Религия азербайджанцев: Ислам в Азербайджане: история и современность | Heinrich Böll Stiftung | Tbilisi

Кавказский Узел | Социологический опрос о количестве и качестве верующих в Азербайджане

Опрос проводился под руководством Директора Социологической службы ADAM Руфата Гарагёзли.

Данный общенациональный опрос общественного мнения был проведен с целью исследования религиозности, толерантности и уровня религиозных свобод в Азербайджане. Опрос проводился в рамках проекта Центра экономических и политических исследований — FAR CENTRE «Религия и Свобода вероисповедания в Азербайджане после событий 11 сентября» при финансовой поддержке американского фонда «Национальной Поддержки Демократии» (National Endowment for Democracy).

Опрос был проведен в период с 20-го сентября по 10-е октября 2004 года. Общее количество респондентов, участвовавших в опросе, составило 1200 человек. Опрос был проведен посредством личного интервьюирования на основе случайной выборки среди граждан Азербайджана возрастом свыше 18 лет. Опрос был проведен в 12 городах и районах страны, в том числе: Баку, Гяндже, Газахе, Товузе, Шеки, Хачмазе, Губе, Гейчае, Мингечауре, Саатлы, Ленкаране и Масаллы.

В той части социологического исследования, которая проводилась в Баку, опрос проводился посредством телефонного интервьюирования, в остальных городах со слабой телефонизированностью населения опрос проводился на улицах, на основе случайной квотной выборки.

Социальное положение респондентов: госслужащих — 16,9%; служащих в частном секторе — 13,9%; предпринимателей — 6,0%; студентов — 12,1%; безработных — 13,0%; пенсионеров — 14,8%; домохозяек — 16,8%; представитель интеллигенции — 6,5%.

Результаты социологического опроса

1. Считаете ли вы себя верующим человеком и если да, то насколько?

  • верующим — 87,1
  • скорее верующим, чем неверующим — 9,6
  • скорее атеистом, чем верующим — 2,3
  • убежденным атеистом — 0,6
  • не знаю — 0,4

Только для верующих

2. Представителем какой религии и какого ее течения вы себя считаете?

  • исламской — 55,6
  • христианской — 0,8
  • шиитской — 28,5
  • суннитской — 8,4
  • православной — 2,1
  • иудейской — 0,3
  • нурчу — 0,3
  • вахабитской — 0,3
  • бахаистской — 0,1
  • баптистской — 0,1
  • хенефи — 0,1
  • ибрагими — 0,1

Только для верующих

3. Совершаете ли вы намаз?

  • ежедневно — 19,9
  • нерегулярно — 13,2
  • не совершаю вообще — 63,6

4. Хотели бы вы, чтобы Азербайджан управлялся законами шариата, или нет?

  • да, полностью — 23,2
  • да, частично (например, в семейном законодательстве) — 28,9
  • нет — 37,6
  • не знаю — 10,3

5. Как бы вы отнеслись к тому, что все мусульмане (все христиане) ходили бы вместе в одну мечеть (например, сунниты и шииты и, вообще, все мусульмане)?

  • крайне негативно — 2,0
  • был бы недоволен — 6,0
  • не очень возражал бы — 30,5
  • был бы рад — 50,0
  • не знаю — 11,5

6. Как бы вы отнеслись к тому, что члены вашей семью заключили бы брак с представителем другой религии (например, мусульмане с немусульманами и т.д.)?

  • крайне негативно — 22,1
  • был бы недоволен — 32,7
  • не очень бы возражал — 20,5
  • для меня это не имеет значения — 20,5
  • не знаю — 4,2

7. Как бы вы отнеслись к тому, что президент страны был бы немусульманин?

  • это недопустимо — 60,9
  • был бы недоволен, но сильно возражать не стал бы — 14,7
  • нормально, любой гражданин, в том числе и немусульманин, имеет право на это — 18,8
  • не знаю — 5,6

8. Как вы считаете, подходит ли Азербайджану, как мусульманской стране, демократия, или нет?

  • да, подходит — 45,9
  • у нас должен быть свой тип демократии — 13,1
  • не подходит — 16,7
  • не знаю — 24,3

9. Как вы считаете, что в большей степени препятствует развитию демократии в исламских странах? (указать одну, самую основную причину)

  • колониальное прошлое — 5,5
  • внешние силы, враждебное отношение супердержав — 14,3
  • коррумпированность правителей и чиновников этих стран — 27,8
  • мы сами: наша лень и беспринципность — 16,6
  • культура и традиции этих стран — 6,3
  • другое — 4,9
  • не знаю — 24,6

10. Как вы относитесь к зарубежным религиозным миссионерам?

  • крайне отрицательно — 21,1
  • отрицательно — 34,5
  • спокойно, они имеют право распространять свою религию — 29,6
  • положительно — 1,7
  • не знаю — 13,1

Только для тех, кто относится к миссионерам отрицательно или крайне отрицательно

11. Не могли бы вы сказать, к каким именно миссионерам (какого течения или секты или из какой страны) вы относитесь отрицательно?

  • к новым в Азербайджане христианским церквам и сектам — 12,8
  • к ваххабизму — 5,6
  • к иранским миссионерам — 2,9
  • к турецким миссионерам — 1,1
  • ко всем — 33,2

12. Как вы относитесь к азербайджанцам, отказавшимся от ислама в пользу других религий?

  • крайне отрицательно — 32,9
  • отрицательно — 36,9
  • спокойно, это их право — 22,5
  • положительно — 1,4
  • не знаю — 6,3

13. Есть ли среди религиозных лидеров те, кто являются авторитетом для вас?

  • да, есть — 13,5
  • нет — 65,5
  • не знаю — 21,0

Только для тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос

14. Не могли бы вы указать его имя?

  • Аллахшукур Пашазаде (Шейх-уль-Ислам) — 4,1
  • Хаджи Сабир (заместитель шейх-уль-ислама) — 3,3
  • Васиф Мамедалиев — 1,8
  • Хаджи Ильгар Ибрагимоглу — 0,7
  • Хамнеи (религиозный лидер Ирана) — 0,7
  • Гаджи Гамет — 0,5
  • Алексий Второй — 0,2
  • Другие — 2,2

15. Как вы считаете, следует ли официально разрешать религиозным девушкам носить головное покрытие в школе или ВУЗе, или нет?

  • да — 60,8
  • нет — 23,8
  • не знаю — 15,4

16. Верите ли вы в то, что после смерти человек попадает в рай или в ад?

  • да — 63,1
  • нет — 8,5
  • не знаю — 28,4
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА

Религиозность растет

Итак, 96,7% респондентов заявили о своей вере в Бога (93. 2% респондентов заявили, что они исповедуют ислам). Интересно, что по результатам опроса, проведенного в 1998 г. Институтом Философии Академии Наук Азербайджана лишь 71% опрошенных определили себя «верующими», 18% — «колеблющими», 5% — «неверующими», 2% — «убежденными атеистами» и 3% — «индифферентными к проблемам религии». Таким образом, за последние 6 лет количество верующих увеличилось на 16% (с 71% до 87%), а количество неверующих уменьшилось с 7% до 2,9%.

Здесь уместно отметить, что по данным британской социологической службы ICM Poll, опубликованным в начале февраля 2005 г. на Интернет сайте Радио ВВС, в бедных странах процент верующих людей гораздо выше, чем в благополучных. Более 90% опрошенных жителей в Нигерии, Индии, Индонезии и Ливане утверждают, что всегда верили в бога. В Британии и России таких людей набралось менее 50%, и всего лишь 25% — в Южной Корее.

Качество религиозности

Несмотря на то, что 96,7% респондентов опроса считают себя «верующими», лишь 19,9% из них строго выполняют предписанные Исламом процедуры: по данным опроса Центра ADAM 1998 г.

этот показатель составил 11,5%. Схожие результаты были получены в опросе Института Мира и Демократии, Азербайджан (ИМД) 2003 г.: 12% населения Азербайджана регулярно посещает священный храм и 22% регулярно выполняют предписания своей религии.

Для сравнения, среди евреев, проживающих на Западе, число регулярно посещающих синагогу составляет примерно 30% (ICM Poll).

По данным Института Геллапа (1992-1999гг.) в США частота посещения церкви или синагоги также сравнительно высока: в среднем 35% респондентов как минимум раз в неделю посещает церковь или синагогу.

США также не вписываются в простую схему — «меньше денег — больше веры». Семеро из десяти опрошенных американцев признались, что готовы умереть, защищая своего бога. Еще больший процент американцев утверждает, что они изучают религиозные книги (ICM Poll).

О качестве религиозности граждан Азербайджана говорит и то, что лишь 63,1% верующих граждан ответили, что они верят в рай и в ад. Остальных верующих, вероятно, следует отнести к пантеистам или верующим в некую абстрактную метафизическую силу.

Итак, особенно глубокой веры среди респондентов наш опрос не выявил. Скорее всего они воспринимают ислам не как набор предписанных Кораном конкретных верований, этических принципов и религиозных процедур, а как некую культуру (Cultural Muslims), являющуюся частью их идентичности.

Возможно ли Исламское государство в Азербайджане?

Лишь 23,2% респондентов поддержали идею о введении в стране исламского законодательства; 28,9% респондентов приветствовали введение в семье жестких моральных норм ислама. По данным ИМД (2003) лишь 21% населения считает, что Ислам играют важную роль в политике страны.

Религиозная толерантность населения

Широко распространено мнение о том, что азербайджанцы весьма терпимо относиться к представителям граждан других стран, различных этнических групп и вероисповеданий внутри страны. И, действительно, по данным многочисленных социологических исследований, в стране не наблюдается каких-либо признаков антисемитизма, конфликтов между суннитами и шиитами, или ущемления прав этнических меньшинств, о чем указано и в специальных исследованиях, проведенных в Азербайджане представителями ОБСЕ и Совета Европы.

Но как далеко простирается эта толерантность и можно ли оценить ее уровень? Например, известный американский ученый Майкл Уолтцер в своей книге «О терпимости» (Michael Walzer, On Toleration 1997) задаваясь вопросом о том, «насколько люди готовы предоставить место под солнцем для тех, чьих верований они не разделяют и образ поведения которых копировать не желают», выделяет несколько уровней телерантности, среди которых:

  1. Отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира (наступающее, например, после религиозных войн).
  2. Позиция пассивности, расслабленности, милостивого безразличия к различиям: «Пусть расцветают все цветы».
  3. Принципиальное признания того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь.
  4. Открытость в отношении других, любопытство, возможно, даже уважение; желание прислушиваться и учиться.
  5. Восторженное одобрение различий. Получение эстетического удовольствия от многообразия, а также признание различий, как важного условия развития общества и свободы выбора для личности.

А теперь вернемся к результатам нашего опроса и постараемся оценить уровень толерантности респондентов:

* Обнадеживающим фактом является то, что 80% респондентов не возражали и даже,были бы рады, если бы представители различных течений в их религии вместе посещали бы один и тот же храм.

Несмотря на то, что большинство респондентов ведет светский образ жизни — не исполняет религиозных предписаний и не желает жить в Исламском государстве, — 60,8% из них не возражали против того, чтобы женщины-мусульманки могли бы по своему выбору, ходит в школу или ВУЗ с покрытой головой.

* Однако лишь 37,6% населения твердо желают жить по либеральному принципу «все люди рождаются свободными и они равны перед законом» в то время, как 52.2% респондентов, в той или иной мере желают жить в обществе, основанном на их религиозной идентичности.

54.8% респондентов отрицательно отнеслись бы к тому, что члены их семей заключили бы брак с представителем другой религии.

75.6% респондентов считают недопустимым или были бы недовольны, если президентом страны стал бы человек другого вероисповедания.

55.6% респондентов отрицательно относятся к пропаганде иной веры иностранными миссионерами.

69.8% респондентов отрицательно относятся к верующим, отказавшимся от своей религии и перешедшим в другую веру.

Анализируя эту статистику, можно предположить, что нынешняя степень толерантности населения страны более всего соответствует самым низким, из отмеченных нами, категориям этого понятия: «терпение во имя сохранения мира», «пассивное безразличие» и в лучшем случае — «признание прав других, даже если это мне не нравится». Конечно, это лучше, чем нетерпимость (все, кто не с нами — против нас), но все еще очень далеко от либеральных категорий «уважение; желание прислушиваться и учиться» или «восторженное одобрение различий».

Институционализация религии в Азербайджане

Опрос свидетельствует о крайне слабой институционализации религиозной сферы в стране. Несмотря на то, что 96,7% респондентов считают себя верующими (из них 93,2% мусульмане), лишь 19,9% регулярно совершают молитву, 12% регулярно посещают священные храмы, 13,5% признают авторитет какого-либо современного религиозного лидера. Глава «официальной», поддерживаемой государством исламской организации — Управление Мусульман Кавказа — шейх А.Пашазаде набрал здесь больше всех, но все же ничтожное количество голосов — 4.1%.

Демократия в Исламской стране

45,9% респондентов ответили, что демократия подходит мусульманскому Азербайджану. Много это или мало, можно понять, если мы вывернем этот вопрос наизнанку: Если в нашей стране есть большие проблемы с демократией, то это значит, что 45,9% ее сторонников среди населения еще недостаточно для того, чтобы демократический режим был установлен. Настораживает большое количество респондентов в нашем опросе ответивших НЕ ЗНАЮ (на вопрос о «возможности в стране демократии?» подобным образом ответило 24,3% респондентов). Видно, что по мере увеличения степени политизированности вопросов, количество ответов НЕ ЗНАЮ растет. Такое поведение можно объяснить и разочарованием во всякой общественной активности, и нежеланием брать на себя какой-либо ответственности (даже за собственное мнение), а, возможно и страхом, возникающем при контакте с любым незнакомым человеком (в данном случае — нашим интервьюером). Лишь 16,6% респондентов указало на самих себя как на основную причину провала проекта демократии в стране, остальные пожелали свалить вину за этот провал на кого-либо еще. И, опять же, 24,6% респондентов ответили — НЕ ЗНАЮ, посчитав поставленный вопрос слишком обременительным или рискованным для себя. Такого, к сожалении состояние умов и демократии в современном Азербайджане.

В целом результаты данного опроса подтвердили данные, собранные в ходе нашей работы в фокус-группах по все стране: по мере ухудшения ситуации с демократией и экономикой вера в республиканские идеалы падает, а вера в сверхъестественное растет. При этом высокие этические требования религии, так же как и демократические ценности, вспоминаются все меньше и меньше.

13 февраля 2005 года

Автор: Хикмет Хаджи-заде, вице-президент FAR CENTRE источник: Центр социальных исследований ADAM, в рамках проекта FAR CENTRE «Религиозные свободы в Азербайджане после событий 11 сентября»

Представители неисламских религиозных общин посетили Губинский мемориальный комплекс геноцида — ОБНОВЛЕНО

Губа, 28 марта, Эльхан Юсифли, АЗЕРТАДЖ

28 марта представители неисламских религиозных общин и прибывшие в нашу страну по их приглашению иностранные гости посетили Губу. Поездка осуществлена под эгидой Государственного комитета по работе с религиозными образованиями.

Как сообщает региональный корреспондент АЗЕРТАДЖ, сначала гости встретились с представителями местной общины в поселке Красная Слобода в Губе, где компактно проживают горские евреи, подробно ознакомились с расположенным здесь единственным в мире историко-этнографическим музеем горских евреев и синагогой «Гиляки».

Им была предоставлена информация о том, что Красная Слобода — уникальное пространство, второе в мире место компактного проживания евреев после Израиля, которое также называют «Кавказским Иерусалимом». Евреи, проживающие в поселке, на протяжении долгих лет сохраняют свои традиции. Здесь функционирует еврейская религиозная община и национальный культурный центр.

Переселение горских евреев в Губу приходится на середину XVIII века. В период правления Фатали хана в Губинское ханство стали переселяться евреи, проживающие на прилегающих территориях. В заложенных в то время еврейских кварталах было построено более 10 синагог. Уже много лет евреи совместно проживают здесь с азербайджанцами в условиях мира и спокойствия.

Во время ознакомления с отличающейся своим богатым архитектурным стилем Джума мечетью внимание гостей было обращено на то, что храм был построен в 1802 году. Эта мечеть является одним из древнейших религиозных центров не только Губы, но и всего северо-восточного региона Азербайджана.

Затем был посещен монумент на территории Губинского мемориального комплекса геноцида, минутой молчания была почтена память жертв известных событий 1918 года, представители религиозных конфессий прочитали молитвы.

Заместитель председателя Государственного комитета по работе с религиозными образованиями Сиявуш Гейдаров в беседе с журналистами сказал: «Происходящие в мире процессы и углубление духовно-нравственного кризиса показывают, что Азербайджан создал платформу, стратегию и модель, пропагандирующие мир во всем мире. Все существующие в нашей стране религиозные конфессии и общины проявили особую активность и сыграли особую роль в их создании. Главная задача, стоящая перед нами сейчас, — защитить, укрепить, усилить и передать новому поколению эти ценности, наше национальное достояние».

Он сообщил, что в ходе поездки в Губу представителей неисламских религиозных общин и прибывших в нашу страну по их приглашению иностранных гостей представители еврейской, христианской и исламской общин еще раз призвали армянских сепаратистов и их покровителей к миру.

«В нашем призыве в очередной раз декларируется, что пришло время положить конец вражде, жить и работать вместе. Представители общины обратились к проживающим в Карабахе армянам, приведя себя в качестве примера. Так же как и они счастливо живут и работают в нашей стране, так и армяне были приглашены жить счастливо в Азербайджане. Мы можем с уверенностью сказать, что Азербайджан превратился в миролюбивое, пропагандирующее мир прекрасное пространство для всего мира. Мы все гордимся тем, что живем в такой стране, в таком государстве. Толерантность, традиции мультикультурализма, сосуществование являются неотъемлемой частью нашей жизни», — отметил Сиявуш Гейдаров.

До сведения участников поездки – представителей неисламских религиозных общин было доведено, что открытие Губинского мемориального комплекса геноцида, созданного при поддержке Фонда Гейдара Алиева, состоялось 18 сентября 2013 года. В комплексе хранятся изображения разных уголков города Губа в начале ХХ века, фотографии, отражающие проводимые здесь в то время строительные работы и образ жизни местного населения. С помощью специальной карты на установленном здесь сенсорном мониторе можно получить информацию на нескольких языках об актах геноцида, совершенных армянами против нашего народа в различных регионах нашей республики в прошлом столетии.

Губинское массовое захоронение было обнаружено 1 апреля 2007 года во время земляных работ на этой территории. После этого сотрудниками Института археологии и этнографии Национальной Академии наук Азербайджана были проведены обширные исследовательские работы в массовом захоронении. В результате исследований было установлено, что захоронение связано с геноцидом, учиненным армянами против местного мирного населения в 1918 году.

Было подчеркнуто, что для расследования совершенного армянами преступного акта геноцида правительством Азербайджанской Демократической Республики была создана Чрезвычайная следственная комиссия. Однако после падения Азербайджанской Демократической Республики в 1920 году этот процесс был приостановлен, что помешало завершению расследования и предоставлению событиям соответствующей политико-правовой оценки. Только спустя 80 лет – 26 марта 1998 года – с подписанием великим лидером Гейдаром Алиевым Указа «О геноциде азербайджанцев», тем страшным событиям была дана адекватная политическая оценка, а 31 марта было объявлено «Днем геноцида азербайджанцев».

Гости оставили запись в памятной книге Губинского мемориального комплекса геноцида.

В поездке приняли участие горские евреи Азербайджана, а также представители таких религиозных общин, как «Апостольская префектура Католической церкви в Азербайджанской Республике», Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви, «Азербайджанское библейское общество», «Адвентисты седьмого дня», евангелическо-лютеранская община Спасителя, «Новый Апостол города Баку», «Слово жизни», «Агапе», «Животворящая благодать», «Пламя», «Винеярд», община сознания Кришны, община духовных христиан-молокан и бахаистская община.

12:22

28 марта представители неисламских религиозных общин и прибывшие в нашу страну по их приглашению иностранные гости посетили Губу. Поездка осуществлена под эгидой Государственного комитета по работе с религиозными образованиями.

Как сообщает региональный корреспондент АЗЕРТАДЖ, сначала гости встретились с представителями местной общины в поселке Красная Слобода в Губе, где компактно проживают горские евреи, подробно ознакомились с расположенным здесь единственным в мире историко-этнографическим музеем горских евреев.

В рамках поездки гости посетят синагоги «Гиляки» и «Алты Гюнбаз» («Шестикупольная»), а также Губинский мемориальный комплекс геноцида в связи со 105-летием массовых убийств, совершенных против азербайджанцев в 1918 году.

В поездке принимают участие горские евреи Азербайджана, а также представители таких религиозных общин, как «Апостольская префектура Католической церкви в Азербайджанской Республике», Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви, «Азербайджанское библейское общество», «Адвентисты седьмого дня», евангелическо-лютеранская община Спасителя, «Новый Апостол города Баку», «Слово жизни», «Агапе», «Животворящая благодать», «Пламя», «Винеярд», община сознания Кришны, община духовных христиан-молокан и бахаистская община.

При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам

Азербайджан – язык, культура, обычаи и этикет



Чему вы научитесь?


Вы получите понимание ряда ключевых областей, включая:

  • Язык
  • Религия и верования
  • Культура и общество
  • Социальный этикет и обычаи
  • Деловая культура и этикет

На флаге Азербайджана ярко-синий цвет символизирует тюркское наследие, красный – прогресс, а зеленый – ислам, религию большинства азербайджанцев. Фото Hikmat Gafarzada на Unsplash


Стереотипы

Помните, что это только введение в азербайджанскую культуру и народ на очень базовом уровне; он не может объяснить разнообразие внутри Азербайджана и никоим образом не предназначен для создания стереотипов обо всех азербайджанцах, которых вы можете встретить!


Факты и статистика


  • Местонахождение: Юго-Западная Азия, граничит с Каспийским морем, между Иран и Россия , с небольшой европейской частью к северу от Кавказского хребта
  • Столица: Баку
  • Границы: Армения (с собственно Азербайджаном) 566 км, Армения (с эксклавом Азербайджан-Нахчыван) 221 км, Грузия 322 км, Иран (с собственно Азербайджаном) 432 км, Иран (с эксклавом Азербайджан-Нахчыван) 179км, Россия 284 км, Турция 9 км
  • Население: 10 139 177 (оценка 2020 г. )
  • Этнический состав: азербайджанцы 90,6%, дагестанцы 2,2%, русские 1,8%, армяне 1,5%, другие 3,9% (2018)
  • Религии: Мусульмане 93,4%, православные 2,5%, православные армяне 2,3%, другие 1,8%

Язык в Азербайджане


Государственный язык — азербайджанский или «азери», тюркский язык. По оценкам, около 82% граждан Азербайджана говорят на азербайджанском как на родном языке. Кроме того, 38% азербайджанцев свободно говорят по-русски, чтобы приспособиться к доминированию России в экономике и политике.

  • Азербайджанский язык является частью «огузской», или «западнотюркской», группы тюркских языков, наряду с анатолийским турецким (на котором говорят в Турции) и туркменским (на котором говорят в Туркменистане).
  • Диалектические различия между азербайджанским и анатолийским тюрками объясняются монгольским и тюркским влиянием.
  • Несмотря на эти различия, турецкоязычные и азербайджанцы, говорящие на анатолийском языке, часто могут понять друг друга, если говорят осторожно.
  • Разговорный азербайджанский язык включает несколько диалектов. С девятнадцатого века
  • Русские заимствования (особенно технические термины), а также грамматические и лексические конструкции вошли в азербайджанский язык в контролируемом Россией Азербайджане, как и персидские слова в иранском Азербайджане. Однако полученные варианты остаются взаимно понятными.

Flame Towers, Баку, автор Lloyd Alozie на Unsplash



Азербайджанское общество и культура


Семья

  • Семья составляет основную социальную структуру в Азербайджане.
  • Это восходит к истории многих азербайджанцев как сельских жителей, где клан (ходж) делил землю и работал вместе, образуя тесный круг.
  • Ходж иногда насчитывал до 40 членов.
  • В настоящее время семья намного меньше — обычно это супружеская пара с детьми и, возможно, бабушками и дедушками.
  • Семьи по-прежнему работают как взаимозависимая единица и ожидают финансовой и эмоциональной поддержки от других.
  • Гендерные роли по-прежнему довольно традиционны в большей части Азербайджана, где мужчина является кормильцем, а женщина занимается домашним хозяйством.

 

Иерархическое общество

  • Азербайджанцы все еще очень иерархичное общество.
  • Культура, традиции, семейная и религиозная принадлежность часто имеют приоритет над официальными законами.
  • Когда у правительства возникают проблемы с решением проблемы, президент часто обращается к «агх саккал» (известным и уважаемым людям) с просьбой помочь найти решение. «Агх саккал» означает «белая борода».

 

Фольклор и суеверия

  • Азербайджанская культура, благодаря своим сельским корням и культурно богатому гобелену, имеет множество суеверий. Примеры включают:
  • Кошка, перебегающая вам дорогу, означает неудачу в делах.
  • Случайно рассыпанная соль означает, что вы собираетесь поссориться. Чтобы противостоять этому, посыпьте соль сахаром.
  • Ножницы с раскрытыми лезвиями приносят несчастье и даже смерть.
  • Если вы встретите человека с пустыми ведрами, вас ждет несчастье.
  • Если вы встретите человека с хлебом и полными сумками, вас ждет удача.
  • Никогда не спешите на похоронную церемонию.
  • Не переходи дорогу похоронному поезду.
  • Если первым, кого вы встретите по дороге на работу, будет мужчина, вам повезет.
  • Не давайте денег и хлеба в долг на ночь.
  • Бросание миски с водой вслед за человеком, отправляющимся в командировку или дальнюю дорогу, приносит ему удачу и помогает вернуться домой целым и невредимым.

Хызы, расположенный на востоке страны. Фото ilkin Babayev на Unsplash


Азербайджанские манеры и этикет


Встреча и приветствие

  • Как и большинство местных культур, азербайджанцы любят теплые и дружеские приветствия.
  • Мужчины приветствуют друг друга рукопожатием, поцелуем в щеку и «салам» (буквально «мир», но означает «привет»).
  • Женщины обнимаются и целуют друг друга один раз в левую щеку. Азербайджанские женщины обычно не обмениваются рукопожатием между собой, хотя многие пожимают руку иностранцу.
  • Мужчинам следует подождать и посмотреть, протянет ли женщина руку (хотя большинство из более религиозных людей может и не протянуть) — если они слегка пожмут ее.
  • Всегда находите минутку, чтобы спросить о семье, здоровье и бизнесе.
  • Имена обычно используются в социальных ситуациях, если говорящие одного возраста.
  • Если вы плохо знаете человека, используйте его имя, а затем соответствующий титул. Для женщин используйте «ханум» («женщина»). Для мужчин используйте «бей» («мистер»).
  • Молодежь всегда инициирует приветствие со старшими.

 

Этикет дарения подарков

  • Азербайджанцы в основном обмениваются подарками на дни рождения, свадьбы и юбилеи.
  • В азербайджанской культуре важнее мысль о подарке, а не цена.
  • Принято отказываться от подарка не менее двух раз, прежде чем с неохотой принять его. Всегда настаивайте на том, что это слишком много, и дающий не должен был утруждать себя.
  • Если вас пригласили в гости к азербайджанцу на обед, принесите цветы или выпечку хозяйке. Попросите магазин, где вы их покупаете, завернуть их для вас. Считается вежливым ответить на гостеприимство небольшим подарком.
  • Всегда дарите нечетное количество цветов. Даже номера зарезервированы для похорон.
  • Избегайте давать алкоголь, если вы не уверены, что хозяин принимает его.
  • Подарки обычно не открываются при получении.

 

Обеденный этикет

Если вас пригласили в азербайджанский дом за едой:

  • Перед входом в дом снимите обувь. Вам могут предложить надеть тапочки.
  • Пунктуальность не имеет первостепенного значения. Прибытие в течение 30 минут от оговоренного времени является социально приемлемым,
  • Одевайтесь небрежно, но со вкусом. Никогда не носите тесную или открытую одежду.
  • Если присутствует много людей, пожмите всем руки.
  • Правила поведения за столом довольно формальные. Если вы сомневаетесь, посмотрите, что делают другие.
  • Оставайтесь стоять, пока вас не пригласят сесть. Вам могут показать определенное место.
  • Держите локти над столом и держите руки над столом во время еды.
  • Хозяйка обычно подает еду. Первыми обслуживают стариков, затем гостей и, наконец, детей.
  • Используйте правую руку только для еды и передачи вещей.

 

Чаевые

  • Хотя в барах не принято давать чаевые, в ресторанах чаевые довольно распространены.
  • Если к счету еще не добавлена ​​плата за обслуживание, можно оставить чаевые в размере 10 %.

Азербайджанский чай с пахлавой. Фото Salvatore (CC BY-ND 2.0)


Деловой этикет и культура в Азербайджане



Коммуникация

  • Хотя прямое общение считается в Азербайджане позитивным, следует соблюдать осторожность и использовать такую ​​прямоту .
  • Информация всегда должна подаваться дипломатично и деликатно, чтобы не вызвать потерю репутации.
  • Уровень прямоты, который вы можете использовать, зависит от того, с кем вы разговариваете.
  • Если это новые, формальные или важные отношения, дипломатия имеет решающее значение. Если отношения хорошо развиты и установлен определенный уровень открытости, можно немного больше честности.

 

Визитные карточки

  • Официального ритуала обмена карточками не существует.
  • Рекомендуется взять с собой много документов, так как они по-прежнему являются основным средством хранения контактной информации, а не электронными средствами.
  • Отдавайте и получайте карты правой рукой.

 

Деловые встречи

  • Для организации встречи в Азербайджане необходимо вступительное письмо с описанием вашей компании, истории и цели вашего визита. Всегда полезно переводить такую ​​корреспонденцию на азербайджанский язык, чтобы обеспечить понимание. Этот жест также является признательностью и представит вас в положительном свете.
  • Существует определенный протокол, которому необходимо следовать на собраниях, поскольку азербайджанская культура довольно формальна, а это означает, что азербайджанцы, как правило, чувствительны к статусу, званию, тому, кто первым садится, первым входит в комнату и т. д. Лучше всего следовать примеру.
  • Вежливость важна и является частью процесса построения отношений.
  • Обсуждения часто начинаются медленно за чаем, и темы обсуждения могут быть совершенно неуместными. Тем не менее, это решающая часть ваших отношений — если вы не можете установить взаимопонимание, шансы на совместное ведение бизнеса невелики.
  • Во время разговора всегда держите зрительный контакт, так как азербайджанцы воспринимают это как признак искренности. Если кто-то не смотрит им в глаза во время разговора, они думают, что человеку есть что скрывать.
  • Решения принимаются медленно.
  • Никогда не проявляйте нетерпения и не пытайтесь торопить азербайджанца с принятием решения.
  • Ожидайте много торгов и торга. — Азербайджанцы жесткие переговорщики.

 

Управление

  • Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим Руководством по управлению Азербайджан.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ НАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ — ПОДЕЛИТЕСЬ ЕГО!



Вам нужно цитировать эту страницу для школьных или университетских исследований?

См. примеры ниже.

Просто измените название страны в зависимости от того, на какое руководство вы ссылаетесь.

MLA Формат:

Commisceo Global Consulting Ltd. Афганистан — Язык, культура, обычаи и этикет. www.commisceo-global.com. 1 января 2020 г. https://commisceo-global.com/resources/country-guides/afghanistan-guide

Формат APA:

Commisceo Global Consulting Ltd. (2020 г., 1 января) Афганистан — язык, культура, обычаи и этикет . Получено с https://commisceo-global.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *