критиковали и поощряли дискриминацию в отношении ЛГБТ в своих политических выступлениях.
Human Rights Defenders
Четырехлетнее заключение и продолжающийся судебный процесс над Османом Кавалой, ведущей фигурой гражданского общества, стали примером огромного давления на правозащитные группы и другие неправительственные группы (НПО), критикующие правительство. Кавалу судят по необоснованным обвинениям в связи с протестами в парке Гези в 2013 году и неудавшимся переворотом в июле 2016 года. Турция нарушила решение Европейского суда по правам человека о его немедленном освобождении из-за недостаточности доказательств. В решении было установлено, что задержание Кавалы было направлено на то, чтобы заставить его замолчать как правозащитника.
Власти продолжали использовать обвинения в терроризме и диффамации для преследования правозащитников и нарушения их права на свободу собраний. Кассационному суду еще предстоит пересмотреть обвинительные приговоры 2020 года за членство в террористической организации и пособничество и подстрекательство к терроризму Танера Кылыча, бывшего председателя Amnesty International в Турции, и еще трех человек за их участие в семинаре по обучению правам человека.
15 февраля суд Стамбула признал Эрен Кескин, сопредседателя Ассоциации прав человека, виновной в «членстве в террористической организации» на основании ее роли соредактора про- курдский Ö газета zgür Gündem . Она подала апелляцию. 19 марта сопредседатель Кескина Озтюрк Тюркдоган был ненадолго задержан и находится под следствием по обвинению в «членстве в террористической организации» с запретом на поездки. Две активистки, возглавляющие женскую ассоциацию «Роза» в Диярбакыре, обжаловали обвинительные приговоры по тому же обвинению, а другим членам ассоциации грозит продолжающееся судебное преследование.
В январе вступил в силу Закон о предотвращении финансирования распространения оружия массового поражения. Хотя Турция оправдывает принятие закона попыткой привести страну в соответствие с обязательными резолюциями Совета Безопасности ООН по предотвращению финансирования терроризма и распространения оружия, вместо этого закон наделяет министерство внутренних дел более широкими полномочиями по пресечению законной и законной деятельности НПО и право на объединение своих членов.
Пытки и жестокое обращение в местах содержания под стражей, насильственные исчезновения
Было мало доказательств того, что прокуратура добилась прогресса в расследовании растущих заявлений о пытках и жестоком обращении в полиции и тюрьмах, о которых сообщалось за последние пять лет. Лишь немногие из таких обвинений приводят к судебному преследованию сил безопасности, и сохраняется широко распространенная культура безнаказанности.
В двух постановлениях от мая 2021 года Конституционный суд установил нарушения запрета на жестокое обращение и распорядился провести новое расследование по жалобам, которые прокуратура отклонила на момент их подачи в 2016 году. Одно касалось жалобы на пытки и изнасилование во время содержания под стражей в полиции подана учителем-мужчиной А.А. в городе Афьон, вторая жалоба учителя-мужчины Э.Б. в Анталии, в которой утверждалось, что полиция пытала его во время содержания под стражей, требуя от него экстренной операции.
В прокурорском расследовании дела Османа Шибана и Сервета Тургута, двух курдов, задержанных военнослужащими в их юго-восточной деревне в сентябре 2020 года, увезенных на вертолете и позже найденных их семьями с серьезными ранениями в больница. Тургут скончался от полученных травм.
В деле о гибели 5 июня в полицейском участке в Стамбуле офицера частной службы безопасности Бирола Йылдырыма, через несколько недель после того, как в СМИ была показана видеозапись избиения его полицией, был задержан заместитель суперинтенданта, и он предстал перед судом вместе с 11 другими полицейскими.
Продолжается расследование всех обстоятельств смерти 19 февраля 17-летнего Кадира Актара в детской тюрьме Малтепе. Медицинские записи, о которых СМИ сообщают как о самоубийстве, содержат веские доказательства того, что Актар подвергался жестокому обращению во время содержания под стражей в полиции.
Продолжают поступать сообщения о похищениях и насильственных исчезновениях, которые не расследуются должным образом. Власти утверждают, что лица, пропавшие без вести дольше всех, были связаны с движением, которым руководил базирующийся в США священнослужитель Фетхуллах Гюлен, которого Турция считает террористической организацией, ответственной за попытку военного переворота в июле 2016 года. 29 декабря в Анкаре пропал бывший государственный служащий Хусейн Галип Кючюкозийгит., 2020. 14 июля власти сообщили его семье, что он находится в предварительном заключении. Более семи месяцев не было никакой информации о его местонахождении. Юсуф Бильге Тунч, еще один бывший государственный служащий, пропал без вести после исчезновения в августе 2019 года.
Турецкие власти продолжали добиваться экстрадиции предполагаемых сторонников движения Гюлена, многие из которых были учителями, из разных стран мира. Некоторые страны, которые выполнили просьбы Турции, обошли юридические процедуры и судебный контроль и вступили в сговор с целью похищений, насильственных исчезновений и незаконного перемещения людей. Два таких случая в 2021 году: похищение 31 мая и выдача в Турцию из Кыргызстана Орхана Инанди, директора школ Кыргызстана; и заявление Турции от 31 мая о том, что она «захватила» и передала Турции Селахаддина Гюлена, гражданина Турции, зарегистрированного в Кении в поисках убежища.
Некоторые лица, активно занимающиеся левой или курдской политикой, сообщили, что сотрудники службы безопасности в штатском похищали их и удерживали в неизвестных местах на более короткие сроки. Одним из таких случаев было дело Гекхана Гюнеша, чья жалоба в прокуратуру на похищение в Стамбуле 20 января, допрос, пытки и освобождение 26 января привела к сентябрьскому решению об отсутствии возбуждения уголовного дела. Его адвокаты подали апелляцию.
Курдский конфликт и подавление оппозиции
Периодические вооруженные столкновения между военными и вооруженной Рабочей партией Курдистана (РПК) продолжались в сельских районах восточных и юго-восточных регионов Турции, хотя Турция сосредоточила свою военную кампанию, включая удары беспилотников, в Курдистанском регионе Ирака, где находятся базы РПК. располагается. В феврале турецкие военные сообщили, что операция по спасению 13 солдат и полицейских, взятых в заложники РПК на севере Ирака, привела к тому, что РПК убила 13 человек9. 0007
В 2021 году правящая коалиция Эрдогана активизировала продолжающуюся кампанию по криминализации законной политической деятельности оппозиционной Народно-демократической партии (ДПН), которая на парламентских выборах 2018 года получила 11,7 процента голосов в общенациональном масштабе. Правительство отказывается проводить различие между ДПН и РПК. Были нападения на офисы ДПН, особенно в июне в западной провинции Измир, где вооруженный человек застрелил члена партии Дениза Пойраза.
Десятки бывших политиков ДПН, включая мэров, содержатся в предварительном заключении или отбывают наказание после осуждения за террористические преступления на основании их законной ненасильственной политической деятельности, выступлений и публикаций в социальных сетях. В одном из таких случаев, начавшемся в мае, десятки нынешних и бывших политиков ДПН, в том числе заключенные в тюрьму бывшие сопредседатели Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг, предстали перед судом в рамках нового судебного разбирательства за их предполагаемую роль в насильственных протестах 6-8 октября 2014 г. что привело к гибели 37 человек. Ранее продолжавшиеся дела против Демирташа и Юксекдага были объединены с этим делом. Судебный процесс продолжался на момент написания статьи.
В июне Конституционный суд принял обвинительное заключение главного прокурора Кассационного суда о окончательном закрытии ДПН и наложении пятилетнего запрета на политическую деятельность в отношении 451 политика и партийного деятеля. Дело продолжалось на момент написания статьи.
Депутат от ДПН Омер Фарук Гергерлиоглу был освобожден из тюрьмы и восстановлен в парламенте в июле после того, как Конституционный суд установил, что осуждение за публикацию в социальных сетях, повлекшее за собой его исключение из парламента в марте и тюремное заключение в апреле, нарушило его права.
Оправдывая военные вторжения в северо-восточные районы Сирии в январе 2018 г. и октябре 2019 г. в рамках усилий по борьбе с филиалами РПК, Турция продолжает оккупировать территорию и незаконно перебрасывает сирийских граждан в Турцию для предания суду по обвинениям в терроризме, которые могут привести к пожизненному заключению лишение свободы.
Беженцы, лица, ищущие убежища, и мигранты
Турция по-прежнему принимает самое большое в мире число беженцев, около 3,7 миллиона человек из Сирии, получивших статус временной защиты, и более 400 000 человек из Афганистана, Ирака и других неевропейских стран, закон не может быть полностью признан беженцами.
Продолжая свою политику защиты своих границ от въезда новых просителей убежища и мигрантов, Турция в 2021 году продолжила строительство стены вдоль своей восточной границы с Ираном и без промедления оттеснила афганцев и других лиц, задержанных при попытке пересечь границу.
Наблюдаются признаки роста расистских и ксенофобских нападений на иностранцев. 10 августа группы молодых людей напали на рабочие места и дома сирийцев в районе Анкары через день после драки, в ходе которой сирийский юноша предположительно нанес ножевые ранения двум турецким юношам, убив одного. Два сирийских подростка предстали перед судом за убийство. Прокурорское расследование в отношении десятков молодых людей за порчу имущества, кражи и другие преступления продолжается. Оппозиционные политики выступали с речами, разжигающими антибеженские настроения, и предлагали вернуть сирийцев в раздираемую войной Сирию.
Поступали сообщения, в том числе от турецкой береговой охраны, о том, что мигранты, пытавшиеся проникнуть в Грецию из Турции через морские и сухопутные границы, были без промедления и жестоко оттеснены греческими силами безопасности.
Ключевые международные игроки
У Турции сложные политические отношения с ЕС, которые смягчаются транзакционными отношениями по таким вопросам, как миграция. Процесс вступления Турции в ЕС застопорился. ЕС оказывает финансовую поддержку Турции в обмен на ограничения на въезд беженцев и мигрантов в блок. В июне Европейский совет вновь выразил озабоченность по поводу верховенства закона и основных прав в Турции, не сделав права человека приоритетом в отношениях.
Невыполнение Турцией обязательных для исполнения решений Европейского суда по правам человека, призывающих к освобождению правозащитника Османа Кавалы и курдского политика Селахаттина Демирташа, пошатнуло ее отношения с Советом Европы.
Комиссар Совета Европы по правам человека, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, специальные докладчики ООН по правам человека и Управление ООН по правам человека раскритиковали Турцию за выход из Стамбульской конвенции.
Глубокий кризис в турецко-американских отношениях продолжился и при администрации Байдена. Несколько причин включают покупку Турцией российских ракет С-400, присутствие на территории США Фетхуллаха Гюлена и поддержку США возглавляемых курдами сил на северо-востоке Сирии. Государственный департамент США впервые добавил Турцию в свой список стран по борьбе с торговлей людьми на 2021 год, причастных к использованию детей-солдат в связи с ее поддержкой группировки сирийской вооруженной оппозиции.