РСМД :: Экономика Иордании: вызовы и перспективы
Российским и зарубежным компаниям, рассматривающим Ближневосточный регион как возможную территорию для своей экономической деятельности следует обратить внимание на королевство Иорданию. Но прежде всего нужно выяснить условия, в которых развивается народное хозяйство страны, а также его потенциал.
Слабые стороны
Дело в том, что это государство с небольшими запасами природных ресурсов, которое находится в зависимости от экспортеров энергоносителей. В 2014 году около 96% потребностей страны в ископаемом топливе удовлетворялись поставками из соседних стран. Традиционно поставщиком нефти для Иордании была Саудовская Аравия. Покупка египетского газа также покрывает значительную часть требуемых ресурсов, но она были на какое-то время прервана в результате теракта на Синайском полуострове в 2011 году. Израильский газ помог бы стране диверсифицировать импорт энергоресурсов, но в конце января 2020 года парламент Иордании проголосовал за отказ от него, несмотря на то что совместный израильско-иорданский проект позволил бы властям сэкономить более $1 млрд. Правительство страны планирует решить эту проблему с помощью использования альтернативных источников энергии, а также атомной энергетики. По поводу развития последней Иордания заключила ряд договоров о взаимопонимании со многими странами, включая Россию и США. Хотя в ближайшее время эта проблема вряд ли будет решена, что отразится на высоких затратах производителей и рядовых граждан на топливо и электричество. Внутренняя безопасность — другая актуальная проблема Иордании. Расходы на оборону всегда были важной статьей бюджета, так как территориально она находится в нестабильном регионе и соседствует со странами, которые находились или находятся в состоянии внутреннего вооруженного конфликта: Ирак и Сирия. Действия Израиля, поддерживаемые США, также осложняют обстановку на западной границе страны. Эти процессы, а также Арабская весна 2011 года, потребовали больших трат на армию и спецслужбы. Более того, Иордания периодически вынуждена принимать беженцев, которых на данный момент в стране насчитывается около 2,8 млн человек, из них 1,3 млн — сирийцы. Это также является бременем для экономики Иорданского Хашимитского королевства. Эксперты подсчитали, что прямая стоимость их размещения составляет около 2,3 млрд долларов США, а ежегодные косвенные затраты — около 3,1 млрд долларов США. Правительство страны в сотрудничестве с международными организациями пытается улучшить условия проживания беженцев и обеспечить их рабочими местами. В частности, это касается принятия либерального трудового законодательства, а также организацией Международным фондом сельскохозяйственного развития специальных учебных курсов, нацеленных на увеличение объемов производства продовольственных товаров, повышение эффективности животноводства и создание возможностей для получения дополнительных доходов. Высокопоставленная сотрудница Фонда Халида Бузар отмечает, что эти люди — фермеры, которые “естественным образом тяготеют к сельской местности”. Более того, сами беженцы стремятся выбраться из лагеря и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Однако естественным препятствием для развития сельского хозяйства этого государства является нехватка воды и плодородных земель. Примером решения этой проблемы может служить опыт Израиля, с которым у Иордании, как считает специалист О.Б. Марашдех, имеются схожие базовые условия. Автор научной статьи отмечает: “Если шестьдесят лет назад Израиль получал продовольственную гуманитарную помощь, то в настоящее время благодаря выращиванию овощей, фруктов и цветов в современных теплицах, его сельскохозяйственный экспорт достигает полутора миллиардов долларов”. Это результат совершенствования инфраструктуры и использования современных технологий, например, капельного орошения, позволяющего экономить воду. Перечисленные недостатки отражаются на макроэкономических показателях Иордании. Во-первых, объем госдолга продолжительное время превышал ее годовой ВВП. Только в 2019 году удалось снизить его до показателя — 94,6% ВВП. Во-вторых, страна постоянно находится в состоянии бюджетного дефицита, выходящего за приемлемые рамки. Впрочем, меры, предпринимаемые руководством государства в тесном сотрудничестве с МВФ, позволяют постепенно и последовательно его сокращать: с 10% ВВП в 2014 г. до 2,5% в 2017 г. К сожалению, безработица продолжает оставаться на высоком уровне. По данным МВФ, в 2018 году она составляла 18,3%, причем большая часть безработных — женщины и молодежь. Учитывая средний возраст иорданского населения — 21 год — это представляет угрозу внутренней стабильности, которая часто проявляется в виде уличных демонстраций. Большое количество квалифицированных иорданских специалистов вынуждено уезжать за границу в поисках работы. В основном, они уезжают в страны ССАГПЗ, так как большинство из них получили образование в области нефтяной промышленности. В итоге, значительную долю ВВП страны составляют денежные переводы эмигрантов, что повышает зависимость экономики Иордании от конъюнктуры мирового рынка нефти. Хотя наблюдается тенденция к постепенному сокращению этого показателя.
Наиболее развитые отрасли
Важной особенностью экономики Иордании является ее сервисный характер, поскольку около ⅔ ВВП занимает сфера услуг, причем наибольшую значимость в ней имеет сектор туризма. Основная масса людей, посещающих Иорданию, прибывает из стран Персидского залива и Европы. Туристический бизнес имеет немалый потенциал из-за благоприятного средиземноморского климата, множества важных исторических мест и путей, особенно привлекающих паломников. Но проблемы, связанные с безопасностью соседних стран, имеют негативное влияние на развитие этого бизнеса. Другими важными направлениями в сфере услуг в Иордании являются транспорт, связь, здравоохранение, признанное жителями других ближневосточных стран, а также финансовые услуги. В стране успешно развивается банковская деятельность, причем активы крупнейших банков Иордании увеличиваются примерно на 13% в год. Постепенно увеличивается количество малых и средних предприятий, которые не требуют специальной инфраструктуры и практически не вредят окружающей среде. Особую роль в Иордании играют квалифицированные промышленные зоны, которых на данный момент всего 13. Их доля в промышленности очень значительная, например, в 2017 году она составляла 82%. Суть таких зон заключается в освобождении товаров, произведенных на их территории, от тарифов и квот, и совместном участии в производстве стран, заключивших договор об их создании. Такие проекты положительно влияют на занятость, рост товарообмена между странами, а также на приток прямых иностранных инвестиций в королевство. Имеются огромные запасы фосфатов, калийной соли. Также государство планирует начать добывать сланцевую нефть совместно с иностранными ТНК, в том числе с “Royal Dutch Shell”. Успешно функционирует фармацевтическая промышленность, направляющая свои товары на экспорт в соседние страны. Сельское хозяйство, о котором шла речь ранее, имеет минимальную долю в ВВП по известным причинам. Руководство Иордании уделяет большое внимание экспорту. В 2004 году между Иорданией, Марокко, Египтом и Тунисом было заключено Агадирское соглашение, установившее между ними зону свободной торговли. Более того, с июля 2016 года королевство получило преференциальный режим в торговле с ЕС, который является одним из основных экономических партнеров страны наряду с США, Саудовской Аравией и КНР. Открытие границы с Ираком также способствует росту товарообмена двух стран.
Либеральные реформы
Международные организации, в частности МВФ, отмечают позитивные сдвиги в иорданской экономической системе. Правительство тесно сотрудничает с различными многосторонними институтами для решения существующих макроэкономических проблем, перечисленных ранее, и для использования немалого потенциала страны. Иордания последовательно выполняет советы Международного валютного фонда, призывающего ей укрепить макроэкономическую стабильность и улучшить деловой климат, чтобы привлекать иностранных инвесторов. Особое внимание уделяется энергетическому сектору, так как все еще сохраняются субсидии на электроэнергию. В качестве законодательных мер, положительно рассматриваемых представителями МВФ, можно привести принятие новых законов: о подоходном налоге, о банкротстве, а также об обеспечительных сделках. Все они направлены на поддержание среднего класса и привлечение иностранного капитала. Новое либеральное трудовое законодательство расширило возможности беженцев получить рабочие места, в нем есть пункты о неполной занятости и гибком графике работы. Реформы в стране поддерживаются международным сообществом, осуществляющим безвозмездную финансовую и технологическую помощь. Усилия иорданского руководства не проходят даром: рост ВВП оставался стабильным в кризисные 2008-2009 годы и в 2014 году, когда резко упали цены на нефть. Тем не менее, безработица остается на высоком уровне и население болезненно реагирует на такие непопулярные меры, как, например, отмена субсидий на хлеб.
Инновации и цифровая экономика
С начала ХХ века Иордания стала уделять особое внимание развитию человеческого капитала и обеспечению рабочими местами своих высококвалифицированных кадров. Государство способствует созданию венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, и т.д. Количество инновационных стартапов в королевстве одно из самых больших в мире. Также с 2016 года Иордания осуществляет оптимизацию цифровой трансформации экономики в рамках программы REACh3025, направленной на повышение производительности труда и привлечение дополнительных инвестиций. Особенно это касается таких сфер, как транспорт, энергетика, здравоохранение, финансы и экология. Как пишут в своей статье А.Я. Быстряков, Е.В. Савенкова и Н.А. Хамдан: “Ожидается, что доходы после инновационного совершенствования этих секторов увеличатся на 25-30 процентов.” Некоторые крупные ТНК, в том числе Microsoft и Expedia, уже открыли свои офисы в Аммане. Американский “The Heritage Foundation” оценивает степень экономической свободы в Иордании как умеренную, занимающую 53 место из 180, что является неплохим показателем для арабской страны. Преимущество королевства отмечает исследователь О.Б. Марашдех: “Почти весь кадровый научный потенциал Ближнего Востока определяют Иран, Израиль и Иордания”. Однако при всех достижениях инновационно-инвестиционной трансформации, остаются препятствия, связанные с клановостью иорданского общества и коррумпированностью властей. Чуть более 40% местных предпринимателей называют главной преградой своего развития отсутствие доступа к государственному финансированию и получению банковских кредитов.
Потенциально выгодное сотрудничество
Что касается российских компаний и учреждений, то на Иорданию следует обратить внимание прежде всего крупным университетам, а также предприятиям из сферы здравоохранения, фармацевтики, туризма, информационных технологий и текстильной промышленности. Открытие их филиалов в этой стране будет полезно как для соответствующих организаций, так и для страны, стремящейся трудоустроить своих граждан с высокой профессиональной квалификацией. Сельское хозяйство вряд ли будет привлекательным для иностранных инвесторов, поскольку оно не обеспечивает быструю и высокую доходность, тем более Иордания испытывает острый дефицит водных ресурсов. При этом, надо отметить, что не стоит размещать в этой стране энергоемкие производства, так как цена на соответствующие ресурсы высокая. Также очень выгодным для обеих сторон может оказаться соглашение между Россией и Иордании о создании квалифицированной промышленной зоны, которая, как показывает опыт, стимулирует не только экономическое, но и политическое сотрудничество.
Экономика Иордании 2021-2022 в цифрах
- Биржевой портал № 1
- Макроэкономическая статистика
- Иордания
45B+ | Кредитный рейтинг#65 |
N/A | Индекс уровня жизни# |
58 | Ранг корупции#52 |
75 | Легкость ведения бизнеса#97 |
- Бизнес показатели
- Бюджетные показатели
- Денежные показатели
- Налоги
- Показатели ВВП
- Рынок труда и безработица
- Показатели инфляции
- Показатели торговли
- Производственные показатели
Основные показатели экономики Иордании
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Объем ВВП | 45. 24 USD млрд. | 2021 |
Годовой темп роста ВВП | 2.9 % | 2 кв./22 |
ВВП на душу населения | 4092 USD | 2021 |
Уровень инфляции за год | 5.4 % | сен. 2022 |
Процентная ставка | 4.5 % | авг. 2022 |
Уровень безработицы | 22.6 % | 2 кв. /22 |
Торговый баланс | -484300 JOD тыс. | -0.683 млрд. USD | дек. 2022 |
Текущий баланс | -946 JOD млн. | -1.334 млрд. USD | 1 кв./22 |
Международные валютные резервы | 13697 JOD млн. | 19.316 млрд. USD | сен. 2022 |
Государственный долг | 20840 JOD млн. | 29. 389 млрд. USD | июн. 2022 |
Показатели ВВП
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Объем ВВП | 45.24 USD млрд. | 2021 |
Годовой темп роста ВВП | 2.9 % | 2 кв./22 |
ВВП на душу населения | 4092 USD | 2021 |
Валовой Национальный Продукт | 31958 JOD млн. | 45.068 млрд. USD | 2021 |
ВВП в сопоставимых ценах | 7648 JOD млн. | 10.786 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП на душу населения ППС | 9969 USD | 2021 |
ВВП от сельского хозяйства | 283 JOD млн. | 2 кв./22 |
ВВП от строительства | 219 JOD млн. | 0.309 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП от производства | 1324 JOD млн. | 1.867 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП от горнодобывающей промышленности | 202 JOD млн. | 0.285 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП от государственного сектора | 1008 JOD млн. | 1.422 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП от сферы услуг | 1445 JOD млн. | 2.038 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП от транспорта | 666 JOD млн. | 0.939 млрд. USD | 2 кв./22 |
ВВП от коммунальных услуг | 133 JOD млн. | 0.188 млрд. USD | 2 кв./22 |
Бюджетные показатели
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 89.4 % | 2021 |
Государственный бюджет | -286 JOD млн. | -0.403 млрд. USD | июн. 2022 |
Государственный долг | 20840 JOD млн. | 29.389 млрд. USD | июн. 2022 |
Государственные доходы | 784 JOD млн. | 1.106 млрд. USD | июл. 2022 |
Бюджетные расходы | 942 JOD млн. | 1.328 млрд. USD | июл. 2022 |
Государственный бюджет от ВВП | -5.4 % | 2021 |
Военные расходы | 2177 USD млн. | 2.177 млрд. USD | 2021 |
Показатели инфляции
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Индекс потребительских цен CPI | 108 инд. п. | сен. 2022 |
Цены на экспорт | 258 инд. п. | июн. 2022 |
Продовольственная инфляция | 3 % | авг. 2022 |
Дефлятор ВВП | 240 инд. п. | 2017 |
Цены на импорт | 335 инд. п. | июн. 2022 |
Уровень инфляции за год | 5.4 % | сен. 2022 |
Индекс цен производителей | 145 инд. п. | авг. 2022 |
Уровень инфляции за месяц | 0.2 % | сен. 2022 |
Базовый индекс потребительских цен (ИПЦ) | 131 инд. п. | дек. 2019 |
Базовый уровень инфляции | 0.9 % | дек. 2019 |
ИПЦ на коммунальные услуги | 111 инд. п. | сен. 2022 |
ИПЦ на транспорт | 111 инд. п. | сен. 2022 |
Изменение цен производителей | 14. 8 % | авг. 2022 |
Показатели торговли
Денежные показатели
Рынок труда и безработица
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Уровень безработицы | 22.6 % | 2 кв./22 |
Количество трудоустроенного населения | 7979 сто чел. | 0.798 млн. чел. | 2 кв./22 |
Уровень занятости населения | 26 % | 2 кв. /22 |
Уровень экономической активности | 33.5 % | 2 кв./22 |
Общая численность безработных | 2351 сто чел. | 0.235 млн. чел. | 2 кв./22 |
Налоги
Производственные показатели
Бизнес показатели
Иордания | История, население, флаг, карта, король и факты
флаг Иордании
Аудиофайл: Государственный гимн Иордании
Смотреть все СМИ
- Глава государства и правительства:
- Король: Абдулла II, которому помогает премьер-министр: Бишер аль-Хасауна
- Капитал:
- Амман
- Население:
- (оценка 2022 г. ) 11 192 000
- Форма правления:
- конституционная монархия с двумя законодательными палатами (Сенат [75 1 ]; Палата представителей [130 2 ])
- Официальный язык:
- арабский
Посмотреть все факты и статистику →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Иордания , арабская страна Юго-Западной Азии, в каменистой пустыне на севере Аравийского полуострова.
Иордания – молодое государство, занимающее древнюю землю, на которой сохранились следы многих цивилизаций. Отделенный от древней Палестины рекой Иордан, этот регион сыграл выдающуюся роль в библейской истории. Древние библейские царства Моава, Галаада и Эдома лежат в пределах его границ, как и знаменитый город из красного камня Петра, столица Набатейского царства и римской провинции Аравия Петрея. Британская путешественница Гертруда Белл сказала о Петре: «Это как сказочный город, весь розовый и чудесный». Часть Османской империи до 19 г.18, а затем мандат Соединенного Королевства, Иордания является независимым королевством с 1946 года. Это одна из самых политически либеральных стран арабского мира, и, хотя она разделяет проблемы, затрагивающие регион, ее правители выразили приверженность для поддержания мира и стабильности.
Столицей и крупнейшим городом страны является Амман, названный в честь аммонитян, которые сделали город своей столицей в 13 веке до н.э. Позже Амман был великим городом ближневосточной древности, Филадельфией, римского Десятиградия, а теперь служит одним из основных торговых и транспортных центров региона, а также одной из главных культурных столиц арабского мира.
Земля
Немного меньшая по площади, чем Португалия, Иордания граничит на севере с Сирией, на востоке с Ираком, на юго-востоке и юге с Саудовской Аравией, а на западе с Израилем и Западным берегом. Район Западного берега (названный так потому, что он находится к западу от реки Иордан) находился под властью Иордании с 1948 по 1967 год, но в 1988 году Иордания отказалась от своих претензий на этот район. Иордания имеет 16 миль (26 км) береговой линии в заливе Акаба на юго-западе, где расположен ее единственный порт Аль-Акаба.
Викторина «Британника»
Викторина «Сопоставьте страну с ее полушарием»
В этой викторине вам предстоит узнать название страны. Вы должны решить, находится ли он в северном полушарии или в южном полушарии. (Со странами, которые касаются экватора, обмана не будет.)
Рельеф
В Иордании есть три основных физико-географических региона (с востока на запад): пустыня, возвышенности к востоку от реки Иордан и долина реки Иордан (северо-западная часть великой Восточно-Африканской рифтовой системы).
Пустынный регион находится в основном в пределах Сирийской пустыни — продолжения Аравийской пустыни — и занимает восточную и южную части страны, составляя более четырех пятых ее территории. Северная часть пустыни сложена вулканической лавой и базальтом, а южная — выходами песчаника и гранита. Ландшафт сильно размыт, в первую очередь ветром. Возвышенности к востоку от реки Иордан, выступающие над рифтовой долиной, имеют среднюю высоту 2 000–3 000 футов (600–9 м).00 метров) и подняться примерно на 5755 футов (1754 метра) на гору Рамм, самую высокую точку Иордании, на юге. Выходы песчаника, мела, известняка и кремня простираются на крайний юг, где преобладают магматические породы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Иорданская долина опускается примерно на 1410 футов (430 метров) ниже уровня моря в Мертвом море, самой низкой естественной точке на поверхности Земли.
Дренаж
Река Иордан длиной около 186 миль (300 км) извивается на юг, впадая в воды Тивериадского озера (более известного как Галилейское море), реки Ярмук и долин обоих плато, впадающих в Мертвое море. который занимает центральную часть долины. Почва его нижнего течения сильно засолена, а берега Мертвого моря состоят из солончаков, не поддерживающих растительность. Считается, что к югу от него находится Вади-эль-Араба (также называемый Вади-эль-Джейб), совершенно пустынный регион, содержащий полезные ископаемые.
На северном нагорье несколько долин с многолетними ручьями уходят на запад; вокруг Аль-Карака они текут на запад, восток и север; к югу от долины Аль-Карак прерывистые ручьи текут на восток в сторону впадины Аль-Джафр.
Почвы
Лучшие почвы страны находятся в долине реки Иордан и в районе к юго-востоку от Мертвого моря. Верхний слой почвы в обоих регионах состоит из аллювия, отложенного рекой Иордан и смытого с возвышенностей, соответственно, при этом почва в долине обычно откладывается веерами, разбросанными по различным сортам мергеля.
85 миллионов долларов США для Фонда развития новой промышленности для поощрения инвестиций и экспорта
Вашингтон, округ Колумбия, 16 мая 2022 г. – Всемирный банк утвердил финансирование в размере 85 миллионов долларов США для Иорданского проекта Фонда поддержки развития промышленности, целью которого является содействовать инвестициям и экспорту в обрабатывающей промышленности за счет введения в действие нового Фонда развития промышленности. Фонд является одним из обязательств, которые Иордания взяла на себя в рамках своего Плана экономических приоритетов на 2021–2023 годы.
Иордании срочно необходимо создать инклюзивные и широкие возможности трудоустройства, чтобы способствовать устойчивому восстановлению после кризиса COVID-19, что требует перехода к ресурсоэффективной модели роста, ориентированной на экспорт и инвестиции. Производство, являющееся одним из крупнейших работодателей в экономике Иордании, страдало от острой нехватки денежных средств во время пандемии COVID-19. Чтобы диверсифицировать и расширить свой экспорт, а также создать больше рабочих мест, компаниям теперь необходимо выйти из режима выживания и выйти на новый уровень конкурентоспособности.
Правительство Иордании создает Фонд развития промышленности для претворения в жизнь своей политики и программ развития в области производства. Правительство обратилось к Всемирному банку с просьбой о поддержке в разработке и функционировании фонда в качестве эффективной, прозрачной и действенной платформы для оказания поддержки компаниям, а также в качестве ключевого финансового инструмента для промышленных преобразований. Его внимание будет сосредоточено на обновлении и модернизации промышленности; развитие и продвижение экспорта; и стимулирование компаний к достижению высоких результатов в областях, имеющих решающее значение для полного раскрытия потенциала сектора, таких как повышенная чувствительность к изменению климата и занятость женщин.
» Фонд развития промышленности является ключевым инструментом в нашем Плане экономических приоритетов на 2021–2023 годы, чтобы помочь компаниям в промышленном секторе восстановиться и лучше восстановиться после кризиса, вызванного COVID-19, », — сказал Его Превосходительство Насер Шрайдех, министр планирования. и Международное сотрудничество Иордании . « Он послужит стимулом для поощрения инвестиций частного сектора, а также модернизации, модернизации и развития экспорта, которые являются ключевыми двигателями роста экономики Иордании»9.0100 »
Проект направлен на поддержку более 500 экспортно-ориентированных фирм непосредственно через программы фонда и мобилизацию дополнительного частного капитала в размере не менее 17 миллионов долларов США. Он также будет поддерживать создание эффективных механизмов реализации и надежного управления и оперативного потенциала, что позволит фонду поддерживать преобразование промышленного сектора в долгосрочной перспективе.
» Восстановление Иордании после пандемии COVID-19 было широкомасштабным, но многие подсекторы работают ниже своего допандемического уровня, а внешние потрясения привели к росту безработицы, особенно среди женщин и молодежи, », — сказал Сародж Кумар Джа, региональный директор Mashreq, Группа Всемирного банка . « Этот проект дополнит комплексный пакет поддержки развития частного сектора, который Банк и правительство Иордании реализуют для укрепления партнерских отношений между государственным и частным секторами для инклюзивного и устойчивого восстановления и роста. ”
Основные виды деятельности, финансируемые Фондом, будут включать: (i) программы модернизации промышленности и развития экспорта; ii) программа стимулирования на основе результатов; и (iii) облегчение доступа к страхованию экспортных кредитов и новым продуктам финансирования цепочки поставок.