Реки азербайджана список: Реки — Azerbaijan.az

Реки — Azerbaijan.az

АЗЕРБАЙДЖАН

По гидрографическому принципу, Азербайджанская Республика относится к бассейну Каспийского моря. Гидрографическая сеть республики (река, озера) создавалась на протяжении длительного периода и за это время подверглась изменениям. Свидетельством тому — встречающиеся ныне остатки ущелий древних рек. В настоящее время гидрографическая сеть меняется за счет природных факторов и хозяйственной деятельности человека. К гидрографической сети относятся также и искусственные водные протоки (каналы) и водохранилища.

Основу гидрографической сети Азербайджанской Республики составляют реки. По территории республики протекают 8359 рек различной протяженности. Протяженность каждой из 8188 рек меньше 25 километров. 24 реки имеют длину более 100 километров. Наиболее крупные реки республики: Кура, Араз, Ганых (Алазан), Габырры (Иори), Самур, Тертер, Турьян, Агстафа, Акери, Виляш и др.

Реки республики делятся на 3 группы:

1) Реки, относящиеся к бассейну реки Куры (Ганых (Алазан), Габырры (Иори), Тертер, Турьян, Агстафа, Шамкир, Хачин и др. )
2) Реки, относящиеся к бассейну реки Араз (Арпачай, Нахчыван, Охчу, Хакери, Кёндялянчай и др.)
3) Реки, непосредственно впадающие в Каспийское море (Самур, Гудьял, Вяльвяля, Виляш, Лянкяран и др.)

По Кура-Аразской низменности протекают реки Кура и Араз. Реки, стекающие с гор юго-восточного Кавказа и Талышских гор, протекают по Самур-Дивичинской и Лянкяранской низменностям и непосредственно впадают в Каспийское море.

На развитие и изменение речной сети воздействуют различные физико-географические факторы: климат, рельеф, геологическая структура, почва и растительные покровы.

С увеличением возвышенности плотность речной сети увеличивается и, дойдя до определенной высоты, постепенно уменьшается. Исключая Талышскую зону, самая густая речная сеть (1-2 км/км

2) находится в среднегорной зоне, на высоте 1000-2500 метров. В Талышской зоне (1,6-2,2 км/км2) — на высоте 500- 1000 метров. В целом на территории Азербайджанской Республики общая плотность речной сети составляет 0,39 км/км2. В низменностях этот показатель равен 0,05 км/км2.

Площадь бассейна Куры (86 тыс. км2), до слияния с Аразом, меньше бассейна реки Араз (101 937км2). Однако водные ресурсы Куры в два раза превосходят Араз, поэтому после слияния река называется Курой.

По особенностям стока в Азербайджанской Республике реки делятся на 3 группы:

1) реки с постоянным стоком;
2) пересыхающие реки — сток образуется во время весеннего половодья и дождя;
3) реки временного стока — сток образуется только во время сильных осадков.

Одним из факторов, создающих разницу между этими группами, является количество грунтовых вод, смешивающихся со стоком. Если в реки первой группы грунтовые воды постоянно смешиваются со стоком, то в реках второй группы данный процесс продолжается всего несколько месяцев. В третьей группе рек нет роли грунтовых вод.

Источники питания рек Азербайджанской Республики различные. Питание рек составляют снеговые, дождевые и подземные воды. Реки Большого Кавказа питаются снегом, а для рек Малого Кавказа источниками питания являются грунтовые воды.

Азербайджанская Республика расположена в нижнем и частично среднем стоке Куры и Араза.

Самой большой рекой Кавказа является река Кура. Ее длина 1515 км, площадь — 188 тысяч км2. Река Кура берет начало на северо-восточном склоне горы Гызылгядик, на участке максимальной возвышенности в 2740 метров. Кура протекает по территории Грузии, входит на территорию Азербайджана. Протекая по Кура-Аразской низменности, впадает в Каспийское море.

До слияния с рекой Араз, площадь Куры составляет 86 тысяч км2. Араз является самым крупным правым притоком Куры. Река берет начало на территории Турции на Бингольском хребте, с высоты 3300 метров. 364 км общей протяженности реки (1072 км) проходит по территории Турции. Река Араз составляет границу между Азербайджаном, Турцией и Ираном. Последние 80 км реки протекают по территории Азербайджана и на территории Сабирабадского района впадают в Куру.

Кура и Араз по климатическим особенностям входят в группу рек, составляющих пояса весной за счет снега и дождя, осенью — дождевых вод.

На годовой сток рек Азербайджана в значительной степени влияют атмосферные процессы. Интенсивный рост температуры с января по март становится причиной таяния снегов на высоте 1500 метров. В апреле-мае, в результате дождей, процесс таяния снегов усиливается. На более высоких отметках (2500-3000 метро) интенсивное таяние снегов начинается в апреле-мае и завершается в конце июня. Снежный покров оказывает влияние на водный режим рек и в летние месяцы. Так, впитавшийся в землю-грунт (инфильтрированный) снег вновь выводит воды на поверхность и повышает уровень воды в маловодных реках. Большая часть запаса влажности в Талышской зоне — это дожди, выпадающие в холодной половине года. Реки Азербайджана летом бывают маловодными.

Иногда ливневые дожди в июле-августе образуют потопы, наносят значительный ущерб хозяйству. Сильные потопы наблюдаются в реках юго-западных возвышенностей Зангезурского хребта Большого Кавказа. Большая часть стока в реках Большого и Малого Кавказа проходит в жаркое, а в талышских реках — в холодное время года. Основной сток (60-80%) приходится на реки жаркого периода. Подобное неравномерное распределение стока в течение года затрудняет его использование в хозяйственном плане. В целом, по особенностям водного режима, реки Азербайджана делятся на 2 группы: многоводный и потопный режим; потопный режим. К рекам потопного режима относятся реки Лянкяранской природной зоны, Гобустана и временно протекающие реки. В других реках фаза водного режима многоводная.

Под влиянием сложности рельефа и других природных факторов, сток распределен неравномерно. На территории модуль стока увеличивается по высоте. Однако этот рост до определенной отметки: на северо-восточной возвышенности Большого Кавказа — 2800 метров, южной возвышенности — 2000-2200 метров, на Малом Кавказе — 2200-2400 метров.

Выше указанных отметок модуль стока уменьшается. По орографическим особенностям, на Талышском участке есть два противоречия между стоком и средней высотой. На Талышском хребте модуль стока уменьшается по высоте, а в Пештесарком и Буроварском хребтах увеличивается.

Многоводные реки Азербайджанской Республики находятся на южной возвышенности Большого Кавказа. Здесь среднегодовой модуль стока составляет 45 г/сек. км2. Сток модуля в сторону Алазан-Айричайской впадины (Алазан-Хафтаранская долина) уменьшается на 5 г/сек. км2. На северо-восточной возвышенности Большого Кавказа среднегодовой модуль стока больше 18-20 г/сек. км2. Рост модуля стока по высоте здесь относительно равный. Интенсивный рост модуля стока наблюдается на участке между Боковым и Главным Кавказским хребтами (верхние стоки Гусар, Гудьял, Вяльвяля и других рек). На данном участке среднегодовой модуль стока меняется между 10-20 г/сек. км

2. Сток рек, берущих начало с Бокового хребта, отличается от рек, начинающихся с Главного Кавказского хребта. Здесь модуль стока резко увеличивается, его среднегодовой модуль на высоте 1000-2000 метров меняется между 6-18 г/сек. км2. Это связано с выпадением атмосферных осадок. Сток от Главного Кавказского хребта в сторону Каспийского моря постепенно уменьшается (до 0,5 г/сек. км2).

Распределение стока на Малом Кавказе, в сравнении с Большим Кавказом, носит более сложный характер. Это объясняется сложностью орографии и различной направленностью горного хребта. Самое большое количество стока наблюдается в реках, берущих начало с гор Гамыш и Гапыджыг. Здесь модуль стока составляет более 28 г/сек. км2. Атмосферные осадки на некоторых участках Карабахского горного плато теряются среди пористых почв и превращает район в безводное пространство, в некоторых местах выходит на поверхность в виде ручья и увеличивает водные ресурсы рек. В этом плане наиболее характерны верхние стоки рек Тертер, Акери и других, они питаются за счет грунтовых вод и это составляет 70-80% объема их среднегодового стока.

 На юго-востоке Малого Кавказа (бассейны рек, берущих начало с Карабахского хребта) модуль стока составляет 0,8-22 г/сек. км2, в Нахчыванской АР меняется до 0,5-10 г/сек. км2. Модуль стока в Приаразской равнине уменьшается до 0,5 г/сек. км2. На Талышском участке модуль стока увеличивается с севера на юг и с запада на восток. Максимальное количество стока (25 г/сек. км2) на территории центральных частей бассейнов рек Тангяруд и Астара, минимальное (0,5-0,8 г/сек. км2) наблюдается не территории, севернее реки Виляш, а также в устье рек Лянкяран и Виляш. Маловодными участками Азербайджанской Республики являются Гобустан, Нахчыванская АР и Кура-Аразская низменность.

Реки Азербайджанской Республики несут в себе много материалов, что является результатом процесса вымывания в бассейнах рек. Реки Азербайджанской Республики самые крупные по показателю мутности. Количество среднегодовой степени мутности меняется по территории от 0,07 и 9,8 кг/м3 . Минимум данного показателя наблюдается на Карабахских горных плато, максимум — на южной возвышенности Большого Кавказа. Самое интенсивное вымывание поверхности наблюдается на южной возвышенности Большого Кавказа (1000-6800 т/км2), слабое — в Карабахских степях (5-10 т/км2). На водозаборных участках Большого Кавказа интенсивность вымывания поверхности (0,53 мм/г) в 13 раз превосходит аналогичные показатели на Малом Кавказе (0,03мм/г) и Талыше (0,04 мм/г).

Водные ресурсы рек и их использование.

Многолетние средние водные запасы рек Азербайджанской Республики составляют 10,3 млрд. м3. Данный показатель, вместе с поступающими на территорию страны из соседних государств водными ресурсами (20,6 млрд. м3) составляет 30,9 млрд. м3. На каждый квадратный километр территории Азербайджана приходится 90 тыс. м3 водных ресурсов. Количество воды на душу населения равно 1270 млрд. м3. Большая часть водных ресурсов приходится на бассейн реки Куры. Неравномерное распределение водных ресурсов в течение года и по территории значительно затрудняет ее пользование, не обеспечивает ежегодно возрастающую потребность в воде. Такое положение требует регулирования стока рек. В настоящее время в республике в 60 водохранилищах объемом 1 млн. м3 каждый собрано около 21 млрд. м3 воды. Эти воды используется по особому назначению (орошение, водное снабжение, промышленность, рыболовство и др.). В обеспечении спроса на воду привлекает внимание создание каскада водохранилищ Средней Куры. Принимаются серьезные меры для сохранения чистоты ограниченных на сегодня водных ресурсов и борьбы с загрязнением ее от промышленных и коммунальных отходов.

Каналы.

В Азербайджанской Республике каналы, в основном, используются для орошения. Общая протяженность оросительных каналов составляет 47058,8 км. Из них 8580,3 км межхозяйственные, 38478,5 км — внутрихозяйственные каналы. В течение года из оросительных источников посредством каналов с целью орошения забирается до 11 млрд. м3 воды. Общая площадь орошаемых в республике земель составляет 1,4 млн. гектаров (1988).

Реки Азербайджана — Детский Портал Знаний

На территории Азербайджана зарегистрировано 8359 рек. Длина 21 из них превышает 100 километров. Среднегодовой объем потока рек – 30,9 кубических километра. 23 кубкилометра формируются за пределами страны, и только 8 кубкилометров внутри страны.

 

Большинство рек на территории Азербайджана берут начало на средних и высокогорных территориях.

 

Реки на территории Азербайджана делятся на четыре группы по географическому положению:

 

 

1.Реки северо-восточных склонов горной гряды Большого Кавказа;

2.Реки Гобустан-Абшерона;

3.Реки Куринско-Аразского бассейна;

4.Реки южной зоны.

 

Самые большие реки Азербайджана – Кура, Араз и Самур.

 

Река Кура берет начало с северо-восточного склона горы Гызылгедик на территории Турции на высоте 2740 метров, и, протекая по территории Грузии, входит в Азербайджан. Общая протяженность реки Кура составляет 1515 километров. 906 километров из них – на территории Азербайджана.

 

Кура — самая крупная река Закавказья. Кура впадает в Каспийское море, протекает по территории трёх государств: Азербайджана, Турции и Грузии.

 

Кура имеет большое значение для экономики нашей страны. Не случайно в народе эту реку называют «Мать Кура». В основном, воды реки Куры, пополняющейся за счет подземных вод, снега и дождя, используют в целях орошения. На Куре построены Мингячевирская, Варваринская, Шамкирская и Еникендская ГЭС. Кура – единственная река в нашей республике, пригодная для пароходства. 

 

Как и Кура, река Араз также берет начало в Турции. Зародившись в горном массиве Бингель с высоты 2990 метров, река Араз соединяется с Курой в селе Суговушан Сабирабадского района. Протяженность Араза — 1072 километра.  Река пополняется подземными водами, а также снегом и дождем. На Аразе построены Аразское, Миль-Муганское и Бахрамтепинское водохранилища.

 

Устье реки Самур находится на территории Дагестана на высоте 3600 метров. Протяженность Самура 216 километров. Самур-Абшеронский канал играет большую роль в водоснабжении Абшеронского полуострова.

 

Другие крупные реки, протекающие по территории Азербайджана:

 

Реки, протекающие через северо-восток Большого Кавказа и впадающие в Каспийское море: Гусарчай, Гудъялчай, Гарачай, Вельвельчай, Гильгичай, Девечичай, Атачай.

 

Гобустан-Абшеронские реки: Сумгайытчай, Джейранкечмез, Пирсаат.

 

Реки южного горного склона Большого Кавказа: Мазимчай, Балакенчай, Талачай, Катехчай, Кюрмюкчай, Шинчай, Кишчай, Дашагылчай, Айричай.

 

Реки Ширванской зоны: Алиджанчай, Тюръянчай, Гейчай, Гирдиманчай, Агсучай.

 

Реки северо-восточного горного склона Малого Кавказа: Агстафачай, Гасансу, Товузчай, Асрикчай, Заямчай, Шамкирчай, Гошгарчай, Гянджачай, Кюрекчай.

 

Реки юго-восточного горного склона Малого Кавказа: Тертерчай, Хатынчай, Гаргачай, Гуручай, Кенделенчай, Хекери, Баргушад, Охчукчай.

 

Реки, протекающие по территории Нахчыванской Автономной Республики: Арпачай, Нахчыванчай, Алынджачай, Гиланчай, Ордубадчай.

 

Реки южной зоны: Вилешчай, Лянкяранчай, Астарачай, Болгарчай, Тенгеруд.

 

Пограничные реки Азербайджана: Самур, Мазимчай, Ганых, Габирри, Араз, Болгарчай, Астарачай.

 

крупных рек Азербайджана — WorldAtlas

Река Алазани в Азербайджане.

Азербайджанская Республика расположена на перекрестке Юго-Восточной Европы и Юго-Западной Азии, известной как Южный Кавказ. Азербайджан граничит с Арменией, Россией, Ираном, Грузией и омывается Каспийским морем. Гидрография Азербайджана относится к водосборному бассейну Каспийского моря, так как все реки Азербайджана впадают в этот бассейн. Каспийское море не имеет выхода в океан, что делает его бессточным водосборным бассейном. Кура — самая длинная река в Азербайджане, берущая свое начало в Турции и протекающая через Грузию, а затем впадающая в Азербайджан. Однако река Тертер является самой длинной полностью в Азербайджане, включая автономный Нагорно-Карабахский регион.

Основные реки Азербайджана

Кура

Река Кура является самой длинной рекой в ​​Азербайджане, разделяемой с Турцией и Грузией, ее общая длина составляет 941 милю. Исток реки Кура находится на северо-востоке Турции, затем течет через Грузию, затем через Азербайджан, где впадает в Каспийское море. Главным притоком реки Кура является Аракс, вторая по длине река в Азербайджане, протяженностью 666 миль, впадающая с южной стороны Малого Кавказа и разделяющая территорию Турции, Армении, Азербайджана и Ирана. Река Кура встречается со своим главным притоком рекой Аракс в Азербайджане, прежде чем впадает в Каспийское море. Долина Куры была заселена на протяжении тысячелетий, а сельское хозяйство было основано более 4500 лет назад, и в результате возникли крупные цивилизации, но они значительно сократились к 1200 году нашей эры из-за вторжений и стихийных бедствий. Увеличение использования человеком привело к повреждению лесов и пастбищ, что вызвало сильные наводнения в 20 веке. В настоящее время река имеет несколько плотин и гидроэлектростанций и умеренно загрязнена крупными промышленными центрами.

Алазани

Алазани – река Азербайджана, протекающая через Кавказ и являющаяся главным притоком реки Куры в восточной Грузии, имеет длину 218 миль. Часть реки Алазани образует границу между Азербайджаном и Грузией до того, как она впадает в реку Кура. Алазани были главными воротами для персидских захватчиков и центром винодельческой промышленности Грузии. Зимой Алазани пересыхает, но поздней весной тает снег, вызывая сильные наводнения. Река используется для орошения и питья с многочисленными небольшими гидроэлектростанциями, а также является туристической достопримечательностью для рафтинга. Главную угрозу реке представляет загрязнение биологическими веществами, содержащимися в неочищенных сточных водах близлежащих населенных пунктов и городов.

татарин

Река Тертер является левым притоком реки Куры и самой длинной рекой, полностью протекающей через территорию Азербайджана, протяженностью 124 мили. Река Тертер берет начало в районе Гонкур, где встречаются горные хребты Карабахского нагорья и Марткертского района Нагорно-Карабахской Республики, и впадает в реку Кура. В 1976 Сарсангское водохранилище было создано с целью орошения и электричества.

Арпа

Река Арпа протекает через Армению и Азербайджан, берет начало в Вайоцдзорской области Армении и является последним притоком Аракса. Река Арпа является левым притоком Аракса и наиболее известна своей красотой, поскольку она протекает через ряд городов и поселков. Длина реки Арпа составляет 80 миль.

Гидрография Азербайджана

В Азербайджане девять крупных рек, длина которых превышает 80 миль. Всего в Азербайджане насчитывается около 8 359 рек, из которых 8 188 имеют длину менее 25 миль. Гидрографию Азербайджана можно разделить на три части: река Кура и ее притоки, река Аракс и ее притоки и реки, которые независимо впадают в Азербайджан в Каспийское море. Речная система в Азербайджане постоянно меняется и развивается под воздействием таких факторов, как климат, растительность, почва, ландшафт и геологические структуры.

90 029
Ранг Основные реки Азербайджана Общая длина
1 Кура 941 миля (совместно с Грузией и Турцией)
2 Арас 666 миль ( совместно с Арменией, Ираном и Турцией)
3 Алазани
218 миль (совместно с Грузией)
4 Лори
199 миль (совместно с Грузией)
5 900 41 Самур
134 мили (совместно с Россией)
6 Татарский
124 мили
7 Воротан
111 миль (совместно с Арменией)
8 Агстафа
83 мили (совместно с Арменией)
9 Арпа
80 миль (совместно с Арменией)

Джойс Чепкемой в Окружающая среда

Худафаринские мосты и связанные с ними объекты Провинция Восточный Азербайджан , Исламская Республика Иран.

Худафаринские мосты состоят из 11-пролетного моста и 15-пролетного моста, расположенных через реку Араз между селами Худафарин и Гумлах. Расстояние между мостами 750 м: 11-пролетный на западе и 15-пролетный на востоке. В Азербайджанском реестре памятников истории и культуры мирового значения этим памятникам присвоены соответственно 12-й и 13-й инвентарные номера. Оба моста представляют собой ценные образцы азербайджанской строительной культуры средневековья.

Мосты расположены в Худафаринском ущелье — одном из самых удобных переходов, в расширяющемся русле которого имеются крупные естественные скалы. Присутствие речных камней для поддержки конструкции сыграло решающую роль в строительстве мостов. Опорные столбы-волнорезы, построенные на мощных скалах, служили залогом прочности моста, по которому проходят массы людей и тяжелые караваны. Наличие крупных речных скал в Худафаринском ущелье делало это место очень выгодным для строительства мостов.

Существуют разные мнения о том, как были построены Худафаринские мосты. Историк XIV века Хамдалла Муставфи Газвини упоминает в своем труде «Нузхат аль-Кулуб», что Худафаринский мост (скорее всего, 15-пролетный) был построен арабским полководцем Бакром ибн Абдуллой, одним из сподвижников пророка Мухаммеда, на реке Араз в районе Зангиалана в 15 г.х. (636 г. н.э.) во время похода арабской армии в Восточное Закавказье. В том же произведении автор, говоря о торговом городе Гаргар (Каркар), расположенном на территории Карабаха, упоминает, что недалеко от города Дия ал-Мульк Нахчывани построил мост через реку Араз. Однако современные историки сомневаются, что арабы были способны вести войну и строить мост одновременно. Считается, что, скорее всего, Мустави имел в виду организацию переправы арабской армии через реку Араз по естественным выходам горных пород. Таким образом, строительство 15-пролетного моста было отнесено к гораздо более позднему периоду – XII веку.

Ссылаясь на труд Ахмада ибн Лутфуллаха Мунаджимбаши (XVII век) «Джами ад-Дюваль», русский востоковед В. Минорский пишет, что шаддадский правитель Фазл ибн Мухаммед приказал построить большой и прочный мост через реку Араз в 418 г. хиджры (1027-1028 гг. н.э.). Есть также мнение, что мосты были построены на основе более древних сооружений, которые в средние века неоднократно сносились и перестраивались.

А.Садыхзаде первым из азербайджанских ученых изучил мосты на месте и произвел их визуальные измерения, опубликовав результаты своих исследований в 1963 в «Истории азербайджанской архитектуры». Впервые в 1974 году Академия наук Азербайджана направила специальную научную экспедицию под руководством видного ученого Саламзаде для изучения Худафаринских мостов. В том же году и позднее — в 1978-1979 годах комплексной экспедицией под руководством Р.Гоюшова и Г.Ахмедова были проведены исследования вокруг мостов, по случаю подготовки к строительству гидроузлов «Худафарин» и «Девичья башня». на реке Араз. Наряду с археологами в этих экспедициях принимали участие архитекторы, эпиграфы и этнографы.

Расположенные на важных караванных путях и являющиеся частью маршрутов Великого шелкового пути, мосты играли важную роль в экономических связях между Востоком и Западом, а затем и в более широком ареале – связав Кавказ и северные территории с Ираном, Турцией и Ближним Востоком. Худафаринские мосты веками использовались не только для поддержания внутренних, но и международных связей. Мосты направляли миграцию разных народов и общин в разное время, ежегодно находясь на стыке мощных сезонных миграционных потоков с юга в Аранский и Карабахский районы. Хотя Худафаринские мосты в значительной степени утратили свое прежнее экономическое и политическое значение, они несут выдающуюся общечеловеческую ценность как исторические и архитектурные памятники, представляющие духовное богатство и символизирующие культуру и историю всего региона. Мосты Худафарин являются одними из самых величественных и известных мостов на Ближнем Востоке.

Что касается функций Худафаринских мостов, исследователи выделяют два основных назначения: коммерческое или военное. Нет сомнения, что, как и в другие исторические периоды, за мостами стояли военные и стратегические цели. Однако тот факт, что мосты не только прочные, но и построены в определенном архитектурном стиле, свидетельствует о том, что они веками служили торгово-экономическим и культурным связям.

В результате оккупации в 1993 году два моста пришли в негодность и пришли в негодность, так как с тех пор не восстанавливались. Расположенное на азербайджанском берегу реки село Худафарин также было полностью разрушено за годы оккупации. Худафаринские мосты и левый берег реки Араз, входящие в состав Джебраильского района Азербайджана, были освобождены в октябре 2020 года. 

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ

Пятнадцатипролетный мост 39°09’02,9″N 46°56’24,9″E

Самый большой из двух мостов имеет 15 пролетов и датируется 11-12 веками, хотя принято считать, что что фундамент моста был заложен еще в древности. Мост неоднократно ремонтировался и реставрировался до того вида, который он имеет сегодня. В то время как письменные источники указывают на то, что фундамент моста был заложен в VII веке, нынешний 15-пролетный мост (количество пролетов такое же, как и при постройке моста), основанный на его элементах, считается памятником 11-12 вв. Так как опоры арок моста строятся на естественном основании (над скалами), арки имеют разные размеры и располагаются свободно. Пятнадцатипролетный мост, построенный из жженого кирпича и речного камня, опирается на арки. Мост имеет длину 200 метров, ширину 4,5 метра и достигает 12 метров над уровнем реки; его самая большая арка имеет высоту 8,70 метра, самая маленькая — 5,80 метра. Мост можно использовать и сегодня.

Построенный из обожженного кирпича и речного камня, 15-пролетный мост отражает высокий уровень строительной культуры. Ширина его пересечений различна. Опоры, защищающие мост и повышающие его прочность, сделаны из речных камней и имеют треугольную форму. Задняя часть опор полукруглая и укреплена контрфорсами высотой около 3 метров. Волнорезы, защищающие устои моста, имеют в плане треугольную форму и сложены из речного булыжника. С обратной стороны волнорезы имеют полукруглую форму. Вяжущий раствор 15-пролетного моста был изготовлен из глины с примесью молока. Для возведения моста архитекторы использовали речной булыжник (волноломы и арки) и квадратный жженый кирпич (парапет верхней части). В качестве устоев моста использовались только естественные выходы горных пород. Пролеты мостов имеют разные размеры. Следуя структуре рельефа, мост в плане не прямой, а имеет некоторую кривизну. Мост относительно цел.

Мост несколько раз разрушался. Серьезные разрушения приходятся на эпоху Каджаров — период образования ханств на севере Азербайджана. По словам А. Бакиханова, «когда Ага Мухаммед-хан Каджар в 1795 году захотел завоевать Карабах, он восстановил Худафаринский мост, разрушенный Ибрагим-Халил-ханом» (ханом Карабахского ханства). Иранский историк З. Мансури также подтверждает, что Ибрагим-Халил-хан разрушил Худафаринский мост, чтобы предотвратить нападение армии Ага Мухаммед-хана Каджара: «Шах приказал восстановить старый мост. Люди Ибрагим-Халил-хана не смогли разрушить фундамент и разрушили только своды моста. Шах приказал реконструировать мост с использованием только самых качественных строительных материалов». Первое современное описание 15-пролетного моста дано в труде «Искусство Ирана», опубликованном в 19 в.38 под ред. А. Поупа. В работу также включен схематический чертеж моста.

Одиннадцатипролетный мост 39°09’25,3″N 46°56’14,0″E

11-пролетный мост расположен в 750 метрах к западу от 15-пролетного моста. Исследователи полагают, что этот мост был перестроен в 13 веке, во времена правления Эльханидов (Хулакусов), на остатках моста, относящегося к античному периоду. Его длина около 130 м, ширина 6 м, высота над уровнем реки 12 м. Три средние арки моста уцелели, а береговые арки были разрушены в 19 в.30-х годов предположительно совместным решением Ирана и СССР. С тех пор местные жители называют этот мост «сломанным мостом». Исследователи обнаружили на одиннадцатипролетном мосту резные и круглые каменные декоративные накладки, который выглядит более монументальным по строительному материалу и архитектурным формам.

11-пролетный мост построен только из камня и перекрыт хорошо тесаными каменными плитами. Его опоры также построены на скалах в русле реки. Пролеты выполнены в виде арок. Устои 11-пролетного моста также были построены из скальных выходов. В средней части реки пролеты длиннее и, следовательно, выше и ближе к берегам. Пролеты меньше как по ширине, так и по высоте.

11-пролетный мост был восстановлен в 13 веке в эпоху Ильханства в связи с перемещением огромных масс людей в тот период. Северный берег реки Араз когда-то был полем битвы между Ильханством и Золотой Ордой, что требовало переброски значительного количества войск.

Другие составные части

На территории, изученной вокруг мостов Худафарин, было обнаружено несколько составных частей, непосредственно связанных с мостами и их назначением. Являясь важным переходом на путях международных торговых караванов, мосты охранялись близлежащими воинскими частями, а также рядом укрепленных памятников вокруг, которые были обнаружены или учтены археологическими исследованиями. Например, по словам Р. Гоюшова, Девичья башня, расположенная на высокой горной вершине юго-западнее мостов, «несомненно построена для защиты Худафаринских мостов». Во время первоначальных исследований в 1979, здесь обнаружены материальные остатки XI-XIII вв. Напротив Девичьей башни находится аналогичная крепость под названием Галаджик, относящаяся к тому же периоду на территории Исламской Республики Иран. Великолепная албанская крепость Три (Тири, Дири), возникшая в раннем средневековье при слиянии рек Хакари и Араз и просуществовавшая до XVI-XVII веков, на протяжении сотен лет также контролировала берега реки, включая Худафаринские мосты.

Обоснование выдающейся мировой ценности

Худафаринское ущелье было одним из самых удобных переправ через русло реки Араз. Оба берега, соединенные мостами, представляют собой места с красивым горным ландшафтом. Органично включенные в этот природный контекст, мосты являются удачным примером взаимодействия человека с окружающей средой. В то же время конструктивные особенности мостов олицетворяют высокий уровень строительного искусства Азербайджана. Худафаринские мосты наряду с большой конструктивной устойчивостью несут в себе сильное художественное выражение. Они также объединяют вокруг себя другие историко-археологические памятники по обоим берегам Аракса. Их долгая история, события, свидетелями которых они были, органическое единство с прекрасным ландшафтом, высокие архитектурно-инженерные решения и многое другое делают Худафаринские мосты не только ценными образцами азербайджанского зодчества, но и выдающимися памятниками хозяйственно-культурных и архитектурных традиций. огромной географической области.

Хотя все арки моста сделаны из кирпича, основным строительным материалом является речной камень. Кладка стен на верхнем этаже выполнена из кирпича, что характерно для арранской архитектурной школы. Сочетание этих двух материалов придает мосту неповторимый художественный и архитектурный вид.

Худафаринские мосты являются свидетельством во времени и пространстве истории региона. Они являются символами примирения, межкультурных обменов между различными культурными, этническими и религиозными сообществами. Они представляют собой часть коллективной памяти местных сообществ.

Критерий (ii): Расположенные в месте, имеющем геостратегическое и экономическое значение, Худафаринские мосты и связанные с ними объекты свидетельствуют о важном культурном и торговом обмене, значительных караванных путях, соединяющих страны вдоль Великого шелкового пути, а также о выдающихся военных событиях. кампаний на протяжении долгой истории. Использованием, обслуживанием, восстановлением и восстановлением мостов в разные исторические периоды занимались власти разных государств, таких как Государства Эльханидов, Кара-Коюнлу, Аг-Коюнлу, Государство Сефевидов. В 18-начале 19 в.го века мосты соединяли Гарадагское и Карабахское ханства. С начала 19 века мосты связывали Иран (позже — Исламскую Республику Иран), с одной стороны, и Российскую империю, Азербайджанскую Демократическую Республику, Советский Союз и, наконец, Азербайджанскую Республику, с другой.

Более того, Худафаринские мосты иллюстрируют апогей строительства средневековых мостов в Азербайджане, где размеры и значение мостов напрямую отражали благосостояние государств того времени. Архитектурный стиль моста также демонстрирует взаимодействие между арабскими и местными технологиями строительства и отделки мостов, где сочетание структуры и цвета элементов создают специфическую тектоническую структуру и неповторимую художественную индивидуальность. Технологии строительства и реконструкции Худафаринских мостов, несомненно, служили образцом для мостостроения в регионе до конца XIX в.век.

Критерий (iv): Худафаринские мосты и связанные с ними объекты представляют собой выдающиеся образцы архитектурного ансамбля, сохранившие свою традиционную форму с момента последней реконструкции (18 в. для 15-пролетных мостов; 13 в. — для 11-пролетных мостов). -пролетный мост). Мосты являются выдающимся образцом арранской архитектурной школы в Азербайджане с ее техникой строительства арочных мостов. Мосты являются выдающимся образцом арранской архитектурной школы в Азербайджане с ее арочно-мостовой технологией строительства, где сводчатые пролетные конструкции поддерживаются тяжелыми каменными объемами волнорезов и прочными устоями. Эта достаточно надежная технология позволяла пропускать большое количество людей и военной конницы и использовалась азербайджанскими архитекторами до тех пор, пока в конце 19 века для строительства мостов не стали применять металлические и бетонные конструкции.век.

Органично встроенные в рельеф реки Араз и окружающие горы и холмы, оба моста в настоящее время составляют часть природного и культурного ландшафта этой части государственной границы между Исламской Республикой Иран и Азербайджанской Республикой. Мосты представляют собой замечательное архитектурное свидетельство, служащее не только физическими памятниками, но и мостами культур и разных эпох истории, особенно государств Шаддадидов и Эльханидов, достижения которых знаменуют собой важный этап в истории человечества.

Заявления о подлинности и/или целостности

Подлинность

Несмотря на исторические процессы в регионе, разрушение элементов моста в прошлом, мосты сохранили достаточную аутентичность, позволяющую оценить архитектурную согласованность и выразить выдающееся Универсальная ценность, которую они представляют. Это благодаря различным инициативам по реставрации и реконструкции, которые позволили мостам сохранить свои основные функции и использование на протяжении многих веков.

Подлинность также подтверждается схожими технологиями строительства обоих мостов и постоянным использованием местных строительных материалов. В последней реконструкции мостов архитекторы использовали глину с примесью молока, а также речной булыжник (волноломы и арки) и квадратный жженый кирпич (парапеты верхних частей).

Соответствующие памятники на обоих берегах реки Араз, расположенные в окружающих горах, также находятся в своем подлинном состоянии, хотя некоторые из них были частично разрушены в прошлом. В то время как 11-пролетный мост частично разрушен, осталось только три пролета, работы по консервации и восстановлению 11-пролетного моста планируются в сотрудничестве двух государств. При восстановлении моста и (где это возможно) связанных с ним участков будет учитываться общая аутентичность и целостность места, что будет достигнуто за счет соблюдения доразрушающего внешнего вида и особенностей конструкций для сохранения вертикальных и горизонтальных размеров, формы , масштаб и строительные материалы.

15-пролетный мост сохранил свою аутентичность, но требует полной оценки его состояния с точки зрения необходимого укрепления и природных опасностей, которым он продолжает подвергаться. Поэтому необходим план консервации, принятие специальных правил и рекомендаций по восстановлению мостов, которые будут способствовать дальнейшему сохранению архитектурной аутентичности объекта, а также сохранению аутентичности его функций и использования.

Целостность

11- и 15-пролетные Худафаринские мосты и связанные с ними объекты на территории Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран несут выдающуюся универсальную ценность в своей целостности, как важные части одного целого. Природный ландшафт Худафаринских мостов имеет благоприятные природно-климатические условия, позволившие мостам простоять веками. Вода, русло реки, природный ландшафт, ряд гор и холмов, окружающих мосты, представляют собой не только особенности природно-географической составляющей, но и сотни лет одинакового использования мостов как важных элементов торговых, миграционных и военных походов. и завоеваний, делая мосты уникальными образцами жизни людей в гармонии с природой и природным ландшафтом.

Оба моста объединяют вокруг себя памятники культуры и природный ландшафт по обоим берегам реки Араз. Целостность объекта основана на геологических, гидрологических, геоморфологических, а также региональных и культурно-исторических характеристиках. К сожалению, в результате оккупации оба моста были недоступны в течение последних двадцати семи лет с территории Азербайджанской Республики, что не позволяло властям следить за состоянием сохранности Худафаринских мостов и связанных с ними объектов и устранять воздействия эрозии или структурных повреждений.

Исторические архитектурные особенности 15-пролетного моста сохранились до наших дней без существенных изменений. Мост все еще находится в эксплуатации и сохранил традиционное назначение и характер строительных элементов. Мост сохранил свой общий архитектурный стиль, несмотря на штурмы и разрушения, которым он подвергся в ходе истории.

Сравнение с другими аналогичными объектами

Худафаринские мосты являются одним из крупнейших исторических и архитектурных сооружений на реке Аракс, протянувшейся на 1072 км с запада на восток. В 12-13 веках в Азербайджанской Республике и в регионе был построен ряд других мостов. К ним относятся 4-х пролетный Разбитый мост в Газахе (Красный мост, 12 в.), 3 моста через реку Гянджа (остатки; 12-13 вв.). Мост Гиз через реку Кезель Озан близ города Миане в Исламской Республике Иран (Девичий мост, XII в.) также имеет ряд сходств. Точно так же мост Пяндж-Чешме в Исламской Республике Иран, построенный для облегчения сообщения между Тебризом и Маку, а также мосты Гавмишан, Пол Аджори, Пол Дохтар и Шапури в провинции Лорестан Исламской Республики Иран имеют сходство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *