Религия албанцев: Албанцы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

Вопрос религии- христиане или мусульмане?

Начнём с того, что сегодня Албания- это светское государство, в котором нет официальной религии. Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, равенство религиозных общин и объявляет нейтральность государства во всех вопросах, касающихся веры и совести. В 2002 году правительство Албании заключило двухсторонние соглашение с Римской католической церковью, а в 2008 году подобное соглашение было заключено с православной церковью, а также с общинами мусульман и бекташей. А ещё через два года были подписаны соглашения с организацией албанских протестантов.

Ну а теперь обратимся к истории. На протяжении многих веков территория современной Албании была ареной важных исторических событий, которые касались жизнедеятельности трёх последовательно сменивших друг друга великих держав- Римской, Византийской и Османской Империй. Из-за своего чрезвычайно выгодного геостратегического положения страна не раз становилась объектом разорительных варварских набегов и нашествий. Кроме того, неравномерный ландшафт и оторванность разных частей страны друг от друга предопределили её неоднородный этнический и языковой состав, а также неравномерное социальное и экономическое развитие отдельных частей Албании. Также все эти факты повлияли и на развитие религии в государстве. Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего. А вот суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, только с конца XVI — начала XVII века. Именно поэтому можно с уверенностью заявлять, что вплоть до конца 10 века Албания была исключительно православным государством. Ранняя христианская община существовала на территории Албании уже с первых веков нашей эры. Центром общины был город Дуррес, в прошлом греческая колония Эпидамн, который можно было назвать основным портом Адриатики, своеобразными воротами, которые открывали римлянам путь на Балканский полуостров, в Салоники и в Константинополь.

Поэтому вполне естественно, что такой стратегический узел с первых веков стал одним из центров христианства. Несмотря на частые набеги иноземных племён и на природные катаклизмы, Эпидамн всякий раз поднимался из руин и становился ещё великолепнее. Но перед тем, как подробно рассмотреть апостольскую деятельности в Албании, давайте посмотрим, на каком религиозном фоне распространялось христианство, и каковы были обстоятельства, которые благоприятствовали распространению Евангелия.

Много веков назад, до принятия христианства, жители современной Албании почитали богов Гелиоса, Зевса, Селену, то есть богов Солнца, Луны и т.д. Об этом подробно в своих трудах писал историк Страпон. Эти божества особенно почитались на Кавказе и в Средней Азии. Кроме того, по словам всё того же Страпона, на территории Албании были особые священные храмовые области, во главе которых стоял жрец- человек наиболее уважаемый после царя. У него в подчинении находились не только земли, но и иеродулы,то есть «храмовые люди», или проще говоря, прорицатели. Можно с полной уверенностью сказать, что до принятия христианства албаны поклонялись стихиям природы и всевозможным её явлениям, например, молниям, небесным светилам, ветру и тому подобным… Кроме того, в дохристианской Албании бытовала астральная религия и даже отчасти зороастризм. Языческие культы древних албан включали в себя также жертвоприношения, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. К великому сожалению, исторических свидетельств о начальном этапе развития христианства в Албании сохранилось немного. Археологические находки дополняют имена мучеников и епископов, которые сохранились в летописях. Одним из главных памятников, который свидетельствует о существовании христианской общины на территории современной Албании, являются гробницы, найденные рядом с крепостными стенами в античном городе Вуфрото (или Будринт), который находится на южном побережье страны. Там же, в древнем городе удивительным образом сохранились фрагменты христианской Базилики и Ваптистирио. Раннехристианские базилики были обнаружены в разных областях Албании. Внушительные размеры этих сооружений 4-5 веков н.э свидетельствуют о том, что к этому времени христианство достигло периода своего расцвета в регионе. Ещё Апостол Павел в своем послании к Римлянам (55-57 гг. н.э) сообщает, что «благовествование Христово распространено» им «от Иерусалима и окрестности до Иллирика». Эти слова по всей видимости означают, что апостол побывал и в самом Иллирике, который тогда был одной из провинций Македонии. Не подлежит сомнению факт пребывания апостола в Никополе – городе, располагающемся несколько южнее современной Албании. Согласно древнему преданию первым просветителем Албании был апостол Кесарий. По другой версии этого же сказания, Кесарий был поставлен Павлом в качестве первого епископа этих земель и возглавил кафедру в городе Диррахион (современный Дуррес). Также в пользу раннего христианства в Албании говорит и упоминание в православном месяцеслове мученичества первого епископа этого города- Астина, который был распят на кресте в 98 году н. э. Кроме Астина до нас дошли имена многих мучеников, которые пострадали за веру на территории современной Албанию. Это и епископ Елифтерий и его мать Анфия, Донат, Исавр из Аполлонии, Трифон из Берата и многие другие. Отдельного внимания заслуживает история Сорока Великомучеников Севастийских, в честь которых получил своё имя город Агиа Саранда в южной части страны.

В 1018 году во время правления императора Василия была учреждена Охридская археипискепия, в состав которой вошли и албанские епархии. После распада Византийской Империи, своё влияние на Балканах стала усиливать Католическая Церковь. Так, начиная с 1204 года, на территории Албании были созданы первые латинские епархии, а в 1273 году в Дурресе обосновался первый католический епископ. В это время город стал частью Неаполитанского Королевства, а в 1278 году здесь был построен первый доминиканский монастырь.

Ислам стал проникать на территорию Албании только в 14 веке, с момента завоевания Балканского полуострова Османской Империей. Поэтому справедливо будет отметить, что ислам является самой молодой религией Албанского государства. Более того, в большей мере это был не религиозный, а политический выбор, поскольку принятие ислама означало расширение гражданских прав и облегчение налогового бремени. Так, изначально ислам приняли большинство албанских феодалов, которые стремились таким образом сохранить своё имущество и получить некие привилегии от турок. Но на самом деле даже после установления османской администрации большинство жителей продолжали сохранять христианскую веру. По данным турецкого историка О. Барка, в середине 16 века на территории Эльбасанского саджака было около девяти тысяч христианских семей и только около пятисот- мусульманских. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других регионах. В начале 17 века на территории Албании началась массовая исламизация, способствовала которой налоговая политика Османской Империи. Турки увеличили ежегодный налог для христиан, а семьи, которые принимали ислам, наоборот, освобождались от уплаты джизьи. Увеличившееся налогообложение становилось непосильным гнётом для христианских семей, это и было поводом для перехода в ислам. В этот период ислам приняли почти половина населения Албании, причём чаще всего это делали мужчины. В обмен на переход в ислам турецкие султаны делали албанцев наместниками на Балканах. Но всё же, несмотря на то, что в зените правления Османской Империи на Балканах, ислам исповедовали до 80% албанцев, его настоящее проникновение в жизнь общества остаётся под большим вопросом! В целом, ислам на территории Албании рассматривался исключительно, как способ продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. А православие и католичество продолжали тайно проповедоваться в Албании на протяжении всего турецкого периода. В быту многие албанцы исповедовали, так называемое, крипто христианство, то есть они сочетали христианские традиции с языческими обрядами. Кроме того, во многих областях страны, особенно в южной части, было много случаев, когда люди одновременно исповедовали и ислам, и христианство. Более того, человек мог иметь два имени и поочерёдно посещал то мечеть, то православный храм. Поэтому вполне естественно, что в такой среде ислам не мог стать ведущим фактором в каких-либо национально-политических движениях народа, это была, скажем так, номинально господствующая среди албанцев религия. Также, подавляющее большинство албанцев-арнаутов, которые расселились в южной части Албании, продолжали придерживаться православия и вошли в состав Греческого Эпира в 1830 году. Кроме того, часть православных албанцев, которые не смирились с турецким режимом, переселились в Южную Италию и долгое время поддерживали православные традиции, хотя потомки их в большинстве своём были уже католиками.

В конце 18 века начался новый этап истории албанской Церкви, поскольку в 1767 году была отменена автокефалия Охридской архиепископии и появилась Независимая Албанская Поместная Церковь. Это было время настоящего возрождения православной духовности, поскольку в период массовой исламизации греки и славяне были вынуждены говорить только на албанском языке, а родные языки просто-напросто забывались. Проблемой было и отсутствие перевода Священного Писания и богослужебной литературы на албанский язык. А постепенно теряя связь с языком богослужения и проповеди, люди неизбежно отделялись от Церкви. Величайшей фигурой, настоящим символом эпохи возрождения православия в Албании стал проповедник и просветитель Косма Этолийский. После того, как в 1779 он принял мученическую кончину рядом с албанским городом Берат, место его гибели стало привлекать множество паломников из Албании и соседних стран, а в настоящее время Косма Этолийский почитается, как один из покровителей Албанской Православной Церкви.

В начале 19 было предпринято несколько попыток перевести Священное писание на албанский язык. Первым это сделал иеромонах Григорий Константинидис, который впоследствии стал митрополитом в Дурресе. Впоследствии переводами занимались сразу несколько епископов, в том числе и Константин Христофоридис, который перевёл Писание на разные диалекты албанского языка.

Говоря о религиозной культуре албанцев, нельзя не остановиться на ещё одном ордене, который в принципе произошёл в результате смешения различных религий. Можно смело утверждать, что вообще периферийность Албании и постоянные нашествия разноязычных, а самое главное разно религиозных народов, отразились на своеобразном восприятии религии самими албанцами. Особенно ярко это выражено в обычаях албанцев-мусульман, поскольку мусульмане Востока находили эти обычаи странными, а иногда и просто абсурдными. Также, не следует забывать, что в одной албанской семье нередко соблюдались православные, католические, мусульманские и даже древние иллирийские культы и обычаи. Именно поэтому можно сказать, что в отличии от южнославянских народов, у албанцев разногласий на религиозной почве никогда не наблюдалось!

Так вот, именно вследствие смешения различных религий на территории Албании, примерно в конце 13 века здесь возникло новое религиозное направление бекташи. Бекташи- это древний суфийский орден, который был официально запрещён в Турции в 1837 году, поскольку взгляды бекташи разительно отличаются от взглядов мусульман. Фактически же бекташи — это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут «Святую Троицу» (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести.

Но вместе с тем они почитают и православных святых. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях-текке, где они уединяются от мира для общения с Всевышним.

Бекташи разрешают своим последователям пить вино и употреблять в пищу мясо, среди них распространён обет безбрачия, женщинам разрешено посещать храм. Самым интересным, пожалуй, является то, что в Священно книге бекташи абсолютно все листы чистые, это объясняется тем, что по их мнению, слово Божье не написано на бумаге, а находится в сердце каждого верующего! Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности. Одним из них был и сын купца-бекташийца, коммунистический диктатор Энвер Ходжа, который в 1967 году одним махом решил проблему взаимоотношений религии и нового социалистического общества. Религиозные гонения в Албании начались сразу после ухода из страны немцев осенью 1944 года. По масштабу и характеру эти репрессии ничем не отличались от антирелигиозных мер, которые были приняты в Болгарии и Югославии. В 1950 году сразу после очередного съезда клира и мирян в Тиране, был арестован и чуть позже убит епископ Албании Христофор. В марте 1963 года новым архиепископом стал Дамиан, в то же время усилились гонения на представителей православной Церкви, многие священнослужители были подвергнуты ссылкам, тюремным заключениям и даже расстрелам. 4 апреля 1964 года в Албании начались масштабные гонения на верующих. Согласно Указу от 22 ноября 1967 года, Албания объявлялась единственным атеистическим государством в Европе, вскоре был введён запрет на проведение религиозных праздников и мероприятий. На верующих обрушились страшные репрессии. Так, например, за простое чтение молитвы полагалось тюремное заключение, за хранение икон и церковной утвари было предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет, а за тайное крещение детей можно было угодить в тюрьму до 25 лет. Кроме того, одной из задач Энвера Ходжи было уничтожение крестов с православных храмов и даже кладбищ. В семидесятые годы в Албании было разрушено огромное количество церквей и монастырей, а некоторые из них были переделаны в склады, зернохранилища и военные части. Только по предварительным данным, в период с 1967 по 1985 годы было разрушено более 1650 церквей и древних храмов!

В 1970 году прошло насильственное перемещение православного населения с юга страны. Это было началом исполнения плана правительства по этнической чистке населения южной части Албании, большую часть населения которого составляли православные греки. Более восьмидесяти тысяч греков были переселены на север Албании, и лишь около 15 тысяч из них смогли вернуться обратно. Люди жили в бараках, которые были похожи на концентрационные лагеря, работали в жутких условиях за мизерную заработную плату. Многие из них были убиты.

В конце 80-х годов, после смерти Энвера Ходжи, в Албании начался процесс постепенной демократизации государства, а вместе с ним и процесс возрождения религиозной жизни. В конце 1990 года, под влиянием меняющегося международного климата, албанское правительство прекратило какие-либо преследования на религиозной почве. В страну начали приезжать протестанские миссионеры, проповедники Бахаи, свидетели Иеговы и мормоны. В то же время началось восстановление разрушенных церквей и храмов, многие из которых являются настоящими памятниками архитектуры и искусства. В 1992 году Албания вступила в состав Организации Исламской конференции, но в то же время тогдашний премьер-министр страны Бериша Салирама заявил о том, что Албания, в первую очередь, является светским государством, в котором отсутствуют серьёзные предпосылки для исламизации. Кроме того, не стоит забывать и о том, что для Албании связь с исламским миром в некоторой степени обусловлена и экономическими причинами. Кроме того, рост влияния ислама в стране серьёзно сдерживает и евроцентричная ориентация Албании и самого албанского народа. Возрождение же Албанской Православной Церкви началось в январе 1991 года, когда по решению Константинопольского патриархата, патриаршим экзархом в Албании был назначен профессор университета Афин и епископ греческой Православной Церкви Анастасий. А уже в следующем году он был избран архиепископом Тиранским и всея Албании. Несколько последующих лет, несмотря на непростую обстановку в стране и экономический кризис, стали периодом настоящего возрождения Албанской Церкви. В 2012 году в столице Албании- Тиране был торжественно открыт Собор Святого Павла. Это событие было приурочено к двадцатилетию возрождения Церкви в Албании. Там же сегодня находится резиденция архиепископа Анастасия.

Согласно данным последней переписи населения, около 50% албанцев являются мусульманами, примерно 30 % населения составляют православные христиане, около 10%- католики и оставшиеся 10 % принадлежат к другим религиям, либо являются атеистами. Однако, данные этой переписи не совсем верно отражают действительность, поскольку более 20% респондентов отказались отвечать на вопрос о своей религиозной принадлежности, а некоторые религиозные лидеры и вовсе призывали бойкотировать перепись или впоследствии оспорили результаты.

Албанцы заново открывают для себя Бога и религию / Статьи / Патриархия.

ru

Washington Post, 4 апреля

Шкодер, Албания. В католическом соборе, который при коммунистах был на два десятилетия превращен в баскетбольную арену, сегодня оживленно, как никогда: на одну воскресную мессу сюда приходят более 2 000 человек. Богато украшенная албанская православная церковь с тремя большими куполами персикового цвета готовится отпраздновать Пасху популярным ночным шествием при свечах. А несколько дней назад с фанфарой и призывами к молитве открылась самая новая мечеть — одна из более чем 50 в этой местности.

Религия вернулась в страну, где Бог некогда был запрещен. Она вернулась, но по-другому, она не такая, какой была до долгого безбожного эксперимента. Албанцы вернулись к религиозной практике, а их вера стала только сильнее за годы гонений. Одновременно с этим в стране приживаются новые для нее религиозные практики и верования — на Албанию накатилась волна иностранных миссионеров и денег, и крохотное государство на адриатическом побережье стало прекрасным примером религиозной глобализации.

Албанцы «рады, что религия вернулась», говорит Зеф Плумми – 83-летний католический священник, который за свою веру провел 25 лет в тюрьме. Многие рады тому, что за границей уделяют внимание Албании, и говорят, что стране нужна помощь из-за рубежа. Но Пллуми видит в этом заграничном влиянии риск. «Иностранцы не знают наших традиций, а многие из тех, кто учится за рубежом, возвращаются к нам, неся фундаметалистские идеи», — считает он.

Во всех городах по всей горной стране новые молитвенные здания сияют рядом с мрачными многоквартирными домами в советском стиле, как драгоценные камни, — почти все они были построены на  деньги от частных лиц и организаций из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, США, Греции, Италии и еще многих стран.

Христианские миссионеры и мусульманские имамы прибывают сюда в больших количествах, надеясь приобрести новых последователей из числа 3,5 млн. албанцев. Ливия, Египет, Малайзия и другие исламские страны платят сотням албанцев за учебу у себя, после чего те возвращаются проповедовать на родину. Многие из высших религиозных лидеров Албании — родом из-за границы. Например, один католический архиепископ — итальянец, другой раньше жил в Нью-Йорке, а глава Православной Церкви — грек.

В Албании, когда-то одной из самых закрытых стран мира, некоторые крестьяне до сих пор ездят на запряженных лошадьми телегах. Здесь нет «МакДональдсов», а интернет считается предметом роскоши. По соседству со Шкодером — городом, расположенном на берегу озера — по холмам и фермерским угодьям рассыпаны печально известные «таблетницы» — крохотные бункеры на одного человека, построенные когда-то для защиты от вторжения, которого так и не было.

Но рядом можно увидеть дома, выкрашенные в цвет лайма, мандарина; фиолетовые дома, здания разных ярких цветов — это заявляют о себе люди, заново получившие свободу чем-то владеть и отличаться от других — в стране, которая когда-то была вся однообразной и серой.

Албания стала первой официально полностью атеистической страной в 1967 году. По приказу диктатора Энвера Ходжи все мечети и церкви были либо разрушены, либо превращены в спортзалы, склады и т. д. Ходжа закрыл все границы. Любые проявления религиозности были полностью запрещены, и так продолжалось до падения коммунизма в 1990 году.

Илиджа Каваджа вспоминает, что запрещено было даже желать «счастливого Рождества».

«Мы чувствовали себя такими отрезанными от мира», — рассказывает Каваджа, инженер из города с населением примерно в 80 000, города, где на тротуарах рядом с новыми кафе в европейском стиле торгую целыми горами ношенной обуви. Он вспоминает, как по воскресеньям он надевал свой лучший костюм и шел гулять по Шкодеру, молясь про себя — во всей стране не осталось ни одной церкви.

В начале 90-х, после возвращение религиозной свободы, Каваджа вместе с другим  христианами стал ходить на службы под открытым небом. Сегодня он молится в православной церкви, построенной пять лет назад на деньги из Греции. В одно из недавних воскресений он взобрался по ступеням храма, чтобы побывать на службе, во время которой священник в золотых одеждах, окруженный облаком ладанного дыма, поднимал в воздух Библию.

Каваджа очень любит брать с собой в церковь свою дочь — 12-летнюю Илвану. Он благодарен за те десятки миллионов долларов, наводнившие его страну — размером примерно со штат Мэриленд — и давшие возможность ему и его согражданам иметь дома для молитвы. Стоя на крыльце церкви, Илвана, с белым платком на голове и в белых чулках, слушает своего отца о том, как в его стране пытались полностью уничтожить религию — запрещено было даже молиться на похоронах. Девочка не может себе такого представить. «Я чувствую себя защищенной, когда молюсь», — говорит она.

Эва Ндожа — 20-летняя работница фабрики — одна из 2 000 регулярных прихожан, которые приходят в католический собор на воскресную мессу в 10 часов. Она очень дорожит своим правом ходить в церковь — правом, которого ее родители были лишены. «Мне нравится быть частью этой большой общины, — говорит она, в это время как в церкви со скамей встали сотни людей — со скамей, которые когда-то были выброшены, чтобы освободить в храме место для баскетбола.  — Я хожу  церковь и чувствую себя от  этого хорошо».

Не существует достоверных статистических данных о религиозной принадлежности албанцев — вера в стране по-прежнему жестко отделена от политики. Принято считать, что большинство жителей страны — мусульмане, хотя многие из них не практикуют свою веру. В Албании также действуют крупные общины православных, католиков и последователей учения бекташи — это суфийская мусульманская секта, центр которой находится именно в  Албании. Есть также протестанты, Свидетели Иеговы, мормоны и другие.

Многие албанцы, которых в школе учили, что Бога не существует, не испытывают потребности в религии. «У нас все еще есть атеисты, но количество верующих растет с каждым днем», — говорит Расим Хасанадж, председатель Государственного комитета Албании по вопросам культа, как называется правительственный орган по делам религий.

Религиозные лидеры говорят, что в Шкодере живет примерно равное количество христиан и мусульман — в городе много смешанных браков и людей, которые празднуют и Пасху, и мусульманский праздник Ид. Многие албанцы, у которых берут интервью, говорят, что они благодарны за вливание в страну денег зарубежными религиозными организациями. За счет этих денег не только строятся новые церкви и мечети, но также финансируются профессиональное образование, продовольственные программы, строительство дорог, систем ирригации, школы и многое другое.

Однако опасение вызывают фонды, созданные экстремистскими мусульманскими группами. Многие люди также обеспокоены тем, что зарубежное влияние приносит в Албанию консервативный и радикальный настрой, не свойственный ей — на протяжении своей истории она была умеренной, многорелигиозной страной.

К примеру, неподалеку от Шкодера на холмах были установлены несколько крупных крестов, что вызвало недовольство в обществе, и как минимум один из крестов был убран. Мусульмане считают, что кресты поставили христиане из-за рубежа — местная традиция, существовавшая задолго до появления коммунистов, предписывает не выставлять напоказ религиозные символы, чтобы не оскорблять людей другой веры.

«Думаю, это хорошая идея — держать религиозные символы внутри», — говорит Ндричим Сулеймани, муфтий Шкодера. Может быть, считает исламский лидер, эта традиция помогла албанцам различных религий сохранить добрые отношения.

Он рассказывает, что в настоящее время тысячи мусульман приходят по пятницам в 54 мечети, расположенные в регионе — это в два раза больше, чем было до попыток уничтожить религию. «Попытка убить религию была несправедливой, а любая несправедливость обречена на провал», — говорит муфтий.

Религиозное образование, которого десятилетиями не было в его родной стране, Сулеймани получал в Сирии. Но в  последнее время в Албании открылись новые христианские и исламские школы, где Коран и Библию изучает все большее количество людей.

Лидеры основных религий единодушны в одном: в своих требованиях к правительству вернуть земли, отобранные в коммунистическую эру. По крайней мере, говорят они, это улучшило бы их благосостояние, и тогда они могли бы меньше зависеть от западных фондов. Но попытки правительства вернуть собственность осложнены тем, что на земле, когда-то принадлежавшей религиозным группам, многие уже успели построить дома.

Пллуми, католический священник, говорит, что с нетерпением ждет того дня, когда «религиозные институты в Албании будут возглавлять албанцы». Он рассказал о вопиющем случае, произошедшем в прошлом году: мусульманский лидер, много лет живший на Ближнем Востоке, выступил против решения установить в Шкодере статую матери Терезы. Монахиня и лауреат Нобелевской премии была этнической албанкой, а ее родители происходили из этого города. «Мусульманину-албанцу никогда бы в голову не пришло выступать против статуи матери Терезы», — говорит Пллуми.

Жизнь Пллуми — пожилого и слабого мужчины, который живет в крохотной келье францисканского монастыря (в свое время монастырь был превращен в тюрьму для священников) — воплощает в себе историю взаимоотношений его страны с верой. Впервые его арестовали за то, что он католический священник, в 1940-х годах, когда коммунисты только пришли к власти. Его отпустили три года спустя. Затем, в 1967-м, когда Хлджа объявил Албанию полностью атеистической страной, Пллуми снова посадили — на 22 года, в течение которых переводили из одного лагеря в другой.

Он вспоминает, как видел одного из высших лидеров мусульманского духовенства на медном руднике, где их обоих заставили работать. От того, что у людей отбирают веру, она «непременно станет  только сильнее», убежден священник.

Пллуми прячет руку под своим черным свитером — показывает, как он научился незаметно креститься. Если бы его религиозный жест засекли, что случалось, его ждало бы еще более жестокое наказание — например, его раздевали догола и бросали в карцер с холодным бетонным полом.

Сегодня он очень не любит холод. Хотя в эти весенние дни температура поднимается до 15 градусов, он не хочет выходить на улицу, пока не станет совсем тепло. Он целыми днями читает при помощи огромной лупы, в том числе многое читает о религиозных конфликтах в мире. Он молится о том, чтобы в Албании продолжала царить гармония. Он с улыбкой вспоминает, как он вышел из тюрьмы и начал служить мессы под открытым небом, и местные мусульмане предложили охранять его.

Сидя на своей кровати, на покрывале с разноцветными парусниками, Пллуми говорит, что религиозное возрождение его родного города доказывает — веру нельзя уничтожить декретами, бульдозерами или пулями.

«Религия делает людей живыми», — говорит он.

Мэри Джордан

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Албания Народные группы, языки и религии

  • Народные группыНароды
  • провинции
  • Прогресс
  • Религии
  • Языки
  • Фото
  • Министерства
  • Детали

Щелкните заголовки столбцов для сортировки ▲▼

Шкала прогресса: ●●●●●   

= Пограничные народы

Фото Группа людей ▲ Население
эта страна
Всего
Население
Коренные жители Основной язык Основная религия Прогресс
Весы
% Христианин
Приверженец
% евангелический Приблиз.
Рабочие
Требуются *
Албанский 2 691 000 5 072 000 Албанский, гегский Ислам 2 ● 33,00 % 0,58 % -1 —
американцы, США 2000 195 885 000 Английский Христианство 5 ● 78,00 % 33,00 % -1 —
Англо-канадский 800 16 862 000 Английский Христианство 5 ● 78,00 % 10,50 % -1 —
Арумынский 7100 312 000 Арумынский Христианство 3 ● 95,00 % 0,80 % -1 —
Глухой 14000 49 091 000 Албанский язык жестов Ислам 2 ● 30,47 % -1 -1 —
Египетский, Балканский 2900 20 000 Албанский, Тоск Ислам 1 ● 4,00 % 0,00 % 1
Европейский, общий 6200 253000 Английский Христианство 3 ● 65,00 % 0,50 % -1 —
Горани 34000 54000 Сербский Ислам 1 ● 5,00 % 0,00 % 1
Греческий 27000 10 511 000 Греческий Христианство 3 ● 90,00 % 0,20 % -1 —
итальянский 7500 37 756 000 итальянский Христианство 3 ● 87,00 % 1,10 % -1 —
Македонский 5400 1 959 000 Македонский Христианство 3 ● 90,00 % 1,00 % -1 —
Черногорский 1300 363 000 Сербский Христианство 3 ● 70,00 % 0,14 % -1 —
Романи, Влах 7100 1 151 000 Романи, Влах Ислам
4 ●
25,00 % 6,00 % -1 —
серб 1300 8 614 000 Сербский Христианство 3 ● 69,00 % 0,05 % -1 —
Турок 1700 66 709 000 Турецкий Ислам 0 ☀ 0,01 % 0,00 % 1
  Всего:  15 2 810 000         3 ● 33,68 % 0,61 %
  Несекретные / Другие лица 32 000                
  ООН Население страны (2022) 2 842 000                

Другие малые группы: 3

Албания

Сообщается об очень небольших группах, но не входящих в Политику малых групп проекта Джошуа. Некоторые из них могут быть нежизнеспособными и/или иметь неверные значения шкалы прогресса, информацию о населении, языке и религии. Перечисленные ниже группы не включены в общий подсчет групп людей в проекте Джошуа. Если у вас есть информация об этих группах, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Щелкните заголовки столбцов для сортировки ▲▼

Группа людей ▲ Прогресс
Весы
Население Основной язык Основная религия
Британский 4 ● 200 Английский Христианство
Китайский хань, китайский 1 ● 200 Китайский, Мандарин Нерелигиозный
Еврей, Израильтянин 1 ● -1 Неизвестный Иврит Этнические религии
Итого:  3        

Для получения дополнительной информации см. политику малых групп проекта Джошуа

* Оценка числа пионеров, необходимых для первоначального основания церквей среди неохваченных групп людей по странам. Оценки рассчитываются только для неохваченных групп людей и основаны на соотношении 1 рабочая единица (один человек или супружеская пара) на 50 000 человек, проживающих в неохваченной группе людей по стране, или, например, одна команда из четырех рабочих единиц на 200 000 человек. Некоторые работники уже могут быть на месте. Помимо этой первоначальной оценки, требуется гораздо больше рабочих.

Скачать данные Источники данных Определения

Молитвенные карточки

Все молитвенные карточки (15)

— ИЛИ —

Только недостигнутые молитвенные карточки (3)

Молитвенные карточки форматированы по восемь штук на странице.

Щелкните заголовки столбцов для сортировки ▲▼

Язык ▲ Код # Народы
с этим основным языком
# Недостигнутый
с этим первичным
Язык
Писание
Статус
NT Текст
Онлайн
Аудио NT
Интернет
Фильм об Иисусе
Онлайн
Аудио
Записи
Онлайн
Евангелие
Трактат
Онлайн
Албанский язык жестов квк 1 0 1 Требуется перевод -1 -1 -1 -1 -1
албанский, гег другой 1 0 4 Новый Завет 1 1 1 1 1
Албанский, Тоск также 1 1 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
Арумынский рвать 1 0 3 Библейские отрывки 1 -1 1 -1 -1
Английский анг 3 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
греческий хорошо 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
итальянский ита 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
македонский МКД 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
Романи, Влах рми 1 0 5 Полная Библия 1 1 1 1 -1
сербский срп 3 1 5 Полная Библия -1 1 1 1 1
турецкий тур 1 1 5 Полная Библия 1 1 1 1 1
Итого: 11 15 3 9 9 10 9 8
Сетевые возможности
  • MissionNext — связь с миссионерскими агентствами или школами по всему миру
  • Миссионерское приложение — соединяет вас с миссионерскими агентствами, которые соответствуют вашему призванию
  • Linking Global Voices — сети и глобальное сотрудничество для последователей Христа
  • visionSynergy — развитие высокоэффективных миссионерских сетей
  • GetInvolved — молитвенные общины пограничных групп населения (FPG)

Поиск в Интернете

Есть много агентств и церквей, которые ищут дополнительный персонал, чтобы помочь им в их миссии и призвании в Албанию. Интернет-поиски, вероятно, лучший способ найти эти организации. Ниже приведены некоторые примеры поисковых тем, которые вы можете попробовать:

  • Агентства по основанию церквей в Албании
  • Христианское служение в Албании
  • Бизнес как миссия
  • Распространение христианской литературы
  • Агентства евангелизации
  • Христианское ученичество
  • Краткосрочные христианские миссии
  • Долгосрочные христианские миссии
  • Городские министерства
  • Возможности христианских СМИ
  • Возможности перевода Библии
  • Агентства по оказанию помощи и развитию
  • Проекты чистой воды
  • Христианские медицинские программы

Статистика Албании
Группы людей 15
Неохваченные группы людей 3  (20,0%)
Население 2 810 000
Годовой прирост населения 0,2%
Неохваченное население 39,000  (1,4%)
Основная религия Ислам
Процент христианина 33,7%
Процент евангелистов 0,6%
Годовой прирост евангелистов 4,6%
Требуются пионеры * 3
Страна Уровень прогресса 2 ●
Урбанизация 64%
Континент Европа
Регион Европа, Восток и Евразия
Окно 10/40 Да
Код страны АЛ
Официальный язык(и) албанский, гег
Уровень грамотности 98%
Расчетное количество неграмотного населения 56 000
Преследование Рейтинг Не оценивается
Карты Албании
Политическая карта (ООН)
Языковая карта (этнолог)
Коллекция карт Перри-Кастанеды

Албания Ссылки
Операционный мир
Stratus Earth Index
Индекс процветания
Индекс социального прогресса
Всемирная книга фактов
Отчет о свободе вероисповедания
Доклад ООН о человеческом развитии
Список языков Ethnologue
Национальное библейское общество
Албания Видео
Другие полезные ресурсы для молитв на  Молитвенный призыв

* Оценка числа пионеров, необходимых для первоначального основания церквей среди неохваченных групп людей по странам. Оценки рассчитываются только для неохваченных групп людей и основаны на соотношении 1 рабочая единица (один человек или супружеская пара) на 50 000 человек, проживающих в неохваченной группе людей по стране, или, например, одна команда из четырех рабочих единиц на 200 000 человек. Некоторые работники уже могут быть на месте. Помимо этой первоначальной оценки, требуется гораздо больше рабочих.

Шкала прогресса проекта Джошуа – это оценка прогресса в насаждении церквей среди группы людей, группы людей, страны или языка. Шкала прогресса основана на значениях группы людей для процента евангелистов и процента приверженцев христианства.

Уровень Описание Критерии
1 Недостигнутый. Немногие евангелисты и немногие считают себя христианами. Немного, если вообще есть, история христианства. Евангелисты, исповедующие христианство
2 Минимально охваченный — немного евангелистов, но значительное число идентифицируют себя как христиане. Евангелисты, исповедующие христианство > 5% и
3 Поверхностно достигнуто — немного евангелистов, но много тех, кто идентифицирует себя как христиан. Очень нуждается в духовном обновлении и приверженности библейской вере. Евангелисты, исповедующие христианство > 50%
4 Частично достигнуто — евангелисты представлены скромно. евангелисты > 2% и
5 Значительно достигнуто — значительное присутствие евангелистов. Евангелисты > 10%

☀ указывает на Пограничные народы, которые являются подмножеством Недостигнутых с 0,1% или менее Приверженцев-христиан любого рода.

Насколько религиозны албанские и боснийские мусульмане?

Ниже приведены очень странные комментарии об Албании. Частично эта путаница связана с неясностью религиозной идентичности Албании, традиционно большинство которой составляют мусульмане, но после десятилетий коммунизма очень светская. Что такое религиозные срывы? Насколько религиозны албанцы? Кроме того, некоторые из тех же вопросов задаются боснийским мусульманам. Являются ли балканские мусульмане истинными умеренными религиозными деятелями или они просто светские европейцы, чьи предки исповедовали мусульманскую религию? World Values ​​Survey может помочь ответить на эти вопросы или, по крайней мере, дать им некоторые цифры. В дополнение к Боснии и Албании я также привожу данные из Польши и Турции для сравнения. Польша — одна из наиболее христианских европейских стран, а Турция — светская, а не бывшая коммунистическая, мусульманская страна. Ниже приведены данные….

АлбанияБоснияПольшаТурция

Атеист8. 3122.71.9

Неатеист 91.78897.398.1

АлбанияБоснияПольшаТурция

Религиозный 68.374.394.402.3 Неверующий 68.374.394.402.2 6.220.04.418.4

Убежденный атеист 5.55.71.21.0

АлбанияБоснияПольшаТурция

Без религии 1324.74.31.9

Принадлежит к религии 8775.395.798.1

АлбанияБоснияПольшаТурция

Мусульманин66.954.5-99.4

8.00820023

Католик10.117.398.30.4

Посещение богослужений АлбанияБоснияПольшаТурция

Более одного раза в неделю 3.811.88.618.4

Один раз в неделю 16.515.950.5917 Один раз в месяц

9.21.9

Только на особые праздники 32.429.49.316

Один раз в год 54.61.65.8

Реже 9.97.13.23.3

Никогда2313.85.335.3

niaПольшаТурция

МусульманинПравославныйКатоликМусульманинПравославныйКатоликМусульманин

Полностью согласен 179.419.75.45.65.37.431.2

Согласен29.927.627.612.313 или не согласен.04.79.930.2 127.637. 530.24019.612.3

Не согласен18.924.121.125.637.72645.117.9

Категорически не согласен 711.83.919.213.524198.4

Некоторые примечания: 1) Данные, вероятно, лучше всего подходят для сравнения по странам. Они не совпадают с другими данными из других опросов, вероятно, из-за того, как формулировки влияют на людей. 2) Даже в рамках образца формулировка имеет значение; некоторые из тех, кто не верит в Бога, скорее определили бы себя как «нерелигиозных», чем как «убежденных атеистов». 3) Несмотря на десятилетия коммунизма, большинство албанцев сохраняют какую-то религиозную идентичность. Только около 10% являются атеистами или агностиками в том смысле, что они не верят в Бога. Тем не менее, 10% — не тривиальное число, эквивалент в Соединенных Штатах, гораздо более богатой стране, составляет 2%. Подавляющее меньшинство из оставшихся 90% предположительно не верят в личного Бога. 4) Интересно, что, несмотря на то, что албанский государственный атеизм гораздо более воинствен, чем в бывшей Югославии, гораздо большая часть боснийцев заявляет, что они не имеют никакой религиозной принадлежности. В Боснии (очевидно) были конфликты на религиозной почве в недавнем прошлом, а в Албании — нет. Тем не менее, если посмотреть на возрастную разбивку, молодые боснийцы более религиозны и более склонны верить, чем пожилые, в то время как в Албании все наоборот. 5) И в Албании, и в Боснии мусульмане и католики кажутся похожими друг на друга по религиозности больше, чем православные, которые более секуляризованы. Я знаю, что традиционно в Боснии преобладали католики и мусульмане, последние, по-видимому, перешли из первых, в то время как православные эмигрировали в этот регион только в последние несколько столетий. Таким образом, могут быть некоторые скрытые культурные переменные, которые невозможно различить из-за исторически более близких отношений между католиками и мусульманами. 6) Турки любят говорить и верить, но не так много в действии. Они кажутся более ярыми сторонниками основных принципов религии, но многие из них не слишком вовлечены в регулярное посещение религиозных обрядов. 7) Культурная привязанность к религиозным праздникам кажется сильной как в Албании, так и в Боснии, где модой является посещение только святых дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *