Польша в X веке
Польша в X веке
ДАТЫ* | СОБЫТИЯ |
X век: | Весь мир | Русь | Англия | Византия | Испания | Китай | | |
960 | Образование раннефеодального Польского государства |
966 | Мешко I (960 — 992 +) со своими приближенными принял христианство по латинскому (католическому) обряду. В течение нескольких десятилетий новая религия и письменность на латинском языке распространились по всей Польше. |
972 | Поход Мешко I против вторгшихся в славянские земли немецких феодалов и их разгром. |
983 | Восстания полабских славян против немецких феодалов. |
992 | Смерть Мешко I, его сын, тесть Святополка Окаянного (980-1019+), Болеслав I Храбрый (967-1025+) возглавил объединение польских земель. |
999 | Присоединениe г. Кракова и Краковской земли — процесс объединения польских земель завершился. Польша превратилась в одно и крупных государств Восточной Европы. |
| Польша в XI веке |
|
|
Примечания:
* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю, а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю. При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.
Генеалогии польских князей
Таблица I. Польша. Пясты.
Таблица II. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника
Таблица III. Пясты. Потомки Мечислава II Старого
Таблица IV. Пясты. Потомки Казимежа II Справедливого
Таблица V. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника. Князья Ратибор
Таблица VI. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника. Князья Бреслау.
Таблица VII. Пясты. Потомки Казимежа II Справедливого (Продолжение).
Таблица VIII. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника. Герцоги Глогау.
Персоналии:
Далее см. Исторические лица Польши.
Религия в Польше Вики
Религия в Польше играет довольно высокую роль в жизни страны. Господствующей конфессией исторически является католицизм. Государство оказывает финансовую поддержку традиционным конфессиям.
История[ | код]
В результате Второй мировой войны Польша превратилась в моноконфессиональное государство, где численно абсолютно преобладали католики. Если в 1938 году католики составляли 65 % населения Польши, то в 1945 году католиками были 97,7 % жителей Польши [1]. В 1945—1947 годах польские государственные органы зарегистрировали методистов, адвентистов седьмого дня, баптистов, Польскую национально-католическую церковь, Польскую старокатолическую церковь и Старокатолическую церковь мариавитов[2]. В октябре 1945 года был восстановлен Польский экуменический совет, в состав которого вошли следующие религиозные организации[2]:
- Польская православная церковь;
- Евангелическо-аугсбургская церковь;
- Евангелическо-реформатская церковь;
- Адвентисты седьмого дня;
- Баптисты;
- Методисты;
- Польская национально-католическая церковь;
- Польская старокатолическая церковь;
- Старокатолическая церковь мариавитов.
Правовой статус религиозных организаций[ | код]
Польша официально является светским государством. Статья 25 Конституции Польши предусматривает равноправие всех церквей. Для регистрации конфессии необходимо представить список из 100 верующих
Реституция церковного имущества[ | код]
В XX веке значительная часть церковного имущества была национализирована. После падения социализма встал вопрос о реституции. Для её осуществления уже в 1989 году были созданы специальные комиссии[3]. По некоторым оценкам, на начало 2010-х годов польская католическая церковь вернула около 69 % своего национализированного имущества[3].
Численность верующих[ | код]
Согласно опросам, проводившимся в 2011 году, среди граждан Польши по вероисповеданию около 86,9 % составили католики (86,7 % — Римско-католическая церковь), 1,3 % — православные, 0,36 % — протестанты, 0,34 % — Свидетели Иеговы, и столько же приверженцев остальных религий [4].
По опросам 2005 года, проводившимися организацией «Евробарометр», были выданы следующие результаты:
- 80 % граждан являются верующими людьми и придерживаются какой-то религии.
- 15 % граждан не придерживаются какой-либо религии, но верят в сверхъестественные силы
- 3 % граждан признали себя атеистами.
- 2 % граждан затруднились дать ответ.
Религиозные течения[4][ | код]
Течение | Члены | Руководители |
---|---|---|
Католическая церковь в Польше • Римско-католическая церковь • Восточнокатолические церкви (в том числе Украинская грекокатолическая церковь, Католическая церковь византийско-славянского обряда в Польше и Армянская католическая церковь) | • Юзеф Ковальчик, примас Польши • Юзеф Михалик, глава Польского епископата • Сальваторе Пеннаккьо, нунций Польши • Ян Мартынюк, архиепископ Украинской грекокатолической церкви | |
Польская православная церковь | 504,150 | Савва, митрополит Варшавский и всея Польши |
Свидетели Иеговы в Польше | 129,270 | Warszawska 14,Pl-05830 Nadarzyn |
Евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания | 61,738 | Епископ Ежи Самец |
Мариавитская Церковь | 23,436 | Верховный епископ Михал Мария Людвик Яблонский |
Пятидесятническая Церковь Польши (представляет Ассамблеи Бога) | 22,429 | Епископ Марек Каминский |
Польско-католическая церковь | 20,402 | Епископ Виктор Высочанский |
Церковь адвентистов седьмого дня | 9,654 | Глава церкви, отец Павел Лазар |
Баптистский союз | 4,864 | Густав Чеслар |
Исламский религиозный союз | 1,132 | Президент главного мусульманского института Стефан Корыцкий |
Церковь евангелистов-методистов | 4,352 | Епископ Эдвард Пушлецкий |
Евангелистическая реформированная церковь | 3,488 | Доктор Витольд Бродзинский |
Католическо-Мариавистская церковь | 1,980 | Епископесса Дамьяна Мария Беатриче Шуглович |
Союз еврейских общин | 1,222[источник не указан 2967 дней] | • Президент Союза Пётр Кадлчик • Главный раввин Польши Михаэль Йосеф Шудрих |
(по страницам органов Союза атеистов и свободомыслящих Польши «Аргументы» и «Факты и мысли») И. Д. ЭЛЬВИН Важную роль в научно-атеистической пропаганде в Польской Народной Республике играют еженедельник «Аргументы» (Варшава) и двухнедельник «Факты и мысли» (Быдгощ) — органы Общества атеистов и свободомыслящих Польши. Возникшие в конце 1957 и в начале 1958 г. в ответ па активизацию наиболее реакционных кругов католического духовенства, эти журналы, общий тираж которых превышает 80 тыс., вооружают атеистов народной Польши материалами, прямо или косвенно связанными с проблематикой антирелигиозной пропаганды. Журналы рассчитаны на широкий круг польской общественности и на всех тех, кто проявляет живой интерес к проблемам истории и общественной роли религии.
Не ставя перед собой задачу дать исчерпывающий анализ обоих журналов за 1965 г. и первые месяцы 1966 г., мы остановимся па некоторых вопросах, имеющих особенно важное значение п наиболее обстоятельно освещаемых на страницах «Аргументов» я «Фактов и мыслей». Таковы, во-первых, деятельность и политический курс католической церкви и ее иерархии в народной Польше, во-вторых, политика Ватикана в «польском вопросе» в недавпем прошлом и в настоящее время и, в-третьих, деятельность Общества атеистов и свободомыслящих (Stowarzyszenie ateistow i wolno-myslicieli, SAiW). Вне нашего поля зрения полностью или частично остаются такие вопросы, как история религии, проблемы педагогики, некоторые философские и другие проблемы.
Уместно отметить, что проблемам истории религии и религиоведения посвящены специальные издания — двухмесячник «Эухе-мер» и выходящий 2 раза в год сборник «Студиа з дзеюв костёла католицкего» (Исследования в области истории католической церкви), издаваемые Польским обществом религиеведения (Polskie towarzystwo religioznawcze), объединяющим группу видных польских историков, философов, филологов. Кроме того, при журнале «Аргументы» выходпт двухмесячник «Зешнты аргументув» (Тетради аргументов), в котором публикуются главным образом теоретические статьи по разным проблемам научного атеизма.
Рассчитанные на широкий круг читателей, «Аргументы» п «Факты и мысли», анализируя и освещая отношения между католпческой церковью и государством в народной Польше, исходят, во-первых, из того, что нельзя ставить знак равенства между высшей католической иерархией и массой верующих, тем более что бытовая религиозность в стране, особенно в деревне, в силу исторических и экономических причин была всегда велика. И во-вторых, из того, что в недрах католицизма в Польше происходит расслоение. Не только часть верующих, но и часть духовенства настроена оппозиционно к политической линии высшего клира.
Для первого периода существования Польской Народной Республики характерна откровенная враждебность духовенства, особенно высшего, к победившему строю народной демократии. Печальную известность приобрели выступления кардиналов Хлоида и Сапеги, направленные против важнейших политических, социальных и экономических преобразований в стране, против культурной революции, равно как активное участие реакционного духовенства в действиях вооруженных банд — агентуры реакционных кругов Запада. Но уже в тот период наметились первые признаки расслоения среди католического духовенства под давлением народных масс, в том числе и верующих, поддержавших новую, народную власть, которая с первых шагов провозгласила незыблемость принципа свободы совести.
О враждебной, антинародной деятельности клира на первом этапе существования народной Польши пишет Веслав Мыслэк в статье, опубликованной в журнале «Факты и мысли» (1965, № 7). Автор связывает активизацию церковной реакции в то время с общим политическим курсом западных кругов, началом «холодной войны». В. Мыслэк приводит ряд заявлений представителей церкви в первые годы народной власти. Так, в пасхальном послании епископата в марте 1946 г. («Неделя», № 11—17) говорилось: «…Польша не может изменить христианскому духу своей истории. Польша не может быть коммунистической. Польша должна остаться христианской».
Однако, продолжает Мыслэк, церковная иерархия терпела поражение за поражением. Осуществление социальных преобразований, аграрная реформа, демократизация политической жизни и исключение из нее организованных центров реакционных политических сил, таких, как «партия труда» Попеля, как партия Миколайчпка, разгром террористического подполья, итоги всенародного референдума, наконец, результаты выборов в сейм в 1947 г.— все это не могло настраивать церковных лидеров на оптимистический лад. Тогда они стали прибегать к угрозам, к «религиозно-политическому» шантажу. В своем выступлении во второй половине 1947 г. кардинал Хлонд заявлял: «Быть может, уже недолго ждать, когда бог напомнит о своих извечных правах и сокрушительным ударом сдержит разбушевавшиеся адские силы».
Не случайно, пишет Мыслэк, эти угрозы совпали с обострением международной ситуации, с угрозой серьезного, даже вооруженного, международного конфликта. Если вспомним обстановку тех лет, надежды сил реакции на третью мировую войну как единственный после разгрома внутренней реакции шанс на реставрацию капиталистических отношений, то не приходится удивляться, что высказывание Хлонда зачитывалось в церквах и являлось еще одним толчком к разжиганию психоза, окрашенного в религиозные тона. Но, продолжает Мыслэк, надежды пророков «холодной войны» не осуществились. Последующие годы принесли реакции, в том числе и клерикальной, ряд новых поражений.
Обстоятельную документацию, характеризующую позиции церкви в первые годы народной Польши, читатель найдет в обзорной статье Ст. Маркевича «Церковь и государство» («Факты и мысли», 1905, № 4, 5). Автор приводит выдержки из декрета Совета Министров от 5 августа 1949 г., в котором говорилось: «Польская республика предоставляет всем гражданам свободу совести и вероисповедания… Каждый, кто ограничивает права гражданина по мотивам его вероисповедной принадлежности, религиозных убеждений или отсутствия вероисповедания, карается тюремным заключением на срок до 5 лет». Такая же кара наказания ждет тех, «кто вынуждает другое лицо участвовать в религиозных обрядах пли же незаконно препятствует этому».
В статье приводится текст заявления правительства ПНР от 26 июля 1949 г. в связи с декретом Ватикана (Пия XII) об отлучении от церкви коммунистов и сочувствующих им. В заявлении правительства, врученном секретарю епископата, указывается, что «решение Ватикана противоречит обязательному в Польше правовому порядку, а потому не может ни распространяться, ни выполняться в Польше».
Важным этапом в истории взаимоотношений церкви и государства явилось постановление сейма от 20 марта 1950 г. о национализации крупных костельных земельных владений (так называемых земель мертвой руки), которые были исключены из земельной реформы 1944 г. Это постановление не затрагивало усадеб при католических приходах площадью до 50 га. Костельные владения, главным образом епископские и монастырские, в своем большинстве были базой антинародных действий, центрами эксплуатации. Они были и источником материальных доходов, за счет которых финансировалась деятельность, враждебная народной Польше.
14 апреля 1950 г. было заключено широкое соглашение между государством и церковью. По этому соглашению епископат брал па себя обязательство «призвать духовенство, чтобы в своей пастырской деятельности оно учило верующих уважать закон и народную власть, побуждало верующих к усиленной работе в целях восстановления страны и повышения благосостояния народа». Епископат подтверждал, что как экономические, исторические, культурные и религиозные права, так и историческая справедливость требуют, чтобы освобожденные земли на вечные времена принадлежали Польше, ибо они «являются неразрывной частью Речи Посполптой». В соглашении говорилось, что епископат обратился с просьбой к папскому престолу, чтобы временная церковная администрация на этих землях была заменена постоянными епископскими ордннарнатами. Епископат обязался в доступных ему границах «сопротивляться деятельности, враждебной Польше, а именно антипольским и ревизионистским выступлениям части немецкого клира». Наконец, в соглашении оговаривалось, что авторитет папы распространяется на вопросы веры, морали и церковной юрисдикции, во всех же других вопросах епископат руководствуется интересами польской государственности.
Такие обязательства взял на себя епископат. Однако в целом они оставались только на бумаге. Деятельность виднейших иерархов католической церкви в Польше, пишет Ст. Маркевич, была и продолжает находиться в прямом п открытом противоречии с этими обязательствами.
Два года спустя, 2 июля 1952 г., была принята Конституция ПНР, статья 70 которой провозглашала отделение церкви от государства и обеспечивала гражданам свободу совести и вероисповедания. Таким образом, пишет Ст. Маркевич, имелось формальное соглашение между государством и церковью и была принята конституция, подтверждающая незыблемый принцип свободы совести. Однако конфликты на политической почве между государством и церковью обострялись. Костельным властям не удалось привлечь на свою сторону широкие слои католиков — рабочих и крестьян, которым народная революция в Польше дала так много, а также многих ксендзов, не солидаризировавшихся с их реакционным курсом.
Что же касается польского правительства, то, как подчеркивает Ст. Маркевич, оно строго выполняло условия соглашения, последовательно осуществляя принцип свободы совести, оказывая материальную помощь в строительстве и восстановлении церковных зданий, разрушенных во время войны и гитлеровской оккупации.
Враждебная деятельность высшего клира и части духовенства в новой Польше не прекращалась и в последующие годы, а в копцо 1956 г. приняла острые формы. Благодаря мероприятиям, предпринятым руководством Польской объединенной рабочей партии во главе с Владиславом Гомулкой, эта клерикально-контрреволюционная вспышка погасла. В октябре 1956 г. между правительством и церковным руководством была достигнута договоренность об урегулировании ряда спорных вопросов и создана совместная комиссия с участием представителей правительства и епископата. Можно ли, однако, утверждать, что церковь лояльно выполняла условия соглашения? Практика последующих лет показала, что оно не было выполнено.
На IV съезде ПОРП Первый секретарь ЦК В. Гомулка, говорится в статье Т. М. в «Аргументах» (1965, № 27), со всей ясностью подчеркнул, что церковь рассматривается государством и ПОРП как религиозное учреждение, отделенное от государства и могущее действовать свободно исключительно на началах признания существующего в Польше общественного строя и соблюдения в своих действиях государственных интересов ПНР. «Церковь, — как подчеркнул Гомулка, — должна быть только церковью, она должна ограничить себя только вопросами веры и остаться в церкви». Однако такое единственно возможное понимание сферы деятельности церкви в настоящее время наталкивается на возражения со стороны клерикальных сил, особенно реакционной части высшего клира. В этом и заключается причина конфликтов в отношениях между государством и руководством епископата, которое так и не сделало выводов из опыта 20 лет и которое все более изолирует себя от народа, желающего нормализации отношений между церковью и государством не на основах средневековой теократии, а на принципах уважения и фактического признания церковью существующей в Польше конституционно-правовой системы.
Положение внутри католической церкви в Польше, позиция духовенства по ряду вопросов церковного и внецерковного характера, повседневная деятельность клира и т. д. — все это находит отражение на страницах «Аргументов» в регулярном разделе «Из католической печати».
В народной Польше выходит несколько десятков католических периодических изданий, принадлежащих разным группам и потому не всегда единых в оценке тех или иных политических событий.
Чаще других острой критике на страницах «Аргументов» подвергается журнал «Тыгодник повшехны», являющийся органом официальных церковных инстанций. В «Аргументах» вскрывается грубая тенденциозность этого католического издания. Примером служит помещенное в «Тыгоднике повшехном» сообщение об открытии при иезуитском костеле в Кракове выставки, посвященной 400-летию появления иезуитов в Польше. Выставка эта, пишет католический журнал, напоминает о «больших заслугах иезуитов в области культуры». При этом перечисляются имена польских писателей и ученых, принадлежавших к ордену. Обозреватель «Аргументов» замечает: «Я, конечно, не собираюсь ставить под сомнение заслуги Нарушевича или Богомольца в развитии национальной культуры, но я решительно оспариваю утверждение, будто эти заслуги следует приписать ордену. И не только потому, что значительная часть их творчества относится к периоду, последовавшему за запрещением ордена иезуитов в 1773 г., но и потому, что источники их творческого вдохновения были именно ан-тииезуитские, равно как и вся культура эпохи Просвещения в Польше. Просвещение развивалось именно в борьбе против господства иезуитов в области школы и во всей интеллектуальной жизни».
«Аргументы» не прошли мимо события, отмеченного темп католическими кругами, которые находятся в оппозиции к официальному руководству католической церкви; мы имеем в виду двадцатилетие Пакса, католического движения, возглавляемого Пясецким и находящегося в резкой оппозиции к официальным церковным инстанциям в вопросах внутренней и внешней политики. «Не подлежит сомнению, — пишет обозреватель И. X. С. («Аргументы», 1965, N° 46),—что опыт Пакса развивается на базе реальных социальных потребностей, проистекающих из своеобразия путей строительства социализма в стране со значительными католическими традициями. Этот опыт представляет собой ценную и поучительную часть более широких процессов, связанных с непосредственной встречей католицизма и социализма в условиях европейской культуры… Сам факт участия верующих п неверующих в создании социалистической экономики и культуры не может не вызвать интереса к Паксу со стороны марксистских организаций».
«Аргументы» приводят ряд материалов из печати Пакса («Слово повшехне», «Керунки», «Жпце и мысль»), в которых подводятся итоги минувшего двадцатилетия в жизни этого движения.
В ряде обзоров «Из католической печати» критически рассматриваются философские концепции и рассуждения католических авторов. Однако не всегда авторы обзоров подвергают рассматриваемые статьи анализу и критике, а ограничиваются лишь отдельными замечаниями. В частности, это относится к обзорам, посвященным статьям проф. Гавецкого, Л. Вернера и др. То же относится и к изложению опубликованного в журнале «Керунки» отчета о международной встрече, организованной осенью 1965 г. Тейаровским обществом во Франции, в которой также участвовали философы-марксисты.
В конце 1965 г. польская общественность была взволнована беспрецедентным событием: в западногерманской печати появился текст послания 36 польских епископов во главе с Вышинским епископам Западной Германии. В нем подвергались ревизии положения, которые для мировой демократической общественности перестали быть дискуссионными, вопрос об ответственности за гитлеровскую агрессию и зверства оккупантов в Польше, равно как вопрос о западных польских землях и западных границах. Это послание вызвало тем более острую реакцию, что, как выяснилось, авторы его не сочли нужным ознакомить с ним ни польское правительство, пи собственную паству.
«Факты и мысли» и «Аргументы», как и вся польская печать, посвятили посланию ряд статей и других материалов и опубликовали письма читателей, в которых вскрывался политический и общественный смысл провокационного выступления епископов. С большой обстоятельностью это сделано в статье Тадеуша Плу-жанского, напечатанной в жур. «Факты и мысли» (1966, № 1).
Автор напоминает, что в течение первой половины 1965 г. польский епископат сделал заявления о западных польских землях, положительно встреченные как верующими, так и неверующими. Понимание жизненных интересов народа, его исторических прав на западные земли было проявлено, например, в пастырском послании от 20 нюня 1965 г., вызвавшем недовольство в официальных кругах ФРГ, в заявлениях епископов и самого кардинала Вышинского, сделанных в начале сентября во Вроцлаве. И вдруг послание от 30 сентября!
В основе этого послания, которое приглашает западногерманских епископов прибыть на празднование тысячелетия христианизации Польши, лежит ложная историческая концепция взаимоотношений Польши и ее немецких соседей. Крещение было, пишет Т. Плужанскпй, политическим актом, направленным на то, чтобы в максимальной степени оградить независимость польского государства от немецких влияний. Первые правители Польши из династии Пястов вели непрерывные оборонительные войны против немецкого «натиска на Восток», сопротивлялись германской экспансии бранденбургских маркграфов и императоров Генриха II, Конрада III и др. Епископское послание сознательно игнорирует эти факты. Вслед за «современной немецкой историографией» нас стараются убедить, пишет автор, что князь Мешко и король Болеслав Храбрый стремились лишь «вмонтировать» Польшу в Священную Римскую империю германской нации.
В своем пресмыкательстве перед западпогермапскимн епископами авторы послания идут настолько далеко, что выдают польский народ за «младшего брата своих старших братьев в христианской Европе», подчеркивая при этом «особенпо сильные культурные связи» Польши с южными немецкими землями. Польские епископы забывают, что немецкое влияние было осуществлено пе столько в результате мирных контактов, сколько вследствие агрессивных войн. Послание выражает сожаление по поводу того, что определение «крестоносец» стало в представлении каждого поляка понятием враждебным, «которое, увы, слишком часто и издавна идентифицируется со всем германским».
Период второй мировой войны изображен в документе как «одна страшная темная ночь», «когда все мы были беспомощны и безоружны…». Авторы послания ни словом не упоминают о польском движении Сопротивления, о героической, ожесточеннейшей борьбе польских патриотов против гитлеровских агрессоров.
Когда же в посланпи говорится об «освободительных движениях» в Польше, то обязательно подчеркивается, что «поляки шли на баррикады со своими символами: белый орел находился на одной стороне знамени, богоматерь — на другой». Таким образом, из истории народа вычеркиваются все освободительные движения и антигитлеровская борьба, проходившая под лозунгами социальной справедливости, национальной независимости и революции.
1945 год — год великой победы — в епископском документе преподносится как «год Потсдама», обозначающего, по словам церкви, для польского и немецкого народов лишь приказ о переселении из восточных областей Польши в «западные потсдамские области». Епископы сокрушаются при этом о «страданиях миллионов немецких беженцев и переселенцев». В послании говорится но о «польских западных и северных землях», а о «западных потсдамских областях», не об односторонней агрессин фашистской Германии, а об «обоюдной вине» и «обоюдных страданиях». «Дорогие немецкие братья, — говорится в посланпи, — не ставьте нам в вину то, что мы напоминаем о том, что произошло на последнем отрезке нашей тысячелетней истории. Смотрите на это не столько как на обвинение, сколько как на наше самооправдание! Давайто попытаемся забыть! Никакой полемики, никакой более «холодной войны»… Мы протягиваем вам наши руки со скамей завершающего свои работы собора, мы прощаем вас и просим о прощении».
Совершив такое «отпущение грехов», послание предостерегает о «неслыханных опасностях морального и социального характера, угрожающих душе нашего народа, равно как и его биологическому существованию…». «Трудно поверить, — пишет Плужанскнн, — но это действительно так: польские епископы позволяют себе
инсинуировать насчет угрозы «душе народной» и «биологическому существованию народа», облыжно обвиняя современную действительность народной Польши, где впервые в истории польского народа созданы условия как для полного расцвета с точкп зрения биологического существования, так и для культурного и духовпого развития всей нации».
Не удивительно, что западногерманская печать почти всех политических направлений восприняла высказывания польского епископата с нескрываемым восторгом.
Таким образом, замечает Т. Плужанскнн, не подлежит сомнению, что послание представляет собой с точки зренпя внешней политики резкий поворот в нознцип польского епископата, совершившийся между сентябрем и октябрем 1965 г. Причины такого поворота автор видит в стремлении Ватикана успокоить западных немцев, показать, что он «уважает их чувства» и ищет «точки соприкосновения между католиками обеих стран», как пишет западногерманская газета «Нойе Рейн-Рур цейтунг». Однако, пишет Тадеуш Плужанский, польское общественное мнение, тот самый «верующий народ», от имени которого говорят в послании польские епископы, придерживается иной точки зрения. Народ требует отчета о политике, проводимой кардиналом Вышинским и многими другими епископами. Он требует ясного и недвусмысленного ответа, в частности, на следующие вопросы:
1. Почему в «Послании польских епископов» отсутствует Польская Народная Республика, как и Германская Демократическая Республика, с которой Польшу уже много лет связывают дружеские отношения?
2. Почему послание фальсифицирует ист |
Демография Польши — Инфогалактика: ядро планетарного знания
Население Польши, данные ФАО, 1961-2010 гг .; Количество жителей в миллионах.Демография Польши включает все демографические характеристики населения Польши, включая плотность населения, этническую принадлежность, уровень образования, здоровье населения, экономический статус, религиозную принадлежность и другие аспекты населения.
По оценкам Центрального статистического управления Польши (GUS), в конце 2007 года в Польше проживало 37 115 000 человек, что соответствует средней плотности населения 122 человека / км 2 (городское население 1105 на 1 км 2 , сельская 50 на 1 км 2 ).61,5% населения Польши проживает в городах, и их число постепенно сокращается. Польша занимает 33-е место в мире по численности населения (9-е место в Европе с 5,4% населения Европы). Общая численность населения Польши практически не изменилась (рост населения составил 0,08%). Средняя продолжительность жизни составляла 70,5 лет у мужчин и 78,9 у женщин. В 2009 году ожидалось, что он составит 73,1 для мужчин и 79,5 для женщин. Распределение населения неравномерное. Этнически Польша — очень однородная страна, 96,7% населения которой составляют поляки.
Ряд переписей населения оценили эти данные, в том числе национальную перепись 2002 года и исследование Хельсинкского фонда по правам человека (HFHR), которые подтвердили, что в Польше существует множество автохтонных этнических групп. Оценки INTEREG и Eurominority представляют аналогичную демографическую картину Польши, но они предоставляют оценки только для наиболее многочисленных из этих этнических групп.
Польша стремительно стареет. В 1950 году средний возраст составлял 25,8 года: половина населения Польши была моложе, половина старше.Сегодня это 38,2. Если текущие тенденции сохранятся, то к 2050 году их будет 51. [1] По мере старения населения оно также начало сокращаться, в основном из-за низкой рождаемости и продолжающейся эмиграции, оказывающей влияние на экономику. Количество детей, рожденных в польских семьях (СКР 1,31, по сравнению с 2 в 1990 г.) — одно из самых низких в Восточной Европе. [2] [3]
Историческое население
Население Польши 1900-2010 гг.просмотров гомосексуализма во всем мире
Член ЛГБТ-сообщества принимает участие в прайд-шествии 2019 года в Индии.(Диптенду Дутта / AFP через Getty Images)Этот анализ фокусируется на том, считают ли люди во всем мире, что гомосексуализм должен приниматься обществом или нет. Полная формулировка вопроса была такой: «А какой из этих вопросов вам ближе? Гомосексуализм должен приниматься обществом ИЛИ Гомосексуализм не должен приниматься обществом ».
Этот вопрос представляет собой долгосрочную тенденцию, впервые заданную исследовательским центром Pew в США в 1994 году, а во всем мире — в 2002 году. Респонденты имели возможность не отвечать на вопрос (они могли добровольно сказать «не знаю» или отказаться отвечать вопрос).Респонденты не получили никаких дополнительных инструкций о том, как интерпретировать вопрос, и при заполнении опроса не было отмечено каких-либо серьезных проблем.
Термин «гомосексуализм», который иногда считается анахронизмом в нынешнюю эпоху, является наиболее применимым и легко переводимым термином, который можно использовать, задавая этот вопрос в разных обществах и на разных языках, и он использовался в других межнациональных исследованиях, в том числе во Всемирном исследовании ценностей. .
Для этого отчета мы использовали данные опроса, проведенного в 34 странах с 13 мая по октябрь.2, 2019, всего 38 426 респондентов. Опросы проводились лицом к лицу в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, а также по телефону в США и Канаде. В Азиатско-Тихоокеанском регионе личные опросы проводились в Индии, Индонезии и на Филиппинах, а телефонные опросы проводились в Австралии, Японии и Южной Корее. По всей Европе опрос проводился по телефону во Франции, Германии, Нидерландах, Испании, Швеции и Великобритании, но лично в Болгарии, Чешской Республике, Греции, Венгрии, Италии, Литве, Польше, России, Словакии и других странах. Украина.
Вот вопросы, использованные в отчете, а также ответы и методология опроса.
Несмотря на серьезные изменения в законах и нормах, касающихся проблемы однополых браков и прав ЛГБТ во всем мире, общественное мнение о принятии гомосексуализма в обществе остается резко разделенным по странам, регионам и экономическому развитию.
Как и в 2013 году, когда этот вопрос задавали в последний раз, отношение к гомосексуализму формируется страной, в которой люди живут.Жители Западной Европы и Америки, как правило, более склонны к гомосексуализму, чем жители Восточной Европы, России, Украины, Ближнего Востока и Африки к югу от Сахары. И общественность в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом разделилась. Это функция не только экономического развития наций, но также религиозных и политических взглядов.
Но даже несмотря на эти резкие разногласия, взгляды во многих странах, в которых проводился опрос, меняются с 2002 года, когда Pew Research Center впервые начал задавать этот вопрос.Во многих странах наблюдается рост признания гомосексуализма, в том числе в Соединенных Штатах, где 72% считают, что это следует принимать, по сравнению с 49% в 2007 году.
Во многих странах, опрошенных в 2002 и 2019 годах, уровень принятия гомосексуализма выражался двузначными числами. Это включает рост на 21 пункт с 2002 года в Южной Африке и на 19 пунктов в Южной Корее за тот же период. В Индии также наблюдался рост на 22 пункта с 2014 года, когда там впервые был задан вопрос о национальной репрезентативной выборке.
За последние 17 лет произошли довольно большие сдвиги в принятии гомосексуализма в двух очень разных местах: Мексике и Японии. В обеих странах чуть более половины заявили, что приняли гомосексуализм в 2002 году, но сейчас примерно семь из десяти говорят об этом.
В Кении только 1 из 100 сказал, что гомосексуализм следует принять в 2002 году, по сравнению с 14%, которые говорят это сейчас. (Дополнительную информацию о принятии гомосексуализма во всех исследованных странах см. В Приложении A.)
Во многих из обследованных стран также существуют различия в принятии гомосексуализма по возрасту, образованию, доходу и, в некоторых случаях, по полу — а в некоторых случаях эти различия существенны.Кроме того, религия и ее значение в жизни людей формируют мнения во многих странах. Например, в некоторых странах те, кто связан с религиозной группой, как правило, меньше принимают гомосексуализм, чем те, кто не аффилирован (группа, которую иногда называют религиозными «нонами»).
Политическая идеология также играет роль в принятии гомосексуализма. Во многих странах правые политические в меньшей степени принимают гомосексуализм, чем левые. И сторонники нескольких правых популистских партий в Европе также с меньшей вероятностью считают гомосексуализм приемлемым.(Подробнее о том, как в исследовании определяются популистские партии в Европе, см. Приложение B.)
Отношение к этому вопросу во многом зависит от богатства страны. В целом, люди в более богатых и более развитых странах более склонны к гомосексуализму, чем люди в менее богатых и развитых странах.
Например, в Швеции, Нидерландах и Германии, у каждой из которых валовой внутренний продукт на душу населения превышает 50 000 долларов, принятие гомосексуализма является одним из самых высоких показателей среди 34 исследованных стран.Напротив, в Нигерии, Кении и Украине, где ВВП на душу населения составляет менее 10 000 долларов, менее двух из десяти говорят, что гомосексуализм должен быть принят обществом.
Это одни из основных результатов опроса исследовательского центра Pew, проведенного среди 38 426 человек в 34 странах с 13 мая по 2 октября 2019 года. Исследование является продолжением отчета 2013 года, в котором были обнаружены многие из тех же закономерностей, которые мы видели. сегодня, хотя во многих странах, опрошенных за оба года, наблюдается рост принятия гомосексуализма.
Различный уровень принятия гомосексуализма во всем мире
Опрос 2019 года показывает, что, хотя большинство в 16 из 34 опрошенных стран говорят, что гомосексуализм должен быть принят обществом, глобальные разногласия сохраняются. В то время как 94% опрошенных в Швеции считают, что гомосексуализм следует принимать, только 7% людей в Нигерии говорят то же самое. В 34 опрошенных странах в среднем 52% согласны с тем, что гомосексуализм следует принимать, а 38% говорят, что его следует не поощрять.
На региональном уровне принятие гомосексуализма является самым высоким в Западной Европе и Северной Америке.Однако жители Центральной и Восточной Европы более разделены по этому вопросу: в среднем 46% считают, что гомосексуализм следует принимать, и 44% считают, что этого не должно быть.
Но в Африке к югу от Сахары, на Ближнем Востоке, в России и Украине мало кто говорит, что общество должно принимать гомосексуализм; только в Южной Африке (54%) и Израиле (47%) более четверти придерживаются этой точки зрения.
Люди в Азиатско-Тихоокеанском регионе не достигли консенсуса по этому поводу. Более трех четвертей опрошенных в Австралии (81%) считают, что гомосексуализм следует принимать, как и 73% филиппинцев.Между тем, в Индонезии согласны только 9%.
В трех опрошенных странах Латинской Америки значительное большинство заявило, что они принимают гомосексуализм в обществе.
Исследовательский центр Pew собирает данные о принятии гомосексуализма в США с 1994 года, и с 2000 года наблюдается относительно стабильный рост доли тех, кто говорит, что гомосексуализм должен быть принят обществом. Однако, хотя на это потребовалось почти 15 лет. Принятие увеличилось на 13 пунктов с 2000 г. до момента, когда в июне 2015 г. была легализована федеральная легализация однополых браков, число таких же увеличилось всего за четыре года с момента легализации .
Несмотря на то, что за последние два десятилетия признание возросло, в США существует широкий разногласие в отношении гомосексуализма. Более восьми из десяти демократов и независимых сторонников демократов (85%) говорят, что гомосексуализм следует принимать, но только 58% республиканцев и сторонников республиканцев говорят то же самое.
В то же время в США по-прежнему сохраняется один из самых низких показателей принятия среди опрошенных стран Западной Европы, Северной и Южной Америки. (Подробнее о взглядах американцев на гомосексуализм, проблемах ЛГБТ и однополых браках см. На тематической странице Pew Research Center здесь; U.Политические и партийные взгляды С. на эту тему можно найти здесь.)
В 22 из 34 опрошенных стран молодые люди значительно чаще, чем их старшие сверстники, говорят, что гомосексуализм должен быть принят обществом.
Эта разница была наиболее заметна в Южной Корее, где 79% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет считают, что гомосексуализм должен быть принят обществом, по сравнению с только 23% людей в возрасте 50 лет и старше. Эта ошеломляющая разница в 56 пунктов превышает следующую по величине разницу в Японии на 20 пунктов, где 92% и 56% людей в возрасте от 18 до 29 и 50 лет и старше, соответственно, говорят, что гомосексуализм должен быть принят обществом.
Мировые религии
- Обзор
- Мир
- Обзор мира
- Атлас
- Страны
- Катастрофы
- Новости
- Флаги мира
- География
- Международные отношения
- Религия
- Статистика
- Строения и здания
- Путешествия
- Мировые правители
- Люди
- Обзор людей
- Академия и культура
- Искусство и развлечения
- Бизнес
- Правительство
- Ньюсмейкеры
- Наука
- Спорт
- U.S.
- Обзор США
- Города
- Документы США
- Гендерные вопросы
- География
- Правительство
- Новости
- Военные
- Памятники и достопримечательности
- Информация
- Раса и этническая принадлежность Почтовый индекс
- Статистические данные по штатам
- Искусство и развлечения
- Спорт
- История
- История Обзор
- Хронология
- Всемирная история
- U.S. History
- Месяц истории чернокожих
- Месяц латиноамериканского наследия
- Месяц истории женщин
- Математика и наука
- Обзор математики и естественных наук
- Авиация
- Биология
- Компьютеры и Интернет
- Земля и окружающая среда
- Здоровье
- Изобретения и открытия
- Математика
- Физика
- Космос
- Погода
- Меры и весы
- Календарь и праздники
- Обзор календаря и праздников
- Календари
- Праздники
- , Дней
- Вечный календарь
- Бизнес
- Обзор бизнеса
- Бизнес
- Потребительские ресурсы
- Валюта
- Занятость и труд
- Личные финансы
- Бедность и доход
- Налоги
- Первичные источники
- Обзор первичных источников
- Философия и религия
- Басни и сказки
- Правительство Биография
- Поэзия
- Выступления и очерки
- Книги и пьесы
- Мир
- Спросите редакторов
- Посмотреть все вопросы и ответы
Добавить в избранное (создать закладку) для Польша, Религия Временная шкала Отправляйте отзывы по адресу: support @ mapreport.com Реклама в Польше, страница религии XML |
Республика Польша
Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека, статья 1; Каждый человек на этой Земле наделен свободой, равенством прав и самоуважением, и поэтому к нему следует относиться в гармонии братства. Признавая права человека краеугольным камнем юридического лица, конституция Республики Польша гарантирует гражданам гражданские, социальные, культурные, политические и экономические права и свободы, а также право третьего поколения, которое является правом на чистую и здоровую окружающую среду. .
Эти гарантированные Конституцией права человека охраняются и поддерживаются различными правозащитными ассоциациями, а также юридическими лицами страны. Права человека в Польше затрагивают большую часть Международного соглашения по правам человека, включая Конвенцию о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Хельсинкские соглашения.Общие принципы в статьях о правах человека обеспечивают достоинство, равенство и защиту групп меньшинств при должном уважении и учете норм международного права. Гражданские и политические права включают; право на жизнь, право на информацию, право на свободу вероисповедания, право на свободу выражения мнения и право на свободу объединений.
Права человека в настоящее время
Однако правовая реализация прав, гарантированных Конституцией, кажется слабой.Права человека нарушались в разных частях страны в разное время. Было много случаев неправомерных действий полиции, ограничения свободы слова, коррупции, гендерного неравенства на рынке труда, длительного содержания под стражей до суда, дискриминации и насилия в отношении групп меньшинств, особенно сообщества ЛГБТ, и так далее. По данным 2014 года, более 120 случаев преступлений на почве ненависти в отношении ЛГБТ-сообщества. 24-летнего гея зверски убили в одну из ночей января 2014 года; Суд назначил наказание в виде обычного преступления, указав на возможность возбуждения дела об убийстве, связанном с гомофобией.Эта ситуация является лишь примером, доказывающим нарушение прав меньшинств. Каждый год многие люди, принадлежащие к таким группам меньшинств, страдают от преследований и жестокости. Есть масса дел по таким нарушениям прав человека и преступлениям на почве ненависти.
Amnesty International призвала правительство Польши внести поправки в законы об Уголовном кодексе, а также призвала Европейский Союз пересмотреть правовые нормы, касающиеся расизма.
Поддержание мира
С 1953 года Польша участвует в различных международных миротворческих миссиях. Польша является активным членом миротворческих сил, возглавляемых Европейским союзом и НАТО, в то время как ее участие в военной операции под руководством ООН снизилось. В настоящее время около 3500 польских вооруженных сил участвовали в 14 различных международных операциях под эгидой ООН, НАТО и ЕС.
Артикул:
1. Лекус И. (18 сентября 2015 г.).Польша: пора серьезно относиться к преступлениям на почве ненависти. Получено 21 ноября 2015 г. с http://blog.amnestyusa.org/europe/poland-its-time-to-take-hate-crimes-seriously/#more-64111 . 2. Права человека. (нет данных). Получено 21 ноября 2015 г. с сайта http://www.msz.gov.pl/en/foreign_policy/human_rights/ .3.Cholewinski, R. (1988). Защита прав человека в новой польской конституции. Получено 21 ноября 2015 г. с сайта http://ir.lawnet.fordham.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1591&context=il
.4.Отчет о правах человека 2010: Польша. (2011, 8 апреля). Получено 21 ноября 2015 г. с сайта http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/2010/eur/154444.html
.5.Министерство национальной обороны — Польская армия :: МИССИИ :: .. (без даты). Получено 21 ноября 2015 г. с сайта http://archiwalny.mon.gov.pl/en/strona/337/LG_267
.Факты и цифры об электронной торговле Польша
Подробнее о росте электронной торговли, продажах электронной торговли и трансграничной электронной торговле в Польше
Рынок электронной коммерции Польши исторически отставал от средних показателей по Европе, чему мешал низкий уровень проникновения Интернета и электронной коммерции.Однако впечатляющие темпы роста и сильное проникновение мобильной связи заставили рынок ускользнуть. Польша сейчас является одним из наиболее сильных рынков электронной торговли в Центральной Европе, занимая четвертое место по обороту электронной торговли.
• Всего населения
— 38,1 миллиона
• Возрастная категория
— Более 70% населения Польши моложе 54 лет.
• Религия
— Польша в основном католическая страна, 87,1%.
• Городское население
— 61%
• Интернет-проникновение
— 25 млн человек
— проникновение 65%
• Мобильное проникновение
— 150%
• Проникновение планшета
— 17%
• Распространение смартфонов
— 44%
• Интернет-магазины
— 26.2 миллиона
• Продажи в электронной торговле
— Розничные онлайн-продажи выросли на 21% в 2013 г. до 6,2 млрд евро (23,2 млрд злотых).
— Польша занимает четвертое место в Центральной Европе по обороту электронной торговли после Германии, Австрии и Швейцарии.
• Проникновение электронной торговли
— 68,7%
• Среднегодовой темп роста электронной торговли (2012–2013 гг.)
— 21%
• Мобильная торговля
— 118 миллионов евро (497 миллионов злотых) в 2013 году.
Возможности трансграничной электронной торговли
• В Польше три наиболее распространенных трансграничных категории — это одежда и обувь, предметы интерьера и автомобильные аксессуары.
• Согласно прогнозам на 2015 год, польский рынок электронной коммерции достигнет 18,2 млрд евро (77 млрд злотых), что составит 4,9% ВВП.
• Польские интернет-потребители чаще всего совершают покупки за границу из США (32,2%) и Германии (32,1%).
• Польские потребители в основном вынуждены совершать покупки за границей из-за отсутствия выбора товаров внутри страны; почти 78% потребителей называют это причиной для совершения покупок за границей. Более низкая цена также является движущим фактором почти для 50% потребителей.
Язык как ключевой драйвер
• Польский язык является официальным языком Польши, на нем говорят 97% из 38 миллионов граждан.